Кодекс о труде РБ 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кодекс о труде РБ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1 января базовая ставка для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, вырастет со 198 до 207 руб., или на 4,5% (постановление Совмина от 21.12.2021 № 738 «Об оплате труда отдельных категорий работников»).

Трудовой Кодекс Республики Беларусь

С 1 января месячная МЗП составит 457 руб. Норматив закреп­лен в постановлении Совмина от 14.12.2021 № 721 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы». Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной МЗП, но не ниже размера, определенного законодательством.

Справочно:
с 1 января 2021 г. месячная МЗП была установлена в размере 400 руб. Затем в результате индексации за сентябрь повышена до 417,86 руб., а после индексации за октябрь составляет 418,14 руб.

  • Жить, значит служить Родине 16.02.2022
  • Помним, чтим, гордимся 15.02.2022
  • Готовимся к республиканскому референдуму 15.02.2022
  • Об изменениях трудового законодательства 15.02.2022

Также она рассказала, что многодетные семьи и семьи, которые воспитывают детей-инвалидов, раз в неделю имеют право взять один свободный от работы день, оплачиваемый в размере среднего заработка. «Мы устанавливаем право выбора — либо один свободный от работы, оплачиваемый день раз в неделю либо же каждый рабочий день будет сокращен на один час», — отметила министр.

Кроме того, изменения коснутся работы в особых условиях труда. «Сегодня предоставляется молоко как компенсация для оздоровления человека. Мы услышали нанимателей и работников — не каждому подходит молоко. Поэтому эту норму сделаем более гибкой — молоко заменим денежной выплатой, но это будет исключительно по заявлению работника», — сказала она.

Еще одно нововведение касается введения оплачиваемого выходного дня для прохождения диспансеризации. «С разной периодичностью в зависимости от возраста человека будут устанавливаться нормы прохождения диспансеризации. Если человек принимает решение пройти диспансеризацию, то наниматель обязан предоставить ему свободный от работы день. И этот день будет оплачиваемым. Это право будет предоставляться по заявлению сотрудника, которое должно быть согласовано с нанимателем. Также человек должен будет предоставить документ о том, что он прошел диспансеризацию», — подытожила Ирина Костевич.

Сейчас ведется активная работа по этим новациям. Заработать они могут уже в 2023 году.-0-

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

  1. Сообщить работнику результатах спецоценки и признании его рабочего места опасным.
  2. Временно отстранить работника от работы с сохранением среднего заработка или перевести на другое рабочее место с зарплатой не ниже.
  3. Совместно с профсоюзом (если таковой имеется) составить план мероприятий по снижению уровня опасности.
  4. Направить план мероприятий нужно в трудовую инспекцию.
  5. Провести внеплановую спецоценку.
  6. После того, как спецоценка определит пониженный класс опасности, допустить работника на рабочее место и возобновить деятельность.

Этот запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий ЧС.

Положения о службе охраны труды перенесены из статьи 217 ТК РФ в статью 223.

В организации с численностью работников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда. Компания с меньшей численностью работников создают службу охраны труда или принимают на работу специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.

Организация или ИП, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы.

Цель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.

Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.

И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы.

Разберем основные поправки:

  • выявление профессиональных рисков,
  • принципы обеспечения безопасности труда,
  • расследование микротравм,
  • единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ,
  • обучение по охране труда,
  • запрет на работу в опасных условиях труда,
  • самообследование,
  • дистанционное видеонаблюдение,
  • электронный документооборот.

Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.

Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.

Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.

Вид несчастного случая с тяжелыми последствиями групповых тяжелых со смертельным исходом
1 Падение с высоты 8 316 63
2 Падение на ровной поверхности одного уровня 0 172 8
3 Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. 9 146 57
4 Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и пр. 6 316 77
5 Попадание инородного предмета в тело человека 0 29 3
6 Воздействие электрического тока 0 15 13
7 Воздействие дыма, огня и пламени 10 23 11
8 Воздействие вредных веществ 2 11 5
9 Повреждения в результате противоправных действий других лиц 2 55 6

Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики.

Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.

Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.

  • Напоминаем, класс условий труда может установить исключительно эксперт СОУТ.

Законодательство о труде: начало года по новым правилам

Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.

Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.

Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.

Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.

Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.

Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).

По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 882.2 КБ

Кодекс (в переводе с латыни – книга), в юридической практике законодательного обустройства государственной системы – термин, под которым понимается акт с обобщенными и систематизированными нормами отдельной отрасли или нескольких, взаимосвязанных отраслей их правовых взаимоотношений.

Его структура четко продумана и отражает сложившуюся систему урегулирования в однородной отрасли, статьи могут дополняться или изменяться, если в общественной жизни произошли процессы, объективные и независимые от постороннего вмешательства, обусловленные внешними и внутренними факторами:

  1. ТК РБ – кодифицированный акт о труде, имеющий силу закона республики, который признается основным источником трудового права, средством вынесения законного решения и повседневного урегулирования взаимоотношений между работодателями и их наемными работниками.
  2. Опыт построения и систематизации включает все ранее принятые нормативные документы и правительственные постановления, направленные на усовершенствование существующего порядка, закрепление уже существовавших, хорошо проявивших себя норм.
  3. На сегодняшний день Трудовой кодекс Республики Беларусь 2022 с изменениями и дополнениями уступает по значению только Конституции РБ, регулируя локальные нормативно-правовые акты и трудовые договоры, и имея над ними приоритетное значение.

Общие положения ТК РБ, подписанного Президентом 22 года назад, так и остались неизменными: это – обязанности работника и нанимателя, их права, сфера регуляции и задачи кодифицированного законодательного акта.

Трудовой кодекс Республике Беларусь (редакция, действующая в 2022 г.)

Трудовой кодекс Беларуси составлен для регулирования трудовых отношений, разрешения сомнительных моментов, поиск разумного баланса между правами и обязанностями сторон-участниц трудового соглашения, обеспечение взаимодействия их с государственными структурами и общественными организациями. Последняя редакция, 7 лет назад, вызвана необходимостью уточнения профессиональных аспектов деятельности спортсменов и индивидуальных предпринимателей, но были затронуты и изменены некоторые устаревшие положения кодекса по охране труда, в целях обеспечения безопасности на производстве.

Широта распространения этого акта огромна, поэтому периодически возникает необходимость редактировать его отдельные положения. В ТК РБ можно найти информацию о законной деятельности:

  • работодателя, который обеспечивает работникам зарплату и условия для трудовой деятельности, ставит задачи для выполнения;
  • работника, выполняющего поставленные задачи, соблюдающего дисциплину и нормы техники безопасности;
  • подписании и соблюдении условий трудового договора;
  • ведении переговоров в коллективе и достижении договоренностей, урегулировании спорных вопросов;
  • деятельности фонда страхования, профсоюзных организаций и общественных объединений;
  • трудоустройство населения, правила безопасности труда и другие, не менее важные вопросы, связанные с трудовой активностью граждан.

Работодатели получили право расторгать трудовые договора по своей инициативе, при согласовании с профсоюзами, увольнять по новым основаниям, за:

  • отсутствие на рабочем месте из-за административного ареста;
  • агитацию к проведению забастовок и призывы прекращать работу;
  • принуждение к противоправным действиям, создание препятствий к попаданию на рабочее место;
  • любые действия, которые расцениваются, как отказ от выполнения своих обязанностей, если для него нет уважительных причин.

Комментарий к изменениям говорит, что полномочия работодателя расширены, однако он все же не может расторгнуть трудовой договор без согласования с профсоюзной организацией: она должна дать свое предварительное согласие. Уточнен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Если работника нет на месте, и он не может предоставить объяснения по поводу отсутствия, составляется акт, в котором стоят подписи свидетелей.

Никто не запрещает забастовки, но в ст. 399 ТК говорится о незаконности этой формы протеста, если она касается политических требований. Теперь работодатель имеет право на увольнение: в Трудовой кодекс РБ внесены изменения, согласно которым право на это дает решение суда о признании забастовки незаконной. Для этого достаточно, чтобы она проводилась на опасных производственных объектах, составляла угрозу нацбезопасности, угрожала общественному порядку или здоровью населения, нарушала права и свободы других лиц.

Трудовой кодекс Республики Беларусь

Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда;

2) определяет размеры социального пособия по временной нетрудоспособности;

3) утверждает Типовое положение об условиях оплаты труда и премирования руководящих работников национальных компаний, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству;

4) утверждает систему оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий;

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

5) заключает генеральное соглашение с республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями работников;

6) устанавливает порядок принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами;

7) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений

Статья 19. Субъекты трудовых отношений

Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Руководитель филиала или представительства иностранного юридического лица осуществляет все права и исполняет все обязанности работодателя от имени данного юридического лица.

Статья 20. Представители работников и их полномочия

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.); в соответствии с Законом РК от 01.07.21 г. № 61-VII (см. стар. ред.)

1. Интересы работников в пределах делегированных им полномочий представляют органы профессиональных союзов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных союзах», а при их отсутствии — выборные представители.

Выборные представители работников избираются и уполномочиваются на общем собрании (конференции) работников организации большинством голосов участников при присутствии на нем (ней) не менее двух третей от общего числа работников организации. Допускается проведение общего собрания (конференции) работников организации по избранию выборных представителей работников путем дистанционного голосования. Участие на общем собрании (конференции) работника подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом с обеспечением авторизации, идентификации работника.

В случае если членство работников в профессиональных союзах составляет менее половины штатной численности работников организации, то интересы работников могут представлять профессиональные союзы и выборные представители.

Не допускается ведение коллективных переговоров между работодателем и работниками без участия профессионального союза, если в данной организации создан профессиональный союз.

2. Работники, не являющиеся членами профессионального союза, не принимавшие участие в избрании выборных представителей работников вправе делегировать право представлять их интересы профсоюзным органам, выборным представителям работников. На основании письменного заявления работника профсоюзные органы, выборные представители работников обеспечивают представительство его интересов.

3. Выборные представители работников имеют право:

1) представлять и защищать трудовые права и интересы работников;

2) вести с работодателем коллективные переговоры по разработке проектов и заключению коллективных договоров;

3) в соответствии с коллективными договорами посещать рабочие места для изучения и принятия мер по обеспечению нормальных условий труда;

4) участвовать в урегулировании трудовых споров между работником и работодателем в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Кодекс дополнен статьей 20-1 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI

Статья 20-1. Объединения (ассоциации, союзы) работодателей и их полномочия

1. Работодатели имеют право на добровольной основе создавать и вступать в объединения (ассоциации, союзы) работодателей.

2. Интересы работодателей в пределах делегированных им полномочий представляют объединения (ассоциации, союзы) работодателей в соответствии с настоящим Кодексом, Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.

3. Объединения (ассоциации, союзы) работодателей представляют права и интересы своих членов через механизмы социального партнерства путем:

1) обеспечения гарантий прав работников и работодателей в сфере труда и совершенствования трудового законодательства Республики Казахстан;

2) работы в трехсторонних республиканской, отраслевых, региональных комиссиях по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений;

3) участия в разработке соглашений и их заключения;

4) участия в составе согласительной комиссии при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, примирительной комиссии и трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров;

5) консультаций и переговоров с представителями работников по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 21. Основания возникновения трудовых отношений

1. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.

Статья 24. Предмет трудового договора

По трудовому договору работник обязуется лично выполнять работу (трудовую функцию), соблюдать правила трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

Статья 25. Гарантии равенства прав и возможностей при заключении трудового договора

1. Запрещается нарушение равенства прав и возможностей при заключении трудового договора.

2. Беременность, наличие детей в возрасте до трех лет, несовершеннолетие, инвалидность не могут ограничивать право заключения трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 26. Запреты и ограничения на заключение трудового договора и трудоустройство

1. Не допускается заключение трудового договора:

1) на выполнение работы, противопоказанной лицу по состоянию здоровья на основании медицинского заключения;

2) с гражданами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, на тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на должности и работы, предусматривающие полную материальную ответственность работника за необеспечение сохранности имущества и других ценностей работодателя, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля алкогольной продукцией, табачными изделиями, наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами);

3) с гражданами, лишенными права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Подпункт 4 изложен в редакции статьи 204 (действует с 1 января 2017 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 30.12.21 г. № 95-VII (см. стар. ред.)

4) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения работодателем разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо до получения иностранным работником справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства или разрешения трудовому иммигранту, выданных в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;

5) с иностранными студентами и стажерами, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими справки из организации образования с указанием формы обучения или принимающей организации о прохождении профессиональной подготовки и (или) стажировки и разрешения на пребывание с целью получения образования;

6) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими разрешения на въезд и пребывание с целью воссоединения семьи и документ, подтверждающий состояние в признаваемом законодательством Республики Казахстан браке с гражданином Республики Казахстан;

7) на выполнение работ (оказание услуг) в домашнем хозяйстве одним работодателем — физическим лицом одновременно более чем с пятью трудовыми иммигрантами.

Статья 63. Правила трудового распорядка

1. Правила трудового распорядка утверждаются работодателем.

2. В правилах трудового распорядка устанавливаются рабочее время и время отдыха работников, условия обеспечения трудовой дисциплины, иные вопросы регулирования трудовых отношений.

Статья 64. Дисциплинарные взыскания

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

1. За совершение работником дисциплинарного проступка работодатель или первый руководитель национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, вправе применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктами 8), 9), 10), 11), 12), 14), 15), 16), 17) и 18) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса.

2. Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, не допускается.

См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров».

Статья 65. Порядок применения дисциплинарных взысканий

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

1. Дисциплинарное взыскание налагается работодателем путем издания акта работодателя, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. При наложении дисциплинарного взыскания первым руководителем национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, применяются положения настоящей статьи и статьи 66 настоящего Кодекса.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 01.07.21 г. № 61-VII (см. стар. ред.)

2. До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан затребовать от работника объяснение в письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи) либо в электронном виде с обеспечением авторизации, идентификации работника.

Требование о представлении объяснения по факту совершенного дисциплинарного проступка оформляется в письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи) и вручается работнику лично или посредством курьерской почтовой связи, почтовой связи, факсимильной связи, электронной почты и иных информационно-коммуникационных технологий с подтверждением получения требования работодателя.

В случае уклонения или отказа работника от получения требования представителем работодателя составляется соответствующий акт.

Если работником не представлено объяснение по истечении двух рабочих дней с даты получения требования или составления акта об уклонении или отказе от получения требования, то представителем работодателя составляется соответствующий акт.

Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисципли нарного взыскания.

3. За каждый дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

4. Акт работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания не может быть издан в период:

1) временной нетрудоспособности работника;

2) освобождения работника от работы на время выполнения государственных или общественных обязанностей;

3) нахождения работника в отпуске или межвахтовом отдыхе;

4) нахождения работника в командировке.

Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI

5) проведения расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в отношении лиц, допустивших нарушения требований по безопасности и охране труда.

Особенности регулирования труда работников, с которыми заключаются контракты

Статья 101. Нормирование труда

1. Нормы труда (времени, выработки, трудоемкости, обслуживания, численности) являются мерой затрат труда и устанавливаются для работника соответствующей квалификации в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

2. Разработка, введение, замена и пересмотр норм труда производятся работодателем в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по труду.

3. Нормы труда подлежат обязательной замене по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.

Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по своей инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

4. О введении работодателем новых норм труда работники извещаются не позднее чем за один месяц.

5. При разработке норм труда должны обеспечиваться:

1) качество норм труда, их оптимальное приближение к необходимым затратам труда;

2) установление одинаковых норм труда на одни и те же работы, выполняемые в аналогичных организационно-технических условиях;

3) прогрессивность норм труда на основе достижений науки и техники;

4) охват нормированием труда тех видов работ, для которых возможно и целесообразно установление норм труда;

5) техническая (научная) обоснованность норм труда.

6. Нормы труда в организации, на услуги (товары, работы) которой вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов), утверждаются работодателем по согласованию с уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности и с уполномоченным государственным органом по труду в установленном им порядке.

7. Типовые нормы и нормативы по труду разрабатываются и утверждаются отраслевыми ассоциациями работодателей, единые и (или) межотраслевые типовые нормы и нормативы по труду для всех сфер деятельности утверждаются Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан по согласованию с представителями работников в установленном уполномоченным государственным органом по труду порядке.

8. Квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.

Статья 102. Государственные гарантии в области оплаты труда

Государственные гарантии в области оплаты труда работников включают:

1) минимальный размер месячной заработной платы;

2) минимальный размер часовой заработной платы;

3) оплату за работу в сверхурочное время;

4) оплату за работу в праздничные и выходные дни;

5) оплату за работу в ночное время;

6) ограничение размера удержаний из заработной платы работника;

7) порядок и сроки выплаты заработной платы.

Статья 103. Размер заработной платы

1. Размер месячной заработной платы работника устанавливается дифференцированно в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, а также условий труда. Размер месячной заработной платы максимальным размером не ограничивается.

Заработная плата выплачивается работнику за фактически отработанное им время, учтенное в документах работодателя по учету рабочего времени.

Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 19.12.20 г. № 386-VI

1-1. Размер основной заработной платы работников направляющей стороны должен быть не ниже размера основной заработной платы работников принимающей стороны по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, сложности, количеству и качеству выполняемой работы, а также производственно-бытовым условиям в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению персонала.

Заработная плата работникам направляющей стороны выплачивается за фактически отработанное ими время, учтенное в документах по учету рабочего времени принимающей стороны.

Статья 120. Обязанность стороны трудового договора по возмещению причиненного ущерба (вреда)

1. Материальная ответственность стороны трудового договора за ущерб (вред), причиненный ею другой стороне трудового договора, наступает за ущерб (вред), причиненный в результате виновного противоправного поведения (действия или бездействия) и причинной связи между виновным противоправным поведением и причиненным ущербом (вредом), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

2. Сторона трудового договора, причинившая ущерб (вред) другой стороне, возмещает его в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

3. В трудовом, коллективном договорах может конкретизироваться материальная ответственность работника и работодателя.

4. Прекращение трудового договора после причинения ущерба (вреда) не влечет за собой освобождения стороны трудового договора от материальной ответственности по возмещению причиненного ущерба (вреда) другой стороне.

Статья 121. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику незаконным лишением его возможности трудиться

1. Работодатель обязан возместить работнику не полученную им заработную плату и иные причитающиеся ему выплаты в случае незаконных перевода на другую работу, недопущения работника к рабочему месту, одностороннего изменения условий трудового договора, отстранения от работы, расторжения трудового договора.

2. Трудовым, коллективным договорами могут быть установлены дополнительные случаи возмещения работодателем ущерба, причиненного незаконным лишением работника возможности трудиться.

Статья 122. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный жизни и (или) здоровью работника

1. При причинении вреда жизни и (или) здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей работодатель обязан возместить вред в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан.

2. Вред, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, возмещается в полном объеме при отсутствии у работника страховых выплат, за исключением случая, предусмотренного в пункте 3 настоящей статьи. При наличии страховых выплат работодатель обязан возместить работнику разницу между страховой суммой и фактическим размером вреда.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.17 г. № 80-VI (введены в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.)

3. При причинении вреда работнику, связанного с установлением ему степени утраты профессиональной трудоспособности от пяти до двадцати девяти процентов включительно, работодатель обязан возместить работнику утраченный заработок и расходы, вызванные повреждением его здоровья.

Размер расходов, вызванных повреждением здоровья, возмещаемых работодателем в период установления степени утраты трудоспособности не может превышать двести пятьдесят месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на момент выплаты.

Выплата по возмещению расходов, вызванных повреждением здоровья, осуществляется на основании документов, подтверждающих эти расходы, представленных работником либо лицом, понесшим эти расходы. При этом возмещению не подлежат расходы, которые входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

См. также: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 9 июля 1999 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами Республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью».

Заголовок статьи 123 изложен в редакции Закона РК от 19.12.20 г. № 386-VI (см. стар. ред.)

Статья 123. Материальная ответственность работника, работника направляющей стороны за причинение ущерба работодателю или принимающей стороне

Номер документа: 296-З
Дата принятия: 26/07/1999
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2000
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 07/05/2021 документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы № 98-З от 07/05/2021
Вступила в силу с: 15/11/2021


Редакция от 06/01/2021, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам исполнительного производства № 90-З от 06/01/2021
Вступила в силу с: 15/07/2021


Редакция от 28/05/2021, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам трудовых отношений № 114-З от 28/05/2021
Вступила в силу с: 30/06/2021


Редакция от 18/07/2019, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов № 219-З от 18/07/2019
Вступила в силу с: 28/01/2020


Редакция от 17/07/2018, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов № 124-З от 17/07/2018
Вступила в силу с: 26/01/2019


Редакция от 13/11/2017, принята документом Закон Республики Беларусь О признании утратившими силу законодательных актов и их отдельных положений № 68-З от 13/11/2017
Вступила в силу с: 29/11/2017


Редакция от 24/10/2016, принята документом Закон Республики Беларусь Об исполнительном производстве № 439-З от 24/10/2016
Вступила в силу с: 16/05/2017


Редакция от 04/06/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам альтернативной службы № 277-З от 04/06/2015
Вступила в силу с: 01/07/2016


Редакция от 15/07/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О борьбе с коррупцией № 305-З от 15/07/2015
Вступила в силу с: 24/01/2016


Редакция от 08/01/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства… № 238-З от 08/01/2015
Вступила в силу с: 12/07/2015


Редакция от 01/07/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам прохождения военной службы (службы) № 171-З от 01/07/2014
Вступила в силу с: 09/10/2014


Редакция от 24/04/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам минимальной заработной платы № 134-З от 24/04/2014
Вступила в силу с: 04/08/2014


Редакция от 08/01/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь № 131-З от 08/01/2014
Вступила в силу с: 25/07/2014


Редакция от 05/01/2013, принята документом Закон Республики Беларусь О коммерческой тайне № 16-З от 05/01/2013
Вступила в силу с: 11/07/2013


Редакция от 30/12/2010, принята документом Закон Республики Беларусь О внешней трудовой миграции № 225-З от 30/12/2010
Вступила в силу с: 12/07/2011


Редакция от 31/12/2009

Постановление Министерства обороны Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке материального стимулирования и оказания материальной…»

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для…»

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь «О равных гарантиях реализации права граждан на защиту от безработицы»

В целом изменения в трудовом законодательства вносится очень много, где-то они носят только технический характер, где-то происходят глобальные корректировки.

Важно рассмотреть новый Трудовой кодекс РФ, потому как эти изменения влекут за собой разработку подзаконных актов.

Таблица изменений в трудовом законодательстве по охране труда
Изменения в Трудовом кодексе с 01 марта 2022 года Статья ТК РФ
Новый формат самопроверок — самостоятельное обследование по чек-листам: работодатель самостоятельно оценивает уровень соблюдения требований трудового законодательства с возможностью принять декларацию соответствия по результатам самопроверки 22 и 51
Необходимость предусматривать и вовремя принимать меры, обеспечивающие готовность к локализации, минимизации и ликвидации возможных последствий профрисков 209.1
Обязанность оценивать профессиональные риски перед вводом в эксплуатацию новых производственных объектов и рабочих мест 214.1
Необходимость регулярно улучшать условия труда на предприятии, всегда быть готовым к локализации и минимизации возможных последствий профрисков 214.1
Обязанность отдельно обучать персонал правилам применения СИЗ и не допускать к работе сотрудников, которые не прошли обучение 214.1
Право вести документооборот по охране труда в электронном виде 214.2
Право использовать видеокамеры и другие приборы для дистанционной видео- и аудиофиксации в целях контроля за безопасностью производства 214.2
Запрет на работу в опасных условиях с приостановкой деятельности до проведения СОУТ или оценки рисков, результаты которой подтвердят снижение класса опасности 216.1
Требование объявлять простой с сохранением средней зарплаты всем сотрудникам, которых работодатель не может обеспечить СИЗ в соответствии с актуальными нормами 216.1
Необходимость проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах 218
Внедрение единых типовых норм выдачи СИЗ и смывающих средств, учитывающих наличие вредных производственных факторов на рабочих местах, вместо отраслевых норм 221
Обязанность вести учет микротравм, полученных персоналом на рабочих местах, и рассматривать обстоятельства их получения 226

Но на этом предлагаю не останавливаться, а разобрать каждую отдельную статью детально, чтобы понять, что было и что стало, и, самое главное, что нам теперь с этими новшествами делать.

Расторгаем договор по требованию работника с учетом изменений в ТК

В статье 76 ТК РФ “Отстранение от работы”, которая также не относится к разделу 10 Трудового кодекса, добавлена обязанность руководителю организации отстранить персонал от выполнения должностных обязанностей, либо не допускать работника вовсе, если тот не применяет СИЗ, которые ему были выданы.

Например, средства индивидуальной защиты работнику выданы, а он отказывается их использовать, потому что не нравится или неудобно. В ТК РФ такой обязанности по отстранению от работы у работодателя раньше не было, но во многих инструкциях по охране труда, в том числе типовых, утративших силу в 2021 году, данный факт имел место быть.

И теперь при расследовании несчастных случаев у инспектора ГИТ, может появиться вопрос: «По какой причине работник, не применявший СИЗ, но получивший их по карточке, не был отстранен от работ?».

Следующая статья 185 ТК РФ “Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр”. Тоже есть небольшое изменение, касается оно вот чего – теперь на время прохождения медосмотра и обязательного психосвидетельствования за персоналом сохраняется должность и средний заработок.

В действующей редакции ТК РФ указано только то, что за работником сохраняется средний заработок.

Добавили к медосмотрам прохождение психиатрического освидетельствования, которого ранее в этой статье не было и очень часто между работником и работодателем возникали споры о том, в какое время сотрудник должен проходить ОПО.

Изменения коснулись основных понятий, используемых в охране труда.

Самое существенное изменение – появляется понятие «Опасность», которое теперь изложено в следующем формате.

Опасность – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Статья 209 Трудового кодекса РФ с 01.03.22г.

Уточняются определенные понятия такие, как вредный производственный и опасный производственный фактор. Ранее они были более краткими, теперь же им дано более развернутое определение.

Разъяснены более подробные и раздельные толкования понятиям «Средство индивидуальной защиты» и «Средства коллективной защиты», в нынешней редакции Трудового кодекса это единое определение.

Расширено толкование понятия «Управление профессиональными рисками», добавлено то, что частью управления профрисками также является недопущение повышения уровня, мониторинг и пересмотр выявленных профрисков.

В формулировке профессиональный риск убрали следующую фразу.

“Порядок оценки уровня профриска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”

Статья 209 Трудового кодекса РФ с 01.03.22г.

Именно она вызывала множество споров о необходимости проводить оценку профрисков, так как типового НПА и методики нет.

Стоит заметить, что весь Х раздел ТК РФ пронизан необходимостью организовывать и управлять рисками в организациях, поэтому вопросов: “А нам это нужно?”, уже возникать не будет.

В целом все поправки основных понятий – это то, что неоднократно обсуждалось, выполнялось и использовалось на практике, и только с 01 марта 2022 года это будет закреплено на законодательном уровне.

В предыдущей редакции этой статьи не было. В новой статье 209.1 работодателям вменяются такие основные принципы по безопасности труда, как предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья сотрудников.

К таким принципам относятся:

  1. Предупреждение и профилактика опасностей, которая подразумевает под собой, улучшение условий труда на рабочих местах, ликвидацию и снижение уровня проф.рисков, не допуская их повышения. То есть регулярные капитальные ремонты, обследования, техническое обслуживание, обеспечение СИз и многое другое.
  2. Минимизация повреждения здоровья, необходимая для осуществления предупредительных мер и постоянной готовности к минимизации и ликвидации возможных последствий профрисков.

То есть сейчас акцентировать внимание работодателям нужно на заблаговременном предупреждении опасностей в организации и минимизации повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту, после того как произойдет несчастный случай, возникнет профзаболевание у одного или нескольких человек, либо случится авария на производстве.

Данная статья закрепляет приоритет управления профессиональными рисками на законодательном уровне.

Новое в законодательстве Республики Башкортостан

В статье 214 Трудового кодекса также появились корректировки, как прочем во всех статьях, ни одна не осталась без внимания. Так вот, новый документ расширил обязанности работодателя по охране труда. Теперь в законе закрепили обязанность руководства организации систематически выявлять опасности и профессиональные риски, а также их регулярно анализировать и проводить оценку.

Теперь перед вводом в эксплуатацию новых производственных объектов и вновь организованных рабочих мест руководство организации должно:

  1. Провести оценку предполагаемых профрисков.
  2. Разработать меры, которые будут направлены на обеспечение безопасных условий труда и охраны труда.

То есть подтверждение того, что хоть процедура проведения оценки профессиональных рисков и не носит определенной периодичности, но работать она должна постоянно, а не просто однократно произведена и лежать на полке.

Это процесс, который постоянно и систематически должен проводиться в организации, тем самым регулярно будут выявляться новые опасности, снижаться существующие. Причем в идеале, необходимо проводить управление профессиональными рисками с регулярным улучшением условий труда на предприятии, с постоянной готовностью к локализации и минимизации возможных последствий профрисков.

В идеале, потому что все как обычно, элементарно на все не хватает денег в бюджете. Но не будем о грустном 😊

Еще одно изменение, на основании которого работодатель обязан отдельно обучать работников правилам применения СИЗ и не допускать к работе персонал, который не прошел обучение. Чуть более развернуто на данном изменении остановлюсь чуть ниже.

Далее в этой же статье Трудового кодекса с 01 марта 2022 года появится обязанность работодателя – обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов (НПА), содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности и доступ работников к актуальным редакциям.

Ранее на эту тему возникали споры с инспекторами. Некоторые считают, что данный комплект должен быть на бумажном носителе, были даже случаи привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, так как согласно Проверочного листа Роструда № 35, в организации вообще должен быть не только сам комплект НПА, а еще и утвержденный перечень этих нормативно-правовых актов.

Данную обязанность с 01 марта 2022 года разрешается выполнять с использованием электронных вычислительных машин и баз данных, думаю разногласий в будущем возникать не будет.

Первая статья Кодекса определяет трудовой договор – как соглашение между работодателем и сотрудником, которое обязует нанимателя предоставлять задачи для выполнения, достойные рабочие условия и своевременное начисление заработной платы, а сотрудника – выполнять поставленные задачи в соответствии с занимаемой должностью и выдерживать трудовую дисциплину.

Сторонами договора выступают работодатель и сотрудник.

Работодатель (наниматель) – организация или индивидуальный предприниматель, который обладает правом заключения и расторжения трудовых договоров.

Сотрудник – лицо, взаимосвязанное с работодателем на условиях указанных в заключенном трудовом договоре.

Статья 11 Трудового Кодекса РБ определяет права сотрудников:

  1. На основании 41-й статьи Конституции правом на труд, как один из ключевых способов утверждения личности человека, наделен каждый гражданин Республики Беларусь;
  2. Отстаивание своих финансовых и общественных привилегий (в том числе, вступление в профсоюзы);
  3. Членство в собраниях и сопричастность к управлению предприятием;
  4. Достойная и своевременная оплата осуществленной работы, в соответствии с ее качеством и количеством;
  5. Регулярный отдых (ежедневный/еженедельный), а также установленный договором отпуск;
  6. Социальное страхование, пенсия, а также финансовая поддержка в случае профессиональной травмы (заболевания), инвалидности или утери работы;
  7. Невмешательство в личную жизнь;
  8. Защита (в том числе, судебная) прав, определенных ТК РБ и другими правовыми документами.

Палате Представителей Национального Собрания РБ уже представлен проект нового Закона, касающегося внесения дополнений в ТК РБ. В виде законопроекта он предлагает уточнить главу Кодекса, описывающую условия расторжения договора по желанию работодателя, уточнить определение трудовой дисциплины, установить законодательное право нанимателя обращаться за характеристикой с прежнего места работы потенциального сотрудника, а также добавить главы, описывающая нюансы трудовых взаимоотношений между сторонами, заключившими контракт.

Однако это пока лишь проект возможного будущего закона, и данные изменения в Трудовой Кодекс еще не внесены.

Изменения в законодательстве по охране труда от 28.06.2020г.

Четвертое направление – контрактная форма найма. Минтруда по итогам мониторинга заметило: часто наниматели заключают контракты с работниками всего на 1 год.

Это нас беспокоит. В частности, придя к такому нанимателю, не будет уверенности у работника, а также не будет стабильности в коллективе, – отметила Ирина Костевич.

Поэтому были внесены определенные коррективы. Они показали «хороший результат».

По словам министра, количество годичных контрактов сократилось примерно в 1,7 раза, тогда как количество контрактов на 3 года и более выросло практически в 2 раза.

Говоря об изменениях, которые планируется внести в Трудовой кодекс уже в ближайшее время, Ирина Костевич обратила внимание на заинтересованность нанимателей в комбинированном виде работы – офисной и дистанционной одновременно.

По ее словам, поскольку данное направление востребовано, то коррективу внесут в обновляемый Трудовой кодекс.

Также она заметила, что многодетные семьи, как и папы с мамами, воспитывающие детей-инвалидов, раз в неделю могут взять один свободный от работы день. Его оплатят – в размере среднего заработка.

Однако они могут воспользоваться альтернативой: каждый рабочий день будет сокращен на один час.

Также изменения затронут и работу в особых условиях. Заменят молоко за вредность – на денежную выплату.

Но только в том случае, если от работника поступит соответствующее заявление.

Еще одно новшество – у работающих белорусов появится оплачиваемый выходной день для диспансеризации.

Однако сотрудник должен обратиться с заявлением, согласованным с нанимателем, а после предоставить документ о пройденной диспансеризации, – сообщила Ирина Костевич.

(с изменениями на 9 января 2001 год)
________________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 13 июля 2005 года №196-з
___________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом РБ N 95-з от 02.06.97 г

Законом РБ N 152-з от 29.04.98 г.

Законом РБ №162 от 09.01.2001 г.

__________________________________________________________________________________________________________

Настоящий Кодекс определяет основы государственной политики Республики Башкортостан в сфере трудовых отношений, устанавливает в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан государственные гарантии трудовых прав граждан, обеспечивает соблюдение интересов работников, работодателей и государства.

Костевич рассказала об изменениях в Трудовой кодекс

О нас

Реклама

Карта сайта

Общие правила форума

Использование материалов

Пользовательское соглашение

Политика конфиденциальности

  • Корректировка названия статей
  • Термины и определения статьи 1 Трудового кодекса
  • Необоснованный отказ в заключении трудового договора. Статья 16
  • Дополнительные основания заключения срочного трудового договора. Статья 17
  • Подписание и нумерация каждой страницы трудового договора. Статья 18
  • Начало действия трудового договора. Статья 25
  • Характеристика с предыдущих мест работы. Статья 26
  • Изменение существенных условий труда. Статья 32
  • Временный перевод. Статья 321, 33, 34
  • Общие основания прекращения трудового договора. Статья 35
  • Переподчинение, смена собственника, реорганизация. Статья 36
  • Прекращение срочного трудового договора. Статья 38
  • Расторжение трудового договора по требованию работника. Статья 41

Первое, на что хотим обратить внимание, это изменение названия некоторых глав и статей Трудового кодекса. Некоторые новые названия продиктованы необходимостью более корректного изложения таких названий с учетом действующего законодательства, а некоторые названия изменены или дополнены в связи с изменением или дополнением самой главы или статьи Трудового кодекса новой нормой.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...