Расчет экологического сбора в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет экологического сбора в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Перечень продукции, подлежащей утилизации, сроки и порядок уплаты экологического сбора в 2022 году, ставки — все это утверждает правительство. Но для начала определимся, когда платят экосбор и каковы утилизационные нормативы.

В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ № 3721-р от 31.12.2020 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают норматив утилизации для экологического сбора в 2022 г. (см. Распоряжение Правительства РФ № 3722-р от 31.12.2020), который рассчитывается в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — повторное применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экосбора в 2022 году, подобная переработка не учитывается. В письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что те компании, кто обязан выполнять нормативы утилизации отходов от использования товаров и упаковки товаров, выполнили все требования, позволяют:

  • отчеты о выполненных нормах за прошлый год (см. Постановление Правительства РФ № 2010 от 03.12.2020);
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Ставки экологического сбора и нормативы утилизации

Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Формула, как рассчитать экологический сбор в 2022 году, несложная:

С × М × Н / 1000,

где:

  • С — ставка сбора в рублях за тонну (ставки по группам товаров ТН ВЭД утверждает правительство (см. Постановление от 09.04.2016 № 284);
  • М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
  • Н — норматив утилизации.

Эту формулу используют в калькуляторе расчета утилизационного сбора в 2022 году те поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации, то расчет производят по другой формуле:

С × (Ку – Кд) / 1000,

где:

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания рассчитает экологический сбор в Росприроднадзор за прошлый год и уплатит его либо предоставит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и утилизационные нормативы. Сведения основаны на Постановлениях Правительства от 09.04.2016 № 284, от 31.12.2020 № 3721-р и № 3722-р.

Экологический сбор — кто его платит и как рассчитать

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Декларацию о количестве выпущенных на территории России товаров, подлежащих утилизации, и отчеты о выполнении нормативов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны подготовить и сдать не позднее 1 апреля 2022 года. Если по каким-то причинам нормативы не выполнены, то организация должна рассчитать и оплатить экологический сбор не позднее 15 апреля 2022 года. Следует также отметить, что импортеры подают документацию в Федеральную службу по надзору природопользования, а производители – в территориальный орган Росприроднадзора по месту госрегистрации.

Росприроднадзор серьезно занимается выявлением и пресечением нижеперечисленных нарушений. В случае неуплаты экосбора, организация будет привлечена к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ и штрафу: для юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 500 000 рублей.

За непредставление или несвоевременное представление отчета проверяющие органы наложат на организацию штраф в размере 70 000 – 150 000 рублей.

За представление отчетности в неполном объеме, либо отчетности с неверной информацией, штраф будет наложен в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 250 000 рублей.

Сумма экосбора рассчитывается по формуле С*М*Н, где С – это ставка экосбора за тонну в рублях, М – это масса выпущенного на рынок товара или упаковки в килограммах, а Н – это норматив утилизации в текущем году. Данный расчет можно произвести как в электронном виде, так и на бумаге. Проверкой данных занимается Росприроднадзор. Если плательщик допустил ошибку и не в состоянии обосновать корректность своих расчетов, сумма платы может быть взыскана в судебном порядке

К заполненной форме расчета экологического сбора прилагаются также копии платежных документов об оплате и документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от его имени.

Уплата производится в валюте Российской Федерации. Организации, являющиеся производителями товаров, переводят средства в территориальный орган Федеральной службы по надзору природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика. Компании, являющиеся импортерами, переводят оплату на счет Федеральной службы по надзору природопользования в Федеральном казначействе.

Экологический сбор 2022, акты, нормативы, сроки, описание экосбора / Горэко

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2022 году порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Подробнее о периоде, на который этот документ распространяет свое действие, читайте в статье «Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применялись ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2020 год применяются ставки, утвержденные на 2018 год, с коэффициентом 1,08 (Постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). На 2021 год применяются ставки, также утвержденные на 2018 год, с коэффициентом 1,08 (Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 № 1393).

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2021 — 2022 годах — ставки платы».

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ (с 01.01.2020);
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, узнайте из этой статьи.

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:

  • Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
  • Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).

Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:

  • Экономическое положение страны.
  • Класс опасности отходов.
  • Сложность утилизации.

Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.

Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:

  • Текстильная продукция и ковры – 16 304.
  • Одежда – 11 791.
  • Товары из дерева – 3 066.
  • Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
  • Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
  • Нефть и нефтепродукты – 3 431.
  • Товары из резины – 8 965.
  • Товары из пластика – 3 844.
  • Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
  • Товары из стекла – 2 858.
  • Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
  • Металлическая тара – 2 423.
  • ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
  • Приборы для освещения – 9 956.
  • Шины и покрышки – 7 109.
  • Ручной инструмент – 26 469.
  • Газеты и журналы – 2 378.

Ставка указана в рублях за тонну продукции.

ЭС рассчитывается по следующей формуле:

ЭС = С * М * Н

где:

  • С – ставка;
  • М – масса утилизируемых товаров;
  • Н – норматив переработки.

ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.

Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.

Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:

  • Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
  • Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.

Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.

Экологический сбор с 2022 года его нельзя учесть в базе по налогу на прибыль

Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:

  • Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
  • Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.

Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.

Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.

ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.

Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.

ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.

Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:

  • Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
  • На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.

Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.

Организации и ИП, являющиеся производителями и импортерами товаров (в т.ч. упаковки), которые самостоятельно не обеспечивают утилизацию товаров после утраты ими потребительских свойств.

Срок подачи расчета

Расчет представляется ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Какие разделы заполнять

Форма расчета включает 2 раздела, которые заполняются в обязательном порядке.

В титульном листе отражаются общие сведения о производителе, импортере готовых товаров, в т.ч. упаковки таких товаров (раздел 1).

В поле «Территориальный орган Росприроднадзора» указывается:

  • производителями товаров — наименование территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации;
  • импортерами товаров — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • если организация или ИП одновременно является производителем и импортером товаров — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

В поле «Отчетный период» указывается календарный год, за который представляется расчет.

В отдельном поле указывается код региона по ОКТМО.

Далее отражаются данные о производителе или импортере товаров:

  • полное и краткое наименование юридического лица или ФИО физического лица, являющегося ИП;
  • номер контактного телефона и адрес электронной почты;
  • ИНН и КПП организации (ИНН физического лица);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  • код в соответствии с ОКПО;
  • сведения из ЕГРЮЛ (ЕГРИП): основной номер и дата внесения записи в ЕГРЮЛ ЕГРИП);
  • юридический и фактический адрес организации или физического лица, а также коды ОКТМО;
  • код по ОКВЭД.

В отдельных полях делаются отметки о том, является организация или физическое лицо нерезидентом, производителем либо импортером товаров (в т.ч. упаковки).

Также указывается ФИО должностного лица, ответственного за представление расчета (руководитель организации, ИП или иные уполномоченные лица) и дата заполнения расчета.

Если плательщик зарегистрирован в системе «СБИС», то почти все поля раздела заполняются автоматически.

Данный подраздел заполняется в отношении каждого наименования упаковки (за исключением упаковки как готового товара).

В соответствующем поле указывается материал, из которого изготовлена упаковка.

В поле «ОКПД2/ТН ВЭД» из классификатора ОКПД2 выбирается код и название упаковки, выпущенной в обращение на территории РФ производителями. Из классификатора ТН ВЭД выбирается код и название упаковки, выпущенной в обращение импортером (перечень ТН ВЭД см. здесь).

Далее отражаются сведения для расчета экологического сбора:

  • количество выпущенной в обращение упаковки товаров (графа 6);
  • итоговое количество упаковки, подлежащей утилизации (графа 8);
  • количество отходов от использования упаковки товаров, переданных на утилизацию в отчетный период (графа 9);
  • количество отходов от использования упаковки, за которые необходимо уплатить экологический сбор (графа 10);
  • сумма экологического сбора (графа 12).

Сумма экологического сбора по каждой группе упаковки товаров определяется как произведение количества упаковки (графа 10) на ставку сбора, установленную по данной группе (ставки сбора см. здесь).

При расчете суммы экологического сбора необходимо учесть, что количество упаковки товара в графе 10 указывается в килограммах, а ставка — в рублях за тонну.

Итоговая сумма сбора за упаковку товаров рассчитывается суммированием значений по всем группам.

Для загрузки и отправки документов в РПН предназначен раздел «Приложенные файлы».

Наименование групп товаров, групп упаковки товаров, предусмотренных перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств Ставка экологического сбора (рублей за 1 тонну)
Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» 16304
Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия» 16304
Группа № 3 «Спецодежда» 11791
Группа № 4 «Одежда верхняя прочая» 11791
Группа № 5 «Белье нательное» 11791
Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары» 11791
Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие» 11791
Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие» 3066
Группа № 9 «Тара деревянная» 3066
Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона» 2378
Группа № 11 «Мешки и сумки бумажные» 2378
Группа № 12 «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая» 2378
Группа № 13 «Изделия хозяйственные из бумаги или картона» 2378
Группа № 14 «Принадлежности канцелярские бумажные» 2378
Группа № 15 «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона» 2378
Группа № 16 «Издательская продукция печатная» 2378
Группа № 17 «Нефтепродукты» 3431
Группа № 18 «Шины, покрышки и камеры резиновые» 7109
Группа № 19 «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины» 8965
Группа № 20 «Изделия из резины прочие» 8965
Группа № 21 «Изделия пластмассовые упаковочные» 3844
Группа № 22 «Изделия пластмассовые строительные» 4701
Группа № 23 «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые» 4701
Группа № 24 «Изделия пластмассовые прочие» 4156
Группа № 25 «Стекло листовое гнутое и обработанное» 2858
Группа № 26 «Зеркала стеклянные» 2858
Группа № 27 «Изделия из стекла изолирующие многослойные» 2858
Группа № 28 «Стекло полое» 2564
Группа № 29 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов» 2423
Группа № 30 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов» 2423
Группа № 31 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия» 2423
Группа № 32 «Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование» 26469
Группа № 33 «Мониторы, приемники телевизионные» 26469
Группа № 34 «Оборудование коммуникационное» 26469
Группа № 35 «Техника бытовая электронная» 26469
Группа № 36 «Приборы оптические и фотографическое оборудование» 26469
Группа № 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов» 33476
Группа № 38 «Аккумуляторы свинцовые» 2025
Группа № 39 «Батареи аккумуляторные» 33476
Группа № 40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие» 2423
Группа № 41 «Оборудование электрическое осветительное» 9956
Группа № 42 «Приборы бытовые электрические» 26469
Группа № 43 «Приборы бытовые неэлектрические» 26469
Группа № 44 «Инструменты ручные с механизированным приводом» 26469
Группа № 45 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное» 26469
Группа № 46 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания» 3037
Группа № 47 «Упаковка металлическая из стали» 2423
Группа № 48 «Упаковка металлическая из алюминия» 2423
Группа № 49 «Упаковка полимерная» 3844
Группа № 50 «Упаковка из гофрированного картона» 2378
Группа № 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона» 2378
Группа № 52 «Упаковка стеклянная» 2564
Группа № 53 «Упаковка деревянная и пробковая» 3066
Группа № 54 «Упаковка из текстильных материалов» 16304

Обязанность по экологическому сбору устанавливается для импортеров и производителей, которые не выполнили в полном объеме норматив утилизации товаров и упаковки, утративших потребительские свойства согласно:

  • п. 1 ст. 24.2 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ;
  • Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 и 2022 годы»;
  • Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

Кто обязан рассчитывать экологический сбор:

  1. производители, которые упаковывают свой товар в упаковку, подлежащую утилизации (например, пекарня, в которой круассаны заворачивают в бумажные пакеты, должна отчитаться за упаковку);
  2. импортеры, которые ввозят продукцию в упаковке, подлежащей утилизации (например, компания, которая импортирует духи в стеклянной таре, должна отчитаться за стеклянную тару).

Производители товаров и упаковки отчитываются в территориальных органах Росприроднадзора, импортеры товаров и упаковки — в Центральном аппарате Росприроднадзора.

Для уменьшения суммы экологического сбора необходимо проводить утилизацию отходов.

Под утилизацией понимают использование отходов для производства товаров (продукции), повторное применение отходов, включая рециклинг и регенерацию, извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.

Утилизация товаров и упаковки может выполняться несколькими способами:

  1. заключение договора на утилизацию со специализированной компанией, у которой есть лицензия на утилизацию отходов I-IV классов опасности;
  2. вступление в ассоциацию или союз производителей и импортеров (в этом случае за утилизацию отчитывается ассоциация/союз).

Порядок подачи отчетности:

  • в срок до 1 апреля в личном кабинете природопользователя заполняется декларация о выпущенных товарах и отчет о нормативах утилизации;
  • в срок до 15 апреля — проводится расчет экологический сбора.

При соблюдении предприятием всех требований в части утилизации товаров и упаковки, сумма экологического сбора уменьшается на подтвержденный объем утилизации (акт утилизации). Форма акта утилизации утверждена приказом Росприроднадзора от 30.04.2021 года № 236.

Сумма экологического сбора определяется только объемом неутилизированных отходов!

Журнал учета в области обращения с отходами сейчас ведется согласно Приказу Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (введен взамен ранее действовавшего Приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721).

Журнал учета в области обращения с отходами ведется на основании:

  • измерения фактического количества отходов (например, путем прямого взвешивания массы отходов);
  • использования расчетного метода (при отсутствии средств для проведения измерения фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов).

Сравнение требований ведения журнала с момента введения изменений
Сравнение требований ведения журнала с момента введения изменений
Основные нововведения Приказ Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 Приказ Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1028
Компонентный состав отходов I-V классов опасности Не предусмотрено +
Отходы V класса можно передавать ФЛ Не предусмотрено +
Срок обобщения Ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом; за год в целом Не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом по каждому кварталу, и за год в целом
Варианты передачи/принятия отходов Использование, обезвреживание, хранение, захоронение Утилизация, обработка, обезвреживание, хранение, захоронение
Ведение по каждому объекту НВОС Не обязательно Обязательно

Журнал учета в области обращения с отходами является основным материалом для анализа объемов образования отходов, принятия управленческих решений по увеличению объема отходов, переданных на утилизацию.

На основании данных журнала учета в области обращения с отходами сдается статистическая отчетность по форме «2-ТП отход», а также декларация платы за НВОС.

Правильное и своевременное заполнения журнала учета в области обращения с отходами облегчит подготовку к сдаче отчетности 1 квартала.

Журнал учета в области обращения с отходами не заполняется субъектами малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только твердо-коммунальные отходы (ТКО) массой менее 0,1 тонны, при наличии договора с региональным оператором. Данные предприятия не должны осуществлять деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.

Расчет суммы экологического сбора

  • Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления», ст.24.5.
  • Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018) «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора»).
  • Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2015 г. N 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров».
  • Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки».
  • Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. N 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров».

Выполнение обязательств по уплате сбора представляет собой расчет суммы экологического сбора, заполнение Декларации о выпуске товаров, сдача ее в территориальный Росприроднадзор, уплата суммы сбора в бюджет страны.

Декларация о выпуске товаров сдается до 15 апреля каждого года. В документе отражается информация о количестве и видах произведенных и/или привезенных из-за рубежа товаров и упаковки за предыдущий год. Экологический сбор уплачивается до 1 апреля каждого года.

Сумма сбора рассчитывается умножением ставки сбора на массу готового товара или на количество единиц готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории страны, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Росприроднадзор принимает расчёт ежегодно до 15 апреля. За 2019 год расчет нужно было подать до 15 апреля 2020 года. Срок сдачи расчета за 2020 год — до 15 апреля 2021 года.

Место сдачи зависит от типа деятельности организации:

  • Производители сдают расчет (как и другие формы экосбора) — в территориальный орган РПН по месту своего нахождения.
  • Импортеры представляют расчет в Центральный аппарат РПН (в Москве).
  • Если организация одновременно осуществляет производство и импорт, — она подает один отчет (где указывает и количество произведенного, и количество импортированного товара) в Центральный аппарат РПН.

Чтобы рассчитать сумму экосбора к уплате, выполните следующее вычисление:

  1. Умножьте ставку экосбора на массу товара/упаковки, реализованного на территории РФ для потребления внутри страны (или на количество единиц товара — в зависимости от вида товара).

  2. Полученное число умножьте на норматив утилизации (в относительных единицах).

Для расчета массы или количества товаров и упаковки учитывайте их за тот год, который предшествовал отчетному периоду. То есть в отчете за 2019 год масса и количество берется по данным 2018 года. Соответственно, для отчета за 2020 год будут нужны сведения 2019 года.

Если вы производили утилизацию, но не выполнили норматив в полном объеме, то рассчитайте разницу между нормативным и фактическим объемом утилизации за отчетный год. Именно эту величину необходимо умножить на ставку экосбора.

ООО «Малахит и лазурит» закупило в 2018 году 135 тонн картонных коробок для упаковки своей продукции, а в 2019 году — 158 тонн.
Определим группу упаковки, которая указана в Перечне. Для картонных коробок это группа № 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона».
В декларации о количестве выпущенной в обращение упаковки укажем количество реализованных коробок в 2019 году — 158 тонн.
В отчете о выполнении нормативов утилизации используем объемы реализованной упаковки за 2018 год — 135 тонн.
На 2019 год норматив утилизации для группы № 51 равен 15 %, значит, утилизировать необходимо:

135 × 0,15 = 20,25 тонн.

Если «Малахит и лазурит» в отчетном году (2019) или в году, предшествующем отчетному (2018), выполнял утилизацию коробок, то в данный отчет вносится информация о количестве утилизированной коробки, а также указывается, на основании каких документов она была произведена (договор, акт, лицензия).

Предположим, в 2018 году предприятие утилизировало 8 тонн из 20,25 (20,25 -8 = 12,25), поэтому ему нужно будет внести в бюджет сумму за 12,25 тонн:

12,25 тонн × 2 378 руб. = 29 130,5 руб.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть перечень товаров и упаковки, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-Р. В зависимости от того, являетесь ли вы производителем или импортером товаров и упаковки, включенных в этот перечень, возможны три варианта действий.

  1. Если в этом перечне нет товаров или упаковки, которые вы производите или импортируете, то отчетность по экологическому сбору вам сдавать не нужно;
  2. Если в нем есть товары, которые вы производите или импортируете, то вам необходимо формировать отчетность и рассчитывать сумму экологического сбора. При этом платить экологический сбор надо в том случае, когда организация или ИП либо вообще не утилизирует товары, либо утилизирует их в объеме, который не соответствует нормативу, установленному для данного вида товаров на отчетный год. Если же норматив утилизации выполняется в полном объеме, то достаточно формировать отчетность и подтверждать документами проведенную утилизацию, а сам платеж будет нулевым.
  3. Если вы являетесь производителем или импортером упаковки из данного перечня, учитывайте следующие нюансы:

При определении ответственного за уплату экологического сбора нужно учитывать несколько частных случаев. К ним относятся схемы толлинга и off-take.

Производство товаров по схеме толлинга (или производство товаров из давальческого сырья) выглядит следующим образом. Компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров из сырья компании 1. Произведенный товар принадлежит компании 1 (заказчику) на праве собственности. Она его реализует и несет ответственность за уплату экологического сбора.

Например, организация заказывает в швейной мастерской пошив футболок со своим логотипом, и предоставляет для этого ткань. Готовые футболки принадлежат организации, поэтому именно она платит экологический сбор.

Производство товаров по схеме off-take подразумевает продажу готового товара, сделанного на заказ. В данном случае компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров. При этом компания 2 использует свое сырье. Компания 2 (производитель) продает готовый товар компании 1 (заказчику). Ответственность за уплату экологического сбора несет производитель.

Например, предприятие заказывает швейной мастерской пошив футболок с логотипом компании. Для их изготовления используются материалы мастерской. Готовые футболки являются собственностью швейной мастерской, и именно она платит экологический сбор.

Также существуют отдельные группы производителей и импортеров, которые освобождены от уплаты экологического сбора. К ним относятся:

  • производители упаковки, реализующие ее другим производителям для упаковки продукции (как в примере выше, когда производитель картонных коробок реализует коробки хлебозаводу);
  • производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд (например, завод покупает коробки, чтобы перевозить в них шурупы из одного цеха в другой).
  • производители товаров, которые не входят в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-Р (например, производители пищевой продукции);
  • компании, самостоятельно утилизирующие свои товары и упаковку для товаров;
  • экспортеры товаров и упаковки.

Организации и ИП, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах, не менее чем предусмотрено нормативами на отчетный год, освобождаются от уплаты экологического сбора. Однако они должны представлять «экологическую» отчетность.

Также см. «Экологический сбор: кто является его плательщиком, как рассчитать сумму к уплате, как и куда сдавать отчетность по сбору».

Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:

  1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (форма утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18). Также см. «Экологический сбор: обновлена форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации».
  2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (форма утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010). В данный отчет нужно внести информацию о фактическом количестве товара, утилизированного в текущем году. Также необходимо указать, на основании каких документов была произведена утилизация (договор, акт, лицензия). Если же производитель или импортер не занимался утилизацией товаров, то следует сдать нулевую отчетность о выполнении нормативов утилизации.
  3. Расчет суммы экологического сбора (форма утв. Приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488). Сумма экологического сбора, которую необходимо внести в бюджет, рассчитывается в том случае, если организация вовсе не утилизировала товар, либо утилизировала его в меньшем объеме, чем установлено по нормативу.
  4. Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты. Отчет состоит из двух форм, которые включают в себя данные о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации.

Важно иметь в виду, что первые три вида «экологической» отчетности необходимо составлять именно в указанной выше последовательности. Поясним на примере.

Допустим, в 2020 году издательство выпустило 100 тонн журналов, а в 2021 году — 200 тонн. Указанная печатная продукция была реализована на территории РФ. Чтобы отчитаться по экосбору за 2021 год, нужно выполнить следующие действия.

Сначала необходимо подготовить декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров. В ней нужно прописать количество реализованных журналов за 2021 год — 200 тонн.

Далее необходимо сформировать отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Обратите внимание: в данной форме нужно учитывать массу или количество товаров, реализованных не за отчетный год, а за календарный год, предшествующий отчетному периоду; п. 6 Правил взимания экологического сбора.

На 2021 год норматив утилизации в отношении издательской печатной продукции равен 20 % (см. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-Р). Значит, утилизировать необходимо 20 тонн журналов. Соответственно, издательство должно собрать устаревшие журналы в объеме не менее 20 тонн и утилизировать их.

Предположим, было утилизировано не 20, а 8 тонн журналов. В связи с этим в отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно отметить, что было утилизировано 8 тонн журналов, и указать документы, на основании которых была произведена утилизация.

На следующем этапе надо составить расчет суммы экологического сбора в отношении неутилизированных журналов, то есть в отношении 12 тонн журналов (20 тонн – 8 тонн).

Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2021 год нужно до 1 апреля 2022 года включительно.

Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2021 год необходимо до 15 апреля 2022 года включительно.

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:

  • производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
  • импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
  • организации и предприниматели, которые в целях экосбора являются одновременно и производителями, и импортерами, — в центральный аппарат РПН (г. Москва).

Такой порядок установлен в пункте 13 Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.2018).

Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН.

Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.

Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.

Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

Экологический сбор за 2021 год: как подготовить отчет и рассчитать сумму сбора

При составлении «экологической» отчетности производители должны применять Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. приказом Росстандарта от 31.01.14 № 14-ст в ред. от 10.07.18). Импортерам необходимо руководствоваться единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).

Если организация является и производителем, и импортером товаров (упаковки), то для производимых товаров она должна использовать справочник ОК 034-2014, а для импортируемых — ТН ВЭД.

Формула для расчета экологического сбора приведена в пункте 6 Правил взимания экологического сбора. В общем случае сумма экосбора равна произведению массы товара (упаковки) на ставку сбора и на норматив утилизации, установленный на отчетный год. При этом учитывать надо массу товара (упаковки), реализованного для внутреннего потребления на территории РФ за календарный год, предшествующий отчетному периоду. В зависимости от вида товара вместо его массы в формуле используется количество единиц товара.

Если плательщик экосбора утилизировал товары, но в меньшем объеме, чем положено по нормативу, то для расчета суммы сбора надо сначала определить разницу между установленным и фактически значением количества утилизированных товаров за отчетный год. Полученную величину нужно умножить на ставку сбора (п. 8 Правил взимания экологического сбора).

Ставки экологического сбора устанавливаются ежегодно. При подготовке отчетов за 2020 год следует руководствоваться ставками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284 (ред. от 31.10.18).

Пример

Издательство выпустило и реализовало на территории РФ за 2020 год 100 тонн журналов.

Норматив утилизации журналов на 2021 год составляет 20 %.

Утилизация журналов в 2020 и 2021 годах не производилась.

Ставка экологического сбора за 2021 год в отношении издательской печатной продукции равна 2 378 руб. за тонну.

Сумма экологического сбора за 2021 год составит 47 560 руб. (100 тонн х 20 % × 2 378 руб. за тонну).

Для расчета экосбора нужно знать несколько показателей, которые вносятся в простую формулу:

С х М х Н

  • С — ставка экологического сбора в рублях за тонну;
  • М — масса выпущенного на рынок товара и упаковки в кг;
  • Н — норматив утилизации.
  • Производители упаковки, которые реализуют ее другим производителям. Например, завод, который продает коробки обувной фабрике.
  • Производители и импортеры упаковки, которая используется для собственных нужд. Например, завод, который производит или импортирует контейнеры для транспортировки деталей двигателей между цехами.
  • Экспортеры товаров и упаковки.

Важно: компании, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в предусмотренных на отчетный год объемах освобождены только от уплаты экосбора. Отчетность по экосбору для них никто не отменял.

Минприроды предложило повысить ставки платы за НВОС на 8,5%

\n\n

За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2022 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

\n\n

Декларация о плате за НВОС сдается не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 10 марта 2022 года).

\n\n

Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:

\n\n

    \n\t
  • более 10 тонн по одному объекту;
  • \n\t

  • от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
  • \n

\n\n\n

СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.

\n\n\n

Форму № 2-ТП (воздух) нужно сдать не позднее 22 января года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 24 января 2022 года, т.к. 22 января — выходной).

\n\n

\n\n

Отчет № 2-ТП (рекультивация) является формой статистического наблюдения. Это отчет обязаны представлять организации и предприниматели, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых (торфа и др.). Плюс к этому респондентами являются компании и ИП, которые проводят изыскательные, лесозаготовительные, мелиоративные или строительные работы. Наконец, указанную форму должны сдавать те, кто размещает твердые бытовые, промышленные и строительные отходы.

\n\n

Форму № 2-ТП (рекультивация) нужно сдать не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 1 февраля 2022 года).

\n\n

Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.

Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.

Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...