Инструкции по охране труда 2022 по новым правилам для ДОУ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкции по охране труда 2022 по новым правилам для ДОУ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Предложенные новые инструкции по охране труда в ДОУ распределены на несколько категорий (видов), а именно: инструкции по охране труда для работников администрации, педагогических работников детского сада, инструкции по охране труда для учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала ДОУ, инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с оборудованием в детском саду.

  • Положения школы
  • Документы по коронавирусу
  • Билеты и инструктажи по ОТ
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ
  • Нормативные документы ОТ
  • Должностные Профстандарт
  • Должностные по ЕКС
  • Должностные заместителей
  • Должностные администрации
  • Должностные учителей
  • Должностные персонала
  • Должностные лаборантов
  • Перечень должностных
  • Охрана труда администрации
  • Охрана труда учителя
  • Учебно-вспомогательный персонал
  • Обслуживающий персонал
  • Техника безопасности классного руководителя
  • Техника безопасности для учащихся
  • Инструктажи для учащихся
  • Охрана труда психолога
  • Охрана труда в библиотеке
  • Охрана труда в столовой
  • Перечень инструкций по ОТ
  • Кабинет начальной школы
  • Кабинет физики
  • Кабинет информатики
  • Кабинет биологии
  • Кабинет химии
  • Кабинет технологии
  • Учебные мастерские
  • Спортивный зал
  • Кабинет ОБЖ
  • Кружки, студии, секции

Инструкции по охране труда для ДОУ

  • Пожарная безопасность в школе
  • Инструктажи по ПБ в школе
  • Видео пожарной безопасности
  • Перечень инструкций по ПБ
  • Должностные инструкции для пришкольного лагеря
  • Инструкции по охране труда для пришкольного лагеря
  • Инструкции школьного лагеря
  • Инструкции для детей лагеря
  • Инструктажи для детей

С 1 сентября 2021 года планировались следующие изменения:

  • Новый порядок обучения по охране труда;
  • Новое типовое положение о системе управления ораной труда в организации;
  • Новый порядок психиатрического освидетельствования;
  • Новая редакция раздела X трудового кодекса.

Ждем следующую пачку изменений с 1 марта 2022 года!

Все эти изменения отложены до 1 марта 2022 года. С 1 марта будет действовать новая редакция раздела X Трудового кодекса, который посвящен конкретно охране труда. По поводу остальных трех документов – порядка обучения и т.д. пока неизвестно на 100%, возможно они будут также перенесены, если наши законодатели не успеют обсудить и утвердить наиболее удачную версия законопроекта.

Рассмотрим таблицу изменений законодательства по охране труда. Сроки я здесь не писал, потому что не могу сказать точно, когда примут некоторые нормативно-правовые акты.

09.02.2022 Обычная важность


Алгоритм перехода на новые правила работы по охране труда с 1 марта 2022 года

Алгоритм перехода на новые правила работы по охране труда с 1 марта 2022 года

Понятия «инструкция по охране труда» и «должностная инструкция» относятся к разным подотраслям трудового права. Поэтому распространенный термин «должностная инструкция по охране труда» не вполне корректен юридически. Правовых актов, объединяющих в себе признаки должностных инструкций и инструкций по охране труда, законодательством РФ не предусмотрено.

Однако на практике обозначенный термин применяется регулярно. В большинстве случаев он соответствует классическому понятию инструкции по охране труда. Фактически она может являться и должностной, поскольку составляется, как правило, для конкретной должности. Но не всегда — инструкция может быть разработана также исходя из профессии человека или вида выполняемой им работы ( как сказано, например, в п. 1 Методрекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).

Особенность трудовой деятельности в ДОУ или в школе в том, что человек, занятый в соответствующем учреждении, может, занимая одну должность, выполнять сразу несколько видов работы, для каждой из которых требуется составление отдельной инструкции по охране труда. Вот почему администрациям детских садов и школ приходится уделять время составлению довольно большого перечня инструкций по охране труда.

Рассмотрим, какими документами этот перечень может быть представлен.

Если условиться, что под должностной инструкцией по охране труда в ДОУ может пониматься документ, сформированный для определенной должности, то кадровой службе детского сада нужно будет уделить внимание составлению инструкций для таких должностей, как:

  • заведующий ДОУ;
  • воспитатель;
  • старший воспитатель;
  • помощник воспитателя;
  • логопед;
  • психолог;
  • инструктор по физкультуре;
  • музыкальный руководитель;
  • бухгалтер;
  • охранник;
  • слесарь;
  • повар;
  • водитель;
  • дворник;
  • медсестра;
  • кастелянша;
  • завхоз;
  • уборщик помещений;
  • рабочий по обслуживанию зданий.

Что касается инструкций по охране труда по видам работ, то они могут быть составлены для таких работ, как:

  • проведение массовых мероприятий;
  • проведение спортивных мероприятий;
  • перевозка детей и сотрудников ДОУ на автомобильном транспорте;
  • монтаж электроустановок;
  • стирка с помощью машин и иного оборудования бытового назначения;
  • приготовление пищи с помощью кухонных плит и иного кухонного оборудования;
  • выполнение операций на ПК и ином вычислительном оборудовании;
  • погрузка и разгрузка.

В свою очередь, должностные инструкции по охране труда в школе могут быть составлены для таких должностей, как:

  • директор школы;
  • заместители директора;
  • председатель профкома;
  • бухгалтер;
  • преподаватель гуманитарных дисциплин;
  • преподаватель естественнонаучных дисциплин;
  • преподаватель технических дисциплин;
  • преподаватель физкультуры;
  • мастер производственного обучения;
  • инженер по охране труда;
  • водитель;
  • слесарь;
  • дворник;
  • завхоз.

Что касается инструкций по работам, они могут быть составлены для таких работ, как:

  • занятия в кабинетах;
  • проведение опытов на уроках физики и химии;
  • проведение занятий на уроках труда;
  • проведение спортивных занятий, уроков танцев;
  • перевозка учащихся и сотрудников ДОУ на автомобильном транспорте;
  • проведение занятий с использованием ПК и иной вычислительной техники.

В штатном расписании ДОУ так же, как и в школе, может быть предусмотрено несколько десятков должностей, и для каждой из них кадровая служба учреждения обязана разработать и утвердить инструкцию по охране труда. Кроме того, может потребоваться составление инструкций, адаптированных не только для должностей, но и для конкретных видов работ, выполняемых в ДОУ или школе.

Изучить прочие нюансы решения работодателем задач в области охраны труда вы можете в статьях:

  • «Журнал учета инструкций по охране труда — форма и образец»;
  • «Какие обязанности работника по охране труда (перечень)».

Правила по охране труда (далее – Правила) работодатель может разработать в 2-х формах:

  • стандарт организации;
  • иной локальный акт.

Правила действуют в пределах данной организации. Они не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ трудового права.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допустима разработка временных инструкций по охране труда для работников. Они обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования.

Временные инструкции вводят на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Инструкции по охране труда утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Инструкции по охране труда пересматривают в том числе в следующих случаях:

  • при изменении условий труда работников;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • по требованию представителей органов исполнительной власти региона в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда (Роструд).

В соответствии с частью четвертой статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.2.25 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, приказываю:

1. Утвердить Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;

постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»;

пункты 3 и 4 Изменений, вносимых в постановления и приказы Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 г. N 96 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений и приказов Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г.

Врио Министра О.Ю. Баталина

1. Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (далее — Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Рекомендации не распространяются на работодателей-индивидуальных предпринимателей, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам с численностью работников не более 50 человек, работодателей — субъектов малого предпринимательства и иных работодателей (организации, предприятия, учреждения), не осуществляющие производственную деятельность, предоставляющие социально-бытовые услуги без предоставления проживания, принявших решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.

2. Рекомендации рекомендуются к применению работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при формировании структуры службы охраны труда, определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей и их распределения между указанными работниками с учетом специфики деятельности работодателя. На основании Рекомендаций и специфики своей деятельности работодатель устанавливает конкретные требования к структуре службы охраны труда и штатной численности ее работников.

3. Рекомендации содержат положения о формировании структуры службы охраны труда (специалист, бюро, группа, отдел, управление/подразделение, департамент и в соответствии с утвержденной работодателем организационной (штатной) структурой), методику расчета нормативной численности работников службы охраны труда в зависимости от выполняемых данными категориями работников основных функций.

4. В основу разработки Рекомендаций положены:

нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда и определяющие порядок функционирования системы управления охраной труда у работодателя;

данные оперативного учета, статистической и управленческой отчетности по охране труда у работодателей;

требования профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»;

научные исследования лучших отечественных и международных практик по охране труда;

результаты изучения существующей организации труда у работодателей различных видов экономической деятельности и рекомендации по ее совершенствованию.

5. Рекомендациями охвачены следующие должности: руководитель (начальник) службы (бюро, группы, отдела, управления, департамента) охраны труда и специалисты по охране труда всех категорий, наименование должностей работодатель устанавливает в соответствии со штатным расписанием.

6. Рекомендации охватывают следующие направления деятельности службы охраны труда у работодателя и ее специалистов:

а) обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя и, при необходимости, контроль функционирования систем управления охраной труда подрядных (сервисных) организаций по обеспечению безопасных условий труда;

б) контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;

в) участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, организация и проведение мероприятий по снижению профессиональных рисков;

г) обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах у работодателя и в его структурных подразделениях;

д) участие в расследовании и учете несчастных случаев и профессиональных заболеваний, учете и рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;

е) подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя;

ж) участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;

з) составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.

7. Данные Рекомендации не применяются для расчета штатной численности работников испытательных лабораторий по условиям труда, врачей по производственной медицине, специалистов по промышленной, экологической и пожарной безопасности и иных специальностей.

8. Приведенные в Рекомендациях числовые значения нормативов с указанием «до» понимаются включительно.

9. Служба охраны труда (далее — Служба) является структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно работодателю (его уполномоченному представителю). Работодатель вправе своим решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей руководителя работодателя, обладающего компетенциями в сфере охраны труда, у которого обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции, с обеспечением отсутствия конфликта интересов. В случае отсутствия у работодателя заместителей, обладающих соответствующими компетенциями, служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.

10. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения работодателя, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Служба обеспечивает функционирование системы управления охраной труда у работодателя.

11. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями работодателя, комитетом (комиссией) по охране труда, выборным органом первичной профсоюзной организации, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии), а также, при необходимости, с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

12. Работникам Службы в своей деятельности рекомендуется руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным и др.), коллективным договором, другими локальными нормативными актами работодателя.

13. Структуру и численность работников Службы работодателю рекомендуется определять, исходя из возлагаемых на нее следующих задач и функций:

а) организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда;

б) контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда;

в) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятий по улучшению условий труда;

г) информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда;

д) изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.

14. При организации труда работников Службы рекомендуется регламентировать их должностные обязанности с закреплением за каждым из них определенных функций и направлений работы по охране труда у работодателя в целом и (или) в его структурных подразделениях в соответствии с должностными инструкциями.

15. Работодателю (его уполномоченному представителю) рекомендуется обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих функций и полномочий, организовать для работников Службы обучение и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении с оснащением современным оборудованием, включая приборы аудио- и видео записи для проведения оперативного контроля и иные материальные средства, необходимые для выполнения работ с учетом специфики деятельности работодателя, средствами связи с доступом к информационно-коммуникационной сети «Интернет» и электронной базе профильной нормативно-справочной литературы и документации, в том числе с учетом возможности ведения электронного документооборота в области охраны труда, а также обеспечением возможности приема посетителей.

17. Для осуществления выполнения некоторых функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) рекомендуется предусматривать организацию кабинета по охране труда и (или) уголка по охране труда, оснащенного необходимым оборудованием и комплектами нормативно-правовых и справочных документов по охране труда.

18. Работодатель вправе в соответствии со своим поручением или по поручению своего уполномоченного представителя разрешить работникам Службы представлять интересы работодателя в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

19. Структуру Службы рекомендуется формировать с учетом организационной (штатной) структуры, специфики вида деятельности предприятия (организации), наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда, штатной численности работников у работодателя, а также установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.

20. При формировании структуры Службы рекомендуется учитывать взаимосвязь элементов системы управления охраной труда у работодателя, направленных на выполнение принятой политики в области охраны труда, постановленных целей по охране труда, мероприятий и внутренних процедур, направленных на их достижение.

21. Рекомендуемая нормативная численность работников Службы определяется исходя из 40-часовой рабочей недели.

22. Рекомендуемая нормативная численность работников Службы представлена в виде таблиц, выражающих зависимость нормативов от одного или нескольких наиболее существенных для каждой из функций факторов (далее — нормофакторов), которые оказывают основное влияние на трудоемкость выполняемых работ.

В случаях, когда рекомендуемая нормативная численность зависит от двух нормофакторов, она определяется по таблице на пересечении строки и столбца соответствующих числовым значениям нормофакторов.

23. Полученная рекомендуемая нормативная численность по таблицам 1 — 5 и пункту 30.6 Рекомендаций суммируется и в соответствии с методикой расчета нормативной численности работников службы охраны труда, представленной в разделе 5 Рекомендаций, рассчитывается итоговая рекомендуемая нормативная численность работников Службы.

24. В приложении № 1 к Рекомендациям приведен пример расчета рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя.

25. Методика расчета нормативной численности работников Службы рекомендуется для самостоятельного расчета работодателем рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда. Расчет численности работников Службы рекомендуется проводить с учетом сложившихся организационно технических условий у работодателя на основании данных из таблиц 1 — 5 и параметров, заложенных в расчет нормативной численности, представленных в разделах 4 и 5 Рекомендаций.

26. В случае значительного удаления отдельных не являющихся самостоятельными производственных подразделений, обособленных подразделений (в том числе филиалов) друг от друга у одного работодателя, к рассчитанной по рекомендуемым нормативам численности рекомендуется применять коэффициенты, учитывающие связанные с этим особенности организации производства и обеспечения охраны труда, исходя из следующего: при удалении производственных подразделений у работодателя в друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности рекомендуется устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км до 30 км — коэффициент 1,4; на расстоянии от 30 км до 50 км — коэффициент 1,6; более 50 км — коэффициент 2.

27. Все значения для расчета нормативной численности рекомендуется брать в среднем за предыдущий год, предшествующий расчету и утверждению рекомендуемой нормативной численности, кроме положений, приведенных в пунктах 30.4 и 30.6.

28. В обособленных самостоятельных производственных структурах (филиалах) работодателя численностью свыше 400 человек, численность специалистов Службы рекомендуется рассчитывать отдельно для каждой обособленной единицы производственной структуры. К обособленным производственным структурам относятся предприятия, филиалы, представительства, цеха, транспортные (логистические), обслуживающие и жилищно-коммунальные подразделения, входящие в структуру работодателя, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

29. Разработка, пересмотр и утверждение нормативов штатной численности работников службы охраны труда осуществляется работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

30. Далее приведены основные должностные обязанности работников Службы, которые рекомендуется учитывать работодателем при определении численности работников службы охраны труда.

В случае, если на работников Службы возлагаются (возложены) работодателем дополнительные трудовые функции, не входящие в трудовые функции, определенные настоящими Рекомендациями, профессиональным стандартом специалиста в области охраны труда или иным нормативным правовым актом, суммарная рекомендуемая нормативная численность Службы, рассчитанная в соответствии с пунктом 35 Рекомендаций, увеличивается на единицу.

№ п/п Среднесписочная численность работников у работодателя Количество самостоятельных производственных структурных подразделений1 у работодателя
Рекомендуемая нормативная численность, человек
до 5 6 — 10 11 — 20 21 — 50 51 — 125
1 до 500 0,34 0,39 0,45 0,51
2 501 — 750 0,38 0,45 0,52 0,61
3 751 — 1000 0,42 0,48 0,56 0,68
4 1001 — 1500 0,5 0,57 0,66 0,82 1,12
5 1501 — 3000 0,65 0,82 0,89 1,1 1,37
6 3001 — 5000 1,07 1,28 1,53 1,82
7 5001 — 7500 1,54 1,97 2,83
8 7501 — 10000 1,82 2,39 3,46
9 10001 — 20000 2,06 3,04 4,49
10 20001 и свыше 2,53 3,61 4,64
№ п/п Среднесписочная численность работников у работодателя Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда
до 100 101 — 350 351 — 500 501 — 1000 1001 — 3500 3501 и свыше
Рекомендуемая нормативная численность, человек
1 до 500 0,06 0,07 0,08
2 501 — 750 0,07 0,08 0,09
3 751 — 1000 0,08 0,09 0,10
4 1001 — 1500 0,10 0,12 0,14 0,17
5 1501 — 3000 0,14 0,17 0,20 0,24 0,28
6 3001 — 5000 0,20 0,24 0,29 0,35 0,42 0,48
7 5001 — 7500 0,28 0,32 0,38 0,45 0,56 0,70
8 7501 — 10000 0,35 0,41 0,48 0,57 0,68 0,82
9 10001 — 20000 0,65 0,72 0,79 0,93 1,07 1,23
10 20001 и свыше 0,80 0,87 0,94 1,01 1,11 1,26

30.4. Участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах2

С 01.03.2022 действует новая редакция ТК РФ (Изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 311-ФЗ). Изменения коснулись многих статей Х раздела и в том числе определений ст.209 ТК РФ. Сравним, как трактуется понятие “требования охраны труда” до и после 1 марта 2022 года.

(ст. 209 до 1.03.2022) (ст. 209 с 1.03.2022)
Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.

Работодатель, согласно ст. 212 ТК РФ (с 1 марта 2022 г. — ст. 214), обязан обеспечить безопасные условия труда и соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого он, в числе прочих мероприятий, разрабатывает:

  1. Правила (стандарты) по охране труда. Локальные нормативные акты определяют требования к безопасности эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, организации и проведения работ, транспортировки, хранения материалов и др. Правила содержат те мероприятия, которые выполняет работодатель.
  2. Инструкции по охране труда. Локальные нормативные акты содержат требования по безопасному выполнению работ работниками.

Если на предприятии действует профсоюз, правила и инструкции по охране труда перед утверждением согласовываются с ним в порядке ст. 372 ТК РФ.

Работодатель самостоятельно определяет перечень локальных нормативных актов по охране труда для своего предприятия. Документы должны поддерживаться в актуальном состоянии. При изменении оргструктуры, производственных процессов (например, ввод нового оборудования) правила и ИОТ подлежат корректировке или пересмотру.

Работодатель разрабатывает инструкции по охране труда по наименованиям должностей (профессий) в штатном расписании, например:

  • ИОТ бухгалтера-кассира;
  • ИОТ водителя;
  • ИОТ рабочего по комплексному обслуживанию зданий и сооружений;
  • ИОТ уборщика территории.

Роструд допускает составлять одну инструкцию для аналогичных должностей, с одинаковыми условиями труда. Например, ИОТ бухгалтера может действовать для главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, бухгалтера-кассира.

А инструкция работника службы эксплуатации зданий и сооружений не отвечает нормативным требованиям. В структуре службы есть сотрудники с разными условиями труда: начальник, мастер, рабочий, электромонтер, сантехник.

Работодатель утверждает одну инструкцию по охране труда для сотрудников разных должностей (профессий), но с аналогичными видами опасности на рабочих местах. Например:

  • ИОТ офисного работника административного здания по адресу:…;
  • ИОТ при перемещении по территории производственной базы по адресу:…;
  • ИОТ работника прачечной.

В этом случае для одного работника могут действовать несколько инструкций по охране труда. Например, для инженера отдела материально-технического снабжения, который работает в офисе и по роду деятельности посещает склады, гараж и другие производственные помещения.

Работодатель разрабатывает инструкции для каждого вида деятельности с известными факторами опасности, например:

  • ИОТ при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
  • ИОТ при работе с ПЭВМ;
  • ИОТ при работе с копировально-множительной техникой;
  • ИОТ при строповке грузов.

В этом случае одна инструкция может действовать для работников разных должностей и профессий.

Работодатель имеет право разрабатывать временные инструкции по охране труда для вводимых в действие производств (п. 27 Требований 772н).

Руководитель предприятия сам решает, сколько ИОТ ему нужно и какого вида. Мы рекомендуем не доходить до фанатизма в штамповании сотни инструкций на все ситуации: при перемещении по скользкому полу; при выходе за территорию офиса; при неблагоприятных метеоусловиях; при пользовании микроволновкой и др. Существующие факторы опасности можно учесть в одной ИОТ и распространить ее действие на всех работников с аналогичными условиями труда.

Обзор изменений по охране труда с 1 марта 2022 года

В нормативных документах срок действия ИОТ не установлен. По Методическим рекомендациям от 13.05.2004 он составляет не более пяти лет, но это не обязательное требование.

Организации электроэнергетики руководствуются п. 1.7.6 Правил технической эксплуатации в ред. приказа Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229, согласно которому инструкции пересматривают раз в три года. Прочие работодатели самостоятельно определяют, сколько будет действовать ИОТ.

Мы считаем логичным, что инструкция, разработанная по Требованиям 772н, не может «жить» дольше, чем сами Требования. Рекомендуем устанавливать срок ее действия не позднее 01.03.2028.

ИОТ подлежит досрочному пересмотру при изменении государственных нормативных требований охраны труда, правил охраны труда (п. 2 Требований 772н), а также:

  • при изменении условий труда, например, по результатам СОУТ и ОПР, произошедшем несчастном случае на рабочем месте;
  • при вводе нового оборудования или внедрении новой технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве, профзаболеваний;
  • по требованию представителей Роструда (п. 30 Требований).

Разработанную ИОТ до утверждения согласовывают с профсоюзом в порядке ст. 372 ТК РФ. Если представительный орган работников на предприятии не сформирован, этот шаг пропускают.

ИОТ утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом. Например, в организациях с большой численностью инструкции работников соответствующего структурного подразделения может утверждать заместитель директора по направлению. Если такие права даны ему по трудовому договору, доверенности или приказу о распределении ответственности, полномочий.

ИОТ вводят в действие приказом или другим распорядительным документом. В нем указывают срок ее действия, а также лиц, ответственных за ознакомление работников с требованиями инструкции, контроль ее соблюдения.

Возьмите у кадровиков штатную расстановку и распределите, какие должности и профессии можно освободить от инструктажей на рабочем месте, а для кого инструктаж обязателен. При этом руководствуйтесь здравым смыслом и пунктом 13 новых Правил обучения.

Отсейте из списка работников, подлежащих инструктажам на рабочем месте всех, у кого низкий риск и чей труд связан с работой на офисной оргтехнике. Ключевое слово при этом – персональный компьютер. Если компьютер или ноутбук не завязан в технологический процесс, работающего на нем можно освободить без колебаний.

Пример

Есть юрист, бухгалтер, менеджер по продажам, кадровик, оператор ПК. Их можно освободить от инструктажей на рабочем месте. А вот если работник трудится на технологическом компьютере, который является управляющим звеном конвейерной линии, подстанции линии электропередач, с него управляются процессы запуска и остановки станков, делать этого нельзя категорически.

Перечень должностей и профессий работников, освобожденных от инструктажей на рабочем месте, утвердите у руководителя организации, и при наличии, согласуйте с вашим представительным органом работников. Ознакомьте работников, чьи интересы затронуты, с этим перечнем.

Некоторые инспекторы труда берут штатную численность на конкретную дату с указанием даты приема и проверяют, проводились ли с работником все виды инструктажей. Вклейте этот перечень в журнал регистрации инструктажей на рабочем месте для того, чтобы при проверке ГИТ инструктирующее лицо могло сослаться на № и дату приказа об освобождении.

Не следует ссылаться на типовые инструкции по охране труда

Уберите из своих локальных документов все упоминания о типовых инструкциях по охране труда, их отменили. Разрабатывайте инструкции на основе:

  • государственных нормативных требований охраны труда;

  • локальных стандартов и правил по охране труда;

  • анализа профстандартов и трудовой функции работников;

  • результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков;

  • анализа результатов расследования несчастных случаев и профзаболеваний в организации;

  • изучения типичных причин несчастных случаев и профзаболеваний, характерных для должности, профессии или вида работ;

  • разработанных безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

Инструкции по охране труда утверждает работодатель с учетом мнения представительного органа работников, при его наличии (пп. 3, 29 Требований № 772н)

К государственным нормативным требованиям относят правила по охране труда по отраслям и видам работ, порядок обучения по охране труда, правила обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, порядок проведения обязательных медосмотров и др. Также можете использовать ГОСТы, гигиенические нормативы и стандарты безопасности.

Инструкции по охране труда разрабатывают для каждой должности, профессии или вида работы (п.18 Требований № 772н). Для разработки инструкций служба охраны труда совместно с руководителями структурных подразделений составляет перечень профессий и видов работ, для которых требуются инструкции. Его составляют исходя из специфики деятельности на основании штатного расписания, рабочих и должностных инструкций работников. Перечень инструкций утверждает руководитель организации (п.4 Требований № 772н).

Внесите в инструкции результаты оценки профессиональных рисков

Инструкции разрабатывайте на основе анализа профрисков и опасностей, характерных для работ, которые выполняют работники соответствующей должности или профессии. Кроме этого, Минтруд обязывает включить в инструкции и сам перечень выявленных профрисков и опасностей (п.22«в» Требований № 772н). Поэтому дополните инструкции, если сейчас в них только перечни вредных и опасных производственных факторов, с марта этой информации будет недостаточно.

Перечень профрисков и опасностей внутри инструкции в будущем может добавить работы специалистам по охране труда. Оценка профрисков – постоянный процесс, и при повторной процедуре или после реализации корректирующих мер перечень рисков и опасностей будет меняться. Поэтому придется своевременно отслеживать изменения, пересматривать инструкции, снова согласовывать их с профсоюзом и утверждать у директора.

Прописывайте в инструкциях правила безопасной работы с конкретным оборудованием, которое применяют сотрудники на своих рабочих местах. Используйте для этого требования безопасности из эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования. Также учитывайте технологические документы организации для конкретных условий производства и применительно к должности, профессии работника или виду работы (п. 20 Требований № 772н).

Требование учитывать документы организации-изготовителя на конкретные виды оборудования дополнительно закрепили почти во всех правилах по охране труда. Поэтому инспекторы ГИТ вправе уже сейчас проверять инструкции по охране труда на соответствие этому требованию. Например, ПОТ № 835н обязывают разрабатывать инструкции на основе технической документации организации-изготовителя на конкретные виды инструмента и приспособлений (п.5 ПОТ, утв. приказом Минтруда от 27.11.2020 № 835н). Правила № 884н требуют при разработке инструкций использовать документы организации-изготовителя на конкретные виды электросварочного, газосварочного оборудования и инструмента (п.3 ПОТ, утв. приказом Минтруда от 11.12.2020 № 884н).

В старых методических рекомендациях Минтруда также есть пункт о том, что инструкция по охране труда должна учитывать требования безопасности, изложенные в документах организаций-изготовителей оборудования. Но это были лишь рекомендации, поэтому штрафовать за отсутствие такой информации раньше не могли.

Работодатель обязан поддерживать инструкции по охране труда в актуальном состоянии (п.5 Требований № 772н). Это обязанность специалиста по охране труда (п. 3.1.1 профстандарта, утв. приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н).

В случае необходимости он составляет перечень инструкций, которые нужно переработать. Этот перечень утверждает руководитель предприятия, и издаёт приказ о пересмотре инструкций. В документе указывают ответственных работников, перечень инструкций, которые нужно переработать, и сроки выполнения.

Инструкции по охране труда следует актуализировать в следующих случаях:

  • изменились условия труда работников;

  • произведено внедрение новой техники и технологии;

  • выявлены недоработки инструкции по охране труда при расследовании несчастного случая или профзаболевания;

  • поступило требование от представителей ГИТ или региональных органов исполнительной власти в области охраны труда.

Такие условия прописаны в пункте 30 Требований № 772н, но это не исчерпывающий перечень причин для пересмотра инструкций. Их также нужно актуализировать, если изменились государственные нормативные требования или локальные стандарты и правила по охране труда, на основе которых составляли документы. Если изменения касаются требований, описанных непосредственно в самой инструкции, ее необходимо пересмотреть.

Следует вносить изменения в инструкции, связанные с управлением профрисками, добавлять описание безопасных приемов и методов выполнения работ. В старых рекомендациях было условие о пересмотре инструкций 1 раз в 5 лет, в новом документе такого требования нет, они должны быть актуальны постоянно.

На специалистов по ОТ легла задача — ознакомить с изменениями тех работников, которых они касаются непосредственно. Работодатели должны организовать:

  • обучение в том объеме, в котором изменились регламенты;
  • внеочередную проверку знаний изменившихся требований новых правил по охране труда 2021 в рамках, в которых они касаются работников.

Важно!

Это требование п. 3.3 «Порядка обучения по ОТ и проверки знаний …» — Постановление Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 — действует до 1 сентября 2021 г.

Штраф за каждого необученного сотрудника может достигать 130 000 рублей.

В Письме от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 Минтруд подтверждает эти требования:

  • работодатели вправе провести внеочередную проверку знаний по охране труда в 2021 г. своими силами — комиссией, организованной в компании в соответствии с Порядком, члены которой должны пройти подготовку в специализированной организации;
  • полученные работниками ранее удостоверения о прохождении обучения по ОТ, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ будут считаться действительными до окончания срока их действия, если в них будет проставлена отметка о внеочередной проверке знаний.

Для проведения внепланового инструктажа в связи с введением новых правил по охране труда, нужно издать приказ.

Скачать приказ о проведении внеочередной проверки по охране труда

Полный перечень новых правил по охране труда, принятых в 2021 году, смотрите здесь.

Совет

Внеочередной контроль знаний проводится при внесении новых требований в охрану труда (так, как в 2021) – проверяется знание только этих изменений. Результат проверки оформляется протоколом.

Кроме обучения новым правилам по охране труда и проверки знаний измененных требований, необходимо привести в соответствие с изменениями все документы, в которых содержатся требования по охране труда:

  • инструкции;
  • программы обучения;
  • информационные материалы и другие в объеме новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Параллельно с Минтрудом, Роструд разъяснил ответственность за непрохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда в Письме от 20 января 2021 г. N 87-ТЗ.

Важно!

Работники, не прошедшие внеочередную проверку знаний по охране труда и обучение новым правилам, с 01.01 2021 должны быть отстранены от работы, а работодатели, допустившие таких сотрудников к работе, несут административную ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Что должна предпринять трудовая инспекция, если обнаружит нарушения:

  • выдать предписания об устранении нарушений, в котором указать сроки устранения;
  • выдать предписание об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение по охране труда 2021 и проверку знания требований безопасности;
  • принять меры к возбуждению дела об административном правонарушении.

Минтруд в письме требует актуализировать документы, посвященные безопасности труда в организации. Это первое, что нужно сделать. Необходимо:

  • ввести новые инструкции по охране труда 2021;
  • обновить программы проведения инструктажа и обучения;
  • изменить экзаменационные билеты.

Переработать локальные акты после введения новых правил по охране труда в 2021 году можно двумя способами:

  • разработать документ заново с учетом изменений;
  • внести дополнение, содержащее перечень правок.

Изменения согласовываются с профсоюзом и утверждаются приказом или изготавливаются (распечатываются) на листе, содержащем гриф «Утверждаю». Затем с измененными ЛА надо ознакомить сотрудников. После того, как вы приведете документы в соответствие с изменениями, можно проводить обучение и проверку знаний по ОТ.

Инструкция по охране труда разрабатывают, чтобы довести до работника его правильные действия до начала трудовых действий, затем — во время работы, и по ее окончании. Отдельный раздел посвящается действиям работника при аварийных ситуациях. Поэтому инструкция является рабочим документом, к которому предъявляется ряд требований.

Инструкция по охране труда должна соответствовать установленным государственным нормативным требованиям:

  1. Документ нужно составлять обязательно с учетом мнения представительного органа работников.
  2. Утверждать ИОТ необходимо после того, как учтено мнение первичной профсоюзной организации (при наличии) в порядке, предусмотренном статьей 372 ТК РФ.

ИОТ разрабатывают исходя из должности или профессии работника, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

Новые требования к инструкциям по охране труда с 1 марта 2022 года

До 1 марта 2022 года при разработке ИОТ руководствовались Методическими рекомендациями Минтруда по разработке инструкций по охране труда от 13 мая 2004 г. С 1 марта 2022 года к инструкциям по охране труда предъявляются новые требования (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н).


Важно! С 1 января 2022 года основой для разработки ИОТ являются правила по охране труда, должностная инструкция, состав выполняемых трудовых функций, результаты оценки профрисков и СОУТ на рабочем месте.


Если ранее на рабочем месте происходили несчастные случаи, необходимо дополнить инструкцию выводами комиссии по расследованию. Каждая инструкция должна содержать определение безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

При этом необходимо учитывать требования охраны труда, которые перечислены в руководстве по эксплуатации на оборудование и инструмент, в проектах (планах) производства работ, но не должна дублировать технологическую карту или производственную инструкцию (для работников на опасных производственных объектах).

Инструкцию по охране труда разрабатывает руководитель структурного подразделения. Основой для разработки инструкции является эксплуатационная документация на оборудование и инструмент, должностные обязанности работников, правила по охране труда.


Обратите внимание! Инструкции по охране труда должны быть разработаны для рабочих профессий на каждый вид работ с повышенной опасностью. А для руководителей и специалистов — в целом на структурное подразделение.


Алгоритм утверждения инструкции по охране труда:

  1. Руководитель структурного подразделения разрабатывает проект инструкции
  2. Проект передают на согласование в службу охраны труда на электронном носителе. Там документ проверяют на соответствие нормативным правовым актам, при необходимости вносят дополнения и передают проект инструкции в бумажном виде с сопроводительным письмом в первичную профсоюзную организацию.
  3. После того, как председатель первичной профсоюзной организации укажет на тексте проекта инструкции № и дату протокола согласования, инспектор по охране труда готовит проект приказа об утверждении инструкции по охране труда, где в листе согласования указывает руководителя структурного подразделения, разработавшего инструкцию, председателя первичной профсоюзной организации и ведущего юрисконсульта (после соответствующей правовой оценки проекта документа).
  4. После подписания приказа руководителем организации инструкция по охране труда получает юридическую силу. Оригинал инструкции по охране труда хранится в службе охраны труда.
  5. Руководитель подразделения, получив на цифровом носителе фотокопию приказа об утверждении инструкции по охране труда с приложением – инструкцией по охране труда, обеспечивает проведение внепланового инструктажа по охране труда.

Учтите, что в этом случае в специальном поле журнала регистрации инструктажей на рабочем месте он указывает № инструкции, дату ее утверждения и № приказа об утверждении. Работник своей подписью подтверждает ознакомление с инструкцией.

Инструкции подлежат обязательному пересмотру и актуализации не реже 1 раза в 5 лет. Кроме того, существуют основания для пересмотра инструкций вне плана:

  • при изменении условий труда работников;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда.

Вновь принятые сотрудники должны ознакомиться с комплектом инструкций по охране труда на своем рабочем месте во время первичного инструктажа на рабочем месте.

Образец инструкции по охране труда целесообразно хранить в службе охраны труда. Нередки случаи, когда в подразделении меняется руководство, и документы по охране труда при ненадлежащем хранении могут быть утеряны. Поэтому после утверждения ИОТ руководителем в подразделение отдайте копии, а оригинал заберите себе и обеспечьте хранение.

Срок хранения инструкции по охране труда – постоянно (пункт 8 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).

Это означает, что ИОТ подлежат передаче на постоянное хранение в архивы после истечения сроков их временного хранения в организациях. Срок хранения указанных документов в организациях, не являющиеся источниками комплектования государственных или муниципальных архивов, не может быть менее десяти лет.

Вопрос организации охраны труда, личной безопасности обучающихся и работников является одним из наиболее важных и сложных. Комплекс мероприятий в области охраны труда подразумевает создание безопасных условий пребывания школьников и персонала, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию норм и правил охраны труда, ведение обязательной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

  • Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. (ТК РФ)
  • Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. (ТК РФ)
  • Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. (ТК РФ)
  • Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. (ТК РФ)
  • Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. (ТК РФ)

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Законодательство РФ об охране труда определило требования по обеспечению прав человека на здоровье и безопасные условия труда.

Под охраной труда подразумевают целую систему мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работника в процессе выполнения им своих трудовых обязанностей.

Обязанность по обеспечению безопасной рабочей обстановки возлагается на работодателя, который должен организовать на предприятии систему управления охраной труда.

Если в компании работает более 50 сотрудников, наниматель должен ввести должность специалиста по охране труда либо сформировать соответствующую службу. Обычно второй вариант актуален для крупных организаций и предприятий. Если в подчинении пребывает до 50 человек, вопрос о введении должности или создании службы по охране труда решается работодателем по его усмотрению.

До недавнего времени должность человека, который следит за соблюдением правил безопасности на предприятии, традиционно называлась «инженер по охране труда». Хотя это наименование часто употребляемо и привычно, применять его в 2022 некорректно.

Перечень наименований подобных должностей предусмотрен новым профстандартом. В 2022 заниматься охраной труда в организации могут:

  • специалисты по охране труда (в том числе младшие, главные или ведущие);
  • руководители службы охраны труда;
  • начальники отделов и управлений охраны труда;
  • эксперты, инструктора и консультанты по условиям и охраны труда;
  • руководители направлений и подразделений по управлению профрисками;
  • заместители руководителей организации по управлению профрисками.

Поэтому если в штатном расписании есть позиция «инженер по охране труда», ее следует переименовать, выбрав подходящий пункт из вышеприведенного списка.

Укажите, кто может быть назначен на должность специалиста по охране труда. Базовые требования относительно образования, квалификации, стажа и особые условия конкретизированы в профстандарте.

Таблица №1. Требования к специалистам по охране труда.

Наименование должности Требования по образованию Стаж практической работы в сфере ОТ Особые условия по допуску к работе
Специалист (младший, главный, ведущий) Высшее или среднее При наличии среднего профобразования – минимум 3 года Оценка уровня знаний не реже 1 раза в 3 года
Руководитель СУОТ, начальник отдела, управления высшее 5 лет Оценка уровня не реже 1 раза в 3 года
Эксперт, консультант, инструктор высшее 5 лет Контроль знаний не реже 1 раза в 3 года
Руководитель, заместитель по профрискам высшее 5 лет (из которых минимум 2 года на руководящей должности) Проверка знаний не реже 1 раза в 3 года

Если у претендента есть высшее непрофильное образование, то для занятия должности придется получить дополнительное профобразование по программе переподготовки кадров.

Также в этом разделе опишите, как осуществляется назначение на должность специалиста по охране труда, кому он непосредственно подчиняется, кто выполняет его обязанности в период отсутствия на рабочем месте.

В «Общих положениях» можно перечислить, что должен знать специалист для качественного выполнения своих трудовых обязанностей. Обычно от таких работников требуются знания профильного законодательства, основных технологических процессов производства, специфики организации работы по ОТ, особенностей эксплуатации оборудования и тому подобное.

При разработке этого раздела опять же таки следует взять за основу новый профстандарт. Например, специалист по ОТ (трудовая функция А):

  • занимается нормативным обеспечением безопасных условий и ОТ;
  • организует подготовку работников в сфере ОТ;
  • собирает, обрабатывает и передает информацию по ОТ;
  • организует и проводит мероприятия по снижению уровня профрисков;
  • содействует эффективному функционированию системы управления ОТ;
  • контролирует состояние условий и ОТ на рабочих местах;
  • ведет учет и расследует несчастные случаи на производстве.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...