Вс пояснил порядок приостановки предоставления коммунальных услуг неплательщикам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вс пояснил порядок приостановки предоставления коммунальных услуг неплательщикам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

ВС пояснил порядок приостановки предоставления коммунальных услуг неплательщикам

4. Споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства (статьи 22 и 23, главы 11, 12 и 21.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее — ГПК РФ).

5. Требования о взыскании суммы задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающей пятисот тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства (пункт 1 части 1 статьи 23, часть 1 статьи 121, абзацы десятый и одиннадцатый статьи 122 ГПК РФ).

В случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг мировым судьей отказано по основаниям, указанным в части 3 статьи 125 ГПК РФ, или судебный приказ, вынесенный по данным требованиям, был отменен (статья 129 ГПК РФ), эти требования могут быть рассмотрены в порядке искового, в том числе упрощенного, производства.

6. При определении родовой подсудности споров, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг нанимателями (собственниками), следует руководствоваться правилами, установленными статьями 23 и 24 ГПК РФ.

Например, иски о перерасчете платы в связи с оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, подсудны мировому судье, а иски об определении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как иски, не подлежащие оценке, подсудны районному суду.

7. По общему правилу, требования о взыскании задолженности по оплате нанимателями (собственниками) жилого помещения и коммунальных услуг рассматриваются по месту жительства ответчика (статья 28 ГПК РФ).

Иски нанимателей (собственников) могут также предъявляться в суд по месту жительства или по месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора (часть 7 статьи 29 ГПК РФ).

8. При определении круга лиц, имеющих право на обращение в суд с требованиями, связанными с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, судам следует учитывать, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением на основании и в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ.

42. Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Так, федеральными законами соответствующие меры социальной поддержки установлены для таких категорий граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др. (части 13-15 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»; пункт 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Отдельные вопросы, связанные с реализацией мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по смыслу части 11 статьи 159 и части 1 статьи 160 ЖК РФ, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями органами власти субъектов Российской Федерации.

43. По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).

Следует учитывать, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам Российской Федерации, а иностранным гражданам только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (часть 12 статьи 159 ЖК РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, членов семьи собственника — в соответствии со статьей 31 ЖК РФ.

Поскольку поднаниматели жилого помещения и временные жильцы не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг им не предоставляется.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ (часть 4 статьи 159 ЖК РФ).

44. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 ЖК РФ).

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг

Начиная со второго месяца неуплаты на сумму долга начинают начисляться пени. Их размер растет с каждым месяцем просрочки:

  • 2 и 3 месяц: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • 4 и последующий месяцы: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Размер ставки год от года меняется, посмотреть актуальную цифру можно на сайте ЦБ.
В платежных квитанциях пени проставляются отдельной строкой. Цифра плюсуется к основной сумме, в итоге общий долг растет. Впоследствии пени рассчитываются уже с учетом получившейся задолженности. Таким образом ее размер копится, становясь настоящим бременем для семьи.

Самое неприятное последствие злостной неуплаты коммунальных платежей — принудительное выселение. К этой мере прибегают, если должник не выполняет решение суда, не имеет официального дохода и имущества, способного покрыть растущий долг.

Собственника квартиры, не имеющего другого жилого помещения, выселить нельзя

Правило касается только квартиросъемщика муниципального жилья, чей долг превышает 6 месяцев, а причина просрочки не считается уважительной.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, от 27.08.2012 N 857, от 16.04.2013 N 344, от 14.05.2013 N 410, от 22.07.2013 N 614, от 19.09.2013 N 824, от 17.02.2014 N 112, от 25.02.2014 N 136, от 26.03.2014 N 230, от 24.09.2014 N 977, от 14.11.2014 N 1190, от 17.12.2014 N 1380, от 14.02.2015 N 129, от 04.09.2015 N 941, от 25.12.2015 N 1434, от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 27.06.2017 N 754, от 09.09.2017 N 1091, от 27.03.2018 N 331, от 15.09.2018 N 1094, от 15.12.2018 N 1572, от 21.12.2018 N 1616, от 21.12.2018 N 1622, от 28.12.2018 N 1708, от 23.02.2019 N 184, от 22.05.2019 N 637, от 13.07.2019 N 897, от 29.06.2020 N 950, от 21.12.2020 N 2184, от 29.12.2020 N 2339, от 01.02.2021 N 93, от 02.03.2021 N 299, от 25.06.2021 N 1017, от 25.06.2021 N 1018, от 31.07.2021 N 1295)

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

изменения, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.

2. Установить, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением:

а) применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, от 16.04.2013 N 344, от 14.05.2013 N 410, от 22.07.2013 N 614, от 19.09.2013 N 824, от 17.02.2014 N 112, от 25.02.2014 N 136, от 26.03.2014 N 230, от 14.02.2015 N 129, от 04.09.2015 N 941, от 25.12.2015 N 1434, от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 27.06.2017 N 754, от 09.09.2017 N 1091, от 27.03.2018 N 331, от 15.09.2018 N 1094, от 15.12.2018 N 1572, от 21.12.2018 N 1616, от 21.12.2018 N 1622, от 28.12.2018 N 1708, от 23.02.2019 N 184, от 22.05.2019 N 637, от 13.07.2019 N 897, от 29.06.2020 N 950, от 21.12.2020 N 2184, от 29.12.2020 N 2339, от 01.02.2021 N 93, от 02.03.2021 N 299, от 25.06.2021 N 1017, от 25.06.2021 N 1018, от 31.07.2021 N 1295)

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

19. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать:

а) дату и место заключения договора;

б) наименование, адрес, реквизиты расчетного счета и иную контактную информацию исполнителя;

в) следующие сведения о потребителе:

для физического лица — фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии); (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 N 897)

для юридического лица — наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон;

г) адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

д) наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг);

е) требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг);

ж) порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом;

з) сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета. После присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в договор включаются положения об осуществлении сбора, обработки и передачи показаний приборов учета электрической энергии в автоматическом режиме с использованием такой системы; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2013 N 344, от 29.06.2020 N 950)

и) периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей;

к) порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению и размера платы за указанную коммунальную услугу с применением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)

л) меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер);

м) адрес и способ доставки потребителю платежного документа для оплаты коммунальных услуг; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

33. Потребитель имеет право:

а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;

б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)

в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;

д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

д(1)) требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с учетом социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности); (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)

е) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя для проведения проверок состояния приборов учета, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний приборов учета, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения ремонтных работ, ликвидации аварии и для совершения иных действий, указанных в настоящих Правилах и договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого лица в целях проведения указанной проверки либо иной подобный документ);

з) принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию; (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

36. Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)

37. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)

В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.

В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок.

В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, от 26.12.2016 N 1498)

При установлении для потребителей тарифов (цен), дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, определяется с применением таких тарифов (цен) в случае, если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных в соответствующем помещении коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

39. Если при расчете размера платы за коммунальную услугу применению подлежит двухставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), то исполнитель в целях расчета постоянной составляющей платы обязан рассчитать в порядке согласно приложению N 2 приходящееся на каждое жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц той постоянной величины (мощность, нагрузка и т.д.), которая установлена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов для расчета постоянной составляющей платы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Начиная с 1 января 2022 г. допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с учетом абзаца второго пункта 80(1) настоящих Правил. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.06.2020 N 950, от 21.12.2020 N 2184)

80(1). Установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики. Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом «г» пункта 59 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184)

Определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.06.2020 N 950, от 21.12.2020 N 2184)

Эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Как взыскать долги по коммунальным платежам

Снять блокировку самостоятельно должнику практически невозможно. Дело в том, что:

  • для этого необходимо специальное оборудование, которое есть только у управляющих компаний (однако им располагают и другие фирмы, а также частные мастера, но об этом мы поговорим попозже);
  • для этого требуется демонтировать унитаз, что является довольно проблематично.

Поэтому лучший выход из ситуации – оплатить коммунальные услуги и не решать проблему самим.

Снятие блокировки с канализации без уведомления управляющей компании на данный момент законно, но не известно как будет в дальнейшем. Поэтому есть фирмы и частные мастера, удаляющие блокировку. Они располагают тем же оборудованием, что и УК.

Поэтому если вы не хотите оплачивать коммунальные услуги и боитесь решать проблему самостоятельно, то обратитесь за помощью в одну из таких компаний или к частному мастеру.

Ограничение и полное перекрытие канализации является законным. Однако некоторые пытаются оспорить действия УК. Одним удается, другим – нет.

Например, в деле А56-19200/2014 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд встал на сторону ГЖИ. Дело в том, что ЖСК установил заглушки без соблюдения порядка. Судья объяснил, что:

  • ЖСК обязан рассчитать задолженность по каждому должнику и коммунальной услуге;
  • ЖСК обязан сообщить о полном перекрытии водоотведения из квартиры за 3 дня;
  • общий стояк должен отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.

Если после всех предупреждений и пояснительных процедур погашение задолженности все же не происходит, а техническая возможность ввести ограничения отсутствует, сотрудники управляющей компании перекрывают канализацию.

Для этого УК заключает соглашение о монтаже заглушки с компанией, которая специализируется в данной сфере. Именно с ее помощью в дальнейшем перекрывают трубы в квартире неплательщика.

Стремясь как можно быстрее вернуть причитающиеся им денежные суммы, обслуживающие организации идут на прямое нарушение законодательства. Обозначим несколько моментов, свидетельствующих о противоправности их действий:

  • Если за вами числятся долги по другой услуге, а отключают канализацию. В законе прямо сказано о раздельном подходе к учету просрочек и их возврату.
  • Когда прошел срок исковой давности требования задолженности. Он составляет 3 года, по истечении которых невозможно обратиться в суд или законно приостановить процесс оказания услуги.
  • Если благодаря отключению канализации невозможна эксплуатация помещения. Действия обслуживающей организации не должны приводить к созданию антисанитарных условий в квартире или доме.

ВС разъяснил, при каких условиях энергетики могут отключить свет за долги

Несмотря на то, что блокировать и перекрыть канализацию должникам по закону коммунальщики могут, все же есть некоторые моменты, свидетельствующие о неправомерности действий сотрудников предприятий ЖКХ, УК и др. Существует ряд норм и правил, которые специалисты должны соблюдать при отключении должников:

  • Просто так «сегодня и сейчас, потому что так решили» никто никого не отрезает от центральных коммуникаций. Перекрыть систему водоотведения могут только при более чем 3-месячной задолженности по услуге.
  • Перед отключением обслуживающая организация обязана согласно законам РФ выслать должнику уведомление о задолженности и просьбе погасить ее. В бумаге обязательно прописывается сумма неуплаты, месяцы, за которые она насчитана. Здесь же пользователю услуги предлагают внести средства на счета УК сроком до 20 дней от момента получения уведомления.

В остальном обслуживающая организация имеет полное право перекрыть систему водоотведения. Принцип блокировки коммуникации прост: вода в квартиру поступает как прежде. А вот её отведение становится невозможным ввиду установленной заглушки по стояку в зоне квартиры должника.

  • Споры, связанные с заливом (затоплением) квартиры
  • Споры о признании права пользования жилым помещением
  • Споры, связанные с выделением доли в квартире
  • Иные жилищные споры
  • Юридические услуги по жилищным спорам в Томске и Северске. Юридическая помощь
  • Жилищные споры
  • Самозащита трудовых прав
  • Кто поможет защитить трудовые права
  • Идем в суд
  • Жизнь безработного
  • Социальная защита граждан
  • Часто задаваемые вопросы по трудовым правам
  • Юридическая помощь по трудовым спорам, юрист по трудовым спорам Томск
  • Статьи по трудовому праву и трудовым спорам
  • Юристы и адвокаты по наследственным спорам в Томске и Северске
  • Услуги юриста по страхованию и страховым спорам в Томске и Северске
  • Юрист по административным делам в Томске и Северске
  • Юрист по трудовым спорам в Томске и Северске
  • Юрист по семейным спорам в Томске и Северске
  • Юрист по жилищным спорам в Томске и Северске

О некоторых случаях неполучения уведомлений о введении ограничений гражданами

  • Потребитель в торговле
  • Потребитель при выполнении работ и оказании услуг
  • Потребитель и финансовые услуги
  • Потребитель и медицинские услуги
  • Перевозка пассажиров и багажа
  • Потребитель в сфере туризма
  • Полезное и популярное видео
  • Часто задаваемые вопросы
  • Официальная информация
  • Проект Объединения потребителей России — Знак качества
  • Примерные формы исковых заявлений
  • Обман в торговле, сфере услуг
  • Наша информация
  • Юридическая помощь потребителям
  • Я потребитель
  • Вопросы ЖКХ
    • Актуальные проблемы ЖКХ
  • Информация от ООД «Объединение потребителей России»
  • Закон о защите прав потребителей
  • Договоры перевозки и транспортной экспедиции
  • Защита прав потребителей в Томске, Северске, Томском районе (Главное)
  • Покупаем товары
  • Покупаем продукты питания
  • Заказываем работы и услуги
  • Эксплуатация и уход за вещами
  • Хитрости хозяйки
  • Хитрости хозяина
  • Экология, безопасность, здоровье
  • Хочу все знать
  • Осторожно мошенники и проходимцы!
  • Юридическая консультация
  • Томичам лучшие окна!
  • Разные интересные статьи по теме
  • Потребитель должен знать
  • Из материалов проекта «Знак качества»
  • Новости для потребителей
  • Прокуратура разъясняет положения нормативных правовых актов
  • Претензии, акты, формы
  • Позиция Верховного суда
  • Помощь потребителям в Томске, Северске и Томском районе
  • Акты высших судебных органов
  • Помощь предпринимателям
  • Юридическая помощь инвалидам и членам их семей
  • Юридическая помощь по вопросам гражданского характера
  • Вопросы возмещения ущерба, компенсации вреда
  • Обжалование решения суда
  • Вопросы исполнения решений судов
  • Юридические услуги по семейным спорам
  • Семейные споры
  • Трудовые споры и защита трудовых прав
  • Юридическая помощь по трудовым спорам
  • Юридическая помощь по административным делам
  • Социальная защита
  • Вопросы наследства и наследственных споров
  • Административные споры
  • Про суды и судопроизводство
  • Статьи по юридическим вопросам
  • Юридические услуги по жилищным спорам в Томске и Северске
  • Статьи по вопросам защиты прав и интересов инвалидов
  • Земельные споры

Физические и юридические лица обязаны оплачивать коммунальные услуги полностью и точно в срок. Об этом гласит статья номер 153 (часть 1) Жилищного кодекса. Во второй части кодекса указан список лиц, которые должны платить за ЖКУ:

  • Юридические лица-арендаторы государственных и муниципальных объектов.
  • Застройщики (до того момента, пока не сдали объект в эксплуатацию) и пользователи (когда получили права на использование квартиры/дома/помещения).
  • До тех пор, пока в дом не въехали полностью все жильцы, все коммунальные платежи за услуги осуществляют государственные и муниципальные органы власти (статья номер 153, часть 3).

Отсрочка или списание: что делать, если накопился долг по коммуналке

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Та категория граждан, которая является злостными должниками, очень часто задаётся вопросом: а правомерно ли отключение света? Если такое произошло, то стоит сначала изучить постановление суда о принятии такого решения, имеет ли право данная компания прекращать подачу электричества. Давайте этот вопрос рассмотрим подробнее.

Каждый человек, кроме исключительных случаев, должен быть уведомлён о выключении света. Если произошло отключение по правилам, без нарушений, то важно знать, как вернуть освещение обратно.

Все управляющие и прочие компании, являющиеся поставщиком ресурсов в дома, имеют право воздействовать на неплательщиков путём отключения электроэнергии. Но предварительно они должны соблюсти следующие правила:

Перед прекращением электроснабжения неплательщику обычно даётся месяц на погашение задолженности. В течение этого срока ему нужно полностью или частично внести платёж.

Электроэнергия — один из самых важных ресурсов в жизни любого человека. Предприниматели могут нести колоссальные убытки, если отключение произошло резко и без предупреждения. Поэтому все управляющие компании перед прекращением подачи света обязаны сначала оповестить об этом человека.

[3]

Что должен содержать предупреждающий документ:

  • Личные сведения о должнике: ФИО, адрес проживания, расчётный счёт.
  • Сумму задолженности и период, когда она возникла.
  • Срок оплаты долга.
  • Напоминание о том, что в случае очередной просрочки, клиенту отключат свет.

Все управляющие компании должны прекращать подачу электричества по закону! Если она нарушила правила, то это служит поводом для обращения в суд. В данном случае действие будет признано неправомерным и должник его может оспорить. Таким образом, нарушителю подключат свет ещё до уплаты долга.

Если нарушений со стороны управляющей компании нет, то есть несколько способов вернуть себе свет обратно:

  1. Погасить задолженность. Если финансы это не позволяют, то обратитесь в местное учреждение, ответственное за ресурсы. Напишите заявление об отсрочке. Любой человек имеет на неё право.
  2. Отнести документ об отсрочке в УК и внести хотя бы небольшую сумму по задолженности.
  3. В назначенный день придёт электрик, снимет пломбу и подключит свет.
  4. Если отключение было незаконным, то напишите заявление в прокуратуру, которая по факту проверки вынесет соответствующее решение.

Отключение коммунальных ресурсов при наличии задолженности предусмотрено законодательством. Есть различия относительно подачи ресурса в жилое или нежилое помещение: когда речь идет о нежилом помещении, отключить могут любую услугу.

В случае, если речь идет о жилом помещении, квартире или частном доме, здесь законом запрещено полностью отключать холодную воду и отопление. Предоставление этих услуг можно только ограничить.

Все остальное можно отключить полностью, в том числе при наличии задолженности, рассказывает Сергей Сергеев, МКА «Арбат».

В 2021 году жизнь без электричества не может представить себе ни один человек. Что уж говорить о крупных и мелких предприятиях, на которых вся работа встанет без подачи электроэнергии. И если простому человеку может быть просто неудобно, то организации понесут крупный убыток. Именно поэтому закон устанавливает правила информирования потребителей и определяет порядок отключения света, нарушение которого не допустимо. Согласно Гражданскому кодексу, отключение электроэнергии, даже за неуплату, невозможно если в результате может произойти авария. Потребитель должен быть предварительно ознакомлен с намерениями сотрудников энергосбыта. Информирование происходит посредством письменного уведомления (за получение которого нужно расписаться) или заказным письмом (через почту с отчетом о вручении). Иные способы по закону 2021 года будут признаны недействительными.

Чтобы процедура отключения света проходила законно, правительственные постановления требуют фиксировать ее специальным актом, который впоследствии можно будет использовать как доказательную базу, если дело дойдёт до суда. Данный документ не имеет установленной формы, но является обязательным. Впрочем, к нему предъявлены некоторые требования, согласно которым в тексте фиксируется:

  • Полное или же частичное отключение электроэнергии проводится;
  • Дата и время проведения процедуры;
  • Фамилия, имя, отчество неплательщика, номер его лицевого счёта, адрес месторасположения объекта недвижимости;
  • Поэтапное описание проведённых действий;
  • Номер счётчика и его показатели на дату опломбирования;
  • Причина, по которой гражданину отключают свет.

Составляется акт в трёх экземплярах, каждый из которых должен подписать неплательщик и управляющая компания. При этом, если при опломбировании счётчика сотрудники Энергосбыта акт не составляли или составили его неправильно, это будет значить, что свет отключили не законно. Это позволяет неплательщику подать жалобу на УК в судебный орган, чем можно исправить сложившуюся проблему на некоторое время.

Обязательные пункты письменного уведомления:

  • Фамилия, имя, отчество и лицевой счёт неплательщика;
  • Сумма задолженности и указание, за какой период времени;
  • Когда планируется отключить свет, то есть, сколько времени есть у человека на исправление ситуации;
  • Реквизиты, подписи должностных лиц и печати УК, ТСЖ, ЖКХ;
  • Варианты и условия погашения долга.

Существуют различные меры, которые использует жилищно-коммунальное хозяйство для взимания задолженностей с недобросовестных жильцов.

К ним относятся:

  1. обращение в суд с иском на гражданина, который не платил за квартиру более 2 месяцев;
  2. списание с банковского счета должника средств для погашения квартплаты в соответствии с распоряжением судебного органа;
  3. прекращение предоставления других услуг.

Все эти действия правомерны со стороны коммунальной компании в случае больших долгов у жильца. Но подобные меры должны проводиться в соответствии со всеми установленными нормами.

Важно! Иначе поставщика ждет гражданская или уголовная ответственность.

Нередко случается так, что жилищно-коммунальное хозяйство осуществляет прекращение подачи электроснабжения не законно. Это означает, что не была соблюдена предусмотренная Жилищным кодексом процедура, и снабжение остановилось без предупреждения.

Отключение света без предшествующих двух уведомлений является непосредственным нарушением закона. Отсутствие акта о приостановлении данной услуги и проведения должных действий является основанием для возбуждения дела о нарушениях права собственников на получение коммунальных удобств.

Обращаться при причинении такими незаконными действиями тяжких последствий можно в судебную инстанцию на основании статьи 547 ГК РФ или статьи 215 УК РФ.

Далее происходит судебное разбирательство, направленное на защиту прав пострадавших лиц, и выносится решение о наказании сотрудников управляющей компании. Долг в таком случае можно не погашать на месте, а дождаться уведомления.

Таким образом, отключение света за неуплату по коммунальным квитанциям применяется к злостным должникам, чья задолженность более 2 месяцев. Согласно Постановлению Правительства №354, поставщик имеет право приостановить подачу электроснабжения. Возобновить ее можно при погашении долга в установленном порядке.

Приостановить подачу электроэнергии при неуплате вполне могут. Лишение энергоснабжения должника по коммунальной оплате – распространённая мера воздействия, если он не платит больше трёх месяцев. Эта санкция, хоть и применяется реже, чем начисление пеней и штрафов, тоже довольно употребима.

Более того, если жилец пользуется занимаемой площадью на основании договора соцнайма, то за неуплату он и вовсе может быть подвергнут выселению.

По общему правилу ресурсоснабжающая организация может отключить электричество при условии предварительного оповещения должника. Законодательно предусмотрены лишь 5 моментов, в которых выключение может произойти без предупреждения:

  • при аварии или большой вероятности её возникновения;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • если потребитель незаконно подключился к общей сети;
  • если гражданин использует бытовые приборы/ машины, мощность которых превышает максимально допустимое напряжение в сети;
  • предписание контрольно-надзорных органов об ограничении эксплуатации сети.

Только в этих случаях ресурсоснабжающая организация вправе без предупреждения прекратить подачу электроэнергии (п. 115 Постановления 354).

Закономерен вопрос, могут ли отключить электричество за долг по отоплению. На этот счёт ответ: да, могут, поскольку, например, зимой отопление отключать неправомерно. Предоставление всех коммунальных услуг входит в спектр ответственности управляющей ответственности, поэтому может быть отключено всё, что можно отключить (освещение из всего перечня коммунальных услуг наиболее просто отключается).

Прекращение или ограничение энергоподачи в жилые помещения регламентируется главой 11 правительственного Постановления 354. Этим нормативным актом устанавливаются порядок и процедура прекращения подачи электричества.

В Постановлении также указывается, что прекращение подачи неоплаченного ресурса не должно нарушать права добросовестных плательщиков на его получение (п. 121). Кроме того, выключение света не должно привести к:

  • повреждению общедомового имущества;
  • несоблюдению законных интересов добросовестных плательщиков;
  • несоблюдению требований к эксплуатации здания и его помещений.

Также правила ограничения (полностью или частично) энергопотребления установлены Постановлением Правительства № 442 от 4 мая 2012.

Если управляющая компания приостанавливает энергопоставку неплательщику, например, без предупреждения или с нарушением установленного порядка, то к виновным в этом деянии может быть применена статья 330 Уголовного кодекса «Самоуправство», что подразумевает наказание в виде штрафа до 80 000 рублей или принудительных или обязательных работ.

Самоуправство может быть доказано только в суде путём оспаривания правомерности выключения, если оно нанесло вред имуществу гражданина или организации, либо привело к моральному ущербу.

Если же управляющая компания сделала всё по правилам и отключила свет, есть своя последовательность решения этого вопроса:

  • Заплатить долги. Если у гражданина такой возможности нет в связи с финансовыми трудностями, необходимо отправится в местную энергетическую компанию и в письменном виде попросить полугодовую отсрочку. Отказать по закону в такой просьбе нельзя. На неё имеют право все без исключения;
  • После одобрения отсрочки заявителю нужно получить соответствующую справку об этом, и явиться с ней в свою УК, ТСЖ или ЖКХ, где придется заплатить небольшую сумму, обычно в размере не более одной тысячи рублей;
  • После уплаты нужно дождаться электрика, который подключит свет.

Если же жилец уверен в том, что свет отключён незаконно, пишется заявление в прокуратуру, после чего данный орган имеет право произвести проверку УК. Когда обращение в суд неизбежно, не следует пускать дело на самотёк и ждать вынесенного решения. Необходимо подготовить документы, которые будут свидетельствовать в пользу неплательщика коммунальных услуг.

Любая услуга, предоставленная в сфере ЖКХ, подлежит обязательной оплате. Если пользователь не вносит плату за потребленные ресурсы более 2-х месяцев, на основании ст.21 ФЗ-416 ему частично или полностью ограничат доступ к услугам. Процедура блокировки канализации в квартире должника является сложным и длительным процессом.

Ограничение подачи воды состоит из нескольких этапов:

  1. ресурсоснабжающие организации обращаются к управляющим компаниям с претензиями по неуплате услуг ЖКХ;
  2. на основании поступившей заявки представители управляющей компании адресуют должнику требование о погашении задолженности;
  3. если в течение установленного периода средства на счет управляющей компании не поступили, в отношении должника устанавливается ограничение водоотведения. Для этого ставится заглушка. Задолженность перед поставщиком коммунальной услуги погашается за счет собственных средств управляющей компании.

Если неплательщик игнорирует требования о погашении задолженности, в его жилище устанавливается блокирующее устройство, ограничивающее доступ водных ресурсов.

Прежде чем приступить к исполнению данной меры, управляющая компания обязана направить письменные уведомления о предстоящей процедуре в 4-х экземплярах должнику, органам местного самоуправления, территориальному подразделению по санитарно-эпидемиологическому надзору и пожарной безопасности. В документе указывается точная сумма задолженности, прописывается порядок временного ограничения водоотведения в случае неуплаты.

В уведомлении обозначается конкретная дата, когда коммунальные службы планируют осуществить ограничение водоотведения должникам. Обязательным требованием является присутствие абонента дома.

Если он препятствует рабочей бригаде, закрывается в квартире и не открывает дверь, управляющая компания вправе обратиться в суд.

В некоторых субъектах РФ действуют региональные законы, устанавливающие административный штраф за недопуск работников ЖКХ.

Образец уведомления об ограничении водоотведения:

Перед исполнением блокировки рабочей бригадой осуществляются расчетные операции, позволяющие установить точное расстояние от места входа в стояк до места отключения водоотведения. Для этого используются специальные камеры. После получения результатов, блокиратор канализации устанавливается в просчитанном отверстии.

Блокиратор проталкивается в канализационную трубу через вентиляцию, где он перекрывает отверстие для оттока сточных вод. Труба не меняет свою геометрию, соседи по многоквартирному дому не испытывают проблем с использованием системы канализации.

Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» определяет право управляющих компаний производить блокировку водоотведения самостоятельно, с привлечением подрядных структур.

Заглушки могут быть выполнены из различных материалов, потому срок их эксплуатации отличается. Установка блокиратора не должна затрагивать интересы других собственников жилплощади в многоэтажном доме.

В «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений» (п.122) указано, что установленное ограничение водоснабжения не должно препятствовать проживанию, нарушать требования пригодности жилья других обитателей многоквартирного дома.

В ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» указано, что в случае введения в отношении абонента процедуры прекращения или ограничения водоотведения, он обязан компенсировать коммунальной службе расходы на введение временного ограничения доступа к услуге.

Возмещение осуществляется на основании расчетной сметы. Документ подготавливается организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Смета формируется на основании документально подтвержденных расходов, понесенных коммунальной структурой (п.4,5 ч.1, п2-5, 8,9 ч.3 ФЗ-416).

Загрузка …

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, на возобновление доступа к системе водоотведения предоставляется 2 рабочих дня. Указанный период будет отсчитываться с момента вручения заявления о возобновлении услуги уполномоченным представителям управляющей компании.

Снять блокиратор законно можно исключительно после полного погашения задолженности по коммунальным услугам. Как только должник исполнил свои обязательства, он должен обратиться в управляющую компанию с соответствующим запросом. После проверки информации специалисты осуществят выезд на место и произведут удаление блокиратора.

Самостоятельно снимать заглушку не рекомендуется.

Это может привести к повреждению системы водоотведения, что повлечет за собой наложение штрафа на основании ст.7.7 КоАП РФ. Другие жильцы многоквартирного дома вправе обратиться с претензией к нарушителю. А также взыскать с него материальный и моральный ущерб.

В ряде ситуаций должник может законным образом добиться возобновления услуги водоотведения.

Блокировка канализации невозможна при следующих условиях:

  • установка заглушки на трубу превращает жилплощадь в непригодную к проживанию;
  • в квартире зарегистрирован и постоянно проживает несовершеннолетний ребенок, инвалид;
  • прошел срок исковой давности требования задолженности (3 года). По прошествии обозначенного временного отрезка управляющая компания не сможет законно приостановить водоотведение;
  • после установки заглушки уменьшается полезная площадь квартиры. Поэтому для исполнения решения о блокировке водоотведения потребуется согласие всех собственников в доме;
  • для ограничения доступа к услуге необходимо установить блокиратор и запечатать средство подачи водных ресурсов. В случае с канализацией это невозможно для некоторых многоэтажных домов.

Если суд выявит обстоятельства, нарушающие права должника и других собственников жилья в многоквартирном доме, решение о приостановке водоотведения будет признано незаконным. В такой ситуации управляющая компания будет обязана возобновить услугу.

Одним из разрешённых методов оказания влияния на коммунальных дебиторов, является ограничение в оказании сервиса. Предприятиям тепло обеспечения или жилищным конторам сложно осуществить препятствие к получению коммунальных благ. Но задолженность по водоотведению приводит к сокращению оказания услуг пользованием внутренней канализацией.

Существует несколько способов блокировки КУ в жилище, с каждым годом система модернизируется и уже является продуктом высоких технологий. Поэтому дебитор в невыгодном положении, которое будет всё равно решено в пользу коммунальщиков.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...