Конституционное право на жизнт и защиту здоровья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституционное право на жизнт и защиту здоровья». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…

Конституция Российской Федерации разграничивает понятия «права человека» и «права гражданина».

Права человека предопределены его социальной природой и приобретаются им в силу факта его рождения. Данные права неотчуждаемы.

Права же гражданина обусловлены фактом их закрепления в Конституции и предоставлены только гражданам России.

В Конституции России при закреплении прав человека используется термин «каждый». К примеру, в статье 20 закреплено, что каждый имеет право на жизнь. При описании прав гражданина в Конституции России применяется термин «граждане». В частности, статья 32 Конституции устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Применяемые в Конституции России термины «право» И «свобода» во многом равнозначны. При этом свобода предполагает большую автономию личности при ее реализации. Так, к примеру, Конституция гарантирует свободу мысли и слова (статья 29). Реализовать данную свободу человек может в самых разнообразных формах и различными способами.

С учетом сферы реализации конституционные права и свободы объединяют в следующие группы:

  • личные права и свободы, призванные обеспечить свободу и автономию человека как члена гражданского общества (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни и др.);

  • политические права и свободы, связанные с участием в управлении делами государства (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, право участвовать в управлении делами государства и др.);

  • экономические права и свободы, обеспечивающие свободу человеческой деятельности в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и др.);

  • социальные права и свободы, обеспечивающие человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду и др.);

  • культурные права и свободы, обеспечивающие свободу доступа к культурным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом (право на образование, право на участие в культурной жизни и др.).

Несмотря на представленную классификацию, все конституционные права и свободы обладают одинаковой юридической силой, в равной мере значимы для каждого гражданина и подлежат одинаковой защите со стороны государства.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции России)

Неприкосновенность жилища заключается в том, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Исключение возможно только в случаях, установленных федеральным законом, или по решению суда.

Под жилищем понимается как место постоянного или временного проживания, так и место пребывания гражданина.

Ограничение права на неприкосновенность жилища возможно в следующих случаях.

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, при надлежащие гражданам, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

  • для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

  • для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

  • для пресечения преступления;

  • для установления обстоятельств несчастного случая.

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если проникновение было осуществлено в их отсутствие (статья 15 Федерального закона «о полиции»).

По общему правилу, судебное решение является необходимым условием проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища (статья 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», статья 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Исключение составляют случаи, которые не терпят отлагательства, когда оперативно-розыскные мероприятия, а также следственные действия могут проводиться при условии дальнейшего обязательного уведомления суда (судьи) в течение 24 часов.

Основные законодательные акты:

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

  • Федеральный закон «О полиции».

Конституция России в статье 26 закрепляет право каждого на определение и указание своей национальной принадлежности. Национальность — это принадлежность лица к этнической группе, характеризуемая родным языком, особенностями быта, традициями, обычаями, культурой, религией, родством и другими признаками, позволяющими лицу идентифицировать себя. Конституция Российской Федерации закрепляет принцип национальной самоидентификации — определение национальной принадлежности связывается не столько с национальностью родителей, сколько с осознанием лицом своей принадлежности к определенной этнической общности, к людям духовно связанным общим языком и культурой.

При этом в Конституции России закрепляется, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. В этой связи паспорт гражданина Российской Федерации в настоящее время не содержит графы «национальность». Вместе с тем, в паспортах, выдаваемых жителям Татарстана, может содержаться вкладыш, в котором имеется возможность указывать национальность гражданина.

Важной гарантией реализации права определять и указывать свою национальную принадлежность является конституционный принцип равенства всех перед законом и судом независимо от расы, национальности и языка.

Язык является средством общения между людьми, обмена мыслями, информацией, взаимного понимания.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» гарантирует всем ее народам независимо от численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка. Каждому гарантируется свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, религии и места проживания.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон “О государственном языке Российской Федерации”

  • Закон Российской Федерации “О языках народов Российской Федерации”

  • Черным по белому
  • Белым по черному
  • Темно-синим по голубому
  • Коричневым по бежевому
  • Зеленым по темно-коричневому

Реализация и защита конституционных прав и свобод гражданина

Для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи Вы вправе выбирать поликлинику или больницу, а также врача с учетом его согласия. При выборе врача и медицинской организации Вы имеете право в доступной для Вас форме получить информацию о медицинской организации и о ее деятельности, также о врачах, об уровне их образования и квалификации. Пациент вправе требовать замены лечащего врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель отделения или медицинской организации должен содействовать выбору пациентом другого врача.

Федеральный закон и принятые в его исполнение подзаконные акты предлагают пациенту занимать более активную позицию при решении вопросов охраны собственного здоровья, детально регламентируя требования к информированию пациентов о правах и обязанностях, о состоянии здоровья, о факторах влияющих на здоровье, предоставлению иной информации, необходимой пациенту, чтобы стать полноправным участником процесса оказания медицинской помощи. Один из инструментов реализации этого права — информированное добровольное согласие, которое является необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства.

Информированное добровольное согласие — это осознанное личное согласие пациента или его представителя на медицинское вмешательство, данное на основе полной и всесторонней информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах. Эта информация должна быть сообщена Вам лечащим врачом или иным медицинским работником в доступной для понимания форме, то есть процесс информирования должен производиться таким образом, чтобы у несведущего человека появилась определенная компетентность относительно состояния его здоровья, и тех манипуляций, которые планируют по отношению к нему выполнить медицинские работники, показаниях и противопоказаниях к лечению. Это особенно важно, если предстоит оперативное вмешательство. При выборе поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи на срок такого выбора Вы также даете согласие на определенные виды медицинского вмешательства, перечень которых установлен Минздравсоцразвития России. Полученное согласие подписывается пациентом или его представителем и включается в медицинскую документацию.

Информация о состоянии здоровья не может быть Вам предоставлена против Вашей воли.

В процессе оказания медицинской помощи и в последующем Вы вправе непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние Вашего здоровья, получать документы, их копии и выписки из медицинских документов, в том числе для консультации у других специалистов.

Российские пациенты пользуются этим правом редко. Не только врач, но и пациент вправе решать, что ему требуется консилиум или консультация специалиста. Но это право имеет и определенные ограничения. Например, если нет возможности созвать консилиум или отсутствует соответствующий врач-специалист, Вам будет отказано в этом праве. Одним из вариантов реализации этого права является использование «второго мнения». В этом случае пациенту или его представителю необходимо запросить соответствующие медицинское документы (или их копии) и обратиться за консультацией к другому врачу.

Застрахованные по обязательному медицинскому страхованию лица вправе обратиться в свою страховую медицинскую организацию, которая организует очную экспертизу качества лечения, экспертную оценку полученных пациентом рекомендаций.

Вы вправе отказаться от медицинского вмешательства, причем такой отказ может быть как полным, так и частичным: Вы правомочны отказаться от лечения или не согласиться с каким-то конкретным предложением врача, но продолжить у него лечиться, отказаться от предложенных манипуляций или методов лечения. При отказе от медицинского вмешательства Вам в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ от медицинского вмешательства должен быть зафиксирован в медицинской документации.

В ряде жестко определенных Федеральным законом случаев медицинское вмешательство может производиться без согласия пациента, например, когда это необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, если состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, или по решению суда в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной жизнью. Острые и хронические боли доставляют пациенту массу неприятностей. Поэтому, несмотря на то, что медицина считает своей первичной целью лечение заболевания, сохранение и продление жизни, законодательство установило данное право пациента. Этому праву следует обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль. Недопустимо применение болезненных методов диагностики или лечения без должного обезболивания.

Здоровый человек ест то, что ему нравится. Заболев, люди активно принимают лекарственные средства и забывают о таком надежном и постоянно действующем лечебном средстве, как диетическое питание. Правильно подобранная диета больного имеет большое значение не только для восстановления происходящих во время болезни потерь в организме и для поддержания сил, но и как действенное лечебное средство. Современной наукой установлено, что при любом заболевании пищевой рацион оказывает определенное воздействие, а в ряде случаев имеет решающее влияние на течение и исход болезни. Режим питания и приемы обработки пищевых продуктов во многом зависят от характера заболевания, его стадии, особенностей нарушения обмена веществ. Рекомендованная лечащим врачом диета является существенной частью общего лечения при всех без исключения заболеваниях. Без соблюдения диеты даже самое активное лечение не может быть эффективным. Поэтому оказание медицинской помощи в условиях стационара включает организацию лечебного питания пациентов.

В соответствии с Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О радиационной безопасности населения» указанное право реализуется посредством создания в медицинских организациях условий, безопасных с позиции санитарных правил и норм, то есть тех, при которых внешние факторы не будут создавать угрозу жизни и здоровью человека. Пациентам необходимо знать, что существует достаточно обширный перечень санитарных нормам и правил, призванных обезопасить его от различного рода негативных последствий нарушения санитарно-гигиенических требований, таких как внутрибольничные инфекции, послеоперационные осложнения, вызванные нарушениями гигиены со стороны медицинского персонала, осложнения после различного рода манипуляций, выполненных с нарушением требований. Выполнение санитарных норм и правил при оказании медицинской помощи контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Сведения о факте обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии здоровья больного и диагнозе, иные сведения, полученные при медицинском обследовании пациента и его лечении, составляют врачебную тайну. Медицинские организации обязаны создать систему организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну. Медицинские работники не вправе без Вашего согласия разглашать сведения о пациенте, которые стали им известными в связи с выполнением профессиональных обязанностей, кроме установленных законом случаев.

Пациент — лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.

Статьей 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательно закреплен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи (перечень мер, предпринимаемых медицинскими работниками и администрацией лечебных учреждений с целью обеспечения максимально физически и морально комфортного пребывания пациента в медицинской организации).

Приоритет интересов пациента реализуется путем:

— соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

— оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

— обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

— организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

— установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

— создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Права пациента — это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

Права пациентов в Российской Федерации гарантируются ст. 41 Конституции РФ, ст. 5, 6, 18-26 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» и ст.16 Федерального закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Права и обязанности граждан раскрыты статьями Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Статья 5 определяет соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий:

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статья 18. Право на охрану здоровья

1. Каждый имеет право на охрану здоровья.

2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Статья 19. Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

О правах и обязанностях граждан в сфере здравоохранения

1. Конституция РФ.

2. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года N 5487-1 (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2004 года N 151-ФЗ).

3. Определение Конституционного суда Российской Федерации по жалобе гражданина Кислова Сергея Валентиновича на нарушение конституционных прав статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 7 июня 2001 года.

5. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор В. А. Четвернин. — М.: Центр конституционных исследований Московского Общественного Научного Фонда, 1997.

6. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. — М.: Фонд «Правовая культура», 1996.

Медицинское законодательство выступает неотъемлемой гарантией права человека на жизнь. Право на жизнь обеспечивается системой политических, организационных, финансово-экономических и специальных юридических гарантий. Под гарантиями понимается совокупность приемов и способов, необходимых для реализации данного права. Гарантии права на жизнь взаимосвязаны между собой. Поэтому мы рассматриваем юридические гарантии в их привязке к политическим институтам, финансово-экономической политике государства, к организационным основам государственного и муниципального управления.

Говоря о политических гарантиях права на жизнь и об их юридическом закреплении, мы прежде всего обращаемся к ст. 2 и ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в которых провозглашается, что человек, его права и свободы – это высшая ценность, защищаемая государством, а также закрепляется, что в России охраняется здоровье человека. Совершенно ясно, что без политических, социально-экономических и организационных составляющих само по себе медицинское законодательство не может гарантировать право на жизнь человека. Только в системе данные институты государства и общества способны обеспечить жизнь и здоровье человека в Российской Федерации.

Сам по себе факт закрепления права на жизнь и права на охрану здоровья в гл. 2 Конституции РФ уже означает, что государство признает данные права человека и гражданина основополагающими. Но даже без закрепления указанных прав в каком-либо нормативном акте понятно, что жизнь и здоровье являются наивысшей ценностью в цивилизованных государствах. Данные права определяются как общечеловеческие ценности вне зависимости от господствующей идеологии и религиозных убеждений в том или ином обществе. И если трактовка права на жизнь в ст. 20 действующей Конституции РФ трактуется несколько специфично, во взаимосвязи со смертной казнью и условиями ее применения, нет сомнений, что это личное право, безусловно и безоговорочно определяемое как свойство личности, то право на охрану здоровья и медицинскую помощь – это социальные права, вытекающие из права на жизнь.

Базирующаяся на принципах международного права Конституция РФ провозгласила Россию социальным государством и закрепила конституционное право на охрану здоровья (ст. 41). В целях реализации ратифицированных международных актов (например, Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака и т.д.) в России были приняты нормативные акты, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан:

  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах»;
  • Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
  • Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об обращении лекарственных средств»;
  • Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
  • Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (ред. от 19.07.2018) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 (ред. от 23.05.2016) «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

На уровне отдельных законов в России наблюдаются попытки комплексно охватить современные направления охраны здоровья граждан.

Права и свободы человека и гражданина

Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или ином случае утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

В начале XXI в. в большинстве развитых стран мира наметилась тенденция расширения направлений деятельности в области охраны здоровья граждан, что подтверждают исследования направлений деятельности ООН и ВОЗ. Связано это с получившим признание пониманием здоровья в широком смысле. Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие направления деятельности, связанные с охраной здоровья граждан:

  • обеспечение медико-санитарной помощью (т.е. сохранение непосредственного здоровья человека);
  • оценка безопасности продуктов питания, полученных с применением новых технологий, таких как генная инженерия (ГМО-технологий) или нанотехнологии (т.е. разработка международных пищевых стандартов, которые охватывают основные виды пищевой продукции, к которым относятся переработанные продукты питания, полуфабрикаты и сырые продукты питания, а также материалы, используемые при переработке пищевых продуктов);
  • оценка риска, определение безопасных предельных значений концентрации химических веществ, которые используются в качестве основы при разработке национальных и международных стандартов в области безопасности продуктов питания, направленных на охрану здоровья потребителей (химические вещества могут попасть в продукты питания либо в результате их намеренного использования в технологическом процессе (например, в виде пищевых добавок), либо в результате загрязнения воздуха, воды и почвы, например, загрязнение диоксинами, влияющими на репродуктивную функцию человека и щитовидную железу, происходит преимущественно через загрязненный корм для животных);
  • оценка антимикробной резистентности (противомикробные препараты являются важнейшими лекарственными средствами для лечения болезней человека и животных, однако необходимо сокращать риски для общественного здравоохранения, которые представляет антимикробная резистентность, связанная с использованием противомикробных препаратов при производстве продуктов питания животного происхождения);
  • оценка доступа к безопасному водоснабжению.

В Российской Федерации сложились три уровня публичной власти: федеральный, региональный и муниципальный. Для каждого из указанных уровней характерны специфические полномочия по правовому регулированию в области охраны здоровья.

Исходя из сказанного и опираясь на нормы Конституции РФ, следует назвать те отрасли законодательства, которые регулируют общественные отношения, входящие в публичное медицинское право. Из ст. 71 Конституции РФ выделим:

  1. законодательство о регулировании и защите прав и свобод (включая право на жизнь и право на охрану здоровья) – п. «в» ст. 71 Конституции РФ;
  2. законодательство о федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в сфере здравоохранения, – п. «г» ст. 71 Конституции РФ;
  3. законодательство о федеральном стратегическом планировании в сфере здравоохранения – п. «е» ст. 71 Конституции РФ;
  4. законодательство о ядовитых веществах, наркотических средствах и порядке их использования – п. «м» ст. 71 Конституции РФ;
  5. процессуальное законодательство в части: административно-процессуальных норм о принудительной госпитализации и лечении; гражданско-процессуальных норм о признании ограниченно дееспособным и недееспособным; порядка назначения судебно-медицинских экспертиз.

Совместное законодательство РФ и субъектов Федерации в сфере здравоохранения включает в себя:

  • защиту прав и свобод, в том числе право на жизнь и право на охрану здоровья – п. «б» ст. 72 Конституции РФ;
  • координацию вопросов здравоохранения – п. «ж» ст. 72 Конституции РФ;
  • осуществление мер по борьбе с эпидемиями – п. «з» ст. 72 Конституции РФ;
  • административное и административно-процессуальное законодательство (как содержащее в себе нормы об организации государственного управления в сфере здравоохранения) – п. «к» ст. 72 Конституции РФ.

Анализ муниципального уровня полномочий на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет выделить следующие вопросы местного значения, по которым может осуществляться муниципально-правовое регулирование:

1) для городских и сельских поселений:

а) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
б) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

2) для муниципальных районов:

а) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному орг а н у исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
б) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

3) для муниципального, городского округа: создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального, городского округа (за исключением территорий муниципальных, городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Внесенные в ч. 1 ст. 132 Конституции РФ изменения от 14 марта 2020 г. предполагают, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Оно закреплено во всех международных актах о правах человека, а также в конституциях почти всех стран мира и является неотъемлемым правом человека, охраняемым законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Именно на этом основании, например, в ряде стран с господством католической церкви запрещены аборты.

В Конституции это право зафиксировано в ст. 20. Кроме того, право на жизнь обеспечивается на конституционном уровне запретом подвергать человека пыткам, насилию, жестокому обращению, медицинским опытам, а также социальным обеспечением, правом на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду (ст. 21, 39, 41, 42 Конституции). Запрет убийства в четких правовых формах предусмотрен уголовным законодательством. Но реализация данного права обеспечивается и нормами других отраслей. Это и положения, направленные на укрепление здравоохранения, сохранение здоровой окружающей среды, проведение мирной внешней политики, борьбу с терроризмом и др. Так, ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Напишите свой комментарий ...