Срок эксплуатации автобуса для перевозки пассажиров в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок эксплуатации автобуса для перевозки пассажиров в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законодательство диктует свои нормативы, касающиеся возраста ТС, осуществляющих транспортировку людей. Основные требования прописаны в ФЗ № 220 от 13.07.15 г. Также данную сферу регламентирует Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Здесь можно узнать максимальный возраст автобуса для пассажирских перевозок, в зависимости от категории ТС.

В таблице указаны категории, а также принадлежность к ним определенных транспортных средств. Все данные актуальны на 2020 год.

Минтранс подготовил поправки для борьбы со старыми автобусами

Для транспортных средств с числом мест более восьми, не считая водительского кресла, предельный срок эксплуатации устанавливается в зависимости от тоннажности. Об этом написано в ФЗ № 220.

Для транспортных средств с числом пассажирских мест менее восьми, не считая водительского кресла, сроки эксплуатации законом не предусмотрены. Исключением является только перевозка детей, где установлен конкретный срок использования автобусов – 10 лет.

Службы ГИБДД контролируют соблюдение норм по срокам эксплуатации на дорогах страны. Сегодня за нарушения законодательства в этой области предусмотрены следующие санкции (статья 12.38 ФЗ «О безопасности дорожного движения»):

  • штраф 30 000 р. – для граждан;
  • штраф 50 000 р. – для должностных лиц;
  • штраф 200 000 р. – для юридических лиц.

В больших городах уже не увидишь старые автобусы, их заменили новые модели. Это происходило постепенно в течение 6 лет. В небольших городах, поселках замена пассажирского автотранспорта длится до сих пор, но в этом нет ничего плохого. Важно такие вопросы решать постепенно, так как резкая смена автопарка может привести к подорожанию транспортных услуг. Подобное вызовет недовольство населения.

Как формировать НМЦК в перевозках с 2022 года

2021.10.01 Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 11 июня 2021 года.

Пункт 2 статьи 80 этого закона вступает в силу с 1 марта 2021 года.

Рассмотрим новый пункт 3 статьи 3.2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта:

3. Изменения сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, в том числе включение в реестр лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, приобретенных для осуществления лицензируемого вида деятельности после получения лицензии на лицензируемый вид деятельности, а также исключение из реестра лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, вносятся лицензиатом в реестр лицензий самостоятельно с использованием его личного кабинета на едином портале государственных и муниципальных услуг в течение одного рабочего дня со дня возникновения оснований для внесения таких изменений в реестр лицензий или путем представления в лицензирующий орган заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

Данный пункт говорит о том, что с 1 марта 2022 года лицензиат сможет самостоятельно вносить изменения в реестр лицензий, а именно:

  • включать в реестр лицензий номера новых автобусов;
  • изменять сведения о номерах автобусов, которые уже включены в реестр;
  • исключать из реестра номера автобусов.

При этом самостоятельное изменение информации возможно через Интернет, а именно через личный кабинет на портале Государственных услуг.

Примечание. До 1 марта 2022 года все те же самые операции также были доступны владельцам лицензии, однако для этого нужно было заполнить и подать в Ространснадзор заявление.

Внесение изменений через портал Государственных услуг должно быть проще и быстрее.

Если же лицензиат по каким-то причинам не хочет вносить изменения через Госуслуги, то для него остается доступным и традиционный способ — подача заявления в Ространснадзор.

Кроме того, новый пункт 3 говорит о том, что внести изменения в реестр лицензий нужно в течение 1 рабочего дня.

До 31.12.2021 включительно действовал порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденный приказом Минтранса России от 30.05.2019 № 158, но с 2022 года он больше не действует. С 1 января 2022 г. вступил в силу приказ Минтранса № 351 от 20.10.2021. Он утверждает новый порядок определения НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком для закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Топливные расходы для автобусов рассчитывают по формуле, которая содержит в том числе поправочный коэффициент к норме, который учитывает нюансы эксплуатации и значения расхода топлива на работу отопителей салона. Если в течение 2021 года у подрядчика повысились издержки, то он пишет письмо о повышении тарифов на транспортные услуги с обоснованием 2021 года заказчику. А заказчик учитывает эти изменения при расчете начальной (максимальной) цены на перевозки в 2022 году.

Другие и косвенные расходы считают раздельно, в зависимости от пробега автобуса, который планируется.

Требования и правила перевозки пассажиров в автобусах 2022

2.1. РАС и Профсоюз в целях повышения эффективности и устойчивости работы организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта будут осуществлять меры, в том числе направленные на принятие необходимых нормативных правовых актов, для решения следующих вопросов:

— реализации Национальных проектов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации Путиным В.В. от 7 мая 2018 г. N 204;

— повсеместного перехода на договорную (контрактную) форму взаимоотношений между транспортными организациями и заказчиками выполнения городских и пригородных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления или уполномоченных ими организаций) в соответствии с приказом Минтранса России от 29 декабря 2018 г. N 482 «Об утверждении типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, и информационных карт типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам» и приказом Минтранса России от 30 мая 2019 г. N 158 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»;

— реализации федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в субъектах РФ и муниципальных образованиях» и соответствующих подзаконных актов;

— создания условий для повышения конкурентоспособности отечественных автоперевозчиков на международном и внутреннем рынках транспортных услуг;

— оказания государственной поддержки автоколоннам войскового типа в части бюджетного финансирования приобретения подвижного состава, предоставления льгот по налогообложению;

— более полной интеграции субъектов автотранспортной деятельности и городского наземного пассажирского транспорта в объединения (ассоциации) на региональном и федеральном уровнях, в том числе в рамках Российского автотранспортного союза;

— заключения региональных и (или) территориальных отраслевых соглашений в субъектах и (или) муниципальных образованиях Российской Федерации между представителями соответствующих органов государственной власти, местного самоуправления, полномочными представителями работодателей на региональном, территориальном уровнях социального партнерства и структурными организациями Профсоюза. В случае отсутствия на региональном или муниципальном уровне социального партнерства отраслевого объединения работодателей, его полномочия может осуществлять соответственно региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей;

— создания отраслевого совета по профессиональным квалификациям по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту; проведения взаимных консультаций при разработке профессиональных стандартов; установления систем оплаты труда в соответствии с дифференциацией размеров должностных окладов, ставок заработной платы по уровням квалификации в отраслевых предприятиях;

— финансового оздоровления организаций и обеспечения их платежеспособности, в первую очередь, по гарантированным расчетам с работниками по заработной плате;

— создания условий для безопасного функционирования автотранспортного комплекса;

— развития Системы добровольной сертификации на автомобильном транспорте;

— повышения безопасности дорожного движения;

— формирования нормативной правовой базы в области регулирования работы автомобильного транспорта и городского наземного пассажирского транспорта;

— разработки и реализации с привлечением ведущих отраслевых учебных заведений системы по обеспечению отрасли профессиональными кадрами, организации практики и трудоустройству выпускников отраслевых учебных заведений, постоянному повышению квалификации и обучения профессиональных кадров, введению взаимного информирования: Учебное заведение — Работодатель;

— предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе, и соответствующего технологического оборудования, трамваев и троллейбусов;

3.1. Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда (сокращенно — МРОТ), принятого в Российской Федерации.

В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в первом абзаце настоящего пункта, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной в первом абзаце настоящего пункта.

В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 настоящего Соглашения.

В субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, в региональных отраслевых соглашениях может предусматриваться дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума конкретного района.

Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением настоящего Соглашения.

3.2. Среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.

Таблица 1

4.1. РАС будет способствовать:

— стимулированию технического перевооружения и модернизации производства, последовательному снижению доли производственного оборудования с выработанным ресурсом и сроком службы в общем объеме основных производственных фондов;

— разработке и внедрению новых технологий и материалов для обеспечения безопасности труда, совершенствованию средств безопасности и защиты работников;

— проведению специальной оценки рабочих мест по условиям труда с учетом положений приказа Минтруда России от 30 июня 2017 г. N 543н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования», с дальнейшей сертификацией работ по охране труда, обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающим, соблюдению действующего законодательства о труде, правил и норм по охране труда и безопасности дорожного движения;

— проведению анализа обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, подготовке на его основе соответствующей информации и методических рекомендаций для организаций по осуществлению мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 и Трудовым кодексом Российской Федерации;

— проверке знаний правил, норм и инструкций по охране труда у работодателей при заключении с ними трудовых договоров, организации обучения и проверке знаний по охране труда работников предприятий согласно ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации и других подзаконных нормативных актов с учетом отраслевой направленности в производственной деятельности;

— финансированию и обеспечению разработки наиболее важных общеотраслевых научно-исследовательских проблем, нормативных документов по охране труда на основе анализов несчастных случаев на производстве.

4.2. Профсоюз обязуется:

— способствовать осуществлению мер, направленных на улучшение условий труда и снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников отрасли;

— обеспечивать совместно с комитетами территориальных организаций профсоюза деятельность технических и правовых инспекторов труда Профсоюза по осуществлению профсоюзного общественного контроля за соблюдением прав и интересов работников, установленных, в том числе, в коллективных договорах и соглашениях по охране труда;

— участвовать в разработке и пересмотре межотраслевых и отраслевых норм, правил и типовых инструкций по охране труда;

— подготавливать и представлять в установленном порядке предложения о внесении дополнений и изменений в законодательные акты по охране труда;

— оказывать консультативную помощь работникам отрасли по вопросам условий и охраны труда в целях защиты их интересов по предоставлению льгот и компенсаций за вредные условия труда, при получении травм в результате несчастных случаев, связанных с выполнением трудового процесса.

4.3. Работодатели в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта обязуются:

— соблюдать Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтруда России от 6 февраля 2018 г. N 59н;

В связи с утратой силы Приказа Минтруда РФ от 06.02.2018 N 59н с 01.01.2021 следует руководствоваться принятым взамен Приказом Минтруда РФ от 09.12.2020 N 871н.

— применять при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах всех водителей транспортных средств положения приказа Минтруда России от 30 июня 2017 г. N 543н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования»;

— финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями по охране труда, но не менее чем предусмотрено ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации;

— добиваться возврата до 30% средств, перечисленных ими в Фонд социального страхования, на оздоровление работников пенсионного и предпенсионного возраста;

В коллективных договорах предприятий предусматриваются льготы и гарантии женщинам, работающим на автомобильном и городском наземном пассажирском транспорте:

— по повышению квалификации и переподготовке по другим специальностям;

— при предоставлении работы по гибкому графику;

— при предоставлении льгот матерям, воспитывающим ребенка без супруга;

— при назначении компенсационных выплат женщинам, находящимся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком;

— по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства беременных женщин, нуждающихся в соответствии с медицинским заключением в переводе на более легкую работу и исключающую воздействие вредных производственных факторов. Возможно использование трудовых отношений с дистанционным работником в соответствии с федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», главой 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

— по освобождению от работы беременных женщин с сохранением средней заработной платы для прохождения медицинских обследований, если такие обследования не могут быть проведены в нерабочее время.

Работодатели обеспечивают приоритетное финансирование профилактических мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также санаторно-курортного лечения женщин детородного возраста, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Конкретные нормы данного раздела фиксируются в коллективном договоре организации.

8.1. Работодатели:

— совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, профсоюзными комитетами организаций обеспечивают реализацию целевой программы содействия занятости работников организаций автомобильного и городского наземного транспорта, не допуская при этом создания рабочих мест в организациях с оплатой труда ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе;

— разрабатывают и реализуют в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» социальный план организации, предусматривающий сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

— извещают работников о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата не менее чем за 2 месяца, а в случаях массового увольнения — не менее чем за 3 месяца (в том числе в организациях-банкротах);

— не допускают увольнения работников по инициативе работодателя без предварительного согласия профсоюзного комитета организации в следующих случаях:

— сокращения численности или штата работников организации;

— однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

— прогула (отсутствия на работе без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

— разглашения государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей;

— не допускают без трудоустройства увольнения работников предпенсионного возраста (за 5 лет и менее до установленного срока назначения пенсии), лиц, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матерей-одиночек по сокращению штата или численности работников, за исключением случаев добровольного согласия на увольнение по сокращению штата или численности работников;

— в случае неизбежного массового сокращения работников не менее чем за три месяца до момента сокращения, в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному комитету организации информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить. В течение этого срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет средств организаций и их объединений переквалификацию и трудоустройство намеченных к высвобождению работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата за весь срок обучения;

Под массовым сокращением для настоящего соглашения понимаются:

а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы независимо от численности работающих;

б) сокращение 10% численности или штата работников в течение 60 календарных дней;

— обеспечивают приоритетное предоставление вновь созданных рабочих мест работникам с соответствующей квалификацией, высвобожденным ранее из данной организации, с учетом их профессиональных качеств;

— предоставляют выпускникам учебных заведений (в т.ч. рабочим), обучавшимся по договорам или направлениям организаций и прибывшим для работы в эти организации, работу по специальности и создают условия труда в соответствии с действующими нормами законодательства о труде;

— при необходимости введения на предприятиях режимов неполного рабочего времени в целях сохранения численности работающих в период кризиса, других причин, вызывающих временное уменьшение объемов работ, решения о введении таких режимов и условиях их введения принимают по согласованию с профкомом.

8.2. Работодатели в соответствии с требованиями федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», будут способствовать эффективному управлению процессами трудовой миграции, регулированию внешней трудовой миграции, приему иностранной рабочей силы с учетом приоритетного использования российских граждан на региональных рынках труда, а также реальных потребностей и возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов;

Привлечение и использование иностранной рабочей силы работодателями не допускается в следующих случаях:

— сокращения численности (штата) работников организации соответствующих специальностей;

Инструкция по обоснованию НМЦК для закупок перевозки по 44-ФЗ

10.1. Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий осуществляется в соответствии с федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», другими законодательными и нормативными актами.

10.2. При продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе стороны принимают меры по включению в условия конкурса следующих положений:

— сохранение не менее 70% рабочих мест;

— переподготовку и (или) повышение квалификации работников;

— сохранение профиля деятельности унитарного предприятия.

10.3. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий.

10.4. Трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе как в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Внести в социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 января 2017 г. № НА-19-р, изменения согласно приложению к настоящему распоряжению.

Заместитель Министра Н.А. Асаул

Скорректирован социальный стандарт транспортного обслуживания населения при перевозках пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.

Пересмотрены требования к территориальной доступности остановочных пунктов. В частности, сокращено предельное расстояние до остановки от предприятия торговли.

Уточнены требования к доступности транспортных средств для маломобильных групп населения. Так, во всех транспортных средствах перевозчиком должна обеспечиваться посадка и высадка (в том числе с использованием специальных подъемных устройств) пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно.

Предусмотрено оснащение остановочных пунктов пригородных и междугородних автобусов защитными средствами от атмосферных осадков (независимо от количества пассажиров), а в регионах с особыми природно-климатическими условиями — еще и ветрозащитой.

Уточнены требования к соблюдению комфортного температурного режима в салоне транспортного средства.

Норма вместимости транспортного средства на муниципальных и межмуниципальных маршрутах сокращена с 5 до 3 человек на 1 кв. м свободной площади пола салона.

Установлены нормативные значения срока службы транспортного средства. Это срок, определенный заводом-производителем, или 10 лет с момента передачи транспортного средства потребителю.

Скорректирована методика оценки качества транспортного обслуживания населения.

Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.

В Российской Федерации законодательными документами являются:

  • Федеральный закон №220 (действующий от 13 июля 2015 года) в полной мере координирует существующие нормативы, регламентирующие перевозку людей на автобусном транспорте по регулярным маршрутам.
  • Устав автомобильного транспорта и электротранспорта (легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы, автобусы, троллейбусы, трамваи).
  • Постановление правительства РФ №112 (действующее от 14 февраля 2002 года).

Также осуществлять дополнительное регулирование могут приказы, различные постановления, письма и инструкции, изданные Ространснадзором.

Изменения в документы, регламентирующие перевозку пассажиров автобусами, могут вноситься посредством издания новых ФЗ на местах (в разных регионах РФ). Отслеживание изменений позволит избежать нарушений, за которые предусмотрена ответственность, в соответствии c Кодексом об административных правонарушениях.

Новые требования к школьным автобусам в 2022 году

Каждый пассажир, пользующийся услугами общественного транспорта, имеет определенные права:

  • перевозить ручную кладь;
  • требовать остановить ТС на любом участке движения, предварительно сообщив об этом кондуктору или водителю;
  • получать информацию о расписании в остановочном пункте или от водителя;
  • перевозить с собой детей;
  • приобретать билеты на поездку любым доступным маршрутом, которыми пользуются перевозчики;
  • сдавать багаж водителю в багажный отсек ТС;
  • садиться или высаживаться из автотранспорта в любом остановочном пункте, предусмотренном расписанием.

Что касается требований к пассажирам автобусов, то во время поездки каждый пассажир обязан соблюдать правила, установленные перевозчиком. В первую очередь, соблюдать порядок, не мешать водителю и другим пассажирам, не перевозить опасные вещества, не высовываться из открытых окон.

Проезд осуществляется на основании приобретенных именных или неименных билетов, которые должны быть сохранены до окончания поездки. В случае проверки, пассажир обязан предъявлять билет контролеру или же кондуктору. При длительной поездке каждый пассажир должен занимать место, указанное в билете. Дети имеют право на бесплатный проезд (для подтверждения возраста ребенка может потребоваться соответствующий документ).

Согласно правилам посадки и высадки пассажиров из автобуса, люди должны входить или выходить через служебные двери только после полной остановки ТС. Использование аварийных люков и запасных выходов, обозначенных соответствующими надписями, возможно только в случае возникновения опасности для жизни и здоровья людей. Количество дверей зависит от вместимости и количества сидений.

Посадка и высадка пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута, о чем перевозчик должен проинформировать пассажиров предусмотренными способами. Если речь идет о перевозке пассажиров в автобусах городских маршрутов, посадка/высадка может осуществляться только на оборудованных для этого площадках, а также на остановках по требованию.

В случаях, когда кондуктор отсутствует, водитель вправе осуществлять посадку и высадку пассажиров только через переднюю дверь, чтобы лучше осуществлять контроль над оплатой за проезд.

Правила перевозки пассажиров в автобусах междугороднего сообщения требуют, чтобы транспортные средства, используемые для таких целей, обладали мягкой подвеской, а также были оборудованы климатическими установками для кондиционирования воздуха, указателями аварийных выходов и мягкими сиденьями. Повышенная комфортабельность необходима при передвижениях на дальние расстояния. В случаях, когда предстоит проехать более 500 километров, требуется присутствие второго водителя.

Перевозить пассажиров в положении стоя можно только при соблюдении определенных условий:

  • имеется достаточно места;
  • предусмотрены поручни;
  • протяженность маршрута не превышает семидесяти километров.

Междугородняя перевозка может осуществляться сквозным (без пересадок на другое транспортное средство) или участковым методом (с пересадками). Городские и пригородные перевозки пассажиров автобусами не предусматривают нумерации мест, в отличие от междугородных сообщений.

Перевозки пассажиров автобусами в международном сообщении значительно отличаются от пригородного или междугороднего вариантов. Обусловлено это в первую очередь необходимостью пересечения границы, а также учетом требований законов других стран и международного транспортного законодательства. Автобус, задействованный на международных рейсах, должен соответствовать повышенным требованиям по обеспечению безопасности и комфорта.

Необходимо, чтобы вахтовый транспорт имел достаточно места для размещения багажа и инструментов, а также располагал складными лестницами для удобства высадки и посадки. Кроме того, модели такого автотранспорта должны справляться с преодолением труднодоступных участков дорог и иметь возможность установки профессионального оборудования.

Такой метод применяется для разных задач:

  • перевозка людей от места проживания к месту работы (в свободное время транспортное средство может быть использовано для служебных поездок);
  • доставка на объекты рабочих смен.

Закон о предельном возрасте эксплуатации автомобилей разъяснили

В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4‑ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23‑ФЗ.

Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4‑ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.

По Закону № 23‑ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.

При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.

Таким образом, при закупке названных транспортных средств учреждениям следует ориентироваться на российских товаропроизводителей.

Автобусы, приобретаемые для организованной перевозки детей, используются учреждениями не один год, поэтому согласно положениям СГС «Основные средства» и Инструкции № 157н такие транспортные средства следует учитывать как объекты ОС в составе группы «Транспортные средства».

Для установления конкретного срока полезного использования автобусов применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № . Согласно данной классификации в зависимости от технических характеристик и функционального назначения автобусов (коды 310.29.10.30.111, 310.29.10.30.112, 310.29.10.30.119 ОКОФ) они могут быть отнесены к третьей, четвертой и пятой амортизационным группам, максимальные сроки по которым составляют 5, 7 и 10 лет соответственно.

Для учета транспортных средств предназначен счет 101 5 «Транспортные средства».

Принимая во внимание высокую стоимость автобусов, а также их особую значимость в деятельности учреждений, последние зачастую включают данные объекты в перечень особо ценного движимого имущества (счет 0 01 5 00 «Транспортные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»). Если автобус не упомянут в указанном перечне, для его учета применяется другой аналитический счет – 0 01 5 00 «Транспортные средства – иное движимое имущество учреждения».

В соответствии с п. 14, 15 СГС «Основные средства» объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (кроме приобретения объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС), если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, в первоначальную стоимость включается цена приобретения, а также любые фактические затраты на приобретение объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации.

Формирование первоначальной стоимости транспортного средства осуществляется на счетах:

  • 0 06 1 00 «Вложения в основные средства – особо ценное движимое имущество»;
  • 0 06 1 00 «Вложения в основные средства – иное движимое имущество».

Далее рассмотрим, какие расходы могут быть включены в первоначальную стоимость автобуса.

Уплата госпошлины при регистрации. Транспортные средства, в том числе автобусы, допускаются к эксплуатации только при наличии соответствующих регистрационных знаков, которые выдаются при государственной регистрации в ГИБДД.

Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии:

  • с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 001 (далее – Правила № 001);
  • с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ от 07.08.2013 № 05.

Согласно п. 4 Правил № 001 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

К сведению:

Регистрация транспортных средств представляет собой комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска ТС к участию в дорожном движении на территории РФ и за ее пределами. На зарегистрированный автомобиль выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационные знаки, а также паспорт транспортного средства, в котором проставляются необходимые отметки (п. 40 Правил № 001).

Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения данных лиц либо по месту нахождения их обособленных подразделений. Регистрация ТС, поставленных по государственному или муниципальному контракту, производится за конечным получателем транспортных средств, который будет осуществлять их непосредственную эксплуатацию, без проведения регистрационных действий за заказчиком или промежуточным получателем ТС (п. 24.3 Правил № 001).

За государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных п. 36 – 39 ст. 333.33 НК РФ. Стоит отметить, что с 3 августа 2018 года порядок уплаты такой пошлины несколько изменился. Приведем в таблице виды и размеры госпошлин, уплачиваемых при регистрации транспортных средств.

Действовавшие госпошлины

Госпошлины, взимаемые с 03.08.2018

Наименование

Размер, руб.

С 1 июля 2018 года ужесточены требования к автобусам, используемым при организованной перевозке детей. В частности, возраст таких транспортных средств должен быть не более 10 лет.

При закупке новых автобусов учреждения должны ориентироваться на отечественных товаропроизводителей.

В бухгалтерском учете приобретенные автобусы отражаются на счетах 0 01 5 00, 0 01 5 00 по первоначальной стоимости. Помимо цены приобретения, в первоначальную стоимость автобуса могут быть включены расходы на уплату госпошлины за регистрацию транспортного средства и расходы на техосмотр.

Расходы на ОСАГО в первоначальную стоимость транспорта не включаются несмотря на то, что они возникают еще до его регистрации.

Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение, №8, 2018 год

Шаг 1. Выбрать необходимый вид транспорта (автобус, трамвай или троллейбус), чтобы определить методику расчета.

Шаг 2. Определить, кто является получателем денег за проезд (заказчик или подрядчик). От этого зависит формула цены контракта по приказу Минтранса (в декабре 2021 г. применяли приказ № 158, с 1 января 2022 г. используем приказ № 351). Если оплату перечисляют заказчику, то рассчитываем по формуле (1), если деньги перечисляют подрядчику, то по формуле (2).

Согласно Федеральному закону №336, с 1 января 2022 года закреплена возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте.

С января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.

С учётом накопленной практики добровольного применения электронных транспортных накладных Минтранс России подготовит предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 года. То есть если, с 1 января 2022 года электронные накладные будут применяться на добровольной основе, то с 2023 года это станет обязательным.

Следующим этапом развития электронного документооборота на автомобильном транспорте станет перевод в электронную форму путевых листов.

30 апреля 2021 года был утверждён федеральный закон №105-ФЗ, освобождающий призывников от госпошлины за права. Согласно тексту документа, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:

  • за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
  • за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.

Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.

С 1 января 2022 года вносятся изменения в порядок регистрации транспортных средств в Федеральном реестре инвалидов. Напомним, с 1 июля 2020 года для получения права бесплатной парковки на транспортные средства, управляемые инвалидами или перевозящие инвалидов, необходимо зарегистрировать сведения о них в этом реестре.

Согласно приказу Минтруда №679н от 6 октября 2021 года, с 1 января 2022 года из перечня способов для внесения информации исключается личный кабинет Федерального реестра инвалидов. То есть, в 2022 году для этого останутся лишь два способа:

  • электронная подача сведений через портал Госуслуг;
  • подача сведений при личном посещении МФЦ.

С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М2 (до 5 тонн) и М3 (свыше 5 тонн). Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».

С 1 января 2022 года оформление разрешения на перевозку опасных грузов допускается осуществлять в электронном виде через Портал Госуслуг. При этом, если документы подаются в электронном виде, то и само разрешение будет выдано в электронном формате — в срок, не превышающий 1 дня с момента принятия решения (Приказы Минтранса №439 от 28 октября 2020 г. и №304 от 12 августа 2020 г.).

Регионы хотят обязать устанавливать срок эксплуатации автобусов

С 1 января 2022 года в случае возникновения спорной ситуации со страховой компанией по ОСАГО обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену) для досудебного урегулирования можно будет только при наличии учётной записи на портале Госуслуг — ей данные будут использоваться для авторизации.

Все вопросы относительно ТО регулируются законом ФЗ № 170-ФЗ от 01.07.2011 «О техническом осмотре ТС» (далее – ФЗ № 170). Ст.15 п.1 этого нормативного акта гласит, что автобусы подлежат ТО один раз в шесть месяцев.

Прежде чем понять, почему этим ТС необходимо проходить технический осмотр чаще, чем другим, необходимо разобрать следующие основные понятия:

  1. Диагностическая карта – это документ, в который заносятся результаты проверки автомобиля на исправность и комплектность.
  2. Автобус – это многоместное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров по обозначенному маршруту. Он используется как в качестве городского маршрутного ТС, так и для междугородних или межгосударственных перевозок.
  3. Полис ОСАГО – это документ, подтверждающий обязательное страхование автогражданской ответственности водителя. На его основании производится возмещение ущерба потерпевшему участнику ДТП. Страховка на автобус выдаётся только при наличии результатов ТО, зафиксированных в диагностической карте.

Автобусы занимаются перевозками большого количества людей, поэтому исправность этих транспортных средств должна регулярно проверяться. Такие виды ТС подлежат техосмотру чаще, нежели те же легковые авто, принадлежащие частным лицам.

Значение диагностической карты в данном случае невозможно переоценить, ведь в ходе осмотра проверяется не только соответствие технического состояния ТС действующим нормам, но и его комплектация: наличие средств пожаротушения, наполненность аптечки необходимыми медикаментами и т.д.

Таким образом, регулярное прохождение ТО обеспечивает безопасность автобуса и возможность оказания первой помощи в случае ДТП, что имеет огромную важность для водителя, пассажиров и др. участников дорожного движения.

Законодательством РФ разрешено не проходить техосмотр первые три года после покупки ТС. Однако это правило касается только легковых и грузовых машин, мототехники, прицепов и полуприцепов. Далее эти ТС проверяются раз в год. Автобусы же проходят ТО один раз в полгода.

Что касается транспорта, который перевозит людей и опасные грузы, он подлежит диагностике ещё до начала эксплуатации. Таким образом, технический осмотр нового автобуса осуществляется в обязательном порядке.

Список документов, необходимых для проведения техосмотра, состоит всего из трёх пунктов:

  • документ, удостоверяющий личность клиента (чаще всего – паспорт);
  • паспорт или свидетельство о регистрации ТС;
  • доверенность (если владелец поручил организацию прохождения ТО другому лицу).

Это исчерпывающий перечень, указанный в ст. 17 п. 2 ФЗ № 170. В этой же статье сказано, что оператор не имеет права требовать у клиента никакие другие документы, кроме вышеперечисленных.

Полезно знать! На кузове и в салоне автобуса нередко можно увидеть рекламные баннеры, плакаты, брошюры и пр. Однако водитель может не предоставлять договор с рекламщиками, и такое требование неправомерно.

Полис ОСАГО для автобуса действует столько же, сколько и для других видов транспорта – 1 год. Несмотря на это диагностическая карта оформляется раз в полгода. Конечно же и автогражданку можно купить всего на 6 месяцев, однако такое решение получается невыгодным для водителя.

Оформление полиса всегда сопровождается сверкой данных в ЕАИСТО, поэтому без свежего ТО не обойтись. Инспектор в свою очередь, хоть и не может заставить водителя показать ему ДК, но имеет возможность проверить наличие её в базе.

  1. Водитель автобуса подчиняется руководителю службы движения.
  2. Кандидат на эту работу обязан соответствовать нижеперечисленным требованиям:
    • среднее либо средне-специальное образование;
    • успешно пройденный медицинский осмотр;
    • водительский опыт от 1 года;
    • права категории «Д».
  3. Во время отсутствия водителя (отпуск, болезнь либо командировка) его обязанности по управлению автобусом переходят к другому шоферу, назначенному руководителем службы движения.
  4. Водитель автобуса принимается на работу и увольняется с неё руководителем транспортного предприятия, по рекомендации начальника службы движения.
  5. При трудоустройстве водитель должен пройти инструктаж по параметрам охраны труда и повторять его с периодичностью раз в квартал.
  6. Водитель обязан с установленной периодичностью проходить текущие и профилактические медосмотры.
  7. Водитель автобуса обязан понимать следующие моменты:
    • действующие ПДД, а также административные нормы, регулирующие перевозки пассажиров;
    • устройство автобуса и правила его эксплуатации;
    • принципы работы устройств автобуса;
    • нормативы расходования топлива и других ингредиентов;
    • стандарты работы с соответствующей документацией (графиком движения, путевыми листами и пр.);
    • сезонные особенности эксплуатации автобуса;
    • параметры, по которым производится оценка качества выполняемой им работы;
    • особенности основных марок автобусов;
    • правила приема платы от пассажиров;
    • трассы маршрута, остановки, трафик движения, опасные участки;
    • правила текущего устранения неисправностей;
    • правила подготовки автобуса к выезду на трассу;
    • нормативы ухода за автобусом и шоферским местом;
    • правила заправки топливом, ГСМ и другими ингредиентами.
    • стандарты обслуживания автобуса в гараже;
    • правила эксплуатации электронного оборудования (автоинформатора, системы связи с диспетчером и пр.);
    • правила действий при ДТП и других чрезвычайных ситуациях;
    • параметры трудовой дисциплины, охраны труда, пожарной и технической безопасности.
  8. Водитель автобуса руководствуется:
    • действующими административными актами и законодательными нормами;
    • стандартами ПДД;
    • документами предприятия;
    • параграфами этой инструкции.

За водителем автобуса закреплены следующие обязанности:

  1. Своевременно получить путевой лист, график движения; проставить подпись в путевом журнале.
  2. Проверять в установленном порядке готовность автобуса и его составляющих к эксплуатации.
  3. При движении соблюдать порядок остановок.
  4. Руководствоваться на маршруте приказами диспетчеров.
  5. Соблюдать нормы скорости при движении у остановки.
  6. Своевременно открывать и закрывать двери.
  7. Следить за движением потока пассажиров.
  8. Придерживаться норм корректности при взаимодействии с пассажирами.
  9. Своевременно обеспечивать заправку автобуса горючим и другими необходимыми веществами.
  10. Оперативно устранять мелкие неисправности в пределах своих знаний.
  11. Контролировать замену дефектных и изношенных частей.
  12. В положенном порядке делать объявления для пассажиров.
  13. Участвовать в текущем ремонте автобуса.
  14. Строго придерживаться графика движения, не отклоняясь по времени более, чем на 2 минуты (по опозданию либо нагону).
  15. Сдавать забытые в салоне вещи диспетчеру, с соблюдением предписанных стандартов.
  16. В конце смены сдавать выручку диспетчеру в установленном порядке.
  17. Сдавать автобус на проверку после окончания смены.
  18. Соблюдать нормативы ПДД, пожарной и технической безопасности, правила трудовой дисциплины.
  19. Участвовать в подготовке к работе водителей-стажеров.
  20. Корректно заполнять требуемую документацию.
  21. Вызывать техническую помощь в случае обнаружения серьезной неисправности.

Водитель автобуса несет следующую ответственность:

  1. За нарушения ПДД, законов, нормативных актов — в соответствии с разделами актуального законодательства.
  2. За неисполнение закрепленных в инструкции и трудовом договоре должностных обязанностей — в порядке, определенном правилами предприятия и нормами действующего законодательства.
  3. За материальный ущерб, полученный предприятием по его вине, — в границах, определенных соответствующими разделами законодательства.

Список прав водителя автобуса:

  1. Вносить руководству предложения по возможным улучшениям в сфере своей работы.
  2. Получать от служащих предприятия данные, необходимые для качественного выполнения закрепленных обязанностей.
  3. Требовать от руководства отмены приказов, нарушающих ПДД и установленные стандарты безопасности.
  4. Останавливать движение автобуса в случае возникновения серьезной неисправности.
  5. Иметь доступ к параметрам, по которым проводится оценка его деятельности.
  6. Требовать от руководства обеспечения мероприятий по поддержанию работоспособности автобуса.

Междугородние автоперевозки. Безопасность

Водитель автобуса имеет следующие особенности в работе:

  1. Перед выездом на трассу получает талоны на заправку топливом.
  2. Его перевод на другой маршрут происходит не чаще чем раз в 6 месяцев.
  3. При переполнении салона пассажирами он может останавливать их дальнейшую посадку.
  4. Посещает курсы профподготовки за счет работодателя, в соответствии с установленным на предприятии графиком.

В законодательстве не прописаны критерии, которым обязана соответствовать должностная инструкция. Однако имеются определенные деловые стандарты, которые учитываются при её создании. Так, структура документа включает следующие разделы:

  • Общая часть.
  • Должностные функции.
  • Меры возможной ответственности.
  • Права специалиста.

К базовым разделам некоторые наниматели, особенно из числа крупных компаний, добавляют:

  • Условия работы.
  • Отраслевые требования безопасности.
  • Параметры должностных связей.
  • Критерии оценки качества выполненных работ.

Смысл включения дополнительных частей состоит в формализации трудовых процедур, что особенно актуально в ситуациях с многочисленными сотрудниками, занятыми в разных областях.

В этом вводном разделе прописаны общие параметры работы. Сюда входит:

  • порядок замены сотрудника;
  • порядок его приема на работу и увольнения;
  • кому он непосредственно подчиняется на работе;
  • ожидаемые от него умения, опыт и образование.

Перечисленные здесь квалификационные требования должны обеспечивать эффективное выполнение функций, изложенных в следующей части.

Внимание! Профессиональные требования к водителям автобусов регулируются Приказом Минтранса №287 от 28.09.17. Порядок их приема на работу и дальнейшего профобучения регулируется Приказом №59 от 11.03.16 г.

Действующее законодательство требует, чтобы к такому ответственному делу, как осуществление массовой перевозки пассажиров на автобусах, подходили с соблюдением всех установленных правил и нормативов.

А это означает, что вне зависимости от того, для каких перевозок – городских или междугородних – предназначен автобус, установленные правила относятся в равной степени как к водителям, так и к пассажирам.

Внимание! Действующие правила по осуществлению провоза пассажиров и багажа на автобусах состоят из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона № №220, принятого 13.07.15 года. Он касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам;
  • постановления Правительства РФ от 14.02.02 года № 112 с поправками и дополнениями от 28.04.15 года, которым утверждены Правила провоза пассажиров и багажа в автобусном транспорте (далее – Правила);
  • ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).

Ространснадзор дополнительно может издавать приказы, утверждать инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, которыми регулировать деятельность транспортных компаний.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...