Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу 2022 года в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу 2022 года в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Внести изменения в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 424 (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2020 г., регистрационный N 61352), согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр В.Г. Савельев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 февраля 2022 г.
Регистрационный № 67282

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 12 января 2022 г. № 5

Режим работы (труда и отдыха) водителя: новые правила 2022


Минтранс скорректировал особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей. Уточнено, что они не распространяются на водителей автомобилей органов ГФС.

Прописаны особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха для водителей, являющихся ИП и самостоятельно управляющих автомобилем.

Уточнено понятие ежедневного периода управления автомобилем.

Для водителей, работающих вахтовым методом на Крайнем Севере или в приравненных местностях и не заезжающих в населенные пункты, разрешено сокращать еженедельный отдых (45 часов) до не менее 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.

Новые правила затрагивают работающих по найму водителей автомобилей и ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Изменения не относятся к водителям автомобилей, занятых в таких сферах:

  • обслуживание органов государственной власти;
  • междугородние перевозки;
  • ведомственная охрана;
  • оперативно-розыскная деятельность.

Также исключением являются водители скорой помощи и пожарных автомобилей, водители-военнослужащие и др. Исчерпывающий перечень водителей, которых не затронули нововведения, приведен в п. 1 Приложения к Приказу Минтранса № 424.

В соответствии с новым Приказом Минтранса режим труда и отдыха водителей претерпел немало изменений, в частности:

  • Расширен перечень водителей, которым разрешено не соблюдать утвержденные требования. А вот водители, входящие в состав вахтовых бригад, теперь смогут работать только по общепринятым правилам. Для них необходимо составлять график работы и придерживаться установленного режима труда и отдыха водителей в 2022 году.
  • Отменены ограничения рабочего времени для 5-ти и 6-дневной рабочей недели (8 и 7 часов в день соответственно). В Приказе Минтранса о режиме труда и отдыха водителей указано только общее ограничение — продолжительность рабочей недели может составлять не более 40 часов.
  • Максимально допустимое время управления автомобилем — 9 часов в день. При необходимости водитель транспортного средства сможет увеличивать его до 10 часов, но это можно делать не более 2 раз в неделю. Еще на 2 часа можно увеличить время движения, чтобы завершить перевозку или доехать до места стоянки.
  • Отменен суммированный учет на период до 6 месяцев. Обновленный режим работы труда и отдыха водителя предусматривает, что теперь продолжительность периода для суммированного учета всегда будет составлять 1 месяц. Но если профсоюз даст одобрение, этот период может быть увеличен до 3 месяцев.
  • Теперь можно разделять смену на части, перерыв между которыми должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе. Но это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа. Время перерыва между частями рабочего дня не входит в рабочее время водителя.
  • Водители должны отдыхать не менее 45 часов в неделю (ранее было 42 часа).
  • Минимальная продолжительность ежедневного отдыха для водителей, по отношению к которым применяется суммированный учет рабочего времени, в 2022 году составит 11 часов вместо 12.

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей. Отвечать придется и водителям, и их работодателям. Размер штрафа указан в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:

  • для водителей – 1,5-2 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 7-10 тыс. руб.;
  • для ИП – 15-25 тыс. руб.;
  • для юрлиц – 25-50 тыс. руб.

Кроме того, работодателям и ответственным должностным лицам будут грозить штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства. Нужно отметить, что штраф за режим труда и отдыха водителей организации и должностные лица будут уплачивать только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательных норм.

Показатель

Ежедневный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени

Продолжительность еженедельного рабочего времени

40 часов

Учетный период должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях — не более 3 месяцев.

Продолжительность смены

Может меняться при условии, что соблюдена указанная еженедельная норма времени.

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Возможно увеличение максимальной длительности рабочего дня на 2 часа до 12 часов. Но это возможно только если:

  • необходимо завершить перевозку;
  • водитель следует к месту стоянки.

Максимальная суммированная длительность перерывов, устанавливаемых между частями смены

Для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3 часов;

Для прочих водителей – не более 5 часов.

Ненормированный рабочий день

Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 последовательные календарные недели.

Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха.

Еженедельный отдых

45 часов

Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

45 часов

Возможность сокращения еженедельного отдыха

Работодатели имеют право сокращать время еженедельного отдыха до 24 часов 1 раз в течение двух идущих подряд недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

Ежедневный отдых

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов.

Возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3 раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха.

Допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3 часов, а последняя – не менее 9 часов.

Перерывы для отдыха и питания

Перерыв для отдыха и питания предоставляется в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2 часов.

Если водитель управляет транспортным средством в течение 4 часов 30 минут, по окончании этого периода водителю нужно предоставлять специальный перерыв длительностью 45 минут. При этом отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:

  • Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
  • Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
  • Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
  • Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем ( специальный перерыв). Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4,5 часа за рулем. Отдохнуть нужно не менее 45 минут.
  • Простои не по вине водителя.
  • Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.

Ранее если в смене было два водителя, второму водителю включалось в рабочие часы то время, когда он не управлял машиной, а просто ехал в кабине. Теперь оно не считается рабочим, но оплачивается в размере, который установлен коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя.

Вид отдыха Продолжительность
Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня От 30 минут до 2 часов.
Ежедневный (междусменный) отдых Минимум в 2 раза дольше рабочей смены. В исключительных случаях — минимум 9 часов.
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) Общая продолжительность — не менее 45 часов.
Ежегодный отпуск Минимум 28 календарных дней.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Новые требования к организация режима труда и отдыха водителей с 2022 года

Смену с согласия водителей можно разделять на части. Между частями смены должны быть перерывы — не позднее чем через пять часов после начала работы. Суммарное время перерывов не должно превышать:

  • 3 часа — для водителей, которые осуществляют регулярные пригородные и городские перевозки;
  • 5 часов — для остальных водителей.

Водителям, как и работникам других специальностей, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 28 календарных дней.

Для водителей с ненормированным рабочим днем предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск на срок не менее 3 дней. Конкретная его продолжительность определяется нормативными документами организации, ПВТР или коллективным договором.

За вредные или опасные условия труда также полагается дополнительный отпуск минимум на 7 дней. Опасной или вредной работа признается по результатам специальной проверки. В любом случае, это должно быть указано в трудовом договоре.

Кроме времени отдыха, у водителей есть специальные перерывы.

Непрерывно управлять транспортным средством можно не более 4,5 часов. После водитель должен сделать перерыв минимум на 45 минут. Перерыв можно разделить на несколько частей. При этом первая часть отдыха должна продлиться не менее 15 минут, а последняя — непосредственно перед возвращением за руль — не менее 30 минут. Превысить время непрерывного управления можно максимум на час, если водитель двигается к месту для отдыха или к конечному пункту.

Он мало чем отличается от описанных выше условий. В учет рабочего времени таксиста входят:

  • медосмотры до и после рейса;
  • время на прием автомобиля и его сдачу после смены;
  • непосредственно управление автомобилем;
  • простой в ожидании заказов;
  • устранение поломок и неисправностей в пути вроде долива омывателя, замены колеса и других, если они не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • перерывы на отдых от управления автомобилем;
  • мойка автомобиля, если требуется.

Водителям такси нельзя устанавливать ненормированный рабочий день.

Нерабочее время таксиста — это:

  • Перерыв на прием пищи и отдых. Обычно он ставится в середине смены и должен длиться от 30 минут до 2 часов.
  • Ежедневный (междусменный) отдых. По продолжительности он должен хотя бы в два раза превышать рабочую смену.
  • Выходные дни.

В остальном виды отдыха для водителя такси совпадают с описанными выше.

Для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 тонн режим труда и отдыха прописан отдельно в пункте 26 ПДД РФ. Им нельзя проводить за рулем более 9 часов в сутки. Хотя возможно увеличить это время до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. При этом за неделю должно накопиться не более 56 часов за рулем, а за две подряд — не более 90 часов.

Для водителей, условия труда которых отнесены к опасным, рабочий день не должен превышать 8 часов, а рабочая неделя — 36 часов.

Существует несколько вариантов организации работы перевозчиков. Однако при каждом из них стоит учитывать не только непосредственно время управления автомобилем, но и все сопутствующие обязанности сотрудника:

  • одна смена – максимум 10-часовая (и не может длиться дольше);
  • в графике должно учитываться время на перерывы (их должно быть несколько в течение дня);
  • обед считается отдельным видом перерыва.

На заметку! Если речь идет о грузоперевозках на большие расстояния, позволяется назначать 12-часовой рабочий день, но дополнительно должно считаться время на охрану груза.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

При таком формате организации работы нет установленного графика. Смены могут быть дольше стандартных, а оплата начисляется в зависимости от того, сколько водитель работал в течение месяца. Однако это не означает, что работодатель может делать смены длиннее, чем допустимо в законе, тем самым превышая общее количество длительности работы водителя.

Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:

Вид деятельности Рабочее время
Ежедневный медосмотр 15 минут
Вождение 4 часа
Обед не засчитывается
Вождение 2 часа
Специальный перерыв 15 минут
Вождение 90 минут
Итог 8 часов

Стандартный перерыв на обед составляет от 30 минут до 2 часов. Обязательных правил касаемо длительности обеда нет. Единственной тонкостью является то, что водители, работающие больше 8 часов, могут получать 2 перерыва в течение рабочего дня.

Время междусменного перерыва зависит от того, какой способ учета рабочего времени введен в компании. Если схема стандартная, то длительность отдыха между выходами на работу должна быть на 2 часа больше, чем смена.

Важно! Если в компании смены сотрудника вычисляют по схеме суммирования, ежедневный отдых должен быть не менее, чем 12-часовым.

Время перерыва может быть меньше у водителей городского и междугороднего транспорта. Для работника, который совершает регулярные перевозки по городу, перерыв между 1 и 2 сменой может быть 9 часов, но между 3 и 4 обязателен отдых в течение двух суток. Время отдыха для водителей междугороднего транспорта может составлять 11 часов, которые могут разбиваться на несколько этапов.

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Все автомобили категории C (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие юридическим лицам и ИП;
  • Только грузовые автомобили категории С (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие физическим лицам.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Что изменится в режиме работы и отдыха водителей-ИП с 1 сентября 2022 года?

Р./время и отдых, включая ежегодные отпуска, регламентирует ТК РФ №197-ФЗ (30/12-01 г.), Гл. 16 статьи 100-128. Особенности трудового графика, имеющего отличительный характер, учитывают правила, утвержденные Правительством. Минтранс России, в частности, Приказ №424, действующий с 1/01-21 до 2027 г., распространяется на сферу автотранспорта.

График работы перевозчиков не должен выходить за рамки обычных нормативов Трудового законодательства России. Учитывая особенности распорядка передвижения, необходимо придерживаться следующего регламента:

  1. Непрерывно управлять ТС нельзя свыше 4,5 ч.
  2. За сутки суммарное время работы водителя, согласно нормам, занимает максимум 9 ч. Разрешается два раза в неделю увеличить данный показатель на час.
  3. Если требуется дополнительное время, например, необходимо ехать к месту парковки автомобиля, сотрудник вправе продлить смену на 1 ч.; в совокупности за неделю — 2 ч.
  4. Допускается общее время работы — 56 ч/нед. (Прим.: норма р./времени, согласно Приказу Минтранса и ТК РФ, не превышает 40 ч/нед.).
  5. Максимальный суммарный показатель за две р./нед. — 90 ч.

Понятие непрерывного отдыха водителя включает период, когда он свободен от рабочих обязанностей. Имеет право распоряжаться временем по своему желанию. Оно не учитывает обеденное время, специальный совокупный перерыв от управления ТС, ремонтные работы, охрану груза или поездку в экипаже.

В п. 26.3 Постановления регламентируется непрерывный график времени, когда водитель свободен от своих обязанностей. Каких норм необходимо придерживаться:

  1. Ежедневный (на протяжении суток) — положен отдых минимум 11 ч. Не чаще трех раз в 6 дней разрешается сократить это время до 9 ч.
  2. Кроме посуточного отдыха, по истечении шестидневной р./недели полагается 45-ти часовой длительный выходной.
  3. Разрешается сокращение этого времени до минимального — сутки (24 ч.), но не чаще 1 раза в две недели. Причем сокр. выходной не может идти 2 нед. подряд или вводиться больше раза на протяжении 3 нед.

В сумме для каждодневного отдыха отводится минимум 11 ч. Этот период необходимо использовать в рамках суточного круга. Допустимое время переработки компенсируются продлением выходных дней.

Вождение автомобиля предполагает высокое умственное напряжение: требует повышенного внимания и быстрой реакции на дорожную ситуацию. Организм быстро устает, поэтому требуется делать перерыв для восстановления сил, снижения уровня усталости. Какие нормы действуют для водителей:

  1. Перерыв производится после непрерывного движения в течение 4,5 часов.
  2. Время, отведенное для этого составляет минимум 45 мин. Это может быть 1 большой перерыв или несколько.
  3. Если период разделять, то минимальный — 15 мин. Последний — 30 мин. Количество определяется на основании особенностей рейса.

Примечание: Время нахождения за рулем с периодами простоя фиксируется тахографом. За отсутствие или отключенный прибор на водителя налагается административное наказание — штраф.

К сожалению нередки случаи, когда электронная техника подводит. Выходит из строя в момент совершения рейса. Согласно нормативам, продолжать поездку с неработающим тахографом можно только в направлении к сервису для осуществления ремонта. Штрафные санкции ожидают тех, кто выехал с постоянного места парковки без или со сломанным аппаратом. Если это случилось в дороге, карту заполняют от руки.

Например, в Европе за подобное нарушение взимают огромный, по нашим меркам, штраф. Старайтесь иметь основания, доказывающие, что при предрейсовом техническом осмотре состояния автомобиля все работало. Ответственность за оснащение эксплуатируемой автотехники качественными тахографами ложится на руководство транспортной компании и технических специалистов, назначенных осуществлять контроль.

ТК РФ Гл. 16 «Режим труда и отдыха» содержит понятие рабочего времени. Это период, за который работнику обязаны заплатить. Согласно Приказу Минтранса №424 в оплачиваемое время входит:

  • управление автотранспортным средством;
  • специальные перерывы в течение рейса;
  • часы работы, не связанные с управлением ТС.

Первые два пункта рассмотрели. Что включено в оплачиваемое время, когда работник не управляет автотехникой.

  • проверка ТС перед и после рейса (в начале/конце смены);
  • прохождение предрейсового (послерейсового) мед. осмотра, включая дорогу до медпункта и обратно;
  • период погрузки, разгрузки авто в пунктах назначения;
  • простои, причиной которых водитель не является;
  • поломка тс: время ремонта, осуществляемого самостоятельно;
  • иные виды работ, предусмотренные ст. 113 ТК РФ.

Примечание: Время, отводимое на техническую подготовку автотранспорта и медосмотр, рассчитывается на основании принятия среднего показателя, требуемого для данных процедур. Согласовывается с мнением водителей, их представительства.

Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года

Водители, работающие в группе, обязаны отдыхать не менее 9 ч. в протяжении рабочего дня. Длину которого можно растянуть на 30 ч., то есть, превышать сутки. Период досуга, когда ТС находится в движении, исключается из рабочего. Оплата производится, как дополнительное вознаграждение. Размер которого устанавливается при согласовании с профсоюзным органом.

Выходной в конце недели для лиц, работающих в экипаже, разрешено сокращать до минимального значения — 24 ч. При условии последующей компенсации согласно нормативным требованиям ТК. В суммарном учете составляет не менее 45 ч. в неделю.

Время, свободное от рабочих обязанностей Длительность периода
1 Спецотдых от управления ТС 45 мин. (части: 10, 15, 30 мин.)
2 Перерыв на обед от 0,5 до 2 ч.
3 Ежедневный (междусменный) период непрерывно: раб. время х 2 (пример: смена длилась 8 ч., то отдых = 16 ч.)
4 Разделение раб./д на части Регулярные маршруты: перевозка пассажиров — не более 3 ч. Прочие категории — 5 ч.
5 Еженедельный выходной На основании норм раб. времени в неделю, равную 40 часам.
6 Ежегодный отпуск

Мин. продолжительность — 28 дней
Ненормированный график + 3 суток

  1. Специальный отдых

Предусматривает прекращение движения через 4,5 ч. непрерывной езды на 45 мин. Данный период допустимо делить на части:

  • первый промежуток — минимум 15 мин.;
  • второй — 30 мин.;
  • для регулярных рейсов по городу и области можно сократить до 10 мин.
  1. Перерыв на обед

Время принятия пищи находится в пределах: минимум — 30 мин.; максимум — 2 ч. Если работа превышает восьмичасовой р/д, вместо одного полагается 2 перерыва с промежутками в 4-5 часов.

  1. Отдых между сменами

С момента завершения рабочего дня до начала следующего полагается отдохнуть не менее 11 ч. в сутки. Суммарно, включая перерыв на обед, количество времени до нового раб. дня составляет: длительность предыдущей смены, умноженная на 2. Допускается сокращение данного срока до 9 часов, не чаще 3-х раз перед еженедельными выходными.

  1. Рабочий день, разделенный на части

График, когда совершается поездка с длительными перерывами, регулируется локально руководством транспортной компании с согласия водителя. Например, требуется отвезти начальника на объект, через 5 часов отвезти назад. Или городской транспорт, соблюдая срок доставки пассажиров из пункта А в пункт Б, простаивает в точке маршрута несколько минут или часов. Для таковых общий перерыв может составлять 3 ч.

  1. Еженедельный выходной

Продолжительность выходного рассчитывается исходя из количества рабочего времени в течение недели. Ориентируясь на норматив ТК РФ, если 40 часовой период превышен — полагается длительный досуг, компенсирующий переработку. Минимальный составляет — 42 ч.

  1. Ежегодный отпуск

На общих основания продолжительность отпуска равна 28 дней, включая выходные. При скользящем графике добавляется 3 суток. По инициативе руководства компании, с учетом мнения Профсоюза, в качестве поощрения допускается длительность отпуска увеличить, разделить и пр., в соответствие с нормами ТК №197-ФЗ Гл. 19 «Отпуска».

Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.

Первый перерыв после начала управления автомобилем
Было: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.
Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.

Длительность перерыва
Перерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.

Продолжительность ежедневной работы
Ежедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).
Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.

В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.

В соответствии с положениями нового приказа:

– Время перерыва и работы, не связанной с управлением транспортным средством, будет считаться рабочим.

– Время, в течение которого водитель находится в составе экипажа, но не управляет ТС, не будет считаться рабочим, однако тоже должно быть оплачено. Размер выплаты определяется коллективным договором или локальным актом работодателя.

– Рабочий день водителя может быть разделен на части при условии его согласия.
Максимальное время перерыва между частями рабочего дня не должно превышать 5 часов (и 3 часов для водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении).

Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.

  1. Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
  2. Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
  3. Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
  4. Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
  • Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
  • Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
    • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
    • для остальных водителей — 5 часов.

    Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:

    • время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
    • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
    • время специальных перерывов для отдыха;
    • время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
    • время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
    • время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
    • время простоев не по вине водителя.

    Обратите внимание, что время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, по новым нормам рабочим временем не считается.

    Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:

    1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
    2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
    3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
    4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
    5. Водители, занятые на международных перевозках.
    6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
    7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

    Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:

    • автобусы;
    • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.

    За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:

    • для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
    • для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
    • для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
    • для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.

    Такие нормы предусмотрены частью 3 ст. 11.23 КоАП РФ.

    Отдых водителя состоит из:

    • перерывов для отдыха и приема пищи;
    • отдыха между сменами или частями смены (ежедневный);
    • еженедельного отдыха.

    Водитель вправе решать сам, как ему использовать время отдыха.

    Перечисленные нормы относятся к водителям, работающих по найму, а также к индивидуальным предпринимателям, которые управляют автомобилем самостоятельно.

    Нормы не распространяются на водителей:

    • аварийно-спасательных и пожарных служб;
    • скорой медпомощи;
    • участвующих в предупреждении или ликвидации последствий чрезвычайных происшествий;
    • оперативно-розыскных служб;
    • военнослужащих в период военной службы;
    • международных рейсов.

    Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей

    Режим труда и отдыха водителей можно контролировать с помощью специального устройства, установленного в автомобиле – тахографа. Тахографы должны быть установлены в автобусах и автомобилях, разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны (Приказ Минтранса России от 26.10.2020 № 438). Управление таким транспортом без тахографа или с несоблюдением требований к его эксплуатации карается штрафом для водителя в размере от 3 000 до 5 000 руб. (п. 1 ст. 11.23 КоАП РФ). За выпуск на линию такого транспорта с нарушением этих же требований предусмотрены следующие штрафы (п. 2 ст. 11.23 КоАП РФ):

    • для должностных лиц — от 7 000 до 10 000 руб.;
    • для ИП — от 15 000 до 20 000 руб.;
    • для юридических лиц — от 20 000 до 50 000 руб.

    За нарушение указанных выше норм контролирующими органами накладываются следующие административные штрафы (п. 3 ст. 11.23 КоАП РФ):

    • для водителя — от 1 500 до 2 000 руб.;
    • для должностных лиц — от 7 000 руб. до 10 000 руб.;
    • для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
    • для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.

    В 2022 году, как и в предыдущем, у работодателей появилась возможность разделить рабочий день наемного водителя на несколько частей. Например, руководство может распределить смену персонального водителя на две или три части с перерывами между ними.

    Он может быть следующим:

    • время дежурства с 9:00 до 11:00, с 13:00 до 16:00 и с 18:00 до 19:30;
    • период для отдыха с 11:00 до 13:00, с 16:00 до 18:00 часов.

    Каждый работодатель, должен принять во внимание, что раздробить рабочее время подчиненного на несколько частей можно лишь при получении соответствующего согласия.

    К слову, рабочее время, то есть по ТК РФ, период, в течение которого подчиненный выполняет свои трудовые функции, включает в себя не только часы управления автотранспортом, но также и:

    • время, затраченное на устранение различных повреждений, поломок ТС, которые водитель устраняет собственными силами;
    • время, затраченное на погрузки и разгрузку грузов, посадку-высадку пассажиров;
    • часы, в течение которых проводятся индивидуальные медосмотры, например, предрейсовый для дальнобойщика;
    • простои, случившиеся не по вине водителя.

    Не многие знают, что период, в течение которого шофер присутствует в составе экипажа во время рейса, но при этом не управляет автотранспортом, по новым правилам, рабочим временем не является.

    Совокупная длительность перерывов между трудовыми часами не должна превышать:

    • 3 часа — для водителей, занятых на регулярных перевозках пассажиров по городским и пригородным маршрутам;
    • 5 часов — для всех прочих шоферов.

    В приказе Минтранса № 424 также зафиксированы требования к режиму отдыха водителей.

    Таблица №1. Интервалы для отдыха водителей по тахографу в России.

    Интервалы Норма Отклонения
    Специальный перерыв для водителей Его продолжительность, по обновленному закону, составляет ровно 45 минут.

    Шофер может его использовать не по своему усмотрению, а согласно правилам — после 4 часов 30 вождения автотранспорта.

    К слову, если отведенного времени вождения недостаточно, по закону, его можно превысить ровно на 1 час. Это делается для того, чтобы доехать до места назначения или же временной стоянки.

    Перерыв в 45 минут применяется в том случае, если не наступает более продолжительное время отдыха.

    Допустимо дробить его на несколько частей. При этом первая из них не может быть меньше 15 минут. Соответственно, длительность оставшейся части составляет 30 минут.

    Например, водитель-экспедитор после одного часа езды может сделать остановку на 20 минут, после чего проехать еще три часа и сделать специальный перерыв на 25 минут, а затем, двигаться дальше до конечного пункта маршрута. Таким образом, время отдыха водителя составит 45 минут.

    Что касается водителей общественного транспорта, то каждая часть их перерыва не должна быть менее 10 минут. Время, отведенное законодателем, позволит работникам восстановиться после нескольких часов непрерывной езды.

    Например, вполне возможно раздробить перерыв на несколько частей по 10 минут, которые в совокупности не будут превышать установленную норму в 45 минут.

    Исходя из установленных правил, отдых продолжительностью от 1 до 14 минут не может являться частью спецперерыва водителей.

    Ежедневный (междусменный) отдых при суммированном виде учета Продолжительность отдыха, включающая в себя также обеденный перерыв, должна быть, как минимум в два раза больше, чем предшествующая ему рабочая смена шофера.

    Например, после завершения 8-часовой смены и часового обеда, экспедитор должен получить отдых перед следующим выходом на дежурство. Он составляет не менее 15 часов.

    Совокупная длительность отдыха не должна быть более 11 часов.

    Например, если рабочая смена экспедитора начинается с 7:00, то уйти на отдых он должен не позднее 20:00. В таком случае протяженность ежедневного отдыха составит не менее 11 часов, то есть период с 8 вечера до 7 утра.

    Допускается уменьшение этого времени с 11 до 9 часов. Однако это можно сделать только трижды в течение недели.

    Кроме того, отдых можно раздробить на две или более частей. При этом первая из них должна быть не менее трех часов, а продолжительность последней — 9 часов.

    Еженедельный отдых Работодатель должен установить длительность такого отдыха в количестве не менее 45 часов.

    Этот вид отдыха может начаться у водителя не позднее 6-го ежедневного периода.

    К слову, один ежедневный период не превышает 24 часа.

    Еженедельный отдых шофера можно сократить на одни сутки.

    Причем это позволяется сделать единожды в рамках двух недель, идущих друг за другом.

    При этом период, на который он был уменьшен, работник обязан полностью употребить для отдыха от управления автотранспортом в течение трех недель, следующих подряд.

    Сделать это можно после окончания недели, в которой был урезан обозначенный отдых.

    Согласно нововведению, указанный период отдыха целесообразно будет присовокупить к ежедневному отдыху подчиненного. Его протяженность, как известно, составляет от 9 часов.

    Также его вполне можно добавить к следующему еженедельному отдыху.

    Обеденный перерыв Приказом Минтранса каждому шоферу отводится небольшой перерыв, предназначенный для отдыха и принятия пищи.

    Его протяженность составляет не менее 30 минут и не более 2 часов.

    Этот отрезок времени обычно предоставляется в середине рабочей смены.

    В том случае, если водитель ежедневно проводит за рулем более 8 часов, он, по закону, может получить два обеденных перерыва. При этом их общая длительность ограничивается двумя часами. Минимальное время на обед составляет 30 минут.

    Например, шоферу целесообразно при длительных сменах использовать два перерыва по одному часу, предназначенному для отдыха и питания.

    К слову, работодатель, а также начальник структурного подразделения может определить, соблюдает ли водитель, установленный на предприятии режим труда и отдыха, по путевым листам.

    В этих документах наемный работник указывает время и дату выезда и заезда ТС на место постоянной стоянки. Кроме того, в них ставятся отметки о рабочем времени, часах, затраченных на управление автотранспортом. Сведения в него вносятся в соответствии с показаниями тахографа. В том случае, если обозначенных сведений нет, то проверяющие органы могут привлечь работодателя к ответственности.

    Соблюдение времени отдыха и работы по управлению автотранспортом способствует безопасности, как самих водителей, так и прочих участников дорожного движения.

    Новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1.01.2021

    Таким образом, в 2022 году, как и в минувшем, на шоферов легкового автотранспорта распространяется приказ Минтранса № 424, в котором конкретизировано их время для работы и отдыха. При этом документ не распространяется на отдельные категории наемных работников, например, он не касается водителей международников, водителей карет скорой помощи или служебных автомобилей различных государственных структур.

    Итак, по состоянию на 17 января 2022 года тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:

    M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т
    M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т
    N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т
    N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т
    Список категорий транспорта, которые обязаны иметь тахограф

    Штрафы очень условно можно разделить на две категории: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха:

    Нарушение Штраф по ст. 11.23 КоАП Нарушение Штраф по ст. 11.23 КоАП
    Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. для водителя – 3-5 тыс. руб.; для должностного лица – 7-10 тыс. руб; для ИП – 15-25 тыс. руб.; для юридического лица – 20-50 тыс. руб. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. для водителя – 1,5-2 тыс. руб.;

    для должностного лица – 7-10 тыс. руб.;

    для ИП – 15-25 тыс. руб.;

    для юридического лица – 20-50 тыс. руб.

    Когда грузоперевозка признана международной?Автомобильная перевозка признается международной, если она связана с доставкой грузов или пассажиров (в том числе и проезд негруженого ТС)и осуществляется на территории двух и более стран.

    Международный рейс — отличаются ли график труда и отдыха водителей?

    Если маршрут дальнобойщика получил статус международной перевозки, его сменный график в маршрутном листе формируется администрацией в соответствии с европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств, совершающих международные автомобильные перевозки, далее ЕСТР.

    Говоря другими словами, если планируется поездка в страны ближнего или дальнего зарубежья, логист обязан заложить в путевом листе водителя график, предусматривающий остановки через каждые 4,5 пути, как того требует европейское соглашение. Надо сказать, это и является основным отличием от требований из Трудового Кодекса РФ, написанного для междугородных перевозок по стране

    Какая норма отдыха у водителя с 2021 года и как она контролируется

    При возникновении угрозы безопасности участников дорожного движения, водитель имеет право отклоняться от установленных правил: если невозможно найти удобное место стоянки, допускается остановиться позже положенного срока, если нужно обеспечить безопасность жизни и здоровья лиц, находящихся на автотранспортном средстве, самого ТС или перевозимого груза. В этом случае водителю необходимо указать обстоятельства и причину отклонения от правил в регистрационном листе тахографа или занести их в свою ведомость. Все это нужно сделать до прибытия в ближайшее место разрешенной стоянки.

    Стоит заметить, что водительский график труда и отдыха в трудовом Кодексе РФ лишь по некоторым пунктам разнится с правилами ЕСТР.

    Сходства

    В обоих случаях ежедневная продолжительность управления ТС весом от 3.5 тонн составляет не более 9 часов в сутки с интервалом на 45 минутный отдых.

    Общее время вождения в обоих случаях одинаково:
    — 56 часов в неделю,
    — 90 часов за две недели.

    Различия

    Интервалы между остановками на 45 минутный отдых должны совершаться через каждые:
    — 4,5 часа непрерывной работы — для международных рейсов согласно ЕСТР,
    — 4 часа движения — для междугородних поездок в пределах страны по российскому Трудовому Кодексу. При этом длительность отдыха после четырехчасового вождения в начале пути может быть сокращена до 15 минут, но при условии, что далее регулярно будут соблюдаться пятнадцатиминутные перерывы через каждые 2 часа непрерывной езды.

    Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха
    — 45 часов — по ЕСТР,
    — 42 часа — по российским нормам.

    Вывод

    Стоит обратить внимание на то, что отечественное трудовое законодательство строже отнеслось к нормо-часам. Значит, если отправиться в междугороднюю командировку по России, нужно быть готовым к тому, что транспортная трудовая инспекция может привлечь командированное лицо к ответственности, если из распечатки средства контроля движения ТС обнаружится, что первая остановка на отдых состоялась позднее чем через 4 часа непрерывного движения. В случае отклонений от норм нужно будет заранее запастись вескими аргументами.

    По всем остальным пунктам, в том числе и в требованиях к перевозчику, европейское соглашение совпадает с российским законодательством. Так, например, в нашей стране, как и во всех остальных странах Евросоюза, организация — перевозчик несет ответственность за оснащение ТС тахографом и за формирование графика движения ТС по заданному маршруту.

    Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

    То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

    Режим труда и отдыха водителей

    Режим управления личными грузовиками и автобусами

    Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

    • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
    • Все автомобили категории C (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие юридическим лицам и ИП;
    • Только грузовые автомобили категории С (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие физическим лицам.

    Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...