Лимит на потребление электроэнергии для населения в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лимит на потребление электроэнергии для населения в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сейчас норма расхода электричества определяется каждым регионом самостоятельно.

Этот показатель ранее был введен только в некоторых регионах РФ. Сейчас он используется по всей территории России.

Так, например в Москве норма потребления электричества на человека в месяц, при условии использования газовой плиты, равна 80 кВт.ч., Санкт-Петербурге — 78 кВт.ч., в Пермском крае — 50 кВт.ч., в Нижегородской области — 50 кВт.ч.

Социальная норма потребления электроэнергии в 2022 году

Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.

Наименование населенного пункта Норма расхода, кВт
газовая плита электроплита
Санкт-Петербург 78 111
Забайкалье 65 96
Новосибирск 156 213
Владимирская область 50 90
Пермь 185 263
Ростовская область 96 156

Стоит обратить внимание: установленные параметры меньше социальной нормы. Это делается для того, чтобы россияне имели мотивацию экономить свет.

В Москве закреплены особые нормативы энергопотребления: 50 кВт/час на человека в домовладениях, где имеются газовые печки, и 80 кВт для жилья с электроплитами.

Для Московской области эти значения будут 94 и 144 кВт/час, соответственно.

Важно: жители многоквартирных домов оплачивают не только личное пользование электричеством, но и общедомовые нужды. Эта плата обязательна для всех абонентов и не зависит от того, есть в квартире счетчик или нет. Размер оплаты будет зависеть от занимаемой площади.

О прогнозе цен на электрическую энергию в 2022 г.

Сегодня тарифы на электроэнергию для населения регулируются государством: как правило, возможное подорожание близко к уровню инфляции. Чтобы сдержать рост цен для граждан, затраты энергетиков сверх возможного повышения тарифа компенсируют за счет повышения стоимости услуг для бизнеса. Этот механизм называется перекрестным субсидированием.

Реализация инициативы будет способствовать всё большему переходу к энергоэффективным технологиям, а также поможет решить проблему перекрестного субсидирования, считает доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ Станислав Шубин.

Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.

В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.

Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.

Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.

Чтобы владельцы элитных жилых объектов оплачивали услугу по повышенным ставкам сверх социальной нормы потребления, предполагается внедрить ступенчатую систему тарифов, которая состоит из трех уровней:

Базовый тариф от 300 кВт*ч
Повышенный тариф от 300 до 500 кВт*ч
Высокий тариф свыше 500 кВт*ч

Получается, в пределах нормы киловатты стоят дешевле, а свыше нормы — дороже. Методику определения тарифов утверждает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.

Потребление электроэнергии в Нижегородской, Ростовской, Владимирской областях показала, что соц. норма на электроэнергию может совмещаться с двухзонными и трехзонными тарифами с более дробной сеткой (день/ночь и пик/полупик/ночь).

Так как перераспределение нагрузки на электросети является важным моментом в социальной норме потребления, дифференцированные тарифы в 2022 году упразднять не будут.

Планируется убрать некоторые льготы по оплате электроэнергии. Так, постепенно отменяют:

  • пониженные тарифы для сельской местности;
  • льготные расценки для жилых объектов с электроплитами;
  • тарифы для садоводческих объединений, которые равняются расценкам для граждан.

Вместо льготных тарифов вводятся субсидии для льготников в виде доплаты к пособиям. Сохранится дифференциация в зависимости от численности и состава жильцов (льготы инвалидам, многодетным семьям) в рамках ступенчатой системы градации оплаты.

Для расчета социальной нормы в городе базовая величина является средним уровнем потребления одного проживающего человека в жилом помещении, в котором отсутствуют электронагревательные, электроотопительные приборы и электроплиты. Дальнейший расчет ведется от этой величины. Нормативы берутся из статистических данных Минэнерго.

Например, возьмем расчет нормы для большой семьи, где соц. норма для одного проживающего составляет + 50 кВт*ч. На второго, третьего, четвертого и пятого члена семьи прибавляется по 20 кВт*ч на каждого, с учетом коэффициента типа жилья.

Для многодетных семей планируют применять пониженный тариф на весь объем энергопотребления.

При наличии установленных электронагревательных, электроотопительных приборов и электроплит, к расчетной норме прибавляется норма на потребления на электроплиту, но не более 90 кВт*ч на человека в месяц. Норма потребления на отопление при отсутствии централизованного горячего водоснабжения составляет не более 3000 кВт*ч в месяц на 1 квартиру или дом в отопительный сезон.

ФАС предварительно рассчитала тарифы на электроэнергию на 2022 год

Соц. норма потребления энергоресурсов в сельской местности отличается от нормативов для города, так как здесь учитывается специфика потребления электроэнергии.

То есть, расчет идет как для города с учетом типа жилья, наличия или отсутствия электрооборудования и количества зарегистрированных лиц. Затем к полученному числу прибавляется поправочная величина, но не более 100 кВт*ч в месяц на 1 дом.

Итак, перспективы нововведения сводятся к тому, что норму потребления станут рассчитывать относительно квартиры или дома, а не в отношении одного жильца. По самой льготной цене население может потреблять объем электроэнергии до 300 кВт*ч.

Дополнительная группа людей, потребляющих в пределах 300-500 кВт*ч, будет оплачивать счета по более высокой цене, а лиц, потребляющих выше 500 кВт*ч, приблизят к коммерческим потребителям.

Отечественное законодательство предусматривает утверждение норм электроэнергии для населения, влияющих на итоговую сумму оплаты, предъявляемую в счёте поставщиком услуг. Рассмотрим установленные в РФ лимиты потребления электрической энергии, с учётом факторов, влияющих на величину норматива.

Чем регламентируется

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

В некоторых ситуациях к потребителям, оплачивающим электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учёта, может применяться оплата по нормативам. Это возможно, если:

  • отмечается неисправность электросчётчика;
  • потребитель не сообщает показания прибора учёта в энергопоставляющую компанию;
  • представителям контролирующей организации не предоставлен регламентированный доступ к счётчику;
  • прибор выведен из строя преднамеренно.

Если потребителем не сообщаются данные о фактических показаниях электроэнергии, согласно действующим законодательным нормам в течение трёх месяцев размер оплаты назначается по средним показателям за предыдущие полгода. Начиная с четвёртого месяца предъявляется счёт по нормативным расценкам, полученным расчётным путём, исходя из утверждённых в регионе тарифов и нормативов.

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.

Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.

Экономика сэкономила на электричестве

Когда у потребителя установлен электросчетчик, то вопросов о том, как начисляется плата, не возникает. Просто количество потраченных кВт час (согласно показаниям электросчетчика) следует умножить на тот тариф, который установлен в регионе. Полученный результат — это и будет та сумма, которую нужно внести в счет оплаты электроэнергии.

Сложнее определить, как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика. К подобным ситуациям относятся случаи, когда электросчетчик отсутствует, либо когда он есть, но:

  • Сотрудников энергосбытовой компании не допускают к электросчетчику для проверки его целостности и снятия показаний;
  • Показания за отчетный период не передавались энергосбытовой компании (в соответствии с установленной процедурой);
  • Прибор неисправен (поломан либо истек срок поверки);
  • В ходе поверки установлено, что прибор испорчен умышленно.

Каждый из вышеперечисленных случаев подробно описан в Правилах оказания коммунальных услуг (далее — Правила). Там же есть методика расчета платы за услуги электроснабжения без приборов учета.

Этот документ утвердило Правительство РФ своим постановлением №354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Уже после вступления в действие этот документ претерпел много изменений и доработок.

В разрезе этих правил разберем подробно разные варианты оплаты электроэнергии без счетчика.

Если по каким-то причинам ваш счетчик неисправен (истек срок поверки, прибор разбит в ходе ремонта, перестал работать по другим причинам либо просто украден) либо признан таковым в ходе осмотра представителем энергосбытовой компании, важно знать, как начисляется плата за свет в этом случае.

Согласно п.59 Правил первое, что определяется – это момент наступления события (с какого времени электросчетчик признается неисправным/утраченным).

Таким моментом может быть:

  • дата обращения абонента в энергосбытовую компанию с заявлением о неисправности/краже прибора учета электричества;
  • дата составления акта по поводу неисправности электросчетчика, который оформляется сотрудником энергосбытовой компании в ходе проверки;
  • дата истечения межповерочного периода электросчетчика.

Если же нет возможности определить точную дату, то в качестве «точки отсчета» берется платежный период/месяц, в котором «событие» случилось.

С этого момента пользователь будет переведен на оплату за электричество по среднемесячному потреблению (рассчитывается исходя из последних 6-ти месяцев). При этом, по среднемесячному платежи будут начислять абоненту лишь 3 месяца, а затем он будет переведен на платежи по нормативу, что существенно дороже. Чтобы сократить затраты, следует устанавливать новый прибор учета электричества оперативно.

Здесь рассмотрим вариант, как рассчитывается плата за свет в случае, когда электросчетчик испорчен умышленно либо электричество поступает в дом/квартиру, совсем минуя прибор учета.

Для потребителя такая ситуация наиболее неблагоприятная. Здесь расчет проводится в соответствии с п.62 Правил.

Если инспектор в ходе проверки обнаружил, что электросчетчик поврежден умышленно и учитывает потребленные киловатты с выгодой для абонента либо электричество заведено в квартиру/дом вообще в обход прибора учета, то меры к такому потребителю будут приведены суровые. В этом случае:

  1. Проверяющий осматривает помещение квартиры/дома (в данном случае он имеет право это сделать) и фиксирует количество и мощность всех имеющихся электроприборов;
  2. После этого проводится расчет суточного потребления электричества (при условии, что абсолютно все электроприборы работают постоянно);
  3. Вычисляется, какое количество энергии потребляет домохозяйство в таком режиме за последние 6 месяцев;
  4. Общее количество полученных киловатт умножается на тариф. Полученный результат — это та сумма, которую выставят абоненту для оплаты.
Утюг 2,5 кВт⋅ч
Электрический чайник 2 кВт⋅ч
Посудомоечная машина 0,9 кВт⋅ч
Микроволновая печь 0,8 кВт⋅ч
Стиральная машина с загрузкой 3 кг 0,54 кВт⋅ч
Телевизор 75 дюймов 0,21 кВт⋅ч
Лампочка накаливания 0,04 кВт⋅ч
Холодильник класса А 0,04 кВт⋅ч
Холодильник класса А+ 0,03 кВт⋅ч

Социальная норма энергопотребления

Нормативы утверждены Министерством ЖКХ Московской области распоряжением от 9 декабря 2014 года N 162-РВ, (с изменениями на 3 мая 2017 года). В 2022 году эти нормативы по-прежнему действуют.

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях (в кВтч на 1 чел) количество комнат количество проживающих
в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами (чел.)
1 2 3 4
94 144 1 1 чел.
58 89 1 2 чел.
45 69 1 3 чел.
37 56 1 4 чел.
32 49 1 5 чел.
143 190 2 1 чел.
88 117 9 2 чел.
68 91 2 3 чел.
56 74 2 4 чел.
49 64 2 5 чел.
197 239 3 1 чел.
122 148 3 2 чел.
95 115 3 3 чел.
77 93 3 4 чел.
67 81 3 5 чел.
252 287 4 1 чел.
156 178 4 2 чел.
121 138 4 3 чел.
98 112 4 4 чел.
86 98 4 5 чел.

Приведем таблицу норм электропотребления на одного человека по регионам.

Город Норма для одного проживающего в однокомнатной квартире при наличии газовой плиты
Санкт-Петербург 139
Волгоград 123
Ростов-на Дону 132
Вологда 97
Тюмень 135
Казань 123
Ярославль 81
Новосибирск 108
Самара 103

Более подробные нормативы ищите на сайтах поставщиков электроэнергии своего региона или муниципалитета.

По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.

  • Электрический прибор учета неисправен.
  • Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
  • Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
  • Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
  • Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
  • Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.

Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.

Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.

Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.

Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.

Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.

Нормативы оплаты электроэнергии при отсутствии счетчика

Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.

Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.

Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.

О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.

Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.

Управление по регулированию энергосетей и окружающей среды (Arera) сообщило о росте тарифов на электроэнергию в Италии в 1м квартале 2022 г. на 55%, на газ — на 41,8%.
Рост цен обусловлен в т.ч. рекордным подорожанием энергоносителей.
Также управление заверило, что для 2,5 млн домохозяйств, имеющих право на социальные бонусы за электроэнергию, и для 1,4 млн домохозяйств, получающих льготы за газ, повышение тарифов будет существенно компенсировано.
Arera подчеркивает, что без вмешательства итальянских властей счета за электричество и газ могли бы вырасти на 65% и 59,2% соответственно.

Счета для итальянских домохозяйств в 1м квартале 2022 г. вырастут на 1008 евро, из них 441 евро придется на электроэнергию, 567 евро — на газ.
Ежемесячные счета за свет в Италии составят 823 евро, за газ — 1560 евро, т.е. общая сумма достигнет 2383 евро.
Для компенсации этого негативного эффекта и предотвращения дальнейшего роста, правительство Италии выделило 8,8 млрд евро.

С подобным предложением Минэнерго выступает не впервые: в 2013-2014 годах в нескольких регионах России был уже запущен подобный проект. Пилотными территориями стали Забайкальский и Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Самарская и Ростовская области. Для них установили норму в 50–190 кВт*ч в месяц на человека. Семьи, укладывающиеся в нормы, должны были платить по сниженному тарифу, за превышение плата, соответственно, вырастала.

С июля 2014 года такие же нормы власти намеревались внедрить на территории всей страны, но проект забуксовал. В первую очередь — из-за критики Владимира Путина. Президент тогда заявил, что введение новых правил потребует значительно увеличить энерготарифы.

На несколько лет о проекте забыли — до лета 2018 года, когда в Минэнерго начали обсуждать перекрестное субсидирование. Сейчас часть денег за оплату электроэнергии, израсходованной населением, платят промышленные предприятия. В 2017 г. объем «перекрестки» оценивался в 368 млрд руб. К 2022 году показатель, по прогнозам Минэнерго, еще более вырастет — до 417 млрд руб. Плановое сокращение «перекрестки» до 89 млрд руб. к 2022 году потребовало бы увеличить тарифы для населения на 13,9% в год. Такой рост посчитали недопустимым. Но в итоге вернулись к планам о введении лимита на электричество.

Вице-премьер Дмитрий Козак предложение Минэнерго и Минэкономразвития уже одобрил. Документы по новой реформе должны подготовить к 15 января 2019 года.

Нововведения, предлагаемые Минэнерго, стоит рассмотреть не только с точки зрения изменения квартплаты, но и с точки зрения экологии. Постоянный рост энергопотребления ведет к истощению ресурсов планеты, ведь на выработку электричества тратятся нефть, газ, уголь. А переработка этих материалов в электричество связана с выбросами вредных веществ в атмосферу.

Сократить расходы электроэнергии в пределах квартиры не так уж сложно. О смене ламп накаливания на энергоэффективные мы и говорить не будем — все же люди разумные и сами все понимают. Но есть и другие меры — самые простые.

  • Не оставлять приборы в ждущем режиме. В первую очередь речь идет о телевизорах, компьютерах, музыкальных центрах. Простой расчет для телевизора: 6 часов в день прибор работает, 18 находится в режиме ожидания. За эти 18 часов в среднем устройство использует около 300 Вт*час. Умножьте эту цифру на 30 — в итоге получается 9 кВт*ч. Музыкальный центр потребляет чуть меньше — до 7,8 кВт*ч в месяц.
  • Регулярно удалять накипь из чайника и кастрюль: поскольку накипь обладает малой теплопроводностью, на нагрев посуды с таким налетом требуется больше времени, расход электричества повышается. Чистая посуда позволяет снизить расход на 10–30%!
  • Кипятить в электрочайнике столько воды, сколько требуется в данный момент. 1 л воды греется в чайнике около 4 минут — все это время счетчик крутится. Чтобы вскипятить чашку, достаточно полутора минут — расход почти в 3 раза меньше
  • Стирать пыль с лампочек и плафонов. Вроде бы совет из разряда «спасибо, кэп», но нередко им пренебрегают. Особенно в осенне-зимнее время года, когда светильник включают сразу, как проснулись или пришли домой с улицы: пыль просто не успевают заметить. При этом пыль способна снизить яркость лампы на 20%. И для освещения комнаты может понадобится менее мощный источник. Грязные окна также поглощают свет — не забывайте их мыть.
  • Убрать холодильник от любых нагревательных приборов. Соседство с плитой или радиатором отопления автоматически повышает расход энергии, которая требуется на выработку холода. То же касается и открывания дверей — чем меньше вы хлопаете дверцей холодильника, тем больше холода в нем остается.
  • Загружать стиральную машину по полной. Иначе до 15% энергии тратится впустую. Старайтесь стирать с меньшей температурой, поскольку основной расход электричества идет на нагрев воды. При температуре стирки +60 градусов энергопотребление на 30—40 % ниже, чем при +90.

В России попробуют вновь ввести соцнорму потребления электроэнергии

Размер оплаты потреблённой электроэнергии при отсутствии индивидуального прибора учёта определяется по следующей формуле:

П = Л*Н*Т,

в которой:

  • П – общая сумма платежа;
  • Л – количество человек, зарегистрированных в квартире;
  • Н – лимит утверждённого в регионе норматива на одного проживающего по данной жилплощади;
  • Т – стоимость одного киловатт-часа, согласно утверждённому тарифному плану.

Дополнительно применяется повышающий коэффициент, принятый с целью стимулирования граждан к установке индивидуальных приборов учёта. Повышающий коэффициент не должен учитываться только в ситуации, когда установка электросчётчиков невозможна по причине ветхости жилья или неприспособленности для этого электрических сетей.

В некоторых ситуациях к потребителям, оплачивающим электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учёта, может применяться оплата по нормативам. Это возможно, если:

  • отмечается неисправность электросчётчика;
  • потребитель не сообщает показания прибора учёта в энергопоставляющую компанию;
  • представителям контролирующей организации не предоставлен регламентированный доступ к счётчику;
  • прибор выведен из строя преднамеренно.

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.

Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.

Сейчас есть два разных одноставочных тарифа — для тех, у кого установлены газовые плиты, и для тех, у кого электрические. То есть всю потребленную электроэнергию считают по одному тарифу. Для первых тариф с 1 января вырастет до 0,2321 рубля за кВт·ч (сейчас — 0,2092 рубля), для вторых — до 0,1973 рубля за кВт·ч (сейчас — 0,1778 рубля). Подорожание составит почти 11%.

Напомним, в Беларуси еще в 2019 году отменили лимиты на электроэнергию по объемам потребления. Это значит, что независимо от того, сколько кВт·ч человек потребляет — 150, 250 или больше, — он платит за них по одному тарифу.

Также существуют тарифы на электроэнергию по времени суток. Для тех квартир, в которых установлена электроплита, тариф по двум временным периодам с 1 января также вырастет в среднем на 10%. Так, с 22.00 до 17.00 тариф составит 0,1381 рубля за кВт·ч (сейчас — 0,1245 рубля), с 17.00 до 22.00 — 0,3946 рубля за кВт·ч (сейчас — 0,3556 рубля). То есть днем и ночью энергия стоит дешевле, вечером — дороже.

Тариф на электроэнергию по трем временным периодам (речь о квартирах с электроплитами) с 1 января будет составлять: с 23.00 до 6.00 — 0,1184 рубля за кВт·ч (сейчас — 0,1067 рубля), с 17.00 до 23.00 — 0,3551 рубля (сейчас — 0,32 рубля), остальное время суток — 0,1381 рубля (сейчас — 0,1245 рубля). Можно выбрать один из тарифов на свое усмотрение.

Вырастут также тарифы для квартир с газовыми плитами по времени суток по временным периодам. Прибавка также составит около 11%.

Те, кто хочет обогревать жилье электричеством, могут выбрать один из двух тарифов. Первый вариант — одноставочный тариф, который действует как на обогрев, так и на все остальные нужды. Этот тариф с 1 января вырастет до 0,0981 рубля за 1 кВт∙ч (сейчас — 0,0909 рубля), а с 1 июня — до 0,1003 рубля. В этом году эти тарифы также повышали дважды. В этом случае не нужно устанавливать специальный отдельный счетчик отопления. Этим тарифом могут воспользоваться как владельцы частных домов, так и жильцы многоквартирных домов. К примеру, если расходовать 350 кВт∙ч в месяц, то сейчас к оплате — 31,82 рубля, а с 1 января — 34,34 рубля, а с 1 июня — 35,11 рубля.

Еще один дифференцированный тариф — по двум временным периодам. Как и одноставочный тариф, этот действует как на обогрев, так и на все остальные нужды. Устанавливать специальный отдельный счетчик отопления не нужно. В период минимальных нагрузок (с 23.00 до 6.00) тариф с 1 января составит 0,0687 рубля за 1 кВт·ч (сейчас — 0,0636 рубля), а с 1 июня — 0,0702 рубля. В остальное время суток с 1 января будут считать электроэнергию по тарифу в 0,1275 рубля за 1 кВт·ч (сейчас — 0,1182 рубля), а с 1 июня — по 0,1304 рубля. Если расходовать 350 кВт∙час в месяц (с 23.00 до 6.00), то сейчас к оплате сумма в 22,26 рубля, с 1 января — 24,05 рубля, а с 1 июня — 24,57 рубля.

Третий вариант — установить дополнительный специальный счетчик, который сейчас считает потраченную электроэнергию на отопление по тарифу 0,0398 рубля за 1 кВт·ч. С 1 января этот тариф повышать не будут, а с 1 июня он вырастет до 0,0433 рубля. При этом остальная потребленная электроэнергия, в том числе на приготовление еды, стирку, освещение дома, считается по второму основному счетчику и оплачивалась по одному из существующих тарифов — по объему или времени потребления. Этот тариф в народе называют «три копейки».

Тарифы на электроэнергию для россиян в 2021 году вырастут на 5%

С 1 января вырастут полные тарифы на электроэнергию. Одноставочный тариф (в том числе для нужд отопления и горячего водоснабжения) вырастет до 0,2552 рубля за 1 кВт·ч (сейчас — 0,23 рубля). Если сейчас за 100 кВт∙час нужно заплатить 23 рубля, то с нового года — 25,5 рублей.

С нового года также изменятся полные тарифы на электроэнергию по времени суток.

Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:

  1. Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.
  2. Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:
  • не установлен индивидуальный прибор учета;
  • показания счетчика переданы позднее установленного срока;
  • счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.
  1. Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.
  2. Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:

S = K × N × T, где

  • S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
  • K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
  • N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
  • T – тариф за 1 кВт/час.

Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.

Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:

  • бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
  • энергосберегающие и светодиодные лампы;
  • электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
  • кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
  • холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.

Размер платы на общедомовые нужды (ОДН) рассчитывается на основании Постановления Правительства № 354. Данный нормативно-правовой акт регламентирует порядок предоставления коммунальных услуг населению.

Процедура расчета отличается в зависимости от того, есть в многоэтажном здании общий прибора учета электропотребления или нет.

Чаще всего в домах стоит коллективный прибор, а в квартирах еще установлены индивидуальные счетчики. В этом случае расход на ОДН для каждого собственника жилого помещения определяется по формуле –

(V-i-u) х (Si/Sоб)

где:

  • V: общий показатель электропотребления по показаниям коллективного прибора;
  • I: объем расходов электричества в квартирах;
  • u: величина потребления в нежилых помещениях;
  • Si: площадь конкретной квартиры, для которой делается расчет;
  • Sоб: площадь всего многоквартирного дома.

Сколько стоит электричество, определяет Министерство тарифного регулирования и энергетики каждого российского региона. Расчет производят на основе методов, которые разработаны Федеральной службой тарифов. После определения стоимости орган местной власти издает соответствующее постановление, публикует его в СМИ и на своем официальном сайте.

Цена кВт электроэнергии меняется раз в год – в июле. Раньше ставки меняли в январе, но власти перенесли на лето, потому что инфляция начинает расти обычно в начале года.

Стоимость электроэнергии зависит от времени ее потребления:

  • пик (с 7 до 9 и с 17 до 20 ч);
  • полупик (9 до 17 и с 20 до 23 ч);
  • ночь (с 23 до 7 ч).

Самые высокие тарифы устанавливают в пиковый и полупиковый период. В ночное время электропотребление гораздо выгоднее.

Соцнорма – это количество потребленной электроэнергии на одного человека, утверждённое на законодательном уровне.

Оплата за электричество в пределах норматива ведется по сниженному тарифу. За расходование свыше, потребитель платит больше.

Властям субъектов РФ дано право самостоятельно определять норму энергопотребления, в соответствии с местными условиями. Но отклонение в сторону увеличения не должно превышать 40% от установленного базового показателя.

Вопросы, связанные с расчетом нормативов и потреблением электроэнергии населением, регламентируются постановлением Правительства № 614, федеральными законами № 35 –ФЗ от 21.02.2003 года и № 261 – ФЗ от 23.11.2009 года, постановлениями местных органов власти.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...