Раздел социальная политика России в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел социальная политика России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1 января 2022 года пенсии российских пенсионеров будут проиндексированы на 5,9%, но позже президент предложил перерасчет, который в итоге увеличит их на 8,6% — тем самым индексируя их выше уровня инфляции. По расчетам Министерства труда, средняя пенсия теперь будет составлять 18 500 рублей.

Обратите внимание, родители могут оформить в регионах социальный контракт и получать выплаты от 15000 рублей ежемесячно в январе и феврале 2022 года. Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Закон был подписан несколько дней назад и уже вступил в силу. в феврале пенсионеры получат доплату и пенсию за январь с учетом повышения.

Роспотребнадзор внес изменения в собственные правила, которые оставались неизменными почти два года: срок карантина при контакте с людьми, зараженными коронавирусом, сокращен с 14 до семи дней.

По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, в России, как и в других странах, оптимизируются методы карантина и лабораторного обследования жителей. Сокращение сроков связано с тем, что новые штаммы омикрон, которые сейчас распространяются, ведут себя быстрее, чем их предшественники. Предварительные данные показывают, что инкубационный период омикрон составляет от 2 до 5 дней, в то время как инкубационный период дельта в среднем составляет от 6 до 8 дней.

В России ужесточено наказание для педофилов-рецидивистов. Пожизненное лишение свободы назначается лицам, ранее осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также если насилие совершено впервые, но в отношении двух и более детей. Максимальное наказание также будет назначено, если насилие сопровождается другим тяжким или особо тяжким преступлением против личности (например, убийством).

Ранее к пожизненному заключению за изнасилование лица, не достигшего 14-летнего возраста, приговаривались только преступники, которые уже были осуждены за аналогичное преступление. В обновленном законе не будет учитываться возраст жертвы — максимальное наказание получат и те, кто жестоко обращается с молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Законопроект был представлен в Госдуму осенью прошлого года, но он оказался в центре внимания после ужасной трагедии в Костроме в начале этого года, где 4 января была похищена, изнасилована и убита пятилетняя девочка. По подозрению в преступлении были задержаны двое мужчин: 44-летний Денис Герасимов и 24-летний Вадим Беляков, ранее судимые за детскую порнографию и педофилию. Все они признали свою вину.

У тех, кто собирается купить жилье, появится больше защиты от недобросовестных продавцов. в феврале вступит в силу закон, обязывающий органы власти и местного самоуправления предоставлять в Росреестр данные об аварийных зданиях и объектах, подлежащих реконструкции или сносу.

Начиная с Росреестра, эти данные будут вноситься в Единый государственный реестр юридических лиц. При покупке жилья люди могут запросить отзыв, чтобы узнать, не собирается ли их дом под снос.

У работодателей есть еще один месяц, чтобы представить сведения о своих доходах за 2021 год и сообщить о заработной плате своих сотрудников. Это важно для тех, кто готовится получить социальные или имущественные вычеты.

Справка 2-НДФЛ является обязательной, и раньше ее нужно было подавать в бухгалтерию и предъявлять в налоговую, но в этом году можно подать заявление без работодателя и выгрузить справку на лицевой счет налогоплательщика. Эта информация будет загружена на Национальный портал услуг позднее, когда ее загрузит Федеральная налоговая служба.

Ранее мы уже рассказывали вам о том, как получить вычеты. Недавно мы рассказывали, как вернуть деньги, потраченные на лечение или на дом для родственника.

Правительство анонсировало план поддержки экономики

Роспотребнадзор внес изменения в собственные правила, которые оставались неизменными почти два года: срок карантина при контакте с людьми, зараженными коронавирусом, сокращен с 14 до семи дней.

По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, в России, как и в других странах, оптимизируются методы карантина и лабораторного обследования жителей. Сокращение сроков связано с тем, что новые штаммы омикрон, которые сейчас распространяются, ведут себя быстрее, чем их предшественники. Предварительные данные показывают, что инкубационный период омикрон составляет от 2 до 5 дней, в то время как инкубационный период дельта в среднем составляет от 6 до 8 дней.

В России ужесточено наказание для педофилов-рецидивистов. Пожизненное лишение свободы назначается лицам, ранее осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также если насилие совершено впервые, но в отношении двух и более детей. Максимальное наказание также будет назначено, если насилие сопровождается другим тяжким или особо тяжким преступлением против личности (например, убийством).

Ранее к пожизненному заключению за изнасилование лица, не достигшего 14-летнего возраста, приговаривались только преступники, которые уже были осуждены за аналогичное преступление. В обновленном законе не будет учитываться возраст жертвы — максимальное наказание получат и те, кто жестоко обращается с молодыми людьми в возрасте 14-18 лет

Законопроект был представлен в Госдуму осенью прошлого года, но он оказался в центре внимания после ужасной трагедии в Костроме в начале этого года, где 4 января была похищена, изнасилована и убита пятилетняя девочка. По подозрению в преступлении были задержаны двое мужчин: 44-летний Денис Герасимов и 24-летний Вадим Беляков, ранее судимые за детскую порнографию и педофилию. Все они признали свою вину.

У тех, кто собирается купить жилье, появится больше защиты от недобросовестных продавцов. В феврале вступит в силу закон, обязывающий органы власти и местного самоуправления предоставлять в Росреестр данные об аварийных зданиях и объектах, подлежащих реконструкции или сносу.

Начиная с Росреестра, эти данные будут вноситься в Единый государственный реестр юридических лиц. При покупке жилья люди могут запросить отзыв, чтобы узнать, не собирается ли их дом под снос.

?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.

И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.

В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, и в 2022 году профицит планируется на уровне 1% ВВП.

?

По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 72–74 рублей. В среднем 72,1 рубля за доллар в 2022 году, 72,7 рубля — в 2023 году и 73,6 рубля — в 2024 году.

При этом «в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, с одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой — будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации».

Самым ярким и масштабным процессом станут, конечно, российско-американские переговоры по вопросам безопасности. Эти переговоры начнутся сразу после январских праздников – сначала в двустороннем формате, а затем с участием стран-членов НАТО – и, скорее всего, будут продолжаться весь год.

Точнее так – было бы очень хорошо, если они продолжались весь год. Москва хочет именно конструктивных переговоров, а не встречи для фотосессий с продолжением мегафонной дипломатии (о чем Владимир Путин несколько раз предупреждал Джозефа Байдена). А спектр обсуждаемых вопросов крайне широк и глубок, поэтому конструктивные дискуссии с выходом на результат вести нужно будет очень долго.

Собственно, деэскалация ситуации на Украине – это вторая важнейшая задача России в 2022 году. На сегодняшний день украинское пространство представляет из себя колоссальный источник нестабильности. Территорию, переполненную внутренними конфликтами, где у власти находится слабое популистское правительство Владимира Зеленского, чью власть оспаривают контролирующие улицу радикалы. В конце 2021 года президент, пытаясь подобрать упавший на уровень плинтуса рейтинг, объявил войну олигархам и, не исключено, попытается сплотить вокруг себя население через еще большее повышение конфликтности в отношениях с Россией. Либо, как ни странно, через переговоры с Россией и получение каких-то уступок от «агрессора».

В свою очередь, Москве нужно решить три задачи. Во-первых, определиться, нужно ли идти на прямые переговоры с Киевом, которых так хочет Зеленский. На сегодняшний день Россия от них воздерживается по двум причинам: неспособность украинского президента выполнять взятые на себя обязательства (то есть отсутствие субъектности) и неготовность обсуждать предложенную Киевом повестку. Украинский лидер хочет говорить с Владимиром Путиным о Донбассе, тогда как принципиальная позиция Москвы в том, что о делах Донбасса Киев должен говорить с Донецком и Луганском. Конфликт-то гражданский, и Россия в нем не сторона, а посредник.

На сегодняшний день никаких подвижек по этим двум вопросам не ожидается. Возможно, что-то изменится по итогам российско-американских переговоров.

Вторая задача – определить судьбу ЛНР и ДНР. Поскольку Минские соглашения мертвы и реанимировать их вряд ли удастся, то Россия идет по второму треку урегулирования гражданской войны на Украине — продвигает интеграцию народных республик в российское пространство. В 2021 году Владимир Путин принял важнейшее решение по снятию всех барьеров на торговлю с республиками (в том числе разрешил тамошним предприятиям участвовать в российских программах госзакупок), тем самым полупризнав ДНР и ЛНР – ведь товары из республик будут приходить в Россию не как украинские, а именно как произведенные в Народных Республиках.

Обычно на начало года планируется запуск новых льгот или выплат от государства. Например, с 2018 года в России появились так называемые «путинские» выплаты, а с начала 2020-го – пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет (хотя они и выплачивались с середины года «задним числом»).

Однако на этот раз на начало 2022 года не было запланировано новых выплат – уже существующие пособия будут назначаться в прежнем режиме, но существенного расширения социальной поддержки власти пока не обещают. Так, с 2021 года в России появилось несколько новых выплат, в том числе:

  • ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет по беременности до 12-й недели – в размере 50% прожиточного минимума в регионе;
  • ежемесячная выплата неполным семьям на детей в возрасте от 8 до 17 лет – в размере 50% прожиточного минимума на детей в регионе;
  • пересмотрен порядок выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет – теперь пособие может выплачиваться в размере 50%, 75% или 100% от прожиточного минимума в зависимости от доходов семьи (ранее было только 50%).

Тем не менее, надежды на то, что в России появится что-то новое из выплат, есть. Так, в СМИ неофициально пишут о том, что на очередной ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин объявит о еще одной разовой выплате семьям с детьми – на это указывает разогнавшаяся инфляция, а также наличие свободных ресурсов в федеральном бюджете (профицит более 2 триллионов рублей). Возможно, на пресс-конференции будет объявлено и о других выплатах – но пока об этом остается только гадать.

Большинство социальных выплат индексируется на величину инфляции или другой установленный коэффициент, чтобы объемы помощи от государства не «съедала» инфляция. На 2022 год тоже запланировано повышение большинства соцвыплат, правда, величина повышения будет разной:

  • страховые пенсии – пока намечен рост на 5,9%, однако по факту он явно будет выше. Президент распорядился повысить пенсии так, чтобы индексация была выше инфляции, а рост цен на данный момент достигает 8% (то есть, индексация будет еще больше);
  • социальные пенсии – с 1 апреля 2022 года вырастут на 7,7%;
  • ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам – вырастут ориентировочно на 5,8% с 1 февраля 2022 года. Однако окончательный коэффициент индексации утверждается в январе, поэтому он тоже может быть выше;
  • материнский капитал – изначально его обещали повысить на 4% с начала года, но потом было решено повысить его на величину фактической инфляции 2021 года в первых числах января 2022-го;
  • «путинские» выплаты, пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет, неполным семьям с детьми от 8 до 17 лет, а также беременным женщинам за раннюю постановку на учет по беременности – все это вырастет в зависимости от роста прожиточного минимума в регионах. По новой методике прожиточный минимум в регионах рассчитывается от общефедерального значения и двух коэффициентов (региональный и коэффициент, зависящий от категории пенсионера). Так как прожиточный минимум в целом по России вырастет с 11 653 до 12 654 рублей, стоит ожидать повышения детских пособий примерно на 8,6% в 2022 году;
  • минимальная оплата больничного будет рассчитываться, исходя из МРОТ в размере 13 890 рублей (412,65 рублей за день больничного), а максимальная вырастет до 2572,6 рублей в день;
  • минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет вырастет с 7083 до 7493 рублей, а максимальное – с 29600 до 31282 рублей в месяц;
  • максимальное пособие по безработице вырастет с 12 130 рублей до 12 792 рублей.

Несмотря на то, что большинство выплат индексируются, некоторые все же остаются неизменными. Например, никак не вырастет сумма разовой субсидии на оплату ипотечного кредита многодетным семьям – она по-прежнему будет составлять 450 тысяч рублей, а также не изменится и величина ежемесячных компенсационных выплат по уходу за пожилым человеком или инвалидом I группы, выплата и дальше составляет 1200 рублей (по уходу за ребенком-инвалидом – 10 тысяч рублей, и тоже без изменений).

Особая мера поддержки – «Пушкинская карта» – позволяет молодежи ежегодно потратить определенную сумму на посещение музеев и театров. Если в 2021 году на нее зачислялось 3000 рублей (так как действовала она не с начала года), то в 2022-м школьники и студенты получат по 5000 рублей, потратить которые можно на посещение культурных заведений.

Однако выплаты повышаются, хоть и медленно, но каждый год, тем не менее, в 2022 году ожидаются изменения в процедурах выплат, а также в перечне тех, кто может на них претендовать.

М. Делягин: Экономика должна служить народу, а не безумствам олигархов

Едва ли не больше всего нововведений касается не самих пособий или оснований для их назначения, а порядка и процедуры оформления выплат. Политика государства такова, что многие уже сейчас назначаются по одному заявлению на Госуслугах (все данные чиновники собирают сами), а функции оператора передают на один государственный орган.

Этим оператором, судя по всему, станет Пенсионный фонд России. С 2022 года в его ведение передаются сразу несколько видов выплат, в частности:

  • пособия гражданам, имеющим детей (но которые по какой-то причине не подлежат обязательному социальному страхованию). То есть, пособие по беременности и родам, единовременное пособие по рождению ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплаты беременным женам и на детей военнослужащих-срочников будет выплачивать не органы соцзащиты, а ПФР – но только тем, кто официально не работает и не вправе получать выплаты от ФСС;
  • компенсация страховой премии по ОСАГО инвалида;
  • выплаты и компенсации тем, кто подвергался воздействию радиации;
  • компенсации репрессированным и впоследствии реабилитированным гражданам.

До настоящего времени эти выплаты (а их получает более 2 миллионов граждан) нужно было оформлять через органы социальной защиты на местах и подразделения Роструда. Это слишком сложно и утомительно – везде свои правила, и обычно заявителям приходилось собирать массу документов. С переводом всех этих выплат в Пенсионный фонд они будут назначаться по единым правилам и по единому механизму на территории всей России.

Кроме того, продолжается внедрение системы социального казначейства и беззаявительное назначение отдельных выплат. Так, с 2022 года пособие по беременности и родам, а также единоразовое пособие по рождению ребенка будут назначаться проактивно – то есть, без заявления. Так, механизм был уже опробован – в России уже почти все регионы перешли на электронные больничные, а материнский капитал женщина получает автоматически после рождения ребенка.

А еще с 2022 года в России пенсии по инвалидности будут назначаться без заявлений – ПФР получит данные из федерального реестра инвалидов и автоматически назначит пенсию в течение 5 рабочих дней.

С 1 июля должна появиться и дополнительная мера поддержки детей в возрасте от 8 до 17 лет, проживающих в семьях с единственным родителем или семьях, имеющих в соответствии с судебным решением право на получение алиментов и не получающих их, в случае если такие семьи признаны нуждающимися или остаются таковыми после получения алиментов. Размер ежемесячной выплаты будет зависеть от размера величины прожиточного минимума ребенка, установленной в субъекте РФ, и составит его половину (в среднем – 5650 руб.).

В целом же до конца 2023 года планируется предоставить инфраструктурные бюджетные кредиты в объеме не менее 500 млрд руб. и оказать субъектам РФ поддержку, необходимую для начала реализации проектов, финансируемых за счет таких кредитов. Отчитаться главе государства о работе по этому направлению Правительство РФ должно до 1 июня, впоследствии – раз в полгода.

К социальным можно отнести и поручение относительно обеспечения до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов. Эта мера будет возможна в случае наличия соответствующей заявки. Ее проработкой займутся Правительство РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, публичным акционерным обществом «Газпром» и иными газораспределительными организациями. Они выработают критерии и условия такого подключения или технологического присоединения. За реализацией поручения глава государства будет следить ежегодно посредством заслушивания соответствующих правительственных докладов – первый будет представлен до 30 октября.

В отличие от прошлогоднего послания Президента РФ Федеральному Собранию, которое включало расширенные меры по стимулированию инвестиций и поддержке бизнеса, в этом году перечень касающихся такой поддержки поручений менее объемный. К слову, в 2022 году предпринимателям, особенно тем, кто больше всех пострадал от пандемии, и так предоставили широкий комплекс мер поддержки, некоторые из которых продолжают действовать и сегодня. В свою очередь, теме поддержки региональных и муниципальных бюджетов в выступлении главы государства в этом году уделено более пристальное внимание, чем раньше.

Отдельный блок президентских поручений посвящен развитию бюджетной системы. Причем речь идет не только об общих предложениях по повышению долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, но и о ликвидации задолженности бюджетов. В частности, на период до 2029 года планируется предоставить бюджетные кредиты на погашение задолженности регионов и муниципалитетов по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, предоставленным кредитными организациями. Объем таких кредитов должен обеспечить снижение указанной задолженности до 25% налоговых и неналоговых доходов, поступивших в бюджет субъекта РФ в прошлом году. Также будет проведена реструктуризация бюджетных кредитов, предоставленных субъектам РФ в декабре 2022 года, – предполагается, что такие кредиты должны быть погашены до 2029 года.

На сегодняшний день в России работает механизм заключения инвестиционных соглашений в рамках закона о защите и поощрении капиталовложений. В 2022 году было заключено 25 таких соглашений в химической промышленности, в сфере транспорта, энергетики и здравоохранения.

Постепенная стабилизация рынка труда должна привести к росту потребительской активности россиян и тем самым стимулировать просевший в 2022 году покупательский спрос, считает Георгий Остапкович. По его словам, граждане со стабильными доходами станут активнее тратить деньги на повседневные нужды и развлечения, а также не будут бояться совершать дорогостоящие покупки.

В 2022 году главными экономическими приоритетами правительства России будут поддержание бюджетной и долговой устойчивости, разумные размеры заимствований на рынке, а также сохранение низкой инфляции. Об этом в четверг, 14 января, заявил премьер-министр страны Михаил Мишустин в видеоприветствии участникам Гайдаровского форума.

По его словам, возникшая в связи с пандемией коронавируса ситуация в стране является «лишь отклонением, а не уходом с траектории устойчивого экономического роста». Как подчеркнул глава кабмина, власти уделят особое внимание восстановлению доходов россиян и экономики страны в целом. В этом плане Россия обладает преимуществом, поскольку быстрее других государств разработала вакцину от COVID-19, добавил премьер.

Напомним, что в 2022 году для поддержки экономики власти предоставили бизнесу и населению ряд мер финансовой помощи. В частности, речь идёт о прямых выплатах семьям с детьми, кредитных каникулах, грантах и льготных займах предприятиям на выплату зарплат сотрудникам, а также налоговых отсрочках и послаблениях для компаний и предпринимателей.

  1. На детей от трёх до семи лет — дополнительная ежемесячная выплата семьям, среднедушевой доход которых менее прожиточного минимума. Её размер составляет половину регионального прожиточного минимума на ребёнка, что равно примерно 5 500 рублям в среднем по стране. Порядок оформления следующий: нужно через «Госуслуги», МФЦ или соцзащиту подать заявление, указав реквизиты счёта для предоставления средств. Заявку на оказание поддержки нужно было подать до 1 июня 2022 года.

Юпитер образует соединение с Сатурном в Водолее 21 декабря 2022 года, и это крайне важное событие в жизни всего мира, в том числе и России. Юпитер и Сатурн связаны с социальными процессами, политикой и законом. Цикл их соединений говорит о смене власти или политического курса.

Сервис Rate&Goods также отметил рост среднего чека россиян с начала весны. Так по данным сервиса он увеличился на 7,45%. Несмотря на такой фактор как сезонность, когда какие-то продукты традиционно дешевеют или дорожают, повышается или снижается спрос, основным фактором, способствующим росту цен, остается все же рост издержек для производителей. К слову, поэтому нельзя исключать рост цен и летом, поскольку пока что правительство договорилось о замедлении роста цены на бензин с переработчиками сырья, но это временное замедление.

Радует тот факт, что, хотя реальные доходы населения очень сильно упали – до 13 %, уровень бедности не вырос. Хотя эксперты говорят о том, что в 2022-м году среднемесячный доход обычной российской семьи будет находиться на уровне 2013 года. Ещё одним парадоксом стал тот факт, что семьи с одним ребёнком жаловались на упавший доход, но там, где есть дети или пенсионеры, доход вырос.

  • «Обеспечение жильём молодых семей» — эта программа действует практически во всех регионах, только условия участия в ней могут отличаться. Целью программы является выплата пособия на строительство или же приобретения жилья;
  • «Обеспечение жильём детей – сирот и оставшихся без попечения родителей» — действует во всех регионах. Таким детям предоставляются жилые помещения в специализированном жилом фонде, который есть в каждом регионе;
  • «Устойчивое развитие сельских территории» — действует не во всех регионах. Участниками программы могут стать молодые специалисты АПК, которые работают по трудовым договорам в сельской местности. Они получают выплату на строительство или же покупку жилья;
  • «Льготное ипотечное кредитование молодых учителей». Участники – это учителя в возрасте до 35 лет, работающие в государственных учреждениях. Им даётся дополнительное субсидирование ипотечного кредита;
  • «О переселении граждан из аварийного и ветхого жилья». Участниками такой программы могут стать граждане, которые проживают в аварийном или же ветхом жилье. Участники программы могут рассчитывать на получение жилья по договору соцнайма или же в собственность – в зависимости от того, было ли в собственности ветхое жильё.

«Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».

2022 год радикально изменит политический ландшафт в России, который не менялся последние годы. Период, во время которого доминировала «Единая Россия», а системная оппозиция была «на подтанцовке», закончился. На смену этой системе идет политическая нестабильность, которая проявится в конфликте элит, повышении соперничества между старыми и новыми политическими партиями и, выходе на сцену новых политических лидеров. Среди них могут оказаться ученые, научно-педагогические работники, IT-шники, технари, творческие люди (режиссеры) и оригинальные мыслители.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

В 3 кв 20 ограничительные меры приобрели более гибкий и точечный характер, чем на начальном этапе распространения новой коронавирусной инфекции. Такой подход позволяет ожидать дальнейшего постепенного восстановления глобальной экономической активности во второй половине 2022 г. и в 2022 году.

  • отставники военной службы, подразделений внутренних дел, оформленные в качестве жилищных очередников до 01.01.2005 г.;
  • военнослужащие, сотрудники силовых ведомств, подлежащие увольнению по состоянию здоровья, в связи с штатными преобразованиями или по достижению возрастного предела. Срок их службы должен составлять не менее 10 лет «календаря»;
  • лица, пострадавшие от радиации при авариях на ядерных объектах;
  • вынужденные переселенцы, находящиеся на специальных миграционных учетах;
  • люди, покидающие Крайний Север и приравненные территории;
  • переселенцы из ЗАТО.

Также в 2022 году заработает единый контакт-центр. С его помощью граждане смогут круглосуточно получать персональные консультации по федеральным мерам поддержки, которые им положены. Чуть позже такой формат информирования охватит социальную помощь, предоставляемую также на региональном и муниципальном уровнях.

Новая платформа объединит информационные системы Министерства труда, Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС), а также учреждений медико-социальной экспертизы. Поэтапно на неё будут переведены все процессы по назначению и предоставлению мер социальной поддержки.

В России появится единая цифровая платформа, которая объединит все меры социальной поддержки. С её помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов. Об этом говорится в Концепции цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года, которую утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Кроме того, уже в этом году опекуны и законные представители смогут оформлять пособия на подопечных в электронном виде с помощью портала госуслуг. Сейчас для этого требуется их личное присутствие и предоставление бумажных документов. Граждане с инвалидностью смогут взаимодействовать с бюро медико-социальной экспертизы по интернету и дистанционно получать все необходимые документы.

Концепция содержит подробный перечень мероприятий, которые планируется реализовать. Среди ближайших из них – проведение эксперимента не менее чем в семи пилотных регионах по назначению ряда социальных выплат в беззаявительном порядке. Для этого региональные власти переведут работу по начислению пособий, компенсаций и льгот на единую цифровую платформу. В будущем такую практику планируют распространить по всей стране.

Также в 2022 году заработает единый контакт-центр. С его помощью граждане смогут круглосуточно получать персональные консультации по федеральным мерам поддержки, которые им положены. Чуть позже такой формат информирования охватит социальную помощь, предоставляемую также на региональном и муниципальном уровнях.

Новая платформа объединит информационные системы Министерства труда, Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС), а также учреждений медико-социальной экспертизы. Поэтапно на неё будут переведены все процессы по назначению и предоставлению мер социальной поддержки.

МРОТ вырос на 5,5%
С 1 января 2022 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) вырос на 5,5% и составил 12792 рубля. МРОТ впервые превысил прожиточный минимум для трудоспособного населения. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, размер прожиточного минимума в России установлен в размере 11653 рубля (рост на 3,7%). Прожиточный минимум для детей составляет 11303 рубля, для пенсионеров — 10022 рубля.

При реализации модели электронного сертификата к карте «Мир» будет привязана сумма компенсации за конкретное ТСР, необходимое гражданину. Использовать сертификат можно будет как в магазинах, так и для покупок онлайн. Потратить деньги по сертификату можно только целевым образом — именно на то ТСР, которое предписано гражданину. Об этом сообщает пресс-служба Министерства труда и социальной защиты РФ.

На портале «Госуслуги» идет сбор согласий на проактивное уведомление о мерах поддержки в связи с рождением ребенка, установлением инвалидности и наступлением пенсионного возраста. Например, работникам, которые были уволены по инициативе работодателя, автоматически приходят уведомления о доступных им мерах поддержки. Человеку достаточно перейти по ссылке и зарегистрироваться на портале «Работа в России». По этому заявлению будет назначено пособие, предложены вакансии, при необходимости гражданина пригласят в центр занятости для профориентирования или предложат обучение профессиям, востребованным сегодня на рынке труда.

О здоровье на вредных производствах
Весной 2022 года в России планируется запуск пилотного проекта по организации профилактики профессиональных заболеваний и системы мониторинга состояния здоровья работников. Соответствующий проект постановления правительства РФ представлен на общественное обсуждение.

Электронный сертификат для инвалидов
Подписан и опубликован федеральный закон о внедрении электронного сертификата. С помощью такого сертификата гражданин с инвалидностью сможет приобрести необходимое техническое средство реабилитации (ТСР) с подходящим именно ему функционалом.

  1. Утвердить прилагаемый детальный план-график реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
  2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2022 г. № 191 «Об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов».

Путин назвал бюджет России социально-ориентированным

  1. сохранение и стабилизация оптимального уровня жизни социально-уязвимых групп населения;
  2. целевое использование федеральных ассигнований;
  3. контроль качества оказания услуг, выдача средств по назначению;
  4. помощь гражданам РФ в тяжелых жизненных ситуациях.
  1. Материальное содействие. Выдача субсидий, частичная материальная (ипотека с господдержкой или выделение части средств по целевому расходу), льготное обеспечение.
  2. Обеспечение жильем. Предоставление права пользования (или собственности), государственными объектами недвижимости на временной или постоянной основе.
  3. Образование. Помощь в получении образования на безвозмездной основе, профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации.
  4. Развитие. Содействие малому бизнеса, развитие сельской местности, улучшение качества оказания услуг муниципальных служб, контроль безработицы.

Основная программа «Содействие занятости населения» (ПП от 15.04.2014 года № 298) основной целью которой является: предотвращение роста безработицы во всех регионах, развитие службы занятости, обеспечение потребности, повышение эффективности, доступности и прозрачности, трудоустройство молодежи и лиц препенсионного возраста. Выделение бюджетных средств производится с 2012 года, раз в 5 лет подлежит пересмотру.

  • социальная поддержка отдельных категорий граждан: безработные, соцработники, бюджетники, пенсионеры, малозащищенные слои населения;
  • модернизация и развитие обслуживания населения: соцработники;
  • господдержка семей с детьми;
  • повышение эффективности деятельности СОНКО;
  • поддержка граждан пенсионного и предпенсионного возраста.

Правительство РФ регулярно принимает ряд законодательных актов, которые направлены на поддержку граждан. Социальные программы имеют целевой назначение, но общий принцип – улучшение уровня жизни человека, нуждающегося в государственной помощи. Распространяют свое действие на сферы: образование, ЖКХ, здравоохранение, страховые выплаты, безработица и т.д.

И не стоит забывать о том, что пока семья не выбрала способ применения маткапитала, его средства индексируются. То есть если сертификат получен в 2022 году и в нем указана соответствующая сумма, в 2022 году можно потратить на 3,7% больше — ровно настолько вырастет маткапитал в новом году. Правда, если часть «материнских» уже потрачена, индексируется только та сумма, которая осталась на счету.

В новом году пенсии и пособия для семей с детьми будут проиндексированы. Вырастет и материнский капитал, для получения которого теперь не нужно подавать документы — сертификат пришлют родителям в личный кабинет на портале госуслуг в течение пяти дней со дня оформления ими свидетельства о рождении ребенка.

В 2022 году пособие по беременности и родам увеличится на 5,7%. В случае нормальных родов женщина получит 340 795 рублей (в 2022 было 322 191), в случае осложненных родов (одноплодная беременность) — 379 743 рублей (в 2022 было 359 013), в случае рождения двух, трех и более малышей одновременно — 472 244 рублей (в 2022 было 446 465).

По действующему порядку, ежемесячная выплата на детей от 3 до 7 лет предоставляется, если средний доход на одного члена семьи меньше регионального прожиточного минимума (ПМ) за II квартал года, который предшествует году подачи заявления на такую выплату. С 1 января 2022 года при назначении пособия будет использоваться показатель, установленный на год обращения. То есть если заявление на выплату поступило в 2022 году, о 2022 уже не вспомнят.

«Если возникают какие-то трудности при получении соответствующих выплат, услуг социальных, приглашаем в семейные приемные нашего проекта «Крепкая семья», мы обязательно вам поможем, дадим разъяснения. Они работают в каждом из регионов России», отметила первый зампред Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева.

  • расширение целевого и адресного принципа предоставления мер социальной помощи нуждающимся гражданам;
  • предоставление полномочий региональной и местной власти по разработке и распределению натуральных и денежных форм соцпомощи;
  • решение потребностей граждан с ограниченными возможностями, пожилых людей в стороннем уходе специалистов социального обслуживания и прочих структур;
  • популяризация и создание условий для перехода к семейным формам воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения.

Местные власти любого региона имеют право разрабатывать и реализовать собственные социальные программы. Для этого используются средства из регионального бюджета. Например, в Байкало-Амурской магистрали работает программа, по которой граждане переселяются из аварийного жилья. Им предлагается субсидия, с помощью которой они могут приобрести или взять в аренду жилую недвижимость.

Денежные средства, выделенные по соцконтракту, можно потратить на открытие своего дела. При соблюдении условий программы, гражданин, решивший начать свой бизнес, имеет право получить от соцзащиты до 250 тыс. руб. на эти цели, в зависимости от региона. Выделенные деньги теперь можно потратить и на покупку расходных материалов, а так же частичное погашение аренды. Денежные средства можно направить на открытие ИП.

Подробности об обязательствах можно узнать из приложения № 8.6 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Семьям, которые трудятся в сёлах, будет предоставлена возможность получить льготы и компенсационные выплаты, если они решат приобрести или построить жильё, а также улучшить свои жилищные условия. Согласно условиям данной программы, молодая семья должна внести за покупку или строительство от 30 до 40 процентов собственных денежных средств.

Список неполный, но 70-80% субсидий, направленны на улучшение уровня жизни данных категорий. Также существуют направления по развитию, обычно это касается сельского хозяйства, поднятия уровня обслуживания, муниципальных служб. Например программы: земский доктор, земский учитель, сельская ипотека.

  • создать комфортные условия для жизнедеятельности лиц с ограниченными функциями, в том числе для детей-инвалидов;
  • помочь им оптимально социализироваться;
  • повысить толерантность общества к людям со специфическими психо-физиологическими характеристиками.

Четырнадцать учреждений, подведомственных департаменту по социальной политике, которые оказывают помощь в решении различных социальных вопросов: от лекарственного обеспечения до оказания конкретных социальных услуг, вошли в проект по реорганизации административной структуры отрасли.

Для того чтобы качественно и системно оказывать социальную поддержку всем новосибирцами, независимо от того, где они живут в городе, был необходим единый Центр. В том числе для решения этой задачи и была запущена реформа отрасли.

На чем будет строиться социальная политика в ближайшие годы

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

А.В. Суворов, О.Н. Болдов, В.Н. Иванов, Г.М. Сухорукова, А.И. Буданова

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ*

В статье по итогам научных исследований сформулированы предложения по направлениям социальной политики до 2025 г., альтернативные принятым и реализуемым на правительственном уровне. Суть их заключается в обосновании неотложной необходимости увеличения расходов на социальную сферу, роста заработной платы, пенсий и пособий в гораздо больших масштабах, чем это предполагается в прогнозных разработках и национальных проектах правительственных структур на 2020-2022 г.

Ключевые слова: баланс доходов и расходов, дифференцированный баланс, распределение населения по уровню душевого дохода, структура расходов на товары и услуги, регрессионная модель, прогнозирование, социально-демографическая структура населения, децильные группы, мультипликатор

В работах [1; 2] представлен аппарат прогнозных расчетов возможных темпов экономического роста и приведены их результаты при различных вариантах экономической политики на кратко- средне- и долгосрочную перспективу. Они показывают, что только радикальные меры по увеличению расходов на сферы образования, здравоохранение и научные исследования, повышение уровня оплаты труда, пенсий, пособий и стипендий позволяют создать условия для восстановления экономического роста в России

Актуальность исследований по совершенствованию методов анализа и прогнозирования баланса денежных доходов и расходов населения, уровня и структуры бедности с учетом изменения потребительских предпочтений, склонности к сбережениям и динамики современной российской экономики определяется прежде всего необходимостью совершенствования методологической, методической и информационной баз прогнозирования в целом. Это в свою очередь связано с развертыванием на государственном уровне работ по изучению долгосрочной перспективы и поиска возможностей перехода к инновационному типу развития. В этом плане инструментарий прогнозирования доходов и потребления должен позволять формировать варианты показателей баланса доходов и расходов населения во взаимосвязи с показателями макроэкономической динамики не только в целом, но и в разрезе отдельных доходных групп, с тем, чтобы адекватно характеризовать социальные результаты и ограничения экономического роста. Здесь важнейшей научной и практической проблемой является (помимо схем собственно перспективных расчетов) разработка отчетных дифференцированных по доходным группам балансов доходов и расходов населения, поскольку Росстат таких разработок не осуществляет.

Кроме того, в условиях современного кризисного развития экономики страны определение эффективных мер и направлений экономической политики связано в значительной мере с изучением возможностей активизации конечного спроса населения и закономер-

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-010-00456 «Определение направлений социальной политики, обеспечивающих восстановление экономического роста в России»).

ностей изменения его структуры в зависимости от изменения уровня доходов и их дифференциации. Это в свою очередь предполагает четкое понимание факторов формирования структуры расходной части баланса денежных доходов и расходов населения, сберегательной активности населения, прямых и обратных связей нормы сбережений с показателями экономической динамики. При этом объективной необходимостью остается разработка прогнозов в данной области на средне- и долгосрочную перспективу, что позволяет правильно оценивать и результативность мер оперативного характера.

Рассмотрим в свете сказанного мероприятия, которые намерено было осуществить Правительство России под руководством Д.А.Медведева.

Прежде всего оно продекларировало намерение увеличить уровень минимальной оплаты труда (МРОТ) в 2020 г. по сравнению с 2019 г. на 7,5% и размер страховой части пенсии неработающим пенсионерам на 6,6% в номинальном выражении. Предполагалось также увеличить пособия малоимущим семьям. Пособия по беременности и родам должны были возрасти примерно на 7%. Также предполагалось увеличение стоимости родового сертификата и индексирование размера материнского капитала на 3,8%.

Но одновременно правительственные структуры, Счетная палата РФ и представители банковских структур сходятся на том, что темпы инфляции составят в 2020 г. примерно 3-4% в годовом исчислении. Таким образом, размер реального увеличения названных выше потоковых показателей составит в 2020 г. не более 3-4%.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
  • Антракт
  • Telegram-обзоры недели
  • МониториНГ

По сравнению с текущим годом в 2022-м предлагается урезать финансирование по целому ряду социальных статей. В частности, расходы на медицину уменьшатся с 1,362 трлн рублей до 1,245 триллиона. Расходы на социальную политику, которые в нынешнем году зримо увеличились (отдельные наблюдатели связали это с приближением выборов), сократятся с 6,208 трлн рублей до 5,837 триллиона. Одновременно на 152 млрд рублей – с 3,314 до 3,162 трлн рублей – окажутся урезанными расходы на пенсии в рамках госпрограммы «Развитие пенсионной системы». Также сократятся расходы по статье «Поддержка национальной экономики» – на 152 млрд рублей. Вкупе сокращение расходов по социальным статьям позволит сэкономить порядка 640 млрд рублей.

С другой стороны, существенное увеличение коснётся статей, связанных с обороной и деятельностью силовиков. Расходы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» планируется увеличить с нынешних 2,3 трлн рублей до 2,7 трлн, то есть почти на 17%. В свою очередь, расходы по статье «Национальная оборона» составят 3,5 трлн рублей, отчего они превысят расходы на экономику (3,4 трлн рублей) и поставят эту сферу на второе место по важности в федеральном бюджете.

На что именно пойдут деньги в рамках «силовых» расходов, особенно не конкретизируется – обе статьи традиционно носят закрытый характер. Тем временем эксперты отмечают, что в реальности сумма финансирования силовиков окажется даже выше, поскольку помимо прямых расходов есть ещё и косвенные. К примеру, часть своих трат на развитие связи и информатики Министерство обороны проводит по статье «Национальная экономика» (на развитие связи и информатики). А пенсии бывшим военнослужащим, выплачиваемые через систему Минобороны, идут по разделу «Социальная политика».

Внешняя политика: чем займется Россия в 2022 году

Решение о нашумевшей отмене обязательного техосмотра на автомобили для личного пользования вступит в силу 1 января 2022 года. Пятьдесят миллионов автовладельцев в России вместо переплаты страховщикам (все прекрасно знают, как у нас «проходят» техосмотр) смогут потратить эти деньги, например, на свои машины. Правда, теперь уже сотрудники ГИБДД получат право проводить диагностику автомобилей «на обочине» – но только в случае явной внешней неисправности машины
Однако тех, для кого диагностическая карта останется обязательной, будут штрафовать. Выявлять эти нарушения будут по камерам.

Кроме того, в КоАП появится понятие «средней скорости»: подсчитать её помогут несколько камер, установленных по всей длине участка трассы. И вообще, лихачить в 2022 году надо заканчивать: трёх грубых нарушений может оказаться достаточно для лишения прав, а за рецидивы правительство планирует ввести уголовную ответственность.

Штрафы за парковку на газонах, ранее практиковавшиеся локально в регионах, начнут выписывать по всей России. Физическим лицам придётся выложить за такое нарушение 4000-5000 рублей, а юридическим – до 300 тысяч рублей.

Стопка грамот за достижения школьника в спорте, общественной деятельности или творчестве, которые пока собирают только ученики младших и средних классов, может заменить Единый государственный экзамен (ЕГЭ). По словам главы Рособрнадзора Анзора Мурзаева, ведомство уже работает над идеей сделать из таких портфолио полноценный билет в высшее образование.

Впрочем, сам ЕГЭ в 2022 году никто не отменял, он пройдёт с 26 мая по 2 июля, досрочная волна – с 21 марта по 18 апреля. Сдавать его школьники будут в очном, «доковидном» формате – если, конечно, эпидемиологическая ситуация не преподнесёт очередной сюрприз. На такой случай в Рособрнадзоре родителей просили «не расстраиваться».

С 2022 года минимальный размер оплаты труда вырастет на 8,6% и составит 13 890 рублей.

Минтруд изначально анонсировал более скромные цифры, но по решению президента России Владимира Путина индексация будет выше запланированной. Это во многих случаях повлияет на декретные выплаты, покупку пенсионного стажа и страховые взносы.

Работающим пенсионерам этот пункт можно смело пропускать – их индексация не коснётся (если только они не успели уволиться до октября 2021 года). Неработающим же пенсионерам выплаты обещают увеличить на 5,9%, в среднем суммы достигнут 18 447 рублей.

Социальные пенсии подрастут на 7,7% с 1 апреля, военные увеличатся с октября, а с 1 февраля прибавки на 5,8% можно ожидать льготникам – инвалидам, ветеранам, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, Героям России и некоторым другим.

Дополнительную поддержку всем перечисленным категориям должны обеспечить власти из региональных бюджетов. Эти решения будут приниматься локально, на местах.

Стоимость продуктовой корзины демонстрирует стабильность – точнее, стабильно ускоряющийся рост. Новым драйвером подорожания в 2022 году должно стать вступление в силу системы «расширенной ответственности производителей», по замыслу которой эти самые производители должны будут полностью утилизировать упаковку или выплачивать за неё увеличенный экосбор. В перспективе, по прогнозам экспертов, вся эта «ответственность» приведёт к удорожанию продуктов питания до 26%.

Кроме того, в 2022 году вступает в силу запрет на экспорт металлического лома. Это, в свою очередь, спровоцирует реактивный рост цен на бытовую технику: по самым скромным подсчётам он составит 13%. Дополнительно усугубит ситуацию логистика: пандемия создала массу проблем для контейнерных перевозок и международных сообщений в целом.

И ещё одна неприятная новость для автовладельцев: после Нового года полис ОСАГО должен подорожать примерно на 10%. Этот неприятный анонс 2022 года связывают с увеличением на 6% цен на автозапчасти.

С 2022 года пить и курить станет дороже. Потому что вырастут акцизы.

Средняя цена за пачку сигарет составит в 2022 году 145 рублей, это связано и с акцизами, и с минимальной розничной ценой.

Алкоголь тоже подорожает. С 1 января 2022 года в России подскочат ставки на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло, сидр, пуаре, медовуху, пиво и шампанское. Акцизы вырастут даже на виноград, использующийся для производства вин.

Тревожные новости поступают и от зарубежных винодельческих компаний. Во Франции, Италии и Новой Зеландии – неурожай винограда. В связи с этим, по предварительным расчётам, в 2022 году цены на иностранные вина вырастут минимум на 25%. В первую очередь подорожание коснётся алкогольной продукции из французских провинций Шампани, Бургундии, Гаскони, долины реки Луары и итальянской Трентино-Альто-Адидже. Причём заметим: расти цены будут сразу в долларах и евро.


  • Журнал Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 5 (часть 2) – С. 302-304
  • Раздел Экономические науки
  • УДК 33
  • Страницы 302–304
1
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

В обсуждении дальнейшей перспективы России в 2022 году, прогнозы экономистов так же вариабельны, как и оптимистические взгляды. Перечисление сохранившихся рисков, даже на позитивном фоне, может вызывать некоторые опасения:

  • О. Чередниченко из РЭУ им. Плеханова, говорит о высоком уровне инфляции, который связывает возможность монетарно и фискальной стимуляции;
  • повышение ключевой ставки – не на максимуме, в ближайшей перспективе это будет возможно еще дополнительно;
  • Д. Куликов уверен, что на фоне инфляции применение бюджетного стимулирования в переизбытке, приведет к ужесточению монетарной политики;
  • А. Исаков из ВТБ Капитал не уверен, что отход от бюджетного правила может повлиять негативно, даже если его применение пройдет в рамках оказания правительством антикризисных мер.

Все эти высказанные предположения – вовсе не означают, что крах экономики России неизбежен в 2022 году. Оппозиционная пресса может муссировать с прежним удовольствием сладострастные ожидания мирового кризиса, с которого на российскую реальность немедленно примчатся долгожданные вестники экономического апокалипсиса РФ, числом не менее трех. Однако специалисты из прогнозных агентств мирового уровня предупреждают, что индикатор Баффета в этот раз может не сработать. То, что он оказался эффективным в случае с двумя другими мировыми кризисами – не гарантия его правдивости на все остальные ситуации.

  1. Опасения искусственно подогреваются на фоне локдаунов и колоссальных потерь ВВП, ценные бумаги Штатов котируются высоко, и это слабо поддается объяснению.
  2. Процветание рынка ценных бумаг логично объясняется перегревом рынка, а это вызывает у инвесторов совершенно справедливые опасения. Но переоценка акций – далеко не гарантия неминуемого обвала рынка ценных бумаг.
  3. Модели склонны меняться в связи с внешними и внутренними факторами, срабатывание одного индекса может не означать, что в следующий раз он снова будет эффективен.
  4. Происходящее сейчас с мировой экономикой, особенно предельно низкие ключевые ставки, не имеет аналогов в мировой истории. В частности, то, что у американцев сейчас есть даже значение -5%.
  5. К серьезному финансовому кризису приведет, если ФРС начнет сокращать стимулирование, но сделает это недостаточно осторожно. Тогда центральные банки развитых стран начнут стремительно сливать выкупленные активы.

В ближайшее время, в том числе, и в 2022 году, Европейский ЦБ ничего сворачивать не собирается, а ФРС (судя по недавнему выступлению Д. Пауэлла), намерено несколько снизить вливания. Но объемы, которые поставлялись Штатами, настолько велики, что даже двукратное снижение не приведет к падению фондового рынка: цены все еще останутся на высокой отметке.

Недоброжелатели могут не рассчитывать на крах, о котором они говорят вот уже более десятилетия. Прогноз экспертов о экономики России, последние новости базируются на нескольких предпосылках, которые невозможно игнорировать:

  • вопреки многочисленным ожиданиям, она восстанавливается быстро и во втором квартале 2021 достигла докризисного уровня;
  • профицит бюджета дал властям возможность провести выплаты пенсионерам, силовикам и военнослужащим;
  • расширение спроса опередило возможности по налаживанию его удовлетворения;
  • произошло долгожданное повышение ключевой ставки ЦБ;
  • вышел проект развития от ЦБ, в котором учтены возможные сценарии, что даст вероятность встретить самые негативные процессы во всеоружии.

Ускоренный рост восстановления – это не наращивание потенциала, а достижение уже имевшегося ранее уровня. И это, по мнению аналитиков, произойдет уже до 2021 года. Поскольку он уже был достигнут, вернуться к нему проще, чем покорять новые вершины, даже при условии наличия для этого потенциала. Поэтому говорится о возможности снижения темпов роста ВВП, даже при образовавшемся профиците бюджета и восстановлении экономики. При благоприятном стечении обстоятельств, ЦБ России вернет ключевую ставку в долгосрочный диапазон, а рост зарплат и выплат, как мер социальной поддержки, перестанет стимулировать потребление и рост цен. Это и замедлит инфляцию до привычных 4%.

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2020 — 2022 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, утвержденного Правительством Российской Федерации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.

Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021 — 2023 годы.

Реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.

В течение 2019 и начала 2020 года ключевой задачей единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной) было содействие достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития:

— На это были сконцентрированы управленческие и финансовые ресурсы на всех уровнях публичной власти, выстроена система мониторинга реализации соответствующих мероприятий — в т.ч. в рамках национальных проектов.

Распространение новой коронавирусной инфекции стало одним из самых серьезнейших и сложнейших вызовов для мировой экономики в последние десятилетия. В этом году в мире ожидается самый глубокий спад в поствоенный период. Это не могло не затронуть и мировые рынки товаров традиционного отечественного экспорта — в частности, нефтяной рынок, переживающий в этом году самое масштабное в современной истории падение спроса.

В целях сдерживания распространения вируса в России на деятельность многих организаций также накладывались административные ограничения (вплоть до приостановки деятельности отдельных сегментов сферы услуг), а потребительская активность сдерживалась в связи с мерами социального дистанцирования (как вынужденного, таки добровольного).

Таким образом, в связи с глобальной пандемией в первом полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

— острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;

— вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.

Проведение бюджетной политики в соответствии с «бюджетными правилами» позволяет эффективно «локализовать» нефтяную волатильность, обеспечивая устойчивость к такого рода шокам как непосредственно государственных финансов, так и экономики в целом (см. следующий подраздел).

На случай непредвиденных шоков, не связанных с конъюнктурой сырьевых рынков, в бюджетной политике также предусмотрены встроенные стабилизирующие механизмы — возможность увеличения расходов в пределах размера резервного фонда, возможность замещения выпадающих ненефтегазовых доходов бюджета дополнительными заимствованиями, контр-циклическая по отношению к внешним условиям долговая политика (возможность снижения заимствований в случае ослабления курса рубля и наоборот).

Однако, учитывая чрезвычайный масштаб вынужденного сокращения деловой активности, обеспечение соразмерного бюджетного импульса потребовало выхода за рамки встроенных контр-циклических механизмов:

— в целях поддержки бизнеса и населения реализуются пакеты антикризисных мер в стоимостном выражении эквивалентном более 4,5% ВВП;

— с учетом региональных и «забалансовых» мер поддержки, а также сокращения доходов бюджетов бюджетной системы совокупный размер фискального импульса составляет более 9,0% ВВП.

Расходы бюджета на социальную политику: особенности и тенденции

Проведение с 2017 года бюджетной политики на основе «бюджетных правил» позволило снизить зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, создало условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий.

Глобальная пандемия стала очередной проверкой институтов макроэкономической политики на прочность. Введение мер, направленных на сдерживание распространения вирусной инфекции, привело к сокращению спроса со стороны ключевых отраслей — потребителей нефтепродуктов, включая транспортный сектор. Соответственно, мировой нефтяной рынок столкнулся в этом году с самым масштабным в современной истории падением спроса.

Это не могло не отразиться на ценовой конъюнктуре, особенно в период до заключения соглашения по ограничению добычи между странами ОПЕК и другими крупнейшими производителями нефти. В отдельные периоды в течение 1 полугодия 2020 года цены на нефть падали ниже 10 $/барр.

Последствия беспрецедентного обвала цен на нефть при этом не были драматичными: национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем, не наблюдалось дестабилизации сберегательного поведения, пассивная база банковского сектора сохранила устойчивость.

Глобальная пандемия коронавируса внесла коррективы в реализацию бюджетной политики в 2020 году. Тем не менее, содействие достижению национальных целей развития страны остается ключевой задачей экономической политики, и антикризисные программы — в том числе в рамках Общенационального плана действий по восстановлению экономики — ориентированы в первую очередь на возвращение экономики на траекторию роста, соответствующую достижению национальных целей развития.

В течение 2019 и начала 2020 года все дополнительные финансовые ресурсы бюджета были ориентированы на соответствующие мероприятия. Так, дополнительный импульс достижению национальных целей развития придали мероприятия, вытекающие из Послания Президента Федеральному Собранию, в целях реализации которых в 1 квартале 2020 года был уточнен федеральный бюджет и соответствующие государственные программы на федеральном и региональном уровнях.

Мероприятия Послания ориентированы в первую очередь на содействии достижению целей в социальной сфере — снижении бедности, стимулировании рождаемости, укреплении системы образования и здравоохранения — и создания, таким образом, основы для сбалансированного развития.

И.К.: Ключевыми экзогенными факторами в обозримом будущем мы считаем все, что связано с эпидемиологией и изменениями климата. Это те факторы, которые определяют среду обитания человечества, т.е. те факторы и процессы, которыми человечество пока не научилось управлять.

В то же время их влияние, реальное или предполагаемое – ведь по вопросам изменения климата есть самые различные теории – уже очень сильно сказалось на экономике, политике, безопасности, социальной сфере во всем мире.

Некоторые специалисты предполагают, что может быть этот ковид в этом году уже пойдет чуть-чуть на спад. Возможно. Но это не значит, что не возникнет какая-то другая проблема, неизвестная инфекция или что-то подобное. Мало кто отрицает, что в этом плане мы вступили в новую эпоху. Мы можем и будем бороться, насколько успешно, сказать пока трудно. Но уже очевидно, что пандемия вызвала долгосрочные или даже необратимые результаты во всех возможных областях. в политическом плане – это усиление роли национальных государств, усиление протекционизма. В социальном, на фоне изменения уклада жизни, растут негативные ожидания, фрустрация, общественное недовольство. Растет социальное неравенство – бедные становятся беднее, богатые богаче. Причем во всех странах – как самых богатых, так и бедных.

В экономической сфере индикаторами успеха стали достижения в цифровизации, биотехнологиях. И именно в этих областях обострилась конкуренция, борьба – наши эксперты говорят о растущем технонационализме.

Косвенно изменения климата, ухудшение экологии стали одной из существенных причин энергетического кризиса в 2021 г., и эта проблема перешла в 2022 год. Ведь кризис в энергетике случился, отчасти, потому что достаточно неразумно сделали слишком большую ставку на нетрадиционные источники энергии, а в 2021 г. дождей было мало и ветра были слабые. Сохранять полученную таким способом энергию пока не научились.

По состоянию на начало 2022 года волатильность глобального энергорынка с высокой вероятностью повлияет на процесс принятия решений в отношении энергетического перехода, а значит и будет влиять на все принимаемые решения.

Сам фактор климата может стать и «черным лебедем» — масштабные наводнения, цунами сказываются крайне негативно. Мало кто предполагает, что этих проблем будет меньше. На что они влияют? На судоходство, например. Почему, собственно, инфляция растет и станет одним из высоких показателей в 2022 году? Причина этому, отчасти, кроется в логистических проблемах. А на них влияет, с одной стороны, пандемия, а с другой – перебои в работе традиционных путей. Может быть, их появится больше, может быть – нет. Крайне высокая неопределенность. От климата зависят и засухи, а соответственно — урожаи. Проблема голода только обостряется. А это порождает миграцию, конфликты.

Это уже не экзогенные, а собственно традиционные факторы, влияющие на мировую экономику и международные отношения и безопасность.

Обычные, традиционные факторы, на которые влияют экзогенные – это то, что у нас всегда было – это геоэкономика, геополитика, но они развиваются в условиях, когда не работает система управления ни в международных отношениях, ни в международной торговле. ВТО, ООН не работают. Они не справляются, нужны новые институты. И каждый приспосабливается, как может. Поэтому образовываются какие-то новые, ситуативные, порой неожиданные союзы. Это особенно заметно в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, а также в Тихоокеанской Азии.

Корр.: Мы перешли к разделу «новая нормальность». Процитируем часть из документа: «Сутью же мировой политики 2022 года будет уже начавшаяся адаптация к новым условиям национальных государств и их объединений. В основе процесса на текущем этапе будет стремление не столько противостоять негативным последствиям воздействия экзогенных факторов, сколько максимально снизить издержки и ущерб от адаптации к ним для собственного развития. Для этого надо иметь возможность активно участвовать в принятии общемировых решений. Созданная после Второй мировой войны система институтов, в первую очередь ООН, как еще раз продемонстрировала Конференция ООН по изменению климата 2021 года, уже недостаточно справляется с международным управлением.

Иными словами, «новая нормальность»-2022 — состояние, обусловленное дефицитом эффективного управления как на национальном, так и международном уровнях в кризисный и посткризисный периоды, равно как и острым дефицитом доверия внутри государств — между обществом и властью и между государствами. Даже между союзниками и партнерами на фоне продолжающейся пандемии Covid-19.»

И.К.: Да, это и есть новая нормальность. Мы как бы ее накликали. С моей точки зрения — не сами. Потому что мы долго жили по правилам, которые работали. Но после распада социалистической системы и Советского Союза произошли кардинальные изменения, в результате которых мы стали жить в новом мире, однако, правила остались старые.

Корр.: Цитата из сборника. «Новая нормальность — состояние, обусловленное дефицитом эффективного управления как на национальном, так и международном уровнях». Это положение кого касается?

И.К.: Влияние многих экзогенных факторов сказалось везде. В новой ситуации, связанной с пандемией, государства просто на ощупь искали инструменты, как успокоить народ. Сказались неспособность быстро адаптировать все системы здравоохранения, отсутствие мощностей, дефицит медицинских работников. Чтобы реагировать понадобились колоссальные деньги. Это было абсолютно везде — и в Штатах, и в Китае… Стали говорить, что с возникшим кризисом лучше справляются в авторитарных режимах. Но правило не подтверждается. Где-то какие-то сложности в Китае, может быть, удавалось лучше снивелировать. Может быть, потому, что население дисциплинированное? Но мне кажется, что это зависит еще и от каких-то национальных особенностей, от целого комплекса факторов, пока до конца не изученных, ни эпидемиологами, ни социологами, ни экономистами.

Корр.: И все же, что имеется в виду под неэффективностью управления?

И.К.: Проблема неэффективности заметна на всех уровнях. На национальном – посмотрим, кто резко богател в этой ситуации? Основная масса нищала. То есть индекс Джини (коэффициент Джини – это статистический показатель неравномерности распределения доходов в обществе – ИФ) вырос. Грубо говоря, неравенство социальное, социально-экономическое за этот период 20-21 годов выросло везде: напряженность социальная во всех странах выросла и справляться с ней очень трудно.

Причем, с одной стороны, это экономические протесты, как, например, в Казахстане. Но на них накладывалось влияние пандемии. Общества из-за воздействия экзогенного фактора находятся в стрессовом. состоянии. Это касается психики социума, причем, глобального социума. Недовольство медициной, протесты против вакцинации, недоверие к власти. Везде! В условиях пандемии народ начинает вести себя немножко по-иному. И государства должны к этому как-то приспосабливаться, этот фактор надо учитывать! Вот это и есть пример неэффективного национальное управления.

Далее. Абсолютно провалились Мировой банк и МВФ. Европа сначала растерялась, потом приняли огромную программу, триллионы евро, но и она тоже пока не очень успешно работает, потому оказание помощи Брюссель обусловливает «хорошим поведением» членов Евросоюза – что не нравится, например, Польше и Венгрии.

Мы имеем сегодня дело с миром, состоящим из государств слабых и сильных, богатых и бедных, которым как-то надо искать новый модус вивенди, пытаться договариваться о каких-то правилах поведения и в политике, и в экономике.

Маленькие государства, государства второго плана уже довольно давно пользуются противоречиями, которые есть между большими государствами. А сейчас просто наступил их век, пришло их время. Зачастую они пытаются манипулировать – вот сегодня мы с Китаем, а завтра будем с Россией. Немножко их отрезвил Афганистан, но все равно пытаются играть, называя это многовекторной политикой.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...