Как и кто принимает законы в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и кто принимает законы в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Правом законодательной инициативы в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации обладают следующие субъекты законодательной инициативы:

Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее именуется — Совет Федерации), члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — по вопросам их ведения.

2. Законодательной инициативой в соответствии с настоящим Федеральным законом является внесение субъектами законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее именуется — Государственная Дума):

проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (далее именуются — законопроекты);

поправок к законопроектам, рассматриваемым в Государственной Думе (далее именуются — поправки к законопроектам).

3. Не предусмотренные Конституцией Российской Федерации в качестве субъектов законодательной инициативы федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также государственные органы, общественные объединения, учреждения, организации и граждане вправе участвовать в законотворческом процессе путем представления субъектам законодательной инициативы законопроектов (поправок к законопроектам), рассматриваемых в Государственной Думе.

1. Президент Российской Федерации осуществляет право законодательной инициативы лично.

2. Президент Российской Федерации при осуществлении права законодательной инициативы может поручить полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной Думе представить в Государственной Думе законопроект (поправки к законопроекту), внесенный Президентом Российской Федерации, либо назначить официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении в Государственной Думе законопроекта, внесенного Президентом Российской Федерации.

Назначение официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении законопроектов в Государственной Думе оформляется распоряжениями Президента Российской Федерации.

1. Совет Федерации при осуществлении права законодательной инициативы на своем заседании принимает решение о внесении в Государственную Думу законопроекта (поправок к законопроекту), а также о назначении из числа членов Совета Федерации официального представителя Совета Федерации при рассмотрении в Государственной Думе данного законопроекта.

При внесении поправок к законопроекту, рассматриваемому в Государственной Думе, Совет Федерации на своем заседании может принять решение о назначении из числа членов Совета Федерации своего представителя.

Решение Совета Федерации оформляется постановлением, принимаемым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Порядок подготовки и рассмотрения законопроекта (поправок к законопроекту), предлагаемого к внесению в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Совета Федерации, определяется Регламентом Совета Федерации.

2. Правительство Российской Федерации при осуществлении права законодательной инициативы на своем заседании принимает решение о внесении в Государственную Думу законопроекта (поправок к законопроекту), а также о назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении в Государственной Думе данного законопроекта.

Правительство Российской Федерации может поручить своему полномочному представителю в Федеральном Собрании представить в Государственной Думе законопроект (поправки к законопроекту), внесенный Правительством Российской Федерации.

3. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при осуществлении права законодательной инициативы на своем заседании принимает решение о внесении в Государственную Думу законопроекта (поправок к законопроекту) и назначении официального представителя при рассмотрении в Государственной Думе данного законопроекта. Указанное решение принимается в порядке, предусмотренном конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа для принятия законов этих субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении права законодательной инициативы на своем заседании, проводимом в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации, принимает решение о внесении в Государственную Думу законопроектов (поправок к законопроектам), а также о назначении своего официального представителя при рассмотрении Государственной Думой данного законопроекта.

5. Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации при осуществлении права законодательной инициативы соответственно на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации и Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимают решение о внесении в Государственную Думу законопроекта (поправок к законопроекту) и избирают соответственно официального представителя Верховного Суда Российской Федерации и официального представителя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении Государственной Думой данного законопроекта.

6. Представители субъектов законодательной инициативы, указанные в пунктах 2-5 настоящей статьи, вправе участвовать в рассмотрении Советом Федерации федерального конституционного закона или федерального закона, проект которого они представляли в Государственной Думе.

1. Законопроекты вносятся в Государственную Думу субъектами законодательной инициативы с сопроводительным письмом, содержащим название законопроекта, обоснование необходимости его принятия, характеристику законопроекта, изложение его целей, основных положений и места в системе законодательства Российской Федерации.

При осуществлении права законодательной инициативы Советом Федерации, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации к законопроекту (поправкам к законопроекту) прилагается копия решения соответствующего органа государственной власти о внесении законопроекта (поправок к законопроекту) в качестве законодательной инициативы данного органа государственной власти и назначении своего официального представителя по данному законопроекту.

2. При внесении законопроектов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, к ним прилагается заключение Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации представляет заключение на указанные законопроекты по запросам субъектов законодательной инициативы не позднее чем через две недели со дня получения соответствующего запроса.

В случае необходимости получения дополнительной информации от субъекта законодательной инициативы, вносящего законопроект, либо сбора или запроса у субъектов Российской Федерации требующихся для дачи заключения данных, не предусмотренных системой государственной отчетности, срок представления заключения может быть продлен до тридцати дней со дня получения соответствующего запроса, о чем Правительство Российской Федерации сообщает субъекту законодательной инициативы.

3. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:

о сроках и порядке вступления федерального конституционного закона, федерального закона в силу;

об отмене, изменении и дополнении ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона.

4. Вносимые субъектами законодательной инициативы законопроекты (поправки к законопроектам) должны иметь на каждой странице идентифицирующие признаки (подписи субъекта законодательной инициативы или уполномоченных должностных лиц при внесении законопроекта (поправок к законопроекту) субъектами законодательной инициативы, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи, либо оттиски печатей, штампов или иное), определяемые субъектом законодательной инициативы самостоятельно.

1. Федеральные конституционные законы принимаются Государственной Думой и Советом Федерации, а федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Субъект законодательной инициативы вправе в любой момент до принятия федерального конституционного закона или федерального закона отозвать внесенный им законопроект.

В случае отзыва законопроекта внесший его субъект законодательной инициативы уведомляет в письменной форме Государственную Думу о принятом им решении.

3. Государственная Дума в течение пяти дней со дня получения уведомления об отзыве законопроекта возвращает его внесшему данный законопроект субъекту законодательной инициативы.

4. Отозванный законопроект может быть снова внесен в Государственную Думу. В этом случае законопроект рассматривается Государственной Думой как новый с соблюдением процедур, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

1. Законопроект, внесенный в Государственную Думу, вместе с сопроводительными материалами подлежит регистрации, после чего он передается в Совет Государственной Думы для установления соответствия порядка внесения данного законопроекта требованиям настоящего Федерального закона.

2. Законопроект, внесенный с соблюдением требований настоящего Федерального закона, не позднее чем через десять дней со дня его поступления в Государственную Думу рассматривается Советом Государственной Думы. По итогам рассмотрения Совет Государственной Думы определяет комитет палаты, ответственный за рассмотрение данного законопроекта (далее именуется ответственный комитет), а также сроки представления им заключения на этот законопроект.

Если законопроект внесен в период парламентских каникул, то он рассматривается Советом Государственной Думы не позднее чем через десять дней после начала очередной после парламентских каникул сессии Государственной Думы.

3. Поправки депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации к законопроекту, рассматриваемому в Государственной Думе, вносятся непосредственно в ответственный комитет.

Поправки Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносятся в Государственную Думу. Указанные поправки подлежат регистрации соответствующим подразделением Аппарата Государственной Думы, после чего они передаются в ответственный комитет.

4. Законопроект (поправки к законопроекту), внесенный с нарушением требований настоящего Федерального закона, рассмотрению не подлежит и в течение пяти дней со дня поступления возвращается Советом Государственной Думы внесшему его субъекту законодательной инициативы для выполнения установленных требований.

1. Заключение ответственного комитета должно содержать предложение о принятии законопроекта к рассмотрению Государственной Думой или его отклонении. Заключение комитета должно быть мотивировано.

Ответственный комитет вправе принять решение об отклонении законопроекта только в случае если:

регулируемые им вопросы не отнесены к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

он противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации;

будет установлено, что принятие данного законопроекта (в силу представленной концепции) невозможно без внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации;

будет установлено, что законопроект внесен с нарушением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Заключение ответственного комитета представляется в Совет Государственной Думы, который определяет срок предварительного рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.

Принятие закона начинается с инициативы. Её может предложить не каждый, Конституция ограничивает число «инициаторов». В их число входят:

  • Президент
  • Совет Федерации
  • Государственная Дума
  • Правительство РФ
  • Законодательные органы субъектов
  • Конституционный суд
  • Верховный суд

Как правило, инициаторами принятия новых законов выступает Государственная Дума — это её основная задача.

Когда один из депутатов выступает с определенной инициативой, он должен её правильно оформить и отправить председателю Государственной Думы. Председатель регистрирует документ в общей базе, присваивает ему номер. После оформления и регистрации законопроект необходимо проверить — он не должен противоречить основным принципам Конституции. Для этой проверки законопроект отправляют в профильный комитет.

Со скоростью президента: путь законопроекта в России

Ко второму чтению законопроект подходит в более чистом виде: убираются лишние слова, неправильные формулировки, выражения с неясным толкованием. Поправки не могут противоречить изначальным принципам законопроекта, так что больших изменений быть не может. На втором чтении обсуждается большое количество различных поправок, идёт обсуждение важности той или иной.

В случае принятия депутатами законопроекта его отправляют в ответственный за него комитет для корректировки. Правовое управление Госдумы проверяет законопроект, и итоговый вариант отправляется в Совет Госдумы.

Именно второе чтение считают основным. Если законопроект был принят во втором чтении, то с огромной вероятностью его одобрят и в третьем. К тому же, именно второе чтение позволяет понять, как именно законопроект повлияет на жизнь в стране — большое количество непринятых поправок даёт понять логику потенциального закона.

В третьем чтении депутаты могут потребовать вернуть законопроект на второе чтение, но это редкость. Когда депутаты одобряют нововведение, его передают в Совет Федерации. Совет Федерации не обязан рассматривать каждый законопроект, так что его могут принять автоматически.

В течение пяти дней после получения закона Советом Федерации его отправляют на подписание президенту. Президент его либо подписывает, либо отклоняет. В случае отклонения законопроект возвращается в Госдуму и Совет Федерации, где проводится общее голосование. Если более 2/3 депутатов голосуют за принятие закона, президент обязан его подписать.

На оценку и принятие закона Конституцией РФ установлен срок – 2 недели. Если закон за это время не был принят, то его снимают с повестки дня или передают в Государственную Думу для внесения изменений. Тот, кто принимает законы в РФ, знает, что отклонение законопроекта Советом Федерации — это еще не значит, что его нельзя принять. Он может быть принят в обход совета Федераций, если во время повторного чтения будет принят двумя третями от численности собравшихся на слушание депутатов. Соответственно, срок принятия федерального закона составляет от 6 до 14 дней.

Простой обыватель думает, что Правительство РФ принимает законы, и снова ошибается. Правительство, согласно все той же Конституции, не занимается таким видом деятельности. Оно относится к органам исполнительной власти и занимается вопросами, связанными с исполнением, а не принятием законов в РФ. В сфере деятельности Правительства также находятся сферы развития культуры, науки, бизнеса, здравоохранения и правопорядка. Оно следит за тем, как власть на местах соблюдает российское законодательство и не нарушает права граждан.

После того как закон будет одобрен в Совете или он будет принят единогласно депутатами Государственной Думы, он еще не приобретает юридической силы. Для того чтобы он вступил в силу, его необходимо опубликовать в средствах массовой информации (каналы Центрального телевидения, радио и «Русская газета», Кодексы). До этого момента законопроект считается недействительным и не может использоваться.

Кто принимает законы в РФ и кто их имеет право признать их недействительными

Решение о недействительности принятого закона выносит Конституционный Суд Российской Федерации. После вынесения решения, он утрачивает силу, а вместо него применяются другие акты.

Причиной для признания его недействительным может быть противоречие его уже принятым федеральным законам и актам. Такая необходимость может возникнуть, если выяснится, что уже принят аналогичный законопроект. Тот, кто принимает законы в РФ, не всегда знает, что они уже есть и либо не работают, либо не применяются.

Сис­те­ма за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ пред­став­ля­ет со­бой слож­но­ор­га­ни­зо­ван­ную сис­те­му нор­ма­тив­ных ак­тов разл. ви­дов, при­ня­тых как на уров­не РФ, так и её субъ­ек­тов. Важ­ней­ший эле­мент сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ – Кон­сти­ту­ция РФ 1993, уч­ре­див­шая два осн. ви­да фе­де­раль­ных за­ко­нов: фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны и фе­де­раль­ные за­ко­ны. Обе груп­пы фе­де­раль­ных за­ко­нов при­ни­ма­ют­ся как в рам­ках пред­ме­тов ис­клю­чи­тель­но­го ве­де­ния РФ, т. е. при­над­ле­жа­щих толь­ко Фе­де­ра­ции и реа­ли­зуе­мых толь­ко ею са­мо­стоя­тель­но, так и в рам­ках пред­ме­тов со­вме­ст­но­го ве­де­ния РФ и её субъ­ек­тов (ст. 71 и 72 Кон­сти­ту­ции РФ).

Фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны при­ни­ма­ют­ся по во­про­сам, не­по­средст­вен­но ука­зан­ным в Кон­сти­ту­ции РФ. К ним от­но­сят­ся, напр., за­ко­ны «О ре­фе­рен­ду­ме РФ» (1995), «О су­дебной сис­те­ме РФ» (1996), «Об Упол­но­мо­чен­ном по пра­вам че­ло­ве­ка в РФ» (1997), «О Пра­ви­тель­ст­ве РФ» (1997), «О Го­су­дар­ст­вен­ном фла­ге РФ» (2000), «О Го­су­дар­ст­вен­ном гер­бе РФ» (2000), «О Го­су­дар­ст­вен­ном гим­не РФ» (2000), «О чрез­вы­чай­ном по­ло­же­нии» (2001), «О во­ен­ном по­ло­же­нии» (2002) и др. Такие за­ко­ны мо­гут быть так­же при­ня­ты по лю­бым кон­сти­ту­ци­он­но за­кре­п­лённым пол­но­мо­чи­ям фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­те­ля. Та­ким об­ра­зом, ста­ту­сом кон­сти­ту­ци­он­ных фе­де­раль­ных за­ко­нов об­ла­да­ют те фе­де­раль­ные за­ко­ны, нор­мы ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют наи­бо­лее зна­чи­мые пра­во­от­но­ше­ния, имею­щие не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к реа­ли­за­ции ос­нов кон­сти­ту­ци­он­но­го строя РФ, ус­та­нав­ли­ва­ют пра­ва и обя­зан­но­сти, ком­пе­тен­цию и струк­ту­ру глав­ных ор­га­нов гос. вла­сти, а так­же ак­ты, по­свя­щён­ные гос. сим­во­ли­ке. Фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны при­ни­ма­ют­ся в осо­бом по­ряд­ке. Так, фе­де­раль­ный кон­сти­ту­ци­он­ный за­кон счи­та­ет­ся при­ня­тым, ес­ли он одоб­рен боль­шин­ст­вом – не ме­нее 3/4 го­ло­сов от об­ще­го чис­ла чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции и не ме­нее 2/3 го­ло­сов от об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов Гос. ду­мы. Для при­ня­тия фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на не­дос­та­точ­но про­сто «мол­ча­ния» Со­ве­та Фе­де­ра­ции (в от­ли­чие от фе­де­раль­но­го за­ко­на, ко­то­рый счи­та­ет­ся при­ня­тым и в том слу­чае, ко­гда Со­вет Фе­де­ра­ции не рас­смот­рел при­нятый Гос. ду­мой фе­де­раль­ный за­кон в те­че­ние 14 дней).

Фе­де­раль­ные за­ко­ны со­став­ля­ют ос­но­ву всей сис­те­мы рос. за­ко­но­да­тель­ст­ва, де­таль­но ре­гу­ли­руя са­мые раз­но­об­раз­ные от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие в об­ще­ст­ве. Фе­де­раль­ный за­кон счи­та­ет­ся при­ня­тым, ес­ли за не­го про­го­ло­со­ва­ло бо­лее по­ло­ви­ны от об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов Гос. ду­мы, и одоб­рен­ным, ес­ли за не­го про­го­ло­со­ва­ло так­же бо­лее по­ло­ви­ны от об­ще­го чис­ла чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции. В свя­зи с мно­го­об­ра­зи­ем за­ко­но­да­тель­ных ре­ше­ний в РФ, как и в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве стран ми­ра, ис­поль­зу­ет­ся це­лый ряд приё­мов тех­ни­ко-юри­ди­че­ско­го ха­рак­те­ра, по­зво­ляю­щих, с од­ной сто­ро­ны, из­бе­жать по­вто­ров и про­ти­во­ре­чий в разл. ак­тах, а с дру­гой – лег­ко ори­ен­ти­ро­вать­ся в дей­ст­вую­щем за­ко­но­да­тель­ст­ве.

Рос. за­ко­но­да­тель­ст­во фор­ми­ру­ет­ся пре­иму­ще­ст­вен­но по от­рас­ле­во­му прин­ци­пу. Это оз­на­ча­ет по­строе­ние сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва в за­ви­си­мо­сти от клас­си­фи­ка­ции то­го или ино­го за­ко­но­да­тель­но­го пра­ви­ла по объ­ек­ту его ре­гу­ли­ро­ва­ния, т. е. с учё­том со­дер­жа­тель­ной сто­ро­ны об­ще­ст­вен­но­го от­но­ше­ния. На­при­мер: ес­ли речь идёт о ре­гу­ли­ро­ва­нии взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду че­ло­ве­ком и го­су­дар­ст­вом (в ли­це его ор­га­на ис­пол­ни­тель­ной вла­сти), дей­ст­ву­ют пра­ви­ла (нор­мы) ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­ва; ес­ли речь идёт о разл. ви­дах иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, как пра­ви­ло, воз­мезд­ных, воз­ни­каю­щих ме­ж­ду ча­ст­ны­ми ли­ца­ми (фи­зи­че­ски­ми или юри­ди­че­ски­ми), – разл. ви­дах до­го­во­ров, воз­ме­ще­нии вре­да и др., то со­от­вет­ст­вую­щие нор­мы от­но­сят­ся к сфе­ре гра­ж­дан­ско­го пра­ва, и т. д.

По­сколь­ку от­расль пра­ва – аб­ст­ракт­ное тео­ре­ти­че­ское по­ня­тие, ко­то­рое не все­гда удаёт­ся чёт­ко оп­ре­де­лить, фор­маль­но за­фик­си­ро­ван­ным и оче­вид­ным от­ра­же­ни­ем дей­ст­вую­ще­го пра­ва яв­ля­ет­ся от­расль за­ко­но­да­тель­ст­ва. Клас­си­фи­ка­ция нор­ма­тив­ных ак­тов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по от­рас­ле­во­му за­ко­но­да­тель­но­му кри­те­рию на ос­но­ве спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­но­го Клас­си­фи­ка­то­ра правовых ак­тов (2000).

Все от­рас­ли права тра­ди­ци­он­но под­раз­де­ляются на два круп­ных бло­ка: пуб­лич­но-пра­во­вые и ча­ст­но­пра­во­вые от­рас­ли. К пер­вым обыч­но от­но­сят кон­сти­ту­ци­он­ное, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное, му­ни­ци­паль­ное, бюд­жет­ное, та­мо­жен­ное, на­ло­го­вое, уго­лов­ное, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-про­цес­су­аль­ное, гра­ж­дан­ское про­цес­су­аль­ное, ар­бит­раж­ное про­цес­су­аль­ное, уго­лов­но-про­цес­су­аль­ное, уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ное, эко­ло­ги­че­ское, тру­до­вое пра­во, пра­во со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния, ме­ж­ду­на­род­ное пуб­лич­ное пра­во и т. п. Во вто­рой груп­пе до­ми­ни­ру­ет гра­ж­дан­ское пра­во, на­ря­ду с ко­то­рым мож­но вы­де­лить пра­во ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти, ав­тор­ское пра­во, бан­ков­ское пра­во, на­след­ст­вен­ное пра­во, се­мей­ное пра­во, ме­ж­ду­на­род­ное ча­ст­ное пра­во и т. п.

Кто на самом деле принимает законы в России? Разбираемся

Как пра­ви­ло, в рам­ках од­ной от­рас­ли за­ко­но­да­тель­ст­ва фор­ми­ру­ет­ся вто­рич­ная ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра: наи­бо­лее важ­ные пра­ви­ла вклю­ча­ют­ся в фе­де­раль­ный за­кон обоб­щаю­ще­го ха­рак­те­ра – ко­декс, ко­то­рый по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти мо­жет быть до­пол­нен или из­ме­нён пу­тём при­ня­тия со­от­вет­ст­вую­ще­го фе­де­раль­но­го за­ко­на, не­по­сред­ст­вен­но вно­ся­ще­го по­прав­ки в текст дей­ст­вую­ще­го ак­та, ос­во­бо­ж­дая его от ус­та­рев­ших норм. Та­кая фор­ма сис­те­ма­ти­за­ции – ко­ди­фи­ка­ция, при­ня­тая в РФ, от­ра­жа­ет при­над­леж­ность Рос­сии к груп­пе стран ро­ма­но-гер­ман­ско­го пра­ва. В кон. 20 – нач. 21 вв. в РФ прово­дят­ся глу­бо­кая за­ко­но­да­тель­ная и су­деб­ная ре­фор­мы, су­ще­ст­вен­но об­нов­ле­но (в т. ч. и по прин­ци­пи­аль­ным во­про­сам) за­ко­но­да­тель­ст­во, раз­ви­ва­ют­ся но­вые от­рас­ли пра­ва – при­ро­до­охра­ни­тель­ное (эко­ло­ги­че­ское), ак­цио­нер­ное, пред­при­ни­ма­тель­ское и др. В РФ дей­ст­ву­ет бо­лее 20 ко­дек­сов, сре­ди ко­то­рых та­кие фун­да­мен­таль­ные ак­ты, как Гра­ж­дан­ский ко­декс (ч. 1–3, 1994–2001), Вод­ный ко­декс (1995), Се­мей­ный ко­декс (1995), Уго­лов­ный ко­декс (1996), Воз­душ­ный ко­декс (1997), Лес­ной ко­декс (1997), Уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ный ко­декс (1997), Бюд­жет­ный ко­декс (1998), Гра­до­строи­тель­ный ко­декс (1998), Ко­декс тор­го­во­го мо­ре­пла­ва­ния (1999), На­ло­го­вый ко­декс (2000), Зе­мель­ный ко­декс (2001), Ко­декс об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях (2001), Тру­до­вой ко­декс (2001), Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ный ко­декс (2001), Ар­бит­раж­ный про­цес­су­аль­ный ко­декс (2002), Граж­дан­ский про­цес­су­аль­ный ко­декс (2002), Та­мо­жен­ный ко­декс (2003) и т. д. Обыч­но од­но­вре­мен­но с ко­дек­сом при­ни­ма­ется за­кон о вве­де­нии дан­но­го ко­дек­са в дей­ст­вие, в ко­то­ром мо­жет пре­ду­смат­ри­вать­ся всту­п­ле­ние от­дель­ных его глав или ста­тей в си­лу в бо­лее позд­ние, чем ко­декс в це­лом, сро­ки и др. осо­бен­но­сти его при­ме­не­ния (напр., к от­но­ше­ни­ям, воз­ник­шим до при­ня­тия ко­дек­са). Ино­гда от­рас­ле­вой ос­но­во­по­ла­гаю­щий нор­ма­тив­ный акт на­зы­ва­ет­ся ус­та­вом или пра­ви­ла­ми [напр., Пра­ви­ла до­рож­но­го дви­же­ния (1993), Ус­тав же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та (2003)]. С кон. 20 в. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась прак­ти­ка при­ня­тия от­дель­ных фе­де­раль­ных за­ко­нов, по­свя­щён­ных толь­ко од­но­му объ­ек­ту пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. При­ме­ром та­ко­го за­ко­на яв­ля­ет­ся Фе­де­раль­ный за­кон «Об обо­ро­те зе­мель сель­скохо­зяй­ст­вен­но­го на­зна­че­ния» (2002), объ­ект пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ко­то­ро­го в це­лом пре­ду­смот­рен нор­ма­ми Зе­мель­но­го ко­дек­са, а в этом за­ко­не – лишь ча­ст­ный во­прос зе­мель­ных от­но­ше­ний.

Осо­бое ме­сто в сис­те­ме пра­ва и за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ за­ни­ма­ет ме­ж­ду­на­род­ное пра­во, по­сколь­ку Кон­сти­ту­ция РФ про­воз­гла­си­ла, что об­ще­при­знан­ные прин­ци­пы и нор­мы ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва и ме­ж­ду­на­род­ные до­го­во­ры РФ яв­ля­ют­ся со­став­ной ча­стью пра­во­вой сис­те­мы Рос­сии. Про­воз­гла­ша­ет­ся так­же т. н. при­мат ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва: ес­ли ме­ж­ду­на­род­ным до­го­во­ром РФ ус­та­нов­ле­ны иные пра­ви­ла, чем пре­ду­смот­рен­ные за­ко­ном РФ, при­ме­ня­ют­ся пра­ви­ла ме­ж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра.

Рос­сия – уча­ст­ни­ца мно­го­чис­лен­ных уни­вер­саль­ных ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­ров и кон­вен­ций, ко­то­ры­ми она ру­ко­вод­ству­ет­ся в сво­их ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях. Это ка­са­ет­ся ор­га­нов внеш­них сно­ше­ний, ди­пло­ма­ти­че­ских пред­ста­ви­те­лей РФ за ру­бе­жом и дея­тель­но­сти пред­ста­ви­те­лей за­ру­беж­ных го­су­дарств в РФ, кон­суль­ских от­но­ше­ний, разл. им­му­ни­те­тов го­су­дар­ст­ва и его пред­ста­ви­те­лей и т. п.

Рос­сия – член ме­ж­ду­на­род­ных пра­ви­тель­ст­вен­ных (пре­ж­де все­го ООН) ор­га­ни­за­ций, спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ор­га­ни­за­ций ООН, ме­ж­ду­на­род­ных сою­зов, ре­ше­ния­ми и по­ста­нов­ле­ния­ми ко­то­рых она долж­на ру­ко­во­дство­вать­ся в сво­ей внеш­не­по­ли­ти­че­ской дея­тель­но­сти, а от­час­ти и в ре­ше­нии внут­рен­них во­про­сов.

Ряд во­про­сов от­но­сит­ся к пред­ме­там со­вме­ст­но­го ве­де­ния Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов – это во­про­сы ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-про­цес­су­аль­но­го, тру­до­во­го, се­мей­но­го, жи­лищ­но­го, зе­мель­но­го, вод­но­го, лес­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, за­ко­но­да­тель­ст­ва о не­драх и об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды, а так­же во­про­сы ад­во­ка­ту­ры и но­та­риа­та. Про­ект фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го или фе­де­раль­но­го за­ко­на, ка­саю­щий­ся пе­ре­чис­лен­ных от­рас­лей, мо­жет быть на­прав­лен в со­от­вет­ст­вую­щие субъ­ек­ты РФ для учё­та их мне­ния при при­ня­тии то­го или ино­го ак­та.

Субъ­ек­ты РФ при­ни­ма­ют за­ко­ны в пре­де­лах со­вме­ст­ных пред­ме­тов ве­де­ния Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов, а так­же в пре­де­лах ис­клю­чи­тель­ных пред­ме­тов ве­де­ния субъ­ек­тов РФ. Ос­но­ву сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва субъ­ек­тов РФ со­став­ля­ют их кон­сти­ту­ции (ус­та­вы).

Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:

  • устройство страны, законодательных и исполнительных органов власти;
  • структуру местного самоуправления;
  • права и свободы человека.

Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.

Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:

  1. Закон РФ о поправках к Конституции РФ;
  2. Федеральные конституционные законы, занимающиеся урегулированием вопросов, указанных в Конституции;
  3. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения по другим вопросам.

Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:

  • членами Совета Федераций в количестве ? и более голосов от общего числа участников;
  • представителями Государственной думы РФ в количестве 2/3 голосов и более.

Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.

Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.

Для поиска необходимого правового акта можно воспользоваться информационным интернет-порталом online-zakon и разделом: «Федеральные законы».

Юридическая процедура принятия различных федеральных законов в РФ является достаточно сложным делом. Однако, наличие нескольких вышеприведенных стадий рассмотрения законопроекта оправдывает себя. В итоге, независимо от того, кто в нашей стране принимает новый закон, на выходе получают качественный и хорошо подготовленный нормативный правовой акт.

Особое значение уделяют и своевременной публикации принятого ФЗ. Если граждане РФ не знают сути основных положений нового ФЗ, то они не соблюдают их. Такого допускать нельзя.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Как принимаются законы в Государственной думе

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Напишите свой комментарий ...