Субсидии с 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии с 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На основании Постановления Правительства от 21.12.2021 г. № 2371 утверждены сроки начала действия эксперимента по оказанию субъектам МСП господдержки на основе цифровой платформы. Эксперимент будет запущен с 1 февраля 2022 года и продлится до 1 февраля 2025 года.

Поддержка коснется малого и среднего предпринимательства, самозанятых, а также физлиц, собирающихся начать свое дело.

Данная система позволит максимально упростить открытие, ведение и развитие предпринимательской деятельности. К ней будут подключены министерства и ведомства, институты развития, кредитные и страховые организации. Они будут обмениваться необходимыми сведениями через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Цель такого нововведения — объединить в одну систему все сервисы для малого бизнеса и дать предпринимателям возможность удаленно выбирать и получать необходимые меры господдержки. Система будет функционировать на базе цифровой платформы, обеспечивающей адресный подбор, проактивное одобрение мер господдержки, а также предоставление услуг, требуемых на разных этапах ведения предпринимательства. При этом система будет работать удаленно без необходимости присутствия предпринимателей. К 2024 году в систему планируется внедрить более 20 разных сервисов.

Каждый пользователь цифровой платформы будет иметь свой цифровой профиль. Участники системы смогут использовать инструменты поддержки и сервисы с учетом степени развития бизнеса и конкретных потребностей.

Главные задачи, которые планируется решить в рамках данного проекта:

  • обеспечить дистанционный доступ к реестру оцифрованных региональных услуг для поддержки малого бизнеса;
  • запустить мобильное приложение с сервисами цифровой платформы;
  • создать условия для продажи товаров и услуг через цифровой сервис — агрегатор маркетплейсов на платформе;
  • помочь привлекать сотрудников, обеспечить предложениями от соискателей на работу, в т.ч. через интеграцию с сервисами и «Электронной трудовой книжкой»;
  • оказывать адресный подбор мер господдержки, сервисов и решений, проактивное одобрение инструментов помощи.

Субсидии на ЖКУ с января 2022 года смогут получать и должники

В 2022 году чиновники планируют компенсировать бизнесу часть расходов на участие в международных выставках и ярмарках, сделать более доступным отечественное программное обеспечение, а также усовершенствовать процесс получения займов.

На основании Постановления Правительства от 22.09.2021 г. № 1591 экспортерам упростили процесс формирования заявок на получение субсидий из федерального бюджета. Эти средства можно потратить на компенсацию расходов при участии в международных проектах — затрат на аренду площадок, мебели и оборудования, оплату взносов для регистрации. Заявку можно подавать онлайн через систему «Одно окно».

На данный момент экспортеры могут через систему отправлять заявки на подтверждение ставки по НДС в размере 0% или подавать заявление об участии в выставке, оформить сертификат свободной продажи.

С 2021 года юрлица и ИП получают субсидии на участие в международных выставках и ярмарках. Величина такой государственной поддержки по каждому мероприятию для субъектов МСП — 700 тыс. руб., для крупного бизнеса — 2 млн. руб. В течение года субъекты могут получить субсидии на возмещение расходов по 3-м мероприятиям.

Данный механизм предоставления поручительств дает предпринимателям возможность получать кредитные средства и снижать окончательные процентные ставки по ним. Поручительство обеспечивает до 50% от размера займа, а бизнес может получить его в «одном окне» банка.

Оплата комиссии за поручительство возлагается не на предпринимателя, а на кредитную организацию. Заемщики, относящиеся к средней группе риска, могут повысить величину привлеченных средств через поручительства и высвободить залоги. Заемщики, относящиеся к низкой группе риска, смогут получать займ с более низкой ставкой — в среднем меньше на 1-2%.

В соответствии с обновленным механизмом господдержки субъектов МСП предприниматели получили возможность покупать отечественное программное обеспечение дешевле вдвое. Однако для этого требуется удовлетворять критериям по среднесписочной численности сотрудников и доходам.

Данная программа будет работать до 2024 года и, как и ранее, доступ к ней будет у тех субъектов, информация о которых включена в реестр МСП (Постановление Правительства от 30.12.2020 г. № 2374). При этом предполагается частичная компенсация расходов на выпуск акций и облигаций (до 1,5 млн. руб.) и выплату по купонам (до 70%).

Отбор субъектов для участия в программе производится дважды в год — до 1 июля и 1 октября календарного года.

Существует программа Минэкономразвития для тех, кто только планирует открывать свой бизнес. По ней на уровне региона предоставляется господдержка субъекта МСП, при этом центр занятости населения осуществляет единовременную финансовую поддержку в открытии своего дела. Однако, для ее получения физлицо официально должно быть признано безработным.

Величина финансовой поддержки зависит от региона. К примеру, в Москве она составляет 10,2 тыс. руб., а в Подмосковье — 145,460 руб. и дополнительно 7,5 тыс. руб. на подготовку документов.

Актуальные сведения о величине этой поддержки по региону нужно уточнять на сайте администрации или региональном портале «Мой бизнес».

Как правило, единовременная финансовая поддержка от центра занятости населения выделяется на оформление документов — оплату пошлины, нотариальное заверение, покупку бланочной документации, юридические услуги и консультации.

Помощью от центра занятости населения могут воспользоваться физлица старше 18-ти лет. Для ее получения требуется встать на учет в качестве безработного и получать пособие по безработице.

Субсидии могут получить не все, т.к. они имеют ограниченное количество. Кроме того, они выдаются в начале финансового года, а потому надо еще успеть попасть в нужный период.

Государственные программы 2022 года по поддержке малого предпринимательства

Эта мера поддержки обычно оказывается властями на уровне регионов. Гранты предоставляются не только начинающим, но и опытным предпринимателям через софинансирование или на безвозвратной и безвозмездной основе.

В зависимости региона условия получения грантов различаются, а потому нужно на местах узнавать о всех нюансах. Денежные средства выдаются тем, чьи заявки прошли отбор по конкурсу. В числе его критериев — сфера деятельности, величина выручки, число рабочих мест и т.д.

В ближайшем году сельское хозяйство, туризм и фермерство однозначно будут поддерживаться.

Для уточнения деталей получения грантов нужно зайти на сайты госорганов, представляющих сведения о мерах господдержки бизнеса, к примеру, в Республике Татарстан — на сайт Минэкономики, в Подмосковье — на сайт «Центра Развития Предпринимательства Московской области».

Кроме того, можно воспользоваться поиском на сайте «Мой бизнес» в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе». Здесь достаточно указать на карте регион, после чего система предоставит сведения о местных отделениях и укажет сайт, на котором содержится вся информация по господдержке.

На сайте Минэкономразвития имеется перечень уполномоченных органов по поддержке МСП в субъектах РФ.

В январе 2022 года был запланирован запуск особой информационной системы для сельхозтоваропроизводителей. Минсельхоз даже разработал специальный законопроект, однако, на данный момент он еще обсуждается.

Когда система начнет действовать, с ее помощью можно будет информировать предпринимателей о возможных мерах государственной поддержки.

Кроме того, на основании Постановления Правительства от 16.12.2021 г. № 2309 ввели новый грант на проекты, которые касаются сельского туризма. С 2022 года малый сельскохозяйственный бизнес может рассчитывать на сумму до 10 млн. руб., если занимается строительством или ремонтом помещений для приема туристов, формирует развлекательную инфраструктуру, приобретает туристическое оборудование и др.

Также на основании Постановления Правительства от 26.11.2020 г. № 1932 в 2021 году был введен новый грант — «Агропрогресс». На него могут рассчитывать сельхозтоваропроизводители, которые официально работают не меньше 2-х лет на сельской территории.

Размер государственной поддержки составляет не больше 30 млн. руб., которые можно потратить на развитие базы по изготовлению, хранению, переработке и продаже продукции, а также на покупку или возведение новых производственных объектов и т.д.

Кроме того, для сферы сельского хозяйства предусмотрены и другие гранты:

  • «Агростартап» — для КФХ или ИП (3-5 млн. руб.);
  • на развитие семейной фермы — для КФХ и ИП, соответствующих критериям микропредприятия (не больше 30 млн. руб.).

В 2021 году субъектам сельского хозяйства на Дальнем Востоке повысили величину грантов на развитие семейных ферм и сельхозкооперативов. Раньше такая помощь составляла не больше 60%, а теперь она увеличена до 70%. При этом можно компенсировать до 20% оставшихся расходов за счет средств бюджета региона.

С 1 января 2022 года для получения жилищной субсидии не нужны справки об отсутствии задолженности за коммунальные услуги*, в т.ч. за электроэнергию.

При этом данные о платежах социальные службы будут запрашивать у поставщиков услуг через систему ГИС ЖКХ.

Если есть подтверждённая вступившим в законную силу судебным актом непогашенная задолженность по оплате коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года, субсидия не предоставляется.

Т.е. резюмируем: за справками больше ходить не нужно, но и долги копить не надо.

Чтобы не попасть в замкнутый круг, когда при наличии долга невозможно получить субсидию, которая помогла бы погасить долг, рекомендуем не запускать ситуацию и решать вопрос с субсидией своевременно.

Субсидия начисляется тем, у кого:

· коммунальные платежи составляют более 22% от семейного бюджета

· нет лишних квадратных метров (норматив рассчитывается из расчета: по 18 кв. м на семью из 3 и более человек, 42 кв.м. — на двоих, 33 кв.м. — для одинокого человека)

Как рассчитать — положена ли субсидия на оплату услуг ЖКХ?

Сложите доходы всех домочадцев за последние 6 месяцев и разделите его на количество месяцев — шесть. Это и есть среднемесячный доход, который нужно сравнить с ежемесячным платежом по коммунальным квитанциям и высчитать – сколько процентов дохода вы тратите на оплату услуг.

В доходы засчитываются:

· официальные зарплаты

· государственные выплаты, как единоразовые, так и ежемесячные

· алименты

· проценты по банковским вкладам

· прибыль от продажи недвижимости

· доходы, которые приносит личное подсобное хозяйство

· стипендии

· пенсии

Где подать заявление на субсидию?

Заявление на оформление субсидий подается в органы соцзащиты. Но ходить к ним не нужно – документы подаются через МФЦ.

*Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 №1130 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

«Зонтичный» механизм предоставления поручительств позволит бизнесу получать кредиты и снижать конечные процентные ставки по ним. Поручительство будет обеспечивать до 50 % от суммы кредита, а предприниматель сможет получить его в «одном окне» банка.

Оплата комиссии за поручительство возложена не на предпринимателя, а на банк. Заёмщики со средним риском смогут увеличить объем привлеченных средств за счет поручительств и высвободить залоги, с низким риском — получить кредитные средства в среднем ниже на 1–2 %.

Справка: с 2022 года субсидии на квартплату смогут получать даже должники

Да, если это дети или родители владельца жилья.

Субсидия может предоставляться в размерах той доли, которая закреплена за гражданином, подающим документы на субсидию. Если все владельцы совершеннолетние и имеют право на помощь, можно просто подать документы одновременно, чтобы получить субсидию.

Регулярно разрабатываются новые положения на государственном уровне, но местные власти могут составить адресную или общую помощь на своем, местном уровне. Все зависит от руководителей и направления их политики.

В части регионов можно получать субсидию, если просто доходы не позволяют оплачивать счета на коммуналку. Но придется доказывать, что доходов действительно нет. Главное – чтобы не было долгов по коммунальным платежам, иначе помощь могут и не дать.

До 1 января 2022 года, при наличии у граждан задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, выплата субсидий приостанавливалась в любом случае, независимо от срока давности и установления причин возникновения указанной задолженности.

После 1 января 2022 года основанием для приостановления выплаты субсидий гражданам, имеющим на них право, является вступивший в законную силу судебный акт о непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Таким образом граждане, которым предоставление субсидии было приостановлено в 2021 году в связи с имеющейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг, имеют право на получение субсидии с 1 января 2022 года при условии отсутствия у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда.

Возврат к списку

Субсидия по улучшению условий, что предлагает жилищный фонд – это целевая помощь, которую можно получить, если будете числиться в очереди. Если использовать полученные средства на другие нужды, будет считаться, что человек нарушил закон. Но помощь на улучшение жилья может быть выдана в нескольких форматах, зависимо от статуса получателя.

Например, военные получают субсидию в формате ЦЖЗ, а также эти средства на жилищный вопрос могут быть переданы в виде накоплений на НИС-счете. Если рассматривается молодая семья, то деньги будут получены в виде первого взноса по ипотеке и т.п. Для многодетных семей, где воспитывается от 7 детей, выдается фиксированная сумма, размер которой составляет около 2 млн. рублей.

Есть и другие формы льготы, чтобы улучшить свое жилье, которые контролируются не только федеральным, но и региональным законодательством. Но если жилищный вопрос уже решен, оформить помощь повторно не выйдет.

Получить юридическую помощь по вопросам cубсидий на улучшение жилищных условий можно на нашем сайте.

Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями объявляет о начале приема заявок и документов на участие в конкурсном отборе на право получения в 2022 году субсидий социально ориентированными некоммерческими организациями на реализацию проектов (фестивалей, конкурсов) в сфере молодежной политики в Санкт‑Петербурге.

заявок будет осуществляться посредством программно-аппаратного комплекса
для приема и обработки документов на оказание социально ориентированным некоммерческим организациям мер финансовой поддержки и предоставления им субсидий в 2022 году на реализацию проектов, проведение фестивалей и конкурсов в сфере молодежной политики в Санкт‑Петербурге, размещенного на сайте: субсидиинко.мояроссия.рф

Прием заявок и документов осуществляется круглосуточно с 00:01 01.03.2022 до 23:59 30.03.2022.

ОБЪЯВЛЕНИЕ о начале приема заявок на участие в конкурсном отборе на право получения в 2022 году субсидий

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Санкт‑Петербурга от 08.02.2022 № 84

Для получения дополнительной информации можно обратиться по телефонам:

  • 8 (812 )417-63-13,
  • 8 (821) 417-63-14,
  • 8 (821) 417-63-15.

«Сначала погасите долги»: в России изменились правила получения субсидий

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах. Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне. Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

В порядке органа-учредителя должны быть перечислены цели предоставления субсидий (пп. «б» п. 3 Общих требований). А если выделяемые средства предполагается направить на мероприятия, которые реализуются в рамках национального проекта (программы) или принятого в его исполнение федерального или регионального проекта, надо отразить наименование проекта (программы). Указание на программный характер средств позволит связать цель и результат предоставления субсидии, поскольку последний будет важен не сам по себе, а как индикатор достижения показателей соответствующего проекта или программы.

Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда. Субсидии могут направляться, например, на капремонт недвижимого имущества, приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб., финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медпомощь в рамках территориальной программы ОМС, – такие цели установили в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 74-ПП).

Но есть и примеры, когда в нормативных актах прямо указывается на программный характер субсидий. Так, Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга утвердил для подведомственных учреждений 65 наименований целевых субсидий, большинство из которых расходуется в рамках четырех госпрограмм (Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2019 № 712-р). Аналогичный подход выбрали в Ростовской области (Постановление Правительства Ростовской области от 14.06.2012 № 509): большинство целей, на которые выделяются средства, реализуются в рамках семи региональных программ.

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап – подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;

  • программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);

  • информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение. К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям здравоохранения Республики Алтай (Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 01.03.2017 № 42-од). В качестве обоснования может выступать информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков, или информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

Второй этап процедуры взаимодействия – рассмотрение органом-учредителем пакета документов, поданного учреждением. Порядок и сроки рассмотрения, а также основания для отказа тоже должны быть прописаны в правовом акте, действующем в отношении учреждения здравоохранения (пп. «б», «в» п. 4 Общих требований). В частности, отказать в выдаче субсидии учредитель может из-за несоответствия документов установленным требованиям, непредставления (представления в неполном объеме) каких-либо документов, обнаружения в них недостоверной информации. Орган-учредитель вправе установить также иные причины.

Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.

Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:

  • неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;

  • просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

То есть основным условием, которому должно соответствовать претендующее на целевую субсидию учреждение, будет отсутствие задолженности перед бюджетом. Хотя орган-учредитель может установить и дополнительные требования к учреждению-получателю.

Как показывает выборочный анализ действующих правовых актов, изданных в отношении учреждений здравоохранения, данное правило сейчас вводится редко. Это означает, что в ближайшие месяцы органы-учредители должны будут внести в свои порядки соответствующие нормы, а учреждениям придется учитывать новые требования при подаче заявок на предоставление целевых субсидий.

Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году

В силу пп. «д» п. 4 Общих требований типовая форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований – в отношении бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и муниципального уровня соответственно. Однако в субъектах РФ и муниципальных образованиях типовые формы далеко не всегда утверждаются финансовыми органами. Обычно форма приводится в приложении к порядку, изданному региональным правительством или отраслевым органом власти.

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

  • значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);

  • основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

  • основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;

  • запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год. Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

В нормативном акте должно быть установлено и право органа-учредителя утверждать в соглашении дополнительные формы отчетности и сроки их представления (п. 6 Общих требований).

Положения об иных видах контроля тоже должны будут детализироваться. Как сказано в п. 7 Общих требований, в порядок контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии нужно включить:

1) положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение установленных целей;

2) положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат из средств субсидии для достижения целей, установленных при ее предоставлении;

3) требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии;

4) положение о порядке и сроках возврата субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий ее предоставления, выявленного по результатам проверок, проведенных органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;

5) порядок и сроки возврата субсидии в случае недостижения результатов и иных показателей, установленных в правовом акте.

Как видим, помимо традиционной обязанности о целевом расходовании средств субсидии на учреждения возлагается обязанность отчитываться о результативности ее расходования. А значит, важность показателей результативности в ближайшем будущем возрастет.

Показатели результативности сегодня уже указаны в некоторых порядках органов-учредителей. Например, в Свердловской области решили, что данные показатели должны быть прописаны в соглашении, заключаемом с учреждением. А в Томской области установили, что в отношении каждой субсидии действуют свои показатели результативности, формулировки которых должны характеризовать степень достижения цели, на которую предоставлены средства, во взаимосвязи с объемом расходов на ее достижение (Постановление Администрации Томской области от 05.06.2014 № 213а). В частности, если субсидия выделяется на приобретение особо ценного движимого имущества, программных продуктов, устанавливаются количественные показатели с указанием единицы измерения и их значений в натуральном выражении, в том числе число приобретаемых объектов (с указанием их видов).

* * *

В настоящее время органы-учредители сами утверждают правила предоставления целевых субсидий подведомственным учреждениям. В связи с этим в регионах и муниципальных образованиях сформировался разный опыт правового регулирования: одни положения прописаны подробно, другие – в виде общих формулировок и отсылок к конкретному соглашению, заключаемому с учреждением, третьи отсутствуют вовсе.

Общие требования, которыми с 2021 года должны руководствоваться органы-учредители, а значит, и учреждения здравоохранения, претендующие на целевые субсидии, обобщают сложившуюся практику и унифицируют правила. Обязанностей у учреждений станет больше, а учредители станут контролировать не только целевое расходование средств, но и результативность их предоставления.

Специальная программа «Сельская ипотека» была запущена относительно недавно – с начала 2020 года. В отличие от более поздней госпрограммы-2020, «Сельская ипотека» была запланирована заранее, а ее условия утверждены правительством еще осенью 2019 года.

Основа программы – примерно та же, что и по другим госпрограммам: банки выдают кредиты по льготной ставке (не более 3% годовых), а разницу с рыночной ставкой компенсирует бюджет. Соответственно, прием заявок на программу начинается, только если правительство выделит деньги на субсидирование процентной ставки. Сразу после запуска программа оказалась настолько популярной, что выделенный лимит закончился спустя 8 часов приема заявок. Затем программу еще несколько раз перезапускали, добавляя все больше и больше бюджетных ассигнований.

Программа «Сельской ипотеки» на своем старте имела огромный успех – Сбербанк перестал принимать заявки всего через 8 часов после старта, потому что уже принятых было слишком много на лимит субсидии в 97 миллионов рублей. Всего в первый год на программу выделили 1,5 миллиарда рублей, на 2021-й – уже 4,1 миллиарда (плюс 3,2 миллиарда дополнительно), а на 2022 год выделили уже 11,5 миллиардов рублей. Это означает, что банки, вероятно, смогут принимать заявки на кредиты весь год, а выделенных денег будет достаточно, чтобы банки не поднимали ставки выше льготной. Правда, на данный момент все банки не принимают новые заявки – нужно ждать выделения субсидии.

Итоги программы за первые два года (2020 и 2021) оказались впечатляющими:

  • в 2020 году банки выдали 45 тысяч кредитов на 87,2 миллиарда рублей;
  • в 2021 году выдано 51,2 тысячи кредитов на 98 миллиардов рублей.

Конечно, это на порядок меньше, чем было оформлено кредитов по «Семейной ипотеке», но с учетом ограничений (только сельская местность) результат все равно превзошел даже самые смелые ожидания.

Эта программа – одна из самых неоднозначных ипотечных госпрограмм. В отличие от льготной и «Семейной» ипотеки, которые банки ни с кем не согласовывают, здесь заемщикам иногда приходится ждать возобновления финансирования, на что уходят месяцы. Заявки согласовываются долго, а сумма кредита в любом случае не очень большая. Тем не менее, ради ставки в 2,7% годовых многие готовы терпеть.

Оформляя кредит, стоит взвесить все «за» и «против», особенно в такой противоречивой программе, как «Сельская ипотека». И чтобы сделать выбор было проще, мы собрали главные плюсы и минусы ипотеки по этой программе.

Госпрограммы поддержки малого бизнеса — 2022

Программа «Сельской ипотеки» может быть выгоднее других – но при этом она весьма жестко ограничена условиями. По сути, это программа для тех, кто планирует переезд в пригород крупного города или в небольшой город, и хочет купить жилье с небольшим ежемесячным платежом по ипотеке. Но не будет ли проще в этой ситуации взять кредит на стандартных условиях или по одной из других госпрограмм?

Сравним условия по «Сельской ипотеке» и другим программам, чтобы понять это:

Сельская ипотека Семейная ипотека Льготная ипотека (2020) Дальневосточная ипотека Стандартные программы
Требования к заемщику Стандартные В семье после 2018 года должен родиться хотя бы один ребенок Стандартные Молодая семья (оба супруга не старше 36 лет) или неполная семья, где заемщику не более 36 лет Стандартные
Требования к недвижимости Должна находиться в сельской местности: новостройки, вторичный рынок, строительство своего дома Новостройки, рефинансирование (тоже на квартиры в новостройках), строительство своего дома Новостройки и строительство своего дома Новостройки, вторичный рынок (только в сельской местности), строительство своего дома – все это только на территории Дальнего Востока, Чукотского АО и Магаданской области Любые объекты – в зависимости от программы
Процентные ставки Не более 3% годовых, по факту 2,7% Не более 6% годовых, по факту от 4,7% Не более 7% годовых, по факту от 5,7% Не более 1% годовых, по факту от 0,1% В зависимости от банка и программы – 10% годовых плюс надбавки
Суммы До 5 миллионов рублей в Ленинградской области, ДФО и ЯНАО, до 3 миллионов в остальных регионах До 12 миллионов рублей в Москве, Санкт-Петербурге с областями, до 6 миллионов в остальных регионах До 3 миллионов рублей До 6 миллионов рублей Ограничения устанавливает сам банк, это могут быть десятки миллионов рублей
Согласование Все кредиты согласовываются в Минсельхозе Нет Нет Нет Нет
Риски Могут отказать, если субсидия не выделена. Могут поднять ставку до рыночной, если Минсельхоз не выделит субсидию на новый год Нет Нет Нет Нет

Таким образом, у каждой программы есть свои плюсы и минусы. В случае с «Сельской ипотекой» это идеальный вариант для покупки квартиры или дома в сельской местности – его всегда стоит рассматривать в первую очередь (за исключением Дальнего Востока – там есть вариант дешевле), тем более, что по этой программе можно купить жилье на вторичном рынке.

Но специально выбирать жилье именно за пределами крупного города, чтобы поучаствовать в программе, не стоит – получить такой кредит сложнее обычного, плюс есть риск возможного повышения ставки через несколько лет.

На данный момент ни один из банков не принимает новые заявки на кредиты по «Сельской ипотеке». Например, Сбербанк указывает, что прием заявок завершен, а Россельхозбанк – что он приостановлен.

Проблема в том, что Минсельхоз на данный момент не выделил средства субсидии для банков – а потому они не могут выдать ни одного кредита по программе.

Последнее более-менее официальное сообщение – от ноября 2021 года, когда сообщалось, что в 2022 году на программу выделят 11,5 миллиардов рублей. В декабре Минсельхоз заявил, что планирует исключить из программы возможность купить квартиру – но оформлено официально это будет только в начале 2022-го. На данный момент о судьбе программы ничего не известно.

Как пишут в отзывах клиенты, банки предлагают оформить стандартную ипотеку (под рыночные 11-12% годовых) – а потом рефинансировать кредит по программе сельской ипотеки. У некоторых это получилось – то есть, схема рабочая.

Остальным остается только ждать – пока даже представители банков не знают, когда будет возобновлен прием заявок на сельскую ипотеку.

Платить больше за коммуналку будут те, кто живёт в старом жилом фонде. А вот собственники жилья в новостройках смогут сэкономить. Кроме того, отказать в субсидии на услуги ЖКХ станет труднее. «Парламентская газета» подготовила навигатор по главным новинкам в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Тарифы сдержат, но это неточно


Тарифы ЖКХ в России в 2022 году вырастут не более чем на четыре процента. Об этом сказано в материалах к проекту бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Такой показатель соответствует целевой инфляции — именно к ней привязаны тарифы с 2019 года, когда был принят соответствующий закон.

Но и есть и исключения: в некоторых муниципалитетах тарифы вырастут больше чем на четыре процента «из-за реализации мероприятий, направленных на комплексное развитие инфраструктуры ЖКХ».

Второе правило, которое действует в стране: в первом полугодии коммунальные тарифы могут только снижаться и ни в коем случае расти. Таким образом, согласно постановлению Правительства, в первом полугодии 2022 года плату за коммунальные услуги индексировать не будут. Во втором полугодии индексация составит от 2,9 (Свердловская область) до 6,5 процента (Чечня).

В Москве тарифы могут вырасти на 6 процентов, а в Санкт-Петербурге — на 6,3 процента. Это потолок, в его рамках регионы могут сами определять конкретные тарифы.

Также с первого января должна вступить в действие новая методика расчёта нормативов на потребление тепла. Она позволит сэкономить на отоплении жителям новых домов, рассказала «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

«Кроме того, с первого января энергосбытовые компании должны будут ставить только интеллектуальные приборы учёта, которые могут дистанционно передавать показания», — рассказала депутат, уточнив, что пока этот процесс идёт сложно.


С 1 января 2022 года изменятся правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Теперь компенсацию таких расходов не смогут получать граждане, задолженность которых по оплате жилых помещений и ЖКУ подтверждена вступившим в законную силу судебным актом.

Также отмечается, что информацию о непогашенной гражданами задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг управляющие организации и товарищества должны будут размещать в ГИС ЖКХ.

Такая норма введена в интересах получателей субсидий, объяснил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Дмитрий Гордеев.

«Сегодня сложилась практика, когда управляющие организации объявляют должниками, например, активистов, которые много жалуются. Теперь заявления УК будет мало, факт задолженности надо будет подтвердить решением суда», — отметил эксперт.

«Это хит номер один», — считает и Светлана Разворотнева. Она напомнила, что закон приняли ещё в 2018 году, но неоднократно переносили сроки его вступления.

С 1 марта граждане смогут пользоваться жилыми помещениями только, если соблюдают определённые правила. Изменения, утверждённые Минстроем, касаются нанимателей социального жилья.

Так, они будут обязаны: обеспечить сохранность жилого помещения; соблюдать санитарные и другие нормы проживания; незамедлительно сообщать наймодателю о возникших поломках; не выполнять перепланировку и переустройство без разрешительных документов и так далее.

Также по новым правилам наймодатель муниципального жилья сможет ограничить число проживающих в таких квартирах, исходя из площади помещения. Таким образом, в комнате общежития не сможет проживать семья из 10 человек.

Кроме того, новые правила запрещают нанимателям передавать помещения фонда социального использования внаём третьим лицам, а также обмениваться муниципальным жильём.

Какие льготные программы будут действовать в жилищной сфере в 2022 году?

Изменения коснутся и работы управляющих компаний. Они связаны с введением так называемого рискориентированного подхода в системе госнадзора и контроля, рассказал Гордеев. Такие нормы уже начали действовать, в 2022 году свои перечни рисков предстоит утвердить регионам, напомнил он. В связи с этим будет снижена интенсивность проверок для тех, кто себя хорошо показал.

«Например, показателем хорошей работы может быть небольшое число жалоб от населения на различные порталы — региональные, федеральные и так далее», — предположил Гордеев.

Это хороший вектор, отметил эксперт. Сегодня инспекторы, которые проверяют те же УК, зачастую дружат с одними компаниями и не дружат с другими.

«В результате такая лояльность или, напротив, предвзятость будет снижена», — считает Гордеев.

В 2022 году Россию также ждёт ускоренная модернизация коммунальной инфраструктуры, пообещала Светлана Разворотнева.

«На эти цели по всей стране в трёхлетнем бюджете из разных источников запланировано около 500 миллиардов рублей, — рассказала депутат. — Это должно повлиять и на качество услуг, и на размер платежей, потому что известно, что зачастую мы топим улицу».

Кроме того, продолжится программа переселения из аварийного жилья. На это выделено 45 миллиардов рублей. При этом, по оценкам Правительства, на расселение надо 600-700 миллиардов, напомнила депутат.

«Поэтому нужно использовать новые подходы к расселению: с активным использованием принципа комплексного развития застроенных территорий, предоставления наёмного жилья и так далее», — сказала Разворотнева.

Она также отметила, что эти процессы будет регулировать новая структура — Фонд развития территорий, которая возникла из Фонда содействия реформирования ЖКХ и Фонда обманутых дольщиков. Такой закон был принят в 2021 году, напомнила депутат.

В конце 2021 года вице-премьер России Марат Хуснуллин также анонсировал перестройку ЖКХ. Концепцию глобальных изменений отрасли обещают утвердить в первом квартале 2022 года.

По словам вице-премьера, без перестройки невозможно повышение качества городской среды в 1,5 раза. Также изменения нужны, чтобы достигнуть показателей национального проекта «Жильё и городская среда» в один миллиард квадратных метров.

Для этого, по мнению Хуснуллина, необходимо решить несколько задач: разработать новые подходы к расселению граждан из аварийного жилья, решить проблему с ветхими коммуникациями, а также повысить собираемость платежей за ЖКУ.

Чтобы встать на учет в службу занятости, необходимо заполнить два заявления:

  • —на получение пособия по безработицы;
  • —о намерении заняться малым бизнесом.

Центр занятости может предлагать варианты трудоустройства. В таком случае гражданину необходимо получить отказы от работодателей.

Господдержку оформляют в капвложения

После регистрации ИП или ООО необходимо предоставить подтверждающие документы в центр занятости:

  1. 1Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
  2. 2Документы, которые подтверждают материальные траты на подготовку бумаг для государственной регистрации, квитанция об оплате госпошлины и нотариальных услуг.

Сумма поддержки зависит от множества факторов:

  • общего заработка семьи;
  • суммы, которую ежемесячно тратят потребители на оплату квитанций ЖКХ;
  • насколько большая семья;
  • утвержденного прожиточного минимума;
  • населенного пункта и региона;
  • площади квартиры или комнаты в общежитии;
  • регионального стандарта ЖКУ;
  • размера допустимой доли расходов на коммунальные услуги.

Рассмотрим некоторые факторы подробнее.

Максимальный процент расходов на ЖКУ показывает, сколько семья тратит на оплату коммунальных услуг в месяц от своего дохода в процентном соотношении. Этот показатель устанавливает каждый регион индивидуально, однако в целом по стране утвердили максимальный показатель – 22%.

Если расходы на ЖКУ меньше установленной в субъекте цифры, в выплате откажут. Важно, что складывают официальные доходы всех лиц, входящих в состав одной семьи. Показатели берут за полугодие. А затем сравнивают с утвержденным в регионе нормативом.

Уровень доходов. Это суммарный заработок всех членов семьи. В том числе суммируют доходы получателя пособия, его жены/мужа, детей, родителей, усыновителей.

Норматив площади жилья. Финансовую помощь начисляют на определенный размер жилплощади. На каждого проживающего в квартире должно приходиться определенное количество квадратных метров. Этот показатель в каждом регионе свой. Например:

  • в Москве — 33 кв. м — для одинокого собственника, 42 кв. м — для двух членов семьи, 18 кв. м — для семей из трех и более лиц;
  • в Санкт-Петербурге — 36 кв. м — для одиноких, 25 кв. м — для семей из двух человек, 20 кв. м — для семей из трех и более лиц;
  • в Краснодарском крае — 33, 21 и 20 кв. м соответственно;
  • в Республике Татарстан — 40, 46 и 51 кв. м соответственно.

Данный показатель учитывают, когда уполномоченный орган принимает решение о начислении субсидии. Если площадь квартиры 250 м2, а проживает в ней семья из двух человек, в предоставлении субсидии откажут.

Уровень дохода семьи. Чем выше доход, тем меньше вероятность, что поддержку одобрят.

При начислении субсидии учитывают следующие виды доходов:

  • официальная ежемесячная зарплата по трудовому договору или по договору ГПХ;
  • премии, доплаты, надбавки за совместительство;
  • отпускные;
  • материальная помощь;
  • подработка в виде самозанятости, творчества;
  • пособие по инвалидности;
  • социальные выплаты, например, за опекунство;
  • пособие по беременности и родам;
  • пособие по уходу за ребенком, ежемесячные детские выплаты;
  • государственные премии и денежные вознаграждения;
  • выплаты от Центра занятости населения по безработице;
  • пенсия, стипендия;
  • доход от реализации имущества: сдача в аренду недвижимости, земли, транспорта, продажа сельскохозяйственных продуктов;
  • авторские гонорары;
  • алименты;
  • полученные в наследство и подаренные деньги;
  • проценты от банковских вкладов.

Не учитывают при этом саму субсидию, если гражданин ее уже получал, а также натуральную помощь от государства и страховые выплаты, которые получены за причиненный ущерб имуществу, здоровью или жизни. Также не считают доходом выплаченные по решению суда компенсации (моральные, материальные и др.).

Состав семьи. От того, насколько большая семья, зависит размер совокупного дохода, а также размер коммунальных платежей и многие другие показатели.

В одну семью включают всех официальных родственников, прописанных в одной квартире или проживающих совместно. Как правило, это родители, официально состоящие в браке, и их дети, а также бабушки и дедушки. Иногда в одну семью включают и других родственников, если они живут вместе и официально зарегистрированы в помещении.

Правительство утвердило правила выплаты субсидий постановлением от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг” (далее — Правила). Разберем их подробнее.

При среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта РФ, размер субсидии определяется по формуле:

С1 = ССЖКУр * n — МДДр / 100 * Д ,

где:

С1 — размер субсидии (в рублях);

ССЖКУр — размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);

n — количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с п. 18 Правил ;

МДДр — региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);

Д — совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном п. 40 Правил .

При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

С2 = ССЖКУр * n — МДДр / 100 * Д * К ,

где:

С2 — размер субсидии (в рублях);

К — поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:

К = СД / ПМ ,

где:

СД — среднедушевой доход семьи (в рублях),

ПМ — величина прожиточного минимума семьи заявителя (в рублях).

Если заявителю и (или) членам его семьи предоставлены льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при расчете размера субсидии соответствующий размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг умножается на коэффициент, рассчитанный по формуле:

Кл = РПс / РПп ,

где:

Кл — коэффициент;

РПс — размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом предоставленной скидки;

РПп — размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги без учета предоставленной скидки.

Величина прожиточного минимума семьи заявителя определяется с учетом действующих в регионе на момент обращения за субсидией прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп по формуле:

ПМ = ((ПМтн * nтн) + (ПМп * nп) + (ПМд * nд)) / (nтн + nп + nд)

где:

ПМ — величина прожиточного минимума (в рублях);

ПМтн — величина прожиточного минимума для трудоспособного населения;

ПМп — величина прожиточного минимума для пенсионеров;

ПМд — величина прожиточного минимума для детей;

nтн — количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе трудоспособного населения;

nп — количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе пенсионеров;

— количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе детей.

Совокупный доход семьи исчисляется за последние 6 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Пример расчета субсидии на оплату ЖКХ

Семья проживает в квартире площадью 42 кв. м. Совокупный доход членов семьи- 45 тыс. руб. На оплату коммунальных услуг уходит 6 тыс. руб., что составляет 13,3 % от общего дохода. Семья имеет право на компенсацию.

Средний душевой доход равен: 45 тыс. / 3 члена семьи = 15 тыс. руб.

Прожиточный минимум для такой семьи, где два трудоспособных взрослых и нетрудоспособный ребенок, равен 17 635 руб. Средний доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, поэтому будем использовать формулу с коэффициентом.

Определим коэффициент: 15 тыс. руб./ 17 635 руб. = 0,85

Стандарт стоимости коммунальных услуг — 3 445,90 руб.

Рассчитаем ежемесячную субсидию: 3445,90 × 3 − 10/100 x 45 00 x 0,85 = 10 337,7 — 3 825 = 6 512,7 руб.

За полгода сумма субсидии составит 39 076,20 руб.

Чтобы получить субсидию, претендент должен подать заявку и пакет документов. При этом роль управляющей организации или ТСЖ состоит в том, чтобы помочь гражданину в их оформлении.

Подать заявление вместе с документами собственник вправе лично в бумажном виде или онлайн. Оформляют пособие через органы социальной защиты населения, Жилищные комитеты, многофункциональный центр (МФЦ), портал Государственных услуг (Госуслуги). Заявление также может подать официальный представитель гражданина, если на него оформили доверенность у нотариуса.

Самый сложный этап процесса оформления субсидии — сбор документов и подтверждение доходов. Некоторые сведения ведомство запрашивает самостоятельно. Ели официальных доходов у гражданина нет, этот факт тоже нужно подтвердить.

Перечень документов, который понадобится заявителю смотрите ниже. Обратите внимание, что с 1 января 2022 года при оформлении субсидий на оплату услуг ЖКХ больше не нужно предъявлять справку об отсутствии задолженности по оплате «коммуналки» и другие документы, которые органы соцзащиты могут с помощью межведомственного документооборота запросить у иных органов. Соцзащита самостоятельно запрашивает необходимые сведения не только у органов власти, но и у управляющей организации через ГИС ЖКХ.

Минпромторг предложил уравнять господдержку транспорта на разных видах газа

Заявитель может получить от регионального органа власти уведомление о продлении, отказе, приостановлении, прекращении начисления субсидий. Рассмотрим каждый случай отдельно.

О продлении уведомляют, если все документы сданы своевременно и в полном объеме, а также не нарушены другие условия.

Отказать в субсидии на оплату коммунальных услуг могут в нескольких случаях:

  1. У претендента нет российского гражданства, а международный договор не предусматривает выплату субсидий;
  2. Нет постоянной или временной прописки в помещении и не оформлено право собственности;
  3. Есть неоплаченные квитанции ЖКХ;
  4. Предоставили недостоверные или неполные сведения;
  5. Семья тратит на оплату коммунальных услуг меньше утвержденной в регионе максимальной доли от суммарного дохода;
  6. Заявитель не проживает постоянно в помещении, по которому просит рассчитать со финансирование.

Приостановить выплаты могут, если:

  1. Получатель пособия не оплатил в течение 2 и более месяцев квитанции ЖКХ;
  2. Получатель субсидии не выполнил подписанные им условия погашения долга ЖКХ;
  3. Гражданин не предоставил в течение 1 месяца в уполномоченный орган документы, которые подтвердили бы, что изменился состав семьи, уровень дохода, размер жилплощади, гражданство одного из членов семьи и т.д.

Прекратят начислять субсидии, если произошло одно из событий:

  1. Получатель переехал на постоянное проживание в другую квартиру;
  2. Изменился состав семьи, гражданство, вырос размер совокупного дохода;
  3. Заявитель или члены его семьи предоставили заведомо ложную информацию;
  4. В течение 1 месяца с даты предупреждения заявитель не погасил долг за коммунальную услугу;
  5. Получатель подал заявление на прекращение выплаты;
  6. Заявитель скончался;
  7. Истек шестимесячный период предоставления компенсации.

Еще одна отличная новость: размер материнского капитала теперь увеличивается не на прогнозную инфляцию, а на фактический процент за предыдущий период, то есть в дальнейшем сумма будет зависеть от реального роста цен.

Для сравнения рассчитаем номинал сертификата на первого ребенка, рожденного после 2019 года, по старым и новым правилам (значения округлены):

Размер маткапитала (тысяч рублей)
2021 (фактический) 2022 (по прогнозной инфляции 4%) 2022 (по фактической инфляции 8,4%)
483,9 503,3 524,5

Согласитесь, 20 тысяч рублей – довольно ощутимая разница.

В ближайшее время все работодатели должны подключиться к системе электронного документооборота Фонда социального страхования. Это поможет полностью автоматизировать процедуру оформления больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, единовременной выплаты при рождении.

Бумажные голубые листки нетрудоспособности окончательно уйдут в прошлое, а страховые выплаты будут перечисляться сотрудникам без задержек – напрямую из ФСС.

Все больше организаций переходит на электронный кадровый документооборот, благодаря которому работники могут без посещения кадровой службы ставить электронную подпись в документах. С этого года работодатели не обязаны при приеме на работу запрашивать согласие на такой формат взаимодействия, если у сотрудника нет трудового стажа.

С 1 декабря минимальная зарплата в Украине выросла с 6 до 6,5 тысячи грн. Для многих украинцев это означает, что размер их субсидий должен сократиться. Ведь при расчете размера помощи государства вычисляется обязательный платеж домохозяйства, который рассчитывается по специальной формуле, при этом он зависит от официальных доходов граждан — составляет около 15% доходов. И чем выше минимальная зарплата, тем выше считаются доходы многих семей.

Правда, в Минсоцполитики говорят, что нынешнее повышение минималки отобразится в расчете субсидии только в следующем отопительном сезоне. Те, кто уже получили субсидию на отопительный сезон 2021-2022 гг., не лишатся помощи до весны, даже если их доходы резко вырастут.

— Если человеку назначили субсидию на определенный сезон, то в течение этого периода автоматически из-за роста доходов субсидии не лишат, — говорит министр социальной политики Украины Марина Лазебная. — Рост доходов повлияет на то, назначат ли помощь от государства на следующий сезон.

Происходит это из-за того, что размер субсидий пересчитывают дважды в год — отдельно на отопительный и не отопительный сезоны. При этом при назначении субсидии в мае учитывают доходы за второе полугодие предыдущего года. А при назначении на отопительный сезон в октябре берут доходы за первые шесть месяцев текущего года.

Получается, что декабрьское повышение попадает в расчет субсидий на неотопительный сезон, когда их практически никто и так не получает. А полностью эффект роста минималки отразится только с октября 2022 года.

Субсидия на оплату ЖКХ в 2022 году

Изменения коснутся и работы управляющих компаний. Они связаны с введением так называемого рискориентированного подхода в системе госнадзора и контроля, рассказал Гордеев. Такие нормы уже начали действовать, в 2022 году свои перечни рисков предстоит утвердить регионам, напомнил он. В связи с этим будет снижена интенсивность проверок для тех, кто себя хорошо показал.

«Например, показателем хорошей работы может быть небольшое число жалоб от населения на различные порталы — региональные, федеральные и так далее», — предположил Гордеев.

Это хороший вектор, отметил эксперт. Сегодня инспекторы, которые проверяют те же УК, зачастую дружат с одними компаниями и не дружат с другими.

«В результате такая лояльность или, напротив, предвзятость будет снижена», — считает Гордеев.

При назначении субсидии учитываются доходы:

  • за III и IV кварталы предыдущего календарного года — при назначении помощи с начала неотапливаемого сезона;
  • за I и II кварталы текущего календарного года — при назначении помощи с начала отопительного сезона;
  • за два квартала перед месяцем, который предшествует месяцу обращение за помощью — при ее назначении не с начала отапливаемого (неотопительного) сезона.

При назначении жилищной субсидии с начала отопительного сезона доходы в виде пенсии учитываются в размере начисленной пенсии за август текущего года, а в случае назначения жилищной субсидии с начала неотапливаемого сезона доходы в виде пенсии учитываются в размере начисленной пенсии за март текущего года.

Семья состоит из четырех человек:

  • муж (работает, зарплата 7000 грн/мес.);
  • жена (в декретном отпуске, пособие на ребенка 860 грн/мес.);

1. Определение совокупного дохода семьи: 7200 + 860 + 2100 = 10160 (грн).

2. Определение дохода на одного человека: 10160 / 4 = 2540 (грн/чел).

3. 2540 грн (доход на одного человека) / 2393 грн (общий показатель прожиточного минимума на 1 января 2022 года)

4. Определение обязательного процента платежа: (2540 / 2393) разделить на коэффициент 2 и умножить на 15%. Получаем 8%.

5. Определение обязательной к оплате семьей за жилищно-коммунальные услуги: 10160*8% = 812,8 грн.

6. Определение размера субсидии: 2850 — 812,8 = 2037,2 (грн).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...