Утилизационный сбор на спецтехнику 2022 увеличение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор на спецтехнику 2022 увеличение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Размер сбора рассчитывается самостоятельно на обычном калькуляторе по формуле:

Сумма сбора = Базовая ставка * Установленный коэффициент,

где Базовая ставка ‒ 172 500 рублей (без НДС).

Для определения суммы сбора базовую ставку умножают на коэффициент, который определен для каждого типа машин. Чем она тяжелее, тем больше денег придётся заплатить.

Утилизационный сбор на спецтехнику 2022

Сбор предназначен для утилизации автомобиля с соблюдением всех экологических норм и оплачивается только один раз. Его уплата гарантирует, что транспортное средство будет утилизировано безвозмездно.

На начало 2022 года ставки утилизационного сбора не изменились: производители и импортёры самоходных машин, колёсных транспортных средств и прицепов будут платить утильсбор по тем же тарифам, что действовали в прошедшем году. Кроме этого, если предыдущий владелец не оплатил положенную сумму, это будет вынужден сделать новый собственник, т.к. поставить технику на учёт и пользоваться машиной в случае уклонения от уплаты запрещено. Информация по уплате отмечается в паспорте транспортного средства. В случае, если на машину не начисляется соответствующая сумма, отметка также проставляется.

Обратите внимание! Правительство Российской Федерации утвердило ставки утильсбора, которые вступили в силу с 6 февраля 2016 года и действительны на начало 2022 года. Полный перечень техники, на которую начисляется сбор, и актуальные тарифы размещены в таблице ниже.

Идентификационный код*(1)

Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним*(2),*(3)

Коэффициент расчета размера утилизационного сбора*(4)

Новые самоходные машины и прицепы к ним*(5)

Самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет*(5)

I. Грейдеры и планировщики (классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9)*(6)

A01

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

3,2

8,5

A02

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 140 л.с.

4,2

11

A03

мощностью силовой установки не менее 140 л.с. и менее 200 л.с.

6

16,2

A04

мощностью силовой установки не менее 200 л.с.

8

23,7

II. Бульдозеры (классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9)*(6)

B01

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

4

12

B02

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

7

35

B03

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.

8,4

55

B04

мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с.

10

70

B05

мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

15

100

III. Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры (классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0)*(6)

C01

мощностью силовой установки менее 170 л.с

4

17

C02

мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

6

25

C03

мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

8

40,5

IV. Перегружатели колесные (классифицируемые по кодам 8429 59 000 0)*(6)

D01

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

2,5

76,6

D02

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 125 л.с.

3,3

125,3

D03

мощностью силовой установки не менее 125 л.с. и менее 150 л.с

4

125,3

D04

мощностью силовой установки не менее 150 л.с.

4,4

160,9

V. Машины трамбовочные и катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0, 8429 40 900 0)*(6)

E01

мощностью силовой установки менее 40 л.с.

0,7

3,2

E02

мощностью силовой установки не менее 40 л.с. и менее 80 л.с.

1,7

7,3

E03

мощностью силовой установки не менее 80 л.с.

2,2

9,7

VI. Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)*(6)

F01

мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с. и менее 50 л.с.

1

6

F02

мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с.

2

10

F03

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

Планы повышения утилизационного сбора на спецтехнику могут пересмотреть

Важно! Утильсбор необходимо оплатить в течение 15 дней после ввоза техники на территорию страны. Документ, подтверждающий оплату, необходимо предоставить в таможню.

Также в Постановлении Правительства РФ прописано, что в случае, если с момента ввоза техники в страну прошло более трёх лет, отметка об уплате была проставлена в соответствующем документе, но в итоге был выявлен факт полной или частичной неуплаты сбора, таможенные органы в течение 10 дней пришлют вам документ, в котором будут указаны необходимая к уплате сумма, пеня за просрочку (в размере 1/300 от ключевой ставки Центробанка за каждый день просрочки) и причина доплаты. Если сбор не будет уплачен в течение 20 дней, платёж будет взыскан в судебном порядке.

Обратите внимание! По состоянию на 14 января 2022 года ключевая ставка Центробанка составляет 8,5%.

Как сообщалось, на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в конце октября обсуждалось продление беспошлинного ввоза электромобилей на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Продлить его предлагала Белоруссия, РФ выступала против.

В Минпромторге «Интерфаксу» заявляли: «Продление нулевой ставки таможенной пошлины на электромобили не будет способствовать принятию инвестиционных решений в России. В этой связи предложение республики Беларусь в том виде, в котором оно выносится на рассмотрение Совета ЕЭК, Минпромторг России не поддерживает». Знакомые с итогами заседания источники сообщали «Интерфаксу», что согласованной позиции по вопросу выработано не было, и тема еще будет обсуждаться.

Обеспокоенность в связи с возможным введением пошлин на ввоз в РФ электромобилей выразила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в своем традиционном автомобильном пресс-релизе, который вышел накануне.

«Разумеется, растущий сегмент электромобилей может со временем быть занят моделями местного производства. Это положительное развитие может быть серьезно подорвано отказом от продления нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили на ближайшие годы, что приведет к росту стоимости электромобилей, снижению покупательского спроса и последующей стагнации в динамике продаж. Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей», — отметила АЕБ со ссылкой на главу комитета автопроизводителей ассоциации Томаса Штэрцеля.

От лица комитета Штэрцель заявил, что «продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству».

Виды и категории транспортных средств

Сумма утилизационного сбора в рублях РФ

До 3х лет с даты выпуска

Старше 3х лет с даты выпуска

Утилизационный сбор в 2022 году

Перечень продукции, подлежащей утилизации, сроки и порядок уплаты экологического сбора в 2022 году, ставки — все это утверждает правительство. Но для начала определимся, когда платят экосбор и каковы утилизационные нормативы.

В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ № 3721-р от 31.12.2020 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают норматив утилизации для экологического сбора в 2022 г. (см. Распоряжение Правительства РФ № 3722-р от 31.12.2020), который рассчитывается в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — повторное применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экосбора в 2022 году, подобная переработка не учитывается. В письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что те компании, кто обязан выполнять нормативы утилизации отходов от использования товаров и упаковки товаров, выполнили все требования, позволяют:

  • отчеты о выполненных нормах за прошлый год (см. Постановление Правительства РФ № 2010 от 03.12.2020);
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Формула, как рассчитать экологический сбор в 2022 году, несложная:

С × М × Н / 1000,

где:

  • С — ставка сбора в рублях за тонну (ставки по группам товаров ТН ВЭД утверждает правительство (см. Постановление от 09.04.2016 № 284);
  • М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
  • Н — норматив утилизации.

Эту формулу используют в калькуляторе расчета утилизационного сбора в 2022 году те поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации, то расчет производят по другой формуле:

С × (Ку – Кд) / 1000,

где:

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания рассчитает экологический сбор в Росприроднадзор за прошлый год и уплатит его либо предоставит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и утилизационные нормативы. Сведения основаны на Постановлениях Правительства от 09.04.2016 № 284, от 31.12.2020 № 3721-р и № 3722-р.

УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:

  1. При ввозе ТС из другого государства.
  2. При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.

Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.

УС рассчитывается по этой формуле:

УС = БС * К

где:

  • УС – размер сбора;
  • БС – базовая ставка;
  • К – используемый коэффициент, который определяется на основании Перечня размеров УС, установленных Постановлением Правительства от 06.02.2016 N 81.

Существует всего две ставки:

  1. 20 тысяч рублей на легковые авто, которые не используются в коммерческой деятельности.
  2. 150 тысяч рублей на грузовые машины, автобусы, а также легковые ТС, которые используются в коммерческой деятельности.

Коэффициенты установлены законом. Их много, и определяются они исходя из следующих факторов:

  • Размеры.
  • Вес.
  • Объем двигателя.

К примеру, коэффициент для легкового авто старше трех лет массой меньше 2,5 тонн составит 0,88. Именно это значение будет использоваться при расчетах.

Если выплата совершается при ввозе машины из другого государства, средства взимаются ФТС. Выплаты нужно произвести в течение сроков растаможки. Также потребуется оформить уплату утилизационного сбора. Для того чтобы все это сделать, требуется прийти в таможню по месту жительства. С собой нужно взять следующие бумаги:

  1. Форму расчета утилизационного сбора (должна быть полностью заполненной).
  2. ПТС на машину, по которой производятся платежи.
  3. Копии бумаг, которые подтверждают соответствие характеристик машины данным, указанным в расчете (к примеру, сертификат соответствия, соответствующие заключения экспертизы, сопроводительные документы).
  4. Договор купли-продажи на ТС.
  5. Платежные документы, подтверждающие совершения выплат.
  6. Если в процедуре участвует доверенное лицо, на него понадобится доверенность. После предоставления всех данных документов специалисты проверяют верность выполненного расчета, достоверность бумаг, выплаты на счет ФК. После этого ставится отметка в ПТС о произведении выплат утилизационного сбора.

ВАЖНО! Банковские реквизиты, по которым нужно переводить средства, размещены на сайте ФТС.

Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:

  1. Выяснить коды бюджетной классификации.
  2. Оформить расчет УС по установленной форме.
  3. Записаться на прием в местный ФНС.

Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:

  1. Формой расчета УС (заполненной).
  2. ПТС на авто, на которое платится сбор.
  3. Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.

К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.

После выплаты сбора в ПТС проставляется соответствующая отметка. На нее нужно обратить внимание как после совершения платежа, так и при покупке авто. Ставится отметка в разделе ПТС «особые отметки». Отличается красным цветом. Почему ее наличие так важно? Отметка свидетельствует о том, что УС выплачен и платить его повторно не нужно. Отсутствовать она может только при наличии следующих обстоятельств:

  1. ПТС на отечественную машину выдан до 1 сентября 2012 года.
  2. Импортное авто ввезено в РФ до 1 сентября 2012 года.

В обоих случаях никакого сбора уплачивать не нужно. По этой причине отсутствие отметки не должно настораживать.

Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.

Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утилизационного сбора

Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.

Значения Коэффициента указаны в постановлении Правительства от 11 декабря 2015 г. N 1350.

Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.

Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц
Возраст легкового автомобиля k 1 Сумма, руб.
Новые до 3-ёх лет 0,17 3400 руб.
Старше 3-ёх лет 0,26 5200 руб.

1 коэффициент (k)

ВАЖНО! За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъемностью до 10 тонн утильсбор не уплачивается

Для юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) утилизационный сбор зависит от возраста автомобиля и объема двигателя.

Таблица 2. Утилизационный сбор на автомобили для юридических лиц и ИП

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП
Виды и категории легковых автомобилей Новые до 3-ёх лет Старше 3-ёх лет
k 1 Сумма, руб. k 1 Сумма, руб.
1. Электромобиль (без гибридного двигателя) 1,42 28400 5,3 106000 руб.
2. С объемом двигателя:
Не более 1000 куб. см 1,42 28400 5,3 106000 руб.
Свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 2,21 44200 8,26 165200 руб.
Свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 4,22 84400 16,12 322400 руб.
Свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 5,73 114600 28,5 570000 руб.
Свыше 3500 куб. см 9,08 181600 35,01 700200 руб.

1 коэффициент (k)

Размеры утилизационных сборов не остаются постоянными. Чтобы узнать величину утилизационного сбора в 2019 году можно воспользоваться таблицами. Эти таблицы составлены для удобства определения сумм сбора, в них указываются ставки утилизационного сбора, коэффициенты и уже рассчитанные значения сумм утилизационного сбора. Таблицы разбиты по категориям транспортных средств.

Таблица 3. Утилизационный сбор на ТС и спецтехнику для юридических лиц и ИП

С 01.01.2020 года меняются ставки на легковые и грузовые автомобили производимые или ввозимые в Российскую Федерацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подробнее >>>

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Масса до 2,5 т 178 500 189 000
Масса от 2,5 до 3,5 т 300 000 432 000
Масса от 3,5 до 5 т 300 000 456 000
от 5 до 8 т 313 500 786 000
от 8 до 12 т 438 000 1 192 500
от 12 до 20 т 496 500 1 735 500
Седельные тягачи от 12 до 20 т 850 500 3 469 500
Автосамосвалы от 12 до 20 т 418 500 1 735 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т 507 000 1 735 500
от 20 до 50 т 1 002 000 2 035 500
Седельные тягачи от 20 до 50 т 1 002 000 2 035 500
Автосамосвалы от 20 до 50 т 945 000 2 035 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т 825 000 2 035 500
Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей 285 000 1 725 000
Автобетоносмесители 853 500 2 242 500

Минпромторг разъяснил порядок повышения утильсбора на сельхозтехнику

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Прицепы и полуприцепы 96 000 1 207 500

Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
С электродвигателем 171 000 172 500
С двигателями до 2500 см3 214 500 217 500
С двигателями от 2500 до 5000 см3 342 000 517 500
С двигателями от 5000 до 10000 см3 591 000 759 000
С двигателями от 10000 см3 990 000 1 558 500

Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.

Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.

В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.

Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.

Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.

Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.

Удачи на дорогах!

  • — Volvo Trucks договорилась о сотрудничестве в области экологичной перевозки бетона
  • — Электрогрузовик Volvo FH Electric успешно прошел испытание на энергоэффективность и дальность хода
  • — Компания JCB выпустила 750 000-й двигатель
  • — Volvo Trucks — лидер европейского рынка электрических грузовиков

Ставки экологического сбора и нормативы утилизации

«В 2023 году автомобили, ввезённые из Армении, будут легализованы как «товары ЕврАзЭС» после уплаты утилизационного сбора».

(Пресс-служба сети автосалонов Fresh Auto — о положении владельцев авто, зарегистрированных в Армении, после изменения подхода к их легализации.)

Как и любая другая процедура, утилизация имеет ряд условий, позволяющих регулировать сам процесс и пользу от него для клиентов дилерских центров и самих дилеров.

Ряд основных условий:

  • Владелец автомобиля должен им владеть длительное время перед утилизацией.
  • Транспортное средство должно быть полностью оплачено (не находится в кредитных обязательствах).
  • Машина не должна быть в лизинге, а целиком и полностью принадлежать своему владельцу.
  • Машина должна подпадать под список транспортных средств, для которых предусмотрена утилизация авто.

Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства.

Основные из них:

  • Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
  • Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
  • Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
  • Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.

Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.

Однако, помимо множества преимуществ, программа утилизации, запанированная на 2022 год также имеет и традиционные сборы, которые удерживаются с владельцев ТС.

Важно! утилизационный сбор на автомобили в 2022 году в Российской Федерации планируется поднять на 10-15%. Правительство рассматривает вариант поднятия в 2022 году утилизационного сбора для легковых автомобилей с 20 000 рублей до 25 000 рублей и для прицепов с 150 000 до 187 500 рублей.

Утилизационный сбор 2022: рост не заложен

Размеры утилизационного сбора для автомобилей установлены Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Для расчета нужно умножить базовую ставку на установленный правительством коэффициент.

На данный момент базовая ставка утильсбора составляет 20 000 рублей для легковых автомобилей. Для транспортных средств, используемых в коммерческих целях, базовая ставка значительно больше – 150 000 рублей.

Ставку нужно умножить на коэффициент, применимый для плательщика. Для физических лиц на легковые автомобили установлен понижающий коэффициент:

  • 17, если машина новая; и
  • 26, если она старше трех лет.

Например, если гражданин ввозит в Российскую Федерацию новый легковой автомобиль (в этой ситуации обязанность по оплате возложена на него самого), он должен будет заплатить утилизационный сбор в размере: 20 000 рублей * 0.17 = 3400 рублей. Если же автомобиль произведен более 3 лет назад, сумма к оплате составит: 20 000 рублей * 0.26 = 5200 рублей.

Для сравнения, юридическое лицо должно будет заплатить за новый легковой автомобиль категории М1 утилизационный сбор с коэффициентом 8.92. Итоговая сумма к оплате составит 178 400 рублей.

Утилизационный сбор не отменяет и не заменяет таможенные пошлины за ввоз транспортного средства. Это дополнительный платеж.

Утильсбор уплачивается в отношении автомобилей категорий М1 (в том числе повышенной проходимости G), M2, M3, N1, N2, N3, прицепов категории О4 с максимальной массой более 10 тонн. Для мотоциклов утильсбор не установлен.

Утильсбор на спецтехнику установлен другим нормативным актом – Постановлением Правительства РФ № 81 от 6 февраля 2016 года «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним» (в приложении). В 2020 году базовая ставка для спецтехники установлена в размере 172500 рублей, путем применения к ней коэффициента платеж увеличивается от 3 до 160 раз.

Нет, конечно же, давайте оперировать фактами. Рассмотрим проект нормативного документа. К слову, в последний раз в России поднимали утильсбор на спецтехнику в 2018 году. Для новых автогрейдеров с двигателями мощностью до 100 л. с. коэффициент расчёта размера утилизационного сбора (КУС) будет равен 7, а для ввозимых к нам из других стран моделей старше 3 лет – уже 42. При базовой ставке в 172 500 рублей утильсбор составит 1 207 500 рублей для новых и 7 245 000 рублей для подержанных машин.

На новые колёсные тракторы с мощностью силовой установки не менее 5,6 л. с. и менее 31 л. с. коэффициент остался прежним – 0,4. Но с учётом возросшей базовой ставки ввоз импортных моделей автоматически станет дороже. А на технику старше трёх лет КУС подняли до 2,4.

Увеличат и коэффициент по остальным модификациям тракторов с более мощными моторами от 1,2 до 23,2. Ладно, допустим, МТЗ попытается увеличить мощности в Татарстане, но слабо верится. Основную массу тракторов везут из Беларуси, и чуть меньше приходится на импорт разных моделей из других стран.

Повышение ставок утильсбора и коэффициентов вовсе не приведёт к помощи производителей техники, считает депутат Государственной Думы Сергей Миронов. Он говорит, что в прошлом году за счёт утильсбора в бюджет планировали собрать больше 400 миллиардов, ставку подняли на 110%, при этом поддержка автопрома составила 45,5 млрд рублей.

В этом году ставку предлагают увеличить «всего» на четверть, однако господдержка отрасли не вырастет, а упадёт в 2,5 раза – до 17,5 миллиардов рублей! Выходит, государство всё больше забирает за счёт утилизационного «налога» и всё меньше отдает обратно. Подобная арифметика провоцирует рост цен на автомобили – ничем не обоснованный и не компенсированный, уверен парламентарий.

В Hitachi Construction Machinery Eurasia прогнозируют рост цен на дорожно-строительную технику в пределах 15-20% из-за повышения утилизационного сбора. Как следствие, это вызовет падение рынка спецтехники, а также будет способствовать увеличению себестоимости проектов, в том числе национальных, в которых применяются эти машины.

«На сегодняшний день доля рынка техники нероссийского изготовления (импортированные машины и выпущенные в РФ на производстве, не отвечающем критериям локализации), которая подлежит обложению утильсбором без возможности его компенсации за счёт госсубсидий, составляет, по нашим оценкам, от 80 до 90%.

Таким образом, рост цен на спецтехнику неизбежен, а идея увеличения ставки утилизационного сбора в условиях пандемии, вызванной короновирусной инфекцией, и отсутствия экономического роста вряд ли может являться обоснованной», – делится руководитель группы по планированию и управлению продажами Hitachi Construction Machinery Eurasia Максим Быковский.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, объём продаж дорожно-строительной техники за 3 квартала 2020 года уже снизился на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. И повышение ставок и коэффициентов утильсбора никак не поспособствует росту рынка.

«Например, утильсбор на экскаваторы-погрузчики, который сейчас составляет 690 000 рублей, может увеличиться до 2,001 млн рублей. Очевидно, что это существенный рост. Какое-то время спрос можно будет закрывать импортированной до повышения техникой, но, когда склады опустеют, велика вероятность стагнации рынка. В дальнейшем потребители адаптируются к новым ценам, как это случалось в прошлые годы, однако сложно сказать, как быстро это произойдёт, поскольку до 2021-го мы не сталкивались с таким существенным ростом ставок.

Повышение утильсбора негативно скажется и на конкуренции на рынке спецтехники: качество и надёжность продукции российских производителей оставляет желать лучшего, но в некоторых случаях клиенты будут вынуждены покупать отечественные машины из-за разницы в цене, вопреки своим желаниям выбирая не лучшую технику для бизнеса», — считает региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток) Пётр Плаунов.

Российская госпрограмма утилизации автомобилей в 2022 году также имеет сбор, который клиент выплачивает дилеру, а взамен получает скидку на новый автомобиль. Год от года этот параметр постоянно изменяется, и в 2022 году стоит быть готовым к поднятию сбора на более высокий уровень.

По предварительным данным, сейчас правительство рассматривает вариант поднятия утилизационного сбора с 20 000 рублей до 25 000 рублей для легковых автомобилей.

Для прицепов повышение произойдёт со 150 000 до 187 500 рублей.

Само повышение сбора вызвано тем, что в стране все больше становится транспортных средств, и как следствие, растет необходимость тщательного регулирования утилизации, а также контроля за количеством ТС. Повышенный сбор, по заявлению правительства, является упреждающей мерой, которая позволит снизить количество покупаемых транспортных средств.

Фактически, увеличение машин на дорогах страны способствует увеличению сбора, но также, увеличиваются и скидки, предоставляемые дилерами для своих клиентов, уплативших утилизационный сбор. Что не вносит критического дисбаланса между годовыми изменениями и индексацией сбора.

Как расcчитать сумму утилизационного сбора

Помимо того, что владельцы транспортных средств задаются вопросом — как утилизировать автомобиль в 2022 году, многие также интересуются, будет ли вообще работать эта программа в следующем году. Чтобы полностью на него ответить, следует рассмотреть обращение правительства РФ по этому поводу.

Учитывая, что правительство Российской Федерации на данный момент пытается внести коррективы в сфере утилизации автомобилей, можно с уверенностью предположить, что мероприятие будет действовать, более того, его также активно будут развивать и контролировать по всем направлениям, включая вопросы индексации и изменения условий самой процедуры утилизации.

На сегодняшний день любой владелец автомобиля, при желании купить новое транспортное средство, также может воспользоваться процедурой утилизации старого авто, просто сдав его в автосалон, в котором он будет покупать новое транспортное средство.

При этом, клиенту необходимо будет оплатить утилизационный сбор, в размере 20 000 рублей (на 2021 год) для легковых автомобилей.

А для владельцев ТС с прицепом, придется выложить 150 000 рублей. Учитывая, что ставки будут повышаться в следующем году, лучше постараться пройти утилизацию в этом.

Нововведения в сфере утилизации старых ТС затрагивают не только сам утилизационный сбор на автомобили, но также могут коснуться самой специфики проведения мероприятия. По данным из разных источников, предполагается, что система не будет упрощена, а, наоборот, может приобрести более сложный технический характер в плане бюрократии.

Основным параметром, который будет изменен (предположительно), является система индексации сборов.

Также, возможно, будет изменен коэффициент, который используется в расчёте взимаемой суммы. Сама формула, по которой считается сбор на утилизацию, выглядит следующим образом: базовая ставка (регламентированная правительством РФ), умноженная на специальный коэффициент. Как раз последняя часть и будет изменяться в сторону увеличения.

В сфере плана самого проведения утилизации какой-либо конкретики по вносимым изменениям не имеется. Но также можно ожидать, что процесс будет утилизации будет осуществляться не в дилерских центрах, а на спецплощадках. Такое предположение основывается на планах правительства, оглашенных в январе 2021 года. Однако, доподлинно не известно, будут ли такие изменения применены в действительности, и сколько стоит утилизация автомобиля в 2022 году.

Как и любая другая процедура, утилизация имеет ряд условий, позволяющих регулировать сам процесс и пользу от него для клиентов дилерских центров и самих дилеров. Ряд основных условий:

  1. Владелец автомобиля должен им владеть длительное время перед утилизацией.
  2. Транспортное средство должно быть полностью оплачено (не находится в кредитных обязательствах).
  3. Машина не должна быть в лизинге, а целиком и полностью принадлежать своему владельцу.
  4. Машина должна подпадать под список транспортных средств, для которых предусмотрена утилизация авто.

Эти требования обязательны для соблюдения и выполнения.

Даже если одно из них не будет выполнено, то утилизация машины будет фактически невозможной. В 2022 году эти условия могут измениться, также, вполне возможно, будут введены новые, дополнительные пункты. Об этом всегда можно будет узнать в дилерском центре в любом городе.

Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства. Основные из них:

  • Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
  • Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
  • Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
  • Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.

Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.

Если утилизация будет проводиться в 2022 году, то обо всех изменениях в этом аспекте лучше всего узнать в самих дилерских центрах, или на сайте «Минпромторга», который также является одним из основных регуляторов данной процедуры. Также, свежая информация по этому поводу всегда доступна на нашем сайте.

Чтобы пройти процедуру утилизации, владельцу транспортного средства необходимо:

  1. Посетить отделение ГИБДД, и процедурно снять свой автомобиль с официального учета дорожной службы. Необязательно даже везти сам автомобиль, достаточно будет документов на него, технического паспорта и свидетельства о прохождении ТО.
  2. Приехать в дилерский центр.
  3. Предоставить: паспорт гражданина Российской Федерации, принадлежащий владельцу ТС, заверенную копию паспорта на транспортное средство (где будет указано, что машина находится во владении обратившегося лица не менее 6 месяцев), копия или оригинал акта, подтверждающего договор об утилизации автомобиля в дилерском центре.
  4. Также необходимо предоставить один из трех документов, которые будут подтверждать, что владелец снял авто с учета в ГИБДД: отметка в ПТС, свидетельство о снятии, карта учета ТС со штампом ГИБДД и подтверждением того, что ТС снято с учета владельцем.

Все остальные процедуры дилеры берут на себя, владельцу только остается дождаться конца мероприятия, получить компенсацию на новое авто и приобрести транспортное средство у того же дилера.

Российское правительство ввело утилизационный сбор на авто в 2012 году. После присоединения к Всемирной торговой организации новый способ взимания платы рассматривался в качестве компенсации снижения пошлин. В 2016 году утильсбор распространился и на спецтехнику: самосвалы, бульдозеры, экскаваторы, комбайны, самоходные машины, погрузчики, трубоукладчики — фактически в список попали все машины, эксплуатируемые в горнодобывающей отрасли.

Ещё тогда инициатива властей вызвала откровенное непонимание у промышленников. Но в общем-то смирились. С тех пор каждый, кто имеет дело с техникой спецназначения — не важно, физическое или юридическое лицо, — единовременно отдаёт государству немалую сумму. Утильсбор обязаны выплачивать отечественные производители и покупатели импортной продукции. Кроме того, плата взимается с тех, кто приобрёл специализированный транспорт у лица, которое по каким-то причинам не выплатило утильсбор.

За последние 5 лет владельцы горной техники привыкли к дополнительным тратам: отрасль пережила индексацию утильсбора на 65% в 2016-ом, в 2018 году плата в среднем выросла ещё на 20-35% (по некоторым позициям ставка выросла на 90%) — тоже подстроились.

В 2020 году пандемия настроила «ценовую политику» государства на новый лад. Из-за непредвиденных финансовых потрясений промышленники туго затянули ремни, и вначале правительство даже протянуло руку помощи. В первых числах апреля Минпромторг разрешил крупным производителям спецтехники перенести оплату утильсбора на конец года. А когда карантинная шутка затянулась, ведомство перенесло «час расплаты» на апрель 2021 года.

Одно дело, когда рост утильсбора затрагивает собственно бизнес, совсем другое, когда с увеличением стоимости горнодобывающих работ возникает риск увеличения тарифов на тепло- и электроэнергию. Выходит, что очередная индексация затронет не только отрасль, но и всё население в целом. Именно этим обеспокоены в Минэнерго. Вдобавок г-н Яновский напомнил, что утилизационный сбор вообще-то не является налогом: он изначально предполагался только как выплата компенсации затрат по утилизации ставшей неисправной техники, а также для развития перерабатывающих мощностей.

Действительно, «первородное» назначение утильсбора — сохранение и улучшение экологической обстановки в стране. По крайней мере, на бумаге. Однако промышленники в попытках воспрепятствовать принятию проекта ориентировались совсем на другое — грядущее удорожание техники, сокращение продаж и провисание рынка.

У властей же на этот счёт противоположное мнение. Минпромторг постарался развеять опасения в официальном комментарии о повышении утильсбора. В ведомстве указали, что индексация не спровоцирует рост цен на отечественную спецтехнику (в том числе горную) в связи с высоким уровнем конкуренции на рынке. По данным Минпромторга, сегодня загрузка российских машиностроительных предприятий не превышает 55%. А это означает, что промышленные компании потенциально могут увеличить долю закупки машин отечественного производства.

В 2018 году в реестр автотранспорта, подлежащего налогу по утилизации, включили:

  • спецтехнику для дорожных работ;
  • экскаваторы и бульдозеры;
  • технику для сельского хозяйства;
  • легковые и грузовые автомобили;
  • прицепы, снегоходы и пр.

Размер пошлины рассчитывается в каждом случае индивидуально и выплачивается на машины весом от 10 тонн. При расчете учитывается:

  • мощность двигателя машины;
  • вес машины;
  • год выпуска.

Одним из важных минусов данного постановления, конечно же, является то, что импортная техника становится неподъемной по цене для многих компаний и физ.лиц. В стоимость включается утилизационный сбор и в зависимости от года выпуска, цена может стать реально очень высокой. Купить отечественные аналоги не всегда возможно, поскольку многие виды спецтехники у нас не производят, либо производят их в качестве, сильно уступающем качеству западных и азиатских машин.

Среди преимуществ ожидается повышение интереса к отечественной технике и повышение спроса на нее. Также ожидается увеличение спроса на новую технику и сокращение потока б/у машин из-за рубежа.

Введение утилизационного сбора на зарубежную технику может повысить интерес к аренде этой спецтехники, уже имеющейся в собственности российских компаний. Например, вы можете арендовать любой тип спецтехники в компании АС24/7 по приемлемой цене и не платить бешеные суммы за покупку б/у или новой техники из-за рубежа. Трудно сказать, к чему приведет введение утилизационных сборов, а также как компании будут пополнять свой автопарк в дальнейшем.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...