Как отчитываться по форме СЗВ-ТД
375 0
Написать комментарий
Новое в московском законодательстве (ежедневно)
Статья 4. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным), а также предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям, в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных)
2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается равным двукратному базовому размеру арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.
Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 479 рублей за гектар.
1) в границах города, микрорайона, квартала в размере 20 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) соответствующего городского округа, города, микрорайона, квартала;
В соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» настоящий Закон устанавливает базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год (далее – земельные участки).
5.2. Организациям-собственникам зданий и помещений, расположенных на территории города Москвы и используемых для размещения гостиниц, а в случае если они предоставлены арендаторам — при условии снижения данными организациями за II квартал 2022 г. арендаторам помещений (площадей) арендных платежей (арендной ставки) не менее чем на двукратный размер суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельный участок, относящейся к сданной в аренду площади данного объекта недвижимости, за соответствующий период и не менее чем на 50 процентов изначально действовавшей арендной ставки:
5.1. Организациям-собственникам зданий и помещений, расположенных на территории города Москвы и используемых для размещения торговых объектов, в том числе торговых центров (комплексов), а также объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии приостановления деятельности на этих объектах в соответствии с указом Мэра Москвы, а в случае если объекты предоставлены арендаторам — также при условии снижения данными организациями за период с 1 числа месяца приостановления деятельности на этих объектах в соответствии с указом Мэра Москвы до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление деятельности, но не ранее 1 июля 2022 г. арендаторам помещений (площадей) арендных платежей (арендной ставки) не менее чем на двукратный размер суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельный участок, относящейся к сданной в аренду площади данного объекта недвижимости, за соответствующий период и не менее чем на 50 процентов изначально действовавшей арендной ставки:
6. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы на период действия на территории города Москвы режима повышенной готовности обеспечить заключение Государственным унитарным предприятием города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» в срок не позднее трех рабочих дней со дня обращения субъектов малого и среднего предпринимательства дополнительных соглашений, предусматривающих уменьшение на 50 процентов платы по договорам на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договорам на размещение нестационарного торгового объекта, заключенным в соответствии с приложением 5 к постановлению Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. N 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности».
Для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период до 31 декабря 2022 г. из городского бюджета планируется предоставлять меры экономической поддержки в размере до 6% годовых по кредитам, полученным до 15 апреля 2022 г. По кредитам, полученным после 15 апреля 2022 г., меры экономической поддержки планируется предоставлять в размере до 8% годовых.
5.1.4. Путем предоставления беспроцентной отсрочки до 31 декабря 2022 г. (включительно) по уплате арендной платы за II квартал 2022 г. по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены объекты недвижимости, указанные в абзаце первом пункта 5.1 настоящего постановления.
Более всего подвержены колебаниям рынка земельные участки, которые находятся в черте города. На стоимость воздействуют объективные факторы (близкое расположение, главных улиц, магазинов), а также нерациональные и субъективные условия. Таковыми считаются «престижность» района, а именно близкое местоположение парков, памятников архитектуры, выделение района, где живут самые обеспеченные граждане.
Значительную объективность во время рыночной оценки выполняют общие ожидания граждан. Если есть надежды, что повышение экономики государства будет расти, то будет увеличиваться спрос на земельную застройку предприятиями. В результате повысится и стоимость аренды.
Следует учитывать, что арендовать землю у государства и у частного лица – это две разные вещи. Представители власти, когда выполняют расчет арендной платы за земельный участок, учитывают объективные параметры его ценности: месторасположение, целевое назначение, собственные планы на него. Методика расчета арендной платы у частного лица или компании может содержать субъективные методы: «популярность» участка, коммуникационную оснащенность, свои личные аппетиты.
Порядок предоставления, размер арендной платы, условия и временные периоды внесения платежей за использование земельных участков (сельскохозяйственного, лесного, жилого, садоводческого и прочего предназначения), которые числятся как публичная собственность, т.е. государственное или муниципальное имущество, определяются постановлениями Правительства РФ, а также федеральными, региональными законами и указами на местном уровне.
В данном случае речь идет о ситуациях, когда в трехлетний срок на территории земельного участка, взятого в аренду, не будет введено в эксплуатацию сооружение жилого назначения. Арендный платеж в такой ситуации будет равняться двукратному размеру налоговой ставки, по которой рассчитывается земельный налог.
Несмотря на то, что размер платы за аренду земельного участка прописывается в договоре между сторонами, законодатель предусмотрел возможность осуществлять изменение этого условия в одностороннем порядке. Однако подобное право осуществлять изменение пунктов соглашения в одностороннем порядке должно быть прописано в самом контракте, о чем гласит ст. 614 ГК РФ.
Если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то под понятием арендной платы понимается обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество для целевого использования, но на условии внесения конкретных платежей, размер которых фиксируется в соглашении между участниками правоотношений.
Аренда земель сельскохозяйственного назначения имеет ряд нюансов по сравнению с угодьями иного целевого использования. В частности, расчет размера арендной платы за эксплуатацию надела должен в обязательном порядке быть прописан в соглашении между участниками сделки. Это условие является гарантией того, что арендатор будет выплачивать собственнику (в нашем случае государству или муниципалитету) определенную плату (не налог).
Постановлением Правительства Москвы от 13 октября 2022 года N 1698-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве». Постановление дополнено пунктом, устанавливающим порядок расчета арендной платы аренды земельных участков, предоставленных для объектов капитального строительства с суммарной поэтажной площадью не менее одного миллиона квадратных метров, планируемых к размещению в рамках реализации одного масштабного инвестиционного проекта. Установлено, что договор аренды земельного участка заключается на срок до 10 лет.
Последняя поправка связана с урегулированием деятельности оценщиков. Раньше муниципалитеты проводили конкурс на отбор независимых экспертов, которые и определяли кадастровую стоимость в первую волну оценки . Теперь будут созданы специализированные бюджетные учреждения, на которые возложена обязанность самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов . Также в этих структурах граждане смогут получить разъяснения по поводу определения стоимости их недвижимости. А вот при оспаривании учреждения осуществлять экспертизу не в праве . С этой целью собственник должен обратиться к независимым специалистам.
Если возникла необходимость обращения за переоценкой, владелец участка может привлекать независимых специалистов. Результаты их актов рассматриваются судом. Кроме этого, в каждом субъекте должна быть создана комиссия, занимающаяся определением кадастровой стоимости. У владельцев земельных участков есть право обратиться как в суд, так и в комиссию.
Последняя поправка связана с урегулированием деятельности оценщиков. Раньше муниципалитеты проводили конкурс на отбор независимых экспертов, которые и определяли кадастровую стоимость в первую волну оценки. Теперь будут созданы специализированные бюджетные учреждения, на которые возложена обязанность самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов. Также в этих структурах граждане смогут получить разъяснения по поводу определения стоимости их недвижимости. А вот при оспаривании учреждения осуществлять экспертизу не в праве. С этой целью собственник должен обратиться к независимым специалистам.
Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, после выявления ошибки и/или существенного снижения рыночной стоимости объекта недвижимости, исполнительный орган будет обязан произвести перерасчет кадастровой стоимости не только конкретного объекта недвижимости, а всех объектов недвижимости в рассматриваемой оценочной группе. Это позволит собственникам аналогичных объектов недвижимости получить перерасчет кадастровой стоимости без обращения в исполнительный орган и/или суд».
Также необходимо помнить, что в некоторых случаях существует возможность изменить один вид разрешенного использования на другой при обязательном соблюдении требований технических регламентов и соответствии фактическому использованию ЗУ. (Определение ВС РФ от 22.12.17г. № 309-КГ17-19050, Постановления АС Уральского округа от 21.09.17г. по делу № А71-17030/2016г., от 23.04.18г. по делу № А60-30735/2022, АС Центрального округа от 23.03.18г. по делу № А68-2406/2022).
Если же участки расположены на территории муниципальных районов и городских округов, то размер платы за аренду определяется уполномоченным органом местного самоуправления.
Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году
Все действия, связанные с временной передачей прав собственности на земельные участки в России регламентированы статьей №38 ЗК РФ. Доступные варианты представлены на официальном сайте «Кадастровая карта» . На ней можно выбрать определенный свободный участок, ознакомиться с его статусом и информацией – кадастровый номер, установленная стоимость, точная площадь.
При выборе нужно учитывать следующие особенности:
Участок земли не должен находиться на территории заповедника, у границ страны, у закрытых территориальных образований, объектах военного назначения и АЭС.
Арендовать землю могут как резиденты, так и нерезиденты РФ.
Государственная собственность может быть федерального, регионального или муниципального вида. От этого зависит цена.
Срок аренды – от 5 до 49 лет, бессрочная (статья №610 ГК РФ) или с правом выкупа. В последнем случае составляется смешанное соглашение, в котором прописываются условия временного использования и последующая продажа.
Дополнительно учитывается целевое назначение аренды – комиссии должны быть предъявлены сведения о дальнейшем использовании земли. Перед тем, как арендовать землю у государства – нужно определиться с ее целевым использованием.
Срок предоставления земли зависит от задекларированных целей. Так, для ИЖС или ЛПХ он может достигать 49 лет. Если же планируется банально под огород – до 3-х лет.
Потенциальный арендатор не может повлиять на базовую стоимость земли. При этом у него нет возможность узнать, сколько будет стоить арендовать землю у государства, так как цена оглашается только по факту начала торгов.
Можно самостоятельно спрогнозировать порядок суммы. Для этого нужно проанализировать действующую методику расчета, которая включается в себя такие факторы:
Категория – сельскохозяйственная, для последующего поселения, лесного фонда, специального назначения. Чаще всего арендуют первые две категории, причем с/х будет стоить намного дешевле.
Кадастровая стоимость. Если оценка не проводилась последние 5 лет – применяется среднерыночная цена . В отдельных случаях ее могут установить местные органы власти.
Заявленное назначение со стороны потенциального арендатора.
Результаты публичных торгов.
VIDEO
Так как процедура может занять много времени и средств – к ней необходимо тщательно подготовиться. Главное – провести комплексный анализ состояния интересующего земельного участка . Он должен соответствовать поставленным целям – застройка, сельскохозяйственные работы, для огородничества.
Что нужно учитывать:
наличие или возможность проведения инженерных коммуникаций – электричество, водопроводные сети, газоснабжение;
состояние почвы – ее состав, грунтовые воды;
наличие построек на территории.
От этого будет зависеть не только арендная плата, но и сумма налогов. Дополнительно продумываются действия по окончанию срока временного использования . С 2022 г бывшие арендаторы потеряли исключительное право приоритета во время проведения торгов. Это актуально для жилых застроек, которые в случае нарушения могут отойти государству.
В видеоматериале можно ознакомиться с особенностями выбора не арендованного участка на интерактивной кадастровой карте:
Оценка статьи:
Инициатором аукциона могут быть резиденты и нерезиденты России. Исключением являются объекты, расположенные на территории Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга . Для участия необходимо собрать пакет документов и предоставить его в Департамент земельных ресурсов (местное отделение) или имущественных отношений.
Перечень необходимых документов:
Заявление о рассмотрении возможности аренды. Составляется в свободной форме, указывается точное расположение участка, его характеристики.
Для физических лиц – копия паспорта и ИНН.
Для юридических субъектов – учредительные документы.
Справка из кадастрового реестра о текущем статусе земли.
Государственный орган должен официально объявить о начале процедуры поиска арендатора в прессе. Если будут заявлены дополнительные претенденты с такими же условиями, что и у инициатора – проводятся торги . Альтернативный вариант – местные власти самостоятельно устанавливают стоимость на основе действующих методик.
Время рассмотрения заявления не регламентировано, на практике ответ о возможности временного владения землей формируется в течение 1 месяца.
Для участия в торгах необходимо внести заявленную властями сумму залога. Она будет возвращена при проигрыше на торгах или учтена в счет арендной платы при положительном решении.
Рассчитать стоимость аренды участка можно, используя его кадастровую стоимость. Далее нужно учесть ряд факторов, включая тип участка и наличие у арендатора особых прав, чтобы правильно рассчитать сумму платежей . Если же речь идёт об отношениях между частными лицами, то они вправе как использовать предоставленную формулу, так и прописать в договоре свой порядок и конкретный размер, основанный на рыночных реалиях и договорённости.
Основные законы, с которыми стоит ознакомиться каждому начинающему предпринимателю:
ЗК РФ ст.22 «Аренда земельных участков».
Глава 10 ЗК РФ.
Статья 39.7 Земельного кодекса и статья 9 ЗК.
Постановление Правительства № 582 от 16.07.2009 г.
Согласно этим нормативно-правовым документам, физическое или юридическое лицо имеет право взять в аренду земельный участок у государства или частного владельца, предварительно заключив с этим человеком/компанией/организацией договор. Все вопросы решаются на основе условий арендного договора. Стоимость оплаты зависит от того, кто является арендодателем.
Важно!
Если положения договора нарушают закон РФ об арендной плате или правилах заключения договора, вы можете оспорить данный документ в судебном порядке и
расторгнуть его
.
Первое, что стоит знать о временном владении участком земли – условия для заключения договоренности с государственной структурой и частной в корне отличаются.
И если в первом случае, цена назначается только после объективной оценки земли, во время которой рассматривается ее основное назначение, месторасположение и многие другие факторы, прописанные в законодательной базе, то частник проводит субъективную оценку, отталкиваясь от своих собственных убеждений, пожеланий и критериев.
В связи с этим все цены на аренду делятся на несколько видов:
Нормативная стоимость.
Кадастровая стоимость.
Рыночная стоимость.
Каждая из них определяется по индивидуальным критериям и оказывает взаимное влияние. Помимо особенностей в контексте одной из оценочных групп, есть общие факторы, влияющие на понижение или повышение стоимости земельного участка .
Независимо от рыночных колебаний общей годовой цены, каждая сумма единоразово прописывается в договоре на весь временной период, кроме некоторых исключений, раскрытых в рамках закона РФ.
В большинстве случаев рыночная цена соответствует кадастровой, но существуют исключения.
Если критерии, по которым производится государственная оценка, связаны непосредственно с самой территорией и условиями вокруг нее, то рыночная оценка основана на спросе и предложении. Факторы, влияющие на нее:
психология той или иной группы людей;
экономическая картина в стране;
политическая ситуация в государстве.
Что же касаясь городских территорий, то помимо объективных особенностей, на стоимость влияет престижность местности, наличие памятников или архитектурных достопримечательностей. Существуют также районы «для богатых», земля которых превышает стоимость в несколько раз из-за своей «элитности».
Любое экономическое колебание может повысить или понизить спрос , тем самым изменить стоимость определенной территории. К примеру, в случае экономического кризиса, когда риск вложения крупных денежных сумм в земельные участки высок, спрос на аренду может возрасти, так как предприниматели посчитают более безопасным временное вложение средств, вместо совершения покупки.
Среди всех трех видов, самым выгодным способом проведения оценочной стоимости считается кадастровая оценка , так как она проводит анализ, основываясь на объективных показателях. Часто можно встретить выгодные предложения среди частных арендодателей, для этого необходимо заниматься постоянным мониторингом земельного рынка.
Для расчеты цены аренды на базе кадастровой стоимости применяется такая формула:
А=К*% – арендная плата за землю равна кадастровой оценке, умноженной на процентный коэффициент, зависящий от цели аренды.
Значение последнего понятия определяется законодательством России:
0,01% – используют при расчете для лиц, освобожденных от налогов или имеющих налоговые льготы.
0,6% – установлены для особ, желающих взять землю в аренду с целью развития сельскохозяйственного бизнеса.
1,5% – необходимо внести в формулу во время расчета аренды для промышленных, жилищных и либо каких других построек.
2% – указывают во время подсчета арендной стоимости территории, на которой планируют добывать полезные ископаемые.
ФСБУ 25/2018: как изменится бухгалтерский учёт аренды с 2022 года
Значительно экономней арендовать территорию, принадлежащую государству, так как ее стоимость значительно ниже. Однако есть некоторые преимущества в заключении договоров и с частными владельцами. К примеру, претенденту на частную собственность не нужно принимать участие в аукционе, а условия договора остаются неизменными до окончания его действия.
Годовой размер арендной платы определяется несложной формулой:
А = КСт * k, где
А — сумма арендной платы, которую необходимо вносить землепользователю;
КСт — кадастровая стоимость земли (ее можно выяснить в кадастровой службе по месторасположению земельного надела);
k – корректирующий коэффициент, изменяющийся в зависимости от землепользователя и назначения сдачи в аренду. Размеры корректирующего коэффициента были перечислены выше.
Например:
Кадастровая стоимость земельного участка в Московской области в среднем составляет 828,08 руб. за квадратный метр. Предположим, что наш земельный надел составляет 200 квадратных метров . У нас есть налоговые льготы и преференции, в соответствии с которыми мы имеем право на корректирующий коэффициент, равный 0,01 % .
Считаем:
А = 828,08 * 200 * 0,01 = 1656, 16 руб.
Именно такую сумму мы должны выплатить государству за аренду его участка в течение одного года.
Аренда земли является гражданской правовой сделкой. Поэтому регулирование земельных отношений осуществляется не только Земельным кодексом, но и Гражданским. Основные положения об арендной плате (далее – АП) содержатся в ст . 614 ГК РФ. Согласно указанной статье АП есть не что иное, как плата за пользование имуществом, которая выражается в:
денежном эквиваленте;
продукции, получаемой при эксплуатации арендованного имущества;
оказании арендатором услуг;
передаче арендодателю вещи;
возложении затрат или обязательств.
Годовой размер арендной платы определяется несложной формулой:
А = КСт * k, где
А — сумма арендной платы, которую необходимо вносить землепользователю;
КСт — кадастровая стоимость земли (ее можно выяснить в кадастровой службе по месторасположению земельного надела);
k – корректирующий коэффициент, изменяющийся в зависимости от землепользователя и назначения сдачи в аренду. Размеры корректирующего коэффициента были перечислены выше.
Например:
Кадастровая стоимость земельного участка в Московской области в среднем составляет 828,08 руб. за квадратный метр. Предположим, что наш земельный надел составляет 200 квадратных метров . У нас есть налоговые льготы и преференции, в соответствии с которыми мы имеем право на корректирующий коэффициент, равный 0,01 % .
Считаем:
А = 828,08 * 200 * 0,01 = 1656, 16 руб.
Именно такую сумму мы должны выплатить государству за аренду его участка в течение одного года.
Для земель частных лиц и организаций существует немного другая формула расчета стоимости аренды:
А = С * Р, где
А — размер платы за аренду;
С — рыночная цена надела, которую определяет независимая экспертиза, проводимая не раньше, чем за полгода до дня вступления нанимателя в арендные права;
Р — ставка рефинансирования Центробанка РФ, устанавливаемая в начале года, в ходе которого заключается договор найма земельного участка.
Оформить землю в аренду можно у частного собственника или у государства. В каждом случае арендная плата формируется по-разному. При назначении цены государство или муниципалитет опираются на объективные показатели:
местоположение участка;
целевое назначение и вид разрешенного использования;
городской план на использование территории;
площадь и т.д.
Частное лицо или компания могут ориентироваться на субъективные критерии. К примеру, для формирования цены может приниматься во внимание «престижность» территории и коммуникации на ней.
В общем понимании цена аренды может быть нормативной, кадастровой и рыночной. Для определения каждой из них действуют свои правила.
Эта цена устанавливается государством или муниципалитетом. Она не может быть изменена в связи с колебаниями на рынке или другими обстоятельствами.
Нормативная цена земли вычисляется, исходя из категории, к которой принадлежит земельный участок, и ее местоположения. По категориям земля подразделяется на разновидности, которые не могут быть сданы в аренду или проданы, и те, что могут находиться в частной собственности.
Нас интересует вторая категория, к которой относятся:
земли для ведения личного подсобного хозяйства;
наделы сельскохозяйственного назначения;
земли, предназначенные для промышленных целей;
земли населенных пунктов (сюда же входят участки под индивидуальное жилищное строительство).
Когда определяется размер арендной платы во внимание принимается два существенных критерия: географическое положение территории и экономическое развитие ближайшего населенного пункта, а также ценность участка для субъекта федерации.
К примеру, говоря о первом показателе, земли сельскохозяйственного назначения, расположенные на юге РФ будут стоить дороже, чем аналогичные участки на севере страны. Для промышленных территорий огромное значение будут иметь ближайшие населенные пункты. Так, допустим, земли под Москвой стоят дороже, чем участки в Пермском крае.
Если говорить о ценности земли для субъекта федерации, то для каждого вида целевого назначения в приоритете оказываются свои критерии. К учету принимается множество различных параметров:
инженерная и строительная ценность;
социальная и экономическая роль;
природные особенности территории;
историческая ценность;
архитектурная ценность и т.д.
В этом смысле стоимость аренды земель сельскохозяйственного назначения ниже, чем плата за участки под строительство промышленных объектов. Точная нормативная стоимость аренды может быть получена в местной администрации или муниципалитете.
Государственная кадастровая оценка – это обязательная процедура для всех земельных участков. Именно при проведении оценочных работ учитывается множество критериев, оказывающих влияние на итоговую стоимость аренды земли.
Не редкость, когда кадастровая стоимость совпадает с рыночной.
При кадастровой оценке закрепляется информация о границах и площади надела, а также делаются соответствующие отметки на генеральном плане территории. Именно эти критерии принимаются во внимание при расчете арендной платы.
Кроме того, оценки подлежат коммуникации на земельном участке. Разумеется, что надел с подведенной электроэнергией, водоснабжением, канализацией и газоснабжением будет стоить дороже, чем аналогичный участок, не оснащенный благами цивилизации.
При оценке также фиксируются постройки, располагаемые на земельном участке, и их техническое состояние. К примеру, аренда будет дороже при наличии теплиц или построек для хранения инвентаря и материалов.
На цену аренды влияет расстояние. Оценивается дистанция до дороги и природных объектов (леса, водоема и т.д.) . Если они рядом – стоимость аренды повышается.
Важный показатель – рельеф местности. На неровных участках могут возникнуть проблемы в процессе эксплуатации, а, например, земли в низинах будут регулярно затапливаться смежными участками.
Кадастровая стоимость может совпадать с рыночной, но так бывает не всегда. В некоторых случаях рыночная цена аренды значительно отличается от результатов кадастровой оценки.
Так происходит, потому что на окончательную сумму влияют свободные рыночные факторы – спрос и предложение. На них, в свою очередь, оказывают влияние экономическая и политическая ситуация в стране и регионе, а также психология отдельных групп людей.
Покупая земельный участок в собственность — вы замораживаете свои деньги. А тем временем, деньги можно положить в банк и платить с процентов по вкладу за аренду точно такого же земельного участка. Так у вас и земельный участок будет и приличная сумма на счете, которую можно потратить, к примеру, на строительство.
Не зависимо от того, пользуетесь вы земельным участком или нет, после покупки вам придется платить за землю имущественный налог, который на основании 63-ФЗ от 15.04.2019 будет составлять до 10% кадастровой стоимости земельного участка в год и превысит большенство существующих ежегодных платежи по аренде.
Частная собственность существует в России всего 30 лет, поэтому нельзя гарантировать, что купленный вами земельный участок останется вашим спустя еще 30 лет.
Учет операций аренды у арендатора в 2022 году в соответствии с ФСБУ 25
В марте 2015 года в Земельный Кодекс РФ были внесены большие изменения касательно процесса аренды муниципальных земельных участок. Вот самые важные их них:
Если землю не успели разграничить и утвердить «Правила застройки», то возникает переход права распоряжения земельными участками от городской к районной администрации (поселка, деревни, села);
Отдельные случаи и льготные категории граждан, которым предоставляется право получения земли в аренду без участия в торгах теперь прописаны в Земельном Кодексе;
Стала возможной передача в аренду не стоящих на кадастровом учете муниципальных земель по заявлению граждан и без проведения аукциона.
Земли, которые находятся в публичной собственности, могут выступать предметом аренды, если относятся к разрешенной категории и стоят на кадастровом учете.
Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен земельный участок.
Способ №1 — стать победителем аукциона на право заключения договора аренды, который организуется по инициативе Администрации. Для земельных участков, которые имеют границы и отображаются на публичной кадастровой карте;
Способ №2 — стать победителем аукциона на право заключения договора аренды, который организуется по инициативе граждан (включая иностранных). Для земельных участков, которые имеют границы и отображаются на публичной кадастровой карте;
Способ №3 — заключить договор аренды без проведения аукциона по льготной очереди. Для земельных участков, которые имеют границы и отображаются на публичной кадастровой карте. Способ для льготной категории граждан;
Способ №4 — заключить договор аренды без проведения аукциона по упрощенной процедуре. Для земельных участков, которые не имеют границ и не отображаются на публичной кадастровой карте. Способ для всех.
Рассмотрим каждый способ аренды подробнее.
Когда земельный участок с указанными выше параметрами найдет, советую документально убедиться в отсутствии частного собственника или арендатора. Росреестр предоставляет информацию о собственниках только на платной основе, зато в случае, если земля все-таки кому-то принадлежит, но информация на кадастровой карте (как это часто бывает) еще не успела обновиться, — вы сэкономите минимум месяц на ожидании ответа от администрации.
Нам нужно, чтобы в особых отметках раздела №1 выписки из ЕГРН было указано — «Сведения необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют». Это означает, что земельный участок находится в публичной (государственной) собственности и не имеет частного собственника или арендатора.
Обратите внимание, что в Росреестре выписка из ЕГРН стоит 350 рублей (700 рублей для юрлиц). Если хотите убедиться в отсутствии собственника дешевле, то рекомендую заказать справку через Быстрые Документы — так вы получите документ всего за 250 рублей. Заказ выполняется в течение дня, данные официальные — из ЕГРН Росреестра.
Когда свободный муниципальный земельный участок все-таки будет найден, советую осмотреть его на местности. На территории не должно быть бесхозных построек, трансформаторных подстанций, ЛЭП, газопроводов, трубопроводов отопления и других обременений. Проверьте наличие технической возможности подключения к существующим инженерным сетям, что особенно важно для ИЖС. Если участок вам подходит — отправляемся в администрацию, на территории которой он расположен для подачи заявление на проведение аукциона.
При выборе избегайте рекреационных земель (особо охраняемые территории и объекты, оборот и деятельность на которых жестко контролируются государством), а также участков специального назначения (объекты инженерной инфраструктуры и т.п.). Такие земельные участки так же не подлежат передаче в собственность. Кроме того в ПЗЗ вашего муниципального района должно быть положение о таких территориях и правила пользования такими территориями. Изменить вид разрешенного использования такого участка достаточно проблематично, как правило такими участками интересуются граждане и юридические лица желающие вести на них деятельность согласно специального назначения. Аренда такого участка не перспективна в плане ИЖС или ЛПХ.
Чтобы понять не ограничен ли выбранный вами участок в гражданском обороте, то перед заявлением на аренду, рекомендую обратиться в администрацию и местный ДИЗО с заявлением о предоставлении информации о ЗУ на наличие охранных и красных зон, а также о прохождении коммуникаций (газопроводы, ЛЭП и тд).
Как выбрать лучший земельный участок под строительство дома
Как рассчитать земельный налог за 2021 год в 2022 году (пример)?
Чтобы стать участником инициированного вами аукциона нужно внести задаток на предоставленные Администрацией реквизиты. Задаток равен начальной ставке аренды. Предметом торгов также будет начальная арендная ставка. Другими словами — на аукционе побеждает тот, кто предложит максимальную ставку ежегодной арендной платы.
Как правило, начальная ставка аренды составляет 0,3-1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, а шаг торгов равен 3% от начальной ставки аренды. Срок проведения самого аукциона земельным законодательством не регулируется.
При этом если договор заключён на аукционе и предусматривает осуществление строительства или реконструкции, размер арендной платы с четвертого по восьмой год аренды ежегодно индексируется на десять процентов.
В случае, если участок предоставлен в аренду без аукциона или предметом аукциона являлся единоразовый платеж за право заключения договора, то арендная плата определяется в процентах от кадастровой стоимости участка.
Ставки арендной платы утверждены правительством Москвы.
Для большинства объектов коммерческого назначения предусмотрена ставка арендной платы в размере 1,5% кадастровой стоимости участка в год.
В то же время, законодательство г. Москвы установило многочисленные льготы, в том числе:
0,01 % для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации имущественных комплексов, расположенных на территориях, признанных в установленном порядке инвестиционными приоритетными проектами города Москвы, в том числе получивших статус технопарка, технополиса, индустриального (промышленного) парка (за исключением статуса промышленного комплекса);
0,1% для объектов научных исследований и экспериментальных разработок, размещения имущественных комплексов технополисов;
0,3% для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации имущественных комплексов, получивших в установленном порядке статус промышленного комплекса;
от 0,1% до 0,75% для ряда видов промышленного производства
0,5 % для оптовых поставок основных видов продовольствия, утверждаемых Правительством Москвы;
0,3% для объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;
0,5 % для объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (для которых не установлены меньшие ставки);
0,3 % для эксплуатации гаражей-стоянок личного транспорта;
0,1% для размещениядомов индивидуальной жилой застройки.
Кроме того, льготные ставки установлены для объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (включая транспортно-пересадочные узлы), некоторых видов некоммерческих организаций и т.д.
При этом условиями применения всех льготных ставок, составляющих менее 1,5% от кадастровой стоимости, являются:
Соответствие целевого назначения участка виду разрешенного использования земельного участка, в отношении которого установлена пониженная ставка арендной платы.
Использование земельного участка строго в соответствии с установленным видом разрешенного использования .
Отсутствие на земельном участке посторонних землепользователей , включая субарендаторов.
Соблюдение арендатором требований земельного и природоохранного законодательства .
Отсутствие задолженности перед бюджетом города Москвы по арендной плате за землю.
При нарушении любого из перечисленных условий взимается арендная плата в размере 1.5% от кадастровой стоимости.
При осуществлении на одном участке нескольких видов деятельности арендная плата взимается по наибольшей ставке .
При этом следует учитывать, что в случае, если земельный участок будет использоваться для иных целей, нежели предусмотрены видом разрешенного использования земельного участка, ДГИ г. Москвы может пересчитать арендную плату, применив показатели с учетом фактического, а не формально установленного, использования.
Например, ДГИ г. Москвы может посчитать аренду без учета льгот, с применением ставок, установленных для фактического вида использования, а также с учетом кадастровой стоимости, которая была бы установлена участку в случае внесения фактического вида использования в кадастр.
В случае заключения договора аренды без проведения торгов для объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов арендная плата в зависимости от категории таких объектов может устанавливаться в процентах от кадастровой стоимости либо по результатам рыночной оценки стоимости права аренды.
Арендная плата при строительстве (реконструкции) объектов недвижимости на основании дополнительного соглашения к договору аренды исчисляется в специальном порядке исходя из характеристик строящегося объекта.
В том числе установлены отдельные льготные категории применительно к периоду строительства.
Годовой размер арендной платы определяется несложной формулой:
А = КСт * k, где
А — сумма арендной платы, которую необходимо вносить землепользователю;
КСт — кадастровая стоимость земли (ее можно выяснить в кадастровой службе по месторасположению земельного надела);
k – корректирующий коэффициент, изменяющийся в зависимости от землепользователя и назначения сдачи в аренду. Размеры корректирующего коэффициента были перечислены выше.
Например:
Кадастровая стоимость земельного участка в Московской области в среднем составляет 828,08 руб. за квадратный метр. Предположим, что наш земельный надел составляет 200 квадратных метров . У нас есть налоговые льготы и преференции, в соответствии с которыми мы имеем право на корректирующий коэффициент, равный 0,01 %.
Считаем:
А = 828,08 * 200 * 0,01 = 1656, 16 руб.
Именно такую сумму мы должны выплатить государству за аренду его участка в течение одного года.
Три новых вывода Верховного суда об арендной плате за муниципальное имущество
Ежегодная плата является одним из основных условий договоров аренды. Земельный кодекс (ЗК РФ) в настоящее время регулирует все отношения арендаторов и арендодателей . Это основной российский нормативный акт, который регулирует вопросы права в отношении земли.
Земельный кодекс России был принят в 2022 году, поправки в него вносятся до сих пор. Он рассматривает землю как объект недвижимого имущества . А также — как объект права собственности и других прав (например, аренды).
Это значит, что, в отличие от предыдущих лет земля может иметь не только статус государственной, но и частной собственности. Согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки (ЗУ), за исключением указанных в ст . 27, могут сдаваться в аренду.
Основные положения статьи , которые касаются аренды земли:
размер платы за аренду определяется договором;
арендатор имеет право передать землю в субаренду;
земли, изъятые из обращения, не могут быть переданы в аренду.
Для расчета используется принцип соответствия каждого земельного участка определенному коэффициенту.
Коэффициенты перечислены в Постановлении Правительства России №582 «О принципах определения арендной платы». Постановление было принято в 2022 году, изменения вносились вплоть до 2022 года . В этом нормативном акте изложены принципы определения арендной платы.
Земельный кодекс подтверждает право Правительства РФ на принятие решений такого масштаба (статья 39.7).
Напомним, что земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных и региональных законов, а также постановлений, принимаемых Правительством РФ при изменениях экономической ситуации в стране.
Арендная плата, базируясь на кадастровой стоимости, определяется, исходя из следующих категорий :
экономическая целесообразность;
категория земель и ВРИ (вид разрешенного использования);
недопущение ухудшения экономического состояния арендаторов;
предполагаемая доходность земельного участка.
К тому же при сдаче земельных участков в аренду учитывается необходимость содействия государства социально-значимых видов деятельности .
В Постановлении Правительства отдельным пунктом выделены правила, согласно которым определяется порядок расчета арендной платы.
Согласно 3 пункту важной составляющей расчета является корректирующий коэффициент (КК), который может составить от 0,01 до 2 процентов от кадастровой стоимости .
В отношении разных участков эти данные составляют:
Если физическое или юридическое лицо освобождено от уплаты земельного налога согласно налоговому законодательству, то КК составляет 0,01% .
Физическое лицо, имеющее право на уменьшение налоговой базы, платит арендную плату с КК 0,01% . При этом в результате уменьшения налоговая база приравнивается к нулю.
Корректирующий коэффициент равен 0,01% при расчете для физического лица, которому по закону положено уменьшение налоговой базы. Эта ставка устанавливается тогда, когда налоговая база больше размера налогового вычета.
КК равняется 0,01% , когда речь идет об аренде земель, выведенных из оборота, но согласно закону передан в аренду.
КК равен 0,01 процента , если участок загрязнен радиоактивными отходами и другими вредными веществами.
Такой же коэффициент предусмотрен для земельных участков, если они переданы для размещения Посольства и Консульства иностранных государств.
КК равен 0,6 процента в случае, если участок предоставлен гражданину для строительства ИЖС, садоводства, огородничества, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, выпаса с/х животных и сенокоса.
Коэффициент равен 0,6% в случае предоставления участка в аренду фермерскому хозяйству.
Такой же КК предусмотрен для тех, кто берет землю с целью осуществления любой сельскохозяйственной деятельности.
КК равен 1,5% , если арендатором является:
лицо, которое имеет право на предоставление бесплатного земельного участка;
лицо, заключивший с органами местного самоуправления договор на развитие территории;
у кого есть право на внеочередное получение земельных участков;
юридическое лицо, с которым заключен договор о строительстве жилья.
Корректирующий коэффициент равен 2 процентам при проведении арендатором работ, связанных с использованием недр.
Вычисляемая стоимость аренды не должна превышать сумм, которые получаются, исходя из этих данных.
Формула расчета очень проста. Она базируется на кадастровой стоимости.
Годовая плата считается по формуле: Ар = КС х КК , где:
Ар — арендная плата за год;
КС — кадастровая стоимость земельного участка;
КК — корректирующий коэффициент.
Например, фермеру нужно рассчитать предстоящую арендную плату за земельный участок. На этом участке он предполагает разводить свиней и организовать сенокос и выращивание овощей.
Полная кадастровая стоимость участка, куда вошли площадь, ВРИ и категория, рельеф, расположение, удаленность от города, равна 2 миллионам рублей. КК — 0,6%. Перемножаем эти два значения: 2 000 000 х 0,6% = 12 000
Получаем 12 тысяч рублей.
Арендная плата за землю в москве и порядок ее определения в 2022 году
Подогреть спрос на долгосрочную аренду с середины 2021-го помогало и планомерное сокращение выбора квартир для потенциальных съемщиков. По подсчетам ЦИАН (есть в распоряжении «Ленты.ру»), к концу года количество объявлений с квартирами в аренду в целом по городам-миллионникам снизилось на 70 процентов в годовом исчислении. Сокращение объемов предложения съемного жилья было зафиксировано в 14 из 16 городов-миллионников. Арендаторы еще летом разобрали самые ликвидные варианты. Кроме того, некоторые собственники (особенно в туристических центрах) ушли в сегмент посуточной аренды.
Определение кадастровой стоимости и, соответственно, размера арендной платы, производится по строго установленным правилам. Но на некоторые моменты нужно обратить дополнительное внимание:
размер кадастровой стоимости повышается на 5,2% каждый год, соответственно, может измениться и сумма за аренду;
кадастровая стоимость часто существенно отличается от рыночной. Она часто и не в полной мере учитывает расположение, состояние участка, а также вовсе не отражает расположение относительно важных объектов, например, наличие рядом инфраструктуры и иные моменты. Обычно кадастровая цена ниже рыночной, но бывают и обратные ситуации;
получить информацию можно, обратившись в кадастровую палату.
Если собственник считает, что кадастровая стоимость завышена, он может попытаться оспорить её в судебном порядке. Но перед этим нужно проанализировать все факторы и желательно проконсультироваться с юристом и кадастровым специалистом.
На практике данный параметр не меняется каждый год. Как правило, перерасчёт проводится раз в 3-5 лет. Обновление информации – масштабный процесс, который вызывает множество противоречий и разногласий, так как арендаторы выступают против изменений цены. Но в то же время, она не может оставаться прежней, в реалиях рыночной экономики и инфляции.
Муниципалитет имеет хороший источник дохода от сдачи участков в аренду, соответственно, ему выгоден и перерасчёт кадастровой цены. То есть позиция меняется в зависимости от стороны, то есть арендодателя.
Сам порядок определения размера арендной платы на основании стоимости представляется достаточно удобным и исключает множество противоречий. Цена сразу определена, не нужно проводить дополнительные переговоры, искать компромисс между позицией сторон.
Получается, что порядок имеет как реальные преимущества, так и некоторые недостатки, связанные, в первую очередь, с возможностью изменения размера платы, вносимой за пользование.
Аренда земли является гражданской правовой сделкой. Поэтому регулирование земельных отношений осуществляется не только Земельным кодексом, но и Гражданским. Основные положения об арендной плате (далее – АП) содержатся в ст. 614 ГК РФ. Согласно указанной статье АП есть не что иное, как плата за пользование имуществом, которая выражается в:
денежном эквиваленте;
продукции, получаемой при эксплуатации арендованного имущества;
оказании арендатором услуг;
передаче арендодателю вещи;
возложении затрат или обязательств.
Похожие записи: