Тяжкие и особо тяжкие преступления расследуются в форме ответ следствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тяжкие и особо тяжкие преступления расследуются в форме ответ следствия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (см. ч. 2 ст. 20) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (см. коммент. к ст. ст. 318 — 319).

2. Форма расследования как система организации данной стадии может быть усложненной (предварительное следствие) или упрощенной (дознание) в зависимости от общественной опасности преступления. Общественная опасность определятся квалификацией преступления по конкретной норме Особенной части УК (о предметной подследственности см. коммент. к ст. 151).

3. Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Об исключениях см. коммент. к ч. 4 ст. 150. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее недопустимость полученных доказательств (ч. 3 ст. 7), прекращение дела, постановление оправдательного приговора, отмену обвинительного приговора (ст. 381). Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, ОВД, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. См. коммент. к ст. ст. 38 и 151.

4. О дознании см. коммент. к ст. 223.

5. По делам частного обвинения дознание производится в тех случаях, когда эти дела возбуждены дознавателями ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) с согласия прокурора в связи с неспособностью пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу зависимого, беспомощного состояния, невозможностью самостоятельно установить преступника или иным причинам (ч. 4 ст. 20 УПК). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319). См. коммент. к ч. 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, ст. 147; ч. 3 ст. 318.

Норма, предусмотренная п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК, конкурирует с нормами, предусмотренными п. п. 11 — 12 ч. 2 ст. 37. Из сопоставления этих норм следует вывод, что прокурор вправе дать письменное указание о производстве дознания по преступлениям небольшой или средней тяжести (не указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150) только до того момента, как по ним началось предварительное следствие. Согласно ст. 37 УПК (п. п. 11 — 12 ч. 2) передача уголовного дела от органа следствия органу дознания невозможна. В связи с этим дача указания прокурором о производстве дознания на основании п. 2 ч. 3 ст. 150 возможна в двух случаях:

— в стадии возбуждения уголовного дела при вынесении постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37);

— после проведения органом дознания неотложных следственных действий до передачи уголовного дела руководителю СО (ст. 157).

6. Дознание не производится по тем преступлениям, по которым установлена обязательность предварительного следствия по персональному признаку (о понятии персональной подследственности см. коммент. к ст. 151). В настоящий момент таких случаев два:

1) производство предварительного следствия обязательно по делам лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ч. 1 ст. 434 УПК), — следователями тех органов, к предметной подследственности которых относится данное деяние;

2) производство предварительного следствия обязательно по делам о преступлениях, совершенных в отношении лиц, указанных в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК в связи с их профессиональной или служебной деятельностью.

7. Прокурор может дать указание о производстве следствия вместо дознания, если за сокращенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела или если уголовное дело имеет особое общественное значение.

Статья 150 УПК РФ. Формы предварительного расследования (действующая редакция)

1. Подследственность — это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (допустим, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ).

2. Общепринято выделять следующие виды (признаки) подследственности:

— предметная или, иначе, родовая;

— альтернативная (смешанная);

— персональная;

— территориальная (о территориальной подследственности см. комментарий к ст. 152 УПК);

— подследственность по связи дел.

3. Предметная подследственность определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен расследовать в полном объеме конкретный следователь или орган дознания. В зависимости от того, какое преступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должно расследовать строго определенное учреждение или должностное лицо.

4. Предметная подследственность закреплена в ст. 150 УПК и коммент. ст.

5. Коммент. ст. определяет, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями следственных органов Следственного комитета при прокуратуре РФ, а по каким — также следователями органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел.

6. В коммент. ст. также определены признаки, составляющие альтернативную и персональную подследственности. Смешанная (альтернативная) подследственность характеризуется тем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа. К примеру, расследование бандитизма, контрабанды, невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран подследственно тому органу, который выявил это преступление.

7. Возбудить уголовное дело по преступлениям, подследственным следователям, может и орган дознания. Тем не менее смешанная подследственность касается лишь органов предварительного следствия. То есть органы дознания не наделены правом осуществлять предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ч. 5 ст. 151 УПК.

8. Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешения данной проблемы и предусмотрена подследственность по связи дел. Дела, к примеру, о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, о злоупотреблении должностными полномочиями, о получении и даче взятки, о служебном подлоге и других преступлений, перечисленных в ч. 6 коммент. ст., расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено уголовное дело.

9. Персональная подследственность — это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил преступление. К примеру, производство предварительного следствия обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Более того, если преступление, по которому в обычном порядке предварительное следствие не обязательно, совершено указанными лицами, предварительное следствие по нему производится следователем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ.

10. Решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных как органам дознания, так и органам предварительного следствия, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. В случае если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор. Причем, если хоть по одному из присоединенных дел было обязательно производство предварительного следствия, ни руководитель следственного органа, ни прокурор не могут поручить расследование объединенного дела органу дознания.

11. См. также комментарий к ст. ст. 37, 104, 150, 434, 447 УПК.

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Статья 150. Формы предварительного расследования

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 N 32

    «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 N 17

    «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве»

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

  • Федеральный закон от 18.04.2018 N 72-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.06.2018 N 170-ФЗ

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статьи 22 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 228-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018)

    «О средствах массовой информации»

  • Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

    «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 96-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 19.07.2018 N 205-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 46 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

  • Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
  • Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
  • А в-третьих, это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют направить его «по нужном адресу».

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Статья 151 УПК РФ. Подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:

  • предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
  • дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).

Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:

  • единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
  • одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
  • идентичные средства государственного принуждения;
  • дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
  • деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
  • доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Территориальный критерий подследственности характеризует место производства предварительного расследования, т.е. территориальную компетенцию органа дознания или следствия

По делам о преступлениях, указанных в ч. 2 статьи 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

  • следователями Следственного комитета Российской Федерации;
  • следователями органов федеральной службы безопасности;
  • следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

По делам о преступлениях, указанных в ч. 3 статьи 151 УПК РФ дознание производится:

  • дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;
  • дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;
  • дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов;
  • дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
  • следователями Следственного комитета Российской Федерации;
  • дознавателями таможенных органов Российской Федерации.

В нормах, закрепленных в ч. ч. 5 и 6 ст. 151 УПК РФ, использован альтернативный признак подследственности, суть которого заключается в установлениях закона, в силу которых предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам.

Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы.

Возбуждение и ведение дела может осуществляться дознавателем или следователем. В том случае, если прокурор дает письменное указание на то, чтобы преступление расследовалось тем или иным органом, значит, необходимо соблюдать его требования, об этом гласит статья 150 УПК РФ. Подследственность дела при таком обстоятельстве может быть отнесена к дознанию, которое производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

Компетенция различных органов по раскрытию дел носит название «подследственность». УПК различает ее следующие виды:

  • родовая или предметная — определяется по составу деяния, наиболее тяжкие преступления подлежат раскрытию следственным комитетом, ФСБ;
  • территориальная — производится по месту совершения злодеяния;
  • персональная — зависит от субъекта, который претворил в жизнь свой умысел;
  • альтернативная — позволяет производить расследование тем, кто его выявил.

Здесь необходимо отметить тот факт, что весь уголовный процесс и его ведение полностью зависят от тех лиц, которые его осуществляют. Потому что стадия предварительного расследования — одна из наиболее важных во всем уголовном производстве, так как именно в данный период времени производится сбор всех доказательств и опрос свидетелей, которые помогают быстрее раскрыть совершенное преступление.

Совокупность признаков совершенного злодеяния позволяет поручить его раскрытие тем государственным органам, которые уполномочены на это законом. Данное правило носит название «подследственность». УПК РФ (ст. 151) предусматривает, что ведением дела занимается то процессуальное лицо, в чью компетенцию входит раскрытие деяния в зависимости от степени его тяжести. Именно поэтому все доказательства, которые будут собраны ненадлежащим органом, а соответственно с нарушением закона, являются недопустимыми. Они не могут быть положены в основу вынесения приговора судом. Дело при этом подлежит прекращению, а все доказательства должны быть уничтожены.

Формы расследования преступлений и их соотношение

В соответствии с УПК РФ, подследственность уголовных дел небольшой и средней тяжести может быть возложена на данных процессуальных лиц только с письменного разрешения прокурора.

К органам дознания относятся:

  • ОВД;
  • судебные приставы;
  • государственная пожарная служба;
  • командиры и начальники военной части.

Обладают следующими функциями:

  • возбуждать уголовные дела в пределах вверенных им полномочий и осуществлять необходимые розыскные мероприятия;
  • осуществлять проверку полученных сообщений о готовящихся или уже совершенных злодеяниях.

Как правило, органы дознания занимаются раскрытием менее тяжких преступлений, в основном они указаны в ст. 150 УПК. Подследственность уголовных дел в данном случае осуществляется ими в пределах их компетенции и по согласованию с прокуратурой.

Дознаватели из службы приставов-исполнителей возбуждают уголовные дела против тех граждан, которые не платят по кредитам, взятым в банках, а также не исполняют свои обязанности по алиментным обязательствам на своих детей. При этом в настоящее время практика показывает, что многие из таких должников оказываются на скамье подсудимых, после чего отбывают наказание в местах лишения свободы или отрабатывают их в обязательном порядке.

Дознаватели, работающие в пожарной службе, расследуют дела по различным возгораниям домов, после чего передают указанные материалы в прокуратуру, а последняя определяет, какой орган в дальнейшем будет проводить розыскные мероприятия.

Сроки для осуществления предварительного расследования достаточно различны. Для дознания он составляет всего один месяц. В то же время следствие проводится в течение двух месяцев. При наличии достаточных оснований данные сроки могут продляться. В данном случае необходимо составить постановление и направить его в адрес прокурора с указанием уважительных причин. Как правило, временной период для окончания следствия составляет три месяца. Продляется до одного года только при наличии запутанных обстоятельств злодеяния и отсутствии достаточных доказательств виновности лица.

В том случае, когда процессуальные лица не имеют достаточных оснований для того, чтобы доказать вину подозреваемого в содеянном, расследование дела должно быть завершено по соответствующим основаниям Кодекса об уголовном процессе. В то же время дознаватель и следователь объясняют гражданину порядок восстановления его прав, которые были нарушены из-за незаконного привлечения к ответственности. Лицо может обратиться в суд за возмещением морального вреда.

См.: Ларин А. М. Преступность и раскрываемость преступлений // Государство и право. 1999. N 4. С. 83.

несогласованность действий и неиспользование в полном объеме имеющихся у оперативно-розыскных служб ресурсов, существенно затрудняющих предварительное расследование, в том числе раскрытие преступления;

Балашов А. Н. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений. М., 1979. Особую тревогу вызывают масштабы совершения преступлений в отношении несовершеннолетних.

Очевидно, что в зависимости от того, какое именно из этнических преступлений

преступления, может дать значительно больше криминалистически значимой информации.

Весьма важно тактически правильно выбрать момент для допроса потерпевшего. На драках юные нацисты (1990-91 годов рождения) решили не останавливаться. Раздобыв в Интернете инструкции, один из них изготовил взрывное устройство. «Бомбу испытали в парке имени Гагарина. Спустя полгода, в январе 2009 года, двое приятелей занялись настенной живописью: с помощью трафарета и аэрозольной краски написали на стенах домов Калининского района экстремистские лозунги, иллюстрировав их соответствующими картинками.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

111

2017. Т. 27, вып. 5

УДК 343.18

Ф.Н. Багаутдинов, Р.Р. Хасанов

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

В статье рассматриваются вопросы подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации. Обращается внимание на значительное количество дел об уголовных преступлениях небольшой и средней тяжести, расследуемых следователями Следственного комитета РФ, что значительно увеличивает нагрузку на его следственный аппарат. Исследуются преступления, предусмотренные ст. 139, 198-199.2, 238, 319 Уголовного кодекса РФ, анализируются статистические данные. Предлагается передать ряд составов о преступлениях небольшой и средней тяжести в подследственность дознавателей и следователей органов внутренних дел РФ и по ряду составов преступлений применить следующий подход: простой состав расследует другой орган, а Следственный комитет берется за дело лишь в случаях наступления тяжких и особо тяжких последствий, то есть по квалифицированным составам преступлений. По мнению авторов, с помощью внесения изменений в уголовно-процессуальный закон деятельность следователей Следственного комитета Российской Федерации необходимо сосредоточить на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений.

Ключевые слова: подследственность, Следственный комитет Российской Федерации, альтернативная подследственность, органы предварительного следствия, органы дознания.

С момента создания Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК) активно обсуждаются вопросы подследственности его следователей [1; 2]. Преступления коррупционной направленности в основной своей массе относятся к их подследственности. Следователям СК передано и расследование уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных как в отношении несовершеннолетних, так и ими самими. В целом основная часть уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях сегодня расследуется следователями Следственного комитета Российской Федерации.

За последние годы произошло серьезное увеличение нагрузки на следственный аппарат Следственного комитета. Как видно из статистических данных, значительную часть нагрузки следователей СК РФ составляют дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, и доля этих преступлений продолжает расти. Например, в 2015 г. следователями СК РФ расследовалось 174 176 дел, из них 76 620 дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, что составило 43 %. В 2016 г. следователями Следственного комитета всего было расследовано 165 843 уголовных дел, из них 96,7 тыс. дел — о преступлениях небольшой и средней тяжести. Таким образом, более половины расследуемых следователями СК РФ уголовных дел составляют дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. При этом преступления небольшой и средней тяжести следователями Следственного комитета РФ расследуются в основном в форме предварительного следствия. В связи с этим необходимо обсудить вопрос об освобождении следователей СК от расследования малозначительных дел.

В соответствии с теорией уголовного процесса следователи должны расследовать, как правило, тяжкие и особо тяжкие преступления, дознаватели — преступления небольшой и средней тяжести. В противном случае мы наблюдаем нерациональное использование выделяемых ресурсов (штатных единиц, времени компетентных должностных лиц) для решения тех или иных задач конкретного правоохранительного органа.

На наш взгляд, следует обратить внимание на несколько составов преступлений, обоснованность нахождения которых сегодня в подследственности следователей Следственного комитета вызывает большие вопросы.

Начнем со ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации «Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением». При этом под представителем власти понимаются не только сотрудники правоохранительных, но и контролирующих (рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля) или иных органов (различные звенья государственных органов и органов местного самоуправления, которые выполняют функции власти). В целом эта статья относится к компетенции дознания (ст. 150 УПК РФ), а следователи СК РФ расследуют уголовные дела о таких преступлениях, совершенных в отношении должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, органов

2017. Т. 27, вып. 5

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации (пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Что же такое преступление? Это совершенное деяние, несущее опасность для общества, которое противоречит законодательству и за которым может последовать лишение свободы. Если обратиться к истории, то ранее наказание за поведение, которое отклонялось от общепринятых норм, реализовывало само общество, но с возникновением государства эта функция отныне возлагается на правоохранительные органы.

В основе классификации преступлений лежит характер и степень опасности деяния. Стоит отметить, что действия (бездействия), которые формально содержат признаки преступного деяния, но при этом не представляют общественной опасности из-за своей малозначительности, не могут относиться к преступлениям.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния или совершеные по неосторожности. За их совершение максимальное наказание может быть назначено в виде десятилетнего срока.

В отличие от этой категории особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, исключается факт неосторожности. Наказание за них назначается минимально 10 лет, а также предусматривается более строгая мера. Под умыслом понимаются осознанные действия, несущие определенную общественную опасность. При этом он подразделяется на косвенный и прямой.

Для чего необходима классификация преступлений? Она позволяет определять ответственность за приготовление к осуществлению деяния, вид рецидива, сроки давности, по прошествии которых лицо не может быть привлечено к ответственности. Кроме этого, на ее основании решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности, находит применение при определении вида рецидива, влияет на выбор ИУ, применятся при погашении судимости.

Какое преступление признается тяжким? Рассмотрим это на некоторых примерах. К ним относятся преступления, квалифицируемые, например, по таким статьям: ч. 2 ст. 131 (изнасилование), ч. 1 ст. 164 — хищение особо ценных предметов, а также ст. 309 (ч. 4) — принуждение к даче показаний, при этом деяние должно быть совершено, например, с применением насилия, угрожающее жизни или здоровью.

Кроме этого, тяжкими могут быть признаны и экономические преступления. К ним может быть отнесено осуществление незаконной банковской деятельности организованной группой с причинением крупного ущерба как государству, так и юридическим и физическим лицам. В этом случае виновных могут лишить свободы на срок до 7 лет с выплатой штрафа. Могут быть вменены принудительные работы на срок до 5 лет.

Например, ст. 105 (убийство), а также теракт (ч. 2 ст. 205). В случае совершения убийства виновный может понести тюремное заключение на срок от 6 до 15 лет. От 8 до 15 лет может быть назначено в случае изнасилования лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, либо изнасилования, в результате которого пострадавший был заражен особо опасными болезнями (ст. 131, ч. 3). Если данное деяние повлекло за собой смерть потерпевшего, то срок может составить от 12 до 20 лет. Если преступление было совершено в отношении несовершеннолетнего лицом, которое ранее было осуждено за аналогичное преступление, то срок тюремного заключения составит от 15 до 20 лет. Также устанавливается запрет на осуществление определенных видов деятельности сроком до 20 лет, кроме этого, ограничение свободы — до 2 лет.

Также к особо тяжким относится преступление по статье 126 — похищение человека. При этом деяние должно быть совершено с применением оружия или насилия, угрожающего жизни и здоровью потерпевшего, из корысти, лицами по предварительному сговору, а также преступление привело к смерти и иным тяжким последствиям. В эту категорию можно отнести разбой, совершенный организованной преступной группой (ч. 4 ст. 162 УК РФ). Максимально — 15 лет лишения свободы. Существуют и иного рода преступления, которые относятся к особо тяжким.

Преступления, в том числе тяжкие и особо тяжкие, классифицируются по следующим признакам: исходя из формы вины — умышленные и совершенные по неосторожности, по степени общественной опасности — простые, квалифицированные с отягчающими обстоятельствами, привилигированные (со смягчающими), а также по родовому объекту посягательств.

Основной (простой) состав включает признаки, которые присущи определенному виду преступления, при этом исключаются дополнительные признаки, которые понижают или повышают уровень опасности содеянного.

Если имеются дополнительные признаки, отягчающие вину и, соответственно, изменяющие квалификацию преступления, то речь уже будет идти о квалифицированном составе. Наиболее часто в качестве квалифицирующих признаков применяются такие, как тяжкие последствия, насилие, организованная группа, наличие судимости, особо опасный рецидив и т. д.

Привилегированный — состав преступления, который сопровождается смягчающими обстоятельствами, при этом ответственность идет в сторону снижения. В этом случае имеются основания для уменьшения срока наказания по сравнению с тем, которое установлено за совершение преступного деяния по основному составу.

Максимальная продолжительность — 30 суток. При наличии такой необходимости прокурором может быть принято решение о продлении — на 30 суток.

Если дело усложняется потребностью в проведении экспертизы, длительность процедуры может составлять до 6 месяцев.

В исключительных случаях, когда исполняется запрос о правовой помощи, решение вопроса может затянуться до 12 месяцев.

Срок рассмотрения уголовного дела регулируется уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ).

На основании ст. 140 УПК РФ существует четыре основания для возбуждения уголовного производства и начала преследования:

  1. Заявление о преступлении. Подается устно или письменно. Обязательно необходимо написать, кто заявитель. В ст. 141 УПК РФ сказано, что анонимное заявление не может выступать в качестве повода для возбуждения дела.
  2. Явка с повинной. Добровольное заявление лица о совершении им общественно опасного правонарушения, оформленного установленным образом (либо письменное заявление, где прописан заявитель, либо протокол, который составляется со слов заявителя и подписывается им собственноручно). Явка с повинной — одно из оснований для смягчения наказания.
  3. Сообщение о сделанном или о готовящемся правонарушении, которое было получено из других источников. В этом случае составляется рапорт.
  4. Постановление прокурора о направлении установленных фактов в орган предварительного расследования. Этот шаг необходим, когда встает вопрос о преследовании.

Порядок подачи заявления несложный:

  1. Нужно в отделе полиции дать устное или письменное заявление, к которому можно приложить доказательства преступления.
  2. Вам будет выдано свидетельство о том, что заявление принято.
  3. У вас возьмут показания. Можно привлечь к делу свидетелей.
  4. Документы передаются прокурору или следователю, если у него есть письменное разрешение на ведение дела от прокурора.
  5. Прокурор решает, возбуждать дело или дать отказ.

В ходе взятия показаний отмечаются:

  • объект преступления;
  • его опасность и противоправность;
  • способ совершения преступления;
  • средства покушения на потерпевшего;
  • время и место совершения преступления;
  • личность и возраст обвиняемого;
  • умысел, мотив, цель.

Возбуждение дела произойдет в том случае, если прокурор выявит по документам признаки совершенного преступления. Поводом также будет оформленная явка с повинной.

Заявление должны рассмотреть в течение трех дней. За это же время прокурор обязан вынести решение, возбуждать уголовное дело или отказать в этом.

Согласно статье 24 УПК РФ, существуют такие основания для отказа:

  1. Факты доказывают, что преступления не было.
  2. Нет доказательств, которые указывают на возможность совершения преступления.
  3. Не соблюдены сроки давности по статье 78 УК РФ.
  4. Смерть обвиняемого.
  5. Отказ потерпевшего в подаче заявления или его отзыв.
  6. Недостаточный возраст обвиняемого для наступления уголовной ответственности.
  7. Деяние носит не уголовный характер, а, например, административный, гражданский.

Срок рассмотрения обращения может быть продлен на 10-30 дней. Основания – необходимость проведения:

  • судебной экспертизы;
  • проверки достоверности документов;
  • проверки орудий убийства и прочих предметов;
  • обследования трупа.

Если прошло больше месяца с начала рассмотрения заявления по уголовному делу, необходимо обратиться в инстанции, которые осуществляют контроль над действиями правоохранительных органов.

После прохождения процесса подачи заявления начинается следствие, по итогу которого должно быть вынесено решение. Как уже было сказано, период осуществления следствия – два месяца с того момента, как возбудили дело.

Процесс следствия – продолжительный и тяжелый. Идет подготовка доказательств, допрос свидетелей, осмотр места преступления, проведение экспертиз и прочее. Срок предварительного следствия может затянуться на неопределенный период. Но есть некоторые рамки.

Основной срок рассмотрения уголовного дела следователем – два месяца, но он может быть продлен до трех, если такое решение было принято вышестоящим лицом следственного органа. Срок может увеличиться и до 12 месяцев, если возникли определенные сложности в процессе расследования.

Важно! За сроки продления уголовного дела отвечает Следственный комитет РФ.

Продолжительность периода предварительного расследования определяется тяжестью и сложностью преступления, его масштабом и количеством участвующих лиц.

Продолжительность следствия увеличивается, если нужно больше времени для расследования, но для этого можно и не предъявлять весомые требования.

Отсюда можно сделать вывод, что максимальная длительность следствия по уголовному делу отсутствует, так как по закону срок имеет возможность увеличиваться без каких-либо ограничений. Для этого необходимы только решения высокопоставленных лиц различных уровней.

По закону сторонам процесса дается для ознакомления не более пяти суток. После этого идет составление письменного протокола, в котором можно выразить свои несогласия или поделиться мнением на счет противоречивых моментов.

Если на стадии ознакомления у обвиняемого нет защитника, ему предоставляется государственный защитник, который будет вести его дело. Если наличие защитника необязательно, обвиняемый может сам ознакомиться с документами по делу.

Если же обвиняемое лицо намеренно отказывается от ознакомления (неявка), то обвинительное заключение автоматически направляется прокурору для принятия правового решения.

В этом процессе обвиняемому предъявляются вещественные доказательства или необходимый протокол. Также могут быть представлены различные материалы — например, фотографии, видео- или аудиозаписи и т. д.

Классификация преступлений

За совершение тяжких и особо тяжких преступлений виновный должен понести соответствующее наказание. Ведь эти категории злодеяний считаются наиболее опасными и приводят к серьезным и даже трагическим последствиям. Ниже будет приведен неполный перечень особо тяжких преступлений. Статьи УК в данном случае будут следующие:

  • № 105 (за лишение жизни другого человека, да еще и с отягчающими обстоятельствами, виновному может грозить даже пожизненная изоляция от людей);
  • № 111, если преступник нанес здоровью лица непоправимый вред, что в итоге привело к смерти последнего;
  • части 2 и 3 статьи № 126 УК, когда речь идет о похищении человека, совершенного группой лиц, или содеянное привело к гибели заложника;
  • части статей № 131 и 132 УК, здесь речь идет об изнасиловании и действиях сексуального характера;
  • статьи №205 и 206 УК — за подготовку и осуществление террористического акта лицу может грозить пожизненная изоляция от людей.

Квалификация преступления – это уголовно-правовая оценка конкретного общественно противоправного действия.

Квалификация представляет собой соответствие между признаками произведенного общественно опасного деяния и признаками, предустановленными в нормах УК РФ.

Виды квалификации:

  • официальная (легальная) – правовая оценка деяния по конкретному уголовному делу специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;
  • неофициальная (доктринальная) – правовая оценка конкретного деяния, отражает научно обоснованные взгляды и мнения авторов монографий, учебников, комментариев, судей в постановлениях Пленума Верховного Суда, студентов на практических занятиях.

Значение верной квалификации состоит в том, что она:

  • позволяет определить наличие либо отсутствие основания уголовной ответственности;
    дает возможность суду назначить справедливое наказание за содеянное.

Процесс квалификации преступлений – это установление и юридическое закрепление тождества между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления

Этапы процесса квалификации – это:

  • установление фактических обстоятельств дела;
  • выбор и анализ уголовно-правовой нормы;
  • принятие решения и закрепление его в уголовно-процессуальном акте.

Преступление относится к тем деяниям, которые характеризуются общественной опасностью. Под данным определением следует понимать наличие вредоносности, которая может быть проявлена в случае нарушения интересов, находящихся под охраной уголовных норм. Суть общественной опасности всегда заключается в посягательстве на наиболее значимые ценности, выступающие объектами защиты.

Разграничивая разновидности преступлений по критерию характера и уровня явления общественной опасности, можно выделить 4 группы противоправных деяний:

  • имеющие небольшую тяжесть, т.е. те, которые совершены в результате умысла или неосторожности, наказание за которые не может быть назначено более 3-х лет тюремного заключения;
  • имеющие среднюю тяжесть, к которым относятся деяния, совершенные с умыслом, наивысшее наказание за которые равно 5-ти годам лишения свободы, а также те деяния, которые имеют признак неосторожности и наказываются сроком более 3-х лет;
  • являющиеся тяжкими, т.е. такими, которые совершены с умыслом, санкция статьи по которым равна не более 10-ти годам лишения свободы;
  • относящиеся к особо тяжким, содержащим признак умысла и предусматривающие лишение свободы более 10-ти лет, а равно более строгие виды наказаний.

Данные категории преступлений являются оценочным понятием и определяются в зависимости от всей совокупности обстоятельств дела. Степень опасности деяния позволяет органам правосудия определять меру наказания, являющуюся достаточной для каждого индивидуального случая.

Общественная опасность, выступающая материальным признаком любых преступных действий, является основанием для оценивания поступка, имеющего признаки преступления. В зависимости от свойств преступных деяний на охраняемые законодательством объекты, определяется возможность реального причинения вреда (в тех случаях, когда конечный результат не достигнут).

Отдельные разновидности преступлений, которые могут стать поводом для привлечения к уголовным мерам ответственности, не превышающим 3-х лет тюремного заключения, признаются деяниями с небольшой тяжестью. Их обязательным признаком выступает наличие вины, которая, в данном случае, может проявляться как в форме умысла, так и виде неосторожности.

Наименее суровые наказания применяются к нарушениям объектов охраны, не несущим опасности обществу и отношениям, возникающим в нем. В качестве меры ответственности могут быть применены и более мягкие наказания, которые не будут связаны с лишением свободы. Деяния, относящиеся к данной категории преступлений, не могут наказываться дополнительным наказанием.

Материальный признак тяжких преступлений является критерием, характеризующим ту общественную опасность, которые влекут деяния данного типа. Среди тяжких преступлений имеется большое количество квалифицирующих норм, относящихся к делам, связанным с причинением вредя жизни и здоровью.

Каждое из совершенных деяний является виновным, причем форма вины может быть исключительно умышленной. Данный признак отличает рассматриваемую категорию от предыдущих.

Максимальным видом ответственности за совершение деяний, признанных тяжкими, является лишение свободы, которое ограничено сроком в 10 лет, а законодательно установленный минимум равен 5-ти годам.

При назначении основного наказания, к осужденному может быть применено и дополнительное, что определяется санкцией конкретной статьи, по которой квалифицированно деяние преступника.

Наиболее опасными деяниями являются преступления с особой тяжестью. К таким преступлениям относятся деяния, которые влекут за собой неизгладимые последствия для объектов охраны уголовного законодательства.

Среди квалифицирующих признаков таких деяний могут присутствовать повторность совершения, наличие особо крупного размера ущерба и т.д.

В качестве наказания выступает лишение свободы, которое назначается на срок более 10 лет. Законодатель предусмотрел возможность применения к преступным элементам более строгих наказаний, а также назначения дополнительного наказания, которое указано в санкции статьи.

Для данной категории дел характерна исключительно умышленная форма субъективного отношения преступника к действию, совершенному им.

Являясь наиболее опасными преступлениями, с точки зрения уровня опасности, такие деяния должны иметь достаточный уровень наказания, позволяющий исключить рецидив и не допустить их совершения со стороны других лиц.

Виды квалификаций преступлений позволяют определить органам правосудия надлежащую форму и объем ответственности, которые могут быть применимы к нарушителю уголовного закона.

ст. 105, чч. 3 и 4 ст. 111, чч. 2 и 3 ст. 126, ч. 3 ст. 127.1, ч. 3 ст. 127.2, чч. 3, 4 и 5 ст. 131, чч. 3, 4 и 5 ст. 132, чч. 4, 5 и 6 ст. 134, чч. 3, 4 и 5 ст. 135, ч. 3 ст. 161, чч. 3 и 4 ст. 162, ч. 3 ст. 163, ч. 2 ст. 164, ч. 4 ст. 166, чч. 2 и 3 ст. 186, ч. 4 ст. 188, ч. 4 ст. 194, ч. 3 ст. 200.2, ч. 8 ст. 204, чч. 2 и 3 ст. 205, чч. 2, 3 и 4 ст. 205.1, ч. 1 ст. 205.4, ч. 1 ст. 205.5, чч. 2, 3 и 4 ст. 206, ст. 209, чч. 1, 3 и 4 ст. 210, чч. 2, 3 и 4 ст. 211, ч. 3 ст. 222.1, ч. 3 ст. 223.1, чч. 3 и 4 ст. 226, ч. 3 ст. 226.1, чч. 2 и 3 ст. 227, чч. 2, 3, 4 и 5 ст. 228.1, чч. 3 и 4 ст. 229, чч. 3 и 4 ст. 229.1, ч. 3 ст. 230, ч. 3 ст. 238.1, ч. 2 ст. 242.2, ст. 275, 276, 277, 278, 279, 281, чч. 5 и 6 ст. 290, ч. 5 ст. 291, ч. 4 ст. 291.1, ст. 295, 317, ч. 3 ст. 321, ст. 353, 356, 357, 358, ч. 2 ст. 359, чч. 1 и 3 ст. 361.

Уголовный Кодекс РФ закрепляет понятие «преступление» в главе 3, ст. 14. Согласно ему, преступление — это совершенное запрещенное законом общеопасное деяние с наличием вины, несущее за собой наказание.

Преступлением не будет являться то действие (бездействие), которое не представляло угрозы обществу, хоть и содержало какие-либо другие признаки правонарушений, предусмотренных данным Кодексом.

Классификация преступлений — это деление деяний, установленных УК РФ, по какому-либо признаку. Так, действия подсудимого, исходя из степени его вины, могут быть предумышленными и совершенными по неосторожности.

В зависимости от объекта злодеяния все правонарушения в Особенной части УК РФ делятся на экономические преступления, злодеяния, совершенные против личности, против общественной безопасности, против мира и безопасности человека, а также военные и преступления против государственной власти. Каждый такой вид закреплен в отдельной главе Кодекса.

В УК РФ классификация преступлений приводится исходя из степени их тяжести. Такое деление предполагает деяния небольшой или средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...