Задержание несовершеннолетних за административное правонарушение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задержание несовершеннолетних за административное правонарушение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Задержание несовершеннолетних

Главное условие задержания — это наличие соответствующих оснований для применения такой меры. Но часто сотрудники правоохранительных органов превышают свои полномочия при задержании подростков, рассчитывая на их правовую безграмотность и слабую психику ввиду несовершеннолетнего возраста.

Показательный пример — нашумевшая история «Арбатского мальчика», задержанного полицией в процессе чтения стихов. Как следует из новостных выпусков ведущих СМИ столицы, 26 мая 2017 года стражи порядка задержали десятилетнего ребенка, силой погрузили в служебный автомобиль и доставили в ОВД «Арбат». Как заявили полицейские, действия ребенка были расценены ими как попрошайничество, поскольку он перемещался от машины к машине, был один и нес с собой сумку, предположительно предназначавшуюся для сбора денег. В отношении отца мальчика возбуждено административное дело по ст.5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение им своих родительских обязанностей, а в отношении его мачехи — уголовное дело по ст.318 УК РФ за применение насилия в отношении представителя власти.

Первое нарушение, которое было допущено полицейскими, исходя из описанного в прессе, — это неправильная квалификация действий мальчика. Стражи порядка не поинтересовались у несовершеннолетнего, чем он занимается и где его родители, сразу решив, что ребенок безнадзорный и занимается попрошайничеством. Второе нарушение связано с применением физической силы. Ст.18 ФЗ «О полиции» дает право сотрудникам правоохранительных органов применять физическую силу, но перед этим сотрудник должен представиться, сообщить о своих намерениях и предоставить возможность добровольно выполнить его требования. В описанной истории служащие полиции без каких-либо предварительных действий (со слов мальчика и его мачехи) начали насильно уводить ребенка в служебную машину.

В соответствии с ФЗ «О полиции» и Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ребенок должен был быть доставлен в отдел полиции, где оперативный дежурный должен был передать его сотрудникам полиции по делам несовершеннолетних , чего не было сделано. Также должны были быть незамедлительные меры для уведомления законных представителей (родителей, опекунов) о доставлении ребёнка в отдел полиции. Отец мальчика узнал о его задержании не от сотрудников полиции, а от своей жены — мачехи ребенка, что является еще одним нарушением.

Согласно Наставлениям о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утверждённым Приказом МВД РФ от 30.04.2012 гола N 389, выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно. По результатам выяснения указанных обстоятельств в отношении несовершеннолетних принимается решение о передаче органу дознания или следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений или учреждений здравоохранения. Согласно п. 20.3 Наставлений о задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

Как видно из данного случая, задержание подростков часто оборачивается нарушением их прав. К сожалению, такие истории в настоящее время случаются все чаще. Еще один пример полицейского беззакония — избиение подростка Грегори Хилла во время его задержания из-за отказа показать документы.

Следует различать задержание (административное или уголовное) и доставление, то есть принудительное препровождение лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. Полагаю, что в вышеописанной ситуации с «арбатским мальчиком» полицейские не задерживали несовершеннолетнего, а именно доставили его в отдел полиции. Согласно действующему законодательству о доставлении составляется отдельный протокол либо делается пометка в протоколе административного задержания.

В соответствие со ст. 20 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции вправе применять физическую силу (как лично, так и в составе группы) для доставления в отдел полиции лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, в том числе доя задержания указанных лиц. Единственное ограничение закон содержит в отношении малолетних: в отношении лиц, не достигших 14 лет, запрещается применять специальные средства, за исключением случаев оказания малолетними вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, также в случаях, когда применение специальных средств необходимо доя освобождения заложников, для пресечения побега, для задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Как следует из изложенного, действующее законодательство хоть и содержит определенные дополнительные требования в целях обеспечения прав несовершеннолетних, однако эти исключения довольно-таки незначительны и сводятся к необходимости уведомления законных представителей о всех случаях применения принудительных мер к несовершеннолетним, а также к установлению минимального возраста в 16 лет, по достижении которого допускается задержание, законодательно пониженного до 14 лет при подозрении подростка в совершении отдельных наиболее тяжких и распространённых преступлений, перечисленных в законе (при подозрении в совершении убийства, кражи, разбоя, вымогательства, захвата заложников и др.)

  • Защита прав и законных интересов несовершеннолетних
  • Помогаем детям
  • ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ «РЕБЕНОК В ОПАСНОСТИ»: 123 — для абонентов Красноярского края; 8 (391) 268–04–95 для абонентов Российской Федерации

  • ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ Главного следственного управления: 8 (391) 273–02–99

  • ТЕЛЕФОН ОПЕРАТИВНОГО ДЕЖУРНОГО по Главному следственному управлению: 8 (391) 227–06–45

  • ТЕЛЕФОН для приема и экстренного реагирования на сообщения о давлении на бизнес 8 (391) 273–05–76

  • ВСЕ ТЕЛЕФОНЫ РАБОТАЮТ КРУГЛОСУТОЧНО!

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденны�� Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

Особенности задержания несовершеннолетних

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рекламе»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной службе российского казачества»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Черным по белому
  • Белым по черному
  • Темно-синим по голубому
  • Коричневым по бежевому
  • Зеленым по темно-коричневому

Статья 27.3. Административное задержание

Несовершеннолетний, как любой гражданин, имеет права и обязанности и несёт юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми.

Эта ответственность зависит от возраста и тяжести совершённого поступка. Чтобы не допускать совершения правонарушений и уметь защититься от несправедливого обвинения, нужно знать основные положения законодательства об ответственности несовершеннолетних.

Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина, соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

За невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырём видам юридической ответственности:

  • уголовной;
  • административной;
  • юридической;
  • дисциплинарной.

Кроме того, несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но наступает также за совершение правонарушения.

Уголовная ответственность — это самый строгий вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений.

Уголовная ответственность наступает по общему правилу с 16 лет, но за многие деяния, которые являются преступлениями, с 14 лет. Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (в том числе, например, в драке), изнасилование, кражу, грабёж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, угон транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств и другие. Нужно иметь в виду, что совершение преступления в составе группы (то есть, несколькими людьми) является отягчающим обстоятельством и влечёт более строгое наказание.

Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества), лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством), обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).

Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами воспитательного воздействия (состоящих, например, в отдаче под надзор специализированному органу, обязанности возместить причиненный вред, запрете посещения определённых мест, ограничении пребывания вне дома и т. д.). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.

Если в милицию или прокуратуру поступают сведения о совершении преступления, сначала проводится проверка этих фактов, затем, если факты подтвердились, возбуждается уголовное дело и начинается расследование. По окончании расследования дело передаётся в суд, который рассматривает дело и выносит приговор.

На стадии проверки, если несовершеннолетний имеет отношение к преступлению, его могут опросить. Если уголовное дело уже возбуждено и начато расследование, то могут вызвать на допрос, который должен проводиться по определённым правилам: если несовершеннолетний является потерпевшим или свидетелем, то при допросе может, а если ему менее 14 лет, должен присутствовать педагог, а по желанию может также один из родителей. В этой ситуации, если подростку нет 16 лет, вызывать на допрос могут через твоих родителей или опекунов, либо через администрацию по месту учёбы или работы.

Если подростку 16 лет и больше, то за дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний он может быть привлечён к уголовной ответственности, о чём предупреждают в начале допроса.

Если несовершеннолетний подозревается или обвиняется в совершении преступления, в допросе обязательно должен участвовать защитник. Если несовершеннолетний не достиг возраста 16 лет, то обязательно участие в допросе также педагога или психолога. Родители могут тоже участвовать в допросе и других следственных действиях на основании постановления об их допуске. Вызвать несовершеннолетнего на допрос могут только через законных представителей (родителей, опекунов); исключение составляет только случай, когда несовершеннолетний находится в специальном учебном заведении. Участие защитника обязательно должно быть обеспечено, а участие родителей должно быть обеспечено по их требованию также при проведении других следственных действий (обыска, очной ставки и т. д.).

Если несовершеннолетний подозревается в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, он может быть задержан при условии, если был застигнут на месте преступления или сразу после его совершения, либо на него укажут потерпевшие или очевидцы преступления, либо у него будут обнаружены явные следы преступления, а также в некоторых других случаях, например, если не установлена его личность. О задержании должны немедленно уведомляться родители или опекуны. С момента задержания несовершеннолетний имеет право требовать предоставления защитника (адвоката). Подростку должны сразу разъяснить, на каком основании и по какому подозрению его задерживают. В течение 3 часов должен быть составлен протокол задержания, который необходимо внимательно прочитать и подписать, если в нём всё указано верно. Задержать несовершеннолетнего могут на срок не более 48 часов (этот срок может быть продлён до 72 часов), после чего должны отпустить, либо на основании постановления судьи заключить под стражу, что допускается только по подозрению в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления.

После задержания несовершеннолетнего должны допросить. До начала допроса по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине. Порядок допроса здесь такой же, как описано выше.

Также надо иметь в виду, что и при задержании, и во всех других случаях, сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приёмы борьбы, но только для пресечения преступления и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, и только если ненасильственные способы не действуют. При этом, при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан: предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, стремиться к тому, чтобы причинённый ущерб был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников. Сам же задерживаемый обязан подчиняться законным требованиям милиции.

Этот вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т. д. Однако если ты распиваешь спиртные напитки (включая пиво) или появляешься в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом тебе нет 16 лет, административную ответственность будут нести твои родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребления вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие тебе спиртные напитки или иные одурманивающие вещества, также подлежат административной ответственности.

Родители несовершеннолетнего также будут нести ответственность, если ненадлежащим образом воспитывают тебя (в том числе, такое возможно, если несовершеннолетний совершает какие-либо антиобщественные действия, и будет установлена вина родителей в его ненадлежащем воспитании).

Административными наказаниями, в основном применяемыми к несовершеннолетним, являются: штраф, возмездное изъятие орудия правонарушения (например, ружья), конфискация такого орудия (т. е. безвозмездное изъятие), лишение специального права (например, права охоты или управления автомобилем).

Она наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинения вреда здоровью, чести и достоинству и т. д.

Гражданско-правовая ответственность это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу.

Даже если несовершеннолетний причинил вред чьему-либо здоровью или оскорбил чью-то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.

Если подростку нет 14 лет, гражданскую ответственность за причиненный тобой вред будут нести его родители или опекуны.

Если подростку от 14 до 18 лет, он сам должен возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у него его нет или его недостаточно, возмещать будут родители.

К гражданской ответственности человек привлекается по решению суда. Это значит, что, если несовершеннолетний и его родители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, он может обратиться в суд с иском к подростку и / или его родителям. Пока подростку нет 18 лет, в суде по гражданским делам его интересы должны представлять родители (опекуны), но если уже есть 14 лет, то суд должен привлекать к участию в деле и несовершеннолетнего, если затронуты его права и интересы. В гражданском процессе не предусмотрено мер пресечения, задержания и иных принудительных мер. Доказательства по делу собирают и представляют сами истец и ответчик.

Уголовная и гражданская ответственность за одно и то же правонарушение могут наступать вместе (например, лишение свободы и возмещение вреда (денежная компенсация) потерпевшему). Также могут вместе наступать административная и гражданская ответственность.

Законодательством не допускается санкционирование ареста по правонарушениям административного характера, прежде всего, к следующим лицам (ст.3.9 ч.2 КоАП):

  1. беременным женщинам;
  2. женщинам с детьми младше 14 лет;
  3. правонарушителям моложе 18 лет;
  4. инвалидам (группы I и II);
  5. военнослужащим;
  6. военнообязанным, призванным на военные сборы;
  7. сотрудникам силовых ведомств (следком, УИС, ОВД, нацгвардии, ОПИ, таможенных органов, противопожарной госслужбы), имеющим спецзвания.

Согласно определения КС РФ за №195-О от 13.06.2006 г. суды вправе учитывать самостоятельное воспитание отцом детей младше 14-ти лет, как обстоятельство, исключающее допустимость наказания административным арестом.

Кроме того, аресту по «административке» не подлежат водители, чьи нарушения норм дорожного движения установлены техсредствами и подлежат наказанию соответственно гл.12 КоАП. Как отмечено в примечании 3 статьи 20.25 КоАП, неуплата водителями штрафа по административным правонарушениям, автоматически зафиксированным техсредствами с функцией фото- и видеозаписи, не является достаточной причиной ареста.

Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).

Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).

Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).

Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).

Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).

По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).

Ввиду исключительности случаев применения арестных наказаний (ст.3.9. ч.2 КоАП), решение о назначении этой формы наказания принимается судьей после пристального изучения дела о правонарушении.

Также учитываются социальные особенности правонарушителя: наличие постоянной работы, стабильного (регулярного) дохода, неоплаченных штрафов, предыдущие случаи привлечения по «административке». И если обстоятельства дела укажут, что целесообразность применения штрафа минимальна или отсутствует (взимание суммы штрафа затруднительно, либо невозможно) – будет применен арест.

Необходимо отметить, что законодательными нормами не предусмотрена возможность замены арестного наказания на штрафную санкцию, за исключением части 3 статьи 12.8 КоАП. Но там замена ареста штрафом при административном проступке допускается, лишь если нет самой возможности арестовать правонарушителя – тот относится категории лиц, неподлежащих аресту.

Арестное наказание по нормам КоАП не означает приобретения судимости, а непосещение рабочего места по причине нахождения под арестом – не выступает прямым поводом увольнения. Даже если арест займет 30 суток, то работодатель месячную з/плату не выплатит, но не уволит.

Однако нужно отметить, что определенные обстоятельства административного проступка могут стать законными причинами уволить провинившегося гражданина в соответствии Трудовому кодексу. К примеру, если работник совершил подпадающую под арест «административку» в состоянии опьянения, будучи на рабочем месте (например, за рулем автомашины работодателя или на территории объекта работы) – его будут вправе законно уволить по статье 81 (ч.6 п.«б») Трудового кодекса.

С даты вступления постановления о наказании по административному проступку в силу следующие 12 месяцев лицо будет признаваться подвергнутым наказанию (ст.4.6. КоАП). И если в данном годичном периоде лицом будет осуществлено административное правонарушение, однородное прежде совершенному (отягощающее обстоятельство) – то наказание будет наиболее строгим (ст.4.3. ч.1 п.2 КоАП).

  • ПСЧ-27: 01, 8 (40142) 3-22-01
  • Отделение МО МВД России: 02, 8 (40142) 3-24-02
  • Скорая помощь: 03, 8 (40142) 3-22-03
  • Черняховский участок (г. Озерск) «Калининградгазификация»: 8 (40142) 3-23-43
  • РЭС: 8 (40142) 3-21-80
  • ЕДДС МО «Озерский муниципальный округ»: 8 (40142) 3-27-08
  • МУП «Озерский водоканал»: 8 (40142) 3-28-28
  • МУП «Озёрская управляющая компания»: 8 (40142) 3-32-82

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Постановление ЕСПЧ от 25.07.2017

62. Согласно статье 3.9 КоАП административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и лицам иных категорий. В своем определении N 195-О от 13 июня 2006 г. 1 Конституционный Суд счел, что законодатель имеет право применять различные виды наказания в зависимости от того, совершено то же самое административное правонарушение мужчиной или женщиной. Целью такого разграничения являлась защита здоровья и социального благополучия женщины, которая являлась матерью. В любом случае административный арест может быть назначен только по решению суда и только в исключительных случаях, когда более мягкое наказание (например, штраф) не является целесообразным. В случае, когда речь идет о мужчине-обвиняемом, судья должен принимать во внимание вопрос о том, является ли ответчик единственным родителем, осуществляющим уход за своим ребенком или детях.

Постановление Верховного Суда РФ от 08.06.2020 N 46-АД20-5

При назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

Постановление Верховного Суда РФ от 07.07.2017 N 5-АД17-25

Данный срок постановлено исчислять с 10.00 часов 1 апреля 2013 г., срок административного задержания с 23.00 часов 29 марта 2013 г. зачтен в срок административного ареста в соответствии с требованиями части 3 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Постановление Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 1-АД17-8

Частью 3 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Как усматривается из материалов дела, 14 июня 2016 г. к Фомину Д.В. были применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставлении и задержания (л.д. 8, 37 — 38).

Постановление Верховного Суда РФ от 23.10.2020 N 78-АД20-6

Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.9, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.1 названного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Уголовные преступления и порядок наказания за них в нашей стране регулируется Уголовным кодексом (УПК РФ). Уголовное деяние — это тяжкое преступление, поэтому порядок задержания подростка и взрослого человека в этом случае не имеет различий.

Основания те же:

  • подросток на месте уличен в совершении преступления;
  • другие лица указали, что преступником является несовершеннолетний;
  • подросток попал под подозрение из-за указывающих на него улик.

Исключением в отношении подростков является законное нарушение тайны задержания.

Если взрослый человек имеет право потребовать оставить в тайне факт своего задержания или ареста, то при ограничении свободы подроста правоохранительные органы тут же уведомляют его родителей или опекунов.

В законе прописаны основания, по которым полиция может задержать подростка. Это непосредственное уличение в преступном деянии или подозрение на совершение оного.

К нарушениям или сомнительным ситуациям, которые могут вызвать у правоохранительных органов подозрение в правонарушении со стороны подростка, относятся:

  • несоблюдение комендантского часа;
  • распитие алкогольных напитков, употребление запрещенных веществ;
  • попытка уклонения от задержания;
  • проникновение на запретную территорию;
  • подозрение на совершение преступного действия.

Кроме этого, полицейские могут, предъявив соответствующие документы, задержать подростка, если считают, что он в неадекватном состоянии, похож на человека, находящегося в розыске, и других подобных ситуациях.

Полицейские могут вести разговор с задержанным подростком, однако допрос под протокол проводится только в присутствии адвоката, педагога и одного из родителей, если ребенок не достиг возраста 14 лет.Подростки, которые старше этого возраста, допрашиваются в присутствии адвоката и педагога.

Родители могут не принимать участия в допросе, если того не потребует представитель правоохранительных органов.

Обязательно участие психолога, если задержанный имеет психические отклонения. По требованию правоохранительных органов на любом допросе психолог может также присутствовать.

Присутствующие на допросе имеют право задавать интересующие вопросы по рассматриваемому правонарушению, уточнять информацию. Взрослые участники допроса информируются и расписываются об ответственности за ложное свидетельствование. Подписи несовершеннолетнего полицейский не имеет права требовать.

Однако он разъясняет задержанному последствия за ложные свидетельствования. По закону допрос подростка не должен длиться дольше двух часов.

При подозрении на административное нарушение подросток может быть задержан не более чем на 3 часа. Закон разрешает ограничивать свободу несовершеннолетних при задержании до 48 часов, если подросток подозревается или уличен в совершении уголовного преступления. Задержание на более долгий срок возможно только при вынесении соответствующего решения суда.

Родители полностью ответственны за своего ребенка. Если в силу возраста юношу или девушку нельзя привлечь к наказанию за совершенное им правонарушение, то по закону за его действия отвечают родители или лица, являющиеся опекунами.

Ответственность ложится даже на тех родителей, которые были лишены родительских прав. Однако это правило действует только в течение трех лет после такой санкции.

Если ребенок во время правонарушения находился в медицинском учреждении, то ответственность за него несет медицинский персонал, в школе — учителя, в детском саду — воспитатели и т. д.

За административное нарушение взрослые получают за ребенка выговор, могут быть поставлены на контроль социальных служб. Если есть материальный ущерб, то взрослые обязаны его возместить.

При уголовном нарушении взрослые привлекаются к ответственности, если ребенок младше 14 лет. В зависимости от тяжести преступления они возмещают моральный вред, приговариваются к исправительным работам, могут быть лишены родительских прав.

Ребенок может быть направлен на принудительное лечение или оставлен на перевоспитание под контролем родителей на длительный срок. Лишиться свободы вместо ребенка могут и родители. За тяжкое преступление ребенка суд вправе лишить взрослого свободы сроком до трех лет.

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Памятка

Закон Санкт‑Петербурга от 19.02.2014 №48-14 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт‑Петербурге и внесении изменений в закон Санкт‑Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт‑Петербурге»

Почему возникла необходимость принять такой закон?

Закон был принят в целях защиты детей от опасных ситуаций, в которые они могут попасть, находясь в ночное время на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых.

Что такое «комендантский час»?

В Санкт‑Петербурге с 03.03.2014 года действует запрет прогулок по ночному городу для несовершеннолетних, то есть «комендантский час». Не допускается нахождение подростков в возрасте до 16 лет в ночное время с 22.00 до 06.00 часов в период с 1 сентября по 31 мая и с 23.00 до 06.00 часов в период с 1 июня по 31 августа без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих). Для подростков от 16 до 18 лет — с 23.00.

В качестве исключений выступают: новогодняя ночь, школьные выпускные и официальные праздники.

Почему ограничение установлено именно с это время, ведь преступление может быть совершено в любое время?

Статистика показывает, что большинство преступлений совершается, в основном, в ночное время. Ночью преступнику легче скрыться от задержания. Кроме того, свидетелей преступления ночью гораздо меньше, так как большинство граждан в это время находятся дома. А это значит, что шансов найти преступника и раскрыть преступление у сотрудников полиции меньше.

Согласитесь, что никакой ребенок не хочет оказаться ночью на улице один на один с преступником!

Что произойдет, если ребенок будет замечен ночью на улице без сопровождения взрослых, и кто может его задержать?

Любой взрослый, увидевший ребенка на улице без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в ночное время, должен сообщить об этом родителям ребенка (если знаком с ними) либо в полицию. Сотрудники полиции должны отвести ребенка домой. В случае, если это невозможно, и связаться с родителями не удалось, ребенка могут доставить в отделение полиции для того, чтобы обеспечить его безопасность до тех пор, пока не будут найдены его родители. За три часа (это максимально разрешённое время пребывания несовершеннолетнего в полиции) сотрудник полиции обязан установить место жительства подростка, а если это не удастся, передать ребенка сотрудникам социальных служб.

Как должен обращаться с подростком сотрудник полиции?

Сотрудник полиции вправе поинтересоваться, почему ты находишься на улице в ночное время без сопровождения взрослых, куда ты направляешься, как тебя зовут, где ты живешь, как связаться с твоими родителями. При этом сотрудники полиции должны быть вежливы: они обязаны представиться и доказать, что они действительно работают в полиции (предъявить служебное удостоверение). Если у тебя есть с собой телефон, ты можешь сам набрать номер телефона кого-то из своих родителей (законных представителей) и предложить сотруднику полиции поговорить с ними. Разговаривай с сотрудниками полиции спокойно, уверенно, вежливо, не пытайся убежать.

Какие последствия ночного задержания ребенка ожидают родителей?

Родители должны понимать, что несут полную ответственность за поведение своих детей, в том числе и за их нахождение без присмотра на улице в ночное время. Чтобы заставить родителей уделять больше внимания своим детям, в законе о «комендантском часе» предусмотрены штрафы. На первый раз нерадивых папу или маму предупредят, или накажут штрафом от 1000 до 3000 рублей. На второй раз им придётся выложить уже от 3000 до 5000 тысяч (ст.8-2 Закона Санкт‑Петербурга от 31 мая 2010г. №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт‑Петербурге»).

ЗА РЕБЕНКА ОТВЕЧАЮТ ТОЛЬКО РОДИТЕЛИ!

А как быть, если ребенок поздно возвращается, скажем, с тренировки или от репетитора?

В этом случае родители обязаны встречать ребенка или договориться, чтобы кто-то из взрослых, кому они доверяют, провожал его до дома.

Может ли несовершеннолетний гулять в ночное время с друзьями, которым уже исполнилось 18 лет?

Не может, потому что друзья не несут за него ответственность. Только родители (или законные представители) ответственны за ребенка.

Не нарушает ли этот закон права ребенка?

Конечно, не нарушает. Наоборот, этот закон стоит на защите детей от преступных действий других людей.

Правила задержания несовершеннолетнего прописаны в главе 12 и ст. 423 УПК. В этой статье предписывается, что при задержании подростка, о временном ограничении свободы должны быть сразу же уведомлены его родители или опекуны, другие лица, представляющие интересы ребенка на законных основаниях. Не допускается никаких исключений для сокрытия факта задержания.

Несовершеннолетним об ответственности

Очень важна четкая фиксация времени задержания несовершеннолетнего. Протокол должен быть составлен не позднее 3 часов с момента задержания, в котором и фиксируется время.

Если есть подозрение, что подросток совершил преступление, то его могут задержать на 48 часов, о чем выносит решение следователь или дознаватель. О продлении срока на 72 часа решение может вынести только суд. То есть в уголовном процессе предусмотрено 2 граничных срока задержания: 120 часов и 5 суток.

К процедуре проведения задержания в рамках уголовного разбирательства предъявляются суровые требования. Представитель правоохранительных органов должен действовать следующим образом:

  • представиться перед подростком, огласить свою должность и Ф. И. О.;
  • показать свое служебное удостоверение;
  • огласить причину удержания;
  • зачитать права задержанному лицу.

Затем должен быть составлен протокол, в котором обязательно указывается время и обстоятельства задержания (в мельчайших подробностях). В кратчайшие сроки о временном ограничении свободы подростка полицейский обязан уведомить родителей или опекунов, а также по их прибытии передать им копию протокола.

Нарушение процедуры удержания должно стать поводом для обращения к вышестоящему руководству представителя правоохранительных органов с жалобой.

После задержания несовершеннолетнего лица, его доставляют в отделение полиции, к следователю или прокурору. Подростку разъясняются его права и обязанности, как подозреваемого. При наличии оснований, предусмотренных статьей 182 УПК, проводится личный обыск, то есть если есть подозрение, что у подростка при себе имеется оружие, ценности или любые другие предметы, которые использовались при совершении преступления.

Очень важно знать права, предусмотренные действующим законодательством. И это касается не только родителей, но и самих несовершеннолетних лиц. Прежде всего, представитель правоохранительных органов обязан зачитать права лицу, которое удерживается.

Права несовершеннолетнего при задержании, о которых должен помнить каждый подросток:

  • Право на телефонный звонок. Нет такого права только у тех лиц, которые сбежали из-под стражи или из психиатрического медицинского учреждения.
  • Молодой человек, даже преступив закон, имеет право на молчание. Он не обязан даже разговаривать с полицейским, который проводит задержание.
  • При низком владении русским языком либо при его полном непонимании, подросток должен требовать переводчика.
  • Если полицейский преступил закон и применил физическую силу к подростку, то последний обязан незамедлительно сообщить об этом и вызвать врача, для фиксации нанесенных травм или увечий.

Главное, чтобы для удержания были действительно веские основания, предусмотренные процессуальным законодательством.

Делами по административным правонарушениям, которые совершили несовершеннолетние лица, занимается КДН. Такие дела рассматриваются по месту проживания подростка. К исключениям можно отнести такие проступки, как безбилетный проезд или нарушения правил дорожного движения.

Из десяти видов наказаний, предусмотренных КоАП, к несовершеннолетним правонарушителям применяется штраф или предупреждение. Не допускается административное задержание несовершеннолетних. Наложить штраф на подростка или его родителей могут на протяжении 2 месяцев со дня совершения проступка, не позднее. Если речь идет о длящемся нарушении, то двухмесячный срок рассчитывается с момента обнаружения такого правонарушения.

УДК 342.943

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ЛИЦАМ

SOME PROBLEMS OF APPLICABILITY OF ADMINISTRATIVE DETENTION

TO JUVENILE OFFENDERS

Е.В. ИЛЬГОВА, А.Ю. СОКОЛОВ (E.V. ILGOVA, A.Y. SOKOLOV)

Исследуются особенности применения административного задержания к несовершеннолетним гражданам как специальным субъектам административной ответственности. Анализируется практика применения административного задержания правоприменительными органами. На основе проведённого анализа законодательства в данной сфере предлагаются возможные пути совершенствования правового регулирования.

Ключевые слова: административное задержание несовершеннолетних лиц, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях.

The article presents the study of particular features inherent in the process administrative detention of juvenile offenders, viewing the latter as special subjects of administrative liability. The practice of administrative detention conducted by law-enforcement bodies is also given special analysis. On the basis of given analysis the author suggests different ways of improvement of the legal regulation.

Key words: administrative detention of juvenile offenders, provisions procedure measures of misdemeanor cases, the Code of RF of misdemeanor cases under the rules of Administrative law, provisions procedure of misdemeanor cases under the rules of Administrative law.

Административное задержание представляет собой одну из закреплённых ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [1] мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

КоАП РФ закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей.

Несовершеннолетние (дети) — особая возрастная группа. Несовершеннолетний, как правило, характеризуется неадаптированно-стью, которая связана с психологической неустойчивостью их личности, отсутствием соответствующего образования, профессии. Несовершеннолетний подчас лишён возможности правильно оценить ту обстановку (ситуацию), в которой он оказался, это обусловлено как отсутствием жизненного опыта, так и особенностями психики подростка.

Хотелось бы отметить, что установление в законе возможности применения адми-

нистративного задержания к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, соответствует международно-правовым нормам, в том числе Конвенции

о защите прав человека и основных свобод [2], которая в подп. ё) ч. 1 ст. 5 допускает ограничение права на свободу и личную неприкосновенность в случае заключения под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведённое с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом.

Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном

© Ильгова Е.В., Соколов А.Ю., 2011

правонарушении. Действующее законодательство об административной ответственности не уточняет, какие именно случаи являются исключительными. В связи с этим, как справедливо отмечают некоторые исследователи [3], основание применения этой меры может и должно быть конкретизировано.

Комментируемая ст. 27.3 КоАП РФ посвящена такой мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как административное задержание.

1. Административное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица. Гарантии кратковременности лишения свободы при задержании установлены ст. 27.5 КоАП РФ — только в исключительных случаях срок административного задержания может превышать три часа. Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении некоторых других обеспечительных мер, например доставления. Лицо, фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти, еще не считается административно задержанным. Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение.

Целями административного задержания являются:

— правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении;

— исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи перечень органов, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание, является исчерпывающим. Вместе с тем в соответствии с п. «к» ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности имеют право осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов. Данные действия должностных лиц ФСБ могут не быть связаны с осуществлением контртеррористической операции и не подпадать под п. 9 ч. 1 комментируемой статьи.

Как представляется, ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ должна быть приведена в соответствии с Законом «О федеральной службе безопасности» путем дополнения ее пунктом 11 «а также иные должностные лица, в случаях, установленных федеральными законами».

2. Если органы, должностные лица которых правомочны осуществлять административное задержание, указаны в ч. 1 комментируемой статьи, то перечень управомоченных на это должностных лиц определяется самими органами.

Порядок действий должностных лиц и процедура оформления протокола регулируется в Регламентах, принятых отдельными законодательными актами. К примеру, действия инспекторов ГИБДД должны соответствовать Административному регламенту МВД № 664, который начал действовать только с 20.10.2017. Ранее более 7 лет (с 2009 года) действовал Приказ № 185, который в настоящее время утратил силу.

Общий порядок административного задержания должен быть таким:

  1. сотрудник правоохранительных органов представляется, объявляет, в связи с чем производит задержание – вид правонарушения, причина;
  2. человек доставляется в отдел полиции, до этого может быть произведен личный досмотр и досмотр транспорта;
  3. составляется протокол;
  4. гражданин помещается в камеру, после чего доставляется в суд, где признается виновным либо невиновным постановлением суда;
  5. постановление можно обжаловать в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня вручения его копии.

Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:

  • обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
  • сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
  • разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.

Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:

  • знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
  • просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
  • требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
  • требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
  • обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.

Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.

Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.

В практике встречаются случаи, когда полицейские не позволяют самому задержанному позвонить близким по своему телефону, пресекают попытку звонка и даже изымают телефон. Такие действия должностных лиц нельзя признать законными, поскольку Кодексом об административных правонарушениях не запрещено правонарушителю пользоваться сотовой связью.

Если обеспечительная мера применяется в отношении несовершеннолетнего, то его родители или опекуны уведомляются всегда, вне зависимости, поступила об этом просьба или нет.

Кроме того, всегда обязаны сообщать об инциденте руководителю государственной организации, когда задержанный в ней числится сотрудником.

Такой неприкосновенностью обладают:

  • Президент РФ (как действующий, так и прекративший свои полномочия по любому основанию);
  • члены Совета Федерации;
  • депутаты ГосДумы РФ, а также депутаты Думы на областном и городском уровне;
  • судьи любого уровня (мирового, районного, арбитражного и т.д.);
  • прокуроры;
  • уполномоченный по правам человека;
  • иностранные граждане, обладающие дипломатической неприкосновенностью (при наличии подтверждения: например, дипломатического паспорта);
  • некоторые другие.

В отношении одних из перечисленных лиц задержание не может быть применено ни при каких обстоятельствах (к примеру, Президент), а в отношении других такая административная мера может быть применена только в случае, когда лицо застигнуто на месте преступления и имеется разрешение от соответствующего органа. Так, Уполномоченный по правам человека может стать административно задержанным только при соблюдении определенного порядка: необходимо получить согласие Государственной Думы в письменном виде.

На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.

Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.

Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.

Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.

Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д. Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.

Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.

Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.

Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.

Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.

С учетом такой практики, Верховным Судом РФ в разъяснениях было обращено внимание на недопустимость нарушений целей и оснований, предусмотренных в специальных нормах законодательства. По мнению Верховного Суда, произвольность в принятии решений об ограничений свободы граждан должна быть искоренена, поскольку нарушение Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод неприемлемо.

Существует два основания для задержания: административное и уголовное (т. е. по подозрению в совершении преступления). Поводом для уголовного задержания может быть:

  • полицейская ориентировка
  • схожесть с приметами разыскиваемого преступника
  • показания свидетелей
  • обнаружение на месте преступления.

Административная ответственность для несовершеннолетнего наступает с 16 лет. До этого возраста за все совершенные им проступки отвечают родители или законные представители. Если подростку исполнилось 16 лет, его могут привлечь к административной ответственности и наказать. Например, наложить штраф.

Подросток с поддельным паспортом задержан в аэропорту Астаны

Процесс задержания в обоих случаях схож. Прежде всего

полицейский должен представиться, предъявить служебное удостоверение и объяснить суть претензий

По идее, страж порядка должен поинтересоваться и возрастом ребенка. Но учитывая, что документов, удостоверяющих личность, у несовершеннолетних обычно не имеется, на слово могут и не поверить.

После доставления в РУВД устанавливается:

  • личность подростка,
  • адрес проживания и данные родителей (заменяющих их лиц).

Родителей обязательно оповещают, где именно и по какой причине находится их сын или дочь

Обычно это делается по телефону. Если связаться с ними не удается, принимаются меры для их розыска.

Защиту прав и законных интересов по административным делам осуществляют законные представители несовершеннолетних (родители, усыновители, опекуны, попечители). Они допускаются к участию в деле с момента административного задержания или составления протокола о правонарушении. При уголовном задержании к делу сразу подключается адвокат.

В полицейском участке несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых. Личный досмотр

  • проводится лицом одного пола с досматриваемым
  • в присутствии двух понятых того же пола

В исключительных случаях личный досмотр может быть произведен без понятых. Например, если есть основания полагать, что при подростке находится оружие или иные предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих. По результатам досмотра составляется протокол, об этом в течении 24 часов должен быть уведомлен прокурор.

Задержан полицией: как быть и что делать


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...