Федерального закона о нормативных правовых актах в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федерального закона о нормативных правовых актах в Российской Федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О нормативных правовых актах в Российской Федерации

Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 — 10)

В России вступают в силу новые правила контроля над бизнесом

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее — обязательные требования).

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований:

1) составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

2) устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-разыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности;

3) устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;

4) в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации;

5) в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов;

6) устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями и федеральными государственными образовательными стандартами;

7) устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

3. Порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 2. Правовое регулирование установления обязательных требований

1. Обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

2. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента Российской Федерации.

3. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
22 июля 2020 года

Одобрен
Советом Федерации
24 июля 2020 года

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее — обязательные требования).

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований:

1) составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

2) устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-разыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности;

3) устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;

4) в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации;

5) в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов;

6) устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями и федеральными государственными образовательными стандартами;

7) устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

3. Порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

1. Обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

2. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента Российской Федерации.

3. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

4. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обязательные требования могут быть установлены соответственно нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее — уполномоченные организации).

5. Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определяется указанными нормативными правовыми актами на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом определенных настоящим Федеральным законом принципов установления и оценки применения обязательных требований.

6. Полномочия по установлению обязательных требований, возложенные федеральными законами на федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, не могут осуществляться иными органами и организациями.

7. Обязательные требования, предусматривающие установление в отношении граждан и организаций разрешительных режимов (в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы, получения согласований, заключений и иных разрешений), устанавливаются федеральными законами, а в случаях, определенных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

8. В случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации требуется принятие нормативного правового акта Российской Федерации, устанавливающего обязательные требования, к установлению и оценке применения таких обязательных требований применяются положения настоящего Федерального закона.

9. В случае, если в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации устанавливаются обязательные требования, полномочия федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации по установлению таких обязательных требований определяются федеральным законом.

10. Упразднение (ликвидация), реорганизация уполномоченных на установление обязательных требований органа государственной власти, иного органа или уполномоченной организации, другие организационные изменения, предусматривающие утрату указанными органами или организацией полномочий по установлению обязательных требований, не влекут прекращения действия принятых ими нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.

11. В случае упразднения (ликвидации), реорганизации уполномоченных на установление обязательных требований органа государственной власти, иного органа или уполномоченной организации, других организационных изменений, предусматривающих утрату указанными органами или организацией полномочий по установлению обязательных требований, соответствующие решения должны содержать положения о правопреемстве в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных этими органами или организацией.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ

1. Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Часть 1 статьи 3 действует с 01.02.2021 (часть 2 статьи 16).

2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, предупреждения угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, а также нормативных правовых актов, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.

2.1. Положения нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, могут вступать в силу в иные, чем указано в части 1 настоящей статьи, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

3. При установлении и оценке применения обязательных требований в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона такие требования подлежат оценке на соответствие принципам, установленным настоящим Федеральным законом, а также на предмет достижения целей установления обязательных требований.

4. Нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

5. По результатам оценки применения обязательных требований в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.

6. Положения частей 4 и 5 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», публичным партнером по которым выступает Российская Федерация.

7. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

Принципами установления и оценки применения обязательных требований являются:

1) законность;

2) обоснованность обязательных требований;

3) правовая определенность и системность;

4) открытость и предсказуемость;

5) исполнимость обязательных требований.

1. Обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее — охраняемые законом ценности).

2. Применение обязательных требований по аналогии не допускается.

3. Соблюдение принципа законности обеспечивается в том числе путем соблюдения требований к условиям установления обязательных требований.

1. Необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.

2. Обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы.

3. Оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований.

4. При установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Нормативный правовой акт

  • Гражданский кодекс РФ (часть четвертая)
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая) – Глава 25.3. Государственная пошлина (извлечения)
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечения)
  • Уголовный кодекс РФ (извлечение)
  • Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 634 «Об утверждении Правил установления принадлежности лицу, выполняющему государственный контракт, пава на получение патента и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности» (PDF — 654Kb)
  • Указ Президента РФ от 24.05.2011 № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности»
  • Указ Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (PDF — 336Kb)
  • Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (извлечения)»
  • Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2022 № 271-р «О руководителе Федеральной службы по интеллектуальной собственности»
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года»
  • Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2021 № 1840 «О Кирий Л.Л.»
  • Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» (PDF — 391 Кб)
  • Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2008 № 1791-р «О реорганизации федерального государственного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» и федерального государственного учреждения «Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» в форме присоединения второго к первому»
  • Распоряжение Правительства РФ от 12.03.2005 № 257-р «О назначении полномочного представителя Российской Федерации и заместителя полномочного представителя Российской Федерации в Межгосударственном совете по вопросам охраны промышленной собственности»
  • Распоряжение Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России от 22 мая 2002 г. № 1272-р/Р-8/149 «Об утверждении методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности» (PDF — 462Kb)
  • Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2001 № 1607-р «Об одобрении Основных направлений реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности»
  • Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»
  • Приказ Минтруда России от 07.04.2020 № 191 «Об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
  • Приказ Минтруда России от 20.06.2019 № 420 «Об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Разработан законопроект «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»

  • Приказ Росстата от 25.08.2009 № 183 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роспатентом федерального статистического наблюдения за использованием интеллектуальной собственности»
  • Информационное сообщение о вступлении в силу ряда поправок в Правила Общей Инструкции в рамках Гаагской системы
  • Информационное сообщение о вступлении в силу ряда поправок в правила Инструкций в рамках Мадридской системы
  • Информационное сообщение о процедуре предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности в отношении заявленного изобретения, полезной модели
  • Информационное сообщение о вступлении в силу изменений, касающихся процедуры «беспошлинного» патентования
  • Информационное сообщение «О разъяснениях по вопросу о применении Правил рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утверждённых приказом Минобрнауки России и Минэкономразвития России от 30 апреля 2020 г. № 644/261»
  • Информационное сообщение «О продлении сроков совершения заявителем, правообладателем и иным лицом действий, в том числе связанных с уплатой патентных и иных пошлин, необходимых для осуществления Роспатентом юридически значимых действий»
  • Информационное сообщение «О проверке соответствия обозначений, заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков, требованиям пункта 8 (в части фирменных наименований и коммерческих обозначений) статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации»
  • Информационное сообщение Роспатента по вопросу о ведении дел с ведомствами по интеллектуальной собственности заявителями из России и ряда государств евразийского пространства
  • Информационное сообщение о подаче документов в электронной форме представителем заявителя
  • Информационное письмо Роспатента № 01/16-805/41 от 01.10.2018 по форме №4-НТ (перечень) (PDF — 779Kb)
  • Информационное письмо Роспатента от 06.07.2015 № 2 «О дополнительных разъяснениях по вопросу внесения изменений, связанных с изменением наименования юридического лица в части указания его организационно-правовой формы, в материалы заявок и реестры зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности в связи с изменениями в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»
  • Информационное письмо «О внесении изменений, связанных с изменением наименования юридического лица в части указания его организационно-правовой формы, в материалы заявок и реестры зарегистрированных объектов интеллектуальной собственность в связи с изменениями в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»
  • Информационное письмо Роспатента от 21.04.2010 № 2 «О применении положений Сингапурского договора»
  • Информационное письмо Роспатента от 20.05.2009 № 3 «Об определении заинтересованности лица, подавшего заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием»

Необходимым представляется законодательное закрепление конкретных параметров экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Экспертиза предполагает всестороннюю оценку проектируемого правового решения с точки зрения его связи с общей системой действующих нормативных правовых актов, оценку регулирующего воздействия, соответствия международным стандартам, прежде всего, в области обеспечения прав человека, а также целесообразности принятия с учетом необходимого совершенствования конкретной отрасли, подотрасли, института права.

Целесообразно закрепить положения об обязательной юридической экспертизе, которой подлежат проекты федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также проекты нормативных правовых актов, подготавливаемые федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимо определить, какие документы сопровождают проект нормативного правового акта, в каком процедурном порядке вносятся сопроводительные документы и др.

Требуется урегулировать следующие вопросы, связанные с рассмотрением проекта нормативного правового акта:

какие решения принимает правотворческий орган по итогам рассмотрения;

в каких случаях проект нормативного правового акта может быть отозван органом, лицом (лицами), его внесшим (внесшими) до его принятия (издания);

с какой даты нормативный правовой акт считается принятым (изданным);

кем подписываются официальные тексты нормативных правовых актов и др.

Статья 5. Акты Правительства Российской Федерации

В законодательном урегулировании нуждается порядок внесения изменений в нормативные правовые акты и признания нормативных правовых актов утратившими силу. Оптимизация данного процесса должна идти по пути сокращения числа актов, регулирующих одну и ту же сферу отношений, и унификации правового регулирования с тем, чтобы создавались необходимые условия обозримости и доступности нормативного материала в целях его эффективного применения (объединение предполагаемых изменений, связанных единой тематикой, в одном нормативном правовом акте).

Следует решить вопрос о возможности новой официальной публикации текста нормативного акта в случае, если в акт неоднократно вносились те или иные изменения. Издание акта в новой редакции означает полную замену его первичного текста новым текстом. Способ принятия акта в новой редакции (если следовать зарубежному опыту) используется тогда, когда есть необходимость внесения существенных изменений, требующих замены большого количества положений акта, либо когда акт ранее подвергался многократным изменениям. Излагая текст нормативного акта в новой редакции, важно избегать ошибок юридико-технического характера, которые могут привести к изменению значения отдельных правовых норм. Если нормативный правовой акт действует продолжительное время, на его основе принимались многочисленные правоприменительные акты, на него делались отсылки, предпочтительно, чтобы новая редакция акта сохраняла прежнюю нумерацию статей.

Необходимо определить единые правила в отношении случаев, когда нормативный акт нуждается в изменении по причине того, что появляется потребность в устранении коллизий, пробелов правового регулирования, возникших вследствие допущенных правотворческих просчетов, ошибок либо злоупотреблений. Следует установить порядок исправления допущенных нарушений содержательного или юридико-технического характера и внесения их в действующий нормативный акт (например, в форме поправки).

Предполагается закрепить цель правового мониторинга: обеспечение систематической оценки и корректировки процедур подготовки и принятия (издания) нормативных правовых актов, результативности их реализации и ответственности государственных органов и органов местного самоуправления.

Требуется установить правила проведения различных видов правового мониторинга, в частности:

мониторинг для постоянного изучения изменений предметов и способов правового регулирования, развития отраслей и институтов законодательства, законов и иных нормативных правовых актов;

временный тематический правовой мониторинг, организуемый для анализа правовых ситуаций и выполнения отдельных нормативных правовых актов.

Отсутствие нормативного правового регулирования или неполное регулирование общественных отношений означает пробел в данной разновидности социального регулирования.

Необходимо установить, что устранение пробелов осуществляется только в ходе правотворческой деятельности путем издания того нормативного правового акта, потребность в котором выявлена.

Если возникшие отношения непосредственно не урегулированы законом или иными нормативными правовыми актами, к таким отношениям могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), или общие принципы права и законодательства (аналогия права).

Следует закрепить положение о том, что аналогия не может применяться, если этим ограничиваются права и свободы физических и юридических лиц, либо для них предусматриваются новые обязательства или ответственность, либо усиливаются применяемые к лицам меры принуждения и порядок их применения, порядок уплаты налогов, пошлин и иных обязательных платежей, условия и порядок осуществления контроля и надзора в отношении их деятельности.

Необходимо закрепить понятие «коллизии юридических норм» как различия или противоречия между юридическими нормами, претендующими на регулирование одной и той же фактической ситуации.

Устранение (предотвращение) юридических коллизий осуществляется правотворческим органом, который принял (издал) соответствующий нормативный правовой акт.

Преодоление юридических коллизий может осуществляться правоприменителями на основе применения следующих правил:

последующая норма по тому же вопросу отменяет действие предыдущей нормы;

норма высшей юридической силы имеет преимущество над нормой меньшей юридической силы и др.

Учет и систематизация нормативных правовых актов являются необходимыми инструментами формирования базы данных о действующих нормативных правовых актах в Российской Федерации, их упорядочения и создания информационной основы для дальнейшего совершенствования правового регулирования.

В Федеральном законе необходимо установить, что учет нормативных правовых актов включает в себя сбор, хранение и формирование фонда нормативных правовых актов, создание поисковых систем, обеспечивающих получение достоверной информации о нормативных правовых актах. Учет должен обеспечивать получение государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, общественными объединениями и гражданами достоверных сведений о нормативных правовых актах.

Систематизация нормативных правовых актов направлена на упорядочение массива нормативных правовых документов в стране, приведение их в единую внутренне согласованную систему.

Предполагается закрепить:

понятие и принципы учета нормативных правовых актов;

основные правила ведения государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и регистра муниципальных нормативных правовых актов;

организацию федеральной информационной системы нормативных правовых актов в Российской Федерации;

основы построения и ведения классификатора нормативных правовых актов;

понятие и формы систематизации нормативных правовых актов;

правила ведения систематизации нормативных правовых актов;

особенности систематизации нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях и др.

Сис­те­ма за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ пред­став­ля­ет со­бой слож­но­ор­га­ни­зо­ван­ную сис­те­му нор­ма­тив­ных ак­тов разл. ви­дов, при­ня­тых как на уров­не РФ, так и её субъ­ек­тов. Важ­ней­ший эле­мент сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ – Кон­сти­ту­ция РФ 1993, уч­ре­див­шая два осн. ви­да фе­де­раль­ных за­ко­нов: фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны и фе­де­раль­ные за­ко­ны. Обе груп­пы фе­де­раль­ных за­ко­нов при­ни­ма­ют­ся как в рам­ках пред­ме­тов ис­клю­чи­тель­но­го ве­де­ния РФ, т. е. при­над­ле­жа­щих толь­ко Фе­де­ра­ции и реа­ли­зуе­мых толь­ко ею са­мо­стоя­тель­но, так и в рам­ках пред­ме­тов со­вме­ст­но­го ве­де­ния РФ и её субъ­ек­тов (ст. 71 и 72 Кон­сти­ту­ции РФ).

�郋�邾訄�邽赲郇郋-郈�訄赲郋赲�迮 訄郕�� �迮迡迮�訄郅�郇郋迣郋 ��郋赲郇�

Фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны при­ни­ма­ют­ся по во­про­сам, не­по­средст­вен­но ука­зан­ным в Кон­сти­ту­ции РФ. К ним от­но­сят­ся, напр., за­ко­ны «О ре­фе­рен­ду­ме РФ» (1995), «О су­дебной сис­те­ме РФ» (1996), «Об Упол­но­мо­чен­ном по пра­вам че­ло­ве­ка в РФ» (1997), «О Пра­ви­тель­ст­ве РФ» (1997), «О Го­су­дар­ст­вен­ном фла­ге РФ» (2000), «О Го­су­дар­ст­вен­ном гер­бе РФ» (2000), «О Го­су­дар­ст­вен­ном гим­не РФ» (2000), «О чрез­вы­чай­ном по­ло­же­нии» (2001), «О во­ен­ном по­ло­же­нии» (2002) и др. Такие за­ко­ны мо­гут быть так­же при­ня­ты по лю­бым кон­сти­ту­ци­он­но за­кре­п­лённым пол­но­мо­чи­ям фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­те­ля. Та­ким об­ра­зом, ста­ту­сом кон­сти­ту­ци­он­ных фе­де­раль­ных за­ко­нов об­ла­да­ют те фе­де­раль­ные за­ко­ны, нор­мы ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют наи­бо­лее зна­чи­мые пра­во­от­но­ше­ния, имею­щие не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к реа­ли­за­ции ос­нов кон­сти­ту­ци­он­но­го строя РФ, ус­та­нав­ли­ва­ют пра­ва и обя­зан­но­сти, ком­пе­тен­цию и струк­ту­ру глав­ных ор­га­нов гос. вла­сти, а так­же ак­ты, по­свя­щён­ные гос. сим­во­ли­ке. Фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны при­ни­ма­ют­ся в осо­бом по­ряд­ке. Так, фе­де­раль­ный кон­сти­ту­ци­он­ный за­кон счи­та­ет­ся при­ня­тым, ес­ли он одоб­рен боль­шин­ст­вом – не ме­нее 3/4 го­ло­сов от об­ще­го чис­ла чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции и не ме­нее 2/3 го­ло­сов от об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов Гос. ду­мы. Для при­ня­тия фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на не­дос­та­точ­но про­сто «мол­ча­ния» Со­ве­та Фе­де­ра­ции (в от­ли­чие от фе­де­раль­но­го за­ко­на, ко­то­рый счи­та­ет­ся при­ня­тым и в том слу­чае, ко­гда Со­вет Фе­де­ра­ции не рас­смот­рел при­нятый Гос. ду­мой фе­де­раль­ный за­кон в те­че­ние 14 дней).

Фе­де­раль­ные за­ко­ны со­став­ля­ют ос­но­ву всей сис­те­мы рос. за­ко­но­да­тель­ст­ва, де­таль­но ре­гу­ли­руя са­мые раз­но­об­раз­ные от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие в об­ще­ст­ве. Фе­де­раль­ный за­кон счи­та­ет­ся при­ня­тым, ес­ли за не­го про­го­ло­со­ва­ло бо­лее по­ло­ви­ны от об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов Гос. ду­мы, и одоб­рен­ным, ес­ли за не­го про­го­ло­со­ва­ло так­же бо­лее по­ло­ви­ны от об­ще­го чис­ла чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции. В свя­зи с мно­го­об­ра­зи­ем за­ко­но­да­тель­ных ре­ше­ний в РФ, как и в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве стран ми­ра, ис­поль­зу­ет­ся це­лый ряд приё­мов тех­ни­ко-юри­ди­че­ско­го ха­рак­те­ра, по­зво­ляю­щих, с од­ной сто­ро­ны, из­бе­жать по­вто­ров и про­ти­во­ре­чий в разл. ак­тах, а с дру­гой – лег­ко ори­ен­ти­ро­вать­ся в дей­ст­вую­щем за­ко­но­да­тель­ст­ве.

Рос. за­ко­но­да­тель­ст­во фор­ми­ру­ет­ся пре­иму­ще­ст­вен­но по от­рас­ле­во­му прин­ци­пу. Это оз­на­ча­ет по­строе­ние сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва в за­ви­си­мо­сти от клас­си­фи­ка­ции то­го или ино­го за­ко­но­да­тель­но­го пра­ви­ла по объ­ек­ту его ре­гу­ли­ро­ва­ния, т. е. с учё­том со­дер­жа­тель­ной сто­ро­ны об­ще­ст­вен­но­го от­но­ше­ния. На­при­мер: ес­ли речь идёт о ре­гу­ли­ро­ва­нии взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду че­ло­ве­ком и го­су­дар­ст­вом (в ли­це его ор­га­на ис­пол­ни­тель­ной вла­сти), дей­ст­ву­ют пра­ви­ла (нор­мы) ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­ва; ес­ли речь идёт о разл. ви­дах иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, как пра­ви­ло, воз­мезд­ных, воз­ни­каю­щих ме­ж­ду ча­ст­ны­ми ли­ца­ми (фи­зи­че­ски­ми или юри­ди­че­ски­ми), – разл. ви­дах до­го­во­ров, воз­ме­ще­нии вре­да и др., то со­от­вет­ст­вую­щие нор­мы от­но­сят­ся к сфе­ре гра­ж­дан­ско­го пра­ва, и т. д.

По­сколь­ку от­расль пра­ва – аб­ст­ракт­ное тео­ре­ти­че­ское по­ня­тие, ко­то­рое не все­гда удаёт­ся чёт­ко оп­ре­де­лить, фор­маль­но за­фик­си­ро­ван­ным и оче­вид­ным от­ра­же­ни­ем дей­ст­вую­ще­го пра­ва яв­ля­ет­ся от­расль за­ко­но­да­тель­ст­ва. Клас­си­фи­ка­ция нор­ма­тив­ных ак­тов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по от­рас­ле­во­му за­ко­но­да­тель­но­му кри­те­рию на ос­но­ве спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­но­го Клас­си­фи­ка­то­ра правовых ак­тов (2000).

Все от­рас­ли права тра­ди­ци­он­но под­раз­де­ляются на два круп­ных бло­ка: пуб­лич­но-пра­во­вые и ча­ст­но­пра­во­вые от­рас­ли. К пер­вым обыч­но от­но­сят кон­сти­ту­ци­он­ное, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное, му­ни­ци­паль­ное, бюд­жет­ное, та­мо­жен­ное, на­ло­го­вое, уго­лов­ное, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-про­цес­су­аль­ное, гра­ж­дан­ское про­цес­су­аль­ное, ар­бит­раж­ное про­цес­су­аль­ное, уго­лов­но-про­цес­су­аль­ное, уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ное, эко­ло­ги­че­ское, тру­до­вое пра­во, пра­во со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния, ме­ж­ду­на­род­ное пуб­лич­ное пра­во и т. п. Во вто­рой груп­пе до­ми­ни­ру­ет гра­ж­дан­ское пра­во, на­ря­ду с ко­то­рым мож­но вы­де­лить пра­во ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти, ав­тор­ское пра­во, бан­ков­ское пра­во, на­след­ст­вен­ное пра­во, се­мей­ное пра­во, ме­ж­ду­на­род­ное ча­ст­ное пра­во и т. п.

Как пра­ви­ло, в рам­ках од­ной от­рас­ли за­ко­но­да­тель­ст­ва фор­ми­ру­ет­ся вто­рич­ная ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра: наи­бо­лее важ­ные пра­ви­ла вклю­ча­ют­ся в фе­де­раль­ный за­кон обоб­щаю­ще­го ха­рак­те­ра – ко­декс, ко­то­рый по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти мо­жет быть до­пол­нен или из­ме­нён пу­тём при­ня­тия со­от­вет­ст­вую­ще­го фе­де­раль­но­го за­ко­на, не­по­сред­ст­вен­но вно­ся­ще­го по­прав­ки в текст дей­ст­вую­ще­го ак­та, ос­во­бо­ж­дая его от ус­та­рев­ших норм. Та­кая фор­ма сис­те­ма­ти­за­ции – ко­ди­фи­ка­ция, при­ня­тая в РФ, от­ра­жа­ет при­над­леж­ность Рос­сии к груп­пе стран ро­ма­но-гер­ман­ско­го пра­ва. В кон. 20 – нач. 21 вв. в РФ прово­дят­ся глу­бо­кая за­ко­но­да­тель­ная и су­деб­ная ре­фор­мы, су­ще­ст­вен­но об­нов­ле­но (в т. ч. и по прин­ци­пи­аль­ным во­про­сам) за­ко­но­да­тель­ст­во, раз­ви­ва­ют­ся но­вые от­рас­ли пра­ва – при­ро­до­охра­ни­тель­ное (эко­ло­ги­че­ское), ак­цио­нер­ное, пред­при­ни­ма­тель­ское и др. В РФ дей­ст­ву­ет бо­лее 20 ко­дек­сов, сре­ди ко­то­рых та­кие фун­да­мен­таль­ные ак­ты, как Гра­ж­дан­ский ко­декс (ч. 1–3, 1994–2001), Вод­ный ко­декс (1995), Се­мей­ный ко­декс (1995), Уго­лов­ный ко­декс (1996), Воз­душ­ный ко­декс (1997), Лес­ной ко­декс (1997), Уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ный ко­декс (1997), Бюд­жет­ный ко­декс (1998), Гра­до­строи­тель­ный ко­декс (1998), Ко­декс тор­го­во­го мо­ре­пла­ва­ния (1999), На­ло­го­вый ко­декс (2000), Зе­мель­ный ко­декс (2001), Ко­декс об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях (2001), Тру­до­вой ко­декс (2001), Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ный ко­декс (2001), Ар­бит­раж­ный про­цес­су­аль­ный ко­декс (2002), Граж­дан­ский про­цес­су­аль­ный ко­декс (2002), Та­мо­жен­ный ко­декс (2003) и т. д. Обыч­но од­но­вре­мен­но с ко­дек­сом при­ни­ма­ется за­кон о вве­де­нии дан­но­го ко­дек­са в дей­ст­вие, в ко­то­ром мо­жет пре­ду­смат­ри­вать­ся всту­п­ле­ние от­дель­ных его глав или ста­тей в си­лу в бо­лее позд­ние, чем ко­декс в це­лом, сро­ки и др. осо­бен­но­сти его при­ме­не­ния (напр., к от­но­ше­ни­ям, воз­ник­шим до при­ня­тия ко­дек­са). Ино­гда от­рас­ле­вой ос­но­во­по­ла­гаю­щий нор­ма­тив­ный акт на­зы­ва­ет­ся ус­та­вом или пра­ви­ла­ми [напр., Пра­ви­ла до­рож­но­го дви­же­ния (1993), Ус­тав же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та (2003)]. С кон. 20 в. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась прак­ти­ка при­ня­тия от­дель­ных фе­де­раль­ных за­ко­нов, по­свя­щён­ных толь­ко од­но­му объ­ек­ту пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. При­ме­ром та­ко­го за­ко­на яв­ля­ет­ся Фе­де­раль­ный за­кон «Об обо­ро­те зе­мель сель­скохо­зяй­ст­вен­но­го на­зна­че­ния» (2002), объ­ект пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ко­то­ро­го в це­лом пре­ду­смот­рен нор­ма­ми Зе­мель­но­го ко­дек­са, а в этом за­ко­не – лишь ча­ст­ный во­прос зе­мель­ных от­но­ше­ний.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ряд во­про­сов от­но­сит­ся к пред­ме­там со­вме­ст­но­го ве­де­ния Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов – это во­про­сы ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-про­цес­су­аль­но­го, тру­до­во­го, се­мей­но­го, жи­лищ­но­го, зе­мель­но­го, вод­но­го, лес­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, за­ко­но­да­тель­ст­ва о не­драх и об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды, а так­же во­про­сы ад­во­ка­ту­ры и но­та­риа­та. Про­ект фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го или фе­де­раль­но­го за­ко­на, ка­саю­щий­ся пе­ре­чис­лен­ных от­рас­лей, мо­жет быть на­прав­лен в со­от­вет­ст­вую­щие субъ­ек­ты РФ для учё­та их мне­ния при при­ня­тии то­го или ино­го ак­та.

Субъ­ек­ты РФ при­ни­ма­ют за­ко­ны в пре­де­лах со­вме­ст­ных пред­ме­тов ве­де­ния Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов, а так­же в пре­де­лах ис­клю­чи­тель­ных пред­ме­тов ве­де­ния субъ­ек­тов РФ. Ос­но­ву сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва субъ­ек­тов РФ со­став­ля­ют их кон­сти­ту­ции (ус­та­вы).

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального

закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет виды нормативных правовых актов в Российской Федерации, их юридическую силу, порядок разрешения коллизий между ними, вопросы, по которым принимаются федеральные нормативные правовые акты, а также общие правила юридико-технического оформления правовых предписаний.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  • 1.Нормативный правовой акт в Российской Федерации — это официальный письменный документ, принятый (изданный) в установленной настоящим Федеральным законом форме правотворческим органом в пределах его компетенции и содержащий решение об изменении системы действующих нормативных правовых актов путем установления новых норм права, либо отмены устаревших нормативных правовых актов.
  • 2.Закон в Российской Федерации — это нормативный правовой акт, принятый законодательными органами или всенародным голосованием (на референдуме) в рамках их компетенции, обладающий высшей юридической силой, прямым действием на территории, определенной Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
  • 3.Законодательство в Российской Федерации — вся совокупность законов в Российской Федерации и приравненных к ним по юридической силе актов делегированного законотворчества.
  • 4.Акт делегированного законотворчества — нормативный правовой акт, имеющий силу закона, но изданный не обладающим изначально законодательными полномочиями органом государственной власти на основании права, специально предоставленного ему для этих целей законодательным органом.
  • 5.Основы законодательства — это закон, содержащий внутренне согласованную совокупность норм права, которые регулируют на общих принципах и в единых целях соответствующую область общественной жизни.
  • 6. Кодекс в Российской Федерации — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство, максимально полно и целостно регламентирующий определенную сферу общественных отношений.
  • 7. Подзаконный нормативный правовой акт в Российской Федерации — это нормативный правовой акт, изданный (принятый) правотворческими органами в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации для его конкретизации и детализации.
  • 8. В настоящем Федеральном законе термины «указы и распоряжения Президента Российской Федерации» и «постановления Правительства Российской Федерации» используются в значении «нормативного указа и распоряжения Президента Российской Федерации» и «нормативного постановления Правительства Российской Федерации».

1290

Об утверждении Положения о единой информационной системе…

Проект постановления Правительства Российской Федерации

676

Об утверждении Криминалистических требований к техническим…

Проект ведомственного акта

249

Об архитектурной деятельности в Российской Федерации и…

Законодательство о здравоохранении – это система нормативно-правовых актов, регулирующих организационные, имущественные, неимущественные отношения, возникающие в связи с оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам, проведением санитарно-эпидемических мероприятий. Рассмотрим основные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в сфере здравоохранения.

Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) закрепляют право каждого человека на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. К международным документам также относятся: Декларации Всемирной Медицинской ассамблеи: Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения (1983 г.), Лиссабонская декларация о правах пациента (1981 г.), Декларация о независимости и профессиональной свободе врача (1986 г.), Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994 г.)и другие.

Конституция РФ в статье 41 закрепляет право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Основным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является — ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ.В нем определены основные принципы охраны здоровья; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья; организация охраны здоровья; охрана здоровья матери и ребенка; вопросы семьи и репродуктивного здоровья; медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование; медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека; права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, а также медицинских организаций; программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья; организация контроля в сфере охраны здоровья; ответственность в сфере охраны здоровья.

Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Статья 4 Федерального закона закрепляет основные принципы охраны здоровья:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Гражданам гарантируется защита от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

При оказании медицинской помощи обеспечивается приоритет интересов пациента (ст.6), который реализуется путем:

Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», если в федеральном законе не предупрежден срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрание Законодательства Российской Федерации». Кроме того, федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента установлено, что акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства Российской Федерации.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Коллективные договоры и соглашения заключаются на срок не более трех лет и вступают в силу со дня подписания их сторонами либо со дня, установленного в них. Стороны имеют право продлить их действие на срок не более трех лет (ст. 43, 48 ТК РФ).

Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с: 1) истечением срока его действия; 2) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; 3) отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникающим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникающих до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст. 12 ТК РФ).

Действие нормативных актов в пространстве. Правовое пространство для действия источников трудового права России тесно связано с понятием «территория». Имеется в виду территория государства — Российской Федерации; территория субъектов Федерации; территория конкретной организации. В соответствии с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов Российской Федерации. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации действуют лишь на их территории (республики, края, области и т.п.). При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон Российской Федерации. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относ��тся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории.

Направления развития законодательства в Российской Федерации

  1. Определите понятие источника трудового права.
  2. Назовите известные вам виды источников трудового права.
  3. Что такое система источников трудового права, какие акты входят в эту систему?
  4. В чем заключаются особенности системы источников трудового права?
  5. Как разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений?
  6. Дайте общую характеристику Трудового кодекса РФ как квалифицированного источника трудового права.
  7. Какова роль локальных нормативных актов и соглашений в регулировании правовых актов?
  8. Какова роль локальных нормативных правовых актов и соглашений в регулировании условий труда, в чем особенности формирования этих актов?
  9. Каково значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ по трудовым спорам?
  10. Определите действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по категории работников.
  11. Раскройте соотношение общих и специальных норм трудового права.
  1. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. ЛГУ, 1985.
  2. Бару М.И. Унификация и дифференциация норм трудового права // Советское государство и право. 1971. № 10.
  3. Безина А. К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Казань, 1989.
  4. Бочарникова М.А. Законодательство о труде субъектов Российской Федерации // Право и экономика. 1995. № 3-4; 1996. № 21/22.
  5. Глазырин В.В. ГК и регулирование трудовых отношений // Право и экономика. 1995. № 5-6.
  6. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права // Екатеринбург, 1997.
  7. Горшенин К.П. Кодификация законодательства о труде. М., 1967.
  8. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1996. № 1.
  9. Иванов С.А. Применение Конвенций МоТ в Россия в переходный период // ГП. 1994. № 8,9.
  10. Лебедев В.М. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия // ВВС РФ. 1996. №»2.
  11. Орловский Ю.П. О сфере действия трудового права в современных условиях // Право и экономика. 1995. № 7.
  12. Смолярчук В.И. Источник советского трудового права//М., 1978.
  13. Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. № 4.
  14. Шебанова А.И. Размышления о реформе трудового законодательства в Российской Федерации // Академия труда и социальных отношений. Научно-информационный журнал. 1994. № 5.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Статья 1.Настоящим Федеральным законом на основе и во исполнениеКонституцииРоссийской Федерации устанавливаются единые требования к законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, их подготовке, внесению, рассмотрению, принятию, опубликованию, толкованию и систематизации, правила законодательной техники, а также определяются способы разрешения юридических коллизий (противоречий между правовыми актами).

Отношения, являющиеся предметом настоящего Федерального закона, регулируются также Федеральным конституционным законом»О референдуме Российской Федерации», другими федеральными конституционными законами, Федеральнымзаконом»О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», регламентами палат Федерального Собрания, а также издаваемыми на основе настоящего Федерального закона иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации устанавливается Федеральным законом»О международных договорах Российской Федерации».

Статья 2.Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Федеральным законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.

Нормативный правовой акт принимается либо путем референдума, либо органом государственной власти, который наделен правом принятия (издания) нормативных правовых актов (нормотворческий орган) по предметам его ведения.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются: КонституцияРоссийской Федерации, законы Российской Федерации, нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, нормативные указы Президента Российской Федерации, нормативные постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Центрального банка Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Особыми видами нормативных правовых актов являются Федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о передаче осуществления полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 3.Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти составляют федеральное законодательство. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления составляют законодательство субъектов Российской Федерации. Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации составляют законодательство Российской Федерации.

Статья 4.Действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силуКонституцииРоссийской Федерации законы и другие нормативные правовые акты применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащейКонституцииРоссийской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым (изданным) после 25 декабря 1993 года, другим нормативным правовым актам Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации.

Статья 5.Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия (издания), вступления в силу и официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов, составляющих законодательство Российской Федерации, определяетсяКонституциейРоссийской Федерации, Федеральным конституционнымзаконом»О референдуме Российской Федерации», другими федеральными конституционными законами, Федеральнымзаконом»О международных договорах Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, другими федеральными законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Статья 6.Нормативные правовые акты, составляющие законодательство Российской Федерации, действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой.

В случае коллизии субъекты права обязаны руководствоваться нормативным правовым актом, обладающим более высокой юридической силой.

В случае коллизии правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 7.Правомочные принимать или издавать нормативные правовые акты органы государственной власти (нормотворческие органы) в процессе подготовки, принятия и реализации нормативных правовых актов обеспечивают отражение интересов граждан Российской Федерации.

Нормотворческие органы Российской Федерации поддерживают народную правотворческую инициативу, учитывают предложения граждан, политических партий и иных общественных объединений, органов местного самоуправления о принятии, изменении или отмене нормативных правовых актов.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Юридическое лицо
  • Оборотные активы
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Инфляция

В настоящий момент существует большое количество подходов к определению нормативного правового акта. Однако все из них основываются на базовых принципах и признаках, которые существенно отличают правовые акты от иных регуляторов отношений.

Официальное определение НПА определяет нормативный акт как письменный официальный документ, который был издан в установленном законом порядке правотворческим органом (органом государственной власти, который имеет соответствующие полномочия на издание законов), в пределах его полномочий и компетенций и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативный правовой акт определяется как основной источник права в государстве. В действительности это верная позиция, так как именно правовые акты закрепляют обязательные нормы поведения для граждан государства.

Источник права – это внешняя форма выражения норм права. То есть источник – это письменный документ, кодифицированный акт и любая другая нормативка по тем или иным вопросам.

Для того, чтобы какое-либо правило обрело статус правовой норм и стало частью нормативной базы государства ему необходимо пройти определенную процедуру принятия. В реальности каждый вид нормативки предполагает свой собственный процесс создания и принятия. Именно это формирует определенные стадии нормотворчества.

Стадии нормотворчества (законотворчества) – это совокупность определенных процедур и действий, которые осуществляются в процессе создания и принятия законов, определенные общей промежуточной целью.

Так, создание актов законодательства происходит в рамках следующих стадий:

На данной стадии рассматривается необходимость в урегулировании каких-то отношений. Например, появляется новый вид автотранспорта – абсолютно беспилотные автомобили. В настоящий момент ни один закон не содержит в себе, как такой автомобиль приобрести, как им пользоваться и как будут нести водители таких средств ответственность за нарушение ПДД. В таком случае появляется необходимость в урегулировании таких отношений, так как они не могут существовать вне правового поля.

Эта стадия состоит из следующих процедур:

  1. Инициация необходимости принятия закона или внесения изменений. Может быть инициировано как органом государственной власти, так и инициативной группой – гражданами, общественными объединениями;
  2. Создание комиссии по разработке текста закона и его финансового обеспечения;
  3. Анализ существующего законодательства;
  4. Создание концепции проекта закона, либо корректировка предложенного проекта на 1 этапе;
  5. Внесение закона на рассмотрение в соответствующий орган.

Такая стадия предусматривает подписание нормативного акта уполномоченным органом, его внесение в реестр законодательной базы, а также опубликование в официальных источниках. Источниками официального опубликования являются – официальный интернет портал pravo.gov, Российская и Парламентская газеты. Именно с момента опубликования акт считает принятым.

Классически выделяют 4 признака нормативного правового акта. Однако, в юридической науке классификация признаков не ограничивается, причисляя более 10 характерных черт, с которыми при желании вы можете ознакомиться самостоятельно.

Все законы в Российской Федерации имеют письменную форму выражения. Для иных источников права, что распространено в некоторых странах, характерно и устная форма выражения, например правовой обычай. В целом, в России в рамках гражданских и корпоративных правоотношений характерно наличие обычаев, но они обладают юридической силой.

Так, нормативка в РФ является классическим письменным актом, который имеет установленную форму и реквизиты, а также свою структуру. Если вы обратитесь к любому кодексу (кодифицированному нормативному акту), то увидите, что он имеет структуру – чаще от общих положений к специальным, реквизиты закона (название, номер, дату), а также заключительные положения.

Письменная форма законов обусловлено тем, что акты становятся обязательными для всех лиц, пребывающих на государственной территории. Поэтому передача норма закона иным способом, например устно, невозможна.

В рамках рассмотрения вопросов о стадиях принятия НПА отмечалось, что законы в РФ принимает Государственная Дума. Иной характер принятия имеют подзаконные акты. Однако в целом официальность нормативной базы заключается в том, что она принимает уполномоченными органами государственной власти в пределах их компетенции. Никакие иные органы не могут быть источниками право- и законотворчества.

Нормативные акты — это один из наиболее распространенных в современных государствах видов источников права. В зависимости от конкретной страны, они будут являться ведущими или же сочетаться с иными категориями, такими как, например, правовой обычай или судебные прецеденты. Основной признак, который характеризует нормативные акты — издаются они при непосредственном участии политических институтов (законодательных, исполнительных органов). Это значит, что во всех случаях они будут иметь официальный, общеобязательный характер. Рассмотрим прочие признаки, характеризующие нормативные акты.

Прежде всего отметим, что источники права, о которых идет речь, носят правотворческий характер. Нормы посредством них устанавливаются, корректируются или отменяются. Другой важнейший признак нормативных актов — они издаются в пределах компетенции конкретного органа власти (например, парламента). Соответствующие источники права имеют письменную форму, а также обладают различными реквизитами (если говорить о российской юридической традиции, то в числе таковых — вид, принявший орган, дата и место утверждения акта, его номер).

Закон и нормативный акт — это одно и то же? Все зависит от интерпретации данных терминов, вариантов которой может быть много. Закон в общеправовом смысле — это любой источник права, в том числе и тот, что основан, например, на правовых обычаях. В этом смысле рассматриваемые термины могут выступать синонимами, так как любой нормативный акт так или иначе будет законом. Однако возможны и иные трактовки исследуемых понятий.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...