Административное принуждение в таможенной сфере

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное принуждение в таможенной сфере». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Административное принуждение в таможенной сфере.

при обращении с заявлением об установлении корпоративных отношений саморегулируемая организация в области строительства обязана это заявление рассмотреть (процедурный аспект) и удовлетворить по существу при наличии материально-правовых оснований. Поскольку прием в члены са-морегулируемой организации равнозначен принятию решения о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов строительства, то исполнение саморегулируемой организацией своей обязанности приводит к возникновению конкретного субъективного права — права на выполнение видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов строительства.

Таким образом, установление надлежащей правовой природы допуска к указанным видам работ и совершенствование на этой основе действующего законодательства имеют принципиальное значение для системы охраны и защиты предпринимательских и потребительских прав.

Гречкина О.В.,

канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

В условиях становления и развития институтов государственной власти значительно усложняются задачи специальных органов управления по обеспечению поступления в бюджет денежных средств. Многие субъекты правоотношений стремятся избежать уплаты таможенных пошлин, налогов, поэтому в целях предупреждения, пресечения правонарушений таможенные органы применяют весь спектр административно-принудительных мер.

Пределы компетенции таможенных органов по применению мер административного принуждения определяются правоохранительным характером деятельности и обусловлены их функциями.

Вместе с тем, следует отметить, что административное принуждение в области таможенного дела имеет свои специфические черты. Во-первых, оно применяется в сфере действия правоотношений, урегулированных нормами таможенного законодательства, и лишь в части, не урегулированной ими, — Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во-вторых, меры административного принуждения в сфере таможенного регулирования обеспечивают соблюдение не всех видов административно-правовых норм, а лишь тех, которые содержат общеобязательные правила поведения в сфере таможенно-правовых отношений.

В-третьих, меры административного принуждения в области таможенного дела применяются, как правило, таможенными органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности.

В-четвертых, меры административного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия: таможенные органы вправе применять различные его виды — предупреждение, пресечение, правовосстановление, меры процессуального обеспечения производства и меры административной ответственности.

В-пятых, меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере могут применяться как в отношении физических, в том числе должностных, так и юридических лиц.

В-шестых, меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере носят более суровый характер, чем предусмотренные административным законодательством в целом, что проявляется, например, в высоких штрафных санкциях, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение таможенных правил.

В-седьмых, подобно административному принуждению в целом, большинство мер административного принуждения в таможенной сфере применяется во внесудебном порядке.

Известно, что таможенное законодательство имеет комплексный характер: частично его нормы связаны с гражданским, финансовым, валютным, уголовным законодательством. Вопросы применения административного принуждения как одного из наиболее важных методов регулирования таможенных правоотношений в значительной степени регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и меры административной ответственности в достаточной степени регламентированы данным Кодексом, тогда как действующее таможенное законодательство устанавливает порядок применения административно-предупредительных мер, мер административного пресечения и административно-восстановительных мер правового принуждения.

Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления и выражаются в профилактическом установлении ограничений и запретов. Например, они применяются при чрезвычайных обстоятельс-

твах (стихийных бедствиях, несчастных случаях) для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизнь граждан, нормальные условия работы предприятий и учреждений.

  • № 4 (2021)
  • № 3 (2021)
  • № 2 (2021)
  • № 1 (2021)
  • №4 (2020)
  • №3 (2020)
  • №2 (2020)
  • №1 (2020)
  • №4 (2019)
  • №3 (2019)
  • №2 (2019)
  • №1 (2019)
  • №4 (2018)
  • №3 (2018)
  • №2 (2018)
  • №1 (2018)
  • №4 (2017)
  • №3 (2017)
  • №2 (2017)
  • №1 (2017)
  • №4 (2016)
  • №3 (2016)
  • №2 (2016)
  • №1 (2016)
  • №4 (2015)
  • №3 (2015)
  • №2 (2015)
  • №1 (2015)
  • №4 (2014)
  • №3 (2014)
  • №2 (2014)
  • №1 (2014)
  • №4 (2013)
  • №3 (2013)
  • №2 (2013)
  • №1 (2013)
  • №4 (2012)
  • №3 (2012)
  • №2 (2012)
  • №1 (2012)
  • административное принуждение
  • таможенные органы
  • нарушение таможенных правил
  • меры обеспечения
  • меры наказания
  • Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами

  • administrative coercion
  • customs authorities
  • violation of customs regulations
  • ensuring measurers
  • punitive measures
  • В статье рассмотрены нормативно-правовые основы применения административного принуждения при нарушении таможенных правил, описаны актуальные проблемные вопросы деятельности таможенных органов при применении указанных мер. В исследовании применялись общефилософские, общенаучные и специально-юридические методы. В результате анализа административного законодательства государств – членов Таможенного союза автор делает вывод о наличии в этих государствах общих подходов и принципов применения таможенными органами мер административного принуждения. В то же время национальное законодательство данных государств имеет ряд особенностей и несоответствий, не позволяющих единообразное применение мер административного принуждения таможенными органами государств – членов Таможенного союза.
    В результате проведенного исследования автор делает вывод, что недостатки законодательства, регламентирующего применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, сопряжены с вопросами обеспечения прав, свобод и имущественных интересов физических и юридических лиц, в отношении которых названные меры применяются, и требуют устранения.

    The article examines statutory and legal framework with regard to the application of administrative coercion measurers when customs regulations are violated. Relevant problematic issues dealing with the activity of customs authorities in the cause of implementing the said measures have been described. The research is based on general philosophical, general scientific and special-legal research methods. As a result of the analysis of administrative legislation of the Customs Union member-states the author draws a conclusion that customs authorities of these countries use similar approaches and principles of application of measurers of administrative coercion. However the national legislation of the said countries has some specific features and disparities which prevent customs authorities of the member states from uniform application of administrative coercion measurers.
    On the basis of the results of the research the author comes to the conclusion that the shortcomings of legislation which regulates the application of measures aimed at ensuring proceedings on administrative offence cases are closely connected with the matters of ensuring rights, freedoms and property interests of natural persons and legal entities who are subject to measures and that they need to be eliminated.

    В целом массив нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность таможенных органов по применению административного принуждения, составляют акты национального законодательства, акты наднационального законодательства, подзаконные акты.
    Согласно ст. 6 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) одной из задач таможенных органов является выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений (далее – АП) в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 8 ч. 1).
    В свою очередь, п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 27.10.2011 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрена такая функция таможенных органов РФ, как осуществление административного производства по делам об АП в области таможенного дела.
    Обратим внимание, что большинство дел об АП, возбуждаемых уполномоченными приказом ФТС России от 02.12.2014 г. № 2344 должностными лицами таможенных органов России, безусловно, приходятся на 16 главу КоАП РФ (статьи 16.1-16.24), которой установлены нормы административной ответственности за нарушения таможенных правил (далее – НТП) [6]. В то же время, в своей деятельности таможенные органы, как правило, выявляют и административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.12 (ч. 1), 14.10, 15.25, 20.25 (ч.1) КоАП РФ [1; 2; 3; 6].
    Осуществляя производство по делам об АП, уполномоченные должностные лица таможенных органов РФ вправе применять административно-процессуальные меры принуждения – меры обеспечения производства, такие как:
    ● доставление (практика показывает, что должностные лица таможенных органов нередко фактически применяя данную меру обеспечения при выявлении нарушения таможенных правил и препровождении физического лица в служебное помещение таможенного органа, как правило, не фиксируют это установленным образом);
    ● административное задержание (как показывает практика, такая мера обеспечения производства, как правило, должностными лицами таможенных органов РФ не применятся);
    ● личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, а также осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 28.3 КоАП РФ);
    ● изъятие вещей и документов;
    ● арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
    Применение должностными лицами таможенных органов такой меры обеспечения производства, как привод законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, законного представителя несовершеннолетнего лица либо физического лица привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, предусмотрено ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, из которых следует, что такая мера обеспечения не применяется на стадии возбуждения дела об АП, а применяется только на стадии рассмотрения дела.
    Отметим, что осуществлять привод по делам о АП должностные лица таможенных органов самостоятельно не вправе, а вправе – должностные лица органов внутренних дел во исполнение соответствующего определения должностного лица таможенного органа или постановления судьи, которые руководствуются положениями Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21.06.2003 г. № 438 (привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, как показывает практика, практически не применяется таможенными органами).
    Кроме названных мер, таможенными органами РФ также могут быть применены: задержание судна, доставленного в порт РФ, арест судна, доставленного в порт РФ, залог за арестованное судно, а также временный запрет деятельности,
    С некоторыми особенностями, установленными национальным законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан, аналогичные меры обеспечения производства применяются и таможенными органами названных государств.

    Ответственность за вышеназванные нарушения закона определяют акты российского законодательства. При этом учитываются требования международных договоров, которые приняты в рамках ЕАЭС. В таблице приведены нормативные документы, посредством которых реализуются административные производства в области таможни:

    Законодательство Российской Федерации

    Международные договоры

    Конституция РФ

    Устанавливает основные принципы ведения производства

    ТК ЕАЭС

    Указывает на приоритетную роль национальных законодательств при ведении дел об административных правонарушениях

    Закон № 289-ФЗ от 03.08.2018 г. «О Таможенном регулировании»

    Регулирует отношения, которые связаны с ввозом, вывозом товаров, определяет права и обязанности участников таможенного процесса

    Конвенция Найроби, 1977 г. Международный правовой акт о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении нарушений

    Создает правовую основу сотрудничества и межгосударственного взаимодействия в борьбе с контрабандой и другими таможенными нарушениями, закрепляет механизм оказания взаимопомощи в рамках международного сотрудничества

    КоАП РФ, Главы 16, 28, 29, 30, 31, 32

    Содержит перечень административных правонарушений в области таможенного дела. Статьи глав описывают нормы права, ответственность за их несоблюдение, правила реализации производства

    Киотская конвенция, 1973 г. «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур»

    Устраняет расхождения в таможенных процедурах, которые могут вызвать трудности в процессе международной торговли

    Приказы, письма Федеральной таможенной службы, судебная практика

    Поясняют нормы таможенного законодательства с целью их точного и объективного применения в рамках производства

    Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов ТС, 2010 г.

    Обеспечивает соблюдение таможенного законодательства

    Нарушение таможенных правил влечет за собой юридическую ответственность.

    Определение 4

    Административной ответственностью в области таможенного дела называют предусмотренную законодательством правовую ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования, связанную с применением к виновным лицам административных наказаний.

    В сфере таможни административная ответственность обладает целым рядом отличительных признаков, представляя собой:

    • форму административного принуждения, которая используется в качестве метода, защищающего правопорядок в сфере таможенного регулирования;
    • элемент реализации государственной власти по причине применения должностными лицами таможенных органов и судами соответствующих видов взысканий;
    • правовое последствие неправильного поведения, вредящего обществу;
    • форму, которая находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

    Отдельно следует отметить такие особенности административной ответственности в области таможенного дела как ее построение на принципах сотрудничества таможенных служб различных государств, взаимопомощь между странами, унификацию административного законодательства в границах ЕАЭС.

    Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию:

    1. Событие.
    2. Виновность.
    3. Факт совершения правонарушения.
    4. Условия, повлиявшие на характер и степень ответственности.
    5. Причины, способствующие совершению административного деяния.
    Определение 5

    Предмет доказывания – это совокупность всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу о нарушении таможенных правил.

    Доказательствами служат любая фактическая информация, на основе которой устанавливается:

    • отсутствие или наличие нарушения;
    • виновность лица, которое привлекается к ответственности;
    • факт совершения правонарушения.

    Установление данных осуществляется посредством составления протоколов в ходе таможенного контроля, оформления, ведения производства по делу об административном правонарушении, получения объяснения лица, привлекаемого к ответственности, разъяснений свидетелей, экспертных заключений, письменных и вещественных доказательств.

    Доказательная база должна быть собрана лицами, уполномоченными выносить решения по делам об административных правонарушениях. Делать это необходимо в рамках данных полномочий, не выходя за границы действующих законодательных актов. После сбора доказательства оцениваются на предмет готовности вынести на их основании постановление.

    Доказательствам присущи следующие черты:

    • наличие фактических данных, а не оценочных суждений или необъективных мнений;
    • соответствие содержащихся данных конкретному делу;
    • согласование способов получения и форм закрепления с видами доказательств и источниками фактических данных;
    • недопущение применения доказательств, которые получены с нарушением закона.

    По типу источника

    По способу формирования

    По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению

    Личные, предметные

    Первоначальные, производные

    Прямые, косвенные

    Таблица 2. Группы доказательств

    Каждое доказательство должно обладать свойствами относимости и допустимости.

    Определение 6

    Относимость доказательства – это наличие в нем любых фактических сведений, имеющих отношение к делу. Относимость указывает на связь доказательства с обстоятельствами, которые подлежат доказыванию.

    Определение 7

    Допустимостью доказательства считают его пригодность для применения при установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствие законным требованиям относительно порядка обнаружения, источников, закрепления и исследования.

    Относимость

    Допустимость

    Определяется в процессе доказывания. Начинается с собирания доказательств на этапе, когда решается вопрос о необходимом перечне процессуальных действий, о том, каких результатов можно ждать от данных мероприятий с точки зрения выяснения обстоятельств по делу

    Основной элемент – законность источника. Доказательством не может служить информация, полученная от анонима. Способ получения с соблюдением всех процессуальных требований. Получение осуществляется только уполномоченным должностным лицом

    Административное принуждение в таможенной сфере

    Административное производство в области таможенного дела призвано выполнять следующие функции:

    1. Воспитательную (превентивную) – предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем и иными лицами.
    2. Карательную – наступление для виновника противоправного деяния негативных последствий материального или морального характера.
    3. Компенсационную (правовосстановительную) – возможность восстановления общественных отношений, нарушенных в результате противоправного поведения.
    4. Охранительную – вытеснение опасных вариантов поведения, вредящих экономике, защита государственных интересов.
    Замечание 1

    Цель реализации административных мер не может заключаться в причинении человеку физических страданий, унижении достоинства и не должна наносить вред деловой репутации юридического лица.

    Задачи производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела:

    • полное, объективное, всестороннее рассмотрение обстоятельств;
    • разрешение в соответствии с действующим законодательством;
    • своевременное и четкое исполнение вынесенного постановления;
    • анализ условий и причин, которые способствовали совершению нарушения.
    Определение 8

    Участники производств по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере – это лица, которым законодательно предоставлены те или иные права, и на которых возлагаются определенные процессуальные обязанности.

    Действия, совершаемые в рамках административного производства, не должны обходиться без участия установленных законом лиц. У каждого из этих лиц различные формы выражения правоспособности, но всех их объединяет то, что они являются сторонами возникших административно-процессуальных отношений.

    В производстве по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере принимают участие уполномоченные должностные лица таможенной службы, судьи судов различных юрисдикций, прокуроры, лица, в отношении которых вынесено постановление о нарушении таможенных правил, их законные представители, защитники, экспертные специалисты.

    В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в части перевозок различных грузов рассматривают таможенные и судебные органы. Право осуществлять данную деятельность имеют:

    • главное должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его заместитель, уполномоченные в области таможенного дела;
    • руководитель структурного таможенного подразделения, его заместители;
    • начальники таможенных управлений регионов, таможен, их заместители;
    • иные уполномоченные должностные лица таможенных органов;
    • судебные органы различных инстанций.

    В производстве принимает участие лицо, в отношении которого возбуждено дело, его защитник, прокурор, понятые, свидетели, эксперты, переводчики.

    Замечание 2

    В процессе ведения административного производства по делам о нарушении таможенных правил из круга лиц-участников исключается потерпевшая сторона в силу того, что нарушения таможенных правил не связаны с нарушением частных прав, интересов и носят публично-правовой характер.

    Таможенные органы обязаны координировать деятельность по привлечению лиц к административной ответственности. При этом они не могут выходить за рамки правил единого таможенного пространства, административного сотрудничества государств-членов ЕАЭС и должны соблюдать нормы российского законодательства.

    Должностное лицо не имеет право вести производство по делу, если оно:

    • ранее принимало участие в производстве по данному делу в качестве свидетеля, эксперта, законного представителя;
    • является родственником лица, привлекаемого к ответственности, состоит в родстве с адвокатом или законным представителем, ревизором, свидетелем, экспертом, участвующим в производстве;
    • связано с иными обстоятельствами, которые дают основание сделать вывод о его прямой, косвенной или личной заинтересованности в исходе дела.

    Одного из предусмотренных законом обстоятельств достаточно для принятия положительного решения в вопросе об отводе уполномоченного должностного лица.

    Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере регламентируется Главами 31, 32 Кодекса об административных правонарушениях. Постановление необходимо исполнить с момента его вступления в силу после истечения срока, который установлен для обжалования:

    • постановления по делу, если оно не было опротестовано или обжаловано;
    • решения по протесту, жалобе, если решение не было опротестовано или обжаловано. Исключение составляют случаи, когда вынесенное постановление отменяется.

    Постановление подлежит немедленному исполнению после вынесения решения по жалобе, протесту, не подлежащим обжалованию, за исключением, если решением отменяется вынесенное постановление.

    Исполнение постановления условно подразделяется на два этапа:

    1. Обращение к исполнению.
    2. Приведение в исполнение.
    Замечание 9

    КоАП предусматривает возможность отсрочки, прекращения или приостановления исполнения постановления о нарушении таможенных правил при наличии объективных обстоятельств.

    Постановление о назначении административного наказания, исполненное в полном объеме возвращается таможенному органу, вынесшему его. На документе ставится отметка об исполнении. Если исполнение не производилось или выполнено не полностью, возврат постановления делается на основании специального акта.

    Вид административного наказания

    Порядок исполнения

    Предупреждение

    Исполняется должностным лицом, вынесшим его, посредством вручения или направления копии документа лицу, в отношении которого оно вынесено. Решение о назначении наказания в виде предупреждения объявляется немедленно по завершению рассмотрения дела

    Штраф

    Уплачивается в полном размере лицом, которое совершило противоправное деяние, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа. При назначении штрафа иностранному гражданину или лицу без гражданства, оплата должна поступить не позднее следующего дня после дня вступления постановления в законную силу. Делается одновременно с административным выдворением лица, виновного в правонарушении, за пределы РФ

    Конфискация вещи – орудия совершения противоправного деяния

    Исполняется таможенным органом или судебным приставом-исполнителем в соответствии с федеральным законодательством. Реализация предметов осуществляется на основании норм, установленных Правительством РФ

    Таблица 8. Порядок исполнения административных наказаний в зависимости от вида

    Основания для прекращения исполнения:

    • акт амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
    • отмена, утрата силы закона, положений законодательного акта, которые устанавливали ответственность за содеянное;
    • смерть лица, привлеченного к ответственности;
    • истечение срока давности постановления о назначении административного наказания.

    Срок давности исполнения постановлений о нарушении таможенных правил составляет один год. Отсчет ведется со дня вступления постановления по делу об административном нарушении в законную силу. Неисполненное в срок постановление не подлежит исполнению. Исключение составляют случаи, когда лицо, виновное в деянии, уклоняется от исполнения постановления. При наличии таких обстоятельствах срок давности прерывается и начинает отсчитываться со дня обнаружения указанного в документе лица.

    Меры административного восстановления.

    Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.

    Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.

    Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:

    • Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
    • Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
    • Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.

    Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.

    Наказание устанавливается с учетом всех обстоятельств конкретного дела. В частности, во внимание принимаются все нюансы конкретного дела, личность нарушителя, его имущественное положение. Однако верхний и нижний пороги наказания установлены КоАП РФ. Накладываемая ответственность должна находиться в рамках, оговоренных в законе.

    Ключевая функция наложения наказания – предупреждение возникновения новых нарушений. Ответственность устанавливается на основании положений главы 16 КоАП РФ. Этой главой предусматриваются эти меры воздействия:

    • Предупреждение.
    • Наложение штрафа.
    • Отзыв лицензии, необходимой для ведения какой-либо специфической деятельности.
    • Конфискация продукции, которая является объектом проступка, связанного с таможенными нормами.
    • Взыскание стоимости продукции, которая незаконно перевозилась через границу.
    • Конфискация ТС, посредством которых незаконно перевозилась продукция.

    Все меры административной ответственности перечислены в статье 3.2 КоАП РФ.

    Понятие предупреждения содержится в статье 3.4 КоАП РФ. В частности, это порицание действий ФЛ или ЮЛ. Оно выносится в письменном виде. Предупреждение и устное замечание – это разные формы наказания.

    Штраф накладывается на основании статьи 3.5 КоАП РФ. Предполагает следующие размеры:

    • Для ФЛ – не более 5 000 рублей.
    • Для должностных лиц – не более 50 000 рублей.
    • Для ЮЛ – 1 000 000 рублей.

    Также штраф может выражаться в этих размерах:

    • Стоимость объекта нарушения правил (к примеру, стоимость незаконно транспортируемого товара).
    • Сумма долгов виновника по налогам, сборам, пошлинам.
    • Выручка от продажи товара, являющегося объектом правонарушения.

    В части 2 статьи 3.5 КоАП РФ указано, что если назначается штраф фиксированного размера, то минимальный его размер составляет 100 рублей. Если же штраф назначается на основании суммы неуплаченных налогов, размер этого штрафа не может превышать стоимость объекта правонарушения. Весь штраф, уплачиваемый нарушителем, направляется в бюджет страны на основании части 5 статьи 3.5 КоАП РФ.

    Данная форма административной ответственности является основной. Назначить ее может представитель таможенной структуры или судья.

    Конфискация объекта, который непосредственно участвовал в правонарушении, выполняется на основании части 1 статьи 3.7 КоАП. Данная мера наказания может назначаться только судьей.

    Административная ответственность за нарушение в сфере таможенного дела

    Это правовая ответственность за нарушение правил таможенного регулирования, предусмотренная законодательством, и связанная с административными санкциями к установленным виновным лицам. Она:

    • Является последствием нарушения таможенных правил, и выступает в качестве административного принуждения к их исполнению.
    • Находится в компетенции федеральных властей, и служит для восстановления интересов государства.
    • Включает применение к нарушителям определенного набора наказаний, состоящего из предупреждения, штрафа, конфискации.
    • Строится на принципах международного права и сотрудничества с таможенными органами иных государств.

    Действия по привлечению к данной ответственности заключается в такой последовательности:

    • Установление ответственности. То есть издание государством соответствующего законодательства, и выявления его нарушителей.
    • Применение ответственности к лицам или организациям, нарушившим установленные законы.

    Нарушения, влекущие за собой административную ответственность, могут быть такими:

    • Противозаконное перемещение через таможенный пост ТС для перевозки товаров.
    • Отсутствие декларации, или внесение недостоверных данных в нее (касается товаров и денежных средств).
    • Нарушение таможенного режима в таможенной зоне, в том числе и морской. Несоблюдение порядка транзита на таможне и процедуры.
    • Оформление по недействительным документам.
    • Перемещение товаров (документов) на таможне, или совершение операций с ними без разрешения на то.
    • Подделка средств идентификации.
    • Нарушение таможенных сроков, сроков платежей и сроков отчетности.
    • Нарушение срока при временном хранении товара.
    • Незаконное использование временно ввезенных ТС или арестованного товара, включая не вывоз, или не ввоз.
    • Незаконную таможенную деятельность.

    Привлечение к ответственности может рассматриваться:

    • В общем порядке. То есть включать в себя составление протокола о дальнейшем рассмотрении дела.
    • Специальном. Такой порядок включает административное расследование дела перед его рассмотрением.
    • Упрощенном, когда вопрос решается на месте без протокола.

    При обнаружении нарушения таможенных правил, в зависимости от степени его тяжести, сотрудники таможни принимают решение о степени ответственности. В результате должен будет принят один из вариантов:

    • Составлен протокол АП для заведения соответствующего дела.
    • Составлено определение о начале расследования.
    • Выписано постановление о предупреждении или постановление с квитанцией о штрафе без протокола.

    Лицо могут освободить от наказания при наличии этих обстоятельств:

    • Нарушение произошло в ситуации крайней необходимости. То есть не нарушить правила было невозможно.
    • Нарушитель признан невменяемым.
    • Нарушение признано несущественным, а потому представителем контролирующего органа было принято решение просто вынести устное замечание. Возможность признания правонарушения несущественным установлена статьей 2.9 КоАП РФ.
    • Истечение срока давности (статья 4.5 КоАП РФ).
    • Смерть ФЛ (статья 24.5 КоАП РФ).

    Производство по делу не может быть начало при отсутствии события или состава правонарушения.

    К СВЕДЕНИЮ! Административное наказание может быть основным или дополнительным. Основной формой воздействия считается штраф, дополнительной – конфискация.

    Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, важно уяснить признаки деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование — правоохранительная деятельность. Данное понятие является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход в конце 1950-х — начале 1960-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст.

    Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие «правоохранительная деятельность» еще не устоялось. Вокруг него идут активные споры, высказываются разные суждения, в том числе о том, какие органы следует считать правоохранительными.

    Если исходить из процентного соотношения числа сотрудников таможенных органов РФ, работающих в так называемом правоохранительном блоке, к числу сотрудников, занятых в иных подразделениях таможенных органов РФ, то в настоящее время данные органы исполнительной власти можно считать правоохранительными только на 30%, так как из всего количества лиц, работающих в таможенных органах РФ, только порядка 30% осуществляет функции, связанные с реализацией мер государственного принуждения.

    Отличительной особенностью этих должностных лиц является то, что на них в полной мере распространяется действие Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и они имеют специальные звания (аналогичные воинским).

    Остальные таможенники являются государственными гражданскими служащими, осуществляющими деятельность в соответствии с положением Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. имеют классные чины, а не специальные звания.

    «Правоохранительный блок» таможенных органов РФ состоит:

    • из специализированных таможенных органов — таможен, выполняющих только правоохранительные функции;
    • специализированных подразделений, отделов, отделений, входящих в состав различных таможенных органов РФ.

    В качестве примера специализированного таможенного органа можно привести Уральскую оперативную таможню, созданную во исполнение приказа ГТК России от 10 июня 1997 г. № 329 «О создании Уральской оперативной таможни» в целях реализации Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и необходимости усиления борьбы с таможенными правонарушениями в Уральском регионе.

    Данной таможне было поручено осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с действующим законодательством.

    В целях эффективного выполнения поставленной перед Уральской оперативной таможней задачи ГТК России утвердил соответствующую штатную численность должностных лиц, а также следующую поставленным задачам структуру.

    Оперативная таможня состоит только из отделов, специализирующихся на поиске, обнаружении, пресечении противоправных действий в области таможенного дела, а также отделов, обеспечивающих применение к правонарушителям предусмотренных законом наказаний. Подразделения (отделы, отделения), направленные на выполнение каких-либо иных функций, закрепленных за таможенными органами ст. 12 Закона о таможенном регулировании (в первую очередь фискальной функции), в оперативной таможне отсутствуют.

    В настоящее время почти в каждом регионе Российской Федерации создана аналогичная таможня.

    Основной объем работы по осуществлению правоохранительной функции выполняют специальные подразделения (отделы, отделения), входящие в состав каждой из пограничных или внутренних таможен РФ. В совокупности эти подразделения называют правоохранительным блоком таможни.

    Основную нагрузку по выполнению правоохранительной функции в таможнях осуществляют следующие подразделения.

    Отдел дознания, являясь структурным подразделением таможни, осуществляет в соответствии с требованиями УПК РФ полномочия отдела дознания по производству дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ.

    Отдел дознания выполняет следующие функции:

    • рассматривает материалы, представляемые структурными подразделениями таможни и таможенных постов на предмет наличия признаков преступлений;
    • проводит проверки сообщений о совершенном или готовящемся преступлении и принимает решения по результатам проверок согласно срокам и порядку, установленным УПК РФ;
    • производит дознание и неотложные следственные действия, иные процессуальные действия по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
    • исполняет поручения органов предварительного следствия, прокуроров о производстве следственных действий, международных запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам в регионе деятельности таможни;
    • участвует на основании постановления прокурора в составе следственных групп, создаваемых для расследования уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, находящихся в производстве органов предварительного следствия;
    • взаимодействует с правоохранительными органами по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
    • поддерживает государственное обвинение в суде по уголовному делу по поручению прокурора.

    Применение административного принуждения при нарушении таможенных правил

    В соответствии со ст. 28.1. КоАП РФ в подавляющем большинстве случаев поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

    • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
    • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
    • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

    Чаще всего признаки правонарушений в таможенном деле обнаруживаются должностными лицами таможенных органов самостоятельно при проведении таможенного контроля с применением одной или нескольких форм, утвержденных ТК Таможенного союза.

    Так, при производстве таможенного досмотра товаров и (или) транспортных средств, проводимого уполномоченными должностными лицами таможенного органа, могут быть выявлены:

    1. сокрытые от таможенного контроля в тайниках товары, т.е. признаки ст. 16.1 ч. 2 КоАП РФ;
    2. несоответствие сведений, внесенных в таможенную декларацию, действительным характеристикам декларируемой товарной партии, т.е. признаки ст. 16.2 ч. 2 КоАП РФ;
    3. факт уничтожения, повреждения, удаления, изменения либо замены средств идентификации, т.е. признаки ст. 16.11 КоАП РФ, а также признаки иных правонарушений, обозначенных в гл. 16 КоАП РФ.

    Это обстоятельство можно назвать первой особенностью производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

    Кроме этого, часто порядок и сроки производства по делу об административном правонарушении в области таможенного дела зависит от административно-правового статуса или места нахождения таможенного органа, в котором данное производство ведется. Это утверждение можно считать второй особенностью производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и пояснить следующим образом.

    Известно, что анализ административной ответственности позволяет назвать три ее основания:

    • нормативное — систему норм административного права регулирующих ее (в таможенном деле это прежде всего гл. 16 КоАП РФ);
    • фактические — деяния субъектов, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административные правонарушения в области таможенного дела — деяния, подпадающие под признаки статей гл. 16 КоАП РФ);
    • процессуальные — акты компетентных субъектов о наложении конкретных административных наказаний на виновных лиц.

    Данные акты должны быть законными, своевременными, обоснованными, эффективными и т.д. Перечисленные характеристики в полной мере зависят от качества проведенных при рассмотрении дела мероприятий, направленных на установление объективной истины.

    В свою очередь, количество действий или мероприятий, проводимых должностным лицом таможенного органа для вынесения постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела, зависит от имеющихся при возбуждении дела исходных данных. Наличие последних определяет алгоритм действий уполномоченного лица таможенного органа.

    Возможны следующие варианты.

    Во-первых, должностные лица таможенных органов РФ вправе назначать административное наказание физическим лицам в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 28.6 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ.

    Такая практика используется, если:

    • административное правонарушение не представляет серьезной общественной опасности и не влечет вредных последствий;
    • состав правонарушения очевиден;
    • физическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, признает свою вину, не оспаривает справедливости налагаемого взыскания и готово уплатить административный штраф на месте.

    При этом уполномоченным должностным лицом таможенного органа административный штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения с составлением постановления о назначении административного наказания в виде штрафа без составления протокола, которое оформляется на специальном бланке, рекомендованном к использованию письмом ФТС России от 26 сентября 2012 г. № 01-11/48291 «О применении статьи 28.6 КоАП России».

    Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм интеграционного и национального таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства, формирования единой таможенной территории и достижения целей таможенной политики Таможенного союза и стран — участниц торгово-экономического объединения.

    Согласно ст. 18 Закона о таможенном регулировании одним из критериев опенки качества работы таможенных органов РФ является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в сфере таможенного дела.

    Специальная таможенная статистика административных правонарушений, совершаемых в Российской Федерации, имеет устойчиво-стабильный характер и указывает на широкие масштабы и систематичность нарушения таможенных правил физическими и юридическими лицами.

    Деятельность по установлению пределов административной ответственности за нарушение правил таможенного регулирования находится в исключительной юрисдикции государства и является важнейшим средством защиты публичных экономических интересов.

    Законодательство РФ не содержит легального определения административной ответственности за нарушение таможенных правил. Руководствуясь научными подходами к понятию административной ответственности вообще, административную ответственность в области таможенного дела можно определить следующим образом.

    Административная ответственность в области таможенного дела — предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).

    Административная ответственность в таможенной сфере обладает общими признаками юридической ответственности в целом, но имеет отличительные и особые признаки:

    • 1) является формой административного принуждения как специфического метода защиты действующего в стране правопорядка в области таможенного регулирования;
    • 2) является правовым последствием виновного антиобщественного поведения. Юридическим фактом для ее применения являются публично-правовые деликты, посягающие на порядок таможенного регулирования и нормальную деятельность таможенных органов;
    • 3) является элементом реализации государственной власти, применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и процессуальных норм, установленных административным законодательством;
    • 4) находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
    • 5) реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП (разд. III—V) и международными соглашениями по вопросам сотрудничества и административной помощи таможенных служб зарубежных государств;
    • 6) сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера;
    • 7) состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • 8) нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу;
    • 9) в целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимной помощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза.

    Цели применения мер административной ответственности за нарушение таможенных правил:

    • • превентивная (воспитательная) — направлена на предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП);
    • • карательная — связана с претерпеванием виновным лицом негативных последствии морального или материального плана в пределах меры ответственности, установленной государством;
    • • правовосстановительная (компенсационная), направленная на восстановление нарушенных противоправным поведением общественных отношений. Так, согласно ст. 4.1 КоАП назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, а ст. 4.7 Кодекса предусматривает возможность возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненного административным правонарушением;
    • • охранительная — направлена на вытеснение вредных и опасных для экономики и общества вариантов поведения лиц в сфере таможенного регулирования, охрану и защиту интересов государства и достижение целей таможенной политики.

    Целью установления и применения мер административной ответственности не может являться унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий или нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП).

    1.1

    Правовые основы административной ответственности за нарушение норм в области таможенного дела

    Рубрика Таможенная система
    Вид курсовая работа
    Язык русский
    Дата добавления 16.06.2014
    Размер файла 30,2 K
    • посмотреть текст работы
    • скачать работу можно здесь
    • полная информация о работе
    • весь список подобных работ

    Административная ответственность в области таможенного дела

    Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения «(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм. Вообще в праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения: дисциплинарное; гражданско-правовое; уголовное.

    Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения. Административное правонарушение (проступок) — негативное социально-правовое явление, поскольку на носит вред охраняемым нормам административного права общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений.

    Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности административно-правового принуждения в таможенной сфере.

    Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    — определить сущность административно-правового принуждения;

    — выявить основания административного принуждения;

    — описать правомочия таможенных органов;

    — проанализировать виды административного принуждения в таможенной сфере .

    Были проанализированы работы С.В. Халипов, Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Бакаева О.Ю, В.C. Аракчеев, Федорова М.Ю. Шайхатдинова В.Ш. Якушева Л.П .

    Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ Скачать 163644 0 0

    … из них на оперативную обстановку в целом и на деятельность опера­тивных подразделений в частности имеет большое значение для правильной ее оценки. Глава 3: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. § 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности . Деятельность таможенных органов как органов дознания за истекший период 1996 …

    Одно из наиболее важных стратегических направ­лений совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации в настоящее время заключается в выявлении и пресечении экономи­ческих преступлений и правонарушений в таможенной сфере.

    Развитие таможенного законодательства в части привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил способствует реальной интеграции нашего государства в Европейское сообщество.

    Как самостоятельная сфера публично-правового регулирования таможенное право сформировалось относительно недавно.

    Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к значительному росту числа ее участников. Реформирование российской экономики потребовало, в свою очередь, радикально изменить структуру таможенного законодательства в нашем государстве, приспособив институт административно­го принуждения в данной сфере к сложившимся реалиям. Конституция Российской Федерации[1] провозгласила приоритет рыночной экономики. Однако Основной Закон оставил за государством монопольное право на регулирова­ние таможенных правоотношений, на применение мер государственного при­нуждения в данной сфере, осуществляемое посредством таможенных органов. И это вполне естественно с точки зрения обеспечения экономической и право­вой безопасности нашей страны.

    Современное состояние таможенного законодательства позволяет выявить специфику административного принуждения и мер административной ответственности в качестве его структурного элемента в таможенной сфере.

    Правоохранительная функция занимает важнейшее место в компетенции таможенных органов, так как они, в частности, ведут административное произ­водство по делам о нарушениях таможенных правил. Базисный источник от­расли — Таможенный кодекс РФ[2] ранее закреплял 40 составов административных проступков в области таможенного дела. 30 декабря 2001 г. Президент Российской Федерации подписал Фе­деральный закон № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российс­кой Федерации об административных правонарушениях»[3] . Кодекс введен в действие с 1 июля 2002 г.

    Глава 16 КоАП охватывает собой 22 статьи и посвящена административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил). В гл. 14 «Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления» КоАП РСФСР находись две статьи аналогичной тематики: ст. 186 «Нарушение таможен­ных правил» и ст. 187 «Контрабанда». После принятия 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса РФ указанные статьи на практике не применялись, поскольку последний подробно урегулировал материаль­ные и процессуальные вопросы административной ответственности за нарушение таможенных правил (ст. 249—288 ТК).

    В связи с введением КоАП РФ в действие ст. 249—288, 437—448 ТК, предусматривавшие административную ответственность за нарушение таможенных правил, а также за правонарушения, посягающие на нор­мальную деятельность таможенных органов РФ, утратили силу.

    КоАП создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, укрепления законности в стране. Количество правонарушений в сфере внешнеторговой деятельности неуклонно возрастает в силу ряда объективных и субъективных факторов.

    Целью курсовой работы является раскрытие административных наказаний и их особенностей.

    Задачи курсовой работы:

    — рассмотреть понятие и виды административной ответственности;

    — рассмотреть административные наказания.

    Объектом исследования в курсовой работе является административные правонарушения. Предметом исследования – административные наказания.

    Для написания курсовой работы были использованы современные учебно-методические материалы.

    Глава 1. Теоретические основы административной ответственности в таможенной сфере

    1.1. Понятие, признаки, основание, субъекты административной ответственности в таможенной сфере

    Административная ответственность является разновидностью юридической.

    Анализ многих работ по общей теории права о сущности юридической ответственности приводит к выводу о том, что в науке сложилось несколько подходов к ее определению.

    Первый подход получил название: идея «двухаспектной ответственно­сти», согласно которому юридическая ответственность имеет две стороны — позитивную (ответственность за будущие действия) и негативную или ретро­спективную (ответственность за уже совершенные действия), причем позитив­ная юридическая ответственность рассматривается как «зеркальное отражение» традиционной ответственности.

    Ученые саратовской правовой школы придерживаются расширительного толкования юридической ответственности как вида социальной. Проспективная юридическая ответственность, считают они, закрепляет фактическое по­ложение посредством установления в нормах права обязанностей, прав и сво­бод участников правоотношений. Юридическая ответственность рассматрива­ется как особое правоотношение, которое «обеспечивает связь между проспективной и ретроспективной ответственностью. Фактом возникновения право­отношения ответственности» является правонарушение. Правоотношения от­ветственности включают следующие элементы: субъекты отношений, объект отношений, средства реализации (санкции), основания реализации санкций (состав правонарушения) и порядок реализации, урегулированный процессу­альным законодательством. Результатом правоотношений ответственности является наступление состояния ретроспективной ответственности у нарушителя правовых предписаний.

    Государственное принуждение играет одну из ведущих ролей среди юри­дических гарантий обеспечения функционирования государственных структур. В системе многочисленных мер управления центральное место занимают меры административного принуждения, с помощью которых и происходит непо­средственное, целенаправленное воздействие органов управления и их должно­стных лиц на поднадзорных им физических и юридических лиц.

    Проведенный мною комплексный анализ административного принуждения в таможенной сфере позволил выявить его основные особенности:

    Во-первых, меры административного принуждения в таможенной сфере носят более суровый характер, чем предусмотренные административным зако­нодательством в целом.

    Во-вторых, применяются такие меры таможенными органами и их долж­ностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохра­нительной деятельности в сфере действия правоотношений, урегулированных нормами таможенного законодательства, и лишь в части не урегулированных ими — Кодексом об административных правонарушениях РФ.

    В-третьих, меры административно-таможенного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия. Это: и предупреждение, и меры пре­сечения, и правовосстановления, и меры процессуального обеспечения произ­водства по делам о нарушениях таможенных правил и меры ответственности.

    Институт административной ответственности занимает центральное ме­сто в структуре таможенно-правовой ответственности, являясь частью адми­нистративно-таможенного принуждения.

    Проведенный комплексный анализ данного института позволил нам сде­лать следующие выводы:

    1. Основаниями административной ответственности в таможенной сфере являются: юридические (установленные лишь на уровне Российской Федера­ции нормы Таможенного кодекса РФ, Закона РФ «О таможенном тарифе»); фактическое — состав нарушений таможенных правил; процессуальное — акт (решение, постановление) таможенного органа или его должностного лица о наложении конкретного вида взыскания.

    2. Нарушения таможенных правил по своей природе являются админист­ративными, однако специфика состава и признаков НТП позволяет отнести их к самостоятельному институту таможенного законодательства. В отличие от административного правонарушения, которое посягает на порядок управления, к объектам НТП относятся: порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; порядок таможенного контроля това­ров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ; порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, переме­щаемых через таможенную границу РФ; порядок обложения товаров и транс­портных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, таможенными платежами и их уплаты; порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств льгот и пользования ими.

    3. Субъектами нарушений таможенных правил признаются: физические лица: российские, иностранные граждане, военнослужащие и должностные ли­ца; юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью без образования юридического лица.

    4. По своим карательным свойствам меры административной ответст­венности, применяемые к нарушителям таможенного законодательства, при­ближаются к мерам уголовной ответственности.

    5. Административные взыскания за нарушение таможенных правил нала­гаются с учетом принципа самостоятельности дополнительного взыскания. Оно применимо, даже если срок привлечения к основной санкции пропущен.

    В целом, административное и таможенное законодательство Российской Федерации не должно служить средством противостояния государственных органов и субъ­ектов внешнеэкономической деятельности, а способствовать их тесному со­трудничеству. Для этого необходимы закрепленные в нормах права механиз­мы реализации таможенными органами своих полномочий, в том числе и по вопросам привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил. Думается, что проведенное исследование послужит совершенствованию дея­тельности таможенных органов, особенно в части выполнения ими правоохра­нительных функций.

    Список использованной литературы.

    1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 года

    2. Таможенный кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 19.06.1995 № 89-ФЗ, от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 21.07.1997 № 114-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 10.02.1999 № 32-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 30.06.2002 № 78-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.03.1998 № 8-П, определением Конституционного Суда РФ от 13.01.2000 № 21-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П; определением Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 № 144-О, Федеральным законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ, определением Конституционного Суда РФ от 10.01.2002 № 3-О). – М.: Кодекс, 2002

    3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

    4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3430

    5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: Учебник. М., 2008.

    6. Бахрах Д.Н. Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002

    7. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 2007. №11.

    8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях . – М.: Юрайт, 2006

    9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. — М.: Юристъ, 2006.

    ВВЕДЕНИЕ.

    ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО ПРИ НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

    § 1. Сущность административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил как разновидности государственного принуждения.

    § 2. Признаки административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил.

    § 3. Классификация мер административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил.

    ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

    § 1. Административно-правовые меры пресечения презюмируемой и непосредственной опасности нарушения таможенных правил.

    § 2. Административно-правовые принудительные меры, применяемые в производстве по делам об административных правонарушениях при нарушении таможенных правил.

    § 3. Гарантии прав и законных интересов физических и юридических лиц в процессе применения мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил.

    Об административном принуждении в налоговых и таможенных правоотношениях

    Важное место в решении вопроса о применении мер административного принуждения принадлежит наделению соответствующими полномочиями таможенных органов. Среди функций таможенных органов к числу правоохранительных относятся: — обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; — принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; — обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; — ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресечение незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечение незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.

    Осуществление таможенными органами правоохранительной деятельности обеспечивает более эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка и стимулирует развитие национальной экономики.

    Анализ положений таможенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия таможенных органов в большей своей части составляют права по применению мер административного принуждения, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в данной сфере и привлечение лиц, их совершивших, к административной ответственности.

    Административное принуждение, применяемое таможенными органами, является особым видом государственного управленческого воздействия, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся в сфере таможенного дела. Данный вид правового принуждения устанавливается законом, определяющим цели, основание и порядок их применения.

    Используя совокупность мер преимущественно административно-принудительного характера, должностные лица таможенных органов обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие на регулируемые общественные отношения в таможенной сфере.

    Отношения административно-правового характера имеют особое значение в той взаимосвязанной совокупности отношений, которые составляют собой сферу таможенного дела. Как организационно-управленческие отношения, имеющие государственно-властную природу, в таможенной сфере они играют главенствующую роль среди всех остальных видов общественных отношений, регулируемых конституционным, финансовым, уголовным, банковским, международным, а также валютным и налоговым правом1.

    В сферу действия материального административного права в таможенном деле входят правоотношения, связанные с перемещением через границу товаров и транспортных средств, таможенным оформлением, таможенным контролем, организацией взимания таможенных платежей, ведением таможенной статистики, нарушениями таможенных правил, наложением ответственности с видами взысканий за них. К сфере административно-процессуального права относятся правоотношения, связанные с нормотворчеством и производством по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрением.

    Таможенным законодательством предусмотрены случаи применения мер административного принуждения, как в позитивных управленческих правоотношениях, так и при возникновении административно-деликтного правоотношения в таможенной сфере. Большая часть этих мер и условий их применения зафиксированы в ТК РФ. Содержатся они и в других нормативных актах по таможенному законодательству.

    Сущность административно-принудительной деятельности таможенных органов состоит в осуществлении ими (их должностными лицами) в качестве компетентных органов различного рода действий по разрешению на основе административно-правовых норм возникающих в их практической деятельности задач предупреждения, пресечения и расследования административных правонарушений в таможенной сфере.

    Таможенные органы представляют собой целостную систему, объединенную единством целей и задач, общностью функциональных особенностей и принципов таможенной политики.

    Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в целом, является Государственный таможенный комитет России (ГТК РФ). Он осуществляет непосредственное руководство таможенными органами на всей территории Российской Федерации и наделен юридическими полномочиями на создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений и таможен, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Приказы и нормативные акты ГТК РФ являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации.

    Как правоохранительный орган ГТК РФ является частью государственного механизма и в этом качестве он наделен властными полномочиями, компетенцией и средствами для осуществления стоящих перед государством задач.

    ГТК РФ (и все нижестоящие таможенные органы) должен обеспечивать соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, принимать меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенног�� дела, а также в рамках своей конкретной деятельности и компетенции обеспечивать экономическую безопасность и соблюдение экономических интересов Российской Федерации.

    Одной из важнейших функций ГТК РФ является разработка и принятие мер по предупреждению и пресечению контрабанды, иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил и законодательства о налогах.

    Анализ практики таможенных органов показывает, что наиболее спорные ситуации возникают при конфискации товаров и транспортных средств за нарушения таможенных правил (НТО)1. Обращение товаров в федеральную собственность на основании постановлений по делу о НТП, вынесенных в отношении товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, происходит в двух случаях: в результате их конфискации у лица, перемещающего товары, и конфискации у собственника этих товаров, если он сам их перевозит либо пользуется ими в нарушение установленных таможенных правил.

    В отличие от конфискации имущества, предусмотренной статьями Уголовного кодекса РФ, которая в качестве дополнительного наказания может быть вынесена в отношении имущества, нажитого в результате преступной деятельности гражданина, конфискация имущества, предусмотренная нормами таможенного права может быть распространена только на те вещи, предметы, транспортные средства, которые являются непосредственными объектами правонарушения (ст. 242 ТК РФ).

    Кроме того, такие предметы подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также установлено это лицо или нет.

    Ещё одно существенное отличие процессуального свойства состоит в том, что за преступление конфискация может быть назначена только судом, а за нарушение таможенных правил конфискацию согласно закону могут применить таможенные органы, правомочные рассматривать дела о таких правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 358 Таможенного кодекса РФ «дело о на- рушении таможенных правил, в случае привлечения к ответственности лица, рассматривается таможенным органом РФ, должностное лицо которого вело производство по этому делу».

    К различиям рассматриваемых отраслевых видов конфискации можно отнести ещё и то, что конфискация в административном порядке может быть применена и к имуществу организаций, предприятий, учреждений, независимо от форм их собственности, а уголовная конфискация — только в отношении имущества физического лица, нажитого преступным путём. Как известно, уголовное дело в отношении юридического лица не может быть возбуждено. В соответствии же с таможенным законодательством дело в отношении юридического лица при наличии признаков правонарушения заводится с момента составления протокола о НТП.

    Своё решение о конфискации товаров и транспортных средств таможенный орган выносит в форме постановления по делу о нарушении таможенных правил. В отличие же от этого, уголовная конфискация имущества происходит в строгом соблюдении конституционных норм.

    В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности. В качестве гарантий реализации этого права закреплено положение о том, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишён своего имущества иначе, как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ).

    В сложившейся ситуации важно мнение легального толкователя анализируемых норм. Однако Конституционный Суд РФ (КС РФ) до настоящего времени также не занял однозначную позицию. Правоприменительным органам сложно руководствоваться его постановлениями и определениями при разрешении конкретных дел, связанных с изъятием и конфискацией имущества.

    Необходимо отметить что заключение Конституционного Суда РФ в части определения момента прекращения права собственности при изъятии и конфискации имущества не является в полной мере определенным: «…изъятие имущества и принятие компетентными органами решения о его конфискации само по себе не является прекращением права собственности. Оно прекращается в результате реального исполнения такого решения и факта перехода имущества в собственность государства». Остается неясным, какие еще действия должен совершить государственный орган, чтобы данное имущество перешло в собственность государства? Если оно изъято и компетентным органом принято решение о его конфискации, то это и есть переход имущества в собственность государства. Конфискация сама по себе является безвозмездным изъятием имущества у собственника в качестве санкции за совершенное правонарушение. Как представляется, в данном случае не может быть такого положения, когда конфискованное имущество имеет статус ничейного в течение какого-то периода времени.

    Впоследствии Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 марта 1998 года № 8-П «По делу о проверке конституционности ст. 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй ст. 85 и ст. 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М. М. Гаглоевой и А. Б. Пестрякова» в аналогичной ситуации занял иную позицию. Он указал, что ст. 266 Таможенного кодекса РФ, предусматривающая в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств без судебного решения, не соответствует ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), 35 (ч. ч. 1 и 3) и 55 (ч. 3) Конституции РФ. Предписание ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ о лишении имущества не иначе, как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда должна применяться санкция в виде конфискации имущества. Как видно, КС РФ объявил конституционным только судебный порядок конфискации имущества1.

    Следует отметить, что практика реагирования таможенных органов на данное постановление Конституционного Суда РФ различна. Одной из причин является то, что предложенная в письме ГТК России от 27.04.98 № 01-15/8613 «О квалификации правонарушения» схема действий таможенных органов по привлечению лиц к ответственности по ст. 279 ТК России за недекларирование товаров не учитывает особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами не для коммерческих целей.

    Важное место в решении вопроса о применении мер административного принуждения принадлежит наделению соответствующими полномочиями таможенных органов. Среди функций таможенных органов к числу правоохранительных относятся: — обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации;

    — принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; — обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; — ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресечение незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечение незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.

    Меры административного принуждения применяемые органами внутренних дел в борьбе с правонарушениями в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции Антощенко Алексей Владимирович

    Разрешение в органах внутренних дел жалоб граждан на меры административного принуждения, применяемые сотрудниками милиции Сидоров Юрий Вадимович

    Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел :Системно-правовой анализ Каплунов Андрей Иванович

    Административное производство по применению мер принуждения таможенными органами Российской ФедерацииКалашникова Ирина Анатольевна

    Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних делКокорев Александр Николаевич

    Административно-предупредительные меры, применяемые милицией (По материалам органов внутренних дел Нижегородской области) Бочкарев Игорь Евгеньевич

    Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые должностными лицами подразделений пограничного контроля пограничных органовГапон Юлия Павловна

    Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции Коркин Андрей Владимирович

    Административно-предупредительные меры правового принуждения Леженин Алексей Валерьевич

    Меры налогово-процессуального принуждения Кикин Александр Юрьевич

    Правоохранительная деятельность таможенных органов Российской Федерации

    • Данная работа уже готовая, выполнена нашими авторами.
    • Получение работы полностью автоматизировано. Вам необходимо только оформить заказ, выбрать удобный способ оплаты и по завершении платежа скачать файл из личного кабинета или по ссылке, которая придет на ваш электронный адрес.
    • Вы можете скачать файл сейчас или в иное удобное время, в том числе повторно (без ограничений).

     Основным направлением деятельности таможенных органов является борьба с правонарушениями и преступлениями в области таможенного дела. Правоохранительная деятельность требует подготовки квалифицированных, кадров, которые должны выявлять, предупреждать и пресекать правонарушения, совершаемые в процессе внешнеторговой деятельности, наносящей существенный вред экономической безопасности России. Согласно ст.18 Закона о таможенном регулировании одним из критериев оценки качества работы таможенных органов Российской Федерации является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в сфере таможенного дела.

    Таможенная статистика административных правонарушений, совершаемых в Российской Федерации, имеет тенденцию к возрастанию и указывает на широкие масштабы и систематичность нарушения таможенных правил физическими и юридическими лицами. Учитывая существующие условия практической деятельности должностных лиц таможенных органов, в рамках создания Таможенного союза, принимая во внимание, периодически меняющееся законодательство в таможенной сфере и неоднозначную судебную практику по различным судебным вопросам, в том числе связанных с производством по делам об административных правонарушениях, очень важно понимать и уметь на практике выявлять и классифицировать административные правонарушения в области таможенного дела.

    Основным Федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических и юридических лиц является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Кодекс об административных правонарушениях создает условия для более эффективного противодействия административным правонарушениям.

    Для начала нужно разобраться что такое административная ответственность в общем и административная ответственность в таможенной сфере в частности.

    Административная ответственность — ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. [1]

    Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. [2]

    Административная ответственность — особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.) [3]

    Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, заключающейся в праве компетентного государственного органа в установленном законом порядке применить к лицу, совершившему административное правонарушение, соответствующее наказание и возложить на правонарушителя юридическую обязанность претерпевать неблагоприятные последствия, составляющие сущность наложенного на него наказания. [4]

    Исходя из приведенных определений понятия административной ответственности наиболее полным и точным является определение Хомякова и др. Однако в литературе дано определение административной ответственности в области таможенного дела, которое подходит нам в большей степени.

    Определение 1
    Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов.

    Замечание 1

    Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие.

    Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц.

    Многие исследователи проблемы правонарушений утверждают, что уровень опасности для общества противоправных действий во многом зависит от биологических и психологических особенностей лица, совершающего их.

    • Курсовая работа Таможенные правонарушения 460 руб.
    • Реферат Таможенные правонарушения 270 руб.
    • Контрольная работа Таможенные правонарушения 250 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Под понятие правонарушений нельзя подвести такие категории как мысли, помыслы, чувства, но до тех пор, пока они не найдет реального выражения в противоправных действиях или бездействиях.

    Бездействие подпадает под категорию правонарушений лишь в ситуации, если лицо, обязанное совершить действия в определенной ситуации и при определенных условиях не совершает оного.

    Специфика административного принуждения в таможенной сфере

    Административное принуждение охватывает понятие правовой ответственности, но им не исчерпывается, ибо не всякая принудительная мера, применяемая органами государства, может быть отнесена к разряду мер юридической ответственности. Более того, в обеспечении государственного управления первостепенное значение принадлежит не только юридической ответственности, но и другим видам правового принуждения. К ним, например, относятся те меры, назначение которых исчерпывается одним принуждением к исполнению возложенной на лицо обязанности или восстановлением нарушенного (нарушаемого) права.

    Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

    В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

    1) административно-предупредительные меры;
    2) меры административного пресечения;
    3) меры административной ответственности;
    4) меры административно-процессуального обеспечения.

    Меры административного принуждения направлены на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий (например, при эпидемии); затем, если правонарушение возникло, их цель – пресечь, прекратить его, и лишь позднее может появиться необходимость наложения взыскания, т.е. наказания правонарушителя. При этом применение административного взыскания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).

    Статьей 239 КоАП предусмотрена возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Таким образом, речь идет в данном случае о мерах административного принуждения процессуального характера.

    Правонарушения в таможенной сфере составляют виновные противоправные деяния, совершаемые вменяемым лицом, достигшим установленного законом возраста (в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних).

    Общеизвестно, что правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные), причем к проступку относится действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью (по сравнению с преступлением).

    • Условия размещения
    • Публичная оферта
    • Политика конфиденциальности
    • Оплата
    • Выпуски журнала

    Нарушение таможенных правил характеризуется следующими признаками:

    • Обязательно наличие противоправного деяния, которое способно проявляться как в действии (например, ввоз импорта на территорию страны запрещенными способами), так и в бездействии, когда импортер пренебрег обязательными процедурами (например, недекларирование ввозимых товаров).
    • Нарушение таможенных правил является общественно вредным деянием, то есть создает угрозу людям, находящимся под протекцией закона.
    • Другой признак – наказуемость. Под наказуемостью понимается возможность применения санкций и взысканий по отношению к нарушителю.
    • Нарушение наказывается независимо от того, имел ли нарушитель дурные помыслы либо действовал по неосторожности. Под неосторожностью закон понимает форму вины, когда нарушитель не думал о возможности наступления негативных последствий либо предвидел их, но рассчитывал на их самоустранение.

    Нарушение карается следующими мерами:

    • Предупреждение. Нарушитель предупреждается о недопустимости подобного деяния в будущем. Решение о целесообразности такого наказания принимает руководитель таможенной службы. Предупреждение применяется как взыскание, как правило, если нарушитель действовал по неосторожности.
    • Штраф – взыскание имущественного плана: нарушитель должен выплатить в пользу государства некоторую сумму денег. Существуют три подхода к определению размера штрафа за таможенное нарушение:

    — Пропорционально МРОТ на дату совершения нарушения или его выявления (если первая дата не может быть установлена).

    — В виде процента от стоимости ввозимой партии товаров (наиболее распространенный вид). В расчетах применяется рыночная стоимость поставки на день нарушения.

    — Относительно суммы неуплаченных сборов.


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...