Аванс в бюджетных учреждениях в 2022 году какого числа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аванс в бюджетных учреждениях в 2022 году какого числа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

БКС-Тендер / Статьи / Аванс в госзаказе. Основания авансирования по 44-ФЗ

Не секрет, что большинству поставщиков, подрядчиков и исполнителей интересно участвовать в тендерах, для исполнения которых не нужно изымать деньги из своих оборотных средств или тем более брать кредиты в банках. Много ли таких тендеров с авансированием в госзаказе и на каких условиях они проводятся? Попробуем разобраться.

Федеральный закон №44-ФЗ О контрактной системе не содержит запретов на предоставление авансирования поставщикам, исполнителям и подрядчикам с которыми заключается контракт.

Запреты могут устанавливаться на уровне распорядителей денежных средств, которые выделяются заказчикам из федерального, регионального или муниципального бюджета.

На том или ином уровне финансирования: Правительство РФ, Правительство субъекта РФ или администрация муниципального образования может установить полный или частичный запрет на авансирование.

В связи с тем, что наиболее часто встречающимся источником финансирования контрактов по госзаказу является федеральный бюджет, — разберем именно его.

Для заказчиков-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в предоставлении аванса в пределах установленных размеров. Ограничения по авансированию контрактов, финансируемых за счет федерального бюджета установлены Постановлением Правительства от 30.12.2016 № 1551. Предусмотрено авансирование на следующих основаниях:

  • не выше 30 % от НМЦК — на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг (по общим основаниям);
  • от 30 до 80 % от НМЦК — на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на импортозамещение технологической продукции, при условии перечисления аванса на счета Федерального казначейства, открытые в Центральном банке и при получении к указанным договорам (государственным контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции;
  • свыше 30 % от НМЦК (за исключением указанных в предыдущем пункте) — при условии перечисления аванса на счета Федерального казначейства, открытые в Центральном банке для операций со средствами организаций вне бюджетного процесса; — до 100 % от НМЦК — на оказание услуг связи, подписке на печатные издания и их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки, об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, а также по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по договорам аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), по договорам о проведении лечения граждан России за пределами территории России, заключаемым Министерством здравоохранения РФ с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров;
  • до 30 % от НМЦК на сумму контракта, не превышающую 600 млн. рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;
  • от 30 до 70 % от НМЦК на сумму контракта, превышающую 600 млн. рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.

Помимо вышеперечисленных ограничений размера предоставления аванса, Правительством РФ установлен перечень товаров и услуг, при закупке которых за счет федерального бюджета предоставлять аванс запрещено. Запрет на предоставление аванса установлен Распоряжением Правительства РФ от 16 января 2018 г. № 21-р.

Ниже представлен перечень товаров и услуг, при закупке которых за счет федерального бюджета, аванс не предоставляется:

I. Товары
Белье постельное 13.92.12
Белье столовое

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • О регулировании авансирования по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки авансирования по 44-ФЗ
  • Случаи, когда аванс по 44-ФЗ не предоставляется
  • Размер аванса по 44-ФЗ в 2020 году
  • 4 совета по составлению контракта с предоставлением аванса по 44-ФЗ
  • Какая ответственность предусмотрена за нарушение условий авансирования по 44-ФЗ

Размер аванса по 44-ФЗ имеет свои пороговые значения для максимальных и минимальных выплат. Напомним, что авансирование производится до начала выполнения обязательств по заключенному ранее госконтракту. Эта процедура подробно описана в законе 44-ФЗ, в том числе здесь перечислены условия, когда предоплата невозможна.

Как вы уже наверняка знаете, решение о необходимости и размере аванса по 44-ФЗ принимает заказчик, которому нужно предусмотреть все возможные последствия – как своих действий, так и поставщика. Необходимо отметить, что с 27 марта 2020 года начали действовать новые правила в части предоставления предоплаты. О них и пойдет речь в этой статье.

jpg»>

В текущем году закон 44-ФЗ дает заказчику возможность включить авансовую форму оплаты в условия соглашения, но не указывает, что покупатель обязан это сделать.

Иными словами, клиент сам решает, получит ли поставщик предоплату или вся сумма будет передана по итогам приемки работ. В данном случае отталкиваются от целесообразности использования такого формата, существующих бюджетных ограничений.

Обеспечение исполнения контракта (ОИК) непосредственно соотносится с размером аванса. Если установленное в соответствии с законом 44-ФЗ ОИК ниже предоплаты, его увеличивают, чтобы названные суммы оказались равны. Об этом говорится в ч. 6 ст. 96 упомянутого выше закона.

Также нужно понимать, что существует связь между антидемпинговыми мерами и размером аванса по 44-ФЗ. Если даже после увеличения обеспечения 1,5 раза эта сумма остается меньше установленной предоплаты, то, согласно ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ, необходимо приравнять ее к авансу.

Авансирование в бюджетных учреждениях по 44-фз в 2022 году

С конца марта 2020 г. перестал действовать запрет на использование авансового платежа для покупки ПК до 10 кг, то есть ноутбуков, планшетов.

Также данное правило относится к телефонам, оборудованию для видеосвязи, приемной аппаратуре радиотелефонной, радиотелеграфной связи, телевизорам – при условии, что речь идет о технике отечественного производства.

Перечень последней устанавливает единый реестр радиоэлектронной продукции.

Постановление Правительства от 09.12.2017 г. № 1496, известное как Положение об исполнении бюджета, вводит ограничение по размеру аванса. Также в данном акте содержатся основания, которые могут использоваться для применения предоплаты бюджетными учреждениями в 2020 году.

Устанавливая размер аванса по 44-ФЗ, необходимо зафиксировать, что сумма остальной оплаты по контракту не превышает разницу:

  • Между стоимостью поставленных ТРУ и размером аванса по 44-ФЗ после электронного аукциона или торгов в другом формате. Данное правило действует для госконтрактов, в которых отсутствуют этапы исполнения либо они выполняются друг за другом.
  • Между стоимостью полученных ТРУ и суммой, рассчитанной на основе абз. 1 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета. При этом для этапов работы предусмотрены частично совпадающие или идентичные сроки.

Правительство РФ Постановлением № 39 скорректировало правила установления размеров авансовых платежей по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемым федеральными заказчиками (получателями бюджетных средств). В каких пределах проводить авансирование в 2021 году?

Предельные размеры авансовых платежей по госконтрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые вправе предусматривать казенные учреждения — получатели средств федерального бюджета, установлены абз. 2 —7 п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее — Положение № 1496).

На региональном и местном уровне предельные объемы авансирования устанавливаются соответствующими нормативными актами (постановлениями правительства субъекта РФ, законами субъекта РФ, распорядительными документами муниципалитетов).

Согласно п. 1 Постановления № 39, утратил силу абз. 3 пп. «а» п. 18 Положения № 1496, предусматривающий установление аванса в размере свыше 30 %, но не более 80 % суммы госконтракта на выполнение НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции.

А на основании п. 2 указанного постановления до 31.12.2021 включительно было приостановлено действие абз. 2 пп. «а», пп. «б» п. 18 Положения № 1496 в части права устанавливать аванс в размере не более 30 % суммы госконтракта.

При этом закреплено право заказчиков предусматривать в 2021 году размер аванса не более 50 % суммы контракта на закупку товаров, работ, услуг, если иные предельные размеры не установлены федеральными законами, указами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ (п. 3 Постановления № 39)

Авансирование по госконтракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенного учреждения на определенные цели.

Также аванс не более 50 % можно установить в контрактах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной (муниципальной) собственности в случае предоставления в 2021 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на эти цели (п. 4 Постановления № 39).

При казначейском сопровождении авансовых платежей их предельный размер может составлять 90 % суммы контракта (п. 1, 4 Постановления № 39).

Кроме того, до конца 2021 года приостановлено действие п. 20 Положения № 1496, устанавливающего запрет на осуществление авансовых платежей по контрактам о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21‑р (п. 2 Постановления № 39).

Понятие «аванс» трудовым законодательством не закреплено. Поскольку работодатель обязан выплачивать своим сотрудникам заработную плату каждые полмесяца, то оплату первой половины месяца называют авансом.

Как выплачиваются авансы по ТК РФ? Конкретные сроки выплаты зарплаты и аванса в ТК РФ не установлены. Применяемые в настоящее время (с 03.10.2016) правила выплаты аванса ограничивают срок выдачи денег 15 календарными днями с даты окончания периода, за который зарплата начислена (ст. 136 ТК РФ). При этом ТК не запрещает производить выплату аванса чаще, чем каждые полмесяца, например, 3 раза в месяц (каждую декаду) или 1 раз в неделю. Работодатель самостоятельно устанавливает точные даты выплаты исчисленного сотрудникам дохода во внутренних локальных нормативных актах:

  • в положении об оплате труда;
  • колдоговоре;
  • трудовом договоре.

Таким образом, согласно действующим правилам выплаты аванса срок для выдачи зарплаты за первую половину месяца может быть установлен в один из дней с 16-го по 30-е (31-е) число, а для окончательного расчета — с 1-го по 15-е число месяца (письма Минтруда от 12.03.2019 № 14-2/ООГ-1663, от 21.09.2016 № 14-1/В-911). При этом установление переменного периода для перечисления исчисленного сотруднику дохода, например с формулировкой «зарплата выплачивается с 1-е по 10-е число» или «…не позднее 10-го числа», считается нарушением требований ТК, поскольку работодатель обязан установить конкретную дату выдачи (п. 3 письма Минтруда от 28.11.2013 № 14-2-242).

ВАЖНО! Установление сроков выплаты зарплаты на 15-е число и аванса на 30-е число считается нецелесообразным из-за необходимости исчисления и удержания НДФЛ с аванса, в случае если в месяце 30 дней (т.е. если его выплата приходится на последний день месяца).

Разберем, как платится аванс и когда необходимо удержать с него НДФЛ.

Алгоритм назначения аванса также не установлен законодательно и определяется самим работодателем. Различные ведомства в своих письмах рекомендуют определять величину аванса пропорционально отработанному работником времени (письма Минтруда от 10.08.2017 № 14-1/В-725 и Роструда от 26.09.2016 № Т3/5802-6-1).

При этом, по мнению чиновников, в сумму аванса следует включать ряд компенсационных и стимулирующих надбавок, например за выслугу или за работу в ночное время. А вот премиальные, которые зависят от достижения плановых показателей, а также компенсационные выплаты, исчисляемые после выполнения месячной нормы рабочего времени, в расчет аванса не включаются. Примером таких компенсаций выступают выплаты за сверхурочную работу или работу в нерабочие дни.

Таким образом, чиновники предлагают исчислять величину заработной платы 2 раза в месяц, учитывая фактически выполненный объем работ или отработанное каждым сотрудником время. Формула для расчета аванса в данном случае выглядит следующим образом:

А = Зп ÷ Кнд × Кфд,

где:

Зп — оклад;

Кнд — нормативное количество рабочих дней;

Кфд — фактически отработанное количество дней.

Пример 1

В ООО «Альтернатива» установлен срок выплаты аванса на 16-е число каждого месяца, исходя из фактически отработанного каждым сотрудником времени. Согласно табелю, сотрудники отдела продаж работали следующее количество времени:

Ф.И.О. работника

Должность

Количество отработанных дней за 1-ю половину месяца

Оклад, руб.

Сумма аванса, руб.

Расчет суммы аванса

Степанов А. М.

Директор отдела продаж

10

40 000

18 181,82

40 000 ÷ 22 × 10

Артемов Л. Е.

Менеджер по продажам

7 (3 дня был в отпуске без сохранения з/платы)

25 000

7 954,55

25 000 ÷ 22 × 7

Бушмин А. В.

Менеджер по продажам

10

25 000

11 363,64

25 000 ÷ 22 × 10

Бушмин А. В.

Логист (внутреннее совмещение)

5

10 000

2 272,73

10 000 ÷ 22 × 5

Гордиенко Т. Е.

Менеджер по продажам

отпуск

25 000

Сотрудник Бушмин А. В. 5 дней совмещал должность менеджера по продажам и логиста, а потому получит аванс за 2 должности.

Артемов Л. Е. 3 дня находился в отпуске за свой счет. Следовательно, за эти дни ему аванс не положен.

Менеджер Гордиенко Т. Е. аванс не получит, т. к. находился в очередном отпуске.

Такой подход к исчислению аванса довольно время- и трудозатратен, его могут выбрать лишь малые предприятия с небольшим штатом сотрудников. Как правило, крупные компании устанавливают фиксированный аванс. Рассмотрим алгоритм расчета и правила выплаты авансав фиксированном размере.

Выплата аванса в строго оговоренные локальными актами работодателя сроки не всегда возможна, поскольку иногда даты выдачи аванса или зарплаты попадают на выходные или нерабочие дни. И тогда работодатель обязан выплатить зарплату накануне. Например, в организации установлена дата выплаты зарплаты на 23-е число каждого месяца, а 23.01.2022 года выпадает на воскресный день. Как выдается аванс в этом случае? Работодатель обязан рассчитаться с работниками в пятницу, 21.01.2022.

Возможна ситуация, когда работодатель по своей воле решит выплатить аванс заранее в не установленную для этого мероприятия дату. ТК не содержит ограничений на досрочную выплату аванса или зарплаты. Но трудинспекция при проверке может посчитать такой метод нарушением, поскольку формально срок до следующей выплаты зарплаты будет больше, чем полмесяца. Поэтому при выдаче аванса лучше придерживаться установленных сроков. Либо и следующую часть тогда выдать раньше, чтобы уложиться в 15 дней (письмо Минтруда от 25.01.2019 № 14-1/ООГ-461).

Подробнее о позиции чиновников по этому вопросу мы писали здесь.

Можно ли выплатить аванс раньше установленного срока по заявлению работника? Как уже было отмечено выше, прямого запрета ТК не содержит. Но ответ на данный вопрос зависит от величины запрашиваемого сотрудником аванса.

Если работник при зарплате в 30 000 руб. просит выдать ему 100 000 руб. в счет будущей зарплаты, то, во-первых, работодатель несет высокие риски, ведь сотрудник может уволиться, не отдав всю сумму. Во-вторых, трудинспекция может оштрафовать за нарушение требования о выдаче зарплаты каждые полмесяца. А с налоговиками, скорее всего, возникнет спор о сроках и порядке уплаты НДФЛ.

При выдаче аванса, как мы уже выяснили, НДФЛ не удерживается. А если по итогам месяца зарплаты к выплате не будет, то и НДФЛ удерживать будет не из чего. Также налоговики могут расценить выплаченный аванс как беспроцентный заем и начислить сотруднику НДФЛ по ставке 35% от экономии на процентах. А организации выставят штраф за невыполнение обязанности налогового агента.

Как правильно отразить досрочную зарплату в 6-НДФЛ, читайте здесь.

Как выплачивается аванс — новые правила и порядок выплат

Плательщиками налога на прибыль организаций (ННПО) признаются все экономические субъекты, применяющие общий режим обложения, — ОСНО. Это все компании, учреждения и предприятия, получающие прибыль от ведения бизнеса. Причем учреждения бюджетной сферы — не исключение.

Это правило актуально для итогового транша ННПО в бюджет. А кто является плательщиком ежеквартального авансового платежа по налогу на прибыль в 2022 году? Это все те же налогоплательщики на ОСНО. Исключений не предусмотрено. Все юрлица, применяющие основной режим обложения, обязаны выплачивать авансы в казну. При определенных условиях плательщик обязан перейти на ежемесячные перечисления.

Действующая редакция НК РФ предусматривает несколько вариантов уплаты налога на прибыль организаций. Так, чиновники определили, что, помимо основного платежа по итогам налогового периода (календарного года), организации обязаны выплачивать поквартальные и(или) помесячные авансы по ННПО.

Российские бюджетные учреждения имеют значительные преимущества в авансировании по налогу на прибыль. Рассмотрим особенности, как платить авансовые платежи по налогу на прибыль в 4 квартале 2021 г. таким организациям. Чиновники определили, что все организации бюджетного или автономного типа вправе перечислять аванс один раз в квартал. Причем общая сумма дохода за предшествующие четыре квартала не имеет никакого значения.

Если бюджетное учреждение — это театр, библиотека, музей или концертная организация, то такие субъекты вправе перечислять налоги по прибыли только один раз в год по итогам налогового периода. То есть театры, музеи, библиотеки и концертные организации освобождены от исчисления и уплаты ежеквартальных и ежемесячных авансов.

А вот казенным учреждениям повезло меньше. Если организация казенного типа обязана уплачивать ННПО, то периодичность перечислений по этому налоговому обязательству определяется по общим принципам. То есть в зависимости от общей суммы дохода, полученной в предшествующих четырех кварталах.

Пошаговая инструкция, как за декабрь 2021 рассчитать налог на прибыль, если организация платит авансовые платежи помесячно:

Шаг 1. Высчитываем авансовую сумму за отчетный период по формуле:

АПотч.пр. = НБотч.пр. × Ст,

где:

  • АПотч.пр. — это сумма аванса за отчетный период времени;
  • НБотч.пр. — налоговая база, подсчитанная нарастающим итогом за период;
  • Ст — ставка по ННПО, предусмотренная НК РФ.

Шаг 2. Считаем авансовую сумму к уплате в государственную казну по формуле:

АП к уп. = АПотч.пр. — АПредш.пр.,

где:

  • АП к уп. — авансовый транш к уплате за квартал;
  • АПотч.пр. — сумма аванса за отчетный период, подсчитанный нарастающим итогом;
  • АПредш.пр. — уплаченные авансовые транши за предшествующие кварталы этого налогового периода.

Шаг 3. Составляем платежное поручение и оплачиваем обязательство в бюджет.

Итоговые обязательства по налогу на прибыль, подлежащие уплате в бюджет, уменьшаются на величину уже перечисленных авансовых траншей. Если по итогам года компания получит убытки, то платеж за 4-й квартал нулевой.

Приведем пример расчета ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в 4-м квартале 2021 года и 1-м квартале 2022 для юридических лиц:

Казенное учреждение «Механический завод» — на ОСНО. Налогооблагаемая база за 9 месяцев — 100 000 000 рублей. Сумма авансов, уплаченных за 9 месяцев 2021-го, — 13 500 000 рублей. Сумма прибыли за 6 месяцев составляла 60 000 000 рублей.

Считаем общую сумму: АПотч.пр. = 100 000 000 × 20% = 20 000 000 рублей.

Исчисляем АП к уп. = 20 000 000 — 13 500 000 = 6 500 000 рублей.

Следовательно, КУ «Механический завод» обязано перечислить в ИФНС авансирование за 3-й квартал в сумме 6 500 000 рублей.

Кроме того, необходимо рассчитать ежемесячные авансовые платежи, уплачиваемые предприятием за 4-й квартал.

Считаем сумму налога на прибыль за 3-й квартал: 100 000 000 × 20% — 60 000 000 × 20% = 8 000 000 рублей.

Ежемесячный авансовый платеж в 4-м квартале: 1/3 × 8 000 000 = 2 666 667 рублей.

Ежемесячный авансовый платеж в 1-м квартале следующего года равен перечислениям в октябре-декабре, то есть тоже 2 666 667 рублей.

Инструкция: платим налог на прибыль авансом

Трудовой кодекс РФ не содержит определения понятия «аванс». Однако анализ ст. 129 и 136 ТК РФ позволяет сделать вывод, что аванс – это заработная плата за первую половину месяца.

По закону заработная плата выплачивается каждые полмесяца, а период между датой начисления и датой выплаты заработной платы не может превышать 15 дней (ст. 136 ТК РФ).

Это значит, что зарплату за первую половину месяца работник должен получить в любой из дней в промежутке с 16 по 30 (31) число текущего месяца. Условно это и будет считаться авансом. За вторую половину месяца работодатель обязан рассчитаться с работником с 1 по 15 число следующего месяца.

Конкретная дата выдачи заработной платы должна быть установлена и закреплена в локальном нормативном акте, коллективном или трудовом договоре. С целью планирования финансовых потоков организации могут устанавливать разные дни выплаты зарплаты для работников различных структурных подразделений (например, рабочим выплачивать ее 13-го и 28-го числа, а административному персоналу – 10-го и 25-го числа).

Выплатить аванс работодатель должен не позднее последнего дня оплачиваемого месяца (ст. 136 ТК РФ, письмо Минтруда от 14.02.2017 № 14-1/ООГ-1293, письмо Роструда от 26.09.2016 № ТЗ/5802-6-1).

Если срок между выплатами превысит 15 дней из-за того, что крайние даты расчета выпадают на праздничные нерабочие дни, это не будет считаться нарушением.

В организации установлен срок выплаты аванса – 27 число расчетного месяца и срок выплаты заработной платы – 12 число следующего месяца. 12 ноября 2018 года – праздничный день. Следовательно, заработную плату за октябрь работникам следует выплатить в последний рабочий день перед праздниками, то есть 9 ноября 2018 года. При этом аванс по заработной плате организация выплатит 27 ноября 2018 года, через 18 дней после выплаты зарплаты.

Поскольку в указанном случае организация произвела расчет с сотрудниками с соблюдением всех требований закона, отступление от периодичности выплаты не может считаться нарушением ТК РФ.

Размер аванса определяется из расчета оклада (тарифной ставки) работника и всех надбавок, не зависящих от оценки работы за месяц в целом или от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда.

По общему правилу аванс должен выплачиваться сотрудникам пропорционально отработанному ими времени (письмо Минтруда от 10.08.2017 № 14-1/В-725 и от 05.08.2013 № 14-4-1702).

В расчет аванса включается вознаграждение за труд и некоторые из компенсационных надбавок. Например, выплата за работу в ночное время в соответствии со ст. 154 ТК РФ, надбавки за совмещение должностей, профессиональное мастерство, стаж работы и др.

Стимулирующие выплаты (премии) на размер аванса не влияют и начисляются по результатам достижения работником показателей эффективности работы по итогам месяца.

Доплата за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные нерабочие дни (ст. 152, 153 ТК РФ) в аванс не включается. Такая доплата начисляется в пользу работника при окончательном расчете и выплате заработной платы за месяц. Районные коэффициенты, процентные надбавки северянам тоже начисляются на месячную зарплату. Поэтому в общем случае перечисленные компенсационные выплаты не влияют на размер аванса.

Допустим, оклад бухгалтера составляет 40 000 рублей, надбавка за стаж работы – 2 000 рублей. К 15 ноября бухгалтер отработал 7 рабочих дней из 21. В расчетном периоде бухгалтер замещал кассира на время отпуска, доплата за совмещение – 5 250 рублей за месяц. Один рабочий день бухгалтер отработал сверхурочно. Аванс по зарплате за ноябрь составляет 15 750 рублей ((40 000 + 2 000+5 250) : 21 x 7).

Трудовые инспекторы в регионах считают, что в отношении вновь принятого работника нужно соблюдать общие правила ст. 136 ТК РФ о сроках выплаты зарплаты. В противном случае работодателя могут привлечь к ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Поэтому, если новый сотрудник отработал в расчетном периоде хотя бы один день, его в обязательном порядке следует оплатить. Причем оплачивать авансы в таких случаях лучше всего пропорционально отработанному времени.

Аванс: сроки, порядок и размеры выплат

В организации установлены следующие сроки заработной платы: аванс – 30 (31) числа расчетного месяца; заработная плата – 15 числа месяца, следующего за расчетным. Макаров М.В. был принят на работу 12 октября 2018 года. Ему установлен оклад 46 000 рублей. Согласно производственному календарю, в октябре 2018 года – 23 рабочих дня. Рассчитаем сумму аванса Макарову М.В. пропорционально отработанному в первой половине месяца времени. Это будет 4 000 рублей. Такую сумму работник получит 31 октября 2018 года.

Кроме того, в отношении вновь принятых сотрудников в локальных актах работодателя можно установить особенные сроки и порядок выплаты авансов. Например, определять размер аванса в процентном соотношении к окладу, в зависимости от интервала дат приема сотрудника на работу.

Локальным актом установлены дни выплаты зарплаты: заработная плата за прошлый месяц – 10 числа, аванс за текущий месяц – 25 числа. Работник принят на работу 2 числа. У бухгалтерии нет оснований для выплаты новому сотруднику заработной платы 10 числа, ведь в прошлом месяце он не работал. До получения аванса по общим правилам 25 числа работнику предстоит отработать 24 дня. Для подобных случаев в локальном акте можно установить следующие правила:

  • если первый день работы приходится на период с 25 по 30 (31) число предыдущего месяца, то заработная плата за отработанное время выплачивается 10 числа;
  • если первый день работы приходится на период с 1 по 9 число текущего месяца, то аванс в размере 10% оклада выплачивается 10 числа;
  • если первый день работы приходится на период с 10 по 17 число текущего месяца, то аванс в размере 20% оклада выплачивается 25 числа;
  • если первый день работы приходится на период с 18 по 24 число текущего месяца, аванс в размере 10% оклада выплачивается 25 числа.

Заработок, выплаченный авансом, засчитывается при дальнейших расчетах по заработной плате по итогу месяца.

Поскольку законодательно проблема срока первой выплаты заработной платы новому работнику не решена, на наш взгляд, лучший выход – рассчитывать аванс пропорционально отработанному времени, независимо от даты заключения трудового договора.

Чиновники декларируют: тезисы документов не являются нормативными актами и разъяснениями к ним, однако в письмах изложена официальная позиция Министерства, следовательно, в ходе проверок инспекторы будут руководствоваться именно ей. Основная мысль, содержащаяся в документе (№14-1/В-725 от 10/08/17 г.): аванс следует начислять с учетом отработанного по факту времени за соответствующий период.

Оклад бухгалтера Ивановой — 35000 рублей. В марте с 1 по 15 она исполняла обязанности старшего бухгалтера с надбавкой 25% от его оклада. Оклад старшего бухгалтера — 50000 рублей. По календарю пятидневной рабочей недели в марте 20 рабочих дней. Иванова отработала полмесяца полностью.

Аванс по окладу: 35000/20*10= 17500. Доплата: 50000/20*10*25% = 6250. Всего начислено аванса: 17500 + 6250 = 23750. К выдаче бухгалтеру Ивановой аванса — 23750,00 рублей.
НДФЛ из аванса не вычитается.

Аванс по зарплате. Расчет по-новому

  1. Аванс, другими словами, первую часть заработной платы, выдают раз в полмесяца. Сроки, отраженные в колдоговоре, трудовом соглашении, ЛНА, должны быть фиксированными.
  2. Аванс начисляется с учетом отработанного времени по факту.
  3. Включаются, кроме оклада, все выплаты, которые на момент расчета могут быть определены.
  4. Аванс в процентах можно рассчитывать, только если работник полностью отработал период.
  5. Выдача фиксированных сумм аванса может привести к конфликту с контролирующими органами.
  6. Новым сотрудникам аванс рассчитывается и выдается на общих основаниях.
  7. Уменьшать аванс при выдаче на сумму НДФЛ запрещено. НДФЛ вычитается из зарплаты при окончательном расчете с работником за месяц.

Условие об авансировании контракта заказчик устанавливает на своё усмотрение — предварительная оплата не является обязательной частью контракта, закон позволяет определиться с этим вопросом самостоятельно.

Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить его поставщику.

В соответствии с ст. 487, 711, 781 ГК РФ, предоплата выплачивается в полном размере или частями. Размер аванса может составлять от 50 до 100 процентов от НМЦК. При выплате полного аванса заказчик совершает 100% предоплаты по 44-ФЗ до того, как поставщик начнёт исполнять соглашения по контракту. Если предоплата частичная, исполнитель получает от заказчика первый платёж перед выполнением контрактных обязательств, а последний — после того, как успешно выполнит все условия контракта по 44-ФЗ (поставка товара, выполнение работ, оказание услуги).

Поскольку заказчик применяет авансирование по 44-ФЗ на своё усмотрение, решение о предоплате следует принимать исходя из её целесообразности, а также из ограничений бюджета. Если заказчик готов выплатить аванс, то он должен разместить информацию об авансировании в извещении о закупке (ч. 12 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ).

Величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) — чем больше аванс, тем больше ОИК. Меньше суммы аванса ОИК быть не должен.

Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ, условия об авансировании, включая сумму и сроки выплаты, должны быть прописаны в контракте. Отсутствие сроков выплаты аванса в договоре будет нарушением. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо заранее подготовиться к торгам. Можно обратиться к специалистам, которые помогут в участии на всех этапах тендера. Это позволит избежать спорных ситуаций.

Прописывая предоплату в договоре по 44-ФЗ, необходимо точно указывать сумму аванса — использовать минимальные и максимальные интервалы при определении суммы не нужно.

Кроме того, не следует соотносить требования с целями применения авансового платежа — это может расцениваться как нарушение 44-ФЗ. Об этом говорится в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19 мая 2015 года.

Если по контракту подрядчик должен выполнить работ поэтапно, в договоре нужно указать сумму аванса в виде процента от общей стоимости работ (товаров) для каждого этапа. Об этом сказано в п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Сформулировать условия авансирования можно в свободной форме. Пример формулировки по полной предоплате:

Пример формулировки по частичной предоплате:

С 1 июля 2020 года вступили в силу поправки в закон о контрактной системе, внесённые Федеральным законом 124-ФЗ от 24 апреля 2020 года, который упростил процедуру госзакупок для предприятий и изменил порядок их проведения. Если авансирование предусмотрено с казначейским сопровождением, ОИК рассчитывается исходя из начальной максимальной цены контракта (НМЦК). При этом НМЦК уменьшается на сумму аванса.

По новым правилам в торгах для субъектов малого и среднего бизнеса цена контракта в случае авансирования уменьшается на сумму предварительной выплаты (п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ).

Кроме того, нововведения позволили изменять существенное условие об авансировании работ. В своём письме от 19.05.2020 г. № 09-04-05/41434 Минфин разъяснил, в каких случаях это разрешено.

Для изменения условий авансирования необходимо, чтобы одновременно соблюдались следующие условия:

  • новая сумма аванса не должна превышать максимальный предел, который установлен законодательством для данного вида работ;
  • условие об авансировании прописано в тексте контракта;
  • изменения условий авансирования происходит по инициативе исполнителя, корректировки согласованы с заказчиком.

В Федеральном законе № 223-ФЗ отсутствуют нормы, непосредственно касающиеся авансирования. В связи с этим в качестве нормативной базы заказчикам следует использоваться положения Гражданского кодекса РФ.

Как правило, порядок авансирования излагается заказчиком в Положении о закупках, а также в проекте договора с поставщиком. При проведении торгов по 223-ФЗ заказчиков нередко оценивают исходя из размера предоплаты.

Как и в случае с закупками по 44-ФЗ, размер аванса непосредственно влияет на ОИК. Если поставщик получает авансовый платёж от заказчика, обеспечение исполнения контракта соответствует предоплате и не может быть меньше, чем аванс.

Ограничения по размеру предоплаты законодательством не предусмотрены, однако минимальная сумма аванса должна составлять не менее 30 % от НМЦК (ч. 17 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352).

Выплачивая аванс, заказчик рискует тем, что при нарушении условий контракта может потерять свои деньги. Чтобы обеспечить исполнение контрактных обязательств или вернуть предоплату в случае их неисполнения, заказчик может потребовать от исполнителей банковские гарантии возврата аванса.

В этой ситуации исполнитель (поставщик) должен оформить гарантию в банке. При этом он должен выбрать банк из тех, что были предложены заказчиком в закупочной документации. Если в контракте отсутствуют указания на конкретный банк, он может выбрать любое учреждение, отвечающее требованиям организаторов тендера.

В случае нарушения контрактных условий банк вернёт заказчику полную или частичную сумму аванса из своих средств. Исполнитель, в свою очередь, должен будет вернуть эту сумму банку.

Согласно ч. 4 ст. 368 ГК РФ, в гарантии должны быть указаны:

  • наименования сторон соглашения и поручителя;
  • условие предварительной выплаты;
  • продолжительность действия;
  • сумма аванса;
  • обязательства исполнителя, за которые поручается банк;
  • дата оформления;
  • условия, при которых аванс может быть возвращён.

Напомним, что для документов потребуется квалифицированная электронная подпись. КЭП необходима практически на всех этапах торгов: от регистрации и размещения заявок до оформления закупочной документации и заключения контракта.

Проводится эксперимент по особому порядку уплаты налогов. Федеральным законом от 29.11.2021 № 379‑ФЗ вводится новая статья – 45.2 НК РФ

Учреждения могут с 1 июля по 31 декабря 2022 года применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов посредством перечисления в бюджет РФ единого налогового платежа (ЕНП). Для получения права перечислять ЕНП необходимо провести с ИФНС сверку расчетов без разногласий и подать заявление о применении особого порядка. Затем не позднее пяти дней до срока уплаты налога (аванса по нему) или взносов налогоплательщику следует направлять в ИФНС уведомления о начисленных суммах. Особый порядок подачи уведомления ст. 45.2 НК РФ установлен в отношении НДФЛ: его нужно подать не позднее 5‑го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.

Представить в ИФНС заявление (на бумаге или в электронном виде) о применении особого порядка нужно с 1 по 30 апреля 2022 года (включительно), но в течение месяца после осуществления совместной сверки расчетов

Изменен порядок зачета переплаты по налогам. Поправки в п. 1 ст. 78 НК РФ внесены Федеральным законом № 379‑ФЗ

Переплату по налогам можно принять в счет уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Прежняя редакция п. 1 ст. 78 НК РФ позволяла зачесть переплату по налогам только в счет налогов, а взносы – в счет взносов, перечисляемых в бюджет того же фонда, где образовалась переплата

Скорректирован порядок отправки и получения налоговых документов. Изменения в Приказ ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@ внесены Приказом ФНС России от 07.09.2021 № ЕД-7-8/795@

Квитанцию о приеме требования придется направлять в течение шести рабочих дней со дня его отправки инспекцией. Если не направить квитанцию о приеме или уведомление об отказе в течение шести дней с даты отправки ИФНС требования, оно будет считаться полученным по истечении этого срока. Ранее отправлять квитанцию о приеме требования нужно было в течение одного рабочего дня с момента получения требования

Уточнен порядок применения льгот, установлены сроки уплаты налога и авансовых платежей, определен порядок прекращения исчисления налога в случае гибели объекта налогообложения. Изменения в ст. 257, 258, 259.1, 372 и 378.2 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

Учреждение, имеющее льготу в отношении объекта, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, подает в ИФНС заявление о предоставлении льготы (можно вместе с документами, подтверждающими право на льготу). Если заявление не подано и не заявлен отказ от льготы, ИФНС применит льготу при расчете налога, исходя из имеющихся у нее сведений. Если льгота применяется неполный период, налог (авансовый платеж) рассчитывается с использованием коэффициента

Установлены новые сроки уплаты налога – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом

В случае гибели (уничтожения) объекта налогообложения подается заявление в ИФНС. Исчисление налога прекращается с 1‑го числа месяца гибели (уничтожения) объекта. ИФНС пришлет уведомление о прекращении исчисления налога либо сообщение об отсутствии оснований для прекращения его исчисления

Примечание. Форма заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество, порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 09.07.2021 № ЕД-7-21/646@. Приказ также содержит формы уведомления о предоставлении льготы и сообщения об отказе в ее предоставлении.

Форма заявления о гибели объекта обложения налогом на имущество организаций утверждена Приказом ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@. Данным приказом утверждены также формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью (уничтожением) объекта и сообщения об отсутствии основания для такого прекращения

Изменены форма, порядок заполнения и формат представления декларации по налогу на имущество организаций. Поправки внесены Приказом ФНС России от 18.06.2021 № ЕД-7-21/574@

В новой форме декларации:

  • выделены категории плательщиков, для которых продлены сроки уплаты налога;

  • добавлен признак исчисления налога плательщиками, заключившими с государством соглашение о поощрении капиталовложений

Изменен порядок налогообложения имущества по договору лизинга и лизинговых платежей. Поправки в ст. 378 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ

Имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), теперь подлежит налого­обложению у арендодателя (лизингодателя)

Установлен особый порядок исчисления транспортного налога в случае принудительного изъятия транспортного средства. Изменения в ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

Закреплен порядок прекращения уплаты налога с транспортного средства, право собственности на которое утрачено из‑за его принудительного изъятия. Кроме того, определен порядок исчисления налога (авансового платежа) в случаях, когда:

  • в налоговом периоде изменились характеристики транспорта;

  • у налогоплательщика в налоговом (отчетном) периоде возникло (прекратилось) право на налоговую льготу

Примечание. Форма заявления о прекращении начисления транспортного налога по принудительно изъятому транспорту утверждена Приказом ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-21/675@

Изменен срок представления организациями в ИФНС пояснений и документов, подтвержда­ющих правильность исчисления и обоснованность применения льгот по налогу. Поправки в п. 6 ст. 363 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ

Срок представления пояснений и документов теперь составляет 20 дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (ранее – 10 дней)

Примечание. Приказом ФНС России № ЕД-7-21/574@ скорректированы формы:

  • сообщения о наличии у организации ТС, признаваемых объектами налогообложения;

  • заявления организации о предоставлении льготы по транспортному налогу.

Внесены соответствующие изменения в порядок заполнения документов, а также в форматы их представления в электронной форме

Установлен порядок налого­обложения земельных участков, используемых с нарушениями земельного законодательства. Изменения в ст. 396 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ

Регламентирован порядок расчета налога и авансовых платежей на участки земли, сведения о которых направили органы земельного надзора в связи с неиспользованием сельхозугодий по назначению. Налог и авансовые платежи в этом случае рассчитываются по ставке, не превышающей 1,5 % (как для прочих участков). Расчеты по повышенной ставке будут производиться со дня выявления нарушения до начала месяца, в котором нарушение будет устранено

Уточнены правила применения повышающих коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства. Изменения в ст. 396 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

Уточнено, как исчислять трехлетний срок, в течение которого применяется коэффициент 2. В частности, исключено указание на ведение строительной деятельности. Теперь применение коэффициентов «привязано» только к дате регистрации прав на участки. Ранее срок определялся как трехлетний срок строительства начиная с даты регистрации прав на землю

Примечание. Обновлены формы заявления организации ‎о наличии льготы по земле, а также сообщения о наличии у нее участков, признаваемых объектами налогообложения. Заявлять о льготах нужно на новых бланках. Изменения в Приказ ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598 внесены Приказом ФНС России № ЕД-7-21/574@

Уведомления о праве сотрудника на вычет ИФНС будет передавать напрямую налоговым агентам. Изменения в п. 2 ст. 219 НК РФ внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100‑ФЗ

В 2022 году работодатели продолжат предоставлять социальные и имущественные вычеты по НДФЛ. Но уведомление о праве на вычет им будет направлять сама инспекция. Для этого налогоплательщику следует подать в ИФНС заявление вместе с подтверждающими документами. В течение 30 календарных дней со дня его подачи инспекция рассмотрит заявление и сама направит подтверждение налоговому агенту. Ранее для получения вычетов у работодателя нужно было обратиться с письменным заявлением к своему налоговому агенту и представить выданное ИФНС уведомление о подтверждении права на данный вид вычетов по НДФЛ

Примечание. Приказом ФНС России от 17.08.2021 № ЕД-7-11/755@ утверждены новые формы документов, применяемых при подтверждении права на получение физическими лицами социальных и имущественных вычетов по НДФЛ

С 1 января 2022 года применяется новый социальный вычет по НДФЛ – на фитнес. Изменения в п. 1 ст. 219 НК РФ внесены Федеральным законом от 05.04.2021 № 88‑ФЗ

Налогоплательщик может получить социальный вычет по НДФЛ в сумме, уплаченной за счет собственных средств за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет. Данные услуги должны быть предоставлены физкультурно-спортивными организациями, ИП, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Вычет будет предоставляться при наличии документов, подтверждающих оплату оказанных услуг, и при соблюдении следующих условий:

  • на дату оплаты физкультурно-оздоровительные услуги включены в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 06.09.2021 № 2466‑р перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг;

  • на дату оплаты физкультурно-спортивная организация или ИП, оказавшие услуги, включены в сформированный Минспортом перечень организаций и ИП, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (правила формирования такого перечня утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2021 № 1501).

Предельный размер данного вычета не должен превышать 120 тыс. руб. за год в совокупности с другими социальными вычетами (исключение – вычеты по расходам на обучение детей и дорогостоящее лечение)

Изменено правило освобождения от обложения НДФЛ стоимости путевок работникам, оплаченных работодателями. Поправки в п. 9 ст. 217 НК РФ внесены Федеральным законом № 8‑ФЗ

Полная или частичная компенсация (оплата) стоимости путевок (но лишь санаторно-курортных и оздоровительных) освобождена от обложения НДФЛ независимо от того, учтена она в расходах при налогообложении или нет. Но установлено новое условие – освобождением от уплаты НДФЛ можно будет воспользоваться только раз в год. Если работодатель в одном и том же налоговом периоде повторно оплатит путевку работнику, то с ее стоимости придется уплатить НДФЛ. Кроме того, уточнено, что не будет облагаться НДФЛ компенсация путевок для детей сотрудников в возрасте до 18 лет (до 24 лет – для обучающихся очно)

Скорректирована форма 6‑НДФЛ. Изменения внесены Приказом ФНС России от 28.09.2021 № ЕД-7-11/845@

Внесены изменения в форму расчета, в порядок ее заполнения и электронный формат, а также в справку о доходах (приложение к форме)

Увеличены предельные базы по страховым взносам (Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951)

Предельные базы на 2022 год составляют:

  • 1 032 000 руб. – для взносов в ФСС;

  • 1 565 000 руб. – для взносов в ПФ РФ

Утверждена новая форма РСВ (Приказ ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@)

Большая часть изменений связана с переходом на прямые выплаты. К примеру, из разд. 1 убрали строки 120–123 (в них отражали превышение расходов над взносами), а из приложения 2 к разд. 1 исключили поле для признака выплат. Вместо расходов на выплату обеспечения (строка 070) нужно указать расходы, возмещенные ФСС. Вместо расходов, возмещенных ФСС (строка 080), следует привести сумму взносов к уплате. Кроме того, изменены штрихкоды и убран код по ОКВЭД 2 с титульного листа

Скорректирован порядок заполнения формы СЗВ-СТАЖ. Изменения в Постановление Правления ПФ РФ от 06.12.2018

По новым правилам, если в графу 11 внести код «ПРОСТОЙ», нельзя отражать коды территориальных условий труда (графа 8), особых условий труда (графа 9) и условий досрочного назначения пенсии (графа 12).

№ 507п внесены Постановлением Правления ПФ РФ от 06.09.2021 № 304п

Код «КВАЛИФ» в графе 11 разрешено указывать вместе с кодами особых условий труда и условий досрочного назначения пенсии. Это касается только периодов профессионального обучения или дополнительного профобразования с отрывом от работы

Добавлены основания для внеочередной подачи формы СЗВ-СТАЖ. Изменения в пп. 11 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ внесены Федеральным законом от 26.05.2021 № 153‑ФЗ

Страхователь обязан представлять в ПФ РФ сведения о застрахованном лице, которое подало заявление на страховую или накопительную пенсию. С 2022 года эта обязанность распространена на случаи, когда застрахованный оформляет заявление на срочную пенсионную выплату или единовременную выплату средств пенсионных накоплений. Срок подачи сведений считается либо с даты обращения застрахованного лица, либо со дня поступления запроса от ПФ РФ. Направить сведения нужно в течение трех календарных дней

Уменьшена численность работников, при которой нужно подавать электронную отчетность в ПФ РФ и ФСС. Изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2021 № 474‑ФЗ

Ранее п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27‑ФЗ предусматривал, что сведения для персонифицированного учета, а также о трудовой деятельности работников в ПФ РФ представлялись в электронном виде, если у работодателя трудились свыше 25 человек. Аналогичное правило действовало для формы 4‑ФСС (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ). С 10 января 2022 года отчитываться в ПФ РФ и ФСС в электронном виде работодателям нужно, если в штате числятся более 10 работников.

Кроме того, поправками предусмотрена возможность подачи сведений о застрахованных лицах и расчета по взносам на травматизм представителем страхователя. Он сможет действовать на основании электронной доверенности, которая подписана усиленной квалифицированной ЭП учреждения-доверителя

Предоплата по госконтрактам в 2021 году

Для заказчика предоплата по 44-ФЗ в бюджетном учреждении имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Преимущества Недостатки
Возможность предварительно заказать нужную продукцию,

закупить расходные материалы,

привлечь к исполнению желаемого субподрядчика

Риск потерять договор. Есть недобросовестные поставщики, которые, получив аванс, не выполняют обязательства

Большое количество государственных (муниципальных) медицинских учреждений имеет статус бюджетных. Такие учреждения в своей деятельности руководствуются правилами, установленными для соответствующих получателей бюджетных средств нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это предусмотрено, например, ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Так, федеральные бюджетные учреждения вправе включать в договоры условия об авансовых платежах с учетом требований, введенных постановлениями Правительства РФ № 1803[1], 1496[1] Однако эти документы следует применять с учетом поправок, внесенных в них Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 630[1], которое вступило в силу 11.05.2020.

Например, Постановление Правительства РФ № 1803 было дополнено п. 5(1) и 5(2). Из них следует, что главные распорядители федерального бюджета и подведомственные им получатели при заключении контрактов в 2020 году вправе установить авансовые платежи в размере 50% суммы договора, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в предусмотренном порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год. Исключение составляют случаи, если иные предельные размеры авансовых платежей для таких договоров не утверждены федеральными законами, постановлениями Правительства РФ.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 630 до 31.12.2020 включительно было приостановлено действие некоторых норм п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1496, которыми установлены авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (государственного контракта):

  • о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а»);
  • о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при включении в договор (государственный контракт) условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)) (пп. «б»).

Также приостановлено действие п. 20 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1496, на 2020 год. Теперь в течение этого года получатели средств федерального бюджета могут устанавливать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р.

С учетом перечисленных изменений и в зависимости от предмета договора (контракта) размеры авансовых платежей могут составлять от 50 до 100%. Для наглядности приведем их в таблице.

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. Размер авансового платежа для бюджетных учреждений здравоохранения устанавливается нормативным актом Правительства РФ, правительства субъекта РФ, органов местного самоуправления. По отдельным договорам размеры авансов в 2020 году увеличены до 50%. Кроме того, до конца этого года размер аванса по госконтракту может быть изменен (увеличен или уменьшен) по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением коронавируса возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
  2. Расчеты по авансовым платежам, перечисленным контрагентам, учитываются на счете 0 206 00 000. Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов и по соответствующим им суммам выданных авансов в карточке бюджетный учет авансов средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071).

[1]Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

[2] Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

[3] «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ).

[5] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[6] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н.

[7] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[8] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

  • ФАС
  • Арбитраж
  • Недвижимость
  • Юридические услуги

Тендеры с авансированием: когда возможно и как установить

Случается, что в первой половине месяца работник находился в командировке или в очередном оплачиваемом отпуске. Бухгалтеры сомневаются, надо ли при расчете аванса по зарплате учитывать отпускные и средний заработок, начисленный за время командировки. Мнения специалистов разделились.

Существует точка зрения, что в сумму аванса необходимо включать средний заработок, причитающийся сотруднику за период служебной поездки или отпуска. Приверженцы такого подхода полагают, что в противном случае работник получит меньше, чем ему полагается за первую половину месяца, и его права окажутся нарушенными.

Однако существует противоположная позиция, которой придерживаемся и мы. Суть ее вот в чем. Несмотря на то, что дни командировки и отпуска оплачиваются, они не считаются фактически отработанными. Следовательно, суммы, начисленные за такие дни, не относятся к заработной плате. И в связи с тем, что аванс — это заработная плата за первую половину месяца, учитывать отпускные и оплату командировки при расчете аванса не нужно.

Пример 2

Сотруднику установлен оклад в размере 20 000 руб. в месяц. Заявлений на стандартные вычеты работник не подавал. В локальных нормативных актах компании закреплено, что аванс равен зарплате за фактически отработанное время в первой половине месяца. При выдаче аванса делаются резервные удержания в размере, равном сумме НДФЛ.

Согласно производственному календарю в ноябре 21 рабочий день, причем в первой половине месяца 10 рабочих дней. Из них сотрудник находился на работе 6 дней, а 4 дня был в командировке.

Бухгалтер рассчитал, что заработок сотрудника за фактически отработанные дни равен 5 714,29 руб. (20 000 руб.: 21 раб. дн. × 6 раб. дн.). Средний заработок за время командировки составил 3 500 руб. Резервные удержания за первую половину ноября равны 742 руб. (5 714,29 руб. × 13%). Аванс за ноябрь составил 4 972,29 руб. (5 714,29 − 742).

Возможность включения условия о выплате аванса в государственный контракт предусмотрена законодательством о госзакупках (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ).

Предусматривая авансирование по контракту, Заказчик указывает в проекте контракта и в документации условия предоставления аванса – размер, сроки и порядок выплаты. Размер аванса определяется в процентах от цены контракта. Если контракт разбит на этапы, то размер аванса указывается в процентах от цены каждого этапа отдельно.

Если Заказчик планирует предусмотреть выплату аванса, то он должен включить в проект контракта и документацию условие об ограничении выплаты аванса в случае применения антидемпинговых мер (ст. 37 Закона 44-ФЗ).

Аванс не выплачивается, если участник закупки, с которым будет заключаться контракт, снизил НМЦК или цену за единицу товара или услуги на 25 процентов и более.

Отсутствие условий о порядке выплаты аванса в документации будет являться административным правонарушением (ч 4.2. статьи 7.30 КоАП). Ответственность за его совершение – штраф в размере 3000 рублей.

Более серьезные меры административной ответственности применяются в случае невыплаты аванса – штраф от 30 000 до 50 000 рублей при первом правонарушении и дисквалификация на 1-2 года при повторном (ст. 7.32.5 КоАП).

Субъектом административного правонарушения в обоих случаях будет должностное лицо.

Подзаконные акты достаточно гибко регулируют размер пороговых значений аванса в зависимости от характера закупки и цены контракта.

Основным документом, который устанавливает предельные размеры аванса для получателей средств федерального бюджета, является Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 года № 1496.

До конца 2020 года приостановлено действие норм Постановления Правительства №1496 в части права предусматривать в контракте авансовые платежи в размере, не превышающем 30% от суммы контракта (Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 630).

Размер порогового значения для аванса по госконтрактам увеличен. До конца 2020 года получатели денег из федерального бюджета могут при закупках по Закону №44-ФЗ устанавливать условия о выплате аванса в размере до 50% от цены контракта.

Помимо этого, приняты изменения в сам Закон № 44-ФЗ (ст. 112), и до конца 2020 года можно изменять отдельные положения госконтракта, если его исполнение затруднено из-за ситуации с коронавирусом. Возможность изменения касается также размера и порядка выплаты аванса.

Однако, включить условие о выплате аванса, если его там не было ранее, не получится – речь идет именно об изменении условия, уже включенного в контракт и документацию о торгах.

Софинансирование контрактов по строительству и капремонту

Еще одна мера, призванная поддержать подрядчиков и исполнителей по государственным контрактам в связи с ситуацией, сложившейся из-за пандемии – предоставление субсидии для софинансирования расходов на оплату контрактов по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства при условии, что заказчик обяжется установить в контракте условие об авансе не выше 50% от цены контракта.

Таким образом, как на законодательном уровне, так и на уровне принятия подзаконных актов в сфере госзакупок меры, направленные на поддержку участников рынка госзакупок, были приняты достаточно оперативно.

С 08 сентября действуют новые правила при государственных закупках некоторых товаров для нужд промышленности (Постановление Правительства РФ №1289 от 26.08.2020г.)

В перечень товаров, утвержденных Постановлением №1289 вошли станки (в том числе токарные, для обработки металла лазером, обработки камня, дерева, машины для сварки и пайки), ручной инструмент, сменные инструменты для станков или ручного инструмента (ОКПД2 товаров: 25.73.30, 25.73.40, 27.90.31.110, 28.41.1, 28.41.2, 28.41.3, 28.49.1).

При закупке товаров с данными ОКПД2 для государственных нужд, для нужд обороны и безопасности страны аванс должен составлять не менее 80% цены договора (государственного контракта), но не превышать лимиты бюджетных обязательств.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...