Обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Исполнительский сбор считается дополнительной финансовой нагрузкой у должника, которую назначают при несвоевременном погашении долга, назначенном судом. Процесс вынесения Постановления о назначении исполнительского сборища приставом исполнителем прост. ФССП взыскивает сбор после того, как истек срок добровольного исполнения судебного приказа.

Отменить исполнительный сбор можно только в том случае, если будет отменен исполнительский документ или вынесено решение суда. В рамках ФЗ №229 у пристава нет полномочий изменять или отменять ранее принятое постановление суда. При этом Президиумом ВС подтверждено, что пристав-исполнитель имеет право исправлять собственные ошибки, допущенные в ходе ИП. Кроме того, приставы могут отменять или изменять необоснованное постановление.

Как это происходит на практике? Ответственное лицо будет настаивать на повторном рассмотрении ситуации в суде, так как в указаниях Президиума не прописан порядок действий, который нужно соблюсти, чтобы отменить исполнительский сбор. Фактически, чтобы должник освободился от уплаты взноса нужно обращаться и к приставам, и к суду.

Как обжаловать постановление о взыскании исполнительского сбора?

Любой должник может обжаловать исполнительский сбор в суде. При этом, если гражданин обратится к СПИ с жалобой, снять санкции не получится. Нужно подавать ходатайство в суд.

Важно соблюсти два основных требования:

  1. Уложиться в срок, назначенный судом для апелляции. По закону это не более 10 суток. Если срок упущен, должник может восстановить период обжалования постановления, если докажет, что у него была уважительная причина по его пропуску.
  2. В ходатайстве написать факты, определяющие неправомерность взыскания, и подтвердить их документально.

Отмена ИС, назначенного приставом, возможна, если соблюдены следующие условия:

  • задолженность по исполнительному листу взыскали до того, как завершился срок, выделенный на добровольное погашение долга;
  • должник не получил уведомление об инициировании исполнительного производства. К примеру, письмо-уведомление отправили не на тот адрес;
  • исполнительский сбор начислили в том случае, когда это не предусмотрено законом;
  • неправильно рассчитан размер исполнительского сбора;
  • должник своевременно погасил долг перед кредитором;
  • были допущены другие варианты нарушений при начислении исполнительного сбора.

Если суд удовлетворит ходатайство должника, постановление о начислении ИС отменят. Но, это не значит, что гражданин будет освобожден от выплат по основному долгу.

В любом случае при возникновении оснований для наложения ИС, новое Постановление выпустят вновь.

Сумма будет возвращена в полной мере, как только будет отменен судебный акт, акт иного государственного органа или ответственного специалиста, если на его основании выдали исполнительный документ.

Если суд вынесет решение по уменьшению размера ИС, излишне взысканная сумма будет возвращена должнику.

Механизм возврата указан в ч. 4-5 Постановления Правительства РФ №550. Действие касается сумм, которые находятся на специальном счете территориального подразделения ФССП, или средств, перечисленных на счет казначейства РФ. В любом случае исполнительную пошлину вернут на счет, который заявитель указал в ходатайстве, в срок до 30 дней с подачи ходатайства.

Жалобы необходимо подавать в порядке подчиненности. Рассмотрим законы иерархии в госструктуре:

  1. Если решение выносилось госслужащим, то жалоба направляется на имя старшего судебного пристава в том же отделении ФССП.
  2. Если постановление старшего пристава вас не устроило, далее жалуемся в адрес главного пристава в субъекте РФ.
  3. Следующий шаг — жалоба составляется на имя главного пристава РФ.

Отметим, что это долгий и муторный путь. Вам придется постоянно отправлять письма, ждать ответов длинными зимними вечерами и так далее. К тому же, не факт, что вам будут вовремя отвечать.

Также можно подавать жалобы в прокуратуру и в районный суд. Как правило, должники сначала обращаются в ФССП, суд и прокуратура воспринимаются как крайние меры.

Давайте разберемся с основным терминами и понятиями, с которыми вы столкнетесь в данной статье, итак:

Исполнительский сбор — это денежное взыскание, которое накладывается приставами. Сбор является аналогом штрафа, который назначается только за несоблюдение должником срока добровольного исполнения решения суда.

Исполнительное производство — это процесс принудительного исполнения судебных актов, выполняемый судебными приставами. В ходе этого процесса пристав может накладывать арест на банковские счета и имущество, обращать взыскание за зарплату и иные доходы, объявлять должника в розыск, принимать иные меры воздействия. Производство начинается после получения приставом заявления и исполнительных документов, а прекращается после погашения долга или исполнения иных предписаний суда.

Если должник исполнил решение суда до направления его приставам, дополнительные сборы и санкции не применяются. Также не придется платить сбор, если предписание суда было исполнено добровольно в срок, указанный приставом в постановлении. Доказать этот факт можно платежным документом о дате перечисления средств, актом о передаче имущества, иным аналогичным документом.

Статья 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает еще ряд ситуаций, при которых можно избежать взыскания сбора:

  • если должник докажет, что просрочка была вызвана чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами (непреодолимая сила);
  • если для исполнения судом предоставлена отсрочка или рассрочка;
  • если добиться отмены судебного акта, исполнительного документа или постановления пристава (если на момент отмены сбор уже был удержан, он подлежит возврату);
  • если производство открыто по категориям дел, указанных в пункте 5 статьи 112 Закона № 229-ФЗ.

Доказывать факты непреодолимой силы нужно непосредственно приставу, ведущему дело. Закон не содержит перечня таких обстоятельств, поэтому можно столкнуться с субъективной оценкой пристава и получить отказ в освобождении от уплаты санкции. В этом случае можно оспорить постановление через вышестоящее должностное лицо ФССП, либо в судебном порядке. Например, как непредвиденное обстоятельство рассматривается факт нарушения банком сроков перевода средств, направленных на исполнение решения суда.

Любое решение, действие или бездействие пристава можно оспорить. В п. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, указано, что постановление о взыскании сбора можно обжаловать только в судебном порядке. Срок на подачу жалобы составляет 10 суток со дня издания приставом документа, либо с момента, когда должник узнал, либо должен был узнать о вынесении постановления. Естественно, срок на обжалование можно восстановить, если доказать уважительность причин пропуска.

Жалобу на постановление пристава суд обязан рассмотреть не позднее 10 дней после ее поступления. Как только жалоба поступила в суд, взыскание санкции приостанавливается до рассмотрения дела по существу. Основаниями для отмены постановления могут являться:

  • преждевременное вынесение постановления, т.е. до истечения назначенного срока;
  • нарушения порядка возбуждения производства (например, ненадлежащее направление документа должнику, что повлекло пропуска срока);
  • назначение санкции по делам, по которым запрещено взыскивать сбор;
  • взыскание сбора при наличии документов, подтверждающих своевременность исполнения;
  • неправильный расчет суммы сбора, в том числе при завышении его размера;
  • неправомерный отказ принять доказательства непреодолимой силы и продлить срок для добровольного исполнения.

Просить о снижении размера санкции можно только после вынесения приставом постановления о взыскании сбора. Пока такое решение не вынесено, оснований для снижения его размера не возникает. Заранее обратиться с такой просьбой нельзя, поэтому для обращения в суд нужно иметь на руках постановление. Получить его можно следующими способами:

  • получить по почте, так как каждое постановление должно быть вручено должнику под роспись или направлено по его адресу;
  • обратиться лично или через представителя к должностному лицу ФССП, ведущему производство, если постановление не было получено по почте;
  • направить запрос в службу ФССП, где ведется производство.

Исполнительский сбор судебных приставов

Сразу после регистрации заявления в суде, взыскание сбора приостанавливается. Продолжительность рассмотрения заявления может превышать 10 дней, так как такие ситуации не относятся к процедуре оспаривания. Должник может участвовать в процессе лично, через представителя, либо заявить о рассмотрении заявления в его отсутствие.

Суд будет принимать решение по представленным доводам и доказательствам, а также материалам исполнительного производства. Для этого служба ФССП уведомляется о поступлении заявления, извещается о времени и месте заседания. Также суд запросит материалы дела, чтобы оценить все обстоятельства взыскания сбора.

В отличие от случаев оспаривания, доказать основания для уменьшения размера санкции обязан заявитель. По итогам рассмотрения заявления, суд вправе уменьшить сумму сбора, но не более чем на ¼ от законного размера. Точный размер сбора, с учетом снижения, суд укажет в своем решении.

Если заявление было удовлетворено, решение сразу вступит в силу. Возможен и вариант, когда суд освободит должника от оплаты. Это допускается, если отсутствуют основания для ответственности за нарушение обязательств по ГК РФ.


Исполнительный документ не был исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения, поскольку стороны заключили мировое соглашение, которое впоследствии утвердил суд.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ решила, что в этом случае исполнительский сбор не взыскивается, поскольку в поведении должника отсутствует противоправность.

Обязанность добровольно исполнить исполнительный документ не может противопоставляться праву сторон заключить мировое соглашение. В особенности это относится к случаю, когда долг взыскателя перед должником, являвшийся предметом параллельных судебных разбирательств, завершившихся заключением мирового соглашения, во много раз превосходил задолженность должника перед взыскателем.

Если арбитражный суд выдал исполнительный документ, то с заявлением об оспаривании исполнительского сбора обращайтесь в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя ( п. 1 ч. 2 ст. 128 Закона, ч. 6 ст. 38 АПК РФ).

Если суд общей юрисдикции выдал исполнительный документ, то обращайтесь в этот суд ( ч. 3 ст. 128 Закона). Подавайте заявление в суд по месту нахождения структурного подразделения ФССП, в котором пристав исполняет свои обязанности (ч. 5 ст. 218, ч. 1 ст. 22 КАС РФ).

Укажите следующие сведения:

  • наименование арбитражного суда, в который подается заявление (п. 1 ч. 2 ст. 125 АПК РФ);
  • ваше наименование, адрес; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (п. 2 ч. 2 ст. 125 АПК РФ);
  • Ф.И.О. и должность пристава, который принял постановление (п. 1 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
  • наименование территориального органа ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности пристав, который вынес оспариваемое постановление. Это связано с тем, что в случае удовлетворения требования заявителя (должника) судебные расходы могут быть возмещены за счет такого территориального органа ФССП России (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50);
  • название, номер и дата принятия оспариваемого постановления (п. 2 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
  • наименование взыскателя, которого нужно привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50);
  • права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым постановлением (п. 3 ч. 1 ст. 199 АПК РФ). В данном случае нарушаются ваши имущественные права, поскольку из-за незаконного постановления вы необоснованно лишитесь денег;
  • законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемое постановление (п. 4 ч. 1 ст. 199 АПК РФ). Например, если вас не известили о возбуждении основного исполнительного производства, то постановление о взыскании исполнительского сбора по общему правилу не будет соответствовать ч. 11, 12 ст. 30 , ч. 1 ст. 112 Закона;
  • требование признать постановление пристава недействительным (п. 5 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
  • сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспаривается постановление пристава (ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
  • перечень прилагаемых документов (ч. 1 ст. 199, п. 10 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

Приложите к заявлению (ч. 2 ст. 199 АПК РФ):

1) документы, указанные в ст. 126 АПК РФ:

  • документы, подтверждающие направление приставу и взыскателю копии заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, необходимых доказательств;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны ваши требования, например исполнительный лист;
  • копию свидетельства о госрегистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если вы были зарегистрированы после 1 января 2017 г., приложите копию листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • доверенность или иные документы, которые подтверждают полномочия на подписание заявления (например, копию протокола общего собрания ООО об избрании генерального директора);
  • выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП должника и взыскателя с указанием сведений, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ, или иные документы, подтверждающие указанные сведения или их отсутствие. Такие документы нужно получить не ранее чем за 30 дней до дня обращения в арбитражный суд;

2) текст оспариваемого постановления.

Такое заявление надо составить в письменной форме. Подписывают его административный истец или его представитель. Не забудьте указать дату подписания (ч. 1 ст. 220, ч. 1 ст. 125 КАС РФ). Если административное исковое заявление не будет подписано или будет подписано лицом, не имеющим на это полномочий, то суд его возвратит (п. 4 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).

Административное исковое заявление должно содержать сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 220 КАС РФ. К нему нужно приложить документы, указанные в ч. 1 ст. 126 КАС РФ (ч. 3 ст. 220 КАС РФ). В противном случае суд оставит заявление без движения, а потом возвратит (п. 7 ч. 1 ст. 129, ст. 130 КАС РФ).

Укажите следующие сведения:

  • наименование суда, в который подается заявление (п. 1 ч. 2 ст. 125 КАС РФ);
  • ваше наименование, адрес, сведения о госрегистрации, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, данные о представителе (п. 2 ч. 2 ст. 125 КАС РФ);
  • Ф.И.О. и должность пристава, который принял постановление о взыскании исполнительского сбора (п. 2 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
  • наименование территориального органа ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности пристав, который вынес оспариваемое постановление. Это связано с тем, что в случае удовлетворения требования должника судебные расходы могут быть возмещены за счет такого территориального органа ФССП России;
  • наименование, номер и дата принятия оспариваемого постановления (п. 3 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
  • иные известные данные в отношении оспариваемого постановления, в частности сведения об исполнительном производстве и об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспаривается постановление (п. 5 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
  • сведения о ваших правах и законных интересах, которые нарушаются оспариваемым постановлением (п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ). В данном случае нарушаются ваши имущественные права, поскольку из-за незаконного постановления вы необоснованно лишитесь денег;
  • нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым вы просите проверить оспариваемое постановление (п. 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
  • требование признать незаконным постановление (п. 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
  • перечень прилагаемых документов (п. 1 ч. 2 ст. 220, п. 9 ч. 2 ст. 125 КАС РФ).

После того как судья вынес постановление о взыскании задолженности, финансовая организация старается как можно скорее возместить ущерб — получить денежные средства или имущество должника. Также в быстроте процесса заинтересовано и государство, ведь приставы обычно загружены большим количеством работы. Поэтому задержка выполнения решения суда предусматривает отдельный штраф. Именно эта неустойка означает у приставов исполнительский сбор.

Процедура строго регулируется на законодательном уровне: соответствующее положение можно найти в Федеральном законе от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Об этом стоит помнить должнику, размышляющему над вопросом, нужно ли платить исполнительский долг судебным приставам, или про него можно забыть со спокойной душой.

Чтобы исключить альтернативные толкования, вся процедура начисления и взыскания исполнительского сбора судебных приставов весьма четко отрегулирована Федеральным Законом.

Сама процедура выглядит следующим образом:

  1. Суд выносит решение, обязывающее должника оплатить имеющуюся задолженность в течение определенного периода.
  2. Если гражданин не выполняет предписание, дело поступает к приставам.
  3. ФССП выносит решение о взыскании имеющейся задолженности.
  4. Гражданин получает уведомление из рук судебного пристава или по почте.
  5. Если в течение пяти суток с момента получения уведомления оплата не поступила, должника обязывают уплатить исполнительский сбор.

Сумма исполнительского сбора судебных приставов считается, исходя из общего размера задолженности и составляет 7%. Также при расчете учитывается, кем является должник — физическим или юридическим лицом. Так, для первых минимальный размер исполнительского сбора составляет 1000 рублей, для вторых — 10 000 рублей.

Срок оплаты исполнительского сбора судебным приставам составляет пять дней с момента вынесения судебного решения. В реальности же у должника есть больший период для внесения денежных средств — не с даты постановления, а даты получения соответствующего распоряжения. Обычно решение доставляется почтой России, а гражданин должен расписаться в получении извещения. Следовательно, платится исполнительский сбор у судебных приставов с момента попадания извещения в руки должника.

Сколько раз взыскивается исполнительский сбор у судебных приставов? По каждому исполнительному листу один раз, но если денежных средств не хватает на оплату долга, сумма дробится на равные части.

Ситуации, когда исполнительский сбор ФССП не подлежит взысканию, подробно описаны в статье 112 Федерального Закона. Так, документ гласит:

  • Судебное делопроизводство было инициировано ФССП и представляет собой дополнительное заседание. Например, это может быть дело, решение по которому было принято после подачи заявления сотрудником службы. В этом случае взыскание исполнительского сбора говорит о наложении двойного штрафа за одно и то же деяние, что запрещено действующим законодательством РФ.
  • Распоряжение подается повторно после судебного заседания, на котором была попытка отменить постановление о взыскании. Даже если она была неудачной, сотрудник ФССП не имеет право наложить дополнительное взыскание в виде оплаты исполнительского сбора.
  • Решение, по которому ведется производство, направлено на оплату задолженности, инициированное одним и тем же приставом в ходе осуществления мероприятий по взысканию долга по другому исполнительскому делу.

В 2021 году решений, которые бы изменили размер исполнительского сбора судебных приставов, не принималось. Поэтому используются стандартные методы расчета, действующие ранее.

Если в ходе судебного заседания не было вынесено дополнительных решений, должник будет обязан выплатить сумму, равную 7% от общего размера долга. Минимальная сумма составляет: 1000₽ для физического лица, 10 000₽ для юридического. Если долг в валюте, то он высчитывается исходя из текущего курса ЦБ России на дату, когда было вынесено постановление о взыскании сбора. При задолженности по алиментам, величина рассчитывается по каждой сумме отдельно.

Если в роли должника выступает юридическое лицо, по исполнительскому сбору судебных приставов делаются проводки в бухучете. Сумма взыскания выглядит так: Дебет 76 Кредит 51 — долг оплачен; Дебет 91 Кредит 76 — долг отнесен к прочим расходам.

Оплатить исполнительский сбор судебных приставов можно любым удобным способом:

  • Отделение банка или другой финансовой структуры. Чтобы внести требуемую сумму, нужно предоставить реквизиты для уплаты исполнительского сбора судебным приставам, правильно указать цель платежа. Отделение почты России. Сотрудники почты также осуществляют прием платежей от физических и юридических лиц. Для перевода необходимо предоставить реквизиты, полученные от сотрудника ФССП, а оформление необходимых бумаг возьмет на себя работник отделения.
  • Платежные терминалы. Большая часть терминалов самообслуживания имеет необходимый функционал, позволяющий переводить денежные средства на расчетный счет организации. Нужно найти устройство с нужным меню, внести реквизиты платежа, сумму, указанную в исполнительном листе. В 2021 году КБК исполнительского сбора судебных приставов следующее: 32211501010010000140. Именно эту комбинацию нужно вводить при заполнении реквизитов. Важно помнить, что терминал взимает комиссию и не выдает сдачу. После завершения манипуляций необходимо обязательно взять чек об оплате.
  • Мобильное приложение или сайт банка. Если банковская карта не арестована, с нее можно произвести оплату. Для этого нужно зайти в личный кабинет на сайте или в мобильное приложение на смартфоне. Найти «Переводы и платежи», выбрать подходящий вариант, заполнить реквизиты, указать сумму, подтвердить операцию, введя код из SMS. Доказательством платежа послужит электронный чек. Также можно заказать выписку о совершенной операции, которая поступит на электронную почту, привязанную к профилю.

Первое, на что гражданин должен обращать внимание — сроки. Должник может оспорить исполнительский сбор у судебных приставов в течение десяти дней с даты, когда было принято решение. Лишь после истечение этого периода постановление вступает в законную силу.

Отменить исполнительский сбор судебных приставов можно только через суд. Обращаться к сотрудникам ФССП, которые вынесли решение, не только бесполезно, но и незаконно.

Чтобы уменьшить исполнительский сбор судебных приставов, должнику нужно правильно заполнить заявление и обратиться с ним в суд. Этот факт станет основанием для приостановления производства до момента, пока суд не примет решение.

При рассмотрении обращения, судья будет принимать во внимание следующие факторы:

  • Имущественное положение гражданина.
  • Степень вины при задержке внесения требуемой суммы денег.
  • Возможность оплаты долга в дату подачи обращения о взыскании.

Изучив все детали дела, судья может принять решение о снижении исполнительского сбора судебных приставов. При этом максимальная сумма уменьшения не может превышать 25% от общей величины задолженности.

Если приставы получили долг в полном объеме до того, как судья принял решение о снижении, разница в сумме будет возвращена гражданину на указанный им счет. Причем зачисление денежных средств происходит в автоматическом режиме.

Стоит отметить, что единого образца заявления об обжаловании исполнительского сбора судебных приставов законодательством РФ не предусмотрено.

Исковое заявление обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора подается в силу Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 в арбитражный суд в порядке, определенном ст. 27, 28 и 32 АПК РФ. В иске следует указать обстоятельства и основания, подтверждающие отсутствие прямого умысла и вины. Если заявление определением суда принято к производству, то взыскание сбора приостанавливается до момента вынесения решения.

При несогласии с постановлением и оспаривании исполнительского сбора должник вправе обратиться с одним из следующих требований:

  • об оспаривании постановления;
  • об уменьшении размера сбора;
  • о предоставлении отсрочки;
  • о предоставлении рассрочки;
  • об освобождении от уплаты.

Суд при обжаловании постановления вправе как уменьшить, так и освободить от уплаты сбора вовсе. Уменьшение размера в результате обжалования влечет признание постановления незаконным и является основанием для возврата должнику излишне уплаченного денежных средств.

Отметим, что для оспаривания постановления и направления жалобы ст. 122 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ предусмотрен срок 10 дней с момента получения информации о нарушении прав. Законодатель закрепил возможность увеличения указанного срока до 3 месяцев во порядке ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Во время исполнительного производства, стремясь исполнить решение суда по взысканию средств с должника, пристав оформляет свои действия в виде постановлений. Иногда, из-за недостаточной информации или халатности, пристав выносит постановления, противоречащие закону, ущемляющие права граждан и коммерческие интересы предприятий.

Должник обладает правом на подачу заявления в силу ч. 6 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ, предполагающей возможность обращения в суд с соответствующим иском. Должник в равной мере наделен правом обращаться в судебном порядке со следующими исками:

  • об оспаривании врученного судебным приставом постановления;
  • об уменьшении размера исполнительского сбора.

Анализ п. 74 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 позволил сделать вывод, что судам предоставлено право изменять размер штрафа как в случае направления требования об оспаривании, так и при предъявлении иска об уменьшении. Это обусловлено тем, что суд фактически не связан основаниями и доводами при подаче требования об оспаривании постановления. Речь именно о праве суда уменьшить размер в случае, если указанного требование не заявлялось.

В части определения минимального значения, на которое может быть уменьшен исполнительский сбор, судебная практика представляется неоднозначной. В частности, в Постановлении КС РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П предусмотрено, что размер штрафной санкции должен отвечать критерию соразмерности. Вместе с тем законодатель вправе определять как максимальный, так и минимальный размер штрафов за неисполнение законодательства.

В силу ч. 7 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ суд вправе снизить штраф не более чем на ¼ часть (т.е. на 25 %). Принимать решение об уменьшении в большем объеме суды не вправе – законодателем строго ограничены его максимальный и минимальный размеры.

Правовую основу наложения составляет ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В ч. 1 ст. 112 упомянутого ФЗ закреплено понятие исполнительского сбора, под которым понимается дополнительное взыскание, подлежащее наложению на должника при неудовлетворении требований, предъявленных по исполнительному документу. Для начисления должны соблюдаться определенные условия, в том числе:

  • возбуждение производства;
  • ознакомление с постановлением;
  • пропуск установленного приставом срока (как правило, 5 рабочих дней);
  • отсутствие запроса о продлении и сообщения о причинах пропуска срока.

Наложение дополнительных штрафных санкций осуществляется на основании постановления о взыскании исполнительского сбора, обжалование которого возможно посредством обращения в суд.

Игнорирование требований, предполагающих немедленное исполнение, является основанием наложения штрафа в течение суток с момента вручения копии соответствующего постановления.

Размер исполнительского сбора в 2019 году

Размер сбора в 2019 году в соответствии с ч. 3 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ рассчитывается от суммы задолженности и составляет 7%, но не менее:

  • 1 000 руб. с физических лиц или ИП;
  • 10 000 руб. с организаций и иных юридических лиц.

Если не исполнено требование, не подлежащее оценке и имеющее неимущественный характер, штраф взыскивается в следующих размерах:

  • 5 000 руб. – с физического лица (ИП);
  • 50 000 руб. – с юридического лица.

Отметим, что в случае предъявлении требований нескольким должникам постановление пристава исполнителя оформляется в отношении каждого из них. Оплата денежных средств подлежит зачислению в федеральный бюджет и производится по общим правилам.

Исполнительный сбор

Исходя из статистики, представленной на сайте ФССП, чаще всего обжалуются решения судебных приставов, касающиеся:

  • взыскания исполнительского сбора;
  • возбуждения и окончания производства;
  • ареста имущества;
  • списания денежных средств с банковских счетов;
  • запрета на выезд из России.

Примечательно, что решения в пользу заявителя принимаются только в 10% случаев. Дело в том, что отсутствие правовой грамотности мешает гражданам оформлять жалобы на постановление пристава в соответствии с установленными нормами.

Заявление об оспаривании постановление можно пода́ть на любое незаконное решение пристава-исполнителя. Обычно обжалованию подвергаются акты, которые:

  • противоречат установленным нормам права, в частности ФЗ №229 “Об исполнительном производстве”;
  • безосновательно ограничивают в правах должника и его родных;
  • наносят имущественный ущерб, не предусмотренный исполнительным документом;
  • ошибочно привлекают к ответственности третьих лиц.

Федеральный закон об исполнительном производстве предполагает строгий срок для обжалования постановлений сотрудников ФССП – 10 дней. В случае пропуска этого срока оспорить действия пристава уже не получится. Однако закон даёт возможность ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока по уважительным причинам:

  • болезнь;
  • смерть родственника;
  • несвоевременное уведомление должника о возбуждении в его адрес ИП.

Непогашенная после возбуждения приставом производства задолженность – основание для начисления исполнительского сбора. Законодателем закреплены случаи предоставления отсрочки или рассрочки по его уплате. Правом на обращение с подобным требованием обладает как должник, так и взыскатель.

Анализ правовых норм позволил определить, что в качестве основания для предоставления отсрочки взыскания суд рассматривает наличие обстоятельств, устранение которых на момент обращения невозможно. Подобные обстоятельства должны препятствовать надлежащему исполнению в указанный в постановлении срок, например, имущественное и финансовое положение должника и иные, существенно затрудняющие исполнение.

Судом устанавливается период рассрочки или порядок отсрочки уплаты. В случае, если основания, послужившие причиной отсрочки отпали, судом может быть отменено принятое ранее решение по заявлению судебного пристава.

В ____ суд.

Административный истец (должник): ФИО, адрес, ИНН, паспортные данные.

Административный ответчик: судебный пристав-исполнитель: ФИО, наименование ФССП.

Третьи лица:

Взыскатель: ФИО, адрес, ИНН, паспортные данные.

Номер судебного дела и реквизиты исполнительного листа

Номер исполнительного производства

Административное исковое заявление

Об освобождении от исполнительского сбора

В производстве судебного пристава-исполнителя ФИО, наименование ФССП находится исполнительное производство № ___ по взысканию с ФИО в пользу ФИО денежных средств в сумме ___ рублей на основании исполнительного листа № ___ выданного ____ судом ____20__ года.

Указанное исполнительное производство возбуждено на основании постановления судебного пристава-исполнителя № ___ от _____. Указанным постановлением должнику был предоставлен срок для добровольного исполнения судебного решения – до ____20___. По истечении указанного срока судебный пристав-исполнитель вынес постановление № ___ от ____ о взыскании с должника исполнительского сбора.

Незамедлительно после получения постановления судебного пристава исполнителя заявитель исполнил требования, содержащиеся в судебном решении, и перечислил в пользу взыскателя денежные средства в полном объеме в сумме ___, что подтверждается _____.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года исполнительный сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в установленный срок в добровольном порядке.

Между тем постановление о возбуждении исполнительного производства было получено заявителем только ____ 20__ года, т.е. после истечения срока, предоставленного для добровольного исполнения судебного решения, что подтверждается _____.

Таким образом, должник был лишен возможности своевременно исполнить судебное решение в добровольном порядке.

На основании изложенного выше и в соответствии с п. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, ст. 360 КАС РФ,

ПРОШУ:

  1. Освободить заявителя от уплаты исполнительского сбора в сумме ____ рублей.

Приложения:

  1. Документы, подтверждающие заявленные требования.
  2. Подтверждения вручения заявления участникам дела.

Дата, подпись.

Судебная практика по поводу освобождения от уплаты складывается в пользу заявителей в тех случаях, когда удается доказать отсутствие вины в неисполнении судебного решения. Обстоятельствами, подтверждающими основания для освобождения от уплаты могут быть:

  • Почтовый штемпель на конверте, позволяющий определить, когда постановление о возбуждении исполнительного производства было вручено заявителю;
  • Медицинские документы, подтверждающие нахождение заявителя в лечебном учреждении в период, когда на его адрес поступило постановление,
  • Другие свидетельства того, что у заявителя не было возможности исполнить судебное решение в срок.

Освобождение от исполнительского сбора имеет много нюансов, которые невозможно рассмотреть в одной статье. Обратитесь к юристу и получите ответ на Ваш вопрос.

Исполнительский сбор — это санкция в виде штрафа, которая применяется к должникам, которые отказываются добровольно выплачивать долг. Если денежные средства будут списаны со счетов судебным приставом самостоятельно в результате мер по их аресту, к общей сумме задолженности будет добавлен определенный процент, который рассчитывается исходя из характера дела и времени, затраченного сотрудником ФССП.

Исполнительный лист — это документ, подтверждающий перечень обязательств и сумм, указанных в решении суда. Взыскатель может получить исполнительный лист после вступления решения в силу. Документ подписывается судьей и скрепляется печатью суда, и он выдается на бланке строгой отчетности.

Первоначально судебный пристав-исполнитель устанавливает срок, в течение которого должник должен добровольно выполнить требования (погасить долг или совершить определенные действия в пользу кредитора). Этот срок составляет 5 дней, а если речь идет о немедленном исполнении, то срок сокращается до суток.

Основываясь на действующем законодательстве РФ, имеют место четыре условия, согласно которым возможно вынесение решения по исполнительскому сбору:

  • Если срок добровольной оплаты вышел.
  • При наличии документального подтверждения получения должником решения о старте судопроизводства (личный отказ от получения также учитывается).
  • Должником не были выполнены требования исполнительной документации.
  • Если должник не обеспечил суд доказательствами собственной неспособности выплатить сумму.

Существует ряд законных методов, как не платить исполнительский сбор приставам или же добиться уменьшения суммы.

  • Обеспечить суд доказательствами, что вы объективно неспособны выполнить постановление.

Что значит подобный момент? В качестве должника человек способен доказать суду, что он не может выполнить требования, в связи с непреодолимыми обстоятельствами, которые не могут быть предотвращены никоим образом. Законодательство не предоставляет списка или примеров таких ситуаций, но возможны различные варианты. Так, если вы пребывали на амбулаторном лечении, находились в долгосрочном отъезде по службе или были в заграничном отпуске, можно предоставить доказательства суду, что может помочь получить освобождение от исполнительского сбора. Если производство одобрит доказательства, выплату долга следует осуществить как можно быстрее.

  • Оспаривать судебное решение о сборе.

Оспаривание сбора может использоваться, если судом были допущены значительные ошибки во время присуждения выплаты дополнительной суммы. Оспаривание возможно лишь в судебных условиях путем подачи административного иска на основе 22 главы КАС России. В иске взыскатель должен быть указан в качестве заинтересованного гражданина.

В чем заключается разница между приостановлением производства и решением суда? Обжалование исполнительского сбора предполагает требования приостановления судопроизводства или действия решения о самом сборе. Первый вариант – это временное приостановление всего судопроизводства или отдельной его меры. Рассмотрение подобного ходатайства производится в суде за 10 дней с момента извещения участников. Второй вариант предполагает остановку только взыскания суммы сбора, при этом рассмотрение осуществляется на следующие сутки.

Для обжалования решения суда имеется 10 дней с момента, когда должнику пришло постановление о начисленном исполнительском сборе. Если срок пропущен, суду все равно придется рассмотреть полученный иск, но следует приготовиться совершить ходатайство о возвращении срока, а также предоставить документы о невозможности своевременной подачи иска по уважительной причине. Если доказательства отсутствуют, суд может отказать в отмене сбора.

  • Вынесение просьбы суду о снижении суммы или отмене сбора

Если оспорить начисление не вышло, в ход может пойти следующий метод – снижение или отмена сбора, что предусматривается 112 статьей ФЗ о судопроизводстве. Увы, но суд неспособен произвольно уменьшать сумму сбора – возможно снижение не более, чем на ¼. Чтобы снизить или избавиться от необходимости платить дополнительные деньги, потребуются доказательства о чрезвычайной ситуации, ставшей помехой для выплаты денег за период в пять дней. Также потребуется подать заявление об отмене.

Исковое заявление может помочь приостановить судопроизводство без самого заседания, лишь на основе решения пристава. Для этого необходимо незамедлительно получить у суда определение о решении по исковому заявлению и вынести его приставу, занимающемуся производством, приложив к документу ходатайство о временной остановке дела.

Что касается снижения суммы, это требование можно выносить лишь после взыскания сбора. Если иск будет одобрен, суд возвратит часть денег.

  • Оформление рассрочки или отсрочки для взыскания сбора.

Далее рассмотрим, как не платить сбор вовремя – для этого необходимо оформить отсрочку или рассрочку по решению суда. При подаче подобного иска возможно затребовать паузу в судопроизводстве, но в законодательстве РФ есть пункт, согласно которому суд не обязан удовлетворять данные просьбы. Так что исход будет напрямую зависеть от предоставленной должником доказательной базы.

Если рекомендации о том, как отменить сбор не помогли, необходимо принять во внимание случаи снижения, отсрочки или рассрочки выплаты. Для удовлетворения подобных исков приставы берут в учет:

  • Виновность должника. Отмена начисленной суммы возможна, если должник просрочил выплату без неосторожности или умышленно. Для ИП и юридических лиц рекомендуется доказывать чрезвычайную ситуацию, но не заявлять о неприятностях с контрагентами или отсутствии бюджета на выплату долга. Для других должников необходимы доказательства того, что ими были приняты все меры, чтобы исполнить судебное постановление.
  • Состоятельность должника. Как поясняют в Верховном Суде РФ, отсутствие денежных средств у любых организаций не становится поводом для отмены сбора, если отсутствовали любые попытки погасить задолженность.
  • Оперативную выплату задолженности. Это предполагает перечисление средств сразу после окончания времени на добровольную выплату, но отмена сбора в такой ситуации будет невозможной. Должник может рассчитывать лишь на снижение суммы, если докажет объективность причин задержки выплаты.

Бывают ситуации, при которых для кредитных поручителей также устанавливается стандартный исполнительский сбор. В законодательстве о судопроизводстве указано, что при солидарном взыскании денег, включая поручителей, 7% суммы могут взыскать с любого задолжавшего лица. При этом поручители приравниваются к заемщикам.

Оспаривание подобных решений поручителями возможно в рамках установки суммы или же обращения в судебные инстанции с упомянутыми выше исками об избавлении, снижении, отсрочке или рассрочке выплаты.

Каждая ситуация, предполагающая запрет для судопроизводства о выставлении задолжавшему лицу исполнительского сбора, отражена в пятом пункте 112 статьи Федерального закона. Перечислим данные случаи:

  • Если имеет место поручения для приставов из прочих отделов.
  • Если исполнительный лист дополнительно предъявляется к выполнению, но раньше в рамках судопроизводства уже было решено применять сбор, и отмены постановления не было.
  • По судопроизводству на предмет взыскания 7-процентной суммы, а также расходов на любые исполнительные операции.
  • В рамках исполнительных листов для обеспечительных мер, включая арест имущества должника.
  • Если с территории Российской Федерации принудительно выдворяются граждане других стран или не имеющие гражданства лица.
  • При отбытии принудительных работ.
  • На основе запросов о поиске ребенка.

Также в законодательстве нашей страны прописаны ситуации, в рамках которых суд должен возвратить должнику выплаченную 7-процентную сумму:

  • При отмене судебного акта, основываясь на котором произошел старт судопроизводства.
  • При отказе от исполнительной документации.
  • Если произошла отмена судебного постановления о взыскании дополнительной денежной суммы.
  • При снижении судом размера суммы, когда инстанции возвращают задолжавшему лицу лишние деньги.

Чтобы вернуть 7-процентный сбор, должник обязан составить заявление именно в тот судебный отдел, который ответственен за взыскание дополнительной денежной суммы. Заявление должно содержать в себе реквизиты личного банковского счета, подходящего для денежных зачислений, или же точный адрес, чтобы использовать почтовый перевод денежных средств.

Постановление российского правительства гласит, что заявление о возврате дополнительной суммы должно содержать заверенную судебной инстанцией копию решения о снижении или полном избавлении от выплат. Также в этой роли может использоваться акт судопроизводства, отменяющий решение пристава об установлении 7-процентной суммы. Копия обязана содержать отметку с датой, когда решение обретает силу. Также подача заявления возможна посредством доверенности, а возврат денег производится за 1 месяц.

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Таким образом, исполнительский сбор является санкцией, налагаемой на должника за несвоевременное исполнение им основного обязательства. Такая санкция является публичной-правовой мерой ответственности , поскольку взыскивается не в пользу кредитора, а в федеральный бюджет.

———————————

Так характеризует исполнительский сбор Верховный Суд в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Взыскание исполнительского сбора, в соответствии с ч. 15 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, осуществляется службой судебных приставов без возбуждения отдельного исполнительного производства, то есть в рамках основного исполнительского производства, в ходе которого вынесено соответствующее постановление о взыскании. Постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, может являться самостоятельным основанием для возбуждения отдельного исполнительного производства, например после окончания основного исполнительного производства, если в ходе производства не было исполнено постановление о взыскании исполнительского сбора (ч. 16 указанной статьи).

Очередность распределения сумм, взысканных с должника в рамках исполнительского производства, установлена п. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве:

1) в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;

2) во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;

3) в третью очередь уплачивается исполнительский сбор.

Такая очередность существовала не всегда, поскольку старый Федеральный закон N 119-ФЗ от 21 июля 1997 года «Об исполнительном производстве» позволял осуществлять взыскание исполнительского сбора до погашения основного долга. В соответствии с ч. 1 ст. 77 указанного Закона из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, сначала погашались исполнительский сбор, штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, расходы по совершению исполнительных действий. И только после этого удовлетворялись требования взыскателя.

Данная норма в 2001 г. стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал такой порядок погашения неконституционным. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П по делу «Разрез Изыхский» (далее — Постановление КС РФ) установило, что «взыскание исполнительского сбора в первоочередном порядке в случае недостаточности денежных средств, взысканных с должника, не позволяет исполнить судебный акт или акт иного уполномоченного органа, обязательный для судебного пристава-исполнителя, и удовлетворить требования взыскателя в полном объеме. Тем самым нарушенные права взыскателя оказываются незащищенными, что противоречит требованиям Конституции Российской Федерации».

Однако, кроме положительного эффекта для взыскателей, данное Постановление КС РФ, как мы увидим далее, в каком-то смысле заложило бомбу замедленного действия, поскольку фактически приравняло исполнительский сбор к административной ответственности. Конституционный Суд указал, что исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Положения Закона об исполнительном производстве, по мнению Конституционного Суда РФ, содержат, по сути, специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Исполнительский сбор, не взысканный с должника до возбуждения дела о банкротстве, в деле о банкротстве приобретает статус обязательных платежей, несмотря на то что он не перечислен в ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), в силу следующего.

Существенное расширение понятия «обязательные платежи» путем включения в указанную статью мер ответственности произошло в 2008 г. с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

При внимательном рассмотрении действующей редакции абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве исполнительский сбор можно отнести к двум из перечисленных там видов обязательных платежей и классифицировать его:

— как сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации,

— или как административные штрафы.

Отнесение исполнительского сбора к первому виду обязательных платежей согласуется с ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, которая устанавливает, что исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Более спорный вопрос стоит при отнесении исполнительского сбора к административным штрафам. Теоретическую основу для этого заложил Конституционный Суд РФ. В упомянутом выше Постановлении КС РФ, как мы уже отметили, Конституционный Суд увидел в исполнительском сборе признаки административной штрафной санкции.

В последующем эта позиция была развита в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее — Постановление Пленума ВС РФ N 50): «По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства». Более того, Верховный Суд делает прямую отсылку к нормам Кодекса об административных правонарушениях: «Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3 — 8 статьи 2.10 КоАП РФ».

Одним из основных принципов процедуры банкротства является принцип равенства кредиторов, который находит свое отражение, в частности, в соразмерном удовлетворении требований кредиторов . Согласно ст. 2 Закона о банкротстве принцип соразмерности упомянут как в отношении юридических лиц в конкурсном производстве, так и в отношении физических лиц в процедуре реализации имущества гражданина. О справедливом распределении средств, вырученных от продажи имущества несостоятельного должника, которой предшествует формирование конкурсной массы, говорилось в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. N 17044/12 по делу N А76-9442/2011. А Конституционный Суд РФ отмечал направленность Закона о банкротстве на возможно более полное удовлетворение требований всех кредиторов, что, по существу, направлено на предоставление им равных правовых возможностей при реализации экономических интересов .

———————————

На это указывают ряд авторов, см., например, Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2015. С. 240: «…признание должника несостоятельным влечет за собой защиту интересов всех его кредиторов, ставит их в равные условия» или Заутренников К.С. Проблема оспаривания платежей третьих лиц как сделок с предпочтением, совершенных за счет имущества должника-банкрота // Информационно-аналитический журнал «Арбитражные споры». 2019. N 3. С. 85: «…принцип равенства кредиторов является одним из главных принципов конкурсного права».

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 N 4-П.

Исключением из этого принципа являются текущие платежи, приоритет погашения которых перед требованиями кредиторов, включенными в реестр требований кредиторов, установлен ч. 1 ст. 134 и ч. 1 ст. 213.27 Закона о банкротстве. Текущие платежи, согласно указанным статьям Закона, погашаются вне очереди за счет конкурсной массы. О нарушении таким порядком погашения интересов конкурсных кредиторов и самого принципа справедливого распределения конкурсной массы писал, в частности, Попондопуло В.Ф.

———————————

Попондопуло В.Ф. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о банкротстве // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 1. С. 44 — 52.

Теоретическую возможность отнесения к текущим платежам исполнительского сбора открывает ч. 1 ст. 5 Закона о банкротстве, поскольку перечисляет в перечне текущих платежей в том числе обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Соответствующие тенденции были заложены при рассмотрении статуса административных штрафов, налагаемых на должника в период после принятия судом к производству заявления о банкротстве.

Отнесение к текущим платежам административного штрафа, наложенного за совершение административного правонарушения, произошедшего после возбуждения дела о банкротстве, нашло свое отражение в практике Верховного Суда в 2015 г. в деле N А56-36217/2013. Суд указал, что включение требования об уплате административного штрафа в реестр требований кредиторов и погашение в очередности, установленной п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве, независимо от момента совершения должником административного правонарушения, влечет за собой предоставление несостоятельному должнику безосновательных привилегий . Верховный Суд также отметил, что недопустимо фактическое освобождение должника от реальной ответственности за правонарушение, возникающее в случае отсутствия дифференцированного подхода (имеется в виду отнесение к реестровым требованиям или к текущим платежам, в зависимости от даты возбуждения дела о банкротстве. — Прим. автора) при определении правового режима удовлетворения требования об уплате административных штрафов.

———————————

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.02.2015 по делу N 307-КГ14-2426.

То же самое было подтверждено позднее в п. 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 (далее — Обзор судебной практики): «Штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности, признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения — выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве».

Логика, заложенная Конституционным Судом в 2001 г., последующие изменения ст. 2 Закона о банкротстве в 2008 г. в части понятия «обязательные платежи» и указанные позиции Верховного Суда в отношении административных штрафов не могли не привести к развитию ситуации и отнесению исполнительского сбора к текущим платежам. Обоснование такого вывода содержится как минимум в трех судебных актах, вынесенных на уровне судов кассационной инстанции.

В деле N А03-12621/2013 рассматривалось заявление уполномоченного органа о включении в третью очередь реестра требований кредиторов сумм исполнительского сбора. Инициативу проявил суд первой инстанции, который включил требования в реестр, но при этом в части сумм прекратил производство, указав, что обязанность по уплате исполнительского сбора, взысканного по исполнительным производствам, вынесенным после возбуждения дела о банкротстве, относится к текущим платежам. Апелляция и кассация поддержали такое решение .

———————————

См.: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.06.2016 N Ф04-22091/2015 по делу N А03-12621/2013.

Примечательно, что суд кассационной инстанции помимо ссылок на ст. 2 и 5 Закона о банкротстве в поддержку своего решения упоминает п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» (далее — Постановление Пленума ВАС N 59), выдергивая из контекста лишь фразу о том, что «исполнительский сбор относится к обязательным платежам». При этом полный текст данного пункта относит исполнительский сбор исключительно к реестровым требованиям, удовлетворяемым в порядке п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве. При этом Высший Арбитражный Суд вообще не указал время возникновения обязанности по уплате исполнительского сбора (до или после возбуждения дела о банкротстве).

В рассматриваемом деле Арбитражный суд Западно-Сибирского округа делает важный вывод о том, что действующее законодательство предусматривает необходимость деления суммы исполнительского сбора на текущую и реестровую. И в рамках логики «исполнительский сбор приравнивается к административному штрафу» подкрепляет возможность квалификации требований об уплате штрафов в качестве текущих платежей правовым подходом, изложенным в уже упомянутом нами Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2015 по делу N 307-КГ14-2426.

В следующем деле Арбитражный суд Северо-Западного округа, хотя и установил, что требование об уплате исполнительского сбора не является текущим платежом (поскольку правонарушение в виде неисполнения требований о взыскании в рамках исполнительного производства было совершено должником до принятия заявления о признании его банкротом), но при этом привел развернутую аргументацию, согласно которой исполнительский сбор может быть отнесен и к текущим платежам . Для подтверждения довода о том, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, пошли в ход упомянутое Постановление КС РФ, а также уже процитированный нами п. 78 Постановления Пленума ВС РФ N 50, который, напомним, охарактеризовал исполнительский сбор как административную штрафную санкцию за правонарушение, допущенное в процессе исполнительного производства. Суд также сослался и на упомянутый выше п. 7 Обзора судебной практики.

———————————

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.06.2018 N Ф07-6217/2018 по делу N А26-3063/2017.

Наконец, в последнем по хронологии деле Арбитражный суд Уральского округа со ссылкой на ст. 2, 5 Закона о банкротстве и п. 7 Обзора судебной практики, рассуждая об исполнительском сборе, оперирует такими терминами, как «правонарушение», «административный штраф», и определяет зависимость удовлетворения требований к должнику об уплате штрафных санкций от возникновения оснований для начисления таких санкций — до или после возбуждения в отношении должника дела о несостоятельности (банкротстве). Установив, что нарушение, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения, было совершено обществом после принятия заявления о признании должника банкротом, суд признал его текущим платежом .

———————————

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2019 N Ф09-522/19 по делу N А76-18177/2016.

В деле N А40-88506/18 суды трех инстанций заняли позицию, согласно которой такой исполнительский сбор не может предъявляться в качестве текущих платежей в деле о банкротстве. В указанном деле должник оспаривал постановление о возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора и постановление об обращении взыскания на денежные средства, вынесенные по исполнительным производствам, начатым после возбуждения дела о банкротстве.

Удовлетворяя требования должника, Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 7 ноября 2018 г. N Ф05-17523/2018 приводит следующую аргументацию.

———————————

Определением Верховного Суда РФ N 305-ЭС19-341 от 04.03.2019 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В п. 78 Постановления Пленума ВС РФ N 50 разъяснено, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 59 разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в ст. 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является ФНС. В силу того что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве.

В абз. 15 п. 6 Обзора судебной практики изложена правовая позиция, согласно которой требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.

По смыслу приведенных норм и разъяснений судов высших инстанций основанием для привлечения лица (должника в исполнительном производстве) к административной ответственности в виде взыскания с него исполнительского сбора является неисполнение им исполнительного документа в установленный срок, а отношения по взысканию исполнительского сбора возникают между должником и государством. Данная штрафная санкция является самостоятельной, она не связана с задолженностью, взыскиваемой с должника по исполнительному документу, при этом не выплаченная должником сумма исполнительского сбора, при наличии к тому оснований, подлежит включению в реестр требований кредиторов независимо от факта погашения задолженности в рамках исполнительного производства и от того, включен ли кредитор по основному требованию (не исполненному в рамках исполнительного производства) в реестр требований кредиторов. Требование уполномоченного органа по исполнительскому сбору не может быть погашено ранее удовлетворения требования по основному обязательству.

Аргументация суда, хотя и содержит главный для нас вывод о недопустимости приоритета исполнительского сбора над реестровыми требованиями (требованиями по основному обязательству), на наш взгляд, не является достаточно убедительной и не опирается на подробный анализ правовых норм, устанавливающих природу исполнительского сбора и порядок и его взыскания. Более того, в данном деле суд сослался на те же правовые позиции суда высшей инстанции, которыми была обоснована противоположная позиция в рассмотренной выше отрицательной судебной практике: Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59, Постановление Пленума ВС РФ N 50, Обзор судебной практики.

В связи с этим позволим себе привести здесь более подробную, разработанную нами, аргументацию в защиту позиции о невозможности отнесения к текущим платежам в деле о банкротстве исполнительского сбора, установленного за неисполнение должником основного обязательства, возникшего до принятия судом к рассмотрению заявления о банкротстве.

Отправной точкой в рассматриваемом вопросе является упоминавшееся выше Постановление КС РФ.

Однако Постановление КС РФ рассматривало нормы Федерального закона, который является не действующим в настоящий момент, в связи с принятием нового Закона «Об исполнительном производстве» в 2007 г. Кроме того, в рассмотренном Конституционным Судом деле не шла речь о статусе исполнительского сбора в деле о банкротстве.

Таким образом, указанное Постановление КС РФ может использоваться лишь в качестве ссылки на конституционно-правовой смысл и природу исполнительского сбора, выявленные Конституционным Судом. Для обоснования нашей позиции важны два вывода данного Постановления, которые мы уже приводили. Первый вывод заключается в том, что взыскание исполнительского сбора в первоочередном порядке (в случае недостаточности денежных средств) нарушает права взыскателя и противоречит требованиям Конституции Российской Федерации. Второй вывод касается классификации исполнительского сбора в качестве штрафной санкции.

Нормы Закона об исполнительном производстве на первый взгляд определяют судьбу исполнительского сбора при банкротстве должника. Однако при их детальном рассмотрении мы увидим несогласованность и отсутствие правовой определенности.

Так, согласно ч. 7 ст. 47 Закона об исполнительном производстве установлено, что в случае окончания исполнительного производства судебный пристав-исполнитель одновременно возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Здесь же установлено исключение из этого правила — отдельное исполнительное производство не возбуждается в случае окончания исполнительного производства при банкротстве должника по основаниям, установленным п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве.

Обращение к указанной норме тоже не вносит ясности, поскольку п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, в свою очередь, тоже устанавливает изъятие из общего правила об окончании исполнительного производства при банкротстве должника. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 69.1 и ч. 4 ст. 96 настоящего Федерального закона. В перечне исполнительных документов, производство по которым не оканчивается, содержащихся в обеих нормах, нет прямого указания на постановления о взыскании исполнительского сбора, однако названы исполнительные документы о взыскании задолженности по текущим платежам. Очевидно, что между этими видами исполнительных документов нельзя ставить знак равенства.

Тем не менее при отнесении исполнительского сбора к текущим платежам постановление о его взыскании можно классифицировать как исполнительный документ о взыскании задолженности по текущим платежам.

Таким образом, следуя логике Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство по основному долгу подлежит окончанию в связи с банкротством должника и одновременно с этим возбуждается отдельное исполнительное производство по исполнительским сборам, не взысканным к дате вынесения решения о признании должника банкротом.

Попытка разъяснить взыскание исполнительского сбора была предпринята в письме ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16 «Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора», п. 5.3 которого содержит следующее указание: «В случае возникновения оснований для взыскания исполнительского сбора после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, исполнительский сбор не приобретает характер текущего платежа и подлежит исполнению в порядке, установленном частью 4 статьи 96 Закона. В случае если основания для взыскания исполнительского сбора возникли до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, постановление о его взыскании направляется в налоговый орган для последующего обращения в суд с заявлением о включении исполнительского сбора в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

На первый взгляд указанное разъяснение четко разграничивает исполнительский сбор по основанию, возникшему до и после возбуждения дела о банкротстве должника. Однако первая часть рассматриваемого пункта содержит следующее внутреннее противоречие. С одной стороны, в разъяснении говорится о том, что исполнительский сбор не приобретает характер текущего платежа. Вместе с тем тут же дается отсылка на ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве, в которой, как мы рассмотрели ранее, нет указания на исполнительский сбор, но говориться об исполнительных документах по текущим платежам, производство по которым не следует оканчивать после признания должника банкротом. Получается, что указанное письмо прямым текстом не относит исполнительский сбор к текущим платежам, однако предлагает его взыскивать в том же порядке, что и текущие платежи.

ПИСЬМО

от 8 июля 2014 года N 0001/16

Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора

(с изменениями на 11 мая 2016 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

письмом ФССП России от 11 мая 2016 года N 0001/7.

____________________________________________________________________


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...