Программа помощи предпринимателям в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа помощи предпринимателям в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Субсидии для микро и малого бизнеса в Казахстане

Размер субсидии

конечная ставка на заемщика по кредиту 6%*

Субсидирование процентной ставки

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

I. Доходы

12 848 935 138

1

Налоговые поступления

8 919 134 985

01

Подоходный налог

2 562 168 336

1

Корпоративный подоходный налог

2 562 168 336

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

4 680 811 787

1

Hалог на добавленную стоимость

3 911 780 707

2

Акцизы

132 538 474

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

617 053 180

4

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

5 446 586

5

Налог на игорный бизнес

13 992 840

06

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

1 629 013 200

1

Таможенные платежи

1 601 164 120

2

Прочие налоги на международную торговлю и операции

27 849 080

08

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

47 141 662

1

Государственная пошлина

47 141 662

2

Неналоговые поступления

286 053 324

01

Доходы от государственной собственности

230 875 212

1

Поступления части чистого дохода государственных предприятий

5 330 588

3

Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

147 651 019

4

Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

6 667 375

5

Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

58 710 904

6

Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

1 000 000

7

Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

2 829 358

9

Прочие доходы от государственной собственности

8 685 968

02

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 837 895

1

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 837 895

03

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

121 204

1

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

121 204

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

5 943 266

1

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

I. Доходы

12 777 610 988

1

Налоговые поступления

9 476 986 342

01

Подоходный налог

2 690 257 853

1

Корпоративный подоходный налог

2 690 257 853

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

4 943 722 727

1

Hалог на добавленную стоимость

4 139 486 501

2

Акцизы

136 382 090

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

647 539 936

4

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

5 691 682

5

Налог на игорный бизнес

14 622 518

06

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

1 793 742 725

1

Таможенные платежи

1 763 331 529

2

Прочие налоги на международную торговлю и операции

30 411 196

08

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

49 263 037

1

Государственная пошлина

49 263 037

2

Неналоговые поступления

205 084 174

01

Доходы от государственной собственности

147 233 186

1

Поступления части чистого дохода государственных предприятий

5 510 612

3

Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

63 231 085

4

Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

7 039 280

5

Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

58 761 414

6

Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

1 000 000

7

Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

2 620 529

9

Прочие доходы от государственной собственности

9 070 266

02

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 836 265

1

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 836 265

03

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

127 264

1

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

127 264

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

6 235 758

1

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

ВСЕГО

2 549 892 064

1

Налоговые поступления

2 521 973 867

01

Подоходный налог

1 236 334 204

1

Корпоративный подоходный налог

1 236 334 204

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

1 285 639 663

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

1 285 639 663

2

Неналоговые поступления

6 918 197

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

6 918 197

2

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, на организации нефтяного сектора

6 918 197

6

Поступления от продажи финансовых активов государства

21 000 000

01

Поступления от продажи финансовых активов государства

21 000 000

1

Поступления от продажи финансовых активов внутри страны

21 000 000

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
к Закону Республики Казахстан
«О республиканском бюджете
на 2022 – 2024 годы»
от 2 декабря 2021 года
№ 77-VII ЗРК

Функциональная группа

Наименование

Администратор

Программа

Подпрограмма

4

Образование

225

Министерство образования и науки Республики Казахстан

001

Формирование и реализация государственной политики в области образования и науки

105

Обеспечение студентов, магистрантов и докторантов вновь вводимыми местами в общежитиях

099

Обеспечение доступности качественного школьного образования

100

Обучение и воспитание детей в республиканских организациях образования

101

Реализация государственного образовательного заказа в Назарбаев Интеллектуальных школах

110

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования

127

Размещение государственного образовательного заказа в частных организациях среднего образования

5

Здравоохранение

226

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

067

Обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи

100

Трансферты Фонду социального медицинского страхования на оплату гарантированного объема бесплатной медицинской помощи

106

Оказание медицинской помощи больным социально-значимыми заболеваниями, за исключением направлений, финансируемых через Фонд социального медицинского страхования

107

Оказание медицинской помощи в форме санитарной авиации

070

Охрана общественного здоровья

100

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

101

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов

102

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на пропаганду здорового образа жизни

104

Пропаганда здорового образа жизни

105

Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД

Функциональная группа

Наименование

Администратор

Программа

Подпрограмма

106

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД

6

Социальная помощь и социальное обеспечение

213

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

027

Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам

100

Выплата солидарных пенсий за счет средств республиканского бюджета

101

Государственные базовые пенсионные выплаты за счет средств республиканского бюджета

103

В рамках второго направленияПрограммы реализуются проекты предпринимателей в приоритетных секторах экономики.

Второе направление Программы предусматривает оказание предпринимателям следующих мер финансовой поддержки:

  • субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний;
  • субсидирование части наценки на товар и части арендного платежа, составляющих доход исламских банков;
  • субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выданным в рамках обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования в обрабатывающей промышленности и услуг, а также по переработке в агропромышленном комплексе;
  • субсидирование ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства;
  • частичное гарантирование по кредитам банков/банка развития;
  • частичное гарантирование по кредитам, выдаваемым банками в рамках обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования в обрабатывающей промышленности и услуг, а также по переработке в агропромышленном комплексе;
  • предоставление государственных грантов;
  • развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры;
  • создание индустриальных зон.

В рамках первого направления:

Максимальная сумма кредита/лизинговой сделки подлежащая субсидированию без отраслевых ограничений не может превышать 750,0 млн. тенге для одного предпринимателя.

Субсидирование осуществляется только по кредитам/договорам финансового лизинга с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку вознаграждения, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 5 (пять) процентных пунктов, из которых 50% от номинальной ставки будет субсидироваться государством, а разница оплачивается предпринимателем.

Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банка развития осуществляется с номинальной ставкой вознаграждения не более 13%, из которых 6% оплачиваются субъектом частного предпринимательства, а разница субсидируется государством.

Срок субсидирования по кредитам/договорам финансового лизинга, направленным на инвестиции, составляет 5 (пять) лет без права пролонгации срока субсидирования. Срок субсидирования кредитов, направленных на пополнение оборотных средств, составляет 3 (три) года без права пролонгации срока субсидирования.

В рамках второго направления:

Максимальная сумма кредита, подлежащая субсидированию, не может превышать 2,5 млрд. тенге для одного предпринимателя.

В приоритетных секторах экономики в рамках Программы субсидирование осуществляется только по кредитам/договорам финансового лизинга с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку вознаграждения, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 5 (пять) процентных пунктов, из которых 40% от номинальной ставки компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.

Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банка развития осуществляется с номинальной ставкой вознаграждения не более 13%, из которых 6% оплачиваются субъектом частного предпринимательства, а разница субсидируется государством.

Субсидирование ставки вознаграждения по договорам финансового лизинга банка развития осуществляется с номинальной ставкой вознаграждения не более 13%, из которых 5% компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.

Срок субсидирования по кредитам/договорам финансового лизинга, направленным на инвестиции, составляет 5 (пять) лет без права пролонгации срока субсидирования. Срок субсидирования кредитов, направленных на пополнение оборотных средств, составляет 3 (три) года без права пролонгации срока субсидирования.

В рамках третьего направления:

Максимальная сумма кредита, подлежащая субсидированию, не может превышать 2,5 млрд. тенге для одного предпринимателя.

Субсидирование осуществляется по кредитам банка с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку вознаграждения, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 5 (пять) процентных пунктов, из которых 30% от номинальной ставки компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.

Субсидирование ставки вознаграждения осуществляется по валютным кредитам банка с номинальной ставкой вознаграждения не более 12%, из которых до 5% компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.

Субсидирование также осуществляется по договорам финансового лизинга лизинговых компаний/банка/банка развития с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку вознаграждения, установленную Национальным банком Республики Казахстан и увеличенную на 5 (пять) процентных пунктов, из которых 40% от номинальной ставки компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.

Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банка развития может осуществляться по кредитам с номинальной ставкой вознаграждения не более 13%, из которых 5% компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.

Субсидирование ставки вознаграждения может осуществляться по валютным кредитам банка развития, по которым банк развития снижает ставку вознаграждения до 11%, из которых 4% компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.

Срок субсидирования по кредитам/договорам финансового лизинга, направленным на инвестиции, составляет 5 (пять) лет без права пролонгации срока субсидирования. Срок субсидирования кредитов, направленных на пополнение оборотных средств, составляет 3 (три) года без права пролонгации срока субсидирования.

  1. Гарантия предоставляется только по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых проектов, а также реализуемым проектам, направленным на инвестиции, модернизацию и расширение производства, включая рефинансирование
  2. Гарантирование осуществляется в рамках первого и второго направления:

Первое направление — участниками гарантирования могут быть:

1) предприниматели, начинающие предприниматели, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты в сельских населенных пунктах, малых городах и моногородах без отраслевых ограничений; 2) молодые начинающие предприниматели, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты во всех регионах без отраслевых ограничений и без учета места регистрации предпринимателя.

Второе направление — участниками гарантирования могут быть предприниматели, реализующие и/или планирующие реализовать проекты в приоритетных секторах экономики.

ЭКСПРЕСС-ГАРАНТИИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

  • Начинающий предприниматель – предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в банк за кредитом менее 3 (трех) лет.
  • Молодой начинающий предприниматель — индивидуальный предприниматель в возрасте до 29 лет (включительно), срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения в банк/лизинговую компанию за кредитом менее трех лет (возраст определяется на дату обращения начинающего индивидуального предпринимателя в банк/лизинговую компанию, допускается аффилиированность молодого начинающего предпринимателя с начинающими/действующими предпринимателями при условии создания нового вида деятельности, отличающегося от текущей деятельности действующего аффилированного предпринимателя);
  • Максимальный размер гарантии — до 85% от суммы кредита;
  • Сроки гарантии — не более срока кредита;
  • Стоимость гарантии — бесплатно (без комиссии) для предпринимателей;
  • Срок рассмотрения Фондом проекта — 5 рабочих дней;
  • Целевое назначение кредита: инвестиции; приобретение новых и/или модернизация основных средств; пополнение оборотных средств, рефинансирование;
  • Максимальный размер кредита — до 60 млн. тенге.

ЭКСПРЕСС-ГАРАНТИИ ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

  • Действующий предприниматель – предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в банк за кредитом более 3 (трех) лет;
  • Максимальный размер гарантии — до 50% от суммы кредита;
  • Сроки гарантии — не более срока кредита;
  • Стоимость гарантии — бесплатно (без комиссии) для предпринимателей;
  • Срок рассмотрения Фондом проекта — 5 рабочих дней;
  • Целевое назначение кредита: инвестиции; приобретение новых и/или модернизация основных средств; пополнение оборотных средств, рефинансирование;
  • Максимальный размер кредита — до 180 млн. тенге.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

  • Максимальный размер гарантии — не более 50% от суммы кредита до 360 млн. тенге;
  • Сроки гарантии – не более срока кредита;
  • Собственное участие – не менее 10% от суммы проекта свыше 180 млн. тенге.
  • Стоимость гарантии — бесплатно (без комиссии) для предпринимателей.
  • Срок рассмотрения Фондом проекта — 10 рабочих дней;
  • Целевое назначение кредита: инвестиции; приобретение новых и/или модернизация основных средств; пополнение оборотных средств, рефинансирование.
  • Максимальный размер кредита — до 360 млн. тенге.

Целевые гранты начинающим субъектам частного предпринимательства, молодым предпринимателям, женщинам, инвалидам и лицам старше 50 лет (далее — предприниматели) выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации новых бизнес-идей в рамках приоритетных секторов экономики.

Максимальная сумма Гранта для одного Предпринимателя не может превышать 3 000 000 (три миллиона) тенге.

Средства Гранта предоставляются государством через местные исполнительные органы (далее — Координатор) по итогам проводимых конкурсов по отбору предпринимателей на предоставление целевых грантов. При этом обязательным условием для участия в конкурсе является прохождение предпринимателями (индивидуальным предпринимателем или учредителем (учредителями) юридического лица) краткосрочного обучения для начинающих предпринимателей по проекту «Бизнес советник»/«Бизнес-Бастау».

Конкурсная комиссия при рассмотрении конкурсных заявок дает рекомендации на основании следующих критериев оценки бизнес — проекта Предпринимателя:

  • новизна бизнес идей;
  • конкурентоспособность бизнес-проекта (проработка рыночной потребности-маркетинговый анализ);
  • готовность бизнес-проекта к внедрению (проработка вопроса организации производства, наличие помещения для размещения Предпринимателя, рынка сбыта, уровень готовности проекта для запуска производства);

Обязательными условиями бизнес-проекта являются софинансирование предпринимателем расходов на его реализацию в размере не менее 10 (десять) %, в том числе личным имуществом от объема предоставляемого Гранта.

Предприниматели должны использовать средства гранта на следующие цели:

  • приобретение основных средств и материалов;
  • приобретение нематериальных активов;
  • приобретение технологии;
  • приобретение прав на франшизу;
  • расходы, связанные с исследовательскими работами, внедрением новых технологий.

Основные условия предоставления государственной поддержки в рамках четвертого направления «Нефинансовые меры поддержки предпринимательства» программы «Дорожная карта бизнеса 2025»:

Государственные программы 2022 года по поддержке малого предпринимательства

Проект «Деловые связи» направлен на оказание поддержки проектов в рамках приоритетных секторов экономики за счет установления деловых связей с иностранными партнерами при поддержке международных и зарубежных организаций.

Проект будет состоять из двух этапов:

Первый этап будет осуществляться на территории Казахстана.

На данном этапе будет проводиться повышение квалификации руководящих работников и менеджеров путем организации бизнес-тренингов, направленные на обучение современным методам ведения бизнеса, маркетингу, установлению деловых контактов с бизнес-партнерами и другим (далее — Бизнес-тренинг). В процессе обучения Участники Проекта будут разрабатывать бизнес-планы развития своего предприятия под руководством иностранных и отечественных бизнес-тренеров.

Второй этап предусматривает для участников Проекта тематическую бизнес-стажировку за рубежом, в том числе для установления деловых связей с иностранными партнерами, и включает в себя:

  1. стажировку на иностранных предприятиях аналогичного профиля;
  2. установление деловых связей по вопросам трансферта технологий и приобретения оборудования;
  3. взаимной поставки товаров, работ и услуг;
  4. приобретения франшиз;
  5. получения грантов международных и зарубежных организаций;
  6. создания совместных предприятий.

Проект «Деловые связи» направлен на оказание поддержки проектов в рамках приоритетных секторов экономики за счет установления деловых связей с иностранными партнерами при поддержке международных и зарубежных организаций.

Проект будет состоять из двух этапов:

Первый этап будет осуществляться на территории Казахстана.

На данном этапе будет проводиться повышение квалификации руководящих работников и менеджеров путем организации бизнес-тренингов, направленные на обучение современным методам ведения бизнеса, маркетингу, установлению деловых контактов с бизнес-партнерами и другим (далее — Бизнес-тренинг). В процессе обучения Участники Проекта будут разрабатывать бизнес-планы развития своего предприятия под руководством иностранных и отечественных бизнес-тренеров.

Второй этап предусматривает для участников Проекта тематическую бизнес-стажировку за рубежом, в том числе для установления деловых связей с иностранными партнерами, и включает в себя:

  1. стажировку на иностранных предприятиях аналогичного профиля;
  2. установление деловых связей по вопросам трансферта технологий и приобретения оборудования;
  3. взаимной поставки товаров, работ и услуг;
  4. приобретения франшиз;
  5. получения грантов международных и зарубежных организаций;
  6. создания совместных предприятий.

Участником Программы могут стать руководители высшего и среднего звена предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющие деятельность в приоритетных секторах экономики.

Цель — предоставление лучшего мирового опыта ведения бизнеса для топ-менеджмента;

Целевой сегмент – субъекты МСБ;

Исполнитель – АОО «Назарбаев Университет»;

Программа «Обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса» поможет Вам получить знания о новейших моделях построения и ведения бизнеса, повысить уровень квалификации и профессиональных управленческих навыков, с целью увеличить конкурентоспособность, выживаемость и устойчивый рост.

На основании Постановления Правительства от 21.12.2021 г. № 2371 утверждены сроки начала действия эксперимента по оказанию субъектам МСП господдержки на основе цифровой платформы. Эксперимент будет запущен с 1 февраля 2022 года и продлится до 1 февраля 2025 года.

Поддержка коснется малого и среднего предпринимательства, самозанятых, а также физлиц, собирающихся начать свое дело.

Данная система позволит максимально упростить открытие, ведение и развитие предпринимательской деятельности. К ней будут подключены министерства и ведомства, институты развития, кредитные и страховые организации. Они будут обмениваться необходимыми сведениями через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Цель такого нововведения — объединить в одну систему все сервисы для малого бизнеса и дать предпринимателям возможность удаленно выбирать и получать необходимые меры господдержки. Система будет функционировать на базе цифровой платформы, обеспечивающей адресный подбор, проактивное одобрение мер господдержки, а также предоставление услуг, требуемых на разных этапах ведения предпринимательства. При этом система будет работать удаленно без необходимости присутствия предпринимателей. К 2024 году в систему планируется внедрить более 20 разных сервисов.

Каждый пользователь цифровой платформы будет иметь свой цифровой профиль. Участники системы смогут использовать инструменты поддержки и сервисы с учетом степени развития бизнеса и конкретных потребностей.

Главные задачи, которые планируется решить в рамках данного проекта:

  • обеспечить дистанционный доступ к реестру оцифрованных региональных услуг для поддержки малого бизнеса;
  • запустить мобильное приложение с сервисами цифровой платформы;
  • создать условия для продажи товаров и услуг через цифровой сервис — агрегатор маркетплейсов на платформе;
  • помочь привлекать сотрудников, обеспечить предложениями от соискателей на работу, в т.ч. через интеграцию с сервисами и «Электронной трудовой книжкой»;
  • оказывать адресный подбор мер господдержки, сервисов и решений, проактивное одобрение инструментов помощи.

В 2022 году чиновники планируют компенсировать бизнесу часть расходов на участие в международных выставках и ярмарках, сделать более доступным отечественное программное обеспечение, а также усовершенствовать процесс получения займов.

На основании Постановления Правительства от 22.09.2021 г. № 1591 экспортерам упростили процесс формирования заявок на получение субсидий из федерального бюджета. Эти средства можно потратить на компенсацию расходов при участии в международных проектах — затрат на аренду площадок, мебели и оборудования, оплату взносов для регистрации. Заявку можно подавать онлайн через систему «Одно окно».

На данный момент экспортеры могут через систему отправлять заявки на подтверждение ставки по НДС в размере 0% или подавать заявление об участии в выставке, оформить сертификат свободной продажи.

С 2021 года юрлица и ИП получают субсидии на участие в международных выставках и ярмарках. Величина такой государственной поддержки по каждому мероприятию для субъектов МСП — 700 тыс. руб., для крупного бизнеса — 2 млн. руб. В течение года субъекты могут получить субсидии на возмещение расходов по 3-м мероприятиям.

Данный механизм предоставления поручительств дает предпринимателям возможность получать кредитные средства и снижать окончательные процентные ставки по ним. Поручительство обеспечивает до 50% от размера займа, а бизнес может получить его в «одном окне» банка.

Оплата комиссии за поручительство возлагается не на предпринимателя, а на кредитную организацию. Заемщики, относящиеся к средней группе риска, могут повысить величину привлеченных средств через поручительства и высвободить залоги. Заемщики, относящиеся к низкой группе риска, смогут получать займ с более низкой ставкой — в среднем меньше на 1-2%.

В соответствии с обновленным механизмом господдержки субъектов МСП предприниматели получили возможность покупать отечественное программное обеспечение дешевле вдвое. Однако для этого требуется удовлетворять критериям по среднесписочной численности сотрудников и доходам.

Данная программа будет работать до 2024 года и, как и ранее, доступ к ней будет у тех субъектов, информация о которых включена в реестр МСП (Постановление Правительства от 30.12.2020 г. № 2374). При этом предполагается частичная компенсация расходов на выпуск акций и облигаций (до 1,5 млн. руб.) и выплату по купонам (до 70%).

Отбор субъектов для участия в программе производится дважды в год — до 1 июля и 1 октября календарного года.

Существует программа Минэкономразвития для тех, кто только планирует открывать свой бизнес. По ней на уровне региона предоставляется господдержка субъекта МСП, при этом центр занятости населения осуществляет единовременную финансовую поддержку в открытии своего дела. Однако, для ее получения физлицо официально должно быть признано безработным.

Величина финансовой поддержки зависит от региона. К примеру, в Москве она составляет 10,2 тыс. руб., а в Подмосковье — 145,460 руб. и дополнительно 7,5 тыс. руб. на подготовку документов.

Актуальные сведения о величине этой поддержки по региону нужно уточнять на сайте администрации или региональном портале «Мой бизнес».

Как правило, единовременная финансовая поддержка от центра занятости населения выделяется на оформление документов — оплату пошлины, нотариальное заверение, покупку бланочной документации, юридические услуги и консультации.

Помощью от центра занятости населения могут воспользоваться физлица старше 18-ти лет. Для ее получения требуется встать на учет в качестве безработного и получать пособие по безработице.

Субсидии могут получить не все, т.к. они имеют ограниченное количество. Кроме того, они выдаются в начале финансового года, а потому надо еще успеть попасть в нужный период.

Эта мера поддержки обычно оказывается властями на уровне регионов. Гранты предоставляются не только начинающим, но и опытным предпринимателям через софинансирование или на безвозвратной и безвозмездной основе.

В зависимости региона условия получения грантов различаются, а потому нужно на местах узнавать о всех нюансах. Денежные средства выдаются тем, чьи заявки прошли отбор по конкурсу. В числе его критериев — сфера деятельности, величина выручки, число рабочих мест и т.д.

В ближайшем году сельское хозяйство, туризм и фермерство однозначно будут поддерживаться.

Для уточнения деталей получения грантов нужно зайти на сайты госорганов, представляющих сведения о мерах господдержки бизнеса, к примеру, в Республике Татарстан — на сайт Минэкономики, в Подмосковье — на сайт «Центра Развития Предпринимательства Московской области».

Кроме того, можно воспользоваться поиском на сайте «Мой бизнес» в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе». Здесь достаточно указать на карте регион, после чего система предоставит сведения о местных отделениях и укажет сайт, на котором содержится вся информация по господдержке.

На сайте Минэкономразвития имеется перечень уполномоченных органов по поддержке МСП в субъектах РФ.

В январе 2022 года был запланирован запуск особой информационной системы для сельхозтоваропроизводителей. Минсельхоз даже разработал специальный законопроект, однако, на данный момент он еще обсуждается.

Когда система начнет действовать, с ее помощью можно будет информировать предпринимателей о возможных мерах государственной поддержки.

Кроме того, на основании Постановления Правительства от 16.12.2021 г. № 2309 ввели новый грант на проекты, которые касаются сельского туризма. С 2022 года малый сельскохозяйственный бизнес может рассчитывать на сумму до 10 млн. руб., если занимается строительством или ремонтом помещений для приема туристов, формирует развлекательную инфраструктуру, приобретает туристическое оборудование и др.

Также на основании Постановления Правительства от 26.11.2020 г. № 1932 в 2021 году был введен новый грант — «Агропрогресс». На него могут рассчитывать сельхозтоваропроизводители, которые официально работают не меньше 2-х лет на сельской территории.

Размер государственной поддержки составляет не больше 30 млн. руб., которые можно потратить на развитие базы по изготовлению, хранению, переработке и продаже продукции, а также на покупку или возведение новых производственных объектов и т.д.

Кроме того, для сферы сельского хозяйства предусмотрены и другие гранты:

  • «Агростартап» — для КФХ или ИП (3-5 млн. руб.);
  • на развитие семейной фермы — для КФХ и ИП, соответствующих критериям микропредприятия (не больше 30 млн. руб.).

В 2021 году субъектам сельского хозяйства на Дальнем Востоке повысили величину грантов на развитие семейных ферм и сельхозкооперативов. Раньше такая помощь составляла не больше 60%, а теперь она увеличена до 70%. При этом можно компенсировать до 20% оставшихся расходов за счет средств бюджета региона.

Программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

В рамках первой задачи будут сформированы мастер-планы районов, будет проводиться обучение предпринимательству по проекту «Бастау Бизнес», а также предоставляться микрокредиты и гранты молодым предпринимателям и гражданам из социально уязвимых групп населения на реализацию новых бизнес-идей.

«По каждому району и малым городам будут приняты мастер-планы для определения их экономической специализации, по которым будут отбираться бизнес-проекты. Мастер-планы будут формироваться на базе опросов домохозяйств и местных предприятий. В 2022-2024 гг. будет разработано 163 мастер-плана. В приоритете будут опорные и спутниковые сельские населенные пункты – «точки роста» регионов», – рассказал заместитель директора департамента занятости населения МТСЗН РК Руслан Тлеубаев.

На основе мастер-планов поддержка предпринимателей будет обеспечена через выстраивание производственно-сбытовых цепочек – «от поля до прилавка». Будет обеспечена стыковка производителей продукции и покупателей, гарантированный сбыт и закуп продукции сельских предпринимателей.

В рамках проекта «Бастау Бизнес» планируется проводить обучение основам предпринимательства 30 тыс. человек ежегодно, из которых не менее 6 тыс. – молодежь. Завершившие обучение и защитившие бизнес-планы казахстанцы смогут получить государственные гранты и микрокредиты на льготных условиях. При этом грантами планируется ежегодно охватывать порядка 20 тыс. представителей молодежи и социально-уязвимых категорий граждан. А микрокредиты на льготных условиях будут выдаваться на основе мастер-планов районов для открытия микробизнеса и интеграции семейных фермерских хозяйств в производственно-сбытовые цепочки.

Ожидается, что в 2021-2025 годах 150 тыс. граждан, в том числе 30 тыс. молодых людей пройдут обучение основам предпринимательства и доля лиц, открывших собственное дело, после обучения увеличится с 30 процентов до 60 процентов. Мерами по финансированию будет охвачено более 100 тыс. граждан, что позволит создать не менее 55 тыс. новых субъектов предпринимательства на селе.

Реализация второй задачи будет осуществлена при помощи актуальных инструментов, призванных повысить мотивацию работодателей путем субсидирования, а для молодых специалистов – возможностью повысить свои навыки, найти свое призвание или получить временное трудоустройство.

Благодаря проектам «Молодежная практика», «Первое рабочее место», «Контракт поколений» будут оказываться различные меры поддержки для лиц не старше 29 лет, которые не имеют опыта работы по специальности, недавно завершили обучение, либо вовсе его не имеют. Данными проектами планируется охватить более 140 тыс. человек. Для лиц предпенсионного возраста будет реализовываться проект «Серебряный возраст», в рамках которого поддержку получат 20 тыс. человек.

«Кроме того, порядка 60 тыс. человек планируется охватить через проект «Социальные рабочие места», с возможностью дальнейшего трудоустройства. Еще порядка 415 тыс. временных рабочих мест будет предоставлено для лишившихся работы граждан через проект «Общественные работы». Для участия в большинстве из этих проектов необходимо обратиться в ближайший центр занятости населения или зарегистрироваться в качестве лица, ищущего работу и безработного, самостоятельно через Электронную биржу труда или Портал электронного правительства», – сообщил Руслан Тлеубаев.

Он также подчеркнул, что для повышения эффективности данных мер учтены недостатки их реализации в рамках завершающейся Госпрограммы «Еңбек», в соответствии с которыми внесены изменения с учетом потребностей каждой целевой группы.

В целом, в течение 2021-2025 гг. мерами по субсидированию рабочих мест будут охвачены более 637 тыс. человек, уровень трудоустройства на постоянные рабочие места после временной занятости достигнет 70 процентов, доля предприятий частного сектора, участвующих в организации субсидируемых рабочих мест вырастет с 50 процентов до 70 процентов.

В рамках задачи по развитию навыков под потребности предпринимателей в Нацпроекте предусматривается проведение обучения в соответствии с запросами работодателей, как в учебных организациях, так и непосредственно на рабочих местах, а также онлайн-обучение востребованным навыкам. Для обучения в учебных организациях по запросу работодателей будет предусмотрено ежегодное определение потребности по востребованным профессиям в региональном разрезе с привлечением региональных палат предпринимателей и местных исполнительных органов.

Ежегодно планируется проводить обучение 11 тыс. человек, которые будут обеспечиваться господдержкой по оплате обучения, стипендией, материальной помощью на проезд, проживанием и прохождением медосмотра.

На прохождение обучения на рабочем месте у работодателей будет ежегодно направляться до 5 тыс. человек, которые по окончании обучения, в случае заинтересованности работодателя, будут приниматься на постоянную работу.

Онлайн обучение востребованным навыкам будет проводиться на платформе skills.enbek.kz, где будет сформирован пул краткосрочных онлайн курсов с учетом востребованных профессий и навыков. Планируется ежегодно проводить обучение 20-35 тыс. человек.

«Подать заявку и пройти курс можно при размещении резюме или поиске вакансий на электронной бирже труда, соискателю достаточно будет подать соответствующую заявку. По окончанию курса и приобретению требуемых работодателем навыков соискатель получает сертификат об освоении навыка и поступает на открытую вакансию», – проинформировал Руслан Тлеубаев.

За 5 лет краткосрочным профессиональным обучением будут охвачены 205 тыс. граждан, а уровень трудоустройства после обучения к 2025 году увеличится с 52 до 80 процентов.

  • Льготное кредитование через банки второго уровня в рамках целевых программ для регионов
    и отдельных отраслей
  • Субсидирование — снижение ставки вознаграждения по кредитам на развитие бизнеса, выдаваемым банками
  • Гарантирование — предоставление частичной гарантии в качестве залога по кредитам банков
  • Грантовое финансирование

Общие условия предоставления субсидий:

  • Сумма кредита — до 2,5 млрд KZT
  • Срок субсидирования кредита — до 5 лет
  • Размеры субсидирования: — 50 % от размера предельной номинальной ставки вознаграждения* для проектов в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности и проектов без отраслевых ограничений в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах; — 40 % от размера предельной номинальной ставки вознаграждения* для проектов в приоритетных секторах экономики; — 30 % от размера предельной номинальной ставки вознаграждения* по действующим кредитам в национальной и иностранной валюте.

* Предельная номинальная ставка вознаграждения — предельный размер номинальной ставки вознаграждения по кредиту, подлежащему субсидированию в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020».

На какие цели должен быть предусмотрен кредит?

  • На реализацию новых инвестиционных проектов
  • На пополнение оборотных средств, но не более 30 % от суммы кредита
  • На приобретение и/или модернизацию основных средств и/или расширение производства

Подробнее https://www.damu.kz

Общие условия получения гарантий:

Сферы бизнеса

  • Субъекты малого и среднего предпринимательства
  • Приоритетные отрасли Единой программы «ДКБ-2020» или приоритетные отрасли обрабатывающей промышленности в рамках ГПИИР
  • Без отраслевых ограничений для молодых начинающих предпринимателей
  • Без отраслевых ограничений для предпринимателей в сельских населенных пунктах, в моногородах
    и малых городах

Для начинающего предпринимателя:

  • размер гарантии не может быть выше 85% от суммы кредита;
  • срок предоставляемой гарантии не может превышать срока кредита.

Для действующего предпринимателя:

  • размер гарантии не может быть выше 50% от суммы кредита;
  • срок предоставляемой гарантии не может превышать срока кредита.

Подробнее https://www.damu.kz

№ гарантии:
Бенефициар:
Сумма, валюта:
Дата выпуска:
Дата окончания:
Номер бланка:

«Зонтичный» механизм предоставления поручительств позволит бизнесу получать кредиты и снижать конечные процентные ставки по ним. Поручительство будет обеспечивать до 50 % от суммы кредита, а предприниматель сможет получить его в «одном окне» банка.

Оплата комиссии за поручительство возложена не на предпринимателя, а на банк. Заёмщики со средним риском смогут увеличить объем привлеченных средств за счет поручительств и высвободить залоги, с низким риском — получить кредитные средства в среднем ниже на 1–2 %.

Госпрограммы поддержки малого бизнеса — 2022

Кто и для чего выделяет гранты?

Постановлением Правительства РК №919 от 29.12.2016 г. была утверждена «Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» на 2017-2021 гг.». Программа включает в себя несколько направлений, развитие которых призвано помочь казахстанцам получить профессиональную квалификацию по востребованным профессиям, при необходимости -переквалифицироваться или организовать свое дело.

Одним из таких направлений является развитие массового предпринимательства (II направление программы), в рамках проекта «Бастау Бизнес» (одного из составных частей программы «Енбек»).

Суть проекта заключается в обучении желающих основам предпринимательства, а затем в финансировании старта собственного дела. Программа в целом и сам проект «Бастау Бизнес» финансируется государством. Операторами данного направления являются:

  • Министерство национальной экономики РК;
  • Министерство сельского хозяйства РК.

Реализуют проект:

  • региональные Центры занятости населения;
  • управления социального благосостояния акиматов.

Суть проекта в следующем:

  • участники проекта обязаны пройти предварительное профильное обучение или обучение основам предпринимательства на специальных курсах, организованных Центрами занятости (в т.ч. при Палате «Атамекен»);
  • после получения сертификата об окончании обучения участники обязаны защитить бизнес-проект своего будущего дела;
  • в качестве стартового капитала на запуск собственного бизнеса успешно защитившимся выдается безвозмездный государственный грант в сумме от 100 до 200 МРП (от 291 700 тг. до 583 400 тг. в 2021 г.);
  • в течение года начинающего предпринимателя курирует региональная Палата предпринимателей, помогая в реализации бизнес-проекта.

Следует иметь в виду, что государственный грант это не кредит на развитие бизнеса. Его не требуется возвращать, не требуется уплачивать проценты. Единственным условием выделения денег является использование средств по целевому назначению –на организацию собственного дела.

Поскольку участники, после окончания обучения, обязаны зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого, то выбор вида деятельности ограничен только рамками НК РК относительно того, чем разрешено заниматься индивидуальным предпринимателям и плательщикам ЕСП.

Так, если получатель гранта зарегистрируется в налоговой в качестве ИП на «упрощенке», то ему станут недоступны те сферы, которые перечислены в пп.3 п.2 и п.3 ст.683 НК РК (игорный бизнес, торговля бензином, сбор стеклотары и металлического лома и т.д.)

При регистрации ИП по патенту предприниматель сможет вести деятельность только в рамках тех видов, которые указаны в пп.3 п.1 ст.685 НК РК (всего 32 вида), и не вправе заниматься торговлей.

При невозможности или нежелании применять спецрежимы из-за действующих ограничений, получатель гранта может зарегистрироваться как ИП на общеустановленном режиме налогообложения. Однако, этот вариант связан с высокой налоговой нагрузкой.

Если получатель решит зарегистрироваться в качестве самозанятого лица, то ему необходимо соблюдать условия, установленные ст.774 НК РК и, в первую очередь, не использовать труд наемных работников.

Поэтому, еще на этапе продумывания бизнес-идеи и последующей разработки бизнес-плана, будущему предпринимателю следует внимательно изучить НК РК, проконсультироваться с экспертами, курирующими обучение, касательно выбора режима налогообложения. Необходимо найти оптимальное сочетание желаемого направления деятельности и ограничений, накладываемых НК РК. Кроме того, разные налоговые режимы предполагают различную налоговую нагрузку, что также следует учесть при составлении бизнес-плана.

ВАЖНО: Законом РК №290-VI от 27.12.2019 г. до 01.01.2023 г. сумма подоходного налога (ИПН) для субъектов микро-и малого предпринимательства уменьшается на 100%. Т.е. налог на этот период предпринимателям платить не нужно, стоимость патента для ИП на патенте будет равна нулю. Это является дополнительным стимулом для того, чтобы запустить собственный бизнес. Ведь с случае получения гранта предприниматель не только не рискует собственными деньгами при запуске своего дела, но и освобожден от уплаты основного крупного налога.

Участники предыдущих потоков обучения получали гранты на следующие бизнес-проекты:

  • открытие зоны отдыха на горячих источниках;
  • разведение рыбы в искусственных водоемах;
  • организация мини-птицефермы;
  • открытие агентства по проведению семейных праздников;
  • создание швейного ателье;
  • открытие кондитерского цеха;
  • открытие столярной мастерской;
  • открытие парикмахерской и маникюрного салона;
  • открытие ветеринарного кабинета;
  • открытие ремонтной мастерской по ремонту бытовой техники и т.д.
(0)

Государство выплатит 50% аренды жилья в частном жилом фонде казахстанцам с низкими доходами, состоящим в очереди на получение жилья.

Для получения выплат заявителю нужно обратиться в «Отбасы банк» посредством ЭЦП и приложить документы:

  1. заявление на назначение выплат за жилище, арендованное в частном жилищном фонде;

  2. заявление о предоставлении банку права на получение сведений о состоянии пенсионных накоплений заявителя (претендента);

  3. согласие на получение и обработку банком персональных данных;

  4. договор аренды (найма) жилья, зарегистрированный в правовом кадастре на срок не менее одного года.

Государственный грант на открытие своего бизнеса

Вводится в действие закон «Об ответственном обращении с животными». В основу заложены следующие принципы:

  1. отношение к животным как к существам, способным испытывать боль и физические страдания;

  2. персональная ответственность владельца за жизнь, здоровье и благополучие животного;

  3. защита животных от жестокого обращения;

  4. воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным.

Запрещена пропаганда жестокого обращения с животными и призывы к нему.

Усилена уголовная и административная ответственность за жестокое обращение с животными.

Новым законом определены правовой статус, полномочия и организацию деятельности уполномоченного по правам человека в РК.

Уполномоченный избирается на должность сроком на пять лет Сенатом по представлению президента РК.

Лицо, избираемое на должность уполномоченного, должно отвечать следующим требованиям:

  • обладать гражданством РК и постоянно проживать на ее территории последние десять лет;

  • иметь высшее образование;

  • обладать опытом работы по защите прав и свобод человека и гражданина не менее пяти лет;

  • быть не моложе тридцати лет;

  • владеть государственным языком;

  • быть дееспособным.

Дополнения в правилах осуществления госзакупок по спецпорядку.

Теперь администратор бюджетной программы для нескольких юридических лиц, в отношении которых он выступает органом государственного управления, ведомств и подведомственных организаций, может определить среди них организатора государственных закупок.

А в случаях признания государственных закупок способом конкурса несостоявшимися, конкурсные ценовые предложения потенциальных поставщиков не вскрываются.

Определены лицензиары по осуществлению лицензирования деятельности:

  1. в сфере углеводородов – Министерство энергетики РК – осуществляет выдачу разрешений первой и второй категории;

  2. в сфере обслуживания физических и юридических лиц – Комитет экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК.

Утверждены правила проведения контроля полноты, прозрачности и достоверности государственной инвентаризации выбросов и поглощений парниковых газов.

Полнота, прозрачность и достоверность государственной инвентаризации регулируется посредством ежегодного контроля функционирования государственной инвентаризации и обеспечения принципов транспарентности, согласованности, сопоставимости, полноты и точности кадастров.

Утверждены правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

Государственный кадастр содержит систему сведений о правовом статусе особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в РК, их местонахождении, размерах и границах, географических координатах, количественной и качественной характеристике объектов государственного природно-заповедного фонда, экологической, научной, историко-культурной, рекреационной ценности, видах режима охраны, целевом использовании и разрешенных видах деятельности.

Утвержден перечень международных и государственных организаций, неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты на сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий.

Сноска. Заголовок главы 4 в редакции постановления Правительства РК от 30.07.2020 № 491.

30. Участниками второго направления Программы являются эффективные предприниматели/субъекты индустриально-инновационной деятельности, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты без отраслевых ограничений, за исключением:

1) проектов в сфере торговой деятельности (кроме пополнения оборотных средств);

2) проектов предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности, реализуемых по видам деятельности, указанным в пункте 4 статьи 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (действие настоящего подпункта распространяется на отношения, возникшие с 20 апреля 2020 года);

3) деятельности ломбардов, микрофинансовых организаций и лизинговых компаний.

Сноска. Пункт 30 — в редакции постановления Правительства РК от 13.10.2021 № 736 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

30-1. Участниками второго направления Программы также являются предприниматели/субъекты индустриально-инновационной деятельности, реализующие и (или) планирующие реализовать «зеленые» проекты в соответствии с классификацией (таксономией) «зеленых» проектов, разрабатываемой уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и утверждаемой постановлением Правительства Республики Казахстан, согласно экологическому законодательству Республики Казахстан.

Сноска. Правила дополнены пунктом 30-1, в соответствии с постановлением Правительства РК от 13.10.2021 № 736 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

31. Субсидированию не подлежат кредиты/договоры финансового лизинга:

1) в которых кредитором являются государственные институты развития, за исключением банка развития и фондов прямых инвестиций, а также кредиты/лизинговые сделки, ставка вознаграждения по которым была удешевлена за счет бюджетных средств, за исключением кредитов/лизинговых сделок банков/банка развития/фондов прямых инвестиций/лизинговых компаний, ставка вознаграждения которых была удешевлена в рамках Программы;

2) направленные на выкуп долей, акций организаций, а также предприятий как имущественного комплекса, за исключением кредитов банка развития, направленных на выкуп долей, акций организаций, с последующим направлением средств на погашение задолженности перед банками второго уровня, по рекомендации Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее – Государственная комиссия);

3) в виде овердрафта;

4) по возвратному, вторичному или сублизингу;

5) по проектам, реализуемым предпринимателями/субъектами индустриально-инновационной деятельности по следующим видам деятельности: строительство жилых зданий, в том числе индивидуальные жилые дома (ОКЭД 41.20.1); строительство стационарных торговых объектов категории 1 (ОКЭД 41.20.3) для городов Нур-Султана, Алматы; покупка и продажа многоквартирных и жилых домов (особняков) (ОКЭД 68.10.1); покупка и продажа прочей недвижимости (ОКЭД 68.10.2), за исключением покупки и продажи прочей недвижимости: выставочные залы, складские помещения; аренда и управление собственной недвижимостью (ОКЭД 68.20.1), за исключением отдельных субъектов предпринимательства, а также сдачи в аренду и управление собственной недвижимостью: нежилые производственные здания (помещения); выставочные залы, конференц-залы, складские помещения и складские площадки, в том числе с собственными железнодорожными подъездными путями, приписными таможенными складами, с резервуарами по хранению жидкостей (нефтепродуктов) для нужд магистральных трубопроводов и газораспределительных систем, земельными участками, кровлями производственных помещений в целях размещения технологических ресурсов; аренда (субаренда) и эксплуатация арендуемой недвижимости (ОКЭД 68.20.2), за исключением отдельных субъектов предпринимательства, а также арендуемой недвижимости: нежилые производственные здания (помещения), выставочные залы, конференц-залы, складские помещения и складские площадки, в том числе с собственными железнодорожными подъездными путями, приписными таможенными складами, с резервуарами по хранению жидкостей (нефтепродуктов), земельными участками, кровлями производственных помещений в целях размещения технологических ресурсов; аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств (ОКЭД 77.11), данные ограничения не касаются сдачи в аренду и лизинг легковых автомобилей отечественных производителей;

6) направленные на деятельность ломбардов, микрофинансовых организаций и лизинговых компаний.

Сноска. Правила дополнены главой 6-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20.10.2020 № 679.

87-1. Субсидированию подлежат ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших секторах экономики, согласно приложению 9 к настоящим Правилам, на которых распространяется действие настоящей главы.

87-2. Субсидирование части ставки вознаграждения осуществляется по кредитам/лизинговым сделкам банков/лизинговых компаний, выданным до 31 августа 2020 года (включительно), а также в отношении кредитных средств, выдаваемых в рамках кредитных линий, одобренных до 31 августа 2020 года (включительно).

Субсидированию подлежат части ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам, которые были рефинансированы в период с 16 марта 2020 года до 15 марта 2021 года (включительно) без увеличения ставки вознаграждения и срока погашения, но действующие по состоянию на 31 августа 2020 года.

В случае полного погашения кредита до 31 августа 2020 года (включительно), субсидирование не допускается.

Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам субъектов малого и среднего предпринимательства в наиболее пострадавших секторах экономики осуществляется без учета срока давности выданного кредита/лизинга.

87-3. Субсидированию не подлежат части ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам, по которым по состоянию на 16 марта 2020 года (включительно) имеется просроченная задолженность сроком более 180 дней (включительно) по основному долгу и/или начисленному вознаграждению.

87-4. Субсидирование части ставки вознаграждения осуществляется по кредитам/лизинговым сделкам субъектов малого и среднего предпринимательства в размере, указанном в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта, при этом 6 % номинальной ставки вознаграждения оплачивается субъектом малого и среднего предпринимательства, а разница субсидируется государством.

При этом, размер субсидирования номинальной ставки вознаграждения государством будет составлять:

1) с 16 марта 2020 года до 31 декабря 2020 года (включительно) разницу между номинальной ставкой вознаграждения по кредиту и 6 (шесть) процентами, в случае оплаты субъектом малого и среднего предпринимательства платежей по кредитному договору/лизинговой сделке до 31 декабря 2020 года (включительно);

2) с 1 января 2021 года до 15 марта 2021 года (включительно) разницу между номинальной ставкой вознаграждения по кредиту и 6 (шесть) процентами, но не более 12 %.

С 1 января 2021 года (включительно) до 15 марта 2021 года (включительно) кредитный договор/лизинговая сделка субъекта малого и среднего предпринимательства, номинальная ставка вознаграждения по которому (которой) превышает 18 %, подлежит снижению (реструктуризации) банком/лизинговой компанией до 18 %, в том числе по кредиту/лизинговой сделке, по которому (которой) не осуществлялась оплата платежей с 16 марта 2020 года.

Номинальная ставка вознаграждения по кредиту субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших секторах экономики, по перечню согласно приложению 9-1 к настоящим Правилам субсидирования не может превышать 18 % годовых.

Сноска. Пункт 87-4 — в редакции постановления Правительства РК от 28.06.2021 № 441.

87-5. Срок субсидирования по кредитам/лизинговым сделкам субъектов малого и среднего предпринимательства в наиболее пострадавших секторах экономики составляет 12 месяцев, начиная с 16 марта 2020 года до 15 марта 2021 года (включительно).

При заключении кредитного договора/лизинговой сделки после 16 марта 2020 года срок субсидирования исчисляется с даты заключения кредитного договора/лизинговой сделки до 15 марта 2021 года (включительно).

Сноска. Пункт 87-5 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 28.06.2021 № 441; от 13.10.2021 № 737 (Порядок введения в действие см. п.2).

87-6. При предоставлении отсрочки банком по оплате основного долга и номинальной ставки вознаграждения по кредитам средства, предусмотренные на субсидирование, перечисляются финансовым агентством в банк и будут использованы после окончания периода предоставленной отсрочки. При этом, если сумма начисленного вознаграждения за период чрезвычайного положения или ограничительных мероприятий, в том числе карантина, перенесена в рамках предоставленной отсрочки на период, превышающий 15 марта 2021 года, то субсидированию подлежат такие отсроченные платежи на период предоставленной отсрочки.

98. Предприниматель подает электронную заявку по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам субсидирования, через веб-портал «электронного правительства», к которому прилагаются:

1) бизнес-план реализации проекта предпринимателя либо экспертное заключение по проекту (технико-экономическое заключение/экономическое заключение соответствующего работника банка/лизинговой компании/фонда прямых инвестиций, в случае отсутствия данных документов другие документы, раскрывающие суть проекта);

2) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза (в случае подачи заявления на участие в рамках третьего направления Программы);

3) сканированная копия письма банка/банка развития/лизинговой компании/фонда прямых инвестиций с положительным решением о возможности предоставления кредита/мезонинного финансирования и (или) займа/заключения договора финансового лизинга или понижения ставки вознаграждения по кредиту/мезонинному соглашению и (или) займу/договору финансового лизинга предпринимателя на условиях, позволяющих участвовать в Программе/Механизме;

4) сканированная копия заключения провайдера внешней оценки/сертификата (при подаче заявления на получение кредита для целей реализации «зеленого» проекта);

5) копия документа, подтверждающего положительное решение Государственной комиссии для целей субсидирования ставки по мезонинным соглашениям и (или) займам фондов прямых инвестиций.

Сноска. Пункт 98 — в редакции постановления Правительства РК от 13.10.2021 № 736 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

99. Сведения по субъекту малого и среднего предпринимательства, в том числе по свидетельству о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица и уведомлению о регистрации индивидуального предпринимателя, категории субъекта предпринимательства, сведения об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет определяются автоматически посредством соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства».

100. В случае предоставления предпринимателем не полного пакета документов информационная система отказывает в регистрации его заявки.

101. В случае одобрения электронной заявки предпринимателя посредством информационной системы, осуществляются следующие действия:

1) направление зарегистрированной заявки на рассмотрение в финансовое агентство на соответствие условиям Программы/Механизма;

2) рассмотрение финансовым агентством поступившей заявки предпринимателя.

102. Финансовое агентство рассматривает материалы в течение 5 (пять) рабочих дней со дня регистрации заявки.

103. В случае несоответствия предпринимателя и (или) представленных материалов условиям Программы/Механизма, финансовое агентство направляет мотивированный отказ.

104. В случае соответствия предпринимателя и (или) представленных материалов условиям Программы электронная заявка с полным пакетом документов направляется на рассмотрение уполномоченному органу финансового агентства.

105. Рассмотрение заявок предпринимателей уполномоченным органом финансового агентства осуществляется в соответствии с главой 7 настоящих Правил субсидирования.

106. Решение уполномоченного органа финансового агентства оформляется соответствующим протоколом со сроком действия – 6 (шесть) месяцев со дня принятия решения уполномоченного органа финансового агентства.

107. Финансовое агентство загружает посредством информационной системы выписку из протокола с соответствующим письмом и направляет предпринимателю в «личный кабинет» в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью. Одновременно финансовое агентство направляет выписку из протокола с сопроводительным письмом банку/банку развития/лизинговой компании.

108. Дальнейшее взаимодействие участников Программы/Механизма для предоставления субсидий осуществляется в соответствии с главой 9 настоящих Правил субсидирования.

109. После получения банком/банком развития/фондом прямых инвестиций/лизинговой компанией от финансового агентства решения уполномоченного органа финансового агентства и при положительном решении о субсидировании между финансовым агентством, банком/банком развития/фондом прямых инвестиций/лизинговой компанией и предпринимателем заключается договор субсидирования, согласно которому финансовое агентство осуществляет выплату банку/банку развития/лизинговой компании/фонду прямых инвестиций части ставки вознаграждения, в соответствии с графиком погашения к договору субсидирования.

Сноска. Пункт 109 — в редакции постановления Правительства РК от 13.10.2021 № 736 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

110. Банк/банк развития/лизинговая компания/фонд прямых инвестиций по действующему кредиту/лизингу/мезонинному финансированию и (или) займу в рамках Программы до момента подписания договора субсидирования списывает штрафы и пени за неисполнение предпринимателем обязательств по своевременному погашению основного долга и вознаграждения, предусмотренного договором банковского займа/мезонинным соглашением и (или) договором займа/договором финансового лизинга, а по новым/действующим кредитам/мезонинному финансированию и (или) займам/договорам финансового лизинга банк/банк развития/фонд прямых инвестиций/лизинговая компания принимают обязательства не взимать и не устанавливать для предпринимателя комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом/лизингом, за исключением:

1) связанных с изменениями условий кредитования/договора финансового лизинга, инициируемых предпринимателем;

2) взимаемых по причине нарушения предпринимателем обязательств по кредиту/лизингу;

3) связанных с проведением независимой оценки предмета лизинга, страхования предмета лизинга, регистрацией договора залога и снятием обременения;

4) связанных с исполнением договора финансового лизинга (возмещение услуг сторонних организаций, таких как таможенная очистка, услуги регистрации предмета лизинга специальными органами, услуги банков).

Сноска. Пункт 110 — в редакции постановления Правительства РК от 13.10.2021 № 736 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

111. Банки по новым кредитам в рамках Механизма принимают обязательства не взимать и не устанавливать для субъекта частного предпринимательства комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом/лизингом, за исключением:

1) связанных с изменениями условий кредитования, инициируемых предпринимателем;

2) взимаемых по причине нарушения предпринимателем обязательств по кредиту;

3) связанных с проведением независимой оценки предмета залога, регистрацией договора залога и снятием обременения;

4) платежей по расчетно-кассовому обслуживанию.

Сноска. Пункт 111 — в редакции постановления Правительства РК от 13.10.2021 № 736 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

112. Договор субсидирования заключается:

«1) банком/банком развития/лизинговой компанией/фондом прямых инвестиций:

в течение 10 (десять) рабочих дней с момента получения протокола/решения от финансового агентства;

2) финансовым агентством:

в течение 3 (три) рабочих дней с момента получения договора субсидирования от банка/банка развития/лизинговой компании/фонда прямых инвестиций.

Договор субсидирования заключается на бумажном носителе/в электронной форме, при этом электронная форма договора субсидирования подписывается электронной цифровой подписью в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 112 — в редакции постановления Правительства РК от 13.10.2021 № 736 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

112-1. В случае отсутствия средств из бюджета для субсидирования от соответствующего уполномоченного органа/регионального координатора Программы договор субсидирования не подписывается.

140. Решение о прекращении и возобновлении субсидирования принимается уполномоченным органом финансового агентства на основании ходатайств (уведомлений) банка/банка развития/лизинговой компании/фонда прямых инвестиций, а также на основании результатов мониторинга.

Сноска. Пункт 140 — в редакции постановления Правительства РК от 13.10.2021 № 736 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

141. Финансовое агентство приостанавливает субсидирование предпринимателя при установлении следующих фактов на основании уведомления банка/банка развития/лизинговой компании/фонда прямых инвестиций и/или на основании результатов мониторинга:

1) нецелевого использования кредита, по которому осуществляется субсидирование, при этом субсидирование приостанавливается пропорционально сумме нецелевого использования кредитных средств/лизинговых сделок/сделок мезонинного финансирования и (или) займа;

2) неполучения предпринимателем предмета лизинга по договору финансового лизинга, по которому осуществляется субсидирование;

3) несоответствия проекта и/или предпринимателя условиям Программы и/или решению уполномоченного органа;

4) неисполнения предпринимателем в течение 3 (три) месяцев подряд обязательств по оплате платежей перед банком согласно графику платежей к договору банковского займа/договору субсидирования, за исключением случаев, возникших в период действия чрезвычайного положения/ситуации;

5) неисполнения предпринимателем 2 (два) и более раза подряд обязательств по внесению лизинговых платежей перед лизинговой компанией/банком согласно графику погашения платежей к договору финансового лизинга, за исключением случаев, возникших в период действия чрезвычайного положения/ситуации;

6) ареста денег на счетах предпринимателя (за исключением наложения ареста денег на счетах в качестве мер по обеспечению иска, при условии достаточности денег на счете, в полном объеме обеспечивающих исковые требования) и/или приостановления расходных операций по счету предпринимателя;

7) истребования предмета лизинга у должника в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

8) неисполнения обязательств предпринимателями по сохранению/увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или по увеличению объемов фонда оплаты труда или по достижению роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) или по росту объема уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) в бюджет на 10 % после 2 (двух) финансовых лет со дня принятия решения уполномоченного органа финансового агентства (по проектам предпринимателей в рамках второго направления Программы);

9) неисполнения обязательств предпринимателями в рамках Механизма по:

сохранению/увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или по достижению роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) на 10 % после 3 (три) финансовых лет с даты решения рабочего органа/финансового агентства о субсидировании по кредитным средствам, выдаваемым 100 % на инвестиционные цели;

сохранению/увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или налоговых выплат или объема производства (в денежном выражении) или по достижению роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) на 10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения рабочего органа/финансового агентства о субсидировании по кредитным средствам, выдаваемым на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств в размере не более 50 % в рамках одного проекта заемщика (предприятия, не освобожденные от уплаты налогов, обеспечивают увеличение налоговых выплат согласно требованиям Механизма);

сохранению/увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или налоговых выплат или увеличения объема производства (в денежном выражении) или по достижению роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) на 10 % по итогам 1 (один) года с даты решения рабочего органа/финансового агентства о субсидировании по кредитным средствам, выдаваемым на цели 100 % пополнения оборотных средств (предприятия, не освобожденные от уплаты налогов, обеспечивают увеличение налоговых выплат согласно требованиям Механизма);

10) неисполнения предпринимателем в течение 180 (сто восемьдесят) календарных дней обязательств по оплате платежей перед фондом прямых инвестиций согласно мезонинному соглашению и (или) договору займа, за исключением случаев, возникших в период действия чрезвычайного положения/ситуации.

154. Мониторинг реализации проектов предпринимателей в рамках Правил субсидирования осуществляется финансовым агентством на основе Правил проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках программ финансовой поддержки предпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», утверждаемых уполномоченным органом по предпринимательству.

К функциям финансового агентства относятся:

1) мониторинг целевого использования нового кредита/мезонинного финансирования и (или) займа предпринимателем, с которым заключен договор субсидирования на основании данных и документов, представляемых банком/банком развития/фондом прямых инвестиций;

2) мониторинг платежной дисциплины предпринимателя на основании данных, представляемых банком/банком развития/лизинговой компанией/фондом прямых инвестиций;

3) мониторинг реализации проекта (использования предмета лизинга по договору финансового лизинга);

4) мониторинг соответствия проекта и (или) предпринимателя условиям Программы/Механизма и (или) решению финансового агентства.

В рамках мониторинга целевого использования средств финансовой поддержки по «зеленым» кредитам финансовое агентство проверяет достижение заемщиком заявленных по намечаемому «зеленому» проекту пороговых критериев «зеленой» таксономии на основании внешней оценки провайдеров в случаях, когда данные пороговые критерии предусматривают:

1) конкретные минимальные значения снижения энергопотребления;

2) минимальные уровни выбросов парниковых газов;

3) снижение доли/утилизации отходов;

4) снижение водопотребления;

5) соответствие требованиям справочников наилучших доступных технологий (в части, указанной в пороговом критерии).

Заключение провайдера внешней оценки предоставляет заемщик.

По истечении 2 (два) лет с начала субсидирования проекта заемщиком проводятся соответствующие независимые оценки достижения заявленных показателей либо энергоаудиты, которые предоставляются финансовому агентству. Внешние проверки последующего выполнения заявленных заемщиком пороговых критериев «зеленой» таксономии по проекту могут проводиться провайдерами оценки, выдавшими первоначальное заключение о соответствии проекта пороговым критериям «зеленой» таксономии.

Сноска. Пункт 154 — в редакции постановления Правительства РК от 13.10.2021 № 736 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Приложение 1
к Правилам субсидирования
части ставки вознаграждения
в рамках Государственной программы
поддержки и развития бизнеса
«Дорожная карта бизнеса-2025»

14 февраля 2022 года

Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан»

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • 2022
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07
  • 08
  • 09
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...