Аудиторская проверка в 2022 году осуществляется за какой год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудиторская проверка в 2022 году осуществляется за какой год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.

Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

  • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
  • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Формы взаимодействия:

  • запрос информации;
  • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Сложившаяся в 2020 — 2021 гг. ситуация, обусловленная распространением новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений, оказали и продолжают оказывать влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц, что, в свою очередь, не может не иметь последствий для организации и осуществления аудита указанной отчетности. Значительно возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые аудиторские риски. Данное обстоятельство должно быть принято во внимание на всех этапах организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности, в частности, при планировании аудита, рассмотрении ошибок и недобросовестных действий, анализе состояния внутреннего контроля, выполнении аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности и других аудиторских процедур по существу, взаимодействии с представителями собственников.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г. рекомендуется применять:

Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения коронавирусной инфекции, одобренные Советом по аудиторской деятельности 18 декабря 2020 г.;

информационное сообщение ИС-аудит-32;

письмо Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов Минфина России от 7 апреля 2020 г. N 07-02-09/27403.

Отдельные вопросы бухгалтерского учета, связанные с деятельностью организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, обобщены в документе N ПЗ-14/2020.

Названные документы размещены на сайте Минфина России2 соответственно в разделах «Аудиторская деятельность» и «Бухгалтерский учет и отчетность».

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводится только аудиторскими организациями. Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ положение части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» применяется начиная с обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г.

В связи с этим обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2021 г. вправе проводить исключительно аудиторские организации. Случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности определены частью 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Понятие бухгалтерской отчетности для целей этого Федерального закона установлено в части 3 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Начиная с 1 января 2022 г. индивидуальный аудитор не вправе проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, в том числе отчетности за отчетные периоды, предшествующие 2021 г. Вместе с тем аудиторские заключения, выданные в установленном порядке индивидуальными аудиторами по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций до 1 января 2022 г., продолжают признаваться официальными документами в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Исходя из части 2 статьи 5.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций вправе проводить только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Данное требование применяется начиная с аудита бухгалтерской отчетности за 2023 г.

Таким образом, обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2021 г. вправе проводить любые аудиторские организации при условии:

1) наличия в их штате хотя бы одного аудитора, имеющего квалификационный аттестат аудитора, выданный после 1 января 2011 г. (часть 3 статьи 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

2) соблюдения требования части 20 статьи 15 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ. Согласно данному требованию до дня вступления в силу порядка ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, аудиторские организации уведомляют Казначейство России о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций в порядке, предусмотренном до дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ. Предполагается, что порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, вступит в силу с 1 сентября 2022 г. В связи с этим до названной даты:

аудиторская организация, оказывающая услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций, обязана уведомить об этом Казначейство России;

уведомление Казначейства России производится в сроки, порядке и по форме, действовавшим до 1 января 2022 г., в частности, согласно приказу Минфина России от 8 февраля 2018 г. N 20н «Об утверждении порядка и формы уведомления Федерального казначейства о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

Казначейство России уведомляется о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций, перечень которых установлен частью 1 статьи 5.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г. необходимо руководствоваться МСА, введенными в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 9 января 2019 г. N 2н, 30 декабря 2020 г. N 335н, 27 октября 2021 г. N 163н и 9 ноября 2021 г. N 172н. В частности, МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) «Выявление и оценка рисков существенного искажения», МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении» и согласующимися поправками к другим МСА, введенными в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 27 октября 2021 г. N 163н и от 9 ноября 2021 г. N 172н.

Помимо МСА необходимо применять следующие документы, принятые Международной федерацией бухгалтеров и рекомендованные для применения на территории Российской Федерации Советом по аудиторской деятельности:

1) Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;

2) Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;

3) Словарь терминов;

4) Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;

5) Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Все МСА и иные названные документы размещены на сайте Минфина России в разделе «Аудиторская деятельность — Стандарты и правила аудита — Международные стандарты аудита».

При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация, индивидуальный аудитор самостоятельно определяют формы и методы проведения аудита на основе стандартов аудиторской деятельности.

Кто подлежит обязательному аудиту за 2021 год

При проведении аудита бухгалтерской отчетности особое внимание должно быть обращено на:

1) требования по составлению и хранению аудиторской документации (МСА 230 «Аудиторская документация»);

2) документальное оформление выявленного несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов (МСА 250 (пересмотренный) «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»);

3) получение аудиторских доказательств (МСА 500 «Аудиторские доказательства», МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях», МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»);

4) обоснование величины аудиторской выборки (МСА 530 «Аудиторская выборка»);

5) изучение информации о связанных сторонах (МСА 550 «Связанные стороны»);

6) применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности»).

Кроме того, при проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности субъектов Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» следует обратить внимание на выполнение необходимых и достаточных процедур проверки соблюдения этими субъектами установленных требований по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

В текущем году от проверок освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства, то есть компании и ИП, которые входят в единый реестр МСП.

Мораторий не действует в отношении некоторых видов контроля: налогового, валютного, таможенного. Кроме того, проверки не приостановят для компаний и ИП, которые:

  • ведут лицензируемую деятельность или находятся под постоянным госконтролем (надзором);
  • в последние 3 года были наказаны за грубые нарушения штрафами, приостановкой деятельности, дисквалификацией должностных лиц или были лишены лицензии;
  • используют производственные объекты с высоким классом опасности, ведут деятельность с высоким классом риска;
  • проводят обязательный аудит бухотчетности (их контролируют на качество работ), работают в сфере атомной энергетики.

Напишите свой комментарий ...