Конституционные основы государственного устройства РФ. Основные принципы государственного устройства РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституционные основы государственного устройства РФ. Основные принципы государственного устройства РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.
  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.
  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.
  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.
  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Раздел первый. Основные положения

2.1. Основы конституционного строя Российской Федерации
2.2. Особенности федеративного устройства России
2.3. Система органов государственной власти
2.4. Основы правового статуса человека и гражданина

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации
Тьюторы
Тесты

Методические рекомендации
по изучению дисциплины
для студентов заочной
формы обучения

Одним из признаков государства является наличие государственного аппарата — системы всех наделенных властными полномочиями органов и учреждений государства, созданных для решения стоящих перед ней задач и осуществления ею функций. Орган государства — это структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные законом функции и обладающее необходимыми для этого государственно-властными полномочиями. Каждый государственный орган осуществляет: государственную деятельность определенного направления. Его задачи, цели, компетенция и структура определяются в соответствующих нормативных актах.

Так, например, в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.04 и Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» № 649 от 20.05.04 предусмотрено следующее деление руководства деятельностью указанных федеральных органов исполнительной власти.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации.

Деление федеральных органов исполнительной власти в зависимости от функции представлено ниже.

Федеральное министерство

Федеральная служба (служба)

Федеральное агентство

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр)

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа

Кроме этого, в зависимости от направления деятельности, задач, объема полномочий, порядка образования и деятельности можно выделить следующие виды органов государства:

1. Законодательные (представительные) органы — Федеральное собрание — парламент Российской Федерации и парламенты республик в составе РФ, а также представительные органы (собрания, думы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

2. Органы исполнительной власти: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрация прочих субъектов Федерации.

З. Правоохранительные органы:

а) судебные органы, включающие Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, а также систему местных общих и арбитражных судов, рассматривающих в судебных заседаниях гражданские и уголовные дела;

В Конституции РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ. В ней закреплены важнейшие права и свободы человека и гражданина. При этом установлены следующие принципы:

  • признание прав человека естественными и неотчуждаемыми, принадлежащими ему от рождения (ст. 17);
  • ничто не может служить основанием для умаления достоинства человека (ст. 21);
  • равенство всех перед законом и судом независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения и др. (ст. 19);
  • невмешательство в личную жизнь, соблюдение личной и семейной тайны (ст. 23);
  • непосредственное действие прав и свобод, т. е. каждый может защищать свои права в случае их нарушения, прямо ссылаясь на Конституцию РФ.

Государственное устройство является важнейшим элементом государства, представляющим собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром.

Государственное устройство зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций, особенностей его политического режима и т.д.

Исторически сложились три основные формы государственного устройства – унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство – это цельное государство, части которого (департаменты, провинции, округа и т.д.) являются только административно-территориальными образованиями, не имеющими каких-либо суверенных прав. У них нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение – «центру» и местным представительным органам.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим институтом государства. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства – федераций и конфедераций. В наше время унитарное государство как явление также существует, но оно не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), мононациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями).

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать быстрому росту благосостояния граждан. Для унитарных государств характерна, как правило, высокая степень централизации государственной власти. В настоящее время унитарными государствами являются Беларусь, Франция, Дания, Швеция, Польша, Португалия и т.д.

Федерация – это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа и т.д.) обладают самостоятельностью, которая не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три «ветви») децентрализации и «разделению» власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относятся внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.

Федерация как форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII-XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно-демократических революций. Наиболее известным историческим примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (например, Российская Федерация).

Различают федерации, основанные по национальному, территориальному и смешанному (или национально-территориальному) принципам.

Федерации, основанные по национальному принципу, как правило, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в построении федерации способно не сплотить, а разделить население, подорвать государственную общность. Государства, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (например, СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (например, Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.

Территориальный подход (например, в США, Австралии) способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции.
В государственном устройстве Российской Федерации преобладает смешанный подход, что связано с историческими и политическими особенностями развития нашей государственности.

Государственные символы России — установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства — Российской Федерации.

В 1993 году была принята Конституция России — Основной закон нашей страны.

Отдельная статья Конституции посвящена государственным символам: в ней говорится, что Россия имеет свои герб, флаг и гимн, и устанавливается, что эти три символа должны быть утверждены специальными федеральными конституционными законами.

25 декабря 2000 года вступили в силу федеральные конституционные законы России «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации» и «О Государственном гимне Российской Федерации».

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Конституционный строй присущ определенному типу государства и общества, в основу организации которых положены идеи и ценности конституционализма, определяющие гуманистические приоритеты государственной и общественной деятельности. Конституционный строй предполагает особое правовое состояние и устройство жизни общества и государства на определенных принципах, выражающих политико-правовые ценности демократии, правовой и социальной государственности.

Основы конституционного строя Российской Федерации закрепляются в главе 1 Конституции РФ. Они представляют собой принципы конституционного регулирования соответствующих общественных отношений и задают направление, общую идеологию этому регулированию. В соответствии с основами конституционного строя осуществляется конкретное регулирование институтов конституционного права непосредственно в Конституции РФ и в конституционном законодательстве. Они имеют определяющее значение для формирования всего законодательства Российской Федерации.

Основы конституционного строя России, отражающие ключевые, первостепенные устои жизни российского общества, занимают важнейшее место среди других конституционных принципов и установлений, играют ведущую роль в масштабах всей правовой системы Российской Федерации. Краткий обзор положений, содержащихся в первой главе российской Конституции, позволяет прийти к выводу, что к числу основ конституционного строя современного Российского государства отнесены такие принципы, цели, декларации и гарантии, которые не только определяют ключевые признаки государственности и основные элементы социального уклада России, но и формируют вектор их дальнейшего эволюционного развития. При этом необходимо учитывать и то, что основы конституционного строя Российской Федерации характеризуются повышенной стабильностью, «защищенностью» от «скачкообразных» изменений, обеспечивают связь права с духовно-нравственными и морально-этическими ценностями российского общества, а также обладают прямым действием на всей территории Российской Федерации.

  • Вконтакте
  • Сайт

В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:

  1. государственная целостность;
  2. единство системы государственной власти;
  3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  4. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  5. равноправие и самоопределение народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции).

Российская Федерация – государство, прародителем которой является великая, могучая и священная Русь. История становления и развития России была нелегкой. На протяжении многих веков нашему народу приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование и независимость. Все это сказалось на формировании национального характера, на отношении россиян к своим защитникам и к военной службе.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

  • Федеративное государство образовано на добровольном соединении всех наций и народностей, присутствующих в государстве;
  • Государственная целостность, которая предполагает невозможность установления любого рода границ (таможенных, сборов, пошлин), которая ограничивает перемещение и предоставление услуг и товаров; государственная валюта – рубль, который закреплён на территории России и является средством уплаты налогов; господствует в государстве действующее законодательство;
  • Государственная власть составляет единую целостность;
  • Властные полномочия распределены между органами государственной власти и субъектами государственной власти;
  • Все этносы, живущие на территории Российской Федерации равноправны, и имеют право на самоопределение (право на занимаемые властные должности; право использования родного языка; право на удовлетворение этнических традиций и обрядов и т.д.);
  • Гражданство в Российской Федерации носит равных характер, вне зависимости того, как оно было получено; все граждане РФ находясь на территории страны имеют равные права и свободу, предусмотренные Конституцией РФ.
  • Единым государственным языком на территории России признан русский. Каждая республика, входящая в состав РФ может устанавливать свои языки, которые будут иметь такое же права на своей территории (в органах местного самоуправления), как и государственный. Правительство РФ гарантирует каждой народности доступность родного языка (возможность обучения, сохранения, развития) в зависимости от международного договора и права РФ.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации:

  1. Целостность государственной системы.
  2. Государственная власть представлена едино структурой.
  3. Распределение властных полномочий между государственным органами и государственной властью субъектов Российской Федерации.
  4. Каждая народность, находящаяся на территории РФ имеет равные права и право на самоопределение.
  • В мировой системе РФ наделена собственным международно-правовым и конституционно-правовым статусом. Источником первого является система международного права, а второго – конституционное право, согласно заключённым внутренним договорам.
  • Территория Российской Федерации поделена между субъектами и представляет собой единое государство, как целостная система. Территория имеет закреплённую сушу, выход в море.
  • РФ закрепляет за собой суверенные права и юрисдикцию, в зависимости от отношений с другими частями планеты, которые не являются частью РФ. Никакой субъект РФ не вправе решать вопросы о предоставлении своей территории другим странам или принятии земель от иностранных государств, которые изменяют границы РФ.
  • Территория Российской Федерации является неприкосновенной для других стран, правительство защищает входящие в неё субъекты и гарантирует порядок, согласно конституционному строю государства.
  • РФ имеет исключительную компетенцию в виде внешнеполитических отношений; гарантирует действие прав каждого субъекта и защиту; заключение международных договорённостей; вхождение и принятие участия в международных организациях. Территориальные единицы РФ также могут заключать международные договоры, но только в случае одобрения правительством.
  • Все граждане РФ имеют равное гражданство, но жители республик могут иметь собственое.
  • На всей территории Российской Федерации функционируют общие государственные органы в виде законодательной, исполнительной и судебной власти. Власть представлена Президентом, Федеральным Собранием, Правительством.
  • РФ имеет общую правовую структуру, куда входят нормативные акты и акты субъектов РФ.
  • Российская Федерация обладает экономическим пространством, распространяющимся на всю территорию: межу субъектами РФ, недопекается установление пошлин и границ; присутствует полная свобода перемещения товаров и предоставления услуг; единая валюта (рубль).
  • Как и любое другое государство, Россия имеет Единые Вооруженные Силы, которые разрабатывают оборонную политику и обеспечивает мир государству, занимаются разработкой военных снаряжений, призывает на военную службу.
  • На территории Российской Федерации государственным языком русский. Однако, согласно Конституции РФ, любая этничность имеет права на сохранение, употребление, распространение родного языка.

1) Предметы ведения Федерации:

  • Сфера прав и свободы гражданина (предоставление гражданства, защита прав и свободы, согласно Конституции РФ, защита этнического меньшинства).
  • Сфера учредительной власти и развития РФ (внесения поправок в Конституцию РФ, разработка программ развития в экономической, политической, социальной сфере РФ).
  • Сфера регулирования территории и установление внешних связей с другими государствами.
  • Сфера организации государства (устройство государства в виде федерации, обеспечение функционирования законодательной, исполнительной и судебной власти).
  • Сфера экономики (установление границ на федеральную собственность; регулирование единого рынка и его валютно-таможенной системы; федеральный бюджет и распоряжение финансами; налогообложение и т.д.).
  • Сфера правового регулирования (правовые службы, занимающиеся защитой прав, установлением санкций для нарушителей, обеспечением порядка в обществе; арбитражное законодательство).
  • Сфера усыновления единых стандартов (система исчисления времени, географические объекты, принятые эталоны в обществе).

2) Совместные полномочия Федерации и её субъектов:

  • Сфера прав человека (защита прав и свободы человека, защита этнического меньшинства).
  • Сфера Федерального единства (обеспечения функционирования Конституции РФ и Федеральных законов).
  • Сфера внешних связей (подписание международных договоров, установление внешних связей с другими государствами, соблюдение уже существующих договоренностей).
  • Сфера публичного управления (установление единых критериев по организации государственной власти; трудовые работники в правоохранительных органах, судах, нотариате и т.д.).
  • Сфера экономики (разрешения вопросов владения землёй, ресурсами, ископаемыми; установления критериев налога и сбора; защита этнических меньшинств, их традиций и образа жизни).
  • Сфера экологии (правила пользования окружающей средой, сохранение природных объектов).
  • Сфера защиты от стихийных бедствий (разработка программ по разрешению катастроф, природных и техногенных происшествий, эпидемий и т.д.).
  • Культурная и социальная сфера (разрешение вопросов социализации индивида, охрана памятников культуры, разрешения вопросов в сфере образования, здравоохранения, семьи, социальной защиты и т.д.).

3) Правовой статус субъектов РФ:

  • Каждая территориальная единица РФ имеет право на своё законодательство, если речь идёт о республике – Конституция.
  • На территории РФ разграничивается государственная власть и власть субъектов Федерации.
  • Субъекты имеют равные права.
  • Невозможность субъектов выйти из территории РФ, т.к. она представляет закреплённые границы всех субъектов.
  • В РФ, как и во всех демократических государствах, распространена система разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.
  • Лишь в республиках присутствует возможность получения дополнительного гражданства.
  • Республика имеет полную свободу на установление языка, который будет использоваться в том числе и в органах местного самоуправления.

Конституционный строй — это система общественных, экономических, политических правоотношений, которые устанавливаются и охраняются конституцией и всей системой правовых норм, прежде всего норм конституционного права.

Конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Политическое и административное устройство Российской Федерации

Общие принципы конституционного строя РФ, закрепленные в ст. 1–16 Конституции РФ, таковы:

  • Приоритет человеческих прав и свобод: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства.
  • Народовластие, суверенитет народа — признание народа единственным источником власти.
  • Федерализм — децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.
  • Демократия.
  • Республиканская форма правления.
  • Полнота суверенитета РФ.
  • Равноправие субъектов РФ.
  • Единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения.
  • Экономическая свобода.
  • Разделение властей. Законотворческая деятельность, исполнение законов и контроль за соблюдением законности производится различными органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий. Таким образом, выделяются 3 вида власти: законодательная, исполнительная и судебная соответственно.
  • Существование органов местного самоуправления.
  • Идеологический и политический плюрализм. Установлен запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (главенствующей). В обществе разрешено политическое многообразие, провозглашена свобода политических мнений и действий, многопартийность.
  • Светское государство, отсутствие государственной религии: ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным.
  • Приоритет закона. Россия является правовым государством, в котором установлено верховенство закона в общественных отношениях.
  • Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом. Подписанные и прошедшие ратификацию РФ международные договоры обладают более высокой юридической силой, чем внутреннее законодательство. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. О том, как соотносятся по юридической силе нормы Конституции РФ и международного права, читайте в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Многообразие и равноправие форм собственности, признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.).
  • Особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя. Так, ст. 135 Конституции РФ гласит, что основы конституционного строя России не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре Конституции РФ будет поддержано не менее чем 3/5 от числа голосов ФС РФ, то созывается Конституционное собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает ее новый проект, который потом выносится на всенародное голосование.

Наглядная схема основ конституционного строя РФ представлена ниже.

Элементами конституционного строя в государстве обычно считаются:

  • республиканская форма правления;
  • суверенитет государства;
  • права и свободы личности;
  • народ — источник власти в стране;
  • верховенство Конституции и федерального законодательства;
  • федеративное государственное устройство;
  • гражданство;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • организация местного самоуправления.

Данный список не является полным и может быть расширен. Выше мы уже рассмотрели, что именно относится к основам конституционного строя РФ, и в этом перечне присутствуют все названные элементы конституционного строя.

Обратите внимание! Термины «элементы конституционного строя» и «основы конституционного строя» в литературе нередко отождествляются.

Среди гуманистических и социальных основ конституционного строя РФ центральное место занимает положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

Данный принцип можно назвать главным и в общей системе принципов конституционного строя.

К основным характеристикам данного принципа относятся следующие положения:

  • Права и свободы человека — высшая государственная ценность. Права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер.
  • Все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод.
  • Установление пределов прав человека производится на законодательном уровне посредством регулирования и ограничения этих прав, предоставления гарантий реализации этих прав и свобод. Например, вот каким образом могут быть установлены границы прав и свобод гражданина: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Обратите внимание! Права и свободы человека, основные принципы их регулирования, ограничения и гарантии регламентированы главой 2 Конституции РФ. При этом тот факт, что не все общепризнанные права и свободы человека непосредственно отражены в этой части главного закона страны, вовсе не умаляет их наличия у всех граждан на территории РФ. Перечень прав и свобод человека, отраженный в Конституции РФ, не является исчерпывающим (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ).

Рассмотрим основные характеристики конституционного строя РФ с точки зрения политического устройства.

Демократия — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решения с равным воздействием участников на результаты процесса и его промежуточные стадии. Народ признается единственным легитимным источником власти, назначение лидеров страны происходит путем честных выборов на состязательной основе. Все члены демократического общества обладают политическим и социальным равенством.

Основные принципы государственного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются на законодательном уровне. Конституция РФ является главным законом страны. При этом законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не могут противоречить Конституции РФ.

Федерация — это форма госустройства, при которой части государства, обладая определенной политической и юридической самостоятельностью в рамках федерации, государственным суверенитетом не обладают. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы госвласти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. Субъектами федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Всего в данный момент в состав РФ входят 85 равноправных субъектов.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Это означает, что глава государства выбирается народом и является сменяемым. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Суверенитет — независимость государства во внешней политике и верховенство госвласти во внутренних делах страны. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Слово «строй» вам знакомо хорошо (первобытный строй и т. д.) — оно означает определённое устройство общества. Значит, конституционный строй определяет устройство нашего государства.

Конституционный строй РФ тоже имеет свои основы, свой фундамент — основные принципы (или основные правила) общественной жизни, установленные в нашей стране Конституцией.

В науке чаще всего выделяют десять принципов, составляющих основу конституционного статуса (положения) Российской Федерации. Некоторые из них мы сегодня рассмотрим. Однако вначале важно отметить, что не всё закреплённое в статьях Конституции стало уже реальностью. Более того, можно сказать, что многое в этих статьях — наша цель. Это нормально, любая конституция рассчитана на перспективу, задаёт направление развития. Безусловно, движение к цели, т. е. преобразования, модернизация общества уже начались. Однако очевидно, что всему обществу предстоит ещё серьёзно и много потрудиться, прежде чем желаемое станет действительным.


Вам предстоит познакомиться с целым рядом принципов, составляющих основы конституционного строя. Поговорим о некоторых из них. Начнём со статьи 1 Конституции. В ней записано, что Россия провозглашена демократическим правовым государством. Из этого мы можем сделать вывод: Конституция нацеливает нашу страну на создание демократического государства. По мнению учёных, это путь сложный и поступательный. Эту же мысль высказывал и Президент Российской Федерации.

Конституция в первую очередь закрепила права и свободы человека и гражданина (ст. 2). О них мы будем говорить позднее, на следующем уроке. А пока отметим, что правовой статус человека и гражданина определяется его правами и свободами. Это один из первых принципов нашего конституционного строя.

Статья 3 Конституции говорит о том, что многонациональный народ России является носителем суверенитета и единственным источником власти. Слово «суверенитет» означает независимость, самостоятельность, а также верховную власть. Значит, Конституция утверждает, что наш народ в своей стране обладает независимостью, самостоятельностью и верховной властью — суверенитетом.

А почему написано, что народ является источником власти? Вообще, источник это то, что даёт начало чему-то. Делаем вывод: согласно Конституции, народ даёт начало всей государственной власти, от народа исходит власть.

Но каким путём? Читаем часть 2 статьи 3: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». И далее часть 3 статьи 3: «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». О референдуме и выборах мы уже говорили, а что значит «через органы государственной власти»? Отвечаем: народ выбирает главу государства, народ выбирает депутатов парламента. Далее Президент и Федеральное Собрание формируют все остальные органы власти. Вот почему участие в выборах — важное право каждого гражданина. Из отдельных голосов складывается мощное всенародное решение о том, как устроить власть в стране. Это и есть власть народа, или народовластие, демократия.

Итак, народовластие также один из основных принципов конституционного строя.

МНЕНИЯ Вот что писал в своей работе «Основы демократии» правовед и философ И. А. Ильин:«Демократия (по-русски — народоправство) предполагает в народе способность… править государством.Для этого народу необходимо… чувство государственной ответственности… Народ, лишённый чувства ответственности, не способен к народоправству: он поведёт себя безответственно и погубит всё дело….Народоправство неосуществимо без… элементарной честности. Народ, не научившийся чтить закон и добровольно соблюдать его за совесть, не будет уважать ни своего государственного устройства, ни им самим изданных законов; всяческое правонарушение окажется основной формой его жизни и во всех делах его водворится «чёрный рынок ».

Какие три условия, по мнению автора, необходимы народу, чтобы осуществить демократию? Какие последствия ждут народ, не научившийся соблюдать закон?

Теперь о власти. Обратимся к статье 10 Конституции: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную…» Этот принцип конституционного строя вам знаком.

Вспомни, в чём смысл разделения властей.

Россия провозглашена федеративным государством (ст. 1 и 5). Федеративное устройство для России — единственное из возможных. Ведь её территория столь обширна (около тысячи городов, несколько тысяч посёлков), а число населяющих её народов столь велико (около 140), что управлять страной без учёта интересов субъектов федерации не эффективно. В таких условиях важно, чтобы были максимально чётко определены принципы федеративного устройства (принципы федерализма). Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Государственная целостность — это первый, основополагающий принцип. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности», — записано в части 3 статьи 5 Конституции. Это значит, что Россия не союз государств, а единое, целостное государство.

Вы уже знаете, что Российская Федерация сложилась исторически в результате сплочения внутри России не только русского, но и нерусских этносов, а вместе они и есть единая многонациональная Россия.

Как же обеспечивается государственная целостность России? В нашей стране единая система власти (напомним, что в системе власти обеспечиваются единство и взаимосвязь её различных частей). Это означает, что все органы власти субъектов, будучи совершенно самостоятельными на своей территории, подчинены федеральным органам власти — Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ и высшей судебной власти РФ. Вместе они составляют единую систему власти.

У нас обеспечивается верховенство федеральных нормативных актов. Это значит, что все нормативные акты субъектов Федерации строго подчинены Конституции, всем законам, принятым Федеральным Собранием, а также нормативным актам Правительства РФ и высшей судебной власти РФ. Кроме того, у нас единый государственный язык — русский; единая денежная система, единое народное хозяйство (или единое экономическое пространство).

Итак, вы познакомились с целым рядом принципов, составляющих основу, фундамент нашего конституционного строя. Назовём их:

  • — человек и гражданин, его права и свободы как высшая ценность;
  • — народовластие;
  • — разделение властей;
  • — федеративное устройство;
  • — социальная защита человека;
  • — отделение церкви от государства.

Надеемся, что названные принципы в основном вам понятны. Эти принципы регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение как страны в целом, так и отдельной личности. Они закреплены в главе 1 Основного закона. И ни один другой закон или иной нормативный акт не должен противоречить принципам конституционного строя.

Наконец, принципы главы 1 абсолютно неизменны: их нельзя отменить или пересмотреть, пока действует данная Конституция (ст. 135).


ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Чем определяется правовой статус человека и гражданина?

2. Что означают слова: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ России»?

3. Почему Россию нельзя назвать союзом субъектов Федерации?

4. Как достигается государственная целостность России?

5. Какие цели ставит социальное государство?

6. Какое государство считается светским?


В КЛАССЕ И ДОМА

1. Иногда правоведы называют главу

2 Основного закона нашей страны «маленькой конституцией внутри большой конституции». Подумай и объясни смысл этого высказывания.


2*. Учёные утверждают, что федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной для России. Почему? Найди обоснования данного утверждения.

3. Прочитай стихотворение Евгения Евтушенко:

  • Народ — кто сам себе не врёт.
  • Народ — кто враг духовной лени.
  • Лишь тот, кто мыслит, — тот народ,
  • Все остальные — население.

В чём основная мысль этого четверостишия? Какие черты, по мнению автора, должны быть свойственны народу? Какие мысли поэта созвучны идеям, высказанным философом И. А. Ильиным (перечитай текст в рубрике «Мнения» на с. 105).

4. Составьте дома схему (в форме постера, плаката) под названием «Основные принципы конституционного строя Российской Федерации». Принесите её в класс на следующий урок и обсудите, в чём заключается смысл каждого из принципов.


ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Знание некоторых принципов возмещает незнание некоторых фактов».

Н. Г. Чернышевский (1828—1889),
русский писатель, публицист

«Федерация возможна только там, где народу (или народам) присуще искусство соглашения и дар политического компромисса».

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

Избирательное право – это совокупность юридических норм, которые регулируют порядок выборов органов власти РФ, выборных должностных лиц государства и органов местного самоуправления. Активное избирательное право – это право избирать. Им обладают все граждане страны с 18 лет. Пассивное избирательное право – право быть избранным. Для депутатов Государственной Думы, местных дум и глав города – с 21 года, для Президента – с 35 лет. В РФ порядок выборов регулируется:

  • Конституцией РФ.
  • Законодательством субъектов РФ.
  • Федеральным законодательством.
  • Указами и распоряжениями Президента РФ.

Отличительными чертами выборов в демократическом обществе является:

Политическое участиеэто совокупность действий рядовых участников политической системы, посредством которых они влияют или пытаются влиять на политику государства. К политическому участию относится:

  • участие в голосовании;
  • обращение граждан в органы власти;
  • участие в массовых манифестациях (митинг, пикетирование, шествие); • участие в деятельности политических партий и общественно-политических движений; • выражение своего мнения о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, через СМИ.

За прошедшие столетия укрепился список основных разновидностей идеологии: либерализм;

  • консерватизм;
  • коммунизм;
  • социалистическая демократия;
  • национализм;
  • фашизм;
  • анархизм.

Экстремизм – приверженность к крайним, радикальным взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.

Экстремизм, как правило, распространяется на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, на отношения между социальными группами, этносами, общественными объединениями, политическими партиями, государствами, конфессиями и так далее. Получается, что экстремизм бывает разным – и социальным, и политическим, и религиозным и так далее.

Основы конституционного строя России

В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:

  1. государственная целостность;
  2. единство системы государственной власти;
  3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  4. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  5. равноправие и самоопределение народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции).

Проблема государственного устройства наряду с проблемой формы правления относится к категории глобальных, поскольку органически связана с другой, более крупной в теоретическом плане проблемой — формы государства. Терминологически понятия, связанные с государственным устройством различаются. Это наиболее распространенное в науке и учебной литературе понятие собственно государственного устройства: форма государственного (территориально-политического) устройства.

Вопрос государственного устройства чрезвычайно важен, каждая из его форм имеет специфические черты. Нисколько не умаляя роли унитарного государства, преобладающего в современном мире, тем не менее акцентируем внимание на федеративном государстве. Федеративное устройство — разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым, предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития. Представляется, что при определении понятия «государственное устройство» в центре внимания призваны быть: состав государства, его субъекты, соотношение власти центра и регионов, мест, административно-территориальная или иная специфика территориальной организации государства и другие признаки, элементы. Попробуем рассмотреть государственное устройство в нашей стране.

Наиболее удачное определение государственного устройства выглядит следующим образом: внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации

Существует две разновидности государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство представляет собой единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие признаки:

единый центр государственной власти — единая система высших и центральных органов власти;

одна система законодательства;

единое гражданство;

единая судебная система;

одноканальная система налогов;

административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью

Федерация (от лат. federatio- союз, объединение) — сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.

Основные признаки федерации:

определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов;

двухуровневая система законодательства — общефедеральная и субъектов;

субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;

в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);

двухканальная система налогов;

разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.

Федерализация — это процесс создания федеративного государства, децентрализации в федеративном государстве.

Субъект федерации — промежуточное политическое сообщество, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.

Федеральный центр — в нем сосредоточены важнейшие органы федеральной власти: законодательные, исполнительные, финансово-бюджетные, судебные и информационные органы; взаимодействие этих органов одновременно обеспечивает интеграцию всего гражданского сообщества и компромисс власти как по вертикали, так и по горизонтали.

В контексте рамочного государства федерация в целом выступает как носитель постоянного компромисса:

по горизонтали — политического взаимодействия;

по вертикали — между отдельно взятым субъектом и федеральным центром;

между федеральным центром и отдельными группами субъектов

В теории государства и права различают симметричные и асимметричные федерации.

Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями.

Среди асимметричных выделяют три основных формы:

федерация, где наряду с субъектами федерации в ее состав входят и другие территориальные образования, управление которыми осуществляется специально назначенным из центра должностным лицом;

федерация, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (например, Россия);

так называемая скрытая асимметрия, в которой однопорядковые субъекты не во всем равны.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованной федерации федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответствующими полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованной федерации федеральными органами передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Наличие у субъектов суверенитета и права свободного выхода предполагает не федеративную форму государственного устройства, а конфедеративную. Конфедерация — это договорное международно-правовое образование с элементами конституционного регулирования, созданное в целях координации политики, основанное на союзе суверенных государств, сохраняющих равноправие в конфедерации и не признающих ее верховенство (в прошлом такими были США, Швейцария, Германский союз)

Существуют также смешанные формы государственного устройства, как правило, переходные от унитарного к федерации и от федерации к унитарному государству. В таких государствах наряду с субъектами федерации существуют административно-��ерриториальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации.

  • — Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации

    Принятие Конституции Российской Федерации в декабре 1993 г. обозначило тот рубеж, на котором был узаконен радикальный разрыв с государственно-политической системой СССР, что в свою очередь заложило начало новой эпохи в развитии российской государственности. Как… [читать далее].

    1. Понятие и формы государственного устройства.

    2. Исторические этапы российского федерализма.

    3. Современное развитие России как федеративного государства.

    Заключение

    Литература

    ВВЕДЕНИЕ

    Федеративное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства – одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.

    Мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Мощным фактором достижения единообразного правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие, общий рынок. Федерация не может исключить всех кризисов, разногласий и различий в способах решения общегосударственных проблем, но она, и особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех политических, экономических и националистических сил.

    1. Понятие и формы государственного устройства

    Понятие государства складывается из таких элементов, как форма правления, государственный режим и государственное устройство.

    Государственное устройство как одна из характеристик представляет собой национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными органами государственной власти и органами государственной власти составных частей государства. В самом общем понимании это органическое строение государства (как «организма»), механизм распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

    Форма государственного устройства содержит в себе:

    внутреннюю структуру государства;

    правовой статус государства в целом и его частей;

    характер взаимоотношений государства в целом и составных его субъектов, а также между непосредственными субъектами.

    В мировой практике на сегодняшний день сложилось 3 основные формы государственного устройства:

    1) унитарные;

    2) федеративные;

    3) конфедеративные.

    В формировании той или иной формы устройства государства играют роль такие факторы, как территория, национальный состав (имеются в виду не разнообразие гражданского населения, а коренные этносы, населяющие определенную территорию данной страны длительный исторический период), историческое развитие государства в целом и составных частей, политические и экономические интересы. Именно эти факторы влияют на становление в государстве той или иной формы. Рассмотрим каждую из названных форм государства.

    Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

    Как правило, унитарную форму приняли относительно небольшие государства, где управление из единого центра не осложнено объемом функций.

    Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

    единство верховной власти в каждой из ветвей власти;

    единство системы законодательства, гражданства, денежной, налоговой, кредитной политики и т. д;

    отсутствие признаков государственного суверенитета в составных частях страны.

    Однако несмотря на это существует известная степень самостоятельности административных единиц, и по степени зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Обычно централизованной считается система, если чиновники на местах назначаются из центра, децентрализованная система характеризуется участием населения в формировании местных органов власти в составных административных единицах. Так, в Финляндии губернатор назначается президентом, в Японии формирование подобных органов (префектур) практически не зависит от центральных органов. В Турции сочетаются элементы централизации (управление в основных административных единицах осуществляют представители центральной власти) и децентрализации (выборные Генеральные советы и их исполнительные органы – Энджомены).

    Унитарное государство характерно также тем, что все межгосударственные сношения осуществляют центральные органы власти.

    Другой формой государственного устройства является конфедерация.

    Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

    Глава 3. Федеративное устройство

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.

    Истории известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

    Унитарное — это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам. У унитарного государства единая территория, единое гражданство, бюджет и т. д. Административно-территориальные единицы, как составные части унитарного государства, суверенитетом не обладают. В некоторых унитарных государствах имеются национальные автономные образования, которые также не являются суверенными.

    Федерация представляет собой добровольное объединение государств, обладающих определенной самостоятельностью, в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектов федерации: территории, гражданства, конституции, государственных органов, бюджета и т. д.

    Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

    Следует отметить, что подавляющее большинство существующих в мире федеративных государств не является средством решения национального вопроса.

    Национально-государственное устройство России представляет закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения в той или иной форме государственности.

    В настоящее время Российская Федерация представляет собой сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе находятся: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

    В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

    1) создание основ социалистического федерализма (1918 — 1936 гг.)

    2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937 — 1985 гг.)

    3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

    Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. Российская федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России, но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР.

    Принятая 10 июля 1918 г. Конституция РСФСР закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. На первом этапе формирования федеративного государства существовала единственная форма автономии — автономная республика, на следующем этапе созданы трудовая коммуна и автономная область. Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свою государственную структуру, конституцию или закон, выполняющий ее функции. Автономные трудовые коммуны и автономные области не имели атрибутов государственности в отличии от республик.

    Вступление РСФСР в состав СССР совпало с этапом завершения становления самой РФ. В 1923 г. происходят значительные изменения форм автономии: упраздняются автономные трудовые коммуны, которые преобразуются в автономные республики, возникает новая форма автономии — национальный округ (первым образован Коми-Пермяцкий).

    В Конституции РСФСР 1925 г. вопросам автономии была посвящена специальная глава, в Основном законе были установлены две формы автономии — автономная республика и автономная область.

    Принятая 21 января 1937 г. Конституция РСФСР закрепила наличие в составе России 17 автономных республик и 6 автономных областей, во всех автономных республиках были приняты свои конституции.

    Развитие федеративного устройства в период с 1937г. до принятия Конституции РСФСР 1978 г., носило сложный и противоречивый характер: в период Великой Отечественной войны начался процесс ликвидации автономных образований, населенных представителями национальностей: балкарцев, ингушей, крымских татар, поволжских немцев, чеченцев и других. После XX съезда КПСС вновь начала возрождаться государственность репрессированных народов, их права восстанавливались; в связи с присоединением новых территорий в состав РСФСР включались новые автономные образования.

    Конституцией РСФСР 1978 г. утверждалось, что в составе РСФСР существовало 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

    Значительным шагом в развитии РСФСР явилось принятие 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации «О государственном суверенитете Российской Федеративной Социалистической Республики».

    Распад СССР привел к развитию сепаратистских настроений в национально-государственных образованиях, входящих в состав РФ. На IV Съезде народных депутатов России была призвана необходимость повысить правовой статус всех автономных республик, исключив из их наименования слово «автономия», следствием чего явилось установление нового официального названия этих республик — «республики в составе РСФСР».


    Похожие записи:

  • Напишите свой комментарий ...