Основания для выездной налоговой проверки в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для выездной налоговой проверки в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика:

  • Исключение — можно провести проверку в помещении налоговой инспекции, если у налогоплательщика нет возможности предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст. 89 НК РФ).

На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС), либо вручают лично.

Налоговая проверка: как к ней подготовиться в 2022 году

  • Часто проводимая процедура налогового контроля.

Запрос документов у контрагента позволяет проверить:

  • реально ли существует этот контрагент;
  • совершал ли контрагент сделку с проверяемым налогоплательщиком;
  • совпадает ли порядок отражения сделки у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

Документы у контрагента могут истребовать не только во время выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговые органы вправе это сделать еще на стадии подготовки к ее проведению.

Истребование документов вне рамок выездной (камеральной) проверки допускается, если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить документы (информацию) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

  • Инспекция, проводящая выездную проверку, для получения документов и информации от контрагента направляет поручение инспекции, в которой состоит на учете контрагент (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
  • Местная инспекция на основании этого поручения направляет требование контрагенту (п. 4
    ст. 93.1 НК РФ).
  • Контрагент должен в течение 5 рабочих дней представить информацию и документы (сообщить об их отсутствии) либо попросить увеличить этот срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
  • Часто используется при выездном налоговом контроле.

Свидетелями могут вызываться любые физические лица, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Это могут быть работники организации или представители контрагентов.

Нельзя допрашивать лиц, которые получили сведения, необходимые для налоговой проверки, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, например адвокатов и аудиторов.

Свидетель может не являться в налоговый орган для дачи показаний вследствие болезни, старости, инвалидности. В этом случае показания свидетеля могут получить по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Отказаться от дачи свидетельских показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) можно на основании положений ст. 51 Конституции РФ:

  • «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников…».

Результаты допроса оформляют протоколом (п. 6 ст. 90 НК РФ).

Штрафы (ст. 128 НК РФ):

  • 1 000 руб. — за неявку свидетеля либо уклонение от явки без уважительных причин;
  • 3 000 руб. — за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний.

Налагать могут только эти штрафы. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрена (п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/1283).

  • Проводят во время проверки нечасто.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения вопросов нужны специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ). Например, когда нужно:

  • установить подлинность подписей;
  • определить рыночную стоимость товаров, работ;
  • определить соответствие используемого сырья, его количества объему выпущенной продукции.

Экспертизу назначают постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ). С этим постановлением должно быть ознакомлено проверяемое лицо и разъяснены его права, о чем составляется протокол (п. 3 ст. 95 НК РФ). Все эти и другие условия должны быть соблюдены, иначе заключение эксперта могут признать недопустимым доказательством.

Налоговые проверки бизнеса в 2022 году

При проведении выездной проверки можно осуществлять такое мероприятие, как осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (пп. 1 п. 1 ст. 92 НК РФ).

Налоговые органы могут осматривать помещения:

  • производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).

При проведении осмотра налоговики могут изучать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть в компьютере (Определение ВС РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).

Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Несмотря на это, все же в отдельных случаях суды признают законными действия налоговиков по проведению осмотра помещений у контрагентов (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2021 № А36-540/2020).

Обязательные требования при проведении осмотра:

  • присутствие понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ);
  • участие налогоплательщика (его представителя) (п. 3 ст. 92 НК РФ);
  • оформление результатов протоколом (п. 5 ст. 92 НК РФ);
  • наличие подписей всех лиц, участвующих в осмотре (п. 4 ст. 99 НК РФ).

По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. Фактически проверка может затянуться:

  • до 4 месяцев — если налоговая продлит проверку;
  • до 6 месяцев — в исключительных случаях (п. 6 ст. 89 НК РФ).

На срок проведения выездной проверки оказывает значительное влияние право налогового органа ее приостановить (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • в этом случае приостанавливается течение срока проверки. Как только проверка возобновляется, ее срок начинает течь вновь.

Оснований для приостановления проверки несколько (пп. 1– п.9 ст. 89 НК РФ). Чаще всего налоговые органы приостанавливают проверку на время истребования документов (информации) у контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). По этому основанию допускается приостанавливать проверку не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуют документы.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. Продлить его еще на 3 месяца можно только, если налоговые органы не успели получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов. С момента завершения проверки (подтверждается справкой) до момента составления акта проверки может пройти два месяца, что также значительно увеличивает сроки.

Итого: несмотря на то что по общему правилу срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, фактически срок с момента вынесения решения о проведении проверки до момента составления акта может быть более года.

Камеральная проверка налоговой декларации или расчета проводится в налоговой инспекции на основе декларации, данных бухгалтерского учета и других документов. Ее цель – проверить правильность отражения данных для расчета налога. Проверка осуществляется автоматически по контрольным соотношениям. В случае выявления системой расхождений или несоответствий, налоговики попросят представить пояснения и подтверждающие операции документы.

  • в декларации заявлена льгота (например, это может быть пониженная или нулевая ставка по налогу);
  • в РСВ указаны суммы, не подлежащие обложению или пониженные тарифы;
  • в декларации по НДС заявлен налог к возмещению;
  • представлена уточненная декларация, спустя 2 года с уменьшением суммы налога.

Не нужно ждать, когда к вам поступит запрос из ФНС, подготовьте необходимый пакет документов заранее. На запрос можно (и намного проще) отвечать в электронном виде, если вы пользуетесь услугами операторов ЭДО для сдачи отчетности. Поэтому можно сразу собрать нужные копии документов (сканы) в папку, и потом просто отправить ее в ответ налоговикам.

Кроме того, вооружитесь шаблонами ответов на частные запросы.

Пример: если у вас есть регулярные расхождения между расчетом о страховых взносах и 6-НДФЛ в части облагаемых выплат, допустим, дивидендов (они облагаются НДФЛ, но не облагаются взносами), можно сразу составить текст письма и менять в нем только динамическую информацию — номера документов, даты и суммы. Так вы быстрее и без ошибок ответите на требование.

Все случаи, когда могут быть запрошены документы в рамках камеральной проверки, предусмотрены в ст. 88 НК РФ.

Порядок проведения налоговой проверки в 2021-2022 годах

Срок на исполнение требования — 10 рабочих дней.

Но перед тем, как готовить запрашиваемые документы, проверьте:

  • Не закончился ли срок проверки, т. к. вы вправе не представлять документы за пределами этого срока, кроме случаев проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).
  • Не представляли ли вы ранее указанные в требовании документы. Если да — уведомляем об этом факте проверяющих и повторно документы не отправляем (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Камеральная проверка длится три месяца. При выявлении нарушений в течение 10 дней составляется акт, на который вы вправе представить возражения. На это дается 1 месяц. А после уже с учетом возражений принимается решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если нарушений во время проверки не выявлено, то никакие документы по результатам проверки не оформляются.

В связи со сложной экономической ситуацией в период пандемии Правительством было принято решение о моратории на плановые проверки малого и среднего бизнеса, причем этот мораторий продляется и на 2022 год. Об этом указано в Постановлении Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520. Сюда относятся проверки трудовой инспекции, пожарной инспекции, ФСС, Роспотребнадзор и других служб. Но на налоговые проверки данное постановление не распространяется, поэтому налоговая служба в части проверок придерживается своего плана.

Обычно проверка проводится по всем налогам за три года. Возможен и меньший период и даже проверка по конкретному налогу, так называемая тематическая проверка. В период проверки может попасть и текущий год, но только тот период, по которому представлена отчетность.

Надо учесть, что выездных проверок может быть только две в год, но может быть и третья в следующих ситуациях:

  • проверка филиалов региональными инспекциями считаются за самостоятельные проверки;
  • назначена повторная проверка;
  • проверка назначена в связи с ликвидацией или реорганизацией компании.

Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Мораторий на налоговые проверки освобождает далеко не всех субъектов предпринимательства и не во всех случаях. Даже если вы освобождены, это еще не значит, что проверка не придет.

Согласно постановлению Правительства РФ мораторий на налоговые проверки распространяется на:

  • некоммерческие организации с численностью до 200 сотрудников (кроме политических партий и иностранных агентов);
  • ИП и организации малого и среднего бизнеса.

Что может послужить причиной для внеплановой проверки освобожденных:

  • Поручение президента или правительства РФ относительно организации, индивидуального предпринимателя или физического лица.
  • Если проверка осуществляется в рамках предписаний предыдущей проверки, например, ИП должен показать, что приняты все необходимые меры по предотвращению угрозы жизни и здоровья граждан.
  • Если был замечен факт угрозы и причинения вреда жизни и здоровью граждан или имеется опасность возникновения ЧС (такая проверка обычно согласовывается с прокуратурой).
  • Если были выявлены недостоверные сведения в лицензиях и аналогичных документах или проверка осуществляется с перед тем, как восстановить лицензию.
  • Проверка по требованию прокуратуры на основании материалов конкретного дела или обращения граждан.
  • Если был обнаружен факт нарушения законодательства РФ.
  • Приостановка деятельности организации принудительно.

С июля 2020 года ИФНС проводит инспекционные визиты, длительность проверки при этом достигает 10 дней. Проверку бизнеса могут организовать не только налоговые органы, но и: ПФР, ФСС, Роспотребнадзор и др.

Постановление Правительства России №1520 от 08.09.2021 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» продляет мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Исключением являются:

  • организации и предприниматели, деятельность которых может представлять опасность для граждан, или является государственной тайной.
  • вредные производства,
  • ИП и организации, где были выявлены нарушения за последние три года,
  • организации, у которых в течение последних трех лет был дисквалифицирован руководитель,
  • ИП и организации,деятельность которых приостанавливалась в последние 3 года по решению контролирующих органов,
  • ИП и организации, которые временно или полностью лишались лицензии за последние 3 года,
  • организации и предприниматели с лицензируемыми видами деятельности,
  • фирмы, которые должны проводить финансовый аудит на обязательной основе,
  • предприятия атомной промышленности.

Мишустин утверждает, что освобождение коснется примерно 100 тысяч предпринимателей и организаций по всей России.

Примерный список освобожденных от налоговых проверок бизнеса в 2022 году во многом совпадает с перечнем компаний за 2021 год. Разница в том, что мораторий на налоговые проверки бизнеса в 2021 году не включал в себя организации медицины, образования, производства драгметаллов и камней, организации социальной сферы. Проверки бизнеса Налоговой не будут распространяться на эти компании в 2022 году.

Если проверка по организации не запланирована, это еще не значит, что не будет проведена внеплановая. Обычно такие незапланированные проверки проводят в результате выявления каких-либо нарушений.

Какие могут быть основания для назначения внеплановых налоговых проверок:

  • Если налогоплательщик на специальном налоговом режиме несколько раз приближается к крайним значениям, то Налоговая может заподозрить схему дробления бизнеса (чтобы сохранить спецрежим) для уклонения от уплаты налогов. Например, для УСН — это число сотрудников до 100 и максимальная прибыль до 150 миллионов рублей; для патента — до 15 сотрудников, а доход — до 60 миллионов рублей; для единого сельскохозяйственного налога — максимальное число работников до 300, а доля прибыли от сельскохозяйственной деятельности выше 70% от общей прибыли.
  • Если бизнес убыточен свыше трех лет. В первый год, когда чистые активы организации меньше минимального капитала, ФНС присылает уведомление о том, что организацию могут ликвидировать. На второй год Налоговая также высылает уведомление, при этом наблюдая за деятельностью налогоплательщика. На третий год ИФНС пришлет требование по ликвидации предприятия.
  • Если были большие вычеты по НДС за минувший год. 89% от годовой суммы НДС — максимальная доля вычета. Если вы приближались к пороговой величине, проверка не заставит себя ждать.
  • Если были нарушены сроки сдачи отчетности. Нарушение сроков влечет за собой штрафы, размер которых зависит от вида отчетности и курирующего законодательного акта.
  • Если были нарушены сроки и порядок оплаты налогов и взносов по страхованию. Помимо обычных налогов малый и средний бизнес может платить НДФЛ и страховые взносы. Так индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы не зависимо от наличия дохода.
  • Если вы используете кассовые чеки без указания номенклатуры. В чеке обязательно должно быть понятное покупателю название товара или услуги.
  • Если в чеке есть недостоверные сведения, например, указана не та система налогообложения.

Важно! Если ИФНС неожиданно потребовала от организации или ИП полный пакет документов, сведения о ведении бизнеса и другую информацию нужно быть настороже. Проверьте список недавних контрагентов, возможно, среди них есть тот, кто находится под подозрением и особым вниманием контролирующих органов.

Какие еще могут быть основания для налоговых проверок бизнеса:

  • Налоговая база содержит ошибки и неверные данные,
  • Вы платите налоги меньше, чем в среднем платят в вашей отрасли,
  • Финансовые показатели за год резко отличаются от предыдущего года,
  • Налоговая располагает данными резко противоречащим сданной отчетности,
  • Есть нарушения по срокам подачи отчетности и уплаты налогов.

Еще один повод для выездной налоговой проверки малого бизнеса — когда конкурент подал на вас жалобу с обвинениями в контролирующие органы.

Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:

Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу.
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию.
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки.
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований.

*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).

Чтобы понять, есть ли риск проведения налоговой проверки, нужно задать себе несколько вопросов. Если хотя бы один из ответов будет положительный, есть вероятность того, что Налоговая инспекция навестит вас в ближайшем будущем.

  • Правильно ли указан ваш режим налогообложения в кассовом чеке? Если нет, то можно получить штраф в размере 3 тысяч рублей.
  • Есть ли номенклатура в чеке, правильно ли она внесена, указано ли количество приобретаемых товаров или услуг, их цена за единицу и общая? Если чек оформлен не правильно или не указана номенклатура, то штраф может составить около 10 тысяч рублей.
  • Если у вас режим налогообложения УСН и количество работников до 100, приближался ли годовой доход к сумме в 150 миллионов рублей? Любое уклонение от неуплаты налогов может повлечь за собой штраф в размере 40% от суммы неуплаченных налогов или даже уголовную ответственность.
  • Превышают ли расходы доходы, ведется ли бизнес убыточно болел 3 лет? Если да, возможна принудительная ликвидация.
  • Больше ли вычет по НДС 89% от годовой суммы налога? Возможен штраф в сумме 40% от НДС к уплате.
  • Нарушали ли вы сроки подачи отчетов? Если да, то возможен штраф в сумме до 500 тысяч рублей (зависит от вида отчета).
  • Полностью ли оплачивались налоги и страховые взносы за прошлый период? Если да, возможен штраф в сумме 40% от неуплаченных денег.

Еще одной важной причиной налоговых проверок может послужить несоблюдения законодательства по цифровой маркировке товаров.

Изменения законодательства важные для бизнеса и налогового контроля 2022

Налоговые проверки малого бизнеса в 2022 году могут вызвать несоблюдения правил и требований маркировки товаров. Особое внимание ИФНС могут вызвать:

  • Продажи немаркированных товаров для которых маркировка обязательна. Все товары, которые подлежат маркировке в обязательном порядке, должны иметь цифровой код DataMatrix на упаковке. Код нужно считывать при продаже на кассе. Производство, перевозка, продажа и хранение немаркированных товаров может привести к проверкам и крупным штрафам, а в особых случаях даже уголовной ответственности. Весь товар без идентификационных знаков обязательно конфискуют.
  • Если коды маркировки плохо считываются. Произойти подобное может по многим причинам, например, если код просто затерся или покрыт чем-то. Если товар имеет код маркировки, который невозможно считать, его обязательно нужно перемаркировать.
  • Если данные кода маркировки не совпадают с данными в УПД на товар, такой товар подлежит возврату поставщику, его продавать нельзя.
  • Если осуществляется продажа товаров с поддельными кодами маркировки. В таком случае проверка — это не самое страшное. Возможна уголовная ответственность на срок до трех лет.

При каждой проверке есть как минимум 2 стороны: проверяющий (контролер) и проверяемый. При налоговых проверках это работники инспекции и налогоплательщики (или налоговые агенты), в роли которых выступают организации, ИП, а в некоторых случаях и обычные физлица, не имеющие отношения к предпринимательству.

Для первой стороны налоговая проверка — это основной вид деятельности, выполнять которую ей поручило государство, чтобы финансово обеспечить свое существование и функционирование.

Для второй это, как правило, дополнительные трудовые, временные, нервные и в итоге часто финансовые затраты. Минимизировать их вам поможет подборка материалов данной рубрики нашего сайта.

А начать знакомиться с порядком проведения налоговой проверки мы предлагаем со статьи «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Закон прямо предусматривает всего 2 вида налоговых проверок: камеральные (ст. 88 НК РФ) и выездные (ст. 89 НК РФ). Но есть еще 3-е контрольное мероприятие, которое непосредственно проверкой не названо, но фактически является ею.

О том, что это за проверка, а также о КНП и ВНП рассказывает данная статья.

Методы проведения проверок различны, а их набор напрямую зависит от вида проверки, ее субъекта, типа проверяемого налога и других обстоятельств.

Например, об особенностях проверки ИП читайте эту публикацию.

Основной метод, конечно, исследование документов, на основании которых вы исчисляли и платили налоги. Но налоговикам дозволяется также:

  • проводить осмотр;

О нем читайте здесь.

  • вызывать свидетелей;

Об этом здесь.

О ваших правах при осмотре и допросе свидетелей узнайте из статьи «У вас осмотр? Можете поприсутствовать. А вот свидетелей допросят без вас».

  • инвентаризировать ваше имущество, причем вы обязаны содействовать контролерам в этом;

См. статью.

  • использовать иные формы контроля, указанные в гл. 14 НК РФ, разъяснения по которым тоже есть или вскоре появятся в данной рубрике сайта.

Что касается оснований для проверки, они также зависят от ситуации. Например, для КНП основанием является сам факт подачи декларации в ИФНС.

Подробнее о камералке читайте в статье, посвященной ст. 88 НК РФ, текст которой вы найдете там же.

Поводы и основания для выездной проверки — в полном ведении налоговиков.

Во избежание злоупотреблений со стороны контролеров временные рамки проверок ограничены НК РФ. Общий срок камералки составляет 3 месяца, ВНП — 2 месяца. Причем момент начала течения срока для каждой проверки свой. И момент окончания фиксируется по-разному. Кроме того, в некоторых случаях проверочные сроки могут продляться или прерываться. Как это происходит, стоит знать любому налогоплательщику.

Специально для вас — наши статьи по данным вопросам:

  • «Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки?»;
  • «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Налогоплательщики бывают крупными и не очень. В отношении последних государство старается предусмотреть различные послабления, в том числе в части контроля со своей стороны. Так, в последнее время ведется много разговоров о необходимости сокращения проверочных мероприятий для субъектов малого бизнеса. А недавно активно обсуждался 3-летний мораторий на плановые проверки, введенный в отношении «малышей». Действует ли он при налоговом контроле, вы узнаете из этой статьи.

Предупрежден — значит вооружен. Это справедливо и в ситуации с проверкой ИФНС. Если знать о проверке заранее, можно лучше к ней подготовиться. Любой налогоплательщик многое отдал бы, чтобы узнать, есть ли он в проверочном списке. Возможно ли это в принципе? Ответ ищите в данной публикации.

Мораторий на плановые проверки на 2022 год введен для малого и среднего бизнеса. Но, не все фирмы смогут вздохнуть с облегчением.

Плановые проверки не отменяются на вредных и опасных производствах с высокими рисками для жизни и здоровья работников.

Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трех последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

Под мораторий не подпадают:

  • вредные и опасные производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
  • фирмы МСП, которым в течение последних 3-х лет было вынесено административное наказание за грубые нарушения;
  • компании, у которых в течение последних 3-х лет был дисквалифицирован руководитель;
  • компании, деятельность которых по решению надзорных органов приостанавливалась в течение последних 3-х лет;
  • компании, которые были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
  • организации, работающие на основании лицензий;
  • организации, которые обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • предприятия, использующие атомную энергию.

Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года.

Но, существенная разница все-таки есть. В 2021 году мораторий на проверки не распространялся на компании здравоохранения, образования, социальной сферы, по производству драгоценных металлов и камней. Теперь, перечисленные компании также под мораторием. Их не будут проверять в 2022 году.

С 1 июля 2022 года компании при желании смогут платить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы и проценты одним платежным поручением без уточнения вида платежа и срока его уплаты (новая статья 452 НК РФ).

Но для этого необходимо учесть следующие условия и изменения налогового контроля: особый порядок уплаты (перечисления) вправе применять организации, которые осуществили совместную сверку расчетов и по результатам которой не имеется разногласий, и подали заявление о применении особого порядка уплаты (перечисления).

При этом надо будет представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, взносам не позднее чем за 5 дней до установленного срока их уплаты:

  • перечисление денежных средств в качестве единого налогового платежа (ЕНП) может быть произведено за компанию-налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) иным лицом. Но оно лишено права требовать возврата из бюджета, уплаченного за компанию ЕНП;
  • зачет денежных средств, признаваемых в качестве ЕНП компании, осуществляется с соблюдением следующей последовательности в отношении обязанностей по уплате:
    • недоимки — начиная с наиболее ранней даты ее выявления;
    • налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов — с даты возникновения обязанности по их уплате на основании налоговых деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов;
    • пеней;
    • процентов;
    • штрафов.
  • компания имеет право на возврат денежных средств ЕНП, по которым налоговым органом не произведен зачет, для чего необходимо подать в инспекцию соответствующее заявление.

Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 года № 379-ФЗ.

С 1 января 2022 года излишне уплаченные налоги можно зачесть в счет уплаты страховых взносов и наоборот.

Обновленный п. 1 ст. 78 НК РФ предусматривает возможность зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или погашения недоимки не только по налогам, но и по сборам, страховым взносам , включая пени и штрафы.

Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 года № 379-ФЗ.

С 1 января 2022 года руководитель компании (лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности) может получить квалифицированный сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) для нужд юридического лица только в Удостоверяющем центре ФНС.

С указанной даты владельцем сертификата ключа проверки указывают компанию и ее руководителя, т.е. того, кто действует от ее имени без доверенности. «Рядовые» работники также могут подписывать электронные документы компании личными электронными подписями (УКЭП) на основании электронной доверенности, подписанной УКЭП руководителя компании.

Основание — Федеральный закон от 27.12.2019 года № 476-ФЗ.

Налоговые риски 2022: что будут проверять и как от этого защититься

Субъекты малого и среднего предпринимательства из соответствующего единого реестра МСП освобождены от плановых неналоговых проверок (трудовой инспекции, пожарных и пр.) до конца 2021 года (Федеральные законы от 13.07.2015 № 246-ФЗ, от 25.12.2018 № 480-ФЗ, Постановление Правительства от 30.11.2020 № 1969).

Этот мораторий продлен по 31 декабря 2022 года. При этом есть исключения из правил, согласно которым запрет не распространяется на:

  • организации и ИП, в отношении которых за последние 3 года приняты постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, либо наказаний в виде дисквалификации или приостановления деятельности, либо принято решение о приостановлении действия лицензии или аннулировании лицензии;
  • лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля;
  • лиц, в отношении которых проводится лицензионный контроль, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, федеральный надзор в области использования атомной энергии.

Основание — Постановление Правительства от 08.09.2021 года № 1520.

С 1 апреля 2022 года будет отменена унифицированная форма для оформления карточки подписей (форма № 0401026). Банк сможет использовать собственную форму с необходимыми ему сведениями, но при сохранении сокращенного ряда обязательных сведений:

  • наименование юрлица;
  • ФИО лиц, наделенных правом подписи;
  • оттиск печати (при наличии).

Новая инструкция не затрагивает уже существующие счета, так, компаниям не надо оформлять заново карточки с образцами подписей. Кроме того, до 1 октября 2022 года действует переходный период, в течение которого банки обязаны принимать карточки старого образца.

С 1 апреля 2022 года при изменении сведений о компании, указанных при открытии счета (например, наименование юрлица, адреса регистрации), компания представляет подтверждающие документы только по требованию банка. Сейчас такие документы компании обязаны самостоятельно (без требования) представить в банк.

Основание — Инструкция Банка России от 30.06.2021 года № 204-И.

С 1 января 2022 года начали действовать изменения, касающиеся правового режима результатов интеллектуальной деятельности (РИД), созданных при выполнении государственного или муниципального контракта. Отметим некоторые из них:

  • право на получение патента и исключительное право на РИД, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта для государственных и муниципальных нужд, принадлежат исполнителю контракта, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Исключительные права на РИД, непосредственно связанные с обороной и безопасностью, принадлежат РФ, но в ряде случаев права могут закрепляться за исполнителем (ст. 1240.1 ГК РФ);
  • в случае, если работодатель, получивший патент на служебное изобретение или другой объект патентного права, решит прекратить его действие досрочно, он будет обязан уведомить об этом работника (автора) и по его требованию передать ему патент безвозмездно. Если работодатель не уведомил автора о досрочном прекращении действия патента, автор вправе обратиться в суд с иском к работодателю о понуждении к подаче ходатайства о восстановлении действия патента за счет последнего (ст. 1370 ГК РФ)

Основание — Федеральный закон от 22.12.2020 года № 456-ФЗ.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Одной из форм такого контроля является выездная налоговая проверка в отношении хозяйствующего субъекта, право на проведение которой прямо закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

Минфин в Письме от 14.02.2017 № 03‑02‑08/7955 подчеркнул, что основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

Одна из главных установок фискалов на сегодняшний день – проведение оптимального количества выездных налоговых проверок. Для этого постоянно совершенствуется своевременная система налогового контроля и администрирования, которая построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Выездные проверки не проводятся сплошным методом. Инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее кандидатов. Результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 № 03‑02‑07/1/8547.

Чиновники также указывают, что основным документом, использующимся в аналитической работе налоговиков, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Выбор объектов для проведения выездных проверок построен на тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. На этапе планирования анализу подлежат все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Анализ информации.

Анализируется вся информация, поступающая в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

Приоритетными для включения в план выездных проверок являются хозяйствующие субъекты, в случае если:

  • у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств;

  • результаты проведенного анализа их финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Концепцией определены 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков. Они также используются фискалами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок. В ходе анализа налоговики выявляют наиболее вероятные «зоны риска» и, как следствие, реагируют на возможное совершение налоговых правонарушений путем организации необходимых мероприятий налогового контроля (в том числе и выездной налоговой проверки).

Вероятность назначения проверки высока, если хозяйствующий субъект:

  • имеет низкую налоговую нагрузку в сравнении с хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);

  • имеет убытки в течение двух и более календарных лет;

  • отражает в налоговой отчетности значительные суммы вычетов по НДС (доля вычетов равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога);

  • имеет темп роста расходов от реализации товаров (работ, услуг), опережающий темп роста доходов;

  • выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

  • имеет неоднократное (два и более раза в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих ему право применять спецрежимы;

  • имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год (внимание налоговиков привлечет доля профессиональных вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных индивидуальным предпринимателем в декларации по форме 3‑НДФЛ, в общей сумме доходов, превышающая 83 %);

  • строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)[1];

  • не представляет запрашиваемые налоговым органом документы[2], пояснения на запросы налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

  • неоднократно (два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего места нахождения («миграция» между инспекциями);

  • имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики на 10 % и более.

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском также ставит налогоплательщика в число приоритетных для включения в план выездных проверок. Минфин в Письме от 13.12.2016 № 03‑02‑07/1/47372 указал: при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать ряд признаков, в частности, обратить внимание на отсутствие:

  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

  • документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

  • информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т. д.

Ведомство подчеркнуло, что наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных. И в связи с этим напомнило, что на сайте ФНС размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (см. также Письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03‑01‑11/53156).

Так, например, налогоплательщик может найти для себя сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для фирм-«однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Критерий «налоговая нагрузка», как было отмечено, применяется инспекцией для отбора налогоплательщиков, в отношении которых может быть запланировано проведение выездной проверки.

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата[3] (Информация ФНС России[4]):

Как будут проверять кассовую дисциплину ИП в 2022 году: изучаем новые правила

Несмотря на изъятие из законодательства самой возможности проведения плановых проверок, инспектора ФНС всё-таки смогут раз в три года посещать предпринимателя. Без чуткого контроля со стороны налоговой бизнес не останется.

Главным отличием профилактических мероприятий от проверок является их безвредность для предпринимателя. Инспектор на сможет что-либо требовать или штрафовать, он вправе только наблюдать, фиксировать факты, рекомендовать и консультировать. Разберем профилактические мероприятия подробно.

Теперь инспектора ФНС смогут проводить целый ряд профилактических мероприятий по предупреждению совершения правонарушений предпринимателями. К таким действиям относят:

  • информирование ИП;
  • объявление предостережения предпринимателю;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • консультирование субъектов хозяйствования;
  • профилактический визит.

Разберем их подробнее, потому что некоторые из них предполагают скрытую проверку бизнеса.

Законодатели не всегда могут сразу учесть все нюансы практического применения норм нормативно-правовых актов (НПА). Поэтому чтобы предприниматели могли правильно, а главное без нарушений, реализовывать на практике спорные нормы закона, налоговый орган будет ежегодно составлять и публиковать доклад по наиболее резонансным вопросам.

Ознакомившись с официальной трактовкой спорных норм законов, ИП смогут смело их применять на практике, не боясь штрафов.

Это необычная процедура, которая ранее не применялась к индивидуальным предпринимателям. Объявление предостережения проводится в соответствии со статьёй 49 закона 248-ФЗ. Основанием для вынесения подобного решения может являться информация о:

  • совершенных нарушениях закона в сфере применения онлайн-касс;
  • готовящихся нарушениях законодательства;
  • предполагаемых нарушениях законодательства.

Следует заметить, что проверки ККТ в 2022 году могут проводиться и незаметно от предпринимателей – путем анализа их кассовой активности. Именно эта информация будет браться для оценки вероятности и риска совершения правонарушения.

Например, налоговая инспекция может определить, что в дневное время, когда совершаются основные продажи, поток чеков минимален. Это с определенной вероятностью является признаком продаж «мимо кассы». В таком случае и возможно объявление предостережения.

В то ж время, после получения предостережения предприниматель может в течение 15 дней оспорить его с предоставлением доказательств своей позиции. Это можно сделать как при очном посещении органа ФНС, так и через личный кабинет контрольно-кассовой техники. Но заработает такой кабинет только с 01.03.2022 года. В течение 10 дней после обращения, ФНС обязана дать ответ о сохранении или аннулировании своего первоначального решения.

Этот вид профилактических мероприятий предоставляется исключительно в устной форме в следующих случаях:

  • обращение предпринимателя в ФНС по телефону;
  • личный прием граждан;
  • при осуществлении контрольно-надзорного мероприятия;
  • при проведении иного профилактического мероприятия.

Таким образом, даже во время внеплановой проверки предприниматели могут получать бесплатные устные консультации и сразу же их с пользой использовать.

Статья 89. Выездная налоговая проверка

Государственный контроль за соблюдением закона 54-ФЗ в 2022 году будет осуществляться следующими методами:

  • контрольная закупка у предпринимателя;
  • выездное обследование;
  • наблюдение за соблюдением предпринимателем обязательных требований;
  • документальная проверка.

Разберем каждый метод контроля подробно.

Это самая банальная проверка ККТ в 2022 году. Во время её проведения может проверяться документация на кассовую технику, ежедневные отчеты, регистрационные карточки онлайн-кассы и прочие документы.

Такая проверка проводится путем:

  • получения письменных объяснений с ИП и его сотрудников;
  • истребования документов;
  • экспертизы.

Экспертиза кассовой техники является крайним методом проведения проверки и используется только по серьёзным основаниям.

Документальные ревизии могут проводится и удаленно: путем обмена сообщениями и скан-копиями документов через личный кабинет ККТ.

Одним из основных нововведений является тот факт, что с нового года расширятся правомочия налоговиков. В НК вводится институт предварительных обеспечительных мер. На данный момент такие меры (арест имущества и блокировка счета) назначаются после вынесения решения о доначислении налоговой задолженности по результатам проведенной проверки (п. 10 ст. 101 НК).

С момента начала налоговой проверки до вынесения по ее результатам соответствующего решения может пройти довольно много времени. В этот период налогоплательщики успевают скрыть имущество или снять деньги с банковских счетов. Когда ИФНС получит законную возможность применять обеспечительные меры, ей уже, как правило, нечего арестовывать или блокировать. Для исключения такой возможности злоупотреблений со стороны налогоплательщиков Минфин планирует закрепить в Налоговом кодексе право ИФНС принимать предварительные обеспечительные меры.

Такими мерами предлагается установить денежный либо имущественный залог в счет неуплаченной налоговой задолженности. В таком случае налоговики смогут частично арестовывать имущество налогоплательщиков-должников и блокировать их расчетные счета не по результатам выездной проверки, а с момента принятия решения о ее проведении. При этом такое решение будет ограничиваться определенной суммой, которая рассчитывается как разница между общей суммой налогов исходя из средней налоговой нагрузки по отрасли и общей суммой налогов, которые налогоплательщик заплатил сам за проверяемый период.

Оперативное согласование с налоговым органом позиций по налогообложению планируемых и совершенных операций

  • Поддержка обновления с 1С:Бухгалтерия 8 КОРП;
  • Взаимодействие с налоговым органом;
  • 100% налоговых показаний с НДС и без;
  • Импорт документов из внешних учетных систем.

Планируется, что обеспечительные меры будут заключаться не только в аресте счета и имущества, но и в закреплении за ИФНС права на взыскание задолженности налогоплательщика с его дебиторов. Иными словами, с компаний и ИП, у которых перед налогоплательщиком есть финансовая задолженность.

При установлении факта наличия долга компании или ИП перед налогоплательщиком ИФНС будет вправе вынести решение взыскать с них его налоговую задолженность. Долги будут взыскиваться с денежных средств и драгметаллов на банковских счетах. Это решение будет вынесено при условии подтверждения дебиторской задолженности и самим налогоплательщиком, и его дебиторами.

Предположительно решение о взыскании налоговой задолженности с дебиторов будет исполняться добровольно через перечисление средств на указанный в решении налоговиков счет задолжавшего налогоплательщика. При несогласии будет следовать принудительное взыскание долгов судебными приставами.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...