Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ порядок реализации ограничения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ порядок реализации ограничения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ПРИКАЗ

от 20 мая 1997 года N 156

О занятии медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации

В целях дальнейшего повышения качества оказания медицинской помощи населению России, улучшения подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования и совершенствования сертификации специалистов, занимающихся медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации

приказываю:

1. Ввести в действие с 15.06.97:

1.1. «Положение о порядке допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации» (приложение 1);

1.2. «Инструкцию о порядке изготовления, заполнения и выдачи сертификатов специалиста» (приложение 2);

1.3. «Положение о враче (провизоре)-стажере» (приложение 3).

2. Руководителям медицинских и фармацевтических научных и образовательных организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Российской Федерации завершить формирование экзаменационных квалификационных комиссий для врачей, провизоров, среднего медицинского и фармацевтического персонала 01.07.97.

3. Управлению учебных заведений и Управлению кадров:

3.1. До 01.10.97 внести изменения в документы о послевузовском и дополнительном профессиональном образовании медицинских и фармацевтических работников с учетом необходимости получения сертификата специалиста.

3.2. Совместно с Российской медицинской академией последипломного образования организовать проведение семинаров для руководителей и членов экзаменационных квалификационных комиссий медицинских и фармацевтических образовательных и научных организаций в четвертом квартале 1997 года.

4. Управлению организации медицинской помощи населению, Управлению охраны здоровья матери и ребенка, Управлению обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой, Департаменту Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Управлению кадров, Управлению учебных заведений, Российской медицинской академии последипломного образования до 01.10.97 пересмотреть номенклатуру врачебных и провизорских специальностей, а также — специальностей средних медицинских и фармацевтических работников.

5. Управлению учебных заведений, Российской медицинской академии последипломного образования, Всероссийскому учебно-научно-методическому центру по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию до 01.11.97 разработать тестовые задания по специальностям среднего медицинского и фармацевтического персонала, а также учебные планы и программы специализации для лиц с высшим биологическим образованием, занимающим врачебные должности в клинико-диагностических лабораториях.

6. Планово-финансовому управлению, Российской медицинской академии последипломного образования до 01.10.97 разработать методику расчета стоимости сертификации одного специалиста.

7. Всероссийскому учебно-научно-методическому центру по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию обеспечить в необходимом объеме наборами тестовых экзаменационных заданий и бланками сертификатов учреждения, проводящие сертификацию.

8. Управлению кадров, Российской медицинской академии последипломного образования разработать к 01.06.97 Положение о Центральной экзаменационной квалификационной комиссии и сформировать ее состав.

9. Руководителям государственных и муниципальных медицинских и фармацевтических образовательных и научных организаций, имеющих экзаменационные квалификационные комиссии, при подтверждении сертификатов специалиста заменить их на бланки нового образца.

Право на занятие медицинской деятельностью. Сертификация и аккредитация

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 20 мая 1997 года N 156

Положение о порядке допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации

К занятию медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации допускаются лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, — также сертификат специалиста и лицензию.

Сертификат специалиста — это документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста согласно государственным образовательным стандартам по избранной специальности (приложение 1 к настоящему Положению).

Сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем определенного уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной медицинской и фармацевтической деятельности по избранной специальности согласно требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов (приложение 2 к настоящему Положению).

1.1. Сертификат специалиста выдают государственные и муниципальные медицинские (фармацевтические) образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществляющие послевузовскую или дополнительную подготовку врачей, фармацевтических работников и специалистов со средним медицинским образованием по государственным образовательным стандартам в соответствии с лицензией на образовательную деятельность.

Сертификат специалиста действует на всей территории Российской Федерации и подтверждается каждые пять лет после соответствующей подготовки в государственной или муниципальной системах дополнительного профессионального образования по результатам квалификационного экзамена (приложение 3 к настоящему Положению).

Специалист может иметь сертификаты по нескольким специальностям.

1.2. Лица, не выдержавшие квалификационный экзамен (проверочное испытание), допускаются к профессиональной деятельности: врачи и провизоры — в должностях стажеров, а средние медицинские и фармацевтические работники — в должностях среднего медицинского (медицинский регистратор, дезинфектор) и фармацевтического (фасовщик) персонала, не требующих специальных навыков.

1.3. Документы, выданные специалистам образовательными и научно-исследовательскими учреждениями до 01.01.95 на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, интернатура), а также дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, специализация), имеют равную юридическую силу с сертификатом специалиста в течение пяти лет со времени их выдачи.

2.1. Лица, окончившие высшие медицинские и фармацевтические образовательные организации, могут быть допущены к занятию профессиональной деятельностью по специальностям, предусмотренным действующей номенклатурой, после прохождения полного курса обучения в соответствии с программой послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, интернатура), сдачи квалификационного экзамена и получения сертификата специалиста.

Примечание: требования к профессиональной подготовке определены в Положениях о специалистах.

Номенклатура врачебных и провизорских специальностей утверждена приказом Минздравмедпрома России от 16.02.95 N 33.

2.2. Лица, окончившие средние медицинские и фармацевтические образовательные организации, могут быть допущены к осуществлению профессиональной деятельности на основании диплома о профессиональном образовании и квалификации, а на занятие видами деятельности, требующими дополнительной подготовки, — после прохождения курсов специализации и получения сертификата специалиста.

Диплом о среднем медицинском (фармацевтическом) образовании первые пять лет после его получения приравнивается к сертификату специалиста, за исключением специальностей, требующих дополнительной подготовки: медицинская сестра по диетологии, инструктор по лечебной физкультуре, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по функциональной диагностике, медицинская сестра по физиотерапии, рентгенолаборант.

2.3. Лица с высшим и средним специальным немедицинским образованием, допущенные в ранее установленном порядке к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью и работавшие в учреждениях здравоохранения до издания настоящего приказа соответственно на врачебных, провизорских должностях, должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала, сохраняют право на занятие должностей тех же наименований на условиях, предусмотренных настоящим Положением для специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием.

2.4. Лица, имеющие высшее биологическое образование, допускаются к осуществлению медицинской деятельности в клинико-диагностических лабораториях (отделах, отделениях клинико-диагностических лабораторий) в порядке и на условиях, предусмотренных приложением 4 к настоящему Положению.

2.5. Лица, не имеющие диплома о среднем медицинском и фармацевтическом образовании и допущенные в ранее установленном порядке к работе в должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала, сохраняют право на работу в должностях, занимаемых ими до издания настоящего приказа.

Указанным лицам сертификат специалиста не выдается.

2.6. Лица, не завершившие высшего медицинского или фармацевтического образования и получившие справку (приложение 5 к настоящему Положению), могут заниматься профессиональной деятельностью под контролем специалиста, в порядке, предусмотренном приложением 6.

На этих же условиях могут быть допущены к занятию профессиональной деятельностью студенты, окончившие 4 и более курсов высших медицинских или фармацевтических образовательных организаций.

2.7. Преподаватели клинических дисциплин высших и средних медицинских и фармацевтических образовательных организаций и сотрудники научных организаций клинического профиля, выполняющие лечебно-диагностическую работу, допускаются к медицинской деятельности в порядке, установленном настоящим положением.

Лицам, имеющим ученую степень доктора медицинских (фармацевтических) наук и занятым на практической работе в учреждениях здравоохранения, научно-исследовательских и образовательных учреждениях, сертификат специалиста по соответствующей специальности выдается на основании документов, представляемых в соответствии с приложением 1 к Положению о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста.

2.8. Медицинские и фармацевтические работники при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях их высвобождения в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятия, учреждения и организации направляются руководителем учреждения (органа) здравоохранения, а в случае высвобождения, также и службой занятости, на профессиональную переподготовку.

3.1. К сдаче экзамена для решения вопроса о допуске к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации допускаются лица, окончившие соответствующие учебные заведения в иностранных государствах, при условии, что федеральным государственным органом управления образованием (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации) совместно с Минздравом России будет установлена эквивалентность документов о среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании.

3.2. Установление эквивалентности проводится по заявлению владельца документа об образовании или заинтересованной организации.

К заявлению, адресованному Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации, об установлении эквивалентности образования прилагаются следующие документы:

— легализованные в установленном порядке документы об образовании;

— легализованное в установленном порядке приложение к документам об образовании с указанием пройденных учебных курсов и их объема, полученных итоговых оценок, перечня практик, курсовых и выпускных квалификационных работ, других составляющих учебного процесса;

— заверенный в установленном порядке перевод документов об образовании и приложения к ним.

3.3. Эквивалентность иностранных документов российским дипломам кандидата и доктора наук устанавливается Высшим аттестационным комитетом Российской Федерации.

3.4. При установлении эквивалентности образования в Министерство здравоохранения Российской Федерации представляются документы, определенные Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.95 N 119.

3.5. Министерство здравоохранения Российской Федерации, получив упомянутые в п.3.4 документы, рассматривает вопрос о проведении специального экзамена в соответствующей экзаменационной квалификационной комиссии при государственном или муниципальном образовательном учреждении и выдает направление на экзамен.

3.6. Председатель комиссии на основании направления Министерства здравоохранения Российской Федерации устанавливает соискателю срок сдачи экзамена с учетом предоставления времени для подготовки к нему. Экзаменационная квалификационная комиссия работает по мере поступления направлений Минздрава России.

3.7. Проверка теоретической и практической подготовки соискателей проводится на русском языке в порядке, установленном Положением о квалификационном экзамене (проверочном испытании) на получение сертификата специалиста.

3.8. Результаты экзамена оформляют протоколом установленного образца.

Копии протоколов представляются в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

3.9. В случае успешной сдачи специального экзамена выдается сертификат специалиста.

Начальник
Управления кадров
А.И.Торопцев

Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью.

Стандарты медицинской помощи – это требования к оказанию медицинской помощи медицинскими организациями применительно к определенным видам медицинской помощи и к конкретным болезням.

По сути, стандарты задают рамки, внутри которых врач принимает решение о том или ином действии по отношению к больному.

В соответствии со ст. 39 Закона № 323-ФЗ стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

  1. медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг;
  2. зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
  3. медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
  4. компонентов крови;
  5. видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
  6. иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

К ранее принятым (до 2011 г.) стандартам медицинской помощи такие требования не предъявлялись, в силу чего старые стандарты не соответствуют современным требованиям. Кроме того, Номенклатура медицинских услуг утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 г. № 1664н, из чего можно заключить, что старые стандарты медицинской помощи разработаны на основании недействующей Номенклатуры медицинских услуг.

Главным же противоречием является то, что стандартам медицинской помощи нового поколения придан статус нормативных правовых актов: они утверждаются приказом Минздрава России, проходят государственную регистрацию в Минюсте России и подлежат официальному опубликованию. Старые стандарты не регистрировались Минюстом РФ и официально не публиковались.

Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Верховный Суд РФ в решении от 09.04.2014 г. № АКПИ14-152 указал следующее. Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Таким образом, стандарты медицинской помощи законодательством в сфере охраны здоровья отнесены к нормативно-правовым актам, подлежат государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.

Этим же решением был признан недействующим приказ Минздравсоцразвития России от 11.09.2007 г. № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом», поскольку, являясь нормативным правовым актом, он не прошел государственную регистрацию в Минюсте России и не был официально опубликован. Мнение Минздрава, озвученное в суде, заключалось в том, что оспариваемый приказ является актом рекомендательного характера, не нуждается в государственной регистрации и не нарушает прав граждан. Однако с этим мнением Верховный Суд РФ не согласился.

Минздрав России обжаловал решение в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ, в результате было принято определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31.07.2014 г. № АПЛ14-302. Апелляционная коллегия оставила без изменения решение Верховного Суда РФ, указав, что, поскольку при издании приказа Минздравом не были соблюдены правила введения в действие нормативного правового акта, установленные Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009, оспариваемый нормативный правовой акт обоснованно признан судом первой инстанции недействующим.

Исходя из приведенного судебного мнения, можно заключить, что Минздрав России считает принятые им до 2012 г. стандарты медицинской помощи рекомендательными документами, не являющимися нормативными правовыми актами, т.е. не устанавливающими правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц.

Верховный Суд РФ (решения которого обязаны учитывать в своей практике все суды общей юрисдикции) относит принятые Минздравом России до 2012 г. стандарты медицинской помощи к нормативным правовым актам, при принятии которых Минздравом не был соблюден порядок введения их в действие.

Разность позиций ставит медицинские организации в затруднительное положение. Минздрав России не отменяет принятые им ранее стандарты медицинской помощи и считает их хоть и не обязательными, но рекомендуемыми к применению. В то же время применение любого старого стандарта может в любой момент быть обжаловано в суд, который с большой долей вероятности признает документ недействующим.

В заключение следует отметить, что в соответствии со ст. 74 Закона 323-ФЗ медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе:

  1. принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно – компания, представитель компании) подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний;
  2. заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
  3. получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
  4. предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
  5. осуществлять прием представителей компаний, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий;
  6. выдавать рецепты на лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

Фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе:

  1. принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, и принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компании, представителя компании;
  2. получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения населению;
  3. заключать с компанией, представителем компании соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
  4. предоставлять населению недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты, имеющие одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену.

За нарушения указанных требований медицинские работники несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Медицинские работники имеют равные права с работниками других профессий. На них распространяются общие гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Кроме того, Трудовой РФ и принятые в соответствии с ним подзаконные акты, устанавливают специальные гарантии в отношении медицинских работников, например, такие как сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные оплачиваемые отпуска для некоторых категорий медицинских работников; льготный пенсионный возраст и пр. Эти права и гарантии подробно рассматривались нами в предыдущих публикациях.

  • создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством РФ;
  • профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством РФ, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
  • прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
  • стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
  • создание профессиональных некоммерческих организаций;
  • страхование риска своей профессиональной ответственности.

Законные требования к медицинской деятельности

  • Лучший акушер;
  • Лучший лаборант;
  • Лучшая медицинская сестра;
  • Лучшая старшая медицинская сестра;
  • Лучшая участковая медицинская сестра;
  • Лучший фармацевт;
  • Лучший фельдшер;
  • За верность профессии.

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 2 от 13 января 2011 г. специалистам с высшим медицинским образованием установлено единовременное денежное поощрение по результатам Всероссийского конкурса врачей. Перечень номинаций достаточно широкий и установлен приложением к документу.

  • За верность профессии;
  • За проведение уникальной операции, спасшей жизнь человека;
  • За создание нового метода лечения;
  • За создание нового метода диагностики;
  • За создание нового направления в медицине;
  • За медицинскую помощь пострадавшим во время войн, террористических актов и стихийных бедствий.

В статье 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлены границы деятельности медицинского работника. Медицинские работники, как и представители других профессий, осуществляют свою деятельность в рамках правового поля – в соответствии с законодательством РФ.

В ч.1 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлено дополнительное специальное требование о соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии.

Важно! Для сведения отметим, что Первым национальным съездом врачей РФ 05.10.2012 г. принят Кодекс профессиональной этики врача РФ, который устанавливает ключевые этические моменты работы. Данный документ прошел экспертизу в Правовом департаменте Министерства здравоохранения РФ. В преамбуле к документу сказано, что его положения обязательны для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений, временно замещающих врача или ассистирующих врачу.

Одним из запретов, продиктованных, в частности, медицинской этикой является запрет на проведение эвтаназии (ст. 42 Кодекса, ст. 45 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

  • Принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций подарки, денежные средства. Запрет касается денежных средств на любые цели, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний.
  • Исключение составляют случаи вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности.
  • Заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий. Исключение составляют случаи предоставления для клинических испытаний;
  • Получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
  • Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
  • Осуществлять прием представителей компаний. Исключение составляют случаи, связанные с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий;
  • Выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

Федеральный закон и принятые в его исполнение подзаконные акты предлагают пациенту занимать более активную позицию при решении вопросов охраны собственного здоровья, детально регламентируя требования к информированию пациентов о правах и обязанностях, о состоянии здоровья, о факторах влияющих на здоровье, предоставлению иной информации, необходимой пациенту, чтобы стать полноправным участником процесса оказания медицинской помощи. Один из инструментов реализации этого права — информированное добровольное согласие, которое является необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства.

Информированное добровольное согласие — это осознанное личное согласие пациента или его представителя на медицинское вмешательство, данное на основе полной и всесторонней информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах. Эта информация должна быть сообщена Вам лечащим врачом или иным медицинским работником в доступной для понимания форме, то есть процесс информирования должен производиться таким образом, чтобы у несведущего человека появилась определенная компетентность относительно состояния его здоровья, и тех манипуляций, которые планируют по отношению к нему выполнить медицинские работники, показаниях и противопоказаниях к лечению. Это особенно важно, если предстоит оперативное вмешательство. При выборе поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи на срок такого выбора Вы также даете согласие на определенные виды медицинского вмешательства, перечень которых установлен Минздравсоцразвития России. Полученное согласие подписывается пациентом или его представителем и включается в медицинскую документацию.

Информация о состоянии здоровья не может быть Вам предоставлена против Вашей воли.

В процессе оказания медицинской помощи и в последующем Вы вправе непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние Вашего здоровья, получать документы, их копии и выписки из медицинских документов, в том числе для консультации у других специалистов.

Российские пациенты пользуются этим правом редко. Не только врач, но и пациент вправе решать, что ему требуется консилиум или консультация специалиста. Но это право имеет и определенные ограничения. Например, если нет возможности созвать консилиум или отсутствует соответствующий врач-специалист, Вам будет отказано в этом праве. Одним из вариантов реализации этого права является использование «второго мнения». В этом случае пациенту или его представителю необходимо запросить соответствующие медицинское документы (или их копии) и обратиться за консультацией к другому врачу.

Застрахованные по обязательному медицинскому страхованию лица вправе обратиться в свою страховую медицинскую организацию, которая организует очную экспертизу качества лечения, экспертную оценку полученных пациентом рекомендаций.

Вы вправе отказаться от медицинского вмешательства, причем такой отказ может быть как полным, так и частичным: Вы правомочны отказаться от лечения или не согласиться с каким-то конкретным предложением врача, но продолжить у него лечиться, отказаться от предложенных манипуляций или методов лечения. При отказе от медицинского вмешательства Вам в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ от медицинского вмешательства должен быть зафиксирован в медицинской документации.

В ряде жестко определенных Федеральным законом случаев медицинское вмешательство может производиться без согласия пациента, например, когда это необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, если состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, или по решению суда в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной жизнью. Острые и хронические боли доставляют пациенту массу неприятностей. Поэтому, несмотря на то, что медицина считает своей первичной целью лечение заболевания, сохранение и продление жизни, законодательство установило данное право пациента. Этому праву следует обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль. Недопустимо применение болезненных методов диагностики или лечения без должного обезболивания.

Здоровый человек ест то, что ему нравится. Заболев, люди активно принимают лекарственные средства и забывают о таком надежном и постоянно действующем лечебном средстве, как диетическое питание. Правильно подобранная диета больного имеет большое значение не только для восстановления происходящих во время болезни потерь в организме и для поддержания сил, но и как действенное лечебное средство. Современной наукой установлено, что при любом заболевании пищевой рацион оказывает определенное воздействие, а в ряде случаев имеет решающее влияние на течение и исход болезни. Режим питания и приемы обработки пищевых продуктов во многом зависят от характера заболевания, его стадии, особенностей нарушения обмена веществ. Рекомендованная лечащим врачом диета является существенной частью общего лечения при всех без исключения заболеваниях. Без соблюдения диеты даже самое активное лечение не может быть эффективным. Поэтому оказание медицинской помощи в условиях стационара включает организацию лечебного питания пациентов.

В соответствии с Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О радиационной безопасности населения» указанное право реализуется посредством создания в медицинских организациях условий, безопасных с позиции санитарных правил и норм, то есть тех, при которых внешние факторы не будут создавать угрозу жизни и здоровью человека. Пациентам необходимо знать, что существует достаточно обширный перечень санитарных нормам и правил, призванных обезопасить его от различного рода негативных последствий нарушения санитарно-гигиенических требований, таких как внутрибольничные инфекции, послеоперационные осложнения, вызванные нарушениями гигиены со стороны медицинского персонала, осложнения после различного рода манипуляций, выполненных с нарушением требований. Выполнение санитарных норм и правил при оказании медицинской помощи контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Права и обязанности медицинских работников

Сведения о факте обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии здоровья больного и диагнозе, иные сведения, полученные при медицинском обследовании пациента и его лечении, составляют врачебную тайну. Медицинские организации обязаны создать систему организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну. Медицинские работники не вправе без Вашего согласия разглашать сведения о пациенте, которые стали им известными в связи с выполнением профессиональных обязанностей, кроме установленных законом случаев.

Законодательство о здравоохранении – это система нормативно-правовых актов, регулирующих организационные, имущественные, неимущественные отношения, возникающие в связи с оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам, проведением санитарно-эпидемических мероприятий. Рассмотрим основные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в сфере здравоохранения.

Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) закрепляют право каждого человека на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. К международным документам также относятся: Декларации Всемирной Медицинской ассамблеи: Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения (1983 г.), Лиссабонская декларация о правах пациента (1981 г.), Декларация о независимости и профессиональной свободе врача (1986 г.), Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994 г.)и другие.

Конституция РФ в статье 41 закрепляет право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Основным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является — ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ.В нем определены основные принципы охраны здоровья; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья; организация охраны здоровья; охрана здоровья матери и ребенка; вопросы семьи и репродуктивного здоровья; медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование; медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека; права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, а также медицинских организаций; программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья; организация контроля в сфере охраны здоровья; ответственность в сфере охраны здоровья.

Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Статья 4 Федерального закона закрепляет основные принципы охраны здоровья:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Гражданам гарантируется защита от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

При оказании медицинской помощи обеспечивается приоритет интересов пациента (ст.6), который реализуется путем:

Пациент — лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.

Статьей 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательно закреплен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи (перечень мер, предпринимаемых медицинскими работниками и администрацией лечебных учреждений с целью обеспечения максимально физически и морально комфортного пребывания пациента в медицинской организации).

Приоритет интересов пациента реализуется путем:

— соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

— оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

— обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

— организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

— установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

— создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Права пациента — это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

Права пациентов в Российской Федерации гарантируются ст. 41 Конституции РФ, ст. 5, 6, 18-26 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» и ст.16 Федерального закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Права и обязанности граждан раскрыты статьями Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Статья 5 определяет соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий:

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статья 18. Право на охрану здоровья

1. Каждый имеет право на охрану здоровья.

2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Статья 19. Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — Программа), ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Основными государственными источниками финансирования Программы являются средства системы обязательного медицинского страхования и бюджетные средства.

На основе Программы субъекты Российской Федерации ежегодно утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (далее — территориальные программы).

Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Медицинская помощь оказывается гражданам в трех формах — плановая, неотложная и экстренная.

Экстренная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Неотложная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Плановая форма предусматривает оказание медицинской помощи при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В зависимости от этих форм Правительством Российской Федерации устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.

Так, сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

При этом платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме медицинской помощи либо по Вашей просьбе в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств.

По вопросам бесплатного оказания медицинской помощи и в случае нарушения прав граждан на ее предоставление, разрешения конфликтных ситуаций, в том числе при отказах в предоставлении медицинской помощи, взимания денежных средств за ее оказание следует обращаться в:

  • администрацию медицинской организации — к заведующему отделением, руководителю медицинской организации;
  • в офис страховой медицинской организации, включая страхового представителя, — очно или по телефону, номер которого указан в страховом полисе;
  • территориальный орган управления здравоохранением и территориальный орган Росздравнадзора, территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
  • общественные советы (организации) по защите прав пациентов при органе государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и при территориальном органе Росздравнадзора;
  • профессиональные некоммерческие медицинские и пациентские организации;
  • федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор и пр.
  • График работыпорядок госпитализации
  • Порядок госпитализациипамятка
  • Условия оказаниямедицинской помощи
  • Территориальная программаоказания гражданам медицинской помощи
  • О правах пациентовтекст фередального закона
  • Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
  • Перечень ЖНВЛППП РФ от 23.11.2020 № 2406-р
  • Правила посещения реанимационного отделения
  • Правила подготовкик диагностическим исследованиям
  • Страховые организацииадреса, телефоны, ссылки на сайты
  • Надзорные организацииадреса, телефоны, ссылки на сайты
  • Противодействие коррупцииинформация гражданам
  • Федеральное законодательствов сфере здравоохранения
  • Антитеррористические мерыпамятка гражданам по действиям
  • Медицинская информация
  • Дополнительная информация для пациентов
  • Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
  • Мы против коррупции в зравоохранении
  • Задать вопрос
  • Отзывы и комментарии
  • Информация для иностранных гражданInformation for foreigners

Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность .

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724; 2015. N 14. Ст. 2018.

В связи с этим определением важно обратить внимание читателей на то, что же такое медицинская организация и медицинская деятельность. Медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. К медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Таким образом, медицинский работник — это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональной деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим ту же деятельность.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Правовую основу регулирования труда медицинских работников составляют положения Трудового кодекса Российской Федерации. Статья 350 посвящена некоторым особенностям регулирования труда медицинских работников, которые напрямую связаны с характером их профессиональной деятельности. Также существует целый ряд федеральных законов (Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и др.) и подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих особенности труда медицинских работников. Рассмотрим эти особенности по мере их появления на различных этапах трудовой деятельности такого сотрудника.

1. Право на занятие медицинской деятельностью и допуск к ней

Любая трудовая деятельность начинается с процесса трудоустройства, и в российском законодательстве закреплены отдельные положения, позволяющие тем или иным гражданам стать медицинскими работниками. В настоящее время заниматься медицинской деятельностью вправе следующие лица:

  1. получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации;
  2. имеющие сертификат специалиста. Указанный сертификат свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской) деятельности. Сертификат действует пять лет на территории Российской Федерации.

Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации . Лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, сертификат выдается образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

Условиями выдачи организациями сертификата таким лицам являются:

  • наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности;
  • положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающихся (для лиц, получающих сертификат впервые по окончании обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение»).

Сертификационный экзамен проводится организациями по завершении лицами обучения по основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура) или по дополнительным профессиональным образовательным программам медицинского или фармацевтического образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) ;

  1. получившие медицинское образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, — только после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста;
  2. получившие медицинское образование в иностранных государствах — после установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании в Порядке, утвержденном законодательством РФ об образовании , сдачи экзамена по специальности и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» фармацевтический работник — физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее — лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка.

В связи с этим определением важно обратить внимание на то, что же такое фармацевтическая организация. Фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). К фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность.

Трудовая деятельность фармацевтических работников, так же как и в случае с медицинскими работниками, обладает целым рядом особенностей. Правовую базу регламентации их трудовой деятельности составляют нормы Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов в заявленной теме. По образу и подобию рассмотренных нами вопросов в отношении медицинских работников исследуем особенности труда фармацевтических работников.

1. Право на занятие фармацевтической деятельностью и допуск к ней

Наделение граждан Российской Федерации и иностранных граждан правом на занятие фармацевтической деятельностью абсолютно идентично порядку, рассмотренному ранее в отношении медицинских работников. Процедура получения сертификата специалиста сменяется аккредитацией специалистов с 1 января 2016 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:

  1. лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке , установленном законодательством Российской Федерации, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;
  2. лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (ред. от 12.09.2014) // СЗ РФ. 2013. N 33. Ст. 4377; 2014. N 38. Ст. 5069.

Важно отметить, что существует целый ряд ограничений, налагаемых на фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. Так, фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе:

  • принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компании, представителя компании;
  • получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения населению;
  • заключать с компанией, представителем компании соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
  • предоставлять населению недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты, имеющие одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену.

За нарушения этих требований фармацевтические работники, руководители аптечных организаций, а также компании, представители компаний несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

2. Работа по совместительству

Фармацевтические работники вправе работать по совместительству. При этом продолжительность их работы по совместительству в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

  • для фармацевтических работников — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
  • для фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю;
  • для младшего фармацевтического персонала — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

3. Рабочее время фармацевтических работников

Рабочее время фармацевтических работников нормируется путем установления его продолжительности на протяжении календарной недели (рабочая неделя) и в течение суток (рабочие день, смена). Нормирование продолжительности рабочего времени осуществляется нанимателем с учетом ограничений, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации и коллективным договором.

Продолжительность рабочего времени, превышающая 40 часов в неделю, может устанавливаться только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, а именно: при сменной работе и суммированном учете.

Сменная работа вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса (работы) превышает установленную продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема производства (работ, услуг). Если продолжительность смены по графику больше 8 часов, уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами компенсируется увеличением еженедельного непрерывного отдыха.

Еженедельная продолжительность рабочего времени при суммированном учете может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю. При этом ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 12 часов.

Право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности.

Части 4-6 ст. 69 Закона № 323-ФЗ предусматривают некоторые исключения, разрешающие допустить к лечебной работе граждан с неоконченным образованием, отсутствием требуемого стажа или получением диплома за пределами РФ.

Гражданин, имеющий диплом института, но не работающий в медицине более чем пятилетний срок, имеет право осуществлять медицинскую деятельность по той или иной специальности, если он дополнительно пройдёт профильные курсы, или повысит уровень своей квалификации иным допустимым способом.

Примерные программы разрабатываются органами здравоохранения. Например, Приказами Минздрава РФ утверждены доп. программы по специальностям «Психиатрия-наркология» (от 22.01.2014 № 35н) и «Остеопатия» (от 24.07.2015 № 481н).

Также лицу необходимо аттестоваться.

В РФ мед. услуги оказываются организациями, созданными на государственном или муниципальном уровне, а также в форме частных образований.

Заниматься лечебными услугами могут как предприятия в независимости от их организационной формы, так и ИП.

Если услуги оказываются за деньги при заключении с гражданином договора, к таким отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей.

Обращение в лицензионный орган с документами:

  • заявление в требуемой форме;
  • учредительные документы (устав);
  • подтверждение об имеющемся здании (выписка из ЕГРН);
  • информация, подтверждающая наличие мед. приборов и техники, зарегистрированной в установленном порядке;
  • сведения об образовании работников (дипломы, свидетельства);
  • доказательства стажа специалистов;
  • заключение Роспотребнадзора о соответствии помещений санитарным нормам;
  • платёжка об уплате пошлины.

Решение Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (в редакциях Решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 341; от 18.11.2010 № 456; от 02.03.2011 № 571; от 07.04.2011 № 622; от 18.10.2011 № 829; от 09.12.2011 № 889) Решение Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (в редакциях Решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 341; от 18.11.2010 № 456; от 02.03.2011 № 571; от 07.04.2011 № 622; от 18.10.2011 № 829; от 09.12.2011 № 889) Решение Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (в редакциях Решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 341; от 18.11.2010 № 456; от 02.03.2011 № 571; от 07.04.2011 № 622; от 18.10.2011 № 829; от 09.12.2011 № 889) Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011г. № 799 Технический регламент «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» ТР ТС 009/2011 Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011 Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011г. № 797 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2782-р от 30.12.2014г. об утверждении перечня ЖНВЛП. (Срок вступления в действие данного перечня 1 марта 2015г.)

Письма

Письмо ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 10.08.2011 г. N АС-4-3/13016@ «О Перечне документов, подтверждающих изготовление аптечными организациями лекарственных средств, и применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их реализации на территории Российской Федерации» Письмо Росздравнадзора от 26.10.2011 N 04И-1000/11 “О лицензировании” Информационное письмо Росздравнадзора и ФСТ России от 28.01.2010 № 01И-52/10 и от 29.01.2010 № СН-466/7

СП 3.3.2.1248-03 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов« (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.03.2003 N 22) СП 3.3.2.2330-08 «Требования к условиям транспортирования, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.02.2008 N 10) СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» (Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. N 50) СанПин 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 июля 2002 г. N 24) СП 3.3.2.1120-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2002 г. N15) СанПин 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. N 18) СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163) СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 г. N 23) СНиП 35-01-2001 «Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила РФ. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (Постановление Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73) СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»

Государственная Фармкопея XII издания ОСТ 91500.05.001-00 «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения» ГОСТ Р 51579-2000 «Изделия косметические жидкие. Общие технические условия» ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 59 (устанавливает требования к перилам) ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению»Приказ Ростехрегулированияот 27.12.2007 № 553-СТ (требования к указателям тактильным наземным для инвалидов по зрению)

Личный кабинет

О правах и обязанностях граждан в сфере здравоохранения

Для осуществления лицензирования отдельного вида деятельности понадобится собрать внушительный список документов. Помимо учредительных документов в перечень следует включить:

  1. Свидетельство о гос. регистрации в качестве юр. лица
  2. Свидетельство о постановке на учет в налоговые органы
  3. Коды государственной статистики
  4. Документы, подтверждающие наличие помещения на праве собственности, аренды – свидетельство, договор и поэтажный план
  5. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещения санитарным правилам
  6. Документы, подтверждающие квалификацию сотрудников соискателя лицензии – дипломы, сертификаты, копии трудовых книжек, фиксирующие стаж. При смене фамилии, понадобится свидетельство о браке работника.
  7. Документы, подтверждающие факт оплаты лицензионного сбора.
  8. В случае, если речь идет о медицинской деятельности, также необходимо приложить документы, подтверждающие наличие у соискателя исправного оборудования для оказания медицинской помощи.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Ответ на этот вопрос дает Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в пункте 1 статьи 100 и Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» в пункте 3 Приложения № 9 Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Дело в том, что в 2021 г. применяется особый порядок допуска к профессиональной деятельности врачей и фармацевтов, которые получили медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах.

Во-первых, они допускаются к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в РФ по определенной специальности, установленной номенклатурами специальностей.

Для этого необходимо выполнить следующие условия:

  • получить документы об образовании и (или) квалификации, подтверждающие получение образования по указанной специальности, при условии признания Рособрнадзором иностранного образования и (или) иностранной квалификации. Иное может быть предусмотрено международными договорами РФ.
  • успешно сдать специальный экзамен в порядке, установленном Росздравнадзором.
  • получить сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ.

Важный нюанс: До 1 июня 2021 г. установлен мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста лицами, получившими медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве.

По общим правилам лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранном государстве, допускаются к медицинской и фармацевтической деятельности в России, если ими выполнены следующие условия:

1) получено свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации на территории РФ.

2) сдан экзамен по специальности и получен сертификат специалиста.

Перечисленные условия допуска обязательны для исполнения, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Так, например, гражданам Республики Беларусь получать свидетельство о признании не требуется, но для допуска к медицинской и фармацевтической деятельности они обязаны представить работодателю сертификат специалиста, выданный соответствующим образовательным учреждением России.

Для получения свидетельства о признании необходимо осуществить ряд действий:

  1. Подать заявление в Рособрнадзор.
  2. Уплатить госпошлину.
  3. Получить документ, содержащий решение, которое принято по итогам проведения процедуры признания.

Для сдачи экзамена по специальности и получения сертификата специалиста необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Росздравнадзор. К заявлению нужно приложить документы об образовании, сведения о предшествующей работе по специальности, фотографии.

Росздравнадзор рассматривает заявление и выдает направление на сдачу специальных экзаменов в соответствующее образовательное учреждение. Лицо, успешно сдавшее экзамены, получает сертификат специалиста, который дает право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью на территории РФ.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...