Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы по налогообложению физических лиц с ограниченными возможностями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Затраты в виде средств, направленных на обеспечение социальной защиты работников-инвалидов, при расчете налога на прибыль организация вправе отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Основание – подпункт 38 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Однако при этом она должна соответствовать следующим требованиям. Во-первых, количество работников-инвалидов от общего числа сотрудников должно насчитывать не менее 50 процентов. Во-вторых, доля расходов на оплату труда инвалидов в общем ФОТ – не менее 25 процентов.
При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Следует иметь в виду, что в упомянутом подпункте приведен закрытый перечень целей социальной защиты инвалидов. В частности, сюда относится улучшение условий и охраны труда инвалидов, создание и сохранение рабочих мест для инвалидов, санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов.
В целях расчета налога на прибыль доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством, включаются в расходы на оплату труда (п. 23 ст. 255 НК РФ). Например, доплата до размера прежнего заработка при переводе инвалида, который подвергся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу (п. 4 ст. 14 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1).
Таким образом, кроме прочих расходов, организация, в которой работают инвалиды, может увеличить и статью расходов на оплату труда.
PRO расчет заработной платы работников с инвалидностью
Законодательством об обязательных видах социального, медицинского и пенсионного страхования никаких льгот в отношении выплат инвалидам не предусмотрено.
Вместе с тем статьей 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011–2027 годов. Среди них работодатели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III групп.
Пониженные тарифы применяются в отношении указанных выплат и вознаграждений для:
- общественных организаций инвалидов;
- организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля их заработной платы в общем ФОТ – не менее 25 процентов;
- учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей;
- учреждений, оказывающих правовую и иную помощь инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.
Необходимо отметить, что льготы по взносам никак не касаются тех организаций, которые хоть и соответствуют упомянутым требованиям, но при этом производят или продают подакцизные товары, минеральное сырье, другие полезные ископаемые, а также товары, упомянутые в перечне, утверждаемом постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 762. Например, драгметаллы и меховые изделия.
Те же работодатели, которые полностью подходят под льготы по взносам, вправе применять в течение 2012 года следующие тарифы страховых взносов: – в Пенсионный фонд – 16 процентов; – в ФСС – 1,9 процента; – в ФОМС – 2,3 процента.
Право на применение пониженных тарифов страховых взносов зависит от даты признания работника инвалидом (письмо Минздравсоцразвития России от 22 июня 2010 г. № 1977-19). Такая дата указывается в справке об инвалидности. Применять пониженный тариф страховых взносов нужно с 1-го числа месяца, в котором работник получил инвалидность.
Допустим, в результате освидетельствования инвалидность работника не подтверждена. Тогда с 1-го числа месяца, в котором истек срок действия старой справки, использовать пониженные тарифы уже нельзя.
Что касается страховых взносов на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то работодатель имеет право начислять эти взносы с выплат работникам-инвалидам любой группы в размере 60 процентов от величины страхового тарифа, установленного компании. Основания – пункт 1 статьи 2 Закона от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ, статья 1 Закона от 8 декабря 2010 г. № 331-ФЗ.
На федеральном уровне налоговых льгот по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам для юридических лиц, имеющих в своем составе работников-инвалидов, не установлено.
Вместе с тем законодательные органы субъектов РФ могут предусматривать различные льготы при установлении транспортного налога и налога на имущество организаций. Такими же полномочиями наделены и представительные органы муниципальных образований при установлении земельного налога.
Д.М. Радонова, налоговый консультант
Должны ли платить инвалиды подоходный налог?
Те собственники, которые оформили право собственности на недвижимость или авто после 15.12.2020 не обязаны платить налог за 2020 год. Такая норма предусмотрена ст. 396 и ст. 408 НК РФ, которые гласят, что при регистрации права собственности после 15-го числа, этот месяц не включается в расчет налога. Обязанность по его уплате ложится на предыдущего владельца.
Следовательно, если регистрация права прошла после 15.12.2021, но уведомление за 2020 год все равно получено – новый владелец вправе не платить налог. Во избежание лишних споров с налоговой следует направить в налоговую ответ с приложением копии договора купли-продажи, сообщив, что налог начислен неправомерно (ссылаясь на ст. 396 и ст. 408 НК РК).
Не всегда следует срочно оплачивать налог, если получено уведомление. В ряде случаев факт его выставления не означает, что получатель несет обязанность по уплате налога на имущество, землю или авто. Если имеются основания для освобождения (льгота, фактическая утрата имущества, регистрация права собственности во второй половине месяца), то налог можно не платить даже при наличии уведомления из ИФНС.
Подробнее о начислении и уплате налога на транспорт мы всегда оперативно рассказываем в нашей рубрике «Транспортный налог».
На первый взгляд, государство несет убытки, предоставляя гражданам и юридическим лицам налоговые льготы (НК РФ содержит ряд статей, утверждающих правила их предоставления). Но у них есть свои функции, которые делают применение налоговых льгот оправданным:
- регулирование экономики;
- достижение социальной справедливости;
- поддержка предпринимательства;
- привлечение инвестиций;
- стимулирование отдельных отраслей;
- помощь социально незащищенным слоям населения.
Благодаря тому, что государство в определенных случаях предоставяет освобождение от налогов, многие граждане преодолевают порог бедности, а начинающие предприниматели получают возможность вести деятельность и не разориться в первый год.
В то же время сам факт существования таких преференций вынуждает государство усиливать контроль за их предоставлением. Возникает необходимость в более тщательной проверке субъектов, что позволяет предупредить возможные случаи мошенничества. В противном случае меры помощи стимулируют не развитие экономики, а минимизирование обязательных платежей. Также благодаря развитой системе мониторинга выявляются неэффективные преференции.
Анализируя формы налоговых льгот, установленные действующим законодательством, обобщенно выделим такие категории:
- Изъятие. Часть объекта выводится из-под налогообложения. Такая форма характерна для налога на прибыль и НДФЛ.
- Скидка. Имеется в виду, что за счет определенных расходов уменьшается налоговая база. Самый известный пример — стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты по НДФЛ (ст. 218 НК РФ).
- Освобождение от уплаты налогов. Определенные категории предприятий — например, производители детского питания — освобождаются от НДС (то есть для них ставка НДС — 0%).
- Кредит. Позволяет уменьшать размеры периодических платежей с последующей полной выплатой. За эту возможность необходимо уплачивать проценты.
- Зачет ранее уплаченного налога. Возврат суммы налога, уплаченной ранее, при достижении определенных условий.
- Амнистия. Объявление старых долгов безнадежными по поручению президента или правительства. В этом случае должники освобождаются от уплаты налогов за прошедшие периоды. Примером служит амнистия по транспортному налогу, по которому имеются недоимки и пени до 2015 года.
Отдельно рассматривается отсрочка — изменение срока уплаты. Ее следует отличать от рассрочки — она к налоговым льготам не относится, а лишь дает право на внесение платежа частями за оговоренный период.
Такого понятия, как льготная система налогообложения, законодательство не содержит. Обычно под ним подразумевается специальный режим. Он освобождает отдельные категории субъектов от части обязательных платежей.
К таким режимам, рассматриваемым в разделе VIII НК РФ, относятся:
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН, глава 26.1);
- упрощенная система (УСН, глава 26.2);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД, глава 26.3);
- режим при выполнении соглашения о разделе продукции (глава 26.4);
- патентная система (ПСН, глава 26.5).
Субъекты предпринимательства, подпадающие под эти режимы, вносят в бюджет особые платежи. Они меньше, чем сумма тех, от которых законодательство их освобождает.