Страховые взносы в 2022 распределение по бюджетвм

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые взносы в 2022 распределение по бюджетвм». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Какие налоговые льготы для IT-компаний действуют в 2022 году

    685 1

    Многие работодатели платят страхвзносы по стандартным тарифам:

    • 22% — на ОПС;
    • 5,1% — на ОМС;
    • 2,9% — на ВНиМ.

    Эти проценты нужно применять в пределах лимитов, а сверх них взносы на ОПС рассчитываются по ставке 10%, на ВНиМ — 0%. По ОМС предельных лимитов не установлено.

    Эти тарифы применяются в отношении российских граждан и иностранцев. Однако, имеется исключение — с выплат иностранцам и лицам без гражданства, которые временно пребывают в РФ и не являются высококвалифицированными специалистами (кроме стран ЕАЭС), страхвзносы на ВНиМ рассчитываются по ставке 1,8% в пределах лимита, а при превышении лимита — 0%.

    В 2022 году субъекты МСП в сфере общепита получили новые льготы по страхвзносам, при условии, что они соответствуют критериям, указанным выше по коду ОКВЭД, среднесписочной численности, размеру доходов и среднего заработка.

    Иные компании, включенные в реестр МСП, имеют право применять пониженные тарифы. Их размер — 15% с выплат сверх МРОТ (аа. 17 п. 1 ст. 427 НК). А в пределах лимита страхвзносы считаются по стандартной ставке 30%.

    Для перехода на льготные тарифы страхвзносов субъекты МСП не подают заявление. Кроме того, право на сниженные тарифы не зависит от кода ОКВЭД, указанного в реестре МСП (Письмо ФНС от 12.08.2020 г. № СД-4-3/12972). Для использования права необходимо лишь быть включенным в реестр МСП.

    Расчет страхвзносов для этих плательщиков производится таким образом:

    Часть зарплаты в пределах МРОТ

    Часть зарплаты свыше МРОТ

    Тариф взносов для субъекта МСП

    • 22% — на ОПС;
    • 5,1% — на ОМС;
    • 2,9% — на ВНиМ.
    • 10% — на ОПС (лимит не учитывается);
    • 5% — на ОМС;
    • 0% — на ВНиМ.

    Общий размер тарифов по страхованию

    30% в пределах МРОТ

    15% с суммы зарплаты свыше МРОТ

    Внимание! Пониженные ставки страхвзносов (15%) — долгосрочная мера поддержки субъектов МСП. Окончательный срок ее действия пока не определен.

    Эта мера — «зонтичные» поручительства — должна упростить получение кредитов тем компаниям, которым ранее банки отказывали.

    Под поручительством следует понимать обязательство Корпорации МСП перед банком-партнером отвечать за исполнение субъектами МСП обязательств по кредитным договорам. Эти договоры заключает бизнес и банк-партнер, они заносятся в реестр кредитов, обеспеченных поручительством.

    Эти полномочия им дает новая ст. 214.2 ТК РФ. Теперь у работодателей появятся возможности:

    • Проводить дистанционную аудио- и видеосъемку производственного процесса. Записи можно хранить.
    • Вести электронный документооборот в области охраны труда.
    • Предоставлять региональным инспекциям труда доступ к наблюдениям за производственным процессом и к базам электронных документов в области охраны труда.

    Ранее проводить дистанционную аудио- и видеосъемку можно было только в отдельных отраслях.

    В 2022 году произошли некоторые изменения по страховым взносам

    С началом пандемии бизнес, в частности малое и среднее предпринимательство, понесли большие убытки. Для помощи им в качестве антикризисных мер еще в 2020 правительство России приняло решение снизить тариф страховых взносов для МСП, которые они платят части зарплат, превышающих МРОТ: раньше было 30%, теперь 15%.

    В новом 2022 году представители малого и среднего бизнеса продолжают платить страховые взносы по введенным в 2020 году тарифам. Более того, для предпринимателей, основной род деятельности которых — общепит, они также смогут воспользоваться мерой поддержки. Рассказываем, кто может сэкономить на страховке и объясняем, как рассчитать размер взносов и не ошибиться.

    Ст. 425 НК РФ устанавливает базовые тарифы страхвзносов, которые в 2022 г. останутся на прежнем уровне. Суммированно отчисления на страховые взносы — 30 процентов в общем случае. Кроме того, для расчета «пенсионных» страхвзносов и взносов на соцстрахование по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ) ежегодно устанавливается размер предельной облагаемой базы. С дохода каждого застрахованного лица, превышающего эти лимиты, взносы начисляются по более низким тарифам или не начисляются вовсе. На 2022 год утверждены следующих размеры предельных баз по страхвзносам (Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 195):

    • на пенсионное страхование – 1 565 000 руб.;
    • на соцстрахование (ВНиМ) – 1 032 000 руб.

    Для взносов на медстрахование предельная база не устанавливается.

    Базовые размеры страховых взносов в 2022 году составляют:

    Вид взноса

    Тариф для выплат, не выше предельной базы

    Тариф для выплат сверх предельной базы

    Пенсионное страхование

    22%

    10%

    Соцстрахование (ВНиМ)

    2,9%

    1,8% в пользу иностранцев (кроме высококвалифицированных специалистов)

    Не начисляется

    Медстрахование

    5,1% (предельная база не устанавливается)

    Продолжает действовать сниженный вдвое совокупный тариф страхвзносов для субъектов МСП (внесенных в Единый реестр МСП) – не 30, а 15 процентов (закон № 102-ФЗ от 01.04.2020; пп.17. п. 1 ст. 427 НК РФ). Применяется он ежемесячно, но не ко всей выплате физлицу, а только к той ее части, которая превышает размер действующего федерального МРОТ.

    В 2022 году МРОТ установлен на уровне 13 890 руб.

    Вид взноса

    Тариф в зависимости от размера облагаемого дохода застрахованного физлица (за месяц)

    В пределах МРОТ

    Свыше МРОТ

    Пенсионное страхование

    22%

    10% — с сумм, превышающих предельную базу

    10% — с сумм в пределах предельной базы и превышающих ее

    Соцстрахование (ВНиМ)

    2,9%

    1,8% в пользу иностранцев

    С сумм, превышающих предельную базу, не начисляется

    0%

    Медстрахование

    5,1%

    5%

    НК РФ в ст. 427 приводит пониженные тарифы страхвзносов, действующие для выплат в «рамках» предельной базы в отношении различных категорий страхователей. В целом ставки для льготников останутся прежними.

    С 01.01.2022 г. нулевая ставка отменена для плательщиков вознаграждений членам экипажей судов, используемых для хранения и перевалки сжиженного природного газа в портах РФ (закон № 198-ФЗ от 11.06.2021).

    Пониженные страховые взносы в 2022 году — ставки (таблица):

    Плательщики страхвзносов

    Пенсионное страхование

    Соцстрахование (ВНиМ)

    Медстрахование

    Российские ИТ-компании, разрабатывающие и реализующие программы для ЭВМ, базы данных, оказывающие услуги разработки (адаптации, модификации) таких программ и баз, устанавливающие, тестирующие, сопровождающие программы

    6%

    1,5%

    0,1%

    Плательщики трудовых вознаграждений членам экипажей судов, учтенных в «Российском международном реестре судов» (кроме судов, используемых в морпортах РФ для хранения/перевалки нефти (нефтепродуктов), сжиженного газа)

    0%

    0%

    0%

    НКО (в сфере соцобслуживания, науки, образования, здравоохранения, культуры, искусства, массового спорта) и благотворительные организации, применяющие «упрощенку»

    20%

    0%

    0%

    Компании – участники проекта «Сколково» и инновационных научно-технологических проектов (закон № 216-ФЗ от 29.07.2017)

    14%

    0%

    0%

    ИП и юрлица – участники СЭЗ Крыма, Севастополя

    6%

    1,5%

    0,1%

    ИП и юрлица – резиденты территории опережающего соцэкономразвития (закон № 473-ФЗ от 29.12.2014)

    6%

    1,5%

    0,1%

    ИП и юрлица – резиденты свободного порта «Владивосток»

    6%

    1,5%

    0,1%

    Компании – резиденты ОЭЗ Калининградской области

    6%

    1,5%

    0,1%

    Компании – производители анимационной аудиовизуальной продукции

    8%

    2%

    (1,8% — иностранцы)

    4%

    Выплачивающие трудовые вознаграждения членам экипажей судов участники специального административного района (в Калининградской области, Приморском крае)

    0%

    0%

    0%

    Компании РФ, проектирующие, разрабатывающие изделия электронной компонентной базы (электронной продукции)

    6%

    1,5%

    0,1%

    Работа на вредном или опасном производстве дает гражданам право на досрочный выход на пенсию. Работодателями, выплачивающими таким сотрудникам доходы. Должны начисляться дополнительные страховые «пенсионные» взносы. Тарифы таких допвзносов установлены ст. 428 НК РФ – на их размер влияет класс опасности, определенный в результате спецоценки условий труда (СОУТ).

    Размер страховых взносов в ПФР по доптарифам:

    Класс опасности (по результатам спецоценки)

    Подкласс условий труда

    Тариф

    Опасный (4)

    4

    8%

    Вредный (3)

    3.4

    7%

    3.3

    6%

    3.2

    4%

    3.1

    2%

    Допустимый (2)

    2

    0%

    Оптимальный (1)

    1

    0%

    Если спецоценка не проводилась, тарифы будут следующими:

    Вид работ

    Тариф

    Работы по «Списку № 2», «малым спискам», указанные в п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013

    6%

    Работы по «Списку № 1», указанные в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013

    9%

    В 2022 году взносы на «травматизм» уплачиваются по ставкам, действовавшим в 2021 году, утвержденным законом № 179-ФЗ от 22.12.2005. Тарифы страхвзносов составляют от 0,2 до 8,5 процентов в зависимости от основного вида деятельности работодателя и соответствующего ему класса профриска.

    1. Утвердить основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — Фонд) на 2022 год:

    1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 2779212446,8 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 326027316,9 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 2801058677,1 тыс. рублей;

    3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме 21846230,3 тыс. рублей.

    2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2023 и 2024 годов:

    1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 2925746601,8 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 326765121,4 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 3086270995,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 335057332,9 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 2951120023,0 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 3120311875,6 тыс. рублей;

    3) объем дефицита бюджета Фонда на 2023 год в сумме 25373421,2 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 34040880,1 тыс. рублей.

    Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

    Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов:

    1) на 2022 год согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону;

    2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

    1. Утвердить распределение субвенций из бюджета Фонда, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при осуществлении переданных в сфере обязательного медицинского страхования полномочий (далее — субвенции), на 2022 год согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.

    2. Установить, что предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется после перечисления в установленном порядке в бюджет Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации суммы ежемесячного страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

    3. Установить, что из бюджета Фонда направляются в 2022 году и в плановом периоде 2023 и 2024 годов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты в объемах, установленных приложениями 2 и 3 к настоящему Федеральному закону, на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности, в сумме 4,0 тыс. рублей (услуг по оказанию медицинской помощи в сумме 3,0 тыс. рублей и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи в сумме 1,0 тыс. рублей) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, за каждого ребенка с момента постановки его на учет, а также оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.

    1. Установить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для внесения в 2022 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда является использование (перераспределение) в соответствии с решениями Фонда средств нормированного страхового запаса Фонда, зарезервированных в пределах бюджетных ассигнований, установленных приложением 2 к настоящему Федеральному закону:

    1) на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Фонда, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;

    2) на предоставление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для:

    а) формирования нормированного страхового запаса территориального фонда на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

    б) осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения;

    в) дополнительного финансового обеспечения оказания медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования;

    3) на оплату расходов Фонда на изготовление и доставку полисов обязательного медицинского страхования единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 2 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений» комплекса процессных мероприятий «Организационно-методическое обеспечение разработки программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» подраздела «Другие вопросы в области здравоохранения» раздела «Здравоохранение» классификации расходов бюджетов, в случае недостаточности указанных бюджетных ассигнований, образовавшейся в ходе исполнения бюджета Фонда в 2022 году;

    4) на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов;

    5) на финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования;

    6) на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников федеральных медицинских организаций по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за счет средств от применения Фондом к федеральным медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, и средств, поступивших от юридических или физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц, в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

    7) на реализацию решений Правительства Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий по развитию и эксплуатации государственной информационной системы в сфере обязательного медицинского страхования.

    2. Установить, что в 2022 году Фонд предоставляет в объеме, установленном приложением 2 к настоящему Федеральному закону:

    1. Установить, что средства, перечисленные в бюджет Фонда из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования за нарушение условий, установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда, источником финансового обеспечения которых являлись межбюджетные трансферты из федерального бюджета, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

    2. Установить в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения»:

    1) коэффициенты дифференциации для расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону;

    2) коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг для расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2022 год в размере, равном 1,244, на 2023 год — 1,294, на 2024 год — 1,346.

    3. Установить, что неиспользованные по состоянию на 1 января 2022 года остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Фонда, направляются Фондом в 2022 году на те же цели с внесением соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

    Президент
    Российской Федерации
    В.Путин

    Москва, Кремль

    6 декабря 2021 года

    N 392-ФЗ

    Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

    Согласно ФЗ №379 от 29 ноября 2021 года в Налоговый Кодекс вносятся изменения, согласно которым для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей добавляется возможность оплаты единым налоговым платежом.

    Единый налоговый платеж (ЕНП) — оплата различных видов налогов, сборов, штрафов, пенни одним платежом с помощью единого платежного поручения на добровольной основе. ЕНП упрощает оплату: не нужно уточнять за что производится платеж, сроки оплаты, вид бюджета и прочую информацию. Теперь сотрудники ИФНС смогут самостоятельно разделить сумму на оплату необходимых платежей.

    ЕНП — это суммы, уплаченные на соответствующий счет Федерального казначейства организацией (ИП), которая перешла на особый порядок, или третьим лицом за нее (пункт 2 статьи 45.2 НК РФ).

    Подобное уже создано для физических лиц. Они также могут уплатить единым платежом налоги на имущество, земли, машину, НДФЛ и др.

    Важно! Согласно статье 45.1 Налогового кодекса индивидуальный предприниматель имеет право перечислить 2 ЕНП: один — как физическое лицо, второй — как ИП. Объединить два ЕНП в один нельзя.

    Единый налоговый платеж в 2022 году позволяет оплатить:

    • Налоги и соответствующие авансовые платежи
    • Страховые взносы на ОПМ, ОМС, по ВНиМ;
    • Торговый сбор
    • Сборы (кроме госпошлин, на которые суд не видал исполнительное поручение)
    • Штрафы и задолженности.

    Федеральная налоговая служба посчитает ЕНП не только те платежи, которые уплачены добровольно. Как ЕНП будет засчитаны все оплаты и переплаты, а также излишки после 1 июля 2022 года.

    Итак, к единому налоговому платежу относятся:

    • переплата организации (ИП) по налогам, сборам, авансовым платежам, страховым взносам на ОПС, ОМС, по ВНиМ (пеням, штрафам, процентам) с даты ее обнаружения, но не раньше дня начала применения особого порядка — 1 июля 2022 года;
    • излишне взысканные у организации (ИП) суммы налогов, сборов, авансовых платежей, страховых взносов на ОПС, ОМС, по ВНиМ (пеней, штрафов, процентов) с даты их выявления и не ранее 1 июля 2022 года;
    • суммы, перечисленные как обычный платеж, в период с 1 июля по 31 декабря 2022, если вместо единого налогового платежа в платежном документе указан.

    Признав эти суммы единым налоговым платежом, инспекция определит, в счет какого платежа (с учетом очередности, установленной законом) их зачесть.

    Страховые взносы в 2022 году

    Все ИП и организации, которые будут использовать ЕНП в 2022 году, обязаны будут в определенные сроки подавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах, авансовых платежах, страховых взносах и перечисленном налоговым агентом НДФЛ.

    Какие уведомления обязательны:

    • об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, страховых взносов по ОПС, ОМС, по ВНиМ.
    • о перечисленном в качестве налогового агента НДФЛ.

    Получив уведомления, инспекция узнает об исчисленных платежах по налогам и страховым взносам, в счет которых необходимо зачесть суммы ЕНП.

    Форму и формат уведомления утверждает ФНС России. До появления утвержденных формы и формата используется форма уведомления, рекомендованная ФНС России (Проект Приказа ФНС России» Об утверждении формы (формата) уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов»).

    Сроки подачи уведомлений в ФНС:

    Для налогоплательщиков

    За 5 дней до срока оплаты налогов и авансовых платежей

    Для плательщиков взносов

    За 5 дней до срока оплаты взносов

    Для налоговых агентов НДФЛ

    До 5 числа* месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.

    *Если 5-е число выпало на выходной, нерабочий праздничный и (или) нерабочий день, окончание срока переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).

    Днем исполнения обязанности по оплате будет считаться тот день, когда организация или ИП передала в банк платежное поручение по ЕНП и при наличии достаточной суммы на счете для оплаты. При этом день исполнения не может настать раньше назначенного дня для уплаты соответствующего налогового платежа.

    Возврат единого налогового платежа

    Уплаченную сумму по единому налоговому платежу в 2022 году можно вернуть, если она или ее часть еще не была засчитана в счет уплаты. ФНС принимает решение о возврате в течение 10 рабочих дней. Копия решения о возврате отправляется в казначейство. Возврат средств будет произведен в течение месяца. При наличии задержки по оплате, просрочку оплатят по ставке рефинансирования. Чтобы получить возврат единого налогового платежа необходимо подать соответствующее заявление в Налоговую службу.

    Для того, чтобы осуществить переход на единый налоговый платеж в 2022 году ИП и организациям необходимо произвести сверку расчетов с бюджетом. При отсутствии разногласий (пункт 3 статьи 45.2 НК РФ). после успешной сверки можно в течение 1 месяца подать заявление для перевода на ЕНП. Заявление подается в территориальное отделение ФНС по месту расположения фирмы или месту жительства предпринимателя. Подача заявление происходит исключительно в электронной форме. Форму подачи заявления утвердит ИФНС. Согласно пункту 1 статьи 45.2 Налогового Кодекса России сверку нужно будет произвести в марте, а подать заявление нужно будет в период с 1 по 30 апреля 2022 года. После совместной сверки расчетов по платежам в бюджет должно пройти не больше 1 месяца (пункт 3 статьи 45.2 НК РФ) . Оплачивать единый налоговый платеж для ИП или организации в 2022 году сможет любое третье лицо. Однако, подать заявление на возврат средств такое лицо не сможет.

    Важно! Подать заявление для перехода на ЕНП в 2022 году нужно будет в период с 1 по 30 апреля 2022 года.

    В период с 1 июля по 31 декабря 2022 г. включительно ЕНП уплачивают организации и ИП, которые подали заявление о переходе на особый порядок перечисления платежей в бюджет.

    Фирмы (в том числе работающие по УСН), заключившие договоры о технико-внедренческой деятельности с органами управления ОЭЗ, а также осуществляющие выплаты гражданам, работающим в данных ОЭЗ, имеют право уплачивать взносы с применением тех же дифференцированных по годам ставок, что используют упрощенцы в сфере интеллектуальных разработок.

    То же касается и фирм, заключивших соглашения на ведение туристической и рекреационной деятельности в ОЭЗ и осуществляющих выплаты гражданам, работающим в данных ОЭЗ. Система налогообложения значения не имеет — это может быть и упрощенка.

    Юрлица (в том числе на УСН), работающие в сфере информационных технологий, а также Российские организации, проектирующие и разрабатывающие изделия электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, могут уплачивать взносы в 2021–2022 годах (пп. 3 п. 1, пп. 1.1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ):

    • на ОПС — по ставке 6%;
    • ОСС по ВНиМ — по ставке 1,5%;
    • ОСС по договорам с иностранными работниками — по ставке 1,8%;
    • ОМС — по ставке 0,1%.

    При этом если фирма классифицирована как вновь созданная, то она должна быть:

    • аккредитована как ИТ-фирма;
    • бизнесом, получающим за квартал не менее 90% доходов от деятельности в сфере ИТ (например, от продажи программ);
    • работодателем со средней численностью персонала в квартале не менее 7 сотрудников.

    Если фирма не является вновь созданной, то она должна соответствовать тем же критериям, но по доходам и средней численности соотносительно с 9 месяцами года, предшествующего тому, в котором осуществляется переход на пониженные взносы.

    Что изменится для ИП в 2022 году

    Благотворительные организации на УСН могут уплачивать в 2021–2022 годах взносы на ОПС по ставке в 20%, не уплачивать — взносы на ОМС и ОМС. Главное, чтобы деятельность фирмы соответствовала целям, прописанным в учредительных документах. Контролирует соблюдение данного критерия уполномоченный федеральный орган.

    Льготы по страховым взносам имеют и некоммерческие организации (НКО) на УСН, которые ведут деятельность в сфере:

    • социального обслуживания;
    • науки;
    • образования;
    • здравоохранения;
    • массового спорта;
    • культуры и искусства.

    Данные НКО могут платить в 2021–2022 годах взносы на ОПС по ставке 20%, не платить взносы на ОСС и ОМС при условии получения не менее 70% от общего дохода за счет:

    • целевого финансирования НКО;
    • грантов;
    • осуществления экономической деятельности тех видов, что отражены в абз. 17–21, 34–36 подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

    Узнать больше об особенностях работы НКО в контексте бухгалтерского учета вы можете в статье «Особенности и задачи бухучета в НКО».

    Резиденты инновационного центра «Сколково» имеют право в течение 10 лет после получения статуса резидента данного центра (с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором получен соответствующий статус) уплачивать взносы на ОПС в размере 14%, на ОСС и ОМС — не уплачивать при условии:

    • получения прибыли не более 300 000 000 руб., которая исчисляется нарастающим итогом с начала года;
    • получения выручки не более 1 000 000 000 руб. по итогам года.

    С 1 числа месяца, следующего за тем, в котором фирмой допущено превышение указанных показателей, пользование рассматриваемой льготой по страховым взносам не осуществляется.

    Сведения по выручке и прибыли резидента «Сколково» предоставляет в ФНС управляющая компания соответствующего хозяйствующего субъекта.

    Плательщики УСН, а во многих случаях — плательщики любых систем налогообложения, вправе пользоваться возможностью уплачивать взносы на ОПС, ОСС по ВНиМ и ОМС по пониженным ставкам или не платить их вовсе. Величина данных ставок, а также возможная длительность применения может зависеть от вида деятельности хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, региона ведения деятельности.

    Узнать больше о применении УСН различными хозяйствующими субъектами вы можете в статьях:

    • «Каковы страховые взносы для УСН в 2021 году?»;
    • «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2021)».

    Остаётся ли на 2022 г. пониженный процент по страховым взносам для компаний малого и среднего бизнеса?

    Ответ:

    Субъекты малого и среднего предпринимательства на выплаты работникам сверх МРОТ начисляют взносы по пониженным тарифам (ст. 427 НК РФ). Данные тарифы можно применять и в 2021 г., и в последующих периодах. Они применяются в отношении выплат в пользу физического лица по итогам каждого календарного месяца, которые превышают МРОТ на начало расчётного периода.

    Проводится эксперимент по особому порядку уплаты налогов. Федеральным законом от 29.11.2021 № 379‑ФЗ вводится новая статья – 45.2 НК РФ

    Учреждения могут с 1 июля по 31 декабря 2022 года применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов посредством перечисления в бюджет РФ единого налогового платежа (ЕНП). Для получения права перечислять ЕНП необходимо провести с ИФНС сверку расчетов без разногласий и подать заявление о применении особого порядка. Затем не позднее пяти дней до срока уплаты налога (аванса по нему) или взносов налогоплательщику следует направлять в ИФНС уведомления о начисленных суммах. Особый порядок подачи уведомления ст. 45.2 НК РФ установлен в отношении НДФЛ: его нужно подать не позднее 5‑го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.

    Представить в ИФНС заявление (на бумаге или в электронном виде) о применении особого порядка нужно с 1 по 30 апреля 2022 года (включительно), но в течение месяца после осуществления совместной сверки расчетов

    Изменен порядок зачета переплаты по налогам. Поправки в п. 1 ст. 78 НК РФ внесены Федеральным законом № 379‑ФЗ

    Переплату по налогам можно принять в счет уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Прежняя редакция п. 1 ст. 78 НК РФ позволяла зачесть переплату по налогам только в счет налогов, а взносы – в счет взносов, перечисляемых в бюджет того же фонда, где образовалась переплата

    Скорректирован порядок отправки и получения налоговых документов. Изменения в Приказ ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@ внесены Приказом ФНС России от 07.09.2021 № ЕД-7-8/795@

    Квитанцию о приеме требования придется направлять в течение шести рабочих дней со дня его отправки инспекцией. Если не направить квитанцию о приеме или уведомление об отказе в течение шести дней с даты отправки ИФНС требования, оно будет считаться полученным по истечении этого срока. Ранее отправлять квитанцию о приеме требования нужно было в течение одного рабочего дня с момента получения требования

    Освобождены от обложения НДС услуги общепита, оказываемые через объекты общественного питания и при выездном обслуживании. Изменения в п. 3 ст. 149 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

    До 2022 года указанные операции облагались НДС в общем порядке. С этого года на оказание услуг общепита через рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при названных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания, а также вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком, действует налоговая льгота. Для освобождения от уплаты НДС необходимо одновременное выполнение следующих условий:

    • за предшествующий календарный год сумма доходов не превысила 2 млрд руб.;

    • удельный вес доходов от услуг общепита за предшествующий календарный год составил не менее 70 % в общей сумме доходов;

    • среднемесячный размер выплат работникам за предыдущий календарный год не ниже среднемесячной зарплаты в регионе по виду деятельности класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» в соответствии с ОКВЭД.

    Освобождение не распространяется на реализацию продуктов отделами кулинарии розничных продавцов или организациями, которые занимаются заготовками либо розничной торговлей

    Уточнен порядок применения льгот, установлены сроки уплаты налога и авансовых платежей, определен порядок прекращения исчисления налога в случае гибели объекта налогообложения. Изменения в ст. 257, 258, 259.1, 372 и 378.2 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

    Учреждение, имеющее льготу в отношении объекта, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, подает в ИФНС заявление о предоставлении льготы (можно вместе с документами, подтверждающими право на льготу). Если заявление не подано и не заявлен отказ от льготы, ИФНС применит льготу при расчете налога, исходя из имеющихся у нее сведений. Если льгота применяется неполный период, налог (авансовый платеж) рассчитывается с использованием коэффициента

    Установлены новые сроки уплаты налога – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом

    В случае гибели (уничтожения) объекта налогообложения подается заявление в ИФНС. Исчисление налога прекращается с 1‑го числа месяца гибели (уничтожения) объекта. ИФНС пришлет уведомление о прекращении исчисления налога либо сообщение об отсутствии оснований для прекращения его исчисления

    Примечание. Форма заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество, порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 09.07.2021 № ЕД-7-21/646@. Приказ также содержит формы уведомления о предоставлении льготы и сообщения об отказе в ее предоставлении.

    Форма заявления о гибели объекта обложения налогом на имущество организаций утверждена Приказом ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@. Данным приказом утверждены также формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью (уничтожением) объекта и сообщения об отсутствии основания для такого прекращения

    Изменены форма, порядок заполнения и формат представления декларации по налогу на имущество организаций. Поправки внесены Приказом ФНС России от 18.06.2021 № ЕД-7-21/574@

    В новой форме декларации:

    • выделены категории плательщиков, для которых продлены сроки уплаты налога;

    • добавлен признак исчисления налога плательщиками, заключившими с государством соглашение о поощрении капиталовложений

    Изменен порядок налогообложения имущества по договору лизинга и лизинговых платежей. Поправки в ст. 378 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ

    Имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), теперь подлежит налого­обложению у арендодателя (лизингодателя)

    Установлен особый порядок исчисления транспортного налога в случае принудительного изъятия транспортного средства. Изменения в ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

    Закреплен порядок прекращения уплаты налога с транспортного средства, право собственности на которое утрачено из‑за его принудительного изъятия. Кроме того, определен порядок исчисления налога (авансового платежа) в случаях, когда:

    • в налоговом периоде изменились характеристики транспорта;

    • у налогоплательщика в налоговом (отчетном) периоде возникло (прекратилось) право на налоговую льготу

    Примечание. Форма заявления о прекращении начисления транспортного налога по принудительно изъятому транспорту утверждена Приказом ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-21/675@

    Изменен срок представления организациями в ИФНС пояснений и документов, подтвержда­ющих правильность исчисления и обоснованность применения льгот по налогу. Поправки в п. 6 ст. 363 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ

    Срок представления пояснений и документов теперь составляет 20 дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (ранее – 10 дней)

    Примечание. Приказом ФНС России № ЕД-7-21/574@ скорректированы формы:

    • сообщения о наличии у организации ТС, признаваемых объектами налогообложения;

    • заявления организации о предоставлении льготы по транспортному налогу.

    Внесены соответствующие изменения в порядок заполнения документов, а также в форматы их представления в электронной форме

    Страховые взносы в 2022 году — ставки (таблица)

    Уведомления о праве сотрудника на вычет ИФНС будет передавать напрямую налоговым агентам. Изменения в п. 2 ст. 219 НК РФ внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100‑ФЗ

    В 2022 году работодатели продолжат предоставлять социальные и имущественные вычеты по НДФЛ. Но уведомление о праве на вычет им будет направлять сама инспекция. Для этого налогоплательщику следует подать в ИФНС заявление вместе с подтверждающими документами. В течение 30 календарных дней со дня его подачи инспекция рассмотрит заявление и сама направит подтверждение налоговому агенту. Ранее для получения вычетов у работодателя нужно было обратиться с письменным заявлением к своему налоговому агенту и представить выданное ИФНС уведомление о подтверждении права на данный вид вычетов по НДФЛ

    Примечание. Приказом ФНС России от 17.08.2021 № ЕД-7-11/755@ утверждены новые формы документов, применяемых при подтверждении права на получение физическими лицами социальных и имущественных вычетов по НДФЛ

    С 1 января 2022 года применяется новый социальный вычет по НДФЛ – на фитнес. Изменения в п. 1 ст. 219 НК РФ внесены Федеральным законом от 05.04.2021 № 88‑ФЗ

    Налогоплательщик может получить социальный вычет по НДФЛ в сумме, уплаченной за счет собственных средств за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет. Данные услуги должны быть предоставлены физкультурно-спортивными организациями, ИП, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Вычет будет предоставляться при наличии документов, подтверждающих оплату оказанных услуг, и при соблюдении следующих условий:

    • на дату оплаты физкультурно-оздоровительные услуги включены в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 06.09.2021 № 2466‑р перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг;

    • на дату оплаты физкультурно-спортивная организация или ИП, оказавшие услуги, включены в сформированный Минспортом перечень организаций и ИП, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (правила формирования такого перечня утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2021 № 1501).

    Предельный размер данного вычета не должен превышать 120 тыс. руб. за год в совокупности с другими социальными вычетами (исключение – вычеты по расходам на обучение детей и дорогостоящее лечение)

    Изменено правило освобождения от обложения НДФЛ стоимости путевок работникам, оплаченных работодателями. Поправки в п. 9 ст. 217 НК РФ внесены Федеральным законом № 8‑ФЗ

    Полная или частичная компенсация (оплата) стоимости путевок (но лишь санаторно-курортных и оздоровительных) освобождена от обложения НДФЛ независимо от того, учтена она в расходах при налогообложении или нет. Но установлено новое условие – освобождением от уплаты НДФЛ можно будет воспользоваться только раз в год. Если работодатель в одном и том же налоговом периоде повторно оплатит путевку работнику, то с ее стоимости придется уплатить НДФЛ. Кроме того, уточнено, что не будет облагаться НДФЛ компенсация путевок для детей сотрудников в возрасте до 18 лет (до 24 лет – для обучающихся очно)

    Скорректирована форма 6‑НДФЛ. Изменения внесены Приказом ФНС России от 28.09.2021 № ЕД-7-11/845@

    Внесены изменения в форму расчета, в порядок ее заполнения и электронный формат, а также в справку о доходах (приложение к форме)

    Увеличены предельные базы по страховым взносам (Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951)

    Предельные базы на 2022 год составляют:

    • 1 032 000 руб. – для взносов в ФСС;

    • 1 565 000 руб. – для взносов в ПФ РФ

    Утверждена новая форма РСВ (Приказ ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@)

    Большая часть изменений связана с переходом на прямые выплаты. К примеру, из разд. 1 убрали строки 120–123 (в них отражали превышение расходов над взносами), а из приложения 2 к разд. 1 исключили поле для признака выплат. Вместо расходов на выплату обеспечения (строка 070) нужно указать расходы, возмещенные ФСС. Вместо расходов, возмещенных ФСС (строка 080), следует привести сумму взносов к уплате. Кроме того, изменены штрихкоды и убран код по ОКВЭД 2 с титульного листа

    Скорректирован порядок заполнения формы СЗВ-СТАЖ. Изменения в Постановление Правления ПФ РФ от 06.12.2018

    По новым правилам, если в графу 11 внести код «ПРОСТОЙ», нельзя отражать коды территориальных условий труда (графа 8), особых условий труда (графа 9) и условий досрочного назначения пенсии (графа 12).

    № 507п внесены Постановлением Правления ПФ РФ от 06.09.2021 № 304п

    Код «КВАЛИФ» в графе 11 разрешено указывать вместе с кодами особых условий труда и условий досрочного назначения пенсии. Это касается только периодов профессионального обучения или дополнительного профобразования с отрывом от работы

    Добавлены основания для внеочередной подачи формы СЗВ-СТАЖ. Изменения в пп. 11 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ внесены Федеральным законом от 26.05.2021 № 153‑ФЗ

    Страхователь обязан представлять в ПФ РФ сведения о застрахованном лице, которое подало заявление на страховую или накопительную пенсию. С 2022 года эта обязанность распространена на случаи, когда застрахованный оформляет заявление на срочную пенсионную выплату или единовременную выплату средств пенсионных накоплений. Срок подачи сведений считается либо с даты обращения застрахованного лица, либо со дня поступления запроса от ПФ РФ. Направить сведения нужно в течение трех календарных дней

    Уменьшена численность работников, при которой нужно подавать электронную отчетность в ПФ РФ и ФСС. Изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2021 № 474‑ФЗ

    Ранее п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27‑ФЗ предусматривал, что сведения для персонифицированного учета, а также о трудовой деятельности работников в ПФ РФ представлялись в электронном виде, если у работодателя трудились свыше 25 человек. Аналогичное правило действовало для формы 4‑ФСС (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ). С 10 января 2022 года отчитываться в ПФ РФ и ФСС в электронном виде работодателям нужно, если в штате числятся более 10 работников.

    Кроме того, поправками предусмотрена возможность подачи сведений о застрахованных лицах и расчета по взносам на травматизм представителем страхователя. Он сможет действовать на основании электронной доверенности, которая подписана усиленной квалифицированной ЭП учреждения-доверителя

    Начисление и уплату страховых взносов регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

    Под страховыми взносами понимают обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (ст. 8 НК РФ).

    Плательщиками страховых взносов являются (п. 1 ст. 419 НК РФ):

    • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

    – организации;

    – индивидуальные предприниматели;

    – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

    • индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

    Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным выше, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

    Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию:

    • в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
    • по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
    • по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
    • издательским лицензионным договорам;
    • лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности и др.

    Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

    В соответствии с письмом Минтруда России от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569 организация — плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником.

    Если в течение года физическое лицо сменило организацию-работодателя, новая организация-работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу для начисления страховых взносов в отношении выплат своему работнику без учета выплат в его пользу предыдущей организацией-работодателем.

    С 2023 года порядок начисления и уплаты страховых взносов будет совсем другим

    Согласно ст. 422 НК РФ страховыми взносами не облагаются:

    1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

    2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

    • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
    • бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
    • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
    • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
    • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка;
    • возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
    • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность;
    • трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, и др.;

    3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

    • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
    • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
    • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), установления опеки, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

    Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов.

    Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

    • на обязательное пенсионное страхование (ОПС):

    – в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 %;

    – свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 %;

    • на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 %;
    • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования — 1,8 %;
    • на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1 %.

    Тарифы страховых взносов, действующие в 2021 г., представлены в табл. 1.

    Таблица 1. Действующие тарифы страховых взносов

    База для исчисления страховых взносов

    Тарифы страховых взносов

    на ОПС

    на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

    на ОМС

    в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ

    в отношении остальных выплат

    В пределах установленной предельной величины

    22 %

    1,8 %

    2,9 %

    5,1 %*

    Свыше установленной предельной величины

    10 %

    х

    х

    * В целях исчисления страховых взносов на обязательное медицинское образование предельная величина базы не устанавливается, поэтому указанный тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

    К СВЕДЕНИЮ

    Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов. Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены в ст. 427 НК РФ.

    До вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ (в ред. от 30.10.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон № 303-ФЗ) действовала ст. 426 НК РФ. В соответствии с данной статьей в 2017–2020 гг. применялся совокупный тариф страховых взносов в размере 30 %. После 2020 г. взносы на пенсионное страхование должны были вырасти с 22 до 26 %, совокупный тариф — до 34 %.

    После вступления в силу Федерального закона № 303-ФЗ ст. 426 НК РФ утратила силу, а совокупный тариф в 30 % стал постоянным.

    Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяют:

    • на 2020 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407;
    • на 2021 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935.

    В таблице 2 представлены предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

    Таблица 2. Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

    Вид взносов

    Предельная величина облагаемой базы, руб.

    2020 г.

    2021 г.

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

    1 292 000

    1 465 000

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

    912 000

    966 000

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

    Нет предельной величины

    ПРИМЕР

    ООО «Альфа» применяет общие тарифы страховых взносов. Рассмотрим расчет взносов в каждый фонд для сотрудника компании Сидорова С. С. (табл. 3).

    Таблица 3. Расчет страховых взносов в 2021 г. для Сидорова С. С., руб.

    Месяц

    База для начисления страховых взносов

    База для начисления страховых взносов нарастающим итогом

    Пенсионные взносы

    Взносы на случай болезни и материнства

    Медицинские взносы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Плательщики-работодатели ежемесячно производят исчисление и уплату страховых взносов. Срок уплаты страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.

    Сумма страховых взносов определяется в рублях и копейках и исчисляется отдельно в отношении страховых взносов на:

    • обязательное пенсионное страхование;
    • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
    • обязательное медицинское страхование.

    Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

    НА ЗАМЕТКУ

    Форма расчета по страховым взносам (РСВ) утверждена Приказом ФНС России от 18. 09.2019 № ММВ-7-11/470 @ (в ред. от 15.10.2020) «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@».

    Плательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют РСВ в налоговый орган ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

    Важный момент: у плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов и иных занимающихся частной практикой лиц), обязанность по заполнению и представлению РСВ отсутствует.

    Чтобы избежать ошибок в расчете по страховым взносам, плательщикам нужно проверять его с помощью Контрольных соотношений, указанных в письме ФНС России от 07.02.2020 № БС-4-11/2002@.

    Изменения в уплате налогов и взносов в 2022 году: обзор

    На законодательном уровне предполагалось, что с 2021 года будут пониженные страховые взносы. Планировалось введение ставки в размере 15%, но уже в 2022 году это нововведение будет отменено. Соответствующее решение было принято 28 мая, когда Председателем российского Правительства Мишустиным было проведено совещание, посвященное обсуждению объемов финансирования мероприятий общенационального масштаба, нацеленных на восстановление экономики и повышение доходов населения.

    Как специалисты, занимающиеся частной практикой, так и индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных сотрудников, также должны вносить средства в счет обязательного страхования. Вот категории налогоплательщиков, которые обязаны уплачивать страховые взносы за себя:

    • ИП, работающие без наемных работников;
    • адвокаты, нотариусы, юристы (частники);
    • оценщики, аудиторы, медиаторы;
    • арбитражные управляющие, работающие частно;
    • фермерские хозяйства (будут обязаны выплачивать обязательные взносы по фиксированным тарифам с 2022 года);
    • другие лица, ведущие частную практику или занимающиеся предпринимательством, без привлечения сотрудников в свое дело.

    Такие категории регулярно (ежегодно) уплачивают фиксированные суммы в рамках обязательного пенсионного и медицинского страхования. Величины платежей установлены законодательно и определены заранее на расчетные периоды. Так, на данный момент в НК имеются данные о суммах за 2018-2021 годы. Но уже разработан законопроект, корректирующий 430-ую статью второй части кодекса и фиксирующий показатели взносов на период с 2022-го по 2024-ый год.

    В 2022 году будут установлены такие фиксированные взносы:

    • на пенсионное страхование – 36455;
    • на медицинское страхование – 8763.

    В 2021 году ставка ОПС составляет 32448 рубля в год, а выплаты за ОМС составляют 8426. Эти ставки актуальны лишь для тех ИП и частников, которые зарабатывают официально не более 300 тысяч рублей в год. Для тех же, чьи доходы превышают этот предел, действует фиксированная ставка плюс 1% от той суммы дохода, которая была получена свыше 300 000 рублей.

    Свежие новости предупреждают о том, что в 2022 году ожидаются некоторые перемены – изменится процент страховых взносов, но процедура останется практически неизменной. Оплата в 2022 году будет производиться в стандартном порядке. Сумма всех видов взносов будет переводиться в ФНС России. В тех случаях, если требуется перечисление по ОСС, это оплачивается отдельно – средства поступают в Фонд социального страхования.

    Ежемесячная уплата страховых взносов должна переводиться не позднее 15 числа. Исключение составляют случаи, когда 15 число выпадает на выходной день, в такой ситуации крайний срок оплаты переносится на следующий рабочий день. Также важно составлять отчетность строго в указанные сроки. Отчеты подаются ежеквартально, их необходимо предоставить в течение месяца после завершения отчетного периода. При большом количестве кадров – от 10 человек, отчеты разрешено подавать в электронном формате.

    Важно учитывать и нюансы оплаты. Для оплаты ОПС формируется платежное поручение с использованием кода бюджетной классификации. Также существуют отдельные коды для социальных и медицинских страховых взносов. Уточнить КБК для каждого типа перечислений можно в региональном налоговом органе. Также можно воспользоваться онлайн-справочником.

    Как можно увидеть, ставки страховых взносов в 2022 году будут расти. Изменения коснутся всех индивидуальных предпринимателей и лиц, ведущих частную практику. Сроки уплаты останутся прежними, а также категории лиц, освобожденных от взносов, останутся теми же.

    Рекомендации парламентских слушаний на тему

    «О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

    5 октября 2021 года город Москва

    Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

    Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание).

    Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста.

    В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем.

    Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.

    Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики).

    В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВП) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП).

    Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы.

    Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.

    Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.

    Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ).

    В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием.

    При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов.

    На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%).

    \n\n

    В 2022 году страховая нагрузка на ИП, которые платят взносы «за себя», в общем случае увеличится по сранению с прошлым годом. Напомним, что по итогам 2021 года ИП должны были заплатить личные медицинские взносы в размере 8 426 руб., а пенсионные взносы — в размере 32 448 руб. Плюс к этому нужно перечислить 1% от суммы дохода, которая превысила 300 000 руб.

    \n\n\n\n

    СПРАВКА

    \n\n\n

    На 2023 год размеры личных взносов ИП будут увеличены. Медицинские взносы составят 9 199 руб. Пенсионные взносы в фиксированном размере вырастут до 36 723 руб. Такие величины взносов установлены в пункте 1 статьи 430 НК РФ.

    \n\n\n\n\n\n


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...