По результатам проведения камеральной налоговой проверки составляется акт

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «По результатам проведения камеральной налоговой проверки составляется акт». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Позиция судов такова, что если инспектор не составит акт камеральной проверки, то это может послужить основанием для отмены решения, вынесенного налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки (такие выводы были сделаны ФАС Московского округа и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлениях от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2 и от 12.11.2009 № А53-5911/2009 соответственно).

Таким образом, в случае обнаружения инспектором фактов нарушения налогового законодательства налогоплательщиком акт должен быть составлен обязательно. В противном случае решение налогового органа, основанное на результатах камеральной проверки, будет признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Когда еще решения налоговиков могут быть признаны недействительными, читайте в статье «Инспекция должна обеспечить участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки».

Акт камеральной налоговой проверки — образец

Акт по итогам камеральной проверки оформляется в том случае, если в поданной налогоплательщиком декларации обнаружены ошибки и/или противоречия. В акте раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.

При несогласии налогоплательщика с изложенной в акте информацией он вправе подать свои возражения.

В отдельных случаях, регламентированных ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция вправе потребовать не только пояснения, а документы. Основания:

  • в декларации заявлены льготы — налоговая вправе запросить документы, подтверждающие их;
  • представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
  • в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
  • представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
  • выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.

Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков.

Проводить осмотр помещений можно только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ):

  • в декларации заявлено возмещение налога;
  • выявлены противоречия в декларации или ее данные расходятся с данными контрагентов, что приводит к занижению налога;
  • выявлены несоответствия между сведениями налогоплательщика и его контрагентов по операциям, связанными с товарами, подлежащими прослеживаемости.

При камеральной проверке, так же как и при выездной проверке, налоговики вправе:

  • истребовать документы у контрагентов проверяемого лица;
  • допросить свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
  • назначить экспертизу (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ).

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Руководство для компаний_Налоговые проверки 876.6 КБ

Проверка декларации по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, – это отельная категория камеральных проверок.

Камеральная проверка по НДС к возмещению – это более глубокая, детальная и проблематичная для компании проверка по сравнению с камеральной проверкой по любому другому налогу или проверкой декларации по НДС с налогом к уплате.

Когда в декларации по НДС налог к уплате, инспекторы запрашивают меньше документов и изучают их не так тщательно и предвзято. Все просто: НДС возмещается компаниям из бюджета, и самая большая часть налоговых правонарушений и преступлений в налоговой сфере связано именно с незаконным возмещением НДС.

Как мы уже говорили выше, сложность такой камеральной проверки состоит в том, что налоговики вооружены полным комплектом контрольных мероприятий:

  • могут прийти в компанию, наведаться на ее склад и производство с осмотром;
  • могут проводить опросы и допросы свидетелей;
  • могут запрашивать документы у контрагентов организации, у которой проходит проверка (проводить встречные проверки);
  • могут проводить экспертизу почерка на счетах-фактурах и других документах;
  • могут проводить выемку документов и т.д.

Практически на любой камеральной проверке по НДС надо быть готовым к тому, что ИФНС запросит большое количество документов и потребует пояснения. Если в первичных документах и счетах-фактурах ИФНС найдет расхождения и недочеты, возмещение НДС получить не удастся.

Если инспекторы не выявили в документах недочетов, – в течение 7 дней после окончания камеральной проверки налоговики должны принять решение о возмещении НДС. Поручение на возврат направляется в казначейство, которое обязано не позднее 5-дневного срока перечислить деньги на расчетный счет компании.

Важно!

Такие беспроблемные случаи возмещения НДС на практике почти не встречаются. Особенно, если речь идет о многомиллионных суммах налога к возмещению. Специалисты нашей компании имеют богатый опыт в вопросах сопровождения камеральных проверок по возмещению НДС. Мы регулярно помогаем нашим клиентам получить возмещение НДС на десятки и сотни миллионов рублей.

\n\n

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

\n\n

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

Процедура оформления результатов налоговых проверок

\n\n

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

\n\n

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

\n\n\n

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

\n\n

На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.

\n\n

Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.

\n\n

Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

В ст. 88 НК РФ, где введено это понятие, сам термин не расшифровывается, но его определение следует из системного толкования норм. Понятно, что в ходе процедуры налоговики проверяют правильность расчетов, а вот что значит камеральная проверка налоговой декларации в данном контексте: это контроль по документам, предоставленным налогоплательщиком или уже имеющимся в ИФНС, но без дополнительного вызова в инспекцию. Это внутреннее контрольное мероприятие.

Налоговая инспекция на основании положений Налогового кодекса полагает, что необходимо искать ошибки и перепроверять расчеты во всех отчетах, сдаваемых налогоплательщиками, — по НДФЛ, прибыли, НДС. А вот камеральная проверка при исчислении транспортного налога проводится только в отношении самого взноса (сверяют сведения из реестров ГИБДД и уплаченные взносы). А отчетность по транспортному и земельному налогам с 2021 года больше не сдают, следовательно, налоговики ее не проверяют.

Налоговики разъясняют, что значит поступили сведения о ходе камеральной налоговой проверки декларации: это означает, что в отношении поданного отчета ведутся контрольные мероприятия. На первом этапе контроль проводится в виде сверки. Отчетность проверяется на наличие ошибок, опечаток и т. д. Предоставленные данные сопоставляются с данными за предыдущий период, со сведениями о движении по расчетным счетам, с показателями по другим сборам за тот же период.

Где посмотреть, что поступили сведения о ходе камеральной налоговой проверки декларации, — вся информация доступна в личных кабинетах налогоплательщиков (физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) на официальном сайте ФНС.

Какого-либо специального решения руководства для начала контроля не требуется, процедура проводится уполномоченными специалистами в течение 3 месяцев с момента предоставления отчетных форм. Уведомление о начале плательщику не направляется. Отдельно срок камеральной проверки декларации по косвенным налогам в ст. 88 НК РФ не установлен, но в этой правовой норме сделано исключение для НДС, по нему проверочные мероприятия продолжаются всего два месяца.

Установлены и сроки камеральной проверки налоговой декларации — 3 месяца с момента истечения срока для предоставления отчетности. Такие проверочные мероприятия осуществляются на основании имеющихся у ИФНС данных.

Камеральная проверка — что это?

Камеральная проверка – это проверка конкретной декларации/расчета (далее – декларация), проводимая по месту нахождения ИФНС на основе этой декларации и документов/сведений, которые представлены плательщиком, а также имеются в распоряжении налоговиков. Иными словами, это проверка налоговиками в инспекции конкретной декларации на основе имеющихся данных.

Далее мы расскажем об общем порядке проведения камеральных проверок, а потом остановимся на нюансах камеральных проверок некоторых деклараций, так как проверки отдельных деклараций имеют свои особенности.

Их несколько:

  • проверка декларации по итоговым данным и контрольным показателям,
  • сопоставление сведений из декларации с расчетами за предыдущие периоды и с отчетностью по другим налогам,
  • анализ полноты сведений декларации и информации, полученной налоговиками из внешних источников – госорганов, регистрационных и контрольных структур и т.д.
  • и дополнительно по декларациям НДС: перекрестная проверка соответствия декларации с отчетностью контрагентов. Данные Книги покупок компании, заявившей налоговые вычеты, должны совпадать с записями Книги продаж ее поставщика, в которой отражен НДС к начислению.

Камеральная проверка по НДС проходит по своим правилам. Изначально все декларации проходят автоматизированный форматно-логический контроль в АСК НДС-2, а далее следует углубленная проверка. Если заявлен НДС к возмещению или выявлены противоречия в декларации по НДС или расхождения с данными поставщиков (разрывы).

Проверьте все выявленные налоговиками расхождения по кодам ошибок из приложения к требованию. Сверьте записи в декларации с вашими документами. По реквизитам, числовым показателям и суммам.

Когда в требовании не указаны конкретные ошибки и бухгалтеру неясно, какие показатели пояснять, выполнять такое требование компания не обязана. Направьте в ИФНС мотивированный отказ с просьбой уточнить запрос.

Если ошибки технические – для ответа удобно использовать формализованное пояснение по ТКС с исправленными записями. Сократите время на подготовку. Но можно ответ в налоговую составить и в свободной форме.

1. В случае отсутствия ошибок в пояснениях надо указать, что в декларации ошибки, несоответствия и противоречия отсутствуют. Оснований для корректировки налоговых обязательств и внесения исправлений в декларацию нет.

Наиболее распространенными поводами для запроса пояснений являются такие расхождения:

— в декларации по НДС не восстановлен НДС, оплата и отгрузка отражены в разных налоговых периодах,- величины доходов от реализации в декларации по налогу на прибыль и показателя выручки от реализации в декларации по НДС,- при безвозмездном получении имущества, товаров или услуг,- при безвозмездной их передаче для собственных нужд, не учитываемых при расчете налога на прибыль,- между показателями бухгалтерской и налоговой отчетности и другие.

Буйная фантазия налоговиков не ограничена. Их может заинтересовать, к примеру, обоснованность вычетов по НДС по неоплаченным сделкам. Или отражение в учете процентов по обязательствам. Будьте готовы объяснить причину отсрочки, взаимозачет, иные необычные или странноватые операции или условия договоров.

2. В случае, если ошибки есть, но они не повлияли на величину налоговой базы и сумму налога, в пояснении укажите причины искажений и правильные данные.

Это могут быть такие ошибки : неправильно указанный ИНН контрагента, код вида операции. Или поставщик отразил реализацию в более раннем периоде, чем вы отразили налоговые вычеты и тд..

Можно подать уточненку. ФНС в своем письме от 3 декабря 2018 г. № ЕД-4-15/23367@ рекомендует подать и уточненку, и пояснения. Но с уточненкой спешить не советую – с ее подачи срок камеральной проверки начнет течь заново. На этом этапе достаточно пояснений.

К пояснению можно приложить и подтверждающие документы, по вашему усмотрению. Но пока не стоит. Если налоговой потребуется – их затребуют отдельно.

3. Если ошибки в декларации привели к занижению налога – все внесения исправлений – только через уточненную декларацию.

Перед тем как сдать уточненку, доплатите недоимку и пени. Чтобы избежать штрафов.

Особая тема – налоговые разрывы. Если вы уверены в правомерности НДС-вычетов при обнаружении налоговых разрывов и не спешите нести уточненную декларацию — будьте готовы к углубленной проверке с пристрастием. Проверьте имеющиеся у вас сведения и документы, свяжитесь с контрагентами. Проанализируйте свои перспективы отстоять вычет и готовность к судебному разбирательству.

Стоит знать, что в случае слабого звена /паршивой овцы в цепочке – требования о налоговых разрывах приходят всем участникам цепочки. Но далеко не каждый отказывается от вычетов и несется галопом сдавать уточненку. Важно оценить степень своего риска и возможный масштаб потерь — платить налоги за поставщика 5-7-9 звена или все же сопротивляться.

Как представить пояснения к декларации – на бумаге или по ТКС вы можете выбрать сами по любому налогу, кроме декларации по НДС. Если декларацию по НДС вы обязаны сдавать только через ТКС – пояснения отправляйте по ТКС. По утвержденному ФНС формату. Это строго: на бумаге – представленными не считаются. Если отчетность по НДС сдавать в электронном виде не обязаны – подойдет любая форма пояснений: электронно или на бумаге.

Что такое камеральная проверка

По общему правилу срок камеральной проверки не может быть более 3 месяцев со дня представления налоговой декларации и расчета по налогам.

С 3 сентября 2018 года до двух месяцев сокращен срок камеральной проверки для деклараций по НДС. Но может быть продлен руководителем инспекции до 3-х месяцев. Причем, очень легко — если будут подозрения в нарушениях. При этом проверяемого — вас- уведомлять никто не будет. Не обязаны. Поймете сами по активности действий инспектора или сообщат партнеры-контрагенты.

Для деклараций по НДС, представленных иностранцами, оказывающими услуги в электронной форме через Интернет, срок камеральной проверки – 6 месяцев.

Встречаются случаи, когда по истечении трех месяцев и более прилетает акт камеральной проверки. И за ним следует решение о взыскании налога и привлечении к ответственности. Да, к сожалению, в последнее время сформировалась негативная практика, поддерживаемая судами, допускающая затягивание налоговиками процессуальных сроков камеральных проверок. И отменить решение по итогам проверки только на том основании, что налоговики вас проверяли дольше положенного срока, в суде не получится. Если действительно в результате проверки налоговики выявят налоговое нарушение.

Но если вы закон не нарушали и готовы отстаивать правомерность своей позиции по существу – заявляйте об отмене решения налоговиков и по причине нарушения сроков контрольных процедур. Срок установлен и его никто не отменял!

Вы вправе обжаловать действия и бездействие налоговой в вышестоящем налоговом органе и в суде. В суд заявление у вас примут только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Согласно пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса.

Может побудить налоговиков соблюдать установленные законами сроки жалоба в прокуратуру. Если жалоба будет направлена своевременно – прокурор вправе потребовать прекратить проверку. Вправе, но не обязан. Срок рассмотрения жалобы – 30 дней со дня регистрации. Не стоит обольщаться. Но принципиальным – можно попробовать.

Ситуация. Если за несколько дней до истечения срока проверки инспектор просит сдать уточненку с минимальными, ничего не значащими исправлениями — не ведитесь. Вас используют. Инспектор не уложился в установленное для проверки время, а объясняться у строгого начальника о продлении срока не хочет. Подача новой уточненки включит счетчик проверки заново. А вам добавит лавину требований, головную боль и бессонные ночи.

Сокращение камеральной проверки декларации по НДС до 2-х месяцев было заявлено как широкий жест законотворцев, озабоченных непростой судьбой российского бизнеса.

Но есть большой риск, что этот аттракцион невиданной щедрости будет обесценен другими возможными новациями в Налоговый кодекс.

Аудитор счетной палаты, проведя анализ работы ФНС, стал взволнован: не хватает у налоговиков времени на проверку деклараций по НДС по механизму симметричной сверки с контрагентами АСК НДС-2. Налоговые декларации, сданные, к примеру, с 7 по 12 числа не могут быть проверены перекрестным способом.до 25 числа. Так как основная часть деклараций сдается и загружается в систему в последние дни срока, 25-го числа. Нужна поправка в статью 88 Налогового кодекса: срок камеральной проверки по НДС считать с 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Один для всех. И фактическая дата представления декларации для срока камералки будет не важна.

Еще одна озабоченность того — же чиновника: недостаточно налоговая штрафует за нарушение сроков сдачи отчетности. И сумму штрафов надо увеличивать. А то непорядок: затраты бюджета на составление и отработку одного протокола об административном правонарушении — 2 540 рублей, а максимальный штраф должностному лицу по статье 15.5 КоАП – всего 500 рублей. Бюджет несет потери.

И еще одно предложение правительству от счетной палаты – обязать бизнес направлять документы для проверок в налоговую исключительно в электронном виде по ТКС, закрепив норму в пункт 2 статьи 93 Налогового кодекса. Как вам предложение? Учитывая поток запросов из налоговой? Все перешли на электронный документооборот? Или готовы принимать в штат сканеристов и сканеристочек?

Вот такие новости. Фискальная система- как лернейская гидра. На месте одной позитивной нормы вырастают три зловредных.

Внесут эти изменения в законодательство? Или нет? Будем наблюдать.

Но в пределах сроков — даже если требование получено в последний день камералки — представить обязаны.

Если принято решение о проведении доп. мероприятий — запрос налоговиков в рамках закона. Его надо исполнить. В других случаях за пределами сроков проверки – не обязаны. Письмо Минфина от 18 февраля 2009 г. N 03-02-07/1-75.

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

  • с аналогичными показателями за другие периоды;
  • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
  • с бухгалтерскими отчетами.

Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.

В каких случаях потребуется писать объяснительную

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

  • проверка документов предпринимателя;
  • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст.90);
  • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
  • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

После всех процедур проверки, вариантов принятого налоговой решения может быть всего 2:

  • фиксация правонарушения с привлечением к ответственности (чаще всего, это выписанный штраф);
  • отказ в привлечении к ответственности (вместо штрафа может быть указана недоимка, подлежащая возмещению, и размер пени).

Если не согласен с камеральной проверкой

Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.

К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

Действие налогового органа или налогоплательщика Временные рамки
1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»

Что такое камеральная налоговая проверка

  1. Противоречия и ошибки в декларациях
    Если выявлена техническая (счетная) ошибка либо явные несоответствия финансовых показателей в декларации налоговики потребуют предоставить пояснения либо корректировку (сдать уточненную налоговую декларацию)

  2. Возмещение НДС
    В ходе камералки по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, как правило, документы запрашивают всегда, а не только когда есть противоречия и расхождения.

  3. Подача уточненной декларации
    Если подается «уточненка», в которой увеличена сумма убытка либо уменьшен налог к уплате, – налоговики вправе требовать «первичку», счета-фактуры, регистры налогового учета

  4. Льготы в декларациях
    Если компания воспользовалась какими-либо льготами, то налоговики вправе запросить документы и пояснения, подтверждающие данную льготу

  5. Декларация по прибыли с убытком
    В ходе камеральной проверки декларации по налогу на прибыль ИФНС вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.

Налоговая проверка назначается на основании решения руководителя ИФНС или его зама по месту, где находится налогоплательщик. Если организация относится к крупнейшим налогоплательщикам, то вышеуказанное решение принимает налоговая, которая поставила такую организацию на учет.

Камеральная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. При проведении проверки будет проверяться, правильно ли исчислены и во время ли уплачены налоги.

При назначении проверки налоговая должна соблюдать установленные ограничения, например, нельзя проводить камеральные проверки 2 и более раза по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Порядок камеральной проверки заключается в следующем:

  1. проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
  2. срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
  3. начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
  4. при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
  5. если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться

Полномочия ИФНС при проведении камеральной налоговой проверки:

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налоговой в течение 3-х месяцев со дня представления декларации. При этом не требуется какое-либо специальное решение руководителя налоговой для проведения соответствующей проверки.

Срок проверки в отношении иностранных организаций, подлежащих постановке на учет в соответствии с налоговым кодексом, составляет 6 месяцев.

Проверка по декларации по НДС проводится в течение 2-х месяцев.

В определенных случаях срок проверки может быть продлен до 3-х месяцев.

Камеральная проверка простыми словами

По результатам камеральной проверки, если все будет в порядке с декларацией, с документами, налогоплательщику будет произведен возврат денежных средств, если лицо просит вернуть уплаченный налог по тем или иным основаниям.

Если в ходе проверки налоговиками будут выявлены нарушения и составлен акт, то налогоплательщик вправе будет представить возражения на такой акт проверки в течение месяца со дня его получения.

После того, как истечет время на представление возражений, налоговый орган в течение 10 рабочих дней должен будет рассмотреть материалы проверки и принять решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговое нарушение.

При не согласии с решением налоговой, лицо может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган, в далее в суд.

Если лицо, которое проверяет налоговая, плохо ориентируется в налоговом законодательстве, то стоит обратиться как можно быстрее за консультацией и помощью к налоговым юристам или адвокатам. Адвокаты нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» имеют большой опыт в отстаивании интересов налогоплательщиков в спорах с налоговой и готовы оказать услуги: по сопровождению налоговых проверок, по подготовке возражений на акты налоговых, по обжалованию решений налоговых.

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» () Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2016 год

Комментируемая статья регулирует составление, порядок и срок вручения акта по результатам налоговой проверки.

Статьей 100 НК РФ регламентировано оформление результатов налоговой проверки.

Пункт 1 данной статьи закрепляет обязанность составления акта выездной налоговой проверки в любом случае (в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке) и обязанность составления акта камеральной налоговой проверки только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах (в течение десяти дней после окончания проверки).

НК РФ не предусматривает составление акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а также распространение положений о представлении письменных объяснений в отношении этих результатов.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 18.02.2011 N 03-02-07/1-58.

Пункт 2 статьи 100 НК РФ устанавливает требования к подписям как должностных лиц налогового органа, так и налогоплательщика (его представителя) в акте проверки.

Отсутствие в акте проверки подписей должностных лиц, проводивших проверку, является нарушением прав и законных интересов налогоплательщика, в связи с которым решение налогового органа, принятое по результатам выездной налоговой проверки, подлежит признанию недействительным.

Равным образом подписание акта проверки лицом, не проводившим данную проверку, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, прежде всего право налогоплательщика на проведение налоговой проверки и оформление ее результатов в установленном законом порядке.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2011 N А29-4799/2010 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2010 N А58-7038/09).

Исчерпывающий перечень сведений, которые подлежат указанию в акте проверки, приведен в пункте 3 статьи 100 НК РФ.

Налоговый орган, в случае выявления нарушений налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, обязан составить акт камеральной налоговой проверки, в котором помимо прочего обязан указать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, а также указать суммы налогов (сборов) и пеней, рекомендуемых к взысканию.

В Постановлении ФАС Московского округа от 22.06.2012 N А40-77391/11-99-349 указано, что в соответствии с пунктом 3 статьи 100 НК РФ все обстоятельства (установленные факты) со ссылкой на подтверждающие документы указываются в акте проверки.

В связи с чем в решении налогового органа не может быть изложено иных обстоятельств, иного расчета и иного правового обоснования, кроме тех, которые были отражены в акте налоговой проверки.

Пункт 3.1 данной статьи определяет, какие документы подлежат и не подлежат приложению к акту проверки.

ВАС РФ в решении от 24.01.2011 N ВАС-16558/10 указывает, что данной нормой для налогового органа введена обязанность, ранее отсутствовавшая в НК РФ и заключающаяся в том, что к акту налоговой проверки, экземпляр которого передается проверяемому налогоплательщику, прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Следовательно, налоговый орган обязан в силу прямого указания в НК РФ без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны.

Как отмечено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 N А19-17630/2011, с момента введения в действие положений пункта 3.1 статьи 100 НК РФ инспекция обязана в силу прямого указания в НК РФ без обращения к ней проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны. Такими документами могут выступать: копии документов, которые непосредственно являются доказательствами нарушений, выявленных в ходе проверки; материалы, собранные при проверке (протоколы допросов свидетелей, письменные ответы контрагентов налогоплательщика на запросы, ответы нотариуса и т.п.).

Судом установлено, что налоговый орган в нарушение статей 100, 101 НК РФ лишил организацию возможности в полной мере реализовать свое право по защите своих интересов, а именно право на представление своих возражений и обоснований и на получение копии акта налоговой проверки со всеми прилагаемыми документами, что является в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения инспекции.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 N 15726/10 для решения вопроса о допущенных инспекцией нарушениях и их влиянии на законность вынесения оспариваемого решения подлежит установлению вопрос, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на первоначальные выводы налогового органа, зафиксированные в акте выездной налоговой проверки.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 28.01.2022)

      «О водоснабжении и водоотведении»

    • Федеральный закон от 11.07.2011 N 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

      «О теплоснабжении»

    Все документы >>>

    • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.06.2002

      «О бюджетной политике в 2003 году»

    • Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1198

      «О приостановлении действия пунктов 1, 4 и 7 Постановления администрации Воронежской области от 30 июня 1999 г. N 626 «О целевом использовании пшеницы и ржи урожая 1999 года»

    • Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1200

      «О приостановлении действия пунктов 2, 5, 6 и 9 Постановления администрации Воронежской области от 20 июля 1999 г. N 723 «О формировании областного продовольственного фонда зерна»

    Все документы >>>

    Клиент вначале налогового квартала числился в налоговом отделении по Московской области, а в середине квартала перешёл в налоговую в Москве. Естественно, смена налогового отделения вызвала пристальный интерес фискалов, и в компании началась камеральная проверка. По итогам, компании доначислили налог на имущество и пени за несвоевременную уплату.

    Бухгалтер усомнился в правомерности доначислений, и рекомендовал владельцу компании не спешить уплачивать налог. Тем временем бухгалтер пыталась дозвониться в налоговую, чтобы выяснить ситуацию. Но дозвониться до налоговиков — дело нелёгкое, поэтому вопрос завис на целых 5 месяцев. Что было дальше, и поплатилась ли компания за медлительность бухгалтера?

    Время от времени инспекторы в акте камеральной проверки допускают ошибки. Это даёт возможность отменить решение по акту или снизить доначисления.

    Акт камеральной проверки оформляется согласно требованиям, изложенным в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Бланк имеет структуру:

    • вводная часть;
    • факты нарушения налогового законодательства, подкреплённые документальными подтверждениями. Это могут быть: протоколы допросов, ответы контрагентов, банков и т. д. Вместо протоколов инспекторы могут прикладывать выписки, если сведения не подлежат разглашению (п. 3.1 ст. 100 НК);
    • итоговая часть с выводами и предложениями инспекторов.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...