Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая надбавка за высшую категорию врача». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Размер надбавки за квалификационную категорию напрямую зависит от должности медицинского служащего и исчисляется от установленного оклада. Влияет на размер выплат и объем выделенного учреждению финансирования на отчетный период.
Каждая медицинская организация имеет возможность самостоятельно определять процентные ставки и размер выплат за категорию, придерживаясь рекомендаций вышестоящих министерств и ведомств. Все компенсационные и стимулирующие надбавки медработников, их величина, порядок начисления и выплаты прописываются в локальных нормативах каждой здравоохранительной организации — коллективном договоре и положениях об оплате труда. Эту же информацию по каждому работнику закрепляют в трудовых соглашениях или эффективных контрактах.
В таблице представлены рекомендованные значения надбавок.
Категория | Процентные ставки медработникам за категории |
---|---|
Высшая | 30 % |
Первая | 20 % |
Вторая | 15 % |
Следующая составляющая дохода — оплата категории медработникам. Величина надбавки зависит от двух составляющих: должности и категории. Надбавка за квалификационную категорию медработникам присваивается после аттестации и может быть высшая, первая и вторая. Аттестация — это проверка навыков и профессиональных знаний специальной комиссией. Категории повышаются поэтапно: сначала вторая, первая и затем уже высшая. Размер надбавки зависит от оклада и составляет фиксированный процент от него.
Процентные ставки медработникам за категории:
Категория: |
Процент: |
---|---|
Высшая |
20% |
Первая |
15% |
Вторая |
10% |
Доплата за квалификационную категорию медработникам составляет весомую часть дохода. С заявлением о повышении категории вправе выйти как сотрудник, так и администрация, проводя аттестационные мероприятия ежегодно или чаще по решению руководителя. Таким образом, если у врача высшей категории оклад 15 000 руб., доплата за высшую категорию составит 3000 руб.
В соответствии с пунктом 2 (1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; № 40, ст. 4544; 2010, № 52, ст. 7104; 2012, № 21, ст. 2652; № 40, ст. 5456; 2013, № 5, ст. 396; 2014, № 4, ст. 373), приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Положение об оплате труда работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» согласно приложению.
2. Руководителям федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации:
2.1. Организовать работу по приведению положений об оплате труда работников (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с настоящим приказом.
2.2. Осуществить информирование работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, о предстоящих изменениях условий трудового договора.
2.3. Провести мероприятия по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (заключению новых трудовых договоров) с работниками федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, в связи с введением новой системы оплаты труда.
2.4. Организовать и принять личное участие в работе по информированию всех работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, по вопросам изменений в системе оплаты труда.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна,
Министр | В.И. Скворцова |
4.1. В целях стимулирования работников учреждений к качественному результату труда, а также их поощрения за выполненную работу устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера *(13):
а) надбавка за квалификационную категорию;
б) надбавка за выслугу лет;
в) надбавка за высокие результаты работы;
г) премиальные выплаты по итогам работы (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
4.2. В целях стимулирования работников учреждений к повышению квалификации, в рамках выплат за качество выполняемых работ устанавливается надбавка к окладу (должностному окладу) за квалификационную категорию в следующих размерах:
а) при наличии второй квалификационной категории — 10%;
б) при наличии первой квалификационной категории — 15%;
в) при наличии высшей квалификационной категории — 20%.
4.3. В целях обеспечения стабилизации кадрового состава работников учреждений устанавливается надбавка к окладу (должностному окладу) за выслугу лет в медицинских организациях (учреждениях) и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее — медицинские организации), в следующих размерах (за исключением ФКУ «Терский лепрозорий»):
а) от 1 года до 3 лет — 10%;
б) от 3 лет до 5 лет — 15%;
в) свыше 5 лет — 20%.
4.4. В стаж работы, дающий право на получение надбавки к окладу (должностному окладу) за выслугу лет включается:
а) время работы в медицинских организациях;
б) время работы (службы) на должностях медицинских работников в медицинских организациях и подразделениях федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба (Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Служба внешней разведки Российской Федерации);
в) время работы в медицинских организациях и учреждениях социальной защиты населения стран Содружества Независимых Государств, а также республик, входивших в состав СССР до 01.01.1992;
г) время работы на должностях медицинских работников в организациях и их структурных подразделениях, входящих в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также организаций (учреждений) социального обслуживания;
д) время работы на должностях медицинских работников в Обществе Красного Креста и его организациях;
е) время по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если данному периоду предшествовала работа, дающая право на надбавки к окладу за выслугу лет в медицинских организациях;
ж) время нахождения граждан в соответствии со статьями 10 и 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»*(14) на военной службе по контракту (из расчета один день военной службы за один день работы); на военной службе по призыву (из расчета один день военной службы за два дня работы);
з) иные периоды, определяемые учреждением.
Для работников ФКУ «Терский лепрозорий» устанавливается надбавка к окладу за выслугу лет в учреждении в размере 5% оклада (должностного оклада) за каждый год работы.
Размер надбавки не может превышать для медицинских работников ФКУ «Терский лепрозорий» 40% оклада (должностного оклада), для иных работников ФКУ «Терский лепрозорий» — 25% оклада (должностного оклада).
4.5. В целях повышения эффективности деятельности работников устанавливается надбавка к окладу (должностному окладу) за высокие результаты работы с учетом выполнения установленных показателей и критериев эффективности деятельности работников, позволяющих оценить результативность и качество их работы.
Показатели и критерии оценки эффективности деятельности медицинских работников, заместителей руководителя и главного бухгалтера федеральных государственных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, приведены в приложении № 4 к настоящему Положению.
Размеры и условия осуществления надбавок за высокие результаты работы устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников, на основе показателей и критериев эффективности работы.
4.6. При наличии экономии средств федерального бюджета по фонду оплаты труда в целях поощрения работников учреждений могут выплачиваться премии по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год (далее — премии), что предусматривается в положениях по оплате труда работников учреждений.
4.7. Премирование осуществляется по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда:
а) заместителей руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчиненных руководителю непосредственно;
б) руководителей структурных подразделений учреждения, главных специалистов и иных работников, подчиненных заместителям руководителей, — по представлению заместителей руководителя;
в) остальных работников, занятых в структурных подразделениях учреждения, — по представлению руководителей структурных подразделений.
5.1. Размеры окладов заместителей руководителей учреждений устанавливаются ниже окладов руководителей учреждений: по вопросам медицинской деятельности — на 10%, по экономическим вопросам — на 20%, по хозяйственной части и иным заместителям руководителя — на 30%.
5.2. Размеры окладов главных бухгалтеров учреждений устанавливается на 30% ниже окладов руководителей учреждений.
5.3. Заместителям руководителей, главным бухгалтерам учреждений устанавливаются компенсационные выплаты, предусмотренные разделом III настоящего Положения, и стимулирующие выплаты, предусмотренные разделом IV настоящего Положения.
_____________________________
*(1) Приказ Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2007 г., регистрационный № 10190), с изменениями, внесенными приказами Минздравсоцразвития России от 20 ноября 2011 г. № 657н (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный № 12795), от 2 августа 2011 г. № 861н (зарегистрирован Минюстом России 1 сентября 2011 г., регистрационный № 21728).
Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2008 г., регистрационный № 11731), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2011 г. № 1601н (зарегистрирован Минюстом России 31 января 2012 г., регистрационный № 23068).
Приказ Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2008 г., регистрационный № 11858), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 11 декабря 2008 г. № 718н (зарегистрирован Минюстом России 20 января 2012 г., регистрационный № 13140).
Приказ Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2008 г., регистрационный № 11861), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 12 августа 2008 г. № 417н (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2008 г., регистрационный № 12150).
*(2) Статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2007, № 17, ст. 1930; № 43, ст. 5084; 2012, ст. 50, ст. 6959, 2013, № 27, ст. 3477).
*(3) Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях» (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2008 г., регистрационный № 11081), с изменениями, внесенными приказами Минздравсоцразвития России от 19 декабря 2008 г. № 738н (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2009 г., регистрационный № 13145), от 17 сентября 2010 г. № 810н (зарегистрирован Минюстом России 13 октября 2010 г., регистрационный № 18714), приказом Минтруда России от 20 февраля 2014г. № 103н (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284).
*(4) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607; 2010, № 31, ст. 4172; 2013, № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6986; 2014, № 23, ст. 2930.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 14, ст. 1212; 2004, № 35, ст. 3607; 2010, № 31, ст. 4172; 2013, № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6986; 2014, № 23, ст. 2930.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации 2001, № 26, ст. 2581; 2004, № 35, ст. 3607; 2010, № 31, ст. 4172; 2013, № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6986; 2014, № 23, ст. 2930.
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2879.
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878.
*(9) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3640.
*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 9, ст. 822.
*(11) Статья 152 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878).
*(12) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 39, ст. 4083; 2008, № 23, ст. 2727; 2012, № 12, ст. 1410; 2013, № 13, ст. 1559.
Определен порядок оплаты труда работников ФКУ Минздрава России по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг».
Так, оклады (в т. ч. должностные) устанавливаются исходя из квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп. Размеры приводятся.
Полагаются компенсационные выплаты за вредные (опасные) условия труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу с гостайной.
Предусмотрены стимулирующие выплаты, в т. ч. надбавки за квалификационную категорию, за выслугу лет, премии.
Установлены особенности оплаты труда заместителей руководителя учреждения и главного бухгалтера.
В пункте 40 Единых рекомендаций приведены особенности установления оплаты труда в учреждениях ветеринарии. Отметим, что ранее таких рекомендаций в аналогичном документе за 2019 год не было – раздел новый.
При формировании систем оплаты труда работников рекомендуется учитывать следующее.
Показатель оплаты труда |
Рекомендации |
Штатное расписание |
Формировать штатные расписания государственных учреждений ветеринарии с учетом профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.07.2008 № 339н. |
Размер оклада работников ветеринарии |
В целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в государственных учреждениях ветеринарии, обеспечения стабильности рабочих мест активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда ветеринарных работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 70%. Рекомендуется направлять увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при индексации заработной платы, преимущественно на увеличение размеров окладов (должностных окладов), повышать оплату труда работников государственных учреждений ветеринарии за счет всех источников финансирования. |
Выплаты стимулирующего характера работникам ветеринарии |
Предусматривать при установлении выплат стимулирующего характера показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками. Также могут устанавливаться специальные стимулирующие выплаты за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных:
|
Выплаты компенсационного характера работникам ветеринарии |
Рекомендуется устанавливать ветеринарным работникам при осуществлении трудовой деятельности вне стационарных пунктов повышенную оплату труда в размере, определенном коллективным договором и локальными нормативными актами учреждения |
Оплата труда медицинских и ветеринарных работников в 2020 году
Право осуществлять медицинскую деятельность в нашей стране имеют лица, обладающие специальным образованием и свидетельством об аккредитации.
ВАЖНО! До 2016 года вместо свидетельства об аккредитации требовалось наличие сертификата специалиста. Поскольку аккредитация носила постепенный характер, выдача таких сертификатов продолжалась до 1 января 2021 года, и они будут действовать до окончания срока, на который выдавались (абз. 1, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 100 закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Поскольку в руках медиков самое дорогое, что есть у человека, — его здоровье, государство старается тщательно контролировать квалифицированность медицинских кадров. Так, обязательным для них является постоянное повышение квалификации. Оно должно проводиться не реже чем раз в пять лет на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Это всегда обучение в образовательных или научных организациях с последующим экзаменом и выдачей специального документа — свидетельства.
В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация на категорию сугубо добровольна. Она затрагивает не столько профессиональную, сколько материальную сторону работы медика (наличие категории в том числе дает возможность получать более высокое вознаграждение). Хотя при аттестации тоже оценивается уровень знаний и навыков специалиста и имеет место итоговый экзамен.
О материальном стимулировании в медорганизациях читайте в статье «Стимулирующие выплаты медработникам в 2021 году».
Аттестацию медицинских работников проводит экспертная группа специальной аттестационной комиссии. Сам экзамен включает в себя три этапа:
- Экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста. Такой отчет подается соискателем в пакете документов, требуемых для прохождения аттестации, и предварительно оценивается комиссией с вынесением заключения.
- Тестирование. Успешным считается выполнение 70% от общего объема тестовых заданий.
- Собеседование по теории и практике.
Итоговым результатом экзамена/аттестации будет решение комиссии о присвоении категории или отказе в этом. В случае несогласия решение можно обжаловать в органе госвласти или организации, которыми была создана комиссия. На это отводится ровно год.
Присвоение категории оформляется распорядительным актом указанного органа (организации). О присвоении категории специалиста уведомляет ответственный секретарь.
Аттестация медицинских работников на категорию — это экзамен, в ходе которого оцениваются теоретические знания и практические навыки медика, необходимые в его работе. В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация является добровольной. Ее наличие дает специалисту определенные преимущества, в том числе материального характера.
О продолжительности трудовой недели для специалистов медпрофиля узнайте из статьи «Какова продолжительность рабочей недели».
Любая медорганизация обязана обеспечивать не только проведение аттестаций медработников, но и выполнять прочие предписания, отраженные в законодательстве об охране труда. Лучший способ ознакомиться с такими предписаниями — получить доступ к проверочным листам ГИТ по охране труда.
-
Удержания из зарплаты: напоминаем о сентябрьских изменениях
1,4 тыс. 6
(в ред. Приказов Минздрава РФ от 17.11.2000 N 404, от 24.04.2003 N 160, от 05.08.2003 N 329, Приказов Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2005 N 553, от 05.09.2006 N 649, от 12.04.2007 N 262, от 09.10.2007 N 635)
В целях совершенствования нормативной базы по вопросам оплаты труда работников учреждений здравоохранения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников здравоохранения, приказываю:
1. Утвердить Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, согласованное с Министерством труда и социального развития Российской Федерации (приложение).
2. Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений здравоохранения федерального подчинения привести наименования должностей медицинских работников и структурных подразделений учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой должностей, утвержденной настоящим Приказом, а также наименованиями структурных подразделений и должностей (профессий) других работников, в соответствие с действующими штатными нормативами, типовыми штатами, Единым тарифно — квалификационным справочником (ЕТКС) и тарифно — квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих и профессий рабочих.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра Онищенко Г.Г.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКОПриложение
к Приказу Минздрава России
от 15.10.99 N 377(в ред. Приказов Минздрава РФ от 17.11.2000 N 404, от 24.04.2003 N 160, от 05.08.2003 N 329, Приказов Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2005 N 553, от 05.09.2006 N 649, от 12.04.2007 N 262, от 09.10.2007 N 635)
В дальнейшем тексте настоящего Положения вместо его полного наименования применяется слово «Положение».
Настоящее Положение разработано на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки», других законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда.
Данное Положение применяется при определении заработной платы работников учреждений здравоохранения системы Министерства здравоохранения Российской Федерации. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 17.11.2000 N 404)
К учреждениям здравоохранения относятся лечебно — профилактические, санитарно — эпидемиологические и другие учреждения, включенные в «Номенклатуру учреждений здравоохранения», утверждаемую Минздравом России.
Положение предусматривает единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки и порядок формирования тарифных окладов (ставок), а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации .
В дальнейшем тексте настоящего Положения вместо его полного наименования применяется слово «Положение».
Учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе Единой тарифной сетки .
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.92 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 1253; 1993, N 2, ст. 109; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 897).
Оплата труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих учреждений здравоохранения, не предусмотренных настоящим Положением (педагогических работников, работников культуры и социальной защиты населения), производится в порядке, установленном для соответствующих бюджетных организаций, и в соответствии с тарифно — квалификационными характеристиками служащих и профессий рабочих, с учетом условий, предусмотренных настоящим Положением для работников учреждений здравоохранения.
4.1. В связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда :
Указ Президента Российской Федерации от 13.05.92 N 508 «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1992, N 20, ст. 1133).
4.1.1. Размеры окладов (ставок) работников учреждений (структурных подразделений) для лечения больных СПИД, ВИЧ — инфицированных, лепрозных, психически больных, больных туберкулезом и других учреждений (структурных подразделений) с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда повышаются на 60, 40, 30, 25 и 15 процентов по Перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (приложение 2 к настоящему Положению).
Конкретный перечень должностей работников, оклады (ставки) которых повышаются в связи с наличием в их работе опасных для здоровья и особо тяжелых условий труда, предусмотренных указанным Перечнем, утверждается руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.
4.1.2. Работникам других учреждений (подразделений), не предусмотренных Перечнем, привлекаемым для проведения консультаций, экспертизы, оказания медицинской помощи и другой работы в учреждения (подразделения), указанные в п. 4.1.1, оплата производится за фактически отработанное время с учетом повышения за работу в особых условиях.
4.2. Другие повышения:
4.2.1. Оклады (ставки) работников госпиталей для ветеранов войн и специальных отделений больниц (при условии использования этих отделений не менее чем на 90 процентов для лечения ветеранов войн и лиц, приравненных к ним по льготам), а также Центров восстановительной терапии для воинов — интернационалистов повышаются:
4.2.1.1. медицинских и фармацевтических работников — на 15 процентов;
4.2.1.2. других работников — на 10 процентов.
4.2.2. Оклады (ставки) работников домов ребенка, а также медицинских работников детских домов и школ — интернатов для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе медицинских работников, состоящих в штате лечебно — профилактических учреждений, занятых исключительно обслуживанием детей в этих учреждениях образования, повышаются на 20 процентов.
4.2.3. Оклады медицинских и фармацевтических работников лечебно — профилактических, санитарно — эпидемиологических и аптечных учреждений, обслуживающих рабочих и служащих леспромхозов, лестрансхозов, химлесхозов и сплавных предприятий, в том числе лесопунктов и нижних складов лесопромышленных комбинатов и лесокомбинатов, повышаются на 15 процентов.
Перечень указанных учреждений и должностей устанавливается министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации, главными управлениями, управлениями, отделами, департаментами, комитетами здравоохранения совместно с соответствующими выборными профсоюзными органами.
4.2.4. Оклады медицинских и фармацевтических работников, обслуживающих строителей новых железных дорог, магистральных трубопроводов, работников, занятых транспортировкой нефти и газа, а также разработкой и эксплуатацией морских объектов континентального шельфа, повышаются на 15 процентов.
4.2.5. Оклады приемщиков золота повышаются на 15 процентов.
4.2.6. Оклады энтомологов и помощников энтомологов центров госсанэпиднадзора, расположенных в районах массового распространения гнуса и других опасных насекомых и клещей, повышаются на 15 процентов.
Порядок отнесения районов к районам массового распространения гнуса и других опасных насекомых и клещей устанавливается Минздравом России. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 17.11.2000 N 404)
4.2.7. Во всех случаях, упомянутых в указанном разделе Положения, когда повышение окладов (ставок) работников предусматривается в процентах, абсолютный размер каждого повышения исчисляется из оклада (ставки) без учета других повышений, надбавок и доплат. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 17.11.2000 N 404)
5.1. Работникам учреждений здравоохранения, в том числе водителям санитарного автотранспорта, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций, доплата за работу в ночное время производится в размере 50 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время:
рабочим — из расчета часовой тарифной ставки (оклада) с учетом повышения за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда;
медицинским, фармацевтическим работникам, специалистам и служащим — из расчета должностного оклада по занимаемой должности.
Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций (отделений) скорой медицинской помощи доплата за работу в ночное время производится соответственно в размере 100 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада). Перечень этих подразделений (должностей) утверждается руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.
Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.
5.2. Работникам учреждений здравоохранения, которым с их согласия вводится рабочий день с разделением смены на части (с перерывом в работе свыше 2-х часов), за отработанное время в эти дни производится доплата из расчета должностного оклада по занимаемой должности.
Время внутрисменного перерыва в рабочее время не включается.
Перечень должностей работников, которым могут устанавливаться указанные доплаты, и размеры доплат определяются руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.
5.3. Врачам — руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям — врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности.
Работа руководителей и их заместителей по специальности, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты определяется приказом по учреждению.
5.4. Медицинским работникам морских и речных судов за работу сверх нормального рабочего времени в период рейса судов производится доплата в размере 60 процентов оклада в месяц — работающим на плавучих базах и заводах, атомных ледоколах, 45 процентов — работающим на других морских судах и 20 процентов — работающим на речных судах.
Указанным работникам выплачивается компенсация за работу в выходные и праздничные дни и предоставляется бесплатное питание в порядке, установленном для плавсостава соответствующих судов.
5.5. Работникам учреждений здравоохранения, выполняющим в одном и том же учреждении в пределах рабочего дня наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности (профессии) или исполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Условия и порядок установления доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника фиксируются в коллективных договорах.
Размеры доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора. . (в ред. Приказа Минздрава РФ от 24.04.2003 N 160)
Статьи 41 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 24.04.2003 N 160)
5.6. Медицинским и другим работникам учреждений здравоохранения, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, устанавливается дополнительная оплата в размере не менее 25 процентов должностного оклада (месячной тарифной ставки) по перечню, утверждаемому Минздравом России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 24.04.2003 N 160)
Минздрав продлил срок действия квалификационных категорий медработников
(в ред. Приказов Минздрава РФ от 17.11.2000 N 404, от 24.04.2003 N 160, от 05.08.2003 N 329)
Группа по оплате труда руководителей учреждения здравоохранения устанавливается органом управления, в непосредственном подчинении которых они находятся, по следующим показателям:
1. Больничные и другие лечебно-профилактические учреждения, имеющие коечный фонд:
1.1.
Профессионализм стоматологов измеряют в рамках трех категорий – второй, первой и высшей. Какая именно категория закреплена за врачом – зависит от стажа работы медика и результатов его последней аттестации. Врачи стараются регулярно повышать уровень своих навыков и категорию, потому что это прямо влияет на доверие пациентов, уважение коллег и зарплату.
Рассмотрим особенности каждой из категорий врачей-стоматологов по возрастанию.
- Вторая категория. Это базовая категория, которую специалист получает сразу после окончания ординатуры. Согласно законодательству РФ, она действует пять лет, но стоматолог может претендовать на получение более высокого уровня спустя три года профессиональной деятельности. Чтобы подтвердить вторую категорию, специалист должен предоставить аттестационной комиссии отчет, сдать тестирование и пройти собеседование. Главный критерий – хорошее владение теорией и практическими навыками профилактики, диагностики и лечения пациентов. В то же время медик воздерживается от научной деятельности и имеет ограниченные знания в дисциплинах, смежных со стоматологией.
- Первая категория. Подать документы на присвоение этой категории специалист имеет право только при стаже работы пять–семь лет. Количество рабочего стажа зависит от уровня образования. Врач с высшим образованием может получить первую категорию только спустя 7 лет работы по специальности. Медик со средним образованием может подать документы на повышение уровня квалификации после 5 лет профессионального стажа. Процедура аттестации также включает в себя сдачу отчета, тестирование и собеседование. Для присвоения этой категории стоматолог должен быть хорошо знаком со смежными дисциплинами и регулярно участвовать в научно-практической деятельности лечебного заведения, в котором работает.
- Высшая категория. Чтобы получить этот уровень квалификации, врач должен иметь минимум десять лет стажа работы по специальности, если у него есть высшее образование, и семь лет опыта работы на базе среднего профессионального образования. Как и в первых двух случаях, процедура повышения категории состоит из сдачи отчета аттестационной комиссии и прохождения собеседования. Чтобы заслужить присвоение высшего уровня квалификации, стоматолог обязан регулярно участвовать в научных конференциях, уверенно владеть современными методами диагностики, профилактики и лечения больных, хорошо разбираться в смежных дисциплинах и постоянно повышать уровень знаний, проходя различные образовательные программы, входящие в базу НМО.
Рассмотрим, как получить категорию врачу-стоматологу. Подготовка к аттестации идет с обеих сторон – и со стороны врача, который желает повысить квалификацию, и со стороны аттестационной комиссии.
Всё начинается с приказа органов госвласти о формировании аттестационной комиссии. Внутри комиссии определяются ответственные лица, часть которых входит в координационный комитет, а часть – в группу экспертов. Так как аттестацию проходят все врачи вне зависимости от специальности, то группа экспертов отдельно подбирается по каждому направлению медицинской деятельности. Это значит, что при аттестации врачей-терапевтов в комиссии будут присутствовать эксперты в области терапии, а при аттестации врачей-стоматологов – специалисты стоматологического профиля.
В состав комиссии обязательно входят приглашенные ведущие медицинские и фармацевтические работники, представители госоргана, который приказал сформировать данную комиссию, и представитель организации, в которой работает аттестуемый медработник.
Как только комиссия сформировалась, она начинает работу. Аттестуемые присылают ей на оценку свои документы, среди которых:
- заявление с просьбой получить допуск к аттестационным испытаниям для присвоения более высокого уровня квалификации – пишется на имя председателя комиссии;
- аттестационный лист – должен быть заверен руководителем отдела кадров с места трудоустройства медика;
- отчет о проделанной работе за последний год или три года – зависит от образования медицинского работника;
- копия трудовой;
- копия диплома/сертификата о наличии профильного медобразования;
- копия документа о смене фамилии, если диплом/сертификат об образовании врач получал на старую фамилию.
К этому списку нужно приложить удостоверение об уже имеющейся квалификации, если она есть.
Порядок приема и регистрации документов также регламентируется законом и имеет установленный порядок:
- в день, когда стоматолог предоставляет отчет и заявление о намерении участвовать в аттестации, комиссия регистрирует его документы в специальном журнале;
- затем проверяется правильность заполнения отчета и оформления аттестационного листа;
- если комиссия находит ошибки в оформлении документов, то она в письменной форме отказывает стоматологу в принятии его заявления на аттестацию и направляет ему в течение недели соответствующее уведомление;
- медспециалист после получения отказа может исправить допущенные ошибки и повторно отправить заявление в комиссию.
Обратите внимание, что врач-стоматолог должен представить документы комиссии не позднее чем за четыре месяца до конца действия его старой категории. Если медик пропустил установленный срок, то он может пройти аттестацию только после окончания действия текущей категории. В этом случае специалист перестанет получать надбавку за мастерство до тех пор, пока он не пройдет аттестацию.
Аттестация на категорию врача-стоматолога также проходит в несколько этапов.
Шаг 1. Сдача экзамена. После того как комиссия приняла отчет стоматолога, она приглашает специалиста пройти профессиональное тестирование. Тестирование считается пройденным, если стоматолог правильно ответил не меньше чем на 70 % вопросов.
Шаг 2. Собеседование. Если врач-стоматолог справился с тестированием, его приглашают на собеседование с целью выяснить глубину знаний по тому направлению, в котором он работает. Также комиссия проверяет, насколько специалист ориентируется в правилах уборки и дезинфекции стоматологического кабинета. Взаимодействие аттестуемого с комиссией проходит в форме «вопрос-ответ». После того как врач ответил на все вопросы, члены комиссии голосуют – достоин ли аттестуемый присвоения нового уровня квалификации или нет. Если большинство голосов будет за, то категория считается повышенной. Если голоса разделились поровну, то решающее слово остается за председателем комиссии.
Шаг 3. Подготовка приказа о присвоении новой категории. Когда врач-стоматолог справился со всеми испытаниями и комиссия приняла положительное решение, уполномоченный госорган распоряжается присвоить аттестуемому новый уровень квалификации. Для этого создают отдельный приказ, который подписывают и направляют в уполномоченные госорганы и по месту трудоустройства специалиста.
Комиссия может отказать врачу-стоматологу в присвоении более высокой категории по четырем причинам:
- за отчет о проделанной работе выставлена неудовлетворительная оценка;
- специалист провалил тест или ответил правильно меньше чем на 70 % вопросов;
- врач не явился на тестирование или на собеседование;
- большинство членов комиссии проголосовало против присвоения специалисту нового уровня квалификации.
Секретарь фиксирует результат заседания в протоколе и в аттестационном листе стоматолога. Отметим, что специалист имеет право не согласиться с мнением комиссии. Тогда он может выдвинуть письменный протест и прикрепить его к протоколу заседания, а после этого обратиться с апелляцией в компетентный государственный орган для обжалования решения. Специалист может сделать это в течение года с момента заседания комиссии.
Теперь подробнее остановимся на том, что должен содержать отчет врача-стоматолога, чтобы комиссия при его оценке присвоила максимальный балл. В отчете должны быть такие разделы:
- общая вводная информация о враче и месте его трудоустройства;
- расширенная информация о специалисте;
- информация о трудовой деятельности стоматолога в течение последних 1–3 лет – зависит от образования медика;
- список госзаконов и постановлений Министерства здравоохранения, на которые стоматолог ориентируется при работе;
- список научных публикаций специалиста.
Работники медицинских организаций Санкт-Петербурга, оказывающие помощь пациентам с COVID-19, в 2021 году получат компенсационные доплаты к федеральным социальным выплатам. Губернатор Александр Беглов подписал соответствующее постановление. Пока дополнительные выплаты медикам введены на шесть месяцев — с 01.01.2021 по 31.07.2021, но городские власти при необходимости и в зависимости от ситуации с заболеваемостью коронавирусом обещают их продлить до конца 2021 года.
ВАЖНО! Зарплаты медиков повысят! Минтруд и Минздрав проанализируют порядок формирования заработной платы медицинских работников, а затем утвердят размеры окладов для врачей, младшего и среднего медперсонала. Новые правила начисления зарплат заработают уже в 2022 году.
Дополнительные компенсации получат все сотрудники медучреждений, подведомственных городской администрации. Размер зависит от места работы и квалификации и составляет за одну нормативную смену (руб.):
- врачам скорой помощи — 1730;
- фельдшерам скорой помощи — 865;
- младшему медперсоналу скорой помощи — 660;
- водителям машин скорой помощи, в том числе занятых в организациях, предоставляющих транспортные услуги работающим с ковидными пациентами, — 395;
- прочему персоналу, обеспечивающему условия для оказания скорой медицинской помощи, — 93;
- врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную помощь в стационарных условиях, — 2115;
- фельдшерам и медсестрам в стационарах — 1020;
- младшему медицинскому персоналу в стационарах — 630.
Отдельно установлены доплаты для лиц, работающих в лабораториях диагностики COVID-19 и проводящих судебно-медицинские исследования тел умерших, инфицированных SARS-CoV-19. Им положено за одну нормативную смену (руб.):
- врачам — 3376;
- среднему медицинскому персоналу — 2114;
- младшему медицинскому персоналу — 1057;
- прочему персоналу — 522.
Водителям неотложной помощи, а также водителям, осуществляющим транспортировку пациентов, у которых выявлен COVID-19, и прочим медработникам и персоналу, в том числе осуществляющим дезинфекцию, положено дополнительно 522 руб. за одну нормативную смену.
В Москве тоже ввели дополнительные выплаты медработникам, работающим в стационарах, на станциях скорой помощи имени А.С. Пучкова, Научно-практического центра экстренной медицинской помощи, амбулаторных КТ-центров и городских поликлиник, которые оказывают медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией. Постановлением мэрии Москвы эти цели из городского бюджета выделено 3 млрд рублей.
Московским медикам власти намерены доплачивать не за отработанные нормативные смены, а за месяц. Выплаты установлены в таких размерах:
- врачам в стационарах — 70 000 руб.;
- среднему медицинскому персоналу в стационарах — 50 000 руб.;
- младшему медицинскому персоналу и прочим работникам стационаров — 30 000 руб.;
- врачам Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова и Научно-практического центра экстренной медицинской помощи, осуществляющим оказание экстренной помощи и медицинскую эвакуацию, — 50 000 руб.;
- среднему медицинскому персоналу скорой помощи — 30 000 руб.;
- врачам амбулаторных КТ-центров и городских поликлиник, выявившим COVID-19 и ведущим медицинское наблюдение на дому, — 70 000 руб.;
- среднему амбулаторному медицинскому персоналу — 50 000 руб.;
- врачам, выполняющим исследования грудной клетки методом КТ, — 30 000 руб.;
- среднему медперсоналу, занятому на проведении КТ, — 25 000 руб.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Федеральные меры поддержки определены поручением президента и постановлением правительства №484 от 12.04.2020, в п. 11 которого перечислены выплаты медикам:
- 80 000 руб. — врачам стационаров;
- 50 000 руб. — врачам скорой помощи и среднему медперсоналу стационаров;
- 25 000 руб. — среднему и младшему медперсоналу скорой помощи, водителям скорой помощи, младшему медперсоналу стационаров.
Распоряжением правительства №976-р от 12.04.2020 определены суммы бюджетной поддержки для осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам.
Помимо федеральных, действуют и региональные выплаты медикам, работающим с коронавирусом, — за особые условия труда и дополнительную нагрузку (предусмотрена постановлением правительства №415 от 02.04.2020). Она рассчитывается в процентах от среднемесячного дохода в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года и составляет:
- 100% — врачам-специалистам, работающим в стационарах;
- 80% — врачам первичной медико-санитарной помощи, врачам скорой;
- 50% — среднему медперсоналу специализированных стационаров;
- 40% — среднему медперсоналу скорых, первичной медико-санитарной помощи;
- 20% — доплаты медикам первичного звена.
Аналогичные требования и правила начисления дополнительных выплат содержит приказ ФМБА №106 от 13.04.2020.
Доплаты предназначены медицинскому персоналу, оказывающему помощь больным COVID-19, тем, кто внесен в специальный информационный ресурс, созданный в соответствии с правилами учета информации о заболевших, утвержденными постановлением правительства №373 от 31.03.2020.
Определяет перечень должностей, которым устанавливается президентская доплата, региональный Минздрав или руководство клиники, издавая локальный нормативный акт (так требует письмо Минздрава №16-3/И/2-5951 от 06.05.2020).
Доплата выплачивается ежемесячно, начиная с месяца начала оказания помощи больным коронавирусом. В поправках к постановлению №484 правительство уточнило, что количество смен и часов за месяц не принимается в расчет (убрана формулировка «фактически отработанное время»), учитывают просто факт работы с больными коронавирусом. Если в карантинные месяцы медработник был в отпуске или на больничном, эти периоды из начисления доплат исключаются.
ВАЖНО! Выплаты по указу президента РФ предназначены и совместителям, в том числе внешним!
При окончательном расчете сумм, подлежащих выплате, используют районные коэффициенты.
В указе президента отмечено, что нерабочий период не распространяется на медицинские учреждения независимо от их формы собственности. Это значит, что и частные, и бюджетные больницы и поликлиники продолжат работать. На период карантина и самоизоляции лечебные учреждения поменяли режим работы. Отменены плановые приемы, выдача справок (например, для бассейна), диспансеризации, проф- и медосмотры. Возможны телефонные консультации при заболеваниях, не несущих вред жизни. Планово принимают хронических больных и беременных женщин, работают узкие специалисты. Стоматологии принимают только экстренные обращения. Расписание работы разное и зависит от эпидситуации в регионе. Несмотря на это, допфинансирование медработников детских казенных реабилитационных учреждений, других специалистов остается без изменений.
Если медицинского работника отправили на карантин с подозрением на коронавирусную инфекцию, он оформляет больничный лист по новым правилам, вступившим в силу 20 марта.
Возможно, некоторые частные больницы, стоматологии закроются на время, объявленное нерабочим. В этих случаях целесообразно объявить простой и оплачивать его исходя из 2/3 должностного оклада.
Цель стимулирующих выплат — повысить качество работы, привлечь высококвалифицированных врачей и средний персонал. К примеру, оплата по дорожной карте медработников предусматривает поэтапное улучшение качества медицинских услуг и параллельное повышение зарплаты.
Кто вправе рассчитывать на стимулирование:
- медицинские специалисты разного звена;
- специалисты, выполняющие немедицинскую работу, т. е. вспомогательный персонал.
Административные сотрудники получают доплаты, если сочетают с основной деятельностью прием больных.
Приказ Минздрава РФ от 15.10.99 N 377
С целью повышения эффективности работы медицинских учреждений Министерство здравоохранения РФ приняло решение об изменении формы оплаты труда врачам.
Теперь оклад отдельно взятого медработника зависит от показателей бригады, в которой он работает. В основу новой методики положен многолетний врачебный опыт.
Смотрите в видео: Министр здравоохранения рассказывает об источниках повышения зарплат медиков.
Персональный оклад – форма поощрения, устанавливаемая в рамках трудового или коллективного договора. В этом случае зарплата медицинских работников включает доплаты, связанные с выполняемой работой. Таковая должна быть детально описана в 2-стороннем трудовом договоре.
Несмотря на то что ТК Российской Федерации не запрещает это делать, назначение персонального оклада не всегда проходит гладко. Причины следует искать в следующем:
- Заработная плата всех сотрудников должна рассчитываться по идентичной схеме. Назначение персонального оклада – явное нарушение упомянутой выше рекомендации Минздрава России.
- При равенстве стажа сотрудники должны получать идентичную оплату. В случае возникновения персонального оклада опять-таки наблюдается несоответствие. Устранить таковое призвано решение РТК. В нем прописано, что руководство лечебного учреждения должно найти компромисс с сотрудниками.
Понятие «компромисс» включает согласованную политику назначения персонального оклада. Речь должна идти о наличии соответствующих заслуг. Субъектам федерации дано право определить список таковых.
Чтобы у вас перед погружением в материал возникла ясная картина о надбавках, мы представили краткую схематическую информацию о выплатах в таблице:
Федеральные надбавки в твердой сумме Федеральные надбавки в «процентах» Региональные надбавки От 25 000 до 80 000 рублей в зависимости от должности От 20% до 100% от среднемесячного дохода по соответствующей должности в субъекте РФ Размер устанавливается соответствующим актом субъекта РФ Все субъекты РФ Все субъекты РФ, кроме Москвы Установлены во многих субъектах РФ Медицинские организации, оказывающие: - Скорую медицинскую помощь пациентам с COVID-19;
- Специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях.
+ Организации, предоставляющие транспортные услуги при оказании скорой медицинской помощи
Медицинские организации, оказывающие: - Скорую медицинскую помощь пациентам с COVID-19;
- Специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях;
- Первичную медико-санитарную помощь пациентам с COVID-19 в амбулаторных условиях
Регулируется актом субъекта РФ Организации любой формы собственности, в том числе частные Организации любой формы собственности, в том числе частные (с учетом изменений, внесенных в ПП РФ № 415 от 29.05.2020) Устанавливается актом субъекта РФ. В некоторых субъектах на выплаты могут рассчитывать также и частные организации, работающие с COVID-19 Выплачиваются с момента поступления в медицинскую организацию первого пациента с подтвержденным диагнозом COVID-19 в течение 3 месяцев, а именно в апреле-июне 2020 года Выплачиваются с момента поступления в медицинскую организацию первого пациента с подтвержденным диагнозом COVID-19 начиная с 30.01.2020 и до отмены Постановления либо до срока, который указан в локальном нормативном акте медицинской организации. Обратите внимание, что конечный срок выплат в Постановлении не установлен Период осуществления выплат регулируется актом субъекта РФ Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 Утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 Утверждены: - Постановлением Правительства Москвы от 06.04.2020 № 343-ПП;
- Постановлением правительства Ленинградской области от 08.04.2020 № 180;
- Постановлением Правительства Вологодской области от 13.04.2020 № 375 и др.
Таким образом, выплаты не ограничиваются только лишь федеральными надбавками. Во многих регионах также предусмотрены региональные стимулирующие выплаты, которые финансируются из бюджетов РФ. Многие ошибочно полагают, что в региональных актах конкретизируется сумма выплат, предусмотренных в Постановлениях Правительства РФ № 484 и 415. Однако это не так. В частности, в пункте 15 Постановления Правительства РФ № 415 указано, что субъект Российской Федерации вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Например, в Постановлении Правительства Вологодской области от 13.04.2020 № 375, которым установлены дополнительные надбавки для медицинских работников в регионе, прямо установлено, что оно утверждено в соответствии с 15 пунктом ПП РФ № 415.
Итак, выплаты можно разделить на 3 категории:
- Федеральные (президентские) надбавки;
- Правительственные надбавки;
- Региональные надбавки.
С каждой из этих категорий есть свои сложности, которые мы разберем далее.
Москва – не единственный регион, в котором помимо «федеральных» выплат предусмотрены также «региональные» надбавки. Некоторые регионы России в дополнение к «президентским» и «правительственным» выплатам также утверждают свои меры поощрения медицинских работников, которые финансируются из бюджетов субъектов РФ. Рассмотрим некоторые регионы:
Категории врачей-стоматологов и требования к их получению
Под надбавкой подразумевают периодические дополнительные выплаты служащему свыше установленного оклада. Такие выплаты призваны уменьшить текучесть кадров ввиду низкого заработка, и стимулируют работника к профессиональному развитию. Вполне справедливым является то, что люди одной профессии, но с разным опытом и стажем работы не должны зарабатывать одинаково. Наработав стаж, сотрудник вправе получить дополнительную выплату к окладу, при этом, не повышая оклад. Важно отметить, что не только работники бюджетной сферы на основании нормативных документов своей отрасли могут получить надбавку. Частные предприятия также могут прописать в коллективном договоре размер надбавки и, кому ее будут выплачивать.
Основанием для присвоения всех видов надбавок являются государственные и локальные нормативные акты в сфере медицины. Далее отдельно изучим разновидности надбавок, и как они начисляются работнику.
Надбавки медработника за выслугу лет и за стаж
Надбавки медработникам за выслугу лет и за имеющийся стаж утверждены ТК РФ и нормативными документами министерства здравоохранения. Во всех медицинских организациях существует Положение по оплате труда и в нем указаны сведения о системе оплаты труда конкретно в данном заведении, процедуре начисления и возможностях назначения всевозможных надбавок, компенсаций и премий.
Внимание! Основным документом исчисления стажа работы является трудовая книжка, которая оформляется сотруднику в первый рабочий день.
К выслуге лет относится промежуток времени работы в бюджетной организации на соответствующей должности. Список лиц, рассчитывающих на назначение надбавки, их стаж для расчета размера выслуги, суммы доплат строго обозначены. Стоит отметить, что надбавка за выслугу лет положена тем медработникам, которые работают по совместительству
Как говорилось выше, чтобы получить этот вид доплаты, нужно получить категорию, которая присваивается после прохождения аттестации. Рассмотрим пошаговый алгоритм назначения такой надбавки:
Шаг 1 – Пройти аттестацию. Она представляет собой некую проверку медицинских навыков и уровня профессиональных знаний специально утвержденной комиссией. Оказание медпомощи населению утверждено и контролируется органами власти, которые, в свою очередь, собирают комиссию для проведения аттестации медиков. Пройти ее можно по инициативе как руководства, так и подчиненного. Если аттестация пройдена с положительным результатом, то категория присваивается итоговым решением комиссии.
Шаг 2 – Обращение к руководству об установлении доплаты за категорию. Этот шаг следует после официальной публикации решения аттестационной комиссии. Виды категорий назначаются строго поочередно, начиная со второй. Действие присвоенной категории правомерно нескольких лет, после этого нужно пройти переаттестацию. Перерывы в работе врача в течение срока действия категории, сохраняют за ним категорию.
Шаг 3 – Подтверждение категории. При последующей аттестации врач подтверждает имеющуюся категорию либо повышает ее до следующего уровня. Также по инициативе самого врача, если его профессиональный уровень и практические навыки выросли, может быть проведена досрочная аттестация.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 февраля 1995 года N 35
Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации
(с изменениями на 9 апреля 1998 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 декабря 2008 года на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2008 года N 665
____________________________________________________________________Информация об изменяющих документах
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минздравмедпрома России от 20 сентября 1995 года N 266;
приказом Минздравмедпрома России от 30 ноября 1995 года N 337;
приказом Минздравмедпрома России от 12 февраля 1996 года N 48;
приказом Минздравмедпрома России от 13 мая 1996 года N 192;
приказом Минздрава России от 4 октября 1996 года N 353;
приказом Минздрава России от 11 ноября 1996 года N 372;
приказом Минздрава России от 18 марта 1997 года N 76;
приказом Минздрава России от 16 сентября 1997 года N 275 (утратил силу на основании приказа Минздрава России от 9 апреля 1998 года N 110);
приказом Минздрава России от 4 марта 1998 года N 73;
приказом Минздрава России от 9 апреля 1998 года N 110.____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий приказ был признан утратившим силу (за исключением приложения 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации «Номенклатура учреждений здравоохранения») на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 48.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 48 отменен приказом Минздрава России от 12 октября 1999 года N 369 в связи с возвращением Министерством юстиции Российской Федерации без государственной регистрации.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Фактически не применяетсся. См.: Положение об оплате труда работников здравоохранения, утвержденное приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377 и постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 года N 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации».
— Примечание изготовителя базы данных.
Стимулирующие и другие выплаты медработникам в 2021 году
1. Настоящие тарифно-квалифицированные характеристики по должностям работников здравоохранения призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями и специалистами, а также обеспечению единства в определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований по разрядам оплаты труда.
2. Наименования должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей установлены в соответствии с действующим классификатором профессий рабочих и должностей служащих.
3. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям заместителей руководителей учреждений, организаций и предприятий, а также их структурных подразделений не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.
4. Тарифно-квалификационные характеристики врачей всех специальностей и наименований с учетом специфики их труда устанавливаются на местах по аналогии с приведенной характеристикой врача-специалиста.
Должностные обязанности главных и ведущих специалистов устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. На них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности учреждения, организации, предприятия или его структурного подразделения.
5. Раздел «Должностные обязанности» тарифно-квалификационных характеристик содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, и являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника.
6. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно Положению о порядке проведения аттестации работников здравоохранения.
7. Аттестация работников здравоохранения производится в соответствии с Положением о внеочередной аттестации и тарификации медицинских и фармацевтических работников, находящихся на бюджетном финансировании, и Положением о порядке аттестации врачей и среднего медицинского персонала, утвержденными приказами Минздрава России.
8. Отнесение учреждений здравоохранения к группам по оплате труда руководителей производится в соответствии с показателями, утверждаемыми Минздравом России.
9. Медицинские и фармацевтические работники, занимающие должности старших: фельдшеров, акушерок, медицинских сестер, зубных техников, врачей станций (отделений) скорой медицинской помощи и горноспасательных частей, провизоров, а также городских (районных) педиатров, провизоров контрольно-аналитических лабораторий и центров по контролю качества лекарственных средств, провизоров по информационной работе, тарифицируются на один разряд выше по отношению к разряду, определенному по одноименным должностям в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками.
Установление должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.
10. Медицинские и фармацевтические работники — руководители отделов, отделений, кабинетов, лабораторий, отрядов и других структурных подразделений тарифицируются выше по отношению к разряду, определенному по должностям медицинских и фармацевтических работников в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками, на один разряд — при наличии в подразделении до 6 должностей, на два разряда — при наличии в подразделении 7 и более должностей.
При этом второй абзац пункта 1.1. постановления Минтруда России от 24 февраля 1993 г. N 37 «О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социальной защиты населения», не применяется.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» от 29.12.2007 № 818 поощряющие доплаты возможны:
- за непрерывный стаж и выслугу лет;
- результаты трудовой деятельности;
- напряженность труда и достижения в работе;
- качество трудовой деятельности.
При этом первые два пункта особенных вопросов не вызывают, так как являются количественными критериями и не требуют специальной оценки. Два же последних пункта — показатели качественные и потому нуждаются в разработке специальной системы, привязывающей качественные характеристики к числовым значениям.
Приказом Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421 утверждены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти и местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений. В этих рекомендациях предложен перечень показателей, зависящий от должности и специализации работника, причем каждому показателю присваивается балл в зависимости от уровня выполнения или невыполнения.
К примеру, отсутствие жалоб оценивается как +1 балл, наличие хотя бы одной жалобы — 0 баллов, то есть при суммировании общая оценка не увеличивается. Оценивается также эффективность выполнения. Выполнение планов по достижению соотношения заработной платы по всем категориям медицинских работников и средней заработной платы в субъекте на уровне 110% и более оценивается как +2 балла, от 100 до 110% — как +1 балл, менее 100% — как –1 балл.
В оценке эффективности труда медицинского работника имеют значение следующие факторы:
- количество обнаруженных заболеваний;
- случаи несвоевременной госпитализации;
- количество возникших осложнений;
- неверные диагнозы;
- наличие жалоб от пациентов;
- нарушение санитарных норм;
- оформление документов;
- профилактика заболеваний и т. п.
В зависимости от навыков врача, выделяют следующие врачебные категории:
- вторая — не меньше 3-х лет опыта для специалистов, которые имеют высшее и среднее профессиональное образование;
- первая — не меньше 7-ми лет опыта для специалистов, которые обладают высшим профессиональным образованием и не меньше 5-ти лет опыта для специалистов со СПО (среднее профессиональное образование);
- высшая — не меньше 10-ти лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не меньше 7-ми лет для специалистов со СПО.
Врачебные категории присуждают в следующей последовательности: 2-ая, 1-ая, высшая.
Документы, которые входят в пакет для получения врачебной категории, должны быть соответствующим образом оформлены и скреплены.
Бумаги на прохождение конкурса отправляются в комиссию почтой, а также напрямую должностным лицом, которое взяло на себя обязательства взаимодействовать с аттестационной комиссией.
Для сохранения ранее присвоенного квалификационного разряда специалист сдает бумаги в аттестационную комиссию не позже 4-х месяцев до окончания действия срока квалификации. При направлении комплекта документов позднее вышеуказанного периода дату экзамена могут назначить после истекшего срока квалификационного разряда.
Похожие записи: