Как получить лицензию на пассажирские перевозки самозанятому

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить лицензию на пассажирские перевозки самозанятому». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.

Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.

Какая альтернатива есть?

Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.

Может ли самозанятый получить лицензию на такси

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

  1. Работа в таксопарке

    По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

  2. Сотрудничество напрямую с агрегатором

    При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

    При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

  3. Поиск заказов самостоятельно

    Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:

  • Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.

  • Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.

  • Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.

  • 3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.

  • Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.

  • Доступ к автокредиту от банков-партнеров.

Практически каждый человек мечтает о собственном деле, которое будет не только приносить удовольствие, но и доход. Такси – одна из таких сфер деятельности, в которой можно реализовать себя. В первую очередь, преимущество такой работы в том, что она не требует больший первоначальных вложений помимо автомобиля, который имеется на данный момент практически у каждого гражданина. Желающему получить лицензию на такой вид деятельности следует лишь разработать и придерживаться четкого плана действий, чтобы процедура прошла успешно и быстро.

Остановимся вначале на основном моменте, который является краеугольным камнем в деятельности такси.

ВАЖНО! Для легальной деятельности такси необходимо получать лицензию!

То есть для того, чтобы совершать пассажирские перевозки на законных основаниях, необходимо получить разрешение.

Посмотрим, какие условия выдвигает закон для перевозчиков (ст. 9 федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ):

  1. Лицензию может получить только ИП или юридическое лицо. Это очень важный момент. Подчеркнем еще раз и будем обращаться к данному факту в течение статьи: физлицо не имеет права на получение лицензии.
  2. Автомобиль должен принадлежать соискателю лицензии на правах собственности либо по договору аренды (лизинга).
  3. На одно транспортное средство выдается одна лицензия.
  4. Юридическое лицо либо ИП, осуществляющие деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров, обязаны:
  • проводить ТО и ремонт транспортных средств;
  • обеспечивать техконтроль автомобиля перед выездом;
  • обеспечивать медицинский осмотр водителя перед выездом.

Подытожим основные тезисы, чтобы на их основе показать, какие схемы работы с Яндекс.Такси являются законными, а какие — нет, и ответить на вопрос: придется ли платить налог Яндекс.Такси.

Как таксисты Яндекс платят налоги? С появлением налогового режима под названием самозанятость стал актуальным вопрос: какой налог платят самозанятые таксисты, так как «Яндекс» активно приглашает их работать в такси.

В связи с этим рассмотрим схемы, которые повсеместно применяются. Однако их распространенность совершенно не означает законность. Что мы сейчас и покажем. Незаконны схемы не только потому, что налоги в Яндекс.Такси для водителей не уплачиваются, но еще и потому, что данные схемы склоняют водителей к незаконной предпринимательской деятельности. Причем в некоторых случаях она является таковой даже с условием того, что Яндекс.Такси налог самозанятого отражает в его приложении.

Рассмотрим цепочку по порядку. Оговоримся, что партнеров-посредников в цепочке может быть несколько, но на таких схемах мы останавливаться не будем.

Рассмотрим взаимосвязь «агрегатор — партнер». Как уже было сказано, Яндекс.Такси работает только так. Напрямую с водителем агрегатор может работать только при условии, что водителем является ИП (схема № 1).

Итак, агрегатор заключает с партнером:

  • договор оказания услуг — на предоставление доступа к сервису, на поиск водителей для партнера (при необходимости);
  • агентский договор — на прием безналичной оплаты от клиентов.

Таким договором агрегатор закон не нарушает и, надо полагать, уплачивает налоги с вознаграждения за оказываемые услуги, а также со своего агентского вознаграждения.

Если партнером Яндекс.Такси является водитель — ИП, то мы говорим о схеме № 1, которая является полностью законной. Сюда же можно отнести законную схему № 2, где партнером является ООО, у которого заключены трудовые договоры с водителями.

Покажем на рисунке, как работают эти схемы и почему они законны.

Могут ли самозанятые получить лицензию (разрешение) на такси?

Теперь расскажем, можно ли законно быть самозанятым в Яндекс.Такси и какой налог платить при этом. Самозанятость — это специальный режим налогообложения (НПД — налог на профессиональный доход), который могут применять как физлица, так и ИП.

Законные способы быть самозанятым таксистом:

  1. Зарегистрировать ИП на НПД, получить лицензию на такси и стать партнером Яндекс.Такси.

Плюсы:

  • Законно ли с точки зрения лицензирования деятельности такси? — Да.
  • Законно ли с точки зрения налогового законодательства? — Да.
  • Сколько платят налог самозанятые водители Яндекс.Такси и с какой суммы? — 4% от физлиц и 6% от юрлиц, что значительно меньше 13% НДФЛ. Однако учесть комиссию агрегатора нельзя. Страховые взносы уплачивать не надо.

Минусы:

  • Можно ли нанять сотрудников-водителей? — Нет, придется работать одному.
  • Можно ли учитывать расходы на бензин, ремонт и прочее при расчете налога? — Нет, нельзя.
  1. Стать самозанятым физлицом и устроиться по ГПД к партнеру Яндекс.Такси — в таксопарк.

Плюсы:

  • Законно ли с точки зрения лицензирования такси? — Да.
  • При такой самозанятости в Яндекс.Такси сколько налог платить? — В этом случае источником дохода является таксопарк — партнер Яндекс.Такси, поэтому доход облагается 6%.
  • Как платить налоги таксопарку Яндекс.Такси в этом случае? — Налог с вознаграждения, выплаченного физлицу самозанятому , уплачивать не надо, так как это обязанность самозанятого.

Минусы:

  • Могут ли переквалифицировать ГПД в трудовой договор? — Да, такая вероятность высока.
  • Можно ли таксопарку учитывать расходы на бензин, ТО и вознаграждение водителю? — В зависимости от того, какую систему налогообложения применяет партнер (при ОСНО и УСН 15% можно, при УСН 6% и ПСН нельзя).
  • Налог таксопарк платит с разницы между доходом от поездки и вознаграждением водителя? — Нет, доходом является все поступление от клиента, а вознаграждение водителя можно учесть в расходах при некоторых системах налогообложения.

О рисках переквалификации ГПД в трудовой договор читайте в статье «ГПД с физлицом на оказание услуг — риск переквалификации в трудовой договор».

Положение о лицензировании перевозок пассажиров и иных лиц автобусами

Федеральный закон от 30.10.2018 №386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О лицензировании отдельных видов деятельности»

СМИ активно освещали события, связанные с новым налоговым режимом. Вот несколько преимуществ, которыми теоретически могут воспользоваться владельцы грузовиков, выбравшие НПД.

  • Легализация и связанное с ней расширение базы потенциальных клиентов;
  • Отсутствие отчетности и низкая ИП налоговая ставка;
  • Возможность платить лишь за те месяцы, когда предприниматель осуществлял услуги перевозки;
  • От статуса самозанятого в любое время можно отказаться или сменить его на ИП.

При этом у нового налогового режима есть и объективные минусы:

  • Налогом облагаются все доходы – без вычета расходной части;
  • Сумма ежемесячного оборота также ограничена;
  • Предприниматель теряет возможность нанимать сотрудников.

Чтобы выяснить, подходит ли этот налоговый режим для водителей-частников мы побеседовали с экспертами и юристами. По мнению координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, граждане, выбравшие налог на профессиональный доход, в автоперевозках работать не могут.

— Самозанятых автоперевозчиков не бывает! Грузоперевозки автомобильным транспортом возможны, если они осуществляются субъектом бизнеса: юрлицом или ИП. Это сказано в Уставе автомобильного транспорта, в Правилах перевозки грузов и в Гражданском кодексе. Слова «самозанятый» в этих документах нет! – заявил наш собеседник.

Валерий Войтко отмечает, что перевозчики, выбравшие НПД, фактически являются «чёрными» перевозчиками и уходят от налогов – вне зависимости от того, осознанно они так поступают или нет.

— Формально грузоперевозки являются вполне легальным видом деятельности самозанятого лица, – пояснил нам Управляющий Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» Роман Образцов. – Но есть одно противоречие. Согласно 152 приказу Минтранса, водитель должен иметь при себе путевой лист.

Но путевой лист выдаётся юрлицом или ИП, а самозанятый не попадает ни под одно из этих определений.

Юрлицо в качестве сопроводительного документа предоставляет самозанятому перевозчику транспортную и товарную накладные на перемещаемые ценности. Когда заказчиком услуг является физическое лицо, исполнителю придётся совершать рейс без сопроводительной документации, что неприемлемо с точки зрения проверяющих органов (например, ГИБДД).

О пробелах в транспортном законодательстве говорит и руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов.

— Это очень неблагодарная тема: в законодательстве много дыр, а судебной практики пока нет, – отмечает юрист.

— Я не согласен с тем, что перевозчики, регистрируясь в качестве самозанятых, нарушают закон; новый налоговый режим был введён в качестве эксперимента и государство само разрешило так работать.

Эксперт отмечает, что во многих нормативных документах граждане, выбравшие самозанятость, не упоминаются. К примеру, в КоАП предусмотрены штрафы для физических лиц, ИП и компаний. Возникает вопрос: какие санкции следует применять в отношении нарушивших закон самозанятых?

— По логике, граждане, выбравшие НПД, признаются физлицами, и взаимоотношения с ними необходимо выстраивать как с физлицами, а не как с ИП. Но я знаком с ситуациями, когда они несли ответственность как индивидуальные предприниматели. В то же время у меня есть два контрагента, которым я плачу как самозанятым, и банк проводит платежи как переводы частным лицам.

По мнению Сергея Богатова, главное несоответствие кроется в самой сути понятия самозанятого. Законодательство рассматривает его как обычного гражданина, который платит меньше налогов, но по сути самозанятый занимается именно предпринимательской деятельностью.

* * *

Новый налоговый режим на сегодняшний нельзя назвать оптимальным для перевозчиков с небольшим уровнем дохода из-за пробелов в законодательстве, а по мнению некоторых экспертов его и вовсе нельзя использовать в сфере автоперевозок. Вполне вероятно, что уже в обозримом будущем пробелы будут устранены. Но пока этого не произошло, перевозчики могут регистрироваться в качестве самозанятых на свой страх и риск: узнать, какие штрафы будут выписаны за банальные нарушения ПДД и какую позицию займёт суд в ходе разбирательств можно будет только постфактум.

Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.

Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.

Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.

А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.

Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.

Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.

Напомним, что получить разрешение на такси может только зарегистрированный индивидуальный предприниматель или организация. Обращаться за разрешением надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта).

Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.

Заявление и другие необходимые документы можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг, поэтому надо заранее получить пароль для доступа к сайту госуслуг.

Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком на пять лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то это зависит от региона. В Москве разрешения выдают бесплатно, в Питере за символическую плату в 320 рублей.

К транспорту закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета самого автомобиля, то это также зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.

Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».

То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.

Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.

Водителю выгоднее регистрировать индивидуального предпринимателя (ИП) по упрощенной системе налогообложения (УСН) 6%. Исходя из этого, направляем в налоговую заявление о переходе с УСН на самозанятость. Важно! Если вы используете другую систему налогообложения, форма заявления будет другой.

Примерный список профессий для самозанятых доступен в приложении «Мой налог».
Для удобства продублируем его здесь:

Администрирование
Анализ данных
Вебмастер
Верстка и дизайн
Компьютерный мастер
Обработка данных
Программист
Техническая поддержка

Как получить лицензию на такси в 2021 году

Вакцинация животных
Груминг
Дрессировщик
Кинология
Передержка животных
Уход за животными

Диетолог
Консультирование
Логопед
Массажист
Психолог
Тренер, инструктор

Исследования
Маркетинг, реклама
Обрядовые услуги
Опросы, сбор мнений
Переводчик

Консультирование
Косметолог
Маникюр, педикюр
Модель
Парикмахер
Стилист
Тату и пирсинг
Эпиляция

Репетитор
Тренер
Учитель

Кондитер
Обслуживание
Повар

Модельер, дизайнер
Пошив
Ткани, кройка, шитьё

Благоустройство территории
Животноводство
Лес, охота, рыбалка
Переработка отходов
Приём или сдача лома
Сельхоз услуги

Грузчик
Копирайтер
Носильщик
Обеспечение безопасности
Писатель
Платные туалеты

Аниматор
Артист, певец, музыкант
Ведущий, шоумен, тамада
Гид, экскурсовод

Бытовой ремонт
Дизайн
Отделка
Ремонт бытовой техники
Ремонт квартир
Реставрация
Сантехник
Строительство
Техобслуживание
Электрик

Кузнец
Металлообработка
Проектирование
Производственные услуги
Столяр, плотник
Услуги по сборке

Консультирование
Массажист
Тренер, инструктор

Продукция собственного производства

Бухгалтер
Бухгалтерия
Консультирование
Риелтор
Страховые услуги
Услуги курьера
Финансовые услуги

Издательские услуги
Оператор
Оцифровка
Полиграфия
Фотограф
Художник

Консультирование
Налоговый консультант
Юридические услуги

Однако стоит помнить о том, что перечень услуг для самозанятых граждан в сервисе не исчерпывающий. Во всех категориях есть «Прочее», что говорит о возможности осуществления видов деятельностей за пределами предложенных вариантов.

Например, к «Информационным услугам» относится деятельность по подбору персонала, но в списке ее нет. Или в категории «Юристы» выделен «Налоговый консультант», но нет «Консультанта по трудовому праву». Последние востребованы у малого и среднего бизнеса.

Таксисты и грузоперевозчики могут стать самозанятыми

На сегодняшний день рынок оказания нелегальных перевозок пассажиров легковым транспортом все еще существует, особенно в нестоличных регионах. Для нелицензированных водителей (в обиходе – «бомбил») этот вид деятельности является основным или дополнительным. Для выхода из тени для них существуют два пути:

  • регистрация ИП;
  • трудоустройство в таксопарки.

Для тех, кто занимается извозом время от времени, оба пути не являются удобными из-за возникновения обязательств, требующих регулярности в выходе на работу, а также из-за необходимости перечислять государственные платежи даже в случае приостановки деятельности. Работающие постоянно не хотят регистрировать ИП в основном из-за нежелания платить налоги, а в легальные организации они устраиваться не хотят из-за несоответствия автомобилей техническим требованиям. Этот момент создает еще и проблемы с безопасностью перевозок.

Легализация самозанятых таксистов могла бы вывести хотя бы частично этот сегмент рынка из тени, увеличить налоговые поступления в казну, уменьшить аварийность.

Деятельность самозанятых граждан регулирует закон №422-ФЗ. Этот нормативный акт «обкатывается» пока в четырех регионах РФ и позволяет представителям микробизнеса не открывать ИП или ООО, но регистрироваться в качестве налогоплательщиков, платить налоги и пользоваться социальными услугами от государства.

Деятельность по перевозке людей регулируется Федеральным законом № 69-ФЗ (в 2019 году ожидается внесение в него существенных изменений). Этот закон в быту носит название «Закона о такси», хотя по сути он таковым не является. Этот правовой акт вносит поправки в другие законы и акты, но эти поправки коренным образом изменяют существовавшую ранее сферу деятельности таксомоторных предприятий.

Статья 9 является по сути отдельным законом, регулирующим правила организации перевозок пассажиров легковым транспортом. В этой статье регламентируется:

  • необходимость и порядок получения разрешений на такси;
  • требования к автомобилям, перевозящим людей;
  • контроль над организацией таксомоторных перевозок со стороны госорганов.

Важно! Эти два упомянутых Федеральных закона определяют, может ли таксист быть самозанятым.

При изучении ФЗ № 69, выясняется, что согласно той же статье 9 разрешение на перевозку пассажиров и багажа могут получить:

  • ИП;
  • юрлица.

Возможность выдачи лицензий гражданам, работающим «на себя», этим актом не предусмотрена, и разрешение на такси без открытия ИП получить невозможно. Законодательство в этом случае требуется доработать.

На практике существует легальный путь решения вопроса совмещения самозанятости и такси. Получить лицензию и платить налог на профессиональную деятельность можно так:

  • оформить статус индивидуального предпринимателя в установленном порядке;
  • получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке;
  • подать в ИФНС заявление на применение системы налогообложения НПД (при условии соответствия требованиям ФЗ №422).

При этом гражданин не утрачивает статус ИП, но пользуется всеми другими преимуществами самозанятого. Такой порядок лишен одного из самых привлекательных достоинств, предлагаемых государством микробизнесменам – простоты регистрации. Но на сегодняшний день другого законного способа стать самозанятым водителем такси не существует.

Услугу получения разрешения предлагают фирмы-посредники. Все, что нужно в этом случае – предоставить необходимые документы и оплатить услуги. Такой способ экономит нервы, время, но не деньги.

Некоторые посредники могут оформить документ бесплатно на условиях последующей работы у них. В этом случае стоимость процедуры может быть компенсирована в виде повышенной комиссии.

Для того, чтобы заниматься легкомоторными перевозками, автомобиль должен быть зарегистрирован на территории РФ и соответствовать определенным требованиям:

  • на нем должна быть нанесена цветографическая эмблема такси («шашечки»);
  • на крыше устанавливается фонарь желтого или оранжевого цвета с той же эмблемой;
  • в салоне устанавливается таксометр или размещается перечень фиксированных тарифов;
  • в салоне вывешиваются сведения о перевозчике и правила пользования такси;
  • автомобиль должен проходить дважды в год техосмотр и технический контроль перед каждым на линию.

В регионах могут устанавливаться требования к окраске таксомоторов (в Москве такси должны быть желтого цвета, в МО – комбинация белого, серого и желтого).

Потребуется подготовить документы:

  • копия (скан) паспорта;
  • копия (скан) свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • копия (скан) доверенности или договора аренды ТС.
  • ИНН;
  • свидетельство о регистрации ИП (выписка из ЕГРН);
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Все копии прикладываются к заявлению в Минтранс.

Самозанятые водители должны иметь с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД оформленные путевые листы. Закон 259-ФЗ исключений для представителей микробизнеса не предусматривает.

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии – 5 лет. По окончании этого срока ее надо оформить заново. Если автомобиль больше не используется в качестве такси, необходимо пройти процедуру закрытия разрешения. Законом определены случаи, когда лицензия может быть отозвана.

В настоящее время для регистрации в качестве таксиста с собственным транспортом разработаны специальные программы. Они позволяют выбирать заказы, автоматически оплачивать тарифы и посылать отчеты о своей деятельности. Это позволяет многим гражданам свободно подрабатывать таксистами. Но не все так просто. Первый вопрос, который всегда возникает при выборе данной деятельности, заключается в том, возможна ли самозанятость такси, или нужно регистрировать ИП?

Перевозка пассажиров — занятие непростое. У людей, которые садятся в машину, разные характеры и настроение. Порой между водителем и пассажиром возникают конфликты. В ходе разбирательств может потребоваться документ о легальности деятельности таксиста. Им может стать лицензия такси для самозанятых. Потребовать ее предъявления может и инспектор ГИБДД. Возникает вопрос: как получить лицензию на такси самозанятому?

В некоторых ситуациях водитель такси (самозанятый) может не получить лицензию на свою деятельность. Это связано с несоблюдением некоторых утвержденных правил.

Что касается автомобиля, то он должен быть соответствующе оформлен. Цвет зависит от общепринятого в данном регионе.

Кроме того, должны быть:

  • распознавательная эмблема в виде «шашечек» контрастного цвета;
  • специальный оранжевый фонарь на крыше;
  • таксометр для оплаты проезда.

Обратите внимание! Важно также, чтобы машина была исправна и периодически проходила техосмотр. Перед выездом на линию ежедневно должен проводиться осмотр технического состояния механизмов.

Требования, предъявляемые к самому водителю:

  • наличие общего водительского стажа не менее трех лет;
  • справка о прохождении медосмотра.

Все эти требования направлены на повышение безопасности пассажиров и снижение риска автотранспортных происшествий.

Какой налог платят таксисты, работающие с агрегаторами такси

Пакет документов на получение лицензии может быть направлен в соответствующую инстанцию несколькими способами:

  • в бумажном виде;
  • через электронные порталы Госуслуг или МФЦ.

Сроки рассмотрения заявления от 10 до 30 дней. В случае выявления в документах некорректных или заведомо ложных сведений в течение трех дней заявителю поступает уведомление об отказе.

Стоимость пошлины на оформление лицензии зависит от региона проживания водителя. Конкретная сумма в Федеральном законе не обозначена. В среднем она может варьироваться от 5000 до 10 000 руб.

Важно! Если оформление идет через специализированную фирму, потребуется доплата за ее услуги.

После внесения поправок вопрос, может ли самозанятый работать в такси, отпал сам собой. Теперь работать в Яндекс.Такси без оформления ИП можно в Москве и еще четырех регионах страны. Планируется расширение деятельности в последующие годы.

Для работы водители предварительно должны зарегистрироваться в приложениях «Таксометр» и «Мой налог». Все правила трудовой деятельности идентичны тем, по которым работают ИП и водители по найму. Яндекс.Такси позволяет легализовать труд частных водителей, давая возможность получить официальный статус работающего законопослушного человека.

В соответствии с законом, самозанятые перевозчики должны уплачивать налог с получаемого дохода. Если его нет, то и платить не придется.

По индивидуальным заказам, а также при оплате наличными или через терминал вычет составит 4 %. При оформлении поездок для организаций или компаний налог будет 6 %. Уменьшить выплаты можно, оформив налоговый вычет.

Таким образом, с введением в действие закона о самозанятости население получило возможность легально заниматься предпринимательской деятельностью, оплачивая минимальный налог. Что касается такси, то этот вопрос очень долго был камнем преткновения. Благодаря тому же закону многие проблемы были решены, и водители без проблем занимаются частной деятельностью, просто пройдя регистрацию в качестве самозанятого и получив лицензию.

Кроме того, что госдума приняла положение о том, что самозанятой таксист без соответствующего разрешения не имеет права осуществлять пассажирские перевозки и граждане, проигнорировавшие данное требование будут наказаны вплоть до лишения водительских, получение лицензии имеет и свои видимые преимущества:

  • не нужно платить процент от дохода в пенсионный фонд;
  • льготы на налогообложение до достижения определенной суммы, что позволяет таксистам в начале работы существенно сэкономить;
  • простота регистрации в больших компаниях такси, включая Яндекс.Такси, где не нужно ездить по местам большого скопления людей и тратить время на ожидание клиента;
  • многие фирмы предлагают акционные предложения для водителей с лицензией на первое время сотрудничества.

Стоит упомянуть, что для того, чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров, необходимо зарегистрировать своё ИП.

Лицензия на перевозки пассажиров и иных лиц автобусами

Если достоверно узнать все требования относительно состояния авто для получения лицензии на такси, затем собрать все необходимые документы для получения статуса ИП, внимательно изучить вопрос перехода на другой тип налогообложения и обратиться за получением разрешения в соответствующие органы, то при определенных временных затратах можно получить нужные документы самостоятельно. Однако, теперь существует большое количество предприятий, которые за установленный тариф помогут избежать ожидания в очередях и лишней суеты. Поэтому при нежелании оформлять лицензию самостоятельно, можно воспользоваться их услугами.

Как только начался эксперимент с НПД, лицензия такси для самозанятых в Москве, а потом и в других регионах, стала тем камнем, который многие пытаются не обойти, так объехать.

Здесь вопрос неоднозначный.

Многие интернет-сервисы исключительно информационные, своего рода электронный забор с объявлениями. Легализовать свою работу в рамках НПД, но без регистрации юрлица или индивидуального предпринимательства через агрегаторы невозможно, так как перевозки на собственной машине необходимость получения лицензии не отменяют.

Работа через таксопарк, имеющий собственные лицензированные машины, — это трудовой договор или договор оказания услуг, под 422-ФЗ такой вариант не подходит.

ВАЖНО! С прошлого года Минэкономразвития и крупнейшие агрегаторы прорабатывают возможность прописать возможность допуска самозанятых к пассажирским перевозкам, позволив получать соответствующую лицензию (т. е. приравнять их в этом праве к ИП). Но пока решения не видно.

Повторимся: вопрос, нужна ли лицензия на такси для самозанятых, не совсем корректный. Разрешение выдается на вид деятельности, а не на налоговый режим.

Возможный вариант — оформить ИП и в таком качестве получить разрешение. Затем зарегистрироваться как самозанятый и в 30-дневный срок отправить в ФНС уведомление об изменении налогового режима на НПД. Это не означает автоматической ликвидации ИП. Но как посмотрят конкретные органы ФНС на местах на подобные превращения, заранее сказать трудно.

Закон № 422-ФЗ о специальном налоговом режиме на профессиональный доход пока все еще экспериментальный, и как он состыкуется с остальными НПА и практикой, не до конца понятно. Время покажет.

Напишите свой комментарий ...