Нарушение правил хранения огнестрельного оружия вид ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение правил хранения огнестрельного оружия вид ответственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Ответственность за нарушения в области оборота гражданского оружия

  • Хранение оружия
  • Кому запрещено хранить оружие
  • Условия хранения оружия
  • Требования к оружейному сейфу
  • Куда спрятать сейф
  • Контроль условий хранения
  • Ношение оружия
  • Транспортировка
  • Транспортировка оружия в охотугодьях
  • Перевозка оружия
  • Документы для хранения, ношения и транспортировки оружия
  • Какое оружие можно хранить без разрешения
  • Ответственность за нарушение правил

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Комментируемая ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.8 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения по ст. 20.8 КоАП РФ составляют действия (бездействие), связанные с:

а) нарушением правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ);

б) грубым нарушением лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ);

в) нарушением порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ч. 3 ст. 20.8 КоАП РФ);

г) нарушением правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного ч. 4.1 ст. 20.8 КоАП РФ (ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ);

д) ношением огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 4.1 ст. 20.8 КоАП РФ);

е) невыполнением лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 4.2 ст. 20.8 КоАП РФ);

ж) нарушением правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему (ч. 5 ст. 20.8 КоАП РФ);

з) незаконным приобретением, продажей, передачей, хранением, перевозкой или ношением гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения (ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ).

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Закон N 150-ФЗ), Инструкцией и Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814.

Субъекты правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста.

С субъективной стороны совершение рассматриваемого правонарушения возможно как умышленно, так и по неосторожности.

Как правильно хранить и транспортировать оружие

Статья 20.8 КоАП РФ закрепляет ответственность за нарушение правил хранения для граждан. Часть 4 — наказание в виде административного штрафа от 500 до 2000 руб. или лишение права на приобретение и хранение, либо хранения и ношения оружия. Остальные части или связаны с другими действиями (ч. 4.1. — ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения). Либо нацелены на других субъектов (ч. 1 — для юридических лиц).

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.

2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.

3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.

4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.

5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.

1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также установленные правила оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (с изм. от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа 2001 г., 27 ноября 2001 г.) устанавливает запреты на оборот и ношение некоторых видов гражданского и служебного оружия по определенным свойствам и характеристикам, а также боеприпасов и патронов к нему.

Под оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия понимается производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации (ст.1 Закона).

Все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на ее территорию и вывозимые из нее модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия подлежат обязательной сертификации.

Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (ст.7 Закона).

Согласно ст.9 Закона производство оружия, торговля им, его приобретение, коллекционирование или экспонирование на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением производства и приобретения оружия государственными военизированными организациями.

Лицензии на торговлю оружием, его приобретение, коллекционирование или экспонирование выдаются органами внутренних дел, а лицензия на производство оружия — органами, уполномоченными Правительством РФ, на основании заявления гражданина РФ. Срок действия лицензий на производство оружия, торговлю им, его коллекционирование или экспонирование составляет три года со дня выдачи лицензии, а лицензий на приобретение оружия — шесть месяцев со дня выдачи лицензии.

Производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность (ст.16 Закона).

Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из нее гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляются по разрешениям Министерства внутренних дел РФ, а конструктивно сходных с оружием изделий — по согласованию с Министерством внутренних дел РФ после проведения сертификации указанного оружия, патронов к нему и конструктивно сходных с оружием изделий.

При этом ввоз оружия на территорию Российской Федерации может осуществляться юридическими лицами — поставщиками, а его вывоз из Российской Федерации — юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия.

Ввоз и вывоз оружия иными лицами осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (ст.17 Закона).

Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему — юридическим лицам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение указанного оружия.

Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему (ст.18 Закона).

Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему (на основании ст.22 Закона) разрешается юридическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Им запрещаются хранение и использование найденного или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел.

Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами РФ выдается органами внутренних дел по месту жительства. Наградным не может быть оружие, позволяющее вести огонь очередями, а также запрещенное к обороту на территории Российской Федерации (ст.20 Закона).

На основании ст.24 Закона граждане РФ могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, выражается в противоправном действии (бездействии), в результате которого произошло нарушение установленных правил (см. п.1 комментария к данной статье) по производству, продаже, хранению или учету оружия и патронов к нему.

3. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 рассматриваемой статьи, являются должностные лица, в чьи обязанности входит соблюдение указанных правил и юридические лица.

4. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, может выражаться виной как в форме умысла, так и неосторожности.

1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.

При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.

4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).

5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).

6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).

За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Приобретение огнестрельного оружия

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.

2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.

3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.

4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.

5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Ненадлежащая сохранность патронов и оружия гражданами может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность. А это не только оплата штрафа, но и возможное лишение свободы. Кроме того, охотничье или другое ружье могут не только изъять, но и лишить владельца права на получение лицензии. Максимальный срок – 2 года.

Сегодня мы поговорим о двух частях данной статьи, которые в реальной правоприменительной практике при неверном толковании должностными лицами, ответственными за контроль по обороту оружия на территории Российской Федерации, влекут не только возникновение различных правовых последствий, но и могут служить основанием нарушения прав граждан при подмене одной части другой. Речь идет о ч. 4 ст. 20.8 Кодекса об административных правонарушениях и ч. 6 этой же статьи.

Напомню, что с 2016 года на основании федерального закона от 03.07.2016 г. № 227-ФЗ (ред. от 06.06.2019 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль в сфере оборота оружия, стала Росгвардия.

Прежде всего порядком рассмотрения дел об административном правонарушении. При квалификации правонарушения по ч. 4 ст. 20.8 КоАП законодателем предусмотрен общий порядок рассмотрения дел данной категории на основании ст. 23.85, который отнесен к компетенции Национальной гвардии Российской Федерации.

В то время как при квалификации по ч. 6 ст. 20.8 Кодекса об административных правонарушениях, рассмотрение данной категории дел отнесено к компетенции суда. Также в соответствии с ч. 4 ст. 20.8 Кодекса об административных правонарушениях альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение, хранение, ношение оружия. Максимальное наказание, которое может грозить лицу, которое приобрело оружие и зарегистрировало его в установленном законом порядке, но по тем или иным причинам пропустило срок подачи документов на получение нового разрешения при истечении срока старого, – это штраф от 500 до 2000 рублей. Правонарушение же, попадающее под определение ч. 4 ст. 20.8 Кодекса об административных правонарушениях, является более тяжким.

Для начала необходимо подготовиться к судебному заседанию, а в ходе судебного заседания аргументированно доказать суду, что в ваших действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 6 ст. 20.8 КоАП, а присутствуют признаки правонарушения, предусмотренного ч. 4 этой же статьи.

Переквалификация с ч. 6 ст. 20.8 КоАП на ч. 4 позволит вам отделаться штрафом от 500 до 2000 рублей и избежать неблагоприятных последствий в виде конфискации оружия и боеприпасов.

В качестве доводов можно ссылаться на то, что оружие было приобретено и зарегистрировано в установленном законом порядке, оружие хранится в соответствии с требованиями, установленными законом и нормативно-правовыми актами органа, уполномоченного по контролю за оборотом оружия. Для примера также можно сослаться на судебную практику рассмотрения аналогичных дел судами Российской Федерации.

[КоАП РФ] [Раздел II] [Глава 20]

1. Нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учёта оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учёта оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года; административное приостановление деятельности юридических лиц — на срок от десяти до шестидесяти суток.

3. Нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

4. Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

4.1. Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

4.2. Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

5. Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до десяти суток.

6. Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.

Обзор: «Изменения в КоАП за 2019 — 2021 годы» (КонсультантПлюс)

«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая» (том 1) (под общ. ред. Л.В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ»)

«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая» (том 1) (под общ. ред. Л.В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ»)

«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая» (том 1) (под общ. ред. Л.В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ»)

«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая» (том 2) (под общ. ред. Л.В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ»)

«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях» (под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова) («ГроссМедиа», «РОСБУХ»)

«Административные правонарушения в области дорожного движения: комментарий к главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (постатейный) (Панкова О.В.) («Статут»)

Статья: К вопросу о составе административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ (незаконное предпринимательство) (Попов А.В.) («Вестник Омской юридической академии», 2018, N 2)

Статья: Особенности состава правонарушений, предусмотренных статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Косырев Е.В.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2019, N 11)

Важнейшая практика по ст. 5.27.1 КоАП РФ

Важнейшая практика по ст. 5.27 КоАП РФ

Важнейшая практика по ст. 5.59 КоАП РФ

1. Нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года; административное приостановление деятельности юридических лиц — на срок от десяти до шестидесяти суток.

3. Нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

4. Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4-1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

4-1. Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

4-2. Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

5. Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до десяти суток.

6. Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.

В соответствии с Федеральным законом №150-ФЗ, под оружием в целом понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Уголовная ответственность может наступить за незаконный оборот следующего оружия:

  1. Огнестрельное: то есть, предназначенное для механического поражения на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Основные его части: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.
    Применительно к статьям, регулирующим ответственность за незаконный оборот оружия на территории Российской Федерации, под огнестрельным понимаются все виды:
    • боевого;
    • служебного;
    • гражданского оружия (в том числе и самодельные единицы). Примерами могут быть винтовки, автоматы, гранатометы, минометы, спортивные или охотничьи ружья, револьверы, пистолеты, карабины и т.д. При этом величина калибра не влияет на привлечение к ответственности – согласно уголовному законодательству, этот признак не важен для применения той или иной статьи из главы УК РФ.
  2. Оружие самообороны – то есть, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, газовое или травматическое. В законодательстве предусмотрены особые условия для наступления ответственности (она несколько мягче) за его незаконное хранение, перевозку, сбыт и т.д.
  3. Боеприпасы: это предметы вооружения и метаемое снаряжение, которые используются для поражения цели, характеризуются разрывной, метательной, пиротехнической или вышибной силой. Обычно к боеприпасам относят мины, подрывные снаряды, гранаты, а также патроны к любому огнестрельному оружию.
  4. Взрывчатые вещества – смеси веществ, которые взрываются без доступа кислорода, могут быстро самораспространяться вследствие определенной химической реакции (тротил, пластиты, порох). Взрывными устройствами считаются такие приспособления, которые инициируют взрыв (например, запал, детонатор).
  5. Холодное оружие – это клинковое (сабля, боевой нож, кинжал), колющее (копье, штык), ударно-дробящее (кастет), а также механическое (арбалет).

Общие признаки предмета преступления органы следствия определяют по ФЗ «Об оружии» — основному закону, который определяет термины, разграничения и назначение, а также предусматривает основные критерии идентификации оружия. Более подробные признаки — вид, функциональность, калибр, тип оружия и его частей может быть определен только экспертом. Поэтому по уголовным делам рассматриваемой категории всегда проводится технико-криминалистическая экспертиза, в рамках которой эксперты проводят исследование всех характеризующих признаков, включая годность.

В уголовно-правовом смысле ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны оружием:

  • пневматика;
  • стартовые, сигнальные пистолеты и револьверы;
  • строительно-монтажные пистолеты;
  • элетрошокеры;
  • хозяйственно-бытовые (кухонные, разделочные) ножи;
  • сигнальные патроны;
  • пиротехника.

Если лицо совершает какое-либо преступление с использованием перечисленных средств, его действия могут быть квалифицированы по соответствующей статье УК РФ с признаком «с использованием предметов в качестве оружия».

Чаще всего такой квалифицирующий признак, ужесточающий наказание, может иметь место при совершении убийства, хулиганства, причинения телесных повреждений, разбоя.

Пример №1. Миронов К.Р. и Павлов А.Д. напали на продавщицу ночного ларька и, угрожая ей ножом, похитили выручку. Преступников задержали, у них был изъят нож, по которому была проведена технико-криминалистическая экспертиза. Эксперт сделал вывод о том, что изъятый нож не относится к оружию и является предметом хозяйственно-бытового назначения. Таким образом, обвинение Миронову и Павлову по ст. 222 УК РФ предъявлено не было, но они понесли наказание за совершение разбоя с применением предмета (ножа), используемого в качестве оружия.

За совершение большинства преступлений, которые охватываются понятием «незаконный оборот оружия», может быть привлечено к ответственности любое лицо, достигшее 16 лет. За некоторые преступления в этой сфере могут быть привлечены и подростки, которым исполнилось 14 лет:

  • если действия связаны с незаконным оборотом взрывных устройств или взрывчатых веществ, в том числе и с их изготовлением (то есть, ст. 222.1, 223.1 УК РФ);
  • если действия связаны с хищением или вымогательством любого оружия, боеприпасов.

Что касается судебной практики, приговоры в отношении несовершеннолетних лиц по ст.ст. 222-226 УК РФ, выносятся довольно редко.

Должностные лица, работа которых связана с выдачей лицензии, уничтожением патронов и т.д., могут понести только лишь административную ответственность за нарушения, допущенные в своей деятельности.

Статьей 20.8 КОАП РФ предусмотрена ответственность должностных и юридических лиц за:

  • нарушение требований закона о производстве, продаже, уничтожения или учета оружия и патронов к нему (наказание – штраф до 500000 рублей);
  • существенное нарушение лицензионных требований при производстве предметов обороны (наказание — дисквалификация должностных лиц до одного года, приостановлении работы юрлица до 60 суток);
  • нарушение процедуры выдачи подтверждения о прохождении обучения, проверки знаний безопасного обращения с оружием или медицинского разрешения на ношение и хранение (наказание — дисквалификация должностных лиц до одного года, штраф до 50000 рублей).

Чаще всего по ст. 20.8 КОАП РФ привлекаются сотрудники оружейных магазинов, в которых граждане могут совершить покупку. Работают эти организации строго по лицензии, любое нарушение процедуры продажи, учета или хранения оружия или боеприпасов влечет довольно жесткие меры. Также нередко объектами проверки со стороны правоохранительных органов становятся медицинские организации, которые предлагают услуги по выдаче заключений комиссии о состоянии здоровья будущего владельца ружья.

Но не только должностные или юридические лица могут привлечены по КОАП РФ за нарушения, связанные с оборотом оружия. Этой же статьей (частями 4-6) предусмотрена и ответственность граждан за:

  • нарушение правил хранения, ношения или уничтожения — не следует путать с незаконным хранением, ношением и т.д. Нарушения правил хранения или ношения могут заключаться, к примеру, в отсутствии сейфа в доме вообще или в отсутствии в нем запирающего устройства. При этом ружье, хранящееся с такими нарушениями законодательства, было приобретено по всем правилам и по разрешению;
  • ношение оружия лицом, которое находится в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического). Для ответственности по данной норме КОАП РФ следует установить факт употребления гражданином алкогольных напитков или запрещенных наркотических (психотропных) веществ, должно быть проведено медицинское освидетельствование;
  • аналогичное правонарушение при отказе пройти освидетельствование;
  • правонарушения, касающиеся правил оружейного коллекционирования;
  • незаконный оборот травматического или огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия — приобретение, хранение, ношение, передача, перевозка, продажа (другие формы сбыта и изготовление влекут уголовную ответственность).

Наказание, которое может быть назначено физическим лицам по ст. 20.8 КОАП РФ, варьируется от 500 рублей (за обычное нарушение правил хранения) до конфискации предмета правонарушения (ружья) и ареста на 15 суток (например, за незаконную продажу ОООП). Юридическому лицу за аналогичные действия может быть назначен штраф до полумиллиона рублей.

На практике встречаются случаи, когда в действиях лица имеются одновременно признаки и административного правонарушения, и уголовного преступления.

Пример №2. Носов Н.Г. фактически вступил в наследство после смерти своего отца, поселился в его доме. Позже он оформил дом на себя, получив свидетельство о праве на наследство. Через несколько лет он обнаружил на чердаке дома ружье отца, на которое не было документов. Носов Н.Г. не стал оформлять лицензию, поскольку счел слишком затратной по времени и деньгам бюрократическую процедуру обращения в лицензионный отдел. Когда факт хранения вскрылся, в отношении Носова Н.Г. было возбуждено уголовное дело по ст. 222 УК РФ за незаконное хранение оружия, которое впоследствии было прекращено ввиду наличия в действиях Носова только лишь административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 20.8 КОАП РФ (незаконное приобретение и хранение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия), ему назначили штраф в размере 5000 рублей с конфискацией охотничьего ружья.

В примере видно, что объективно в действиях Носова есть признаки незаконного хранения и по смыслу ст. 222 УК РФ и по смыслу ч. 6 ст. 20.8 КОАП РФ. Применяется административный закон.

ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения влечет

Это безвозвратная передача предмета преступления другому лицу, как безвозмездная, так и возмездная.

Это продажа, дарение, предоставление в счет долга, обмен и т.д. Не имеет значения, владеет ли сбытчик ружьем легально или ранее незаконно его приобрел и хранит. В любом случае, переход права собственности на ограниченные в обороте предметы без соблюдения определенной процедуры законодательством запрещены. В свою очередь, у человека, купившего ружье, может наступить ответственность по той же статье 222 УК РФ за незаконное приобретение и хранение.

Не могут быть признаны сбытом действия в следующих ситуациях:

  • при преследовании подозреваемый выбросил в реку пистолет – признаков отчуждения в уголовно-правовом смысле нет, можно говорить только об ответственности за незаконное приобретение и (или) хранение;
  • гражданин временно оставил в доме у приятеля незаконно приобретенное ружье или патроны – нет признака «безвозвратности», поэтому нет и признаков сбыта, даже если хозяин жилого помещения знал о незаконности приобретения.

При передаче оружие передается не навсегда, а на время. При этом оно может просто находиться в тайнике другого лица или может быть оговорено разрешение пользоваться предметом преступления в течение определенного периода, после окончания которого предполагается возврат владельцу (см. вышеприведенный пример, когда ружье оставили у приятеля дома на хранение).

Ношение – когда лицо осуществляет перемещение незаконно приобретенного ружья, комплектующих, боеприпасов при себе (в одежде), в сумке и т.д. Если перемещение происходит не при себе, а на транспорте (при этом не имеет значения, кому принадлежит ТС), то в действиях виновного могут признать незаконную перевозку оружия.

В некоторых ситуациях возникает правовой спор о квалификации, когда перевозка предмета преступления происходит в автомобиле и при себе одновременно.

Пример №5. Карпов Е.Н. носил в кобуре на поясе незаконно приобретенный пистолет, используемый им для угроз и шантажа по приказу руководителя банды. Поскольку Карпов длительное время проводил в поездках, он был задержан сотрудниками ДПС по дороге в соседний регион, следователем были квалифицированы его действия как незаконная перевозка изъятого пистолета. Суд не согласился с такой квалификацией и, сославшись на разъяснения Верховного Суда РФ, признал наличие у Карпова при себе (в кобуре) пистолета незаконным ношением, несмотря на то, что фактически он перевозил его в машине. Суд мотивировал свое решение тем, что наличие у Карпова умысла перевезти предмет преступления из одного пункта в другой не установлено, пользование автомобиля происходило в других целях.

В практике также рассматривался вопрос о том, будет ли иметь место незаконное ношение в случае, когда одно и то же лицо перемещается по комнатам одной квартиры с оружием. Судебные решения по таким делам указывают на отсутствие умысла на перемещение оружия, действия обвиняемых в таких ситуациях должны быть квалифицированы как незаконное хранение.

Все вышеперечисленные действия в отношении взрывных устройств и взрывчатых веществ квалифицируются по ст. 222.1 УК РФ.

Напоминаем читателю, что ответственность за оборот оружия самообороны наступает только в случае его сбыта (ч. 4 ст. 222 УК РФ), в то время как незаконные хранение, приобретение, передачу, ношение влекут только административную ответственность (ст. 20.8 КОАП РФ).

Конечно, в работе правоохранительных органов возникают множество спорных ситуаций, когда следователи и судьи вынуждены обращаться к судебной практике по делам рассматриваемой категории. К примеру, наступит ли уголовная ответственность у лица, незаконно хранящего у себя неисправное огнестрельное оружие? Не всегда: ответ зависит от конкретных обстоятельств дела. Так, если ружье не может быть использовано по назначению из-за технической неисправности, но содержит исправные детали и были намерения осуществить починку, уголовная ответственность все же может наступить. В противном случае лицо не будет привлечено за совершение уголовного преступления – например, когда патроны (то есть боеприпасы) признаны экспертизой полностью негодными к использованию.

В связи с увеличением количества преступлений, законодательство установило серьезные меры контроля над гладкоствольным оружием и ужесточило санкции. Незаконное хранение гладкоствольного оружия влечет за собой уголовную ответственность по 222 статье Уголовного кодекса. Гладкоствольное ружье разрешается использовать исключительно при наличии лицензии, получить которую можно только после проверки соответствующих контролирующих служб.

Ответственность за незаконное хранение гладкоствольного оружия может исключаться, если субъект, имеющий в своем распоряжении ружье, на добровольных основаниях сдаст его в правоохранительные органы. В случае если субъект совершил преступное деяние, не связанное с оборотом оружия, в его доме проводят обыск, и он сказал о наличии запрещенного предмета, то это не будет поводом для освобождения от ответственности. Дело в том, что сообщение о наличии ружья, скорее вынужденная мера, а не добровольная.

нарушение правил использования оружия и патронов к нему –

1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.

4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).

5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).

6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).

За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).

В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.

В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).

В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).

Контроль государства над оборотом гражданского оружия является вынужденной мерой, направленной на обеспечение безопасности граждан. Количество преступлений с применением оружия прямо пропорционально числу вооружения, находящегося на руках.

Разрешительная система, основанная на лицензировании деятельности вооруженных лиц, подразумевает выдачу специальных разрешительных документов на приобретение, ношение и хранение оружия. Отсутствие таких документов считается грубейшим нарушением закона. Штрафные санкции определены не только в виде денежной выплаты. В некоторых случаях предусмотрена конфискация оружия, и даже лишение свободы.

Так как степень ответственности за незаконное хранение того или иного вида оружия может быть различной, вспомним классификацию. Методы разделения вооружения на отдельные группы прописаны в основном законе – законе «Об оружии». Согласно этому документу, все устройства стрелкового типа подразделяются на следующие виды:

  • гражданское оружие;
  • служебное оружие;
  • боевое оружие.

Разделение на группы основано на различных принципах действия механизма, обеспечивающего выстрел.

В приведенной классификации гражданское оружие считается самым безопасным, хотя уровень этой безопасности определяется лишь в относительном сравнении. Гражданское оружие, в большинстве своем, применяется для обеспечения самозащиты граждан. Исключением являются лишь модели, предназначенные для охоты или спортивной стрельбы.

В статье 222 УК указано, что уголовная ответственность за хранение оружия без соответствующего разрешения наступает, если это оружие не является гражданским. Следовательно, данная статья применима к служебному и боевому оружию. При таком исходе можно лишиться свободы на три года или получить принудительные работы в течение четырех лет. Более суровое наказание подразумевает совокупность реального срока (4 года) и штраф 80 тысяч рублей.

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 20] [Статья 20.8]

1. Нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 192-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года; административное приостановление деятельности юридических лиц — на срок от десяти до шестидесяти суток.

3. Нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

4. Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

4.1. Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

4.2. Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

5. Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до десяти суток.

6. Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.

Приобрести охотничье оружие не составит труда, но человеку предстоит столкнуться с бумажной волокитой. В первую очередь, нужно получить лицензию на приобретение огнестрельного оружия. Сделать это достаточно проблематично, поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться со всеми законодательными нюансами.

Помимо того, что нужно иметь лицензию на приобретение оружия, охотнику также следует получить разрешение на его хранение. Это еще одна длительная бюрократическая процедура, без которой не обойтись.

Обратите внимание! Хранение огнестрельного оружия без разрешения чревато привлечением к уголовной ответственности.

Чтобы получить разрешение на хранение охотничьего оружия дома, нужно обратиться в соответствующую инстанцию. Это разрешение предлагается купить, но перед этим человеку предстоит пройти длительную проверку.

Перед получением права на ношение оружия, обязательно проводится медицинское освидетельствование
Разрешение на хранение оружия выдается на основании лицензии на его приобретение. Как и лицензия, разрешение на хранение имеет срок годности – 5 лет с момента выдачи. По истечении этого срока, разрешение нужно продлить.

Чтобы его получить, необходимо выполнить следующий порядок действия:

  • пройти медкомиссию;
  • собрать необходимый пакет документов;
  • приобрести разрешение;
  • приобрести сейф;
  • подать весь пакет документов для получения разрешения.

Если с документами и медкомиссией все в порядке, отказать в выдаче разрешения на хранения огнестрельного оружия могут только в том случае, если у человека нет специально оборудованного места для хранения. В таком случае, нужно приобрести сейф, а затем можно обжаловать решение в суде.

Как правило, для проверки условий хранения на дом к охотнику приходит участковый. Он изучает прочность сейфа и особенности помещения, в котором он установлен. По результатам, человеку либо дают разрешение на хранение, либо говорят, что нужно исправить, чтобы его получить.

Пневматические пистолеты и ружья можно хранить без лицензии
В домашних условиях можно совершенно безнаказанно хранить следующие виды оружия без соответствующего разрешения:

  • сигнальные пистолеты;
  • пневматику;
  • малокалиберные револьверы.

Без специального разрешения дома можно хранить пневматическое оружие, дульная энергия которого не превышает 3 кДж. Такое оружие не требует специально оборудованного места для хранения, поэтому проблем с законом при приобретении и хранении пневматической винтовки или пистолета не возникнет.

Дома также можно держать револьверы, калибр которых меньше 6 мм. В некоторых странах исключение также распространяется на револьверы под патрон Флобера, например, в Украине. Тем не менее, в РФ, во избежание проблем с законом, следует отдельно рассматривать каждый конкретный случай хранения револьвера.

Основной документ по регулированию обращения оружия на территории Российской Федерации является Федеральный закон № 150-ФЗ «Об оружии». Однако в нём не имеется конкретных требований по хранению оружия физическими лицами, а содержатся лишь общие формулировки основных положений оборота оружия. Суть этих требований заключается в необходимости создания условий по хранению огнестрельного оружия, в которых должным образом обеспечивается его безопасность и сохранность, а именно исключение бесконтрольный доступ к нему посторонних лиц. Под посторонними лицами понимаются все лица, за исключением владельца оружия. А под обеспечением безопасности подразумевается хранение в запираемых на замок оружейных сейфах или шкафах, ящиках из высокопрочных материалов.

Подробнее о требованиях к условиям хранения и детальная информация о минимальных технических характеристиках шкафов для хранения оружия содержится в служебной инструкции МВД РФ к внутреннему приказу №288 от 1998 года.

Те же деяния, совершенные организованной группой, наказываются –

В последнее время в РФ все большую популярность приобретает охотничий туризм. При этом иностранные граждане ввозят в страну свое личное огнестрельное охотничье оружие, и часто интересуются особенностями его хранения на территории другого государства. Здесь правила в целом те же, что и для граждан РФ.

Человек должен будет предоставить охотничью лицензию, право на приобретение оружия и соответствующие документы на конкретную модель огнестрельного оружия. Носить свое ружье или охотничью винтовку иностранец может исключительно в пределах охотничьих угодий, однако самостоятельная транспортировка собственного оружия в пункт назначения не возбраняется, ограничение касается только ношения в населенных пунктах.

Для обеспечения безопасного хранения у человека должен быть специальный запирающийся кейс, который гарантирует сохранность оружия, и защищает от несанкционированного доступа к оружию посторонних.

Немаловажными факторами, обеспечивающими сохранность, выступают:

  • уровень надежности замковых механизмов;
  • габариты, соответствующие параметрам хранимых объектов;
  • отсутствие доступности со стороны посторонних лиц;
  • наличие полочек, необходимых для размещения боеприпасов и сопутствующих предметов.

Сейфовый шкаф надлежит приобретать, опираясь на установленные нормы и полезные советы. Именно так можно купить по-настоящему хороший товар, который сможет прослужить продолжительный период и гарантировать безопасность.

Покупать хранилище нужно только предварительно оценив параметры имеющегося оружия. Если не придать этому значения, впоследствии придется хранить оружие в разобранном виде. Дополнительные принадлежности и боеприпасы при этом могут просто не поместиться.

Чтобы выбрать хорошее средство для сохранности арсенала, выясните у продавца общую длину вмещающихся в сейфовый шкаф элементов. Для этого неплохо изначально изучить параметры самых распространенных марок огнестрельных образцов для охоты. Полную информацию о высоте сейфов для ружья и другим значимым показателям можно найти на страницах специализированных сайтов.

  • Банки
  • Военкомат
  • ГИБДД
  • Роспотребнадзор
  • Таможня
  • Полиция
  • Прокуратура
  • Налоговая
  • Налоги
  • Медицинские услуги
  • Газоснабжение
  • ЖКХ
  • Налог на имущество

То же деяние, повлекшее смерть двух или более лиц, —

Нарушения правил оборота оружия и боеприпасов могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления.

При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения для их использования с огнестрельным оружием, запрещенным к обороту (например, с обрезом), уголовной ответственности не влечет.

Понятия, применяемые при определении ответственности за незаконный оборот оружия

  • Под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах.
  • Под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.
  • Под незаконной перевозкой этих же предметов следует понимать их перемещение на любом виде транспорта, но не непосредственно при обвиняемом.
  • Под незаконным приобретением этих же предметов следует понимать их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение оружием в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков его хищения.
  • Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
  • Под незаконной переделкой как разновидностью изготовления огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему либо газовому оружию следует понимать изменение в нарушение установленного порядка их тактико-технических характеристик и свойств, при котором независимо от результатов такого изменения их поражающие свойства сохраняются (например, изменение их формы для имитации других предметов, переделка ствола огнестрельного гладкоствольного оружия под патрон к оружию с нарезным стволом, укорачивание ствола огнестрельного гладкоствольного оружия, в результате чего оно становится запрещенным к обороту, и т.д.).
  • Под незаконной передачей оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное предоставление лицами, у которых они находятся, посторонним лицам для временного использования или хранения.
  • Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.п.

Административная ответственность за нарушения гражданами правил хранения и ношения оружия установлена статьями 20.8, 20.9. 20.10, 20.11 КоАП РФ.

КоАП РФ содержит, в частности, следующие составы административных правонарушений за нарушение запретов и ограничений в сфере оборота оружия:

Административная ответственность за нарушения правил хранения и ношения оружия

Статья

Суть нарушения

Санкция (ответственность)

Часть 1 статьи 20.8 КоАП РФ

Нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей

Часть 2 статьи 20.8 КоАП РФ

Грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года; административное приостановление деятельности юридических лиц — на срок от десяти до шестидесяти суток

Часть 3 статьи 20.8 КоАП РФ

Нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года

Часть 4 статьи 20.8 КоАП РФ

Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 статьи 20.8 КоАП РФ

наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года

Часть 4.1 статьи 20.8 КоАП РФ

Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой

Часть 4.2 статьи 20.8 КоАП РФ

Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой

Часть 5 статьи 20.8 КоАП РФ

Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему

наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до десяти суток

Часть 6 статьи 20.8 КоАП РФ

Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения

Хранение гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия разрешения является незаконным и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Такая позиция поддержана сложившейся судебной практикой (постановление Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 41-АД16-17).

Согласно материалам дела Цховребов В.С. осуществлял незаконное хранение по месту жительства гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия выданного ему разрешения на его хранение и обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями Закона об оружии граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.

Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.

  • Алименты
  • Усыновление
  • Права работников
  • Прописка
  • Банкротство физлиц
  • Расписка
  • Должностная инструкция
  • Оборот оружия
  • Недееспособность
  • Правила охоты
  • Правила рыбалки
  • Выгул собак
  • Пчеловодство
  • Полеты
  • Перепланировка


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...