Правила госзакупок РК 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила госзакупок РК 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сноска. Правила — в редакции приказа Министра финансов РК от 14.01.2022 № 35 (порядок введения в действие см. п.4).

1. Настоящие Правила осуществления государственных закупок (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон), законами Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «Об информатизации» и определяют порядок осуществления государственных закупок.

2. Правила не распространяются на государственные закупки с применением особого порядка осуществления государственных закупок.

5. Решение об осуществлении государственных закупок принимается заказчиком на основании утвержденного либо уточненного годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил.

6. Годовой план государственных закупок разрабатывается и утверждается заказчиком на основании соответствующего бюджета (плана развития, индивидуального плана финансирования) по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

7. Заказчик, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона, на основании положительного предложения соответствующей бюджетной комиссии до утверждения (уточнения) соответствующего бюджета разрабатывает и утверждает предварительный годовой план государственных закупок по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

8. Заказчики, являющиеся государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству разрабатывают и утверждают предварительный годовой план государственных закупок до утверждения плана развития.

В указанных случаях предварительный годовой план государственных закупок разрабатывается и утверждается отдельно как на стадиях до утверждения, так и на стадиях до уточнения соответствующего бюджета (плана развития).

9. Предварительный годовой план государственных закупок действует до утверждения (уточнения) годового плана государственных закупок. Заказчик посредством веб-портала переносит сведения из предварительного годового плана государственных закупок в утвержденный годовой план государственных закупок, за исключением сведений, не утвержденных в соответствующем бюджете (плане развития).

10. Годовой план государственных закупок утверждается (уточняется) заказчиком в течение десяти рабочих дней со дня утверждения (уточнения) соответствующего бюджета (плана развития) или индивидуального плана финансирования.

11. Годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок) содержит следующие сведения:

1) идентификационный код государственной закупки;

2) номенклатуру товаров, работ, услуг согласно справочнику, включая суммы, выделенные для осуществления государственных закупок, без учета налога на добавленную стоимость;

3) способ и сроки осуществления государственных закупок;

4) планируемые сроки и место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

5) планируемые сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с графиком и разбивкой по годам в пределах выделенных и предусмотренных сумм на каждый финансовый год в случаях, предусмотренных статьей 43 Закона;

6) условия осуществления государственных закупок в соответствии со статьей 51 Закона.

12. При осуществлении государственных закупок товаров, на которые решением Правительства Республики Казахстан в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1178 «Об утверждении Правил установления изъятий из национального режима при осуществлении государственных закупок» установлены изъятия из национального режима, к государственным закупкам допускаются товары, произведенные потенциальным поставщиком, находящимся в реестре отечественных производителей товаров, работ и услуг.

Документом, подтверждающим производство товара потенциальным поставщиком, находящимся в реестре отечественных производителей товаров, работ и услуг, является Индустриальный сертификат, выданный Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

Соответствие потенциального поставщика требованиям, предъявляемым в настоящем пункте, определяется веб-порталом автоматически на основе данных Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

13. При составлении годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок), заказчик в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона, разделяет товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и по месту их поставки (выполнения, оказания).

14. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона, не допускается утверждение (уточнение) годового плана государственных закупок в объеме, не соответствующем бюджету (плану развития) в совокупности по спецификам экономической классификации (статьям расходов), по которым требуется заключение договоров о государственных закупках.

25. Для выполнения процедур организации и проведения государственных закупок заказчик определяет организатора и должностное лицо заказчика, представляющее интересы последнего в предстоящих государственных закупках, за исключением случаев, когда заказчик и организатор выступают в одном лице.

26. Организатором может выступить сам заказчик в лице своего структурного подразделения либо должностного лица, ответственного за выполнение процедур организации и проведения государственных закупок.

27. Заказчик, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона вправе определить организатором подведомственное государственное учреждение заказчика.

28. Заказчик, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона вправе выступить в качестве организатора для нескольких государственных учреждений, подведомственных заказчику.

29. Заказчик, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона вправе для нескольких государственных учреждений, подведомственных заказчику, определить среди них организатора.

30. Администратор бюджетной программы, в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона вправе выступать в качестве организатора для подведомственного ему государственного учреждения, юридического лица, в отношении которого он выступает органом государственного управления, либо лица, аффилированного с юридическим лицом, в отношении которого администратор бюджетной программы выступает органом государственного управления.

Администратор бюджетной программы в соответствии с частью второй пункта 5 статьи 7 Закона вправе для нескольких юридических лиц, в отношении которых он выступает органом государственного управления, ведомств и подведомственных организаций определить среди них организатора государственных закупок.

Государственное предприятие в соответствии с частью третьей пункта 5 статьи 7 Закона вправе выступать в качестве организатора государственных закупок для аффилиированных с ним лиц.

Юридическое лицо, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, в соответствии с частью четвертой пункта 5 статьи 7 Закона вправе выступать организатором государственных закупок для аффилиированных с ним лиц.

31. Организатор определяет должностное лицо, представляющее его во взаимоотношениях с заказчиком, за исключением случаев, когда заказчик и организатор выступают в одном лице, потенциальными поставщиками, соответствующими комиссиями и экспертом. Представитель организатора определяется из числа работников структурного подразделения, ответственного за выполнение процедур организации и проведения государственных закупок.

35. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона к потенциальным поставщикам предъявляются следующие квалификационные требования:

1) обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);

2) являться финансово устойчивым и не иметь налоговой задолженности, превышающей шестикратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Финансовая устойчивость потенциального поставщика определяется в порядке, определенном настоящими Правилами;

3) не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации;

4) обладать материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору;

5) наличие опыта работы (за исключением случаев, когда предметом государственных закупок признается наличие лицензии и (или) разрешения у потенциального поставщика).

36. Квалификационные требования, предусмотренные подпунктом 2) в части обладания финансовой устойчивости, 4) и 5) пункта 35 настоящих Правил, не распространяются на субподрядчиков (соисполнителей).

Новые изменения в госзакупках в 2022 году

37. Правоспособность потенциального поставщика, осуществляющего виды деятельности, на занятие которыми необходимо получение разрешения, направление уведомления, подтверждается посредством информационных систем государственных органов в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации.

38. В случае отсутствия сведений в информационных системах государственных органов потенциальный поставщик представляет нотариально засвидетельствованную или электронную копию соответствующего разрешения (уведомления), полученного (направленного) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

39. Не допускается установление требований по наличию разрешения (направления уведомления) и (или) подвида такого разрешительного документа, которое непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору.

40. Квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика предъявляется к потенциальным поставщикам, участвующим в государственных закупках:

1) товаров, если выделенная сумма соответствующей государственной закупки (лота) превышает четыретысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

2) работ, если выделенная сумма соответствующей государственной закупки (лота) превышает двадцатитысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

3) услуг, если выделенная сумма соответствующей государственной закупки (лота) превышает восьмитысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

41. Квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика предъявляется вне зависимости от выделенной суммы государственной закупки (лота), в случаях осуществления государственных закупок:

1) работ по разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной (типовой проектно-сметной) документации и градостроительных проектов;

2) работ по комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства объектов;

3) инжиниринговых услуг по техническому надзору и (или) управлению проектами;

4) товаров, работ, услуг, государственные закупки которых осуществляются в соответствии с типовыми конкурсными (аукционными) документациями, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с подпунктом 7) статьи 16 Закона.

42. Квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика не распространяется на потенциальных поставщиков, участвующих в государственных закупках в соответствии со статьей 51 Закона.

43. Финансовая устойчивость потенциального поставщика определяется веб-порталом автоматически на основании следующих сведений органов государственных доходов:

1) доходы;

2) уплаченные налоги;

3) основные средства;

4) фонд оплаты труда.

44. Потенциальный поставщик признается финансово устойчивым, если он соответствует в совокупности следующим условиям:

1) доходы потенциального поставщика в течение трех лет, предшествующих предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов, составляют не менее одной второй части суммы, выделенной для осуществления государственной закупки;

2) показатель уплаченных налогов в течение трех лет, предшествующих предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов, составляет не менее трех процентов от доходов потенциального поставщика.

Для целей настоящих Правил расчет показателя уплаченных налогов определяется согласно данным информационных систем органов государственных доходов по следующей формуле:

ПУН = УН / СД х 100%,

где:

ПУН – показатель уплаченных налогов;

УН – сумма уплаченных налогов за рассчитываемый трехлетний период;

СД – сумма дохода потенциального поставщика за рассчитываемый трехлетний период;

3) стоимость основных средств потенциального поставщика в течение трех лет, предшествующих предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов, составляет не менее одной пятнадцатой части суммы, выделенной для осуществления государственной закупки, но не более четырестатысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год;

4) фонд оплаты труда работников потенциального поставщика в течение трех лет, предшествующих предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов, составляют не менее одной пятнадцатой части суммы, выделенной для осуществления государственной закупки.

45. Потенциальный поставщик, участвующий в государственных закупках товаров, признается финансово устойчивым, если он соответствует в совокупности условиям, предусмотренным в подпунктах 1) и 2) пункта 44 настоящих Правил.

База паспортов потенциальных поставщиков представляет собой электронную базу сведений о потенциальных поставщиках. Данные получают из государственных и негосударственных информационных систем, и формируют на веб-портале госзакупок в соответствии с Правилами осуществления госзакупок. Формировать и вести данную базу будет уполномоченный орган (ст. 12 Закона).

Согласительная Комиссия – это постоянно действующий коллегиальный орган, который создает заказчик в порядке, определенном Законом. СК рассматривает обращения поставщиков, которых включили в РНУ из-за уклонения от заключения договора о госзакупках. В состав СК в обязательном порядке входят представители Национальной палаты предпринимателей РК. Уполномоченный орган утверждает типовое положение, порядок работы СК и порядок обращения поставщиков. Срок на подачу обращения в СК поставщиком составляет – 10 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о включении в РНУ.

Новые правила госзакупок в Казахстане с 2022 года

Электронный каталог товаров – информационная подсистема веб-портала госзакупок, предназначенная для формирования унифицированного описания товаров с целью автоматизированной идентификации закупаемых товаров (пп. 35 ст. 2 Закона). Госзакупки товаров из электронного каталога товаров осуществляют по перечню товаров, утвержденному уполномоченным органом

При объявлении конкурса на СМР, конкурсная документация должна содержать техническую спецификацию, утвержденную в установленном порядке, проектно-сметную документацию и положительное заключение комплексной вневедомственной экспертизы.

Добавлен новый функционал – предварительное извещение о проведении конкурса. Это право заказчика или организатора размещать на веб-портале объявление заранее, до объявления самого конкурса.

Оно позволит сократить срок на прием заявок, после размещения объявления о закупке.

Процедура проведения аукциона изменена по последовательности: на первом этапе участники снижают цены друг друга, то есть непосредственный аукцион, а на втором этапе проверяют квалификацию победителя и соответствие его заявки требованиям аукционной документации, далее – АД.

Стартовая цена – цена, предложенная потенциальным поставщиком до проведения аукциона, прилагаемая к заявке на участие в аукционе, которая не может быть ниже выделенной суммы предмета аукциона более чем на пять процентов.

Еще одно новшество заключается в том, что при проведении аукциона единым оператором в сфере государственных закупок обеспечивается конфиденциальность потенциальных поставщиков до истечения срока проведения аукциона.

Рассмотрение заявок начинают с поставщика, цена которого является наименьшей. Если его заявка соответствует квалификационным требованиям и требованиям АД, формируется протокол об итогах аукциона. При этом заявки остальных участников аукциона не вскрываются.

Если заявка не соответствует, формируется промежуточный протокол об итогах аукциона. И комиссия переходит к рассмотрению заявки поставщика, цена которого является следующей после наименьшей цены. Комиссия рассматривает заявки в течение двух рабочих дней со дня проведения аукциона или размещения промежуточного протокола об итогах госзакупок. Протокол об итогах автоматически формируется и размещается веб-порталом в день окончания рассмотрения заявки. Одновременно направляется уведомление всем членом комиссии и поставщикам, подавшим заявки на участие.

Правила госзакупок изменились в Казахстане

  • сегодня
  • неделя
  • месяц

14 февраля 2022 года

Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан»

Документ, который дает российским предпринимателям преимущества при участии в закупках Казахстана, — это Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015). Страны-участницы:

  1. Республика Беларусь.
  2. Республика Казахстан.
  3. Российская Федерация.
  4. Республика Армения.
  5. Кыргызская Республика.

Тендеры в Казахстане на 2020 год регулирует раздел 22 Договора, одним из принципов которого является беспрепятственный доступ стран-участниц к процедурам. Он обеспечивается за счет того, что каждая такая страна, где проводят тендер, признает ЭЦП, выпущенную в стране потенциального поставщика

О видах торгов и правилах их проведения можно узнать из Приложения № 25 к Договору «Протокол о порядке регулирования закупок». Здесь затронуты такие темы, как:

  1. Запрет на необоснованное ограничение количества участников.
  2. Обеспечение заявки и контракта.
  3. Требования к описанию продукции в документации.
  4. Применение национального режима.
  5. Обеспечение прав участников и т. д.

Госзакупки РК также регулирует закон «О государственных закупках» от 04.12.2015. В отношении участия нерезидентов в торгах есть несколько положений:

  1. Запрещено участвовать в тендере предприятию, деятельность которого приостановлена (п. 9 ч. 1 ст. 6).
  2. Для подтверждения соответствия требованиям документации необходимо предоставить такие же документы, как и резидент, либо аналоги (ч. 4 ст. 9).
  3. Поставщик может использовать свою форму договора, если она не противоречит законодательству Казахстана (ч. 6 ст. 43).

Правила, согласно которым проводятся госзакупки, утверждены Приказом министра финансов РК № 648 от 11.12.2015. В документе даны подробные алгоритмы для разных процедур:

  1. Запрос ценовых предложений.
  2. Конкурс (в т. ч. с использованием двухэтапных процедур и с предварительным квалификационным отбором).
  3. Аукцион.
  4. Закупка из одного источника.

Изначально решение о проведении торгов заказчик принимает на основании утвержденного годового плана. Тендер РК похож на российский: заказчик размещает информацию в ЕИС, участники подают предложения, вносят обеспечения заявок, на основании ценовых и неценовых критериев выбирают победителя, с которым в дальнейшем заключают договор. Но есть и различия.

Так, документацию составляют на русском и казахском языках. В конкурсах и аукционах заказчик должен провести согласование положений документации с потенциальными поставщиками. Заявки всегда подают в электронном виде, а сопоставление ценовых предложений, формирование протоколов происходит автоматически благодаря функционалу ЕИС.

Отличительной чертой госзакупок в РК является и то, что участники должны оформлять свои предложения в соответствии с унифицированными формами (Соглашение об участии в конкурсе, аукционе и т. д.), которые можно найти в Приложениях к Правилам.

В документации заказчик также может потребовать дополнительные документы, подтверждающие квалификацию участника, лицензии и допуски.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации ВЭБ РФ, также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

Что изменится в правилах проведениях госзакупок в Казахстане с 2022 года

Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.

В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.

Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:

  • Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
  • Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
  • Запрос котировок в электронной форме.

В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.

Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:

  • в текущем году — 15 дней;
  • в следующем году — 10 дней;
  • с 2023 года — 7 дней.

Для остальных поставщиков:

  • сейчас — 30 дней;
  • в 2022 году — 15 дней;
  • с 2023 года — 10 дней.

Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.

При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.

Сейчас в извещении о закупке содержится только общая информация, а все важные документы прикрепляются рядом. Получается, чтобы найти значимые для поставщиков сведения, нужно перебрать множество файлов. Это неудобно. Поэтому было решено сделать извещение более содержательным, а лишние документы вообще убрать. Теперь все нужные данные будут в извещении — инструкция по заполнению и требование к заявке.

Новые правила не распространяются на закрытые конкурсы и аукционы — там все по-прежнему.

Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.

Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:

  • у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
  • у региональных гарантийных организаций;
  • в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).

Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.

Инструкция по участию в тендерах Казахстана

  • Закупки у СМП по 44-ФЗ: время малого бизнеса!

    585 0

    С 1 марта 2022 года в положения НК РК водится новое понятие «Паспорт налогоплательщика».

    Паспорт налогоплательщика – информационная карта субъекта предпринимательства, не являющейся налоговой тайной, которая содержится в штрих-коде (QR-код), формируемом органом государственных доходов.

    Добавлена новая статья 75-1, по которой паспорт налогоплательщика используют предприниматели и организации, работающие в сфере торговли или общественного питания.

    Паспорт размещается возле ККМ или в других общедоступных местах и должен содержать:

    • ИИН/БИН;
    • Наименование налогоплательщика;
    • ФИО ИП или руководителя юр. лица;
    • статус налогоплательщика;
    • дату постановки на рег. учет;
    • рег. номер ККМ;
    • наличие лицензий на алкогольную продукцию.

    Паспорт (в виде QR-кода) формируется налоговым органом 1 раз в месяц.

    Подробнее по паспорту налогоплательщика

    • Пилот по администрированию налогоплательщиков с проведением визуального осмотра (по QR-коду) проводится с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года
    • Для оптовой и розничной торговли планируется пилот с проведением визуального осмотра для проверки применения ККМ, оборудования для приема оплаты картой

    Налоговые органы расширяют список каналов, по которым они могут оповещать физ. лиц об исчисленных налоговых обязательствах и имеющихся задолженностях (по налогу на транспорт, землю, имущество).

    Добавлено оповещение через налоговое мобильное приложение

    Налоговое мобильное приложение – программный продукт, установленный и запущенный на абонентском устройстве сотовой связи и предоставляющий доступ к государственным и иным услугам, оказываемым налоговыми органами в электронной форме, а также исполнения налогового обязательства.

    с 1 января 2022 года начали действовать новые критерии расчета демпинговых сумм на Портале, в соответствии с введенными изменениями в Правила закупок субъектов квазигосударственного сектора (Глава 7, параграф 13 Правил закупок).

    146. Цена заявки на участие в тендере потенциального поставщика на работы признается демпинговой в случае, если она ниже цены, указанной в технико-экономическом обосновании (для разработки проектно-сметной документации) и проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу в соответствии с законодательством Республики Казахстан, (технической документации, предназначенной для среднего ремонта существующих автомобильных дорог общего пользования), более чем на пять процентов.

    147. Цена заявки на участие в тендере потенциального поставщика на работы по разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной (типовой проектно-сметной) документации и градостроительных проектов признается демпинговой в случае, если она ниже цены, рассчитанной заказчиком в соответствии с Государственными нормативами по определению стоимости проектных работ для строительства в Республике Казахстан, утвержденными приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 ноября 2017 года № 249-нқ «Об утверждении нормативных документов по ценообразованию в строительстве» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16073), более чем на десять процентов.

    148. Цена заявки на участие в тендере потенциального поставщика (аккредитованной экспертной организации) на работы по комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства объектов признается демпинговой, если она ниже стоимости устанавливаемой в соответствии с Правилами определения стоимости работ по проведению комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов, а также комплексной градостроительной экспертизы проектов градостроительного планирования территорий различного уровня, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 декабря 2015 года № 780 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12681).

    В статье узнаете, как быстро разобраться с незаметными на первый взгляд оптимизационными изменениями контрактной системы, о которых пока мало говорят. К такому никто не был готов: неожиданно оптимизация убрала основной документ о закупке —документацию. А в предквалификацию вложила совершенно новый смысл.

    Оптимизационный закон вступает в силу с января 2022 года, но все закупки на будущий год нужно спланировать уже сейчас с учетом новых правил. Когда чиновники комментируют эти правила, они чаще всего разъясняют, что станет меньше способов закупки, а сроки всех этапов закупки сократятся. На самом деле есть целый пласт изменений, разбросанных по всему закону, о которых пока мало кто говорит. Например, вместо документации придется подготовить новый состав закупочных документов. А единственного поставщика услуг нужно будет проверить на соответствие единым требованиям.

    Дело в том, что при подготовке оптимизационный закон переписали несколько раз, и, вполне предсказуемо, в нем появилось то, чего изначально не планировали. Поэтому редакция выделила из текста закона неочевидные изменения, которые нужно принимать в расчет уже при планировании’22. Например, срочно придется пересобрать все закупочные файлы: разделить документацию по каждой закупке на отдельные части.

    После каждого раздела статьи предлагаем определиться, как с новыми правилами работать на практике.

    Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

    Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.

    Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.

    Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — совсем новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб. Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года с погашенными пенями и штрафами.

    Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.

    В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая. Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.

    С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее трех человек. Ранее нужно было не менее пяти. С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой стороны, возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов.

    Уже сейчас придется получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). И еще по-другому составлять протоколы закупок.

    В задании 3 видите пример фрагмента протокола, аналог которого применяли в этом году. Определите, что в нем нужно изменить, чтобы использовать в работе с нового года.

    Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому, на это уйдет минимум три недели, а должно быть готово к 1 января

    ВНИМАНИЕ!

    Когда с 2022 года будет достаточно трех человек в составе комиссии, для кворума хватит и двух человек. Кажется, этого достаточно, ведь каждый член комиссии обязан иметь персональную КЭП, чтобы подписывать протокол по итогам видеоконференцсвязи. Но это не совсем так. Учтите, что срок электронных процедур по оптимизационным правилам сильно сократился, работать комиссии придется быстрее и эффективнее, а объема по рассмотрению заявок и подведению итогов закупок не уменьшится.
    Но есть и положительный момент в сокращении членов комиссии. Теперь нести ответственность за принятие комисионных решений будет меньше людей, а значит в меньшем объеме получать штрафы на учреждение заказчика. Однако в случае невыверенного решения, а также отсутствия должной квалификации членов комиссии по отбору заявок участников, штрафы на трех членов комиссии могут возрасти в геометрической прогрессии.

    В Казахстане изменили правила осуществления госзакупок

    До 1 января нужно включить в приказ закупочного подразделения обязательный срок хранения документов о закупках

    ВНИМАНИЕ!

    В задание включили основные документы для хранения, но перечень не исчерпывающий.
    Сейчас на бумаге нужно хранить как минимум: конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения, заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). А еще документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ).
    Также нужно обеспечить сохранность планов-графиков, документов, составленных в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок. Хранят журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками.
    Контракты, заключенные по итогам закупок, нужно хранить пять лет с того момента, как их исполнили или расторгли.
    С нового года все эти документы вы продолжаете хранить, но минимальный срок хранения составляет 6 лет.

    • 2009
    • 2010
    • 2011
    • 2012
    • 2013
    • 2014
    • 2015
    • 2016
    • 2017
    • 2018
    • 2019
    • 2020
    • 2021
    • 2022
    • Январь
    • Февраль
    • Март
    • Апрель
    • Май
    • Июнь
    • Июль
    • Август
    • Сентябрь
    • Октябрь
    • Ноябрь
    • Декабрь

    В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Бюджетного кодекса Республики Казахстан утвержден Приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 декабря 2021 года № ҚР ДСМ-140, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 января 2022 года № 26376 Правила определения стоимости исследований, консалтинговых услуг и государственного задания (далее — Правила).

    Правила определяют стоимость исследований, консалтинговых услуг и государственного задания.

    В соответствии с Главой 2 Правил: для определения стоимости на услуги, осуществляемые потенциальным поставщиком, учитываются затраты, относящиеся к основному виду его деятельности.

    Для расчета стоимости исследований, консалтинговых услуг и государственного задания определяется единица услуги.

    Определение структуры затрат исследований, консалтинговых услуг и государственного задания производится на основании:

    -суммы прямых затрат на оказание исследований, консалтинговых услуг и государственного задания; К прямым расходам относятся:

    1) заработная плата работников (штатных и внештатных), осуществляющих исследования, консалтинговые услуги, государственное задание;

    2) социальный налог, социальные отчисления в государственный фонд социального страхования, отчисления работодателей в фонд социального медицинского страхования ;

    3) налог на добавленную стоимость;

    4) командировочные расходы персонала, проводящего исследования, оказывающего консалтинговую услугу, выполняющего государственное задание (служебные разъезды внутри страны и (или) за пределы страны);

    5) расходы по привлечению внешних экспертов, привлекаемых для реализации услуги в качестве субподрядчика.

    6) приобретение материалов (расходные материалы, канцелярские товары, материальный запас);

    7) услуги связи (почтовые, курьерские услуги, интернет, услуги телефонной связи, в том числе международная и междугородняя связь);

    8) транспортные услуги, непосредственно используемые для проведения исследования, оказания консалтинговой услуги, выполнения государственного задания;

    9) полиграфические расходы (тиражирование бланочной продукции: анкет, маршрутных листов, карточек, отчетов исследований, тестовых заданий, переплет, подшивка и обработка документов);

    10) курьерские услуги (рассылка материалов);

    11) арендная плата для проведения конференций, семинаров, круглых столов;

    12) банковские услуги;

    13) переводческие услуги, непосредственно используемые для проведения исследования, оказания консалтинговой услуги, выполнения государственного задания.

    -суммы накладных расходов (косвенные) на оказание исследований, консалтинговых услуг и государственного задания. Накладные расходы включают следующие затраты:

    1) заработная плата административного персонала;

    2) социальный налог, социальные отчисления в государственный фонд социального страхования, отчисления работодателей в фонд социального медицинского страхования;

    3) налоги и другие обязательные платежи в бюджет;

    4) командировочные расходы административного персонала (служебные разъезды внутри страны и (или) за пределы страны);

    5) страхование административного персонала (обязательное страхование транспортных средств, работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей);

    6) амортизация основных средств и нематериальных активов;

    7) обслуживание и ремонт основных средств и нематериальных активов; 8) коммунальные услуги: отопление, электроэнергия, водоснабжение и канализация , вывоз твердых бытовых отходов;

    9) аренда зданий и помещений;

    10) услуги связи административного персонала (почтовые, курьерские услуги, интернет, услуги телефонной связи, в том числе международная и междугородняя связь);

    11) затраты (информационные услуги, за исключением рекламы, пожарная безопасность, услуги по охране, представительские расходы, аудиторские услуги, банковские услуги, нотариальные услуги, типографские расходы).

    Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:

    -приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 декабря 2021 года № ҚР ДСМ-140, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 января 2022 года № 26376.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» и подпунктом 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» утвержден Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 1341, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 января 2022 года № 26414:

    1) форма свидетельства об аккредитации профессиональной аудиторской организации;

    2) форма свидетельства об аккредитации профессиональной организации бухгалтеров;

    3) форма свидетельства об аккредитации организации по профессиональной сертификации бухгалтеров;

    Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:

    -приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 1341, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 января 2022 года № 26414.

    Минимальные нормативы обеспеченности населения торговой площадью:

    № п/п

    Регион

    Квадратных метров на 1 тысячу человек

    О внесении изменений и дополнения в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 595 «Об утверждении Правил оплаты деятельности частного судебного исполнителя, связанной с исполнением исполнительных документов о взыскании алиментов и заработной платы»

    Редакция до внесения

    Редакция после внесения

    Комментарий

    подпункты 1), 2) и 3) пункт 5

    1) по исполнительному документу о взыскании алиментов при наличии задолженности три и более месяцев в связи с розыском должника: постановление о возбуждении исполнительного производства; извещение сторон о возбуждении исполнительного производства; сведения об отсутствии пенсионных отчислений; сведения об отсутствии движимого и недвижимого имущества (запросы и ответы регистрирующих органов); вызов сторон исполнительного производства к судебному исполнителю; выставление временного ограничения на выезд физического лица, являющегося должником, из Республики Казахстан; определение суда об объявлении в розыск должника; постановление об определении задолженности за три и более месяцев в отношении должника; 2) по исполнительному документу о взыскании алиментов при отсутствии у должника постоянного дохода, места работы и имущества, на которое возможно обратить взыскание: постановление о возбуждении исполнительного производства; извещение сторон о возбуждении исполнительного производства; сведения об отсутствии пенсионных отчислений; сведения об отсутствии движимого и недвижимого имущества (запросы и ответы регистрирующих органов); постановление об определении задолженности, подтверждающее неисполнение алиментных обязательств обязанным лицом более трех месяцев; выставление временного ограничения на выезд физического лица, являющегося должником, из Республики Казахстан; направленные в территориальный орган материалы для составления протокола об административном правонарушении; внесенное в орган уголовного преследования представление о привлечении к уголовной ответственности должника, уклоняющегося от исполнения судебного акта, при наличии заявления взыскателя о привлечении должника к уголовной ответственности. При направлении материалов и представлений, указанных в абзацах восьмом и девятом подпункта 2) пункта 5 Правил для привлечения должника к административной либо уголовной ответственности, к материалам и представлениям должны быть приложены следующие документы: постановления о возбуждении исполнительного производства; документы, подтверждающие предупреждение должника об административной ответственности за неисполнения исполнительного документа; уведомления или требования о необходимости исполнения судебного акта; заявление взыскателя о привлечении должника к уголовной ответственности; постановления об определении задолженности должника за три и более месяцев; сведения и другие документы, подтверждающие отсутствие за должником движимого и недвижимого имущества, на которое возможно обратить взыскание.

    3) по исполнительному документу о взыскании заработной платы при отсутствии денежных средств и имущества, на которое возможно обратить взыскание: постановление о возбуждении исполнительного производства; извещение сторон о возбуждении исполнительного производства; сведения об отсутствии движимого и недвижимого имущества (запросы и ответы регистрирующих органов); выставление временного ограничения на выезд руководителя (исполняющего обязанности) юридического лица, являющегося должником, из Республики Казахстан; сведения о проверке действий лицензий, разрешения и специальных прав и направление в суд представления о временном запрещении выдавать должнику лицензии, разрешения и специальные права, а также о приостановлении действия ранее выданных должнику лицензий, разрешений и специальных прав; вызов сторон исполнительного производства к судебному исполнителю; сведения об отсутствии дебиторской задолженности (информация из органов государственных доходов и бухгалтерии); судебный акт о привлечении должника к административной ответственности либо об отказе, постановление уполномоченного органа о привлечении к уголовной ответственности либо прекращении досудебного рассмотрения в связи с отсутствием состава.

    В Беларуси государственные закупки регулируются Законом от 13.07.2012 № 419-З. Сами закупки классифицируются по видам (п. 1 ст. 18 Закона № 419-З):

    • конкурсы (открытый, закрытый);
    • аукцион (электронный);
    • запрос ценовых предложений;
    • закупка из одного источника;
    • торги на бирже.

    Выбор способа закупки зависит от ориентировочного объема годовой потребности в однотипных товарах, что отражена в годовом плане госзакупок заказчика. Кроме того, предусмотрено определение организацией внутреннего порядка осуществления закупок за счет собственных средств, в котором закрепляются конкретные виды процедур госзакупок, условия их применения и проведения в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229.

    Основной нормативный акт, регулирующий госзакупки в Казахстане — закон от 04.12.2015 № 434-V ЗРК. Его дополняет приказ Министра финансов республики от 11.12.2015 № 648 об утверждении правил осуществления государственных закупок. Это довольно большой по объему документ, в деталях регламентирующий взаимодействие между заказчиками и поставщиками в рамках документооборота с применением электронной цифровой подписи. По существу, это национальные правила проведения электронных государственных закупок.

    В Казахстане функционирует справочно-правовая система, с помощью которой можно изучить в действующей версии национальные правила осуществления государственных закупок — Адилет. Сейчас, как следует из информации данной системы, применяется приказ № 648 в редакции от 01.08.2021 года.

    Приказом предусматривается 3 способа выбора поставщика — конкурс, аукцион и запрос ценовых предложений. К числу ключевых нормативных положений приказа, регулирующих указанные способы определения поставщика, можно отнести те, что закреплены, в частности:

    • в п. 45-1 — 45-8 Правил, которые регулируют подачу заявки на участие в закупках посредством запроса ценовых предложений;
    • в п. 46 — 46-3 Правил, которые регламентируют основные этапы проведения госзакупок посредством конкурса;
    • в п. 251 — 253 Правил, регулирующие проведение аукциона.

    Также можно обратить внимание на положения п. 426 — 426-4 Правил, которые регулируют порядок исполнения договора при государственных закупках, взаимодействие между поставщиком и заказчиком в электронной форме. Примечателен п. 426-4 правил осуществления государственных закупок, согласно которому заказчик может в установленный срок — не позднее 3 рабочих дней со дня получения на веб-портале госзакупок уведомления об оформлении исполнителем акта приема-передачи товара (выполнения работ или оказания услуг) — отказать в принятии товара, работы или услуги с указанием аргументированных обоснований. Также заказчик вправе взять до 10 дней на дополнительное изучение поставленных товаров, работ или услуг.

    Во многих частях нормативы, закрепленные в законодательстве Республики Казахстан о госзакупках, схожи по существу с российскими. Так, в п. 45-2 Правил указано, что потенциальный поставщик может выбрать один из двух видов обеспечения заявки (в данном случае — в форме ценовых предложений):

    • денежные средства на своем электронном кошельке;
    • банковскую гарантию (ее форму содержит Приложение 22 к Правилам осуществления государственных закупок по приказу № 648).

    Аналогичные условия и в случае с конкурсом, аукционом (п. 114, 312 Правил).

    Таким образом, для российского предпринимателя, планирующего вести бизнес в странах ЕАЭС, важно изучать местные нормативные положения об утверждении правил осуществления государственных закупок. В некоторой части они могут быть схожи с положениями актов, действующих в РФ, но больше отражают локальную специфику нормативного регулирования.

    Осуществление закупок проводится не просто так, а согласно с определенными правилами. Со времен принятия 4 декабря 2015 года закон несколько раз видоизменялся, но, по мнению экспертов, существенных перемен не произошло. Проект регламентирует все, что связано с торговыми отношениями в сфере приобретения товаров или услуг, выгодных для государства.

    Учитывая изменения с января 2020 года, Закон «О госзакупках» РК регламентирует:

    • приобретение услуг согласно трудовым договорам, а также связанным с расходами на командировки;
    • приобретение товаров и услуг согласно государственному заданию;
    • внесение вкладов;
    • приобретения холдингов, компаний, Нацбанка и других государственных структур;
    • покупки военных товаров;
    • приобретение услуг и товаров для воплощения инвестиционных проектов.

    Есть несколько вариантов проведения закупок, каждый из которых имеет свои особенности. Вот они:

    • На конкурсной основе.

    Для участия в конкурсе потенциальные поставщики подают заявки, которые должны соответствовать ряду квалификационных требований. Организатор обязан оповестить о проведении конкурса не позднее чем за три дня, разместив информацию на веб-портале.

    Также конкурс может быть признан несостоявшимся и проводиться повторно, если не было заявок или участие принимали менее двух человек.

    • Аукцион.

    Правила госзакупок РК гласят, что процедура должна проводиться в реальном времени на государственном сайте. Предметом аукциона может быть товар, а поставщики имеют право участвовать по предварительным заявкам. Каждый участник вправе предложить цену на товар, после чего она будет снижаться в соответствии с шагом аукциона.

    Победителя автоматически вычисляет веб-портал. Аукцион может быть признан недействительным, если отсутствуют заявки или участвуют менее двух человек.

    • Путем запроса ценовых предложений.

    Подобная процедура возможна для однородных товаров и услуг, годовая стоимость которых не превышает суммы на финансовый год, установленной бюджетом РК. Информация о подобных закупках размещается на сайте, где указывается количество товара и объем работ, краткое их описание.

    Потенциальные поставщики могут однократно предложить цену на товар, после чего портал госзакупок РК автоматически подводит итоги путем запроса ценовых предложений. Результаты размещаются на сайте.

    • Из одного источника, через товарные биржи.

    Эти варианты используются в тех случаях, если предыдущие способы не дали результатов или признаны недействительными. Чтобы принять участие в закупках, нужно получить приглашение на государственный сайт. Документ должен содержать информацию о закупаемом товаре в соответствие со стандартами, а также о местонахождении организатора.

    Закон РК «О госзакупках» также гласит, что процесс может выполняться путем заключения договора. При этом заказчик заключает с поставщиком договор через веб-портал.

    Закупка через товарные биржи проводится по двойному встречному аукциону в соответствии с законодательством РК.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...