Штраф за неуплату НДС в срок 2022 Казахстан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за неуплату НДС в срок 2022 Казахстан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Что меняется в Налоговом кодексе РК с 2022 года?
  • Учет по НДС снижается с 2022 года
  • Введены правки по ФНО 101.4
  • Что такое паспорт налогоплательщика?
  • Какие изменения по НДС в 2022 году? Возврат НДС, ликвидация НДС-ников
  • Как СНР освободят от налогов?
  • В договор о ЕАЭС внесены изменения: прослеживаемость оборота товаров и новая льгота для экспортеров
  • Каким видам деятельности запретят применять ЕСП с 2023 года?
  • Новые требования к мобильным переводам и QR-кодам
  • Налог на Google

Для правильного ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии в соответствии с законодательством РК рекомендуем использовать программу 1С, спрашивайте у менеджеров Первого Бита.

Прямо сейчас представителями власти планируется изменить статью 208 НК РК в части сдачи ФНО 101.04

Теперь, в случае отсутствия объектов налогообложения не нужно предоставлять налоговую отчетность на следующие категории:

  • земельный налог;
  • налог на имущество;
  • налог на автомобили и иные транспортные средства;
  • налог ренты на экспорт;
  • платёж по возмещению так называемых исторических затрат;
  • бюджетные категории платежей;
  • корпоративный подоходный налог, удерживаемый у источника выплаты непосредственно с дохода нерезидента.

Поправки призваны снять дополнительные нагрузки на налоговые органы и самих налоговых агентов.

Заключайте договор 1С:ИТС в компании Первый Бит и получайте бесплатные консультации по ведению учета и отчетности в 1С, спрашивайте у менеджеров Первого Бита.

В пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие (при определении степени) вину в неполной уплате или полной неуплате налогов. Так, например, к ним отнесены стечение тяжелых личных (семейных) обстоятельств или наличие угрозы. Перечень не является закрытым, поэтому налоговая инспекция или суд могут посчитать смягчающими и другие обстоятельства, не вошедшие в список.

См. также материал «Смягчающие обстоятельства помогут снизить штраф более чем вдвое».

На вопрос, является ли смягчающим обстоятельством переплата по налогу, есть 2 противоположные позиции.

Первая точка зрения основана на утверждении, что переплата по налогу — это смягчающее обстоятельство при определении степени вины в неуплате этого налога. В пользу такой позиции говорят решения различных инстанций арбитражных судов.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 13.05.2011 по делу № А32-24703/2010 указал, что наличие переплаты по налогу на счетах организации говорит о неточностях в расчетах, а не о желании уклониться от обязанностей налогоплательщика. Поэтому такие обстоятельства можно признать смягчающими, несмотря на их отсутствие в перечне, приведенном в пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.

Аналогичные аргументы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу № А45-23284/2011 и ФАС Северо-Кавказского округа от 15.03.2011 по делу № А32-18613/2010.

Еще больше убеждает судей в невиновности налогоплательщика переплата, превышающая на момент проверки величину обнаруженной недоимки. Подтверждением такой позиции служит постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2008 № Ф04-1668/2008(1938-А45-25) по делу № А45-806/2004-СА40/45.

Схожие аргументы приведены, кроме того, в постановлениях ФАС Московского округа от 30.01.2007, 06.02.2007 № КГ-А40/12966-06 по делу № А40-32425/05-14-286 (определением ВАС РФ от 31.05.2007 № 6329/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2007 № Ф04-1683/2007(32718-А75-26) по делу № А75-6311/2006 (определением ВАС РФ от 23.07.2007 № 8578/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Примечательно, что арбитражные суды принимали решения в пользу смягчения ответственности не только по НДС, но и по налогу на прибыль, а также налогу на имущество организаций.

Альтернативная точка зрения говорит о том, что переплата по налогу не может служить смягчающим обстоятельством при определении степени вины, если допущена несвоевременная уплата НДС или иного налога.

Такая позиция содержится лишь в одном судебном акте — постановлении ФАС Уральского округа от 20.08.2008 № Ф09-5323/08-С3 по делу № А71-3098/2007. Арбитражные судьи указали, что установление смягчающих обстоятельств — это сфера компетенции судебных органов. На этом основании требование налогоплательщика о снижении размера штрафа было отклонено.

Какие штрафы предусмотрены за несвоевременную оплату косвенных налогов?

Ответ на вопрос, является ли смягчающим обстоятельством тот факт, что налогоплательщик впервые не уплатил налог или уплатил его в меньшем размере, также неоднозначен.

В одном случае суды считают, что если налоговое правонарушение совершено впервые, то его можно считать смягчающим обстоятельством при привлечении к ответственности за неполную уплату или неуплату налога. Такие аргументы содержатся, в частности, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8342/2016 по делу № А72-1808/2015, ФАС Поволжского округа от 26.03.2014 по делу № А72-6157/2013 и ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2014 по делу № А32-26775/2011.

В другом случае арбитры убеждены, что налоговое нарушение таковым является даже в том случае, если оно совершено впервые. Налоговый кодекс РФ в пп. 3 п. 1 ст. 112 не называет такие случаи в перечне смягчающих обстоятельств при неуплате налогов.

Эти доводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу № А78-7098/2011 (определением ВАС РФ от 13.11.2012 № ВАС-14171/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и ФАС Поволжского округа от 13.09.2011 по делу № А55-25957/2010.

Если вы впервые нарушили срок подачи декларации по НДС, то ознакомьтесь с материалом «Является ли смягчающим обстоятельством нарушение срока подачи декларации впервые?».

За несвоевременную уплату налога ответственность в виде пени наступает всегда, а вот штраф начисляется, только если причиной несвоевременной уплаты НДС было занижение налоговой базы. Если налоговый орган установит, что занижение было умышленным, то размер штрафа вырастет в 2 раза — с 20 до 40 процентов. Штраф может быть снижен, если у налогоплательщика есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство.

С 1 января 2022 года устанавливаются:

  • минимальный размер заработной платы — 60 000 тенге;
  • минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты — 19 450 тенге;
  • минимальный размер пенсии — 46 302 тенге;
  • месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством — 3 063 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 36 018 тенге.

В 2022 году пособие по рождению первого, второго и третьего ребенка составит 38 МРП, или 116 394 тенге. Пособие по рождению четвертого и более ребенка составит 63 МРП, или 192 969 тенге.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года для неработающих женщин и мужчин составит: на первого ребенка — 5,76 МРП, или 17 643 тенге; на второго ребенка — 6,81 МРП, или 20 859 тенге; на третьего ребенка — 7,85 МРП, или 24 045 тенге; на четвертого и более ребенка — 8,90 МРП, или 27 261 тенге.

Пособие для семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения до 23 лет, назначают независимо от доходов семьи в размере: на четверых детей — 16,03 МРП, или 49 100 тенге; на пятерых детей — 20,04 МРП, или 61 382 тенге; на шестерых детей — 24,05 МРП, или 73 665 тенге; на семерых детей — 28,06 МРП, или 85 948 тенге; на восьмерых и более детей — 32,06 МРП, или 98 200 тенге, плюс по 4 МРП за каждого последующего ребенка.

  • пошлина за получение паспорта в 2022 году составит 24 504 тенге (8 МРП);
  • обычный порядок получения удостоверения личности в 2022 году обойдется в 613 тенге (0,2 МРП);
  • получение водительских прав в новом году будет стоить 3 828 тенге (1,25 МРП);
  • регистрация брака будет стоить 3 063 тенге (1 МРП). Повторная выдача свидетельства обойдется в 1 532 тенге (0,5 МРП);
  • госпошлина при подаче на развод — 6 126 тенге (2 МРП).

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.
(0)

Для всех организаций и предпринимателей действуют единые положения по взысканию за непредставление налоговой декларации. Плательщиков штрафуют в размере 5 % от суммы неуплаченного фискального обязательства. Причем эти 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный или неполный. Общая величина взыскания не превышает 30 % от суммы налога, не уплаченного в установленный срок, но заплатит налогоплательщик не меньше 1000 рублей (ч. 1 ст. 119 НК РФ, письмо Минфина № 03-02-08/47033 от 14.08.2015).

Если фирма отчиталась не вовремя по другим видам фискальной отчетности, то ей грозят следующие санкции:

Основание Сумма взыскания
Несдача расчета 6-НДФЛ 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки
Несвоевременная сдача годовой бухгалтерской отчетности в ФНС 200 рублей за каждую непредставленную форму

За срыв сдачи расчета по страховым взносам наказание аналогично общим штрафам — 5 % за полный и неполный месяц просрочки. Итоговая сумма наказания составит не меньше 1000 рублей и не больше 30 % от суммы налога к уплате.

Наказание за просрочку сдачи отчета 4-ФСС в Соцстрах рассчитывают так: 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного периода, за каждый полный или неполный месяц со дня представления (ч. 1 ст. 26.30 125-ФЗ от 24.07.1998). Минимальная сумма взыскания — 1000 рублей, максимальная — 30 % от начисленной суммы страховых взносов.

ВАЖНО! Официально штраф за несдачу в срок единой декларации 2021 не предусмотрен: сдача ЕУД — выбор, а не обязанность налогоплательщика. Но инспекторы ФНС считают так: ЕУД заменяет отчетность по нескольким налогам, и если плательщик несвоевременно сдал или не сдал эти отчеты или не представил упрощенную форму, то его накажут по единому правилу — от 5 до 30 %, но не меньше 1000 рублей за каждую несданную декларацию. А у представителей Минфина иная позиция: налогоплательщики вправе, но не обязаны подавать ЕУД (письмо Минфина № 03-02-07/2-154 от 12.11.2012). Если у плательщика обнаружены объекты налогообложения, то уточнение в форме ЕУНД подавать нельзя — следует отчитаться по всем налогам. Если упрощенная декларация не сдана, то за ее непредставление штраф не назначат. Но организацию или ИП оштрафуют за все неподанные нулевые декларации — по 1000 рублей за каждую (ч. 1 ст. 119 НК РФ).

Наказание за непредставленную пенсионную отчетность по форме СЗВ-М составит от 300 до 500 рублей на должностное лицо (ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, п. 42 Инструкции из Приказа Минтруда России № 211н от 22.04.2020). Плюс за каждое застрахованное лицо из просроченного отчета придется заплатить еще по 500 рублей (ст. 17 27-ФЗ от 01.04.1996).

Определим, какими проводками отразить санкции в бухгалтерском учете.

Вот как начислить штраф за несвоевременную сдачу отчетности в бухучете:

Дебет 99 Кредит 68.

Уплату суммы в бюджет государства отразите следующей записью:

Дебет 68 Кредит 51.

Если наказание выписано за неподачу отчетности по страховым взносам, то операции отразите аналогичным образом, но с применением 69 счета «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» вместо 68. Отметим, что санкции за несданные отчеты по формам 4-ФСС и СЗВ-М следует относить на 69 бухсчет.

ВАЖНО! Отражение в бухгалтерском учете сумм санкций не уменьшает размер налогооблагаемой базы по фискальным обязательствам, сборам и взносам.

Начисленные пени отражайте на счете 91, так как данные виды расходов нельзя относить на бухсчет 99. Пени не включаются в состав налоговых санкций.

За несдачу НДС и представление отчета позже срока положены предупреждения, штрафы и даже блокировка счетов, если опоздать с отчетом на 10 рабочих дней.

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В 2021 году сроки следующие:

  • 1 квартал — 26 апреля 2021 (срок переносится, если последний день сдачи выпадает на выходной день);
  • 2 квартал — 26 июля 2021;
  • 3 квартал — 25 октября 2021;
  • 4 квартал — 25 января 2022.

Если вы сдали декларацию по НДС на бумаге, хотя должны были сделать это в электронной форме, налоговая не примет отчет и он будет считаться непредставленным. Сроки не заморозят на то время, которое вы потратите на переделку и повторную подачу. В таком случае, если вы подаете бумажную декларацию в последний день сдачи, гарантированно придется заплатить штраф за просрочку.

Оплата штрафа по налогам и платежам с 50-процентной скидкой с 2020 года

Отвечать за просрочку будут:

  • организации и предприниматели (в т. ч. налоговые агенты) — штраф по ст. 119 НК РФ;
  • должностные лица организации (директор, главбух и пр.) — предупреждение или штраф по ст. 15.5 КоАП РФ.

Предпринимателя нельзя оштрафовать дважды за одно нарушение, поэтому он заплатит только штраф по налоговому кодексу, а к административной ответственности привлечен не будет.

Штраф по ст. 15.5 КоАП РФ — от 300 до 500 рублей. Его размер устанавливает суд. Тут все просто, никаких нюансов.

Штраф по ст. 119 НК РФ — 5 % от неуплаченной вовремя суммы НДС по декларации. Проценты начисляют за каждый месяц просрочки, в том числе за неполные. Посчитает штраф налоговая, но мы объясним алгоритм, чтобы вы понимали, как он формируется. Для расчета надо знать сумму неуплаченного налога и количество полных и неполных месяцев, прошедших со дня, в который истек срок подачи отчета. Формула следующая:

Штраф = Неуплаченный НДС × 5 % × Кол-во полных и неполных месяцев, прошедших со дня просрочки

Важно помнить, что налог разрешается платить тремя равными платежами — не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, идущих за отчетным кварталом. Это значит, что штраф считают только по той сумме налога, которую уже не заплатили вовремя.

Пример. Организация сдала декларацию и заплатила налог за 1 квартал 2021 года 5 мая, а не 26 апреля, как полагается. Сумма налога, заявленного в декларации к уплате — 300 000 рублей. Но на дату сдачи отчета прошел только срок уплаты первой ⅓ платежа. Это значит, что для расчета штрафа возьмут 100 000 рублей — ⅓ от 300 000 рублей.

Просрочка составила один неполный месяц — с 26 апреля по 5 мая.

Размер штрафа составит: 100 000 рублей × 5 % × 1 месяц = 5 000 рублей.

При расчете суммы штрафа есть и ограничения — он не должен быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы неуплаченного НДС. Минимальный штраф платят, если:

  • налог заплатили вовремя, а с декларацией опоздали;
  • в декларации сумма НДС к уплате 0 рублей или заявлен налог к возмещению;
  • на дату уплаты НДС была переплата, которая покрывала сумму налога.

Неуплата НДС бывает полной и неполной, умышленной и неумышленной. Это нарушение, за которое плательщиков налога привлекают к ответственности по ст. 122 НК РФ. Причиной может стать заниженная налоговая база, неправильно рассчитанный налог, мошеннические действия и пр. Также возможен штраф за грубое нарушение правил учета по ст. 120 НК РФ.

Штраф назначается за занижение базы по НДС, ошибки в расчетах и незаконные действия.

Штраф за неумышленную неуплату — 20 % от суммы долга. Такой размер применяется из-за случайных ошибок в расчетах, технических неполадок, низкой квалификации бухгалтера и пр. Если налоговая выяснит, что вы не заплатили НДС умышленно, штраф увеличится до 40 %. Умышленным посчитают занижение налога при «нарисованном» входящем НДС, имитации реальной деятельности и пр.

Дополнительно к сумме штрафа надо доплатить сам неуплаченный налог и пени за каждый день просрочки.

Избежать штрафа можно, если вы:

  • правильно посчитали и отразили в декларации налог, но не заплатили в бюджет вовремя;
  • занизили налог в первичной декларации, но успели погасить недоимку, пени и сдать уточненку, до того как налоговая нашла ошибку;
  • переплачивали НДС в прошлых кварталах и суммы переплаты достаточно для покрытия недоимки;
  • подали уточненку, до того как закончился срок приема первичных деклараций.

К грубому нарушению относится несвоевременное или неверное отражение операций в учете и отчетности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, бухгалтерских и налоговых регистров.

Если такие нарушения привели к занижению налоговой базы, штраф составит 20 % от суммы долга по налогу, но не меньше 40 000 рублей. Также придется погасить долг и уплатить пеню.

  • Процесс
  • Общество
  • Бизнесс
  • Экология

В соответствии с законодательством плательщиками НДС являются:

  1. Лица, которые встали или обязаны встать на учет НДС в Казахстане:
    • Индивидуальные предприниматели;
    • Юридические лица (кроме госучреждений и организаций);
    • Нерезиденты, осуществляющие коммерческую деятельность и имеющие в стране филиалы и отделения, работающие на постоянной основе;
    • Структурные подразделения юридического лица, признанные самостоятельными налогоплательщиками.
  2. Лица, импортирующие товары в Республику Казахстан.

В случае если размер оборота по реализации товаров, услуг в течение налогового периода (не более года) не превышает минимальный оборот, то на учет по налогу на добавленную стоимость можно не вставать. Минимальный оборот составляет 30 000-кратную величину месячного расчетного показателя (МРП), использующегося для исчисления социальных выплат, размера штрафных санкций, налогов и других платежей в Республике Казахстан. При превышении минимального показателя оборота, следует незамедлительно подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по НДС, иначе могут последовать жесткие штрафы.

Декларация по НДС в Казахстане представляется ежеквартально до 15 числа следующего месяца после отчетного. Срок уплаты НДС — до 25 числа того же месяца.

Ставка НДС в Казахстане может быть следующей:

12% — по облагаемому обороту и по облагаемому импорту;

0% — оборот по реализации товаров на экспорт (кроме лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, услуг, связанными с международными перевозками.

Для ввоза товаров в Казахстан без НДС российскому экспортеру достаточно предоставить правильно оформленные:

  • контракт с казахским контрагентом;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
  • транспортные или товаросопроводительные документы.

От налогов зависит функционирование государства. Поэтому предусмотрены определенные меры воздействия для тех, кто уклоняется от этого обязательства.

Должнику (физическое лицо) при несвоевременной уплате налога начисляется пеня. Ее размер можно высчитать с помощью специального калькулятора.

Для этого необходимо выбрать вид налога, указать период просрочки и сумму изначального платежа.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Как указывается в 224 статье Уголовного кодекса, злостное уклонение от уплаты налогов имеет тяжелые последствия.

Так, при уклонении от обязанностей в крупном размере назначается штраф до трех тысяч МРП – 8 334 000 тенге.

Также это наказание может быть заменено ограничением или даже лишением свободы до трех лет.

Если гражданин впервые обвиняется в подобном нарушении, то он может избежать заключения, оплатив весь долг и начисленные пеню и штрафы.

Поэтому важно вовремя оплачивать налоговые платежи. А при выявлении просрочки не следует избегать диалога с судоисполнителями.

Игнорирование их звонков и невыполнение обязательств приведет к более тяжелым последствиям, в том числе и к лишению свободы.

В данном случае, подразумевается не только регистрация в налоговых органах юридического лица в качестве налогоплательщика, его структурного подразделения или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой. Речь также идет о регистрации в качестве субъекта, осуществляющего отдельные виды деятельности (реализация алкоголя, ГСМ и т.д), а также о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость.

Постановка на учет производится на основании налогового заявления, представленного в налоговые органы в определенные сроки, установленные законодательством.

Нарушение сроков подачи налогового заявления о постановке на регистрационный учет частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката и уведомления о регистрационном учете индивидуального предпринимателя, регистрационном учете по отдельным видам деятельности влечет предупреждение.


Если нарушение совершено повторно в течение года после наложения административного взыскания, субъекту грозит штраф, при этом размер штрафа будет зависеть от категории налогоплательщика. На физических лиц размер штрафа составит 8 МРП, на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, на субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации – 15 МРП, на субъекты среднего предпринимательства – 30 МРП, на субъекты крупного предпринимательства – 70 МРП.

А вот если субъект пропустил срок подачи налогового заявления в орган государственных доходов о постановке на регистрационный учет по НДС, ему грозит штраф в размере 50 МРП.

Законодательство позволяет налогоплательщикам выбирать режимы налогообложения. Для субъектов малого бизнеса предусмотрены специальные налоговые режимы: на основе патента, на основе упрощенной декларации либо режим с использованием фиксированного вычета.

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

1) среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает для специального налогового режима: на основе упрощенной декларации – 30 человек; с использованием фиксированного вычета – 50 человек;

2) доход за налоговый период не превышает для специального налогового режима: на основе патента – 3 528-МРП, на основе упрощенной декларации – 24 038 МРП, с использованием фиксированного вычета – 144 184 МРП.

Применение специального налогового режима с нарушением условий для этого режима, влечет предупреждение. Но если нарушение выявлено, наложено административное взыскание и субъект все равно осуществляет деятельности при применении специального налогового режима, то такое действие влечет штраф на субъекты малого предпринимательства в размере 15 МРП, на субъекты среднего предпринимательства – в размере 30 МРП, на субъекты крупного предпринимательства – в размере 50 МРП.

Нарушение индивидуальным предпринимателем срока подачи расчета стоимости патента либо налогового заявления о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности также влечет предупреждение. Деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф в размере 15 МРП.

Непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан, влечет предупреждение.

Деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на физических лиц в размере 15 МРП, на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 30 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 45 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 70 МРП.

Однако, деяние, выразившееся в непредставлении в срок, установленный законами РК, налоговых регистров, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, в размере 550 МРП.

Непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов документов, необходимых для определения суммы финансовой прибыли или части финансовой прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей налогообложению в соответствии с НК РК влечет штраф на физических лиц в размере 100 МРП, на субъектов малого предпринимательства – в размере 150 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 200 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 500 МРП.

Штраф за неуплату ВОСМС и ООСМС в 2021 г.

Сокрытие налогоплательщиком объектов налогообложения влечет штраф на физических лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, на субъекты среднего предпринимательства, на субъекты крупного предпринимательства в размере 200% от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения.

Действия (бездействие), совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф на физических лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, на субъекты среднего предпринимательства, на субъекты крупного предпринимательства в размере 300% от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения.

Под сокрытием объектов налогообложения понимается также непринятие налогоплательщиком на учет товаров, импортированных на территорию РК с территории государств-членов Евразийского экономического союза.

Совершение оборота за период не постановки на учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость влечет штраф в размере 15% от суммы оборота за период не постановки на учет. Под совершением оборота понимается облагаемый оборот, определяемый в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета

Каждый налогоплательщик обязан вести учетную документацию. Учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию — для лиц, на которых в соответствии с законодательным актом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности возложена обязанность по ее ведению, налоговые формы, налоговую учетную политику и иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Отсутствие у налогоплательщика учетной документации и (или) несоблюдение требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством РК, влекут предупреждение. Действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф на субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 25 МРП, на субъекты среднего предпринимательства – в размере 50 МРП, на субъекты крупного предпринимательства – в размере 75 МРП.


Обязательная постановка на учет по НДС осуществляется в соответствии со статьей 568 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 568 Налогового кодекса, обязательной постановке на учет по НДС подлежат юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели при превышении минимума оборота, который составляет 30000-кратный размер месячного расчетного показателя (МРП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Обязательной постановке на НДС не подлежат:

  • государственные учреждения;
  • структурные подразделения юридических лиц-резидентов;
  • лица, подлежащие обложению налогом на игорный бизнес, фиксированным налогом и единым земельным налогом соответственно.

Размер оборота определяется нарастающим итогом, в соответствии с пунктом 2 статьи 568 Налогового кодекса:

  • вновь созданными юридическими лицами-резидентами, филиалами, представительствами, через которые нерезидент осуществляет деятельность в Республике Казахстан, — с даты государственной (учетной) регистрации в органах юстиции;
  • физическими лицами, вновь вставшими на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, — с даты постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
  • налогоплательщиками, снятыми с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа в текущем календарном году, — с даты, следующей за датой снятия с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа;
  • другими налогоплательщиками — с 1 января текущего календарного года.

Согласно пункту 2 статьи 568 Налогового кодекса, если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, налогоплательщики обязаны в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС не позднее 10 рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота.

Пункт 7 статьи 568 Налогового кодекса содержит перечень документов, которые необходимо предоставить для постановки на НДС. В него входят:

  1. Заявление для постановки на НДС.
  2. Нотариально засвидетельствованная копия документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика. (документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество или письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество); срок между датами нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика, и его представления в налоговый орган не должен превышать 10 рабочих дней.
  3. Копии документов, подтверждающих сложившееся превышение минимума облагаемого оборота налогоплательщика. (акты выполненных работ, оказанных услуг и иные документы, свидетельствующие о факте совершения оборота).

Штраф за несвоевременную сдачу декларации: примеры расчетов и проводки

  • Получить консультацию
  • Составить документ
  • Юридические заключения
  • Абонентское обслуживание
  • Адвокаты в Нур-Султане
  • Адвокаты в Алматы
  • Адвокаты в Петропавловске
  • Ценовая политика

Физические лица уплачивают в бюджет земельный налог и налог на имущество не позднее 1 октября года, следующего за отчетным налоговым периодом.

В Казахстане хотят объединить налоги на имущество и землю

Налог на транспорт не позднее 31 декабря налогового периода.

Разобраться с налогами казахстанцам помогут участковые консультанты

Действующим Налоговым кодексом РК штрафных санкций не установлено, за исключением начисления суммы пени на сумму недоимки, за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства.

Казахстанцам, оплатившим штрафы по налогам, вернут деньги

До конца текущего действует налоговая амнистия для физических лиц, согласно правилам которой в случае уплаты физическим лицом основной суммы долга, пеня будет списана автоматически.

Узнать наличие или отсутствие задолженности по налогам можно на сайте комитета госдоходов, перейдя по ссылке.

Назарбаев: что важнее – налоги или рост экономики?

1. Объектом правонарушения, рассматриваемого в комментируемой статье, являются отношения по уплате налогов. Непосредственный объект — отношения, связанные с исполнением обязанности по уплате налога.

При этом виновный нарушает целый ряд норм настоящего Кодекса, в частности положения статей 3, 23, 24, 44, 45 НК РФ.

Опасность характеризуемого правонарушения состоит в том, что оно подрывает источники финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, приводит к тому, что бюджеты, не получая соответствующих сумм налогов, становятся дефицитными либо испытывают значительные трудности. Кроме того, виновный, совершая данное налоговое правонарушение, незаконно сберегает часть своего имущества, неосновательно обогащаясь и паразитируя за счет других участников налоговых отношений.

2. Прежде чем анализировать объективную сторону данного налогового правонарушения, поясним несколько определений:

а) налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

б) неуплата налога — это полное неисполнение виновным своей обязанности по уплате налога. Иначе говоря, виновный игнорирует обязанность, возложенную на него статьей 57 Конституции РФ и статьей 3 НК РФ (о том, что «каждый обязан платить законно установленные налоги»). При этом виновный не только нарушает правила п. 1 ст. 45 НК РФ (о том, что он обязан самостоятельно и своевременно исполнить обязанность по уплате налога), но и не намерен (даже впоследствии) исполнить эту обязанность;

в) неполная уплата налога отличается от неуплаты налога тем, что виновный:

— все же частично исполняет свою обязанность по уплате налога. Не имеет при этом значения, в какой части он исполнил указанную обязанность (например, уплатил 20% суммы налога, половину этой суммы и т.п.). Однако полностью уплатить сумму налога виновный и не собирается (не для этого он занижал налогооблагаемую базу): наоборот, он стремится представить дело таким образом, что, осуществив неполную уплату налога, он тем самым в полном объеме «исполнил» обязанность по уплате налога;

— не нарушает формально срок исполнения обязанности по уплате налога. Иначе говоря, всем своим поведением (в том числе и тем, что частичной уплатой налога он якобы исполнил обязанность по уплате налога в полном объеме) виновный внешне демонстрирует, что он в установленном порядке и своевременно уплатил причитающуюся сумму налога;

г) сами по себе неуплата налога или неполная уплата налога не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей: объективная сторона данного деяния налицо лишь постольку, поскольку неуплата, неполная уплата налога явились следствием:

— занижения виновным налогооблагаемой базы (она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются в Кодексе);

— неправильного исчисления налога по итогам одного или нескольких налоговых периодов (ст. 55 НК РФ). Конечно, это может быть результатом и счетной, и технической ошибок, и неверного определения налоговой ставки, и т.д. Не это главное: важен сам факт неправильного исчисления суммы налога, подлежащей уплате;

— других неправомерных действий (бездействия). Например, виновный неправомерно использует льготы, скрывает объекты, облагаемые поимущественными налогами, уклоняется от регистрации недвижимости в целях уклонения от уплаты налога и др.;

д) объективная сторона анализируемого деяния налицо и тогда, когда неуплата либо неполная уплата сумм налога обнаружены (выявлены) налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки, и в случаях, если:

— факт неуплаты или неполной уплаты налога нарушитель выявил самостоятельно (например, в ходе проведения внутренней проверки, ревизии, иных форм контроля). Аналогично решается вопрос, если упомянутые факты были выявлены в результате внешнего аудита, силами третьих лиц, приглашенных виновным для проверки правильности и своевременности исчисления и уплаты налога. С другой стороны, лицо освобождается от ответственности по статье 122 Кодекса, если оно внесет соответствующие изменения и дополнения в налоговые декларации в порядке, установленном статьей 81 НК РФ;

— неуплата или неполная уплата налога были выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). При этом налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени, однако налоговая санкция, предусмотренная комментируемой статьей, применяется только судом;

е) в настоящее время такие деяния преследуются в соответствии с ТК РФ.

Нужно учесть, что Конституционный Суд РФ (в Определении от 18 января 2001 г. N 6-О) указал на то, что положения пунктов 1 и 3 статьи 120 НК РФ и пункта 1 статьи 122 НК РФ:

— определяют недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений;

— не могут (в связи с этим) применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. См. также Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 202-О.

3. Субъектом анализируемого налогового правонарушения являются не только налогоплательщики (ст. 19 НК РФ), но и налоговые агенты, иные лица.

Штрафы по НДС в 2021 году

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.10.2019 N 305-ЭС19-13650 по делу N А40-248663/2017

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 24.08.2016 N 03-1-28/26 и принято решение от 08.02.2017 N 03-1-29/1/6 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислены налоги в общей сумме 862 730 613 рублей, пени в общей сумме 60 013 062 рубля, а также штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), в общей сумме 72 390 057 рубля.

Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2019 N 308-ЭС19-18748 по делу N А63-9440/2018

по заявлению общества к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю (далее — МИФНС N 10, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.01.2018 N 11-11/000072 в части начисления 14 438 215 рублей налога на добавленную стоимость (далее — НДС), 4 941 051 рублей пеней, взыскания 513 165 рублей штрафов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации,

Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2017 N 305-КГ16-18655 по делу N А40-44398/2015

решением Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016, заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение от 05.09.2014 N 33 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 2 277 350 рублей и пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 190 362, 14 рублей; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.01.2017 N 301-КГ16-16143 по делу N А38-7494/2015

по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной в отношении представленной индивидуальным предпринимателем Гайфуллиным Александром Зулькафировичем (далее — предприниматель, налогоплательщик) налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее — налоговый орган, инспекция) составлен акт от 10.08.2015 и принято решение от 29.09.2015 N 34734 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 191 235 рублей, начисленные суммы пеней в размере 3 760 рублей 12 копеек, а также предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) штраф в сумме 35 982 рублей.

В случае невнесения вовремя платежей по НДС, начисляется штраф. Помимо этого, если не уплатить обязательства в срок, есть риск начисления пени. Внедрение штрафа за неуплату НДС, а также прочих санкций предусмотрено статьями 75 и 122 НК РФ. Штраф согласно статье 122 предъявляется после выполнения проверки фискальным органом, если неуплата или внесение только какой-либо доли налога произошло из-за некорректности исчисления.

Если невнесение платежа связано с тем, что при исчислении базы допускалось занижение неумышленно, штраф составит 20% от размера невнесенного долга. Если действие было умышленным, размер штрафа возрастет в 2 раза. Если же плательщик подавал
декларацию, и размер сбора был указан корректно, но не внесен в срок, начисляются пени, но штраф платить не надо. Данное правило актуально, если плательщик подавал уточненный документ.

Пени устанавливается в процентах от показателя неуплаченного тарифа. В расчет берется 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждые сутки просрочки обязательства. Для юрлиц такие правила расчета актуальны, если число суток просрочки – не более 30. Впоследствии ставка будет увеличена вдвое.

Согласно статье 112 НК, есть некоторые обстоятельства, которые могут в некоторой степени смягчить вину. При наличии них можно снизить штраф более чем в 2 раза. Одним из таких обстоятельств считается переплата по взносу. Помимо этого, есть мнения, что
добровольное погашение недоимки также смягчает вину. Если нарушение было совершено в первый раз, также есть шансы уплачивать меньше средств за совершенное деяние.

Не только неуплата НДС в срок, но и невнесение взносов предусматривает наказание, в отдельных ситуациях даже уголовную ответственность. Невнесение страховых взносов предполагает наказание в том случае, если недоимка появилась в результате занижения расчетной базы, определения суммы к платежу некорректно, либо в случае совершения прочих неправомерных деяний.

Согласно статье 122, если взносы были неуплачены неумышленно, штраф составит 20% от недоимки, если умышленно – 40%. В случае невнесения платежа из-за нарушения норм бухучета, есть риск начисления санкции от 5 до 20 тысяч, при совершении нарушения повторно есть риск дисквалификации на 12-24 месяцев.

Если лицо допустило недочет в первичном расчете, но до подачи уточненного документа уплатило недоимку, штраф не будет переведен. Он будет начислен только в том случае, если не внесенные обязательства были скорректированы в сторону увеличения.

В случае если налоговые органы установят, что невнесение взноса стало результатом преступления, к ответственности могут быть приговорены директор, главбух, прочие лица, которые содействовали совершению противоправного действия.

Штраф за несвоевременную уплату НДС, а также других налогов, предусмотрен согласно НК РФ. Ответственность за неуплату может быть представлена в виде штрафа, пени, в отдельных ситуациях предусмотрена уголовная ответственность. Если не платить НДС своевременно, а также налоги на имущество и другие сборы, будут начисляться пени за каждые сутки просрочки.

Согласно статье 45 НК, плательщик должен самостоятельно исполнять обязанности по внесению налога. Выполнять обязательства следует своевременно, однако лицо может внести платежи досрочно. Если оплата не поступила в срок или была внесена только в некоторой доле, появляется недоимка, и фискальный орган взыскивает сбор.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...