Нормативно-правовая база социальных гарантий военнослужащих уволенных со службы на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативно-правовая база социальных гарантий военнослужащих уволенных со службы на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если человек проходит службу в армии или является военным по профессии, его жизнь контролируют немного другие законы, нежели для гражданских. Праваграждан на военной службе указаны на страницах Конституции. Конечно, как уже говорилось, дополнительные нормы, которые должен соблюдать военнослужащий, имеются, но в основном они должны следовать основным предписаниям Конституции.

Таким образом, если военный и защищает отечество, он обязан это делать исключительно теми методами и в то время, как это указано в главном документе, регулирующем законодательство. О том, в какой форме и по какому порядку должен исполняться гражданский долг, указано сразу в нескольких законах. Это федеральные законы, где говорится «О статусе военнослужащего» и о воинских обязанностях в рамках прохождения службы. Первый документ рассказывается о том, какие общие права имеет военный как гражданин страны, но учитывая тот факт, что на данный момент он находится на службе военного толка. Кроме того рассматриваемый документ уточняет некоторые нюансы, что имеет военное дело для иностранцев.

Второй документ говорит о принятых формах и порядке, что предусматривает призыв и исполнение долга военного. Также в нем упоминается, что некоторые граждане обязаны вступать на воинскую службу, становится на учет, поступать в армию по определенному алгоритму.

Обязанности и права военных в 2022 году: законы, статус, социальная защита

Права и обязанности военнослужащих – это отдельная категория, которая нуждается в детальном изучении. Военнослужащий является отдельной социальной группой, поэтому они пользуются правами, несут своеобразные обязанности и используют свои ответственности.

Пользоваться рассматриваемым статусом может любой военнослужащий – все рядовые офицеры, которые служат в разнообразных званиях и обычные солдаты, попавшие на службу через призыв. Начнем с военных, которые служат на кораблях и войсках разного назначения. Также подобное положение является актуальным для военных курсантов, которые проходят обучение в вузах. Не стоит забывать о призывниках и контрактниках. Даже граждане других государств, которые проходят военную службу в РФ.

Но чтобы быть справедливыми, стоит принимать во внимание, что военные, как социальная группа, имеют и некоторые ограничения, когда был подписан контракт. Поскольку они вынуждены вести специализированную деятельность – защищать государство и общественность. Это влияет на некоторые свободы.

К примеру, военнослужащие после призыва ограничены в свободе передвижения – это ещё одно ограничение, что предусматривает контракт. Пришлось пойти на это потому, что воинские части должны быть всегда в боевой готовности, а собрать военных по всей территории страны намного более сложная задача. Когда войска дислоцируются в одном месте, задача заметно упрощается, поскольку гражданин прибудет на место в течение ограниченного времени.

Именно потому военнослужащие должны проживать неподалеку от места своей службы (это условие прописано в контракте). Так в случае необходимости можно быстро прибыть в место сборов после призыва. Так что рядовой состав армии проживает в казармах. Офицеры могут жить на личной территории, но также в пределах военного городка или территории поблизости от него. А чтобы выехать после призыва в другую страну, необходимо согласовать рассматриваемый вопрос с начальством, и даже составить контракт.

Свобода слова также ограничена. Например, военный на службе не может обсуждать с посторонними приказы, что были им получены после того, как поступил призыв. Секретные данные также нельзя разглашать. Запрещается идти в политику, поддерживать партии и другие политические организации. Но это правило касается только периода несения службы. Кроме того, принимайте во внимание, что права военнослужащих ограничены в рамках осуществления коммерческой работы.

При этом у военнослужащих широкий спектр ответственностей после призыва, что также прописаны в контракте. Они связаны с нарушением военного права России. Если человек нарушит предписания, указанные в законе, его привлекут к ответственности. Обычно такое происходит из-за нарушения приказов, игнорирование устава и т.п. Меры используемой ответственности, разделены на несколько категорий:

  1. Дисциплинарная. Её определяет дисциплинарный устав по контракту. Обычно наказание наступает за проступки дисциплинарного характера, которые противоречат уставу и портят воинскую честь.
  2. Административная. Рассматриваемый тип ответственности работает не только для военных по контракту, но и для остальных жителей. Правда, военные, несущие контрактный формат службы, не могут быть арестованы на общих основаниях.
  3. Гражданско-правовая. Эта мера ответственности наступает, если военный нанес ущерб гражданину или организации, навредил государству. Может быть распространена не только на военнослужащих, но и обычных людей. Ответственность может быть материальной. Например, придется платить за испорченное или потерянное имущество, воинскую технику. Хотя возмещение не всегда полное.
  4. Уголовная. Основания для военных такие же, но специфика наказания для контрактных военных немного другая.

Кстати, уголовная ответственность одна из самых сложных и спорных категорий. Не важно, если поступил призыв или служба имеет контрактный характер, поэтому рассмотрим её детальнее. Военные несут уголовную ответственность на тех же основаниях, что и другие граждане. Но помимо основных нарушений закона, для военнослужащих предусмотрены нарушения, которые связаны именно со службой военнослужащего. В частности, такими нарушениями за которыми последует уголовная ответственность можно назвать сразу несколько ситуаций.

Например, даже если у человека есть право на военную службу, у него имеется обязанность выполнять приказы вышестоящих чинов. Если приказ не будет исполнен в качестве последствий, придется ждать уголовной ответственности. Особенно если нарушенная обязанность привела к тяжелым последствиям или нанесла тяжелый вред службе.

Также придется нести ответственность, если военный сопротивляется человеку, который стоит выше по чину. Слушать начальство – это его обязанность. Накажут, если военный применяет насилие в отношении вышестоящего человека в военной иерархии, унижает, оскорбляет, приступает к насилию по отношению к другому военнослужащему.

Придется отвечать за самовольно покинутую часть или если военный не вернулся из отпуска/увольнительной, имитацию болезни чтобы не выполнять военное дело, военное дезертирство, оставления тонущего корабля (без приказа). Ну и конечно, военный гражданин будет наказан, если неправильно проведет дежурство, караул или пограничную службу.

Прежде чем заговаривать о том, имеет ли правовоенный на что-то, следует разобраться в его обязанностях. Чтобы военные обязанности могли исполняться, государство дает военнослужащим социальную защиту, которая распространяется не только на самих военных, но и их семьи.

Обычно – это денежные выплаты, компенсации, поощрения. Например, беременные жены военных могут получить пособие, если у военного пока служба. Также военным дают страхование и другие льготы. В частности, жилье. Кроме того, на службе военный обязательно получает зарплату.

Если человек после призыва проходит службу в районах, что неблагоприятны для жизни (например, на Крайнем Севере), ему предложат дополнительные социальные гарантии и льготы. Можно даже ходатайствовать о переводе на службу в другую местность, если здоровье не позволяет постоянно находиться в критической ситуации, которыми «богато» военное бытие. Тогда служба причиняет вред.

Военнослужащий должен быть обеспечен медицинским страхованием, чтобы служба была безопаснее. Военноеправо в этом не отличается от гражданского. Если у контрактного военного возникнет желание застраховаться по расширенной программе, он может выбрать платный порядок.

Военное право предусматривает для контрактных военных довольно обширный список льгот, что дарит им служба. Определенная логика в этом есть – так государство компенсирует большое количество ограничений, что влечет за собой рассматриваемая деятельность. При этом права и свободы военных практически переплетены в неразрывном союзе. Поэтому помимо большого количества льгот, военноеправо не дает военным пользоваться благами во вред обществу.

Льготы для военнослужащих, уволенных из рядов ВС и силовых ведомств, установлены на федеральном уровне законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ о статусе военнослужащих в РФ. А вот льготы военным пенсионерам в 2021 году по освобождению их от уплаты налогов и сборов установлены нормами Налогового кодекса РФ:

  • освобождение от налога на имущество в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в их собственности и не используемого в предпринимательской деятельности (статья 407 НК РФ);
  • перенос имущественных налоговых вычетов на приобретение (строительство) жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам), на годы, непосредственно предшествующие году, в котором образовался переносимый остаток вычетов, но не более чем на 3 предшествующих года (п. 3 ст. 210 НК РФ, ст. 216 НК РФ, п. 10 ст. 220 НК РФ);
  • освобождение от уплаты госпошлины при подаче исковых заявлений (административных исковых заявлений) имущественного характера и на всех стадиях судебного рассмотрения, если цена иска не превышает 1 млн руб. и ответчиком выступает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу (п. 3 ст. 333.36 НК РФ);
  • стандартный вычет по НДФЛ в размере 3000 рублей для военнослужащих в отставке, которые в период несения военной службы призывались на специальные сборы для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС (п. 1 ст. 218 НК РФ);
  • освобождение от НДФЛ в отношении полученной помощи (в денежной и натуральной формах) и подарков для ветеранов (п. 33 ст. 217 НК РФ).

Пособия военнослужащим в 2022 году

В статье 1 закона № 76-ФЗ указано, что дополнительные социальные гарантии и компенсации пенсионерам-силовикам устанавливают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В их число входят:

  • бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).

Большинство российских регионов предоставляют льготы военным пенсионерам по оплате ЖКХ и жилья — 50% от установленных для остального населения тарифов. Право на льготы необходимо ежегодно подтверждать в местных органах соцзащиты. Военкоматы, которые ведут бывших военнослужащих в других сферах, к этому отношения не имеют.

Для некоторых уволенных со службы пенсионеров предусмотрен особый порядок оказания медицинской помощи — они вправе пользоваться военными поликлиниками и госпиталями. В сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи льготы военным пенсионерам ветеранам военной службы распространяются на:

  • офицеров при общей продолжительности службы свыше 25 лет;
  • прапорщиков и мичманов, если общая продолжительность их службы составляет не менее 20 лет.

Военнослужащие на пенсии вправе оплачивать путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в ведомственных санаториях, домах отдыха, пансионатах в размере 25% от стоимости. Для них установлен бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом на лечение и обратно не чаще одного раза в год.

Гражданам, уволенным с военной службы, продолжительность службы которых составила не менее 10 лет, положено обеспечение жильем за счет государства. Им выделяют жилищную субсидию или предоставляют в собственность жилье из федерального фонда при условии, что они уволились из армии в связи:

  • с достижением предельного возраста пребывания на службе;
  • с состоянием здоровья;
  • с организационно-штатными мероприятиями.

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Меры социальной поддержки лиц, уволенных с военной службы

1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

1.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы).

2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

1.2. Положения пункта 1.1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

Льготы военным пенсионерам в 2021 году

Военнослужащие, проходящие службу по контракту, вправе получить служебное жилое помещение для себя и членов своей семьи.

При этом законодательство устанавливает, что жилплощадь предоставляется не позднее трех месяцев с момента переезда на новое место службы. Квартира или дом выделяются в том населенном пункте, где находится воинская часть.

При окончании контрактной службы гражданин вправе не продлевать ее, а получить выходное пособие.

Размер такого пособия зависит от того, сколько лет военнослужащий “проработал”. При сроке службы менее 20 лет – 2 должностных оклада, более 20 лет – до 7 окладов. Более того, если гражданина увольняют без видимых и обоснованных причин, он вправе рассчитывать на моральную и денежную компенсацию.

За теми, кто служит по контракту закреплены следующие льготы:

  • право на бесплатный проезд к месту службы при переезде, в служебные командировки, а также для лечения. Кроме того, если гражданин переводится на новое место службы, то ему предоставляется контейнер для перевоза вещей объемом до 20 тонн;
  • военнослужащие, которые проходят службу в условиях Крайнего севера, могут рассчитывать на проезд к месту отдыха и обратно за счет государства для себя и членов своей семьи.

В случае если гражданин использует личный транспорт в служебных целях, то он имеет право на компенсацию затрат. Например, в виде выплат за бензин.

В качестве основания для предоставления компенсации требуется документ, подтверждающий использование личного транспорта в служебных целях.

Срок службы срочного призыва составляет 1 год. Однако при этом военнослужащим предоставляется ряд льгот, которые они могут использовать.

Прежде всего, это право на получение бесплатных медикаментов и медицинского обслуживания на весь период службы. При этом если гражданину требуется лечение в стационаре или госпитале, то осуществляется оно за счет средств государства. Даже в том случае, когда требуется направление на лечение в другой населенный пункт, за пределами воинской части.

Военнослужащий, проходящий воинскую службу по призыву, имеет право на отправление почты и личных вещей за счет федерального бюджета.

Федеральный закон от 27.05.98 N 76-ФЗ

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе:

  • не могут быть уволены с военной службы без их согласия

  • до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет,

  • за исключением случаев досрочного увольнения военнослужащих по основаниям, установленным статьей 51 «Основания увольнения с военной службы» Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 01.01.2020) «О воинской обязанности и военной службе».

Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более:

  • состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба,

  • без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями

  • без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 «Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство» Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

  • при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства.

пункт 14 статьи 15 «Право на жилище» Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Военнослужащему, проходившему военную службу по контракту, имеющему общую продолжительность военной службы менее 20 лет:

  • уволенному с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию,

  • в течение 1 года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию.

Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 (ред. от 21.12.2019) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации»

Военнослужащим, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

  • предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

  • сохранение в течение 3-х месяцев после увольнения с военной службы за военнослужащими, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации,

  • а за проходившими военную службу по призыву — также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;

На военнослужащих, работавших до призыва в коммерческих организациях, эта гарантия не распространяется.

  • зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил 1 года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва;

Статья 10 «Право на труд» Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

  • преимущественное право на оставление на работе, на которую военнослужащие после увольнения поступили впервые, при сокращении штата работников;

  • обеспечение военнослужащим, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;

  • предоставление военнослужащим, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством. Организации, финансируемые из бюджета, выплачивают эту материальную помощь за счет и в пределах ассигнований, выделяемых на оплату труда, а другие организации — за счет собственных средств. Размер материальной помощи устанавливается по согласованию с органом первичной профсоюзной организации. Однако он не должен быть менее 500 руб. Указанная материальная помощь предоставляется по личному заявлению военнослужащего не позднее 3-х месяцев после принятия его на работу;

Постановление Правительства РФ от 25.11.1998 № 1394 (ред. от 21.12.2000) «О порядке предоставления гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством»

  • предоставление не позднее месячного срока с момента обращения военнослужащих, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

  • зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения военнослужащего с военной службы и дня приема на государственную службу.

Военнослужащим, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями:

  • в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда,

  • при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва

  • срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда.

Постановление Правительства РФ от 26.06.1999 № 692 (ред. от 29.12.2016) «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда»

Одиноким матерям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву:

  • предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

В целях обеспечения трудоустройства военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей:

  • в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению.

Военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту с продолжительностью военной службы не менее 5 лет:

  • в год увольнения с военной службы получают право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей бесплатно с сохранением всех видов довольствия,

  • продолжительностью до 4-х месяцев;

  • в случае увольнения военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

статья 19 «Право на образование и права в области культуры» Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

За военнослужащими, призванными на военную службу в период обучения:

  • при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в образовательных организациях, в которых они обучались до призыва на военную службу.

Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы:

  • по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями,

  • имеют право на бесплатное направление за счет средств федеральной государственной службы занятости населения на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования,

  • а военнослужащие, имеющие право на пенсию — на получение профессионального образования по направлению и за счет средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения.

Обучение военнослужащих после увольнения:

  • окончивших военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования и не имеющих гражданского среднего профессионального образования или высшего образования,

  • в гражданских профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования не рассматривается как получение ими второго или последующего среднего профессионального образования или высшего образования.

Военнослужащим, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование:

  • при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в образовательные организации на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и

  • соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом РФ и Правительством РФ,

  • в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами.

Военнослужащие, проходившие в течение не менее 3-х лет военную службу по контракту:

  • на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и уволенные с военной службы,

  • имеют право на поступление на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования за счет бюджетных средств.

Федеральный законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[Закон о статусе военнослужащих] [Глава I]

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

  • реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления;
  • совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
  • охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и её роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления.

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим по контракту

Социальные гарантии обеспечивают возможность получения медицинской помощи бесплатно, в соответствии со статьей № 16 «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь», ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В случае отсутствия профильного военно-медицинского отделения военнослужащие медицинскую помощь получают в государственных или муниципальных организациях. Членам семей военных выдают полис обязательного медицинского страхования (ОМС) на общих основаниях, что гарантирует бесплатную медицинскую помощь в социальной системе здравоохранения РФ. Льготы и социальные гарантии военнослужащих по контракту обеспечивают:

  • изготовление и ремонт зубных протезов;
  • бесплатные лекарства и медизделия по рецептам врачей;
  • плановую и неотложную медпомощь;
  • профилактическо-диагностическое обследование и реабилитационное лечение;
  • лечение в санаториях или на курортах раз в год за одну четвертую от полной стоимости путевки в санаториях и базах отдыха Министерства обороны РФ.

Социальное страхование военнослужащих является обязательным и выполняется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета РФ по закону № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании военнослужащих».

Социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу по контракту, обеспечиваются за счет страховой компании, которую каждый год выбирает Министерство обороны РФ. Военные или их семьи получают по страховке денежную компенсацию в случаях:

  • смерти;
  • травмы или увечья;
  • при досрочном увольнении, в случае болезни, ранения и признания негодности к ратному делу;
  • получения инвалидности.

(Размеры страховых выплат ежегодно индексируются.)

Вид страхового случая

Размер денежной компенсации

При легких повреждениях (травмы, увечья)

50 000 рублей

При тяжелых повреждениях (травмы, увечья)

200 000 рублей

Заболевание, травма, ранение (за период прохождения службы)

50 000 рублей

При присвоении группы по инвалидности (во время прохождения службы, в течение года после увольнения)

1 группа

2 группа

3 группа

1 500 000 рублей

1 000 000 рублей

500 000 рублей

Смерть (во время прохождения службы, в течение года после увольнения)

2 000 000 рублей

Статья 19 «Право на образование и права в области культуры» ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечивает социальные гарантии и компенсации военнослужащим по контракту на обучение в военных и гражданских образовательных учреждениях офицерам и военнослужащим (кроме офицеров), у которых стаж по контракту не менее 3 лет.

Военнослужащие, имеющие стаж 5 лет и больше (время обучения не учитывается), получают возможность обучения по гражданской специальности после увольнения, когда заканчивается контракт, или по ухудшению состоянию здоровья, зафиксированного врачом.

Культурная жизнь проходит у контрактников в воинских частях и входит в систему социальных гарантий. В местах их работы есть библиотеки, кинотеатры, спортивные площадки, проводятся различные культурно-массовые мероприятия и создаются условия для творчества.

В статье 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ перечислены транспортные льготы и гарантии военнослужащих по контракту и их родственников. Что входит в социальные гарантии:

  • для проезда до места отпуска и обратно военному положена денежная компенсация;
  • при увольнении или при переезде на новое место военнослужащий сможет перевезти свое личное имущество в контейнере массой до 20 тонн бесплатно по железной дороге до места работы либо места проживания;
  • денежная компенсация выплачивается при использовании личного транспортного средства для служебного пользования;
  • члены семей имеют право на бесплатный проезд один раз в год к месту использования своего отпуска и обратно (но только один член семьи). Помимо этого, членам семьи оплачивается проезд туда и обратно к месту лечения по заключению военно-врачебной комиссии. А если военнослужащий погиб или увольняется, то его родственники имеют право на бесплатный переезд к любому удобному для них месту.

Льготы ветеранам военной службы в 2021 году

Финансовая помощь военнослужащим — одна из форм социальных гарантий. Приказ министра обороны РФ от 30.12.2011 № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации», п. 84 раздела «Ежегодная материальная помощь», позволяет получить денежное довольствие и социальные гарантии военнослужащим раз в год в виде материальной помощи в размере оклада за один месяц.

Для получения матпомощи контрактнику придется написать рапорт по утвержденной форме на имя командира и зарегистрировать его в течение трех дней.

Согласно ст.5 ФЗ «О ветеранах» им может стать военнослужащий:

1. Прошедший службу в определенных военных структурах:

  • ВС СССР;
  • ВС РФ;
  • Органах и формированиях, в которых предусмотрена военная служба (к ним относятся ВС, МВД, МЧС, ФСБ, СВР, Железнодорожные войска, ФСО, Погранслужба, Служба спецстроительства, ФАПСИ, Росгвардия);
  • Объединенных Вооруженных Сил государств – СНГ.

2. Имеющий знаки отличия:

  • орден;
  • медаль;
  • почетное звание СССР или РФ;
  • почетную грамоту или благодарность Президента РФ;
  • ведомственные знаки отличия.

3. Имеющий воинский стаж – от 20 лет. Льготные периоды в него не засчитываются.

4. Ставший инвалидом во время службы вследствие:

  • ранения;
  • контузии;
  • увечье;
  • заболевания.

Обратите внимание! Само по себе ранение, увечье, контузия, которые не привели к инвалидности, не являются основанием для присвоения статуса ветерана военной службы.

Если же инвалидность была установлена, военный может пользоваться льготами даже при отсутствии знаков отличия и 20-летнего стажа.

5. Не обязательно должен быть выход на пенсию. Действующие военнослужащие вправе получить указанный статус. Но получение льгот возможно только при условии либо выхода на пенсию или достижения возраста, дающего право на пенсию старости.

Пример. Фактический воинский стаж Савенко Н.И. составляет 19 календарных лет, а формальный – 20 лет и 6 месяцев, поскольку в 2001 году он выполнял воинский долг в условиях Крайнего Севера. Обратившись в военный комиссариат с рапортом на присвоение статуса ветерана ВС, он ветеранский статус. Однако в соцзащите в предоставлении соответствующих льгот отказали.

Чтобы пользоваться льготами, не достаточно всего лишь фактического соответствия указанным выше критериям. Необходимо получить документальное подтверждение такого соответствия, а именно — ветеранское удостоверение.

Порядок выдачи удостоверения определяется Указом Президента РФ от 19.05.1995 N 501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы» и заключается в следующем:

1. Написании заявления в отделе кадров по месту службы. Военнослужащий, который уже пребывает на пенсии, должен направлять рапорт по последнему месту службы в кадровое или пенсионное подразделение. Там же можно взять его шаблон и образец. Например, военные в отставке обращаются в военный комиссариат, милиционеры — в пенсионное управление МВД, пожарные — в соответствующий департамент МЧС.

Соцзащита не занимается присвоением воинских ветеранских званий – они обслуживают только гражданских лиц.

Заполнять заявление лучше всего вместе с сотрудником, который будет его принимать, поскольку у каждого ведомства своя специфика.

2. Приложении к заявлению пакета документов. Для каждого случая он определяется индивидуально. Если рассматривать в обобщенном виде, то заявитель должен добавить к рапорту следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • подтверждение стажа (выдает кадровое подразделение органа, где служил военный);
  • справку об инвалидности;
  • подтверждение МСЭ о причинах утраты трудоспособности;
  • награды и подтверждение присвоения почётных званий.

Медали и ордена должны предоставляться с орденской книжкой в комплекте.

3. Ожидании решения местной администрацией. Сначала документы направляются в местную администрацию. На это отводится не более 3 недель согласно п. 3 Указа. Затем чиновники в течение месяца рассматривают вопрос о присвоении статуса. В общей сложности на это отводится почти 2 месяца.

4. Получении готового удостоверения или мотивированного отказа в его выдаче. Если предоставленные сведения окажутся достоверными, центральный орган ведомства подготовит распоряжение руководителя о присвоении статуса и оформит удостоверение надлежащего образца. Его нужно будет получить в местной администрации под роспись. Также свою подпись поставит тот, кто его выдает. Если же оснований для выдачи документа нет, придет письменный мотивированный отказ.

Удостоверение действует без ограничения срока (не требует продлений). Также оно действует по всей территории РФ. Ветеран, получивший удостоверение в Москве, может пользоваться льготами на его основании где-нибудь в Ростове или Новосибирске, по месту прописки.

Направить документы на присвоение ветеранского статуса можно в любое время, в том числе после выход в запас/отставку. Это зависит от желание самого военнослужащего (военного пенсионера).

Некоторые считают, что подавать ветеранское заявление и документацию следует в 3-хнедельный срок (с момента возникновения основания для получения ветеранского звания), который установлен Указом Президента РФ N 501. Это не так. Он предусмотрен для военкоматов, кадровых служб, которые принимают документы от заявителя. А уж эти службы в обозначенный срок должны передать документы в орган, который непосредственно принимает решение о присвоение статуса.

Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих

Ветеран может выбирать наиболее удобное для себя время ежегодного отпуска по собственному усмотрению. Как показывает судебная практика, это право абсолютное. Оно не зависит от того составлен график отпусков или еще нет, а также есть ли вообще ветеран в этом графике. Это односторонний характер права работника изменить время реализации своего отпуска.

  1. Право обращения в любую государственную больницу для бесплатного медобслуживания. Ветеран может бесплатно лечиться у любого врача, работающего в госучреждении, только при предъявлении удостоверения. Речь идет об осмотре, диагностике, вынесении диагноза, выписке рецепта, проведении медицинских процедур.
    Если Вы обслуживаетесь в частном центре – уточните, предусмотрены ли у них подобные льготы. Некоторые коммерческие организации прописывают в своих внутренних положениях о возможности предоставления медицинской помощи на льготных условиях. Но это их право, а не обязанность.
  2. Право бесплатного обследования в государственных больницах и поликлиниках. Речь идет об исследовании при помощи специальной медаппаратуры – УЗИ, МРТ , подобное. Никаких дополнительных документов, кроме удостоверения, для получения льготы не нужно.
  3. Приобретение протезов или протезно-ортопедических товаров и их ремонт за счет государства. Речь идет как о зубных протезах, так и о других частях тела. Но только если это протезы не из металлокерамики или драгметаллов. Такие траты государство нести не будет. При этом установку протезов (саму операцию) ветеран оплачивает за свой счет (если иное не предусмотрено на региональном уровне).

Чтобы воспользоваться льготой нужно обратиться в соцзащиту или администрацию по месту жительства.

О такой льготе на практике ведется много споров. Дело в том, что в ст.23.2 ФЗ №5 ветераны военной службы прямо не упомянуты в перечне лиц, имеющих право на скидку по оплате ЖКХ. Зато в ней указаны другие военные лица: ветераны боевых действий, ветераны и участники ВОВ и другие.

Из-за того, что на законодательном федеральном уровне такая льгота не прописана, на местах в органах соцзащиты возникают конфликты. Особенно если такие преференции не продублированы в местном нормативе. Заявители-ветераны получают отказ в представлении льготы, после чего обращаются в суд.

Суды встают на сторону ветеранов военной службы, поэтому выносят решения о предоставлении льготы по оплате ЖКХ.

Скидка на оплату коммунальных услуг предоставляется ежемесячно в размере 50% от суммы, указанной в квитанции. Ветераны ее получают в виде компенсации. Это значит после того, как они оплатят полностью сумму услуг ЖКХ. Затем компенсационные деньги приходят на счет ветерана.

1. Понятие социального обеспечения военнослужащих. В системе правовых норм военного права особое место принадлежит нормам, регулирующим социально-правовую защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В свою очередь, право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является важнейшей подотраслью военного права и составляет основу системы правового регулирования военно-социальной политики государства.

1. Понятие страхования. Страхование — особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди участников страхования (страхователей) и осуществляемый специализированными организациями (страховщиками), аккумулирующими денежные средства (премии) с последующей страховой выплатой при наступлении оговоренного страхового случая.

Понятие страхования законодательно закреплено ст. 2 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих является одной из форм обязательного страхования. Страховой интерес страхователя проявляется в страховании одного из объектов конкретного вида страхования.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья в иерархической системе страхования можно представить в следующем виде:

  • отрасль — личное страхование;
  • подотрасль — страхование жизни и здоровья;
  • вид страхования — обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами.

В обязательном страховании именно государство, в лице тех или иных органов, организует работу по эффективной защите имущественных интересов определенных категорий граждан. На этой общей основе действуют и дополнительные специальные факторы, способствующие принципу обязательности в той или иной отрасли страхового дела. Так, в обязательном государственном страховании жизни и здоровья принцип обязательности играет еще и важную социальную роль.

Большая часть договоров страхования заключается на основе свободного волеизъявления сторон: страхователь не обязан заключать договор страхования, так же, как страховщик вправе отказаться от принятия на себя рисков страхователя. Однако в случаях, когда компенсация ущерба и участие в этом страховой организации представляют общественный интерес, степень свободы сторон договора страхования существенно ограничивается. При этом вместо права на заключение договора у страхователя появляется обязанность его заключить. Появление такого рода обязанности возможно только в случаях, предусмотренных специальными федеральными законами, устанавливающими порядок и условия проведения обязательного страхования.

2. Обязательное государственное страхование военнослужащих. Исполнение обязанностей военной службы связано с необходимостью беспрекословного выполнения военнослужащими задач в любых условиях, в том числе с повышенным риском для их жизни и здоровья. Публичный характер обязанностей, возложенных на военнослужащих, а также необходимость соблюдения такого конституционного принципа, как обеспечение баланса частных и публичных интересов, требуют того, чтобы составной частью правового статуса военнослужащих явилось право на гарантированное получение льгот и компенсаций.

1. Право на пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей является одним из видов социального обеспечения. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и их семей осуществляется на условиях, в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, другими федеральными законами и изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правом на пенсионное обеспечение в соответствии с вышеназванным Законом пользуются следующие категории лиц:

а) проживающие в Российской Федерации:

— лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и Железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;

— лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и Железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;

б) лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и Железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах — бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, и их семей.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву (ранее — действительную срочную военную службу) в Вооруженных Силах и воинских формированиях бывшего Союза ССР и Российской Федерации, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (далее по тексту — Закон).

Пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях других государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Лицам, имеющим одновременно право на различные виды государственных пенсий, назначается одна пенсия по их выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Так, родители лиц, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в Законе (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии: им могут назначаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия по случаю потери кормильца.

Законодательством предусмотрено дополнительное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семей этих лиц. Указанным лицам предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  • Направления совершенствования социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

    Порядок предоставления льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим и членам их семей. Анализ действующей системы социальной защиты военнослужащих, их пенсионное обеспечение. Проблемы адаптации уволенных военнослужащих к дальнейшей трудовой деятельности.

    дипломная работа [2,1 M], добавлен 29.10.2012

  • Анализ социальных гарантий военнослужащих

    Понятие статуса военнослужащего. История правового регулирования социальной защиты военнослужащих. Особенности правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Характеристика основных гарантий и льгот, предоставляемых военнослужащим.

    дипломная работа [104,4 K], добавлен 09.05.2012

  • Прохождение военной службы

    Нормативно-правовая база социальной защиты военнослужащих. Социальные гарантии военнослужащим и членам их семей. Права, льготы и гарантии как основные социально-правовые формы, средства реализации системы социальной защиты военнослужащих и их семей.

    реферат [15,1 K], добавлен 10.04.2010

  • Стимулирование военной службы в районах Крайнего Севера

    Правовое регулирование социальных гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Коэффициенты к денежному довольствию служащих. Правила выплаты процентной надбавки.

    дипломная работа [248,9 K], добавлен 29.10.2012

  • Пенсионное обеспечение военнослужащих

    Особенности социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих. Основания, определяющие право на тот или иной вид пенсии военнослужащим, порядок её исчисления и выплаты.

    курсовая работа [55,8 K], добавлен 05.05.2014

  • Конституционно-правовое регулирование защиты отечества

    Конституционные основы комплектования Российских Вооруженных Сил на основе призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу. Нормы о правовой и социальной защите военнослужащих, членов их семей и лиц, уволенных с военной службы.

    курсовая работа [49,9 K], добавлен 26.06.2014

  • Социальные гарантии военнослужащих и членов их семей на современном этапе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации

    Роль и значение гарантий и компенсаций в социальной защите военнослужащих и членов их семей, в их материальном обеспечении в современных условиях. Обеспечение военнослужащих жилищными помещениями, страхование жизни и здоровья в Российской Федерации.

    дипломная работа [305,7 K], добавлен 29.10.2012

Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» регулируются социальные гарантии военнослужащих и их семей по обеспечению жильем. В соответствии со статьей 15 «Право на жилье», военным не позднее трех месяцев с момента прибытия на новое место прохождения службы предоставляется служебное помещение. Жилье выделяется в населенных пунктах, находящихся в самой воинской части или в ближайшей доступности к ней. Также сохраняется возможность проживания в жилых помещениях на первые пять лет, не считая времени обучения, в которых человек жил до поступления на военную службу. Военный имеет возможность улучшения жилищных условий с учетом социальных гарантий и нормативов (ФЗ от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Военнослужащий, желающий арендовать жилье самостоятельно либо не обеспеченный жильем, имеет возможность получить компенсацию за наем жилой площади (ФЗ от 11.11.2003 № 141-ФЗ).

При условии военного стажа продолжительностью 20 и более лет или при ухудшении состояния здоровья с последующим увольнением со сроком 10 и более лет военнослужащий обеспечивается собственным жильем, которое находится в федеральной собственности и в желаемом месте по выбору. В соответствии со статьей 15.1 указанного выше закона, жилье предоставляется по договору социального найма либо по жилищной субсидии.

Социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим по контракту, дают возможность контрактнику принять участие в накопительно-ипотечной системе (НИС) обеспечения жильем. Военнослужащий получает денежные средства на покупку жилищной собственности либо на ее строительство.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...