Существенность ошибки как элемент учетной политики организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Существенность ошибки как элемент учетной политики организации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если организацией вследствие неприменения нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету допущено неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, то это является ошибкой, подлежащей исправлению в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденным Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н (п. п. 2, 4 ПБУ 22/2010).

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период (п. 3 ПБУ 22/2010).

Пользователи отчетности — это потенциальные инвесторы и контрагенты (заказчики, арендодатели и кредиторы), которым нужно знать, стоит ли предоставлять организации ресурсы. На основании отчетности они решают:

  • следует ли покупать ценные бумаги, выпущенные организацией (сможет ли она получать прибыль, которая будет распределяться на дивиденды, погасит ли свой вексель);

  • поручать ли ей исполнение заказов, давать ли в аренду имущество, предоставлять ли кредиты (сможет ли организация исполнять свои договорные обязательства).

Таким образом, существенными ошибками являются значительные искажения показателей отчетности, из-за которых пользователь может сделать неверный вывод о способности организации приносить прибыль и своевременно исполнять обязательства.

Исправление существенных ошибок

Конкретных критериев существенности ПБУ 22/2010 не устанавливает.

Поэтому существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010).

При этом следует учитывать, что показатель может считаться существенным, если его нераскрытие влияет на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности.

Является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

Таким образом, существенность показателя при формировании бухгалтерской отчетности определяется совокупностью качественных и количественных факторов.

Определенный Организацией уровень существенности ошибки надо закрепить в бухгалтерской учетной политике.

Согласно учетной политике уровень существенности ошибки рассчитывается как 5% от среднего значения пяти показателей отчетности за отчетный год, в котором допущена ошибка. Значения этих показателей за 2016 г. составили:

1. Баланс:

— по строке 1150 «Основные средства» — 5 млн руб.;

— по строке 1230 «Дебиторская задолженность» — 3 млн руб.;

— по строке 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — 2 млн руб.;

2. Отчет о финансовых результатах:

— по строке 2110 «Выручка» — 24 млн руб.;

— по строке 2400 «Чистая прибыль (убыток)» — 1 млн руб.

Итого 35 млн руб. (5 млн руб. + 3 млн руб. + 2 млн руб. + 24 млн руб. + 1 млн руб.).

Уровень существенности для ошибки, допущенной в отчетности за 2015 г., — 350 тыс. руб. (35 млн руб. / 5 x 5%).

Ошибки в пределах 350 тыс. руб. считаются несущественными, а ошибки, превышающие 350 тыс. руб., — существенными.

Согласно п. 8 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после представления бухгалтерской отчетности за этот год акционерам акционерного общества, участникам общества с ограниченной ответственностью, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника, и т.п., но до даты утверждения такой отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке (например, на общем собрании акционеров), также исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность).

При этом в пересмотренной бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую отчетность, а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности.

Пересмотренная бухгалтерская отчетность представляется во все адреса, в которые была представлена первоначальная бухгалтерская отчетность.

Согласно п. 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:

1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), то есть счет 84 «Нераспределенная прибыли (непокрытый убыток);

2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.

Согласно п. 10 ПБУ 22/2010 в случае исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности, утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 11 ПБУ 22/2010 в случае если существенная ошибка была допущена до начала самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год предшествующих отчетных периодов, корректировке подлежат вступительные сальдо по соответствующим статьям активов, обязательств и капитала на начало самого раннего из представленных отчетных периодов (обычно три года).

Согласно п. 12 ПБУ 22/2010 в случае если определить влияние существенной ошибки на один или более предшествующих отчетных периодов, представленных в бухгалтерской отчетности, невозможно, организация должна скорректировать вступительное сальдо по соответствующим статьям активов, обязательств и капитала на начало самого раннего из периодов, пересчет за который возможен.

Отметим, что влияние существенной ошибки на предшествующий отчетный период определить невозможно, если требуются сложные и (или) многочисленные расчеты, при выполнении которых невозможно выделить информацию, свидетельствующую об обстоятельствах, существовавших на дату совершения ошибки, либо необходимо использовать информацию, полученную после даты утверждения бухгалтерской отчетности за такой предшествующий отчетный период (п. 13 ПБУ 22/2010).

Период, в котором нужно исправить ошибку, зависит от ее существенности и от того, когда ее обнаружили.

Различают три ситуации:

  • до подписания отчетности;
  • после подписания отчетности, но до ее утверждения;
  • после подписания и утверждения отчетности.

Если ошибку нашли до подписания отчетности, то ее следует исправить датой 31 декабря отчетного года. Причем независимо от того, существенная эта ошибка или не существенная (п. 6, 7, 8 ПБУ 22/2010).

Если ошибку обнаружили после подписания, но до утверждения отчетности, то:

  • несущественную ошибку нужно исправить в месяце обнаружения. Корректируют счет 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 14 ПБУ 22/2010);
  • существенную ошибку исправляют на дату 31 декабря отчетного года (п. 6, 7, 8 ПБУ 22/2010).

Если несущественную ошибку обнаружили после подписания и утверждения, то ее исправляют текущей датой.

Существенную ошибку, найденную после подписания и утверждения отчетности, тоже нужно исправлять на день обнаружения, но при этом корректируют счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». А ошибочные показатели нужно пересчитать так, будто ошибки не было. О характере ошибки и периоде исправления составляются пояснения по бухгалтерской отчетности (подп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010).

Критерии, по которым ошибка признается существенной, фирма определяет самостоятельно. Это нужно прописать в учетной политике (п. 3 ПБУ 22/2010). Они могут быть как качественные, так и количественные.

По качественному критерию существенность ошибки определяют в зависимости от конкретной статьи отчета.

Пример. Качественный критерий существенности ошибки

Фирма осуществляет основную деятельность — ремонтные работы. Также она предоставляет дополнительную услугу по вывозу строительного мусора. В учетной политике прописано, что ошибки, которые относятся к доходам и расходам по вывозу строительного мусора, всегда будут несущественными.

Как не промахнуться с критерием существенности ошибки?

Существенность той или иной ошибки может варьироваться в зависимости от избранного отчетного периода.

Так, годовая отчетность используется широким кругом внутренних и внешних пользователей для принятия, в том числе, стратегических решений (относительно распределения прибыли, структуры бизнеса, оценки финансовой устойчивости контрагента).

Однако руководство организации может принять решение составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность по итогам каждого месяца или каждого квартала, или на конкретную отчетную дату текущего года.

Цели составления промежуточной отчетности могут быть различными. В частности, ее данные могут использоваться для разработки и корректировки бизнес-планов, оценки стоимости доли участников. Такая отчетность может предоставляться контрагентам, инвесторам или банкам и т.п.

Для промежуточной отчетности с учетом целей ее составления могут иметь существенное значение иные ошибки, нежели для годовой.

  • Как отличить существенную ошибку от несущественной
    • Степень существенности влияет на экономические решения пользователей
    • Степень существенности определяется исходя из рациональности
    • Фактор существенности необходимо учитывать по совокупности ошибок
    • Существенность ошибки может варьироваться от отчетного периода
  • Примеры формулировок учетных политик в части исправления ошибок
  • Как исправить существенные ошибки
  • Существенная ошибка выявлена в течение года
  • Существенная ошибка выявлена до утверждения отчетности
  • Существенная ошибка выявлена после утверждения отчетности
  • Исправление существенных ошибок при упрощенных способах ведения бухгалтерского учета

3.1. Данная глава посвящена требованиям МСФО (IAS) 8, в котором идет речь об учетной политике, бухгалтерских оценках и ошибках. Другие аспекты подготовки финансовой отчетности покрываются МСФО (IAS) 1 и МСФО (IFRS) 5, которые рассматриваются в главах 4 и 26 соответственно.

Цели и сфера применения

3.2. МСФО (IAS) 8 устанавливает критерии выбора и применения учетной политики. В нем также говорится о порядке учета и требованиях к раскрытию информации об изменениях в учетной политике, бухгалтерских оценках и исправлении ошибок предыдущих периодов. МСФО (IAS) 8 направлен на повышение уровня уместности, надежности и сопоставимости финансовой отчетности. Требования к раскрытию информации об учетной политике, за исключением тех, что относятся к изменениям в учетной политике, описаны в МСФО (IAS) 1 (см. главу 4). [МСФО (IAS) 8, параграфы 1, 2]. Налоговые эффекты от исправления ошибок предыдущих периодов и изменений в учетной политике учитываются и раскрываются в соответствии с МСФО (IAS) 12 (см. главу 13). [МСФО (IAS) 8, параграфы 3, 4].

3.3. Учетная политика — это конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые организацией при подготовке и представлении финансовой отчетности. [МСФО (IAS) 8, параграф 5]. Подготовка финансовой отчетности опирается на определенные общие принципы: например, финансовая отчетность, как правило, готовится на основе принципа непрерывности деятельности, метода начислений и оценки на основе исторической стоимости (или на основе исторической стоимости, за исключением переоценки некоторых активов). Существуют общие правила, которые применяются при признании элементов финансовой отчетности, таких как доходы, расходы, активы, обязательства и собственный капитал.

3.4. В Концептуальных основах финансовой отчетности (Conceptual framework for financial reporting) Совета по МСФО (IASB) (далее — «Концептуальные основы», или «Концептуальные основы Совета по МСФО (IASB)») определяются цели финансовой отчетности и понятия, которые лежат в основе ее подготовки для внешних пользователей. В Концептуальных основах также подробно рассматриваются элементы финансовой отчетности и критерии их признания. Поэтому организациям не следует разрабатывать собственные общие принципы подготовки своей финансовой отчетности, так как они должны использовать общепринятый принцип непрерывности деятельности, признавать активы и обязательства, только если они соответствуют определениям, данным в соответствующих МСФО (IFRS), либо, если они не упомянуты в МСФО (IFRS), — определениям, данным в Концептуальных основах.

3.5. Концептуальные основы устанавливают две основополагающие качественные характеристики финансовой отчетности, необходимые для того, чтобы финансовая информация была полезной для использования: уместность и правдивое (достоверное) представление. Существенность является составной частью принципа уместности. Достоверное представление предполагает, что информация должна быть полной, нейтральной и не содержать ошибок. Кроме того, полезность финансовой информации возрастает, если она сопоставима, проверяема, своевременна и понятна. [Концептуальные основы, параграфы QC4-QC32].

3.6. Одной из задач Концептуальных основ является содействие Совету по МСФО (IASB) в разработке и пересмотре существующих МСФО (IFRS). Также Концептуальные основы предназначены для содействия Совету по МСФО (IASB) в дальнейшей гармонизации нормативных требований путем предоставления основы для сокращения вариантов альтернативных подходов к учету, допустимых в соответствии с МСФО (IFRS).

3.7. Используя Концептуальные основы в качестве базы, Совет по МСФО (IASB) принял значительное количество МСФО (IFRS) и разъяснений (КРМФО (IFRIC) и ПКР (SIC)), устанавливающих единую учетную политику, которая должна применяться в соответствии с МСФО (IFRS), либо (в отдельных случаях) альтернативные учетные политики, которые разрешается использовать. Как следствие, выбор учетной политики организациями в большой степени предопределен существующими МСФО (IFRS).

3.8. В соответствии с положениями МСФО (IAS) 8, если МСФО (IFRS) или разъяснение применимы в отношении операции, иного события или условия, организация должна определить учетную политику или политики, которые будут применяться к ним, со ссылкой на требования этого МСФО (IFRS) или разъяснения. [МСФО (IAS) 8, параграф 7]. В МСФО (IAS) 8 отмечается, что к МСФО (IFRS) часто прилагается руководство, которое помогает организациям применять их требования. В таком руководстве указывается на то, что оно либо (а) является составной частью МСФО (IFRS) и, следовательно, обязательно к применению, будучи частью требований МСФО (IFRS) или разъяснения, либо (b) не является. Руководство, которое не является составной частью МСФО (IFRS), всего лишь помогает применять МСФО (IFRS) и не содержит требований к финансовой отчетности. [МСФО (IAS) 8, параграф 9]. МСФО (IFRS) также включают абзацы, напечатанные жирным шрифтом, и абзацы, напечатанные обычным шрифтом. Эти абзацы одинаково важны, хотя абзацы, напечатанные жирным шрифтом, указывают на основные принципы. [Предисловие к МСФО (IFRS), параграф 14].

3.9. В МСФО (IAS) 8 отмечается, что МСФО (IFRS) устанавливают такие положения учетной политики, которые, по мнению Совета по МСФО (IASB), будут приводить к формированию финансовой отчетности, содержащей уместную и надежную информацию об операциях, иных событиях и условиях, к которым они применяются. [МСФО (IAS) 8, параграф 8]. (В Концептуальных основах определение «надежная» заменено на «правдивое представление», однако в МСФО (IAS) 8 данное изменение еще не внесено.) Что касается описываемых в Концептуальных основах дополнительных характеристик понятности и сопоставимости, повышающих качество финансовой отчетности (см. параграф 3.5 выше), то они должны обеспечиваться автоматически, так как МСФО (IFRS) (и предписываемые ими учетные политики) должны быть понятными и по определению должны способствовать сопоставимости.

3.10. Если МСФО (IFRS) позволяет организации выбрать один из двух альтернативных подходов к учету, важно, чтобы организация четко указала, какой из них она выбрала (и этот подход должен применяться последовательно, если только МСФО (IFRS) не разрешено иное). Примерами МСФО (IFRS), допускающих альтернативные подходы к учету, являются МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 19. МСФО (IAS) 16 позволяет организации выбрать политику учета либо по первоначальной стоимости, либо по переоцененной стоимости для отдельных классов активов (см. главу 16). Параграф 134 МСФО (IAS) 19 не содержит конкретных требований относительно представления расходов на пенсионное обеспечение, поэтому такие расходы в составе прибыли или убытка могут быть представлены одной статьей или разделены между операционными и финансовыми расходами.

Существенность ошибки как элемент учетной политики организации

3.22 Организации должны применять учетную политику последовательно, если только МСФО (IFRS) не разрешает обратного (см. параграф 3.23). В целом, если какой-либо МСФО (IFRS) требует или допускает применение различных учетных политик к различным категориям статей, для каждой такой категории организация должна выбрать соответствующую учетную политику и применять эту политику последовательно в рамках каждой категории. [МСФО (IAS) 8, параграф 13]. Например, МСФО (IAS) 16 позволяет использовать политику переоценки для одной из категорий основных средств, тогда как в то же время другая категория может оцениваться по первоначальной стоимости. Принцип последовательности требует, чтобы в случаях, когда организация применяет различные политики для учета различных категорий основных средств, политика, принятая для каждой категории, применялась последовательно в отношении всех активов, включенных в эту категорию, и между отчетными периодами.

3.23. В некоторых обстоятельствах МСФО (IFRS) могут позволять организациям применять различные учетные политики к аналогичным статьям. Примером является ситуация, когда организация приобретает менее 100 % бизнеса. В соответствии с МСФО (IFRS) 3, для каждой операции приобретения у организации есть выбор относительно того, как она будет оценивать неконтролирующую долю участия.

3.24. Может возникнуть вопрос о том, требует ли МСФО (IFRS) принятия последовательной учетной политики в консолидированной финансовой отчетности в сравнении с индивидуальной финансовой отчетностью материнской или дочерних организаций, готовящих финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IFRS).

3.25. В отношении консолидированной финансовой отчетности МСФО (IFRS) 10 требует применения единой учетной политики для аналогичных операций и иных событий, имевших место при сходных обстоятельствах. Если любой член группы принял отличную учетную политику в своей индивидуальной финансовой отчетности, для достижения единообразия необходимо внести соответствующие кон-солидационные корректировки. [МСФО (IFRS) 10, параграф 19; МСФО (IFRS) 10, Приложение В, параграф B87]. Аналогичное требование об использовании единой учетной политики применяется к инвестициям, учтенным с применением метода долевого участия. [МСФО (IAS) 28 (пересмотренная версия), параграф 35].

3.26. Тем не менее МСФО (IFRS) не требует, чтобы учетные политики, применяемые для индивидуальной финансовой отчетности материнской и дочерних организаций, были такими же, как и учетная политика, использованная при подготовке консолидированной финансовой отчетности группы. В отношении каждой организации, предоставляющей индивидуальную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IFRS), МСФО (IAS) 8 требует, чтобы руководство осуществило тот же процесс выбора учетной политики, что и в отношении консолидированной финансовой отчетности, и каждая организация должна выбрать учетную политику, которая обеспечит достоверное представление информации в ее финансовой отчетности. Факторы, которые руководство организации принимает во внимание при выборе учетной политики для консолидированной финансовой отчетности группы, как правило, применимы к финансовой отчетности отдельно взятых организаций. Соответственно, в большинстве случаев можно было бы обоснованно ожидать, что для группы, материнской и дочерних организаций, готовящих финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IFRS), будут выбраны одинаковые учетные политики.

3.27. Возможны особые причины выбора разных учетных политик для организаций в составе группы. Конкретные обстоятельства и анализ соотношения затрат и выгод могут существенно меняться для разных отчитывающихся организаций и пользователей их финансовой отчетности. Например, сопоставимость учетных политик внутри группы организаций может быть крайне желательна и полезна для акционеров и потенциальных инвесторов организации, ценные бумаги которой обращаются на бирже. Кроме того, если группа также отчитывается в соответствии с ОПБУ США (US GAAP), руководство может стремиться сократить различия между данными консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IFRS) и в соответствии с ОПБУ США (US GAAP). В свою очередь, сопоставимость может быть не столь важна для пользователей индивидуальной финансовой отчетности организации, тогда как иные факторы, такие как влияние различных учетных политик на распределяемую прибыль дочерних организаций, размер неконтролирующей доли участия или особенности регулирования, могут сыграть большую роль при выборе их учетных политик.

3.28. Решение использовать единую учетную политику или различные учетные политики при подготовке индивидуальной финансовой отчетности материнской или дочерних организаций может потребовать применения профессиональных суждений со стороны соответствующих советов директоров. При выборе иной учетной политики организация должна быть в состоянии обосновать свой выбор весомыми бизнес- или коммерческими причинами.

3.29. Изменение должно вноситься в учетную политику, только если такое изменение:

  • требуется МСФО (IFRS) или разъяснением; или
  • приведет к тому, что финансовая отчетность будет предоставлять надежную и более уместную информацию о влиянии операций, иных событий или условий на финансовое положение, финансовые результаты или движение денежных средств организации. [МСФО (IAS) 8, параграф 14].

3.29.1. Добровольное изменение учетной политики не предполагает свободного выбора со стороны руководства. Новая учетная политика должна быть обоснована в соответствии со вторым пунктом списка, указанного выше. Кроме того, некоторые регулирующие органы могут потребовать независимого подтверждения того, что новая учетная политика предпочтительнее прежней, если изменение не связано с введением нового МСФО (IFRS) или внесением поправок в действующий МСФО (IFRS).

3.30. В соответствии с принципом последовательности (см. параграф 3.22), организации следует применять одну и ту же учетную политику из периода в период, если только изменение в учетной политике не отвечает одному из указанных выше условий. Это связано с тем, что пользователи финансовой отчетности должны иметь возможность сравнивать финансовую отчетность организации за разные периоды с тем, чтобы оценить тенденции изменений ее финансового положения, финансовых результатов и движения денежных средств. [МСФО (IAS) 8, параграф 15].

3.31. Изменения в учетной политике могут быть классифицированы на основании трех основных процессов, применяемых при подготовке финансовой отчетности, а именно: (i) признание, (ii) основа оценки и (iii) представление.

3.32. Изменения в политике признания, например, включают в себя:

  • изменения в порядке признания выручки от продажи товаров и оказания услуг;
  • изменения в отношении того, включаются ли затраты по заимствованиям (затраты по займам) в состав первоначальной стоимости актива, который в дальнейшем будет оцениваться по справедливой стоимости.

3.33. Изменения в политиках, связанных с основой оценки, включают, например, переход от оценки класса основных средств по амортизированной исторической стоимости к политике регулярной переоценки (необходимо обратить внимание на то, что переоценка в таком случае применяется перспективно, а не ретроспективно — см. параграф 3.44 ниже).

3.34. Изменение в классификации статьи в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках или отчете о движении денежных средств часто представляет собой изменение в учетной политике, связанное с представлением, кроме случаев, когда оно вызвано изменением обстоятельств (рассматривается подробнее ниже).

3.35. МСФО (IAS) 8 подчеркивает, что применение новой учетной политики для учета операций или событий, отличающихся по своей сути от тех, что имели место ранее (т. е. в случае, когда изменились обстоятельства), не является изменением в учетной политике. Аналогичным образом применение новой учетной политики в отношении операций или событий, которые не имели места ранее или были несущественными в предыдущем году, не является изменением в учетной политике и осуществляется перспективно. [МСФО (IAS) 8, параграф 16]. Например, если имеет место изменение функциональной валюты организации, МСФО (IAS) 21 требует, чтобы организация учитывала это перспективно путем пересчета всех статей финансовой отчетности в новую функциональную валюту с использованием обменного курса на дату изменения. Изменение функциональной валюты не является изменением в учетной политике, поскольку происходит в результате изменения в основных операциях, событиях и обстоятельствах организации. [МСФО (IAS) 21, параграфы 35-37].

3.36. Другая ситуация, связанная с изменением обстоятельств, возникает, когда имеет место изменение способа использования существующего актива. Это можно проиллюстрировать на следующем примере.

Пример. Изменение способа использования существующего актива

Организация А владеет офисным зданием, которое ранее она использовала в собственных административных целях. Соответственно, здание классифицировалось в составе объектов основных средств и учитывалось по амортизированной исторической стоимости. В текущем году руководство переместило сотрудников в новое здание и сдало старое здание в аренду третьим лицам. Соответственно, старое здание было переклассифицировано в инвестиционную недвижимость и стало учитываться по справедливой стоимости.

Применение новой учетной политики в отношении событий или операций, которые по своей сути отличаются от имевших место ранее событий или операций, не является изменением в учетной политике. [МСФО (IAS) 8, параграф 16]. Это изменение представляет собой изменение способа использования недвижимости, следовательно, пересчет сравнительных данных не требуется. [МСФО (IAS) 40, параграф 61]. Применение разного порядка учета к одной и той же недвижимости в текущем и предыдущих годах является уместным, поскольку здание в течение этих двух лет использовалось с разными целями.

Тем не менее следует отметить, что, когда изменение в учетной политике осуществляется в целях переоценки недвижимости в соответствии с МСФО (IAS) 16 без изменения способа использования, применяются особые правила МСФО (IAS) 8 (см. параграф 3.44 ниже).

3.37. Изменения в учетной политике осуществляются при первоначальном применении МСФО (IFRS) или разъяснения или могут проводиться организацией добровольно. Требования МСФО (IAS) 8 в этих обстоятельствах различаются и рассматриваются ��иже.

3.38. Изменения в учетной политике в результате первоначального применения (включая досрочное применение) МСФО (IFRS) или разъяснения должны учитываться в соответствии с конкретными переходными положениями данного МСФО (IFRS) или разъяснения, если таковые имеются. При отсутствии конкретных переходных положений данное изменение должно учитываться ретроспективно (так же, как и прочие добровольные изменения в учетной политике, рассматриваемые в параграфе 3.41 ниже). Досрочное применение нового МСФО (IFRS) или разъяснения не является добровольным изменением в учетной политике, следовательно, необходимо применять конкретные переходные положения этого нового МСФО (IFRS) или разъяснения. [МСФО (IAS) 8, параграфы 19, 20].

3.39. Конкретные переходные положения часто включаются в состав новых или пересмотренных МСФО (IFRS) с целью сделать возможным их перспективное, а не ретроспективное применение. Иногда это связано с тем, что невозможно получить необходимую для пересчета сопоставимых данных информацию. Также применение нового порядка учета к некоторым операциям в прошлом (таким как объединение бизнесов) может быть чрезмерно затруднительным.

3.40. В отдельных случаях при отсутствии соответствующего МСФО (IFRS) организация может применять положения самого последнего стандарта учета или решения, опубликованного другим устанавливающим стандарты учета органом (хотя любые переходные положения в этом стандарте или решении не могут использоваться в соответствии с МСФО (IFRS)). Если организация использовала стандарт учета или решение, опубликованное другим устанавливающим стандарты учета органом, и этот стандарт или это решение впоследствии пересматриваются, организация должна определить, является ли финансовая информация, подготовленная в соответствии с пересмотренным стандартом или решением, более надежной и уместной. В случае если это так и если организация решит следовать пересмотренному стандарту или решению, такое изменение учитывается в соответствии с МСФО (IAS) 8 как добровольное изменение в учетной политике. [МСФО (IAS) 8, параграф 21].

3.41. Добровольные изменения в учетной политике и принятие новых МСФО (IFRS) или разъяснений в отсутствие конкретных переходных правил, в том числе изменения в представлении, необходимо применять ретроспективно, за исключением случаев, когда практически неосуществимо определить влияние, относящееся к определенному периоду, или кумулятивное влияние изменения (см. параграф 3.98 и далее). Все сравнительные данные должны быть скорректированы, чтобы отражать финансовые результаты и финансовое положение организации предыдущих периодов, как если бы новая учетная политика применялась всегда. [МСФО (IAS) 8, параграфы 22, 23]. Ретроспективное применение определяется в МСФО (IAS) 8 как «применение новой учетной политики к операциям, прочим событиям и условиям таким образом, как если бы эта учетная политика применялась всегда». [МСФО (IAS) 8, параграф 5]. Корректировка применительно ко всем периодам, предшествующим представленным, должна отражаться как корректировка остатка на начало периода по каждому затронутому компоненту собственного капитала (например, нераспределенной прибыли) для самого раннего из представляемых периодов. Помимо этого, если организация применяет изменения в учетной политике ретроспективно, МСФО (IAS) 1 требует представления дополнительного бухгалтерского баланса по состоянию на начало предыдущего периода, если эффект применения был существенным (см. ниже параграфы 3.110 и 3.112).

3.42. Например, если изменение в учетной политике произведено в 20Х7 г. и финансовая отчетность представлена за год, закончившийся 31 декабря 20Х7 г., со сравнительными данными за год, закончившийся 31 декабря 20Х6 г., то сравнительные данные за год, закончившийся 31 декабря 20Х6 г., были скорректированы. Остатки нераспределенной прибыли и прочих компонентов собственного капитала, которые могли быть затронуты, корректируются на 1 января 20Х6 г. на сумму совокупной корректировки за годы, предшествующие 20Х6 г. Любая другая информация в отношении предыдущих периодов, представленная в финансовой отчетности (например, сводные данные за прошлые годы), также корректируется на столько периодов назад, насколько это практически осуществимо. [МСФО (IAS) 8, параграф 26]. См. также параграф 3.110.

[Следующий параграф — 3.44.]

3.44. МСФО (IAS) 8 устанавливает порядок отражения изменений в учетной политике, но предусматривает особое исключение для изменения в учетной политике, касающегося перехода на модель учета по переоцененной стоимости для основных средств или нематериальных активов, осуществляемого впервые. МСФО (IAS) 8 гласит, что первичное применение политики отражения активов по переоцененной стоимости в соответствии с МСФО (IAS) 16 или МСФО (IAS) 38 является изменением в учетной политике. Однако такое изменение должно отражаться как переоценка в соответствии с МСФО (IAS) 16 или МСФО (IAS) 38, а не в соответствии с МСФО (IAS) 8. Следовательно, данное изменение не отражается ретроспективно путем пересчета сопоставимых данных. [МСФО (IAS) 8, параграфы 17, 18]. Это означает, что такое изменение в учетной политике учитывается как переоценка текущего года, а не путем корректировки показателей прошлых лет.

3.45. Пересчет финансовой отчетности за предыдущие годы путем корректировки данных за эти годы необязательно означает, что финансовая отчетность, которая была одобрена (утверждена) и опубликована за такие предыдущие периоды, должна быть отозвана и скорректирована.

Существенность в исправлении ошибок

/ условие / Организация за декабрь 2011 г. ошибочно начислила амортизацию в размере 200 000 руб. вместо 250 000 руб.

При этом до выявления ошибки показатели, на которые влияет эта ошибка, были следующие:

  • остаточная стоимость основных средств (из баланса) — 900 000 руб.;
  • прибыль от продаж (из отчета о прибылях и убытках) — 1 000 000 руб.;
  • прибыль до налогообложения (из отчета о прибылях и убытках) — 270 000 руб.;
  • чистая прибыль (из отчета о прибылях и убытках) — 216 000 руб.;
  • себестоимость продаж (из отчета о прибылях и убытках) — 700 000 руб.;
  • сумма налога на прибыль (из отчета о прибылях и убытках) — 54 000 руб.

В налоговом учете допущена такая же ошибка — разниц нет.

В учетной политике организация установила, что существенной является ошибка, приводящая к искажению любой строки бухотчетности не менее чем на 10%.

/ решение / Посмотрим, является ли ошибка существенной.

ШАГ 1. Рассчитаем сумму ошибки: 250 000 руб. – 200 000 руб. = 50 000 руб.

ШАГ 2. Рассчитаем процент искажения каждой строки бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, на которые влияет отражение амортизации.

Наименование строк баланса и отчета о прибылях и убытках На 31.12.2011
Сумма до выявления ошибки, руб. Сумма после выявления ошибки, руб. Процент искажения, %
Основные средства 900 000 850 000
(900 000 руб. –50 000 руб.)
5,88
((900 000 руб. – 850 000 руб.) / 850 000 руб. х 100%)
Себестоимость продаж 700 000 750 000
(700 000 руб. + 50 000 руб.)
6,67
((750 000 руб. – 700 000 руб.) / 750 000 руб. х 100%)
Прибыль (убыток) от продаж 1 000 000 950 000
(1 000 000 руб. – 50 000 руб.)
5,26
((1 000 000 руб. – 950 000 руб.) / 950 000 руб. х 100%)
Прибыль (убыток) до налогообложения 270 000 220 000
(270 000 руб. – 50 000 руб.)
22,73
((270 000 руб. – 220 000 руб.) / 220 000 руб. х 100%)
Текущий налог на прибыль 54 000 44 000
(220 000 руб. х 20%)
22,73
((54 000 руб. – 44 000 руб.) / 44 000 руб. х 100%)
Чистая прибыль 216 000 176 000
(220 000 руб. – 44 000 руб.)
22,73
((216 000 руб. – 176 000 руб.) / 176 000 руб. х 100%)

ШАГ 3. Сравним максимальный процент искажения с критерием существенности ошибки: 22,73% > 10%.

Таким образом, допущенная ошибка является существенной.

Отправной точкой для анализа количественных характеристик существенности, как правило, является определенная доля чистой прибыли или другой крупный финансовый показатель деятельности.

См. также:

CFA — Как анализировать отчет о прибылях и убытках?

5% чистой прибыли от продолжающейся деятельности или 2-3% операционной прибыли (или другого показателя операционной рентабельности) являются общим базовым порогом существенности для многих компаний и их аудиторов, но эти пороговые значения могут сильно отличаться.

Даже если аудиторская фирма придерживается определенного порога в своей методике аудита, он может быть изменен для конкретной компании, особенно когда компания убыточна или находится вблизи точки безубыточности.

Несомненно, что компании следует выработать свой собственный количественный порог в качестве отправной точки при оценке существенности. Если это возможно, собственный порог должен быть согласован с оценкой существенности аудиторов компании.

Различные уровни существенности могут быть определены для различных статей отчетности, влияющих на прибыли и убытки, реклассификацию или агрегацию баланса, а также на раскрытия информации.


IAS 1 требует отдельной и совокупной оценки существенности статей отчетности. То есть, несущественная статья может стать существенной, в совокупности с отдельными несущественными статьями.

Поэтому важно следить за любыми неисправленными искажениями, выявленными в течение отчетного периода, чтобы иметь возможность оценить их совокупную существенность. С другой стороны, существенное искажение не может быть компенсировано другими существенными искажениями (например, одновременным завышением и выручки и расходов).

Совокупное воздействие несущественных искажений за предыдущие годы может стать существенным в определенный момент.

Например, ошибочно не признанные обязательства и расходы на $100 в год в течение последних 10 лет, приводит к занижению обязательств на $1,000.

Хотя искажение на $100 в рамках отдельного года может считаться несущественным, занижение обязательств на $1,000 на отчетную дату может быть существенным пропуском информации.

В этом случае, компания не может признать $1,000 обязательств и расходов в текущем периоде, так как это будет существенным искажением текущих финансовых результатов. Поэтому компания должна сделать ретроспективное исправление ошибок, даже если эти ошибки не были существенными в отдельно взятом предыдущем периоде.

Статья не может рассматриваться как несущественная только потому, что она находится ниже определенного количественного порогового значения.

Когда искажение делается преднамеренно для достижения определенного представления или результата, искажение считается существенным, независимо от суммы.

Это связано с тем, что такого искажения не было бы, если бы компания не ожидала, что оно повлияет на решения, принимаемые пользователями финансовой отчетности.

Подобные искажения не следует путать с упрощениями, сделанными компанией, так как упрощения не нацелены на достижение определенного результата или представления отчетности.

Примеры других качественных критериев, которые следует учитывать при оценке существенности:

  • позволяют ли искажения сделать выгодный финансовый прогноз (ее собственный, либо рыночный консенсус-прогноз),
  • позволяют ли искажения соответствовать нормативным требованиям, долговым ковенантами или другими договорным условиям),
  • изменяют ли искажения чистый убыток на чистую прибыль и наоборот,
  • влияют ли искажения на ключевые финансовые коэффициенты или другие раскрытия информации в финансовой отчетности, которы пользователи уделяют особое,
  • увеличивают ли искажения бонусное вознаграждение руководства компании,
  • меняют ли искажения отчетность по операционным сегментам, раскрытия информации о сделках со связанными сторонами или раскрытия других специфических вопросов.

Оценка существенности становится более сложной при применении количественных критериев существенности к промежуточной финансовой отчетности.

МСФО (IAS) 34 разъясняет, что существенность в промежуточной финансовой отчетности должна оцениваться в отношении финансовых результатов промежуточного периода, а не прогноза результатов за полный год.

[см. параграфы IFRS 34:23, 34:25 и 34:IN9].

Поэтому в финансовой отчетности, например, за 1-ый квартал, количественный порог существенности может составлять лишь четверть (1/4) значения, определенного для годовой финансовой отчетности.

Существует ли способ придерживаться годовох уровней существенности в промежуточной финансовой отчетности, и соответствовать при этом МСФО?

Нет, так как МСФО (IAS) 34 предъявляет совершенно определенные требования в этом отношении.


Интересно, что стандарты US GAAP гораздо мягче в этом вопросе и позволяют применять годовые уровни существенности в промежуточной финансовой отчетности с дополнительным раскрытием определенных существенных статей, которые раскрываются только в промежуточной отчетности

[см. также: ASC 270-10-45-16 и ASC 250-10-45-27].

Вагоностроительный завод принял решение о том, что вся мебель и офисная оргтехника, вычислительная и компьютерная техника относятся к несущественным активам, не оказывающим существенного влияния на показатели его бухгалтерской отчетности. Поэтому затраты на приобретение таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены, независимо от первоначальной стоимости отдельных объектов, хотя среди них могут быть отдельные дорогие объекты, например, стоимостью 100 тыс. руб. и более. При этом оборудование и компьютеры для производства вагонов, транспортное оборудование для вагоностроения (вагонотолкатели, трансбордеры, тягачи, прицепы и пр.) классифицируются в общеустановленном порядке как основные средства, поскольку они относятся к значимым показателям, существенно влияющим на финансовое положение завода, при этом среди них могут быть объекты небольшой стоимостью, например, по 40 тыс. руб.

К принятию решения по применению п. 5 ФСБУ 6/2020 организации нужно подойти комплексно и учесть следующие плюсы и минусы списания несущественных активов:

  • (+; -) установление количественного лимита в размере менее 100 тыс. руб. сблизит бухгалтерский и налоговый учет (п. 1 ст. 257 НК РФ), избавит в этой части от необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», но может не соответствовать интересам пользователей бухгалтерской отчетности;
  • (-) единовременное списание большого количества несущественных активов на расходы ухудшает финансовый результат отчетного периода;
  • (-) списание на расходы несущественных объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество по среднегодовой стоимости (пп. 1 п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ), может привести к налоговым рискам и доначислению этого налога, пени и штрафов;
  • (-) отражение активов в балансе важнее, чем списание их стоимости на расходы для расчета показателя чистых активов, за текущей величиной которого должна постоянно следить любая организация, чтобы не допустить кризисного положения, наиболее негативным последствием которого может стать ее ликвидация (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГК РФ, п. 4 ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Приказ Минфина России от 28.08.2014 № 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов»). При низком значении этого показателя возрастает риск банкротства. Высокий показатель чистых активов интересует кредиторов и потенциальных инвесторов;
  • (-) списание на расходы несущественных активов не избавляет организацию от обязанности осуществления надлежащего контроля наличия и движения таких активов (п. 5 ФСБУ 6/2020). В этих целях организация не обязана производить денежную оценку несущественных активов и отражать их на счетах бухгалтерского учета, включая забалансовые счета. Такой контроль может осуществляться без участия бухгалтерской службы уполномоченными лицами организации с помощью документов, удостоверяющих материальную ответственность работников за вверенное им имущество, зафиксированное в указанных документах в натуральных единицах (п. 10 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-126/2021-КпР);
  • (+; -) списание на расходы несущественных активов:
    • упрощает проведение обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, в ходе которой инвентаризируются только те объекты, которые в ней отражены (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 5, пп. «б» п. 45 ФСБУ 6/2020);
    • усложняет проведение инвентаризации, инициированной руководством организации в целях проверки физического наличия имущества. Такая инвентаризация проводится в удобные для организации сроки, а проверяемыми объектами являются те объекты, которые интересуют руководство вне привязки к правилам ведения учета таких объектов.

При большом количестве однородных основных средств информация о них в целом часто является существенной для организации, даже если стоимость одного объекта незначительна. В этой связи организация не может упростить учет таких объектов на основании п. 5 ФСБУ 6/2020 путем отказа от применения этого Стандарта, т. к. исключение информации о таких объектах из бухгалтерской отчетности организации может повлиять на экономические решения ее пользователя.

Один из способов рационализировать учет таких активов – это переход на их групповой учет.

Объекты основных средств могут быть объединены в одну групповую единицу учета при одновременном соблюдении всех следующих условий (п. 11 ФСБУ 6/2020, п. 2 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-125/2021-КпР «Групповая единица учета основных средств»):

  • организация управляет инвестициями в объекты групповой единицы учета и финансированием этих инвестиций на единой основе;
  • все объекты групповой единицы учета выполняют однородную функцию в деятельности организации;
  • элементы амортизации объектов в составе групповой единицы учета совпадают либо отличаются не настолько, чтобы эти отличия препятствовали возможности установить единую норму амортизации, отражающую характер поступления экономических выгод от инвестиций в объекты групповой единицы учета;
  • состав статей затрат, в которые включается амортизация групповой единицы учета, и способы распределения амортизации по этим статьям не отличаются от состава статей и способов распределения, как если бы амортизация начислялась по каждому объекту групповой единицы учета;
  • все объекты групповой единицы учета относятся к одной группе основных средств, определяемой организацией на основании п. 11 ФСБУ 6/2020;
  • все объекты групповой единицы учета входят в одну единицу, генерирующую денежные средства, или являются корпоративными активами, как это определено в МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (кроме организаций, не применяющих п. 38 ФСБУ 6/2020).

При необходимости организации могут вводить дополнительные условия объединения объектов основных средств в групповые единицы учета, установив их в своей учетной политике (п. п. 4, 7 ПБУ 1/2008).

Объединение объектов в групповые единицы учета не может быть произвольным. Оно должно осуществляться таким образом, чтобы результаты этого объединения не привели к существенному изменению показателей бухгалтерской отчетности по сравнению с теми значениями, которые сформировались бы в случае использования в качестве единиц учета отдельных инвентарных объектов.

Чтобы объединение основных средств в групповые единицы учета соответствовало требованию рациональности, организация должна иметь возможность начислять амортизацию по групповой единице учета в целом без привязки к отдельным объектам в составе этой единицы. Для этого можно использовать средневзвешенную норму амортизации, которая определяется расчетным путем на основе элементов амортизации основных средств, входящих в группу. Согласно п. 37 ФСБУ 6/2020, указанная норма амортизации должна уточняться в конце каждого года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.

Принятие решения по переходу на групповой учет указанных основных средств повлечет необходимость доработки применяемой организацией учетной системы и связанных с этим дополнительных затрат.

Шарнирно-губцевый инструмент, предназначенный для захвата, зажима, манипулирования деталями разных форм и перекусывания проволоки (кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пассатижи, клещи, ножницы и т.д.), имеет невысокую стоимость, но служит более 12 месяцев. Ремонтная организация имеет такой инструмент в большом количестве, ее работники (слесари, электромонтеры, ремонтники и т.п.) ежедневно используют его в своей работе. Информация об этом инструменте является существенной для данной организации, хотя стоимость каждой единицы инструмента небольшая. Поэтому в целях рационализации шарнирно-губцевый инструмент целесообразно объединить в одну групповую единицу учета (п. 11 ФСБУ 6/2020). Для компании, которая не использует указанный инструмент в своей деятельности, а приобретает его в небольшом количестве для мелкого ремонта техники в офисе собственными силами, вправе признать такие объекты несущественными активами и списать на расходы на основании п. 5 ФСБУ 6/2020.

Если у организации в связи с приобретением запасов возникает обязательство по их демонтажу, утилизации и восстановлению окружающей среды, оценочная величина такого обязательства, определенная в соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», включается в фактическую себестоимость запасов (пп. «г» п. 11 ФСБУ 5/2019).

В частности, обязательство по утилизации возникает при приобретении организациями различных ламп сроком службы не более 12 месяцев, поскольку неизвестно, когда лампы перегорят и когда возникнут будущие затраты на выполнение обязательства по их утилизации.

Решать вопрос о включении оценочных обязательств в фактическую стоимость ламп нужно исходя из существенности будущих затрат на выполнение обязательств по утилизации ламп (п. 7.4 ПБУ 1/2008).

Консалтинговая фирма для освещения своего офиса в формате open space приобретает потолочные люминесцентные двухцокольные лампы сроком службы не более 12 месяцев. Эти лампы учитываются фирмой в составе запасов (п.п. 3, 5, 6 ФСБУ 5/2019). В отношении таких ламп фирма, исходя из требования рациональности, определяет будущие затраты по утилизации ламп как несущественные и не включает в фактическую себестоимость ламп оценочные обязательства по их утилизации (пп. «г» п. 11 ФСБУ 5/2019, п.п. 6, 7.4 ПБУ 1/2008). Несущественные обязательства по утилизации ламп, не включенные в их фактическую себестоимость, относятся на расходы по мере их понесения.

Как определить существенность ошибки в бухгалтерской отчетности

Профессиональная фотостудия использует в своей деятельности импульсные лампы-вспышки. Срок службы импульсных ламп зависит от интенсивности их использования, режимов работы осветительных приборов, энергии вспышки, количества произведенных вспышек (импульсов), длительности импульсов, интервалов между ними и др. При скоростной фотосъемке ресурс импульсной лампы может быть исчерпан только за одну фотосессию в течение одного рабочего дня. Но и при щадящем режиме эксплуатации срок службы будет не более 12 месяцев. С учетом характера свой деятельности (т.е. характера информации для заинтересованных пользователей) в отношении импульсных ламп фотостудия определяет будущие затраты по утилизации ламп как существенные и включает в фактическую себестоимость таких ламп оценочные обязательства по их утилизации записью (пп. «г» п. 11 ФСБУ 5/2019, п. п. 5, 8, 15, 16 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденного Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н): Дебет 10 «Материалы» Кредит 96 «Резервы предстоящих расходов» = расчетная стоимость оценочного обязательства включена в фактическую себестоимость импульсных ламп.

Аудиторское заключение во многом зависит от личной уверенности аудитора в том, содержатся ли в финансовой отчетности организации существенные искажения. Для качественной работы аудитору важно понимать, какие искажения, неточности и ошибки имеют характер существенных, а какие не имеют.Значительную роль играет субъективное восприятие аудитора, его уровень профессионализма: понимание специфических моментов работы фирмы; учет уровня ответственности пользователей отчетности при принятии решений и последствий этих решений.

Несмотря на некоторую размытость понятия, существенность в аудите имеет определенные характеристики. Существенность экономической информации – ее качество, которое позволяет влиять на управленческие, экономические и иные решения компетентного пользователя этой информации. Существенным является искажение информации, превышающее заданный уровень существенности.

Уровень существенности – количественный показатель. Это искажение бухгалтерской отчетности, рубежное значение. Начиная с него компетентный пользователь на основе приведенных показателей будет делать ошибочные выводы, лишен возможности принимать обоснованные управленческие, экономические решения.

Выражая суждение о достоверности бухгалтерских данных, специалист учитывает причины, ограничивающие полную и абсолютную правоту такой оценки:

  1. Объем и сроки аудиторской проверки, массив информации, который подлежит проверке, ограничен.
  2. Неоднозначная трактовка части законодательных норм; такая возможность нередко заложена в самом законодательстве, в нормативных документах.
  3. Субъективные нюансы оценки фактов хозяйственной жизни, иных хозяйственных операций, в том числе и в момент подготовки бухгалтерской отчетности, определения степени достоверности данных.

Иными словами, аудитор высказывается, опуская стопроцентную уверенность, но имея в виду определенный уровень приемлемого риска.

Между существенностью и аудиторским риском образуется обратная зависимость. Очевидно, если используются менее строгие значения существенности, аудитор вынужден принимать дополнительные меры с целью снизить аудиторский риск: провести дополнительное тестирование данных, увеличить число аудиторских действий и процедур, затрачивать больше времени на проверку, расширить объем аудиторской выборки. Он работает с более широким объемом отклонений в отчетности фирмы, и в этих условиях возрастает вероятность не заметить одно из нарушений.

Мы выяснили, что уровень существенности – один из наиболее значимых показателей качества бухгалтерской отчетности. Отклонение в пределах установленного уровня не считается ошибкой и дает возможность аудиторам считать отчетность достоверной.

Как определяется этот показатель? Применяемые стандарты аудита регламентируют общие правила проверок. Аудиторы выбирают методику расчета самостоятельно. Практикой аудиторской деятельности определено, что менее 5% — отклонение незначительное, а свыше 10% — существенное. Пятипроцентное значение показателя упоминается в ПБУ 9/99 (п. 18.1), ПБУ 10/99 (п. 21.1). В этих документах говорится, соответственно, о доходах и расходах организации. Указывается на необходимость обособленно отражать доходы (расходы) фирмы, превышающие 5%.

Значение 10% установлено ст. 15.11 КоАП. В этой статье говорится, что искажение любого показателя финансовой отчетности в денежном измерении не менее чем на 10% является грубым нарушением, за которое полагается штраф. Следовательно, если отклонение данных равно или превышает 10%, отчетность можно признать недостоверной.

Аудиторы в ходе проверки могут использовать единое предельное значение уровня существенности, вероятной ошибки, для всех балансовых статей либо варьировать показатель в зависимости от удельного веса балансовой статьи.

Пересчетом установлено, что в себестоимости продукции 5050 тыс. руб. ошибочно отражена дважды сумма 50 тыс. руб. Выручка — 7000 тыс. руб. Применяемый уровень существенности — 5%.

Отклонения по себестоимости: 5050 — 50 = 5000 тыс. руб. – истинная себестоимость.
(5050 / 5000) * 100 = 101%. 101 — 100 = 1%.

Отклонения по прибыли: 7000 — 5000 = 2000 тыс. руб. 7000 — 5050 = 1950 тыс. руб.
(1950 / 2000) * 100 = 97,5%. 97,5 — 100 = -2,5%.

Расчеты показывают, что себестоимость завышена в отчетности на 1%, а прибыль занижена на 2,5%. Отклонения не превышают уровень существенности 5%. Ошибки несущественны, отчетность признается достоверной.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Аудиторские организации в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Существенность информации — это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.

При определении уровня существенности и аудиторского риска следует руководствоваться федеральным правилом (стандартом) № 4 «Существенность в аудите».

Существенность

Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению.

При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:

  • недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием;
  • отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.

Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Например, ошибка в процедуре, проводимой в конце месяца, может указывать на возможное существенное искажение, которое возникнет в том случае, если такая ошибка будет повторяться каждый месяц.

Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты Российской Федерации, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности.

Аудитору следует принимать во внимание существенность:

  • при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур;
  • оценке последствий искажений.

Взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском

При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить такие вопросы, как, например, вопрос о том, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности проверять, а также вопрос использования выборочной проверки и аналитических процедур. Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые, как предполагается, в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, т. е. чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается. Аудитор компенсирует это либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.

Существенность и аудиторский риск при оценке аудиторских доказательств

Требования к оценке аудиторского риска и его составных частей установлены Федеральным стандартом № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Аудиторский риск означает риск выражения аудитором ошибочного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в случае, когда в ней содержатся существенные искажения.

Аудиторский риск включает три составные части:

  • неотъемлемый риск;
  • риск средств контроля;
  • риск необнаружения.

Неотъемлемый риск выражает вероятность возникновения ошибки при сложившемся способе ведения финансово-хозяйственной деятельности до проверки системой внутреннего контроля, т. е. при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

При разработке общего плана аудита аудитору следует провести оценку неотъемлемого риска.

При проведении такой оценки необходимо учесть следующие факторы:

  • опыт и знание руководства аудируемого лица, а также изменения в его составе за определенный период (например, неопытность руководства может повлиять на подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица);
  • необычное давление на руководство аудируемого лица (например, обстоятельства, вследствие которых руководство может склоняться к искажению финансовой бухгалтерской отчетности, такие как большое число банкротов организаций в данной отрасли или нехватка капитала, необходимого для дальнейшей деятельности аудируемого лица; банкротство головной организации (если аудируемое лицо является дочерней организацией) или банкротство дочерней организации (если аудируемое лицо является головной организацией; банкротство крупных акционеров (участников) аудируемого лица;
  • сложность лежащих в основе учета операций, которые могут потребовать привлечения экспертов;
  • приверженность активов потерям или незаконному присвоению (например, наиболее привлекательных и ликвидных активов, таких как денежные средства).

Под риском средств контроля понимают вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет обнаружена системой внутреннего контроля.

Для оценки эффективности системы внутреннего контроля используются различные методы. Одним из них является использование тестов средств контроля.

Тесты средств контроля включают:

  • проверку документов, подтверждающих операции, с целью получения аудиторских доказательств относительно надлежащего применения средств внутреннего контроля на практике, например проверку наличия разрешения на проведение операции;
  • направление запросов и наблюдение за применением средств внутреннего контроля, которые не оформляются документально, например определение действительного исполнителя какой-либо операции, а не того, кому поручено ее выполнять;
  • повторное применение средств внутреннего контроля, например сверка банковских счетов, с тем, чтобы удостовериться, что данные действия были правильно выполнены аудируемым лицом.

Основываясь на результатах тестов средств контроля, аудитор должен определить, были ли разработаны или применялись ли средства внутреннего контроля так, как предполагалось при предварительной оценке риска средств контроля. В результате оценки отклонений аудитор должен сделать вывод о том, что первоначальная оценка уровня риска средств контроля нуждается в пересмотре. В таких случаях аудитору следует изменить характер, временные рамки и объем запланированных процедур проверки по существу.

Риск необнаружения выражает вероятность того, что выполнение всех аудиторских процедур и надлежащий сбор аудиторских доказательств не позволяет обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.

Существует обратная зависимость между риском необнаружения, неотъемлемым риском и риском средств контроля. Чем выше неотъемлемый риск и риск средств контроля, тем меньше возможности обнаружить ошибки, т. е. тем выше риск необнаружения.

В случае, если аудитору требуется снизить риск необнаружения, он обязан:

  • увеличить затраты времени на проверки;
  • повысить объем (количество) аудиторских выборок;
  • привлечь более квалифицированных аудиторов.

При оценке общего аудиторского риска используют следующие методы:

  • оценочный (интуитивный), заключающийся в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания аудируемого лица, определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, средний, низкий;
  • количественный, предполагающий количественный расчет риска.

Модель аудиторского риска может быть выражена следующим образом:

ОР = НОР Ч КР Ч НР,

где ОР — общий аудиторский риск; НОР — неотъемлемый риск; КР — риск средств контроля; НР — риск необнаружения.

Например, аудитор полагает, что неотъемлемый риск составляет 80 %, риск контроля — 50 % и риск необнаружения — 10 %. Общий аудиторский риск составит 4 % (0,8 Ч 0,5 Ч 0,1). Таким образом, риск не обнаружить существенных ошибок в бухгалтерской отчетности составляет 4 %. Большинство аудиторов считают, что величина приемлемого аудиторского риска не должна превышать 5 %.

Требования к оценке системы внутреннего контроля установлены в Федеральном стандарте № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Термин «система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор должен оценить следующие основные элементы системы внутреннего контроля: среда контроля, процедуры контроля, система бухгалтерского учета.

Контрольная среда — среда в рамках которой руководство аудируемого лица осуществляет контроль бизнеса. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя:

1) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;

2) организационную структуру аудируемого лица;

3) распределение ответственности и полномочий;

4) осуществляемую кадровую политику;

5) порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;

6) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

7) обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства;

8) наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица.

Оценка среды контроля производится для того, чтобы:

  • понять организационно-управленческую структуру аудируемого лица;
  • составить план проведения аудита;
  • выявить «узкие места» проверки.

Последствия непроведения оценки среды контроля заключается в следующем: выполнение лишнего объема работ по проверке; возможность составления неверного заключения по причине недооценки различных видов риска; неверная оценка эффективности управленческого контроля.

Оценка среды контроля производится с помощью методов наблюдения и анкетирования, поскольку детальное тестирование будет слишком дорогостоящей процедурой. Выделяют два вида оценки: удовлетворительная и неудовлетворительная.

Удовлетворительная оценка означает, что:

  • руководство аудируемого лица осознает значение эффективной системы контроля для успешного ведения производства;
  • информация, предоставляемая руководством аудируемого лица, является в достаточно степени надежной;
  • наиболее эффективным будет аудит, основанный на применении процедур оценки внутреннего контроля;
  • имеют высокую вероятность реализации прогнозы планового отдела аудируемого лица об эффективном функционировании в будущем.

Неудовлетворительная оценка означает, что:

  • со стороны руководства уделяется недостаточное внимание проведению процедур контроля;
  • информация, предоставляемая руководством аудируемого лица, имеет высокую степень недостоверности;
  • наиболее обоснованной является детальная проверка;
  • высока вероятность искажения как фактической бухгалтерской отчетности, так и прогнозов о будущем функционировании предприятия.

К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:

1) подотчетность одних работников другим;

2) внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;

3) сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);

4) сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;

5) проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;

6) осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;

7) ограничение доступа к активам и записям;

8) сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.

Термин «система бухгалтерского учета» означает упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Система бухгалтерского учета должна обеспечить:

  • своевременный учет всех операций в точных суммах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды с тем, чтобы сделать возможной подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с установленным порядком;
  • возможность доступа к активам и записям только по разрешению руководства;
  • регулярное сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.

Аудитору необходимо понимание системы бухгалтерского учета для того, чтобы определить:

1) основные группы и типы операций, осуществляемых аудируемым лицом;

Существенность аудита (или уровень существенности) — обстоятельства, которые оказывают влияние на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторский риск означает риск выражения аудитором ошибочного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в случае, когда в ней содержатся существенные искажения.

Аудиторский риск включает три составные части:

  • неотъемлемый риск;
  • риск средств контроля;
  • риск необнаружения.

Неотъемлемый риск выражает вероятность возникновения ошибки при сложившемся способе ведения финансово-хозяйственной деятельности до проверки системой внутреннего контроля, т. е. при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

Под риском средств контроля понимают вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет обнаружена системой внутреннего контроля.

Риск необнаружения выражает вероятность того, что выполнение всех аудиторских процедур и надлежащий сбор аудиторских доказательств не позволяет обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.

Существует обратная зависимость между риском необнаружения, неотъемлемым риском и риском средств контроля. Чем выше неотъемлемый риск и риск средств контроля, тем меньше возможности обнаружить ошибки, т. е. тем выше риск необнаружения.

Термин «система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Система внутреннего контроля включает следующие основные элементы: среду контроля, процедуры контроля, систему бухгалтерского учета.

Термин «система бухгалтерского учета» означает упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Существенность в стандартах МСФО и финансовой отчетности

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ.
  2. Правило (стандарт) № 4 «Существенность в аудите»; Правило (стандарт) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405.
  3. Богатая И. Н., Лабынцев Н. Т., Хахонова Н. Н. Аудит: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  4. Ерофеева В.А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит: Учеб. пособие. М.: Высшее образование, 2005.
  • Отчетность
  • Налоговый учет
  • Общая система
  • УСН
  • ОСНО и УСН
  • ЕНВД
  • ОСНО И ЕНВД
  • Методология и практика учета
  • Учет по отраслям
  • Консультация аудитора
  • Директору на заметку
  • Трудовые отношения
  • Арбитражная практика
  • На вопросы читателей отвечают специалисты
  • Пошаговые инструкции. Просто о сложном
  • Ваш личный адвокат
  • БУХ-WiKi
  • Выбор редакции
  • Важные документы
  • Актуальные темы
  • Полезная информация

Учетная политика — это совокупность способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учетная политика формируется посредством принятия документов учетной политики. При этом выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, приказы, распоряжения, постановления, порядок и т.д.), а также способ их издания (утверждения) — грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта, находится в компетенции субъекта учета.

При этом допустимо формирование учетной политики:

  • посредством принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета;
  • посредством принятия отдельных правовых актов, либо включением в отдельные правовые акты.

Пунктом 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», Инструкцией № 157н и СГС «Концептуальные основы» установлено, что в составе учетной политики обязательно утверждаются:

  • методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;
  • порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;
  • правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией);
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
  • порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
  • иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета, то учреждению также необходимо выбрать такой метод и установить его в рамках своей учетной политики (например, метод начисления амортизации, метод определения справедливой стоимости и т.д.).

Рациональность учета по новым ФСБУ: как применять организациям в 2022 году

При организации ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не будут меняться, а однотипные факты хозяйственной жизни будут учитываться одинаковыми методами.

Вместе с тем, в определенных случаях положения учетной политики могут изменяться. К таким случаям относятся:

  • изменение требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, при котором повышается качество информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Как правило, изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Однако, ее изменение возможно и в течение года. Если такое изменение не связанно с изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, изменение положений учетной политики производится по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Изменением учетной политики не считается:

1) применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее.
Например, не будет считаться изменением учетной политики:

  • установление субъектом учета особенностей отражения в бухгалтерском учете на счетах бухгалтерского учета Рабочего плана счетов (включая дополнительную аналитику):
    — операций по выплате заработной платы в безналичной форме расчетов в рамках реализации «зарплатных проектов», при условии, что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);
    — операций по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору, либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;
    — объектов учета, возникающих при реализации договора концессии, предусматривающего передачу помимо объектов недвижимого имущества (по ранее имевшей место практике), объекты движимого имущества;
  • изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, при переходе на электронный документооборот;

2) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.
Например, у субъекта учета возникла новая функция его деятельности (новый вид деятельности).

Существует 2 варианта изменения учетной политики:

  1. Перспективное применение измененной учетной политики — применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики.
  2. Ретроспективное применение измененной учетной политики — применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (годы).

Последствия изменения учетной политики, связанного с изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, отражаются в учете и отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, введение в действие СГС «Основные средства» предусматривает внесение изменений в документы учетной политики по методам амортизации. При этом переходными положениями СГС «Основные средства» предусмотрено, что сравнительная информация по объектам основных средств (сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации) за годы, предшествующие первому применению СГС «Основные средства», не пересчитываются.

Если же нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, то последствия ее изменений отражаются в отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики (посредством отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей отчетов за предыдущие года, пересчитанных с учетом изменения учетной политики).

Количественные и качественные критерии существенности информации предлагают лишь Методрекомендации № 635 и Письмо № 04230. Однако ни один из этих документов по своей правовой природе не является нормативно-правовым актом и не устанавливает правовых норм – они имеют лишь рекомендательный, разъяснительный и информационный характер.

Заметим, что Письмо № 04230 и Методрекомендации № 635 предлагают несколько отличные количественные пороги существенности для одних и тех же объектов учета. Поэтому уровень существенности информации определяется руководством предприятия. Принятые решения целесо­образно закрепить в приказе об учетной политике (см. табл. 2).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...