Счета в иностранной валюте госслужащие

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Счета в иностранной валюте госслужащие». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основные категории граждан, у которых возникают вопросы, распространяются ли на них инвестиционные ограничения.

  1. Лица, состоящие на службе в органах власти федерального уровня, субъектов РФ, правоохранительных органах, военнослужащие – им запрещается владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
  2. Сотрудники госкорпораций, предприятий, АО, доля участия государства в которых составляет более 50 %. Служащие этих предприятий не подлежат ограничениям, кроме сотрудников, занимающих высокопоставленные должности и имеющих доступ к информации государственной важности.
  3. Работники бюджетных организаций в области медицины, образования, науки, культуры, получающие заработную плату из государственного бюджета. Они не имеют особого положения, льгот, привилегий. Запретительные меры их не касаются.

Запреты и ограничения связаны со статусом определенных групп госслужащих, принимающих участие в решениях по национальной безопасности, суверенитету страны, имеющих доступ к государственной тайне.

ФЗ № 79-ФЗ от 07.05.2013 раскрывает понятие иностранных финансовых инструментов, владение которыми запрещено госслужащим.

  1. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и зарубежных структур, без создания ЮЛ. Такие бумаги имеют международный идентификационный номер (ISIN), где первые 2 знака шифруют название страны эмитента. Например, код ценной бумаги эмитента Raiffeisen Bank International AG – AT0000606306 – это иностранный финансовый инструмент (ФИ), не предназначенный для покупки госслужащими. Акции отечественных компаний имеют идентификатор с отличительным знаком RU.
  2. Ценные бумаги российских компаний, выпущенные их иностранными филиалами. Запрещены к покупке еврооблигации российских компаний, выпущенные их представительствами в других странах, имеющие иностранную регистрацию.
  3. Нельзя вкладываться в депозитарные расписки (ДР), дающие право на владение ценными бумагами внешнего эмитента. ДР выпускаются на зарубежной территории, имеют код, отличный от российской зоны RU. Акции биржевого фонда ETF, даже если они предлагаются к покупке на отечественных торговых площадках.
  4. Доли участия, паи в УК предприятий, зарегистрированных в других странах, в активах зарубежных структур без создания ЮЛ. Под запретом российские ПИФы, инвестирующие средства в активы за пределами России, доли биржевого фонда ETF от иностранных компаний, даже на российских биржах.
  5. Договоры – следствия финансовых инструментов (фьючерсы), если одной из сторон проходит нерезидент или зарубежная структура без создания ЮЛ.
  6. Доверительное управление (ДУ) активами в соответствии с законами иностранной страны, создателем которого указано лицо из ограничительного списка настоящего закона.
  7. Договоры займа с участием нерезидента или зарубежной структуры без создания ЮЛ.
  8. Кредитные контракты с иностранными банковскими учреждениями в других странах.
  1. Государственным служащим можно вкладывать средства в отечественные ценные бумаги и ФИ. Разрешается покупать акции российских предприятий и компаний, государственные облигации, если это не приводит к конфликту интересов.
  2. Приобретение полисов накопительного или инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), даже если инвестиции произведены в зарубежные активы. Отсутствие запрета на покупку полиса ИСЖ с вложением в иностранные активы объясняется тем, что они находятся в собственности страховой компании, а не владельца страхового полиса.
  3. Гражданским работникам, военнослужащим, сотрудникам МВД, ФСБ можно иметь и использовать счета (вклады), в том числе валютные в российских банках. Хранение валюты на счете в банке за пределами России запрещено.
  4. Доверительное управление и ПИФы с инвестированием в ценные бумаги РФ.
  5. Госслужащим предоставлена возможность вложения в строящееся жилье, инвестиционную недвижимость, покупку иностранной недвижимости.
  6. Передача в доверительное управление ценных бумаг. Обычно заключается договор с ЮЛ, которому разрешено торговать на рынке ценных бумаг. Госчиновник в этом случае становится выгодоприобретателем. По договору ДУ запрещено вложение средств в зарубежные ценные бумаги и фонды.

Если с банковскими счетами все было понятно еще в 2013 с принятием Закона о запрете, то определения «иностранного финансового инструмента» Закон о запрете, в его первоначальной редакции, не содержал. Такой ясности не было вплоть до 2017 года, когда определение ИФИ было включено в Закон о запрете. Давайте посмотрим, чем именно запрещено владеть госслужащим по Закону о запрете:

Как правильно инвестировать госслужащему

Аналогично запрету на владение акциями, Закон о запрете ограничивает для госслужащих владение долями в иностранных обществах с ограниченной ответственностью и аналогичных образованиях, а равно как участие (паями или другим образом) в имуществе структуры без образования юридического лица. Это положение ставит своей целью наложение запрета на инвестиционные фонды, существующие в виде партнерств.

ПФИ определяются Законом о рынке ценных бумаг и включают в себя (кроме договора репо) такие виды как опционный, фьючерсный, форвардный и своп-договор. Любые такие договоры, где стороной выступает иностранная организация, вне зависимости от базисного актива, являются запрещенными для госслужащих.

Запрету доверительное управление имуществом в соответствии с иностранным законодательством лишает российских госслужащих возможности использовать институт траста, распространенный в зарубежных странах.

Необходимо отметить, что кроме иностранного доверительного управления, Закон о запрете также запрещает любое (в том числе созданное по законодательству России) доверительное управление, если оно предусматривает инвестирование в ИФИ (п.3 ст.3 Закона о запрете). По-видимому, такое владение расценивается Законом о запрете как косвенное, которое тоже запрещено (см. ниже.)

Запрет на косвенное владение. Неочевидные случаи

Изменения 2017 года в Закон о запрете расширили запрет на владение иностранными активами не только на прямое, но и на «косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование такими финансовыми инструментами» (ч. 3 ст. 1 Закона о запрете).

На наш взгляд запрет на косвенное использование иностранных финансовых инструментов имеет наиболее серьезное значение для определения объектов для инвестиций, доступных для госслужащих. Мы позволим себе не согласиться с часто встречающимся утверждением, что запрет на косвенное владение означает запрет на владение бывшими супругами, совершеннолетними детьми, друзьями, партнерами и т.д. По нашему мнению, все эти лица являются по отношению к госслужащему «третьими лицами», т.е. чужими людьми. Даже если такие лица фактически являются хранителями иностранных финансовых активов государственного служащего, формально (т.е. документально) такие лица и их активы не имеют никакого отношения к государственному служащему. Очевидно, что «в случае необходимости» на практике у многих чиновников наверняка найдутся доверенные лица: родители, братья и сестры, родственники по боковым линиям и линии супруга, а также взрослые дети. Документально доказать связь такого владения с госслужащим возможно лишь в рамках возбужденного уголовного дела (или доследственной проверки), где доказательствами могут являться свидетельские показания. При этом показания должны давать как раз такие доверенные лица и/или сам госслужащий, что будет явно не в их интересах. Представляется, что вне рамок уголовного дела доказать такое владение крайне проблематично. Многочисленные примеры успешного зарубежного бизнеса совершеннолетних детей высших госслужащих, а также примеры массовых разводов супругов среди госслужащих (например, депутатов Госдумы) перед декларационными кампаниями являются, но нашему мнению, лучшим примером подтверждения данного тезиса.

В этой связи мы считаем, что запрет на косвенное владение связан, прежде всего с опосредованным владением иностранными активами самим госслужащим.

Хотя ни в Законе о запрете, ни в Законах о госслужбе и о борьбе с коррупцией, накопительное страхование не упоминается, с принятием в 2017 году поправок в Закон о запрете, уточнивших понятие ИФИ, мы склоняемся к мнению, что скорее всего правоприменительная практика пойдет по пути признания накопительного страхования, предоставляемого иностранными страховыми компаниями, иностранным финансовым инструментом. Так что несмотря на отсутствия прямого и явного запрета, зарубежное накопительное страхование представляется спорным инвестиционным инструментом для госслужащего.

Доверительное управление, учрежденное по законодательству иностранного государства прямо запрещено. А как быть с доверительным управлением, учрежденным по праву Российской Федерации? Может ли управляющий по такому ДУ, учрежденному в интересах госслужащего инвестировать в ИФИ?

Ответ на этот вопрос может дать часть 3 ст. 3 Закона о запрете, которая предписывает в течение трех месяцев со дня вступления его в силу (закон о Запрете был принят в мае 2013 года; соответственно срок был установлен до августа 2013 г.) прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в котором выступает лицо, которому адресован установленный данным Законом запрет. При неисполнении этого предписания лица, замещающие (занимающие) государственные должности (иные лица), исходя из ч. 1 статьи 3 указанного обязаны досрочно прекратить полномочия, освободить замещаемую (занимаемую) должность или уволиться.

Из указанного положения можно сделать вывод, что инвестирование в иностранные активы даже через ДУ будет признаваться косвенным владением, а следовательно, быть запрещенным для госслужащих.

Что нельзя госслужащим на бирже?

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЗАПРЕТЕ

ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ЛИЦ ОТКРЫВАТЬ И ИМЕТЬ СЧЕТА (ВКЛАДЫ),

ХРАНИТЬ НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ЦЕННОСТИ В ИНОСТРАННЫХ

БАНКАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ВЛАДЕТЬ И (ИЛИ) ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНОСТРАННЫМИ

ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Принят Государственной Думой 24 апреля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2013 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федерального законаот 22.12.2014 N 431-ФЗ)

Статья 1

Закон № 173-ФЗ, предусматривая весьма серьезные обязанности, запреты и ограничения в связи с наличием у резидентов счетов и вкладов в иностранных банках, сами понятия «счет» и «вклад» для этих целей не определяет. В то же время ч. 2 ст. 1 Закона № 173-ФЗ устанавливает, что используемые в Законе № 173-ФЗ институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное отдельно не предусмотрено Законом № 173-ФЗ.

Общее представление о банковском счете и банковском вкладе, применительно к российской правовой системе, можно получить исходя из анализа гл. 45 ГК РФ «Банковский счет», гл. 44 ГК РФ «Банковский вклад» и Инструкции Банка России № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

Но российские граждане могут открыть в иностранных банках не только счета (вклады), аналогичные по своей сути счетам (вкладам) в российских банках, но и, например, брокерские (торгово-брокерские) счета. Их специфика состоит в том, что такие брокерские (торгово-брокерские) счета фактически представляют собой инвестиционные/лицевые счета на торговых площадках (биржах), на которых через торговые платформы осуществляется торговля не только валютой, но и акциями, контрактами на разницу, фьючерсами, опционами, другими деривативами и финансовыми инструментами.

Открываемые российскими гражданами брокерские (торгово-брокерские) счета в иностранных банках с точки зрения российского правопонимания по своей сути не очень похожи ни на счета в российских банках (поскольку первые позволяют учитывать не только денежные средства, но и ценные бумаги, деривативы и др.), ни на брокерские счета на российском рынке ценных бумаг (по российскому законодательству такие брокерские счета тоже открываются в банках, но формально их владельцами являются брокеры, а не клиенты – ст. 3 Федерального закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Тем не менее, российская правоприменительная и праворазъяснительная практика в полной мере распространяет на брокерские (торгово-брокерские) счета в иностранных банках действие Закона № 173-ФЗ (в т.ч. предусмотренные Законом № 173-ФЗ обязанности, запреты и ограничения). Такая позиция закреплена, например, в Письме ФНС России от 12.10.2016 № ОА-3-17/4712@, Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 № 13АП-452/2016 по делу № А26-9426/2015, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 № 09АП-53001/2016 по делу № А40-145807/16.

Таким образом, фактически любой счет или вклад в иностранном банке влечет для российского гражданина необходимость соблюдения обязанностей, запретов и ограничений, предусмотренных Законом № 173-ФЗ1.

Граждане России, как и другие резиденты, по общему правилу обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов в иностранных банках в срок не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов в иностранных банках (ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Формы соответствующих уведомлений и способы их представления утверждены Приказом ФНС России от 24.04.2020 № ЕД-7-14/272@.

Уведомление в налоговый орган можно представить лично или через представителя, направить по почте заказным письмом, либо передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 Приказа ФНС России от 24.04.2020 № ЕД-7-14/272@).

За нарушение срока представления уведомления, равно как и за представление уведомления не по установленной форме, на гражданина может быть наложен административный штраф в размере от 1 000 руб. до 1 500 руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). Если гражданин вообще не представит уведомление, то возможный административный штраф составит от 4 000 руб. до 5 000 руб. (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

В некоторых случаях граждане России освобождаются от исполнения рассматриваемой обязанности:

1. Граждане России не обязаны представлять уведомления об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов в иностранных банках, если их срок пребывания за пределами территории России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней (ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). К этой категории граждан России мы еще вернемся в разделе 5 настоящей статьи.

2. Не обязаны представлять указанные уведомления физические лица – резиденты (в т.ч. граждане России), которые в связи с введенными в отношении них иностранными государствами, объединениями, союзами, учреждениями мерами ограничительного характера признаны ФНС России в качестве лиц, не являющихся налоговыми резидентами России (ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ, абз. 1 п. 4 ст. 207 НК РФ).

Но помимо уведомления об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов в иностранных банках предусмотрена и иная обязанность – представление отчетов.

Граждане России по общему правилу обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по своим счетам в иностранных банках (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Порядок представления таких отчетов установлен Постановлением Правительства РФ № 1365 «О порядке представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

По общему правилу отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, одним из следующих способов (п.п. 2, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 1365):

  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;

  • на бумажном носителе непосредственно физическим лицом – резидентом либо представителем физического лица – резидента;

  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В последних двух случаях (при представлении на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган или по почте) отчет необходимо представлять в двух экземплярах.

В случае закрытия счета в иностранном банке в отчетном году отчет необходимо представить не позднее одного месяца со дня закрытия счета, одновременно с уведомлением о закрытии счета (п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 1365, ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Срок представления отчетов за 2019 год продлен до 01.12.2020 (п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).

Если срок пребывания гражданина за пределами территории России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, он вправе не представлять вышеуказанный отчет (ч. 7, 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Об этой категории граждан России мы отдельно поговорим в разделе 5 настоящей статьи.

Кроме того, начиная с отчетного 2020 года граждане не должны представлять отчет в случае, если иностранный банк расположен на территории государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и при условии, что:

а) общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (списанных с указанного счета) за отчетный год, не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб.2;

либо

б) остаток денежных средств на указанном счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб., – если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет не осуществлялось.

Для указанных целей пересчет иностранной валюты в рубли производится по курсу ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Разрешенные доходные операции по счету российского гражданина в иностранном банке исчерпывающим образом перечислены в ст. 12 Закона № 173-ФЗ.

Например, гражданин может перечислить средства в иностранной валюте и (или) в российских рублях на свой счет в иностранном банке со своего счета в российском банке либо с другого своего счета в иностранном банке (ч. 4 ст. 12 Закона № 173-ФЗ), или же внести наличные денежные средства на свой счет в иностранном банке (ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Логично, что к числу разрешенных доходных операций отнесено и зачисление сумм процентов на остаток средств на счете (ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Также, например, физическое лицо – резидент может перечислить иностранную валюту из Российской Федерации (со счета в российском банке) на счет в иностранном банке другого физического лица – резидента (в т.ч. гражданина России), но только в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один российский банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларов США по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату списания денежных средств (ч. 5 ст. 12, п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).

А если физические лица – резиденты (в т.ч. граждане России) являются супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), то одно лицо может перевести иностранную валюту со своего счета в российском банке на счет другого лица в любом банке (в т.ч. в иностранном) без ограничения суммы перевода (ч. 5 ст. 12, п. 17 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).

На счет гражданина в иностранном банке могут быть зачислены суммы (выплаты) за выполнение гражданином трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации, при этом как от иностранных работодателей (нерезидентов), так и от российских юридических лиц (ч. 5 ст. 12, п. 26 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).

Статья 12 Закона № 173-ФЗ предусматривает много иных разрешенных доходных операций по счету в иностранном банке. В частности, большая группа разрешенных доходных операций предусмотрена для случаев, если гражданин имеет счет в иностранном банке, расположенном на территории государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (об этом мы поговорим в разделе 6 настоящей статьи).

Доходные операции по счету российского гражданина в иностранном банке, не указанные в ст. 12 Закона № 173-ФЗ в числе разрешенных, являются запрещенными и могут повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до полной суммы операции.

💰Fingram: как инвестировать госслужащему

Согласно ч. 6 ст. 12, ч. 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ физические лица – резиденты (в т.ч. граждане России) вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом № 173-ФЗ на счета в иностранных банках, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами.

Проще говоря, если средства изначально поступили на счет в иностранном банке законно (в соответствии с Законом № 173-ФЗ; см. выше про разрешенные доходные операции), то эти средства можно свободно расходовать, но за исключением запрещенных валютных операций между резидентами (о запрещенных и разрешенных валютных операциях между резидентами мы упомянули в разделе 2 настоящей статьи). Нарушение этого правила, напомним, может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до полной суммы операции.

Закон № 173-ФЗ предусматривает целый ряд послаблений для граждан, находящихся за пределами территории России в течение календарного года в совокупности более 183 дней (далее их будем также условно называть «длительно находящимися за пределами территории России»). При этом Закон № 173-ФЗ не конкретизирует, на каком правовом основании гражданин находится за пределами России (т.е., если толковать буквально, – учитывается любое пребывание за пределами России).

Итак, послабления следующие (в сравнении с ранее рассмотренными обязанностями, запретами и ограничениями):

1. Граждане, находящиеся за пределами территории России в течение календарного года в совокупности более 183 дней, могут совершать между собой за пределами территории России валютные операции (в т.ч. в иностранной валюте), включая совершение доходных и расходных операций по их счетам в иностранных банках (п. 25 ч. 1 ст. 9, ч. 5, 6 ст. 12, ч. 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

2. Такие длительно находящиеся за пределами территории России граждане могут совершать валютные операции (в т.ч. в иностранной валюте) с российскими государственными образовательными организациями высшего образования и их филиалами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, по договорам об образовании, включая совершение доходных и расходных операций по счетам в иностранных банках (п. 25 ч. 1 ст. 9, ч. 5, 6 ст. 12, ч. 2, 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

3. Если граждане находятся за пределами территории России в течение календарного года в совокупности более 183 дней и при этом осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, то они вправе получать на свои счета в иностранных банках иностранную валюту от других физических лиц – резидентов (в т.ч. граждан России) с их счетов в российских банках в оплату переданных им товаров, выполненных для них работ, оказанных им услуг, переданных им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (п. 31 ч. 1 ст. 9, ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

4. Длительно находящиеся за пределами территории России граждане вправе не уведомлять об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов в иностранных банках (ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Но если их срок пребывания за пределами территории России в очередном истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, они обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов в иностранных банках в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом (ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

5. Граждане, длительно находящиеся за пределами территории России, вправе не представлять отчеты по своим счетам в иностранных банках (ч. 7, 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Если же их срок пребывания за пределами территории России в очередном истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, они обязаны представить налоговым органам по месту своего учета отчеты по счетам в иностранных банках в общеустановленном порядке, в стандартные сроки (их мы рассмотрели в разделе 3 настоящей статьи).

Вышеуказанные послабления для граждан, длительно находящихся за пределами территории России, на наш взгляд, оставляют большой вопрос, который в Законе № 173-ФЗ не урегулирован: как быть гражданам, которые в течение текущего календарного года еще не набрали более 183 дней пребывания за пределами России, но предполагают их набрать?

Например, гражданин может с самого начала очередного календарного года находиться за пределами России, но, естественно, в мае и даже в июне он еще не превысит указанный 183-дневный порог. Вправе ли он в данном случае «авансом» пользоваться вышеуказанными послаблениями или должен обязательно дожидаться превышения указанного 183-дневного порога? И как быть, если гражданин предполагал пребывать за пределами России более 183 дней в течение календарного года, но по итогам года так и не выполнил это условие.

Конкретных ответов на эти вопросы в Законе № 173-ФЗ нет. А вопросы серьезные – от ответа на них зависит квалификация тех или иных действий в качестве административных правонарушений по ст. 15.25 КоАП РФ.

Минфин России в Письме от 22.04.2020 № 03-01-10/32570 разъяснил, что физическое лицо – резидент исходя из предполагаемого количества дней, которое оно будет находиться за пределами территории России, в течение календарного года самостоятельно принимает решение о порядке осуществления валютных операций и исполнении (неисполнении) обязанностей по представлению в налоговые органы уведомлений об открытии счетов (вкладов) в иностранных банках и отчетов о движении средств по ним.

Но это, во-первых, только лишь разъяснение Минфина России, не имеющее нормативного характера. А, во-вторых, из этого разъяснения можно предполагать только, что Минфин России допускает «авансовое» использование вышеуказанных послаблений в течение календарного года, но если гражданин по итогам года все-таки превысит 183-дневный порог пребывания за пределами России. А как квалифицировать ситуацию, если гражданин предполагал (и, возможно, у него были основания для этого), но все-таки не превысил этот порог?

Вопросы спорные. Повторимся, конкретных ответов на них пока нет.

В разделе 3 настоящей статьи мы уже упомянули, что начиная с отчетного 2020 года граждане не должны представлять отчет по счету в иностранном банке в случае, если такой иностранный банк расположен на территории государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (списанных с указанного счета) за отчетный год, не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб., либо остаток денежных средств на указанном счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб., – если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет не осуществлялось (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Но для счетов граждан в таких иностранных банках Закон № 173-ФЗ предусматривает и еще одно очень существенное послабление: на них могут быть зачислены без ограничений любые денежные средства, получаемые от нерезидентов (ч. 5.2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Т.е., имея счет в таком иностранном банке, гражданин может не задумываться над тем, какие доходные операции от нерезидентов допустимо зачислять на этот счет, – любые доходные операции от нерезидентов разрешены.

Государствами – членами ЕАЭС в настоящее время, помимо России, являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Армения (см.: Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018)).

Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, в соответствии с п. 1 ст. 142.3 НК РФ, ч. 10 ст. 12 Закона № 173-ФЗ утвержден ФНС России (Приказ ФНС России от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582@). Перечень достаточно обширный (77 государств и 12 территорий), но многие «популярные» у российских граждан государства в Перечне на настоящий момент отсутствуют (например, США и Великобритания).

Закон № 173-ФЗ по общему правилу требует, чтобы разрешенные валютные операции совершались гражданами через счета в российских банках; в строго ограниченных случаях допустимо совершать разрешенные валютные операции через счета в иностранных банках (ч. 4-6.1 ст. 12, ч. 3, 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). Но есть ряд валютных операций, которые Закон № 173-ФЗ разрешает совершать гражданам, минуя счета в банках.

Например, допускается дарение наличной иностранной валюты супругу и близким родственникам (п. 2 ч. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

Также допускается перевод гражданином из России и получение в России гражданином перевода в иностранной валюте без открытия банковских счетов (через различные платежные системы) (п. 5 ч. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). Но такой перевод из России не должен превышать в течение одного операционного дня 5 000 долларов США или эквивалентную сумму в иной валюте (Указание Банка России от 30.03.2004 № 1412-У).

Если гражданин выполняет трудовые обязанности за пределами России, то он может получить соответствующие выплаты в наличной иностранной валюте от юридического лица – резидента (работодателя) (п. 8 ч. 3 ст. 14, ч. 6.1 ст. 12, п. 26 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).

Гражданин может без ограничений ввезти наличную иностранную и российскую валюту в Россию или вывезти ее из России (ст. 15 Закона № 173-ФЗ), при соблюдении в некоторых случаях таможенных формальностей (пп. 7 п. 1 ст. 260, пп. 9 п. 1 ст. 261 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 № 130 «О представлении документов для подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»). Легально вывезя наличную валюту с территории России, гражданин вправе ее свободно использовать за пределами России в законных целях, например для совершения валютных операций с нерезидентами (такой вывод следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.06.2006 № 1644/06 по делу № А06-3059у/3-23/05).

Закон № 173-ФЗ предусматривает и другие валютные операции, которые гражданин России вправе совершать, минуя счета в банках. Но перечень таких операций ограничен под угрозой строгой административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в виде штрафа в размере до полной суммы операции).

Приказ ФНС России от 10.10.2017 № ММВ-7-4/794@

Граждан России и тех, у кого есть российский вид на жительство — их закон называет резидентами, но только если они проводят в России больше 183 дней в течение календарного года.

  • Если вы проводите за границей больше 183 дней в году (в сумме, а не подряд), вам вообще не надо отчитываться перед ФНС по поводу зарубежного счета. Вы можете совершать по нему любые операции. Для вас эта инструкция не актуальна.
  • Всем остальным до конца 2019 года надо отчитываться только по банковским счетам. А с 2020 года — и по другим счетам в «иных организациях финансового рынка».
  • Что считать такими счетами и организациями, непонятно, но речь почти наверняка идет о брокерских счетах, говорят опрошенные The Bell юристы. Кроме них под валютное регулирование, в теории, могут попасть страховые организации или НПФ, но уверенности в этом у юристов нет. А пресс-служба ФНС на этот и другие вопросы The Bell не ответила.

В чем подвох: Действующие формы отчетности для ФНС о движении денежных средств технически не приспособлены для отчета по любым другим счетам, кроме банковских. Непонятно, нужно ли будет отчитываться о поступлении средств на счет или о приходе бумаг, показывать их денежную оценку, и если да, то как ее определять, предупреждает директор группы по оказанию юридических услуг банкам и финансовым институтам PwC Legal Ксения Грицепанова.

Валютное законодательство устроено по принципу «все, что не разрешено, запрещено». При этом количество разрешенных операций зависит от того, где расположен банк. Чем «прозрачнее» страна, тем шире список операций, средства от которых можно безболезненно зачислять.

В чем подвох: С 2020 года закон будет регулировать не только банковские счета, но и брокерские (или те самые «счета в организациях финансового рынка», о которых мы уже писали выше). На них можно зачислять средства в случаях, которые установит ЦБ. Что это за случаи, не известно. «Пока в публичном доступе перечня этих случаев нет, и будет ли он готов к январю 2020-го, не очевидно», — говорит Грицепанова из PwC Legal. При этом практика склоняется к тому, что пока нет списка, нет и разрешенных операций, предупреждает она. ЦБ работает над тем, чтобы определить эти случаи с учетом того, что изменения вступают в силу 1 января 2020 года, заявили The Bell в пресс-службе регулятора.

  1. Любую валюту со своего же российского или зарубежного счета.
  2. Перевод рублей с российского или зарубежного счета другого резидента. С 2020 года — перевод рублей от нерезидента по внешнеторговым контрактам.
  3. Перевод иностранной валюты от другого резидента из российского банка. Если это близкий родственник, то без ограничений. Если вы находитесь за границей больше 183 дней и ведете предпринимательскую деятельность без образования юрлица — тоже. Для всех остальных есть ограничение: $5 тысяч через один банк в течение дня.
  4. Проценты на остаток средств.
  5. Минимальный взнос для открытия вклада.
  6. Наличные.
  7. Средства от конверсионных операций за счет зачисленных средств.
  8. Возвращенные налоги.
  9. Зарплату, командировочные и другие выплаты по трудовым договорам — от нерезидентов. И от резидентов, если договор предусматривает работу за рубежом.
  10. Средства, выплаченные по решению судов (кроме международного коммерческого арбитража).
  11. Социальные выплаты: пенсии, стипендии, алименты и так далее.
  12. Страховые выплаты от страховщиков-нерезидентов.
  13. Деньги, которые нерезидент отдал вам за возвращенный товар или оказанную услугу.
  14. Полученные в наследство или подаренные (близким родственником или супругом) валютные ценности.
  • Штраф за запрещенные операции — 75–100% от суммы незаконной операции (КоАП ст.15.25.1).
  • Штраф за то, что владелец счета не отчитался об открытии или закрытии, — до 5 тысяч рублей. Если отчитался неправильно — до 1,5 тысяч рублей. Если задержал отчет о движении средств более чем на 30 дней — до 3 тысяч рублей. Для юрлиц все эти штрафы выше.
  1. Они обязаны платить налоги, если бывают в России больше 183 дней в году.
  2. Налогами облагается большинство операций, которые совершаются по зарубежным счетам. Исключения очевидные — получение стипендий, пенсий и других социальных выплат (НК РФ ст. 217).
  3. Важный момент: при продаже иностранных ценных бумаг налогом облагается не только фактический доход, но и курсовая разница, потому что налогооблагаемая база считается в рублях. Вот пример: бумага стоила $100, за год ее цена в долларах выросла на $1, а курс доллара — с 50 до 60 руб./$. Налог нужно будет заплатить с 1060 рублей (60 рублей — рост котировок, остальное — курсовая разница). Более того, налог нужно будет платить даже если котировки упали: при падении котировок на $15 стоимость бумаги в рублевом выражении все равно выросла. Это применимо и к зарубежным, и к российским счетам.

Внесены поправки о запрете на иностранные счета для представителей власти

Основы гражданской госслужбы описаны в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Запреты, связанные с работой в государственных органах, описаны в Статье 17 данного закона. Пункт 1.1 определяет ограничения, которые относятся к вложению и хранению денежных средств.

Согласно этому пункту гражданским служащим запрещено:

  • открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
  • владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Эти ограничения так же распространяются и на членов семьи: супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.

Ранее в законе не было четко прописано, что считать иностранными финансовыми инструментами, что создавало различные лазейки в законе. Но 28 июня вступила в силу новая редакция закона, которая внесла ясность.

Что считать иностранными финансовыми инструментами описано в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно Статьи 1 п. 2 этого закона иностранными финансовыми инструментами считаются:

Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги — Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.

С запретами и теми, на кого они распространяется, мы разобрались. Теперь разберемся с тем, куда можно вкладывать деньги работникам государственных органов.

  • счета и вклады в российских банках в рублях и иностранной валюте;
  • в российскую и зарубежную недвижимость;
  • ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) российских компаний при условии, что их владение не создает конфликт интересов;
  • ПИФы российских УК, которые согласно своей инвестиционной декларации инвестируют деньги только в российские ценные бумаги.

На российские инструменты запреты на инвестирование не распространяются. Чиновникам доступны вложения в недвижимость, российские акции, облигации, доли в уставных капиталах компаний при условии, что они не создают конфликта интересов.

Что касается зарубежной недвижимости, которая на бумаге хоть и разрешена, в реальности владение и пользование недвижимостью за рубежом затруднено из-за запрета на банковские счета за границей.

Владение ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) тоже связано с трудностями, так как согласно пункта 7 статьи 11 Федерального закона № 285 «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан передать ценные бумаги в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов. Таким образом владеть акциями разрешается, но самоличное управление своими акциями для чиновников фактически запрещено.

Что касается unit-linked, то в законе нет явного запрета на наличие полисов страхования жизни иностранных страховых компаний. Но перед инвестированием государственному служащему желательно проконсультироваться со своим работодателем, так как разные госорганы могут по разному трактовать те или иные пункты закона, а ответственность в конечном итоге несет сам работник.

Отдельно встает вопрос о проверке нарушений. Согласно закона О противодействии коррупции госслужащие и члены их семей обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Однако в России нет единого органа, занимающегося проверками информации, представленной в декларациях госслужащих. Проверками могут заниматься специально созданные комиссии внутри каждого ведомства, Федеральная налоговая служба, Прокуратура и Совет по противодействию коррупции при Президенте РФ. Кроме того проверки носят выборочный характер. Так же проверку могут провести по запросу.

Поэтому сейчас фактически, если госслужащий самостоятельно не задекларирует запрещенные активы, или кто-то не уведомит об этом соответствующие структуры, то контролирующие органы об этом автоматически никак не узнают. Но ввиду того, что Россия в 2016 году подписала соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией между странами, то после начала такого обмена вся информация о зарубежных счетах и активах российских граждан попадет в федеральную налоговую службу. Для начала обмена Россия и другая страна должны включить друг друга в свой список стран для автоматического обмена. На лето 2017 года Россия в свой список ни одну страну пока что не включила.

Как хранить деньги за границей и ничего не нарушить

  • Вопросы и ответы про ИИС

  • Инвестирование через зарубежного брокера

  • Индивидуальный инвестиционный счет. Все, что нужно знать про ИИС.

  • Как выбрать брокера на фондовом рынке. Советы инвестору.

  • Инвестиции в облигации: как выбрать и купить облигации

  • Облигации федерального займа. Как инвестировать в ОФЗ.

  • Как платить налоги при работе через зарубежного брокера?

  • Как рассчитать доходность инвестиций с учетом ввода/вывода средств?

  • Инвестиционное страхование жизни Unit-Linked

  • Как выбирать акции для инвестирования. Анализ финансовых коэффициентов.

Напишите свой комментарий ...