Инвестиции в основной капитал по субъектам РФ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвестиции в основной капитал по субъектам РФ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Инвестиции в нефинансовые активы

Порядок представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации сведений для расчета показателя «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» за отчетный период (прошедший год)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации сведений для расчета показателя «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» за отчетный период (прошедший год), предусмотренного перечнем показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. N 193 (далее — Показатель).

2. Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным, направляются в Минэкономразвития России предложения по перечню инфраструктурных монополий или организаций, реализующих федеральные проекты на территории субъекта Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал которых, по мнению высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, требует исключения при формировании Показателя. Рекомендуемый образец «Предложения по исключению объема инвестиций в основной капитал инфраструктурных монополий, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, или организаций, реализующих федеральные проекты на территории субъекта Российской Федерации» приведен в приложении к настоящему Порядку.

3. Предложения по перечню инфраструктурных монополий или организаций, реализующих федеральные проекты на территории субъекта Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал которых требует исключения при формировании Показателя, предоставляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Минэкономразвития России в письменном виде почтовым отправлением или в форме электронного сообщения посредством межведомственного электронного документооборота.

Рекомендуемый образец

Предложения по исключению объема инвестиций в основной капитал инфраструктурных монополий, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, или организаций, реализующих федеральные проекты на территории субъекта Российской Федерации

Анализируя объем инвестиций в ОК по отношению к внутреннему региональному продукту (ВРП), стоит отметить следующие статистические параметры:

  • Непрерывный рост наблюдался с 2003 по 2008 год. За эти 5 лет ситуация изменилась с 12% до 32%.
  • В 2008 и 2009 году ситуация оставалась стабильной.
  • Начиная с 2009 года показатель стал существенно ухудшаться, так как наблюдалось постоянное снижение данного параметра.

Если рассматривать процентное распределение ОФ, статистические данные в среднем с 2000 по 2018 год колеблются рядом с приведенными цифрами:

  • В жилища – порядка 13% в среднем.
  • В здания и разнообразные сооружения за исключением жилых – 42%.
  • В машины, транспортные средства, приборы и прочее оборудование порядка 37%.
  • В объекты интеллектуальной собственности порядка – 3,5%.
  • Прочие виды – 6%.

Если же учитывать это выражение в рублях, то статистика предоставляет следующие параметры на 2018 год:

  • В жилища внесенная сумма составила – 2321,9 млрд руб.
  • В сооружения и здания нежилого характера – 7542,8 млрд руб.
  • В машины, инвентарь, приборы и различные типы оборудования – 6283,4 млрд руб.
  • В объекты интеллектуальной собственности вложения составили – 558,5 млрд руб.
  • В прочие фонды – 1075,4 млрд руб.

По источникам показатели выглядят следующим образом:

  • Из собственных средств вкладывается около 45%. Причем, из прибыли около 20%, из амортизации 20% и оставшиеся 5% из резервов.
  • Из привлеченных – расходуется 55%. От этого количества бюджетные составляют около 20%.
  • Кредиты банков 9%.
  • Облигационные нефинансовые суммы около 10%.
  • Акции – 0,3%.
  • Средства фондов – 0,5% и прочие около 9%.
  • Заемные средства других организаций около 6%.

С точки зрения собственности, суммы распределяются в процентном соотношении следующим образом:

  • Российская собственность 85%. Из нее на госсобственность приходится около 13%. Муниципальные – около 2%. Частные – 61%. Смешанная российская без иностранного участия около 7%.
  • Иностранная достигает отметки чуть более 6%.
  • Совместная Российская с иностранной более 8%.

Международный проект «Лучшие практики привлечения инвестиций в регионы»

Также год назад Минэкономразвития прогнозировало сокращение ВРП в Ингушетии в среднем на 0,8% в год до 2024 года. А сейчас республика уже не попала в десятку регионов с самым низким прогнозным ростом.

В остальных субъектах-аутсайдерах Минэкономразвития ожидает рост, но минимальный: в Ханты-Мансийском автономном округе — 0,2%, в Республике Коми — 0,6%, в Костромской области — 0,7%.

Главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич полагает, что роста в этих регионах может не быть вовсе. «ХМАО, Коми — нефтедобывающие регионы с достаточно старой добычей нефти и газа; угля там больше не становится. А Кострома — на чем расти? Депрессивный регион: ни инвестиций, ни живой экономики», — заметила она.

Министерство отмечает закономерность: в регионах с высокой долей добывающей промышленности темпы роста инвестиций более низкие, — и приводит примеры: ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область, Сахалин.

Замыкают десятку регионов — ожидаемых аутсайдеров Пермский край и Челябинская область, там прогнозируется среднегодовой рост ВРП на 1,6%.

\n\n

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

\n\n

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

\n\n

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

\n\n

\n\n

\n\n

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

Доходность ОФЗ — уже выше 12%. Стоит ли покупать госдолг прямо сейчас

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

Наименование (описание) млрд руб.
1 Город Москва, ЦФО
2 856,9
2 Московская область, ЦФО
1 044,9
3 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, УФО
953,5
4 Ямало-Ненецкий автономный округ, УФО
864,9
5 Город Санкт-Петербург, СЗФО
690,7
Итого: 6 407

Место

Регион

Федеральный округ

Объем средств, млрд руб.

6

Республика Татарстан

ПФО

640,8

7

Краснодарский край

ЮФО

439,6

8

Красноярский край

СФО

426,5

9

Ленинградская область

СЗФО

419,1

10

Республика Саха (Якутия)

ДФО

381,4

11

Иркутская область

СФО

359,2

12

Амурская область

ДФО

339,9

13

Республика Башкортостан

ПФО

322,1

14

Тюменская область

УФО

302,9

15

Челябинская область

УФО

299,1

16

Воронежская область

ЦФО

298,0

17

Кемеровская область

СФО

297,9

18

Нижегородская область

ПФО

292,6

19

Покупка нового оборудования, благодаря которому процесс производства ускорится, а цену товара можно повысить на рынке, так как товар станет более конкурентоспособным.

Приобретение нового автопарка, если компания занимается бизнесом в сфере грузоперевозок или пассажирских перевозок. Благодаря новым автомобилям можно расширить спектр услуг, повысить стоимость поездок, предлагая клиентам более выгодные коммерческие условия.

Вложения в поиск новых сотрудников и повышение заработной платы профессиональным кадрам, владеющим специфическими знаниями. Обеспечение социальных гарантий сотрудникам (строительство жилья, компенсация лечения, проезда, корпоративные привилегии). Это позволит компании сохранить уникальные кадры и удержать ноу-хау, не бояться оттока ценных сотрудников и потери конфиденциальной информации (ноу-хау — уникальные знания и методики, неизвестные конкурентам, которые дают возможность создавать редкий на рынке продукт).

Инвестиции в основной капитал по данным Росстат

В глобальном смысле под вложениями в основной капитал понимаются вложения в развитие городов, регионов и страны в целом.

В зависимости от задач определяется конкретный объем финансирования на те или иные цели. Если на малом предприятии инвестиции в основной капитал может определить сам директор совместно с бухгалтером, то на крупном — уже создаются специальные аналитические отделы, которые суммируют показатели работы компании, выводят статистику, на основе которой владельцы компании совместно с совладельцами (акционерами) принимают решения, какие направления для финансирования выбрать. Сами цели формируются на основании стратегии развития компании. Планируемый рост объемов инвестиций и их снижение определяются на основании годовой отчетности.

Например, руководство компании решает расширять области производства или финансировать строительство детских садов для детей своих сотрудников. В этом случае в план-проект инвестиций включаются новые направления, и весь объем инвестиций распределяется согласно поставленным целям.

В качестве индикаторов динамики используются изменение показателя за 2016 год, изменение с 2000 по 2017 годы, среднегодовое изменение показателя, количество смен тенденции (падения или роста) за рассматриваемый период. Каждому значению присваивается ранг в ряду данных, затем высчитывается средний ранг, и на основании него составляется рейтинг.

Наилучшая совокупность исследуемых данных наблюдается у Камчатского края. Несмотря на снижение в 2016 году реальных доходов и зарплат населения, инвестиционную картину в крае по итогам года можно оценить как положительную. Особенно это касается ситуации с иностранными инвестициями. Основные две страны, откуда приходят инвестиции в экономику края, — Китай и Южная Корея.

Очевидно, что места регионов в рейтинге определенным образом связаны с эффективностью управления данными субъектами федерации. Так, Воронежская и Сахалинская области входили по итогам 2015 и 2016 годов в число лучших по данному параметру регионов России. Из первой десятки особо стоит отметить Воронежскую область, которая в 2017 году имеет все шансы стать донорским регионом.

Сахалинская область входит в пятерку лидеров по снижению безработицы. Сахалин является перспективной площадкой для инновационных проектов. Это, в первую очередь, нефтегазовые проекты: строительство нефтегазового комплекса и объектов «Шельф-1» и «Шельф-2».

Что касается остальных регионов первой десятки, их нахождение в ней также объяснимо. Якутия, Красноярский край, Иркутская область всегда были регионами привлечения значительного количества инвестиций в добывающую промышленность. Липецкая область в настоящий момент лидирует по количеству выставляемых на площадках в интернете стартапов. В Архангельскую область также идет поток инвестиций, можно отметить, в частности, программу газификации региона и программу развития Новодвинска.

Экономический кризис в России, вопреки всем опасениям, не снизил инвестиции в номинальном выражении. Их объем мерно увеличивался на протяжении последних 5 лет. В I полугодии 2017-го инвестиции в основные фонды в целом по стране составили 4,3 трлн рублей. За год объем вырос на 397,4 млрд рублей, а по сравнению с январем — июнем 2013 года — на 1,02 трлн рублей, подсчитало «Реальное время».

Однако распределение ИОК по регионам протекает в условиях чудовищного неравенства. Больше половины всех вложенных средств (55,5%) приходится лишь на пять российских субъектов с мощной экономикой. А 10 наиболее сильных регионов, по данным на I полугодие, делят между собой 71% всех инвестиций.

Среди лидеров по объему инвестиций в основной капитал — сырьевые регионы, чья экономика традиционно опирается на добычу углеводородов, а также столичные регионы.

Меньше всего в январе — июне 2017-го инвестировали в пяти республиках: Тыве, Алтае, Калмыкии, Кабардино-Балкарии и Ингушетии. Общий объем ИОК в этих регионах составил всего 11,1 млрд рублей. Для сравнения: это меньше, чем в отдельных регионах-середняках, например, в Астраханской области (34 млрд), Забайкальском крае (27,9 млрд) или Удмуртии (18,8 млрд).

Многие регионы-аутсайдеры объединяет схожая структура экономики, ориентированная на сельское хозяйство. Интересно также, что в конце списка обычно оказываются республики, отмечает Редькин. Так выходит, что у депрессивных регионов нет пространства для маневра, продолжает он: «Конечно, инвестиции не будут идти туда, где нет экономической активности. Это замкнутый круг: слабая экономическая база — слабые инвестиции».

Впрочем, в отдельных случаях можно попытаться изменить статус-кво, и инициатива здесь должна исходить именно от региональных властей, указывает эксперт. «Губернатор может взять в долг, направить средства в инфраструктуру и заняться, так скажем, пиаром», — объясняет Редькин. По его словам, часто проблемы связаны как раз с закрытостью и с тем, что локальные элиты не готовы пускать к себе чужаков: отсутствие конкуренции никогда не приводит к положительному результату.

Татарстан на 6 месте по объему инвестиций в основной капитал среди субъектов РФ

В масштабах всей страны больше половины в общей сумме ИОК (56%) — это собственные средства, оставшиеся 44% — привлеченные ресурсы. Одним из основных инвесторов остается само государство. Доля средств бюджетной системы в структуре ИОК в I полугодии составила 13,4%. Чуть больше инвестиций (почти 16%) пришло в виде банковских кредитов и других ссуд.

При этом во многих случаях работает правило: чем слабее регион, тем меньшее участие в его экономической жизни оказывают банки и тем большее — бюджет. В этом нет ничего удивительного, говорит Владимир Редькин. Бедным субъектам остается надеяться на одно государство — чтобы хоть как-то подстегнуть их экономику, государство само строит больницы, инфраструктуру. «Частные инвестиции нацелены на прибыль, госинвестиции не ждут никакой отдачи», — объясняет эксперт.

Полное отсутствие банковских кредитов в структуре инвестиций характерно для республик Северного Кавказа (Ингушетии, Чечни, Северной Осетии, Дагестана, Адыгеи) и для других субъектов с неразвитой экономикой — Тывы, Калмыкии. Доля бюджетных инвестиций на Кавказе тоже гораздо больше, чем в среднем по стране: например, в Адыгее — 33%, в Карачаево-Черкессии — 43%, а в Ингушетии — 77%.

Высокой концентрацией инвестиций из бюджета обычно отличаются и те регионы, где реализуются крупные проекты, говорит Наталья Зубаревич.

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (млн руб.)

С января по июнь каждого года всего собственные средства привлеченные средства
2017 2016 2015 2014 2013 2017
Российская Федерация 4.300.257,0 3.920.853,6 3.632.546,9 3.579.368,6 3.273.966,4
Тюменская область 907.057,6 776.247,4 675.686,3 636.770,0 562.164,9
г.Москва 466.835,4 389.094,9 331.307,9 303.619,6 268.063,6
Ямало-Ненецкий автономный округ 428.580,2 346.159,6 264.065,0 268.023,7 200.509,1
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 388.183,2 338.584,8 346.282,8 303.165,4 295.972,4
г.Санкт-Петербург 195.159,7 135.832,4 124.976,4 124.288,5 88.368,5
Московская область 157.467,6 145.963,3 116.203,5 115.410,8 106.912,4
Республика Саха (Якутия) 134.068,0 85.500,0 57.931,5 57.362,6 53.229,0

Россия в 2020 году вошла в топ-10 наиболее привлекательных для иностранных инвесторов стран Европы, вновь оказавшись на девятой строчке, первое место по количеству прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на территории России заняла Германия, говорится в ежегодном исследовании “Инвестиционная привлекательности стран Европы.

Исследование показало, что прошлый год стал для Европы одним из наиболее удачных по объему привлеченных ПИИ: зарубежные инвесторы вложили средства в 6412 новых проектов в 47 странах, это на 0,9% больше, чем годом ранее. “На территории России в 2020 году зарубежные инвесторы вложили средства в 191 проект.

Общий показатель количества проектов прямых иностранных инвестиций в Россию все еще остается высоким относительно прошлых лет. Тенденция уменьшения количества ПИИ в 2020 году также объясняется высокой активностью предыдущих лет на фоне общего замедления экономического роста в мире и продолжающихся санкций.

Рост ПИИ в Европе в основном объясняется существенным увеличением проектов прямых иностранных инвестиций во Франции, которая в 2020 году стала лидером по количеству ПИИ в Европе – на ее долю пришлось 1197 новых проектов, что на 17% больше, чем годом ранее.

За ними с четвертого по восьмое место занимают Испания (486 проектов), Бельгия (267 проектов), Нидерланды (255 проектов), Польша (200) и Ирландия, где число проектов составило 191, снизившись на 7%. Замыкает топ-10 Турция с 176 проектами.

Общеевропейская динамика была довольно скромной. Это обусловлено усилением напряженности в международных торговых отношениях, неопределенностью вокруг Brexit, а также незначительными темпами экономического роста, отмечают авторы исследования.

Кто инвестирует в Россию

Первое место по количеству ПИИ на территории России заняла Германия, этот показатель вырос на 50% по сравнению с 2020 годом и составил 36 проектов. “Это один из самых высоких результатов за все время проведения исследования. Стоит отметить, что на протяжении всего периода проведения исследования Германия всегда входила в число наиболее активных иностранных инвесторов на территории России”, – указывают в EY.

Второе место разделили между собой Китай и Франция, каждая страна вложила средства в 22 проекта. Количество проектов из Китая по сравнению с 2020 годом выросло на 16%, а из Франции – на 69%. Франция восстанавливает свои позиции одного из главных инвесторов в российскую экономику.

В 2020 году США опустились на четвертое место, тогда как в 2020 году стали лидером по количеству ПИИ в России. Количество американских ПИИ уменьшилось на 61% и составило 20 проектов против 33 в 2020 году. “Рост числа проектов в 2020 году объясняется адаптацией к условиям санкций и пониманием того, что это новая реальность.

В 2020 году доля иностранных инвесторов из Европы в рейтинге составляла 48%, а в 2020 году она увеличилась до 60% в основном за счет снижения количества ПИИ из США, Японии и Южной Кореи и роста активности Германии и Франции.

Жизнь после COVID-19

В EY отмечают, что во всем мире компаниям пришлось пересмотреть свои инвестиционные планы в связи с пандемией COVID-19 и падением цен на нефть. EY также провела исследование среди 131 европейской компании, из которого стало известно, что 10% проектов ПИИ в Европе отменены, еще 25% заморожены, 51% инвесторов собирается несколько урезать плановые объемы ПИИ на 2020 год, а 15% ожидают существенных сокращений.

“Несмотря на то, что Россия почувствовала на себе влияние экономического кризиса, связанного с пандемией и падением цен на нефть, ранее начатые проекты по-прежнему реализуются, происходит заключение новых сделок. В мае 2020 года мы провели анализ всех сделок, которые состоялись в 2020: 34% проектов ПИИ уже находятся в стадии завершения, 65% имеют подтверждения в продолжении реализации в этом году, и только 1% пока не подтвержден. Эти цифры в среднем лучше, чем оценка по Европе, что говорит о том, что проекты ПИИ в Россию являются выверенными и долгосрочными”, – подчеркнул управляющий партнер EY по странам СНГ Александр Ивлев.

Эксперты уверены, что из-за кризиса изменится и сам подход к инвестициям. Согласно результатам исследования, в посткоронавирусном мире определяющее влияние на инвестиционные решения будут оказывать следующие три мегатренда: ускорение технологических изменений, нацеленных на облегчение доступа клиентов к продуктам и услугам и снижение затрат, повышенное внимание к проблемам изменения климата и устойчивого развития и реструктуризация цепочек поставок и пересмотр приоритетов в части закупок в странах дальнего и ближнего зарубежья и в своей стране.

Чистый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию по итогам 2020 года вырос в 3,5 раза — до $30 млрд с $8,8 млрд годом ранее. Такие цифры указаны в отчёте «Основные тенденции интеграционного развития России в 2020 году», подготовленном Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития.

По словам аналитиков, РФ в 2020 году столкнулась с несколькими проблемами, которые сказались на всех аспектах экономики, включая на интеграционном развитии. Среди главных трудностей — турбулентность на мировых рынках и снижение цен на сырьевые товары, составляющие основу экспортного потенциала страны.

Как пишет «Банки.ру» со ссылкой на доклад, в результате сокращения объемов экспортных поставок в номинальном выражении индикатор открытости экономики России, который рассчитывается как отношение внешнеторгового оборота к ВВП и является самым низким среди стран Евразийского экономического союза, снизился, составив в 2020 году 39,5% против 41,9% в 2020-м.

Торговый баланс страны оставался положительным как с государствами ЕАЭС, так и с прочими странами. Тем не менее в результате уменьшения экспорта и увеличения импорта он сократился более чем на 15% до $178,4 млрд по итогам года.

Согласно оценкам ЦБ РФ, чистый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в РФ через покупку-продажу новых акций в 2020 году составил $9,2 млрд, что в 1,8 раза больше, чем в 2020 году ($5,1 млрд).

Чистый приток ПИИ путем реинвестирования доходов в 2020 году также увеличился по сравнению с 2020 годом – на 18%, до $19,6 млрд с $16,6 млрд. В 2020 году снижение этого показателя по отношению к 2020 году не превысило 1%.

Инвестиции в основной капитал в РФ в 2021 году могут вырасти на 3,1%

1.1. Настоящая методика подготовлена в целях реализации пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и в соответствии с поручением Первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2013 г. N ИШ-ШЗ-646.

1.2. Методика предназначена для расчета показателя «Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте», используемого для ведения мониторинга исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», а также показателя «Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации», предназначенного для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3.1. Расчет показателя «Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте» производится на основе формулы (1).

*% (1)

где:

D — доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте в отчетном периоде, исчисленная в процентах;

ВН — валовое накопление основного капитала за отчетный период (в текущих рыночных ценах);

ВВП — валовый внутренний продукт за отчетный период (в текущих рыночных ценах).

3.2. Расчет показателя «Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации» производится на основе формулы (2).

*% (2)

где:

* — доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте методами i-го субъекта Российской Федерации в отчетном периоде, исчисленная в процентах;

* — объем инвестиций в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов, с учетом оценки объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами i-го субъекта Российской Федерации за отчетный период (в текущих ценах);

* — валовый региональный продукт i-го субъекта Российской Федерации за отчетный период (в основных текущих ценах).

*, где N — число субъектов Российской Федерации.

______________________________

* Используется только для целей расчета показателей «Отношение объема инвестиций в основной капитал к объему валового внутреннего продукта» и «Отношение объема инвестиций в основной капитал к объему валового регионального продукта субъекта Российской Федерации» при подготовке официальной статистической информации.

** На практике невозможно выделить сделки по приобретению инвестиционных товаров между резидентами и нерезидентами субъектов Российской Федерации. Поэтому инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации, в целях исключения двойного счета, оцениваются только в части создания и приобретения новых основных средств.

Приложение N 2

1.1. Настоящая методика подготовлена в целях реализации пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

1.2. Методика предназначена для расчета показателя «Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств)», используемого для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.3. Показатель «Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств)» исчисляется на федеральном уровне в целом по экономике страны и в разрезе субъектов Российской Федерации в текущих ценах.

2.1. Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов, т.е. затрат на новое строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, бухгалтерский учет которых осуществляется в порядке, установленном для учета вложений во внеоборотные активы, на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада (расходы на приобретение взрослого скота, включая стоимость его доставки, и затраты на выращивание в хозяйстве молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо), насаждение и выращивание многолетних культур и т.д.; инвестиции в объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства, программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения; произведенные нематериальные поисковые затраты.

В состав инвестиций в основной капитал включаются затраты на создание новых и поступивших по импорту основных средств, осуществляемые за счет всех источников финансирования, включая средства бюджетов на возвратной и безвозвратной основе, кредиты, техническую и гуманитарную помощь, договор мены, а также затраты, осуществленные за счет денежных средств граждан и юридических лиц, привлеченных организациями-застройщиками для долевого строительства на основе договоров, оформленных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».

Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость (за исключением тех случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации (Налоговый кодекс, ч. 2, ст. 170), НДС включается в первоначальную стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенных организацией).

В инвестиции в основной капитал включается стоимость лизингового имущества, если по условиям договора лизинга, лизингополучатель, учитывает это имущество на балансе организации. Стоимость лизингового имущества, учтенного лизингополучателем на забалансовом счете, в инвестиции в основной капитал не включается.

Данные по инвестициям в основной капитал отражаются в текущих ценах.

Не учитываются в объеме инвестиций в основной капитал затраты на приобретение зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, объектов, не завершенных строительством, и квартир в объектах жилого фонда (зачисляемых на баланс организации и учитываемых на счетах учета основных средств), числившихся ранее в основных фондах (средствах) у других юридических и физических лиц — резидентов экономики России*, а также затраты на приобретение у застройщика вновь построенных основных средств.

Формирование показателя «Инвестиции в основной капитал» осуществляется по полному кругу хозяйствующих субъектов: организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, малым и микропредприятиям, индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, физическим лицам, на базе информации текущего статистического наблюдения и с учетом оценки объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

2.2. Объем инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств определяется на основе информации об источнике финансирования инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств всех уровней, представленной респондентами на формах федерального статистического наблюдения: по крупным и средним организациям — N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности», по малым предприятиям — N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», по микропредприятиям N МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия».

По малым и микропредприятиям итоги по инвестициям в основной капитал за счет бюджетных средств определяются как сумма данных, полученных от респондентов, представивших отчеты по формам N ПМ и N МП (микро) без распространения на генеральную совокупность объектов статистического наблюдения.

1.1. Настоящая Методика подготовлена во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р.

1.2. Методика предназначена для расчета показателя «Прирост инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году», используемого для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

1.3. Показатель «Прирост инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году», исчисляется на федеральном уровне в целом по экономике страны и в разрезе субъектов Российской Федерации.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
  • Антракт
  • Telegram-обзоры недели
  • МониториНГ
  • Личный опыт: организация работы для сотрудников дистанционно
  • Как это было: небывалый рост цен снизил спрос на новостройки в Москве
  • Бизнес, ориентированный на опыт
  • Как работает биткойн?
  • Холдинг «Аквилон Инвест» номинирован на звание Девелопер года
  • В каком городе малогабаритку сдавать хорошо?

Динамика инвестиций служит лакмусовой бумажкой для инвесторов и разных участников того или иного инвестиционного проекта, наглядно показывающей, насколько перспективным становится его дальнейшее развитие. На нее оказывают воздействие разные факторы. Устойчивый экономический рост страны на динамику влияет, без сомнения, положительно и гарантирует рост объема вложений. Когда экономика растет стабильно, без сильных колебаний, динамика инвестиций постепенно растет, являясь отражением общей экономической ситуации. Экономический кризис неизменно влечет за собой снижение объемов инвестируемых средств и неминуемое падение динамики.

С 1987 года, когда в СССР началась перестройка и были приняты некоторые нормативные акты, открылись возможности для притока иностранных прямых инвестиций. До 2008 года наблюдался рост инвестиционных вложений в фактически действовавших ценах. Анализ инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах (с учетом инфляции) показывает, что реальный рост наметился лишь с 1999 года, когда показатель варьировал от 105,3 до 123,8%. Новое падение объемов, обусловленное кризисом 2008–2009 гг. (подробнее о кризисе и его последствиях читайте здесь), произошло в 2009 году, причем и в фактических, и в сопоставимых ценах. Снижение объемов инвестиций в сопоставимых ценах наблюдается и последние три года.

«Индексы физического объема инвестиций в основной капитал рассчитаны в сопоставимых ценах. В качестве сопоставимых приняты среднегодовые цены предыдущего года. Переоценка в среднегодовые цены предыдущего года осуществляется с помощью среднегодовых индексов-дефляторов».

«Расчет инвестиций в основной капитал по источникам финансирования осуществляется Росстатом без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами».

Если еще в 2011 году использование инвестиционных вложений происходило в большей степени за счет привлеченных источников, то по итогам 2016 года ситуация изменилась и на первый план выходят собственные средства организаций. Сегодня их доля составляет 50,9%.

Минэкономики определило регионы — лидеры и аутсайдеры по росту экономики

(по итогам выборочного обследования)

Руководители предприятий и организаций в ходе обследования назвали основные причины, сдерживающие инвестиционную активность. Это, прежде всего, недостаток собственных финансовых средств и неблагоприятная экономическая ситуация в стране. За это высказались 61% респондентов.

Но эти причины не единственные. Отмечается также высокий уровень инфляции, с этим согласились 60%, инвестиционные риски (50%). О завышенной ставке кредита уже говорилось выше, за нее высказались 56% опрошенных.

Спрос на продукцию организации, состояние ее технической базы и прибыльность инвестиций в основной капитал (44,39 и 39%, соответственно) названы в качестве факторов, стимулирующих инвестиционную деятельность.

Инвестиции в основной капитал являются реальной основой, способной обеспечить экономическое развитие производства, выпуск инновационной конкурентоспособной продукции, завоевывающей новые рынки. А это сулит прибыль инвесторам. Разве возможен более действенный мотив к инвестиционной активности.

«Российский рынок имеет наибольший потенциал роста в среднесрочной перспективе. По итогам 2017 года объем инвестиций в коммерческую недвижимость в России ожидается на уровне 4 млрд Евро».

Инвестиции в нефинансовые активы включают в себя следующие элементы: инвестиции в основной капитал, инвестиции в нематериальные активы, инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств, инвестиции в другие нефинансовые активы, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Инвестиции в нематериальные активы – объекты интеллектуальной собственности: патенты, авторские права, деловая репутация организации и т.д.

Инвестиции в другие нефинансовые активы – затраты на приобретение в собственность земельных участков и объектов природопользования и других нефинансовых активов. Затраты на приобретение земельных участков и объектов природопользования отражаются на основе документов, выданных государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству согласно оплаченным или принятым к оплате счетам.

Инвестиции в основной капитал – совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затраты на формирование основного стада, выращивание многолетних насаждений и т.д.). Начиная с 2001г. инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал рассчитан в сопоставимых ценах.

Финансовые вложения – вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц, процентные облигации государственных и местных займов, в уставные (складочные) капиталы других юридических лиц, созданных на территории страны, капитал организаций за рубежом и т.п., а также займы, предоставленные другим юридическим лицам.

Иностранные инвестиции — вложения капитала иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории России в целях получения дохода. К инвестициям относится приобретение в полную или частичную собственность организаций, покупка акций и прочих ценных бумаг, взносы в уставный (складочный) капитал совместных организаций, кредиты юридическим и физическим лицам, а также банковские вклады и приобретение недвижимости.

Инвестиции делятся на прямые, портфельные и прочие.

Прямые инвестиции – это инвестиции, сделанные прямыми инвесторами, т.е. юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации.

Портфельные инвестиции – это покупка (продажа) акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в уставном (складочном) капитале организации.

Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие – торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т.д.), банковские вклады.

Данные по иностранным инвестициям приведены по организациям, представившим статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США.

Инвестиции в основной капитал (ИОК) традиционно ассоциируются с расходами на приобретение, строительство и монтаж основных производственных фондов. Основанием для принятия решения об ИОК является не только стратегия развития компании. Подобное решение может быть принято и вынуждено: в случае аварии, поломки оборудования, иных, в том числе форс-мажорных, обстоятельств. Тем не менее, в настоящей статье мы разбираем плановый аспект преобразований, а он предваряется комплексом стратегий, включая финансовую и инвестиционную.

Инвестиционная стратегия включает в свой состав инвестиционную политику и приоритетные направления вложений в ОК на ближайшие годы. Данная политика как свод правил и принципов вложений во всех направлениях деятельности, включая инвестиции в основной капитал, определяет:

  • основные понятия, в числе которых активы, капитал, оборотные средства, основные средства и другие;
  • фонд развития, нормы и объем накоплений;
  • процедуры обновления основных средств;
  • процедуры принятия решений об инвестициях, в том числе в ОК;
  • алгоритм признания расходов в качестве инвестиционных;
  • источники инвестиций в компании по видам;
  • виды инвестиций в компании;
  • учетные процедуры по осуществленным инвестициям;
  • налоговая политика по инвестициям;
  • взаимодействие с дивидендной политикой по вопросам вкладывания средств и реинвестиций.

Инвестиции в основной капитал осуществляются в форме долгосрочных вложений активов с целью последующего извлечения прибыли из операционного цикла. Объем инвестиций в основной капитал зависит от результатов финансового стратегического анализа и ключевых направлений развития компании. Предлагается оценить вопрос вложений в ОК с четырех точек зрения.

  1. Стратегических планов компании и бюджетной модели.
  2. Микроэкономики и макроэкономики.
  3. Структуры вкладывания средств в ОК.
  4. Источников ИОК.

Капитальные вложения в ОК производятся в ходе реализации проектов. Последние, в свою очередь, запускаются после отбора перечня стратегических мероприятий. Основа этому – стратегия развития и финансовая стратегия. Благодаря разработанной финансовой стратегии устанавливается доступный и потребный объем вложений и структура инвестиций в основной капитал. Посмотрите на схему реализации стратегических планов компании.

Инвестиции в основной капитал в России в 2020 году снизились на 1,4%

Инвестиции в основной капитал демонстрируют выраженную экономическую природу капитала, вносимого в четко определенный состав активов предприятия. Парадоксально, но с удивлением можно обнаружить, что термин «основной капитал» содержательно раскрывается через учетную терминологию. Финансовый учет дает заинтересованным лицам всю необходимую информацию об ИОК.

Известно, что среди главных учетных принципов основной – принцип балансировки. Не важно, какой природы учет: бухгалтерской, управленческой или фискальной. Как своеобразные весы, баланс состоит из двух уравновешенных частей: актива и пассива.

Актив представляет собой средства бизнеса (чем зарабатываем прибыль) и их размещение по видам активов, а пассив показывает, из какого источника взяты эти средства (учредители внесли, кредиты взяты или за счет других обязательств). Далее вы можете увидеть самую простую форму баланса.

Запомним правило: если применяются понятия «уставный капитал», «собственный капитал», «заемный капитал» и т.п., то это – источники средств. Напротив, основной капитал – это капитал, материализованный в конкретных средствах бизнеса или, иначе, в активах. Актив баланса, в свою очередь, делится на внеоборотные и оборотные активы. Внеоборотные активы именуют также основным капиталом, а оборотные – текущим капиталом.

Такое положение вещей сложилось исторически, финансовый учет консервативен. Понятийный аппарат вряд ли изменится, терминология устоялась. И есть еще один нюанс в том, что нельзя путать основной капитал (ОК) и основные средства (ОС). Это разные понятия, хотя и вложенные один в другой. Дело в том, что понятие «основной капитал» значительно шире, чем «основные средства». Обратим внимание на слово «внеоборотный». Можно заметить, что капитал этот не оборачивается, т.е. в хозяйственном обороте напрямую не участвует. Становится очевидным, что речь идет о целой группе средств, а именно:

  • капитальных вложениях;
  • основных средствах или основных производственных фондах (ОПФ);
  • долгосрочных финансовых вложениях;
  • нематериальных активах.

Важным разделом инвестиционной политики компании является урегулирование правил по направлениям и источникам вкладывания средств в основной капитал. Тактические планы развития предполагают минимум четыре основных направления вложений.

  1. Долгосрочные капитальные вложения в капитальное строительство зданий, сооружений основных производственных фондов, объектов социально-культурного назначения. Такие вложения на конец отчетного периода, как правило, фиксируются в учете в качестве объектов незавершенного строительства.
  2. Инвестиции в основные средства. Здесь планируются вложения, которые до окончания финансового года завершаются введением объектов в состав основных средств. Ввод в эксплуатацию происходит на основе актов сдачи-приемки и актов специального назначения в строительстве.
  3. Инвестиции в основной капитал предполагают инвестиции в ценные бумаги: акции, банковские векселя, долговые обязательства, долгосрочные займы, в которых займодателем выступает компания и т.д.
  4. Вложения в нематериальные активы. В инвестиционной и учетной политике под нематериальными активами понимаются неденежные активы, которые не имеют материальной формы. Они переносят свою стоимость на конечные продукты деятельности постепенно в течение длительного времени. НМА должны быть соответствующим образом оформлены, идентифицируемы и нести в себе экономическую выгоду правообладателю.

Такова стандартная структура инвестиций в основной капитал. Капитальные вложения в ОК среди источников имеют практически всю гамму статей в составе пассива баланса. Руководителям целесообразно контролировать остаток внеоборотных активов после инвестиционных мероприятий. Он не должен превышать сумму долгосрочных обязательств и собственного капитала.

Логическая цепь от стратегии через инвестиционную политику и отбор проектов к осуществлению инвестиций в ОК весьма желанна. Если соблюсти эту последовательность событий, успех развития бизнеса более вероятен. Такой состав процедур, несомненно, обеспечит обоснованность проектов и позволит подвести под них ресурсную базу. Это означает, что генеральный директор лишний раз не спросит у финансистов о причинах кассового разрыва, а PM всегда будет спокоен и уверен в достаточности денег на его проект.

Инвестиции в основной капитал – это вложения, которые будут способствовать приобретению, созданию, а также расширению основных фондов предприятия. Результатом данного процесса может стать сооружение новых объектов и модернизация оборудования, покупка необходимых транспортных средств и инструментов. Кроме того, выполняются другие действия, направленные на развитие того или иного субъекта экономики.

На сегодняшний день подобные инвестиции занимают преимущественную часть общего количества вложений каждой организации. Стоит отметить, что объем инвестиций в основной капитал является непостоянным. Этот показатель может меняться достаточно часто в зависимости от потребностей предприятия.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...