Административный кодекс РБ 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный кодекс РБ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законом Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 93-З «О введении в действие кодексов» с 1 марта 2021 года вводятся в действие:

  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. (КоАП)
  • Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. (ПИКоАП)

В связи с введением в действие КоАП и ПИКоАП c 1 марта утрачивают силу:

  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (КоАП 2003 г.), а также все законы (их отдельные положения), которыми внесены изменения в КоАП 2003 г. в период со дня его принятия до 1 марта 2021 г.;
  • Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г., а также все законы (их отдельные положения), которыми внесены изменения в этот Кодекс в период со дня его принятия до 1 марта 2021 г.;
  • Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. № 208-З «О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

В ранее действующем КоАП наказание за данное правонарушение было такое: штраф от 6 до 10 базовых величин.

В новом же КоАП 2021 ответственность усилилась – штраф от 6 до 50 базовых величин.

Также была введена отдельная часть для водителей, предусматривающая ответственность за умышленное блокирование транспортных коммуникаций лицом, управляющим транспортным средством, в месте проведения массового мероприятия либо повлекшее создание аварийной обстановки.

Наказание — штраф в размере от шести до пятидесяти базовых величин с лишением водительских прав сроком от одного года до двух лет или без лишения.

При этом отмечаю, что ответственности подлежит только лицо, у которого будет доказан умысел (осознание фактической противоправности своего поведения и желание совершить правонарушение), а также будет иметь место фактическое блокирование соответствующих транспортных коммуникаций.

Для привлечения водителя к ответственности по ч.2 ст.18.1 КоАП дополнительно потребуется доказывания факта того, что именно это лицо управляло транспортным средством, была реально создана аварийная ситуация или проводилось соответствующее массовое мероприятие.

С 01 марта 2021 года вводится ответственность и за нарушение пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия.

Для водителя это будет грозить штрафом до десяти базовых величин с лишением водительских прав сроком до одного года или без лишения.

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях

Предупреждение и лишение специального права исключены из числа административных взысканий.

Статья 6.2 КоАП в редакции до 01.03.2021 Статья 6.2 КоАП
1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости;
10) административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений
1) штраф;
2) общественные работы;
3) административный арест;
4) лишение права заниматься определенной деятельностью;
5) депортация;
6) конфискация;
7) взыскание стоимости;
8) запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений

За совершение административных правонарушений в отношении юридических лиц применяются следующие виды административных взысканий:

1) штраф;

2) лишение права заниматься определенной деятельностью;

3) конфискация;

4) взыскание стоимости (часть 2 ст.6.2 КоАП).

Минимальные размеры штрафа
Для юридического лица — 5 БВ (0,1 БВ за нарушение порядка налогообложения) (ранее — 10 БВ) (п.3 части 2 ст.6.4 КоАП) Для ИП — 2 БВ (0,1 БВ за нарушение порядка налогообложения) (п.2 части 2 ст.6.4 КоАП) Для физических лиц — 0,1 БВ (п.1 части 2 ст.6.4 КоАП)
Максимальные размеры штрафа
(исчисляются в базовых величинах)
Для юридического лица — 1 000 БВ (п.3 части 3 ст.6.4 КоАП) Для ИП — 200 БВ;
за нарушение законодательства о труде, правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, а также за правонарушения против порядка налогообложения, порядка управления — 500 БВ (п.2 части 3 ст.6.4 КоАП)
Для физических лиц- 30 БВ;
за правонарушения, посягающие на права и свободы человека и гражданина, правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, в области связи и информации, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также против порядка налогообложения, порядка управления — 200 БВ (п.1 часть 3 ст.6.4 КоАП)

Введено новое административное взыскание — общественные работы (ст.6.5 КоАП).

Общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно-полезных целей. Конкретный вид выполняемых общественных работ определяется местными исполнительными и распорядительными органами на основании перечня общественных работ, определяемого Советом Министров Республики Беларусь.

Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч. и выполняются не более 4 ч. в день.

В главе 5 КоАП перечислены профилактические меры воздействия.

К лицу, совершившему административное правонарушение, в целях предупреждения совершения им новых административных правонарушений могут применяться следующие профилактические меры воздействия:

1) устное замечание;

2) предупреждение;

3) меры воспитательного воздействия (применяются к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, в случаях, предусмотренных главой 9 КоАП).

Данные меры применяются в случаях, предусмотренных КоАП, при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.

Основания освобождения от административной ответственности перечислены в главе 8 КоАП.

Освобождение от административной ответственности возможно только в случае совершения таких категорий административных правонарушений, как административные проступки и значительные административные правонарушения (ст.8.3 КоАП).

Кодексы Республики Беларусь 2022

В КоАП в редакции до 01.03.2021 лицо считалось не подвергавшимся административному взысканию по истечении 1 года после исполнения административного взыскания.

В новом КоАП годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение. Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (например, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение — по истечении 6 месяцев.

  • МНС: транспортный налог в вопросах-ответах 16.02.2022
  • УСН при разработке и размещении мобильных приложений на площадке AppStore 16.02.2022
  • Стандартные вычеты по подоходному налогу в 2022 году 14.02.2022
  • Разъяснения МНС о применении ИП УСН (лесозаготовки, туризм, разработка ПО, 3D-моделей) 13.02.2022
  • Коэффициенты переоценки зданий и сооружений на 01.01.2022 12.02.2022
  • Новости законодательства (сентябрь 2021 — январь 2022) 12.02.2022
  • Срок уплаты ФСЗН и срок подачи ПУ-3 за 2021 год для ИП 09.02.2022
  • Кто же все-таки из ИП остается в 2022 году на УСН? 10.01.2022
  • Разъяснения МНС об изменениях в НК-2022 09.01.2022
  • Налоговый кодекс — 2022 официально опубликован 04.01.2022

Допустимое превышение скорости без штрафа

Размеры штрафов за превышение скорости

установленное камерой фотофиксации и видеофиксации

установленное сотрудниками ГАИ

наказание за повторное нарушение скоростного режима

штраф за превышение средней скорости

Как и где проверить штрафы с камер фотофиксации и видеофиксации

Как оспорить штраф за превышение скорости

Как оплатить штраф за скорость

Чем грозит неуплата

Согласно нового КоАП РБ с 1 марта 2021 года в ПДД внесены изменения, которые коснулись в том числе степени ответственности за нарушение скоростного режима:

  • появился новый штраф за среднюю скорость движения транспортного средства на определенном участке;
  • установлена дополнительная градация ответственности;
  • унифицированы штрафы при вынесении административного наказания за превышение скорости выявленное камерами видео, фотофиксации и сотрудниками ГАИ.

Размер штрафов по линии ГАИ в РБ привязан к ставке базовой величины, поэтому при оплате нужно учитывать размер базовой величины на день оплаты, а не день выставления штрафа.

Посмотреть актуальный размер 1 базовой величины на сегодняшний день можно по ссылке.

Правонарушение Законодательная норма Мера ответственности
За превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 1 базовой величины. П.1 Статья 18.12. КоАП РБ Предупреждения или штрафа в размере до 32 руб. (до 1 б.в.)
Правонарушение Законодательная норма Мера ответственности
За превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от двадцати до тридцати километров в час предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин. П.2 Статья 18.12. КоАП РБ 32–96 руб. (от 1 до 3 б.в.)
Правонарушение Законодательная норма Мера ответственности
За превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на тридцать и более километров в час налагается штраф от 3 до 10 базовых величин. П.3 Статья 18.12. КоАП РБ 96–320 руб. (от 3 до 10 б.в.)
Правонарушение Законодательная норма Мера ответственности
Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на 40 и более километров в час – влечет наложение штрафа в размере от 8 до 12 базовых величин П.4 Статья 18.12. КоАП РБ 256–384 руб. (от 8 до 12 б.в.)

«РГ» публикует закон об увеличении штрафов за продажу нелегальных сигарет

Принят Государственной Думой 25 января 2022 года

Одобрен Советом Федерации 26 января 2022 года

Нововведения в административный кодекс РБ, вступившие в силу с 01.03.2021г.

Статья 18.1 КоАП РБ

Статья 18.2 КоАП РБ

Статья 18.8 КоАП РБ

Статья 18.10 КоАП РБ

Статья 18.11 КоАП РБ

Статья 18.12 КоАП РБ

Статья 18.13 КоАП РБ

Статья 18.14 КоАП РБ

Статья 18.15 КоАП РБ

Статья 18.16 КоАП РБ

Статья 18.17 КоАП РБ

Статья 18.18 КоАП РБ

Статья 18.19 КоАП РБ

Статья 18.20 КоАП РБ

Статья 18.21 КоАП РБ

Статья 18.22 КоАП РБ

Статья 18.23 КоАП РБ

Статья 18.24 КоАП РБ

Статья 18.25 КоАП РБ

Статья 18.26 КоАП РБ

Статья 18.28 КоАП РБ

Статья 18.29 КоАП РБ

Статья 18.36 КоАП РБ

Статья 18.37 КоАП РБ

Примечание. Не является административным правонарушением нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее совершение дорожно-транспортного происшествия, о котором в соответствии с законодательными актами водитель вправе не сообщать в Государственную автомобильную инспекцию, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников ГАИ.

1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом

Административная ответственность за нарушение
192–1600 руб. от 6 до 50 б.в.

2. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций лицом, управляющим транспортным средством, в месте проведения массового мероприятия либо повлекшее создание аварийной обстановки

Административная ответственность за нарушение
192–1600 руб. от 6 до 50 б.в. с лишением права управления ТС сроком от 1 года до 2 лет или без лишения

Примечание. Под созданием аварийной обстановки в настоящей статье, статьях 18.13 и 18.20 настоящего Кодекса понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.

1. Подкладывание на железнодорожные и трамвайные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения железнодорожного или городского электрического транспорта

Административная ответственность за нарушение
64–320 руб. от 2 до 10 б.в.

2. Повреждение железнодорожного или трамвайного путей, защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи

Административная ответственность за нарушение
640–1600 руб. от 20 до 50 б.в

3. Нарушение правил проезда гужевого транспортного средства и прогона скота через железнодорожные пути, выпаса скота вблизи железнодорожных путей

Административная ответственность за нарушение
32–320 руб. от 1 до 10 б.в.

4. Проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в местах, не предназначенных для их пересечения

Административная ответственность за нарушение
до 64 руб. до 2 б.в.

1. Выбрасывание мусора или иных предметов из транспортного средства

Административная ответственность за нарушение
32–64 руб. от 1 до 2 б.в.

2. Открытие дверей транспортного средства во время движения

Административная ответственность за нарушение
64–320 руб. от 2 до 10 б.в.

Примечание. Под транспортным средством, указанным в статьях 18.8, 18.10–18.19, 18.21–18.23 настоящего Кодекса, понимаются механическое транспортное средство, прицеп нему, предназначенные для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на них оборудования, а также шасси транспортного средства и самоходная машина.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с не горящими фарами и (или) задними габаритными огнями (в темное время суток и (или) в условиях недостаточной видимости)

Административная ответственность за нарушение
32–96 руб. от 1 до 3 б.в

2. Управление транспортным средством, имеющим неисправности, за исключением неисправностей, указанных в части 1 настоящей статьи, либо с несоблюдением условий, при наличии которых правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении

Административная ответственность за нарушение
до 32 руб. до 1 б.в.

3. Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом, мопедом либо перевозка на них пассажиров без мотошлемов или с не застёгнутыми мотошлемами

Административная ответственность за нарушение
до 32 руб. до 1 б.в.

4. Управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, если собственником (владельцем) такого транспортного средства является физическое лицо

Административная ответственность за нарушение
до 96 руб. до 3 б.в.

5. Эксплуатация в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, если собственником (владельцем) такого транспортного средства являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель

Административная ответственность за нарушение
до 320 руб. до 10 б.в.

6. Управление транспортным средством с заведомо скрытым, подделанным (подложным) или иным образом измененным регистрационным (номерным) знаком, идентификационным номером кузова или шасси либо без присвоенного регистрационного (номерного) знака

Административная ответственность за нарушение
320–640 руб. от 10 до 20 б.в

7. Управление транспортным средством с нечитаемым, нестандартным или установленным с нарушением обязательных для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза регистрационным знаком

Административная ответственность за нарушение
до 64 руб. до 2 б.в

8. Действия, предусмотренные частями 1–4 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения

Административная ответственность за нарушение
64–160 руб. от 2 до 5 б.в.

Примечание. Регистрационный знак транспортного средства признается нестандартным при несоответствии его обязательным для соблюдения требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза. Исполнение регистрационных знаков должно обеспечивать их прочтение днем в ясную погоду с расстояния не менее 40 метров.

1. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час

Административная ответственность за нарушение
до 32 руб. до 1 б.в.

2. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от двадцати до тридцати километров в час

Административная ответственность за нарушение
32–96 руб. от 1 до 3 б.в

3. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от тридцати до сорока километров в час

Административная ответственность за нарушение
96–320 руб. от 3 до 10 б.в.

4. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на сорок и более километров в час

Административная ответственность за нарушение
256–384 руб. от 8 до 12 б.в.

5. Действия, предусмотренные частями 2–4 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения

Административная ответственность за нарушение
160–480 руб. от 5 до 15 б.в. с лишением права управления ТС сроком до 1 года

Примечание 1. Превышение скорости движения транспортного средства может устанавливаться на основе средней скорости движения транспортного средства на определенном участке. При этом средняя скорость определяется путем деления пройденного транспортным средством расстояния на время, затраченное этим транспортным средством на преодоление данного участка.

Примечание 2. Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, не применяется при фиксации превышения установленной скорости движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

Номер документа: 194-З
Дата принятия: 21/04/2003
Состояние документа: Утратил силу
Начало действия документа: 01/02/2007
Органы эмитенты: Парламент
Утратил силу с: 01/03/2021

Документ утратил силу с 1 марта 2021 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2021 года №93-З

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2006 года №208-З настоящий Кодекс вступает в силу с 1 февраля 2007 года.

Текущая редакция принята: 18/12/2019 документом Закон Республики Беларусь Об изменении кодексов № 276-З от 18/12/2019
Вступила в силу с: 01/01/2022


Редакция от 17/07/2019, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов № 232-З от 17/07/2019
Вступила в силу с: 01/01/2020


Редакция от 09/01/2019, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь № 171-З от 09/01/2019
Вступила в силу с: 19/02/2019


Редакция от 17/07/2018, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые Кодексы Республики Беларусь № 131-З от 17/07/2018
Вступила в силу с: 29/10/2018


Редакция от 17/07/2018, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально… № 129-З от 17/07/2018
Вступила в силу с: 08/08/2018


Редакция от 08/01/2018, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и… № 95-З от 08/01/2018
Вступила в силу с: 31/01/2018


Редакция от 09/01/2017, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования доходов и имущества № 16-З от 09/01/2017
Вступила в силу с: 15/07/2017


Редакция от 24/10/2016, принята документом Закон Республики Беларусь Об исполнительном производстве № 439-З от 24/10/2016
Вступила в силу с: 16/05/2017


Редакция от 19/07/2016, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об… № 407-З от 19/07/2016
Вступила в силу с: 23/08/2016


Редакция от 20/04/2016, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь № 358-З от 20/04/2016
Вступила в силу с: 03/05/2016


Редакция от 04/01/2016, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях… № 351-З от 04/01/2016
Вступила в силу с: 04/04/2016


Редакция от 15/07/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О борьбе с коррупцией № 305-З от 15/07/2015
Вступила в силу с: 24/01/2016


Редакция от 28/04/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования системы… № 256-З от 28/04/2015
Вступила в силу с: 02/08/2015


Редакция от 10/01/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения… № 242-З от 10/01/2015
Вступила в силу с: 23/07/2015


Редакция от 10/01/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях… № 243-З от 10/01/2015
Вступила в силу с: 23/02/2015


Редакция от 05/01/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный… № 241-З от 05/01/2015
Вступила в силу с: 28/01/2015


Редакция от 30/06/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической… № 165-З от 30/06/2014
Вступила в силу с: 04/01/2015

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (выдержки)

«Вводятся такие меры, как предупреждение, устное замечание и профилактические меры в отношении несовершеннолетних. Происходит градация административных правонарушений на три категории: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения. Таким образом, вводится такой порядок, при котором возможно освобождение от административной ответственности лица, которое совершило административный проступок, и ему будет объявляться предупреждение, которое уже не будет являться административным взысканием», — ранее пояснял директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов.

Таким образом, административное законодательство, учитывая сложившиеся правовые отношения в сфере административной ответственности, будет соответствовать запросам населения на предупреждение прежде всего административных правонарушений и их профилактику.

Ожидается, что новые кодексы будут введены в действие с 1 марта 2021 года.-0-

В. Ладутько: Мы должны исходить из презумпции законопослушности и добросовестности всех граждан и юридических лиц. Принятие любого нормативного правового акта, в том числе новых КоАП и ПиКоАП, направлено в первую очередь на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, общества и государства. По моему мнению, это основное предназначение административной ответственности.
Стоит отметить, что впервые в истории развития административно-деликтного законодательства в КоАП закреплены цели административной ответственности — воспитание лица, совершившего правонарушение, предупреждение совершения новых правонарушений, восстановление социальной справедливости. Это, безусловно, важно и для науки. Предупреждая правонарушения, применяя профилактические меры административно-правового воздействия к правонарушителям, государство реализует воспитательную функцию, направленную на недопущение противоправного поведения в дальнейшем.
А. Млынарчик: В первую очередь кодексы направлены на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов всех граждан, интересов общества и государства, а также предупреждение административных правонарушений. Они призваны способствовать обеспечению справедливости, повышению правосознания и правовой культуры граждан, их воспитанию, уважению национальных традиций, социальных и культурных ценностей белорусского народа, прав и свобод других лиц. Я уверен, что на жизнь законопослушных белорусов новые кодексы, как и действующие, не окажут практически никакого влияния, а будут являться инструментом защиты своих прав и свобод. Что касается лиц, совершивших административные правонарушения, то здесь у нас расширяется арсенал мер воздействия. Новшеством является возможность применения к правонарушителям профилактических мер административного воздействия. Например, устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним. Это позволит сотруднику ОВД не только пресечь совершаемое правонарушение, но даст возможность правонарушителю осознать общественную вредность совершенного им деяния.

С. Любецкая: В целом при разработке кодексов мы хотели уйти от карательного уклона в сторону профилактического, воспитательного характера кодексов. Еще одной задачей стала либерализация законодательства об административных правонарушениях. Поэтому каждая четвертая статья в новом КоАП отнесена к категории проступков. Это означает, что тот, кто нарушил эти статьи, не будет подвергнут административному взысканию, а получит предупреждение. Это профилактическая мера. Она дает шанс человеку, который оступился, осознать, что этот шаг должен быть последним. Кстати, такие лица не будут числиться в базе нарушителей. А значит, совершенный проступок не будет иметь для них юридические последствия. Кроме того, более чем по 200 составам снижен нижний предел санкций, пересмотрены верхние пределы множества санкций. Важным является корректировка подходов к ответственности юридического лица. Законодатель ушел от понятия вины юрлица. Это позволило исключить двойную ответственность, которая предусмотрена в действующем законодательстве. Градация на три вида правонарушений — серьезный прорыв в правовом регулировании привлечения к административной ответственности.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП)

В. Ладутько: В новом КоАП особое внимание уделено либерализации административной ответственности несовершеннолетних, в частности выделена самостоятельная глава, устанавливающая особенности такой ответственности. В первую очередь следует отметить сокращение количества статей (до 6), по которым возможно привлечение несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, ранее таких статей было 16. Также при наложении административного взыскания на несовершеннолетнего учитывается ряд обстоятельств, впервые закрепленный в КоАП, например, условия его жизни и воспитания, влияние на его поведение родителей и др. Новые кодексы направлены на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов всех граждан, интересов общества и государства. А. Млынарчик: Наиболее существенным изменением, на мой взгляд, все же является введение института мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, которые могут быть применены к ним, если они совершили правонарушение, но при этом были освобождены от административной ответственности. Это такие меры, как разъяснение законодательства, возложение обязанности принести извинения потерпевшему, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга. Кстати, одновременно могут быть применены несколько мер воспитательного воздействия. Важна еще одна новелла: несовершеннолетний, который совершил административное правонарушение, вне зависимости от его категории, может быть освобожден от административной ответственности с применением к нему предупреждения.

А. Млынарчик: Новые документы вводят новый вид наказания — общественные работы (выполнение физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей).

С. Любецкая: Надо отметить, что в мире довольно широко распространена такая практика. При этом виде наказания гражданин, с его согласия и по решению суда, будет выполнять работы не более 4 часов в день. Чем именно он будет заниматься, определят местные органы власти. Такое предложение в свое время нашло отклик у граждан, которые обращались к депутатам и говорили о том, что подобные реальные действия будут способствовать тому, что человек не только понесет заслуженное наказание. Но и общество от этого получит определенную пользу. Особенно эта мера будет эффективна в отношении тех граждан, которые, совершив правонарушение, сознательно уклоняются от исполнения решения суда о денежной компенсации.

В. Ладутько: Общественные работы как вид наказания в настоящее время предусмотрены в Уголовном кодексе. Основное отличие от уголовного наказания — это то, что общественные работы в соответствии с КоАП назначаются как основное административное взыскание и только при наличии согласия гражданина. Например, порой у гражданина отсутствует возможность уплатить штраф и с его согласия могут быть назначены общественные работы, если этот вид взыскания предусмотрен в качестве альтернативы штрафу в соответствующей статье КоАП. На сегодняшний день, если привлекаемое к ответственности лицо не имеет работы или иного заработка, к нему применяют в большинстве случаев административный арест.

Поскольку это новый вид административного взыскания, предполагающий общественно полезную деятельность лиц, привлекаемых к ответственности, спрогнозировать его широкое применение и практическую реализацию трудно. Возможно, это будет достаточно затратный вид административного взыскания, требующий обеспечения специальной одеждой, инвентарем, техникой и другими средствами привлекаемых к ответственности лиц. Кроме того, отдельным нормативным правовым актом должны быть определены виды деятельности, к которым будут привлекаться граждане для выполнения общественных работ, их права и обязанности.

В. Ладутько: КоАП призван охранять и защищать права и законные интересы не только граждан и юридических лиц, но и общества, и государства от правонарушений, посягающих на установленный правопорядок. Значительное количество статей было исключено из КоАП, в то же время появился ряд статей, призванных охранять возникшие общественные отношения.
Полагаю, что принятые КоАП и ПиКоАП создали принципиально новую законодательную основу и позволят усовершенствовать правоприменительную практику государственных органов и организаций при привлечении к административной ответственности в достижении провозглашенных ее целей, задач и принципов.

Жестче ответственность за вождение подшофе. Наказание будет зависеть от степени опьянения гражданина: от 0,3 до 0,8 промилле включительно — штраф в 100 БВ и лишение права управления на 3 года; свыше 0,8 промилле — 200 БВ и 5 лет.

Разделена ответственность за управление транспортным средством без пройденного техосмотра и без страховки в зависимости от его принадлежности. Если авто принадлежит физлицу, то за допущенные нарушения ответит его владелец. Но если машина в собственности юрлица, наказание понесет не нанятый водитель, а непосредственно юридическое лицо.

По новому КоАП, если гражданин управляет авто, будучи не пристегнутым ремнем безопасности или не пройдя техосмотр, если на его машине нечитаемые или нестандартные номера, если он нарушил правила буксировки или не выставил знак во время поломки, то на первый раз ограничатся предупреждениями.

Новым КоАП предполагается дополнительная градация ответственности за превышение скоростного режима. Если водитель превысил разрешенную скорость на 30–40 км/ч, то получит штраф в размере от 3 до 10 БВ. Если скорость оказалась еще выше, то штраф увеличится — от 8 до 12 БВ.

За умышленное блокирование дорог теперь предусмотрен штраф от 6 до 50 БВ с лишением прав на срок от 1 до 2 лет или без лишения.

Для водителей, нарушивших в местах проведения массовых мероприятий правила пользования звуковыми сигналами, предусмотрен штраф до 10 БВ с лишением прав сроком до 1 года или без лишения.

Водители, которые неоднократно проигнорировали требования об остановке транспортного средства и вынудили сотрудников ГАИ их преследовать, рискуют попасть под административный арест.

Категории правонарушений в зависимости от степени их опасности:

  • проступки (например переход дороги в неположенном месте). За их совершение в первый раз будут применяться предупреждение, устное замечание;
  • значительные (к примеру, нарушение правил маневрирования), за которые в зависимости от ситуации могут применяться как штраф, так и предупреждение;
  • грубые (например вождение в нетрезвом виде), за них сразу предусмотрены жесткие меры ответственности.

Для корректного отображения сайта обновите Ваш браузер!

В обновленной ст. 24.23 КоАП (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий) увеличены размеры штрафов, а также исключено предупреждение в качестве основного альтернативного административного взыскания.

Усилена ответственность за неповиновение требованиям должностных лиц, публичные оскорбления и незаконное распространение персональных данных. Штраф за использование запрещенной законодательными актами символики — до 20 БВ для физического лица и до 60 БВ — для юридического. Для участников несанкционированного митинга, пикетирования или шествия, а также за публичные призывы к таким действиям штраф до 100 БВ. За неповиновение должностному лицу при исполнении — от 2 до 100 БВ.

За распространение, изготовление, хранение и перевозку информационной продукции, в которой содержатся призывы к экстремистской деятельности, — штраф от 20 до 200 БВ.

Теперь в КоАП новый вид наказания — общественные работы (ранее его предусматривал только Уголовный кодекс). Они будут назначаться судом как основное административное взыскание и исключительно по согласию самого гражданина. Срок таких работ — от 8 до 60 часов. Чем именно занять правонарушителя, определят местные органы власти. Трудиться он должен не более 4 часов в день.

Изменены подходы в части сроков, в течение которых гражданин считается подвергнутым административному взысканию. В новом КоАП заложен дифференцированный подход: годичный срок сохраняется только для тех, кто совершил грубое правонарушение. Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (к примеру, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение — по истечении шести месяцев.

В новом ПИКоАП изменен подход к перечню органов, которые уполномочены вести административный процесс. Их количество значительно сократили. Так, из компетенции коммунальщиков органам внутренних дел снова передано право воздействовать на нарушителей правил пользования жилым помещением. Это нововведение обусловлено тем, что именно милиция обладает достаточными полномочиями для доступа в ночное время в жилые помещения.

Так теперь с согласия виновного гражданина будет рассматриваться большинство проступков и значительных административных правонарушений. Для этого в новый ПИКоАП включена специальная глава с детальной регламентацией такого порядка, положениями которой регулируются процессуальные нормы применения профилактических мер воздействия, а также наложения взысканий при фиксации правонарушений автоматическими системами и в ходе судебного разбирательства. Здесь же установлен упрощенный порядок разбирательства на месте совершения правонарушения при признании физическим лицом своей вины.

***

Новые кодексы разработаны по распоряжению Главы государства. После проведенного анализа стало очевидно, что достаточно большое количество граждан привлекается к административной ответственности, — говорит первый заместитель начальника Академии МВД Республики Беларусь полковник милиции Алексей Башан. Принятые кодексы направлены в первую очередь на усиление предупредительной функции и снижение количества фактов привлечения к ответственности. Так, введен институт профилактических мер воздействия (устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним) и законодательно установлено, когда применение их обязательно. Правонарушения разделены на три категории в зависимости от степени их опасности.

Справочно

В новой редакции КоАП для физлиц установлен минимальный размер штрафа — 0,1 БВ, для индивидуальных предпринимателей — 2, для юридических лиц — 5.

О нас

Реклама

Карта сайта

Общие правила форума

Использование материалов

Пользовательское соглашение

Политика конфиденциальности

  • Жить, значит служить Родине 16.02.2022
  • Помним, чтим, гордимся 15.02.2022
  • Готовимся к республиканскому референдуму 15.02.2022
  • Об изменениях трудового законодательства 15.02.2022

«Итак, новый КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий, — комментирует директор Наццентра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов. — Все административные правонарушения разделены на три категории, а именно: административные проступки; значительные и грубые административные правонарушения. При совершении административного проступка впервые вместо административного взыскания (как правило, штрафа) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться. Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания. Решение о выборе меры воздействия (профилактическая мера или взыскание) будет приниматься с учетом конкретных обстоятельств произошедшего, наступивших вредных последствий, личности правонарушителя».

Выделили 17 наиболее серьезных и часто совершаемых административных проступков, за которые сразу может налагаться штраф. Среди «автомобильных» нарушений следующие:

  • нарушение правил проезда ж/д переезда,
  • нарушение правил проезда перекрестков,
  • нарушение правил движения в жилых зонах,
  • нарушение правил остановки или стоянки грузовиков и автобусов (плюс повторно),
  • нарушение скоростного режима,
  • нарушение требований дорожных знаков или разметки,
  • движение с неисправностями,
  • движение с заведомо скрытым номером,
  • нарушение требований остановки,
  • движение без обязательной страховки в случае ДТП,
  • нарушение требований светофоров или регулировщика (плюс повторно),
  • нарушение ПДД велосипедистом или лицом, участвующим в движении и не управляющим ТС, повлекшее создание аварийной обстановки,
  • нарушения повторные в течение года: разговор по телефону, нарушения правил перевозки пассажиров или грузов, правил расположения транспортных средств на проезжей части, непредоставление преимущества,
  • и бонусом — безбилетный проезд.

Признание в совершении проступка и согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения как повод для применения понятия «проступок» не будет касаться нарушений, зафиксированных камерами.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...