Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Уголовный кодекс РФ дает определение наказания, понимая под ним меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

Наказание является прежде всего принуждением, поскольку его назначение и исполнение осуществляется вопреки воле осужденного. Оно назначается только судом, от имени Российской Федерации и выражает отрицательную оценку государства личности виновного и преступления, совершенного им.

От других мер государственного принуждения наказание отличается, в первую очередь, объемом и качеством ограничений прав и свобод лица, совершившего преступление, субъектом его применения — судом, а также тем, что влечет правовое последствие — судимость.

Таким образом, уголовное наказание:

1) мера государственного принуждения;

2) заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Являясь мерой государственного принуждения, наказание обладает карательной сущностью. Это означает, что оно заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного, т.е. способно принуждать его к законопослушному поведению. Например, лишение свободы влечет ущемление не только личной свободы осужденного, но также некоторых политических, трудовых, гражданских и иных прав. Наказание в виде штрафа связано с некоторым ущемлением имущественных прав осужденного;

3) применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, т.е. имеет строго личный характер: оно может быть назначено только лицу, которое судом признано виновным в совершении преступления. Его адресатом не могут выступать родители, другие родственники или законные представители виновного, а также организации, от имени или в интересах которых он действовал, или другие физические или юридические лица. Наказание не теряет своего личного характера и в том случае, когда штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, может по решению суда взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия (ч. 2 ст. 88 УК РФ);

4) назначается по приговору суда. Единственной процессуальной формой назначения наказания может быть только обвинительный приговор суда, в соответствии с которым лицо признается виновным в совершении определенного преступления. Ни постановлением судьи, ни определением суда, ни тем более решением иного органа власти не может назначаться уголовное наказание;

5) носит публичный характер, т.е. назначается лицу, виновному в совершении преступления, от имени государства и в интересах всего общества, а не в интересах отдельных лиц, органов или организаций.

Глава 2. Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения

Наказание — это единственная форма государственного принуждения, исполнение которой влечет за собой судимость как специфическое правовое состояние лица, полностью или частично отбывшего назначенное судом наказание. Лицо, хотя и признанное виновным в совершении преступления, но освобожденное от наказания либо полностью освобожденное от его отбывания, считается не имеющим судимости.

1) Восстановление социальной справедливости — адекватная компенсация ущерба, причиненного совершенным преступлением, за счет по возможности равнозначного лишения или ограничения прав и свобод лица, совершившего преступление.

2) Исправление осужденного означает задачу принудить осужденного с помощью карательно-воспитательного воздействия воздержаться после отбытия наказания от совершения новых преступлений.

3) Предупреждение совершения новых преступлений включает цели общего и специального предупреждения.

Специальное (частное) предупреждение означает принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений.

Общее предупреждение означает профилактически-воспитательное воздействие на неопределенно широкий круг лиц путем устрашения лиц, склонных к правонарушениям, а также посредством правового воспитания законопослушных граждан и информирования их относительно преступности и наказуемости определенных способов социально значимого поведения.

Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения

Написать комментарий

      Уголовное наказание как самостоятельный институт впервые появился с разделением общества на классы, с образованием государства и права, с возникновением понятия преступления. В доклассовом обществе отдельные его члены совершали действия, противоречащие сложившимся нормам поведения, обычаям. Однако эти действия не являлись преступлениями, равно как и меры, которые они влекли за собой, не являлись наказанием. Характеристика определенных действий как преступных связана с правовой оценкой этих действий и применением за их совершение мер государственного принуждения. При этом понятие преступления и наказания, а также установление различных видов наказаний за совершение преступлений определяются конкретными историческими условиями, в которых развивается общество и государство.

      Первым отечественным законодательным источником, в котором впервые упоминается термин «наказание», является Соборное Уложение 1649 г. Так, в частности, в главе XXII этого нормативного акта указывалось, «за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание». До этого, например, в Псковской Судной грамоте, в Судебниках 1497 и 1550 гг. законодатель использовал термин «казнити».

      Однако определение наказания в отечественном законодательстве впервые было дано только в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. В соответствии со ст. 7 Руководящих начал, «наказание — это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей (преступников)». В дальнейшем, вплоть до принятия УК РФ 1996 г., определений наказания ни в одном отечественном источнике уголовного права законодатель не давал.

      Так как в теории уголовного права учеными предлагались различные трактовки уголовного наказания, закрепление законодателем определения уголовного наказания в ч. 1 ст. 43 УК РФ имеет большое теоретическое значение. Законодательное определение позволяет также установить отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения. Важным является такое определение и в практике работы следственных и судебных органов.

      В соответствии с ч. 1 ст. 43 УК РФ, «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав этого лица». Из данного определения можно выделить следующие признаки уголовного наказания:

      1. Уголовное наказание — это мера государственного принуждения.

      Применение наказания носит принудительный характер, обеспечивается силой государственной власти. Принудительный характер наказания означает, что оно назначается и исполняется вопреки воле осужденного лица. В случаях уклонения от назначенного судом наказания лицо может быть подвергнуто другим, более суровым мерам уголовно-правового воздействия.

      2. Уголовное наказание применяется от имени государства и только по приговору суда.

      В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, только суд осуществляет правосудие в Российской Федерации. Это означает, что никакие иные государственные органы не имеют права реализовывать функцию судебной власти, в частности рассматривать и разрешать уголовные дела, назначать уголовное наказание.

      Обвинительный приговор выносится от имени государства и является единственным правовым актом, в котором может быть назначено уголовное наказание за совершенное преступление.

      3. Уголовное наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

      Назначение наказания невозможно без вины. Если суд не установит вину конкретного лица в совершении преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто уголовному наказанию. Уголовное наказание за невиновное причинение вреда не допускается.

      4. Уголовное наказание заключается в лишении или ограничении прав или свобод лица, совершившего преступление.

      Наказание может причинить моральные страдания, лишение свободы, ущемление имущественных прав и т.д.

      При таком виде наказания, как лишение свободы, осужденный ограничивается в целом ряде личных прав, и, прежде всего, он лишается свободы, разрываются социальные связи. При применении штрафа осужденный лишается материальных благ, при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ограничивается в трудовых правах и т.д. При этом тяжесть назначенного наказания всегда зависит от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и других обстоятельств.

      5. Уголовное наказание носит личный характер.

      Уголовному наказанию по российскому уголовному законодательству не подлежат юридические лица. Оно возможно только в отношении индивидов — физических лиц.

      6. Уголовное наказание влечет особое правовое последствие — судимость.

      Этот признак наказания не назван законодателем в ч. 1 ст. 43 УК РФ, однако он является характерным и отличительным свойством только уголовного наказания.

      Рассмотренные признаки уголовного наказания позволяют отличить его от иных мер государственного принуждения.

      Так, уголовное наказание имеет общие признаки с принудительным исполнением решения по гражданским делам, так как и то и другое выносятся судом от имени государства и осуществляются в принудительном порядке. Однако взыскание по гражданскому делу суд выносит не в связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или личного неимущественного характер. Кроме того, такое взыскание не всегда носит личный характер (так как оно возможно и в отношении юридических лиц) и не влечет судимости.

      Методами понуждения преследуется список задач.

      Цели уголовного понуждения представлены ниже:

      1. Вменяемая санкция соответствует совершённому преступлению. Государство восстанавливает справедливость в социуме. Важно, чтобы метод пресечения равнялся вреду, нанесённому обществу противоправными действиями, соответствовать степени нанесённого вреда. Посредством применения этого класса правового воздействия государство восстанавливает справедливость относительно социума и конкретно потерпевшей стороны. Так реализуется принцип справедливости;
      2. Воздействие на осуждённого с целью его исправления. Посредством применения к осуждённому санкций, у него вырабатывается уважительное отношение к обществу, способность ценить чужое имущество, жизнь, уважительно относиться к общепринятым нормам морали и устоявшимся в социуме ценностям. С помощью обязательного воздействия на психосоциальные стороны подсудимого вносятся изменения в его восприятие мира и принятие моральных норм и принципов общества, закладывается понимание, что нарушение закона влечёт необратимые последствия, и что при повторном его нарушении применяются санкции, серьёзнее, чем вменяемые за конкретное преступление;
      3. Профилактика новых противоправных деяний. У кары показательный характер: она предупреждает тех, кто намеревается поступить юридически неправильно, и показывает, какими бывают последствия нарушения закона.

      Важной чертой воздействия уголовного права считается необходимость показать, что взыскание за незаконные деяния неотвратимо, и суд назначит его в любом случае.

      Цели уголовного взыскания и других мер государственного принуждения частично совпадают. Отличие в том, что другие методы государственного понуждения не всегда ставят целью исправление приговорённого. Так, принудительное лечение в психиатрической клинике ставит цель излечить пациента и адаптировать его к нормальной жизни, прививание ему общепринятых ценностей уходит на второй план.

      Отличие наказания от иных мер государственного принуждения

      Уголовное наказание — весьма сложное явление, вы­полняющее самые разные функции и ставящее перед собой самые разные цели. Обычно называют четыре основные функции уголовного наказания — возмездие, предупреждение, исправление и восстановление соци­альной справедливости.

      Функция возмездия не указана в Уголовном кодексе РФ, но, по мнению ряда юристов, является основной функцией наказания. В древности возмездие было ос­новным назначением наказания и осуществлялось по принципу «око за око, зуб за зуб». Смертная казнь, таким образом, выступает возмездием преступнику за убийство другого человека. По мнению И.И. Карпеца, назначение наказания состоит в возмездии. С ним не соглашаются некоторые другие исследователи, видя­щие основную функцию наказания в устрашении для потенциальных преступников. . Функция предупреждения указана в УК РФ как одна из основных функций наказания. Выделяют два вида предупреждения — специальное или частное предуп­реждение и общее предупреждение. Специальное пре­дупреждение заключается в изоляции преступника отобщества с целью помещать ему совершить дальней­шие преступления. Этот вид предупреждения выпол­няет и психологическую функцию, устрашающе воздей­ствуя на престу1И1Нка. Общее предупреждение состо­ит в профилактике, информируя неустойчивых членов общества о грозящей им уголовной ответственности за возможное нарушение закона. Таким образом, теория предупреждения отражает наиболее важную, с точки зрения социологической науки, цель наказания. Значе­ние общего предупреждения несет в себе функцию со­циального контроля и способствует стабильному состо­янию общества. Страх перед законом удерживает мно­гих граждан от совершения преступлений.

      Третьей функцией уголовного наказания является восстановление социальной справедливости. В Уголов­ном кодексе РФ эта функция наказания занимает пер­вое место. Трудность определения этой функции за­ключается в расплывчатости ее формулировки. Дале­ко не все преступления направлены против социаль­ной справедливости, например преступления сексуаль­ного характера. По мнению некоторых юристов, фор­мулировка «восстановление социальной справедливос­ти» отражает в скрытой форме принцип возмездия.

      Функция исправления в социалистическом законо­дательстве занимала едва ли не главное место и имено­валась «исправление и перевоспитание осужденных». Однако мало кто верит в перевоспитывающий харак­тер российских тюрем. Большинство преступников пос­ле первого срока вновь и вновь попадают за решетку. Современные тюрьмы стали своеобразной школой для тех, кто попадает в «зону» впервые. Здесь новички перенимают нормы поведения, традиции и законы пре­ступного мира. Замена смертной казни тюремным за­ключением также не дает положительных результатов, как и помилование преступников. Около 52% поми-лованных убийц в течение года после помилования со­вершают новое преступление, причем каждые 11 % — новое убийство’. В США для преступников, соверн1ив-ших нетяжкие преступления, существует право выбо­ра между тюремным заключением и уплатой больного штрафа, так как учитывается разрушающее влияние тюрьмы на психику человека. В России сейчас стоит вопрос об эффективности заключения подростков в колонии для несовершеннолетних. Ведь места заключе­ния не исправляют, а еще сильнее коверкают соци­альные установки осужденных. Тюремное заключение деформирует психику человека, разрушая нормальные жизненные установки, ориентации и желания личнос­ти. Согласно научным исследованиям, существует пре­дел существования человека в тюрьме, после которого начинаются вышеуказанные процессы разрушения пси­хики. Этот предел равняется примерно 5—8 годам зак­лючения. В европейских странах он значительно выше, что объясняется высоким уровнем жизни и быта зак­люченных: в камерах нормальная мебель, телевизоры и магнитофоны, отсутствует переполненность камер, заключенным предоставляется возможность самообра­зования и приобретения профессии.

      Высшая мера наказания

      Смертная казнь — исключительная мера наказа­ния. В цивилизованных странах она либо отменена, либо действует только за самые серьезные преступления. Про­блема смертной казни исследуется не только юриди­ческими науками, но и социологией, философией, эти­кой. Социология права рассматривает смертную казнь.

      Выявляя ее влияние на общество. Если в недалеком прошлом смертная казнь применялась не только по­всеместно, но и в самых жестоких формах, то в наше время все больше и больше стран отменяют смертную казнь на своей территории. Полностью отменена смерт­ная казнь в Швеции, Норвегии, Дании, Австрии, Гер­мании, Франции, Португалии и ряде других стран. Всего таких государств 35. В 20 государствах смертная казнь возможна только в военное время. Это Великобрита­ния. Италия, Канада, Аргентина, Израиль и т. д. Нако­нец, в 100 странах сохраняется смертная казнь как высшая мера наказания. Это азиатские и африканские государства, а также США. Правда, в США смертная казнь существует в 38 штатах из 50, а в 12 штатах она отменена. В США применяют пять разных способов смертной казни: расстрел, повешение, электрический стул, инъекция яда, газовая камера. Во многих штатах право выбора способа смерти принадлежит осужден­ному. В Китае смертная казнь применяется очень час­то за такие преступления, как убийство, торговля нар­котиками, коррупция, расхищение государственной собственности. Казнь осуществляется посредством рас­стрела, в год по приговору суда расстреливается обыч­но несколько тысяч человек. Европейское сообщество возражает против смертной казни с гуманистических позиций. Высшей мерой наказания почти во всех евро­пейских странах считается пожизненное заключение.

      Применение карательных действий к лицу, совершившему преступление, обусловлено социальной необходимостью.

      В Уголовном кодексе санкции классифицируются как:

      • основные – применяющиеся самостоятельно;
      • дополнительные – не применяющиеся отдельно от основных;
      • основные вкупе с добавочными санкциями –применяются совместно.

      От совмещения нескольких видов взыскание не превышает степень вреда, нанесённого обществу, кара равна ему.

      Уголовный кодекс формулирует тринадцать типов карательных мероприятий.

      На сегодняшний день можно выделить несколько признаков, с помощью которых может быть охарактеризовано наказание:

      • с помощью назначения наказания на сегодняшний день может быть реализована уголовная ответственность. В соответствии со второй частью статьи 2 УК РФ виды наказаний, как и прочие меры уголовно-правового характера, которые подлежат применению за совершение преступлений, устанавливаются нормами УК РФ.
      • наказание в обязательном порядке носит публичный, а не частный характер, т.е. наказание в соответствии с действующим законодательством может быть назначено исключительно от имени государства и выступает в качестве одной из мер государственного принуждения.
      • уголовное наказание может быть назначено исключительно в отношении тех лиц, которые совершили какое-либо преступление. Наказание носит исключительно личный характер, т.е. может быть применено именно к тому лицу, которое признано в рамках судебного разбирательства виновным в совершении преступления, и ни к кому другому.
      • наказание на сегодняшний день выступает в качестве негативной оценки совершенного деяния и личности виновного. Наказание отражает официальное, выраженное от имени государства осуждение, т.е. в некотором роде порицание виновного. Признание его виновным в совершении преступления подразумевает, что совершенное данным лицом деяние признается на государственном уровне преступлением, т.е. самым опасным видом правонарушения, а осужденный является преступником, который заслуживает в обязательном порядке упрека как в моральном, так и в правовом плане.
      • наказание может быть назначено исключительно по приговору суда. Согласно положений основного закона РФ — Конституции Российской федерации факт совершения лицом преступления может быть установлен исключительно в рамках вступившего в законную силу приговора судебных органов, из чего следуют два очень важных положения: во-первых, наказание может быть назначено исключительно от лица государства (через органы судебной ветви власти); во-вторых единственной процессуальной формой назначения наказания является обвинительный приговор суда.
      • наказание абсолютно во всех случаях влечет за собой особое уголовно-правовое последствие – судимость виновного, при этом является единственной в своем роде подобной мерой государственного принуждения. Под судимостью можно рассматривать специфическое правовое состояние лица, которое продолжается в течение установленного законом срока после отбытия наказания и связанное с некоторыми ограничениями.
      • наказание выступает в качестве некоторого рода кары, т.е. заключается в предусмотренных в рамках уголовного законодательства лишении или ограничении прав и свобод лица, которое совершило преступление. Благодаря своей карательной сущности наказание на сегодняшний день воспринимается в обществе как достаточно серьёзное лишение, в значительной степени меняющее статус гражданина, и обладает свойством устрашения. Наказание может выразиться в лишении осужденного свободы, в ее ограничении, в лишениях имущественного, морального (например, при лишении почётного звания) или т.д.

      ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 21Следующая ⇒

      Понятие уголовного наказания

      Наказание — центральный институт уголовного права. Оно является наиболее эффективным уголовно-правовым средством борьбы с преступностью, поскольку прерывает антиобщественную деятельность лиц, совершающих преступление.

      Как острейшая мера государственного принуждения, наказание заключается в предусмотренном УК лишении или ограничении определенных прав и свобод осужденного, что означает принудительное причинение ему страданий, ущемлений, стеснений морального, физического и имущественного характера.

      Это полностью отвечает требованиям статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Следовательно, уголовное наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Это положение находит проявление в том, что уголовное законодательство РФ не знает телесных и иных позорящих наказаний, что соответствует требованиям статьи 5 Всеобщей декларации прав человека и статьи 7 Международного пакта о гражданских и политических правах.

      Без наказания уголовная ответственность — это фикция. Некоторые считают, что уголовная ответственность немыслима без меры государственного принуждения.

      • Меры государственного принуждения делятся на наказание и иные меры (принудительные меры медицинского характера, воспитательного воздействия, конфискация имущества).
      • Существовало два периода в понимании уголовного наказания.
      • 1) Вторая половина 20 века (УК РСФСР 1960 года): определение наказания через категорию кары (Пионтковский, Беляев).
      • Согласно статье 20 УК РСФСР наказание — это не только кара, но и имеет целью исправление и перевоспитание.

      2) Начало 21 века. Существуют различные подходы, но почти все авторы отказались через определения наказания через категорию кары.

      1. Прохоровы: наказание — реализация уголовной ответственности (то есть, реализация обязанности претерпеть лишения за совершенное преступление).
      2. Келина: наказание — средство борьбы с преступностью.
      3. Галиакбаров: наказание — отрицательная правовая оценка от имени государства совершенного виновным преступления.
      4. Кузнецова: наказание — это мера государственного принуждения, назначенная по приговору суда.
      5. В действующем УК наказание определяется в статье 43:
      6. Наказание — это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
      7. Наказание применяется к лицу, признанному виновным и заключается в лишении или ограничении прав и свобод данного лица.
      8. Признаки наказания

      1) Наказание носит государственный характер (наказание — именем РФ). Наказание — в пользу государства. Уголовное наказание отличается от иных мер, применяемых, например, за административные, дисциплинарные, гражданско-правовые правонарушения, тем, что применяется только к лицам, совершившим преступление. Наказывая, государство принуждает преступника к законопослушному поведению.

      2) Наказание может быть назначено только по приговору суда. Иные государственные органы таким правом не обладают.

      Исходя из КРФ „каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда„ и „правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом“.

      Обвинительный приговор суда является единственной процессуальной формой применения наказания. Только суд в России вправе давать уголовно-правовую оценку содеянному и личности виновного. Назначение наказания только судом определено и в действующем УПК РФ: „Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом“.

      3) Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

      Оно может быть назначено только при наличии вины лица в совершенном преступлении. Невиновное причинение вреда исключает уголовную ответственность и наказание.

      Если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию. Уголовное наказание всегда имеет строго индивидуальный характер, т.е.

      применяется конкретно к лицу, совершившему преступление, и не распространяется на других лиц, не причастных к совершению преступления.

      4) Уголовное наказание устанавливается УК. В статье 44 — перечень наказаний. Он не может быть расширен и произвольно истолкован судом. Сущность наказания состоит в предусмотренных УК лишениях и ограничениях прав и свобод, зависящих от вида наказания, например: права выбора места жительства, передвижения, выбора рода деятельности; лишении воинского звания, жизни.

      5) Уголовное наказание влечет за собой судимость. Судимость как стадия реализации уголовной ответственности возникает, если уголовная ответственность оканчивается назначением наказания.

      • Отличие наказания от иных мер государственного принуждения
      • 1) Наказание является правовым последствием преступления, другие виды государственного принуждения — последствиями менее опасных правонарушений.
      • 2) Наказание более репрессивно, чем другие меры принуждения и выражается в большем правоограничении виновного.
      • 3) Наказание назн��чается только судом и от имени государства, другие виды государственного принуждения применяются от имени органа власти, управления или должностного лица.
      • 4) Наказание порождает судимость, другие меры правового воздействия не влекут такого последствия.

      Отличие уголовного наказания от проступков.

      Для того, чтобы непосредственно перейти к рассмотрению этого вопроса, необходимо сначала вспомнить основы права. Как известно, любое антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом является правонарушением. Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

      Преступления – это общественно опасные правонарушения, запрещенные уголовным законодательством. Общественная опасность состоит в том, что они наносят ущерб самим условиям существования общества, его общественному и государственному строю, основным правам и свободам граждан и так далее.

      Противоправные деяния, прямо не предусмотренные УК, относятся к другому виду правонарушений: проступкам.

      Противоправные проступки, в зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций, подразделяются «на административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения, предусмотренные соответствующими отраслями права»[48].

      Четырем вышеперечисленным видам правонарушений соответствуют четыре вида юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

      Поскольку далее речь пойдет об отличии наказания от других мер государственного воздействия, необходимо заметить очень важный нюанс: наказание и уголовная ответственность – это не тождественные понятия. Такой вывод вытекает из анализа законодательства.

      Как прежний, так и новый УК предусматривают уголовную ответственность без назначения наказания и судимости и уголовную ответственность с назначением наказания и судимостью. Такой вывод вытекает из ст. 92 ч.

      1 УК, в которой говорится, что несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй ст. 90 УК.

      Уголовная ответственность может быть без наказания, но наказание не может быть без уголовной ответственности, и исходя из этого можно сказать о том, что уголовная ответственность и наказание – понятия несовпадающие и первое является шире чем второе.

      Итак, наказание отличается от других мер государственного принуждения по следующим параметрам:

      По источнику права.

      Уголовным Кодексом Российской Федерации наказание устанавливается как мера государственного принуждения.

      Конституция РФ и нормы международного права, ратифицированные в РФ являются юридическим основанием уголовного законодательства, но только УК РФ устанавливает непосредственно само наказание.

      Так же подлежат включению в этот кодекс все новые законы, устанавливающие уголовную ответственность. Как законы, так и подзаконные акты могут быть источником самого права при назначении мер государственного принуждения за проступки.

      Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие кодексы (Кодекс об Административных Правонарушениях, Таможенный Кодекс и др.); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

      По основаниям ответственности.

      Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. «Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения»[49].

      Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки – это правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др.).

      Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к совершившим дисциплинарный проступок, т.е. противоправное нарушение трудовой служебной или учебной дисциплины.

      Гражданско-правовая ответственность наступает за гражданские правонарушения, которые состоят в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и так далее.

      По процессуальной форме.

      Уголовные наказания выносится только по приговору суда и никакой другой орган не имеет право его налагать. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц.

      Например: решение суда, обязывающее лицо выплатить неустойку в пользу другого лица (гражданско-правовая ответственность); приказ начальника об увольнении подчиненного в связи с нарушением им правил трудового договора (дисциплинарная ответственность); распоряжение вышестоящих государственных органов власти о привлечении к административной ответственности служащих нижестоящих органов власти в связи с допущенными с их стороны правонарушениями по службе (административная ответственность); и т.д.

      По направленности (адресату) меры государственного принуждения.

      Уголовные наказания носят строго личный характер и могут налагаться только на физическо�� лицо. Примером может служить то, что не могут быть привлечены к уголовной ответственности родители подростка, совершившего преступление.

      В теории уголовного права выделяются признаки, которые являются характерными для уголовного наказания. Число этих признаков в трудах различных учёных является различным: три и более, вплоть до семи [7] . Наиболее часто называются следующие признаки:

      • Наказание — государственная мера. В настоящее время правом назначения наказания обладают только государственные органы (в советский период некоторые меры уголовно-правового воздействия могли применяться и товарищескими судами).
      • Наказание — мера государственного принуждения. Наказание назначается и исполняется вопреки воле осуждённого, с применением мер воздействия, которые заключаются в лишении осуждённого определённых благ. В случае уклонения от исполнения наказания к осуждённому могут быть применены ещё более строгие меры воздействия.
      • Наказание заключается в лишении осуждённого определённых прав и свобод или ограничении этих прав и свобод. Однако наказание не может заключаться в причинении осуждённому физических страданий, в унижении его человеческого достоинства.
      • Наказание назначается только за совершение преступления, причём только лицу, которое в установленном законом порядке признано судом виновным в совершении этого преступления.
      • Наказание назначается только судом. Иные государственные органы таким правом не обладают.
      • Наказание носит публичный характер и назначается (и приводится в исполнение) от имени государства. Оно представляет собой отрицательную оценку государством поведения лица.
      • Наказание носит личный характер и назначается только в отношении конкретного лица, причастность которого к конкретному преступлению доказана в установленном порядке.
      • Наказание влечет последствие правового характера — судимость. Судимость возникает с момента вступления в силу обвинительного приговора суда и действует до момента её погашения или снятия (законодательство РФ).
      • Наказание выражает отрицательную оценку преступника и его деяния со стороны государства.

      На основе этих признаков можно отграничить наказание от всех остальных мер принудительного правового воздействия

      Цели наказания — это «конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе» [8] .

      В современной российской правовой литературе на основе действующего УК РФ 1996 года выделяется три цели наказания:

      • Восстановление социальной справедливости. Социальная справедливость — это морально-правовая и социально-политическая категория, которая отражает «общественное представление о должном, соответствующее сущности и правам человека» [9] . Преступление нарушает социальную справедливость: оно ущемляет законные права граждан, причиняет им моральный, материальный или физический вред, вызывает у общества негодование, связанное с негативной оценкой действий преступника. Восстановление социальной справедливости, таким образом, подразумевает, во-первых, подкрепление негативной оценки преступника и преступления со стороны государства; во-вторых, ограничение прав и свобод преступника, соответствующее тяжести и характеру совершённого преступления; в-третьих, компенсацию материального и идеального ущерба, причинённого обществу и его институтам.
      • Исправление осуждённого. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ, исправление осуждённых подразумевает формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общества и стимулирование правопослушного поведения. Некоторыми учёными отмечается, что в уголовном праве исправление осуждённого трактуется более узко: чтобы осуждённый был признан исправившимся, достаточно, чтобы он не совершал новых преступлений, хотя бы причиной этого и был всего лишь страх перед наказанием [10] . Тем не менее, уголовное право предусматривает стимулы и для фактического исправления осуждённого: так, с таким исправлением связывается возможность сокращения срока наказания или замены его более мягким наказанием.
      • Предупреждение совершения новых преступлений — как самим наказанным лицом (специальная превенция), так и другими лицами (общая превенция). Общая превенция достигается за счёт создания у «неустойчивых» граждан, склонных совершать преступления, страха перед возможным применением наказания. Факторами, влияющими на эффективность общей превенции, являются неотвратимость наказания и его строгость. Кроме того, наказание выполняет функцию общей превенции только в условиях гласности и открытости судебного разбирательства. Специальная превенция связана как с исправлением преступника, так и с ограничением возможностей для совершения преступлений в ходе отбывания наказания.

      Уголовное наказание как самостоятельный институт впервые появился с разделением общества на классы, с образованием государства и права, с возникновением понятия преступления. В доклассовом обществе отдельные его члены совершали действия, противоречащие сложившимся нормам поведения, обычаям. Однако эти действия не являлись преступлениями, равно как и меры, которые они влекли за собой, не являлись наказанием. Характеристика определенных действий как преступных связана с правовой оценкой этих действий и применением за их совершение мер государственного принуждения. При этом понятие преступления и наказания, а также установление различных видов наказаний за совершение преступлений определяются конкретными историческими условиями, в которых развивается общество и государство.

      Первым отечественным законодательным источником, в котором впервые упоминается термин «наказание», является Соборное Уложение 1649 г. Так, в частности, в главе XXII этого нормативного акта указывалось, «за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание». До этого, например, в Псковской Судной грамоте, в Судебниках 1497 и 1550 гг. законодатель использовал термин «казнити».

      Однако определение наказания в отечественном законодательстве впервые было дано только в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. В соответствии со ст. 7 Руководящих начал, «наказание – это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей (преступников)». В дальнейшем, вплоть до принятия УК РФ 1996 г., определений наказания ни в одном отечественном источнике уголовного права законодатель не давал.

      Так как в теории уголовного права учеными предлагались различные трактовки уголовного наказания, закрепление законодателем определения уголовного наказания в ч. 1 ст. 43 УК РФ имеет большое теоретическое значение. Законодательное определение позволяет также установить отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения. Важным является такое определение и в практике работы следственных и судебных органов.

      В соответствии с ч. 1 ст. 43 УК РФ, «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав этого лица». Из данного определения можно выделить следующие признаки уголовного наказания:

      1. Уголовное наказание – это мера государственного принуждения.

      Применение наказания носит принудительный характер, обеспечивается силой государственной власти. Принудительный характер наказания означает, что оно назначается и исполняется вопреки воле осужденного лица. В случаях уклонения от назначенного судом наказания лицо может быть подвергнуто другим, более суровым мерам уголовно-правового воздействия.

      2. Уголовное наказание применяется от имени государства и только по приговору суда.

      В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, только суд осуществляет правосудие в Российской Федерации. Это означает, что никакие иные государственные органы не имеют права реализовывать функцию судебной власти, в частности рассматривать и разрешать уголовные дела, назначать уголовное наказание.

      Обвинительный приговор выносится от имени государства и является единственным правовым актом, в котором может быть назначено уголовное наказание за совершенное преступление.

      3. Уголовное наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

      Назначение наказания невозможно без вины. Если суд не установит вину конкретного лица в совершении преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто уголовному наказанию. Уголовное наказание за невиновное причинение вреда не допускается.

      4. Уголовное наказание заключается в лишении или ограничении прав или свобод лица, совершившего преступление.

      Наказание может причинить моральные страдания, лишение свободы, ущемление имущественных прав и т.д.

      При таком виде наказания, как лишение свободы, осужденный ограничивается в целом ряде личных прав, и, прежде всего, он лишается свободы, разрываются социальные связи. При применении штрафа осужденный лишается материальных благ, при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ограничивается в трудовых правах и т.д. При этом тяжесть назначенного наказания всегда зависит от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и других обстоятельств.

      5. Уголовное наказание носит личный характер.

      Уголовному наказанию по российскому уголовному законодательству не подлежат юридические лица. Оно возможно только в отношении индивидов – физических лиц.

      6. Уголовное наказание влечет особое правовое последствие – судимость.

      Этот признак наказания не назван законодателем в ч. 1 ст. 43 УК РФ, однако он является характерным и отличительным свойством только уголовного наказания.

      Рассмотренные признаки уголовного наказания позволяют отличить его от иных мер государственного принуждения.

      Так, уголовное наказание имеет общие признаки с принудительным исполнением решения по гражданским делам, так как и то и другое выносятся судом от имени государства и осуществляются в принудительном порядке. Однако взыскание по гражданскому делу суд выносит не в связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или личного неимущественного характер. Кроме того, такое взыскание не всегда носит личный характер (так как оно возможно и в отношении юридических лиц) и не влечет судимости.

      По характеру меры государственного принуждения могут быть:

      • психологическими, заключающимися в запугивании, моральном давлении или работе с психологом;
      • имущественными, предполагающими, что человек после совершения каких-либо неправомерных действий может лишиться своего имущества;
      • физическими, применяющимися только к преступникам, которые не желают добровольно нести ответственность за свои незаконные действия;
      • организационными, заключающимися в отказе от проведения незаконных митингов или собраний.

      Все вышеуказанные действия должны быть законными, для чего учитываются права и свободы, имеющиеся у каждого российского гражданина. Дополнительно данные меры должны быть оправданными, обоснованными, подтвержденными официальными документами и целесообразными. Государственные служащие при наличии возможностей должны отказываться от каких-либо жестких мер воздействия.

      Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 43 ч. 2).

      Восстановление социальной справедливости. С обще-социальных и философско-правовых позиций восстановление социальной справедливости применением наказания подразумевает ее обеспечение одновременно на нескольких уровнях:

      1. Уровень требования к справедливости наказания, предъявляемый к обществам с позиций господствующих в нем представлений о должном поведении и ожидаемых мерах, указывающих на адекватный ответ на отклоняющееся поведение. Население оценивает справедливость наказания, главным образом с позиции его общей соразмерности, общественной опасности содеянного, а также способности условного обеспечения возмещения причиненного вреда. Назначение наказания, отвечающего ожиданиям общественности, способствует повышению авторитета государства и воспитывает у людей уважение к закону.
      2. Уровень требований к наказанию со стороны государства, который находит отражение в санкциях, предусмотренных уголовным законом за конкретные преступления. Справедливой может быть признана такая санкция, которая не только соответствует тяжести описанного в законе преступного деяния, но и согласуется также с санкциями, предусмотренными за совершение других преступлений, тем самым суду предоставляются разумные возможности по индивидуализации наказания.
      3. Уровень требований к наказанию, подлежащего к учету со стороны суда. Оно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК РФ, ч. 1 и 3 ст. 60).
      4. Уровень учета интересов потерпевшего. В соответствии со ст. 52 Конституции, ст. 2 УК РФ, уголовный закон должен обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Соответственно, наказание должно тем или иным образом удовлетворять мнение потерпевшего о содеянном. (Наказание не возмещает никакого материального ущерба).
      5. Уровень учета законных интересов осужденного. Он имеет право на справедливое наказание, а суд обязан назначить ему наказание соразмерное содеянному и личности виновного.

      Исправление осужденного. Уголовный кодекс не содержит понятия исправления, оно содержится в уголовно-исполнительном кодексе. Исправление – это формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, нормам, правилам, традициям человеческого общежития, к труду и стимулированию право-послушного поведения. Исправление может оцениваться на 2х уровнях:

      1. основной (внешний) – законопослушное поведение осужденного, независимо от его воззрений и взглядов;
      2. внутренний – положительное изменение мировоззрения осужденного.

      Предупреждение совершения новых преступлений. Имеет 2 аспекта:

      1. Частное предупреждение (специальная, частная превенция). Принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений. Средства такого предупреждения:
        1. устрашение;
        2. поставление осужденного в условия на период отбывания наказания, которые либо исключают, либо существенно затрудняют совершение преступления;
        3. изменение сознания осужденного путем его общего, политического, правового и т.д. воспитания с целью приспособить к социальной жизни и сделать безопасным для общества.
      2. Общее предупреждение (общая превенция).

      Чтобы детальнее разбираться в понятии наказания и его юридической природе, необходимо разграничивать уголовное воздействие и другие способы государственного воздействия. Несмотря на то, что цели у них схожи, различия существенные.

      Отличается санкция от других методов государственного принуждения по следующим характеристикам:

      1. Правовой источник. Уголовное принуждение описывается только Уголовным законом. Ни один другой закон не прописывает формы и применение карательных мероприятий к гражданину, которого председательствующий признал виновным.
      2. Уголовное взыскание нацелено только на лицо, совершившее преступление. Государственное принуждение применяется к лицу, совершившему правонарушение. Эти два, на первый взгляд похожих понятия, совершенно различны по своей правовой природе.
      3. Назначается председательствующим, в отличие от других видов принуждения. Другие виды репрессалий назначаются органами муниципалитетов или уполномоченными на то лицами государственных органов.
      4. Отличия по типу и размеру ограничения. Кара в представлении уголовного права являет собой серьёзные ограничения прав и свобод для гражданина, совершившего преступление. Иные репрессалии отличаются не столь значимыми запрещениями и лишениями.
      5. Правовое последствие в виде судимости. Административное или гражданское правонарушение таких последствий не несёт.

      Указанные характеристики дают понимание, что взыскание – это не предупредительная мера, а серьёзные последствия совершения преступления. Избежать этих последствий после вынесения обвинительного приговора судом невозможно.

      Существуют меры воздействия общества, которые применяются от лица организации. От иных мер они отличаются юридической природой и их применение не делегировано государством. В настоящем законодательстве общественные методы не рассматриваются как вид взыскания для лиц, виновных в противоправных деяниях.

      Нельзя путать формы принуждения медицинского характера и карательные мероприятия. Принуждение, носящее медицинский характер, относится к иным видам принуждения государства и назначается председательствующим на неопределённый срок в то время, как при вынесении приговора обязательно указывается срок и размер санкции.

      Исходя из вышесказанного, наказание – это высшая мера государственного принуждения и отличается по ряду особенностей и что самое важное, носит личностный характер и имеет серьёзные непреодолимые правовые последствия в виде судимости. Судимость остаётся в биографии навсегда, независимо от того, что закон установил срок, по истечении которого судимость снимается.

      Кстати, в чем-то облигации даже напоминают акции компаний. Правда разница тут существенная. Дело в том, что облигации не позволяют вам принимать какие-то решения в компании или на предприятии. Да и рассчитывать на имущество, в традиционном представлении облигаций, у вас тоже не получится

      Проблема еще и в том, что облигации не предполагают системы дивидендов. С другой стороны, здесь есть приемлемая альтернатива. Ведь доход по облигациям можно получать сразу несколько раз за 12 месяцев. Да и в конце срока номинальная стоимость облигации будет выплачена вам обратно.

      А еще, облигации куда более надёжны, в сравнении с классическими ценными бумагами. Всё потому, что отказ от погашения или выплаты приведет к тому, что наступит дефолт. А в реальности дефолты бывают не так уж и часто.

      По сути, действующий механизм работы с облигациями имеет простое для обывателя объяснение. Дело в том, что вы предоставляете эмитенту определенную сумму по сделке, схожей с долговым договором. Чтобы удостоверить этот факт и выпускаются облигации. Эмитент в данной ситуации выступает заемщиком, а держатель облигаций становится кредитором.

      В этой схеме оговаривается периодичность выплат по облигациям. Грубо говоря, вам могут выплатить часть дохода 2 или 3 раза за 1 год. И так будет до тех пор, пока срок действия облигации не закончится. После истечения срока вы получаете еще и базовую стоимость этой ценной бумаги. Естественно, классические облигации вас ни к чему не обязывают. Вы вообще можете через 5 лет (условно) перепродать облигации через биржу (кому-угодно). Даже если срок погашения этой ценной бумаги наступит только через 10 лет. Работает это достаточно просто, если как следует разобраться.

      Обязательства долговой категории могут быть с обеспечением или без такового. Да, в классической схеме залогов не предусматривается. Впрочем, вариаций для таких ценных бумаг существует огромное количество. А именно:

      1. Группа закладных.
      2. Бумаги фонда.
      3. Активы (физические).

      Естественно, если облигации не обеспечены, то риск увеличивается. Обычно такие облигации выпускаются на условиях того, что доход будет получен уже в результате реализации какого-то проекта. Что до закладных, то очень часто здесь используются кредитные контракты (например для недвижимости). Если заемщики выплачивают, то платежеспособность эмитента подтверждается.

      Фондовые бумаги закладываются исключительно те, которыми эмитент на данный момент владеет.

      Ну а под физическими активами подразумевается любое ценное имущество. Поезда, самолёты, объекты недвижимости и т.п.

      Дело Тарасовой поднимает проблему ответственности и незаконных действий консультанта. В основном ответственность

      в консультировании включает вопросы, имеющие отношение к выяснению, нанес или нет консультант вред клиенту (Wittmer & Loesch, 1986). Понятие ответственности непосредственно связано с незаконным действием.
      Незаконное действие
      в консультировании определяется «как вред клиенту, нанесенный в результате профессиональной небрежности, при этом под
      небрежностью
      понимается определенный отход от установленных профессиональных стандартов» (Hummell et al., 1985, p. 70, выделено автором). До недавнего времени подавалось относительно немного исков по поводу незаконных действий консультантов. Но с увеличением числа лицензированных и сертифицированных практикующих консультантов случаи незаконных действий становятся более распространенными. Следовательно, профессиональные консультанты должны удостовериться, что они защищены от возможности совершения незаконных действий. Имеется два способа подобной защиты: (1) следовать профессиональным кодексам этики, и (2) следовать стандартам общепринятой практики (Hopkins
      &
      Anderson, 1990). Однако независимо от того, как тщательно консультант соблюдает эти правила, иски по поводу незаконных действий могут, тем не менее, подаваться. Следовательно, необходимо страхование гражданской ответственности (Bullis, 1993).
      «Avoiding counselor malpractice»
      (Crawford, 1994) – одна из лучших книг, в которой рассматриваются случаи противоправных действий и способы принятия разумных мер предосторожности, чтобы избежать вовлечения в судебное разбирательство.

      Ответственность может быть подразделена на два основных класса: гражданская и уголовная. Гражданская ответственность

      «означает, что человеку можно предъявлять иск за неправильное действие по отношению к другому человеку или за бездействие в случаях, когда существует признанная обязанность делать что-либо» (Hopkins & Anderson, 1990, p. 21).
      Уголовная ответственность,
      с другой стороны, возникает при отношениях консультанта с клиентом не разрешенными законом способами (Burgum & Anderson, 1975).

      Понятие гражданской ответственности опирается на понятие гражданско-правового деликта

      Цели применения уголовного наказания и его эффективность

      Это неформальная классификация, впрочем, кое-где такие термины все-таки применяются. Облигации по критерию надежности обычно делят на:

      1. Плохие.
      2. Хорошие.

      Под плохими (их еще называют мусорными) мы подразумеваем те бумаги, которые выпускаются ненадежным эмитентом. Об этом предприятии или организации обычно никто не знает. Ну а хорошие облигации (как вы могли бы догадаться) предполагают, что эмитентом является надежная компания или организация.

      В современных условиях существует масса механик выплаты дохода держателям облигаций. Самые распространенные из них это:

      1. Плавающая (обратная).
      2. Отсутствующая.
      3. Прямая плавающая.
      4. Фиксированная.

      В первом случае мы предполагаем, что применяется особый расчет для ставки. Если ставка отсутствует, значит за облигацию на данный момент ничего не платят. Это так называемые бескупонные облигации. Прямая плавающая схема выплат предполагает, что меняется она в ассоциации с каким-то существенным показателем.

      Ну и фиксированная механика выплат предполагает, что вы за облигацию будете получать установленный процент. Это самый приемлемый вариант для новичка. Даже если обстоятельства поменяются, то процентная ставка не поменяется.

      Ну и последней на сегодня классификацией у нас будут базовые условия выкупа. Надо понимать, что долговые обязательства привязываются к ставкам Центробанка. Если процент низкий, то активы становятся выгодными. Естественно, применимо это вообще ко всем рыночным облигациям. И вот тут надо понимать одну простую вещь. По сути, рискуют все:

      1. Эмитенты.
      2. Держатели облигаций.

      Поэтому, предполагается механизм, при помощи которого действие обязательства (долгового) может быть прервано досрочно. Этот механизм выгоден всем. По сути, он позволяет выстраивать более гибкие отношения между всеми участниками сделки. Поскольку участникам сделки обычно такие условия выгодны, то появляется дополнительная возможность. И на базе этого механизма появилась отдельная классификация облигаций. А именно:

      1. Конвертируемые бумаги.
      2. Отзывные бумаги.

      Конвертируемые бумаги позволяют текущему держателю превратить определенное количество облигаций в акции компании-эмитента. Фактически, это система реинвестирования. Что до отзывных бумаг, то они открывают возможности уже для эмитента. Ведь он может выкупить свои ценные бумаги (долговые) раньше положенного срока. Более того, если это происходит, держатель получает еще и дополнительный доход в виде премиальной суммы.

      Вот тут надо разобраться основательно. Потому что в одних ситуациях доход по купонам действительно подходит под налоговую базу. А в других ситуациях ничего платить не придется. Начнем от обратного. На основании 217 статьи Налогового Кодекса РФ, вам не придется платить налоги за:

      1. Ценные бумаги союзного государства.
      2. Ценные бумаги отдельных регионов РФ.
      3. Проценты по ОФЗ.

      Кроме того, не придется платить за доход через купоны, которые в связке с корпоративными облигациями. Правда тут еще важно понимать критерий эмиссии. Дело в том, что правил применяется только к тем облигациями, которые были выпущены до 1.01.2017.

      Если срок упущен, то устанавливается налоговая база. В этом случае примеряется так называемый «налог» на превышение ставки. Проблема в том, что он равен доле в 35 процентов. Едва ли кто-то в восторге от такой щедрости государства.

      Надо еще и учитывать правила применения такого налога. Предположим, что вы приобрели какой-нибудь пакет облигаций с доходом (по купонам) в 10 процентов. И приобрели вы эту облигацию за 50 единиц. Получается, что на данный момент доходность составляет 20 процентов. Вот за это налог не удерживается.

      Однако, если вы приобрели какую-нибудь долговую бумагу за 200, с доходностью 16 процентов, при том что по факту доходность вдвое меньше, то с вас уже будут удерживать налог. Вот такая хитрая система, и во-многом, достаточно странная.

      Уголовное наказание

      Основаниями для привлечения гражданина к уголовной ответственности считаются:

      1. совершённое преступление;
      2. доказанная вина преступника;
      3. в совершённых действиях чётко прослеживается состав преступления, предусмотренный статьями УК;
      4. злодеяние представляет непосредственную угрозу для общества или конкретного лица.

      Совокупность данных факторов создаёт основания для уголовной ответственности и делает действия представителей правоохранительных органов правомерными.

      Под это определение попадают следующие факторы:

      • ответственность определяется действующим законодательством;
      • назначается только по приговору суда;
      • противоправное действие всегда влечёт наказание.

      Уголовная ответственность подразумевает личностный и принудительный характер. В частности, она применима только для конкретного гражданина и не распространяется на добропорядочных членов общества.

      Формой ответственности может быть определенное наказание, но она также может быть и без назначения наказания, или без фактического несения карательной меры. Также допускаются замены на принудительную меру воздействия, освобождение от несения наказания по тем или иным правовым основаниям.

      Из этого можно сделать однозначный вывод: принципы возникновения уголовной ответственности намного разнообразнее форм наказаний, так как она может реализовываться без вынесения конкретного вида карательной меры, а наказание может быть установлено только судебным органом.

      Реализация ответственности может осуществляться в следующих формах:

      1. Основная форма – это назначение и отбывание реального наказания: домашний арест, колония-поселение, колония общего или строгого режима.
      2. Иные формы: освобождение от наказания, условное лишение свободы, замена наказания принудительными медицинскими или воспитательными мерами, полное освобождение от уголовной ответственности.

      Все эти факторы показывают, что первое понятие является более сложным и обширным. Большая часть специалистов в сфере юриспруденции относит наказание к обязательной стадии привлечения к ответственности.

      Понятие наказания. Отличие наказания от иных мер воздействия.

      Различия уголовной и административной ответственности существенны и обусловлены как различным правовым регулированием, так и самой сутью рассматриваемых явлений.

      В качестве основных отличительных черт можно указать следующие:

      ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно. Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.

      Уголовная ответственность – это применение мер воздействия со стороны органов государственной власти за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации. Преступления делятся по тяжести (от не представляющих общественной опасности до особо тяжких), а также по иным основаниям (против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, собственности и т.д.). При этом подвергнуть человека уголовному преследованию можно лишь в том случае, если состав деяния чётко прописан в кодексе и доказан в суде.

      Административная ответственность – это государственно-властное воздействие на физических и юридических лиц за совершение правонарушения, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях России. По своей форме такие деяния имеют незначительную опасность для общества. Административная ответственность выражается лишь в применении предупреждения, штрафа, ареста, исправительных работ, конфискации предмета, в особых случаях — выдворении за пределы РФ.

      Так, причинение телесных повреждений может повлечь и административную, и уголовную ответственность: в зависимости от тяжести наступивших последствий. То же самое касается кражи, умышленного уничтожения или повреждения имущества, а также других составов правонарушений. К уголовной ответственности можно привлечь только физическое лицо (дееспособный субъект старше 14 лет), а к административной – ещё и юридическое лицо.

      Впрочем, между данными видами воздействия на субъекты правоотношений есть и целый ряд сходств.
      И административный, и уголовный процесс предполагают состязательность. Однако первый может проводиться широким перечнем государственных органов (от судов до налоговых инспекторов), второй – лишь судами.

      В данных случаях нарушитель хоть и представляет опасность для общества или окружающих, но она минимальная по сравнению с преступлением.

      Чтобы понять, чем различаются уголовная и административная ответственность, необходимо ответить на вопрос, в чем состоит отличие преступления от правонарушения. Конечно, есть различные правовые тонкости, которые стоит принимать во внимание, но знают о таких моментах, как правило, юристы, а вот для обычных граждан достаточно иметь представление о ключевой разнице и об общих характеристиках.

      В литературе под административной ответственностью принято понимать применение мер государственного принуждения за виновное нарушение норм административного права, лицами, вступающими в управленческие общественные отношения. Выражается в виде административных санкций.

      1. Крайняя необходимость, представляющая собой действия лица направленные на устранение опасности, которая может угрожать личности, обществу, государству, имуществу, если эта опасность не могла быть устранима иным образом. Деяние будет иметь признаки крайней необходимости, если будет причинен меньший вред, чем предотвращенный.
      2. Малозначительность правонарушения. Означает, что вред причиненный правонарушителем не несет в себе той опасности, о которой говорится в диспозиции статьи. Например, мелкое хищение на сумму менее ста рублей.
      3. Невменяемость лица, совершившего административный проступок. Это ситуация когда, лицо не могло осознавать происходящее и отдавать отчет своим действиям в результате психического заболевания.

      Наказание и его назначение по уголовному праву России

      ПДД отличаются между собой.

      Если при ДТП погиб или был травмирован один и более человек, действия нарушителя будут рассматриваться как преступление и квалифицироваться согласно нормам уголовного законодательства.

      Если дорожная авария не повлекла за собой серьезных последствий с тяжкими телесными повреждениями или летальным исходом, то виновного будут судить за административное правонарушение, перед законом он будет отвечать по статьям КоАП РФ.

      К административным правонарушениям, связанным с ПДД зачастую относят:

      • превышение скорости на дороге;
      • управление ТС без страхового полиса или водительского удостоверения;
      • управление автомобилем без пристегнутого ремня безопасности.

      Понятие и цели наказания в российском уголовном праве (теоретические аспекты) Скачать 138198 3 0

      … возникновения или увеличения вреда, являющегося закономерным отдаленным последствием преступления. Вместе с тем восстановлением социальной справедливости, применительно к цели наказания по российскому уголовному праву, было бы неправильно считать абсолютно тождественную кару (возмездие) за совершенное преступление. Обычно восстановление социальной справедливости средствами наказания …

      Понятие и цели наказания в уголовном праве Скачать 43550 0 0

      … наказания в Советском государстве. В рассматриваемый период еще только начинали оформляться положения советской теории уголовного права о соотношении принудительной и воспитательной сторон наказания, о соотношении понятий «кара» и «воспитание», «кара» и «наказание». От целей наказания следует отличать его функции, с помощью которых решаются частные задачи, достигаются промежуточные результаты …

      Понятие и цели уголовного наказания Скачать 53741 0 0

      … и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно претерпел вследствие совершенного преступления. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания впервые определено непосредственно в российском уголовном законодательстве. Понятие справедливости возникло как этическая категория, характеризующая соотношение определенных явлений с точки зрения распределения …

      Понятие и цели наказания по уголовному праву России Скачать 37201 0 0

      … – штраф, арест, исправительные работы. Дисциплинарные санкции – это выговор, увольнение, отстранение от должности и.т.п. Однако по порицаемости, суровости и судимости они всегда отличны от наказания. 3.Цели наказания по уголовному праву. Общее и специальное предупреждение. Роль органов внутренних дел в достижении целей наказания. В теории уголовного права, пожалуй, нет другого такого вопроса, …

      › Уголовное наказание как самостоятельный институт впервые появился с разделением общества на классы, с образованием государства и права, с возникновением понятия преступления.

      В доклассовом обществе отдельные его члены совершали действия, противоречащие сложившимся нормам поведения, обычаям.

      Однако эти действия не являлись преступлениями, равно как и меры, которые они влекли за собой, не являлись наказанием. Характеристика определенных действий как преступных связана с правовой оценкой этих действий и применением за их совершение мер государственного принуждения.

      При этом понятие преступления и наказания, а также установление различных видов наказаний за совершение преступлений определяются конкретными историческими условиями, в которых развивается общество и государство. Первым отечественным законодательным источником, в котором впервые упоминается термин «наказание», является Соборное Уложение 1649 г.

      Каждое современное государство устанавливает ряд уголовно-правовых запретов и на их нарушение остро реагирует. Наказание являет собой высшую меру государственного принуждения, которая назначается субъекту за совершенное им нарушение. В зависимости от того, какой именно закон человек нарушил, и какие последствия его действия повлекли, имеются существенные отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения.

      »

      Не всегда с первого раза удаётся разобраться, в чём отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения.

      Хотя у этих форм воздействия много схожего, эти определения отличаются. И в той, и в другой ситуации государство проводит процедуры для отправления карательных мероприятий относительно осуждённого. Чтобы понять, в чём различия, нужно детально изучить, что такое наказание.

      Уголовный кодекс даёт чёткое определение наказания – это тип воздействия государством, который устанавливается председательствующим после вынесения приговора.

      Данная мера вменяется гражданину, совершившему общественно опасное действие или бездействие и приговорённого судом к санкциям, которые представляют собой ущемление конституционных прав человека. Говоря иначе, это ответственность перед государством и социумом за совершенное деяние в виде ущемления конституционных прав граждан.

      Стр 6 из 6Отличие уголовного наказания от проступков. Для того, чтобы непосредственно перейти к рассмотрению этого вопроса, необходимо сначала вспомнить основы права. Как известно, любое антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом является правонарушением.

      Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступления – это общественно опасные правонарушения, запрещенные уголовным законодательством.

      Общественная опасность состоит в том, что они наносят ущерб самим условиям существования общества, его общественному и государственному строю, основным правам и свободам граждан и так далее.

      Противоправные деяния, прямо не предусмотренные УК, относятся к другому виду правонарушений: проступкам. Противоправные проступки, в зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых

      Наказание отличается от других мер государственного принуждения по следующим параметрам:

      1. По источнику права (принадлежности санкции к отрасли права). Это формальный критерий отграничения.

      Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, в России – УК РФ.

      Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; в том числе соответствующие кодексы (КоАП, Таможенный Кодекс и др.); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, инструкции и положения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусматривающие дисциплинарную ответственность для подчинённых сотрудников).

      2. По основаниям ответственности. Это формально-материальный критерий отграничения.

      Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.

      Уголовное наказание является одной из форм реализации уголовной ответственности, ее частью, логическим продолжением, определяющим тяжесть и длительность уголовной ответственности (см. 5.3). Вместе с тем между уголовным наказанием и уголовной ответственностью имеются следующие различия (табл. 6).

      Различия между уголовным наказанием и уголовной ответственностью

      Наказание, в отличие от других мер государственного принуждения, влечет за собой особое правовое последствие – судимость, которая погашается или может быть снята при определенных условиях, указанных в уголовном законе (ст.86 УК РФ).

      Статья 43. понятие и цели наказания. 1. наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

      2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.


      Похожие записи:

      Напишите свой комментарий ...