Уведомление о внеплановой проверке ФАС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о внеплановой проверке ФАС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.

Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта, так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче — до 5 дней. В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.

Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ, то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» — вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет.

Как ФАС проверяет закупки по 44-ФЗ

Итак, если назначена проверка ФАС, то, вполне вероятно, в результате будут выявлены нарушения. Такова статистика. Естественно, этот факт не вселяет оптимизма. Тем не менее есть шансы «снизить градус» негативных последствий, если к проверке подготовиться.

В первую очередь, нужно уведомить о предстоящей ревизии все службы организации, которых она может коснуться. Помимо отдела закупок, контрактной службы (управляющего) и так далее, стоит предупредить юридический отдел, бухгалтерию, канцелярию. Эти подразделения также должны быть готовы к тому, что проверяющие из ФАС захотят с ними пообщаться.

Важно помнить, что осуществлять проверку имеют право только те лица (минимум двое), которые указаны в уведомлении. Поэтому в обязательном порядке следует проверить документы представителей антимонопольного органа. Если явились лица, не указанные в уведомлении, вы имеете полное право не пустить их на территорию организации и не предоставлять им документы.

Если с документами у инспекторов все в порядке, им следует обеспечить беспрепятственный доступ в помещение, а также указанные в уведомлении условия работы. Запрещено препятствовать проверяющим — отказывать в предоставлении документов, не идти на контакт и так далее. В то же время не стоит давать им лишнюю информацию и документы. Не нужно пускать их деятельность на самотек, оставлять одних в помещении.

Внимание! Инспекторы имеют право забрать для изучения оригиналы документов. Все изъятия должны оформляться актами приема-передачи.

Кстати, рекомендуем снять копии со всех документов, которые передаются проверяющим. В особенности тех, которые будут изъяты и отправлены в ФАС. Не секрет, что в государственных органах бумаги легко теряются.

Инспекторы не должны превышать своих полномочий. В этом плане целесообразно обеспечить в процессе проверки присутствие юриста — он поможет защитить интересы проверяемого лица. Важно следить, чтобы акты и протоколы составлялись проверяющими правильно. Кроме того, специалисты рекомендуют записывать весь ход проверки. Это может помочь в том случае, если впоследствии придется оспаривать ее результаты в суде.

При визите инспекторов ФАС или получении уведомлений о документальной ревизии, проверяемым желательно соблюдать несколько простых правил:

  • Обязательно проверить удостоверяющие документы сотрудников: соответствуют ли они данным в приказе, распоряжении о проверке. Также необходимо убедиться, что инспекторов как минимум двое. При обнаружении даже незначительных несоответствий в этих документах вы имеете право не пропустить явившихся сотрудников на свою территорию.

  • Оповестить руководителя, управляющий персонал и (если возможно) пригласить юриста для сопровождения проверяющих. Проверяемый вправе присутствовать при проведении проверки и получать от должностных лиц ФАС информацию по ее предмету.

  • Не препятствовать инспекторам в их действиях, предъявлять только то, о чем они просят, не предоставляя лишней информации.

  • При изъятии документов вначале рекомендуется снять с них копии, т. к. государственные органы нередко теряют предоставленные им документы, и составить акт приема-передачи.

  • Необходимо требовать составления подробного протокола совершаемых инспекторами действий, внимательно проверять составленные протоколы и акты, а также заявлять о своем согласии/несогласии с ними. Запись процесса проверки и следование приведенным рекомендациям поможет в будущем, если результаты проверки будет необходимо оспаривать в суде.

Внеплановая проверка ФАС

Согласно п. 16 Порядка проведения проверок общий срок проверки (с продлением) не может превышать двух месяцев, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований п. 19 Порядка проведения проверок. В данном случае указанный срок не может составлять более чем шесть месяцев.

Отметим, что проектом регламента предусмотрен общий срок для проведения как плановых, так и внеплановых проверок – 30 дней. Названный срок отсчитывается:

– с даты начала проведения, поименованной в приказе, – для плановой проверки;

– с момента поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок – для внеплановых проверок. При этом датой поступления информации о нарушении законодательства является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.

Проектом административного регламента установлены случаи продления указанного выше срока. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен в исключительных случаях, а также при направлении запроса о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения внеплановой проверки, не более чем на 30 дней. При этом о продлении срока проверки должно быть уведомлено лицо, направившее в контрольный орган информацию о нарушении и субъект контроля (заказчика, контрактную службу, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок и его членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированную организацию, оператора электронных площадок).

В свою очередь, срок плановой проверки продлевается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, на основании приказа руководителя контрольного органа. Данный срок может быть продлен не более одного раза, и общий срок проведения проверки не может составлять более двух месяцев, за исключением случая несоблюдения субъектами контроля требований п. 4.14 проекта регламента. В таком случае срок проведения проверки не может составлять более чем шесть месяцев.

Проверки соблюдения антимонопольного законодательства в первую очередь затрагивают фирмы с доминирующим положением на рынке (ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ). Кроме того, ФАС может проверить, как фирма соблюдает запрет на недобросовестную конкуренцию, например, не распространяет ли ложных сведений о своих конкурентах, не разглашает ли чужую коммерческую тайну. Такие проверки проводятся в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 25 мая 2012 года № 340.

Контролируя соблюдение законодательства о рекламе, ФАС проверит, является ли она добросовестной и достоверной, соответствует ли она требованиям, предъявляемым к рекламе конкретных видов продукции. При проведении таких проверок применяется Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 4 июня 2012 года № 360.

Когда все материалы собраны и проанализированы, инспекторы составляют в двух экземплярах акт проверки. В нем они опишут все нарушения или укажут на их отсутствие. В журнале проверок инспекторы должны сделать запись о проведенной проверке. Акт проверки вам вручат под расписку. Кроме того, инспекторы ФАС могут выдать предписание об устранении нарушений законодательства. Руководство проверяющих изучит материалы проверки и может поставить вопрос о возбуждении административного дела, которое будет рассмотрено в порядке, установленном КоАП РФ.

(в ред. Приказов ФАС РФ от 21.03.2013 N 175/13, от 17.11.2015 N 1104/15, от 09.12.2016 N 1737/16, от 30.05.2017 N 714/17)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 24.02.2010 N 89 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства» (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2010 N 16935).

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
И.Ю.АРТЕМЬЕВ

1.1. Государственная функция по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее — государственная функция).

Что проверяет ФАС? Виды и этапы проверок

1.3. Антимонопольный орган исполняет государственную функцию в соответствии с: (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)

Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601; ст. 3610; ст. 3618; 2009, N 52 (ч. I), ст. 6450; ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281; N 27, ст. 3873; ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7343; 2012, N 31, ст. 4334; N 53 (ч. I), ст. 7643; 2013, N 27, ст. 3436; ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4084; N 44, ст. 5633; N 51, ст. 6695; N 52 (ч. I), ст. 6961; ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2928; N 30 (ч. I), ст. 4266); 2015, N 27, ст. 3947; N 29 (ч. I), ст. 4339; ст. 4342); (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 18, ст. 2142; N 31, ст. 4160; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; N 7, ст. 905; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 30 (ч. I), ст. 4590; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320; N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4041; N 44, ст. 5633; N 48, ст. 6165; N 49 (ч. I), ст. 6338; N 52 (ч. I), ст. 6961; ст. 6979; ст. 6981; 2014, N 11, ст. 1092; ст. 1098; N 26 (ч. I), ст. 3366; N 30 (ч. I), ст. 4220; ст. 4235; ст. 4256; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1 (ч. I), ст. 53; ст. 72; ст. 85; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 3950; N 29 (ч. I), ст. 4339; ст. 4362; ст. 4372); (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)

Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259; 2006, N 45, ст. 4706; N 49 (ч. II), ст. 5223; 2007, N 7, ст. 903; 2008, N 13, ст. 1316; N 44, ст. 5089; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 2, ст. 248; N 39, ст. 4613; 2010, N 9, ст. 960; N 25, ст. 3181; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 18, ст. 2645; N 44, ст. 6269; 2012, N 27, ст. 3741; N 39, ст. 5283; N 52, ст. 7518; 2013, N 35, ст. 4514; N 36, ст. 4578; N 45, ст. 5822; 2014, N 35, ст. 4774; 2015, N 1 (ч. II), ст. 279; N 10, ст. 1543); (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)

постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50 (ч. VI), ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506); (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)

постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1482; N 31, ст. 3259; 2006, N 23, ст. 2527; 2007, N 1 (ч. II), ст. 292; 2008, N 14, ст. 1414; N 44, ст. 5089; 2009, N 6, ст. 738; N 39, ст. 4613; 2011, N 6, ст. 888; 2012, N 36, ст. 4909; 2015, N 1 (часть II), ст. 279); (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301; 2012, N 53 (ч. 2), ст. 7958); (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)

1.4. Предметом государственного контроля (надзора) является проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — проверяемое лицо) при осуществлении ими своей деятельности или исполнение предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 11.1, 14 — 17.1, 19 — 21 Закона о защите конкуренции при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании Закона о защите конкуренции не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций.

1.5. Права должностных лиц при осуществлении государственного контроля:

— право на беспрепятственный доступ на территорию и (или) в помещение, здание проверяемого лица (за исключением жилища проверяемого лица) при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки;

— получать по мотивированному требованию в установленный срок документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну при наличии у соответствующего члена инспекции оформленного надлежащим образом допуска к сведениям соответствующей степени секретности, включая служебную переписку в электронном виде, необходимых антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями;

— право на беспрепятственное осуществление осмотра территорий, зданий и помещений, занимаемых проверяемым лицом (за исключением жилища проверяемого лица), предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях (в необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов).

1.6. Обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля:

— соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого лица;

— проводить проверку на основании приказа руководителя антимонопольного органа;

— проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа;

— не препятствовать руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— предоставлять руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

— знакомить руководителя, иного должностного лица проверяемого лица или уполномоченного представителя проверяемого лица с результатами проверки;

— учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

— доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— соблюдать установленные сроки проведения проверки;

— не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

— перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя проверяемого лица ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;

— осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;

— не разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную антимонопольным органом, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

— исполнять государственную функцию в соответствии с настоящим Регламентом;

— своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований; (в ред. Приказа ФАС РФ от 30.05.2017 N 714/17)

— знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия; (в ред. Приказа ФАС РФ от 30.05.2017 N 714/17)

1.7. Права лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю:

— получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке исполнения государственной функции;

— осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя;

— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— получать от антимонопольного органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

— знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц антимонопольного органа, совершенных в рамках проведения проверки;

— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц антимонопольного органа, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу;

— знакомиться с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия; (в ред. Приказа ФАС РФ от 30.05.2017 N 714/17)

— представлять документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в Перечень, по собственной инициативе; (в ред. Приказа ФАС РФ от 30.05.2017 N 714/17)

В случае, если документы и (или) информация, представленные юридическим лицом (уполномоченным представителем юридического лица), не соответствуют документам и (или) информации, полученным в рамках межведомственного информационного взаимодействия, ФАС России вправе направить юридическому лицу (уполномоченному представителю юридического лица) информацию об этом, затребовав необходимые пояснения в письменной форме; (в ред. Приказа ФАС РФ от 30.05.2017 N 714/17)

— представить дополнительные документы, подтверждающие достоверность ранее предоставленных документов; (в ред. Приказа ФАС РФ от 30.05.2017 N 714/17)

— знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора) в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенными в Перечень; (в ред. Приказа ФАС РФ от 30.05.2017 N 714/17)

— привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке. (в ред. Приказа ФАС РФ от 30.05.2017 N 714/17)

1.8. Обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю:

— представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

1.9. Результатом исполнения государственной функции являются акты проверок, оформляемые антимонопольным органом по результатам проведенных проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Как контролируют заказчиков ФАС России, региональные и муниципальные органы

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 10-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

    • Указ Президента РФ от 17.02.2022 N 65

      «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников»

    • Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 32-рп

      «О продлении срока федеральной государственной гражданской службы»

    • Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 33-рп

      «О внесении изменений в перечень руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций Российской Федерации, которые входят в состав межведомственного коллегиального органа — коллегии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по должности, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 821-рп»

    • Постановление Правительства РФ от 15.02.2022 N 173

      «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых создаются специализированные структурные подразделения с наименованием «специализированный учебно-научный центр»

    • Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 251-р

      «О признании утратившими силу распоряжений Правительства РФ от 31.12.2020 N 3720-р, от 09.04.2021 N 913-р»

    • Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 247-р

      «О плане мероприятий («дорожной карте») по внедрению приоритетных счетов системы природно-экономического учета»

    Приказ ФАС РФ от 25.05.2012 N 340

    Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

    1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
    2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
    3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
    4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
    5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
    6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

    Проверка длится не более 30 дней.

    Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

    • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
    • Необходимо перевести документы;
    • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

    Проводится в случае:

    1. получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Федерального закона №44-ФЗ, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
    2. получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
      а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
      б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
      в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
    3. истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ предписания;
    4. получение обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    При проведении внеплановой проверки в документарной форме в случае, если контрольным органом будет сделан вывод о недостаточности представленной информации, контрольным органом может быть принято решение о внеплановой выездной проверке.

    Контрольный орган уведомляет субъектов контроля в течение 15 рабочих дней со дня поступления вышеуказанной информации о проведении проверки.

    Установлен максимальный срок проведения внеплановой проверки — 10 рабочих дней со дня принятия решения, а в случае осуществления проверки в отношении субъектов контроля, осуществляющих закупки, сведения о которых составляют государственную тайну максимальный срок такой проверки — 20 рабочих дней.

    В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения проверки на основании приказа руководителя или его заместителя может быть продлен 1 раз не более чем на 10 рабочих дней.

    При этом уведомление о продлении срока проверки до 1 июля 2021 г. направляется лицам, в отношении которых проводится проверка, а после 1 июля такое уведомление не направляется, достаточно размещения такого уведомления на сайте ЕИС.

    В результате внеплановой проверки при выявлении нарушений выдается предписание об устранении нарушений, при этом, если контракт уже заключен или выявленные нарушения не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание не выдается.

    Плановой проверке подлежат закупки за последние 3 года до даты начала ее проведения, при этом такой срок может изменен по решению контрольного органа.

    Максимальный срок проведения составляет 20 рабочих дней.

    В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения проверки на основании приказа руководителя или его заместителя может быть продлен 1 раз не более чем на 20 рабочих дней.

    При этом уведомление о продлении срока проверки до 1 июля 2021 г. направляется лицам, в отношении которых проводится проверка, а после 1 июля такое уведомление не направляется, достаточно размещения такого уведомления на сайте ЕИС.

    По результатам плановой проверки составляется акт.

    Плановая проверка осуществляется в соответствии с планом проведения плановых проверок, составляемых в IV квартале текущего года.

    С целью объективности проведения плановых проверок субъектов контроля поделят на категории риска. Чем выше категория, тем чаще будут проходить проверки, но не чаще чем раз в 6 месяцев.

    При проведении выездной плановой или внеплановой проверки в случае воспрепятствования доступа в помещения и на территории, которые занимают субъекты контроля, для получения документов и информации, необходимых контрольному органу, руководитель контрольного органа обязан обратиться в правоохранительные органы для обеспечения комиссии доступа к необходимой информации и документам.

    Уведомление о проведении плановых (внеплановых) проверок, документы, составленные по результатам проверок, направляются по средством почты, факса или электронной почты по адресу, указанному в реестре участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в Электронном бюджете или в ЕИС, или по любому адресу, имеющемуся у контрольного органа.

    В случае выявления несоответствия информации и документов, размещенных в ЕИС и полученных от заказчика по запросу, приоритет для контрольного органа имеют информация и документы, размещенные в ЕИС.

    Внеплановые проверки ФАС России. Горячая линия VEGAS LEX

    • Запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимых для проведения проверки;
    • беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных (специализированных) площадок для получения документов и информации, необходимых для проверки, по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя или его заместителя контрольного органа о проведении проверки;
    • обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными;
    • составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере закупок, рассматривать такие дела и принимать меры по их предотвращению;
    • выдавать предписания.

    А в случае выявления признаков факта совершения преступления должностные лица контрольного органа обязаны передать такую информацию в правоохранительные органы.

    • представлять в контрольный орган, уполномоченным на осуществления контроля должностным лицам контрольного органа: документацию о закупке, заявки, протоколы, аудио-,видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации;
    • представлять по требованию контрольного органа необходимые ему документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о закупках;
    • исполнять в установленные сроки предписания;
    • обеспечить должностным лицам беспрепятственный доступ в помещения и на территорию;
    • обеспечить явку представителей.

    Опубликовано постановление Правительства №1576 8 октября 2020г. и вступает в силу со дня опубликования.

    Универсальный порядок проведения проверки ФАС утвержден Постановлением № 1576 от 01.10.2020. По правилам этого постановления, плановая проверка проводится антимонопольным органом конкретного региона, то есть управлением Федеральной антимонопольной службы субъекта РФ.

    Проверки проводятся в отношении:

    • организаций, которые выступают в роли заказчиков;
    • контрактных служб, управляющих и закупочных комиссий организаций (и их членов);
    • уполномоченных органов (учреждений) и специализированных организаций;
    • торговых площадок (в т. ч. специализированных), Единые агрегаторы торговли (ЕАТ «Березка») в постановлении не указаны.

    В рамках контрольных мероприятий вправе ли ФАС проверить муниципальные предприятия — да. В Единой информационной системе более 3700 записей о проверках этих организаций.

    Контрольные мероприятия проводят в следующих формах:

    • внеплановые и плановые проверки УФАС по закупкам, основанием для проведения которых служит информация о нарушении из различных источников (от жалобы до публикаций в СМИ). Это указано в п. 19 Постановления Правительства № 1576;
    • документарные и выездные проверки антимонопольной службы.

    При необходимости комиссия проводит заседание, на которое приглашают заявителя, ответчика и иные лица.

    Для проведения контроля создают комиссию из сотрудников ведомства. Должности лиц, которые вправе входить в комиссию, указаны в Постановлении Правительства № 1576. К ним относятся разные группы персонала — от специалистов до руководителей.

    Комиссию создают для каждой проверки отдельно или формируют постоянно действующий состав, который при необходимости меняют. В Постановлении № 1576 закреплено, как оформляются результаты проверок ФАС: актами, постановлениями и решениями уполномоченного органа.

    Инструкция по проведению проверочных мероприятий:

    1. Регистрируют информацию о нарушении.
    2. Определяют подведомственность.
    3. Направляют уведомление заявителю и субъекту контроля.
    4. Проводят проверку, продлевают ее сроки (при необходимости).
    5. Оформляют результаты и вносят их в реестр проверок ФАС России.

    Срок направления уведомлений о проведении проверок:

    • внеплановой — в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о нарушении, это указано в п. 27 раздела V «Регламента внеплановой проверки ФАС 44-ФЗ» в Постановлении Правительства № 1576;
    • плановой — за 5 рабочих дней до контрольного мероприятия.

    Также Постановление № 1576 от 01.10.2020 устанавливает предельные сроки для проверочных мероприятий:

    • внеплановой — не более 10 рабочих дней. Если проверяемые сведения секретны — не более 20 рабочих дней. При необходимости срок внеплановой проверки ФАС продлевают однократно не более чем на 10 рабочих дней, при условии, что общий период мероприятия не превышает границы 20-дневного срока (или 30-дневного, если закупка связана с секретностью);
    • плановой — не более 20 рабочих дней. При необходимости могут увеличить однократно не более чем на 20 рабочих дней, так, чтобы период не выходил за границы 40-дневного срока. В п. 45 ПП 1576 указано, какие года проверяет ФАС, — последние три.

    Кто и как проверяет заказчиков по 223-ФЗ

    Рекомендации о возбуждении и рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства по фактам нарушения Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в части нарушения порядка проведения проверок расчетных приборов учета электрической энергии и выявления безучетного потребления

    Настоящие разъяснения подготовлены во исполнение пункта 33 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2020 г., утвержденного приказом ФАС России от 17.04.2020 N 410/20.

    Настоящие рекомендации подготовлены в целях установления единообразия практики применения положений статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), основаны на вступивших в законную силу решениях территориальных управлений ФАС России и судебных решений по обозначенному вопросу.

    При осуществлении территориальными органами ФАС России соответствующего контроля за соблюдением законодательства об электроэнергетике необходимо руководствоваться, в том числе настоящими разъяснениями

    Роспотребнадзор проводит аудиты вне установленного графика в следующей последовательности:

    1. В адрес проверяемой организации направляется уведомление о предстоящей проверке. Обратите внимание, что уведомление не направляют в ситуациях, о которых мы расскажем ниже.
    2. В назначенный день в организацию направляется запрос о предоставлении определенных документов (при документарной проверке) или выезжают инспекторы (при выездном визите).
    3. Инспекторы проводят проверку, по итогам которой составляется акт. В нем фиксируются результаты аудита, выявленные нарушения (при наличии) и сроки для их ликвидации. Если нарушения имеются, инспектор:
    • выносит предупреждение должностному лицу, ответственному за ту часть деятельности предприятия, в которой нашли несоответствия;
    • налагает на организацию штраф; или
    • приостанавливает деятельность организации на определенный срок.

    Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2020 году делятся:

    • на документарные;
    • выездные.

    Документарная проверка проводится на территории Роспотребнадзора (ч. 2 ст. 11 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Проверяемая организация должна представить копии запрошенных документов, заверенные подписью руководителя и печатью (если она есть). Можно предъявить электронные образы документов, но в этом случае их придется заверить усиленной квалицированной электронной подписью руководителя (ч. 6 ст. 11 ФЗ № 294). На передачу документов отводится 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 ФЗ № 294).

    Выездная проверка проводится на территории проверяемой организации (ч. 2 ст. 12 ФЗ № 294). Необходимость в ее проведении возникает, если без выезда не получится:

    • проверить, насколько правдивы данные, указанные в представленных организацией документах;
    • установить соответствие процессов, протекающих внутри компании, законодательным требованиям.

    Максимальная продолжительность проверки — 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 294). Правительство РФ может уменьшить этот срок для организаций, которые ведут деятельность, сопряженную с риском (например, несущую потенциальную опасность для природы или жизни работников предприятия).

    Полномочия Роспотребнадзора

    В ходе аудита Роспотребнадзор обязан соблюдать ограничения, установленные ст. 15 ФЗ № 294. Это значит, что инспектор:

    • проверяет только те источники информации, которые имеют отношение к предмету проверки;
    • отбирает образцы для исследования в количестве, соответствующем нормативам, при условии составления протоколов отбора;
    • изучает документацию, содержащую охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную и пр.);
    • проводит проверку с соблюдением установленных сроков.

    Внеплановые выездные проверки ФАС: то, что необходимо знать

    – проведение анализа правомерности запросов антимонопольных органов, разъяснение требований и возможных рисков;

    – подготовка ответов на запросы УФАС и ФАС России;

    – разработка запросов в ФАС для получения правовой позиции уполномоченного органа;

    – проведение аудита деятельности на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства;

    – подготовка правовой позиции для защиты интересов при проверке антимонопольным органом;

    – консультирование по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства;

    – представление интересов и защита Вас в ФАС: при проведении проверки, при рассмотрении материалов административного дела;

    – обжалование результатов проверки УФАС и ФАС России в административном порядке или в суде;

    – подготовка сообщений об исполнении предписаний ФАС.

    Проверка может быть проведена в отношении почти любой организации или ИП.

    Ваша компания может заинтересовать ФАС, если Вы регулярно участвуете в закупках, если условия участия в закупках и порядок исполнения контрактов вызывают подозрение. Также ФАС будет контролировать Вашу деятельность по определению цены товара, в том числе поставляемого в торговые сети, в случае отказа заключить договор, если есть признаки монополии деятельности.

    Если Вы размещаете рекламу товара и услуг, то Вы также находитесь в зоне риска проверок.

    Особое внимание антимонопольные органы уделяют:

    • деятельности субъектов естественных монополий;
    • участникам исполнения гособоронзаказа;
    • предприятиям в сферах производства и продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий;
    • организациям, предоставляющим транспортные и медицинские услуги, услуги связи, жилищно-коммунального хозяйства, транспортировки нефти и нефтепродуктов.

    ФАС также проводит проверки деятельности заказчиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ГОЗ. Основанием для их проведения чаще всего становятся жалобы участников закупок, содержащие сведения о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

    Комплекс оказываемых юристом услуг будет зависеть от вида проверки. Помните, что к любой проверке вне зависимости от её вида нужно тщательно готовиться.

    1. Плановые проверки

    Они проводятся в соответствии с ежегодными планами, которые размещены на официальных интернет-сайтах ФАС и Генеральной Прокуратуры. О проведении плановой проверки руководителем ФАС или его заместителем издается приказ.

    Наличие плана проверок в открытом доступе не освобождает орган государственного контроля от обязанности уведомить о предстоящей проверке юридическое лицо или индивидуального предпринимателя непосредственно перед её проведением. Такое уведомление должно быть направлено не позднее чем за три рабочих дня до начала проверки.

    Периодичность проведения плановых проверок установлена законом: не чаще одного раза в три года.

    При определении плана проверок ФАС России применяет риск-ориентированный подход.

    1. Внеплановые проверки

    Такие проверки проводятся по факту получения информации о нарушении, при проверке поступившей жалобы. Бесспорно, внеплановые проверки особенно эффективны. У проверяемого лица практически отсутствует время на то, чтобы «замести следы» и скрыть признаки нарушения антимонопольного законодательства. Поэтому представители ФАС чаще всего обнаруживают нарушения именно в ходе проведения внеплановых проверок.

    Законом не установлена допустимая частота проведения внеплановых проверок: они могут проходить в любое время.

    Утверждены правила осуществления проверок по 44-ФЗ

    Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица и заключается в осмотре его офисов, зданий, территорий и предметов. ФАС вправе при выездной проверке получить (изъять) документы, информацию с электронных носителей. В случае истребования оригиналов документов, обязательно составляйте акты приема-передачи.

    Документарная проверка осуществляется по месту нахождения ФАС.

    В рамках её проведения антимонопольный орган рассматривает имеющиеся у него документы о деятельности проверяемого лица. Также, ФАС может запрашивать любую информацию, которая может быть необходима для обеспечения полноты проверки.

    Представители ФАС, в том числе, могут запросить учредительные документы, бухгалтерский баланс; данные о контрагентах и подконтрольных лицах; о лицах, с которыми проверяемое лицо составляет группу лиц.

    Административная ответственность за непредставление документов или представление недостоверных сведений: штраф в размере от 50 000 до 500 000 рублей.

    Проверка должна быть завершена в течение 1 месяца с даты начала её проведения, но может быть продлена на два месяца руководителем ФАС.

    В отношении малого предприятия общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год; в отношении микропредприятия – 15 часов в год.

    Выездная проверка не может проводиться во время отсутствия руководителя организации (иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица).

    При проведении проверки:

    • Должностные лица обязаны предъявлять свои служебные удостоверения.
    • Антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в т.ч. его филиалов и представительств.
    • Если действия должностных лиц оформляются протоколами, к ним прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при проведении действия.

    Срок проведения проверок составляет не более 1 месяца с даты начала, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. Проверка может быть продлена на 2 месяца руководителем антимонопольного органа. Основания продления:

    • Проведение экспертиз, исследований, испытаний;
    • Осуществление перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке;
    • Проведение других необходимых мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства.

    Но общий срок антимонопольной проверки не может превышать 3 месяца.

    По результатам составляется акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю не позднее последнего дня срока проведения проверки. Приложениями к данному акту являются протоколы проведения действий по осуществлению антимонопольного контроля, объяснения должностных лиц проверяемого лица, другие материалы.

    Помните! Срок предъявления в антимонопольный орган письменных возражений на акт проверки – 15 дней с даты получения акта проверки.

    После рассмотрения акта проверки, возражений проверяемого лица и иных материалов ФАС принимает одно из следующих решений:

    1. О составлении докладной записки в целях проведения правовой экспертизы и решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
    2. О приобщении акта и материалов проверки к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если проверка проводилась в рамках такого дела;
    3. О передаче материалов проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности в случае, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушения законодательства, контроль исполнения которого не входит в компетенцию антимонопольного органа;
    4. О передаче материалов проверки в структурное подразделение (отдел территориального органа), проводившее проверку, в случае отсутствия оснований для принятия мер реагирования или для приобщения к материалам дела, если проверка проводилась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

    Решение, принятое по результатам рассмотрения акта проверки, может быть обжаловано в территориальный орган ФАС. Срок рассмотрения жалобы — 30 дней со дня регистрации. Срок совершения действий по исполнению решения – 10 дней со дня принятия решения по жалобе.

    По результатам проверки в случае выявления соответствующих признаков может быть возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. При этом должны быть соблюдены следующие сроки:

    • 1 месяц для рассмотрения поступивших материалов и принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Издание приказа о возбуждении дела и создание комиссии;
    • 15 дней со дня издания приказа о возбуждении дела и создании комиссии – вынесение определения о назначении дела к рассмотрению;
    • 3 месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению – рассмотрение дела комиссией ФАС.

    Общий срок рассмотрения дела – 9 месяцев со дня вынесения антимонопольным органом определения о назначении дела к рассмотрению.

    По итогам принимается решение, на его основании выдается предписание. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части.

    Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.

    Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:

    1. Через арбитражный суд.
    2. В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.

    Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:

    1. 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2. Гражданский кодекс РФ.
    3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
    4. 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
    5. Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.

    Время подачи досудебной жалобы составляет 30 дней с момента вынесения решения. Если не успеть в этот срок, то нужно будет направлять ее в суд. Данные сроки исчисляются с момента принятия полного решения. Оно изготавливается ФАС в течение 10-ти дней с момента оглашения резолютивной части.

    Сопутствующие документы

    Вместе с жалобой дополнительно подаются следующие документы:

    1. Документальное подтверждение правоспособности лица подписывать и подавать подобные документы (доверенность на отстаивание интересов или копия устава).
    2. Копию предписания или решения ФАС, являющегося предметом разбирательств.
    3. Иные документы, подтверждающие ущемление прав заявителя.

    На каком основании? Внеплановые проверки в 2021 году

    При рассмотрении жалобы ФАС может вынести следующий итоговый вердикт:

    • отказать в удовлетворении претензии;
    • согласиться с предъявляемым нарушением;
    • удовлетворить не все, а только некоторые пункты заявления.

    Автор обращения обязательно получает письменное уведомление о принятом решении. Оно будет доступно для просмотра на официальном ресурсе антимонопольной службы. В отношении виновных лиц может быть вынесена «дисциплинарка».

    При частичном или полном удовлетворении жалобы для выявления факта нарушения законодательства о государственной гражданской службе применяется дисциплинарное наказание либо иная ответственность. Лицо, ответственное за рассмотрение обращения пишет служебную записку на имя руководителя ФАС с указанием сути нарушения и виновников. Служебная записка будет являться основанием для принятия постановления о проведении надзорных действий в отношении госслужащих.

    Предметом обращения может стать:

    1. Несвоевременное размещение в ЕИС сведений о поступившей жалобе, или дате и «месте разбора».
    2. Нарушение сроков, в которые нужно было зарегистрировать и рассмотреть обращение.
    3. Несоблюдение положений закупочного законодательства при отказе в удовлетворении претензии.

    Нельзя жаловаться на:

    1. Нарушения по заключенным контрактам.
    2. Неправомерные действия комиссии при оценке и рассмотрении заявок.
    3. Нарушения, которые уже были рассмотрены в судебном порядке, и было принято решение.
    4. Случаи, когда заявление уже рассматривалась надзорным ведомством, и по нему было принято постановление.

    Для обжалования решения ФАС можно обратиться в арбитражный суд. Судебный орган уполномочен отменять принятые ранее акты и признавать неправомерность действий/бездействия ответственных лиц. К таким нарушениям относятся: несоблюдение сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении полученного претензионного письма.

    При оспаривании решения или предписания ФАС стороны должны придерживаться такой схемы:

    1. Определиться с компетентным органом.
    2. Подготовить исковое заявление и оплатить пошлину.
    3. Подать иск по почте или через секретариат с дополнительными документами.
    4. Суд принимает решение о факте правонарушения антимонопольного органа либо отказывает в удовлетворении обращения.

    Суд обязательно примет исковое заявление, если истец подготовил всю необходимую документацию:

    1. Квитанция о погашении пошлины. Цена пошлины — 3 тыс. руб. согласно ст. 333.21 Налогового кодекса.
    2. Исковое заявление.
    3. Уставная документация истца или ИНН, копия свидетельства о постановке на налоговый учет и паспорт ИП.
    4. Документальное подтверждение получения иска ответчиком.

    К заявлению прикладываются материалы, обосновывающие позицию истца. Это дубликат вынесенного решения ФАС и собранная истцом доказательная база.

    Регламентом предусмотрено два вида проверок: плановые и внеплановые. И те и другие проводятся в выездной форме.

    Обратите внимание! Приход с проверкой в жилище проверяемого лица незаконен (п. 1 ст. 25.2 Закона N 135-ФЗ и п. 3.29 Регламента). Таких нежданных гостей можно спокойно отправить обратно. При этом возникает вопрос: как соотносятся запрет на проверку в жилище и установленное правило именно выездных проверок, когда речь идет о проверке предпринимателей, размещающих бизнес в своем жилом помещении? Представляется, что потребуются разъяснения ФАС.

    Плановая проверка проводится один раз в три года и только при условии включения проверяемого лица в ежегодный сводный план проверок, подготовка которого начинается за полгода до начала его применения. Шанс попасть в этот план имеется у тех, к кому антимонопольщики не наведывались с плановой проверкой более трех лет.

    С внеплановыми проверками могут приходить настолько часто, насколько часто будут возникать соответствующие обстоятельства. К ним относятся:

    • поступление из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
    • сообщения и заявления физических или юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
    • истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
    • приказ руководителя антимонопольного органа, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ.

    Внеплановая проверка может быть организована совместно с правоохранительными и иными контролирующими органами. В этом случае в приказе руководителя антимонопольного органа, служащем основанием проведения проверки, в составе проверяющих (инспекции) должен фигурировать представитель привлеченного органа.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...