Новые правила по промбезопасности в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила по промбезопасности в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В сфере обучения по промышленной безопасности в 2022 году произошел ряд серьезных изменений. Впрочем, их предпосылки возникли несколько ранее, в связи с реализацией проекта регуляторной гильотины, предполагающего масштабный пересмотр действующей нормативной базы в этой сфере. В результате этой работы было принято постановление Правительства от 25 октября 2019 года N 1365, устанавливающее новый порядок организации обучения и аттестации работников по вопросам промышленной безопасности.

В дополнение к этому в 2020 году были введены новые нормативы по соблюдению обязательных требований безопасности, действующие для отдельных отраслей. В общей сложности Правительством были отменены 62 комплекта федеральных норм и правил безопасности для конкретных направлений производственной деятельности, а вместо них были приняты 39 сводов федеральных норм и правил, отвечающих актуальной ситуации в каждой отрасли.

Тем не менее, ключевой нормативный акт, регулирующий обязанности работников и работодателей в этой сфере, остался прежним. Речь идет о федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ о промышленной безопасности.

Обзор изменений в охране труда, пожарной и промышленной безопасности в 2022 году

Обучение работников в этой сфере проводится в соответствии с их направлением деятельности. Области аттестации по промбезопасности определены приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2020 года N 334. Все сотрудники предприятий, отнесенных к опасным производственным объектам, обязаны пройти подготовку по общей области аттестации А.1, содержащей ключевые требования организации выполнения должностных обязанностей на промышленных предприятиях. Кроме этого, они проходят подготовку по одному или нескольким из направлений.

Обозначение области аттестации

Область аттестации Количество направлений внутри области
А.1

Общие требования промышленной безопасности

1
Б.1 Требования промбезопасности для химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности 18
Б.2

Требования для нефтяной и газовой промышленности

10
Б.3

Требования для металлургической промышленности

10
Б.4 Нормативы для горной промышленности 5
Б.5 Нормативы для угольной промышленности 3
Б.6 Маркшейдерское обеспечение безопасности горных работ 5
Б.7 Правила для сфер газораспределения и газопотребления 4
Б.8 Правила работы с оборудованием под избыточным давлением 6
Б.9 Нормативы для работы с подъемными сооружениями 10
Б.10 Правила для организации транспортировки опасных веществ 2
Б.11 Нормативы для организации хранения и переработки потенциально опасного растительного сырья 3
Б.12 Безопасность при выполнении взрывных работ 2
В Безопасность гидротехнических сооружений 4
Г

Нормативы для электроустановок, электрических станций и сетей

6

Как и ранее, в 2022 году работники смогут проходить подготовку по этим направлениям в организации-работодателе, в уполномоченном обучающем центре либо самостоятельно: главное, чтобы в результате такого обучения они получили достаточный объем знаний для прохождения аттестации.

Проверка знаний по необходимым направлениям может проводиться в самой организации-работодателе: при условии, что в компании имеется достаточное количество квалифицированных сотрудников, прошедших необходимую подготовку, для формирования аттестационной комиссии. В противном случае работники должны будут пройти проверку знаний в территориальной аттестационной комиссии (ТАК) Ростехнадзора. Кроме этого, для некоторых категорий работников установлено требование о прохождении аттестации только в ТАК: например, оно действует для генеральных директоров опасных производственных объектов, специалистов по промышленной безопасности таких предприятий и других.

С июня 2021 года работодатель имеет право подать заявку на проведение проверки знаний работников в области промышленной безопасности в любую территориальную аттестационную комиссию вне зависимости от места нахождения компании.

Во всех случаях проверка знаний работников организуется в форме электронного тестирования на платформе Единого портала тестирования Ростехнадзора. Это позволяет обеспечить объективный контроль за уровнем их навыков и избежать злоупотреблений при выполнении этой процедуры.

Изменения в обучении по промышленной безопасности в 2022 году

В новой редакции Х раздела Трудового кодекса профессиональные риски подразделяют на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний. Специалисты по охране труда должны помнить, что труд не может быть абсолютно безопасным. Это предопределено применением орудий труда и влиянием человеческого фактора. На каждом рабочем месте, будь то офис или производство, существует угроза жизни или здоровью.

Мы не можем отказаться от технологий, достижений научно-технического прогресса, перейти с компьютеров на арифмометры, но можем предотвратить ущерб здоровью работников, применяя наиболее щадящие технологии, заменяя ручной труд на механический или роботизированный, повышая квалификацию исполнителей. Все это – мероприятия по предотвращению вреда. Но для того, чтобы выяснить, что это за мероприятия, и какое из них нужно провести в первую очередь, нужно качественно организовать оценку профессиональных рисков.

Справка

Опасность — это потенциальный источник вреда, представляющий угрозу для жизни и здоровья работника.

Профессиональный риск — количественная мера угрозы, это произведение возможности получения вреда на тяжесть последствий. Опасностью является электрический ток, агрессивные покупатели, конструкции и транспорт, химические вещества.

Оценка рисков — идентификация опасностей, расчет возможности их реализации и тяжести последствий от этого, а также разработка плана мероприятий по ликвидации или снижению уровней риска.

Воздействие опасного производственного фактора может привести к острому профессиональному заболеванию (отравлению), немедленной гибели или травме, а негативное воздействие в течение периода экспозиции (накопления дозы) — к хроническому профессиональному заболеванию.

Чтобы избежать профрисков, нужно их качественно просчитать и принять меры, чтобы вероятность получения травмы или гибели, профзаболевания стремилась к нулю, если это возможно. Если это невозможно, придется проводить мероприятия по исключению травмирующего фактора — закрытию опасного рабочего места. Таким образом мы переходим к следующему изменению в Х разделе ТК РФ.

Опасные условия труда 4 класса — не редкость на сегодняшних предприятиях. С 1 марта 2022 года рабочие места с этим классом должны быть ликвидированы. Как только СОУТ покажет, что рабочее место отнесено к опасным условиям труда, работа на данном рабочем месте должна приостановлена, работник под подпись ознакомлен с тем, что работает в таких условиях и отстранен от работы на период до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда (статья 214.1 ТК РФ).

Обратите внимание! Работника нужно с его согласия перевести на другое рабочее место, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Если работник не согласен, он вправе уволиться.

Приступить к работе на своем прежнем месте можно только в том случае, если СОУТ подтвердит, что в результате реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного совместно с представительным органом работников, условия труда были признаны с улучшением (например, ранее был 4 класс, а стал 3.1-3.4). При этом план мероприятий должен быть направлен в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочего места. Если головной офис находится в Москве, а шахта — в Ярославле, то копия плана должна быть направлена в Ярославскую ГИТ.

Запрет на работу в опасных условиях труда не касается МЧС, Росатома, Роскосмоса, отдельных силовых структур. Работа в опасных условиях на предприятиях промышленности, добывающей отрасли, транспорта, гражданской авиации не будет запрещена с 1 марта 2022 года.

➤ С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео- и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено.

➤ Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат.

Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года.

В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят.

➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.

В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Ростехнадзор прислушался к предложениям прокуратуры и меняет правила ЭПБ

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Как будем продлевать срок службы зданий и ТУ в 2022 году?

С 1 марта 2022 года вводятся в действие поправки в Трудовой кодекс РФ, касающиеся требований охраны труда. Поправки изменяют целый ряд положений ТК РФ, регулирующих отношения в области охраны труда, в частности:

  • новые требования для работодателей и работников;
  • электронный документооборот в области ОТ;
  • учет микроповреждений;
  • профессиональные риски,
  • допуск сторонних организаций на подконтрольный объект
  • и так далее.

Вместе с этим был также утвержден ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные положения, которые вступают в действие вместе с новой редакцией Трудового кодекса РФ — с 01.03.2022 года.

Так, с 1 марта вступят в силу:

  • Примерный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней (приказ Минтруда от 29.10.2021 N 771н);
  • Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда (приказ Минтруда от 22.09.2021 N 650н);
  • Требования к разработке правил по охране труда, инструкций по охране труда (приказ Минтруда от 29.10.2021 N 772н);
  • Общие требования к организации безопасного рабочего места (приказ от 29.10.2021 N 774н)
  • И т.д.

Изменения действительно масштабные, и, безусловно, специалисту по охране труда просто необходимо учесть их в своей работе!

Как не упустить важные положения? Как разобраться в требованиях и нормах?

В системе «Техэксперт: Охрана труда» собрана вся необходимая информация, которая поможет вам в кратчайшие сроки разобраться в нововведениях и скорректировать свою работу для соответствия новым требованиям!

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2022 год (далее — Программа) разработана в целях реализации положений:

Федерального закона от 27 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности»;

постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

Ростехнадзор и его территориальные органы (далее — надзорные органы) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности.

Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

По состоянию на 30 сентября 2021 г. под надзором Ростехнадзора и его территориальных органов находилось 178 946 опасных производственных объектов (далее — ОПО), в том числе:

2 111 — ОПО I класса опасности;

7 719 — ОПО II класса опасности;

94 908 — ОПО II# класса опасности;

74 208 — ОПО IV класса опасности.

За 9 месяцев 2021 года надзорными органами на ОПО проведено 42 554 проверки, в том числе 9 669 плановых, 22 865 внеплановых и 10 020 в рамках режима постоянного государственного надзора.

В ходе проведенных проверок выявлено 182 018 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 22 213 административных наказаний. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму более 1 163 502 тыс. рублей. В 4 088 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).

За 9 месяцев 2021 года на опасных производственных объектах металлургической промышленности проведено 634 проверки, в том числе 278 плановых, 213 внеплановых и 143 в рамках режима постоянного государственного надзора.

В ходе проведенных проверок выявлено 5 406 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 547 административных наказаний. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 32 721 тыс. рублей. В 78 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).

За 9 месяцев 2021 года в отношении объектов, на которых эксплуатируется оборудование, работающее под избыточным давлением, проведено 4 350 проверок, в том числе 1 550 плановых, 2 668 внеплановых и 132 в рамках режима постоянного государственного надзора.

В ходе проведенных проверок выявлено 26 588 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 2 148 административных наказаний. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 118 266 тыс. рублей. В 591 случае применялись меры профилактического воздействия (предостережения).

Новая нормативная база по промышленной безопасности с 2021 года

Опасные производственные объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, в соответствии с подпунктом 2 приложения 2 Федерального закона от 27 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относятся к опасным производственным объектам IV класса опасности (опасные производственные объекты низкой опасности). Законодательством Российской Федерации не предусмотрено проведение плановых проверок в отношении опасных производственных объектов IV класса опасности.

В рамках осуществления государственного контроля (надзора) за опасными производственными объектами, на которых используются подъемные механизмы, за 9 месяцев 2021 года проведено 5 167 проверок, в том числе 228 плановых, 4 860 внеплановых и 79 в рамках режима постоянного государственного надзора.

В ходе проведенных проверок выявлено 11 245 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 1 326 административных наказаний. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 67 521 тыс. рублей. В 669 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).

За 9 месяцев 2021 года на опасных производственных объектах угольной промышленности проведено 4 588 проверок, в том числе 146 плановых, 137 внеплановых и 4 305 в рамках режима постоянного государственного надзора.

В ходе проведенных проверок выявлено 36 622 нарушения требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 5 644 административных наказания. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 186 885 тыс. рублей. В 16 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).

За 9 месяцев 2021 года на опасных производственных объектах:

химического комплекса — проведено 2 065 проверок, в том числе 662 плановые и 543 внеплановые и 860 в рамках режима постоянного государственного надзора. В ходе проведенных проверок выявлено 12 733 нарушения требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 1 299 административных наказаний. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 94 126 тыс. рублей. В 158 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения);

оборонно-промышленного комплекса — проведено 618 проверок, в том числе 62 плановых, 72 внеплановых и 484 в рамках режима постоянного государственного надзора. В ходе проведенных проверок выявлено 2 807 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 241 административное наказание. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 15 726 тыс. рублей. В 15 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения);

транспортирования опасных веществ — проведено 402 проверки, в том числе 242 плановых, 127 внеплановых и 33 в рамках режима постоянного государственного надзора. В ходе проведенных проверок выявлено 1 311 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 164 административных наказания. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 6 386 тыс. рублей. В 33 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения);

хранения и переработки растительного сырья — проведено 550 проверок, в том числе 352 плановых и 198 внеплановых. В ходе проведенных проверок выявлено 5 143 нарушения требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 564 административных наказания. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 31 549 тыс. рублей. В 176 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).

  • В каких организациях разрабатывать правила по охране труда
  • Работодателям рекомендуют перевести на удаленную работу сотрудников в связи с коронавирусом
  • Определили новый перечень архивных документов в области экологии, промбезопасности, зданий и сооружений
  • Утвердили ключевые показатели надзора в области трудового законодательства
  • Опубликовали проекты чек-листов в области энергетического и гидротехнического надзора
  • Кто разрабатывает, утверждает и согласовывает правила по охране труда
  • Больше не проводят контрольные мероприятия по спецоценке без взаимодействия с работодателями
  • Как проверить безопасность организованных рабочих мест

Первое, что нас и меня, как специалиста по охране труда, волнует – это Порядок обучения по охране труда. Действующий Порядок 1/29 планируется отменить, а новый порядок сейчас находится на стадии оценки регулирующего воздействия. Список документов, которые изменятся, следующий: это приказы, программы инструктажей, программы обучения, положение об обучении – в общем, все документы, касающиеся обучения.

Проект НПА Действующий НПА Статус Документы к пересмотру
О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия,
Психиатрическое освидетельствование работников Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия
  • Список лиц работников организации, подлежащих прохождению психиатрического освидетельствования
  • Приказ о направлении на психиатрическое освидетельствование
Обязательное психиатрическое освидетельствование работников Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности». Не принят
  • Положение о порядке прохождения обязательного психиатрического освидетельствования
Приказ Минтруда России «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов и классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев» Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия
  • Положение о расследовании несчастных случаев

С 1 января 2021 года действуют новые санитарные правила по обеспечению безопасных условий труда — СП 2.2.3670-20. Согласно им проверяют рабочие места на соответствие гигиеническим нормативам СанПиН 1.2.3685-21 (вступили в силу с 1 марта 2021 года).

Все юридические лица и ИП, у которых есть наемные работники, должны разработать программу производственного контроля за условиями труда в соответствии с пп. 2.5-2.8 СП 2.2.3670-20.

В ноябре 2021 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс с дополнительными гарантиями работникам при направлении в служебные командировки — Закон от 19.11.2021 № 372-ФЗ. Теперь работодатель не сможет оформить поездку без письменного согласия для следующих лиц:

  • инвалидов;
  • родителей детей-инвалидов;
  • осуществляющих уход за больным членом семьи;
  • матерей и отцов детей до 14 лет, если они воспитывают их без супруга, или другой родитель работает вахтовым методом;
  • опекунов детей до 14 лет;
  • работников, у которых 3 и более детей до 18 лет, пока младшему из детей не исполнится 14 лет.

Работодатели должны внести соответствующие изменения в ПВТР и Положения о командировках.

  • Необходимость сдачи отчетности в Ростехнадзор по производственному контролю за 2021 год

    Напоминаем Вам, что в соответствии с требованиями статьи…

  • Ответы Ростехнадзора пользователям соцсетей о подготовке отчета

    Популярный отраслевой ресурс собрал вопросы пользователей…

  • Регистрация опасного производственного объекта
  • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
  • Положение о производственном контроле (ППК)
  • Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
  • Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
  • Отчет по производственному контролю
  • Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
  • Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
  • Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
  • Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
  • Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
  • Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
  • Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
  • Экспертиза промышленной безопасности котельной
  • Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации

Наличие экспертизы не избавит от ответственности

  • Техническое диагностирование
  • Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
  • Техническое освидетельствование подъемных сооружений
  • Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
  • Неразрушающий контроль
  • Отмены экспертизы промышленной безопасности не будет!
  • Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
  • Постановление Правительства от 01.10.2020 № 1580
  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности
  • Постановление Правительства от 15.09.2020 № 1437

С 1 января 2021 г. вводятся в действие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61983).

Федеральные нормы и правила устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения, в том числе к работникам указанных объектов; безопасности технологических процессов, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения Правил распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.

  • Новая редакция правил: «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». ФНП в области промышленной безопасности от 26 ноября 2020 года №461. Приказ Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года №461
  • Старая редакция: «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (с изменениями на 12 апреля 2016 года) (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1192)

Обзор новостей по охране труда с 01 по 07 февраля 2022 года

  • Безопасность. ЧОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки» имеет государственную лицензию, процесс обучения соответствует требования Рособрнадзора РФ.

  • Экспертность. Программа разработана экспертами-практиками: раскрывает актуальные вопросы проведения маркшейдерского дела в различных отраслях, что позволит сформировать необходимый уровень знаний и проактивных навыков.

  • Легитимность документов. Вы получаете документ о профессиональной переподготовке установленного гособразца — отпечатан в типографии Гознака, с 6 степенями защиты от подделки, имеющий индивидуальный номер, с обязательной регистрацией в государственном реестре ФИС ФРДО.

  • Доступность. Получать знания можно независимо от месторасположения и времени суток — достаточно иметь мобильное устройство или компьютер с доступом к интернету, чтобы пройти обучение — без отрыва от работы.

  • Гибкость. Обучение легко можно подстроить под любой рабочий график.

  • Экономия: времени и финансов.

  • Удобство: можно приступить к обучению уже сейчас, не нужно ждать открытия приемной комиссии, формирования группы.

  • Технологичность: обучение проходит на базе онлайн-платформы. После регистрации предоставляется доступ к учебным материалам образовательной платформы.

  • Индивидуальность: используя личный кабинет можно изучать в онлайн-режиме, в любое время возвращаясь к материалам. Как только весь материал будет изучен, вы сможете пройти тестирование, в том числе, по вопросам ЕПТ образца 2021 г.

  • Персональный сервис. Техническая поддержка и личный наставник на время обучения.

  • Бесплатная доставка документов по России.

Подать заявку, узнать подробности Вы можете у нашего методиста

Рассказал Владимир Савинов и о грядущих изменениях в области охраны труда, волнующих всех работодателей и специалистов по ОТ.

Так, с 1 марта 2022 года вступят в силу 38 статей ТК РФ: 9 новых и 25 в новой редакции.

Все документы, вступившие в силу до 1 января 2021 года отменены, кроме документов, указанных в так называемом «белом списке», сформированном соответствующим постановлением Правительства РФ № 2467 «Об утверждении перечня НПА…, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения … ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ». Последняя редакция от 9 декабря 2021 года. Там указано 1275 позиций по 66 видам контроля и надзора.

Специалистам по ОТ необходимо мониторить этот список, ориентируясь на виды деятельности своей организации, оборудование, виды работам, для того, чтобы точно понимать, какие старые документы в их сфере продолжают действовать. Например, в полном виде действуют те документы, которые касаются ЕТКС работ и профессий рабочих и пр. Действуют все нормы бесплатной выдачи СИЗ, все приказы Минтруда об утверждении профессиональных стандартов и другие документы.

Что сделать работодателю, чтобы не утонуть в море новой информации и выполнить все обязательные требования в сфере охраны труда?

Эксперт рекомендует: надо четко разобраться – какие НПА «ваши», а какие не имеют никакого отношения к деятельности организации, и составить перечень НПА, обязательных к исполнению.

Необходимо просмотреть и учесть:

  • правила по охране труда (посмотреть сферу действия правил);
  • «белый список» и НПА во исполнение ТК РФ;
  • санитарные нормативы и методические рекомендации (изменилась структура);
  • НПА по промышленной, экологической, пожарной безопасности, техническому регулированию;
  • НПА по федеральному госнадзору.

И уже на основе новой нормативной-правовой базы определить перечень, разработать и утвердить локальные нормативные акты по охране труда.

В. Савинов представил алгоритм перехода на новую нормативную базу, который включил в себя такие этапы как: проведение сравнительного анализа требований старых и новых НПА; пересмотр Положения о системе управления охраной труда в организации; разработка, утверждение и реализация графика пересмотра локальных правовых актов; ознакомление работников с актуализированными НПА и локальными правовыми актами и др.

Конечно, чтобы грамотно переработать такой поток информации и документации, гармонично перейти на новую нормативно-правовую базу необходимы сотрудники определенной квалификации. В этом году вступил в силу обновленный профстандарт «Специалист по охране труда». С 1 марта 2022 года вступят в силу профессиональный стандарт «Специалист по пожарной профилактике» и Приказ МЧС России от 5 сентября 2021 года № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности».

Эти документы устанавливают достаточно высокие требования к знаниям, умениям и навыкам специалистов данных отраслей. А для того, чтоб эффективно управлять соответствующей подготовкой и обучением сотрудников оптимально использовать сервисы онлайн-обучения. Например, Цифровые сервисы «Охрана труда» и «Электробезопасность» от СДО Courson (Системы дистанционного обучения Курсон) . Такие современные системы позволяют комфортно решать вопросы обучения и проверки знаний работников, а также просто и четко контролировать эти процедуры.

Изменения в законодательстве по охране труда в 2022 году

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее — Правила) устанавливают процедуру проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее — эксперты).

2. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — объекты экспертизы).

3. Правила не применяются при проведении страховщиком экспертизы опасного объекта, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4194; 2018, N 52, ст.8102).

4. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

до начала применения на опасном производственном объекте;

по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

Билеты А.1 Основы промышленной безопасности.Билеты от 30.06.2021. В новой редакции 182 вопроса.

Билеты А.1

Специалисты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, для допуска к работе, согласно законодательству, должны быть обучены и аттестованы по направлению деятельности. Тестовые билеты области аттестации А.1 Основы промышленной безопасности взяты из официального сайта Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и включают в себя следующие темы для изучения:- Российское законодательство в области промышленной безопасности;- Российское законодательство в области градостроительной деятельности;- Техническое регулирование. Требования к техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах;- Лицензирование в области промышленной безопасности;- Порядок расследования причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах;- Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;- Регистрация опасных производственных объектов;- Обязанности организаций в обеспечении промышленной безопасности. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности;- Экспертиза промышленной безопасности;- Декларирование промышленной безопасности. Анализ опасности и риска.Данные темы объединены в блок вопросов и ответов и представлены на сайте.

  • Ежегодная проверка знаний
  • Курсы целевого назначения
  • Программа повышения квалификации
  • Программа профессиональной переподготовки
  • Профессии рабочих и служащих
  • Дистанционное обучение

Что является основной целью Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?

  1. Снижение вероятности аварий на опасном производственном объекте и, как следствие, снижение уровня загрязнения окружающей среды при эксплуатации опасных производственных объектов;
  2. Предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий;
  3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникших в результате техногенной аварии.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» — это:

  1. Система установленных законом запретов, ограничений и предписаний по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов;
  2. Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
  3. Состояние защищенности конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Какое определение соответствует понятию «авария», изложенному в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?

  1. Нарушение целостности или полное разрушение сооружений и технических устройств опасного производственного объекта при отсутствии взрыва либо выброса опасных веществ;
  2. Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
  3. Контролируемое и (или) неконтролируемое горение, а также взрыв опасного производственного объекта.

Что входит в понятие «инцидент» в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?

  1. Контролируемое и (или) неконтролируемое горение, а также взрыв опасного производственного объекта, не сопровождающиеся выбросом в окружающую среду опасных веществ;
  2. Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса;
  3. Нарушение целостности или полное разрушение сооружений и технических устройств опасного производственного объекта при отсутствии взрыва либо выброса опасных веществ.

На какие организации распространяются нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 116 -ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?

  1. На все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации;
  2. На все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;
  3. На государственные и негосударственные некоммерческие организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...