Как сироте получить квартиру от государства после 23 лет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сироте получить квартиру от государства после 23 лет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Дети, которые стали сиротами в малолетнем возрасте и находятся на воспитании у попечителей или в специальных учреждениях, должны получать льготы от государства. Это касается и выделения площади для проживания. Но остается одна проблема — не каждый сирота знает, каким образом можно получить жилье. О том, как получить сироте после 23 лет квартиру рассмотрим более подробно.

Чаще всего дети не обращаются за жильем, потому что:

  1. Подопечным детям плохо разъяснялись их права опекунами или ответственными лицами, которые работают в опекунских органах.
  2. Органы, которые отвечают за выполнение закона о выделении площади, не поставили на учет обратившихся к ним детей.
  3. Состояние здоровья у детей сирот на тот момент, когда нужно было становиться на учет.
  4. Установка на учет не состоялась из-за того, что в свое время у ребенка не было на руках всех необходимых документов.

Кроме этого, очень часто детей, находящихся на учете, снимают с него. Эта процедура является незаконной. При выявлении таких случаев детям должны предоставить жилье без очереди.

Может ли сирота старше 23 лет получить жилье

Главный пункт это отсутствие у ребенка другой квартиры. При этом, у ребенка не должно быть ни своей квартиры, ни по найму.

Если вышеуказанные пункты все же имеются, то подросток должен доказать, почему он не может там жить. Такими обстоятельствами могут быть:

  • Из квартиры не хотят выселяться родители ребенка. Которых суд лишил родительских прав.
  • В квартире живут граждане, которые болеют серьезными хроническими заболеваниями (заразными).
  • Жилье не пригодно для проживания (до под снос, в аварийном состоянии).
  • Квартира не проходит норматив по квадратным метрам.

В 14 лет детей оставшихся без попечения родителей, а также тех, кто живет в домах для сирот, интернатах, ставят на учет, чтобы те могли рассчитывать на бесплатное государственное жилье. Заинтересованное лицо, его опекун или представитель органа опеки должны обратиться в соответствующие государственные органы, чтобы встать на учет. Лицом, подающим заявление может быть и кто-то из администрации спец заведения, где воспитывается подросток.

Подать заявление можно до восемнадцати лет. После этого собираются документы и через год может въезжать в свой дом. Вступить в жилищные права можно в возрасте от 18 до 23 лет включительно. При этом, если человек по наступлению ему 23 лет не получил своего жилья, его с учета не снимают. Они будут стоять в очереди до тех пор, пока не обзаведутся собственной квартирой.

Рассчитывать на гос жилье сирота может даже в том случае, когда станет полностью дееспособным. Это случается после того, как ребенок закончил обучение, долгое время находился на лечении, проходил военную службу. Но это все делается только до 23 лет. После указанного возраста рассчитывать на жилье можно только при том случае, если гражданин нуждается в улучшении своих жилищных условий. В 2018 году сирота, возраст которого достиг выше 23 лет, может предъявить свои права на жилплощадь.

В судебной практике предоставление жилья сиротам после 23 летполучить свое жилье вполне возможно, если имеются доказательства того, что у них были уважительные причины, по которым они не получили площади от государства. Сирота должен доказать, что его опекуны или органы публичной власти бездействовали в то время, когда у ребенка наступила пора ставать на учет. Представители органов опеки не проводили разъяснительных работ между детьми-сиротами. А так же будет доказана незаконность действие представителей определенных органов, которые препятствовали получению жилья. Только после этого суд может признать за сиротой право свою квартиру. При этом человек должен довести, что нуждается в жилище.

Многих детей-сирот интересует можно ли получить деньги вместо жилья. Согласно законам РФ подобный обмен не возможен. Это объясняется тем, что идет вразрез с самой сутью программы по обеспечению сирот квартирами. Но бывают исключения в некоторых районах страны. В этом случае дети получают субсидию, которая направлена на покупку другого жилья на выбор.

Единственное условие в том, что площадь квартиры или дома должна соответствовать всем нормам. Для того, чтобы получить субсидию необходимо собрать определенный пакет документов. После чего местные власти выносят решение на выдачу субсидии сироте. Субсидия должна быть равной стоимости квартиры.

  • Взять справку в учебном заведении, военкомате, в специальном учреждении (детская колония), больнице о том, что он находился в этих заведениях длительное время.
  • Написать прошение.
  • Предоставить документы, которые докажут, что у сироты нет жилья, или он проживает с родственниками.
  • Заявление подается в местные органы.
  • Копия заявления подается в органы опеки.
  • Ждать пока рассмотрят заявление. На это может понадобиться времени около месяца.
  • После рассмотрения подписывается договор в котором говорится, что квартира выдается в найм.
  • Через 5 лет договор перезаключается уже на бессрочный термин. Но такое возможно только в том случае, когда человек регулярно оплачивает все коммунальные услуги и у него нет задержек.

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.

Дети-сироты смогут получать по жилищному сертификату около 1,5 млн рублей. Об этом говорится в проекте федерального закона, опубликованного министерством просвещения для общественного обсуждения.

Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.

  • По состоянию на 10 января 2020 года общая численность детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, составляет 279 260 человека, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
  • Из них 191 004 человек, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (от 18 лет и старше).

И это при том, что на обеспечение сирот квартирами регионам каждый год предоставляется федеральная субсидия. Только на 2020 год на эти цели предусмотрено более 7,7 млрд рублей. В 2021 и 2022 — будут такие же суммы.

— Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в жилье, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы их обеспечения, — поясняют авторы законопроекта. — Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения.

  • Выплата государственных жилищных сертификатов будет составлять примерно 1 487,3 тыс. рублей.
  • Из расчета: 33 кв м. на одного человека.
  • Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рублей. (Это средняя цифра по России за 2019 год по данным Минстроя).

Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода. Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру. Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.

Что еще устанавливает законопроект?

Перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одной квартире с родителями (которых лишили родительских прав). К таким условиям предлагается отнести случаи, когда эти лица:

  • больны хроническим алкоголизмом или наркоманией
  • имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления
  • имеют или имели судимость, подвергались уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Исключение — лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.

Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Права, гарантированные государством надо реализовывать!

Статья 40 Конституции РФ, право на жилье:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Даная позиция находит подтверждение в судебной практике, например, в определении Свердловского областного суда от 25.01.2011 г. № 33-803/2011, в кассационном определении Пермского краевого суда от 30.05.2011 г. № 33-5189/, апелляционным определением Саратовского областного суда от 04.06.2019 г. № 33-4187.

После проведенных по всей стране проверок соблюдения прав детей-сирот на получение жилья генеральный прокурор Игорь Краснов выступил с законодательной инициативой.​ ​

Проверки, как заявил сам Краснов, показали, что десяткам тысяч ребят, оставшихся без родителей, приходится слишком долго ждать положенного им по закону жилья. Это, по мнению генпрокурора, недопустимо. Как рассказали корреспонденту «РГ» в надзорном ведомстве, генпрокурор, в частности, высказал предложение о принятии альтернативных мер поддержки для решения жилищной проблемы сирот, состоящих на учете более 5 лет.

  • Предлагается внести изменения в закон и выдавать им жилищный сертификат, который позволит самостоятельно подбирать и приобретать жилье в собственность.
  • Кроме того, Игорь Краснов предложил наделить один из федеральных органов исполнительной власти полномочиями контроля за обеспечением детей-сирот жильем.
  • Также, по мнению главы надзорного ведомства, региональные власти должны принять дополнительные меры социальной поддержки сирот до того момента, пока они не получат свое жилье.

Квартиры сиротам в России обязаны выдавать после того, как им исполняется 18 лет. Именно об этом говорит закон, действующий уже четверть века, — с 1996 года. Однако региональные власти до сих пор, мягко говоря, не всегда спешат исполнять тот самый «детдомовский» закон, 159-ФЗ, или просто​ забывают о нем. Большинство ребят, выйдя из детдома, вынуждены через суд напоминать о своем праве на жилье, но даже после решения суда они могут годами ждать квартиру. При этом деньги на жилье сиротам выделяются не из личных карманов чиновников, а совместно из федерального и регионального бюджетов.

Однако очередь из и так уже обделенных родительским теплом бездомных молодых людей с каждым годом только растет. По данным Генпрокуратуры, в настоящий момент 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили. При этом у многих из них уже есть свои семьи и дети. А вот квартиры, которая положена по закону, нет. Они ждут ее годами в очереди, которая не особо двигается.

Как рассказали корреспонденту «РГ» в Генеральной прокуратуре, зачастую в регионах не налажен полный учет нуждающихся в жилье детей-сирот. То есть когда региональные власти планируют бюджет на год, они должны заложить в него сумму, исходя из количества тех, кому будет положено выдать жилье, а также цены за квадратный метр в регионе. В то же время нередки случаи, когда чиновники «корректируют» списки очередников, исключая или вообще не внося в них сирот. Например, в Новосибирской области после вмешательства прокуроров 25 несовершеннолетних были включены в такой список.

На сегодняшний день 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили

Подводя итоги отметим следующее:

  1. Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
  2. Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
  3. С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

В заключении хотелось бы искренне пожелать всем, для кого эта тема актуальна — добиться реализации своих законных прав!

Речь о ситуации, когда лицо из числа детей-сирот, по причинам связанным с физическим или психическим здоровьем до зрелого возраста требовало специализированного ухода и соответственно не могло проживать самостоятельно, что служило препятствием для реализации им своих прав. Однако, сообразно сложившейся судебной практике, после того как этим лицом было получено заключение о возможности его самостоятельного проживания, оно не зависимо от возраста в котором получено данное заключении, вправе реализовать свое право на внеочередное получение жилья, а значит суд обяжет предоставить квартиру сироте в любом возрасте.

Примеры судебных постановлений:

— Апелляционное определение Московского городского суда от 12 апреля 2018 г. по делу N 33-9354/2018, где суд указал следующее : «Факт достижения В.М.А. возраста 23-х лет ранее вступления в законную силу ФЗ N 159-ФЗ не может служить препятствием для обеспечения ее жилым помещением в льготном порядке как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, и лишения ее гарантированного и нереализованного права на предоставление жилого помещения, в условиях признания ее в 2015 г. способной осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни и отсутствия у нее до настоящего времени жилых помещений на праве собственности или на основании договора социального найма.»

— Апелляционное определение Московского городского суда от 8 февраля 2018 г. по делу N 33-5148, где суд удовлетворяя требование о предоставлении жилья гражданину из числа детей-сирот, предъявлено по достижении 23 лет, указал:

«Достигнув совершеннолетия, М. по состоянию здоровья не имела возможности вести самостоятельный образ жизни, …. года из детского дома — интерната для умственно отсталых детей N… Департамента социальной защиты населения города Москвы была переведена в стационарное учреждение социального обслуживания — Психоневрологический интернат N… г. Москвы, где пребывает до настоящего времени. Данное обстоятельство объективно не позволяло М. реализовать свое право на льготное обеспечение жилым помещением. Возможность реализовать данное право у М. возникла только после вынесения заключения врачебной комиссии ГБУ ПНИ N…. года, а затем Городской межведомственной комиссией по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от…. о том, что она может проживать самостоятельно».

— а так же Апелляционное определение Московского городского суда от 2 февраля 2018 г. по делу N 33-4165, Определение Московского городского суда от 12 ноября 2018 г. N 4г/4-14201/18, Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 21 июля 2017 г. по делу N 33-4958/2017 и т.д.

Когда лицо по достижении 18-летия окончило обучение и стало жить самостоятельно, ссылка на ненадлежащее выполнение опекунами/попечителями их обязанностей является очень слабым основанием.

В пользу ребенка-сироты автором найдено только одно положительное решение, а именно Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22 ноября 2016 г. по делу N 33-19866/2016.

В указанном деле гражданином из числа детей-сирот, в качестве уважительной причины пропуска 23 летнего возраста, указаны ненадлежащие действия органов опеки и учреждения в котором воспитывалась, выражающиеся в неразъяснении права на квартиру.

Суд первой инстанции отказал в заявленном требовании.

Однако апелляционная инстанция изменила решение, удовлетворив требования истца указав следующее: «Ненадлежащее выполнение органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых он обучался и воспитывался, обязанностей по защите его жилищных прав, по разъяснению ему права на получение жилья, явилось препятствием для своевременной реализации мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением и причины, по которым истец обратился в настоящее время с заявлением о предоставлении жилого помещения после истечения срока реализации права на предоставление жилого помещения, следует рассматривать как уважительные».

Судьба данного решения в кассационной инстанции – неизвестна.

При этом, в подавляющем большинстве, правоприменительная практика найденная автором настоящей статьи, указывает на то, что по вышеуказанному основанию, квартиру сироте после 23 лет не видать:

— 36 летнему Истцу, сославшемуся на ненадлежащее исполнение обязанностей органами опеки и образовательного учреждение в котором она училась, которые не разъяснили ее права о возможности постановки на льготную очередь Апелляционным определением Омского областного суда от 21 июня 2017 г. по делу N 33-4149/2017, было отказано с формулировкой, цитирую: «На момент разрешения спора истцу исполнилось 36 лет, доказательств в подтверждение обстоятельств, объективно препятствующих истцу своевременно встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представлено не было».

— Еще в одном деле Истец, достигший возраста 37 лет, в обоснование своих требований указала, цитирую: «В момент нахождения в детских воспитательных учреждениях на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения истец не был поставлен, должностные лица данных учреждений не предприняли необходимых действий для постановки его на указанный учет. Самостоятельно с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения С. обратился в органы социальной политики только 15.02.2017, ранее он не имел возможности обратиться с таким заявлением в связи с отсутствием юридического образования и денежных средств на оплату услуг адвокатов».

Суд первой инстанции отказал Истцу в заявленном требовании. Апелляционная инстанция, в лице в лице Свердловского областного суда в своем апелляционном определении от 2 августа 2017 года, указала следующее:

«Не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения исковых требований доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы о том, что истец не был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях по вине должностных лиц учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По окончании пребывания в детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и до достижения 23-летнего возраста истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данным правом не воспользовался».

Кассационным определением Калининградского областного суда от 25 января 2012 г. по делу N 33-367/2012, оставлены в силе решения нижестоящих судов об отказе 34 летнему истцу в требовании о предоставлении жилья как лицу из числа детей-сирот, по мотиву достижения последним 23 летнего возраста. В обосновании решения указано следующее:

«Доводы кассационного представления о том, что право у А. возникло в несовершеннолетнем возрасте, но органы опеки не выполнили возложенные на них обязанности и не защитили права несовершеннолетнего, не могут служить основанием к отмене решения, т.к. в силу закона это право сохранялось за А. до достижения ею 23 лет.

Обеспечение жильем детей-сирот

Так Белгородский областной суд в апелляционном определении от 11 декабря 2012 г. по делу N 33-4071, удовлетворил исковое заявление лица из числа детей-сирот о внеочередном предоставлении жилья.

Обстоятельства дела: «На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области от 24 июня 1996 года заявитель поставлена на квартирный учет в качестве лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, под N 22 (л.д. 50).

На основании протокола N 3 от 28 марта 2001 года истица исключена из списков очередников в связи с выбытием на постоянное место жительства в другую область (л.д. 33-34)».

Суд удовлетворил требования Истца указав следующее:

«Как установлено в судебном заседании, Ч. 24 июня 1996 года была поставлена на квартирный учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, под N 22 (л.д. 50).

На основании протокола N 3 от 28 марта 2001 года истица исключена из списков очередности в связи с выбытием на постоянное место жительства в другую область (л.д. 33-34).

При этом сведения о том, что заявитель была извещена в установленном законом порядке о принятии указанного решения, в материалах дела отсутствуют и в обоснование возражений против заявленных требований в соответствии со ст.ст. 6, 12, 56 ГПК РФ администрацией Старооскольского городского округа не представлены.

При таких обстоятельствах, государственная мера социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истицей не реализована по той причине, что органами исполнительной власти, в компетенцию которых входит предоставление жилой площади во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм, не выполнены возложенные на них полномочия. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истицей не реализована и будет обеспечена только после предоставления ей жилого помещения».

  • Преференции в области образования
  • Обеспечение жильем
  • Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
  • Трудовые льготы
  • Пенсионные выплаты
  • Господдержка в области медицины
  • Выплаты для детей-сирот
  • Выплаты для опекунов и усыновителей
  • Другие льготы
При устройстве на работу 79 416 Р
При выпуске из сузов и вузов 79 416 Р
После выпуска из спецучреждений для сирот 24 000 Р
Когда завершается патронатное воспитание или попечительство или ребенок уходит из приемной семьи после 18 лет 24 000 Р
При зачислении в суз или вуз 20 639 Р
Обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом они должны состоять в браке с такими же лицами 3000 Р в месяц
Выпускникам образовательных учреждений 89 335 Р
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет самостоятельно 25 266,97 Р — мальчикам,
27 111,52 Р — девочкам
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет в общежитии 19 794,02 Р — мальчикам,
21 638,58 Р — девочкам
За поступление в вуз или суз 8932 Р

Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам

Присутствует целый ряд условий, без соблюдения которых могут отказать в льготе на жилье. Помимо статуса сироты, обстоятельства в жизни ребенка должны соответствовать важным критериям, прописанным в законодательстве. Для фактического получения квартиры детям сиротам в 2020 году нужно:

  1. Быть в возрасте от 18 лет либо получить признание дееспособности до своего совершеннолетия (к примеру, при вступлении в брак).
  2. Окончить учебное заведение либо службу в армии, получив подтверждающие документы. Если ребенок отбывал соответствующее наказание и был освобожден, также нужен соответствующий документ.
  3. Не владеть собственной жилплощадью, не снимать по договору социального найма. Такое правило касается и других членов семьи, которые живут вместе.

Получение квартиры сиротой достаточно распространенный механизм государственной поддержки. Однако скорость такого обеспечения во многом зависит от активности и возможностей местных органов власти. При любых промедлениях сирота имеет право обратиться в суд.

Квартиру детям-сиротам в 2020 году можно получить при соблюдении простого плана действий. Сначала необходимо встать на учет в специальном реестре. После достижения возраста 14 лет ребенок включается в особый список сирот, которые нуждаются в жилье. Специальное заявление на выдачу квартир сиротам составляется и подается личным попечителем, опекунами либо администрацией учебного заведения, где живет и обучается конкретный ребенок.

Внимание! Если по различным причинам заявление не было подано вовремя – его может написать сам сирота после достижения совершеннолетия. Подобную процедуру можно пройти в специально уполномоченном органе власти, который есть в любом регионе (уточнить информацию можно в местной администрации).

После исполнения ребенку 17 лет его представитель должен подготовить необходимый комплекс бумаг. Перечень документов, после подачи которого сиротам дают квартиры, отличается в различных регионах РФ. Соответствующее заявление стоит подавать в местные органы управления, которые зафиксируют права ребенка. Один экземпляр направляется в администрацию, второй – в органы по опеке и попечительству.

Проживание ребенка-сироты в жилом помещении признают невозможным в следующих ситуациях.

1. Сирота живет в этом помещении вместе с лицом или лицами, лишенным (-и) родительских прав в отношении этого ребенка.

2. В данном помещении живет человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.

3. Помещение признано непригодным для проживания.

4. Площадь помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.

Иные обстоятельства могут быть установлены региональным законом.

Российский закон предусматривает поддержку граждан и предоставление льгот. С помощью субсидий государство помогает купить квартиру и улучшить жилищные условия, приобрести земельный участок и получить скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг. Помимо этого, предусмотрена выдача бесплатных квартир для отдельных категорий граждан. Например, немало шансов переехать у малоимущих, многодетных и тех, чье жилье признано непригодным для проживания без возможности капитального ремонта и реконструкции. К льготным категориям также относятся люди, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями.

Разумеется, после получения определенного статуса и подачи заявки никто не гарантирует скорый переезд в новую квартиру. Запрос будет поставлен в очередь, но некоторые категории граждан имеют приоритетное право на получение жилья. Это ветераны Великой Отечественной войны, люди, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, члены семей работников правоохранительных органов и военнослужащих, погибших при исполнении. Вторые в списке — инвалиды, сироты, жертвы стихийных катастроф, работники прокуратуры и суда. И лишь затем на общих основаниях рассматриваются заявки многодетных, малоимущих семей и граждан, нуждающихся в улучшении условий из-за недостатка площади квартир и ветхости домов, в которых они живут.

Бесплатное жилье: как получить квартиру от государства

Большинству категорий граждан, претендующих на бесплатную квартиру, достаточно подтверждения статуса, включенного в перечень социальных льгот (на основании заключения врача или справки с работы). Людям с низким уровнем дохода придется доказать свое финансовое положение, чтобы получить жилье по договору социального найма. Совокупный заработок всех членов семьи должен быть меньше прожиточного минимума, который устанавливает региональная власть. Причем учитывается не только зарплата, но и проценты от вкладов и депозитов, доход от сдачи квартир в аренду, гонорары, стипендии, пенсии и алименты от бывших супругов. Чтобы получить статус малоимущей семьи, нужно подать заявку в местный муниципалитет.

Помимо низкого уровня заработка, гражданин должен подтвердить один из дополнительных критериев, по которым он может претендовать на квартиру. Это может быть отсутствие жилья или недостаточная площадь с учетом количества проживающих — менее 10 кв. м на человека. На положительное решение о выдаче ключей влияют многодетность (трое и более детей), статусы матери-одиночки и сироты. Кроме того, государственная комиссия может навести справки о репутации заявителя на работе и среди соседей, а также обратить внимание на условия проживания: умение поддерживать чистоту и порядок, сохранять квартиру в пригодном для жизни состоянии.

Законом не установлены конкретные сроки рассмотрения заявлений на бесплатное жилье. Это время зависит от региона, информацию лучше уточнять в местном муниципалитете. Бывают ситуации, когда люди годами ждут квартиры и не получают их, когда подходит очередь. Это может случиться по причине смерти одного из членов семьи, прописанного в квартире с недостаточным метражом, улучшения условий проживания за свой счет или повышения совокупного уровня дохода.

Кроме того, представители государства могут отказать в выдаче квартиры, если вы предоставили неполный комплект документов или указали неверные сведения (обычно это выясняется на этапе подачи запроса). Когда подойдет очередь заявителя, будут проверены сделки с недвижимостью, совершенные членами семьи за период с момента подачи документов. Важно, чтобы за это время люди не ухудшали нынешние условия проживания намеренно в целях получения квартиры как можно скорее: доказанный факт может стать причиной отказа в выдаче жилья.

Комментарий эксперта

В Семейном кодексе РФ написано, что сиротой является ребенок без попечительского обеспечения. Примечательно, что сиротами часто называют себя и люди, уже во взрослом возрасте потерявшие родителей. По закону к числу детей-сирот они не относятся. Принципиально важно, чтобы ребенок:

  • потерял родителей или лишился их опеки и заботы до наступления совершеннолетия;
  • получил официальный статус ребенка-сироты.

В противном случае претендовать на получение льгот от государства он не сможет, а, следовательно, и квартиру не получит.

Примечательно, что к числу сирот относятся не только те дети, родители которых погибли. Причиной получения статуса могут стать и многие другие обстоятельства: недееспособность, тюремное заключение, лишение родительских прав, серьезная болезнь. Наличие документальных доказательств этих фактов будут основанием для оформления сиротства.

Нуждаемость в жилье – еще один неотъемлемый фактор для получения своей квартиры по программе для детей-сирот. Под этим понятием может пониматься, что:

  1. человек не имеет недвижимости в собственности и не является собственником социальной недвижимости, выданной ему по договору социального найма;
  2. место для проживания у соискателя имеется, но проживать в нем невозможно.

Если с первым пунктом все ясно, то определить возможность или невозможность проживания в квартире человеку самостоятельно сложно. Проверяет жилье специальная комиссия. Право на получение нового места проживания дается ребенку-сироте в следующих случаях:

  • ему приходится проживать на одной территории совместно с родителями, которые ранее были лишены родительских прав;
  • жилье непригодно для проживания из-за аварийного состояния или антисанитарных норм.

В этих двух случаях наличие жилья во внимание не берется – ребенок-сирота претендует на собственную квартиру наравне с остальными участниками программы.

Как получить квартиру сироте в 2020 году? Норма социальной поддержки в форме недвижимости гражданину со статусом «сирота» носит заявительный характер. Для постановки на учет необходимо подать заявление в отдел по социальной защите населения местной администрации, специалисту по опеке.

К нему прилагается:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • основание по полученному статусу;
  • данные на близких родственников – супруга, дети (при их наличии);
  • справка о том, что у заявителя отсутствует недвижимость.

Предоставление жилья детям-сиротам в 2022 году

Квартиры сиротам по закону выдаются на условиях социального найма по договору, который ограничен сроком действия на 5 лет. Эта мера направлена на исключение возможности продать объект, обменять или сдать в аренду. Она повышает надежность сохранения права пользования помещением именно сиротой. По истечении указанного времени недвижимость можно оформить в бессрочное пользование.

Дают квартиры сиротам по месту прописки.

Справка! Надзорным и контролирующим органом за соблюдением прав сирот представителями исполнительной власти является прокуратура. При возникновении разногласий и невозможности урегулировать их на уровне муниципалитета, следует обращаться с заявлением в прокуратуру или суд.

Все дети-сироты, у которых нет пригодного для проживания жилья, имеют право на жилое помещение по достижении 18 лет. К началу 2020 года в очереди на жилье стоят больше 279 тысяч детей-сирот.

Как выяснила Счетная палата РФ, с 2015 года очередь ежегодно увеличивалась на 13 тысяч человек. При этом половина из них (45%) старше 23 лет.

Всего, по данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) на 1 января 2020 года, ждут жилья 68 439 человек старше 23 лет.

«Такие дела», ознакомившись с докладом СП, рассказывают, почему те, кто уже давно должен жить в полученных квартирах, только встают в очередь.

По закону № 159-ФЗ претендовать на жилье могли только те сироты старше 23 лет, которые до этого стояли в очереди, но не успели получить квартиру от государства.

Если же у ребенка-сироты есть право на жилье, но по каким-то причинам он не встал в очередь до 23 лет, ему нужно в суде доказывать, что эти причины были уважительными.

Если суд признавал доказательства, претендента на жилье добавляли в список.

Алексей Головань, правозащитник и директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе», считает такую практику абсурдной: «Если ребенок-сирота до 23 лет не воспользовался своим правом на жилье, значит, он или вообще не знал, что у него такое право есть, или не знал, как это право реализовать. Через меня прошли тысячи ребят, и многие пытались получить жилье, но никто не рассказал им, что нужно подать заявление в двух экземплярах, чтобы на втором поставили отметку о том, что заявление принято”.

Правозащитник добавил, что часто дети обращались за реализацией права на жилье устно, и их обращения нигде не фиксировались. Однако были случаи, когда заявления никуда не шли даже после письменных обращений.

«Опекуны, сотрудники интернатов и органов опеки должны были исполнить свои обязанности и внести детей-сирот в список на получение жилья, но не сделали этого. А ответственность перекладывается на детей, которым приходится доказывать, что была уважительная причина не встать в очередь до 23 лет», — отметил Алексей Головань.

4 апреля 2019 года Правительство РФ выпустило постановление № 397 «О порядке формирования списков детей-сирот», которое требует включать в список на получение жилья всех детей-сирот старше 23 лет, вне зависимости от того, по каким причинам они не встали в очередь на жилье раньше.

После изменений в законодательстве встать в очередь на жилье стало гораздо проще. И все же некоторые суды и судьи иначе трактуют закон и до сих пор требуют доказательств, что ребенок-сирота не встал в очередь до 23 лет по уважительной причине.

Встать в очередь — это только первый шаг, жилья еще нужно дождаться.

Среднее время ожидания по России — семь лет, однако в некоторых регионах приходится ждать больше 20 лет: в Бурятии — 24 года, в Тыве — 29 лет, в Еврейской автономной области — 31 год, в Мордовии — 34 года.

При этом на государственном уровне для детей-сирот нет гарантий на временное жилье или компенсации за съем на время, пока они стоят в очереди. Такая поддержка предусмотрена в некоторых регионах, но по данным Счетной палаты, получают ее только 5% от всех, кто стоит в очереди.

В некоторых регионах детям-сиротам приходится ждать квартиры больше 20 лет

Причины долгих очередей:

  • Недостаточное финансирование

Ежегодно в консолидированных бюджетах бюджетной системы РФ предусматривается около 32 миллиардов рублей на жилье для детей-сирот, но этих денег недостаточно для решения проблемы. Если объем финансирования сохранится на уровне 2019 года, то на погашение задолженности перед всеми детьми-сиротами уйдет шесть-семь лет.

  • Регионы не используют значимую часть денег, выделяемых на решение проблемы

Некоторые регионы практически не осваивают государственные субсидии. За 2018 год объем неисполненных бюджетных назначений федерального и региональных бюджетов составил 3,2 миллиарда рублей. На эти деньги можно было бы обеспечить квартирами около 2300 человек.

  • Сложно купить жилье для детей-сирот у частных собственников

Получение жилья для сирот старше 23 лет

Детей-сирот старше 23 лет не бесконечное количество, многие из них уже встали в очередь на получение жилья, считает Алексей Головань. В ближайшие год-два приток достигнет своего максимума и пойдет на спад. Государство будет иметь дело только с текущими сиротам, новые «взрослые» появляться не будут.

Если руководители регионов, представители министерств и департаментов будут контролировать решение жилищной проблемы детей-сирот, ничто не помешает им разобраться с большим количеством должников и выйти на плановое обеспечение жильем, когда человек, оставшийся без попечения родителей, получает квартиру в год своего восемнадцатилетия.

С новыми поправками в законе, дети, являющиеся владельцами жилых помещений либо родственниками таких лиц, не могут пользоваться льготным получением жилья. Но если этим сиротам невозможно проживать на собственной территории или у родных людей, право на обеспечение помещением он не теряет. Однако сначала необходимо подтвердить наличие объективных причин.

Жилье положено выдавать в районе нахождения службы, поставившую ребенка на очередь. Квартирам полагается быть отдельными, а также санитарно и технически соответствовать разработанным нормам.

Помещения выделяются в зависимости от состава семьи:

  • один человек – 36 кв.м.;
  • два – 42 кв.м.;
  • три и более – 42 кв.м. + 12 кв.м. на жильца.

Право получения возникает в день совершеннолетия, т.к. именно в этом возрасте люди становятся полностью дееспособными. Однако ничто не мешает детям получить дееспособность раньше: жениться, трудоустроиться или стать индивидуальным предпринимателем.

Поправки в закон лишили сирот возможности получать жилье без очереди. Чтобы после наступления 18 лет обрести помещение быстрее, надо подавать заявление с 14 лет.

Во всех регионах случается, когда на всех не хватает квартир в жилфонде. Право на жилье есть и оно зарегистрировано, а помещений фактически нет. В такой ситуации остается ожидать окончания строительства домов.

Многие юристы советуют отправлять письма Президенту губернатору, градоначальнику, обращаться к региональным депутатам.

До скольки лет сирота может рассчитывать на жилье от государства и может ли получить после 23 лет?

Претендовать на выдачу жилых объектов недвижимости сироты могут даже полностью дееспособными и трудоустроенными. Раньше делалось возрастное ограничение до 23 лет, после наступления которых молодые люди теряли свое право. Новые поправки позволяют сиротам ожидать положенное жилье до фактического его получения, т.е. с исполнение 23-летнего возраста право больше не утрачивается.

Аварийная квартира и длинная очередь: обзор ВС для сирот

Относительно общей площади, нормы жилого объекта такие:

  • 1 человек – 36 кв.м.;
  • 2 – 42 кв.м.;
  • 3 и больше – 42 кв.м. + 12 кв.м. на каждого домочадца.

Согласно правилам, жильем полагается обеспечивать детей, своевременно заявивших о своей нуждаемости. Для передачи заявления установлен временной срок: с 14 до 23 лет. Госслужащие строго учитывают очередность. Сироты не выбывают из списков, пока им не предоставят положенное жилье.

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ. Однако общие нормы установлены на федеральном уровне. В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.

Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:

  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет. В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Права, гарантированные государством надо реализовывать!

Статья 40 Конституции РФ, право на жилье:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Даная позиция находит подтверждение в судебной практике, например, в определении Свердловского областного суда от 25.01.2011 г. № 33-803/2011, в кассационном определении Пермского краевого суда от 30.05.2011 г. № 33-5189/, апелляционным определением Саратовского областного суда от 04.06.2019 г. № 33-4187.

После проведенных по всей стране проверок соблюдения прав детей-сирот на получение жилья генеральный прокурор Игорь Краснов выступил с законодательной инициативой.​ ​

Проверки, как заявил сам Краснов, показали, что десяткам тысяч ребят, оставшихся без родителей, приходится слишком долго ждать положенного им по закону жилья. Это, по мнению генпрокурора, недопустимо. Как рассказали корреспонденту «РГ» в надзорном ведомстве, генпрокурор, в частности, высказал предложение о принятии альтернативных мер поддержки для решения жилищной проблемы сирот, состоящих на учете более 5 лет.

  • Предлагается внести изменения в закон и выдавать им жилищный сертификат, который позволит самостоятельно подбирать и приобретать жилье в собственность.
  • Кроме того, Игорь Краснов предложил наделить один из федеральных органов исполнительной власти полномочиями контроля за обеспечением детей-сирот жильем.
  • Также, по мнению главы надзорного ведомства, региональные власти должны принять дополнительные меры социальной поддержки сирот до того момента, пока они не получат свое жилье.

Квартиры сиротам в России обязаны выдавать после того, как им исполняется 18 лет. Именно об этом говорит закон, действующий уже четверть века, — с 1996 года. Однако региональные власти до сих пор, мягко говоря, не всегда спешат исполнять тот самый «детдомовский» закон, 159-ФЗ, или просто​ забывают о нем. Большинство ребят, выйдя из детдома, вынуждены через суд напоминать о своем праве на жилье, но даже после решения суда они могут годами ждать квартиру. При этом деньги на жилье сиротам выделяются не из личных карманов чиновников, а совместно из федерального и регионального бюджетов.

Однако очередь из и так уже обделенных родительским теплом бездомных молодых людей с каждым годом только растет. По данным Генпрокуратуры, в настоящий момент 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили. При этом у многих из них уже есть свои семьи и дети. А вот квартиры, которая положена по закону, нет. Они ждут ее годами в очереди, которая не особо двигается.

Как рассказали корреспонденту «РГ» в Генеральной прокуратуре, зачастую в регионах не налажен полный учет нуждающихся в жилье детей-сирот. То есть когда региональные власти планируют бюджет на год, они должны заложить в него сумму, исходя из количества тех, кому будет положено выдать жилье, а также цены за квадратный метр в регионе. В то же время нередки случаи, когда чиновники «корректируют» списки очередников, исключая или вообще не внося в них сирот. Например, в Новосибирской области после вмешательства прокуроров 25 несовершеннолетних были включены в такой список.

На сегодняшний день 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили

После этого квартиры сиротам регионы либо покупают у застройщика, либо строят сами и выдают их. То есть так должно быть. Но фактически получается, что регионы либо плохо планируют, либо у них просто нет средств в региональном бюджете. Как отметили в прокуратуре, выделяемых на это бюджетных средств действительно недостаточно. Поэтому прокуроры принимают меры на понуждение органов власти к увеличению финансирования. И этого во многих регионах уже удалось добиться. Позитивные сдвиги отмечены в Крыму, Татарстане, Чувашии, Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской, Иркутской, Кемеровской и других областях России. Всего в 2020 году прокуроры выявили свыше 12 тысяч нарушений законов о жилищных правах сирот. Для их устранения было внесено около 7 тысяч актов реагирования.​

  1. Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
  2. Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
  3. С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

Отзывы: Александр рогаль

Искать счастье в стакане ну такое .

Слава говорит

Александр, я его там не ищу,просто расслабляюсь,когда отдыхаю

Указанная информация касается жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Специалисты администраций, ответственные за предоставление жилья выпускникам сиротских учреждений, принимают решения, согласно следующим законодательным актам:

  • ФЗ № 159 от 21.12.96 г., статья № 8;
  • Жилищный Кодекс РФ, ст. 109.1.

Дети, не имеющие жилья, становятся в очередь ожидания с 14 лет. Если раньше после 23 лет из списка автоматически выбывали, то новые поправки наделили правом ожидать получения квартиры.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...