Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется на уровнях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется на уровнях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Номер ПБУ

Наименование ПБУ

Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

1/2008

«Учетная политика организации»

От 06.10.2008 № 106н

2/2008

«Учет договоров строительного подряда»

От 24.10.2008 № 116н

3/2006

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

От 27.11.2006 № 154н

4/99

«Бухгалтерская отчетность организации»

От 06.07.1999 № 43н

5/01

«Учет материально-производственных запасов»

От 09.06.2001 № 44н

6/01

«Учет основных средств»

От 30.03.2001 № 26н

7/98

«События после отчетной даты»

От 25.11.1998 № 56н

8/2010

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

От 13.12.2010 № 167н

9/99

«Доходы организации»

От 06.05.1999 № 32н

10/99

«Расходы организации»

От 06.05.1999 № 33н

11/2008

«Информация о связанных сторонах»

От 29.04.2008 № 48н

12/2010

«Информация по сегментам»

От 08.11.2010 № 143н

13/2000

«Государственная помощь»

От 16.10.2000 № 92н

14/2007

«Нематериальные активы»

От 27.12.2007 № 153н

15/2008

«Расходы по займам и кредитам»

От 06.10.2008 № 107н

16/02

«Информация по прекращаемой деятельности»

От 02.07.2002 № 66н

17/02

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

От 19.11.2002 № 115н

18/02

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

От 19.11.2002 № 114н

19/02

«Финансовые вложения»

От 10.12.2002 № 126н

20/03

«Информация об участии в совместной деятельности»

От 24.11.2003 № 105н

21/2008

«Изменения оценочных значений»

От 06.10.2008 № 106н

22/2010

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

От 28.06.2010 № 63н

23/2011

«Отчет о движении денежных средств»

От 02.02.2011 № 11н

24/2011

«Затраты на освоение природных ресурсов»

От 06.10.2011 № 125н

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.

Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.

Напишите свой комментарий ...