Порядок постановки на кадастровый учет земельного участка находящегося в муниципальной собственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок постановки на кадастровый учет земельного участка находящегося в муниципальной собственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Учитывая, что разграничение государственной собственности на землю является одним из основных принципов Земельного кодекса Российской Федерации, нормативная правовая база по вопросам регулирования земельных отношений предусматривает проведение разграничения собственности на землю с тем, чтобы каждый земельный участок нашел своего публичного собственника (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Без проведения разграничения собственности на землю трудно создать механизм управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом в соответствии с принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости. Та, существующая на сегодня обстановка, когда объектом недвижимости управляет и распоряжается один публичный собственник, а земельным участком, на котором этот объект недвижимости расположен – другой публичный собственник, создает неудобства как для органов государственной власти и местного самоуправления, так и для хозяйствующих субъектов.

Таким образом, развернувшийся с середины 2002 года процесс разграничения государственной собственности является по своей сути завершением раздела государственного имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, который начался в начале 90-х годов.

Основными целями разграничения государственной собственности на землю являются полное осуществление своих полномочий органами государственной власти и местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований в сфере землепользования, и создание условий для хозяйствующих субъектов, позволяющих обеспечить целостность управления и распоряжения имущественным комплексом.

Основными критериями разграничения государственной собственности на землю являются:

  • необходимость в земельных участках публичных образований для реализации ими своих полномочий, установленных действующим законодательством;

  • наличие материальных и технических ресурсов у публичных образований, необходимых для управления и поддержания земельных участков в надлежащем состоянии.

В соответствии с вышеуказанными критериями, федеральным законом определено, что в собственность публичных образований могут быть отнесены земли и земельные участки.

При этом, земли могут быть зарегистрированы на праве собственности муниципальных образований в безусловном порядке, на основании федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации.

Право собственности муниципальных образований на земельные участки возникает на определенных условиях, и, как правило, определяется тем, в чьей собственности находятся объекты недвижимости, находящиеся на данном земельном участке, или какому юридическому лицу предоставлен земельный участок.

Разграничение земель по уровням собственности необходимо рассматривать не как самоцель и конечный результат, а как начало большой и кропотливой работы по налаживанию эффективного управления муниципальной земельной собственностью.

Для муниципальных служащих, занимающихся вопросами формирования земельной собственности, наиболее важным является вопрос о порядке подачи документов и перечне документов, которые прилагаются к заявлению о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» было предусмотрено, что с заявлениями о кадастровом учете земельного участка вправе обратиться определенные законом лица (заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

С заявлениями о постановке на учет земельных участков вправе обратиться как собственники таких участков, так и любые другие уполномоченные лица. С заявлениями об учете изменений, об учете адресов правообладателей земельных участков вправе обратиться только собственники таких участков, а с заявлениями об учете изменений, об учете адресов правообладателей земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, — лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. Заявителями об учете частей земельных участков имеют право выступить собственники этих участков или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие участки.

Заявление о кадастровом учете и необходимые для этого документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо по почте с описью вложения и с уведомлением о вручении. При постановке на учет земельного участка указанные заявление с документами могут быть представлены в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Подлинность подписи заявителя или его представителя на заявлении должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, когда заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично. В случае представления заявления с документами в электронном виде оно должно быть заверено электронной цифровой подписью заявителя или его представителя. Подлинность такой подписи подтверждается в установленном федеральным законом порядке.

При личном представлении заявления и необходимых для кадастрового учета документов орган кадастрового учета в этот же день выдает заявителю или его представителю расписку в получении таких документов с указанием их перечня и даты подачи. В случае почтового отправления заявления и документов расписка об их получении высылается органом кадастрового учета в течение рабочего дня, следующего за днем получения, по указанному в заявлении почтовому адресу с уведомлением о вручении. Что касается порядка подтверждения получения органом кадастрового учета представленных в форме электронных документов заявления и необходимых для кадастрового учета материалов, то он устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Все копии документов должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке. Следует заметить, что орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя дополнительные документы, не установленные законом.

При постановке на учет земельного участка вместе с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:

  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета, или копия документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах основания для освобождения от уплаты указанной пошлины;

  • межевой план. Межевой план представляется вместо описания земельного участка. Форма межевого плана в настоящее время не утверждена. Предполагается, что она будет разработана на основе описания земельного участка, дополненного сведениями о согласовании границ смежными землепользователями и иной информацией. В настоящее время до вступления в силу приказа Минюста России «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке» в соответствии с письмом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъектам Российской Федерации от 04.03.2008 № ВК/0878 для постановки на кадастровый учет принимается Описание земельного участка, оформленное в соответствии с Требованиями к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными приказом Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327 (Приложение 4).

При учете части земельного участка представляются:

  • межевой план;

  • копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на земельный участок либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой участок в пользу заявителя. Но если в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности заявителя на соответствующий земельный участок, то представлять копию указанного документа не требуется.

При учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка необх��димо представить его межевой план.

Проведение кадастровых работ, выполняемых за счет средств местного бюджета должно осуществляться с учетом требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд». Этим законом предусматривается, что в зависимости от суммы контракта договоры могут заключаться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона;

  • путем проведения запросов котировок;

  • путем размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если стоимость работ не превышает сумму, установленную Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, в порядке, установленном пунктом 14 статьи 55 вышеназванного федерального закона. С 22 июля 2007 года в соответствии с указанием Центрального банка РФ от 20.06.2007 № 1843-у эта сумма составляет 100 тыс. рублей.

Из практики рекомендуется осуществлять размещение заказа на проведение кадастровых работ путем проведения конкурсов, так как это позволяет заказчику выбрать наиболее квалифицированную подрядную организацию.

При подготовке конкурсной документации, особое внимание необходимо уделять контракту (приложение 5) и техническому заданию (приложение 6), так как они являются основными документами, определяющим состав и сроки проведения работ.

После заключения контрактов необходимо осуществлять регулярный контроль за ходом кадастровых работ. При представлении подрядчиком проекта границ земельных участком рекомендуется внимательно проверять представленные материалы, уделяя особое внимание следующим вопросам:

  • соответствие описания местоположения земельного участка на проекте границ земельного участка со свидетельством о регистрации права собственности на объект недвижимости и техническим паспортом;

  • соответствие границ сформированного земельного участка с данными, указанными в исходном кадастровом плане;

  • правильность указания разрешенного использования и категории земель.

После согласования описания границ земельного участка и утверждения проекта его границ подрядчик формирует землеустроительное дело, подготавливает описание границ земельного участка (до введения в действие межевого плана земельного участка), согласовывает описание у заказчика и представляет документы в земельно-кадастровую палату для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.

По итогам работы заказчику представляется кадастровый паспорт земельного участка и документы, определенные техническим заданием.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности муниципальных образований на земельные участки определен вышеназванными федеральными нормативными правовыми актами и включает в себя:

  1. Заявление о государственной регистрации права. Если регистрация права собственности осуществляется на том основании, что на данном земельном участке находится объект недвижимости, зарегистрированный на праве собственности муниципального образования, в заявление необходимо указать номер регистрации данного объекта недвижимости (Приложения 7-9).

  2. Правоустанавливающие документы на земельный участок:

    1. Копия акта органа государственной власти или местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания. Как правило, таким документом является распорядительный акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка на том или ином праве.

    2. Иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу местного самоуправления, муниципальному унитарному предприятию, либо некоммерческой организации, созданной органами местного самоуправлении и их предшественниками. В качестве иных документов, регистраторы обычно требуют договор аренды земельного участка. Если договор аренды заключен на срок более одного года, он должен быть зарегистрирован.

  3. Кадастровый план (паспорт) земельного участка, разделы В1–В2 (как минимум). Если на регистрацию представляется кадастровый план земельного участка, в строке 17 «Цель предоставления выписки» должно быть указано «по запросу», либо «для государственной регистрации прав». Формой кадастрового паспорта земельного участка сведения о цели предоставления земельного участка не предусмотрено.

  4. В случае, если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу местного самоуправления, муниципальному унитарному предприятию, либо некоммерческой организации, созданной органами местного самоуправлении, предоставление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП. Например, если земельный участок предоставлен муниципальному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования и данное право зарегистрировано регистрационной службой.

  5. Правоустанавливающие документы на объект недвижимости и кадастровый план (паспорт) земельного участка, подтверждающий нахождение данного объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, в случае, если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию. Как правило, таким документом является свидетельство о регистрации права собственности муниципального образования на объект недвижимости. Предоставление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП.

  6. Документ об оплате государственной пошлины. Размер пошлины для государственной регистрации права муниципальной собственности на землю в настоящее время составляет 100 рублей.

  7. Документ, подтверждающий полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления, организации (как правило, доверенность).

  8. Документ, удостоверяющий личность представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления.

  9. Иные документы, в случаях, установленных федеральными законами. Например, для государственной регистрации права собственности муниципальных образований на земельные участки по основаниям, предусмотренным федеральными законами, кроме вышеуказанных документов предоставляется выписка из федерального закона, подтверждающего основания возникновения права собственности муниципального образования на земельный участок.

Как поставить дом и землю на кадастровый учет. Инструкция

При проведении работ по определению границ земельных участков под многоквартирными домами рекомендуется руководствоваться:

  1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 № 105 (в ред. от 21.08.2000 № 615) «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений».

  2. Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.08.1998 № 59 «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах».

  3. Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 19.07.2001 № 297 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах на территории Хабаровского края и Методических рекомендаций по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах на территории Хабаровского края».

Нормативные акты, указанные в п.2 и 3 были разработаны в соответствии с Федеральным законом от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», который в настоящее время утратил силу. Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит понятий «кондоминиум», «нормативного размер земельного участка» и особых положений о порядке определения границ земельных участков под многоквартирными домами. В соответствии с ч.1. ст. 36 Жилищного кодекса РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. С учетом этого и смены понятий в федеральном законодательстве, можно полагать, что и после вступления в силу Жилищного кодекса РФ границы земельного участка под многоквартирным домом должны определяться на основании ранее предусмотренного порядка определения границ.

Рекомендуется обратить внимание на следующее:

1. Установление границ землепользований производится с учетом генеральных планов поселений, документации по планировке территории и иной градостроительной документации.

2. Границы отведенных земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, не подлежат пересмотру. (п.2 Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 № 105 (в ред. от 21.08.2000 № 615).

3. Нормативный размер земельного участка, передаваемого безвозмездно в общую долевую собственность определяется в зависимости от:

  • площади объектов недвижимости, находящихся на данном земельном участке;

  • территории, необходимой для обслуживания объектов недвижимости с учетом градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями, иных норм и правил;

  • наличия прав смежных собственников, землепользователей и землевладельцев.

4. Если фактическая площадь земельного участка меньше нормативной и увеличение площади за счет смежных земельных участков невозможно, в совместную долевую собственность передается фактически занимаемый земельный участок.

5. Приобретение земельного участка, превышающего площадь, определенную в соответствии с установленным порядком невозможно, поскольку Жилищный кодекс РФ этого не предусматривает, в отличие от ранее действовавшего законодательства (п.2.ст.11 закона № 72-ФЗ).

6. Территории общего пользования (проезды, детские площадки, массивы зеленых насаждений и т.п.) подлежат передаче в общую долевую собственность или в аренду при условии установлении соответствующих ограничений.

7. Финансирование работ по формированию земельных участков осуществляется за счет собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено законодательством.

Необходимость установления ограничений в использовании земельных участков обусловлена требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими федеральными нормативными правовыми актами.

Ограничения (обременения) на земельные участки под многоквартирными домами устанавливаются исходя из:

  • фактической площади территорий общего пользования (проездов, детских площадок, придомовых массивов зеленых насаждений, физкультурных и хозяйственных площадок и т.п.);

  • ширины охранной (санитарно-защитной) зоны, установленной в соответствии с санитарными нормами и возможности беспрепятственного обслуживания этих объектов.

Если при формировании земельного участка возникает необходимость установления ограничений (обременений), в отношении объектов недвижимости возведенных после 01.03. 2005, для введения их необходимо соответствующее решение общего собрания собственников помещений, принятое двумя третями голосов.

К объектам, которые могут находиться в границах земельных участков под многоквартирными домами и которые требуют установление защитных зон, а соответственно и установление ограничений, относятся:

  • линии связи, радиотехнические объекты в том числе: воздушные, подземно-кабельные, радиорелейные линии связи, воздушные подземно-кабельные линии радиофикации, необслуживаемые усилительные и регенерационные пункты;

  • водопроводные сети и сооружения, в том числе: водопроводы, насосные станции;

  • тепловые сети;

  • электрические сети и сооружения, в том числе: трансформаторные пункты, воздушные, подземные кабельные электрические сети;

  • газовые сети и сооружения в том числе: газопроводы (наземные и подземные), газорегуляторные пункты и установки, резервуарные установки (наземные и подземные), газонаполнительные станции и пункты, групповые баллонные установки.

Границы охранных зон электрических сетей устанавливаются в соответствии с «Правилами охраны электрических сетей до 1000 вольт», утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 11.09.72 № 667.

Согласно правилам для охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением ответвлений к вводам в здания) устанавливаются охранные зоны в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от проекции крайних проводов на поверхность земли на 2 метра с каждой стороны. Для подземных кабельных линий охранная зона устанавливается в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отходящими от крайних кабелей на 1 метр с каждой стороны, а при прохождении кабельных линий в городах под тротуарами – на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр, в сторону проезжей части улицы.

Границы охранных зон линий и сооружений связи устанавливаются в соответствии с «Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 № 578.

Данным нормативным актом определено, что в населенных пунктах охранные зоны устанавливаются только для наземных и подземных необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов на кабельных линиях связи в виде участков земли, определенных замкнутой линией, отстоящей от цента установки усилительных и регенерационных пунктов или от границы обвалования не менее чем на 3 метра и от контуров заземления не менее, чем на 2 метра.

Охранные зоны для подземных кабельных и наземных воздушных линий устанавливаются только вне границ населенных пунктов.

Охранные зоны систем газоснабжения определены:

  1. «Правилами охраны систем газоснабжения», утвержденными Минтопэнерго России 24.09.1993 и зарегистрированными Минюстом Росси 24.09.1992 № 93.

  2. СНиП П-89-80, СНиП П.07.01-86, СНиП 2.04.08-87, СНиП П -06-75. ( в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» носят рекомендательный характер).

  3. Правилами безопасности в газовом хозяйстве (ПБ 12-245-98), утвержденными Госгортехнадзором России от 30.11.98 № 71.

  4. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».

Согласно вышеназванным документам для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны:

а) вдоль трасс наружных газопроводов в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода;

б) вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода – в идее территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров – с противоположной стороны;

в) вдоль трасс наружных газопроводов на вечно мерзлых грунтах независимо от материала труб — в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 10 метров с каждой стороны газопровода;

г) вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов — в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов. Для газорегуляторных пунктов, пристроенных к зданиям, охранная зона не регламентируется;

д) для прочих объектов газоснабжения — в виде участка земной поверхности, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 15 метров от границ объекта.

Границы охранных зон объектов водоснабжения определены СанПиНом 2.1.4. 1110-02 «О введение в действие санитарных правил и норм «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 № 10.

Возможность использования земельных участков в правовой жизни субъектов права соотносится с индивидуальными признаками таких объектов. Они должны иметь кадастровый номер, площадь, границы и другие уникальные сведения.

Наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости делает возможным совершать с ним сделки купли-продажи, аренды, дарения и другие.

Проведение кадастрового учета осуществляется при его:

  • образовании;
  • выделении части;
  • изменении индивидуально-определенных характеристик, например, границ или площади.

Правовое регулирование рассматриваемой процедуры осуществляется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Процедура по внесению сведений в ЕГРН необходима и в случае, если нужна кадастровая оценка земельных участков: оценщик на основании осмотра и исходя из данных реестра устанавливает стоимость земельного участка.

Для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется правовое основание. На законодательном уровне установлены действия, которые выступают началом правоотношений для кадастрового учета, к ним относятся следующие:

  1. Сделки по отчуждению имущества.
  2. Наследование.
  3. Акты суда.
  4. Постановления судебных приставов.
  5. Документы государственных органов, подтверждающие переход права собственности.
  6. Межевой план.

Чтобы осуществить такую процедуру, как постановка на кадастровый учет земельного участка, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заявление заполняется оператором МФЦ. Ниже вы можете ознакомиться с формой заявления.

Под понятием дачной амнистии подразумевается упрощенный порядок совершения процедур, необходимых для кадастрового учета и регистрации права на земельные участки, жилые дома или хозяйственные строения.

Дачная амнистия входит в понятие кадастровый учет земельных участков; 2020 год принес изменения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 267-ФЗ. В cоответствии с ним, период действия упрощенного порядка продлен до 01.03.2021. Такой ограничительный срок затрагивает только объекты индивидуального жилищного строительства, поэтому для земельных участков временные ограничения отсутствуют.

Порядок действий при регистрации посредством дачной амнистии выглядит следующим образом:

  1. Обратиться в МФЦ с заявлением о госрегистрации права на объект. Заявление оформляется сотрудником многофункционального центра.
  2. Предоставить документы, которые могли бы подтвердить ваши права: акт госоргана или выписка из похозяйственной книги.
  3. Регистрация права и получение выписки из ЕГРН, подтверждающей факт регистрационных действий.

Вышеуказанный порядок применяется к земельным участкам, права на которые возникли до 25.10.2001. Регистрация происходит независимо от вида права, на основании которого был приобретен объект недвижимости (собственность, наследство, постоянное пользование).

При обращении за оказанием услуги по кадастровому учету можно столкнуться с решениями регистрирующего органа о приостановке или отказе.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможна приостановка по оказанию госуслуги. Среди них выделяют наиболее распространенные:

  • обращение лица, не имеющего полномочий на совершение учета;
  • отсутствие полного комплекта документов;
  • предоставленные на регистрацию материалы имеют недостоверные или спорные данные;
  • заявитель не обладает правами на объект недвижимости.

В случае выявления регистрирующим органом одного из оснований приостановки выносится соответствующее решение и доводится до заявителя. Максимальный срок на устранение недостатков составляет три месяца.

Причиной для отказа может послужить только неисполнение требований, которое явилось основанием для приостановления кадастрового учета. Такое исключительное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Несмотря на современные технические устройства для измерения, используемые в кадастровом учете, на практике возникают ситуации, при которых происходит наложение земельных участков или внесение неточных данных в ЕГРН. Наложение объектов представляет собой несовпадение и пересечение границ регистрируемых объектов.

Если границы вашего участка являются неверными и в результате этого он наложился на другой, обратитесь к кадастровому инженеру и выполните работы по уточнению границ. Он составит межевой план, в котором укажет, что он подготовлен в связи с исправлением ошибки. После этого следует обратиться в Росреестр с заявлением о кадастровом учете в связи с изменением описания границ объекта. К заявлению прикладывается межевой план, составленный с изменениями. Ошибка будет исправлена путем уточнения границ объекта недвижимости. По результатам рассмотрения заявления Росреестр вынесет решение о внесении изменений.

В случае если неверными являются границы соседнего участка и его владелец не согласен на добровольное изменение контура, спор придется решать в судебном порядке. Решение суда является основанием, по которому исправится кадастровая ошибка; наложение земельных участков судебная практика не ставит в основание установления фактов нарушения прав истца. Такая позиция установлена Определением Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 18-КГ14-159 — один лишь факт наложения границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца не доказывает нарушение прав последнего.

Ошибки учета бывают реестровые и технические:

  1. Технические достаточно легки в устранении, т. к. представляют собой арифметические или грамматические опечатки. Например, сведения о координатах в ЕГРН могут содержать неверное числовое значение. Для устранения такой проблемы необходимо обратиться в МФЦ с заявлением на изменение, предоставив документы, содержащие верные данные. Срок на исправление Росреестром технической ошибки составляет 3 рабочих дня.
  2. Реестровые ошибки, в отличие от технических, носят более сложный характер. Они связаны с неверным проведением работ по установлению границ. Исправить такую ошибку можно решением суда или путем издания государственным органом соответствующего акта. С момента, когда вы предоставите документы для исправления, государственный орган обязан будет внести изменения в течение 5 рабочих дней

На кадастровый учет необходимо ставить недвижимое имущество в нескольких случаях:

  • если существенно изменили характеристики (например, увеличили площадь) здания или сооружения на земельном участке в собственности;
  • если снесли расположенное на таком участке здание, права на которое ранее не были зарегистрированы в ЕГРН.

Чаще всего кадастровый учет объектов недвижимости проводится одновременно с регистрацией прав. Это потребуется, если объект недвижимости:

  • был создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН либо был образован (например, путем деления участка земли);
  • был снесен, при этом раньше права на него были зарегистрированы в ЕГРН.

Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость.

С какого момента появляется земельный участок как недвижимая вещь?

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

  • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
  • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.


1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 10-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

    • Указ Президента РФ от 17.02.2022 N 65

      «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников»

    • Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 32-рп

      «О продлении срока федеральной государственной гражданской службы»

    • Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 33-рп

      «О внесении изменений в перечень руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций Российской Федерации, которые входят в состав межведомственного коллегиального органа — коллегии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по должности, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 821-рп»

    • Постановление Правительства РФ от 15.02.2022 N 173

      «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых создаются специализированные структурные подразделения с наименованием «специализированный учебно-научный центр»

    • Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 251-р

      «О признании утратившими силу распоряжений Правительства РФ от 31.12.2020 N 3720-р, от 09.04.2021 N 913-р»

    • Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 247-р

      «О плане мероприятий («дорожной карте») по внедрению приоритетных счетов системы природно-экономического учета»

    Кадастровый учет объектов недвижимости

    Эту деятельность осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или Росреестр). Осуществление кадастрового учета необходимо для оформления права собственности на объект недвижимости, а также последующего распоряжения таким объектом (например, продажа или сдача в аренду).

    Кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость необходимо осуществлять в случаях:

    • Создание объекта недвижимости (например, строительство дома);
    • Прекращение существования объекта недвижимости (например, снос дома);
    • Реконструкция недвижимости;
    • Изменение основных сведений об объекте недвижимости.

    • Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
    • Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.

    Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется бесплатно.

    Государственная пошлина может взыматься только при одновременной регистрации прав на недвижимое имущество (например, право собственности на построенный дом) и составляет 2 тыс. рублей для физических лиц.

    Как сделать межевание земельного участка

    ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ

    КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

    В ЕГРН вошли:
    • Реестр сведений о границах территории, зарезервированной для государственных или муниципальных нужд;
    • Перечни координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов.

    Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием.

    Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)

    Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН.

    Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.

    С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.

    ВОПРОС/СИТУАЦИЯ

    НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ

    Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра
    В какой форме запрашивать сведения Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме
    На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.

    Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра.

    До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки.

    Получение сведений ЕГРН через МФЦ МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).

    Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ).

    Получение акта согласования местоположения границ земельных участков Копию акта из межевого плана могут получить:
    • правообладатели, чьи личные подписи стоят в акте, и их представители;
    • лица, которым участок перешел в порядке универсального правопреемства.
    Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.

    Сведения можно бесплатно получить:

    • об объектах, которые сейчас принадлежат должнику;
    • о ранее принадлежавшей ему недвижимости.
    Запрет продажи выписок из ЕГРН Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.

    Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:

    • по форме и объему не копирует официальную выписку из ЕГРН;
    • не подписана должностным лицом Росреестра или ФКП при нем.

    С 2021 года закон более чётко регламентирует отказ органа регистрации исправлять техническую ошибку: он должен направить уведомление об этом. Срок — не позднее 4 рабочих дней с момента получения заявления об исправлении ошибки.

    Такое уведомление можно обжаловать через суд.

    Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ

    ВОПРОС

    НОВОЕ С 2021 ГОДА

    Регистрация объекта незавершенного строительства Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать
    Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
    • лицо, уполномоченное общим собранием собственников (соответствующие коррективы внесли в ЖК РФ);
    • лицо, которое провело перепланировку.

    В договоре участия в долевом строительстве с 2021 года должен быть указан условный номер объекта стройки согласно проектной декларации застройщика.

    В пакет документов, которые должен представить застройщик для госрегистрации первого ДДУ, включено согласие залогодержателя. Это нужно, если землю, на которой идет строительство, или права на нее застройщик передал в залог банку для обеспечения целевого кредита.

    Для регистрации второго и последующих ДДУ застройщик обязан представить согласие залогодержателя на прекращение права залога, если оно было выдано на каждый объект долевого строительства.

    С 30.04.2021 лимит максимальной площади машино-места отменили. А вот требование о минимальной площади оставили.

    Эта поправка связана с многочисленными обращениями строительных компаний, а также многообразием транспортных средств, в отношении которых не установлены какие-либо размеры и габариты. В частности, сельскохозяйственная техника, транспортные и технические средства для инвалидов и т. д.).

    Таким образом, в ЕГРН сведения о машино-месте указывают на основании техплана, подготовленного в соответствии с проектной документацией здания, сооружения.

    Как поставить дом или земельный участок на кадастровый учет

    СИТУАЦИЯ

    РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА

    Когда не нужен нотариус При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).

    Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд.

    Регистрация изменения долей Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
    • если есть решение суда — один из участников долевой собственности;
    • если соглашение об изменении долей удостоверил нотариус — один из участников или нотариус;
    • в остальных случаях — все участники, чьи доли меняются.
    Регистрация продажи доли третьему лицу Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.

    Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки.

    До 30.04.2021 Росреестр мог отказать в регистрации сделки, если заявление подано покупателем, а продавец ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо. В итоге покупателям приходилось обращаться в суды. Теперь же порядок подачи документов установлен в законе.

    Так, к заявлению нужно приложить:

    • выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации продавца или его исключение из этого реестра;
    • документы об исполнении сторонами обязательств по договору (об оплате, акт приема-передачи и т. п.).

    Данный порядок госрегистрации работает, если в ЕГРН была ранее включена запись о праве собственности продавца на объект.

    Абсолютно любые сделки, касающиеся объекта недвижимости, требуют обязательного условия: существование имущества должно быть признано государством, а значит, зарегистрировано в Едином реестре.

    Постановка земельного участка на кадастровый учет дает собственнику следующие преимущества:

    • фиксацию прав собственности на объект недвижимости;
    • право на продажу, обмен или дарение имущества;
    • установление четких границ участка.

    Действующее законодательство допускает владение земельным участком, не зарегистрированным в Росреестре, однако строительство и проведение коммуникаций на его территории в этом случае недопустимы.

    На государственном уровне кадастровый учет земельных участков необходим для сбора, консолидации, анализа информации и ведения статистики использования земельных ресурсов на территории РФ.

    Перед подачей заявления собственнику участка необходимо собрать пакет документов, состоящий из:

    Договора Подойдет любой договор, на основании которого регистрируемый объект перешел в собственность к заявителю
    Свидетельства, подтверждающего право собственности на земельный ресурс Необходимо от всех собственников земельного участка
    Соглашения Министерства имущественных отношений Необходимо в случае, когда участок находится в государственной собственности и арендуется заявителем
    Геодезического плана Составленный лицензированной геодезической компанией
    Межевого плана С приложением CD-диска
    Письменного разрешения органов опеки В случае если собственниками участка являются лица, не достигшие совершеннолетия
    Документа, удостоверяющего личность заявителя Оригинал+копия
    Нотариально заверенной доверенности При обращении через третье лицо

    В процессе оформления могут быть выявлены ошибки и неточности в предоставляемых документах, что приведет к возврату заявления. Для экономии времени, к проверке и сбору бумаг необходимо подойти с максимальной ответственностью.

    Без документов поставить участок на кадастровый учет не получится.

    Порядок кадастрового учета земельных участков

    Ранее учтенными считаются земельные участки, оформленные в собственность до 1.03.2008 года, но не прошедшие процедуру кадастрового учета. Таким образом, данное владение должно пройти лишь процедуру кадастрового учета и межевания, что сократит сроки изготовления паспорта до 7 (в МФЦ — 9) дней.

    Ситуация несколько осложняется при условии, что в Единый государственный реестр ранее была внесена неполная или неактуальная информация. Время обработки заявки, в таких случаях, несколько увеличивается для внесения необходимых исправлений и корректировок.

    Постановка земельного участка на кадастровый учет практиковалась ранее, однако с 2018 года, межевание стало обязательной процедурой. Таким образом, межевой план – обязательный для оформления кадастрового паспорта документ.

    С 2018 года земельный участок, стоящий на учете в Едином государственном реестре, но не прошедший процедуру межевания не может быть продан, обменян, подарен или унаследован.

    Как узнать, как узнать поставлен ли участок на кадастровый учет? Перед началом процедуры оформления собственнику необходимо узнать, что сведения о регистрируемом земельном участке отсутствуют в ЕГРН путем:

    • запроса при личном посещении Кадастровой палаты или МФЦ;
    • обращения к кадастровому инженеру или в организации, специализирующиеся на предоставлении подобных услуг;
    • самостоятельного изучения кадастровых карт в режиме онлайн.

    Последний способ не требует затрат времени и средств, но не является надежным, где информация на виртуальных картах может быть устаревшей и неактуальной.

    Постановка на кадастровый учет дачного или иного земельного участка, не соответствующего требованиям, предъявляемым действующим законодательством, а именно:

    • размер участка не соответствует заявленному;
    • во время оформления кадастрового паспорта заявитель предъявил поддельные документы;
    • данные, отраженные в полученном паспорте, не соответствуют действительности;
    • границы земельного участка заходят на территорию, находящуюся в собственности соседей.

    Нарушения, допущенные в процессе регистрации недвижимости, приводят к признанию недействительными и незаконными ранее выданные документы и снятию земельного участка с кадастрового учета.

    Алгоритм постановки земельного участка на кадастровый учет

    Поставить ЗУ на кадастровый учёт имеют право следующие категории лиц:

    • Собственник участка.
    • Арендатор, при сроке аренды более 5 лет.
    • Субъект бессрочного пользования ЗУ.
    • Носитель права пожизненного наследуемого владения.
    • Лицо, действующее от имени всех вышеуказанных лиц, действующее по доверенности, заверенной нотариусом.

    Кроме этого, бывают моменты, когда за регистрацией обращается гражданин, случай которого не подходит для простой регистрации:

    • К примеру, участок перешёл по наследству, а без государственной регистрации, стать его полноправным собственником невозможно, поэтому на кадастровый учёт недвижимость ставит сам наследник.
    • Либо ситуация, когда гражданин хочет купить ЗУ, который принадлежит государству или муниципалитету.

    Перечень документов в каждом конкретном случае может различаться, но в основном он состоит из:

    • Заявление.
    • Паспорт РФ (если заявитель физическое лицо).
    • Протокол о назначении директора и прочие учредительные документы (если заявитель юридическое лицо).
    • Доверенность (если на учёт ставит представитель).
    • Межевой и геодезический планы.
    • Документ, подтверждающий право пользования ЗУ (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о переходе в наследство и т.д.).
    • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

    Законом предусмотрены общие правила постановки земельного участка на кадастровый учет, эти правила можно разделить на две категории:

    • правила предъявляемые к субъекту постановки, то есть к лицу, которое регистрирует участок
    • правила, предъявляемые к объекту регистрации, то есть к земельному участку

    Поставить земельный участок на кадастровый учет может:

    • совершеннолетний и дееспособный собственник земельного участка
    • землепользователь (в случае права бессрочного пользования землей)
    • лицо, управомоченное на совершение этих действий в силу закона (представитель) или на основании нотариальной доверенности

    Поставить землю на кадастровый учет может и арендатор при условии, что договор аренды заключен не мене чем на 5 лет.

    Существует закрытый перечень типов земельных участков, которые можно поставить на кадастровый учет:

    1. Земли, принадлежащие на праве собственности, аренды, бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения. Если к новому лицу земельный участок перешел на основании наследства, то право собственности присваивается автоматически и регистрировать земельный участок в кадастровой палате не требуется
    2. Земли, образованные путем выделения/соединения земельных участков. Например, если собственник решил выделить из своего участка несколько других объектов путем разделения первоначального объекта, то в кадастр нужно вносить сведения обо всех вновь образованных территориях.

    Также есть земли, которые нельзя оформить на праве собственности, а значит, они не подлежат постановке на кадастровый учет:

    • земли, отнесенные к территориям заповедников, культурных и исторических мест
    • земли, отнесенные к водному или лесному фонду
    • земли, зарезервированные для государственных нужд
    • земли, находящиеся в использовании или возможной эксплуатации службами безопасности РФ, вооруженными силами РФ

    Категорию земельного участка можно узнать по выписке из Росреестра.

    Регистрация земельного участка начинается со сбора документов. Итак, для этого нужно собрать пакет документов, в который входят:

    • документы, подтверждающие право собственности на землю: свидетельство о наследстве, свидетельство о праве собственности, выписка из реестра прав на недвижимое имущество. Правоустанавливающим документом может быть и договор, т.е. договор основания владения земельным участком: договор купли-продажи, бессрочного пользования, аренды, договор купли-продажи дома; в случае, если земля под ним не оформлена должным образом, договор о праве пожизненно наследуемого владения, договор дарения
    • согласие (потребуется, если арендодателем по договору аренды земельного участка выступает муниципальный орган, например, администрация города). Перед подачей документов на регистрацию нужно получить согласие в письменном виде от арендодателя. Если земельный участок находится в долевой собственности, субаренде, то согласие потребуется от всех арендаторов и собственников участка. Разумеется, этот документ необязательный. Согласие оформляется в письменном виде, чаще всего на месте подачи документов
    • геодезический и межевой планы участка. Межевой план оформляется в двух форматах: на бумажном носителе и в электронном виде с записью на CD диске. Межевой план и геодезический план должны быть составлены специалистами. Эти планы необходимы для конкретизации границ земельного участка, определения его площади, описания характеристики поверхности почвенного покрова. Планы включают в себя не только текстовые данные, но и чертежи и схемы расположения участка
    • если действия совершаются по доверенности представителем в интересах недееспособного лица, то к пакету документов нужно приложить нотариально заверенную доверенность от имени собственника. Если доверенное лицо или представитель действуют в интересах несовершеннолетнего, то нужно получить согласие от органов опеки и попечительства
    • квитанция об оплате государственной пошлины (актуальный размер государственной пошлины установлен статьей 333.33 Налогового кодекса РФ)

    В 2017 году процедура постановки земельного участка на кадастровый учет претерпела изменения. Росреестр ведет государственную регистрацию объектов недвижимости. Соответственно, заявление о постановке на учет земельного участка и пакет документов нужно подавать через территориальное отделение Росреестра. Кроме того, действующими нормами предусмотрена возможность подачи заявления через портал Госуслуг, а также обратившись в Многофункциональный центр (МФЦ).

    Заявление о постановке земельного участка на кадастровый учет является основополагающим. Бланк можно скачать с официального сайта Росреестра и заполнить его от руки или в электронной форме (подпись заявителя обязательна в любом случае). В заявлении необходимо указать адрес расположения земельного участка, данные заявителя, в том числе паспортные данные, переписать перечень документов, которые прикладываются к заявлению. Если заявление подает представитель, то он заполняет графу 3.3. заявления.

    После принятия пакета документов заявителю на руки выдается расписка с указанием даты получения выписки объекта недвижимости. День вручения выписки земельного участка совпадает с днем внесения информации о нем в реестр.

    Ранее на руки выдавался паспорт земельного участка. В паспорте земельного участка указывается информация о стоимости земельного участка, о возможных полезных ископаемых на участке, размере земельного налога, экспликации земельного участка, а также инженерно-технические характеристики.

    На сегодняшний день Росреестр заменил этот документ выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объектах недвижимости. Предоставляется как в электронном формате, так и на бумаге. В ней указывается:

    • собственник земли
    • адрес и площадь участка
    • номер и кадастровая стоимость

    Срок постановки на кадастровый учет составляет 5 рабочих дней при условии, что заявитель правильно заполнил заявление и передал полный пакет документов, а в межевом плане нет ошибок. Срок увеличивается до 10 рабочих дней, если регистрация земельного участка проводится с одновременным присвоением ему кадастрового номера. Кроме того, если вы подаете документы в послеобеденное время, срок регистрации начинает течь со следующего рабочего дня. Если вы подаете документы через МФЦ, то скорее всего срок может увеличиться, но не более чем на 2 дня (это максимальный срок передачи документов из Росреестра в МФЦ). Получить дополнительную копию выписки из реестра можно в МФЦ в срок до 3 рабочих дней. Практика идет к постепенному сокращению срока ожидания регистрации юридических фактов с недвижимостью, в чем видны несомненные плюсы.

    За выпиской из реестра и кадастровым паспортом нужно прийти не ранее назначенного в расписке дня.

    После постановки на учет информация о земельном участке будет содержаться в реестре. Напомним, что до начала 2017 года было два реестра:

    1. реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
    2. кадастр недвижимости

    После внесения изменений в отдельные законодательные акты на сегодняшний день сформирован Единый реестр недвижимости. В этом реестре отражаются и сделки с недвижимостью, и кадастровый учет прав.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...