Уполномоченный орган местного самоуправления это кто

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченный орган местного самоуправления это кто». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
  10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Органы местного самоуправления

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя.

Уставом сельского поселения может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

Помимо главы муниципального образования, представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления, устав муниципального образования может предусматривать возможность создания контрольного органа муниципального образования, а также иных органов местного самоуправления.

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.

Местное самоуправление осуществляется посредством специальных органов, которые выбираются населением МО. Органы подразделяются на представительные и управленческие.

Возглавляет их глава МО. Наименование главы утверждается Уставом МО. Это может быть: «мэр», «глава», «староста» и т.д.

Представительный орган (Дума, Совет, Собрание) избирается населением МО.

  1. Если население МО ≤ 100 человек (имеются ввиду люди, обладающие избирательным правом), то представительным органом становится сход (собрание) граждан.
  2. Если население ≥ 100 человек, но ≤ 300 человек, то граждане вправе сами определить, создавать ли им представительный орган или осуществлять МСУ посредством схода жителей МО.

Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

  1. Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.

    Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).

    Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.

    6 октября 2003 года N 131-ФЗ
    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года

    Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

    В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

    • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
    • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
    • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
    • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
    • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

    Суть 131 ФЗ об общих принципах местного самоуправления состоит в том, что органы власти на местах должны стать одним из обязательных условий для защиты прав рядовых россиян, предоставленных им Конституцией. При этом их структура предусматривает три вида территориальных местных или, как их часто называют муниципальных, образований (МО).

    Организация местного самоуправления, в соответствии с ФЗ-131 от 06.10.2003 года, предполагает многоуровневую систему муниципальной власти, состоящую из:

    • представительного органа. Его глава в обязательном порядке избирается напрямую населением МО;
    • местной администрации, которая может состоять как из выборных работников, так и сотрудников по контракту;
    • контрольно-счетного органа, наличие которого выступает обязательным условием работы МСУ;
    • других подразделений, создание которых предполагается внутренним документами МО.

    №131-ФЗ о самоуправлении определяет ключевые параметры работы местной власти, их полномочия, источники финансирования, принципы взаимодействия друг с другом, а также устанавливается гарантии государства по обеспечению их деятельности. Кроме того, Федеральным законом 131-ФЗ устанавливаются возможные способы, при помощи которых граждане имеют право выражать свою волю, начиная с выборов и референдумов и заканчивая сходами, собраниями и публичными слушаниями.

    Важной и весьма характерной особенностью, которой обладает №131-ФЗ об общих принципах организации МСУ, выступает постоянное внесение в его текст корректировок и изменений. Последние из них на данный момент были внесены №83-ФЗ, принятым 18.04.2018 г.

    Первая глава 131-ФЗ о принципах МСУ включает 9 статей. Она содержит общие положения Закона и устанавливает понятие и термины, которые используются далее по тексту.

    Статья 1 первой главы 131-ФЗ традиционно является одной из самых коротких, так как содержит ссылки на Конституцию России, гарантирующую гражданам страны право на местное самоуправление в РФ.

    В п.2 ст.1 дается определение понятия местного самоуправления в Российской Федерации, которое представляет собой форму реализации права народа на власть в пределах, установленных Конституцией.

    В статье 2 даются определения наиболее важных терминов, которые содержит Закон 131-ФЗ, в частности:

    • понятие основных муниципальных образований, включая сельское и городское поселение, муниципальный район, городской округ и внутригородскую территорию федерального значения;
    • определение должностных лиц МСУ, которые делятся на выборные и подписавшие трудовой контракт;
    • пояснения, касающиеся наиболее важных для нормативного документа понятий, например, правил благоустройства муниципальных территорий, правовых актов муниципального уровня, а также классификации вопросов, решаемых МСУ.

    Статья 3 первой главы 131-ФЗ содержит констатацию наличия прав россиян на деятельность структур местного самоуправления, которые гарантированы Конституцией страны. Следующая статья ФЗ 131 включает правовые основы, которыми руководствуется местное самоуправление и государственная власть в рассматриваемых вопросах. Речь в данном случае, конечно же, снова идет о Конституции и данном Федеральном законе.

    Ст. ФЗ 131 под номерами 5 и 6 состоят из описания полномочий, соответственно, федеральной и региональной госвласти в сфере МСУ. Вполне естественным является то, что приоритет в этом случае отдается Конституции и нормативным актам федерального уровня, одним из которых выступает Закон 131 ФЗ о местном самоуправлении.

    Статья 7 131-ФЗ устанавливает понятие муниципального правового акта, который представляет собой нормативный документ, принятый местным самоуправлением муниципальных образований и обязательный для исполнения на этом уровне. Статья 8 131-ФЗ предоставляет возможность создавать совет МО на региональном уровне и общероссийское объединение МО. Кроме того, предусматриваются полномочия местного самоуправления, позволяющие ему создавать межмуниципальные организации, целью которых выступает объединение имеющихся у отдельных МО материальных, финансовых и людских ресурсов. В ст. 9 Закона 131-ФЗ МСУ разрешается вводить официальные символы МО.

    Глава 5. Органы и должностные лица местного самоуправления

    Одна из самых коротких глав, которые включает в себя Федеральный закон 131-ФЗ об общих принципах МСУ. Она содержит три статьи – с 19 по 21. В первой из них констатируется, что права органов местного самоуправления, устанавливаемые рассматриваемым правовым актом или другими документами федерального и регионального уровня, относятся к отдельным государственным полномочиям.

    При этом в законе 131-ФЗ обязательно указывается не только название органа МСУ, которому делегируются полномочия, но и срок их предоставления, точный перечень, а также источники финансирования, необходимого для исполнения. Кроме того, должны быть прописаны способы контроля со стороны федеральных или государственных органов власти и условиях прекращения подобного взаимодействия.

    Статья 131-ФЗ под номером 20 описывает процедуру осуществления органами МСУ государственных полномочий, которые были им делегированы нормативным документов федерального или регионального уровня. В следующей статье, под номером 21, устанавливается необходимость и порядок ведения государственного контроля над исполнением государственных полномочий, делегированных на уровень МО.

    Важным параметром, в значительной степени определяющим, насколько эффективно работает система местного самоуправления, выступают формы его осуществления. Именно их подробному описанию отведена глава 5 рассматриваемого Федерального закона 131-ФЗ. При этом каждой в нормативном акте разновидности отводится отдельная статья.

    №131-ФЗ предусматривает следующие формы местного самоуправления, которые могут применяться в практической деятельности;

    • местный референдум (ст. 22). Используется для решения вопросов, отнесенных федеральным законодательством к местным. К числу характерных особенностей относятся: осуществление на всей территории МО, обязательное условие в виде сбора подписей (максимальное значение для принятия решения о проведении – не более 5% от общего количества граждан), извещение населения, как минимум, за месяц до мероприятия. Принятое на референдуме решение подлежит безусловному исполнению органами МСУ;
    • муниципальные выборы (ст. 23). Целью осуществления выступает избрание членов в выборные субъекты местного самоуправления. Главные условия проведения – тайное и всеобщее голосование;
    • голосование по отзыву выборных представителей или изменению границ МО (ст. 24). Несмотря на достаточно большой объем текста, является слабо проработанным вопросом, поэтому в статью постоянно вносятся корректировки. Целью этой формы осуществления МСУ выступает возможность отзыва ранее избранного депутата или члена муниципальных органов, а также изменение границ территориального образования;
    • сход граждан (ст. 25 и 25.1.)Статья определяет права местного самоуправления, которыми обладает сход граждан как представительный орган МО. Этот вариант МСУ справедливо считается традиционным, однако, в современных условиях применяется на практике достаточно редко;
    • правотворческая инициатива (ст. 26). Решения местного самоуправления, принятые в виде правотворческой инициативы, носят исключительно рекомендательный характер. Важно отличать эту форму МСУ от обращений граждан, например, петиций;
    • территориальное общественное МСУ (ст. 27) и его разновидность — староста (ст. 27.1), существующая для сельского поселения. Форма самоорганизации граждан, объединенных по территориальному принципу. Создается в рамках муниципального образования или отдельных его частей. Может быть выражено в виде собраний или назначении старосты, что предусмотрено положениями ФЗ-131 про сельские поселения;
    • публичные слушания и общественные обсуждения (ст.28). Одно из важных нововведений, отличающих №131-ФЗ от действовавшего ранее №154-ФЗ. Публичные слушания представляют собой обсуждения различных проектов развития МО или принимаемых их органами управления правовых документов. Инициатива проведения исходит от глав МО, однако, некоторые проекты и акты местного самоуправления выносятся на публичные слушания в обязательном порядке;
    • собрание граждан (ст. 29). Эта статья в свете последних нововведений в отечественном законодательстве вызывает различные толкования и множество вопросов. Это несколько удивительно, так как формулировки, изложенные в №131-ФЗ, трудно назвать неоднозначными. Они четко устанавливают право граждан на проведение собраний, что является продолжением положений Конституции;
    • конференция граждан или собрание делегатов (ст.30). Редко применяемая форма МСУ, фактически являющаяся альтернативой более простому и понятному собранию;
    • опрос граждан (ст. 31). Главной целью проведения опроса выступает получение мнения граждан, проживающих на территории МО, по вопросам, отнесенным к ведению местных органов власти. Результаты мероприятия носят характер рекомендации;
    • обращение граждан в органы МСУ (ст. 32). Делятся на письменные, которые на практике используются намного чаще, и устные, а также на коллективные и индивидуальные;
    • другие формы (ст.33). №131-ФЗ разрешает участие граждан в любых других формах МСУ, если они не противоречат действующему в России законодательству.

    Следующая глава, включенная в Закон о местном самоуправлении 131-ФЗ, устанавливает виды управляющих органов и состоящие в них должностные лица. В ст. 34 содержится общее описание принципов, на основании которых осуществляется организация органов местного самоуправления в Российской Федерации. В статьях с 35 по 39 131-ФЗ подробно разъясняются полномочия и функциональные обязанности каждого из них, включая:

    • представительный орган МО (ст. 35 131-ФЗ) и входящие в его состав фракции (ст. 35.1 131-ФЗ). Начинает деятельность в том случае, если избрано, как минимум, 66,6% от полного состава депутатского корпуса. Деятельность органа МО регламентируется уставом образования, федеральным и региональным законодательством. Первое заседание проводится не позднее месяца с даты избрания. В роли представительного органа МСУ выступает сход, если количество избирателей, проживающих на территории МО, не превышает 100 человек. При численности в пределах 100-300 человек форма представительного органа выбирается самими гражданами. Также в ст. 35 приводится минимальная численности представительного органа МСУ, которая зависит от количества жителей МО. Например, при населении свыше 0,5 млн. человек, минимальное количество членов представительного органа составляет 35 человек. В ведении избранного жителями МО представительного органа находятся все вопросы местного значения, описанные в предыдущих главах ФЗ 131;
    • глава МО (ст. 36 131-ФЗ). Высшая должность, которую предусматривает Закон об организации местного самоуправления 131 ФЗ. Перечень полномочий, а также права и обязанности главы определяются уставом МО. Рассматриваемый документ допускает два варианта выборов главы – прямым волеизъявлением населения муниципальной территории или голосованием выбранных членов представительного органа МСУ из своего состава. Важным моментом ФЗ-131 выступает невозможность совмещения постов главы МО и председателя представительного органа МСУ. Право избираться главой МО имеет любой гражданин России, соответствующий требованиям №67-ФЗ. Устав муниципального образования может включать некоторые виды ограничений на право пребывания на посту главы МО, в частности, на количество сроков занимания должности подряд или всего;
    • местная администрация (ст. 37 131-ФЗ). Представляет собой исполнительный и распорядительный орган МО в противовес представительному. Руководство администрацией осуществляет ее глава, которым может быть либо глава МО, либо гражданин, исполняющий должностные обязанности по контракту. В последние годы в большинстве крупных городов страны преобладает именно второй вариант. Срок работы главы администрации совпадает с продолжительностью деятельности представительного органа МСУ, который и устанавливает условия заключаемого контракта. Права и обязанности главы должностного лица, назначенного или выбранного главой местной администрации, устанавливаются уставом МО и положения подписанного им контракта. Фактически подобная должность называется сегодня сити-менеджер;
    • контрольно-счетный орган МО (ст. 38 131-ФЗ). Главной функцией этого органа МСУ выступает осуществление контроля над деятельностью представителей местного самоуправления и правильностью исполнения бюджета МО. Деятельность подобных органов регламентируется №6-ФЗ, введенном в действие 07.02.2011 г.;
    • избирательная комиссия МО (ст.39 131-ФЗ). Обособленный орган МО, который в соответствии с положениями данной статьи не входит в состав органов МСУ. Такой подход позволяет сохранить самостоятельность и независимость, которые необходимы для исполнения возложенных на избирательную комиссию функций. Они заключаются в организации, подготовке и последующем проведении любых выборных процедур, референдумов, опросов и других подобных мероприятий на территории МО.

    Отдельно рассматривается юридический статус выбранного представителя МСУ (ст. 40 131-ФЗ), а также органы МСУ как юридические лица (ст. 41 131-ФЗ). По первому вопросу стоит выделить следующий важным момент: депутатский срок не может быть меньше 2-х и превышать 5 лет. При этом в большинстве случаев статус члена представительного органа МСУ не предусматривает освобождения от основной деятельности человека.

    Статья 41 131-ФЗ устанавливает правовой статус местной администрации и представительного органа МО в виде обычного юридического лица, поэтому должны пройти соответствующую процедуру регистрации. При этом они относятся к муниципальным казенным учреждениям, целью создания и работы которых выступает выполнение функций местного самоуправления.

    Разъяснению того, что представляет собой с правовой точки зрения муниципальная служба, отводится ст. 42. Основным моментов, который при этом необходимо выделить, является тот факт, что правовое регулирование вопросов, связанных с пребыванием на службе в органах МСУ, отводится двум Федеральным законам — №77-ФЗ, который датируется 10.06.2008 г., и №281-ФЗ, вступившем в силу 25.12.2008 г.

    Еще одним ключевым отличием рассматриваемого №131-ФЗ от его предшественника выступает детальная проработка экономической базы деятельности органов МСУ. В принятом в 1995 году и действовавшем ранее №154-ФЗ экономические вопросы практически не затрагивались, так как предполагалось, что они будут регламентированы другими федеральными законодательными актами.

    Актуальный на сегодня Закон об организации местного самоуправления №131-ФЗ в ст. 49 предельно широко трактует понятие экономической основы МСУ, включая в него не только муниципальную собственность, но и имущество(ст. 50 131-ФЗ), принадлежащее МО, финансовые ресурсы бюджета (ст. 52, 53 и 55 131-ФЗ), заработанные или полученные в виде муниципальных налогов и сборов, а также различные имущественные права МО (ст. 51 131-ФЗ). Каждому из перечисленных понятий дается подробное описание в соответствующей статье или даже нескольких.

    В отдельные статьи 131-ФЗ выделены правила и порядок осуществления закупок, товары и услуги от которых направляются на удовлетворение различных муниципальных потребностей (ст. 54 131-ФЗ), а также допустимый механизм муниципальных заимствований (ст.64 131-ФЗ).

    Также несколько статей посвящены таким важным вопросам, как выделение и правила расходования субсидий и трансфертов, направляемых с различными целями из региональных бюджетов (ст. 63 131-ФЗ) и межбюджетных фондов (ст. 65 131-ФЗ). Большое внимание уделено принципам выравнивания уровня бюджетной обеспеченности различных видов муниципальных образований.

    Важность главы 8 131-ФЗ подчеркивается еще и тем, что она достаточно часто редактировалась, что объясняется стремлением законодателей максимально приблизить нормативный акт к реальной практике. В результате, некоторые статьи, например, ст.57-59 и 62 131-ФЗ, попросту утратили силу и исключены из актуальной редакции документа.

    Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

    В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

    Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

    Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения, касающиеся истории, традиций своего народа.

    Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

    Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

    Смотрите видео: Функции местного самоуправления

    Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.

    Контроль может выполняться следующими формами:

    • инициатива граждан правотворческого характера,
    • собрания,
    • выборы,
    • голосование,
    • слушания,
    • опрос.

    В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает, исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

    Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

    Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

    • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел),
    • решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование),
    • следить за порядком,
    • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан,
    • распоряжаться собственностью муниципалитета,
    • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы,
    • принимать решение о сборах определенных видов налога.

    То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.

    Исходя из того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, и его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

    • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений,
    • утверждение бюджета,
    • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена,
    • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности,
    • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным,
    • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги,
    • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня,
    • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня,
    • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

    Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

    При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

    Полезное видео: Структура и принципы местного самоуправления

    Под этим термином подразумевают прописанную в Конституции РФ автономную деятельность населения. Она обладает правовой ответственностью и сфокусирована на проблемах жизнедеятельности муниципальной ячейки. В приоритете интересы народа и его исторические традиции.

    Осуществляется в следующих территориальных единицах:

    • село или район;
    • город либо городской квартал.

    Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

    РФ состоит из следующих субъектов:

    • республики;
    • области, включая автономные;
    • края;
    • города государственного значения.

    Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

    Неотъемлемым признаком подобных образований являются бюджет, наличие имущественной собственности, администрация и избирательные органы.

    Это органы муниципальной ячейки, которые на своей территории выполняют функции общественного управления. Они представляют публичные интересы, развивают культуру и совершенствуют экономику.

    Структура закреплена на законодательном уровне. К ней относятся следующие организации и единицы:

    • представительная организация;
    • контролирующая инстанция;
    • руководящее лицо;
    • местная администрация;
    • прочие органы с автономными правомочиями.

    Муниципальные образования не являются частью федеральной власти и занимаются вопросами локального значения.

    Назначение представительного органа — реализация законодательной инициативы. Он контролирует работу должностных лиц и муниципальных ячеек. Помимо этого в его ведении состоит местный бюджет, льготы и сборы. Нормативные акты этой инстанции обязательны для выполнения на всей территории муниципальной единицы.

    Принятие постановлений происходит на выборах и референдумах.

    Этим документом устанавливаются следующие позиции:

    • полномочия участников;
    • порядок учреждения общества;
    • подконтрольность инстанций;
    • вопросы, касающиеся функционирования организации.

    Наименования администрации, ее главы, представительного и контролирующих органов учреждаются законодательными актами субъекта РФ. Во внимании берутся местные обычаи и исторические традиции.

    Муниципальная единица владеет собственностью. Важнейшими объектами являются следующие:

    • жилой фонд;
    • земли;
    • не приватизированные квартиры и дома;
    • торговые и культурные организации;
    • здания образовательных и здравоохранительных учреждений.

    Чтобы плодотворно решать вопросы, орган должен иметь денежные средства. Для этого составляется бюджет, в котором учитываются расходы и доходы муниципальной организации.

    Прибыль поступает из следующих источников:

    • средства от сдачи имущества в аренду;
    • штрафы;
    • пошлина на обеспечение жилищно-коммунального фонда;
    • налоги;
    • дотации.

    Весомый вклад оказывают отчисления от транспортного, дорожного сбора и прибыли муниципальных компаний.

    Представители органов решают вопросы, отличные от перечня задач государственных учреждений.

    Члены муниципальных ячеек выступают автономно, т.е без обращения к главе субъекта РФ за финальным одобрением.

    Основные моменты:

    1. Издание обязательных к выполнению нормативных актов, в которых освещены правила поведения.
    2. Действие этих документов распространяется исключительно на территории конкретной муниципальной единицы.
    3. Несоблюдение постановлений предполагает наложение ответственности, преимущественно в виде штрафов.
    4. Несмотря на то, что муниципальная единица не являются частью государственного аппарата власти, она делегирует им часть властных функций.
    5. Пособия и пенсии состоят в ведении отдела социального обеспечения.
    6. Инстанции опеки и попечительства в рамках органов местного самоуправления представлены отделом народного образования.

    Нормативные документы действительны сразу после обнародования.

    Федеральный закон №131-ФЗ о местном самоуправлении

    Одним из важнейших конституционных положений в России является то, что источником власти в стране является народ. В общих чертах это означает, что на большинство должностей в ее структурах являются выборными.

    Соответственно, граждане, имеющие избирательное право, могут определять своих представителей в структурах власти. В свою очередь, выборные должностные лица вправе определять кандидатуры на должности в учреждениях власти, которые в соответствии с законом выборными не являются.

    Действующее законодательство предполагает несколько форм обращений, которые могут быть направлены гражданами в адрес местных структур власти:

    • Жалоба. Под жалобой следует понимать обращение, суть которого заключается в просьбе гражданина установить законность действия/бездействия того или иного должностного лица или организации, а также восстановить нарушенные права и интересы в случае установления нарушений.
    • Предложение. Предложение представляет собой запрос гражданина, заключающийся во внесении идей и мер, направленных на совершенствование работы тех или иных ведомств.
    • Заявление. Заявление представляет собой документ, связанный с возможностью реализации лицом своих прав и законных интересов.
    • Ходатайство. Обращение, заключающееся в просьбе признания за лицом того или иного статуса.

    Внимание! Законом допускаются не только личные обращения, но и коллективные. Под последними следует понимать те из них, где количество обращающихся равняется двум или более.

    В ведении структур локального самоуправления находится широкий спектр вопросов, имеющих местное значение. Граждане вправе обращаться в соответствующие ведомства по любому интересующему их поводу путем направления жалоб, предложений, заявлений и проч.

    В соответствии с законом обращения рассматриваются в течение 30 дней, после чего ответственные лица органов местного самоуправления должны предоставить ответ по существу. В отдельных случаях срок рассмотрения может быть изменен как в большую, так и в меньшую сторону.

    В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции народ осуществляет свою власть не только непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

    Как известно, в России действует разделение власти на судебную, законодательную и исполнительную ветви. При этом Конституция устанавливает несколько уровней реализации полномочий институтов, формирующих каждое направление. Так, существуют региональные, государственные и муниципальные органы. Законодательство определяет сферу компетенции структур каждого уровня. Муниципальные органы власти выступают как относительно самостоятельные институты. Их наименования, порядок создания, сроки полномочий, компетенция устанавливаются Уставами МО.

    В соответствии с Конституцией и другими законами, население является носителем власти в стране. Свою волю граждане могут реализовывать разными способами. Так, население вправе участвовать в референдумах, собраниях по вопросам, решаемым на федеральном уровне. В пределах конкретного МО создаются муниципальные органы. В их задачи входит решение вопросов территориального значения. Местное самоуправление выражается в активности граждан, осознании ими своей ответственности за организацию жизнедеятельности в пределах населенного пункта. Ключевое значение здесь имеет обеспечение реальных гарантий прав населения на участие в жизни МО, совершенствование методов и форм организации муниципальной власти. Существующая сегодня модель, в отличие от действовавшей ранее централизованной системы, способствует формированию гибкого демократического механизма администрирования.

    Муниципальные органы, как выше было сказано, сформировались под влиянием изменившихся потребностей общества. Особую актуальность вопросу в настоящее время придают такие обстоятельства, как:

    1. Необходимость преодоления политической напряженности. Как правило, она возникает на основании противоречий между интересами регионов и центра. Сильные муниципальные органы служат гарантом от социальных потрясений в обозримой перспективе. Они способствуют формированию стабильной демократической общественно-политической ситуации. Система, в которой значение муниципальной власти занижено, показала свою неэффективность.
    2. Необходимость развития региональной политики. Она обусловлена быстрым ростом экономического влияния субъектов, потребностью решать насущные проблемы и устанавливать эффективные межрегиональные связи. Реализация этих задач возможна только при наделении муниципальных органов широкими полномочиями.
    3. Потребность в укреплении федерального устройства страны. Ключевой его составляющей выступает создание новой структуры муниципальной власти, обеспеченной законодательством. Такую сложную федеральную структуру, которую имеет Россия, можно сохранить только при наличии в ее основе близких к народу территориальных институтов.

    Муниципальные органы выступают одним из ключевых звеньев системы власти. Именно они максимально приближены к населению, знают реальные нужды граждан. На этих институтах лежит большая ответственность, поскольку они наделяются достаточно широкими полномочиями и обладают самостоятельностью. Конституцией и федеральным законодательством определено, что государственная власть не может вмешиваться в дела муниципальной администрации. Территориальные структуры, в свою очередь, обязаны соблюдать в своей деятельности нормативные положения, не выходить за рамки своей компетенции. Наличие в системе власти муниципальных органов свидетельствует о демократичности государственного устройства. При этом остается актуальным вопрос о совершенствовании организации их деятельности.

    • Государственная и муниципальная организация: определение, особенности и функции
    • Понятие и функции государственного управления и муниципального управления
    • Муниципальное управление. Государственное и муниципальное управление. Система муниципального управления
    • Функции МФЦ. Многофункциональный центр. Предоставление государственных и муниципальных услуг
    • Система местного самоуправления в РФ
    • Понятие и виды муниципальных образований
    • Муниципальное предприятие и его права. Организация и деятельность муниципальных предприятий и учреждений

    Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

    В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей. Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки, трещина в стене дома, горы мусора на улице — все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления. Обычно, перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.

    Полномочия местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно без оглядки на губернатора (главы субъекта РФ).

    В состав Российской Федерации входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа. Местное самоуправление осуществляется на территории отдельного поселения городского, сельского несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселения. Таким образом, вертикаль власти в России включает в себя три ступени: федеральную, субъекта РФ и местную. Однако надо учитывать, что на уровне федерации и субъекта РФ осуществляется власть государственная, а на уровне муниципального образования — местная. Здесь есть принципиальное различие. Обязательным атрибутами муниципального образования являются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

    Устав — это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образования. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А принимают его представительные органы местного самоуправления или население непосредственно.

    С Уставом муниципального образования можно ознакомиться в любой городской или районной библиотеке, представительном органе местного самоуправления (Городском Совете, районном Совете). А ознакомиться с ним просто необходимо, если Вам небезразличны Ваши права и свободы.

    Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения (см. п. 1) Они не входят в систему органов государственной власти.

    Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

    Так, в городе Пионерском представительный орган местного самоуправления — городской Совет, возглавляемый главой местного самоуправления (мэром) и состоящий из 9 депутатов, в муниципальном образовании «Гурьевский район» — районный Совет депутатов, в который входит 19 депутатов.

    Конституцией РФ в статьей 3 установлено, что единственным источников власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.

    В законодательстве Российской Федерации выделяются два способа реализации права граждан на местное самоуправление.

    Первый — охватывает формы прямого волеизъявления, к которым относятся:

        — участие в выборах органов местного самоуправления и должностных лиц — главы администрации, мэра;

        — участие граждан в местных референдумах;

        — участие граждан в собраниях (сходах) граждан;

        — обращение граждан в органы местного самоуправления;

        — самоорганизация граждан путем использования форм территориального общественного самоуправления;

        — иные формы, предусмотренные законами Калининградской области (народная правотворческая инициатива, митинги, опросы граждан и др.).

    Второй способ реализации права граждан на местное самоуправление — это опосредованное участие — через выборные и иные органы местного самоуправления. Эти органы обязаны учитывать общественное мнение, обобщать предложения и жалобы граждан, давать ответы на обращения граждан, проводить встречи с общественностью, выступать с отчетами. Если органы местного самоуправления игнорируют эти обязанности, то может быть поставлен вопрос об утрате доверия депутатам, главе администрации (мэру), об отзыве, об административной, дисциплинарной ответственности.

    Глава 8. Местное самоуправление

    Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

    В Калининградской области в каждом из 22 муниципальных образований такая должность установлена. Наименование и компетенция глав муниципальных образований устанавливаются уставами.

    Так, в городе Пионерском, это -глава местного самоуправления — мэр; в Гурьевском районе — глава района. В уставах этих муниципальных образований записано, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, он возглавляет местный исполнительный орган и осуществляет контроль за реализацией принятых представительным органом решений.

    раз­ли­ча­ет­ся му­ни­ци­паль­ное и ре­гио­наль­ное М. с. Му­ни­ци­паль­ное са­мо­управ­ле­ние су­ще­ст­ву­ет в та­ких еди­ни­цах, ко­то­рые не де­лят­ся на др. му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния (обыч­но это не­боль­шие на­се­лён­ные пун­к­ты, но ино­гда и боль­шие го­ро­да, напр. Мар­сель во Фран­ции или Нью-Йорк в США). Ре­гио­наль­ное са­мо­управ­ле­ние су­ще­ст­ву­ет в круп­ных еди­ни­цах, вклю­чаю­щих в свой со­став неск. не­боль­ших му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний ни­зо­во­го и ино­гда да­же ср. зве­на (напр., режь­о­ны во Фран­ции, вклю­чаю­щие де­пар­та­мен­ты, ко­то­рые со­сто­ят из ком­мун). Со­от­вет­ст­вен­но это­му в за­ру­беж­ных стра­нах су­ще­ст­ву­ет неск. сис­тем ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния.

    В анг­ло­сак­сон­ской сис­те­ме (Ве­ли­ко­бри­та­ния, США, Ав­ст­ра­лия, Ка­на­да и др.) жи­те­ли ма­лых по­се­ле­ний (об­щин, при­хо­дов обыч­но с на­се­ле­ни­ем ме­нее 150 чел.) ре­ша­ют ме­ст­ные во­про­сы на со­б­ра­ни­ях, где впра­ве го­ло­со­вать ли­ца, имею­щие из­би­рат. пра­ва. Для ре­ше­ния те­ку­щих дел со­б­ра­ние из­би­ра­ет ста­рос­ту (су­ще­ст­ву­ют раз­ные на­зва­ния). В др. адм.-терр. еди­ни­цах из­би­ра­ет­ся со­вет и по ре­ше­нию на­се­ле­ния мэр или не­боль­шой кол­ле­ги­аль­ный ис­пол­нит. ор­ган. Воз­мо­жен на­ём­ный управ­ляю­щий, оп­ла­чи­вае­мый со­ве­том.

    В ро­ма­но-герм. сис­те­ме (не­ко­то­рые стра­ны кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы) на ни­зо­вом уров­не в тер­ри­то­ри­аль­ных кол­лек­ти­вах (напр., в ком­му­нах во Фран­ции) из­би­ра­ют­ся со­вет и мэр. Мэр за­тем ут­вер­жда­ет­ся обыч­но ми­ни­ст­ром внутр. дел, и как гос. слу­жа­щий он ре­ша­ет во­про­сы гос. зна­че­ния, воз­ни­каю­щие в ком­му­не. Но по су­ще­ст­ву мэр – гла­ва М. с. В вы­ше­стоя­щих тер­ри­то­ри­аль­ных кол­лек­ти­вах (де­пар­та­мен­ты, режь­о­ны) во­про­са­ми гос. зна­че­ния за­ни­ма­ют­ся чи­нов­ни­ки, пре­фек­ты, на­зна­чае­мые пра­ви­тель­ст­вом, а ме­ст­ные во­про­сы ре­ша­ют вы­бор­ные со­ве­ты и их вы­бор­ный ис­пол­нит. ор­ган – пред­се­да­тель со­ве­та.

    В лат.-амер. сис­те­ме на­се­ле­ние в му­ни­ци­пи­ях (есть иные на­зва­ния) от­дель­но из­би­ра­ет со­вет и пре­фек­та (ре­ги­до­ра и др.), но за­тем пре­фект по долж­но­сти ста­но­вит­ся пред­се­да­те­лем со­ве­та и на­зна­ча­ет­ся пра­ви­тель­ст­вом (ми­ни­ст­ром внутр. дел) – пред­ста­ви­те­лем го­су­дар­ст­ва в му­ни­ци­пии, т. е. гос. чи­нов­ни­ком, об­ла­даю­щим боль­шой вла­стью.

    В не­ко­то­рых араб. стра­нах (Еги­пет, Си­рия и др.) есть из­би­рае­мые со­ве­ты, в стра­нах му­сульм. фун­да­мен­та­лиз­ма со­вет за­ме­ня­ет со­ве­щат. ор­ган му­сульм. ум­мы при мо­нар­хе – аш-шу­ра, но в не­ко­то­рых го­ро­дах (в ча­ст­но­сти, в го­ро­дах Сауд. Ара­вии) соз­да­ны час­тич­но вы­бор­ные, час­тич­но на­зна­чае­мые со­ве­ты.

    пра­во­вые ос­но­вы дей­ст­ву­юще­го М. с. ус­та­нов­ле­ны Кон­сти­ту­ци­ей РФ, Фе­де­раль­ным за­ко­ном «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния в РФ» (2003). Де­таль­но М. с. ре­гу­ли­ру­ет­ся за­ко­на­ми субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции. М. с. в РФ обес­пе­чи­ва­ет са­мо­сто­ят. ре­ше­ние на­се­ле­ни­ем во­про­сов ме­ст­но­го зна­че­ния, вла­де­ние, поль­зо­ва­ние и рас­по­ря­же­ние му­ни­ци­паль­ной соб­ст­вен­но­стью в гор., сель­ских по­се­ле­ни­ях и на др. тер­ри­то­ри­ях с учё­том ис­то­ри­че­ских и иных ме­ст­ных тра­ди­ций. Струк­ту­ра ор­га­нов М. с. оп­ре­де­ля­ет­ся на­се­ле­ни­ем са­мо­стоя­тель­но. Ор­га­ны М. с. са­мо­стоя­тель­но управ­ля­ют му­ни­ци­паль­ной соб­ст­вен­но­стью, фор­ми­ру­ют, ут­вер­жда­ют и ис­пол­ня­ют ме­ст­ный бюд­жет, ус­та­нав­ли­ва­ют ме­ст­ные на­ло­ги и сбо­ры, осу­ще­ст­в­ля­ют ох­ра­ну об­ществ. по­ряд­ка, а так­же ре­ша­ют иные во­про­сы ме­ст­но­го зна­че­ния. Ор­га­ны М. с. мо­гут на­де­лять­ся за­ко­ном отд. гос. пол­но­мо­чия­ми с пе­ре­да­чей не­об­хо­ди­мых для их осу­ще­ст­вле­ния ма­те­ри­аль­ных и фи­нан­со­вых средств. Реа­ли­за­ция пе­ре­дан­ных пол­но­мо­чий под­кон­троль­на го­су­дар­ст­ву.

    Ка­ж­дое му­ни­ци­паль­ное об­ра­зо­ва­ние при­ни­ма­ет свой ус­тав, в ко­то­ром в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом ре­гу­ли­ру­ют­ся сис­те­ма и дея­тель­ность его ор­га­нов М. с. За­ко­но­да­тель­ст­во оп­ре­де­ля­ет тер­ри­то­ри­аль­ные ос­но­вы М. с. Эко­но­мич. ос­но­ву М. с. со­став­ля­ют на­хо­дя­щее­ся в му­ни­ци­паль­ной соб­ст­вен­но­сти иму­ще­ст­во, сред­ст­ва ме­ст­ных бюд­же­тов, иму­ществ. пра­ва му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний. В соб­ст­вен­но­сти му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний мо­жет так­же на­хо­дить­ся иму­ще­ст­во, пе­ре­дан­ное субъ­ек­том РФ или Фе­де­ра­ци­ей для вы­пол­не­ния не­ко­то­рых пол­но­мо­чий гос. ор­га­нов, иму­ще­ст­во, пе­ре­дан­ное для обес­пе­че­ния дея­тель­но­сти М. с. (адм. зда­ния, транс­порт­ные сред­ст­ва), не­ко­то­рые ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги, мос­ты и др., иму­ще­ст­во, пе­ре­дан­ное для обес­пе­че­ния во­до­снаб­же­ния, элек­тро­снаб­же­ния и др. Му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния мо­гут соз­да­вать свои пред­при­ятия и уч­ре­ж­де­ния, по­лу­чать от них до­хо­ды. Ме­ст­ный бюд­жет фор­ми­ру­ет­ся за счёт не­ко­то­рых ме­ст­ных на­ло­гов, от­чис­ле­ний от фе­де­раль­ных на­ло­гов и на­ло­гов субъ­ек­тов РФ, штра­фов и т. д., са­мо­об­ло­же­ния на­се­ле­ния (оно воз­мож­но в оп­ре­де­лён­ных раз­ме­рах в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном). В Рос­сии эко­но­мич. ос­но­ва М. с. сла­бая, не бо­лее 3–5% му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний (оцен­ка) мо­гут са­мо­стоя­тель­но обес­пе­чить не­об­хо­ди­мые рас­хо­ды, ос­таль­ные жи­вут на до­та­ции и суб­вен­ции Фе­де­ра­ции и субъ­ек­тов РФ (в за­ру­беж­ных стра­нах, да­же в наи­бо­лее раз­ви­тых, му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния то­же по­лу­ча­ют 40–60% средств от го­су­дар­ст­ва).

    Му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния и их ор­га­ны не под­чи­не­ны друг дру­гу по вер­ти­ка­ли. В пре­де­лах за­ко­на му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния ав­то­ном­ны и са­мо­стоя­тель­но ре­ша­ют свои ме­ст­ные во­про­сы.

    М. с. в Рос. Фе­де­ра­ции осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пред­ста­вит. ор­га­ном М. с., гла­вой му­ни­ци­паль­ной ад­ми­ни­стра­ции, ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей (ис­пол­ни­тель­но-рас­по­ря­дит. ор­га­ном), кон­троль­ным ор­га­ном, ины­ми ор­га­на­ми, ес­ли они пре­ду­смот­ре­ны ус­та­вом му­ници­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния и об­ла­да­ют собств. ре­шаю­щи­ми пол­но­мо­чия­ми по во­про­сам ме­ст­но­го зна­че­ния. На­ли­чие в этой струк­ту­ре пред­ста­вит. ор­га­на, гла­вы ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции и ис­пол­ни­тель­но-рас­по­ря­дит. ор­га­на обя­за­тель­но (за ис­клю­че­ни­ем мел­ких му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, где, напр., пол­но­мо­чия пред­ста­вит. ор­га­на осу­ще­ст­в­ля­ет сход гра­ж­дан). Пред­ста­ви­тель­ный ор­ган (му­ни­ци­паль­ное со­б­ра­ние, со­вет и др.) фор­ми­ру­ет­ся не­оди­на­ко­во в по­се­ле­ни­ях (го­род­ских и сель­ских) и му­ни­ци­паль­ных рай­онах. В по­се­ле­ни­ях он со­сто­ит из де­пу­та­тов, из­би­рае­мых гра­ж­да­на­ми. В му­ни­ци­паль­ных рай­онах пред­ста­вит. ор­ган так­же мо­жет из­би­рать­ся, а мо­жет со­сто­ять по долж­но­сти из глав по­се­ле­ний, вхо­дя­щих в му­ни­ци­паль­ный рай­он, и из де­пу­та­тов, из­бран­ных не­пря­мы­ми вы­бо­ра­ми пред­ста­вит. ор­га­на­ми по­се­ле­ний и из их чис­ла. За­кон оп­ре­де­ля­ет ко­ли­че­ст­во де­пу­та­тов – 7–50 чел. (по­след­нее – для круп­ных го­ро­дов). Де­пу­та­ты осу­ще­ст­в­ля­ют свои пол­но­мо­чия, как пра­ви­ло, на не­по­сто­ян­ной ос­но­ве. На по­сто­ян­ной (оп­ла­чи­вае­мой) ос­но­ве мо­гут ра­бо­тать не бо­лее 10% де­пу­та­тов. Де­пу­та­ты, ес­ли они пло­хо вы­пол­ня­ют свои обя­зан­но­сти и по др. при­чи­нам, мо­гут быть дос­роч­но ото­зва­ны из­би­ра­те­ля­ми пу­тём го­ло­со­ва­ния. Пред­ста­вит. ор­ган име­ет пра­ва юри­дич. ли­ца. Гла­ва му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния – выс­шее долж­но­ст­ное ли­цо му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, об­ла­даю­щее собств. пол­но­мо­чия­ми по ре­ше­нию во­про­сов ме­ст­но­го зна­че­ния. Он из­би­ра­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но гра­ж­да­на­ми или пред­ста­вит. ор­га­ном му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния из его со­ста­ва (тот или иной спо­соб вы­бо­ров оп­ре­де­ля­ет­ся за­ко­ном со­от­вет­ствую­ще­го субъ­ек­та РФ, в со­став ко­то­ро­го вхо­дит му­ни­ци­паль­ное об­ра­зо­ва­ние). На прак­ти­ке в боль­шин­ст­ве му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний гла­ва му­ни­ци­паль­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции (мэр) из­би­ра­ет­ся из со­ста­ва со­ве­та и яв­ля­ет­ся его пред­се­да­те­лем, а ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей ру­ко­во­дит гла­ва ис­пол­нит. ор­га­на. Пред­ста­вит. ор­ган мо­жет на­зна­чить гла­вой ис­пол­нит. ор­га­на по кон­кур­су управ­ляю­ще­го (ме­нед­же­ра). Гла­ва му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет му­ни­ци­паль­ное об­ра­зо­ва­ние в от­но­ше­ни­ях с др. му­ни­ци­паль­ны­ми об­ра­зо­ва­ния­ми, ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва, гра­ж­да­на­ми; он под­пи­сы­ва­ет до­ку­мен­ты, об­на­ро­ду­ет пра­во­вые ак­ты му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, сам из­да­ёт пра­во­вые ак­ты. По не­ко­то­рым во­про­сам (бюд­жет и др.) толь­ко он мо­жет вно­сить про­ек­ты ре­ше­ний в пред­ста­вит. ор­ган. Гла­ва му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния мо­жет пре­кра­тить свои пол­но­мо­чия по ува­жи­тель­ным при­чи­нам (стой­кая не­спо­соб­ность по со­стоя­нию здо­ро­вья и др.), в слу­чае об­ви­нит. при­го­во­ра про­тив не­го и др., он мо­жет быть уво­лен в от­ставку по ука­зан­ным в за­ко­не при­чи­нам (пре­им. не­ис­пол­не­ние сво­их обя­зан­но­стей) ре­ше­ни­ем 2/3 со­ста­ва пред­ста­вит. ор­га­на (с 2009). Кон­троль­ный ор­ган му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния (кон­троль­но-счёт­ная па­ла­та, ре­ви­зи­он­ная ко­мис­сия и др.) мо­жет быть из­бран не­по­сред­ст­вен­но гра­ж­да­на­ми или пред­ста­вит. ор­га­ном. Ис­пол­ни­тель­ный ор­ган му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния мо­жет воз­глав­лять мэр, иное на­зна­чен­ное долж­но­ст­ное ли­цо, управ­ляю­щий, на­зна­чен­ный по кон­кур­су. В му­ни­ци­паль­ном об­ра­зо­ва­нии су­ще­ст­ву­ет своя му­ни­ци­паль­ная служ­ба (все­го 330 тыс. чел., в ср. 14 му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих на од­но му­ни­ци­паль­ное об­ра­зо­ва­ние). Му­ни­ци­паль­ные слу­жа­щие долж­ны быть вне пар­тий и по­ли­тич. дея­тель­но­сти. Ор­га­ны го­су­дар­ст­ва и субъ­ек­тов РФ осу­ще­ст­в­ля­ют кон­троль в от­но­ше­нии М. с., но не с точ­ки зре­ния це­ле­со­об­раз­но­сти ре­шае­мых его ор­га­на­ми во­про­сов на собств. сред­ст­ва, а с по­зи­ций со­блю­де­ния за­кон­но­сти и це­ле­во­го рас­хо­до­ва­ния средств, пре­дос­тав­лен­ных го­су­дар­ст­вом и субъ­ек­том РФ (ес­ли эти сред­ст­ва не яв­ля­ют­ся до­та­ция­ми). Пред­ста­вит. ор­ган М. с. мо­жет быть рас­пу­щен Пре­зи­ден­том РФ или гла­вой субъ­ек­та РФ в слу­чае при­ня­тия им про­ти­во­прав­но­го нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та, на­ру­шаю­ще­го Кон­сти­ту­цию РФ, за­ко­ны Рос. Фе­де­ра­ции или субъ­ек­та РФ, ес­ли та­кой акт бу­дет пред­ва­ри­тель­но при­знан су­дом про­ти­во­прав­ным и ес­ли пред­ста­вит. ор­ган не от­ме­нит его в ус­та­нов­лен­ный срок. По этой же при­чи­не гла­ва му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния мо­жет быть от­ре­шён от долж­но­сти. Ор­га­ны и долж­но­ст­ные ли­ца М. с. не­сут от­вет­ст­вен­ность пе­ред гра­ж­да­на­ми. Де­пу­та­ты и мэр мо­гут быть дос­роч­но ото­зва­ны из­би­ра­те­ля­ми. Му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния и их ор­га­ны, при­знан­ные юри­дич. ли­ца­ми, не­сут гра­ж­дан­ско-пра­во­вую от­вет­ст��вен­ность за при­чи­не­ние ущер­ба фи­зич. и юри­дич. ли­цам.

    В со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ М. с. га­ран­ти­ру­ет­ся пра­вом на су­деб­ную за­щи­ту, на ком­пен­са­цию до­пол­нит. рас­хо­дов, воз­ник­ших в ре­зуль­та­те ре­ше­ний, при­ня­тых ор­га­на­ми гос. вла­сти, за­пре­том на ог­ра­ни­че­ние прав ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния.

    Местное самоуправление является незаменимым компонентом политической системы общества. С его помощью гражданам намного проще реализовывать свои права и свободы и способствовать образованию правового государства и гражданского общества. Местное самоуправление позволяет равномерно распределить полномочия лиц на территории всего государства и грамотно выстраивать общественную жизнь.

    Открытый источник

    Муниципальные образования в РФ – это населенные территории, на которых осуществляется местное самоуправление, и решаются вопросы местного значения. Муниципальные образования разделяются по территориям их нахождения. Таким образом, можно назвать несколько видов муниципальных образований:

    1. Сельское поселение (это один или несколько населенных пунктов, и численность такого поселения составляет более 1000 человек).
    2. Городское поселение (так называют город, где проживают не менее 12 тысяч человек, а также поселки городского типа численностью от 3 тысяч человек).
    3. Муниципальный район (им может быть несколько городских или сельских поселений, объединенных общей территорией).
    4. Городской округ (это город, не входящий в территорию муниципального района).
    5. Внутригородское муниципальное образование (к данному виду муниципальных образований относятся, например, муниципальные образования в Москве и Санкт-Петербурге).

    Так как в РФ существует разделение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, они выполняют немного различные функции. В первую очередь, муниципальные образования имеют свой местный бюджет и устанавливают свои местные налоги. Кроме того, на местах создаются муниципальные учреждения, и устанавливаются тарифы на предоставление услуг данными учреждениями. Таким образом, основными функциями местного самоуправления можно назвать следующие:

    • управление муниципальной собственностью;
    • формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
    • установление местных налогов и сборов;
    • осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
    • установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
    • участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    Существуют определенные принципы, способствующие осуществлению местного самоуправления. Они необходимы для того, чтобы не нарушались конституционные права граждан, чтобы сформировалось правовое гражданское общество. Вот основные принципы:

    • самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
    • многообразие организационных форм;
    • законность;
    • гласность и учет общественного мнения;
    • соблюдение прав и свобод;
    • организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти;
    • соответствие материальных и финансовых ресурсов органов местного самоуправления его полномочиям;
    • ответственность органов местного самоуправление и их должностных лиц перед населением;
    • запрет на ограничение прав местного самоуправления.

    Граждане непосредственно участвуют в осуществлении местного самоуправления. Об этом говорит первый принцип. Население самостоятельно решает вопросы местного значения. Для этого оно выбирает, чаще всего путем выборов и референдумов, Глав муниципальных образований, депутатов и других должностных лиц. Существует несколько способов участия граждан в местном самоуправлении. Вот основные из них:

    • местный референдум;
    • муниципальные выборы;
    • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
    • голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
    • сход граждан;
    • правотворческая инициатива граждан;
    • территориальное общественное самоуправление;
    • публичные слушания;
    • собрание граждан;
    • конференция граждан;
    • опрос граждан;
    • обращения граждан в органы местного самоуправления.

    Участие населения в осуществлении местного самоуправления можно также разделить на два типа в зависимости от формы этого участия. Таким образом, можно выделить два типа осуществления местного самоуправления: прямое и представительное. К прямой форме осуществления местного самоуправления относятся:

    • местный референдум;
    • муниципальные выборы;
    • народная правотворческая инициатива и территориальное общественное самоуправление.

    Формами представительного осуществления являются:

    • представительные органы местного самоуправления;
    • глава муниципального образования;
    • администрация муниципального образования.

    Представительный орган муниципального образования, такие как Дума и Совет депутатов, являются выборными органами местного самоуправления. Они обладают правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, которые действуют на территории конкретного муниципального образования. Через органы муниципального образования каждый гражданин может осуществлять свои конституционные права на уровне местного самоуправления. Представительными органами местного самоуправления являются:

    • представительный орган муниципального образования;
    • глава муниципального образования;
    • местная администрация;
    • контрольный орган муниципального образования;
    • иные органы.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...