Перевозка пиломатериалов с 1 июля в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевозка пиломатериалов с 1 июля в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1 июля 2017 года работа в ЕГАИС Лес стала обязательной для всех организаций и ИП, чья деятельность связана с оборотом древесины и пиломатериалов на ее основе. 1 июля 2021 года информационная система пополнилась точками прослеживаемости (склады, лесокомбинаты, пункты таможни, лесосеки и др.). С 01.01.2022 года перевозка древесины будет возможна только при наличии электронных сопроводительных документов в ЛесЕГАИС.

Нововведения в ЕГАИС Лес с 2022 года

ЭСД оформляется собственниками древесины или уполномоченными лицами на момент отгрузки партии. Если древесина или пиломатериал вывозятся из России, то ЭСД оформляется до момента подачи декларации на товары и транспортировки, и подписывается простой ЭЦП.

Если древесина приобретается в розницу свыше 10 кубических метров, то оформление ЭСД осуществляется продавцом. Продавец предоставляет покупателю бумажный экземпляр ЭСД или его идентификационный номер, если покупатель сам транспортирует купленную древесину до своего склада.

Если собственник древесины осуществляет транспортировку товара между своими складами внутри организации, то смены собственника не происходит, но оформлять ЭСД все равно нужно. В таком случае поле для декларации о сделке с древесиной остается пустым, а грузополучателем выступает та же организация, которая числится грузоотправителем.

При сделках купли-продаже при смене собственника в ЭСД обязательно указывается номер декларации о сделке с древесиной. Каждый участник сделки самостоятельно заносит декларацию о сделке в ЕГАИС Лес. В свою очередь после формирования электронного сопроводительного документа на древесину, он получает свой идентификационный номер.

Отметим, что создание ЭСД на портале ЛесЕГАИС требует интернет-соединения. В ситуациях, когда требуется сформировать сопроводительный документ на удаленной лесосеке, или при полном отсутствии мобильного интернета, пользуйтесь приложением ЛесЕГАИС Mobile. Оно позволяет сформировать ЭСД в оффлайн-режиме, создать QR-код документа и его идентификационный номер, и передать водителю транспортного средства эти данные.

Сформированный в мобильном приложении ЭСД считается действующим с момента его подписания, и органы контроля не имеют права считать его недействительным, если данные этого ЭСД пока не загружены в систему ЕГАИС Лес. При появлении связи приложение автоматически передает данные на сервер портала ЕГАИС.

Лес ЕГАИС 2022: рынок древесины уходит от бумаги и идет к прозрачности

Мобильное приложение на Android для работы с электронными сопроводительными документами ЛесЕГАИС.Mobile устанавливается следующим образом:

  • Скачайте .apk файл в Google Play и кликните для установки;
  • Разрешите устройству произвести установку из недостоверных источников;
  • Дайте устройству запрашиваемые разрешения в настройках;
  • После завершения установки значок ЛесЕГАИС.Mobile появится на рабочем столе вашего устройства.

Для установки новой версии приложения сперва удалите предыдущую версию.

Чтобы сканировать QR-код ЭСД понадобится скачать стороннее приложение.

  • Отсканируйте QR-код с дисплея смартфона водителя или устройства, где QR-код был сформирован.
  • Отсканировав код, вы получите новый ЭСД в истории документов.
  • Полученный ЭСД можно применить для создания приемки древесины в ОБД или ОПП.
  • Чтобы провести синхронизацию в обратном порядке, проделайте тоже самое наоборот.

​С ​ января 2022 года ​ изменились требования к оформлению транспортировки древесины. Теперь перевозка и транспортировка древесины, в том числе на основании договора перевозки древесины и продукции ее переработки, любым видом транспорта допускается только после формирования электронного сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, реквизиты сделок с древесиной, а также о номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины.

— Бумажные сопроводительные документы с этого года станут недействительны. Для ​ формирования электронного документа и QR-кода для транспортировки древесины, предприниматели теперь обязаны использовать специальное мобильное приложение, с поддержкой технологии офлайн работы, — пояснил первый заместитель директора регионального департамента лесного хозяйства Иван Хитров. – Данная мера позволяет создать единую прозрачную систему оборота древесины и подробно отследить ее движение от лесосеки до конечного потребителя. Легально вывезти с лесосеки или склада неучтенную древесину после появления электронного сопроводительного документа будет просто невозможно.

Для лесопользователей федеральным агентством лесного хозяйства подготовлено и доступно для ознакомления Руководство пользователя для работы в приложении ЛесЕГАИС.mobile.

Кроме описанных перемен, правительство проиндексировало тариф проезда за 1 километр по федеральным шоссе в системе «Платон», который с 01.02.2022 вырастет на 14 копеек. А утилизационный сбор повысится на четверть.

Что касается необоснованных перегрузов и соответственно штрафов на отдельных участках, то теперь они оснащены цифровым табло. И водитель сможет на месте переместить продукцию «на место». Дело в том, что во время пути груз может сдвинуться и увеличить нагрузку на конкретную ось. Непосредственно пункты проверки на техническую исправность станут проверять каждые 3 месяца.

В договоре рекомендуется прописать специфику груза, особые условия перевозки или хранения, а также добавить тот момент, что пеервозчик берет на себя ответственность за кражу или порчу груза. Это смотивирует того доставить продукцию в изначальном виде без претензий со стороны сотрудников полиции, налоговой и т.д. Кроме того, если с грузом все-таки что-то случиться, перевозчик будет обязан вернуть средства в полном объеме.

Новую отчётность необходимо сдать после внесения данных о сделках с пиломатериалами. Участники оборота обязаны заполнить специальный бланк после того, как древесина была ввезена или покинула место складирования.

Кто и в какой срок должен отчитываться по новой форме в ЕГАИС Лес

Внесение сведений в ЕГАИС Лес осуществляют юрлица и ИП, которые имеют в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении объекты по лесопереработке. Новый документ формируют для учёта баланса древесины.

Бланк создают в течение одного рабочего дня, когда на складе происходит покупка или продажа древесины и пиломатериалов:

  • после фактического поступления продукции, когда электронные сопроводительные документы заканчивают своё действие;
  • после фактического вывоза древесины, когда в системе ЕГАИС Лес происходит создание сопроводительного документа, в котором указан склад.

Далее, формируется итоговый отчёт, который содержит сведения о складском балансе древесины. Подача итоговой информации не требует участия ответственного лица, отчётность формируется каждый месяц автоматически в системе ЕГАИС Лес.

Если в полученных документах найдутся несовпадения видов и объёмов древесины, система заблокирует их до устранения несоответствий. Создание новых бланков станет невозможным. Вследствие этого, владелец объекта по лесопереработке не сможет заключать сделки по покупке или продаже древесины и пиломатериала.

ЭСД на транспортировку древесины — порядок оформления в ЛесЕГАИС

Ежемесячный отчёт содержит в себе следующую информацию:

  • какой вид древесины и пиломатериалов был получен или вывезен;
  • в каком размере;
  • в каком количестве;
  • для каких целей — в качестве переработки или дальнейшей перепродажи;
  • маршрут доставки и вид транспортировки.

Ответим на самые распространённые вопросы пользователей ЕГАИС о нулевой отчётности.

Для чего необходимо заполнять нулевые отчёты ежемесячно в течение 3 месяцев, если сделка была совершена на весь объём древесины в августе, а договор действует до 31 декабря 2021 года?

Нулевые отчёты обязательны для внесения в действующий договор. Если объём по покупке или продаже выбран, то через дополнительное соглашение срок действия договора можно сократить.

Можно ли при вводе нулевых отчётов предусмотреть возможность его автоматического заполнения по внесению одного показателя, например, условного символа?

Предложение может быть рассмотрено для включения в планы модернизации ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней.

Пользователи ЕГАИС учёта древесины могут сделать отчётность в собственных корпоративных или производственных автоматизированных информационных системах. Согласно тексту приказа Минприроды РФ от 18.03.2021 г., государственная система может быть интегрирована во внутреннюю программу для отчётности, которая использует организация.

Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, с помощью которого документы отправляются с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.

В соответствии с частью 8 статьи 504 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

форму электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки;

состав сведений, включаемых в электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины и продукции ее переработки;

требования к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 1696 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 43, ст. 6789).

3. Пункт 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 января 2022 г. и действует до 1 января 2028 г.

4. Пункт 2 настоящего постановления вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Департамент лесного хозяйства

1. Идентификационный номер электронного сопроводительного документа.

2. Приобретение древесины и продукции ее переработки на розничном рынке или в организации розничной торговли.

3. Вывоз древесины и продукции ее переработки из Российской Федерации.

4. Дата и время подписания электронного сопроводительного документа.

5. Дата и время прекращения действия электронного сопроводительного документа.

6. Сведения о собственнике или продавце древесины и продукции ее переработки.

7. Сведения о грузоотправителе древесины и продукции ее переработки.

8. Сведения о перевозчике древесины и продукции ее переработки.

9. Сведения о грузополучателе древесины и продукции ее переработки.

10. Идентификационный номер декларации о сделке с древесиной и продукцией ее переработки.

11. Сведения о виде и номере государственного регистрационного знака транспортного средства, транспортирующего древесину и продукцию ее переработки (в случае транспортировки автомобильным транспортом).

12. Место складирования (пункт отправления) древесины и продукции ее переработки при оформлении электронного сопроводительного документа.

13. Место складирования (пункт назначения, место пересечения государственной границы Российской Федерации) древесины и продукции ее переработки при прекращении действия электронного сопроводительного документа.

14. Сведения о видах древесины и продукции ее переработки (об объеме, о количестве, видовом (породном) и сортиментном составе, влажности).

1. Настоящим документом устанавливаются требования к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки, включенными в перечень, предусмотренный частью 1 статьи 501 Лесного кодекса Российской Федерации (далее соответственно — древесина, сопроводительный документ).

2. Сопроводительный документ оформляется собственниками древесины или уполномоченными ими лицами до начала транспортировки, а в случае вывоза из Российской Федерации — до подачи декларации на товары и подписывается указанными лицами простой электронной подписью.

3. В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме 10 куб. метров и более оформление сопроводительного документа осуществляется продавцом, который предоставляет покупателю заполненный на бумажном носителе экземпляр сопроводительного документа или идентификационный номер такого документа.

4. Сопроводительный документ оформляется лицами, указанными в пункте 2 настоящего документа, в соответствии с пунктами 5 — 20 настоящего документа с использованием федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (до 1 января 2023 г. — единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней) (далее — информационная система) или с помощью специализированного программного обеспечения, доступ к которому бесплатно обеспечивает оператор информационной системы.

5. Пункт 1 формы электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. N 2214 «Об утверждении формы электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки, состава сведений, включаемых в электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины и продукции ее переработки, а также требований к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 1696» (далее — форма сопроводительного документа), заполняется автоматически сгенерированным идентификационным номером сопроводительного документа.

6. В пункте 2 формы сопроводительного документа ставится отметка продавцом древесины в случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме 10 куб. метров и более.

При проставлении указанной отметки автоматически блокируется возможность заполнения пунктов 8, 9, 11 и 13 формы сопроводительного документа (при этом сведения о перевозчике, грузополучателе, пункте назначения и номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, не указываются, такой сопроводительный документ автоматически прекращает свое действие по истечении 7 дней со дня формирования), а пункты 6, 7 и 12 формы сопроводительного документа заполняются автоматически данными продавца древесины.

7. В пункте 3 формы сопроводительного документа собственником древесины или уполномоченным им лицом ставится отметка в случае вывоза древесины из Российской Федерации.

8. Пункт 4 формы сопроводительного документа заполняется автоматически в момент подписания сопроводительного документа и содержит дату и время его подписания.

9. Пункт 5 формы сопроводительного документа заполняется автоматически и содержит дату и время прекращения действия сопроводительного документа:

в случае прибытия транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, в пункт назначения на территории Российской Федерации и при оформлении в информационной системе отчета о балансе древесины в местах складирования древесины, либо отчета о продукции переработки древесины на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, либо хронологически следующего сопроводительного документа;

в случае убытия древесины с таможенной территории Евразийского экономического союза из пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

в случае вывоза древесины из Российской Федерации через государственную границу Российской Федерации в государства — члены Евразийского экономического союза (через государства — члены Евразийского экономического союза);

в случае отзыва соответствующей декларации на товары и получения оператором информационной системы такой информации посредством системы межведомственного электронного взаимодействия;

при поступлении оператору информационной системы от собственника древесины или уполномоченных органов сведений о зарегистрированных уполномоченными органами заявлениях и сообщениях о преступлениях и административных правонарушениях в сфере незаконного оборота древесины.

В случае убытия древесины с таможенной территории Евразийского экономического союза из пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации пункт 5 формы сопроводительного документа заполняется автоматически сведениями, предоставляемыми таможенными органами (дата и время убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза) через систему межведомственного электронного взаимодействия.


С 2022 г. вводится новая редакция статьи ЛК РФ, согласно которой транспортировка древесины и продукции ее переработки любым видом транспорта (в т. ч. по договору перевозки) допускается после формирования в государственном лесном реестре или с помощью специализированного ПО электронного сопроводительного документа.

Кабмин установил форму такого документа, требования к его формату и порядку заполнения.

Ранее утвержденные форма и правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины признаны утратившими силу.

Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и действует 6 лет.

Бизнес не будет напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Бизнес сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс.

Примерная схема взаимодействия участников ЭДО:

  1. Грузоотправитель создаёт транспортную накладную на платформе оператора ЭДО или в своей учётной системе, если она интегрирована с платформой оператора. В документе грузоотправитель указывает данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза. Затем кладовщик или иное ответственное за отгрузку лицо подписывает накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через оператора ЭДО отправляет в ГИС ЭПД.
  2. Система отправляет ЭТрН перевозчику и грузополучателю.
  3. Водитель при приёме груза к перевозке открывает приложение на телефоне или планшете, находит нужный документ и подтверждает приёмку, подписав документ простой электронной подписью (ПЭП). Если есть замечания, указывает их.
  4. Грузополучатель принимает товар, находит транспортную накладную в учётной системе, подтверждает приёмку и подписывает ЭТрН. При этом он может сделать замечания, указать их в комментарии при приёмке.
  5. Водитель подтверждает передачу груза в приложении с помощью ПЭП.
  6. Система отправляет подписанную накладную грузоотправителю и перевозчику, которые также ставят свои КЭП и завершают документооборот.
«>

С 1 января 2022 года юридические лица и ИП, которые так или иначе связаны с грузоперевозками, смогут плавно подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи. Обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется с 1 января 2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.

  1. Приобрести КЭП для сотрудников, отвечающих за отгрузку и приёмку грузов. Это может быть кладовщик или менеджер по логистике. В ФНС такую подпись можно получить бесплатно. Но кроме неё нужен защищённый носитель и программное обеспечение.
  2. Подключиться к оператору ЭДО. Он будет обрабатывать и передавать электронные перевозочные документы в ГИС ЭПД. Минтранс определит перечень таких операторов и занесёт в специальный реестр. Также вам нужно будет выбрать решение оператора для обмена документами: облачный сервис или интеграция сервиса с внутренними учётными системами предприятия. Если вы уже используете какие-то решения для ЭДО или учётную систему, сообщите об этом оператору. Он оценит, возможна ли интеграция с его платформой, сроки и стоимость внедрения ЭТрН. Если интеграция возможна, вы сможете работать электронными транспортными накладными в интерфейсе своей учётной системы. Если нет, то оператор предоставит вам свое решение.
  3. Подключиться к ГИС ЭПД. Она будет обеспечивать обмен электронными перевозочными документами и содержащимися в них сведениями между участниками грузоперевозок и хранить данные.
  4. Заключить соглашение об обмене электронными документами. Потребуется два соглашения: первое — между транспортной компанией и водителем, второе — между грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. Опишите текущий процесс обмена документами и возможные сценарии обмена: кто из сотрудников в какой последовательности подписывает, передаёт и проверяет документы; как выстроен процесс взаимодействия с экспедитором и перевозчиком. Также обязательно укажите, кто из сотрудников обладает правом подписи, кто и как будет подписывать документы, какие обязанности в обмене выполняет менеджер, кладовщик, водитель, бухгалтер.
  5. Позаботиться о техническом оснащении. Необходимо приобрести смартфоны или планшеты для водителей, настроить мобильные клиенты ЭДО и научить работе с ними. Поскольку груз отправляют со склада и складским работникам нужно фиксировать отгрузку, то им тоже необходимо приобрести планшеты или ноутбуки с доступом к платформе оператора ЭДО.

Небольшие компании могут обмениваться ЭТрН в облачных сервисах. После того как участники перевозок согласуют участие в электронном обмене, нужно будет настроить веб-интерфейс для работы — это занимает 2-5 дней.

Крупные компании, как правило, меняют бизнес-процесс и настраивают взаимодействие сервиса обмена с учётными системами. Обычно требуется от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от масштабов компании и процессов, переводимых в электронный вид.

Напишите свой комментарий ...