Проведение очного собрания в СНТ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение очного собрания в СНТ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проведение общего собрания садоводов по новому закону станет возможным даже в условиях самоизоляции. Для этого, в статью 17 закона 217-ФЗ вносят изменения, касающиеся очного голосования членов СНТ.

После принятия поправок, на законном основании разрешат, в связи с жесткими условиями карантина и самоизоляции, в период с 1 мая по 31 декабря 2020 года голосовать заочно. Ранее, наиболее важные вопросы собрания СНТ можно было решить только путем очного голосования, заочное голосование не допускалось.

В частности, заочно можно будет:

  • избрать (поменять) председателя, членов правления и ревизионной комиссии СНТ;
  • утвердить приходно-расходную смету СНТ;
  • определить размеры членских взносов и сроки их уплаты.

Таким образом, собрание СНТ в условиях коронавируса и решение наиболее острых проблем станет возможным на законном уровне и в безопасных условиях в отношении ряда наиболее важных вопросов, связанных с деятельностью садоводческих и огороднических товариществ.

Законопроект предлагает предусмотреть возможность голосования, исключив необходимость проведения обязательного этапа очного обсуждения.

Многие активные члены СНТ – люди пожилого возраста и находятся в группе риска из-за коронавируса. Решение о заочном собрании, исключит необходимость массового скопления садоводов, и сведет к минимуму риск возможности заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ 2022 ГОДА

Удобнее всего заочное голосование проводить в электронной форме, но такой возможности у большинства СНТ нет. Поэтому, на сегодняшний день, оптимальным будет проведение заочного голосования путем заполнения бланка (бюллетеня) членами СНТ.

Если половина членов товарищества проголосуют – то собрание будет считаться проведенным.
Для того, чтобы члены СНТ смогли принять участие в заочном голосовании, их надо обеспечить Бюллетенями заочного голосования. В каждом СНТ есть свой образец заочного голосования – это бюллетень установленного образца, который содержит вопросы голосования, а также пустые графы с возможностью проголосовать за или против того или иного предложенного решения.

Важно установить срок голосования достаточный для того, чтобы все успели принять решение, при необходимости связаться с председателем СНТ.

Для решения вопроса о внесении изменений в устав СНТ или утверждении его в новой редакции понадобятся голоса 2/3 от присутствующих на собрании членов СНТ.

Ликвидация

Для решения вопроса о ликвидации СНТ необходимо, чтобы «за» проголосовали 2/3 садоводов. После этого решения можно начинать процесс прекращения деятельности товарищества.

Внеочередное общее собрание членов товарищества должно проводиться по требованию:

  1. правления товарищества;
  2. ревизионной комиссии (ревизора);
  3. членов товарищества в количестве более чем одна пятая членов товарищества.
  4. по требованию органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества.

В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества вручается лично председателю товарищества либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении председателю товарищества или в правление товарищества по месту нахождения товарищества.

Требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества должно содержать перечень вопросов, подлежащих включению в повестку внеочередного общего собрания членов товарищества, а также может содержать предлагаемые решения по каждому из них.

Правление товарищества не позднее тридцати дней со дня получения требования о проведении внеочередного собрания Товарищества, обязано обеспечить проведение внеочередного общего собрания членов товарищества.

В случае нарушения правлением товарищества срока и порядка проведения внеочередного общего собрания членов товарищества, ревизионная комиссия (ревизор), члены товарищества, орган местного самоуправления, требующие проведения внеочередного общего собрания членов товарищества, вправе самостоятельно обеспечить проведение внеочередного общего собрания членов товарищества при условии соблюдения всех правил проведения собраний.

Регистрация участников собрания – хороший повод обновить данные реестра садоводов, поэтому в списках для регистрации участников можно запросить информацию для ведения реестра садоводов. Если в реестре уже есть все данные на участника собрания, то можно поинтересоваться были ли изменения и, если изменения произошли, зафиксировать их.

При регистрации заполняется приложение к протоколу собрания, на котором указывается ФИО участника и участник ставит подпись. Потом этот лист прикладывается к протоколу собрания. Если в собрании участвует представитель участника собрания, то лучше сделать копию доверенности. ФИО и адрес регистрации следует сверять с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность участника.

Если на собрании решаются вопросы, на обсуждение которых требуется приглашение лиц, ведущих хозяйство без участия в Товариществе, то при регистрации участников собрания следует заполнять 2 регистрационных списка, в одном должны быть члены Товарищества, а другом – лица, ведущие хозяйство без участия в Товариществе.

Решение общего собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для садоводов. (Пункт 5 статьи 181.4 ГК РФ)

Общедоступным признано размещение информации о принятом решении собрания на доске объявлений, в средствах массовой информации, сети “Интернет”, на официальном сайте соответствующего органа, если такие способы размещения являются сложившейся практикой доведения информации до садоводов, а также ссылка в платежном документе, направленном садоводу, оспаривающему решение. Общедоступность сведений предполагается, пока лицом, права которого нарушены принятием решения, не доказано иное.

Иными словами, если садовод был на собрании, решение которого он пытается оспорить и есть его подпись в протоколе собрания, то у него только 6 месяцев для оспаривания результатов этого собрания.

Если садовода на собрании не было, то у него есть 2 года после публикации результатов собрания на сайте Товарищества и размещения результатов на доске объявлений.

Ответ админа (Вячеслав):

Если кратко, то в следующем порядке.

Правление проводит заседание и своим решением выбирает проведение общего собрания в очно-заочной форме.

В этом решении должно быть указано, когда начинается заочная часть и сколько она длится, где можно получить бюллетень или определен другой способ направления бюллетеней для голосования, а так же круг вопросов для голосования в заочной форме и повестку собрания в очной форме.

После проведения заочной части сразу проводится очная часть.

Уведомление о проведении собрания в очной-заочной форме публикуется и направляется всем собственникам и правообладателям СНТ не менее чем за 2 недели до начала заочной части проведения собрания.

В уведомлении должны быть указаны даты начала и окончания проведения заочной части, а также дата проведения очной части.

Уведомление должно содержать повестку дня.

Подсчет проголосовавших заочно, должен быть произведен до начала проведения очной формы.

На очной форме первым делом ведется подсчет прибывших очно голосовать и количество поступивших бюллетеней.

Далее осуществляется голосование по вопросам повестки. Собрание проходит как обычно для общего очного голосования с учетом поступивших бюллетеней.

Также приведу позицию одного из председателей по данному вопросу:

К сожалению, не вижу где прямо сказано, что голоса очного можно учитывать при подсчёте голосов последующего очно-заочного собр. Их даже и подсчитать-то нельзя, т.к. нет кворума, а значит нет полномочий у собрания.

Но! В ч. 24 ст. 17 ФЗ-217 написано, что результаты очно-заочного голосования определяются совокупностью:

1) результатов голосования при очном обсуждении вопросов
2) результатов … направивших до проведения общего собрания …

Заметьте в п. 1 указано не собрание, а обсуждение. Собрание без кворума — это вполне себе обсуждение.

Тогда получается, что первое собрание без кворума вполне нормальное собрание, только называется обсуждение и голоса на нём можно плюсовать к заочным голосам.

А последнее, собрание, где все голоса плюсуются, можно провести хоть двумя присутствующими, а лучше правлением.

Вот эту схему хорошо бы описать в законе, чтобы было всё прозрачно и не гадать правильно или нет. Тогда порядок: очное(без кворума, но с голосами) — заочная часть — очная для подсчёта голосов — нормально работает и имеет пользу.

Ответ админа Вячеслава на позицию, озвученную Председателем товарищества:

Мнение председателя, полагаю не совсем верное. Обсуждение подразумевает под собой как раз и голосование, о чем указывает начало предложения «результатов голосования при очном обсуждении вопросов повестки общего собрания членов товарищества».

Ответ администратора сайта (Андрей, общественный проект «ДАЧНИКИ ПРИАНГАРЬЯ»): Сколько будет присутствовать на очной части очно-заочного голосования не имеет значение, главное чтобы совокупное количество проголосовавших (очная +заочная части), соответствовало требованиям законодательства, т.е. не меньше половины членов СНТ должно принять суммарно участие в голосование

Вячеслав: Ранее по 66-ФЗ были уполномоченные, которые собирались небольшой группой, что-то там решали и всем садоводам приходилось выполнять эти решения как бы им не хотелось.

Смысл очно-заочного в том по 217-фз, что если человек не согласен голосовать заочно, то его право теперь прийти на очное и пообсуждать возникшие вопросы.

У тех садоводов у кого нет вопросов молча ставят галочки. Лишняя трата денег и ресурсов для сбора сначала очного, чтобы потом провести очно-заочное — это конкретно бред, не такой смысл закладывал законодатель в эту норму.

Разработанный проект документа необходимо согласовать с членами товарищества, а затем утвердить. Для этого следует:

  1. Предварительно ознакомить с готовым проектом всех членов товарищества любым доступным способом. Например, через рассылку на электронную почту или путем размещения проекта на сайте СНТ.
  2. Зачитать, обсудить все пункты нового устава на общем собрании, а после обсуждения — принять и утвердить его через голосование.

Новая редакция устава должна быть готовой для обсуждения и утверждения за 7 дней до собрания, но не позже. При этом о дате его проведении уведомляют всех участников за 2 недели.

При наличии разногласий по пунктам документ дорабатывается, в него вносятся дополнительные изменения и правки. После этого вновь проводится собрание, где обсуждается и утверждается устав в новой редакции.

Обратите внимание! Все изменения, которые вносятся в устав, даже если они касаются только одного его пункта, нужно согласовывать и утверждать с членами товарищества так, как это описано выше.

После утверждения нового устава нужно подать в ИФНС пакет документов согласно ст. 17 ФЗ РФ № 129:

  • заявление о госрегистрации изменений по форме Р13014, по КНД 1111520 (приказ ФНС РФ № ЕД-7-14/617@ от 31.08.2020 с изменениями от 06.11.2020);
  • новый устав (2 экземпляра);
  • протокол собрания об утверждении устава;
  • квитанцию с уплаченной госпошлиной.

ИФНС рассмотрит поступившие документы и зарегистрирует изменения на протяжении 7 дней.

Какой кворум нужен для принятия решений в СНТ

Члены товарищества могут оспорить устав, если на это имеются основания. Например, когда какие-то пункты документа противоречат нормам закона либо если проект утверждался на собрании, которое проводилось при отсутствии кворума (нужного количества членов СНТ).

Для обжалования нужно подать исковое заявление в районный суд, расположенный по месту нахождения ответчика. При оспаривании законности пунктов документа (заявление подают в срок до 3 лет) просят признать эти пункты недействительными. Оспаривая утверждение нового устава СНТ (заявление подают в срок до 6 месяцев), просят признать недействительным решение собрания.

Подать иск может:

  • участник собрания, но не член СНТ, голосовавший за проект нового устава либо воздержавшийся, если его права нарушены;
  • член СНТ, голосовавший против проекта либо не участвовавший в собрании;
  • собственник участка, не являющийся членом СНТ, если решение собрания ущемляет его законные интересы.

К иску, который подает один заявитель, могут присоединиться другие члены СНТ. До его подачи заявитель должен уведомить о своих намерениях остальных членов товарищества. Рассмотрение иска и принятие решения по нему производятся общим порядком.

Без участия суда, через подачу жалобы в прокуратуру, решаются споры о самоуправстве, мошеннических действиях, растратах и в иных ситуациях.

С какими вопросами и спорами следует обращаться в органы земельного надзора, читайте в статье «Земельный надзор: новое с 1 июля 2021 года».

Товарищества должны привести свои уставы в соответствие с действующим законодательством. Для этого нужно разработать устав СНТ по новому закону 217 либо внести изменения в его старую версию с учетом нововведений. Заниматься этим должны председатель и члены правления. С готовым проектом следует ознакомить всех членов СНТ. Затем его утверждают на общем собрании путем голосования.

(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 25.05.2020 N 162-ФЗ, от 31.07.2020 N 307-ФЗ, от 09.11.2020 N 369-ФЗ, от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
20 июля 2017 года

Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2017 года

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

2. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

2) садовый дом — здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании;

3) хозяйственные постройки — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд;

4) огородный земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;

5) имущество общего пользования — расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также — товарищество);

6) земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;

7) взносы — денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — члены товарищества), на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества;

8) территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территория садоводства или огородничества) — территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

1. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

2. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.

3. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

1. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества.

2. Предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

3. Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);

2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;

3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.

Удобнее вести два реестра: реестр «членов» и реестр «индивидуалов». В реестр индивидуалов целесообразно включить информацию об участках неизвестных лиц, которые отказываются давать о себе любую информацию. Расчеты общехозяйственных расходов, зарплат и налогов, обязательных платежей в бюджет, формирование резервного фонда и прочие данные, конечно же, надо подготовить заранее, чтобы всю смету расходов уже формировать на встрече Правления. Несомненно, что по ряду договоров с подрядными организациями, должны быть рассмотрены несколько вариантов. И не всегда нужно выбирать самый дешевый вариант работ, ведь чем дешевле, тем хуже качество, хотя и не всегда. Поэтому по каждому предложенному варианту надо взвесить все «за» и «против», и на будущем собрании аргументировать выбор организаций-подрядчиков.

Вариантом экономии денег может быть личное информирование. Если дата проведения общего собрания и его повестка уже определены, то при любой встрече с гражданами СНТ, можно их информировать о собрании (один экземпляр уведомления отдается гражданину, на втором он собственноручно пишет, что уведомлен, со всеми необходимыми атрибутами).

Тем, с кем лично встретиться невозможно, нужно направить почтовые уведомления. Если же гражданин ранее изъявил желание получать любую корреспонденцию по электронной почте и об этом есть письменное заявление, можно отправить уведомление электронно. При отсутствии информации о собственнике предлагаем писать почтовое отправление на адрес земельного участка.

  • Реестр членов СНТ;
  • Реестр индивидуальных пользователей и лиц с ограниченными данными;
  • Реестр доверенностей;
  • Реестр разрешений на обработку персональных данных;
  • Реестр уведомлений (о почтовых отправлениях прикладывается квитанция, об электронных – реквизиты и иные данные об отправлении уведомления, по неизвестным собственникам – дополнительно прикладываются Выписки ЕГРН о получении частичной информации о собственнике)
  • Реестр ежегодных объявлений с повестками дня (возможно с фотофиксацией, приложением протоколов Правления).
  • Реестр вопросов к собранию (это замечательный реестр, который очень помогает при судебных спорах).
  • Возможны и иные реестры, относящиеся к проведению общих собраний.
  • неустойку, которую можно требовать от должников;
  • все положения, которых нет в Уставе, но они прописаны 217-ФЗ как возможные к утверждению (изменению) на общем собрании (например, вопросы о собственности на земли общего пользования, о принадлежности имущества общего пользования, созданного до вступления в силу 217-ФЗ, расценки на изготовление копий документов по заявлениям граждан СНТ, количеству животных на территории каждого участка и пр.)
  • легитимность информации, размещенной на созданном сайте или «в контакте», прочее.

Это один из главнейших этапов, потому что все возможные споры о том, считать собрание состоявшимся, законным или незаконным, зависят от имеющихся документов и «исторических архивов» этого этапа. Обязательными документами является список граждан, зарегистрированных и присутствовавших на собрании. Целесообразно сделать следующую форму учета регистрации:

№ пп

№ участка

Фамилия, имя, отчество

Личная подпись

Примечание

(член/индивидуал)

Ранее действовавший ФЗ 66 о садоводческих и огороднических объединениях граждан детально регламентировал порядок созыва общего собрания членов СНТ. Вступивший в силу 01.01.2019 (в основной своей части) ФЗ 217 внес некоторые изменения в эту процедуру.

По-прежнему оно проводится не реже 1 раза в год и правомочно, если в нем участвуют не менее 50 % участников товарищества. Этот орган решает наиболее значимые вопросы по деятельности некоммерческой организации:

  • прием и исключение новых участников;
  • одобрение проектов перепланировки;
  • рассмотрение жалоб и т. д.

С 01.01.2019 изменены правила принятия решения путем голосования. Часть вопросов решается простым большинством, но определен перечень решений, которые принимаются, если за них проголосовало не менее 2/3 участников:

  • внесение изменений в устав;
  • избрание органов управления;
  • принятие решения о приобретении земельных участков и имущества общего пользования (его создании) и т. д.

Ранее в законе была определена такая форма проведения собрания, как совет уполномоченных. В результате внесенных в закон изменений статья 17, определяющая компетенции этого органа, утратила упоминание совета уполномоченных.

Позже по этому поводу были даны Разъяснения Минэкономразвития РФ от 01.04.2019. Специалисты министерства подчеркнули, что возможность участия через представителя не отменена: в этом случае нет необходимости личного присутствия. Любой член СНТ может составить доверенность и передать свои права представителю. Совет уполномоченных по-прежнему может созываться на законном основании при должном оформлении полномочий доверенных лиц.

Выписка выдается на основании заявления участников или лиц, осуществляющих ведение садоводства и огородничество без вступления в некоммерческую организацию. Также они могут быть запрошены госорганами или иными лицами, в соответствии с их полномочиями. Образец выписки из протокола общего собрания СНТ содержит в сжатой форме решения, изложенные в протоколе. Копию бланка обязательно нужно заверять подписью председателя и печатью. Порядок ведения делопроизводства устанавливается в уставе.

Вопросы проведения общего собрания в СНТ в большей части регламентированы нормами закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017 № 217-ФЗ (далее — закон № 217-ФЗ), а также общими нормами Гражданского кодекса РФ о проведении собраний (глава 9.1).

Как составить устав СНТ в 2021 году

Внеочередное собрание может созываться неограниченное количество раз по мере необходимости. Его могут инициировать (п. 7 ст. 17 закона № 217-ФЗ):

  • правление товарищества;
  • ревизионная комиссия;
  • группа членов товарищества, превышающая 1/5 числа всех членов в СНТ;
  • местная администрация.

Подготовка к собранию

Если устав товарищества предусматривает четкую дату, место, время и повестку проведения очередного общего собрания, то никаких формальностей соблюдать не требуется. Можно провести собрание в нужную дату без предварительного уведомления участников (п. 6.1 ст. 17 закона № 217-ФЗ).

Если же собрание внеочередное либо в уставе нет конкретных данных о проведении ежегодного собрания, то потребуется соблюсти некоторые правила.

Если внеочередное собрание инициируется группой членов СНТ, ревизионной комиссией или местной администрацией, то они должны предварительно направить требование о проведении собрания председателю СНТ или в правление товарищества (вручить лично либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении, п. 9 ст. 17 закона № 217-ФЗ).

В требовании нужно изложить все вопросы, требующие обсуждения и составляющие повестку (п. 10 ст. 17 закона № 217-ФЗ).

Правление товарищества не вправе отказать инициатору и должно провести собрание в течение 30 дней с даты получения требования.

Далее необходимо известить всех остальных потенциальных участников собрания. Это можно сделать несколькими способами (пп. 13, 14 ст. 17 закона № 217-ФЗ):

  • по обычной или электронной почте (адреса берутся из реестра членов СНТ);
  • разместить на сайте СНТ;
  • разместить на доске информации СНТ;
  • разместить объявление в СМИ.

Форма такого уведомления законодательно не установлена, но п. 15 ст. 17 закона № 217-ФЗ содержит перечень обязательных сведений, которые в нем нужно указать:

  • дата и время проведения собрания;
  • место;
  • перечень вопросов повестки.

Важно указать все эти данные. Отсутствие хотя бы одного из них, например места собрания, влечет признание решения собрания недействительным (см., например, определение 4-го кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2020).

Важный этап подготовки к собранию — обеспечение возможности всем участникам ознакомиться с документами, включая приходно-расходную смету (п. 17 ст. 17 закона № 217-ФЗ). Правление должно организовать ознакомление как минимум за 7 дней до даты собрания. Если сроки не соблюдены, то проекты документов рассматривать на собрании уже нельзя.

Здесь встает вопрос, как именно правление организовывает доступ к документам. Встречаются ситуации, когда руководство СНТ ограничивается тем, что документы разрешают посмотреть по просьбе участника собрания в помещении правления. Нельзя сказать, что это явное нарушение. Однако во избежание споров желательно предусмотреть более удобный способ знакомства с документами, например:

  • выбрать дату, когда в правлении будут ждать всех желающих ознакомиться и представлять документы после предъявления паспорта и проверки членства в СНТ;
  • создать на сайте СНТ особую страницу с доступом из личного кабинета члена СНТ, на которой выложить электронные версии документов.

Собрание должно проводиться строго с соблюдением всех процедурных тонкостей, в противном случае велик риск признания итогов собрания недействительными.

Повестка дня общего собрания — это перечень вопросов, которые должны быть обсуждены и решены на собрании. Для очередного собрания повестка может быть изначально предусмотрена уставом. Если ее в уставе нет, то перечень вопросов обязательно должен быть указан в требовании и в уведомлении о проведении собрания, о которых мы рассказали выше.

Если какие-то вопросы не были включены в эти документы и доведены заранее до участников собрания, то рассматривать их на собрании не допускается. В противном случае решение собрания может быть признанным недействительным (см., например, определение 3-го кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2021 № 88-6095/2021).

Сезон 2021 -2022 г. Ответы на злободневные вопросы. Общее собрание

Согласно нормам действующего законодательства, общие собрания садоводов должны проводиться минимум 1 раз в год. Если возникает необходимость, такие мероприятия происходят чаще. Если это плановая ежегодная встреча, на ней, как правило, рассматриваются наиболее важные вопросы в жизни СНТ: председатель отчитывается о своей работе и о деятельности правления, рассказывая о выполнении решений, принятых на предыдущем собрании, а также о решении вопросов, поступивших от членов товарищества. Ревизионная комиссия готовит отчет о своей работе, о контроле деятельности председателя и правления. Помимо этого, утверждается приходно-расходная ведомость СНТ на следующий год, размер членских взносов и платежей за пользование общим имуществом. На очередном ежегодном общем собрании могут проводиться выборы председателя, членов правления и ревизионной комиссии, а также принятие и исключение из членов товарищества.

После вступления в силу изменений в законодательстве (Федеральный Закон № 307 ФЗ от 31.07.2020) решения общего собрания членов СНТ по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания, могут приниматься путем заочного голосования собственников независимо от наличия в уставе товарищества положения о таком голосовании. До этого момента все наиболее важные вопросы решались только на очной встрече членов СНТ. Заочное проведение таких мероприятий допускалось, если такой пункт был в уставе товарищества. А внести такие изменения в устав опять же нужно очно. У многих СНТ начались проблемы, связанные с окончанием сроков полномочий председателя, правления, ревизионной комиссии и пр. Банки стали блокировать расчетные счета за отсутствие протокола о проведении общего собрания.

Поправки узаконили все заочные собрания, проведенные в 2020 г., в том числе и те, что прошли до принятия изменений в Законе. Первоначально планировалось ограничить действие поправок 2020 годом. Но впоследствии было решено оставить поправки в силе на 2021 и последующие годы, хотя и с некоторыми изменениями. Если в 2020 г. заочное голосование в кооперативе можно было проводить по любым вопросам, то с 1 января 2021 таким правом можно будет воспользоваться только в случаях, когда на всей территории РФ или в отдельном муниципалитете действует режим ЧС или действует режим повышенной готовности.

С учетом того, что большинство дачников — люди старшего возраста, которые относятся к группе повышенного риска, заочная форма собраний СНТ останется актуальной и после прохождения пиков заболеваемости COVID-19, т. к. несмотря на все предпринимаемые меры противодействия вирусу, опасность его распространения сохраняется. За организацию заочного голосования отвечает председатель товарищества. Он может использовать для этого специальные интернет-ресурсы. Это может быть, например, сайт СНТ: дачникам нужно лишь получить доступ к интернету и зарегистрироваться на портале.

Онлайн-сервис «Электронный председатель» значительно упрощает подготовку и порядок проведения собраний в любой форме, в том числе заочной. Сервис обеспечит организацию собрания «под ключ». В перечень услуг входят:

  • определение повестки дня, формирование календарного плана;
  • подготовку пакета необходимых документов, включая повестки, решения правления, уведомления и пр.;
  • проверку (актуализацию) реестра членов и раздела садоводов-индивидуалов;
  • уведомление собственников в соответствии с требованиями ФЗ № 217;
  • организацию процедуры голосования через информационную систему — собственники могут голосовать онлайн. Опционально может быть проведено телефонное голосование с фиксацией голосов в системе;
  • подсчет голосов;
  • формирование итогового протокола и многое другое.

Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ

Напишите свой комментарий ...