Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется на уровнях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.
Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».
Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.
Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.
Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.
План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:
Номер ПБУ |
Наименование ПБУ |
Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ |
1/2008 |
«Учетная политика организации» |
От 06.10.2008 № 106н |
2/2008 |
«Учет договоров строительного подряда» |
От 24.10.2008 № 116н |
3/2006 |
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
От 27.11.2006 № 154н |
4/99 |
«Бухгалтерская отчетность организации» |
От 06.07.1999 № 43н |
5/01 |
«Учет материально-производственных запасов» |
От 09.06.2001 № 44н |
6/01 |
«Учет основных средств» |
От 30.03.2001 № 26н |
7/98 |
«События после отчетной даты» |
От 25.11.1998 № 56н |
8/2010 |
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» |
От 13.12.2010 № 167н |
9/99 |
«Доходы организации» |
От 06.05.1999 № 32н |
10/99 |
«Расходы организации» |
От 06.05.1999 № 33н |
11/2008 |
«Информация о связанных сторонах» |
От 29.04.2008 № 48н |
12/2010 |
«Информация по сегментам» |
От 08.11.2010 № 143н |
13/2000 |
«Государственная помощь» |
От 16.10.2000 № 92н |
14/2007 |
«Нематериальные активы» |
От 27.12.2007 № 153н |
15/2008 |
«Расходы по займам и кредитам» |
От 06.10.2008 № 107н |
16/02 |
«Информация по прекращаемой деятельности» |
От 02.07.2002 № 66н |
17/02 |
«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» |
От 19.11.2002 № 115н |
18/02 |
«Расчеты по налогу на прибыль организаций» |
От 19.11.2002 № 114н |
19/02 |
«Финансовые вложения» |
От 10.12.2002 № 126н |
20/03 |
«Информация об участии в совместной деятельности» |
От 24.11.2003 № 105н |
21/2008 |
«Изменения оценочных значений» |
От 06.10.2008 № 106н |
22/2010 |
«Исправление ошибок в бухучете и отчетности» |
От 28.06.2010 № 63н |
23/2011 |
«Отчет о движении денежных средств» |
От 02.02.2011 № 11н |
24/2011 |
«Затраты на освоение природных ресурсов» |
От 06.10.2011 № 125н |
Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.
Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:
- учетная политика;
- инструкции;
- приказы.
Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.