Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196. Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года.
Предрейсовый осмотр крайне важен для обеспечения безопасности. Поэтому к нему предъявляются соответствующие требования. За нарушение правил обследования накладываются следующие штрафы:
Данные штрафы регулируются статьей 11.32 КоАП РФ. Как правило, накладываются они только после ЧП, которое приводит к расследованию и последующему обнаружению нарушений правил. Руководитель не должен допустить ЧП из-за наличия противопоказаний у водителя.
Затраты на предрейсовые осмотры зависят от количества водителей, которые выходят в рейс в сутки:
Проведение осмотра медицинским работником, работающим на самом предприятии, является наиболее затратным. Работодателю придется ежемесячно выплачивать сотруднику зарплату. Однако если в компании есть много водителей, дешевле будет как раз нанять врача для обследований.
Чаще всего проблемы у водителей грузовиков связанные с путевкой – это неверное оформление документа. Отсутствие обязательных реквизитов, таких как предрейсовый медицинский или технический осмотр, равнозначно тому, что поездка осуществляется без путевого листа. Законами РФ перевозка грузов без этого документа запрещена.
За такое, казалось бы незначительное правонарушение водителя, должностных лиц, транспортную компанию подвергнут штрафным санкциям. Кроме этого автотранспорт отправят на штрафстоянку. Если грузовик груженый, придется искать возможность выгрузить товар на другую машину, чтобы доставить груз по назначению. Что соответственно так же придется оплачивать автовладельцу.
В условиях пандемии, выявление подобных админнарушений обойдется бизнесменам в большую сумму штрафа, чем было до пандемии COVID-19. Например, если:
Согласно ст.27.10 КоАП РФ грозит: арест автотранспорта на 2 месяца, изъятие вещей и документов. По ст.12.31.1 части 2 и 3 до 30 тыс. р. за каждый отсутствующий пункт. В зависимости от ситуации и причины, по которой проводится проверка документов у водителя грузового автомобиля, сотрудник ГИБДД может применить ст.20.6.1. Сумма штрафа для:
• ИП составит 30‒50 тыс. р.; • юрлица: 100‒300 тыс. р.
Хлопоты по вызволению грузовика со штрафстоянки, простой ТС и прочие неприятности, связанные с этими процессами потребуют денежных расходов при отсутствии возможности зарабатывать. Так отсутствующий предрейсовый медицинский осмотр может вылиться в достаточно крупную сумму убытков.
Примечание: Согласно новым правилам лицо, осуществляющее предрейсовый (предсменный) техосмотр ТС, должно числиться в штате транспортной компании. Ранее можно было заключать с механиком соответствующей квалификации аутсорсинговый договор. Положение не касается ИП, управляющих грузовиком самостоятельно.
В отличие от транспортных компаний, имеющих в штате наемных сотрудников, руководители которых обязаны обеспечить предрейсовый медицинский и технический осмотр до начала рейса (отправки с места парковки) грузовика, ИП имеет право, при управлении автомобилем самостоятельно, доехать на нем до медучреждения для прохождения медосмотра. При этом начало выезда с места стоянки будет предшествовать времени проведения предрейсового мед. осмотра.
Разумеется, при этом нельзя попутно, следуя к медорганизации или СТО, брать для перевозки груз, осуществляя коммерческую деятельность до прохождения мед. обследования водителя и технического контроля состояния автотехники.
Полномасштабная программа по внедрению повсеместного медицинского контроля водителей с использованием телеметрического оборудования еще не введена. В экспериментальном режиме допускается использовать удаленный медосмотр, регулируемый Законом РФ №258-ФЗ (31/07-20 г.). Форма предрейсового мед. осмотра некоторыми судами не считается противозаконной. При этом необходимо правильно организовать процесс медконтроля и вести документацию в надлежащем виде.
Занимаясь подобной деятельность водитель рискует получить штраф. Некоторые юристы, ссылаясь на ч.1 ст.20 Закона №196-ФЗ (10/12095 г.) и №323-ФЗ (21/11-11 г.) считают, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры касаются только лиц в юридическом статусе или ИП. На поставленный вопрос отвечают: Нет, проходить медосмотр не нужно.Но если это происходит систематически, то МАДИ будет применать нормы к водителю, как к юридическому лицу.
Чем радуют наши нормативы, так это тем, что соответствуют древней пословице: Закон – что дышло, куда повернешь, туда и вышло. В той же 20 статье, ч.2 говорится: под требования оформления путевого листа и прохождения предрейсового медосмотра попадают лица, осуществляющие транспортировку груза как в коммерческих, так и в личных целях. Заключившие договор фрахтования и без такового. Ключевое обстоятельство – грузоперевозка.
В соответствии с частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:
Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению.
1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .
3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами .
4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения .
5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения .
6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства,,если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов .
7. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя .
8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя ) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя .
10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.
11. В случае региетрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).
12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:
Зарегистрирован 30.11.2021 № 66130
Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 30.11.2021 г.
Пункт 2 настоящего приказа вступает в силу с 11 декабря 2021 г., пункт 1 с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., пункт 3 с 1 марта 2022 г.
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2021, № 27, ст. 5159), подпунктами 5.2.75 и 5.2.199 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2017, № 52, ст. 8131), приказываю:
1. Утвердить:
порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) согласно приложению № 1;
порядок выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами согласно приложению № 2;
форму медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами согласно приложению № 3.
2. В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации И марта 2016 г., регистрационный №41376) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. №731н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 ноября 2019 г., регистрационный № 56466), от 20 ноября 2019 г. № 942н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2019 г., регистрационный №56566), от 23 июня 2020 г. № 624н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный № 58783) и от 25 декабря 2020 г. № 1370н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный № 61932), в пункте 5 слова «с 1 января 2022 года» заменить словами «с 1 марта 2022 года».
3. Признать утратившими силу приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации:
от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2016 г., регистрационный № 41376);
от 10 сентября 2019 г. № 731 н «О внесении изменений в порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 ноября 2019 г., регистрационный № 56466);
от 20 ноября 2019 г. № 942н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2019 г., регистрационный № 56566);
от 23 июня 2020 г. № 624н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный № 58783);
от 25 декабря 2020 г. № 1370н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный № 61932).
4. Пункт 2 настоящего приказа вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
5. Пункт 1 настоящего приказа вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
6. Пункт 3 настоящего приказа вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Министр М.А.Мурашко
Новые правила проведения медосмотров с 2021-2022 года
1. Медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (форма № 003-В/у) (далее соответственно -медицинское заключение, освидетельствуемые) выдается врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) организации, указанной в абзаце первом пункта 5 приложения № 1 к настоящему приказу, в которую обратился освидетельствуемый в соответствии с пунктом 6 приложения № 1 к настоящему приказу, в день предъявления освидетельствуемым справок по результатам осмотров и обследований врачами-специалистами и иных сведений, указанных в пунктах 12 и 13 приложения № 1 к настоящему приказу, в присутствии освидетельствуемого и действительно для предъявления в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений1 , в течение двенадцати месяцев с даты выдачи.
При отказе освидетельствуемого от прохождения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) или от прохождения хотя бы одного из осмотров или обследований врачами-специалистами, инструментального и лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 приложения № 1 к настоящему приказу, оформленном в соответствии с частью 8 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2 , медицинское заключение не выдается.
2. Записи в медицинское заключение вносятся чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета разборчиво, четко, без сокращений и исправлений.
Допускается заполнение медицинского заключения с использованием компьютерных технологий.
В медицинском заключении допускаются исправления путем зачеркивания текста, после чего исправленное место подтверждается записью «исправленному верить», подписью работника, внесшего исправление, и печатью медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — организация). Внесение более двух исправлений в медицинское заключение не допускается.
3. Серия и перечень номеров медицинских заключений, выдаваемых организациями, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, определяются в соответствующем субъекте Российской Федерации на календарный год.
Серия медицинского заключения включает в себя кодовое обозначение субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления.
Нумерация медицинских заключений должна быть сквозной, количество знаков в номере должно состоять из девяти разрядов, при этом серия и номер медицинского заключения записываются в формате «хх ххххххххх», где «х» -цифра от 0 до 9.
Проставление серии и номера медицинского заключения осуществляется одной из организаций, указанных в абзаце первом пункта 5 приложения № 1 к настоящему приказу.
Дублирование сочетания серии и номера медицинского заключения не допускается.
4. Сведения в медицинское заключение должны быть внесены во все его строки и таблицы. В случае если внесение соответствующих сведений в ту или иную строку и таблицу медицинского заключения невозможно ввиду их отсутствия, в медицинском заключении делается запись «не установлено».
5. В медицинском заключении указываются полное наименование организации, указанной в абзаце первом пункта 5 приложения № 1 к настоящему приказу, номер и дата выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности, адрес места нахождения указанной организации и код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
В случае выдачи медицинского заключения индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, в медицинское заключение вписываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке3 .
Существует сразу несколько источников на уровне законодательства, которые контролируют этот вопрос:
приказ Минздрава СССР, №555 от 1989 года;
письмо Минздрава РФ №2510/9468-03-32, выпущенное в 2003 году;
и в 2014 году издали приказ Минздрава от РФ №835.
Никто из водителей с официальным трудоустройством не может обойти требование по осмотрам. Не важно, каким они управляют видом транспорта. Проверка проводится непосредственно перед началом рейса. Период осмотров относится к рабочему времени.
Порядок включает описание не только права проводить процедуру, но и других нюансов:
вопросы по недомоганию, жалобам;
осмотр по визуальному состоянию, измерения температуры, пульса, давления;
проверка на интоксикации, остаточные явления от них. Это важно, и когда гражданин в командировке.
Итоги предполагают фиксацию разными методами. Один из них – водительские путевые листы к текущей дате. Специальные журналы по проверкам – это ещё один из инструментов для внесения информации.
Важно! Главной мерой реагирования на малейшие отклонения у водителей является незамедлительное прекращение работы. Им оказывают помощь при обращении в учреждения медицины, куда получают направление. Решение принимается по нескольким основаниям: признаки обострения заболевания, учащённый пульс, повышение давления, следы алкогольной продукции, наркотиков.
Одно из главных требований для медицинских учреждений на 2022 год – наличие лицензии, позволяющей заниматься соответствующим видом проверки. Персоналу требуется получить допуск к осмотрам, а также пройти специализированные курсы. В любом случае специалисты должны иметь подтверждающие дипломы и прочие подобные документы. Иначе пройти осмотр законно не получится.
Сами помещения, где проводят осмотры, должны состоять не менее чем из двух комнат. В одной организуют сами осмотры, в другой – отбирают биологические пробы. Ранее уже писалось, обязателен ли осмотр для всех.
Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей – видео:
Конечная стоимость для всех организаций определяется удалённостью офиса, а также параметрами других видов:
Расценки с минимальным 100-рублёвым порогом характерны для государственных учреждений на территории Москвы.
385 рублей – максимальный уровень, которым отличаются уже частные медицинские центры. Не важно, управляется легковой автомобиль, или другой транспорт.
Интересно! Для работодателей может быть актуален наем в штат собственных врачей, если организация насчитывает 15 и больше водителей.
Существует также вариант соглашений руководителями по обслуживанию не разового характера, а на определённый промежуток времени. Минимальный порог – месяц. Тогда происходит увеличение цен, специалист с высокой квалификацией в штате не работает без дополнительной оплаты.
Организация предрейсового медосмотра водителей
Допускается привлекать медицинских сотрудников из ближайших к месту работы учреждений. Но можно обращаться и к частным врачам, заключать с ними договора на обслуживание. Главное требование остаётся стандартным – наличие у работника соответствующего сертификата или диплома. Допустимо обращаться как в государственные, так и в частные клиники, если разрешительная документация имеется в наличии. Разберём, зачем проводятся мероприятия.
Медосмотры – это проверка того, насколько готовы граждане управлять транспортом так, чтобы это было безопасно. Благодаря таким мероприятиям становится проще отслеживать, в каком состоянии находится здоровье водителя. Упрощается обнаружение отклонений, как в физиологическом, так и в психическом плане.
После прохождения таких проверок при необходимости выписывают направления для получения соответствующей помощи. Если найденные проблемы удаётся устранить к ближайшему времени, то сложностей с возвратом к работе возникнуть не должно.
Рекомендации по лечению могут быть направлены как водителю, так и самому руководителю. Потом обе стороны договариваются о том, какой график составить на время этих мероприятий. От этого зависят выплаты различных пособий, документальное оформление на предприятии.
Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.
Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.
На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:
цена услуги;
используемое оборудование;
квалификация врачей;
информация о дипломах и сертификатах.
Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.
Работник должен взять с собой направление от организации, СНИЛС, паспорт, если необходимо – решение врачебной комиссии по психиатрическому освидетельствованию, полис ОМС, если есть – полис ДМС.
По итогам медкомиссии медицинское учреждение выдает заключение. Документ составляется в трех экземплярах, из которых один нужно передать работодателю, второй остается в медучреждении, третий работник забирает себе. Когда сотрудник признается непригодным для выполнения служебных обязательств, его отстраняют от работы с помощью приказа.
Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как вы понимаете это чревато.
И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.
Несмотря на ответственность и штрафы, желаю не забывать, что управление автомобилем относится к объекту повышенной опасности, потому как плохое самочувствие водителя может стать причиной ДП и травмой не одного работника, а десятков одновременно и не только работающих в вашей организации, но и других участников дорожного движения.
В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.
А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.
Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.
Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!
Если у вас появились вопросы, пишите о них в комментариях, возможно, они послужат основой для следующей статьи.
VIDEO
Упомянутые выше ТК РФ и Федеральный закон № 323-ФЗ не содержат прямых указаний на обязанность проведения медосмотров именно водителей. В них включены лишь отсылочные нормы. Конкретику же находим в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». П. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 этого закона предусматривают, что в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства организации и ИП, эксплуатирующие транспортные средства, проводят его обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Исключение сделано лишь для сотрудников, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Вторит закону Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (п. 6).
Обратите внимание на формулировку «работа в качестве водителя». У неё явно иной смысл нежели «управление транспортным средством». Ведь за рулем авто может сидеть лицо, не занимающее должность водителя, хотя и имеющее водительские права нужной категории. В этой формулировке и кроется ответ на наш вопрос – для кого предрейсовый медосмотр обязателен. Это те сотрудники, которые состоят с организацией или ИП в трудовых отношениях и работают либо в должности водителя, либо в должности с иным наименованием, но включающую водительские обязанности (т. е. те, для кого управление автомобилем является основной или сопутствующей трудовой функцией). Остальным работникам предрейсовый медосмотр не нужен. Не требуется он и тем, кто оказывает услуги экипажа по гражданско-правовому договору. На таких исполнителей не распространяется трудовое законодательство, нормы охраны труда, которые как раз и предусматривают проведение предрейсовых медосмотров.
Требования о проведении предрейсовых медосмотров лежат в сфере трудового законодательства, законодательства об охране здоровья граждан и законодательства о безопасности дорожного движения.
Это обуславливает подходы к контролю.
Согласно КоАП РФ несоблюдение правил в интересующей нас области образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.27.1 (ч.ч. 3, 5), ст. 11.32, ст. 12.31.1 (ч. 2).
Осуществлять контроль и возбуждать дела об административных правонарушениях по этим составам вправе в пределах своей компетенции сотрудники ГИБДД, инспекторы труда, должностные лица органов Росздравнадзора, Ространснадзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст. ст. 23.3, 23.12, 23.36, 23.36.1, 28.1, 28.3 КоАП РФ).
Вмешательства иных органов в контроль закон не предполагает.
Так, налоговые органы не могут отказать в признании в целях налогообложения расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, только на том основании, что водители налогоплательщика не прошли обязательного предрейсового (или иного) медосмотра. Это факт при налоговом контроле не значим. Его выявление само по себе не позволяет поставить под сомнение ни совершение служебной поездки как таковой, ни экономическую оправданность расходов. Под обоснованными расходами ст. 252 НК РФ понимает экономически оправданные затраты. Произведены они должны быть для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Требования, которые лежат вне плоскости налоговых правоотношений, не могут приниматься в расчет при налоговом контроле (ст. 1 ТК РФ, п. 3 ст. 2 ГК РФ, ст. 54.1, п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, Минфин России в письме от 23.05.2013 № 03-03-06/1/18410 ответил на вопрос о возможности списания расходов на оплату сверхурочных работ сотрудников, которые отработали так более разрешенных 120 часов в год: нарушение работодателем норм трудового права не влечёт запрета на признание указанных расходов.
В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».
В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.
Об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.
Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.
Причем, важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.
Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, является индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, то вы должны пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.
Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории водителей:
Перевозящие людей и работающие по договору перевозки. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора. Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.
Транспортирующие опасные грузы.
Работники, которые провели в рейсе больше одного дня. А также, водители которые в течение рабочей смены совершили один и более рейсов, в этом случае они проходят послерейсовый медосмотр по завершении последнего рейса.
Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.
Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.
При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.
В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.
И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.
46 статьи 12 ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему, напишите об этом в х.
Рекомендую посмотреть видео, в котором рассказываю, что требуется для получения лицензии на проведение предрейсовых медосмотров, а также оставлю ссылку на свой канал на Youtube, где можно ознакомиться с другой полезной информацией.
При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:
Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения.
Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.
Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность ???? Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм!
Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
Чтобы подробно изучить данную тему, можете почитать Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».
Если же времени у вас мало, читаем статью дальше ????
Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры – это осмотры после рейса. И нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:
признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
острое профзаболевание или отравление;
имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Образец журнала предрейсовых и послерейсовых медосмотров
После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.
Записываем следующее:
дату и время прохождения медосмотра;
ФИО водителя;
пол;
дату рождения;
результаты исследований;
заключение о результате медосмотра.
Далее, ставит подпись медработник и сотрудник. Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью. Скачать бланк журнала предрейсовых и послерейсовых медосмотров можно, перейдя по ссылке.
Похожие записи: