Освобождение от уплаты налогов в 2022 году в РК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освобождение от уплаты налогов в 2022 году в РК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

С 1 марта 2022 года в положения НК РК водится новое понятие «Паспорт налогоплательщика».

Паспорт налогоплательщика – информационная карта субъекта предпринимательства, не являющейся налоговой тайной, которая содержится в штрих-коде (QR-код), формируемом органом государственных доходов.

Добавлена новая статья 75-1, по которой паспорт налогоплательщика используют предприниматели и организации, работающие в сфере торговли или общественного питания.

Паспорт размещается возле ККМ или в других общедоступных местах и должен содержать:

  • ИИН/БИН;
  • Наименование налогоплательщика;
  • ФИО ИП или руководителя юр. лица;
  • статус налогоплательщика;
  • дату постановки на рег. учет;
  • рег. номер ККМ;
  • наличие лицензий на алкогольную продукцию.

Паспорт (в виде QR-кода) формируется налоговым органом 1 раз в месяц.

Подробнее по паспорту налогоплательщика

  • Пилот по администрированию налогоплательщиков с проведением визуального осмотра (по QR-коду) проводится с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года
  • Для оптовой и розничной торговли планируется пилот с проведением визуального осмотра для проверки применения ККМ, оборудования для приема оплаты картой

Налоговые органы расширяют список каналов, по которым они могут оповещать физ. лиц об исчисленных налоговых обязательствах и имеющихся задолженностях (по налогу на транспорт, землю, имущество).

Добавлено оповещение через налоговое мобильное приложение

Налоговое мобильное приложение – программный продукт, установленный и запущенный на абонентском устройстве сотовой связи и предоставляющий доступ к государственным и иным услугам, оказываемым налоговыми органами в электронной форме, а также исполнения налогового обязательства.

  • Что меняется в Налоговом кодексе РК с 2022 года?
  • Учет по НДС снижается с 2022 года
  • Введены правки по ФНО 101.4
  • Что такое паспорт налогоплательщика?
  • Какие изменения по НДС в 2022 году? Возврат НДС, ликвидация НДС-ников
  • Как СНР освободят от налогов?
  • В договор о ЕАЭС внесены изменения: прослеживаемость оборота товаров и новая льгота для экспортеров
  • Каким видам деятельности запретят применять ЕСП с 2023 года?
  • Новые требования к мобильным переводам и QR-кодам
  • Налог на Google

Для правильного ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии в соответствии с законодательством РК рекомендуем использовать программу 1С, спрашивайте у менеджеров Первого Бита.

Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.

С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).

Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.

Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).

При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).

Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:

  • в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
  • по Почте России заказным письмом;
  • лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.

В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.

При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.

Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).

В заявлении на льготы нужно указать объекты налогообложения и информацию о самих льготах с отсылкой на соответствующие нормы законодательства и сведения о документах, подтверждающих право на льготы.

Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.

В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.

С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.

По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.

Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).

  • Утверждены правила осуществления выплат за арендуемое жильё
  • В МИКРОРАЙОНЕ ДОСТЫК ВЕДЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО КАНАЛИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
  • В Павлодаре пройдут общественные обсуждения проекта детальной планировки территории района «Спорт-Сити»
  • Назначен заместитель акима города Алматы
  • В ряде регионов Казахстана снизили тарифы на тепло

С 01.01.2022 года при расчете ИПН применяется вычет в 14 МРП

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • 2022
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07
  • 08
  • 09
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

I. Доходы

12 777 610 988

1

Налоговые поступления

9 476 986 342

01

Подоходный налог

2 690 257 853

1

Корпоративный подоходный налог

2 690 257 853

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

4 943 722 727

1

Hалог на добавленную стоимость

4 139 486 501

2

Акцизы

136 382 090

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

647 539 936

4

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

5 691 682

5

Налог на игорный бизнес

14 622 518

06

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

1 793 742 725

1

Таможенные платежи

1 763 331 529

2

Прочие налоги на международную торговлю и операции

30 411 196

08

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

49 263 037

1

Государственная пошлина

49 263 037

2

Неналоговые поступления

205 084 174

01

Доходы от государственной собственности

147 233 186

1

Поступления части чистого дохода государственных предприятий

5 510 612

3

Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

63 231 085

4

Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

7 039 280

5

Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

58 761 414

6

Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

1 000 000

7

Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

2 620 529

9

Прочие доходы от государственной собственности

9 070 266

02

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 836 265

1

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 836 265

03

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

127 264

1

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

127 264

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

6 235 758

1

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

I. Доходы

13 316 119 489

1

Налоговые поступления

10 208 239 910

01

Подоходный налог

2 929 358 007

1

Корпоративный подоходный налог

2 929 358 007

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

5 274 335 905

1

Hалог на добавленную стоимость

4 441 224 033

2

Акцизы

137 609 530

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

674 274 003

4

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

5 947 808

5

Налог на игорный бизнес

15 280 531

06

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

1 953 066 125

1

Таможенные платежи

1 920 678 201

2

Прочие налоги на международную торговлю и операции

32 387 924

08

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

51 479 873

1

Государственная пошлина

51 479 873

2

Неналоговые поступления

210 631 935

01

Доходы от государственной собственности

149 782 236

1

Поступления части чистого дохода государственных предприятий

5 761 425

3

Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

65 197 742

4

Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

7 491 119

5

Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

58 783 203

6

Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

1 000 000

7

Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

2 074 968

9

Прочие доходы от государственной собственности

9 473 779

02

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 848 522

1

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 848 522

03

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

133 627

1

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

133 627

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

6 542 665

1

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

ВСЕГО

2 549 892 064

1

Налоговые поступления

2 521 973 867

01

Подоходный налог

1 236 334 204

1

Корпоративный подоходный налог

1 236 334 204

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

1 285 639 663

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

1 285 639 663

2

Неналоговые поступления

6 918 197

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

6 918 197

2

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, на организации нефтяного сектора

6 918 197

6

Поступления от продажи финансовых активов государства

21 000 000

01

Поступления от продажи финансовых активов государства

21 000 000

1

Поступления от продажи финансовых активов внутри страны

21 000 000

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
к Закону Республики Казахстан
«О республиканском бюджете
на 2022 – 2024 годы»
от 2 декабря 2021 года
№ 77-VII ЗРК

Функциональная группа

Наименование

Администратор

Программа

Подпрограмма

4

Образование

225

Министерство образования и науки Республики Казахстан

001

Формирование и реализация государственной политики в области образования и науки

105

Обеспечение студентов, магистрантов и докторантов вновь вводимыми местами в общежитиях

099

Обеспечение доступности качественного школьного образования

100

Обучение и воспитание детей в республиканских организациях образования

101

Реализация государственного образовательного заказа в Назарбаев Интеллектуальных школах

110

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования

127

Размещение государственного образовательного заказа в частных организациях среднего образования

5

Здравоохранение

226

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

067

Обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи

100

Трансферты Фонду социального медицинского страхования на оплату гарантированного объема бесплатной медицинской помощи

106

Оказание медицинской помощи больным социально-значимыми заболеваниями, за исключением направлений, финансируемых через Фонд социального медицинского страхования

107

Оказание медицинской помощи в форме санитарной авиации

070

Охрана общественного здоровья

100

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

101

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов

102

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на пропаганду здорового образа жизни

104

Пропаганда здорового образа жизни

105

Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД

Функциональная группа

Наименование

Администратор

Программа

Подпрограмма

106

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД

6

Социальная помощь и социальное обеспечение

213

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

027

Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам

100

Выплата солидарных пенсий за счет средств республиканского бюджета

101

Государственные базовые пенсионные выплаты за счет средств республиканского бюджета

103

Налог на имущество организаций с 2022 года: новые сроки и порядок уплаты

Если субъект малого бизнеса решил воспользоваться в работе услугами наемных сотрудников, это несколько усложняет налоговый и бухгалтерский учет. Во-первых, в случае, если количество наемных работников превысит количество 30 человек, ИП потеряет право на работу по упрощенной декларации. Во-вторых, малому предпринимателю необходимо будет дополнительно администрировать выплату зарплаты и отчисления из нее налогов в пользу государства.

Паспорт налогоплательщика будет размещаться налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в сфере общепита и торговли, в общедоступных местах и где находятся контрольно-кассовые машины.

Внедряется понятие «налоговое мобильное приложение»

Через мобильное приложение казахстанцам будет предоставляться информация о начисленных суммах по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства физических лиц или об имеющейся сумме налоговой задолженности, а также вручаться уведомления о сумме исчисленных налоговым органом налогов.

Банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, будут обязаны передавать сведения в налоговые органы, в частности, по физическим лицам, не состоящим на регистрационном учете в качестве ИП или лица, занимающегося частной практикой, по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности по определенным критериям.

Поправки предусматривают обязанность банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, предоставлять уполномоченному органу информацию об итоговых суммах платежей и переводов за календарный год, осуществленных физическими лицами в пользу и в разрезе иностранных интернет-компаний.

Изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов

Поправки предусматривают предоставление рассрочки по уплате налогов или плат на срок более одного года только под залог недвижимого имущества налогоплательщика или третьего лица, либо под банковскую гарантию.

Предусмотрен упрощенный порядок ликвидации к плательщикам НДС, которые, согласно данным налоговой отчетности, не осуществляли предпринимательскую деятельность в период срока исковой давности.

Применение контрольно-кассовых машин

В понятие «денежные расчеты» включены в том числе расчеты с использованием мобильных платежей.

Представление налоговой отчетности

Предусмотрено право налогового агента не представлять налоговую отчетность при отсутствии объектов налогообложения по КПН, удерживаемого у источника выплаты с дохода нерезидента.

Какие налоговые изменения ждут казахстанцев в 2022 году

Кредитному товариществу предоставляется право на вычет суммы расходов по созданию провизий (резервов) против сомнительных и безнадежных активов по предоставленным микрокредитам, а также вознаграждения по ним, за исключением активов, предоставленных взаимосвязанной стороне либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанной стороны.

Продлевается срок действия метода зачета НДС

Поправками предусмотрено исключение из перечня товаров, импортируемых на территорию РК, по которым НДС уплачивается методом зачета, пестицидов, племенных животных всех видов и оборудования для искусственного осеменения, крупного рогатого скота живого, а также продление уплаты НДС на импортируемые товары методом зачета по средствам производства, которые отсутствуют на территории РК до 1 января 2025 года.

С целью снижения затрат малого и среднего бизнеса в условиях пандемии предусмотрено отнесение малогабаритных фургонов к грузовым автомобилям с порядком налогообложения в зависимости от грузоподъемности.

Так, транспортные средства категории «B» с максимальной разрешенной массой менее 3500 килограмм будут отнесены к грузовым автомобилям.

Вводится ограничение видов деятельности при применении специальных налоговых режимов. Статья Налогового кодекса дополнена перечнем видов деятельности (маркетинговые услуги, аренда и эксплуатация торгового рынка, сдача в аренду и управление собственной недвижимостью, используемой (подлежащей использованию) в предпринимательской деятельности (за исключением жилищ), сдача в субаренду торговых объектов (торговых рынков) и управление такими арендуемыми объектами, деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления услуг гостиницами на территории одной гостиницы или отдельно стоящего здания, в которых оказываются такие услуги, при осуществлении которых налогоплательщики не вправе применять специальные налоговые режимы (СНР) для субъектов малого бизнеса. Исключение вышеуказанных видов деятельности из СНР вводится в целях исключения схем налоговой оптимизации путем дробления бизнеса (в том числе с использованием механизма субаренды), проводимой во избежание постановки на учет в качестве НДС и, соответственно, возникновения налоговых обязательств по данному налогу, а также превышения предельного размера дохода, установленного для применения СНР, с необходимостью последующего перехода на общеустановленный порядок налогообложения.

Кроме того, предусмотрено введение ограничений по осуществлению деятельности в рамках уплаты ЕСП по аналогии с СНР. Так, лица, осуществляющие такие виды деятельности, как консультационные и маркетинговые услуги, деятельность в области бухгалтерского учета или аудита, финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента, деятельность в области права, юстиции и правосудия, лица, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений), не вправе признаваться плательщиками ЕСП с 1 января 2023 года.

В 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией в стране размеры ПМ и МРП были увеличены дважды, в общей сложности на 10%. В этом году они были проиндексированы на 5%, в результате размеры ПМ и МРП составили 34 302 тенге и 2917 тенге соответственно.

В Минтруда заявили, что с 1 января 2022 года планируется индексация прожиточного минимума и месячного расчетного показателя на 5%. В итоге размер ПМ составит 36 018 тенге, а МРП – 3063 тенге. Какие факторы могут подорвать казахстанскую экономику в 2022 году — эксперт

Также, по данным министерства, на исполнение социальных обязательств государства в республиканском бюджете на 2022 год предусматривается 4 трлн тг, в том числе на индексацию размеров пенсий и всех социальных пособий 190,4 млрд тг.

Это приведет к повышению доходов 4,2 млн человек, из них:

  • порядка 2,3 млн пенсионеров, которым будет произведено повышение размеров солидарных пенсий на 7% (с опережением уровня инфляции на 2%) и базовой пенсионной выплаты на 5%, на общую сумму 138,3 млрд тенге;

  • 1,9 млн получателей социальных пособий, размер которых также будет повышен на 5%, на общую сумму 52,1 млрд тенге.

Также повышение прожиточного минимума положительно скажется на уровне доходов более 900 тыс. человек, получающих адресную социальную помощь.

Все важные изменения в Налоговом кодексе в 2022 году

Также правительством принимаются последовательные меры по повышению уровня заработной платы работников бюджетной сферы.

Так, с 2020 года поэтапно повышена зарплата педагогов, к 2023 году она увеличится в два раза. В 2021 году начато поэтапное повышение зарплаты медицинских и социальных работников, в результате в течение четырех лет их зарплата также увеличится в два раза.

В Минтруда обозначили, что с 2022 года будет увеличиваться заработная плата тех категорий работающих, которых повышение не затронуло. Это – архивариусы, библиотекари, музееведы, лесники, технический персонал и др., порядка 588 тыс. человек. В настоящее время идет подготовительная работа.

По данным министерства, в общей сложности заработная плата повысится у порядка 1,2 млн гражданских служащих.

Вместе с тем отмечается, что в третьем квартале номинальные доходы казахстанцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 15,4%, а с учетом инфляции – на 6%.

В третьем квартале 2021 года средняя зарплата достигла 243 667 тенге, что на 19% выше, чем в третьем квартале предыдущего года. При этом в реальном выражении рост заработной платы с учетом инфляции составил 9,8%.

Недавно были приняты поправки в Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). В Министерстве финансов отметили, что изменения в Налоговый кодекс направлены на повышение эффективности налогового администрирования, на сокращение теневой экономики и поддержку добросовестного бизнеса. Также в ведомстве уточнили, что частные переводы физических лиц облагаться налогами не будут, подчеркнув, что в законодательстве разделены понятия «мобильный перевод» и «мобильный платеж».

«Мобильный платеж осуществляется в оплату товаров и услуг. Это приведет к корректному отражению доходов предпринимателей в налоговых декларациях. Фискализация мобильных платежей не предполагает появления нового налога для кого бы то ни было, а лишь направлена на исполнение бизнесом налоговых обязательств, предусмотренных действующим законодательством»,отметили в министерстве.

Что касается предпринимателей, то они, как и прежде, должны выдавать кассовый чек потребителю после получения мобильного платежа.

«Нормы, касающиеся мобильных платежей, вступят в силу с 1 марта 2022 года. Обмен данными по мобильным платежам, имеющим признаки предпринимательской деятельности, планируется только с 2025 года», разъяснили в Минфине.

Но помимо этого казахстанцев ожидает ряд изменений и в прочих сферах.

Внедряются «паспорта налогоплательщика»: паспорт налогоплательщика будет размещаться налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в сфере общепита и торговли, в общедоступных местах и там,где находятся контрольно-кассовые машины.

Внедряется понятие «налоговое мобильное приложение»: через мобильное приложение казахстанцам будет предоставляться информация о начисленных суммах по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства физических лиц или об имеющейся сумме налоговой задолженности, а также вручаться уведомления о сумме исчисленных налоговым органом налогов.

Расширяются обязанности банков второго уровня: банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, будут обязаны передавать сведения в налоговые органы, в частности, по физическим лицам, не состоящим на регистрационном учете в качестве ИП или лица, занимающегося частной практикой, по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности по определенным критериям.

Администрирование налога на GOOGLE: поправки предусматривают обязанность банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, предоставлять уполномоченному органу информацию об итоговых суммах платежей и переводов за календарный год, осуществленных физическими лицами в пользу и в разрезе иностранных интернет-компаний.

Изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов: поправки предусматривают предоставление рассрочки по уплате налогов или плат на срок более одного года только под залог недвижимого имущества налогоплательщика или третьего лица, либо под банковскую гарантию.

Упрощается порядок прекращения деятельности плательщиков НДС: предусмотрен упрощенный порядок ликвидации к плательщикам НДС, которые, согласно данным налоговой отчетности, не осуществляли предпринимательскую деятельность в период срока исковой давности.

Применение контрольно-кассовых машин: в понятие «денежные расчеты» включены в том числе расчеты с использованием мобильных платежей.

Представление налоговой отчетности: предусмотрено право налогового агента не представлять налоговую отчетность при отсутствии объектов налогообложения по КПН, удерживаемого у источника выплаты с дохода нерезидента.

Вычеты: кредитному товариществу предоставляется право на вычет суммы расходов по созданию провизий (резервов) против сомнительных и безнадежных активов по предоставленным микрокредитам, а также вознаграждения по ним, за исключением активов, предоставленных взаимосвязанной стороне либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанной стороны.

Продлевается срок действия метода зачета НДС: поправками предусмотрено исключение из перечня товаров, импортируемых на территорию РК, по которым НДС уплачивается методом зачета, пестицидов, племенных животных всех видов и оборудования для искусственного осеменения, крупного рогатого скота живого, а также продление уплаты НДС на импортируемые товары методом зачета по средствам производства, которые отсутствуют на территории РК до 1 января 2025 года.

Налог на транспортные средства: с целью снижения затрат малого и среднего бизнеса в условиях пандемии предусмотрено отнесение малогабаритных фургонов к грузовым автомобилям с порядком налогообложения в зависимости от грузоподъемности. Так, транспортные средства категории «B» с максимальной разрешенной массой менее 3500 килограммов будут отнесены к грузовым автомобилям.

Налог на имущество: поправка предусматривает обложение кладовок, находящихся в многоквартирных жилых домах и используемых в личных целях, а также парковочное место.

Правовое положение инвалидов в Казахстане регламентировано Законом Республики Казахстан «О соцзащите инвалидов», в соответствии с которым инвалидами признаются граждане, нарушение здоровья которых повлекло стойкое расстройство функций организма, вызванное болезнью, увечьем, их последствиями или врожденным дефектом, которые ограничивают жизнедеятельность и обуславливают применение к ним мер соцзащиты.

Все виды льгот предоставляются человеку только при наличии документального подтверждения инвалидности. Претендующий на льготные условия гражданин должен предъявить документ, подтверждающий его состояние (удостоверение инвалида). Получение статуса инвалида происходит по следующему алгоритму:

  1. Гражданин посещает участкового врача или узкого специалиста в медучреждении по месту жительства с просьбой выдать направление на стационарное лечение.
  2. После того, как стационарное лечение завершено, пациенту следует повторно посетить лечащего доктора, имея при себе выписку из истории болезни и справку о подтвержденном диагнозе. Врачом выдается направление на дополнительные диагностические исследования.
  3. Затем человек общается с членами врачебно-консультационной комиссии, которые во время разговора с пациентом проверяют также справки и иную врачебную документацию. В случае положительного решения по результатам проверки гражданин не ранее чем через 4 месяца после того, как наступила временная нетрудоспособность, направляется в территориальное отделение медико-социальной экспертизы (МСЭ).
  4. Сотрудники МСЭ осматривают больного, оценивают, насколько серьезны нарушения его здоровья, и ограничены возможности и способность к труду, а также изучают медицинскую документацию. После этого, при наличии достаточных оснований, происходит вынесение коллегиального экспертного заключения о присвоении группы инвалидности.

Следует отметить, что как правило, проведение МСЭ осуществляется по месту фактического проживания или регистрации гражданина, однако, при наличии определенных обстоятельств (к примеру, если пациент не может самостоятельно передвигаться), МСЭ может быть проведена на дому, в больничном стационаре, в местах тюремного заключения или даже заочно.

Налоговый кодекс-2022. Важные изменения

Обязанность по внесению данной выплаты в госбюджет возлагается на всех граждан, получающих официальные доходы (зарплаты, пенсии, доходы от сдачи недвижимости, разовые выплаты, выигрыши в лотерею, дивиденды и т.п.). При этом законодатель сделал исключение для следующих граждан:

  • имеющих инвалидность любой группы;
  • детей-инвалидов;
  • матери или отца, опекунов, попечителей детей-инвалидов (до достижения ими восемнадцатилетия) или детей-инвалидов с детства (на протяжении жизни детей).

Вышеперечисленные граждане имеют право на освобождение от налоговых выплат на доходы, размер которых не превышает 882 МРП (минимального расчетного показателя, используемого для расчета суммы налога).

Для того, чтобы не платить налог, гражданам, помимо документа, подтверждающего их статус, необходимо представление в налоговую службу соответствующего заявления.

На всех автовладельцев возложена обязанность по внесению выплат в пользу государства, если они являются собственниками машины.

Однако если автомобиль находится в собственности инвалида любой группы, он освобождается от такой обязанности (за исключением машин, двигатель которых имеет объем свыше 4 тысяч см3 и которые были зарегистрированы позже 31.12.2013 г.).

Важно! Условие о льготах распространяется только на одну автомашину, поэтому не имеет смысла регистрировать весь автотранспорт, находящийся в распоряжении семьи, на родственника-инвалида.

После того, как гражданин приобрел ТС и получил гос. номера, требуется оформление его в собственность. Эти действия сопровождаются взиманием госпошлины. Однако люди с инвалидностью любой группы освобождаются от этой обязанности после предъявления соответствующего удостоверения в налоговую службу.

Льгота по уплате налога на землю

Владельцы участков земли также обязаны уплачивать налог на земельные наделы. При этом освобождение от таких выплат предоставляется:

  • гражданам с инвалидностью любой группы;
  • одному из родителей ребенка-инвалида с детства.

Они могут не производить выплаты, если владеют участками земли:

  • отданными под жилищный фонд (любые постройки при нем тоже не облагаются налогом);
  • находящимися при доме;
  • на которых ведется личное (подсобное) хозяйство, находится сад или строится дача (в том числе земли, отданные под постройку);
  • на которых расположены гаражи.

Если гражданин, владеющий имуществом, подлежащим налогообложению, имеет инвалидность 1 или 2 группы, а также получает квитанцию об оплате услуг ЖКХ с графой об уплате налога на него, ему следует уточнить стоимость своей собственности. Это необходимо сделать, поскольку, если ее стоимость ниже 1500 МРТ, он полностью может не уплачивать налог. А если стоимость владений превышает эту сумму, владелец будет освобожден от уплаты налога в пределах этой суммы.

Какие изменения ожидают казахстанцев в 2022 году

Ставка налога и способ его уплаты определяются Налоговым кодексом и зависят от вида.

Налога с конкретно таким названием в российском законодательстве не существует. Обычно под ним понимается налог на доходы физлиц в части заработка. Им облагается зарплата физического лица при условии официального трудоустройства. Подоходный налог составляет 13% для годового дохода менее 5 млн рублей и 15%, если он выше. Рассчитывать и платить НДФЛ по зарплате самостоятельно не нужно, работодатели сами вычитают налог в пользу ФНС.

С 2021 года действуют новые правила для налогов на вклады. Ранее ими облагались депозиты, процентная ставка которых превышала ключевую ставку ЦБ на 5%. К примеру, ставка ЦБ 4,25%, тогда со всех вкладов, процентная ставка которых выше 9,25% необходимо было заплатить налог в 35%. Сейчас это правило убрали и облагается только часть прибыли. Выглядит это так: с 1 млн рублей рассчитывается ставка ЦБ и получившаяся сумма – это та часть, которая налогом не облагается. С дохода выше получившейся суммы необходимо заплатить 13%. Самостоятельно ничего высчитывать не надо, банк сам передаст данные в ФНС.

Он появился только в 2021 году, его сумма составляет 13% для резидентов (физлицо, фактически находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 подряд месяцев) и 30 % для нерезидентов. Налог относится к любым облигациям, независимо от их суммы и года выпуска. В этом случае в ФНС все данные передаст брокер и самостоятельно высчитывать ничего не нужно. Тем не менее такие нововведения, установленные законом № 102-ФЗ от 01.04.2020, не распространяются на купоны, которые были получены инвестором до 31 декабря 2020 года.

Если физлицо является резидентом РФ и сдает квартиру, то на него ложится обязательство платить с такого дохода 13 %, для нерезидента – 30 %. Облагается налогом не только сумма арендной платы, но и коммунальные платежи (кроме счетчиков), если их оплачивают арендаторы. Рассчитывать и платить налог необходимо самостоятельно, но не каждый месяц. До 30 апреля нужно подать декларацию 3-НДФЛ с информацией обо всех доходах за прошедший год, и после этого рассчитаться по налогу.

В случае продажи недвижимости резидент должен заплатить 13 %, а нерезидент – 30 %. Но есть много нюансов, подробнее об этом рассказала Екатерина Цепова, руководитель агентства налогового консалтинга.

«При расчете этого налога доходы от продажи недвижимости можно либо уменьшить на сумму расходов, связанных с ее приобретением, либо воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере не более 1 млн рублей для жилой недвижимости и земельных участков. Для остального имущества сумма вычета составляет не более 250 000 рублей.

Какой именно вариант использовать, решает сам налогоплательщик. Например, если гражданин в 2022 году продал за 3 млн рублей квартиру, которую приобрел в 2020 году за 2 млн рублей, то в случае, если он воспользуется правом на вычет расходов, налог составит: (3 000 000 — 2 000 000) х 13 % = 130 000 рублей, а если имущественным налоговым вычетом, то налог составит: (3 000 000 — 1 000 000) х 13 % = 260 000 рублей. В этом случае выгоднее использовать вычет расходов.

Но если, например, гражданин в 2022 году продает комнату стоимостью 1 млн рублей, которую приобрел менее 5 лет назад за 500 000 рублей, то ситуация будет другой: в случае если он выберет право на вычет расходов, налог составит: (1 000 000 — 500 000) х 13 % = 65 000 рублей, при имущественном вычете: (1 000 000 — 1 000 000) х 13% = 0 рублей.

“Сумму сделки по продаже необходимо сравнить с кадастровой стоимостью недвижимости, умноженной на коэффициент 0,7. Если она окажется меньше, то налог придется заплатить с величины кадастровой стоимости, умноженной на 0,7 и уменьшенной на сумму понесенных расходов или на сумму налогового вычета», — отметила эксперт.

Какие новые налоги введены в Казахстане с 1 января 2022 года

Им облагаются выигрыши в гослотереях, у букмекеров, в казино и других азартных играх, он составляет 13%. Согласно ст. 217 п. 28 НК РФ выигрыши до 4000 рублей в год налогом не облагаются. Если общая годовая сумма вознаграждений больше, то из этой суммы необходимо вычесть 4000 и получившийся результат будет объектом налогообложения. Например: за победы в лотереях за год было получено 10 000 рублей. Из них надо вычесть 4000 рублей и с получившихся 6000 рублей надо заплатить 13%.

Лотереи организовывает только государство, все остальное считается рекламными акциями. Выигрыш в таких акциях облагается налогом в 35%, но, как правило, организатор изначально включает налог в сумму выигрыша и платит его вместо физлица.

Источник: Налоговый Кодекс РК, пункт 1, часть 346

Индивидуальный подоходный налог (ИПН) взимается с дохода физического лица. Этот налог удерживается с зарплаты ежемесячно. Согласно Налоговому кодексу РК, части 316, этот вид налога должны выплачивать все работающие граждане страны.

Но, согласно установленным государством льготам, один из родителей особенного ребенка может быть освобожден от этого вида налога.

Для этого родитель должен написать по месту работы следующее заявление:

«Заявление»

В связи с тем, что мой ребенок __ г. р. получил статус инвалида, прошу вас не удерживать индивидуальный подоходный налог с моей зарплаты.

Основание: 346 часть, пункт 1 Налогового кодекса РК.

Дополнительно выдаётся копия справки подтверждения инвалидности.

Подпись

Дата»

Это заявление пишется на имя руководителя или бухгалтера, они сами подготовят документы и освободят от уплаты налога.

Важно помнить, налог не будет взиматься, если общая заработная плата родителя не превышает в течении 2020 года 2 450 196 тенге со дня написания заявления. С того дня, как совокупная сумма зарплаты превысит данную отметку, до конца года будет взиматься налог. С начала следующего года заявление можно будет написано заново.

Автор проекта «Тұлға.kz» Нурлан Бектаев

Напишите свой комментарий ...