Регистрация в реестре роскомнадзора: когда требуется и как ее провести?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация в реестре роскомнадзора: когда требуется и как ее провести?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда оператор персональных данных вправе осуществлять обработку персональных данных, не уведомляя об этом Роскомнадзор. К таким случаям относятся:

Регистрация в реестре Роскомнадзора: когда требуется и как ее провести?

Если вы осуществляете обработку персональных данных, при этом ваша деятельность не подпадает под перечисленные выше случаи, вам необходимо до начала обработки персональных данных направить в Роскомнадзор уведомление.

Доброго времени суток, Хабр! Мы компания «Информационный центр». Наше основное направление – информационная безопасность (она же – ИБ). В ИБ мы занимаемся практически всем: аудитом, проектированием систем защиты, аттестацией, комплаенсом, пентестами, есть свой SOC, даже с гостайной работаем. Поскольку мы базируемся во Владивостоке, изначально мы работали больше в Приморском крае и в дальневосточных регионах страны, но в последнее время география наших проектов все дальше раздвигает немыслимые нами в момент основания границы.

В первой своей статье мы хотели бы рассмотреть такую сторону ИБ, как комплаенс (англ. complience – соблюдение, соответствие). И поговорим мы о том, что нужно сделать, чтобы полностью соответствовать российскому законодательству о персональных данных.

Итак, первым делом перед специалистом, которому поручили подготовиться к грядущей проверке встает вопрос – а какие вообще документы нужны. Специалист обращается к законодательству и… Не находит практически ничего полезного. Ну не то чтобы прям совсем ничего. Да, наверное, специалист наткнется на постановление Правительства РФ от 21.02.2012 №211 и скажет: «Вот, вы были не правы, вот, есть же список документов!». Да, есть. Только специалиста здесь ждет своего рода ловушка. Если обзавестись только документами из этого списка, организация получит предписание по итогам проверки, потому что список не перекрывает и малой части требований законодательства. Плюс в списке встречаются такие несуразности как, например, необходимость отдельно утверждать перечень ИСПДн. Зачем для этого делать отдельный документ, когда можно перечислить ИСПДн в «Положении об обработке и защите ИСПДн» или в «Политике информационной безопасности» — непонятно. Ну и наконец, постановление №211 относится только к государственным и муниципальным органам, поэтому к большинству операторов ПДн – не применимо. И, кстати, в нашем наборе документов по постановлению 211 нет, так как большинство вопросов итак учтены в других документах.

Хорошо, давайте посмотрим, что там у нас есть еще в законодательстве.

В федеральном законе «О персональных данных» напрямую говорится только о необходимости разработки «Модели угроз безопасности» (хотя «напрямую» тоже не совсем верно сказано, в законе написано, что нужно определять угрозы безопасности ПДн) и о публикации «Политики в отношении обработки персональных данных».

О процессе разработки Модели угроз мы, возможно, также подробнее напишем в одной из последующих статей.

Все остальное описано неоднозначно, примерно в таком духе:

Оператор обязан принимать меры… К таким мерам могут, в частности, относиться:

1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;

4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;

По закону есть исключения, когда компания обрабатывает данные, но не становится оператором персональных данных:

  • обрабатывает только данные сотрудников, которые нужны по закону и не передает их кому-то еще без согласия сотрудника. Например, заполняет приказ о приеме на работу и карточку сотрудника и хранит их в сейфе.
  • Если бухгалтер хочет передать данные сотрудника в банк для зарплатного проекта, компания становится оператором персональных данных и должна получить согласие сотрудника;

  • обрабатывает персональные данные на бумаге. Чтобы выдать скидочную карту, продавец записывает имя и телефон клиента в тетрадке, но не заносит данные в компьютер;
  • использует общедоступные сведения — те, которые человек сообщил о себе сам. Например, берет данные из телефонного справочника жителей Тулы.

Получается, обрабатывают персональные данные практически все компании, поэтому им нужно подать уведомление в Роскомнадзор. Исключение — парикмахерские в поселке или продавцы мяса на рынке.

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к защите ПД. Согласно Федеральному закону от 07.02.2017 № 13-ФЗ, который начал действовать с 1 июля 2017 года, в статье 13.11 КоАП РФ предусмотрено несколько составов правонарушений, за которые могут быть оштрафованы операторы персональных данных. В зависимости от правонарушения штрафы для юридических лиц по этой статье варьируют от 15 000 до 75 000 рублей, а для ИП — от 5000 до 20 000 рублей.

Отказ регистрироваться в реестре может быть расценен как непредставление информации в контролирующий орган. Наказание за это предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. По ней должностным лицам грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей, а юридическим — от 3000 до 5000 рублей.

При отправке уведомления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций у операторов часто возникает вопрос: нужно ли отправлять уведомление об обработке персональных данных в письме с распечатанным уведомлением или достаточно заполнить электронную форму на портале Роскомнадзора.

ФЗ-152, как и п. 3.2 Методических рекомендаций по уведомлению о начале обработки персональных данных, утв. приказом Роскомнадзора № 94 от 30.05.2017 разрешают отправлять уведомление на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Несмотря на это полностью исключить бумажные носители из документооборота не удалось – так как правовым основанием для совершения регистрационных действий являются бумажные варианты документов, поэтому операторы обязаны направлять бумажные носители независимо от того, подавались ли они в электронном виде.

На практике направление уведомления об обработке персональных данных в Роскомнадзор происходит в два этапа:

1) заполнение формы уведомления Роскомнадзора в электронном виде – необходимо для ускорения работы по внесению данных в реестр и получения готовой заполненной формы для печати на бумажном носителе;

2) отправка формы уведомления на бумажном носителе – является основанием для совершения Роскомнадзором регистрационных действий (уведомление регистрируется в уполномоченном органе и является основанием для внесения оператора в реестр).

В будущем планируется полный переход на электронный документооборот, но до этого момента операторы не могут избежать бумажной работы и должны направлять оформленные и подписанные уведомления на бумажном носителе.

ФЗ-152 не утверждает обязательную форму или бланк уведомления об обработке персональных данных. По закону главное – предоставить сведения, которые указаны в норме.

Форма уведомления об обработке персональных данных, рекомендуемая к использованию Роскомнадзором, содержится в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям по уведомлению о начале обработки персональных данных, утв. приказом Роскомнадзора № 94 от 30.05.2017. Данная форма содержит сведения, требуемые ст. 22 ФЗ-152 и необходимые для включения в реестр операторов.

На практике самый простой и быстрый способ получить заполненное уведомление об обработке персональных данных в Роскомнадзор – заполнить форму, предложенную на портале персональных данных и без изменений распечатать её на бумажном носителе для направления в Роскомнадзор. Далее в статье мы рассмотрим, как заполнить форму уведомления Роскомнадзора об обработке персональных данных.

Объявляю вас оператором персональных данных

Согласно подходу Роскомнадзора к биометрическим персональным данным могут относиться не только данные изображения отпечатка пальца, радужной оболочки глаза и т.д., но и изображения лица. Статья 22 ФЗ-152 обязывает операторов указывать категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются. Логично, что субъектами персональных данных являются физические лица, но остаётся открытым вопрос, как их нужно идентифицировать в уведомлении Роскомнадзора.

Категории субъектов персональных – это указание на правовой статус субъектов персональных данных, определение места физических лиц в отношениях с оператором.

Так, если оператор обрабатывает информацию в целях обработки персональных данных персонала, то такое физическое лицо определяется в уведомлении как «работник», что и является категорией субъектов персональных данных. Контрагентов необходимо идентифицировать как сторону вида заключаемых с ними гражданско-правовых договоров.

В методических рекомендациях по уведомлению о начале обработки персональных данных, утв. приказом Роскомнадзора № 94 от 30.05.2017 РКН рекомендует указывать в уведомление об обработке персональных данных виды отношений оператора с субъектами персональных данных, т.е. определять, какие отношения (трудовые, гражданско-правовые и пр.) связывают оператора и физическое лицо-субъекта персональных данных.

Таким образом, для указания полной и достоверной информации об обработке персональных данных, правильного уведомления Роскомнадзора необходимо описывать категории персональных данных по следующему образцу:

«работники, состоящие в трудовых отношениях с оператором»

«физические лица (абонент, пассажир, заказчик), состоящие в договорных или иных гражданско-правовых отношениях с оператором»

Если в уведомлении, направляемом в Роскомнадзор, произошли изменения, оператору персональных данных необходимо направить информационное письмо в течение 10 рабочих дней с момента возникновения поправок.

Информационное письмо оформляется на бланке оператора по форме, определенной Приложением 2 к Рекомендациям, и направляется в территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации оператора в налоговом органе.

Если установится факт размещения в реестр операторов недостоверной или неполной информации, сотрудник Роскомнадзора информирует ответственное лицо в компании оператора путем направления в его адрес письма о перечне недостающих или неточных сведений в уведомление об обработке персональных данных. Решить вопрос необходимо в течение 30 дней со дня получения такого запроса.

Далее мы рассмотрим образец письма в Роскомнадзор, где заполнять необходимо только те поля, в которые вносятся изменения. Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения.

Обращаем внимание! Текст примера следует переработать с учетом особенностей деятельности вашей компании. Убедитесь в том, что в подаваемом уведомлении или информационном письме указаны полные и достоверные сведения о компании.

Образец заполнения уведомления Роскомнадзора
об обработке персональных данных для юр.лиц

В большинстве случаев одним из главных условий обработки чьх-либо персональных данных является наличие согласия на обработку персональных данных. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона, возлагается на оператора.

Регистрация – это добровольное предоставление сведений физическим или юридическим лицом, которое планирует заниматься обработкой персональных данных. Те компании и учреждения, что вели подобную деятельность до выхода соответствующего закона, регистрируются по факту.

Закон отводит Роскомнадзору до месяца на рассмотрение информации, представленной в уведомлении оператора. Права на отказ у ведомства нет, но оно имеет право запросить дополнительные данные, если указанные в уведомлении покажутся сотрудникам неполными или недостоверными.

Персональные данные — общие требования по обработке

Удостоверьтесь, что верно изложили всю необходимую информацию. Помните, что вы несете ответственность за предоставление государственному надзорному органу недостоверных данных.

Если все в порядке, отметьте птичками пункты об ознакомлении с порядком подачи уведомления и согласии на передачу данных через Интернет, и жмите кнопу «Отправить электронное уведомление и подготовить форму к распечатке».

До регистрации в Роскомнадзоре вы:

  1. по закону не имеете права заниматься обработкой персональных данных;
  2. подпадаете под действие положений Кодекса об административных правонарушениях;
  3. ваш сайт может быть заблокирован в любой момент по жалобе частного лица, в том числе, инспирированной конкурентами.

После регистрации компания:

  1. застрахована от претензий надзорного ведомства во время проверки;
  2. может предоставлять услуги сторонним организациям по сбору обработке и персональных данных (при наличии соответствующей лицензии);
  3. может использовать законопослушание и открытость в рекламных целях.

Подтвердить или опровергнуть бытующее в профильных сообществах мнение о том, что подача уведомления о регистрации привлекает внимание и, соответственно, проверки Роскомнадзора, невозможно.

Однако, как утверждает ряд пользователей и экспертов, чем крупнее ваш бизнес или популярней Интернет-ресурс, тем выше вероятность, что ведомство само вами заинтересуется. А относительно невысокие штрафы за нарушение законодательства в сфере персональных данных легко компенсируются количеством нарушений, которые способна найти тщательная инспекция.

В соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) к обязанностям оператора персональных данных относится в том числе издание документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, что позволяет обеспечить реализацию принципов законности, конфиденциальности и безопасности информации. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к указанному документу и к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей сети.

Контроль исполнения этой обязанности осуществляют органы Роскомнадзора. И по их требованию оператор обязан представить перечисленные документы и локальные акты и (или) иным образом подтвердить выполнение обязанностей, установленных ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ.

Что же это за документ? Не стоит путать его с положением о персональных данных. У оператора персональных данных в силу той же ст. 18.1 помимо Политики должны быть отдельные локальные акты по вопросам обработки таких данных и локальные акты, устанавливающие процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства РФ, устранение последствий нарушений.

К сведению: к обозначенным локальным актам относятся различные положения (об обработке персональных данных, об обеспечении безопасности персональных данных и т. п.), перечни (должностей и лиц, допущенных к обработке персональных данных, применяемых средств защиты и др.), инструкции и регламенты.

Многие организации этот документ так и называют – «Политика в отношении обработки персональных данных». До недавнего времени он составлялся в произвольной форме, но в августе 2017 года Роскомнадзор разработал Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном Законом № 152-ФЗ (далее – Рекомендации).

О том, какие положения рекомендовано включать в документ, определяющий эту политику, мы расскажем далее. Но прежде следует разобраться, все ли работодатели являются операторами персональных данных и соответственно все ли должны утверждать и опубликовывать его для неограниченного доступа.

Согласно ст. 3 Закона № 152-ФЗ оператор персональных данных – это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку таких данных, а также определяющие цели их обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с данными.

Общим признаком оператора персональных данных для всех организаций является обработка персональных данных работников. Организации, оказывающие услуги населению, обрабатывают еще и персональные данные клиентов. То есть, по сути, операторами персональных данных являются все без исключения организации.

Однако не все операторы должны исполнять требования Закона № 152-ФЗ в полном объеме. Так, не все операторы должны исполнять обязанность по уведомлению уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных согласно ст. 22 Закона № 152-ФЗ. Исключения, в частности, установлены для организаций, осуществляющих обработку персональных данных:

  • обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;

  • полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если они не распространяются, не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта данных используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

  • относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими объединением или организацией, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

  • сделанных субъектом персональных данных общедоступными;

  • включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

  • необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

  • включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

  • обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;

  • обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством РФ о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Все остальные операторы такие уведомления направляют, после чего включаются в реестр операторов.

Обратите внимание: сведения об операторе, содержащиеся в реестре, являются общедоступными. Они размещаются для ознакомления на официальном сайте и портале персональных данных Роскомнадзора.

Соответственно, организации, не подающие уведомления, в реестр операторов не включаются.

Что же касается обязанности по составлению Политики и других локальных документов, здесь исключений никаких не установлено. Соответственно документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных, должен быть в каждой организации.

Причем если организация осуществляет сбор персональных данных граждан с использованием Интернета (регистрация на сайте, форма обратной связи, куда необходимо внести персональные данные), этот документ должен быть размещен на сайте организации. К таким организациям, в первую очередь, относятся интернет-магазины, социальные сети и другие сайты, государственные и муниципальные органы, а также медицинские учреждения, образовательные организации, налоговые и другие регистрирующие органы, организации в сфере социальных услуг, банки, турагентства. Это могут быть и просто организации, которые проводят конкурсы на занятие определенных должностей и на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить анкету.

Если органы контроля установят, что оператор не опубликовал или не обеспечил иным образом неограниченный доступ к своей Политике или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных, организация будет оштрафована в соответствии с ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающей штраф для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., а для юридических – от 15 000 до 30 000 руб.

К сведению: в целях ограничения доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». Формирует данный реестр Роскомнадзор (ст. 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Здесь нужно описать назначение Политики, привести основные понятия, используемые в ней (обработка персональных данных, оператор, субъект персональных данных, конфиденциальность персональных данных и т. д.), перечислить основные права и обязанности оператора и субъекта(ов) данных.

2. Цели сбора персональных данных.

Следует помнить, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Цели обработки персональных данных, перечисляемые в этом разделе, могут происходить в том числе из:

  • анализа правовых актов, регламентирующих деятельность оператора;

  • целей фактически осуществляемой оператором деятельности;

  • деятельности, которая предусмотрена учредительными документами оператора;

  • конкретных бизнес-процессов оператора в конкретных информационных системах персональных данных (по структурным подразделениям оператора и их процедурам в отношении определенных категорий субъектов персональных данных).

Таковым является совокупность правовых актов, во исполнение которых и в соответствии с которыми оператор осуществляет обработку персональных данных. В качестве правового основания обработки этих данных могут быть указаны:

  • федеральные законы и принятые на их основе нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с деятельностью оператора;

  • уставные документы оператора;

  • договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

  • согласие на обработку персональных данных (в случаях, прямо не предусмотренных законодательством РФ, но соответствующих полномочиям оператора).

Обратите внимание: Закон № 152-ФЗ не может служить правовым основанием обработки персональных данных оператором, поскольку регулирует отношения, связанные с обработкой этих данных, и закрепляет требования, предъявляемые к операторам при обработке этих данных.

В этом разделе Роскомнадзор рекомендует указывать перечень действий, совершаемых оператором с персональными данными субъектов, а также используемые оператором способы и сроки обработки данных.

В случае необходимости взаимодействия с третьими лицами в рамках достижения целей обработки персональных данных рекомендуется указывать условия передачи данных в адрес третьих лиц – например, наличие договора поручения на обработку персональных данных, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации (трансграничная передача). При этом рекомендуется указать конкретное наименование и местонахождение соответствующих третьих лиц, цели осуществляемой (трансграничной) передачи, объем передаваемых данных, перечень действий по их обработке, способы и иные условия обработки, включая требования к защите обрабатываемых персональных данных.

Кроме того, оператор вправе передавать персональные данные органам дознания и следствия, иным уполномоченным органам по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.

Рекомендуется указывать сведения о соблюдении требований конфиденциальности персональных данных, установленных ст. 7 Закона № 152-ФЗ, а также о принятии оператором мер, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1, ч. 1 ст. 19 Закона № 152-ФЗ.

Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки, истечение срока действия согласия или отзыв согласия субъекта данных на их обработку, выявление неправомерной обработки персональных данных.

Хранение персональных данных рекомендуется осуществлять в форме, позволяющей определить субъекта данных, и не дольше, чем требуют цели обработки персональных данных, кроме случаев, когда срок хранения данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

Рекомендуется указывать сроки хранения (конкретная дата (число, месяц, год)) персональных данных и основание, наступление которого повлечет прекращение обработки данных.

К сведению: при осуществлении хранения персональных данных оператор обязан использовать базы данных, находящиеся на территории РФ, в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона № 152-ФЗ.

Также рекомендуется указывать иные условия хранения персональных данных, в том числе при их обработке без использования средств автоматизации.

В случае подтверждения факта неточности данных или неправомерности их обработки персональные данные подлежат их актуализации оператором, а обработка должна быть прекращена (ст. 21 Закона № 152-ФЗ).

При достижении целей обработки персональных данных, а также в случае отзыва субъектом данных согласия на их обработку они подлежат уничтожению, если:

  • иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;

  • оператор не вправе осуществлять обработку без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных Законом № 152-ФЗ или иными федеральными законами;

  • иное не предусмотрено другим соглашением между оператором и субъектом персональных данных.

Оператор обязан сообщить субъекту персональных данных или его представителю информацию об осуществляемой им обработке персональных данных такого субъекта по запросу последнего (ст. 20 Закона № 152-ФЗ).

Кроме этих разделов, в Политику рекомендуется включать регламент(ы) реагирования на запросы, обращения субъектов персональных данных и их представителей, уполномоченных органов по поводу неточности персональных данных, неправомерности их обработки, отзыва согласия и доступа субъекта персональных данных к своим данным, а также соответствующие формы запросов, обращений.

Политика утверждается приказом работодателя. Если принимается новая Политика, приказом следует отменить предыдущую и утвердить новую редакцию Политики.

С Политикой необходимо ознакомить всех работников организации под подпись.

* * *

В связи с постоянным развитием компьютерных технологий защите персональных данных уделяется все больше внимания. Сейчас практически каждая организация имеет свой сайт и не просто размещает на нем те или иные сведения, но и осуществляет через него обмен информацией, в том числе персональными данными. При этом на сегодняшний момент Политика мало кем из организаций опубликована.

Еще раз обращаем внимание, что Политика – это отдельный документ, который должен быть у каждого оператора персональных данных, не считая других обязательных локальных актов в сфере обработки и защиты персональных данных. Если у вас еще его нет, его следует разработать, а если есть – привести в соответствие с Рекомендациями. И не стоит относиться к этому формально, ограничиваясь общими нормами Закона № 152-ФЗ, поскольку при проверке будет учитываться не только сам факт наличия Политики, но и то, насколько она соответствует реальному положению дел в области обработки персональных данных в конкретной организации.

При выездной проверке в компанию приезжают инспекторы. Обычно несколько человек. Инспекторы на месте проверяют, как компания выполняет требования, установленные законом.

Проводится по отношению к организациям, которые отнесены к категориям высокого и значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере обработки персональных данных. О таком визите бизнес должны уведомить не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

Роскомнадзор также может проводить профилактические мероприятия. К ним относятся:

  • информирование;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • профилактический визит;
  • обобщение правоприменительной практики.

В случае и с плановой, и с внеплановой проверкой у компании слишком мало времени на то, чтобы подготовиться и исправить все нарушения. Поэтому делать все нужно заранее.

По новым правилам учитывается тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований. В зависимости от этого выделяются четыре группы тяжести: А, Б, В и Г. Каждая группа включает определенные виды деятельности.

Группа тяжести

Виды деятельности

А

Обработка специальной категории персональных данных и (или) биометрических данных; сбор персональных данных, осуществляемый с использованием баз данных, находящихся за пределами РФ; трансграничная передача персональных данных на территорию иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физлиц при автоматизированной обработке персональных данных и не включенных в перечень иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных; передача персональных данных третьим лицам, полученных в результате обезличивания.

Б

Обработка персональных данных в целях, отличных от заявленных на этапе их сбора; обработка данных несовершеннолетних лиц в случаях, не предусмотренных федеральными законами; обработка данных в информационных системах (содержат данные более чем 20 000 субъектов); сбор персональных данных, осуществляемый с использованием иностранных программ и сервисов.

В

Обработка персональных данных близких родственников субъекта персональных данных; обработка данных в информационных системах (содержат данные от 1000 до 20 000 субъектов); трансграничная передача персональных данных на территорию иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физлиц при автоматизированной обработке персональных данных и включенных в перечень иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных; обезличивание данных, обработка данных, полученных в результате обезличивания, с использованием методов обезличивания, без передачи третьим лицам.

Г

Обработка персональных данных в информационных системах (содержат данные менее чем 1000 субъектов); обработка персональных данных без предоставления в Роскомнадзор; обработка данных, полученных из общедоступных источников; трансграничная передача персональных данных на территорию иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физлиц при автоматизированной обработке персональных данных.

В некоторых случаях критерии позволяют отнести деятельность компании к различным группам тяжести. В этом случае используется критерий, который относит деятельность к более высокой категории риска.

Частота плановых проверок зависит от присвоенной категории риска:

  • Высокий риск: инспекционный визит или выездная проверка один раз в 2 года.
  • Значительный риск: инспекционный визит или выездная проверка 1 раз в 3 года.
  • Средний риск: инспекционный визит или документарная проверка или выездная проверка 1 раз в 4 года.
  • Умеренный риск: документарная проверка или выездная проверка 1 раз в 6 лет.
  • Низкий риск: плановые проверки не проводятся.

Для начала стоит разъяснить основные понятия. В Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ предлагается следующее определение понятию персональные данные: «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». Сама формулировка определения ясно говорит о том, что исчерпывающего списка, который бы четко регламентировал, какая информация будет считаться персональными данными, а какая нет, не существует. Иными словами, для идентификации гражданина в одной ситуации необходимо будет знать ФИО и контактный номер, а в другом случае может понадобиться его удостоверение и адрес регистрации.

На основании этого можно заключить, что оператором персональных данных будет являться государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое занимается сбором, хранением и обработкой персональных данных. Более того, в Роскомнадзоре придерживаются позиции, что организация становится оператором персональных данных непосредственно в тот момент, когда начинает обрабатывать информацию. Поэтому не имеет значения подала ли организация уведомление, получила ли она официальных статус — в глазах ведомства компания стала оператором персональных данных в тот момент, как пользователь заполнил форму обратной связи на сайте.

Таким образом, в каждой сфере есть операторы персональных данных, потому что они используют и обрабатывают сведения, по которым можно идентифицировать гражданина: магазины, салоны красоты, государственный автоматизированные системы, медицинские учреждения и образовательные организации. И поэтому все они должны определенные правила, установленные законом закону № 152-ФЗ:

  • разъяснять человеку, какие данные и для каких целей будут собраны;
  • обнародовать документы, касающиеся обработки персональных данных;
  • обеспечивать защиту персональных данных (в том числе уничтожать записи, если субъект ПД докажет, что сведения были получены незаконным путем или блокировать доступ к сведениям по запросу).

Уведомление Роскомнадзора об обработке персональных данных в 2021 г.

В соответствии с нормами действующего законодательства, за отказ проходить регистрацию в реестре организации грозит штраф:

  • от 300 до 500 рублей предусмотрено для должностных лиц;
  • от 3000 до 5000 рублей — юридических.

Кроме того, административная ответственность полагается и за нарушение требований по защите персональных данных. Так, статьей 13.11 КоАП РФ предусмотрено несколько составов правонарушений, за которые могут быть оштрафованы операторы персональных данных. Стоит отметить, что сумма штрафа варьируется от 15 000 до 75 000 рублей, в случае с индивидуальным предпринимателем штраф может быть от 5000 до 20 000 рублей.

26 ноября 2020 г. Роскомнадзор провел онлайн-трансляцию по вопросам персональных данных и фактически рассказал, как будет применять Закон 152-ФЗ в следующем году.

Важное обновление 23.12.2020: принят закон об изменении правил публикации персональных данных.

На семинаре прозвучали доклады:

Дмитрия Рудакова, заместителя начальника отдела ведения реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных. Он рассказал о реестре. Его презентация.

Второй спикер, Альфия Гафурова, заместитель начальника Управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора, озвучила основные вопросы по жалобам граждан. Ее презентация содержит информацию о типовых нарушениях:

  • в банковской сфере;
  • в ЖКХ;
  • в интернете;
  • в связи;
  • в торговле.

GDPR может применяться к российским компаниям в нескольких случаях:

  1. Российская компания имеет филиалы на территории Европы.
  2. Российская компания действует по поручению европейской компании и отвечает перед ней за обработку персональных данных.
  3. Российская компания работает не только на территории России, но и направлена на европейского потребителя. Например, интернет-магазин предлагает продажу товаров в Европу, при этом одновременно выполняются два условия:
  1. сайт доступен на языках стран ЕС;
  2. предусмотрены расчеты в евро.

Если одно из этих условий не выполняется, то требования GDPR на такой магазин не распространяются.

Да, нужно. Более того, передача данных в другие фирмы для ведения кадрового учета или бухгалтерского предполагает делегирование части обязанностей оператора и это требует оформление договора поручения (ч. 3 ст. 6 Закона “О персональных данных”).

В таком согласии должна быть указана конкретно одна цель, для достижения которой передаются данные сотрудника.

Кому не нужно уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных

Центр компетенций Роскомнадзора по Южному федеральному округу разрабатывает матрицу персональных данных. Проект такой матрицы уже существует, планируется, что он будет размещен в открытом доступе в первом полугодии 2021 года.

Сбор копий документов должен осуществляться на основании согласия субъекта в соответствии с ч.1 ст. 6 Закона “О персональных данных”.

Паспорт — это носитель биометрических персональных данных. Для получения копии документа согласия, предусмотренного ч. 4 ст. 9 ФЗ № 152 не требуется. Но должно быть получено согласие, которое отвечает требованиям ч. 1 ст. 9 Закона: согласие должно быть информированным, конкретным и сознательным.

Т.е. человек должен четко понимать, какие данные он предоставляет, в каких целях, кому, какие действия будут осуществлять с данными. В течение какого срока, кто будет иметь доступ к персональным данным.

Если такие требования соблюдаются, то форма получения согласия определяется оператором: можно в электронном виде, можно на бумаге.

Такие идентификаторы как ИНН, СНИЛС, электронная почта и т.п. являются персональными данным. Роскомнадзор исходит из их уникальности: они присваиваются конкретному человеку и не могут быть отнесены к другому.

Даже без дополнительной информации идентификаторы являются персональными данными.

Вопрос о MAC- адресах устройств нужно рассматривать в контексте Закона “О связи”. Без сведений об абоненте они не относятся к персональным данным. Но когда MAC- адрес добавляется сведениями, например, о геолокации или кукис, то в совокупности эта информация является персональными данными.

Комбинация: фамилия, имя и телефон — персональные данные.
Но отдельно номер телефона – не персональные данные, т.к он относится не к пользователю, а к абонентскому устройству.

Ранее Роскомнадзор уже озвучивал позицию о том, что в случаях, предусмотренных законодательством, фото является биометрическим персональными данными. Для их обработки необходимо выполнить требования статьи 11 Закона “О персональных данных”

Во всех иных случая фотография рассматривается как материальный носитель персональных данных и обработка которых осуществляется на общих основаниях, предусмотренных статьей 6 Закона 152-ФЗ.

Оборот фото-видеоизображений регулируется Гражданским кодексом, который предусматривает случаи использования изображения гражданина как с согласия, так и без такового.

Потоковое видеонаблюдение не рассматривается Роскомнадзором как обработка персональных данных. Но если камера направлена на идентификацию лица, например, для пресечения или раскрытия правонарушений, то записи с этой камеры должны рассматриваться как источники персональные данные.

Из Федерального закона от 30.12.2020 № 519-ФЗ следует, что:

  • Молчание или бездействие ни при каких обстоятельствах нельзя расценивать как согласие на обработку ПД.
  • Согласие на обработку ПД, разрешенных для распространения, оформляется отдельно. Оператор обязан обеспечить субъекту ПД возможность определить перечень персональных данных по каждой категории, указанной в согласии на обработку.
  • В согласии на обработку ПД, разрешенных для распространения, можно установить запреты на передачу этих персональных данных неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки данных неограниченным кругом лиц. Оператор не вправе отказать в этом случае.

На протяжении последних нескольких лет работе с персональными данными физлиц уделяется особое внимание. Ключевые изменения произошли в 2021 году, когда Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ внес поправки в ст. 13.11 КоАП. Тогда был заметно расширен перечень оснований для привлечения к административной ответственности за незаконную обработку персональных данных (ПД) и увеличены штрафы.

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ даются определения трем ключевым понятиям, вокруг которых часто и возникают споры: персональные данные, оператор и обработка персональных данных.

Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами:

  • организующие и (или) осуществляющие обработку ПД;
  • определяющие цели обработки ПД, состав ПД, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с ПД.

Обработка персональных данных — любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без них с ПД: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

В законе прямо не уточняется, какие именно данные являются персональными, но, если исходить из формулировки, что это «любая информация», относящаяся к физлицу, то к ПД относятся (вместе и даже по отдельности):

  • ФИО
  • дата рождения
  • адрес
  • телефон
  • электронный адрес
  • фотография
  • ссылка на персональный сайт
  • ссылка на профиль в социальных сетях

Одним словом, речь идет о любых данных, по которым можно идентифицировать человека. Следовательно, если вы каким-то образом получаете такие данные в любом сочетании, то являетесь оператором персональных данных. Фактически любой владелец сайта — оператор персональных данных, так как он размещает на своем ресурсе форму обратной связи, форму регистрации и др.

В 152-ФЗ операторы делятся на несколько категорий: физлица, ИП, юрлица, муниципальные органы, государственные органы. В зависимости от категории за одно и то же нарушение применяются разные по размеру штрафы. Так, например, для физлиц они заметно ниже, чем для юрлиц.

Каждая категория операторов так или иначе сталкивается с обработкой ПД. Физлица используют ПД клиентов. ИП запрашивают эти данные, нанимая специалистов на работу, или собирают ПД на сайте, в интернет-магазине. К юрлицам применяется расширенный список требований по оформлению необходимых документов и требование о назначении ответственного за организацию обработки ПД. Самые жесткие требования предъявляются к государственным и муниципальным органам, которые работают с огромным массивом ПД граждан.

Политика оператора персональных данных

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к защите ПД. Согласно Федеральному закону от 07.02.2017 № 13-ФЗ, который начал действовать с 1 июля 2021 года, в статье 13.11 КоАП РФ предусмотрено несколько составов правонарушений, за которые могут быть оштрафованы операторы персональных данных. В зависимости от правонарушения штрафы для юридических лиц по этой статье варьируют от 15 000 до 75 000 рублей, а для ИП — от 5000 до 20 000 рублей.

Отказ регистрироваться в реестре может быть расценен как непредставление информации в контролирующий орган. Наказание за это предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. По ней должностным лицам грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей, а юридическим — от 3000 до 5000 рублей.

Каждый год система взаимоотношений бизнеса и государства упрощается, поэтому и подача уведомления о включении в реестр операторов не составит практически никаких сложностей. На сайте федеральной службы выложена электронная форма для заполнения юридическими и физическими лицами для включения в реестр операторов персональных данных. Она содержит следующие поля:

  • данные и реквизиты оператора (они обычные, всегда содержатся в карточке юридического лица, направляемой контрагентам для заключения договоров);
  • цель обработки персональных данных и наличие на это разрешения закона, указание на то, соответствует ли такая деятельность уставу;
  • описание средств и мер защиты, которые лицо намеревается использовать для охраны доверенной ему информации (программные продукты и их сертификация, наличие разработанных внутренних методик и положений, опосредующих защиту информации);
  • реальную дату начала обработки;
  • предполагаемую дату завершения обработки персональных данных (дату завершения действия лицензии или дату прекращения занятия определенной деятельностью) или же условия, при которых эта деятельность завершится;
  • категории обрабатываемых персональных данных (от паспортных до биометрических);
  • планируемые действия с информацией, их автоматизация, предполагается ли передача массивов сведений по сети Интернет и иным каналам связи;
  • сведения о конкретном специалисте, на которого возложена ответственность за работу с персональными данными.

После того, как форма заполнена, ее нужно направить в Роскомнадзор, при этом один экземпляр распечатать, прошить, заверить подписью и печатью. Его придется направить в региональное подразделение службы по почте с приложениями, определенными законом. Это такие документы, как внутренние положения, формат бланка согласия третьего лица на обработку персональных данных, приказ о назначении ответственного специалиста.

Ведомство будет рассматривать документы 30 дней, после этого наименование нового оператора появится в реестре операторов персональных данных. Но если предоставленные сведения окажутся недостаточными, неполными, у будущего оператора могут потребовать их уточнить. Такие дополнения нужно будет направить в течение 10 дней. Необходимо учитывать, что при изучении заявления компания будет проверена на взаимоотношение с иностранными юридическими лицами, если планируется осуществление трансграничной передачи данных, ее цели должны быть четко определены. В ряде случаев наличие заинтересованного иностранного акционера может повлечь за собой отказ в регистрации.

Уведомлять Роскомнадзор не нужно, если ПД:

  • относятся к субъектам, которых связывают с оператором трудовые отношения;

Персональные данные сотрудника: как с ними работать

  • получены оператором при заключении договора, но не распространяются, не предоставляются третьим лицам без согласия на то их субъекта, то есть используются оператором исключительно для исполнения договора;
  • являются общедоступными;
  • включают только ФИО субъектов ПД;
  • нужны для однократного пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
  • включены в федеральные автоматизированные информационные системы ПД, государственные информационные системы ПД, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  • обрабатываются без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Все вышеперечисленные меры имеют отношение как к физлицам, так и к юрлицам. Однако юрлицам следует предпринять ряд дополнительных мероприятий — организационных, правовых и технических.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:

  • в случае обезличивания ПД;
  • в отношении общедоступных ПД;
  • если данные включают только ФИО субъектов ПД;
  • для однократного пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор (или в иных аналогичных целях);
  • если данные получены в связи с заключением договора, стороной которого является субъект ПД, если данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом ПД;
  • если данные относятся к членам общественного объединения или религиозной организации и обрабатываются для достижения законных целей.

Проверка Роскомнадзора: как к ней подготовиться, чтобы избежать штрафов

После отправки заполненного документа в РКН нужно ожидать, пока информация не будет внесена в единую электронную базу. Удостовериться в успешности процесса несложно — достаточно открыть сайт федеральной службы, перейти в реестр и совершить поиск:

  • по ИНН либо регистрационному номеру;
  • по наименованию компании.

После нажатия кнопки «Найти» на страничке появится запись о типе оператора, основании включения в список, дате поступления уведомления и начале совершения операций с ПДн, а также других общедоступных сведениях.

Что это такое уведомление в Роскомнадзор для регистрации в реестре персональных данных, не все операторы четко себе представляют, поэтому в первый раз испытывают сложности с заполнением. Но ошибка или неточность чреваты серьезными проблемами, вплоть штрафных санкций при проверках, поэтому нужно четко понимать, что и где вписывать. Все поля со звездочкой в форме регистрации обязательны для заполнения — если их пропустить, то онлайн-обращение не будет отправлено, а письменную форму не будут рассматривать.

Чтобы регистрация прошла успешно, в документе предстоит указать:

  • территориальное управление РКН и тип оператора;
  • наименование согласно официальным документам (или Ф.И.О. для предпринимателей);
  • фактический и юридический адрес, а также регионы, на территории которых ведется коммерческая или некоммерческая деятельность, подразумевающая обработку ПДн;
  • сведения о филиалах (если имеются);
  • ИНН и ОГРН — в форме есть и другие поля для кодов организации, но они не являются обязательными для заполнения;
  • правовое обоснование — тут должно быть указано правовое обоснование для обработки персональных данных, для работодателей обязательно упоминание Трудового Кодекса;
  • цель совершения операций — основной пункт, над которым необходимо серьезно задуматься, чтобы в дальнейшем не возникли противоречия с ФЗ-152 и подзаконными актами;
  • категории субъектов, чьи данные собираются и используются, а также список видов ПДн, с которыми вы будете иметь дело;
  • принятые меры для обеспечения информационной безопасности в ИСПДн — здесь требуется ввести все применяемые организационные и технические средства защиты;
  • условия окончания процесса обработки либо конкретные сроки;
  • перечень совершаемых операций;
  • способ обработки сведений;
  • наличие или отсутствие трансграничной передачи ПДн;
  • информация о центре обработки данных — указываются отдельно для каждой ИС;
  • ответственное за организацию обработки персональных данных лицо и исполнитель.

В самом конце от того, кто заполняет форму, требуется поставить отметки о согласии на использование полученных сведений, ввести проверочный код и подтвердить отправку. Далее в обязательном порядке требуется распечатать документ, поставить печать и переслать в территориальное подразделение РКН нарочным способом или почтой.

Утвержденной законом формы этого документа нет, но есть перечень сведений, которые обязательно должны в нем быть:

  • основание и цель сбора персональных данных;
  • наименование, контактные данные и адрес;
  • информация о том, кто обрабатывает данные. Если этим занимается другая компания, то вписывается информация о третьих лицах, у которых есть доступ к данным;.
  • виды данных для обработки и источники их получения;
  • сроки обработки и хранения персональных данных;
  • способ соблюдения прав субъекта, предусмотренных законом «О персональных данных»;
  • информация о передаче данных за пределы России.

Всю эту информацию можно изложить в свободной форме. Требование одно — субъект должен понимать, куда отправляются его персональные данные, как их используют и охраняют.

В больницах, школах, визовых центрах, при трудоустройстве приходится заполнять согласие на обработку персональных данных.Это письменное разрешение, которое дает разрешение на получение, сбор, хранение и использование персональных сведений о себе.

Согласие пишется в произвольной форме или по шаблону, который разработан и утвержден внутри организации. В бланке обязательно должны быть следующие данные:

  • наименование оператора персональных данных;
  • место и дата составления документа;
  • фамилия, имя, отчество субъекта, его паспортные данные и сведения о месте жительства.

Далее идет информационная часть согласия. В ней прописывается:

  • каких именно персональных данных касается документ;
  • в каких целях и что именно допустимо с ними делать;
  • срок действия согласия и возможность его отзыва.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...