Неиспользование земельного участка по назначению изъятие

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неиспользование земельного участка по назначению изъятие». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Недвижимость. Земля. Строительство

Изъятие земельного участка: причины и процедура

  • Недвижимость и инфраструктура

Скачать файл

Файл добавлен 15.03.2018
Презентация .pdf (275 Кб)

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2007, N 27, ст.3213; 2014, N 26, ст.3377; 2015, N 1, ст.52; N 10, ст.1412) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 272 слова «ненадлежащего использования (статья 286)» заменить словами «неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации»;

2) статью 284 изложить в следующей редакции:

«Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.»;

3) статью 285 изложить в следующей редакции:

«Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.»;

4) наименование статьи 286 изложить в следующей редакции:

«Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации»;

5) в статье 449_1:

а) пункт 1 после слов «исполнительного производства» дополнить словами «, а также в иных случаях, установленных законом»;

б) пункт 2 дополнить словами «, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом»;

в) абзац первый пункта 4 дополнить словами «, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа».

За что могут отнять участок или выписать штраф: разъяснения Росреестра

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2005, N 10, ст.763; N 30, ст.3122; 2006, N 23, ст.2380; N 50, ст.5279; N 52, ст.5498; 2007, N 21, ст.2455; N 26, ст.3075; 2008, N 30, ст.3597, 3616; 2009, N 30, ст.3735; 2011, N 30, ст.4590; N 50, ст.7366; 2013, N 23, ст.2881; N 27, ст.3440, 3477; N 52, ст.7011; 2014, N 26, ст.3377; N 30, ст.4235; N 43, ст.5799; 2015, N 1, ст.52; N 10, ст.1418; N 41, ст.5631; N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.80; N 18, ст.2495; N 22, ст.3097) следующие изменения:

1) пункт 7 статьи 27 изложить в следующей редакции:

«7. Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.»;

2) в подпункте 13 пункта 2 статьи 39_30 слова «ненадлежащего использования земельного участка» заменить словами «неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации»;

3) в подпункте 1 пункта 2 статьи 45:

а) в абзаце первом слова «при ненадлежащем использовании земельного участка» заменить словами «при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации»;

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

«использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;»;

в) абзац шестой после слов «освоения участка,» дополнить словами «за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,»;

4) в статье 54:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации»;

б) в пункте 1 слова «ненадлежащего использования земельного участка» заменить словами «административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации,»;

в) в пункте 2 слова «ненадлежащего использования земельного участка» заменить словами «административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации»;

г) в пункте 9 слова «ненадлежащего использования земельного участка» заменить словами «неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации»;

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3018; 2003, N 28, ст.2882; 2004, N 41, ст.3993; 2005, N 30, ст.3098; 2009, N 19, ст.2283; 2011, N 1, ст.47; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 23, ст.2866; N 49, ст.6328; N 52, ст.7011; 2014, N 26, ст.3377) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.»;

2) статью 6 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки

1. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-17788/11, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор Оценив фактические обстоятельства спора, суды установили, что одновременно с вынесением Предприятию предупреждения от 01.06.2007 административное взыскание в нарушение пункта 3 статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации наложено не было. В то же время при назначении 03.06.2009 Предприятию административного наказания в виде штрафа последнему не было вынесено предупреждение о допущенных земельных правонарушениях…
  • Решение Верховного суда: Определение N 20-КГ13-23, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Как видно из обжалуемого постановления главы г. Махачкалы, оно вынесено в соответствии со статьями 45, 54 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием договора купли-продажи и плана приватизации (л.д. 25 т. 1). Согласно пункту 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при ненадлежащем использовании земельного участка…
  • Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС16-13254, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Доводы общества о необходимости соблюдения до предъявления иска в суд требований о досудебном порядке урегулирования спора, предусмотренных статьями 46, 54, 71 ЗК РФ, статьями 452, 619 ГК РФ, а также о сохранении за ним права пользования земельным участком при условии начала восстановления объекта в силу статьи 39 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) были предметом исследования судов и ими с учетом установленных по делу обстоятельств дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется…

Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.

Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.

В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.

  • Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
  • Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
  • Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).

Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:

  • неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
  • неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
  • незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.

Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.

Как лишить собственника земли, если он забросил участок?

В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.

Таким образом, законодатель не обязывает землепользователя приступать к освоению участка в определенное время, однако предполагает возможность собственника участка оговаривать такую возможность.

Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.

Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.

Публичный собственник будь то территориальная община или государство, наоборот, жестко контролирует своевременность использование участков по целевому назначению. Такая политика препятствует скупке земель перекупщиками, созданию искусственного дефицита и спекуляциям с ценами. Ст. 39.8 ЗК РФ устанавливает граничные сроки заключения договоров арены публичных участков:

  • до 3 лет – для завершения строительства уже начатого объекта недвижимости;
  • 3 — 10 лет – на строительство и реконструкцию здания;
  • 20 лет – для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д.

Однако, даже в пределах этих относительно небольших сроков возможно изъятие участков в связи с неиспользованием. Современные договора о предоставлении публичных земель в пользование гражданам могут предусматривать сроки начала строительных работ или иных действий по освоению участка. Арендодатель, воспользовавшись возможностями ст. 619 ГК РФ, оговаривает свое право на:

  • проверку состояния освоения предоставленных земель;
  • расторжение договора в случае несвоевременного освоения участка.

Обязанность своевременного освоения предоставленных участков организациями зачастую прописана в договорах еще более жестко. К примеру, согласно ст.38.2 ЗК РФ договор о комплексном освоении территории для жилищного строительства должен содержать:

  • граничные сроки подготовки проекта планировки и межевания предоставленной под застройку территории;
  • максимальные сроки строительства инженерной инфраструктуры и передачи благоустроенной территории в публичную собственность;
  • граничные сроки самой застройки.

Право собственности в России гарантировано государством. Способы прекращения права собственности подразделены на такие группы:

  • отчуждение активов;
  • отказ от права собственности;
  • гибель/уничтожение имущества (к земельным участкам редко применимо, к примеру, в случае обвала берега из-за подмывания рекой);
  • прекращение права на иных основаниях.

В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на участок прекращается:

  • вследствие отчуждения;
  • при отказе от права собственности;
  • в результате принудительного изъятия.

Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.

Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).

Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.

Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:

  • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
  • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
  • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
  • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
  • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
  • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
  • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:

  • нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
  • неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).

Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Законодатель предусмотрел два вида санкций за неиспользование земельного участка (штраф, принудительное изъятие). Они применяются последовательно. Процедура может разниться в зависимости от того, кто именно (собственник, арендатор, пользователь) не использует землю. Порядок действий уполномоченного органа власти:

  • Инициация проверки целевого использования земельного участка.

О грядущем мероприятии собственник уведомляется письмом. Периодичность плановых проверок может быть отображена в договоре. Это не мешает контролирующей госструктуре проводить внеплановые проверки.

  • Установление факта неиспользования/ненадлежащего использования.

Проверки проводятся комиссией. В случае неиспользования участка представители органа власти отображают в акте площадь неиспользуемой части участка, отсутствие признаков обработки почв или проведения строительных работ, запущенность участка.

В случае ненадлежащего использования указываются признаки незаконного изменения целевого использования. Среди прочего чиновники должны установить срок, на протяжении которого участок не используется или используется в непредусмотренных целей.

Собственник участка вправе присутствовать при обследовании участка (о времени и месте проведения мероприятий он узнает из уведомления), давать устные и письменные пояснения. Среди прочего он вправе ссылаться на объективные причины неиспользования участка, подтверждать свои действия, направленные на его освоение. Неявка землепользователя не препятствует составлению акта.

  • Отсылка собственнику претензии о нарушении регламента землепользования.

Правообладатель может отреагировать на такую претензию: явится в компетентный орган с доказательствами проведения работ по освоению, составить официальное обращение с объяснениями причин своего бездействия, возразить против будто бы нецелевого использования.

  • При наличии оснований составляется постановление, землепользователю вменяется штраф.

Стоит учесть, что ст. 8.8 КоАП РФ предполагает возможность применения административной ответственности только за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и участков под застройку.

  • Ответные действия правообладателя.

Постановление об административном правонарушении можно обжаловать в суд. Обжаловать претензию о нарушении регламента землепользования как отдельный документ нет смысла. Если изложенные в ней сведения соответствуют действительности, их следует выполнить. Если нет, то следует дождаться обращения компетентного органа в суд.

  • Только невыполнение собственником предписаний об устранении нарушений признается основанием для обращения госоргана в суд с иском об изъятии участка.

Факт подачи иска не означает, что участок непременно будет изъят. Судебная практика показала, что обязательным основанием изъятия участка признается именно неисполнения предписаний контролирующего органа касательно использования участка.

Суды отказывают компетентным органам в исках об изъятии в связи с неиспользованием, если выясняется, что:

  • ответчик провел или организовал проведение работ по освоению участка и понес соответствующие расходы;
  • есть объективные обстоятельства, препятствующие освоению и использованию участка (например, предыдущий землепользователь не привел участок в состояние, пригодное к использованию по целевому назначению);
  • ответчик допустил неправомерное бездействие, однако впоследствии выполнил предписания контролирующего органа касательно устранения фактов неиспользования участка.

Неиспользованию участков может сопутствовать ситуация, когда собственник участка неизвестен, он отказался от права собственности. В этом случае муниципалитет не изымает участок, а ставит его на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйственного (ст. 225 ГК РФ).

Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.

Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:

  • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
  • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
  • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.

Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.

Это особенно актуально в отношении земель, требующих рекультивации, проведения мелиоративных мероприятий.

Ввиду наличия существенной разницы в климатических условиях и традиционных способах обработки сельскохозяйственных угодий перечень признаков неиспользования сельскохозяйственных земель по целевому назначению устанавливаются на уровне регионального законодательства.

Ввиду своих агроэкологических свойств данной категории пустовать не должны. По этой причине ст. 6 вышеназванного Закона РФ № 101-ФЗ предписывает органам, инициировавшим изъятие сельскохозяйственных земель в кратчайшие сроки организовывать их предпродажную подготовку и реализацию с публичных торгов. Начальной стоимостью лота может быть кадастровая или рыночная определенная экспертом-оценщиком стоимость участка.

Администрация Красногорского района

Написать комментарий

      Впрочем, в последнем названном письме Минфин указал на то, что подготовлен проект закона, который при неиспользовании земельного участка в соответствии с его сельскохозяйственным назначением предусматривает применение ставок земельного налога все-таки с точностью даже не до отчетного периода, а месяца.

      В этом законопроекте Минсельхоз, который его разработал, предложил дополнить ст. 396 НК РФ пунктом 17. Согласно ему для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абз. 3 – 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ), не используемых для сельскохозяйственного производства, исчисление суммы налога производится по налоговым ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (то есть как для прочих земель) начиная с налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земельных участков, до месяца, в котором указанное правонарушение устранено.

      Отсюда следует, что налог должен исчисляться по общей ставке весь налоговый период, в котором зафиксировано нарушение, а в том налоговом периоде, когда оно будет устранено, данная общая ставка применяется с начала периода до месяца устранения.

      Однако такая формулировка совершенно не проясняет, как же поступать, если само нарушение и его устранение принадлежат к одному периоду. Непонятно, почему Минфин именно в Письме № 03‑05‑04‑02/54186 сослался на этот законопроект. По нашему мнению, совершенно необходимо с точностью до месяца определять и начало применения общей ставки. Или, например, указать, что по общей ставке надо считать налог с начала налогового периода, в котором допущено нарушение, до месяца, в котором оно исправлено.

      А если соответствующая поправка в законопроект не будет внесена, то по-прежнему, как правильно указал Минфин, с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ весь такой налоговый период можно будет применять пониженную ставку земельного налога.



      [1] См. статью Н. К. Сенина «О пониженной ставке по земельному налогу для сельхозземель», № 4, 2016, стр. 66.

      [2] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944@.

      [3] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.08.2017 № БС-4-21/16987@.

      Суд подтвердил законность и обоснованность постановления Управления Россельхознадзора в отношении сельхозпредприятия, нарушившего земельное законодательство в Орловской области / 25.02.2022

      В Граховском районе Удмуртии арендатор земельного участка привлечен к ответственности за зарастание сельхозугодий / 17.02.2022

      Районный суд Удмуртии привлек к ответственности муниципалитет за возгорание сухой травы на землях сельхозназначения / 16.02.2022

      В Амурской области предприятию с частично иностранным капиталом, допустившему зарастание сельхоземель и неисполнение административного наказания, назначены штрафы / 15.02.2022

      В Нижегородской области суд привлек нарушителя к административной ответственности за повторное невыполнение предписания Управления Россельхознадзора / 10.02.2022

      В Завьяловском районе Удмуртии крестьянское хозяйство привлечено к ответственности за зарастание сельхозземель / 10.02.2022

      Суды всех инстанций поддержали позицию Управления Россельхознадзора по привлечению к ответственности ООО «Радуга Агро» за зарастание сельхозугодий в Удмуртии / 07.02.2022

      В Тверской области выявлено зарастание свыше 250 га сельскохозяйственных земель / 03.02.2022

      В Красноярском крае за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения собственникам начислен земельный налог по повышенной ставке / 03.02.2022

      Московский мировой суд вторично привлек столичного жителя к ответственности за заросший земельный участок в Челябинской области / 03.02.2022

      С этим решением не согласилась компания. Ее доводы выслушала тройка экономколлегии 3 февраля. По словам представителя истца, адвоката Александра Зака, здание, о котором идет речь, – бывший автокомбинат № 22 «Мосхлебтранса». Это довольно большой объект, где с самого начала были и кабинеты, и кафе. «Любое сложное административное здание предполагает разные виды использования, – убеждал адвокат. – Там может быть и кафе, и другие объекты».

      По мнению Зака, кассационный суд вышел за пределы обжалования, потому что рассмотрел довод о несоответствии вида использования реестру недвижимости; в изначальном постановлении такого довода не было. К тому же, если уж и брать ЕГРН, то смотреть, что там указано два вида использования: не только «обслуживание автотранспорта», но и «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства». Это два равнозначных вида использования, обратил внимание Зак. По его словам, раньше вид использования участка определялся по договору аренды, а сейчас надо ориентироваться на правила землепользования и застройки.

      Он раскритиковал и позицию Росреестра: по словам адвоката, госорган несколько раз менял позицию по делу, апеллировал то к тексту договора, то к правилам землепользования и застройки. «Задача административного органа – выявлять и предупреждать правонарушения, а не искать способ наказать любой ценой», – заявил Зак.

      (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

      Принят
      Государственной Думой
      17 июня 2016 года

      Одобрен
      Советом Федерации
      29 июня 2016 года

      Изъятие участка, который не используется по целевому назначению

      Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2007, N 27, ст. 3213; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1412) следующие изменения:

      1) в пункте 3 статьи 272 слова «ненадлежащего использования (статья 286)» заменить словами «неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации»;

      2) статью 284 изложить в следующей редакции:

      «Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению

      Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.»;

      3) статью 285 изложить в следующей редакции:

      «Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации

      Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.»;

      4) наименование статьи 286 изложить в следующей редакции:

      «Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации»;

      5) в статье 449.1:

      а) пункт 1 после слов «исполнительного производства» дополнить словами «, а также в иных случаях, установленных законом»;

      б) пункт 2 дополнить словами «, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом»;

      в) абзац первый пункта 4 дополнить словами «, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа».

      Пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 45, ст. 6207) дополнить словами «, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков».

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

      2. Абзацы восьмой — десятый, двадцать второй — двадцать пятый пункта 2 статьи 5 и статья 7 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

      Президент
      Российской Федерации
      В.ПУТИН

      Москва, Кремль

      3 июля 2016 года

      N 354-ФЗ

      Решение об изъятии может быть отменено. Например, в одном деле суд отменил решение о привлечении гражданина к ответственности за неиспользование земельного участка — мужчина доказал, что строительству объективно препятствовало обращение взыскания на заложенное имущество. Отсутствие денег на строительство дома не является основанием для освобождения от административной ответственности, однако сложное финансовое положение может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

      Также при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать время, необходимое для освоения земельного участка и обстоятельства, исключающие возможность его использования. В качестве примера обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка, можно сослаться на отсутствие электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

      «Если у человека нет денег на строительство дома, необходимо в первую очередь обнести приобретенный земельный участок забором и периодически очищать землю от заросшей травы и кустарников для того, чтобы у инспекторов не было подозрений в неиспользовании земельного участка по назначению», — советуют адвокаты.

      1. От прав на земельный участок, который не обрабатывается и не используется по назначению, можно добровольно отказаться. При этом платить ничего не нужно.
      2. Если ваш земельный участок попал под проверку и установлен факт нарушения, то уплаты штрафа не избежать.
      3. Если нарушения не будут вовремя устранены, а штраф вовремя оплачен, то возникает реальная опасность изъятия земельного участка у собственника или арендатора.
        +1
      • Судебные иски и споры
      • Индивидуальное Жилое Строительство
      • Земли сельскохозяйственного назначения
      • Аренда земельного участка для дома (13)
      • Аренда земельного участка под бизнес (19)
      • Земельные участки по госпрограмме (12)
      • Земельные участки по льготе (9)
      • Земли сельскохозяйственного назначения (14)
      • Индивидуальное Жилое Строительство (25)
      • Кадастровые работы (16)
      • Отказ в аренде земельного участка (22)
      • Отказ в переводе в собственность (6)
      • Отказ в регистрации дома (5)
      • Покупка земельного участка (28)
      • Продажа земельного участка (15)
      • Судебные иски и споры (10)

      Это означает государственную инициативу, представляющую несколько вариантов лишения земли, находящейся в частной собственности, имеющей кадастровый номер. Ознакомиться с подобной нумерацией можно в публичной карте через онлайн-версию сервиса Kartagov.

      Аналогичные законодательные правила действуют и в других странах. Например, Правительство Беларуси вынесло схожее постановление №667 об изъятии и предоставлении земельных участков.

      В России по условиям законодательных актов:

      • у владельца аннулируются права на недвижимое имущество в виде земельного надела;
      • перестают действовать права на владение землей без определенных сроков;
      • прерывается наследование с пожизненным обеспечением;
      • следует досрочный разрыв договора аренды;
      • теряет силу акт на пользование земли в безвозмездной форме.

      Различают лишение права на землю по вине собственника и изъятие земельного участка для муниципальных нужд и государственных. Это важно понимать, поскольку второй случай гарантирует компенсации от государства.

      Федеральный закон №234-ФЗ направлен на плановые и внеплановые проверки (мониторинг) земель сельскохозяйственного и иного назначения с целью охраны, предотвращения загрязнений, истощения почвы, полного уничтожения плодородного слоя. По этому же закону выстраивается контроль, представляющий обнаружение, фиксацию правонарушения в рамках административного обследования объектов, где фигурируют земельные отношения. Здесь не соблюдается специальная процедура назначения, как при обследовании планового, внепланового характера.

      При предоставлении и изъятии земельных участков проводится обязательная проверка. Инспектор, действующий в рамках требований, изложенных в законодательстве РФ, наделен правом заниматься административным обследованием земельного участка, неограниченное число раз, не затрагивая хозяйственную деятельность собственника.

      Методы обследования земли различны:

      • применяется аэрокосмическая съемка;
      • проводится почвенное, агрохимическое, фитосанитарное обследование;
      • задействуется экологотоксикологический метод и ряд других способов.

      Выявленные по итогам нарушения земельного законодательства, фиксируются в акте, который дает возможность назначить полноценное разбирательство с более углубленным изучением нарушений. Именно они в дальнейшем становятся основаниями для изъятия земельного участка у собственника за ненадлежащее использование.

      Административное обследование раскрывает ряд нарушений, трактующихся инспектором как причины, чтобы провести внеплановую проверку:

      1. Использование земли не связано с целевым назначением согласно присвоенной категории и вида разрешенной эксплуатации.
      2. Земли с назначением сельскохозяйственного характера, с обязательным регулированным оборотом по закону № 101-ФЗ, не задействованы по условиям целевого назначения. Период — один год начиная с официального утверждения собственника в правах.
      3. Земельный надел, где должны проводиться жилищное, промышленное или иное строительство, садоводческая, огородническая деятельность не эксплуатируется, согласно указанным целям аренды.

      В законе об изъятии земельных участков указан пункт 2 ст. №7 ЗК РФ, требующий придерживаться целевого назначения и территориального зонирования.

      Если владелец земли игнорирует установленные требования, то его административное правонарушение будет характеризоваться пунктом 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Он оговаривает административный штраф.

      Юридические лица штрафуются на сумму в размере 1,5-2% от кадастровой стоимости всей принадлежащей земли, без превышения максимального размера в 100 тыс. руб.

      Физлица получают штраф в размере 0,5-1%, учитывая кадастровую цену участка.

      Как избежать нарушений земельного законодательства?

      Статья № 6 ЗК РФ связана с землями сельскохозяйственного назначения. На ее основании принудительное изъятие земельного участка наступает в случаях, когда ухудшаются полезные свойства грунта и если период игнорирования эксплуатационной деятельности превысил 3 года.

      При негативных данных по плодородию и экологическому состоянию внимание обращается на критерии. Закрепленные в правительственном постановлении № 612 касаются снижения качества плодородного слоя. Критерии по значительному ухудшению экологического состояния содержаться в постановлении № 736.

      Плодородный уровень земли сельскохозяйственного предназначения проверяется на числовые значения элементов, содержащихся в почве. Рассматриваются критерия, при снижении которых дается ход постановлению об изъятии земельного участка:

      • на 15 и более процентов снижается органическое вещество, которое содержит пахотный горизонт;
      • на 10 процентов или выше понижается почвенная кислотность;
      • от 10% или с превышением установленного значения повышается щелочность грунта;
      • в равной степени от 25% или более снижаются количественные значения подвижного фосфора и обменного калия (мг/кг почвы).

      Экологическая обстановка меняется в худшую сторону в итоге нерационального использования земли с сельскохозяйственным назначением. Нарушаются установленные требования:

      • химические вещества загрязняют почву. Катастрофическое положение возникает при суммарной концентрации данных веществ в пределах значения 30 или более, что выше предельно допустимого нормативного уровня;
      • производственные отходы и относящиеся к группе потребления от 1 до 4 класса опасности размещены на земельном участке и занимают общую площадь от 0,5 гектара и выше.

      Судебный порядок принудительного изъятия земельного участка у собственника за нецелевое использование задействуется в случае, когда по прошествии трех лет с момента вступления в права владения земля так и не была задействована по назначению, совпадающему с условиями законодательства. На участке не велось сельскохозяйственное производство, не осуществлялись связанные с ним процессы.

      В данные 3 года не входит «заморозка» участка по объективным причинам, в число которых входят стихийные бедствия или иные схожие обстоятельства.

      Также исключение распространяется на предварительное освоение земли. На это дается ровно 2 года.

      Статья 284 ГК РФ рассматривает условия изъятия земельных участков, в которые входят ответные действия на трехлетнее бездействие арендодателя. В данном случае у тех, кто принимает решение об изъятии земельных участков, появляется право предъявить требование по расторжению договора аренды земли.

      Изъятие также может происходить, когда участок предназначается для строительства, но за три года на нем так ничего и не построили. Исключение составляют объекты, требующие более длительного периода на возведение, подтвержденного законом.

      Не задействование земли в строительных целях в срок, установленный законом, считается административным правонарушением. Виды наказания определены статьей 8.8 КоАП РФ, характеризуются серьезными рисками утратить право обладанием участка.

      Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

      Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

      Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

      Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

      При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

      Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

      • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
      • были утверждены проектами планировки территории.

      Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

      • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
      • для выполнения международных обязательств;
      • для разработки недр;
      • признании жилого помещения аварийным.

      Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

      • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
      • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

      Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

      Отдельно следует упомянуть конфискацию:

      • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
      • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

      Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

      В 2022 году изъятие включает несколько этапов:

      • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
      • поиск правообладателей;
      • вынесение постановления компетентной комиссией;
      • уведомление собственника;
      • подготовка соглашения;
      • отчуждение земли и регистрация перехода права.

      Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

      Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

      В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2022 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

      • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
      • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
      • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
      • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
      • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
      • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

      Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

      1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
      2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
      3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
      4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
      5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

      Изъятие объектов недвижимого имущества

      Ст. 284 ГК России устанавливает, что допускается изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием 3 или более лет в том случае, если целевое предназначение земли – это:

      1. сельское хозяйство;
      2. индивидуальное жилищное строительство.

      Важно! Критерии неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения перечислены в Постановлении Правительства № 369 от 23. 04. 2012 года “О признаках…”.

      Течение указанного 3-летнего срока прерывается, если использование участка в соответствии с его назначением было невозможно в связи со:

      • стихийными бедствиями;
      • чрезвычайными ситуациями;
      • иными подобными случаями.

      При этом срок освоения участка в указанный 3-летний период:

      1. включается, если участок предназначен для целей ведения сельского хозяйства (ч. 4 стат. 6 ФЗ № 101 от 24. 07. 2002 года “Об обороте…”);
      2. не включается в иных случаях, в том числе, и при ИЖС.

      В стат. 285 ГК РФ сказано, что может производиться изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования или нарушения требований нормативно-правовых актов.

      В частности, изъятие может быть произведено по следующим основаниям:

      1. допущение значительного уменьшения плодородности почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, представленными в Постановлении Правительства № 612 от 22. 07. 2011 года “Об утверждении…”;
      2. использование земли не в соответствии с ее категорией, определенной по ч. 1 ст. 7 ЗК РФ;
      3. возведение на участке самовольной постройки и неосуществление ее сноса или приведения в состояние, соответствующее установленным требованиям;
      4. несохранение межевых, геодезических и других спецзнаков, установленных на участке;
      5. несоблюдение требований градостроительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих нормативов и регламентов (аб. 7 стат. 42 ЗК России).

      В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

      А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

      Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

      Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2022 в порядке изъятия предусмотрены:

      • сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
      • далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
      • затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
      • потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
      • наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 354-ФЗ

      Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.

      Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.

      В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.

      • Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
      • Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
      • Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).

      Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:

      • неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
      • неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
      • незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.

      Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.

      Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственники участков вправе:

      • пользоваться находящимися в пределах его владений полезными ископаемыми и водами для собственных нужд;
      • возводить здания в соответствии с целевым назначением участка, градостроительными, сантехническими нормами и специальными разрешениями;
      • проводить надлежащие мелиоративные работы.

      Аналогичный объем правомочностей установлен в отношении землепользователей. Однако они не располагают возможностью строительства объектов недвижимости. Что до сервитутодержателей, то объем их правочностей ограничен условиями сервитута.

      Обязательства собственник земли, землепользователей и арендаторов сводятся к следующему:

      • использовать участки согласно назначению;
      • не причинять вреда природе;
      • сохранять межевые, геодезические знаки;
      • осуществлять природоохранные и противопожарные мероприятия;
      • если сроки использования участков оговорены договорами (например, о комплексном освоении территории), вовремя производить предписанные действия;
      • уплачивать земельный налог или арендную плату;
      • соблюдать требования экологических, градостроительных норм;
      • предотвращать деградацию, истощение, загрязнение земель и уничтожение почв.

      Земли, кому бы они не принадлежали, подлежат использованию согласно целевому назначению. Нарушение этого предписания может послужить основанием для:

      • привлечения собственника к административной ответственности;
      • подтверждения обязательства компенсировать вред;
      • принудительного изъятия участка.

      Целевое назначение и разрешенные способы использования участка могут быть изменены. Обращение заинтересованного лица с приложением надлежащих документов к органу управления земельными ресурсами не гарантирует положительного решения.

      Нахождение участка в охранной зоне, распространение на него градостроительного регламента и другие подобные обстоятельства препятствуют установлению целевого назначения, отличающегося от назначения соседних и близлежащих участков.

      По признаку целевого назначения любой участок относится к одной из шести категорий либо к землям запаса. Исключительный перечень категорий содержит ст. 7 Земельного кодекса РФ. Выделяют земли:

      • сельхозназначения;
      • поселений;
      • промышленности, обороны, транспорта и пр.;
      • особо охраняемых природных территорий;
      • лесного и водного фонда.

      Земли могут использоваться в соответствии с назначением, предусмотренным землеустроительной и кадастровой документацией. Таким образом, правовой режим использования участка определяется, прежде всего, исходя из его категориальной принадлежности.

      В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.

      Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.

      Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.

      Публичный собственник будь то территориальная община или государство, наоборот, жестко контролирует своевременность использование участков по целевому назначению. Такая политика препятствует скупке земель перекупщиками, созданию искусственного дефицита и спекуляциям с ценами. Ст. 39.8 ЗК РФ устанавливает граничные сроки заключения договоров арены публичных участков:

      • до 3 лет – для завершения строительства уже начатого объекта недвижимости;
      • 3 — 10 лет – на строительство и реконструкцию здания;
      • 20 лет – для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д.

      Однако, даже в пределах этих относительно небольших сроков возможно изъятие участков в связи с неиспользованием. Современные договора о предоставлении публичных земель в пользование гражданам могут предусматривать сроки начала строительных работ или иных действий по освоению участка. Арендодатель, воспользовавшись возможностями ст. 619 ГК РФ, оговаривает свое право на:

      • проверку состояния освоения предоставленных земель;
      • расторжение договора в случае несвоевременного освоения участка.

      Обязанность своевременного освоения предоставленных участков организациями зачастую прописана в договорах еще более жестко. К примеру, согласно ст.38.2 ЗК РФ договор о комплексном освоении территории для жилищного строительства должен содержать:

      • граничные сроки подготовки проекта планировки и межевания предоставленной под застройку территории;
      • максимальные сроки строительства инженерной инфраструктуры и передачи благоустроенной территории в публичную собственность;
      • граничные сроки самой застройки.

      Право собственности в России гарантировано государством. Способы прекращения права собственности подразделены на такие группы:

      • отчуждение активов;
      • отказ от права собственности;
      • гибель/уничтожение имущества (к земельным участкам редко применимо, к примеру, в случае обвала берега из-за подмывания рекой);
      • прекращение права на иных основаниях.

      В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на участок прекращается:

      • вследствие отчуждения;
      • при отказе от права собственности;
      • в результате принудительного изъятия.

      Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.

      Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.

      Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:

      • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
      • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
      • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
      • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
      • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
      • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
      • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.
      • Земли водного фонда
      • Земли запаса
      • Земли лесного фонда
      • Земли населенных пунктов
        • ИЖС
      • Земли особо охраняемых территорий и объектов
      • Земли промышленности и иного специального назначения
      • Земли сельскохозяйственного назначения
      • Границы участка
      • Данные из ЕГРН
      • Кадастровые работы


      Похожие записи:

      Напишите свой комментарий ...